Танк т 99

Новейший китайский танк ZTZ-99A2 против российского Т-90МС: что лучше?

На военном параде в Пекине, посвященном 70-летию Победы во Второй Мировой войне, вооруженные силы КНР представят свой новейший танк, известный как ZTZ-99A2. Впервые информация о том, что китайские инженеры работают над глубокой модернизацией своего основного боевого танка ZTZ-99, появилась еще в 2007 году. Собственно, информации никакой и не было. Просто по старой китайской традиции была организована утечка одной единственной фотографии, на которой как раз и была изображена данная боевая машина. Правда, как теперь оказывается, большая часть оборудования на нем была в виде макетов.

Потом, чтобы интерес к машине не угас, китайские военные еще несколько раз организовывали утечки фотоматериалов. По ним можно было понять, что танк активно испытывается. Ожидалось, что модернизированный ZTZ-99 продемонстрируют 1 октября 2009 года, когда Китай отмечал 60 лет со дня образования народной республики. Но, к огорчению военных экспертов, новейший танк так и не появился.

ZTZ-99A2

Т-90МС
Поставки новых танков начались, по всей видимости, летом 2007 года. Тогда впервые был замечен целый эшелон. Как стало позже известно, одним из соединений, куда в первую очередь были направлены данные боевые машины, стала элитная 112-я механизированная дивизия 38-й армии Пекинского военного округа.
В 2014 году эти ранее секретные танки были продемонстрированы на учениях стран Шанхайской Организации Сотрудничества «Мирная Миссия 2014» на полигоне в автономном районе Внутренняя Монголия КНР. Технику ввела в учебные сражения как раз упомянутая выше 112-ая механизированная дивизия.
Как обычно бывает у китайцев, официальных данных по ZTZ-99A2 практически нет, известно, что на новом танке была доработана практически вся его конструкция. Радикальной доработке подверглась башня. Машина получила более мощную многослойную броню. Считается, что применяемая динамическая защита способна гораздо эффективней снижать действие тандемных боевых частей противотанковых ракет. К тому же, «реактивная броня» установлена более рационально, неприкрытых зон на башне и на корпусе — гораздо меньше.


Бурное развитие китайской электроники отразилось на качестве прицелов, они также доработаны, тепловизионный канал появился в панорамном прицеле командира. Лазерный комплекс активного противодействия также существенно модернизировали. Китайские конструкторы должны были повысить характеристики подвижности и огневую мощь.
Орудие танка осталось прежним: это клон советской 125-мм пушки, хотя появлялись сообщения о разработках 140-мм орудия.
В качестве двигателя стал применяться 1500-сильный дизель, правда, учитывая то, что танк «поправился», по некоторым данным, до 58 тонн, характеристики подвижности остались на уровне иностранных машин третьего поколения. Максимальная скорость оценивается в 70-75 километров в час.
На танке установлена информационно-управляющая система, новые средства связи и навигации.
Если сравнивать новейший китайский танк с российским Т-90МС, то, по имеющимся данным, обе машины примерно равноценны. Например, если говорить о характеристиках защиты, то машина из Поднебесной очень слабо, в отличие от нижнетагильской, прикрыта со стороны бортов. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на фото. По всей видимости, китайские конструкторы очень надеются на возможности лазерного комплекса активного противодействия, но у него есть масса ограничений в работе, и с подкалиберными боеприпасами он не может бороться.

По мнению военных экспертов, возможности прицельных комплексов у танков, по крайней мере, равнозначны. Ничего нового, превосходящего прицел «Сосна-У» создано не было. Правда, российская машина еще имеет прицел-дублер, чего нет у китайцев. Также на Т-90МС смонтированы видеокамеры, которые позволяют осуществлять круговой обзор местности. ZTZ-99A2 пока такой системой не оборудован. Нет у китайцев и дистанционно-управляемой пулеметной установки. Причем, такая система наличествует на экспортном танке VT-4. Вероятно, она еще»сырая», и поэтому ее не поставили на машину для НОАК.
Вооружение танков также примерно одинаковое: модификации советской 2А46. Китайцы неоднократно заявляли о гигантских успехах в разработке и выпуске новых снарядов, но даже западные эксперты воспринимают такую информацию скептически. Их боеприпасы приблизительно на уровне российских. То же самое касается управляемого вооружения: китайцы купили у России лицензию на ТУР ПТУР 9М119 «Рефлекс».
По некоторым данным, версия модернизированного танка Т-90 может иметь совершенно новую пушку –2А82, аналогичную стоящей на Т-14 «Армата», тогда наш танк получит значительный отрыв в огневой мощи.
Многих удивляет значительно возросшая масса китайского танка. Тут все дело в не совсем рационально сконструированном моторно-трансмиссионном отделении (МТО), куда пришлось имплантировать двигатель, гораздо больший по размерам, чем российский В-92С2Ф. И, в отличие от челябинского мотора, двигатель-таки размещен вдоль корпуса, как на западных танках. В результате он получился непропорционально длинным и перетяжеленным. Правда, есть одно преимущество: силовой агрегат и трансмиссия выполнены в виде моноблока, что значительно облегчает замену.
Если судить по официальным данным, то китайский танк превосходит российский по максимальной скорости. Но, по некоторым данным, превосходство ZTZ-99A2 минимально, так как у машин практически одинаковая удельная мощность. И, были сообщения, что на полигонах Т-90МС легко разгонялся до 70 километров в час.
Правда, в отличие от танка из Нижнего Тагила, китайская машина выпускается серийно, у нас же пока думают, стоит ли закупать модернизированный Т-90, ожидая появления в войсках «Арматы».

Новейший китайский танк — Тип 99G.

boroda 03.08.2009 47 6 0 в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Коллега woozrael в своих комментариях упомянул новейший китайский танк Тип 99G, и его уникальные боевые системы. Решил я выяснить об этой машине по больше.

Как уже упоминалось, эта машина является глубочайшей модернизацией нашего Т-72, и по мнению западных аналитиков, превосходит современные российские танки.

Одной из самых интересных и перспективных систем китайской машины является лазерная система активной защиты JD-3. Эта система состоит из системы предупреждения о лазерном облучении и квантового генератора. При получении сигнала об облучении танка лазерным лучом противника, система предупреждения вырабатывает сигнал на поворот башни в сторону обнаруженного источника, затем включается лазерный луч слабой мощности, определяющий точное местонахождение цели, после чего мощность луча мгновенно возрастает до критического уровня и выводит из строя оптические средства или органы зрения оператора противника. В настоящее время подобной системой не оборудован ни один из современных танков.

Честно говоря у меня лично возникли сомнения в эффективности этой системы. Дело в том что башня у такого достаточно тяжёлого танка не так быстро поворачивается, и если даже эта система зафиксирует работу лазера прицеливания с борта, то навряд ли она успеет среагировать на опасность. Пока башня будет поворачиваться, он просто уже получит ракету в борт.

Ещё на танк будет установлен новый прицел. Двигатель мощностью 1500 л.с. даёт танку выдающиеся скоростные свойства. По данным китайцев максимальная скорость их танка будет не менее 80 км\час.

Как и на всех бывших советских танках на этой машине на танке стоит 125 мм пушка с автоматом заряжания. Новые бронебойные снаряды с сердечником из обеднённого урана хоть и засекречены, но по просочившимся данным также имеют выдающиеся свойства. По мнению западных аналитиков, Российская армия таких боеприпасов не имеет.

танков Тип 99G и Т-72″ height=»375″ src=»http://alternathistory.com/files/030809_Typ99S_2.jpg» width=»700″ />

Если сравнивать Т-90 и Тип 99G то по заявленным китайцами, данными их машина почти по всем параметрам превосходит нашу. Но тут не стоит сильно огорчаться, так как известна любовь китайцев пустить пыль в глаза и заявить желаемые данные за действительные.

Кстати, в этом желании китайцев есть, вполне, материальный интерес. Китай активно продвигает свои машины на экспорт и для него Россия в этом секторе мирового рынка как раз основной конкурент. О реальных данных китайских машин, особенно в сравнении с российскими машинами, мы сможем сказать, если они попадут на один тендер, где будут проведены сравнительные испытания.

ZTZ-99A (Type 99A)

ZTZ-99A (Type 99A)

Значительным событием в жизни НОАК стало поступление в 2009 году в опытную эксплуатацию основного боевого танка ZTZ-99A, который ряд экспертов предлагают считать не модернизированным образцом ZTZ-99, а новой моделью. Следует отметить, что в литературе очень часто встречается обозначение этой машины как ZTZ-99A2, но сами китайцы ее официально именуют ZTZ-99A. В дальнейшем автор будет придерживаться китайского обозначения.

Как и большинство образцов, в начальный период эксплуатации в войсках, ZTZ-99A продемонстрировал множество «детских болезней», из-за чего доводка модели до приемлемого уровня затянулась примерно до 2013 года.

Совершенствование ZTZ-99 проходило под девизом: «Три великих перемены». К ним следует отнести:

— проектирование более компактного корпуса,

— изменение конструкции башни,

— совершенствование системы управления огнем.

Подразделение танков ZTZ-99A на марше.

ZTZ-99A получил новые силовую установку и трансмиссию, причем двигатель расположили поперек корпуса, что позволило существенно уменьшить длину машины. Мощность двигателя осталась прежней (1500 л.с.). При массе танка в 55 — 58 т она даёт значение удельной мощности порядка 25–27 л.с./т. Китайские источники утверждают, что ZTZ-99A способен разгоняться на шоссе до 75 — 80 км/ч. Данные по запасу хода отсутствуют, но можно предположить, в сравнении с предыдущими модификациями, некоторое снижение.

Радикальной переработке подверглась башня, которая получила новую многослойную броню, способную более эффективно противостоять противотанковым ракетам с тандемной боевой частью. Более рационально установили блоки динамической защиты, что привело к значительному сокращению неприкрытых зон на корпусе и башне. Лазерный комплекс активного противодействия также модернизировали.

Тактико-технические характеристики танка ZTZ-99A

Компоновочная схема — классическая.

Боевая масса, т — 58.

Экипаж, чел. — 3.

Основные размеры, мм:

— длина с пушкой вперед — 10000.

— длина по корпусу — 6900.

— ширина (с бортовыми экранами) — 3300 (3700).

— высота по крыше башни — 2350.

— клиренс- 500.

Длина опорной поверхности гусеницы, мм — 4300.

Удельное давление на грунт, кг/см2 — 0,9.

Вооружение (боезапас, выстр.):

— 125-мм гладкоствольная пушка ZPT-98 — 1 (42).

— 7,62-мм пулемет «86» — 1 (3000).

— 12,7-мм зенитный пулемет W-85 — 1 (300).

Углы вертикальной наводки орудия, град. — -6…+14.

Стабилизация вооружения — двухплоскостная.

Механизм заряжания — автомат заряжания.

Комплекс управляемого вооружения — 9К119 «Рефлекс».

Средства активной защиты — LRW/LSDW.

Средства постановки дымовой завесы — 2×5 дымовых гранатомета, ТДА.

Подвижность:

— тип и марка двигателя — дизельный MTU МВ871 Ка501.

— количество цилиндров (их расположение) — 8 (V-образное).

— максимальная мощность, л.с. — 1500.

— удельная мощность, л.с./т — 25,86.

— трансмиссия — механическая планетарная (7+1).

— максимальная скорость, км/ч — 60…80.

— запас топлива, л — 1245

— запас хода, км — 600.

Преодолеваемые препятствия:

— подъем, град. — 30.

— крен, град. — 30.

— ров, м — 2,7.

— стенка, м — 0,85.

— брод, м — 1,0.

Вооружение осталось прежним (некоторое время в прессе циркулировали слухи, что на танк установят 140-мм орудие), но конструкция пушки подверглась существенной модернизации. Прежде всего усовершенствования коснулись повышения износостойкости ствола, а вот от его удлинения отказались, так как это снизило бы маневренность танка в условиях городской застройки.

В систему управления огнем внесли существенные изменения. Обновили прицелы. Теперь тепловизионный канал прицелов командира и наводчика позволяет видеть цель на дистанциях до 8–9 км. Танк получил систему опознавания «свой-чужой» с обзором 360° по горизонтали и от -10° до +45° в вертикальной плоскости. Дальность действия-3600 м.

ZTZ-99А на учениях «Мирная миссия-2014».

ZTZ-99A на железнодорожной платформе.

Боковая проекция ZTZ-99A.

Впервые для спутниковой навигации использовали комбинированные приемники, способные принимать сигналы как GPS, так и китайской национальной системы «Beidou» («Северный ковш»), причем считается, что в отдаленной перспективе следует полностью отказаться от использования GPS.

Кроме радиостанции ZTZ-99A оборудовали устройством для лазерной связи в пределах прямой видимости. Передача голоса, текста и данных производится в зашифрованном виде.

Однако у всех модификаций ZTZ-99 имеется существенный недостаток— высокая стоимость. Именно по этой причине он не рассматривается как массовый, а поступает на вооружение ограниченного ряда элитных подразделений НОАК. По данным на 2014 год, в войсках находится около 500 единиц ранних модификаций и 100 — ZTZ-99A. Основная часть (423 машины) сконцентрирована в 27-й, 38-й и 65-й армейских группах сильнейшего в НОАК Пекинского военного округа. Остальные танки этого типа находятся в Шэньянском и Ланьчжоуском военных округах.

Распределение ZTZ-99 и ZTZ-99A по военным округам (данные на 2011 год)

Танки ZTZ-99A на параде 3 сентября 2015 года.

В 2014 году машины из состава 112-й механизированной дивизии 38-й армейской группы Пекинского военного округа приняли участие в совместных учениях стран Шанхайской Организации Сотрудничества «Мирная миссия». 3 сентября 2015 года колонна танков ZTZ-99A открыла прохождение военной техники на параде в Пекине в честь 70-летней годовщины окончания Второй мировой войны и войны китайского народа с Японией.

Китайский «конкурент» «Арматы»: Новый танк из Поднебесной (ФОТО)

Однако создание перспективной бронемашины требует не только значительных финансовых вливаний и прямого контроля со стороны НОАК, но и высокой степени адекватности при выполнении такой задачи, ведь заявить о планах создания супертанка, и на самом деле его построить, обогнав традиционных лидеров в области танкостроения — не одно и то же.

Большая бронетанковая гонка

Так или иначе, планы развитых промышленных государств, связанные с переработкой концепции боевых машин неразрывно связаны с появлением российской бронетехники на платформе «Армата». Во многом, стремления и задачи большинства разработчиков сухопутной техники стали развиваться именно вокруг российского проекта.

Сдержанный подход в этом вопросе продемонстрировали лишь Соединенные Штаты — редкие публикации с данными о модернизации защиты и средств наблюдения американских М1 «Абрамс» лишнее тому доказательство.

Уже известно, что разработкой перспективного танка совместно занимаются немецкие и французские специалисты, попутно не забывая о работах над собственными проектами — танками «Леопард» и «Леклерк». В целом, вся новизна технологий европейских танкостроителей заключается в «отработке» перспективных технологий на собственных машинах. По оценкам экспертов, должно пройти еще минимум пять-семь лет, прежде, чем будет сформирован единый подход к европейскому конкуренту для «Арматы».

Наиболее амбициозными в вопросе создания супертанка будущего, как ни странно, оказались именно китайцы — концерн Norinco еще в 2015 году заявлял о создании машины, которая должна оказаться «лучше Арматы».

Однако в вопросе создания перспективных бронемашин китайские специалисты не слишком искушены — экспорт отечественных танков из КНР действительно есть, однако до сих пор танкостроителями из Поднебесной не учтен ключевой вопрос в этом отношении — вероятное боевое применение таких машин.

Больше брони — больше проблем

Основной проблемой танков зарубежного производства, и в частности, европейских — по-прежнему остается лишний вес. Самым громоздким из «европейцев» остается немецкий «Леопард» — в одной из последних версий машина весит почти 70 тонн. Американских «тяжеловесов» в этом случае отдельно упоминать не стоит — «Абрамсы» с каждой модернизацией лишь набирали веса, незначительно прибавляя в защищенности.

Зарубежные танки продолжают позиционироваться производителем, как в высшей степени защищенные машины, однако толстая лобовая броня на примере танков «Леопард» в модификации 2А4, закупленных Турцией для собственных Вооруженных сил продемонстрировала полное бессилие против современных средств противотанковой борьбы.

Многие эксперты после произошедшего близ населенного пункта Аль-Баб танкового боя, или если быть точным, расстрела танков из ПТУР были озадачены результатом войсковой операции турецких военных. Тогда акцент аналитики по боевому применению танков немецкого производства был смещен с надежности конструкции на очевидные просчеты командования механизированных бригад — мол, танки применялись не так, не там, и не таким образом, как изначально задумано.

Анализ и амбиции

Свои выводы, почти наверняка, из произошедшего с немецкими танками сделали и китайские специалисты, ведь основное поле боя для бронетехники производства КНР — международные тендеры. Один из наиболее современных танков китайского производства — MBT-3000 весит немногим более 51 тонны.

Однако из этого же обстоятельства вытекает и главная проблема для китайских танкостроителей — перспективную бронемашину, пусть и со значительной переработкой конструкции, планируется делать на базе MBT-3000 c помощью… существенного увеличения площади бронирования.

Это значит, что с высокой долей вероятности можно утверждать о выборе китайских танкостроителей «леопардовской» стратегии разработки перспективной машины. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Первой и главной проблемой перспективного китайского танка может стать значительное удорожание стоимости производства. Прирост в бронировании, переработка средств наблюдения, электронного и оптического противодействия может кардинальным образом сказаться на повышении стоимости. Сам факт начала просчета перспективной конструкции, по словам экспертов, свидетельствует не столько о наличии прорывных технологий в области проектирования бронетехники, сколько о финансовых возможностях.

«Денег на исследования в области вооружений в КНР сейчас с избытком. По многим направлениям активно ведутся научно-исследовательские работы, в том числе, конечно, и по бронетехнике», — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт, полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Виктор Мураховский.

Если судить по опубликованным на китайских ресурсах изображениям, то в погоне за «Арматой» инженеры из КНР так же сделали выбор в пользу максимально возможного бронирования и необитаемой башни. Однако внимание экспертов привлекли значительно возросшие габариты машины.

По мнению специалистов, лобовое бронирование перспективного танка может сыграть злую шутку с мобильностью всей конструкции, вес которой после доработок, согласно расчетам экспертов, может вплотную приблизиться к 65–67 тоннам. «Капитальный» подход к усилению бронирования говорит, минимум, о двух ключевых положениях.

Во-первых, опыт локальных конфликтов был учтен китайскими специалистами, и после изучения эксперты могли придти к выводу, что отечественные танки столкновений с ПТУР противника могут не пережить. Во-вторых, значительно возросшая площадь бронирования может свидетельствовать о проблемах с созданием собственного комплекса активной защиты и его установки на серийные, в том числе, и экспортные машины.

«Комплексов активной защиты они, как таковых, и не показывали. Вместо этого на китайских танках устанавливается своеобразный компекс „ослепления” оптики», — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов.

Большая «болванка»

Главным секретом китайского танка, по мнению экспертов, должна стать полностью цифровая система управления огнем, «собирающая» входящую информацию с датчиков и облегчающая управление машиной в бою. Согласно информации из открытых источников, ради того, чтобы быть «круче всех» китайские танкостроители могут пойти на крайне рискованный эксперимент — уменьшить количество членов экипажа с трех человек, как в российском Т-14, до двух.

Спорность такого решения, в том случае, если прогнозы экспертов сбудутся, будет проверена лишь временем и моделированием выживаемости экипажа в серьезном бою.

Однако и здесь может быть обнаружена серьезная уязвимость: даже если учесть, что перспективный китайский ОБТ будет оснащен специальными РЛС с АФАР, датчиками, сигнализирующими об облучении машины средствами целеуказания, вывод из строя одного (или более) компонентов системы может свести к нулю ситуационную осведомленность экипажа машины на поле боя. Низкий профиль и модный «стелс-силуэт», по мнению экспертов, в вопросе выживаемости смогут помочь лишь незначительно.

Однако главным вопросом относительно китайской бронетехники остается защищенность машин и способность оперативно отвечать на все угрозы огнем из орудия.

Стремления маркетологов Norinco как можно более выгодно преподнести линейку собственных танков (включая, т. н «легкие» бронемашины) основывается, в основном, на вопросах ценообразования, в то время как на поле боя вопрос о выживаемости боевой машины все чаще решает противотанковая управляемая ракета Китайская China’s Dailyуже опубликовала подробный рассказ о возможных недостатках танка Т-14 на платформе «Армата», однако данных о возможностях собственных танков выдерживать попадания существующих противотанковых управляемых ракет китайские специалисты почему-то не спешат.

Эксперты поясняют, что прежде, чем оценивать боевую эффективность перспективных российских машин следует внимательно изучить, как попадание управляемой ракеты комплекса TOW в Сирии выдержал танк Т-90, являющийся, на секундочку, машиной предыдущего поколения. При этом, Т-90 активно маневрирует и может быстро менять позицию, выдвигаясь и возвращаясь на огневой рубеж — такой способности американские и европейские танк лишены.

Однако главные опасения военных экспертов вызывает стремление инженеров Norinco оснастить серийную перспективную машину орудием калибра 152-мм. Танковые пушки калибром 125-мм являются давно и хорошо отработанным решением, и главный упор в этом вопросе делается на разработку и создание танковых боеприпасов.

Создавать танковую пушку калибром 152-мм китайским оружейникам придется с нуля — собственных решений в этой области в КНР еще не было. Что в данном конкретном случае движет китайскими специалистами — стремление иметь самую «большую» танковую пушку в мире или желание провести шумную маркетинговую операцию — сказать сложно.

Конкурентные преимущества

Пока рассуждать о серьезной конкуренции со стороны китайской бронетехники нельзя. На данном этапе развития БТТ китайские машины заняли крайне узкую нишу, в которой техника производства КНР замещает устаревшие Т-55, находящиеся на вооружении государств, не располагающих возможностью закупать ультрасовременные и надежные танки.

К тому же, перспективная машина исключительно в китайской классификации относится к бронетехнике пятого поколения как по уровню реализации средств защиты и управления огнем, так и по целому ряду других параметров. Эксперты полагают, что перспективная бронемашина может быть оснащена той же пушкой ZPT-98, что и танк Тип 98.

Сама пушка при этом хоть и позиционируется как конечный продукт китайских НИР в области изучения металлов и сплавов, но является практически точной копией еще советской танковой пушки 2А46. В этой связи встает вопрос — сколько специалистам Norinco потребуется времени для создания супер-танка, превосходящего по совокупности боевых возможностей российский Т-14? По оценкам российских военных экспертов, минимум 15 лет потребуется китайским специалистам для того, чтобы довести боевую машину до уровня практической готового к серийному производству танка Т-14.

Однако к тому моменту, когда уровень машины, показанной на Параде Победы в 2015 году будет достигнут, китайскими танкостроителями, российские КБ уже предложат и реализуют новые решения, значительно расширяющие боевые возможности отечественной бронетехники.

Стремление китайских танкостроителей дать отечественным танкистам «лучший в мире танк» вполне понятно. Однако в случае с перспективной машиной для завоевания не только симпатий командования НОАК, но и спроса на мировом рынке вооружений придется предложить что-то большее, чем красивый эскиз и симпатичную брошюру на стенде во время выставки вооружений.

В конечном счете, репутацию хорошо разрекламированной, но не способной действовать в современных условиях машины может испортить всего одна управляемая ракета. А для того, чтобы такого конфуза в условиях боевых действий не случилось, нужно хотя бы «подобраться» к надежности конструкции Т-90. И уже затем замахиваться на «превосходство» над «Арматой» и вынашивать планы о мировой экспансии на рынки вооружений.

«Китайский танк Тип 99 — один из трех лучших в мире по боевому потенциалу»

Интервью конструкторов китайского ОБТ
Статья, опубликованная на портале military.china.com сетевым писателем по имени Шу Чжунсин в декабре 2009 г., была посвящена сенсационному интервью генерального конструктора танка Тип 99 Чжу Юйшэна в телепередаче «Великие мастера» на канале CCTV10. П.2 отреферировал этот текст, который, как нам кажется, может представлять определенный интерес. Собственные рассуждения Шу по возможности опущены, приводимые им цитаты Чжу Юйшэна и его заместителя сохранены.
Выступление Чжу Юйшэна в программе «Великие мастера» вызвало переполох и споры среди китайских и зарубежных любителей военной тематики. Попросту говоря, конструктор прямо заявил, что по трем важнейшим показателям боевого потенциала — подвижности, огневой мощи и защищенности танк Тип 99 занимает первое место в мире. В глазах генконструктора в рейтинге 10 лучших танков мира настоящими лидерами являются китайский Тип 99, американский М1А1/М1А2 Abrams и немецкий Leopard 2, а остальные не заслуживают даже упоминания. И среди этих трех лучших танков Тип 99 мог бы одержать победу над Abrams и Leopard, заняв первое место.
Генконструктор рассказывает, что программа создания танка Тип 99 была начата в 1980-е гг. и тогда Центральным военным советом ставилась задача всего лишь достигнуть паритета с мировыми образцами бронетанковой техники третьего поколения. «Мы сами думали, что, конечно, можем достигнуть баланса, но какой в этом прок, если на самом деле наша задача — разбить их наголову?» Таким образом, уровень разработок, который изначально закладывал генконструктор, превосходил и уровень третьего поколения западных танков, и требования Центрального военного совета.

Раньше неофициально считалось, что Тип 99 — первый в Азии и без вопросов входит в пятерку лучших мировых танков, но теперь оказывается, что эти оценки были слишком консервативными и Тип 99 лучший танк в мире! Вот какие доводы приводятся.
По словам конструкторов танка Тип 99, на этапе выбора вооружения шли серьезные дебаты, использовать 120-мм или 125-мм пушку, многие из участников дискуссии возражали против того, чтобы использовать такую же пушку, как на Т-72. Но на самом деле, по мнению Юйшэна, по танковым орудиям западная технология была хуже русской. 120-мм пушка имеет метательный заряд объемом 9,8 литров, китайская 125-мм пушка имеет метательный заряд объемом 13,4 литров. Испытания показали, что китайская 125-мм пушка, конечно же, мощнее 120-мм пушек.
Заместитель генерального конструктора Ван Чжэжун с гордостью говорит, что танки Тип 99 целиком разработан китайцами. Если говорить об огневой мощи этого танка, то 125-мм гладкоствольная пушка при использовании снаряда с сердечником из вольфрамового сплава с хвостовым стабилизатором способна на дистанции 2000 м пробивать более 850 мм гомогенной брони, а с использованием пенетраторов из специального сплава — более 960 мм. Если говорить о системе управления огнем танка, то используется находящаяся на передовом мировом уровне система управления огнем типа hunter-killer. Ее важной особенностью является то, что командир танка может управлять оружием помимо наводчика — включая стрельбу, сопровождение цели, целеуказание и т.п.
Ван Чжэжун заявил, что пушка американских ОБТ М1А2 Abrams с 2000 м пробивает 810 мм брони, Leopard 2А6 около 900 мм, японского Типа 90 650 мм, так что в лидерстве в технических характеристиках нет сомнений.
Что касается защищенности, то для обеспечения защиты от ракет танк Тип 99 имеет не только реактивную броню, но и два других козыря. Прежде всего, это первая в мире система лазерного подавления вражеских прицелов. Она установлена в прицеле танка и движется синхронно с вооружением. Смысл в том, чтобы наблюдать противника, оставаясь вне его поля зрения. На новейших версиях танка Тип 99 лазерное устройство оптического подавления, ослепления и помех находится в задней части башни. Максимальная дальность его применения составляет 4000 м. Система, состоящая из управляющего компьютера, лазерной установки и постановщика помех, обычно устанавливается на вращающейся платформе в левой задней части башни, управлять системой могут наводчик и командир танка. По оценкам, максимальная мощность лазера составляет около 100 МДж, что позволяет на расстоянии более 2000 м повреждать сетчатку глаз противника и выводить из строя его оптоэлектронику.
Система имеет два рабочих режима. В пассивном режиме она посредством устройства обнаружения определяет позицию противника и слабым лазерным излучением маркирует положение цели. Затем по команде компьютера интенсивность излучения резко возрастает и оно «становится жестким». В активном режиме система сначала сканирует местность в поисках цели, затем, обнаружив неприятельские наблюдательные и прицельные приборы, в автоматическом режиме открывает огонь для их уничтожения.

По мнению китайских конструкторов, хотя США и Россия давно разработали системы лазерного оружия, работы по их установке на танки находятся в стадии испытаний. В Китае технология систем лазерного подавления прицелом уже готова и занимает ведущее место в мире.
По словам генконструктора танка, ни одна из используемых противотанковых ракет сейчас не способна преодолеть его пассивную защиту; в сочетании же с активной защитой о поражении танка нет смысла даже упоминать. Активная система защиты при помощи компьютера определяет оптимальное расстояние до подлетающего к танку снаряда, после чего выстреливает защитный заряд. Его отклонение от угрозы не превышает метра, а в этом радиусе гарантируется уничтожение. Система не нуждается в управлении человеком. Поиск, сопровождение цели и прицеливание осуществляются автоматически. За рубежом такая технология пока что не замечена.

Генеральный конструктор Чжу Юйшэн открыто сказал, что толщина брони башни танка Тип 99 в лобовой проекции достигает 700 мм, корпуса — 500-600 мм, с учетом установки на башню и корпус новой реактивной брони она может достигать 1000-1200 мм. У американского М1А2 Abrams данный показатель составляет 600-700 мм, у Leopard 2А6 580 мм, у японского Тип 90 500-600 мм. Таким образом, бронезащита китайского танка и его западных конкурентов находится примерно на одном уровне.

Если же рассматривать в комплексе активную и пассивную защиту, то автор Тип 99 предлагает признать, что его детище занимает первое место в мире по защищенности благодаря двум системам активной защиты.
Что касается мобильности, то Тип 99, несмотря на отставание по отдельным направлениям, в целом достиг передового мирового уровня.
Ван Чжэжун говорит, что танк использует дизель «холодного типа» с турбонаддувом мощностью 1200 л. с., позволяющий танку разогнаться до 32 кмч за 12 секунд. Отставание в технологиях двигателестроения превратило двигатель в слабое звено в танке Тип 99, однако по словам генконструктора, принятые меры позволили компенсировать этот недостаток. Чжу Юйшэн говорит, что по мнению многих, если у М1А2 Abrams двигатель 1500 л. с., то 1500 л. с. — это и есть современный уровень. Это ошибочное мнение, считает конструктор, мобильность танка зависит прежде всего от его удельной мощности. У М1А2 Abrams она составляет 23,8 л. с. на тонну, а у Тип 99 удельная мощность даже немного выше. В результате мобильность находится на одном уровне, а потребление топлива у китайца меньше. Кроме того, значительно снижается нагрузка на тыловые службы. Таким образом, Тип 99 не отстает по мобильности, потребляет меньше топлива и за счет этого имеет больший запас хода.
Ван Чжэжун признает, что промышленность западных стран имеет солидный фундамент, уровень двигателестроения высок, надежность и мощность двигателей и трансмиссий также высоки. Сейчас есть некоторое отставание от Abrams и Leopard 2А6, но когда будет завершена разработка нового отечественного танкового дизеля мощностью 1500 л. с., это отставание сократится.
Чжу Юйшэн обращает внимание, что Тип 99 имеет низкий силуэт — он на 400 мм ниже Leopard 2А6 и на 200 мм ниже М1А2. Это повышает выживаемость, уменьшая площадь поражаемой проекции. Снижение силуэта танка — непростая задача, требующая очень компактно разместить механизмы. США хотели снизить силуэт М1А2 Abrams, но не смогли, поскольку двигатель и трансмиссия имеют большую высоту. Корпус танка Тип 99 является составным, многие части могут быть демонтированы и заменены. Таким образом не только удалось снизить массу, но и создать задел для дальнейшей модернизации.
Хотя танк ниже, чем М1, его шасси выше, чем у американского танка, что способствует росту мобильности и проходимости на сложной местности. Таким образом, по мобильности Тип 99 примерно соответствует Leopard 2А6 и М1А2 Abrams.
Ван Чжэжун отметил, что достигнуть сегодняшнего передового уровня в китайском танкостроении было нелегко — это итог работы трех поколений людей. «Мы должны быть нацелены на требования войны будущего, не должны рабски следовать чужим тенденциям, потому что иначе будем обречены на отставание. Какие могут быть сомнения, что Тип 99 — один из трех лучших танков мира?»
П.2 посрамлен: до сих пор мы в редакции были уверены, что только в наших палестинах употребляют формулировку «не имеет аналогов в мире» и ее производные в режиме работы по площадям — пока все живое в зоне поражения не потеряет способность без предубеждения воспринимать информацию о вооружениях российской разработки. Теперь, конечно, гран-при в номинации «вундерваффе 21 века» уходит китайским товарищам.
Аналитический отдел П.2 долго размышлял о том, есть ли вообще на свете что-то, в чем шедевральный Тип 99 может быть несовершенен. Мы пришли к выводу, что китайским конструкторам имеет смысл внести в конструкцию буквально одно новшество — и мир гарантированно ахнет и замрет в благоговении.
По нашему мнению, танк категорически необходимо оснастить креслами-катапультами для экипажа и, опционально, для десанта. Одна мысль о том, что Китай в состоянии позаботиться о своих танкистах так, как весь остальной мир заботится только о военных летчиках, способна парализовать волю практически любого противника.
Статья из архива сайта, была размещена на «ВО» в июне 2010 года.