Танк т 4 немецкий

Содержание

Pz.Kpfw. IV Ausf. G

Pz.Kpfw. IV Ausf. G АБ РБ СБ Основные характеристики Кратко Подробно 4.0/4.0/4.3БР Класс 5 человекЭкипаж 99 %Заметность лоб / борт / кормаБронирование 50 / 30 / 10корпуса 50 / 30 / 30башни Подвижность 23,7 тоннМасса 572 л/с300 л/сМощность двигателя 24 л.с/т13 л.с/тудельная 44 км/ч вперёд
8 км/ч назад39 км/ч вперёд
7 км/ч назадСкорость Вооружение 75-мм пушка KwK40 L43Основное орудие 87 снарядовбоезапас 5,9 / 7,6 секперезарядка -10° / 20°УВН 7,92-мм пулемёт MG34Спаренный пулемёт 3 000 снарядовбоезапас 8,0 / 10,4 секперезарядка 150 снарядовразмер обоймы 900 выстрелов/минскорострельность Экономика 26 000 исследование 100 000 покупка 1 400 / 2 023/1 600 / 2 312/1 180 / 1 705ремонт 29 000 обучение экипажа 100 000 эксперты 400 асы 142 % награда за бой 150 % 130 % 80 %

Описание

Panzerkampfwagen IV (7,5 cm) Ausführung G или Pz.Kpfw. IV Ausf. G — средний немецкий танк седьмой производственной серии. Особо не отличался от предыдущей серии Ausf.F, главным отличием стал лишь новый двухкамерный дульный тормоз, однако, последние несколько сотен танков этой серии получили новое орудие KwK 40 и усиленную бронезащиту. С конца весны 1942 года и по весну 1943 года оставался самым лучшим и опасным танком Вермахта, не считая малочисленных (на то время) новых тяжелых танков «Тигр». Мог на равных противостоять любому танку СССР и союзников на момент своего выпуска, за что и заслужил любовь немецких танкистов, а похвалы механиков за простоту и удобство в обслуживании в полевых условиях и неплохую надежность на поле боя. Но уже к лету 1943 года уступил место следующей модификации Pz.Kpfw. IV Ausf. H и более совершенным немецким танкам. Всего с мая 1942 по апрель 1943 года было построено 1687 машин этой серии.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Участок лобовой брони, в который Pz.Kpfw. IV Ausf. G могут пробить даже легкие танки

Pz.Kpfw. IV Ausf. G обладает средней бронезащитой и живучестью. Лобовая броня корпуса толщиной 80 мм без труда поражается большинством противников, однако, на ВЛД имеются дополнительные 20 мм траки, прикрывающие обширный участок брони и увеличивающие бронезащиту до 100 мм, кроме того, изучив модификацию «Накладная броня», на участок со смотровой щелью механика-водителя так же добавятся дополнительные траки толщиной 20 мм, это ощутимо усилит устойчивость лобовой брони корпуса к пробитию. Конечно, останутся открытые участки не прикрытые траками, но противники с невысоким бронепробитием орудий уже не смогут так запросто поражать Pz.IV G в лоб. Помимо участков не прикрытых дополнительной броней, над ВЛД имеется неприятный скос 20-мм брони и хотя он расположен под углом в 73°, приведенная толщина его брони всё равно не превышает 55 мм и запросто поражается даже легкими танками. Борта и корма корпуса защищены 30-мм и 20-мм броней соответственно и легко пробиваются даже ЗСУ. Из-за слабой бронезащиты бортов машины постановка корпуса «ромбом» на данном танке бесполезна, т.к. даже под хорошими углами наклона борта запросто поражаются снарядами противников.

Чаще всего Pz.Kpfw. IV Ausf. G будут пробивать в лоб башни, т.к., в отличие от корпуса, тут всего 50 мм брони и по 30 мм в бортах и корме башни. Экипаж башни и корпуса находится на значительном расстоянии друг от друга и, зачастую, при поражении башни, экипаж в корпуса не пострадает. Но между тремя членами экипажа в башне и двумя в корпусе имеется целый ряд боеприпасов, которые не редко детонируют при попадании в них осколков. Кроме того, если брать с собой в бой полный боекомплект, то снаряды будут размещены буквально по всему корпусу машины, что приведёт к еще более частому взрыву боекомплекта при попадании снарядов в корпус. Не считая промежутка между экипажем башни и корпуса, модули в танке расположены довольно плотно, поэтому, при пробитии брони, машина будет получать серьёзные повреждения. На башне танка установлены шесть 66-мм гранатометов, которые выпускают дымовые гранаты полукругом в том направлении, куда на момент пуска дымовых гранат направлен ствол орудия. Не раз вовремя выпущенная стена дыма укроет игрока от противников, тем самым спасая Pz.IV G от уничтожения.

Подвижность

Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. IV Ausf. G

Pz.Kpfw. IV Ausf. G имеет среднюю подвижность и проходимость. Максимальная скорость танка в 44 км/ч набирается относительно быстро, но выполняя манёвры и преодолевая рельефный ландшафт удержать скорость выше 25-38 км/ч будет сложно. Заднего хода в 8 км/ч вполне хватает чтобы вовремя откатываться назад, в случае возникновения неприятностей во время боя. Pz.Kpfw. IV Ausf. G медленно разворачивается на месте, но на ходу выполняет манёвры гораздо быстрее, при этом значительно теряя в скорости. Проходимость у машины средняя, хотя Pz.IV G и уверенно преодолевает даже сложный ландшафт, при этом он ощутимо теряет в скорости, хотя на крутых склонах и вязких грунтах будет заметно быстрее британских и американских танков своего боевого рейтинга. Главными препятствиями, которые будут замедлять танк до 5-12 км/ч, станут разрушаемые объекты, такие как заборы, деревья, автомобили и прочее.

Вооружение

Основное орудие

Pz.Kpfw. IV Ausf. G вооружен 75-мм орудием KwK40 L43 с боезапасом в 87 снарядов. Без преувеличения главным достоинством данного танка является его отличное орудие, которое может пробить лобовую броню практически любого встречаемого противника. Трудности могут возникнуть, разве что, с тяжелым американским танком M4A3E2, но и в его лобовой броне имеются ослабленные места, куда Pz.Kpfw. IV Ausf. G может его пробить. Орудие обладает отличной баллистикой полёта снарядов, хорошим бронепробитием и высокой точностью, даже на больших дистанциях. Кроме того, каморные снаряды обладают хорошим заброневым воздействием, благодаря чему, зачастую, достаточно одного снаряда для уничтожения машины противника. Орудие перезаряжается со средней скоростью.

Для танка доступно пять типов снарядов:

  • PzGr 39 — бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Обладает хорошим бронепробитием и отличным заброневым воздействием. Эффективен против всех встречаемых противников. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.

  • Hl.Gr 38B — кумулятивный снаряд. Имеет среднее бронепробитие и среднее заброневое воздействие. Эффективен против средних и легкий танков противника. В отличие от других снарядов сохраняет своё бронепробитие на любой дистанции. Рекомендуется для стрельбы на особо дальние дистанции.
  • PzGr 40 — бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие среди всех представленных снарядов, но обладает слабым заброневым воздействием. Малоэффективен при стрельбе по наклонной броне, от которой будет попросту рикошетить. Эффективен против всех встречаемых в бою противников. Рекомендуется для точечных ударов по экипажу и модулям хорошо бронированных противников.
  • Sprgr. 34 — осколочно-фугасный снаряд. Обладает самым низким бронепробитием среди всех представленных снарядов, но имеет большое количество взрывчатого вещества. Бесполезен против бронированной техники, может быть эффективен, разве что, против ЗСУ на шасси грузовиков.
  • K.Gr.Rot Nb. — дымовой снаряд. Не обладает бронепробитием и заброневым воздействием. На короткое время выпускает большое облако дыма, скрывающее игрока от взора противников. В аркадном режиме боёв, за облаком дыма, исчезают и не отображаются маркеры противников и самого игрока, пока дым не рассеется.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. IV Ausf. G вооружен 7,92-мм пулемётом MG34 с боезапасом в 3000 патронов. Пулемёт спарен в башне с основным орудием и бесполезен против бронированной техники. Может быть эффективен, разве что, при ведении огня по экипажу противника не прикрытому бронёй.

Применение в бою

Pz.Kpfw. IV Ausf. G практически универсален по своему боевому применению, но, с некоторыми оговорками. Прежде всего нужно знать чего не стоит делать на этом танке, а именно: ехать в числе первых на захват точек и следовать в авангарде атаки. При первой вышеупомянутой тактике в числе первых приехать на захват точки не получится и вполне возможно нарваться на целую толпу вражеских танков, во-втором же случае следует вспомнить о недостаточной защищенности машины, из-за чего, в авангарде атак танк будет быстро утерян. Если же игрок привык прорывать позиции противников, то гораздо продуктивнее танк себя зарекомендует в качестве машины поддержки более защищенных союзников, следуя за ними и прикрывая их точным огнем, держась чуть позади них. Оборона позиций тоже не чужда для Pz.IV G, но и тут не стоит забывать про то, что машина не держит удары вражеских снарядов, поэтому, грамотно занятая позиция, которая укроет машину полностью на время перезарядки или ремонта — залог долгой и эффективной обороны выбранного участка. Высокая точность орудия и хорошее бронепробитие позволяют использовать Pz.Kpfw. IV Ausf. G в качестве снайпера, отстреливая противников с большого расстояния, при этом оставаясь незамеченным или прячась за укрытие после каждого выстрела. Хорошая проходимость и не плохая подвижность дают возможность обходить противников с флангов и тыла, устраивая им неприятные сюрпризы оттуда, откуда они меньше всего ожидают появления противника, но долго засиживаться на одном месте не стоит, т.к. одно попадание вражеского снаряда в борт или корму Pz.Kpfw. IV может оказаться для него фатальным.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Точное и мощное орудие
  • Неплохая лобовая броня корпуса
  • Хорошая проходимость

Недостатки:

  • Высокая уязвимость башни и боекомплекта
  • Слабая бронезащита бортов и кормы
  • Плотная компоновка
  • Тонкая крыша

Историческая справка

Два Pz.Kpfw. IV Ausf. G ведут наступление на Восточном фронте

Объявляя конкурс на проект 18-ти тонного танка в середине 30-х годов, немецкое командование изначально отводило будущему проекту роль танка поддержки и предполагало что именно танки Pz.Kpfw.III станут основными «рабочими лошадками» Панцерваффе. Свои проекты на конкурс предоставили четыре немецкие фирмы: Rheinmetall-Borsig AG, Friedrich Krupp AG, Daimler-Benz и MAN. После того как военная комиссия ознакомилась со всеми проектами, их выбор пал на проект фирмы Krupp, но с внесенным в него рядом изменений, так, шасси было заимствован у проекта фирмы Rheinmetall. В основном это было обусловлено тем, что Rheinmetall взяло за основу шасси танков Nb.Fz., очень похожего на шасси танков Pz.Kpfw.III, в то время как три других фирмы предоставили подвеску с катками расположенными в шахматном порядке. В остальном проект Krupp был выполнен в классическом стиле немецкого танкостроения с трансмиссией и отделением управления расположенным спереди, боевым отделением и башней в центре корпуса и двигателем расположенным сзади. Внешне танк был очень похож на Pz.Kpfw.III, только корпус был шире и длиннее, благодаря чему машина имела большой потенциал для будущей модернизации. В апреле 1936 года машина получила свое окончательное наименование — Panzerkampfwagen IV или Sd.Kfz.161, по сквозной системе обозначения. С октября 1937 года танк был запущен в серийное производство.

Подбитый Pz.Kpfw. IV Ausf. G на улице советского города

Первые танки Pz.Kpfw. IV поступили на вооружение Вермахта в начале января 1938 года и участвовали в аншлюсе Австрии и чешской Судетской области. Боевое крещение же Pz.Kpfw. IV получили во время Польской кампании, впрочем количество польской бронетехники было настолько малым, что немецкие танки практически не встречали достойного сопротивления. Звездным часом для Pz.Kpfw. IV стала Французская кампания Вермахта, где танк, несмотря на качественное и количественное превосходство англо-французских танковых войск, показал большую эффективность чем бронетехника союзников, в основном это обусловлено неумелым и неправильным использованием танков союзным командованием, которое распыляло танки по всем пехотным подразделениям, используя их как средство поддержки пехоты, а не концентрировало их в отдельные танковые подразделения. Война с СССР же показала что средние танки Pz.Kpfw.III уже не могут тягаться с вражеской бронетехникой ни по бронированию ни по огневой мощи и, с осени 1941 года, именно Pz.Kpfw. IV стал основным танком Панцерваффе и упор был сделан в массовость именно этой машины.

С конца 1939 года и по начало 1942 года танки Pz.Kpfw. IV постоянно модернизировались под условия боевых действий. Возрастала как бронезащита, так и огневая мощь машин. Так, к маю 1942 года начался выпуск установочной серии Ausf. G, которая почти не отличалась от предыдущей серии Ausf. F. Танки этой серии получили новый двухкамерный дульный тормоз и мелкие конструктивные изменения. Лишь последние 700 танков получили дополнительные экраны брони по бортам и усиленную на 30 мм броню лба корпуса, что делало их аналогичными следующей серии Ausf.H, а на последние 412 танков серии Ausf. G устанавливалось новое орудие KwK 40 с длиной ствола в 48 калибров.

Pz.Kpfw. IV Ausf. G пользовался большой популярностью среди немецких танкистов, т.к., до 1943 года оставался чуть ли не единственной бронетехникой немцев способной на равных противостоять советским тяжелым и средним танкам. Так же машина была очень надежной и простой в эксплуатации, легко обслуживалась и чинилась даже в полевых условиях. Основным театром военных действий для Pz.Kpfw. IV Ausf. G стал Восточный фронт, хотя часть машин воевала и в Северной Африке, но там их число было крайне малым, а из-за плохого снабжения боеприпасами и запчастями Pz.IV G вообще отводилась роль больше танков поддержки, нежели основной ударной силе. На Восточном фронте эти танки стали основой бронетанковых сил Вермахта вплоть до лета 1943 года, оставаясь грозным и опасным противником для советских танкистов и их боевых машин, чью броню орудия Pz.Kpfw. IV Ausf. G поражали без труда, даже на больших дистанциях. Кроме того, нередко использовалась засадная тактика, при которой немцы укрывали свои машины на местности, подпуская советскую бронетехнику и солдат как можно ближе и уничтожали их внезапным, не оставляющим шансов на реагирование, огнём.

Медиа

  • Подбитый и брошенный Pz.Kpfw. IV Ausf. G

  • Pz.Kpfw. IV Ausf. G в бронетанковом музее в Кубинке

  • Pz.Kpfw. IV Ausf. G в музее бронетехники

  • Pz.Kpfw. IV Ausf. G из состава болгарской армии

Обзор Pz.Kpfw. IV Ausf. G от Omero

Обзор Pz.Kpfw. IV Ausf. G от BMB89

См. также

  • Pz.Bfw.IV
  • Pz.IV F2
  • Pz.IV J

Ссылки

  • Статья на Википедии
  • Статья на armor.kiev.ua
  • Статья на tanki-tut.ru
  • Статья на tanki-v-boju.ru

Конец истории немецкого «танка поддержки»

Танк Pz.Kpfw.IV начал свою карьеру в качестве вспомогательной машины. По задумке военного заказчика, он предназначался для поддержки основного среднего танка Pz.Kpfw.III. Однако Pz.Kpfw.III был основным недолго: оказалось, что 50-мм пушки 5 cm KwK 39 не хватает для борьбы с новыми танками союзников, а более мощная 75-мм пушка 7.5 cm KwK 40 L/43 в его башню уже не помещалась. Модификация Pz.Kpfw.IV Ausf.G, оснащённая этим грозным орудием, изменила судьбу Pz.Kpfw.IV — именно он стал основным средним танком. Впрочем, советские, британские и американские машины быстро развивались, и немецким конструкторам постоянно приходилось искать новые решения, чтобы поддерживать боеспособность «четвёрки».

Из Африки в Европу

Исчерпывающий доклад британских бронетанковых специалистов о новом варианте «четвёрки», который британцы назвали Pz.Kw.4 Special, вышел в августе 1943 года. С момента появления танков с орудием 7.5 cm KwK 40 на фронте прошло больше года — в условиях стремительного технического прогресса военного времени это было целой вечностью. Британские разведчики не упустили тот факт, что танк перестал быть «особым». За год войны Pz.Kpfw.IV с длинноствольными орудиями стали распространёнными, и в обновлённых немецких технических описаниях теперь значились основными средними танками.

Рисунок Pz.Kpfw.IV из журнала Tactical & Technical Trends. Обозначение «Special» к 1944 году «четвёрка» потеряла

Танки, против которых союзники сражались в Италии, отличались от тех, что они прежде видели в Африке. К концу 1943 года разведка доложила о том, что немцы начали устанавливать на Pz.Kpfw.IV экраны из неброневой стали толщиной 1/4 дюйма (6 мм) и твёрдостью 120 единиц по Бринеллю. Британские специалисты решили, что такие экраны установлены для борьбы с подкалиберными снарядами.

Также отмечалось, что танк с длинной 75-мм пушкой внешне сложно отличить от «Тигра», так как экраны придают башне округлую форму. По мнению специалистов, немцы могли сделать это умышленно. На некоторых экранах был нанесён тонкий слой шершавого покрытия: предполагалось, что оно предназначено для защиты от магнитных противотанковых мин или для маскировки. Покрытие заинтересовало британцев, которые испытывали аналогичные материалы вплоть до 1946 года, но реального применения они не нашли.

Экраны оставались главной темой при обсуждении Pz.Kpfw.IV в сводках вплоть до весны 1944 года. Было отмечено, что от бронебойных снарядов они помогают мало, зато весьма эффективно работают против кумулятивных. Установить эффективность бортовых экранов не удалось, так как не нашлось ни одного танка, на котором бы они уцелели. Разведчики сообщили, что экраны расхищаются пехотой с обеих сторон для сооружения импровизированных укреплений и печей.

В переписке британцы упоминали, что из-за ограниченного применения немцами танков в Италии большинство информации о новой вражеской бронетехнике прибывает из СССР. Вторая причина скудости информации тоже довольно проста: на фоне «Тигров», «Пантер» и даже «Элефантов», которые использовались в Италии в значительных количествах, старенький Pz.Kpfw.IV не был чем-то выдающимся, особенно на фоне того, что машина радикально не меняла свой облик на протяжении довольно долгого времени.

Британский офицер рассматривает выгоревший Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Италия, сентябрь 1943 года. Редкий случай: танк несёт полный комплект не только башенных, но и бортовых экранов. Также хорошо видна открытая створка люка командирской башенки новой конструкции

Об этом красноречиво говорит лаконичный текст британской разведсводки: «Pz.Kpfw.IV всё ещё появляются на фронте. Дальнейшие комментарии излишни». Другая содержала немного больше: «Несмотря на большое количество материала, посвящённого «Тиграм» и «Пантерам», Pz.Kpfw.IV остался стандартной машиной на вооружении немецких дивизий». Установка нового орудия в танк исчерпала ресурс модернизации практически полностью, и нового материала для разведчиков просто не было.

Последняя «четвёрка»

Бои в Нормандии велись с применением большого числа танков, что дало целый массив новой информации о немецкой бронетехнике, почерпнутой как из осмотра подбитых машин, так и трофейных документов. Так, британцы узнали о ещё одной особенности нового типа Pz.Kpfw.IV: на нём была установлена новая пушка длиной 48 калибров взамен старой, длиной 43 калибра. Впрочем, британские специалисты сомневались, что такое незначительное удлинение заметно повлияет на баллистику орудия.

Похоже, что старые танки тоже модернизировались, так как британцам попался Pz.Kpfw.IV с длинной 75-мм пушкой, но имевший 30-мм лобовую броню с дополнительным 30-мм экраном — такая использовалась на старом Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Также был осмотрен танк с монолитной 60-мм лобовой бронёй. Здесь не совсем понятно, в какую сторону ошиблись исследователи: это мог быть Ausf.G с 50-мм лобовой бронёй или же Ausf.H с 80-мм. Судя по трофейным документам, «четвёрки» постепенно заменялись в нише основного среднего танка немецкой армии «Пантерами». Задача Pz.Kpfw.IV теперь сводилась к прикрытию уязвимых бортов «Пантер» и истребителей танков на их базе.

Модернизированный Pz.Kpfw.IV из коллекции танкового музея в Бовингтоне. Машина имеет характерные для Ausf.D лоб подбашенной коробки и экранировку, но вместе с ними присутствуют длинноствольная 75-мм пушка и экраны на башне

Похоже, что в подбитых танках не нашли каких-либо документов, так как название новой модификации стало известно только некоторое время спустя. Новый танк назывался Pz.Kpfw.IV Ausf.H, но уверены в этом британцы не были, даже когда трофейная машина попала в Школу танковых технологий. Случилось это под конец 1944 года. Предварительное описание составили только к декабрю — к тому времени войска союзников успели вдоволь повоевать с новой машиной, но с трофеем в руках британцы могли подтвердить то, о чём раньше только догадывались.

Самые заметные изменения по сравнению с предыдущей моделью сводились к удлинённой пушке 7.5 cm KwK 40 L/48, новой командирской башенке, а также установке экранов по бортам машины.

Изменилось бронирование командирской башенки: толщина брони достигла 100 мм по сравнению с 95 мм на Ausf.E; крыша башенки с одностворчатым люком диаметром 480 мм имела толщину 12 мм. В отличие от Ausf.G, на башенке отсутствовал индикатор поворота башни. Основное бронирование машины оставалось на уровне Pz.Kpfw.IV Ausf.G, за исключением 85-мм лобовой плиты корпуса и подбашенной коробки при номинальной толщине 80 мм. Лобовое бронирование башни оставалось на уровне 50 мм.

Захваченный британской 27-й танковой бригадой Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Нормандия, июль 1944 года. Танк выглядит типично: у него есть экраны на башне, но бортовые экраны, которые легче использовать «по хозяйству», отсутствуют

В этот раз основная броня дополнялась разнесёнными экранами, установленными по бортам корпуса и вокруг башни. Толщина листов составляла 5–9 мм, от основной брони их отделяло расстояние до 400 мм. Башенные экраны имели откидные створки на петлях, чтобы экипаж мог пользоваться бортовыми башенными люками. Бортовые экраны отсутствовали, но крепления под них на машине остались. Экраны также имели противомагнитное покрытие, но к этому времени британская разведка уже выяснила значение слова «циммерит», поэтому исследователи знали, с чем имеют дело.

Новая пушка L/48 была длиннее своей предшественницы L/43: 3610 мм против 3230 мм. Начальная скорость снаряда от этого выросла до 2600 футов в секунду (790 м/с). Новые таблицы пробития для L/48 британцы составлять не стали, решив, что по сравнению с L/43 оно радикально не изменилось.

Изменения не сводились только к длине ствола: L/48 имела равномерную правую нарезку с крутизной в 7°, в отличие от прогрессивной крутизны нарезки у L/43, изменяющейся от 6 до 9°. Стволы пушек L/43 и L/48 имели 32 нареза, по сравнению с 28 нарезами у более короткой 7.5 cm KwK. Дульный тормоз изменился по сравнению с использованными ранее на Pz.Kpfw.IV Ausf.G. Это был третий вариант дульного тормоза, который британцы отметили на пушках 7.5 KwK 40. Отмечались некоторые упрощения казённика.

Толщины и углы наклона брони Pz.Kpfw.IV Ausf.H

От всех изменений удлинённое орудие немного потяжелело, с 472 до 496 кг. Ствол потяжелел на 49 кг, но это частично компенсировалось облегчением других узлов. Уравновешивающую пружину сменил гидропневматический механизм, к люльке добавили крепление для клинометра. Спусковой механизм остался тот же, но крепления для батарейки на этот раз не было. На танке стоял электрогенератор E.M.F, как и на «Пантере». Боекомплект состоял из 85 выстрелов, а также 1950 патронов для двух пулемётов MG 34.

Ходовая часть тоже несколько изменилась. Поддерживающие катки теперь были стальными, без резиновых бандажей, ограничители хода подвески упростили по сравнению с теми, что использовали на Ausf.G. Ведущее колесо также отличалось. Так как танк был неисправным, ходовые испытания не проводились.

Осенью 1944 года разведка сообщила о новом варианте «четвёрки» — Pz.Kpfw.IV Ausf.J. Тогда же удалось захватить документ, из которого британцы узнали о командирском варианте танков Pz.Kpfw.IV Ausf.H и Ausf.J. Такие машины весили 24,1 тонны, их вооружение не отличалось от линейных «четвёрок», но боезапас составлял всего 20 осколочно-фугасных снарядов. На крыше башни была установлена дымовая мортирка с круговым обстрелом.

Pz.Kpfw.IV Ausf.H из коллекции танкового музея в Сомюре. На машине стоят облегчённые экраны, характерные для Pz.Kpfw.IV Ausf.J

Уже весной 1945 года один такой танк, обозначавшийся Pz.Beob.Wg.IV Ausf.J, был захвачен американцами и исследован в Бельгии. Осмотр трофея дал информацию и об устройстве линейного Pz.Kpfw.IV Ausf.J, так как он мало чем от него отличался. Бронирование танка не отличалось от бронирования Pz.Kpfw.IV Ausf.H, даже крепления для облегчённых экранов из стальной сетки на данном экземпляре отсутствовали — вместо них стояли крепления для первого варианта экранов-фартуков («шурценов»).

Как сообщила разведка, в этом танке сохранился только ручной механизм поворота башни. В отличие от ручного механизма на Pz.Kpfw.IV Ausf.H, у него было две передачи. Высокая передача поворачивала башню на 360° за 220 оборотов маховика, низкая — за 352 оборота. На место вспомогательного двигателя для поворота башни на танках этой модификации устанавливался дополнительный 166-литровый бензобак, но на исследуемом экземпляре от бака остались лишь крепления. В правом спонсоне был установлен приводимый в действие вспомогательным бензиновым двигателем генератор. Выхлоп двигателя выводился из кормы через гибкую трубу, проложенную через моторное отделение. Для действий ночью выхлопные трубы прикрывались пламегасителями.

Pz.Kpfw.IV Ausf.H из коллекции музея «Оверлорд». Дверка в бортовом экране для использования башенного люка и одностворчатый люк командирской башенки открыты. На танке отсутствуют не только экраны на корпусе, но и крепления под них

Вдобавок к штатному креплению радиостанции рядом с сиденьем стрелка-радиста, в башне обнаружились крепления для ещё двух радиостанций. Выход для их антенн был устроен в корме башни. Также в танке присутствовали крепления для командирского перископа, похожего на тот, что использовали на «Пантере».

Британцам стало известно и о «гибридном» танке Pz.Kpfw.III/IV и самоходке Pz.Jag.III/IV на его базе. В сводке за апрель 1945 года упоминалось, что машина отличается от ранее описанного шасси G.W.III/IV, используемого для самоходок «Хуммель» и «Насхорн». Отмечалось, что, судя по немецким документам, такие танки должны были пойти в серию в ноябре 1944 года, но их так и не увидели на поле боя.

В тылу разбитого врага

После окончания войны британским военным довелось осмотреть немецкие заводы Круппа и «Дортмунд-Хёрдер Хюттен-Ферайн» (DHHV — Dortmund-Hörder Hütten-Verein) на территории, оккупированной западными союзниками. Это позволило ответить на многие вопросы, которые британские специалисты задавали себе во время исследования бронирования и сварки корпусов немецких танков. Оказалось, что изменения в сборке Pz.Kpfw.IV, целью которых было наращивание темпов производства, начались ещё в марте 1942 года. Ради упрощения конструкции изменились даже соединения лобовых листов — британцы думали, что это было сделано ради усиления бронирования. Немецкие конструкторы объяснили, что при толщине наклонной лобовой брони 20 мм плита в любом случае вдавливалась в корпус при попадании в неё снаряда, вне зависимости от типа соединений.

Корпус танка Pz.Kpfw.IV на заводе «Нибелунгенверке» (Nibelungenwerke). Стратегические бомбардировки союзников оказывали на объём выпуска немецкой бронетехники как прямое, так и косвенное влияние

Новое соединение листов брони дало одно заметное преимущество: сварка стала менее трудоёмкой и более качественной. По словам сотрудников обеих фирм, проблем с трещинами сварных швов не наблюдалось до января 1944 года, когда переход на новые электроды резко понизил качество сварки. Рабочим приходилось тратить много времени на повторное проваривание треснувших швов.

Качество работы упало также из-за бомбёжек, так как к зиме 1944 года система обогрева на обоих заводах перестала работать. Прибывшие на завод листы брони находились на морозе на протяжении примерно двух недель, что также приводило к распространению трещин. Вероятно, качество сварки оставляло желать лучшего и из-за привлечения к работе иностранных граждан, военнопленных и немецких заключённых. Возможно, производители просто имели другие приоритеты — так, доктор Вазмахт, глава отдела качества на DHHV, на допросе ответил, что главной его целью был объём производства, а стопроцентное качество работы от завода не требовалось.

«Ванна» корпуса Pz.Kpfw.IV в стапеле на заводе Круппа

Фактически судьба Pz.Kpfw.IV решилась к июню 1944 года. Бесконечно увеличивать толщину брони было нельзя, и даже самый совершенный вариант «четвёрки» пробивался в лоб бронебойным снарядом британской 6-фунтовки с 1600 ярдов (1460 метров). Бронебойный снаряд более мощной 17-фунтовки пробивал самую толстую броню танка с 2000 метров даже под углом 30°. Американским машинам тоже было что противопоставить Pz.Kpfw.IV: 76-мм пушка пробивала лобовую броню с 1800 ярдов (1650 метров).

Орудие немецкого танка тоже давно устарело: в таблице с названием «основные танковые пушки и их снаряды», составленной американцами для британской миссии осенью 1945 года, 7.5 cm KwK 40 L/48 отсутствует. Неудивительно, что немцы хотели полностью избавиться от «четвёрок» в пользу «Пантер», но «танк поддержки» так и оставался в строю с начала и до конца войны.

Источники и литература:

III рейх

Средний танк Pz Kpfw IV
и его модификации

Самый массовый танк III рейха. Выпускался с октября 1937 г. до конца войны. Всего было выпущено 8 519 танков Pz Kpfw IV Ausf A, B, C, D, E, F1, F2, G, H, J, из них – 1100 с короткоствольной пушкой 7,5cm KwK37 L/24, 7 419 танков – с длинноствольной пушкой 7,5cm KwK40 L/43 или L/48).

Pz IV Ausf A Pz IV Ausf B Pz IV Ausf C

Pz IV Ausf D Pz IV Ausf E

Pz IV Ausf F1 Pz IV Ausf F2

Pz IV Ausf G Pz IV Ausf H

Pz IV Ausf J

Экипаж — 5 чел.
Двигатель — «Майбах» HL 120TR или TRM (Ausf A — HL 108TR).

12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 120TR (3000 об/мин) имел мощность 300 л. с. и позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе до 40 — 42 км/ч.

Все танки Pz Kpfw IV имели танковую пушку калибром 75 мм (7,5cm – по немецкой терминологии). В сериях от модификации А до F1 устанавливались короткоствольные пушки 7,5cm KwK37 L/24 с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с, которые были бессильны против брони советских танков Т-34 и КВ, а также против большинства английских и американских танков. С марта 1942 г. последние машины модификации F (175 машин, получивших обозначение F2), а также все танки модификаций G, H и J, стали вооружаться длинноствольными пушками 7,5cm KwK40 L/43 или L/48. (Пушка KwK 40 L/48 устанавливалась на части машин серии G, а затем на модификациях H и J.) Танки Pz Kpfw IV, вооруженные пушками KwK40 с начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, получили огневое превосходство над Т-34 на некоторое время (2-я половина 1942 г. – 1943 г.)

Танки Pz Kpfw IV имели на вооружении также по два пулемета MG34. В модификациях В и С отсутствовал пулемет радиста; вместо него – смотровая щель и пистолетная амбразура.

На всех танках – радиостанции FuG5.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf A (Sd Kfz 161)

Произведено 35 танков с октября 1937 года по март 1938 года фирмой «Крупп-Гузон».

Боевое применение: они воевали в Польше, Норвегии, Франции; были сняты с вооружения весной 1941 года.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf B, Ausf C (Sd Kfz 161)

Произведено 42 танка Pz Kpfw IV Ausf B (с апреля по сентябрь 1938 г.) и 134 танка Pz Kpfw IV Ausf C (с сентября 1938 г. по август 1939 г.).

Pz Kpfw IV Ausf B

Pz Kpfw IV Ausf C

Установлен другой двигатель, новая 6-скоростная коробка передач. Скорость возросла до 40 км/ч. Толщина лобовой брони увеличена до 30 мм. Установлена новая командирская башенка. В модификации Ausf C была изменена установка мотора и улучшено поворотное кольцо башни.

В модификациях В и С отсутствовал пулемет радиста; вместо него – смотровая щель и пистолетная амбразура.

Боевое применение: танки Pz Kpfw IV Ausf B, Ausf C воевали в Польше, Франции, на Балканах и на Восточном фронте. Pz Kpfw IV Ausf C оставались в строю до 1943 г. Pz Kpfw IV Ausf B к концу 1944 г. постепенно выбыли из строя.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf D (Sd Kfz 161)

Произведено 229 танков с октября 1939 г. по май 1941 г.

Основным отличием модификации Ausf D стало увеличение толщины брони бортов и кормы до 20 мм.

Боевое применение: воевали во Франции, на Балканах, в Северной Африке и на Восточном фронте до начала 1944 г.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf E (Sd Kfz 161)

Произведено 223 танка с сентября 1940 г. по апрель 1941 г.

На Ausf E увеличилась толщина лобовой брони корпуса до 50 мм; появилась командирская башенка нового типа. Применялись броневые накладки на лоб надстройки (30 мм) и на борта корпуса и надстройки (20 мм).

Боевое применение: танки Pz Kpfw IV Ausf E участвовали в боях на Балканах, в Северной Африке и на Восточном фронте.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf F1 (Sd Kfz 161)

Произведено 462 танка с апреля 1941 г. по март 1942 г., из них 25 машин переделаны в Ausf F2.

На Pz Kpfw IV Ausf F вновь была увеличена броня: лоб корпуса и башни до 50 мм, борта башни и корпуса — до 30 мм. Одностворчатые дверцы в бортах башни были заменены на двухстворчатые, ширина гусеницы увеличилась с 360 до 400 мм. Танки модификаций Pz Kpfw IV Ausf F, G, H производилась на заводах трех фирм: «Крупп-Грузон», «Фомаг» всехи «Нибелунгенверке».

Боевое применение: танки Pz Kpfw IV Ausf F1 воевали на всех участках Восточного фронта в 1941-44 гг., участвовали в операции «Цитадель». Поступали на вооружение во 2-ю и 5-ю танковые дивизии.

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf F2 (Sd Kfz 161/1)

Произведено с марта по июль 1942 г.175 танков и 25 машин переделано из Pz Kpfw IV Ausf F1.

Начиная с этой модели, на всех последующих устанавливалась длинноствольная пушка 7,5cm KwK 40 L/43 (48). Был увеличен боекомплект пушки с 80 до 87 выстрелов.

Поступали на вооружение новых танковых полков и моторизованных дивизий, а также на восполнение потерь. Летом 1942 г. танки Pz Kpfw IV Ausf F2 могли противостоять советским Т-34 и КВ, сравнившись с последними по огневой мощи, и превосходили английские и американские танки того периода.

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf G (Sd Kfz 161/2)

Произведено 1687 машин с мая 1942 года по июль 1943 года.

Введен новый дульный тормоз пушки. По бокам башни устанавливались дымовые гранатометы. Уменьшено количество смотровых щелей в башне. Около 700 танков Pz Kpfw IV Ausf G получили дополнительную 30-мм лобовую броню. На последних машинах устанавливались броневые экраны из тонкой стали (5 мм) по бортам корпуса и вокруг башни. Танки модификаций Pz Kpfw IV Ausf F, G, H производилась на заводах трех фирм: «Крупп-Грузон», «Фомаг» и «Нибелунгенверке».

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf Н (Sd Kfz 161/2)

Произведено 3774 машины с апреля 1943 года по июль 1944 года.

Серия модификации Ausf H – самая массовая – получила 80-мм лобовую броню корпуса (толщина брони башни осталась прежней – 50 мм); броневая защита крыши башни возросла с 10 до 15 мм. Был установлен внешний воздушный фильтр. Антенна радиостанции была перенесена в корму корпуса. На командирской башенке смонтировано крепление для зенитного пулемета. Устанавливались 5-мм бортовые экраны на корпусе и башне, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Часть танков имела необрезиненные (стальные) поддерживающие катки. Танки модификации Ausf H производилась на заводах трех фирм: «Нибелунгенверке», «Крупп-Грузон» (Магдебург) и «Фомаг» в Плауэне. Всего было произведено 3 774 Pz Kpfw IV Ausf H и еще 121 шасси для самоходных и штурмовых орудий.

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf J (Sd Kfz 161/2)

Произведено 1758 машин с июня 1944 г. по март 1945 г. на заводе «Нибелунгенверке».

Электрическая система горизонтальной наводки башни заменена на двойную механическую систему ручной наводки. На освободившееся место установлен дополнительный топливный бак. Запас хода увеличен до 320 км. Для ближнего боя в крыше башни была установлена мортирка, стрелявшая осколочными или дымовыми гранатами для поражения взобравшихся на танк солдат противника. Удалены смотровые щели и пистолетные амбразуры в боковых дверцах и сзади башни.

Боевое применение средних танков Pz Kpfw IV

Перед вторжением во Францию в войсках было 280 танков Pz Kpfw IV Ausf A, B, C, D.

Перед началом операции «Барбаросса» Германия имела 3 582 боеготовых танков. В составе 17 танковых дивизий, развернутых против Советского Союза, было 438 танков Pz IV Ausf B, C, D, E, F. Советские танки КВ и Т-34 обладали преимуществом перед немец-кими Pz Kpfw IV. Снаряды танков КВ и Т-34 пробивали броню Pz Kpfw IV на значительных дистанциях. Пробивали броню Pz Kpfw IV также 45-мм советские противотанковые пушки и 45-мм пушки легких танков Т-26 и БТ. А короткоствольная немецкая танковая пушка могла эффективно бороться только с легкими танками. Поэтому в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено 348 Pz Kpfw IV.

Танк Pz Kpfw IV Ausf F1 5-й танковой дивизии в ноябре 1941 г. под Москвой

В июне 1942 года на Восточном фронте насчитывалось 208 танков Pz Kpfw IV Ausf B, C, D, E, F1 и около 170 танков Pz Kpfw IV Ausf F2 и Ausf G с длинноствольной пушкой.

В 1942 г. батальон танков Pz Kpfw IV должен был состоять из четырех танковых рот по 22 Pz Kpfw IV плюс восемь танков в штабной роте полка.

Танк Pz Kpfw IV Ausf C и панцергренадеры

Весной 1943 года немецкая танковая дивизия имела по штату танковый полк двухбатальонного состава. Танковые полки танковых дивизий имели в своем составе один или два батальона Pz Kpfw IV (иногда – один батальон «Пантер»). В первом батальоне две роты вооружались Pz Kpfw IV, а одна – Pz Kpfw III. Во втором – только одна рота имела на вооружении Pz Kpfw IV. В целом танковая дивизия должна была иметь 51 Pz Kpfw IV и 66 Pz Kpfw III в боевых батальонах. Однако чаще всего реальное количество отличалось от штатного.

В операции «Цитадель» танки Pz Kpfw IV составляли почти 60 % всех немецких танков. В основном это были боевые машины модификаций G и Н, оборудованные бронированными экранами. Танков Pz Kpfw IV B, C, D, E, F1 насчитывалось 60 единиц, количество танков Pz Kpfw IV F2 и G составляло 841 машину.

Количество танков Pz Kpfw IV по штатам в танковых ротах снижалось на протяжении 1943-1944 гг. до 17-ти, затем – до 14 и 10 к ноябрю 1944 г. Это происходило в связи с боевыми потерями, а также вследствие бомбардировок танковых заводов союзной авиацией. Перед высадкой союзников в Нормандии 6 июня 1944 г. на Западном фронте во Франции находилось 748 Pz Kpfw IV (в основном Ausf H). В Арденнской операции 1945 г. в 8-ми танковых дивизиях их насчитывалось всего 259. В каждой танковой дивизии от 28 до 42 Pz Kpfw IV.

В ходе войны танки Pz Kpfw IV поставлялись Болгарии, Хорватии, Финляндии, Италии, Испании, Румынии, Турции, Венгрии.

Pz.Kpfw. IV Ausf. H

Pz.Kpfw. IV Ausf. H

Средний танк | Германия | V ур.

сток топ Огневая мощь

10,5 cm Kw.K. L/28 Орудие

59 шт. Боекомплект

350 / 350 / 410 ед Урон

64 / 104 / 53 мм Бронепробитие

7.5 мин-1 Скорострельность

2625 ед/мин Средний урон в минуту

2.3 с Время сведения

0.41 м Разброс на 100 м

44 °/с Скорость ГН

35 °/с Скорость ВН

360° Углы ГН

-10…+20° Углы ВН

Живучесть

480 ед Прочность

80 / 30 / 20 мм Корпус

50 / 30 / 30 мм Башня

Мобильность Незаметность

14.95 % Незаметность стоя

11.18 % Незаметность в движении

Наблюдение

350 м Обзор

710 м Дальность связи

Экипаж

  1. Командир
  2. Наводчик
  3. Механик-водитель
  4. Радист
  5. Заряжающий

1234567891011

Немецкий средний танк пятого уровня. Обладает средней бронёй и неплохой подвижностью. На выбор неточная, но мощная «фугасница» и сбалансированное 75-мм орудие.

Предшественник среднего танка VK 30.01 (P) и тяжёлого танка VK 36.01 (H).

Модули

Башни/орудия

Двигатели

Ходовая часть

Радиостанции

Ур. Радиостанция Дальность связи
(м)
Вес
(кг)
Цена
()
III FuG 5 310 50 630
VI FuG 7 415 70 8160
IX FuG 12 710 150 43200

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

G81_Pz_IV_AusfH germany

Pz.Kpfw. IV Ausf. H в игре

Исследование и прокачка

Средний танк Pz.Kpfw. IV Ausf. H исследуется на Pz.Kpfw. IV Ausf. D за 12 800 или на Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. за 15 000 .

  • Первая необходимость — 7,5 cm Kw.K. 40 L/48. Исследуется, устанавливается — и танк уже уверенно пробивает ТТ своего уровня в лоб.
  • Если денег достаточно — можно установить двигатель. Если нет — двигатель ставится по возможности.
  • Изучается ходовая PzKpfw-IV-Ostketten (без неё не поставить топовые башню и орудие).
  • Далее башня Turm Ausf. H
  • Альтернативное 10,5 cm Kw.K. L/28.

7,5 cm Kw.K. 40 L/48 — среднее по характеристикам, со сносными пробиваемостью и уроном. Лучше использовать на средних дистанциях. 10,5 cm Kw.K. L/28 — обычная «фугасница» (соответственно, стрелять из неё стоит только фугасными и кумулятивными снарядами) с большим уроном и посредственной точностью. Подходит для ближнего боя и стрельбы по неподвижным целям на средней дистанции. Выбор орудия зависит от предпочтений самого игрока.

Боевая эффективность

Pz.Kpfw. IV Ausf. H обычно используется как танк поддержки. Даже будучи в самом верху списка, не рекомендуется рваться вперед — танк могут уничтожить за считанные секунды. Выбор орудий зависит от предпочитаемого стиля игры:

Орудие 7,5 cm Kw.K. 40 L/48, благодаря своей точности и скорострельности очень эффективно против танков ниже уровнем и одноклассников. Основной враг Pz.Kpfw. IV в бою — это советский тяжёлый танк КВ-1. Бронепробиваемости 75-мм орудия недостаточно для того, чтобы пробить его лобовую броню, но атака в борт или корму позволяет наносить уверенный, а благодаря отличной скорострельности — значительный, урон любому противнику.

«Фугасница» 10,5 cm Kw.K. L/28 обладает меньшей, но достаточной скорострельностью и позволяет наносить гарантированный урон любому противнику. Для танков со слабой бронёй достаточно одного попадания, но точность оставляет желать лучшего, а повышенная заметность при выстреле затрудняет использование засадной тактики.

Достоинства:

  • выбор из двух орудий;
  • неплохая подвижность;
  • наличие экранов на башне, а после последних патчей наличие экранов и на бортах танка;
  • малая заметность;
  • хорошая дальность связи топовой рации;
  • мощные кумулятивные снаряды для орудия 10,5 cm Kw.K. L/28.

Недостатки:

Экипаж

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Pz.Kpfw. IV Ausf. H средний танк с довольно точным орудием 75-мм, ведущий бой на средней и дальней дистанции. В первую очередь, командиру необходим орлиный глаз чтобы увеличить радиус обзора и наводчику плавный поворот башни, всем остальным членам экипажа прокачиваем ремонт, который пригодится в боях с техникой равного уровня. Следующее умение для всех боевое братство, улучшающее все показатели, далее командиру ремонт, наводчику ремонт или снайпер, мехводу плавный ход (в бою против КВ часто придётся много двигаться и стрелять сходу), радисту будет нелишним изучить радиоперехват, а заряжающему отчаянный. Остальные навыки и умения на любителя по мере прокачки экипажа. Маскировка нужна только при постоянной засадной тактике ведения боя, в таком случае её можно прокачать вместо боевого братства.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top 0 ББ60 БП17 ОФ10 Оборудование

  • Досылатель — уменьшит время перезарядки орудия.
  • Просветленная оптика — увеличит дальность обзора.
  • Улучшенная вентиляция — улучшит все основные характеристики танка.

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения — огнетушитель, ремкомплект и аптечка.

Боекомплект Основную часть боекомплекта составляют бронебойные снаряды, имеет смысл возить несколько специальных подкалиберных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата или добивания противников с малым запасом прочности. 1 ББ0 КС11 ОФ48 Оборудование

  • Досылатель — уменьшит время перезарядки орудия.
  • Усиленные приводы наводки — позволят быстрее сводиться.
  • Улучшенная вентиляция — улучшит все основные характеристики танка.

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения — огнетушитель, ремкомплект и аптечка.

Боекомплект Основную часть боекомплекта составляют осколочно-фугасные снаряды, имеет смысл возить несколько специальных кумулятивных снарядов для встречи с бронированными противниками. Бронебойные снаряды имеют почти такое же побитие и меньший урон, использовать стоит только в ближнем бою против экранированных противников. 0 Вариант с 75-мм 1 Вариант с 105-мм

Известные проблемы

Несоответствия историческому прототипу

  1. На Pz.Kpfw. IV устанавливались двигатели мощностью не более 300 л. с.
  2. Орудие 10,5 cm Kw.K. L/28, не устанавливалось по причине слабой ходовой танка.

Галерея скриншотов

Оценка Pz.Kpfw. IV Ausf. H

  • Воин — за мощь топовых орудий.
  • Защитник — за хорошую подвижность, позволяющую вернуться на базу и сбить захват.
  • Поддержка — за высокую скорострельность и низкий разовый урон 75-мм.
  • Медаль Оськина — за мощные кумулятивные снаряды, позволяющие эффективно уничтожать цели на 2 уровня выше.
  • Коса cмерти — за высокий разовый урон 10,5 см орудия.

История изменений

Основная статья: История изменений Pz.Kpfw. IV Ausf. H История изменений Обновление 0.6.3.7

  • Увеличена скорость заднего хода.

Обновление 0.6.4

  • Скорострельность орудия <value_unset_error> в топовой башне установлена в 17 выстрелов в минуту.
  • Скорострельность орудия 75mm KwK L70 в топовой башне установлена в 13.04 выстрелов в минуту.
  • Скорострельность орудия <value_unset_error> в топовой башне установлена в 17 выстрелов в минуту.
  • Скорострельность орудия <value_unset_error> в топовой башне установлена в 17 выстрелов в минуту.

Обновление 0.8.0

  • Убрано орудие 75 mm KwK L70.
  • Башня Schmallturm заменена башней Turm Ausf. H для более точного исторического соответствия.

Обновление 0.8.6

  • Пробитие кумулятивным снарядом у орудия <value_unset_error> снижено с 150 до 104.

Обновление 0.9.0

  • Танк переименован с PzIV на PzIV(H)
  • Добавлены бортовые экраны.
  • Убран двигатель Maybach HL 108 TR.
  • Стоимость ремонта уменьшена на 3%.
  • Максимальная скорость движения вперёд уменьшена с 48 до 40 км/ч.
  • Боезапас орудия 10,5 cm Kw.K. L/28 увеличен с 42 до 59.
  • Убрано орудие 5 cm Kw.K. 39 L/60.
  • Убрано орудие 7,5 cm KwK 37 L/24.
  • Дальность обзора первой башни увеличена с 330 до 340 м.
  • Прочность со второй башней увеличена с 460 до 480 единиц.
  • Прочность с первой башней увеличена с 420 до 440 единиц.
  • В связи с переделкой модели танка и появлением на танке экранов были пересмотрены углы вертикальной наводки для орудий. В целом в секторах, покрытых экранами, углы стали хуже. И наоборот, орудия стали склоняться лучше там, где экранов нет (лоб и корма).

Обновление 0.9.7

  • Танк переработан в новом визуальном качестве.

Обновление 0.9.17.1

  • Увеличены углы склонения всех орудий для всех башен.

Историческая справка

Основная статья: История Pz.Kpfw. IV Ausf. HPzKpfw IV на фронте По условиям Версальского мирного договора, потерпевшей поражение в Первой мировой войне Германии было запрещено иметь бронетанковые войска, за исключением незначительного количества бронеавтомобилей для нужд полиции. Но несмотря на это, уже с 1925 года Управлением вооружений рейхсвера в тайне велись работы по созданию танков. До начала 1930-х годов эти разработки не заходили далее постройки прототипов, как из-за недостаточных характеристик последних, так и из-за слабости промышленности Германии того периода. Тем не менее, к середине 1933 года германским конструкторам удалось создать первый свой серийный танк — Pz.Kpfw.I и в течение 1933—1934 годов начать его серийное производство. Pz.Kpfw.I, с его пулемётным вооружением и экипажем из двух человек, рассматривался лишь как переходная модель на пути к строительству более совершенных танков. Разработка двух из них началась ещё в 1933 году — более мощный «переходный» танк, будущий Pz.Kpfw.II и полноценный боевой танк, будущий Pz.Kpfw.III, вооружённый 37-мм пушкой, предназначенной в основном для борьбы с другой бронетехникой.

Из-за изначальных ограничений вооружения Pz.Kpfw.III, было решено в дополнение к нему создать танк огневой поддержки, с более дальнобойной пушкой с мощным осколочным снарядом, способным поражать противотанковую оборону за пределами досягаемости других танков. В январе 1934 года Управлением вооружений был организован конкурс проектов на создание машины такого класса, чья масса не превышала бы 24 тонн. Поскольку работы по бронетехнике в Германии в тот период всё ещё велись в тайне, новому проекту, как и остальным, было присвоено кодовое именование «машина командира батальона» (нем. Bataillonsführerwagen, обычно сокращаемый до B.W.). С самого начала разработкой проектов на конкурс занялись фирмы «Рейнметалл» и «Крупп», позднее к ним присоединились «Даймлер-Бенц» и M.A.N. В течение последующих 18 месяцев свои разработки представили все фирмы, а проект «Рейнметалл» под обозначением VK 2001(Rh) был в 1934—1935 годах даже изготовлен в металле в виде прототипа.

Все представленные проекты имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра и отсутствием поддерживающих катков, за исключением всё того же VK 2001 (Rh), в целом унаследовавшего ходовую часть со сблокированными попарно опорными катками малого диаметра и бортовыми экранами от опытного тяжёлого танка Nb.Fz. Лучшим из них в итоге был признан проект «Крупп» — VK 2001(K), но Управление вооружений не удовлетворяла его рессорная подвеска, которую они требовали заменить более совершенной торсионной. Однако «Крупп» настояла на применении ходовой части со сблокированными попарно катками среднего диаметра на рессорной подвеске, заимствованной у отвергнутого прототипа Pz.Kpfw.III её же разработки. Чтобы избежать неизбежных при переработке проекта под торсионную подвеску задержек с началом производства остро необходимого армии танка, Управление вооружений было вынуждено согласиться на предложение «Крупп». После последовавшей доработки проекта, «Крупп» получила заказ на производство предсерийной партии нового танка, к тому времени получившего обозначения «бронированная машина с 75-мм пушкой» (нем. 7,5 cm Geschütz-Panzerwagen) или, по сквозной системе обозначений, принятых в то время, «экспериментальный образец 618» (нем. Versuchskraftfahrzeug 618 или Vs.Kfz.618). С апреля 1936 года, танк приобрёл своё окончательное обозначение — Panzerkampfwagen IV или Pz.Kpfw.IV. Помимо этого, ему был присвоен индекс Vs.Kfz.222, ранее принадлежавший Pz.Kpfw.II.

Фотографии и рисунки

Ссылки

Ресурсы World of Tanks

  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Pz.Kpfw. IV Ausf. H

В сети Интернет

  • PzKpfw IV // Википедия
  • Средний танк PzKpfw IV // Броне-сайт

Техника Германии Средние танки