Танк т 29 США

T29

Heavy Tank T29 КУПИТЬ АБ РБ СБ Основные характеристики Кратко Подробно 6.7/7.0/7.0БР Класс 6 человекЭкипаж 108 %Заметность лоб / борт / кормаБронирование 102 / 76 / 51корпуса 203 / 158 / 102башни Подвижность 64,2 тоннМасса 1 469 л/с770 л/сМощность двигателя 23 л.с/т12 л.с/тудельная 37 км/ч вперёд
14 км/ч назад35 км/ч вперёд
13 км/ч назадСкорость Вооружение 105-мм пушка T5E2Основное орудие 63 снарядовбоезапас 12,5 / 16,2 секперезарядка -10° / 15°УВН 12,7-мм пулемёт M2HBПулемёт 1 000 снарядовбоезапас 8,0 / 10,4 секперезарядка 200 снарядовразмер обоймы 577 выстрелов/минскорострельность -10° / 50°УВН -120° / 120°УГН 2 x 12,7-мм пулемёт M2HBСпаренный пулемёт 2 400 снарядовбоезапас 8,0 / 10,4 секперезарядка 200 снарядовразмер обоймы 577 выстрелов/минскорострельность Экономика премиумнаятип пакетная или акционнаяпокупка 3 700/4 700/4 600ремонт 10 000 обучение экипажа 420 000 эксперты 1 100 асы 190 × 2 % награда за бой 160 × 2 % 140 × 2 % 100 × 2 %

Описание

Танк Т29 выехал на охоту

T29 (англ. Heavy Tank T29) — экспериментальный тяжёлый танк США времён Второй мировой войны. Разрабатывался с осени 1944 года для противостояния новым германским тяжёлым танкам. Планировался к массовому выпуску, но его разработка так и не была завершена до конца войны. Первый прототип T29 был закончен только в октябре 1947 года, когда необходимость в столь тяжёлых и дорогих машинах уже отпала, поэтому заказ на его производство был отменён после выпуска восьми прототипов различных вариантов. Несмотря на это, T29 в дальнейшем послужил основой для всей линейки тяжёлых послевоенных танков США.

Высадка в Нормандии показала Союзникам, что у армии США нет танков, способных бороться с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». Первым «решением» этой проблемы была спешная переклассификация среднего танка M26 «Першинг» в тяжёлый. Вместе с тем началась разработка линейки тяжёлых танков (по другой версии — истребителей танков) Т28, Т29, Т30. Несмотря на близкие индексы и одновременную разработку, сверхтяжёлый танк Т28 и танки Т29 и Т30 ничего общего не имели.

Изначально было дано задание на четыре опытных машины: два Т29 со 105 мм пушкой Т5Е2 и два Т30 со 155 мм пушкой Т7. Позже были созданы образцы Т29Е1 и Е2 с изменённой трансмиссией и более мощными двигателями, а также Т29Е3 с переработанной башней с новой системой управления огнём. Один прототип Т30 был перевооружён экспериментальной 120 мм пушкой Т53 и переименован в танк Т34.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Отличное бронирование лба башни вместе с великолепным орудием, делают этот танк поистине эффективным снайпером. Танк полностью раскрывает себя на холмистых картах, благодаря классическим американским УВН (-10\+15 градусов). но его можно уничтожить и в том случае, если вы видите одну башню. Подробнее, как это сделать, опишем ниже.

— маска пушки и лоб башни, отличная броня, которая в сумме дает больше 300 мм. Она уязвима для послевоенных кумулятивов, к которым танк практически не попадает, исключения составляют СУ-122-54 и Jagdpanzer 4-5, к которым мы можем попасть благодаря вилке БР, и к ПТУРам, которые нам могут встретиться на советской БМП-1, британском Strv 81 или французском AMX-13 (SS.11). Также есть вероятность, что нас смогут «пробить» в прицел, который находится справа от пушки, но на средних и дальних дистанциях это практически невозможно.

— лоб корпуса, имеет толщину всего лишь 102 мм. и угол наклона 54 градуса. Скажем так, эта часть вашей броневой защиты будет очень редко вам помогать. Да и еще курсовой пулемет, буквально засасывающий снаряды.

— НЛД и командирская башенка. Попадание куда либо из этих двух мест практически стопроцентно ведет к уничтожению танка. Командирская башенка отлично «ловит» каморники и фугасы, а за НЛД благополучно расположилась боеукладка.

О попаданиях в борт танка и корму можно даже не говорить, это пробитие 100%! Фатальное или нет — как повезет.

Более подробная информация о зонах пробития

Для наиболее гарантированного поражения танка вам необходимо повредить башню вместе с экипажем, затем вывести из строя водителя танка. Учитывайте калибр и тип боеприпасов вашего орудия.

Подвижность

Танк Т29 довольно бодрая машинка, учитывая ее массу, а она, не много, ни мало составляет 64 тонны с копеечкой. Благодаря 770-сильному двигателю, танк способен уверенно развить скорость в 35 км/ч вперед и 13 км/ч назад. Последнее, довольно таки приятный момент, когда нужно экстренно спрятаться за укрытие или дом. Маневренность танка по пересеченной местности оставляет желать лучшего, тут сказалась масса машины. Танк «проваливается» в грунт, и очень неохотно разворачивается, особенно на месте. В любом случае, если вы хотите приехать куда-либо поскорее, по возможности следует избегать мягких грунтов и больших перепадов высот.

Вооружение

Основное орудие

Основная статья: T5E2 (105-мм) Т29

Основное вооружение данного тяжелого танка — длинноствольная 105-мм пушка T5E2. Эта пушка идентична с пушкой Т5Е1 штурмовых танков T28 и T95, с которой многие уже знакомы. Она имеет отличное бронепробитие бронебойными (как сплошным, так и каморным), и подкалиберными снарядами, а хорошую баллистику и отменные углы вертикальной наводки орудия. Так же танк имеет ДВУХ заряжающих, что позволило существенно сократить время заряжания орудия, и оно составляет примерно 13 секунд.

Доступны следующие типы боеприпасов:

  • Т32- бронебойный тупоголовый сплошной снаряд, пробитие 248/218/190 мм на дистанции 100/500/1000 метров. Отличается средним заброневым уроном и отличным бронепробитием.
  • Т13 — бронебойный каморный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком по бронепробитию на ближних дистанциях уступает тупоголовому сплошному снаряду, но зато более эффективен на средних и дальних дистанциях. Важнейший же плюс — заряд взрывчатого вещества, эквивалентный 177 граммам тротила, и как следствие великолепный заброневой урон, позволяющий отправлять вражеские танки в ангар буквально каждым выстрелом.
  • T29E3 — бронебойный подкалиберный снаряд, пробитие 310/285/251 мм на дистанции 100/500/1000 метров. Великолепное бронепробитие, которое позволяет в упор пробивать лоб такого же T28 в 305-мм в лобовую проекцию! Правда, по наклонной броне бронепробитие резко падает на всех дистанциях, что не позволяет уверенно пробивать тяжелые танки с рациональными углами наклона брони.
  • T30E1 — осколочно-фугасный, масса 15 кг, пробитие 17 мм. С учётом бронирования крыш корпусов основных соперников бронепробитие совершенно недостаточно.

В бой имеет смысл брать бронебойные каморные снаряды T13 как основной боеприпас и 5-10 подкалиберных снарядов T29E3 на всякий случай. В осколочно-фугасных снарядах нет никакого смысла, поскольку против танков они бесполезны, а легкобронированные ЗСУ намного удобнее уничтожать при помощи отличного крупнокалиберного пулемёта Browning M2(их у данного танка АЖ три штуки в наличии), который благодаря значительным углам наведения способен даже сбивать самолёты.

Пулемётное вооружение

Танк Т29 имеет три пулемета Browning M2НВ, калибром 12,7 мм, что позволяет ему активно уничтожать легкобронированные цели (типа ЗСУ или САУ с открытой рубкой), и бороться с низколетящими самолетами.

Основная статья: Browning M2 (12,7-мм)

Применение в бою

В танке Т29 не может все быть идеально. Этого и не случилось. Отличное бронирование лба башни, с лихвой компенсируется слабым бронированием корпуса танка. НЛД это самое уязвимое и «болезненное» место. Этот танк хорош как орудие поддержки союзников, так и как атакующая машина, танк прорыва. Практически всех своих одноклассников (боевой рейтинг 6.7) мы пробиваем в лоб башни, наиболее опасны Королевские тигры, Пантера 2 и советские ИСы, но и они уничтожаются практически с первого снаряда пробившего башню. Снайперская поддержка, со средних и дальних дистанций наиболее безопасный вариант игры на Т29, но атакующая манера, при должной сноровке доставит гораздо больше удовольствия (в среднем это будет 2-4 фрага за бой).

На городских картах нужно беречь борта, продвигаться между зданиями, стараться по возможности не уходить в отрыв от основных сил союзников, так как два ствола, всегда лучше чем один, каким бы хорошим не был этот ствол. Прячьте корпус танка за любыми укрытиями, будь то разрушенный дом или обгоревший остов танка.

На холмистых картах Т29 нет равных. Невероятно крепкая башня, отличные УВН, прекрасное орудие и неплохая подвижность и маневренность позволяют занимать неплохие точки для стрельбы. Тактика «выстрелил-спрятался» работает отлично. Противнику будет сложнее выбить Вам ствол или попасть в командирскую башенку если вы будете слегка вертеть башней.

Достоинства и недостатки

Т29 — универсальный танк, который способен эффективно обороняться и атаковать. Мощнейшее 105-мм орудие, с отличным бронепробитием и хорошей баллистикой снаряда, позволяют вести бой на всех дистанциях. Отчасти, такое орудие компенсируется слабым бронированием корпуса танка, но в умелых руках, эта машина превращается в смертоносного монстра для любого противника.

Достоинства:

  • Отличное 105-мм длинноствольное орудие с хорошим бронепробитием
  • Наличие каморных снарядов с отличным заброневым воздействием
  • Наличие трех 12,7-мм пулеметов Browning
  • Отличное бронирование лба башни, позволяющее «танковать» ею, спрятав корпус за укрытие
  • Скорость в 35 км/ч, которую этот 64-тонный монстр успешно поддерживает
  • Приемлемая маневренность для тяжелого танка

Недостатки:

  • Слабое бронирование всего корпуса танка
  • Практически гарантированный подрыв БК при пробитии НЛД

Историческая справка

Предварительный анализ показывал, что уложиться в габариты М26 не удастся. При условии установки 105-мм орудия и нового двигателя корпус, как и ходовую часть, соответственно придётся удлинять, что неизбежно приводило к увеличению массы танка и удельной нагрузки на грунт. Даже самые приблизительные расчеты говорили о том, что Т29 приблизится по этому показателю к «королевскому тигру», но расчет был на то, что некоторые нововведения позволят сделать американский танк более эффективным. Корпус танка Т29 изготовлялся из литых деталей и катаных бронеплит, изготовленных из гомогенной брони дифференцированной толщины. Подобная конструкция была успешно опробована на М26, что позволило бы улучшить технологичность при серийной сборке новой машины. Вопреки требованиям толщина брони была оставлена практически такой же (максимум 102 мм в лобовой части), как на «Pershing». Компоновка корпуса была классической: отделение управления спереди, боевое отделение в средней части и моторно-трансмиссионный отсек на корме. В крыше боевого отделения был выполнен круглый вырез под установку массивной башни на 80-дюймовом (203 мм) погоне.

Танк Т29

Пока фирма Pressed Steel Cat Inc. вела работы по танкам Т29 и Т30 война неуклонно шла к логическому завершению. Несмотря на это, потребность в новом тяжелом танке была настолько велика, что 1-го марта 1945 года был оформлен протокол ОСМ 26825, рекомендовавший постройку сразу 1200 машин. Спустя полгода (в августе 1945-го) в Ordnance Department решили, что особо спешить уже некуда и вместо серийного производства дополнительно заказали ещё 4 «пилотных» образца. Но тут «внезапно» закончилась война с Японией и необходимость в Т29 потеряла прежнюю актуальность, тем более, что основные производственные мощности были загружены выпуском М26 «Pershing». Контракт с фирмой Pressed Steel Cat Inc. и, согласно протоколу ОСМ 28848 от 23 августа 1945, все материалы передавались Chrysler Corporation. К декабрю 1945 года из четырех танков был полностью готов один (он получил индекс Т29Е1), а второй находился в состоянии достройки. Поскольку спешить теперь было абсолютно некуда планы относительно Т29 вновь пересмотрели. Заказ расширили до 10 «пилотных» танков предназначавшихся для испытаний различных агрегатов нового поколения.

Танк Т29

Доводка первого опытного Т29Е1 продолжалась очень долго – на Абердинский полигон танк передали лишь в октябре 1947 года. На испытаниях выяснилось, что в попытке облегчить жизнь водителю американские специалисты явно перестарались — электроуправление слишком сильно «сглаживало» усилия на рычагах, в результате чего водитель слабо «чувствовал» танк. В скором времени трансмиссию CD-850-1 заменили на более новую CD-850-2 с гидравлическим переключением передач, которая была более эффективна на высоких скоростях (то есть от 20 км\ч и больше). Впрочем, следует признать, что управление столь тяжелым танком было легким, не в пример «королевскому тигру» или ИС-2. Дальнейшие события развивались следующим образом. Согласно протоколу ОСМ 31645 от 10 июля 1947 количество «пилотных» Т29 сокращалось до 8 единиц. В апреле и мае 1948 года на полигон в Абердине прибыло ещё два Т29. Главным образом испытывали различные компоненты силовой передачи по программам на надежность. Тем временем Т29Е1 был отправлен на фирму General Motors, где на танк предстояло установить авиационный модифицированный двигатель Allison V-12. Второй опытный образец, обозначенный как Т29Е2, получил новую башню Т5, разработанную специалистами из Массачусетсткого Технологического Института. Отличительной особенностью этой конструкции стал гидравлический привод поворота башни. Лафет Т123 также подвергся изменениями – количество цилиндров отката сократили до двух. В таком виде лафет получил обозначение Т123Е1, а орудие стали обозначать как Т5Е2. После установки гидравлической системы вертикального наведения обозначение лафета сменили на Т123Е2. Между тем, далеко не все танки получили указанные нововведения. Практически все опытные Т29 (машины с порядковыми номерами от 3 до 7) оснащались орудием Т5Е2 и лафетом Т123Е1. В то же время танк с номером 8 получил орудие Т5Е1 и стандартный лафет Т123. Эту машину «зарезервировали» для испытаний оптического дальномера Т31Е1 с базой 8 футов (2,44 метра) и телескопического прицела Т93Е2 на лафете Т136. Дальномер был стереоскопического типа и имел массу интересных особенностей. Прежде всего, он не был подключен к другим системам управления огнём, а обслуживался командиром. Дальность до цели определялась вручную, при помощи контрольной коробки установленной под дальномером. После определения дальности и внесения всех поправок в контрольную коробку данные передавались через эластичный стержень к креплению телескопического прицела Т136. Впрочем, данная система оказалась ненадежной. Был выявлен большой люфт и неточное натяжение стержня, что не позволяло использовать дальномер в боевых условиях. И всё же дальномер оказался очень полезным приспособлением, особенно при стрельбе на дальность от 300 метров. Кроме вышеуказанного, на танке Т29Е3 испытывались панорамные телескопические прицелы Т141, Т144, Т145 для стрельбы 105-мм орудия с закрытых позиций. Прицелы Т141 и Т144 устанавливались на креплении телескопического прицела наводчика, а Т156 на креплении телескопического прицела Т145 зафиксированном на крыше башни. Модифицированный таким образом танк стал обозначаться как Т29Е3.

В целом, на судьбу проекта Т29 оказало влияние не только окончание Второй Мировой войны. После 1945 года противник сменился и вместо Германии «врагом №1» стал Советский Союз. Достаточно сказать, что к моменту отправки опытных танков на Абердинский полигон советские танкостроители освоили выпуск танков ИС-3 и ИС-4, обладавших 122-мм орудиями и лобовым бронированием толщиной 120-240 мм. Более того, активно велись работы по танку следующего поколения ИС-7, сравнительно с которым машины серии Т29 смотрелись далеко не внушительно. Программа была окончательно закрыта в 1950 году, когда приоритет был отдан проекту Т43, позднее ставшим более известным под обозначением М103. Со временем все танки, за исключением одного, были отправлены на слом. Единственный сохранившийся Т29 сейчас является экспонатом музея. Ещё один из «пилотных» танков был модернизирован путем установки 120-мм пушки Т53 и получил обозначение Т34 – опыт оказался не слишком удачным и единственный прототип также был разобран.

Медиа

Обзор T29 — «Могучий танк» War Thunder от WarTube

Обзор от CrewGTW

Обзор от WarTube

См. также

  • Тяжелый танк T32
  • T34
  • T30

Ссылки

Вставьте ссылки на источники и внешние ресурсы, такие как:

  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Aviarmor.net;
  • другая литература.

Американские тяжёлые танки
Jumbo M4A3E2 · Cobra King · M4A3E2 (76) W
Серия T29 T29 · T30 · T34
Прочие T14 · M6A1 · T26E1-1 · T32 · T32E1 · M103

Heavy Tank T29
Тяжёлый танк Т29

Тяжёлый танк Т29 в Абердине 31 октября 1947. На гусеницах стоят пятидюймовые шпоры, так, что общая ширина гусеницы 28 дюймов. После высадки американских войск в Нормандии в июне 1944 всё больше американских военных начали понимать необходимость в тяжёлом танке. Вскоре появившийся средний танк Т26Е3 (М26 Pershing), хотя и был временно переименован в тяжёлый танк для поднятия морали своих войск, всё-таки не годился на эту роль. Pershing можно рассматривать, как контрмеру против немецкого тяжёлого Tiger I, однако другие немецкие тяжёлые машины явно его превосходили. В то время, как многие американские генералы пытались просто игнорировать эту проблему, в Артиллерийском Департаменте, отвечавшем за создание новых видов бронетехники, подошли к вопросу со всей серьёзностью. 14 сентября 1944 в протоколе 25117 этого ведомства было рекомендовано разработать и изготовить четыре пилотных машины нового тяжёлого танка. Две из них отвели для тяжёлого танка Т29 со 105мм орудием Т5Е1. Остальные две машины для тяжёлого танка Т30 со 155мм орудием Т7.

Новый тяжёлый танк Т29 оснащался двигателем Ford GAC, V-12, жидкостного охлаждения с мощностью 770 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Двигатель комплектовался новой, разработанной General Motors трансмиссией с поперечной передачей. Новинка выполняла функции трасмиссии, рулевого механизма и тормозов. Первоначальная модель ЕХ-120 имела электрическую систему управления трансмиссией, которой родитель пользовался в качестве основной. На случай аварии у водителя дополнительно было два механических рычага для управления движением танка. Впрочем вскоре вияснилось, что электроуправление не позволяло водителю «чувствовать» свою машину и електросистему заменили механической. Новая модель имела один рулевой рычаг и напоминала современный джойстик. При этом, в танке осталась аварийная система с двумя механическими рулевыми рычагами. Управлять движением танка можно было как с места водителя, так и помощника водителя, у котрого дублировались система управления. Войскам передали Т29 уже с трансмисией CD-850-1 с гидравлическим переключеним передач. Тормоза были дисковими, от ножних педалей. Во время испытаний трансмисию заменили новой — CD-850-2, более эффективную при высоких скоростях. Особенностью трансмиссии на Т29 было простота в управлении. Чтобы изменить движение танка влево или вправо нужно было на первой или второй передаче наклонить рулевой рычаг в соответствующую сторону. Те же действия на нейтральной передаче разворачивали танк на месте, при этом одна гусеница забегала вперёд, а другая назад.

Тяжёлый танк Т29Е1.
Вверху — рабочее место водителя, внизу — помощника водителя.

Новый танк унаследовал много узлов и агрегатов от М26 Pershing. Например, гусеницы Т80Е3 шириной 23 дюйма, добавлением шпор сделали шире до 28 дюймов. Ведущее колесо находилось сзади. Опорные катки Першинга довели до 8 на каждый борт, чтобы увеличить опорную поверхность 70-тонной машины.
Корпус представлял из себя соединённые своркой литые детали и катанные бронеплиты, как на М26 Першинге. Даже толщина лобовой брони осталась неизменной, 4 дюйма, лишь изменили её угол до 54 градусов от вертикали. В корпусе находились водитель (слева) и помощник водителя (справа) впереди. Последний управлял .30cal курсовым пулемётом. Каждый из них имел один перископ в своём люке.

Большая литая башня устанавливалась на 80-дюймовй погон. Лобовая броня была 7 дюймов, кормовая 4. В башне находилось 4 человека. В центре сидел водитель, имевший командирскую башенку. Справа впереди сидел наводчик, имевший прямой телескопический прицел и перископический на крыше башни. Сзади, по бокам от орудия находилось по одному заряжающему.

На крыше башни было три люка для экипажа: командирский в центре и два по бокам. На првой стенке башни имелась пистолетная бойница.

105мм пушка Т5Е1 устанавливалась на лафете Т123. Боекомплект состоял из 63 выстрелов, размещённых в башне и корпусе. Пушка имела слева два .50cal спаренных пулемёта. Ещё один .50cal зенитный пулемёт крепился на станке, на крыше башни перед люком левого заряжающего.

Тяжёлый танк Т29. Вид спереди, сзади и сверху. Видно, что пулемёты ещё не установлены.

105мм орудия Т5Е1 и Т5Е2 имели длину 7.062724 м, а с дульным тормозом Т10 дополнительно ещё 46.99см. Длина нарезной части 6.072124 м. В стволе было 36 правосторонних нарезов с шагом 30 калибров. Общий вес орудия около 2.941.09293 кг. Затвор полуавтоматический, вертикальный. Боеприпасы были раздельного заряжания, а их разработка прекратилась ещё до окончания испытаний нового танка. Скорострельность 6 выстрелов в минуту. В боекомплект входили:

беприпасы 105мм орудия Т5Е1, Т5Е2 и их бронепробиваемость по гомогенной броне
тип снаряда название вес, кг начальная скорость, м/с дальность, м
914 1829
Бронебойный AP-T T32 Shot (APBC-T) 34 914 135мм/84мм* 119мм/69мм*
бронебойно-подкалиберный HVAP-T T29T3 Shot (APCR-T) 27 1128 ? ?
фугасный HE T30E1 Shell (HE) 31 945 ? ?
фугасный HE T30E1 Shell (HE) с уменьшенной скоростью 31 762 ? ?
* В числителе — бронепробиваемость по гомогенной броне под углом 30 град. от вертикали
В знаменателе — бронепробиваемость по гомогенной броне под углом 60 град. от вертикали

Боеприпасы раздельного заряжания к 105мм орудию тяжёлого танка Т29.
Вверху — бронебойный HVAP
Внизу — фугасный

Вентиляцию обеспечивали два вентилятора, прокачивавшие 1500 куб.футов воздуха в минуту. Один устанавливался на крыше башни за рабочим местом командира, а второй на крыше корпуса между водителем и его помощником.

1 марта 1945 ОСМ 26825 рекомендовал закупку 1200 танков Т29. Уже 12 апреля 1945 закупка Т29 была одобрена, но количество машин уменьшено до 1152.

В апреле 1945 санкционировали выпуск четырёх дополнительных пилотных Т29. Позднее один пилот приказали вооружить 120мм орудием Т53 и переименовать в Т34.

105mm GUNS T5E1 and T5E2
105мм пушки Т5Е1 и Т5Е2
размещение

тяжёлый танк Т29, на лафете Т123E1 (пушка Т5Е2);
тяжёлый танк Т29Е1, на лафете Т123 (пушка Т5Е1);
тяжёлый танк Т29Е2, на лафете Т123E2 (пушка Т5Е2);
тяжёлый танк Т29Е3, на лафете Т123 (пушка Т5Е1)

длина каморы (без нарезов) 83.1088 см
длина нарезной части 599.6686 см
длина каморы (до края снаряда) 73.1774 см
длина канала 609.6 см
длина ствола 682.7774 см, 65 калибров
длина отката затвора 23.495 см
длина от среза ствола до задней части затвора 706.2724 см
дополнительная длина, с дульным тормозом Т10 46.99 см
общая длина 753.11 см
диаметр канала 10.50036 см
объём каморы 615 куб. дюймов
вес ствола (без дульного тормоза) 2 345.07255 кг
вес всей пушки (без дульного тормоза) 2 857.63193 кг
вес дульного тормоза Т10 83.4609961 кг
общий вес около 2 941.09293 кг
тип затвора полуавтоматический, вертикальный
нарезы 36 нарезов, правосторонние, 1 оборот/30 калибров
боеприпасы раздельного заряжания
запал ударного типа
вес всего боеприпаса AP-T T32 Shot (APBC-T) 34 кг
HVAP-T T29E3 Shot (APCR-T) 27 кг
HE T30E1 Shell (HE) 31 кг
вес снаряда AP-T T32 Shot (APBC-T) 17.7 кг
HVAP-T T29E3 Shot (APCR-T) 11.2 кг
HE T30E1 Shell (HE) 15.2 кг
наибольшее давление пороховых газов 289 579 806 Паскаль
наибольшая скорострельность 6 выстрелов/мин, с двумя заряжающими
начальная скорость AP-T T32 Shot (APBC-T) — 2433 ft-tons
HVAP-T T29E3 Shot (APCR-T) — 2335 ft-tons
HE T30E1 Shell (HE) — 2232 ft-tons
HE T30E1 Shell (HE) red.vel.*- 1451 ft-tons
дульная энергия снаряда AP-T T32 Shot (APBC-T) — 914 м/с
HVAP-T T29E3 Shot (APCR-T) — 1128 м/с
HE T30E1 Shell (HE) — 945 м/с
HE T30E1 Shell (HE) red.vel.*- 945 м/с
далность стрельбы ?**
* — боеприпас с уменьшеной начальной скоростью
**- разработку боеприпасов прекратили до завершения испытательной программы

С окончанием войны на Тихом Океане производственный контракт с Pressed Steel Cat Inc., был расторгнут, при этом один Т29 был уже готов и ещё один не доделан. Согласно ОСМ 28848 от 23 августа 1945 все материалы передали Chrysler Corporation, чтобы закончить изготовление десяти пилотных машин для послевоенных исследований. Позднее, по решению ОСМ 31645 от 10 июля 1947 количество пилотов сократили до восьми.

Первый Т29 доставили на Абердинский полигон в октябре 1947. Поскольку закупка танка Т29 больше не планировалась, то испытания ограничились изучением различных компонентов силовой передачи, для использования на новых танках. В апреле и мае 1948 в Абердин прибыло ещё два Т29, которые тоже испытывали по программам на надёжность и технические тесты.

Т29 номер 1 передали General Motors для установки модифицированной версии авиационного двигателя жидкостного охлаждения Allison V-12. Чтобы поместить в танке двигател Allison V-1710-E32 и трансмиссию CD-850-1 пришлось удлинить корпус на 1 31/32 дюйма. Новый двигатель давал 870 л.с. при 2800 оборотах в минуту и имел сухой вес 1600 фунтов. В декабре 1945 эта машина со 105мм орудием Т5Е1 на лафете Т123 получил обозначение Т29Е1.

105 мм орудие Т5Е2

Т29 номер 2 получил танковую башню Т5. Массачусетский Технологический Институт оснастил башню гидравлическим приводом для поворота башни и вертикального наведения орудия, а также компьютеризированным прицелом. Изменения коснулись и главного вооружения танка. Изначально 105мм орудие Т5Е1 устанавливалось на лафет Т123 с тремя откатными цилиндрами. Эту схему модифицировали, сократив откатные цилиндры до двух – один вверху люльки и один внизу. Данная модификация лафета называлась уже Т123Е1, а модифицированное орудие Т5Е2. Установка привода поворота башни и элевации орудия заставила внести новые изменения, что отразилось на новом названии лафета Т123Е2. Согласно ОСМ 32107 эта машина получила наименование – тяжёлый танк Т29Е2.

Орудие Т5Е2 с закрытым затвором (вверху) и открытым (внизу).

Тяжёлые танки Т29 номер 3,4,5,6,7 все вооружались 105мм орудием Т5Е2 на лафете Т123Е1.

Тяжёлый танк Т29Е3 на Абердинском полигоне 4 мая 1948. Машину легко узнать по коробкам оптического дальномера по бокам башни.

Тяжёлый танк Т29 номер 8 имел 105мм орудие Т5Е1 на лафете Т123. Эту машину модифицировали для установки оптического дальномера Т31Е1 и телескопического прицела Т93Е2 на лафете Т136. Кроме того, на танке испытывались панорамные телескопические прицелы Т141, Т144, Т145 для стрельбы 105мм орудия с закрытых позиций. Прицелы Т141 и Т144 устанавливались на креплении телескопического прицела наводчика, а Т156 на креплении телескопического прицела Т145 зафиксированном на крыше башни. Всё это являлось частью программы изучения эффективности интегрированных систем управления огнём. С новой системой управления огнём машина получила обозначение – тяжёлый танк Т29Е3.

Тяжёлый танк Т29Е3.
На левом снимке — рабочее место наводчика. Справа вверху панорамный телескопический прицел Т145 на креплении Т156.
На правом снимке — панорамный телескописеский прицел Т144 на креплении перископического прицела. На заднем плане — панорамный телескопический прицел Т145 на креплении Т156.

Оптический дальномер Т31Е1 имел базу в 8 футов. Он не подключался к другим системам управления огнём, а обслуживался командиром, который вручную определял дальность до цели, используя контрольную коробку, расположенную сразу под дальномером. Когда дальность и необходимые поправки были внесены в контрольную коробку, эти данные через эластичный стержень передавались к креплению телескопического прицела Т136. Таким образом, наводчик мог безотрывно следить за целью, а не отвлекаться на определение расстояния и внесения соответствующих корректировок. Впрочем, это полезное устройство оказалось весьма не надёжным — люфт, как и неточное натяжение эластичного стержня, вносили большие ошибки. Тм не менее испытания показали полезность стереоскопического дальномера при обнаружении целей и определения, куда пришлись выстрелы. Так же отмечалась необходимость в дальномере при стрельбе более чем на 1000 ярдов.

На левом снимке — вид через отверстие в командирской башенке на приборы управления дальномера Т31Е1

На правом снимке — справа спереди панорамный телескопический прицел Т141, установленный в креплении перископиченского прицела наводчика. Слева вверху — окуляр дальномера.

Американские танкисты в боях

Американские танкисты в боях

В апреле 1917 г. США, наконец, вступили в войну, и военное руководство просто вынуждено было обратить внимание на новое боевое средство, уже применявшееся союзниками. В июне 1917 г. на опытном полигоне британского Департамента поставок механического вооружения в Доллис Хилл англичане продемонстрировали свои танки делегации ВМФ США — танки предлагались для морской пехоты. Военный атташе США справедливо рассудил, что такое мощное оружие более соответствует армии, и предложил привлечь к английским работам также американских технических специалистов. В то же время французы обратились к США с предложением взять на себя изготовление части танков «Рено».

19 июля 1917 г. Дж. Дж. Першинг, назначенный командующим Американскими экспедиционными силами, приказал сформировать специальную комиссию, чтобы более детально рассмотреть вопросы использования танков. Тогда же подполковник Паркер представил подробный рапорт, в котором суммировал опыт применения танков союзниками и их возможности, указав при этом на необходимость использования нового боевого средства во взаимодействии с пешей и моторизованной пехотой, кавалерией, артиллерией, авиацией. Тактику прорыва он образно сравнивал с «летающим клином» в футболе: «Танки играют роль „линейных бэков“, которые пробивают брешь, дивизионные пулеметные роты помогают им, а кавалерия прогоняет мяч, коль скоро брешь открыта». Комиссия пришла к заключению, что «танк считается фактором, которому предстоит стать важным элементом войны».

23 сентября 1917 г. американцы приняли решение о формировании собственного Танкового корпуса, вооружив его двумя типами танков — легким на основе французского «Рено» FT-17 и тяжелым английским Mk VI (видимо, под влиянием идей генерала Этьена), хотя последний существовал только в проекте. Первоначально размер Танкового корпуса определили в 20 «дивизий», а упомянутая комиссия рекомендовала штатный состав в 2000 легких и 200 тяжелых танков, предусмотрев ежемесячно замену 15 % машин. Заказ на 600 Mk VI вскоре аннулировали. Американцы решили развернуть свою танкостроительную программу для удовлетворения потребностей собственной армии и армий союзников, рассчитанную на окончание войны в 1919 г. Планы разработали с обычным американским размахом — 4400 танков типа «Рено», 1500 комплектов агрегатов и узлов к тяжелым англо-американским танкам Mk VIII и 1450 полностью собранных Mk VIII, а кроме того, 15 015 легких танков «Форд».

По первоначальному проекту Танковый корпус США должен был включать 20 легких и 5 тяжелых танковых батальонов. Командиром корпуса назначили полковника С.Д. Рокенбаха, в Пенсильвании создали учебный центр, начальником которого стал полковник Д. Эйзенхауэр. 18 февраля 1918 г. в Кэмп Аптон (Лонг-Айленд) сформировали первое подразделение «танковой службы» под наименованием 65-го «инженерного подразделения».

Танки M1917 типа «Рено» в американской армии.

Пушечный танк «Рено» FT — 1-й во 2-м взводе роты С 327-го танкового батальона — у Сен-Миеля.

Пулеметный «Рено» FT-17 американской 304-й бригады на марше.

Танкостроительная американская программа с самого начала оказалась на грани срыва, мат-части для своих танкистов США поставить не могли, и набранных добровольцев отправили в Европу. Собственно формирование американского Танкового корпуса началось во Франции 26 января 1918 г., а в мае его штат увеличили и утвердили в составе 15 бригад, каждая по 2 легких и 1 тяжелому батальону. Французы согласились поставить матчасть для трех американских танковых батальонов. 5 июля 1918 г. союзный комитет постановил оснастить американские подразделения британскими и французскими танками (равным образом союзникам пришлось снабжать американскую экспедиционную армию и артиллерией и пулеметами). Подготовку 301 — го тяжелого танкового батальона вели в Англии в Бовингтоне (так там образовался американский учебный центр), легких батальонов — в танковой школе во Франции в Лангре, департамент Верхняя Марна, под наблюдением подполковника Дж. С. Паттона.

Этот лихой кавалерист с опытом командования пулеметным подразделением и знанием техники стал большим энтузиастом применения легких танков, и именно его, а не Рокенбаха американцы предпочитают считать «движущей силой» американского Танкового корпуса. В Бовингтоне подготовили также экипажи для 302-го и 303-го американских батальонов и две спасательные танковые роты, но они участия в боях не приняли. Всего Танковый корпус США (или «Танковый Корпус Армии США») получил от союзников 47 танков Mk V* и 514 «Рено» FT-17.

В числе переданных «Рено» были танки первых серий с литыми не «универсальными» башнями и литой лобовой частью корпуса. Американские лекготанковые подразделения в Европе в 1918 г. использовали французский принцип обозначений, но привязали его к своей организации, а значки наносили на бортах и корме башни танка. Так, красные черви в белом ромбе с белой же цифрой «1» над ним указывали на 1-й танк 2-го взвода роты С в 327-м американском танковом батальоне. Американцы пытались найти и свой рисунок камуфляжа — например, зеленые разводы на песочном фоне.

От союзников американские танкисты получили и некоторые элементы экипировки, хотя в целом они использовали штатную армейскую полевую форму. Наиболее характерным отличием американских танкистов в 1918 г. стал защитный шлем из кожи и ткани с невысоким куполом, защитой ушей и плотным подбоем. Как и другие солдаты, танкисты использовали и стальные британские каски-«миски», обычно — вне танков. К моменту вступления в бой американские танкисты успели пройти почти четырехмесячное обучение и были подготовлены неплохо.

301-й тяжелый батальон укомплектовали танками Mk V и Mk V* и 24 августа отправили во Францию, где придали 1-й британской танковой бригаде.

Утром 29 сентября 301-й батальон принял участие в атаке 27-й и 30-й американских дивизий к востоку от Беликурского тоннеля. Но только одному танку удалось перейти тоннель, остальные попали на старое британское минное поле. В итоге у 10 танков были разворочены днища, большая часть экипажей погибла. Из 34 машин на сборный пункт пришли только 10. Но уже 8 октября американские танкисты с успехом поддержали атаку II американского корпуса к северо-западу от Бранкура, хотя из 23 танков в бой вышли 20, из них только 11 дошли до назначенного рубежа. 17-го батальон вновь поддерживал II корпус к западу от Бюзиньи, при этом 20 танкам пришлось вброд преодолевать р. Селль, и 19 переправились успешно. Короткая боевая служба 301-го батальона завершилась 23 октября, когда 9 танков поддержали ночную атаку 1-й и 6-й британских дивизий в окрестностях Базюэля. Атака началась в 1.20 ночи, и танки практически без потерь подавили опорные пункты противника. Германская артиллерия обстреляла их газовыми снарядами. Действия танков замедлились, среди танкистов было несколько легко отравленных. 301-й батальон оставался придан британскому Танковому корпусу до февраля 1919 г.

Американские экипажи танков «Рено», как уже указывалось, впервые вступили в бой 12 сентября 1918 г., в ходе наступления у Сен-Миеля. Это были танкисты 344-го и 345-го американских батальонов «Рено», сведенных в 304-ю танковую бригаду под командованием подполковника Джорджа Смита Паттона (174 танка «Рено» FT).

Подполковник Дж. Паттон сфотографировался на фоне танка «Рено» FT. 1918 г.

Инструкция, объявленная Паттоном перед боем, требовала, чтобы ни один экипаж не смел сдавать или бросать свою машину ни при каких обстоятельствах: «Пока танк способен двигаться, он должен двигаться вперед. Его присутствие спасет жизни тысяч пехотинцев и убьет множество немцев. Наконец, это наш серьезный шанс. Мы долго трудились, чтобы использовать его».

Атака 344-го и 345-го американских батальонов «Рено» началась 12 сентября в 5.00 утра. Они поддерживали атаку 1-й и 42-й пехотных дивизий IV американского корпуса. Германский солдат так описал атаку американских «Рено»: «Флотилии небольших танков, каждый из которых был вооружен одной пушкой или пулеметом, со скоростью ласки оказались перед и позади наших артиллерийских позиций, и эта странная толпа лилась, как адское отродье». Несмотря на слабый, вязкий грунт, операция оказалось успешной. 345-й батальон, которым командовал лично Паттон, подавил несколько пулеметных гнезд, уничтожил артиллерийское подразделение и существенно помог продвижению 42-й дивизии. 344-й батальон майора С. Бретта, действовавший с 1-й дивизией, сумел прорвать вражеское проволочное заграждение и уничтожить несколько пулеметных гнезд вокруг Бае да Рат. Несмотря на слабый грунт, операция успешна, войска продвинулись на 7,5 км на фронте 9,5 км, овладели Эссеем и Мезре. Потери — один средний и один легкий танк подорвались на минах, 2 легких танка подбиты артиллерией, несколько получили повреждения. Правда, посреди операции германцы сами начали планомерный отход с позиций. Американские танкисты просто не догоняли преследовавшую противника пехоту, зато потеряли 3 «Рено» из-за поломок.

На второй день наступления американские танки начали испытывать недостаток топлива, но 14 сентября группа из 8 танков 344-го батальона атаковала и рассеяла немецкий батальон возле Воэля.

За два дня боев бригада Паттона из 144 танков потеряла от огня противника только 2 машины, но 22 «Рено» застряли в ямах и рвах, а 14 вышли из строя по техническим причинам. Из 14 погибших только 2 погибли в танке. Первые бои американских танкистов на «Рено» FT оказались куда успешнее, чем у их коллег из 301-го батальона на тяжелых танках Mk V*.

О действиях 304-й американской танковой бригады у Аргонского леса вместе с французскими танкистами 26 сентября 1918 г. уже сказано выше.

История создания танков США

В США, как и во всех других странах, к созданию танков в начале военные отнеслись весьма прохладно, тем более что до весны 1917 года официально придерживались нейтралитета. Но среди гражданских лиц такая идея была весьма популярна. Например, к германскому консулу обращался некий К. Шафер, американец немецкого происхождения, с проектом создания одноместной бронированной машины на основе садового трактора, консулу идея не понравилась.

В 1915 году одновременно с предложениями о продаже тракторов М.Виллока, бизнесмен С.Лоув предлагал Вили Вильсону готовые чертежи 30-тонной бронированной машины на базе тех же тракторов. Ответа не последовало. Позже Виллок и Лоув обвинят англичан в копировании тяжелых танков с их чертежей, но специально созданная для этого комиссия установила, аутентичность английского изобретения.

В 1917 году тракторная фирма «Холт» представила машину внешне похожую на «Маленького Вилли»: коробка с гусеницами по периметру, пушка в носовом отделении и пулеметами в спонсонах. Нельзя не упомянуть о так званом «скелете» — гусеничные обводы соединены балками, а между ними кубическая бронированная кабина, увенчанная конической башенкой.

Как часто это бывает, на свои образцы внимания не обратили, а подрались выпускать чужие модели. Планировалось выпустить 4440 штук «6-тонных танков модели 1917 года» образцом выступал Рено FT и 3000 английских Мк VIII которые назвали «Либерти». До конца войны первых выпустили всего 3 штуки, а вторых 7 штук.

Танки США во время Первой мировой войны

Во время Первой мировой американский военный корпус получил от союзников не только материальные части, но и некую тактическую концепцию танковых войск. Согласно ей войска должны состоять из легких и тяжелых машин. Легкие для выполнения разведывательных задач, а медленные тяжелые для непосредственной поддержки атакующей пехоты. Такое не вполне правильное понимание привело к акту правительства 1920 года, в котором категорически запрещалось организация танковых войск. Вся работа по совершенствованию ложилась на созданную при начальнике пехоты танковую комиссию.

Последствия – до 1935 года создано всего(!) 31 танк и не одного серийного. Созданные образцы, скрывая от командования, предаются в кавалерию, но так как танки должны быть с пехотою, то эти называют «боевыми машинами».

Именно вмешательство кавалерии сдвинуло дело, они на маневрах наглядно показали боевую эффективность подразделения только при комбинированном применении. Это официальная версия, кулуарная – пришли к таким выводам, наблюдая за учениями Красной армии. Как бы там ни было, в 1932 году генеральным штабом сухопутных сил принимается программа механизации армии. Нужно сказать, что все образцы танков, которые проходят стандартизацию, получают букву «М», а экспериментальные модели «Т».

До 40-го приняли на вооружение только легкий танк М1 и средний М2, позже наработки по обоих танкам используют в создании среднего М3. Конструкция гениального инженера У.Кристи, которую применяли в танках многих стран, очень нравилась военным, но из-за непонимания генералитетом, в войска направили только несколько образцов.

Танки США времен Второй мировой войны

На лето 40–го, когда в Европе разгорелась война, в рядах США насчитывалось 300 легких и 20 средних танков, тяжелых не было вовсе.
Командование уже прекрасно понимало, что не быть вовлеченными в эту мясорубку им не удастся. Не имея наработок по новым танкам войска, поначалу начали комплектоваться только легкими и средними бронемашинами, причем некоторые выходили в серию, не пройдя даже испытаний. Тяжёлым стал разработанный до войны пехотный танк прорыва, получивший во время стандартизации М6.

Попытки модернизации старых образцов ни к чему не приводят, и принимается решение создания новых образцов. Первые танки имели слабое бронирование и вооружение, в новых моделях пытаются решить в первую очередь именно эти проблемы. Появляется легкий М3 «Стюарт» и средний М3 «Грант/Ли». Но и эти танки довольно посредственны, они не могут на равных противостоять германским машинам. После появления среднего М4 «Шерман» ситуация несколько меняется.

Применение германцами Тигров вынуждает США выпускать тяжелый М26 «Першинг», на котором закончилась серия М2. Одновременно с появлением М26 происходит замена легких танков первого образца на М24 «Чеффи».

До конца войны американцы сконструировали и выпустили авиадесантные танки М22 «Локаст» и плавающие LVT. В большом количестве выпускались истребители танков, и зенитные САУ. Всего за годы войны промышленность США выпустила 103 096 танков и самоходных установок.

Современные танки США

Основываясь на боевом опыте, американское командование в 1946 году принимает обширную программу усовершенствования танков и их агрегатов. Обязательными условиями было: уменьшением размера, веса и стандартизацией запасных частей, чтобы повысить возможности использования танков в самых разных климатических зонах и условиях местности при минимальном использовании дополнительных приспособлений, для увеличения простоты полевого ремонта и обслуживания в целом, а также для достижения экономии в изготовлении танков. Поставленные задачи определи черты будущих боевых машин.

В войсках планировалось использовать легкие, средние и тяжелые танки. Легкие предназначались для разведки и воздушно-десантных войск, а также использования в охранении. В целях повышения мобильности они имели противопульную броню и вооружение достаточное для самозащиты. Под эти цели используют М1 «Уокер Бульдог». Средний танк М46 «Патон» становится основным средним, а последним тяжелым американским танком становится М103.

Опыт боевых действий в конфликтах 50-х показывает несоответствие характеристик танков первого поколения новым военным требованиям: они не могут вести прицельный огонь с ходу, при большом весе и больших габаритах не могут быть авиатранспортабельные (М21), имеют слабую защищенность от радиоактивного излучения и кумулятивных зарядов, довольно ограниченный запас хода и т.д. Анализируя вышеперечисленные проблемы, появляется новая квалификация, уже не по весу, а по огневой мощи. Танки начали делить на легкопушечные, среднепушечные и тяжелопушечные.

Принятая США в 1957 программа танкостроения состояла с двух частей. Первая часть подразумевала создание трех типов танков:

  • Легкопушечных для разведки и боевого охранения.
  • Улучшенных среднепушечных (основной тип).
  • Тяжелопушечных для борьбы с танками противника.

Во время второго, более длинного этапа, планировалось создание двух типов танков:

  • Боевого (основного).
  • Нового типа разведывательного авиатранспортабельного танка.

Во время реализации первой части программы на смену приходят легкий М55 «Шеридан» и средний М47 «Патон II».

Не дожидаясь окончания второго этапа, в начале 60-х военные теоретики предлагают новую концепцию применения танков, а соответственно и новую квалификацию в соответствии с боевым назначением. По новой теории должно быть три вида танков:

  • для ведения боя,
  • для охранения,
  • для разведки.

«Боевой танк» — маневренный, хорошо бронированный и главное — имеет мощное вооружение для ведения огня по противнику в любых условиях.
«Разведывательный танк» должен характеризироваться высокой подвижностью и обладать надежными средствами дальней связи.
«Танк охранения» для борьбы с танками противника должен иметь в первую очередь мощное пушечное вооружение.

Исходя из перечисленных требований, с 1960 года средние и легкие танки заменяют основным боевым М60, а для разведывательных целей применяют бронемашины пехоты.

После 1980 года основным боевым танком становиться танк третьего поколения М1 «Абрамс».

Серийные танки США

Название танка Год выхода
М1 1934
М2 1935
М3 Стюарт 1940
М3 Гранд 1941
М6 1941
М22 Локаст 1942
М5 Стюарт 1942
LVT 1943
М4 Шерман 1943
М24 Чаффи 1944
М 26 Першинг 1945
М 46 Патон 1948
М41 Уокер Бульдог 1951
М47 Патон II 1951
М47 Патон III 1953
М103 1956
М60 1959
М1 Абрамс 1980
Стингрей 1984
ТСМ 1985

История американского танкостроения. Часть 1

С конца XIX века Соединённые Штаты Америки вступили в фазу бурного развития во всех сферах: в промышленности, науке, образовании, культуре. Армия и флот обеспечивали гарантированную защиту от любого противника в Новом Свете, а океаны, которыми омываются берега Северной Америки, служили самой надёжной преградой потенциальным заморским агрессорам.

В своей внешней политике Соединённые Штаты долгое время следовали принципу изоляционизма и держались в стороне от вспыхивающих в Европе войн. Однако, когда началась Первая мировая война, ситуация несколько изменилась. После инцидентов, в результате которых было потоплено несколько торговых судов под американским флагом, Вильсон запросил у Конгресса разрешение на вступление страны в войну. 4 апреля 1917 года Сенатом, а 6 апреля Палатой представителей США была принята резолюция о вступлении Соединённых Штатов в Первую мировую войну.

13 июня 1917 года вместе с первыми частями американских экспедиционных сил в Европу прибыл генерал Джон Джозеф Першинг. Ранее этому военачальнику довелось принимать участие в конфликтах с сиу и апачами, испано-американской войне 1898 года и борьбе с повстанцами Панчо Вильи. Позиционная война в Европе несколько отличалась от того, как её себе представляли американские военные, а Першинг прекрасно понимал, насколько важно для армии сочетание ударной мощи с мобильностью. Неудивительно, что именно он стал инициатором создания бронетанковых сил США.

26 января 1918 года началось формирование Американского танкового корпуса, организационно состоявшего из двух частей: танкового корпуса в составе Американских экспедиционных сил в Европе и Танковой службы Национальной армии, впоследствии переименованной в Танковый корпус Национальной Армии.

Предложения об организации производства бронированных боевых машин поступали американским военным и раньше. Ещё в 1915 году некий бизнесмен Лоув представил проект 30-тонного танка на базе трактора «Виллок». Затем, в 1917 году, ещё одна тракторная фирма, «Холт», представила машину, очень напоминающую британский танк, — «Маленького Вилли» конструктора Вильяма Триттона.

Ещё один любопытный проект был предложен тракторной компанией «Пионер» из Миннесоты. Эта машина была прозвана «скелетом» из-за конструкции ходовой части. Гусеницы «скелета» натягивались не на корпус, а на металлические рамы с трубчатыми перемычками. Небольшой прямоугольный корпус танка, рассчитанный на двух членов экипажа, крепился между этими рамами.

Отсутствие энтузиазма со стороны военных по отношению к американским проектам танков стало причиной того, что, когда генерал Першинг доказал необходимость создания танковых частей в составе армии США, пришлось закупать машины зарубежного производства. 12 сентября 1918 года состоялся боевой дебют американских танкистов у Сен-Мишеля, местечка к югу от Вердена. В этом бою 344-м и 345-м танковыми батальонами, оснащёнными Renault FT-17, командовал подполковник Дж. Паттон.

Концепция бронетанковых сил США подразумевала применение малых, лёгких, средних и тяжёлых танков. Парк лёгких танков было решено формировать из хорошо себя зарекомендовавших французских Renault FT-17. По своей конструкции эта шеститонная машина была одной из самых передовых в мире. Именно в Renault FT-17 впервые использовали компоновку, ставшую впоследствии классической: основное вооружение располагалось во вращающейся башне, моторный отсек — в корме, отделение управления — в носовой части. Американцы планировали поставить на вооружение около трёх с половиной тысяч машин этого типа. Часть из них должны были построить французы, а часть американцы собирались выпустить непосредственно в США. Лицензию на производство приобрела компания «Форд».

Американские конструкторы внесли в конструкцию Renault FT-17 некоторые изменения. Был улучшен обзор для механика-водителя, усилена бронезащита, двигатель «Рено» был заменён на мотор «Буда» производства США. Американская версия FT-17 выпускалась под индексом М1917. В качестве вооружения использовались 37-мм пушка либо пулемёт.

Тяжёлые танковые части планировалось вооружить машиной совместной англо-американской разработки Mark VIII Liberty. Этот танк представлял собой типичную «ромбовидную» конструкцию с довольно широкими гусеницами, охватывающими корпус. Весила машина 39 тонн, вооружалась двумя 57-мм пушками «Гочкис». Роль вспомогательного оружия выполняли 5 или 7 пулемётов винтовочного калибра. Экипаж десятиметрового танка включал от 8 до 11 человек.

«Либерти» явился своего рода логическим завершением британской концепции ромбовидных танков. Вероятно, в этом направлении можно было бы работать и дальше, однако после того, как компоновку Renault FT-17 признали классической, время «ромбов» стало близиться к концу.

Mark VIII не принимал участия в боевых действиях Первой мировой войны. Но с 1919 по 1920 год американцы построили около 100 машин этого типа, и вплоть до 1930 года «Либерти» оставался единственным тяжёлым танком армии США.

После окончания Первой мировой войны крупные формирования столь дорогостоящего рода войск, как танковые, оказался Штатам не по карману, и в 1920 году американские танковые корпуса были расформированы. В дальнейшем в течение 20 лет в армии США не существовало крупных танковых соединений, однако на усовершенствование техники время от времени выделялись средства.

Так, например, во второй половине 1920-х годов американское командование сочло М1917 устаревшим и инициировало создание лёгкого танка более совершенной конструкции. Специалисты арсенала Рок-Айленд в сотрудничестве с конструкторами тракторостроительной фирмы Cunningham в 1924 году представили заказчику проект машины Т1. Этот небольшой семитонный танк имел нестандартную компоновку с башней в кормовой части и двигателем в передней части машины. В качестве вооружения предлагались различные 37-мм пушки и пулемёты калибра 7,62 мм. За время существования проекта T1 Cunningham было выпущено около пяти различных модификаций, однако все они имели различные конструктивные недостатки и были отклонены военным заказчиком.

Модификации T1E4 и T1E6, последние из «Каннингемов», создавались с целью устранения недочётов их предшественников. В работе над ними использовались конструктивные элементы британского танка «Виккерс шеститонный». Конструкторам удалось добиться большей подвижности при том же вооружении, но из-за серьёзных проблем с коробкой передач обе модификации, так же как и предыдущие, в серийное производство запущены не были.

В течение ещё семи лет после закрытия программы лёгкого танка Cunningham американцы занимались проектированием всё новых и новых машин «лёгкой» весовой категории. Помимо прочего, испытывался танк Т2 LT, строившийся на подвеске фирмы «Виккерс». Его предполагалось вооружать пулемётами или автоматическими пушками малого калибра. Т2 в серийное производство не пошёл, но с использованием опыта, накопленного при его разработке, был выпущен небольшой серией лёгкий пулемётный танк М2 LT с новой ходовой частью. 29 декабря 1938 года американцы приняли на вооружение и запустили в серийное производство новый лёгкий танк М2А4. Эта модификация получила уже не пулемётное, а пушечное вооружение. Новая машина была подвижной, маневренной, а по бронезащите сопоставима со средними американскими танками того времени. Серийное производство М2А4, в ходе которого американцы, подобно французам, провели ряд экспериментов по созданию литых корпусов и башен, не добились успеха и вернулись к использованию клёпки и сварки бронелистов, продолжалось до весны 1941 года.

Параллельно с созданием лёгких танков T1 американцы вели разработку среднего танка, превосходящего лёгкие по защищённости, а «Либерти» по подвижности. Этот средний танк должен был носить индекс М1921, весил 23 тонны и вооружался 75-мм гаубицей во вращающейся башне. Эта пушка позволяла прямым попаданием фугасного снаряда не просто подбить, а полностью разрушить лёгкий танк. На испытаниях такая печальная участь постигла М1917, использованный в качестве мишени.

После семи лет разработок машина так и не пошла в серийное производство из-за высокой стоимости.

Параллельно с T1 Medium разрабатывался и испытывался средний танк меньшей массы — 15-тонный Т2 Medium. Он также строился компанией Cunningham по схеме, сходной со схемой лёгкого Т1. Танк мог развивать скорость до 25 миль в час по шоссе, оснащался 37- или 47-миллиметровыми пушками и пулемётами. Фактически, на тот момент Т2 Medium был лучшим танком, разработанным Департаментом вооружений. В то же время его стоимость была чересчур высока для Америки периода Великой Депрессии.

Великая Депрессия привела к радикальному пересмотру бронетанковой концепции Соединённых Штатов. Теперь предполагалось вооружать механизированные части лёгкой, подвижной и более дешёвой техникой. Несколько проектов было предложено инженером Дж. У. Кристи, однако к его колёсно-гусеничным танкам военные отнеслись довольно равнодушно.

К 1934 году Кристи так надоел военным, что они были готовы принять на вооружение что угодно, лишь бы отказать назойливому и резкому в общении инженеру. В апреле 1934 года капитан Рэйри предложил проект танка с использованием ходовой Кристи и корпуса с четырьмя пулемётными спонсонами и новой 37-мм пушкой во вращающейся башне. Департамент обрадовался появившейся возможности, отказался от ходовой Кристи и предложил использовать в конструкции недавно разработанную ходовую часть, унифицированную с лёгким танком Т2 и более дешёвую в производстве, после чего машине был присвоен индекс Т5.

После долгой доработки проекта в декабре 1937 был выпущен первый прототип с деревянной башней. Примерно через год на танк установили настоящую стальную башню и отправили его на испытания в Абердин.

Т5 защищался бронёй толщиной около 25 мм, приводился в движение двигателем «Континенталь» воздушного охлаждения и мог развивать скорость до 31 мили в час по шоссе. Вооружение включало в себя 37-мм пушку и несколько пулемётов. В башне танка и бортовых дверях были предусмотрены отверстия для стрельбы из личного оружия.

Летом 1939 года танк наконец был принят на вооружение под индексом М2. Машину выпускал арсенал в Рок-Айленде.

Вторая мировая война, вспыхнувшая в Европе, заставила правительство США серьёзно пересмотреть свои взгляды на бронетанковые войска. Уже не рассчитывая отсидеться за океаном, американцы развернули работу над более совершенными машинами. Итогом стало появление летом 1940 года среднего танка М3. Но это — уже совсем другая история.

Продолжение следует.

Обсудить материал можно .

Также вы можете посмотреть исторический видеоролик «Танки дяди Сэма» в разделе «Медиа».