Тайгер линейный крейсер

Персонаж: Дерфлингер

Покупка персонажа

Покупая персонаж — вы становитесь им на 24 часа. Владение персонажем можно сравнить с косплеем, где вы полностью перевоплощаетесь в своего героя и определяете его настроение, стиль общения, интересы.

В ходе общения с участниками Вашего чата Вы можете совместно с ними создавать новые варианты развязок аниме, придумывать истории для вашего персонажа или просто общаться на интересные темы.

1. Все участники чата — реальные люди интересующиеся Вашим персонажем.

2. Среднее время ожидания участников чата с момента покупки персонажа — 20 минут.

3. В чате Вашего персонажа вам доступны дополнительные опции: удаление любых сообщений; блокировка участников чата; отправка смайлов.

4. Покупка персонажей полностью анонимная, поэтому никто на проекте не знает, кто сейчас управляет тем или иным персонажем.

5. Вы можете покупать персонажей любого пола и возраста вне зависимости от Ваших реальных данных.

6. Вы можете одновременно покупать до 10 персонажей под своё управление.

7. По окончанию срока покупки персонажа, Вы можете выкупать его повторно, если до Вас его не выкупит кто-то другой.

Общение с персонажем

Вы находитесь на личной странице персонажа аниме. Если данный персонаж сейчас выкуплен, то Вы можете пообщаться с ним в его чате.

1. Старайтесь учитывать интересы других участников чата.

2. При отправке персонажу Ваших вопросов или сообщений, учитывайте, что он такой же человек и ему требуется время, чтобы обдумать ответ и набрать его.

3. Не дублируйте одинаковые сообщения в чат.

4. Модератор может заблокировать Ваш аккаунт, если в Ваш адрес поступят жалобы со стороны других участников чата.

5. В чате запрещается: нецензурная лексика; оскорбления в чей-либо адрес; высказывания националистического характера и другие типы сообщений, нарушающие действующее законодательство РФ.

Zero no Tsukaima

В Википедии есть статья

Zero no Tsukaima (яп. ゼロの使い魔 Дзэро но цукайма?) — японская серия лайт-новел и её аниме-адаптация, состоящая из четырёх сезонов. Автор оригинального сюжета — Нобору Ямагути, иллюстрации — Эйдзи Усацука.

Цитаты

Луиза: Я происхожу из древнего и могучего дворянского рода, но к сожалению многие мои заклинания чуть-чуть не получаются…

Сайто: Кхм…

Луиза: Ну… совсем не получаются… Подумаешь, для дворян это не главное. Главное — это честь, достоинство и уважение. И вообще речь не про меня, а про сюжет. И так возвращаясь к нашим баранам, эти самые бараны посмели прозвать меня Нулизой (ещё употреблялись слова Бездарная, Катастрофа, и прочие не менее противные) лишь за то, что ни разу не видали моих удачных заклинаний и никогда, заметьте лишь в силу своей видимо врождённой слепоты, не могли оценить изящества моей фигуры…

Сайто (тихо): На всякий случай: у меня стопроцентное зрение, согласно последнему школьному медобследованию. Мнение дворян подтверждаю. Плоска как доска…

Луиза: В академии магов я доучилась до второго курса, терпя бесконечные насмешки от своих однокашников, возомнивших себя высокороднейшей знатью. Решив, что пора всем показать, насколько они заблуждаются — я твёрдо пообещала собственноручно призвать на церемонии единения с фамильяром *всхлипнув* самого сильного, красивого и верного фамильяра. Вроде дракона или гидры хотя бы. А мне… мне досталось… это извините за выражение, существо родственное по поведению дворовым псам.

Сайто: Для протокола: я не существо там какое-то, а вполне нормальный человек. Собственно, лучше я объясню как оно было на самом деле. Парень я простой, ноутбук, кеды и ноль денег в кармане. Шёл я себе по улице никого не трогал. В Токио попробуй кого тронь, могут по судам затаскать или по мордам надавать. В общем шёл размышлял о RPG. Смотрю фиговина типа «портал», зелёная такая и симпатичная. Думаю, суну руку, гляну, что будет. Кто же знал, что ей дай палец, затянет всего по уши. Хотя что ещё ждать от портала, созданного заклинанием Луизы? В общем очнулся я увидев перед собой секту массонов каких-то, говорящих не на общечеловеческом японском, а на непонятном не пойми чём. На меня сразу кинулась Луиза и стала бить кнутом. Вы знаете, кнуты в Японии давно уже остались только в магазинах доля взрослых, мне знаете ли было в новинку испытать на себе действие данного предмета. И ни одного извинения за содеянное я пока не услышал…

Луиза: Это наглая ложь! Во-первых, я говорила спасибо, разобравшись с посохом разрушения, во-вторых, мало того, что ты вёл себя неподобающе после того как я скрепив сердце, несмотря на свою девичью невинность произвела обряд закрепощения фамильяра. Ты гадким образом попытался сбежать, даже не понимая что тебе говорят. А потом пытался сбежать, понимая что тебе говорят. Конечно, я вначале подумала, что ты просто бездарный тупейший как пробка простолюдин и немножко переборщила с соломой на полу, но ведь не в хлев же тебя?

Сайто: спасибо на добром слове. Я пожалуй умолчу о том что я подумал… Впрочем бежать-то мне всё равно некуда.

Луиза: Я же говорю, вначале. Тем более, я дала тебе возможность понимать речь, а ты сбежал не выполнив своих прямых фамильярских обязанностей. За что и был справедливо посажен на цепь.

Сайто: О да госпожа, не забудьте ещё упомянуть про тот неимоверно щедрый обед, которого вы меня лишили за всего лишь слово Нулиза повторённое трижды.

Луиза: Ты лишён ещё двух, сегодня и завтра.

Сайто: Господи, придётся идти у Кирхе просить чего перекусить. Хотя… от неё так просто ночью не уйдёшь. Впрочем, знойная женщина, мечта поэта…

Луиза: На цепь посажу и к батарее прикую.

Сайто: Фамильяр — это как твои вторые глаза, вторая пара рук, магический мега-компаньон. С ним открываются такие возможности для истинных извращенцев, что нам и не снились. Неужели ты хочешь лишиться этого уникального меня? С цепью и кнутом в мой детский мир??

Луиза: Ха, магический… Не забывай что главнейшая обязанность фамильяра — помогать, во всём слушаться своего хозяина и точно выполнять его приказания. Кстати говоря, я до сих пор не вижу постиранного нижнего белья.

Сайто: А первейшая обязанность хозяина — ухаживать за фамильяром. Мы в ответе за тех, кого затащили магией и закастили рунами в этот мир. И вообще, меня это нижнее бельё до фетишизма доведёт.

Луиза: В ответе не в ответе, но я прекрасно помню во что мне обошлось твоё лечение после глупейшей стычки с этим ловеласом Гишем.

Сайто: Но не отрицай, я выглядел круто. Мне за это прислуга обед бесплатно теперь даёт в ночную смену…

Луиза: Ага, значит жрём-с в своё удовольствие и ещё и с меня требуем??

Сайто: В здоровом теле — здоровый дух! А я как фамильяр-мечник, просто вынужден питаться хорошо чтобы не околеть под тяжестью этого говорящего меча.

Говорящий меч: Парень, меня зовут Дерфлингер. Это несложное уменьшительно ласкательное имя, мог бы и употреблять периодически…

Сайто: Дерф… Деври… Дарквингер… говорящий меч, сгинь из интервью. Тем более как я буду отбиваться от дамы с огоньком? Небезызвестной тебе урождённой Цербст?

Луиза: Лично я не помню чтобы ты усиленно отбивался пока тебя хорошенько кнутом не воспитали. Впрочем, что с простолюдина взять. Чуть что, сразу к распутным бабам.

Сайто: Ну не надо снова. В её комнате я совершенно случайно оказался. Огонёк притащил когда я мирно спал на коврике за дверью вашей почивальни. Так что вина так сказать не на мне лежит. Да и ничего такого я не сделал, точнее ничего такого со мной не сделали. Зато я меч золотой получил нахаляву, эээ… книгу магическую почти получил и всё такое.

Луиза: Ну и где этот меч теперь, а? И не надо про меч и книгу. На парах куда мы, сударь, пялимся?

Сайто: мы пялимся на сударынь! Ээээ… ты же понимаешь что это шутка?

Луиза: я понимаю что это не шутка. Тебя прикармливают и пользуют твои низменные инстинкты! Вопреки воли твоей хозяйки.

Сайто: Ну Кирхе тоже неплохо нам помогла с Фуке…

Луиза: Да, это каким же она местом помогла тебе, «дорогой»?

Сайто: Ну голем там, бух-бах! Потом Тавифа, потом вы на Сильфе улетали, а я там за вас отдувался.

Луиза: Где бы ты был, если бы не я с посохом разрушения?

Сайто: Да, где бы я был, если бы не отобрал его и не использовал по назначению. Впрочем, мы не о том: с Моттом тоже решилось благодаря кхм… магической книге Кирхе.

Луиза: Для того и помогли, чтобы воспользоваться твоей природной глупостью. Вообще твоя наглость порою переходит все границы. Чего стоит только то что ты совершил с принцессой, моей дражайшей детской подругой, да ещё в такое сложное для страны время, когда каждый копает под неё.

Сайто: Я сделал лишь то что мне приказали. Да и она вроде была не против.

Луиза: Не против??? Лишь то что я била тебя челом об пол — спасло твою шкуру от сдирания её с тебя, дубления и продажи. А мне за это пришлось впервые в жизни работать.

Сайто: Ну кстати, выпало работать в отличном заведеньице. Мне очень там понравилось, все такие симпатичные, даже мыши летучие. Ну все кроме хозяйки, то есть …эээ… хозяина. Но ведь работа дала тебе возможность кхм-кхм… увидеть простолюдин в обычной среде так сказать, да и платьице ты получила ого-го какое.

Луиза: За это мне пришлось терпеть унижение от всех и вся. Даже мелкие чиновнишки посмели надсмехаться над моей фигурой. Да ещё и ты болван, меч где попало терял, пока лясы точил с дочерью хозяина.

Сайто: Не совсем верно. Я точил как раз потому что не знал, что она дочь хозяина. При этом вполне приятная девушка, любознательная, с широким кругозором. Обещала меня многому научить за выбалтывание нашей тайной миссии. Впрочем я был крепок и сдержался.

Луиза: Ага, лишь потому что я бросив работу и тем самым подставив под удар свой единственный шанс получить платье вытащила тебя из под неё. Многому научить хотела, да?

Сайто: эээ… а может на сегодня хватит интервью? Что-то у Луизы кнут откуда-то в руках появился. Может вам это ни о чём и не говорит, но я знаю чем сейчас всё закончится.

В первом бою
На “Tiger” две башни (`Q’ и `X`) получили попадания в 1554 с дистанции 12,200 метров. В 83-мм переднюю плиту крыши башни `Q’ у среднего броневого колпака под углом примерно 22° к лицевой плите попал снаряд, взорвавшийся при ударе. Плита была выгнута на 50 мм с правого заднего угла, и многие крепления оторвались. Средний броневой колпак был снесен, боковые испытали сотрясение, крепления правого были срезаны. Крыша отразила снаряд, но в ней образовалась пробоина 1 x 1,4 метра, было 8 пострадавших (3 убитых), в то время как осколки снаряда пробили дыру 229 x 76 мм в центральном приводе поворотного стола (?). Средний и правый прицелы и центральный пост поворотного привода были разрушены, башенный дальномер вышел из строя, левый прицел `wooded’, а все электроцепи стрельбы порваны. Воздушный cock цилиндра накатника левого орудия (the right run in and out cylinder of the left gun) был снесен, вызывая потерю воды при откате орудия. Зарядные клети обеих орудий заклинило, однако после удаления кулака рельса, приводившего в движение противопожарную дверь в погреб, левая клетка могла использоваться, хотя правое орудие пришлось перевести на второстепенное заряжание до конца боя. Оба орудия вскоре были введены в действие, а так как привод прибора управления не был поврежден, они наводились по Директору и стреляли, ориентируясь на звук стрельбы носовых орудий.
Дым кордита вызвал некоторые проблемы, так как поступление сжатого воздуха было прервано в результате попадания №9 ниже, и в течение всего сражения башня `Q’ выпустила только 32 снаряда, из которых 2 – до попадания, по сравнению с 109 снарядами башни `B’.
Башня `X’ получила попадание в 229-мм броню барбета в месте его соединения с 76-мм броней и 25-мм верхней палубой. Кусок 229-мм брони размером 700 x 400 мм был отбит, 76-мм броня вдавлена примерно на 76 мм и верхняя палуба пробита, верхний угол 102-мм броневой плиты, соединявшейся с 76-мм, был также вдавлен. Снаряд проник в башню через вращающуюся систему на 0,9 метра ниже нижнего края щита башни, но не взорвался как следует, хотя разрывной заряд воспламенился с частичным взрывом и внутри вращающегося стола, и снаряд без головной части остановился на полу башенного помещения между орудиями в центре башни вместе с большими осколками брони. Средний дальномерщик был убит, но других потерь не было, противогазы предотвратили отравления. Центральный вращающийся вал был разбит, одна из противопожарных дверей смята, контрольный клапан противооткатного устройства (?) левого орудия был пробит, и вода попадала в перегрузочное отделение, проводка приборов наведения и стрельбы была перебита. Через 7 минут башня снова начала стрелять, и оба орудия могли продолжать огонь по данным директора, с индивидуальной наводкой и стрельбой по звуку. Всего башня `X’ выпустила 75 снарядов, но, вероятно, они ложились очень неточно, так как в 1811 обнаружилось, что наводка башни на 19° отличалась от наводки директора, и их пришлось совместить. Результатом этих двух попаданий было то, что мощь “Tiger” уменьшилась в лучшем случае до трехбашенного корабля.
Остальные 12 280-мм снарядов, попавших в “Tiger”, по порядку с носа в корму:
1 Ударил в 13-мм палубу полубака в 3 метрах от левого борта и примерно в 35 метрах от носовой оконечности, по направлению 50° в корму от перпендикуляра, и взорвался в 6,5 метрах от места попадания. Легкие конструкции корпуса были серьезно повреждены, а пожарная магистраль перебита. Осколки пробили тонкую верхнюю палубу, а также обшивку правого борта в канатном помещении в 9 метрах от места взрыва. Это попадание было около 1605.
2 Разрушил кнехт с правого борта в 2,4 метра в корму от места попадания №1, в 1550/51 с направления 60° в нос от перпендикуляра и взорвался в 2,4 метрах от места попадания в sick-bay, повредив легкие конструкции и сделав пробоину размером 1,5 x 0,9 метра в 25-мм верхней палубе.
3 Прошел через иллюминатор между верхней палубой и палубой полубака в 4,2 метрах в корму от места попадания снаряда №2, и взорвался в 5 метрах от места попадания внутри корабля над 25-мм верхней палубой. Осколки пробили дыры размером до 0,9 x 0,75 метра в верхней палубе, но не пробили главную палубу. Были произведены значительные разрушения легких конструкций у места взрыва снаряда, попавшего с направления 245° примерно в 1635.
4 Прошел сквозь бортовую обшивку под иллюминатором между палубами полубака и верхней, прилетев с направления несколько градусов по носу, и ударил в 203-мм броню передней части барбета башни `A’ в 0,45 метра над 25-мм верхней палубой и примерно на таком же расстоянии от вертикального стыка между плитами. Он сделал в броне выбоину глубиной 64 мм с концентрическими трещинами и вдавил броню на 150 мм с нижнего края, где она соединялась со 102-мм броней на уровне верхней палубы. Характер повреждений на верхней палубе неясен, но заряжание башни не пострадало, хотя перегрузочное отделение заволокло газом и дымом. Это попадание было, вероятно, примерно в 1553.
5 Этот снаряд, попавший с носовых курсовых углов, вероятно, ударил через несколько минут после №4, и пробил 127-мм бортовую броню на уровне главной палубы в линии на 1,2 метра в корму от барбета `A’, сделав дыру 343 x 310 мм. Он взорвался в 1,2 метра от места попадания, проделав пробоину 3 x 1,2 метра в главной палубе и разрушив столовую кочегаров на этой палубе и склад муки палубой ниже.
6 Сделал выбоину в 127-мм броне с краю палубы полубака под боевой рубкой, и отскочил за борт. Вероятно, прилетел с носовых курсовых углов и попал одновременно с №5.
7 Пробил насквозь среднюю дымовую трубу по направлению 17° в нос от перпендикуляра (287°). Этот снаряд, попавший, вероятно, около 1620, мог быть рикошетным.
8 Ударил в правую сторону навесной палубы на уровне между второй и третьей трубами в 1551, пришел с 50° слева (320° – ?). Сделал пробоину 2,2 x 0,9–0,6 метра в навесной палубе и одну 2,25 x 2,4–1,2 метра в вертикальной обшивке правого борта между навесной и палубой полубака, взорвавшись в 4,8 метра от места попадания над палубой полубака, которая здесь представляла собой 76 мм тика на 37 мм стали. Доски были сорваны, но стальные листы палубного настила только поцарапаны, а не пробиты.
9 Попал в 1555, пробил 152-мм бортовую броню чуть ниже верхней палубы на 0,6 метра впереди кормового края барбета `Q’. Угол к нормали оценивался как 5–10°, снаряд сделал дыру диаметром более 300 мм в бортовой броне, прошел через 10-мм переборку и взорвался напротив следующей переборки примерно в 6,6 метрах от места попадания и в 2,4 метра от кормового подъемника 152-мм зарядов. На верху подъемника в это время находились два 152-мм заряда, которые загорелись, но языки пламени не проникли по подачной трубе в снарядное помещение или погреб. Легкие конструкции на пути движения снаряда и у места взрыва получили сильные повреждения. В главной палубе было много пробоин, основная часть снаряда прошла также через 25-мм броневую палубу, сделав пробоину 270 x 230 мм, и проникла сквозь 19-мм стенку главного паропровода. Другой осколок также прошел через главную палубу, переборку и 25-мм броневую палубу. Пожарная магистраль имела небольшие пробоины, а потери составили 12 убитых и несколько раненых и отравленных газами.
Кормовой погреб 152-мм снарядов был затоплен, а левый погреб `Q’, относительно маленький отсек, поскольку большая часть погреба `Q’ находилась справа, также был затоплен через вентиляционную трубу из 152-мм погреба, так как попытка закрыть клапан вентиляции была неудачной. Когда вода заполнила левый погреб ‘Q’, она потоком полилась через выходные плиты, и, казалось, что кормовое 152-мм снарядное помещение затоплено, и вода также проникла в снарядный погреб `Q’. Затопление кормового 152-мм погреба не кажется необходимым, это было сделано кочегарным унтер-офицером из партии затопления после консультации с прислугой погреба. Немного воды до этого проникло через перебитую пожарную магистраль.
10 Этот снаряд ударил в 152-мм бортовую броню на 9 метров в корму от попадания №9, плита была вдавлена примерно на 76 мм.
11 Ударил в 229-мм бортовую броню сразу в корму от носового машинного отделения. Плита была зазубрена и вдавлена на 102 мм, внутренние конструкции за плитой были слегка помяты.
Эти два снаряда, вероятно, попали между 1620 и 1630. Считается, что они взорвались при ударе, но, кажется, в обшивке борта за броней не было прогибов, которые можно было ожидать, как было при попадании №11.
12 Этот снаряд был рикошетом, вероятно, попал в первые 10 минут. Он ударил в 102-мм броню по ватерлинии примерно в 10,5 метрах от кормовой оконечности, оставил выбоину размером 1,5 x 0,6 метра, выпучив и покорежив внутренние крепления. Расположенное выше броневой палубы бортовое отделение длиной 5 метров было затоплено.
Из общего числа 14 попаданий в “Tiger”, №3 приписывается “Seydlitz”, а остальные были получены с “Moltke”.
Кроме того, в корабль попало 2 150-мм снаряда.
1 В бортовую обшивку в 17 метрах от носовой оконечности над главной палубой. В рапорте “Tiger” калибр указывается в 150 мм, но чертежи показывают, что обшивка была вдавлена на площади 1,5 x 0,9 метра с пробоиной, которая скорее соответствует 280-мм снаряду.
2 В бортовую обшивку около кормовой оконечности на 0,9 метра ниже верхней палубы.

Отредактированно Леонид (02.11.2015 13:29:27)

«Карманные линкоры»: неудачник и счастливчик гитлеровского флота

В годы Второй мировой войны немецкие «карманные линкоры» типа «Дойчланд» проявили себя как универсальные корабли, пригодные как для рейдерских действий, так и для боя с вражескими крейсерами. Однако судьба их складывалась по-разному. Если боевой путь одного из «неудачников» немецкого флота крейсера «Дойчланд» («Лютцов») пролегал от ремонта до ремонта, то крейсер «Адмирал Шеер» показал высокую боевую эффективность и прославился удачными рейдами.

В довоенной Германии тяжёлые крейсера четко разделялись на два подтипа. «Карманные линкоры» строились исключительно для рейдерских операций, а «классические» тяжёлые крейсера – для эскадренных действий, но с учётом возможного рейдерства. В итоге и те, и другие занимались почти исключительно операциями против торговли, а в конце Второй мировой войны – артиллерийской поддержкой сухопутных войск.

Начнём обзор с «карманных линкоров» – удивительных кораблей, по сути, представлявших собой «мини-дредноуты». По условиям Версальского договора Веймарская республика не могла строить корабли стандартным водоизмещением более 10 000 т для замены старых броненосцев додредноутной эпохи. Поэтому перед немецкими конструкторами 20-х годов была поставлена нетривиальная задача – вписать в эти рамки корабль, который бы был мощнее любого тогдашнего крейсера и, в то же время, мог ускользнуть от линкора. При этом его предполагалось использовать и в качестве рейдера для борьбы с вражеской торговлей (а значит, он должен был иметь большую дальность хода).

Все три качества удалось совместить благодаря использованию дизельной силовой установки, а также тому, что союзники не ограничили немцам главный калибр. Поэтому новые корабли получили по шесть 280-мм орудий в трёхорудийных башнях, что заведомо превосходило вооружение самых мощных «вашингтонских» крейсеров того времени (шесть или восемь 203-мм стволов). Правда, по скорости новые корабли заметно уступали крейсерам, но даже 28 узлов делали безопасной встречу с большинством тогдашних дредноутов.

Тяжёлый крейсер «Дойчланд» после вступления в строй, 1934 год
Источник – А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995

Первоначальный проект кораблей, официально именовавшихся «броненосцами», но получивших у журналистов прозвище «карманных линкоров», был создан в 1926 году. Бюджет на их постройку обсуждался в Рейхстаге уже с конца 1927 года, а строительство головного «Дойчланда» началось в 1929 году. «Дойчланд» вступил в строй весной 1933 года, «Адмирал Шеер» – в 1934 году, «Адмирал граф Шпее» – в 1936 году.

Позднее проект «карманных линкоров» стали критиковать как попытку создать универсальные боевые единицы для выполнения сразу всех задач. Однако в начале 30-х годов новые корабли вызвали настоящий переполох у соседей Германии. В 1931 году французы «ответили» немцам заказом 23 000-тонных линейных крейсеров типа «Дюнкерк», после чего обеспокоились и итальянцы, начавшие модернизацию своих старых дредноутов до стандарта быстроходных линкоров. Разработав новый проект, немцы запустили «линкорную гонку» в континентальной Европе.

По итогам строительства стандартное водоизмещение «карманных линкоров» вышло за лимит в 10 000 т и составило порядка 10 770 т у «Дойчланда» (строившегося ещё при соблюдении ограничений) и 12 540 т у «Адмирала графа Шпее». Заметим, что превышение лимита на 5–10% было типично для всех «вашингтонских» крейсеров, кроме самых первых.

Бронирование новых немецких кораблей оказалось весьма сильным. «Дойчланд» был защищён полным наклонным (12°) наружным поясом по цитадели (толщиной 80 мм в верхней половине и до 50 мм у нижней кромки). На концах цитадели, около погребов, толщина верхней части пояса несколько снижалась (до 60 мм), зато более лёгкое бронирование продолжалось за 60-мм траверзами (18 мм в нос до форштевня и 50–30 мм в корму до рулевой машины). Вертикальное бронирование дополнялось 45-мм внутренним наклонным поясом, шедшим параллельно внешнему, так что суммарная толщина двух поясов составляла до 125 мм – больше, чем у любого другого крейсера межвоенного периода.

Бронирование немецких «карманных линкоров» («Адмирал граф Шпее»)
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Горизонтальная броня состояла из двух палуб: верхней (на протяжении всей цитадели, но выше кромки пояса и никак с ним конструктивно не связанной) и нижней, лежавшей поверх внутреннего пояса, но чуть ниже его верхней кромки. Толщина нижней палубы составляла 30–45 мм, причём промежутка между поясами бронирования не было вообще. Таким образом, толщина горизонтальной брони составляла 48–63 мм. Башни главного калибра имели лобовое бронирование толщиной 140 мм, стенки толщиной 80 мм и крышу толщиной от 85 до 105 мм.

Качество этой брони принято оценивать низко, так как она делалась по технологии начала Первой мировой войны. Но на последующих кораблях серии бронирование было несколько усилено: наружный пояс достиг 100 мм по всей высоте за счёт снижения толщины внутреннего пояса до 40 мм. Нижняя броневая палуба также претерпела изменения – продолжилась до внешнего пояса, но при этом её толщина уменьшилась до 20–40 мм на разных участках. Наконец, толщина так называемых верхних продольных броневых переборок, расположенных в глубине корпуса между броневыми палубами, увеличилась с 10 до 40 мм. Броневая защита дополнялась бортовыми булями, которых не было на большинстве крейсеров того времени.

В целом, защита немецких «карманных линкоров» производит странное впечатление – она выглядит слишком лоскутной, неравномерной и «размазанной» по всей длине корабля. В то же время в других странах предпочитали следовать принципу «всё или ничего», максимально бронируя только жизненно важные элементы, а прочее оставляя вовсе без защиты. Горизонтальная броня «карманного линкора» выглядит слишком слабой, особенно для рейдера с крупнокалиберными орудиями, предназначенного для боя на дальних дистанциях. С другой стороны, бронирование получилось разнесённым, то есть, более эффективным; вдобавок снаряд, прежде чем проникнуть вглубь корабля, должен был преодолеть несколько слоёв брони, расположенных под разными углами, что повышало вероятность рикошета или срабатывания взрывателя на броне. Как же эта защита показала себя в боевых условиях?

«Дойчланд» («Лютцов»)

Этот корабль стал одним из самых неудачливых немецких крейсеров. Впервые он попал под вражеский удар вечером 29 мая 1937 года, когда на рейде испанского острова Ибица по нему с высоты 1000 м отбомбились два советских самолёта СБ, наносивших по острову отвлекающий удар в рамках операции по проводке в Картахену транспорта «Магельянес» (Y-33) с грузом оружия. Экипаж старшего лейтенанта Н. А. Острякова добился успеха – две бомбы попали в корабль, а ещё одна разорвалась у его борта. По немецким данным, речь идёт о 50-кг бомбах, а согласно советским источникам, использовались бомбы весом в 100 кг.

«Дойчланд» в 1937 году. Такую окраску он имел, находясь у берегов Испании
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Урон, нанесённый «карманному линкору», оказался весьма внушительным. Первой бомбой была уничтожена 150-мм артиллерийская установка №3 правого борта и подожжён стоявший на катапульте заправленный самолёт. Вторая бомба попала в броневую палубу в районе носовой надстройки по левому борту и пробила её (при этом взорвались 150-мм снаряды в кранцах первых выстрелов). Между бронепалубами начался пожар, угрожавший носовому 150-мм погребу, который пришлось затопить. Потери в личном составе составили 24 убитых, 7 умерших от ран и 76 раненых.

«Дойчланд» после попадания в него авиабомб у Ибицы, 29 марта 1937 года
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Следующие повреждения корабль, уже переименованный в «Лютцов», получил рано утром 9 апреля 1940 года в Осло-фьорде, когда вместе с тяжёлым крейсером «Блюхер» попал под кинжальный огонь норвежских береговых батарей. «Лютцов» получил три 150-мм снаряда с батареи «Копос» (располагалась на восточном берегу Осло-фьорда), выпущенных почти в упор, с расстояния не более десятка кабельтовых. Судя по всему, все три снаряда были фугасными или полубронебойными.

Первый попал в среднее орудие носовой башни и вывел его из строя. Видимо, попадание пришлось прямо в амбразуру, так как было ранено 4 человека, пострадала электропроводка, оптика и гидравлика правого орудия. Второй снаряд прошёл над поясом в районе 135-го шпангоута и взорвался позади барбета носовой башни, уничтожив обстановку нескольких жилых помещений (были убиты 2 и ранено 6 солдат-десантников из 138-го горно-егерского полка). Третий снаряд попал в грузовую стрелу левого борта и взорвался над палубой, уничтожив запасной гидросамолёт, перебив кабеля прожекторов и вызвав локальный пожар боезапаса; было убито 3 и ранено 8 моряков из прислуги 150-мм орудий. В целом, норвежские снаряды легли довольно «удачно»: попадания несколько ослабили огневую мощь немецкого корабля, но никакого ущерба его живучести не нанесли. В общей сложности, погибло 6 человек, а ещё 22 было ранено.

Затем последовали два поражения торпедами. Первое из них произошло 10 апреля – на следующую ночь после высадки немецкого десанта в Осло, когда «Лютцов» возвращался на базу. Из шести 533-мм торпед, выпущенных английской подводной лодкой «Спирфиш» с расстояния в 30 кб, цели достигла одна, угодившая в рулевой отсек. Корма на протяжении трёх последних отсеков была надломлена и не оторвалась только благодаря силовой бронепалубе. Три кормовых отсека заполнились водой, находившиеся здесь 15 человек погибли, а руль оказался заклинен в положении 20° на правый борт. Корабль принял около 1300 т воды и заметно осел кормой. Однако валы уцелели, силовая установка повреждений не получила, а переборка между 3 и 4 отсеками была спешно укреплена. К вечеру 14 апреля буксирам удалось дотащить корабль до верфи «Дойче Верке» в Киле. Ремонт, совмещённый с модернизацией, занял более года, и крейсер вступил в строй только к июню 1941 года.

«Лютцов» после торпедного повреждения 10 апреля 1940 года. Хорошо видна надломленная корма
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

В следующий раз «Лютцов» был повреждён буквально сразу же после выхода на новую операцию – «Зоммеррайзе», осуществлявшуюся с целью прорыва через Датские проливы. Рано утром 12 июня 1941 года он был атакован британскими торпедоносцами «Бофорт» из 42-й эскадрильи Берегового командования и с шестисот метров получил одну 450-мм авиаторпеду. Она попала почти в центр корпуса – в район 7 отсека на 82 шпангоуте. Противоторпедная защита от повреждений не спасла, были затоплены два моторных отсека и отсек с соединительными муфтами, корабль принял 1000 т воды, получил крен в 20° и потерял ход. Лишь к следующему утру немецким морякам удалось дать 12 узлов на одном валу. Крейсер добрался до Киля, где опять встал на ремонт – на этот раз он занял полгода.

В «Новогоднем бою» 31 декабря 1942 года «Лютцов» впервые вступил в огневой контакт с кораблями противника. Но стрелял он относительно мало, что было вызвано, прежде всего, неудачным маневрированием, плохой согласованностью и нерешительностью действий немецкого соединения. Всего «Лютцов» выпустил 86 снарядов главного калибра и 76 снарядов противоминного калибра (сначала с дистанции 75 кб по эсминцам, затем с 80 кб – по лёгким крейсерам). Стрельба «Лютцова» оказалась безрезультатной, правда, и сам он не получил попаданий.

«Лютцов» на стоянке в Норвегии. Корабль окружён противоторпедной сетью
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Далее «карманный линкор» из-за плохого состояния дизелей был отправлен на Балтику, где служил в качестве классического броненосца береговой обороны. В октябре 1944 года он активно использовался для обстрела берега в Прибалтике – как правило, без корректировки с береговых постов. В морских боях корабль более не участвовал; 14 октября он был атакован подводной лодкой Щ-407, но обе торпеды в цель не попали. 8 февраля 1945 года «Лютцов» использовался для стрельбы по береговым целям у Эльбинга, 25 марта – у Данцига.

Наконец, 4 апреля у косы Хела корабль получил попадание снаряда, выпущенного береговой батареей (видимо, калибра 122 мм). Снаряд попал в кормовую надстройку, разрушив адмиральские помещения. А 15 апреля на стоянке возле Свинемюнде «карманный линкор» попал под удар английских тяжёлых бомбардировщиков «Ланкастер» из 617-й эскадрильи. В «Лютцов» попали две 500-кг бронебойные авиабомбы – одна уничтожила носовой командно-дальномерный пост главного калибра вместе с верхушкой мачты и антенной радиолокатора, а вторая пробила все броневые палубы и угодила прямо в носовой погреб 280-мм снарядов. Интересно, что ни одна из этих бомб не взорвалась! Зато близкий разрыв тяжёлой 5,4-тонной бомбы, упавшей в воду, сделал в корпусе корабля огромную пробоину площадью 30 м2. «Лютцов» накренился и сел на грунт. К концу дня команде удалось откачать воду из части помещений, ввести в строй носовую 280-мм башню и четыре 150-мм орудия правого борта. 4 мая при подходе советских войск корабль был взорван командой.

«Лютцов», севший на грунт в Свинемюнде, 1945 год
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

«Адмирал Шеер»

Этот корабль, напротив, прославился своими рейдерскими действиями. Правда, ему, в отличие от «Дойчланда», везло – за всю войну он ни разу не столкнулся с сильными кораблями противника. Зато под английские бомбы «Адмирал Шеер» попал уже 3 сентября 1939 года. Из восьми скоростных бомбардировщиков «Бленхейм», атаковавших Вильгельмсхафен с бреющего полёта, четыре были сбиты, но последний всё же добился попаданий. При этом у всех трёх 227-кг бомб, поразивших немецкий корабль, взрыватели не успели взвестись из-за малой высоты.

Тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» после вступления в строй, 1939 год
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Следующее боевое столкновение произошло более года спустя. Вечером 5 ноября 1940 года, находясь в Северной Атлантике, «Адмирал Шеер» наткнулся на конвой HX-84 – 37 транспортов, охраняемых единственным вспомогательным крейсером «Джервис-Бэй». Открыв по нему огонь главным калибром, «Шеер» добился попаданий лишь с четвёртого залпа, зато британские 152-мм орудия не попали в немецкий корабль ни разу. Одновременно «Шеер» вёл огонь средним калибром и добился нескольких попаданий в транспортные суда, поэтому можно сказать, что утверждение о полной бесполезности 150-мм артиллерии на «карманных линкорах» является некоторым преувеличением.

Гибель вспомогательного крейсера «Джервис-Бэй»
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

На потопление «Джервис-Бэй» 283-мм снарядами ушло двадцать минут, но и этого хватило, чтобы начало темнеть и конвой успел рассеяться. Немцам удалось утопить только пять транспортов, а ещё несколько были повреждены, но не добиты в наступившей темноте. Стоит отметить, что против крупных небронированных судов 283-мм снаряды оказались намного эффективнее 203-мм снарядов, в то время как 150-мм снаряды показали себя не слишком эффективными (одного-двух попаданий ими не хватало, чтобы вывести транспорт из строя). В следующий раз «Шеер» применил главный калибр в том же рейде – 22 февраля 1941 года он потопил голландский транспорт «Рантау Паджанг», который пытался скрыться в дождевом шквале. В целом же почти полугодовое рейдерство «карманного линкора» оказалось исключительно успешным – «Шеер» потопил или захватил 17 вражеских судов, в основном, используя 105-мм зенитную артиллерию. Даже традиционные проблемы с дизелями не оказались непреодолимыми, хотя сразу после рейда кораблю пришлось встать на 2,5-месячный ремонт силовой установки.

Следующий боевой рейд «Адмирала Шеера» состоялся лишь в августе 1942 года – им стала знаменитая операция «Вундерланд» против советского судоходства в Северном Ледовитом океане. Несмотря на длительную подготовку и использование воздушных разведчиков, результаты операции оказались скромными. «Карманному линкору» удалось перехватить и потопить только одно судно – ледокольный пароход «Александр Сибиряков» (1384 брт), осуществлявший снабжение острова Северная Земля. Немцы перехватили его около полудня 25 августа и расстреливали не торопясь – за 45 минут с дистанций от 50 до 22 кб были выпущены 27 снарядов в шести залпах (по немецким данным, в цель попали четыре). Имевшиеся на «Сибирякове» две 76-мм пушки Лендера в немецкий корабль не попали, да и не могли попасть, но отчаянно вели огонь в течение всего боя.

Тонущий «Сибиряков», вид с борта «Адмирала Шеера»
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Однако экипаж «Сибирякова» сделал главное – успел сообщить о бое и немецком «вспомогательном крейсере» по радио, чем сорвал секретность всей операции. Поэтому командир «Шеера» капитан-цур-зее Вильгельм Меендсен-Болькен решил её прекратить, а в качестве завершения – разгромить порт Диксон, высадив туда десант.

Момент для нападения был выбран исключительно удачный: обе защищавшие Диксон береговые батареи (130-мм №226 и 152-мм №569) были сняты с позиций и погружены на суда для перевозки на Новую Землю. Однако после радиограммы с «Сибирякова» командование Беломорской флотилии отдало приказ срочно развернуть батареи и готовиться к появлению противника. За сутки с небольшим две 152-мм пушки-гаубицы образца 1910/30 годов были установлены прямо на деревянном настиле причала.

Схема боя у Диксона 27 августа 1942 года
Источник – Ю. Перечнев, Ю. Виноградов. На страже морских горизонтов. М.: Воениздат, 1967

27 августа в час ночи «Шеер» с юга приблизился к внутреннему рейду Диксона и в 1:37 с расстояния 35 кб открыл огонь по порту и стоявшим в нём судам. С третьего залпа несколько 283-мм снарядов попали во вспомогательный сторожевик «Дежнёв» (СКР-19), однако по ошибке немцы использовали бронебойные либо полубронебойные снаряды, которые пробивали корпус парохода насквозь, не взрываясь. «Дежнёв» получил как минимум четыре попадания, были выведены из строя две 45-мм зенитки, убито и ранено 27 человек.

Однако прежде чем сесть на грунт, пароход успел прикрыть дымовой завесой порт, а главное – гружёный взрывчаткой транспорт «Кара». «Шеер» перенёс огонь на транспорт «Революционер», поджёг его, но также не смог потопить. В это время, наконец, открыла огонь береговая батарея №569. Несмотря на полное отсутствие приборов и нехватку персонала управления, её огонь был оценён немцами как «достаточно точный». Личный состав батареи отчитался о двух попаданиях, в действительности же попаданий добиться не удалось, но командир «Шеера», не зная обстановки, предпочёл выйти из боя и укрыть корабль за мысом Наковальня.

152-мм орудия береговой батареи №569
Источник – М. Морозов. Операция «Вундерланд» // Флотомастер, 2002, №1

К половине третьего «Адмирал Шеер» обогнул полуостров и начал обстрел Диксона с юга, за 40 минут расстреляв значительную часть боезапаса – 77 снарядов главного калибра, 121 снаряд вспомогательного калибра и две с половиной сотни 105-мм зенитных снарядов. Когда немецкий корабль показался в створе пролива Превен, батарея №569 вновь открыла огонь, выпустив за всё время боя 43 снаряда. Немцы приняли дымовую завесу над портом за пожары, и в 3:10 командир рейдера дал приказ на отход, прекратив операцию «Вундерланд». На самом деле в Диксоне не погибло ни одного человека, а оба повреждённых парохода были введены в строй уже через неделю.

В следующий раз артиллерия «Адмирала Шеера» вступила в действие два с лишним года спустя, уже на Балтике. 22 ноября 1944 года он сменил расстрелявший весь боезапас тяжёлый крейсер «Принц Ойген», с большой дистанции открыв огонь по советским войскам, штурмовавшим последние немецкие позиции на полуострова Сырве (остров Сааремаа). За двое суток корабль расстрелял практически весь боезапас главного калибра. Эффективность его огня определить трудно, но следует констатировать, что эти почти непрерывные обстрелы смогли обеспечить относительно спокойную эвакуацию немецких войск с полуострова в Курляндию. При этом во время налёта советской авиации днём 23 ноября (тройка «бостонов» и несколько групп Ил-2) «Шеер» получил попадание в палубы одной лёгкой бомбы (или реактивного снаряда), а также повреждения от разрывов у борта. Серьёзного ущерба эти атаки не нанесли, но вынудили немецкий корабль отойти от берега и прекратить огонь до наступления темноты.

Атака советской авиацией «Адмирала Шеера» у полуострова Сырве 23 октября 1944 года
Источник – М. Морозов. Охота на кабана // Флотомастер, 1998, №2

В феврале 1945 года «Адмирал Шеер» использовался для обстрелов берега в районе Земландского полуострова и Кёнигсберга, на этот раз ведя огонь без корректировки. В марте он вёл огонь по берегу в районе Свинемюнде, а затем ушёл в Киль для замены изношенных стволов главного калибра. Здесь вечером 9 апреля корабль попал под массированный налёт британской авиации. В течение часа он получил пять прямых попаданий, большую пробоину в правом борту от близких разрывов тяжёлых бомб и опрокинулся вверх килем на малой глубине.

«Адмирал Шеер», потопленный в Киле
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

В годы Второй мировой войны «карманные линкоры» проявили себя как универсальные корабли, пригодные как для рейдерских действий, так и для боя с крейсерами противника. Их броня, несмотря на недостаточно высокое качество стали, надёжно защищала от 152-мм снарядов на всех дистанциях и курсовых углах и чаще всего выдерживала попадания 203-мм снарядов. В то же время, даже одно попадание из 280-мм орудия могло нанести серьёзный ущерб любому «вашингтонскому» крейсеру – это наглядно показал бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года, в ходе которого был тяжело повреждён «Адмирал граф Шпее» (систершип «Дойчланда» и «Адмирала Шеера»). Главной же проблемой «карманных линкоров» оказалось не вооружение, не защита, а управление в бою, то есть, пресловутый «человеческий фактор»…

Список литературы:

Линейные крейсера типа «Derfflinger»

Линейные крейсера типа DERFFLINGER – 3 ед.

Заложены по программе 1912 г. как противовес английским линейным крейсерам типа “Лайон” и “Тайгер”. Их отличало довольно основательное бронирование и совершенная подводная защита. Первые германские линейные крейсера с артиллерией ГК, расположенной в диаметральной плоскости. Одной из особенностей кораблей являлся заметный подъем носовой части, позволявший иметь достаточно высокий надводный борт с пониженным расположением башен ГК, что усилило вертикальное бронирование и повысило остойчивость. В процессе эксплуатации выяснилось, что “Дерфлингер”, например, мог развить ход не менее 28 узлов. “Лютцов” и “Дерфлингер” участвовали в Ютландском бою, причем первый являлся флагманским кораблем командующего боевыми разведывательными силами вице-адмирала Хиппера, а второй входил в состав 1-й разведгруппы. В результате полученных повреждений “Лютцов” был оставлен экипажем на следующий день после боя и торпедирован германским эсминцем G-38. Крейсер оказался единственным дредноутом Флота Открытого моря, погибшим в ходе боевых действий. “Дерфлингер” 24.11.1918 интернировали в Скапа-флоу, где 21.6.1919 затоплен экипажем. В 1934 г. его подняли и в 1935-1936 гг. разобрали в Розайте. “Гинденбург” отличался от двух других кораблей усиленной защитой артиллерии и ее погребов. Кроме того, каждую из башен снабдили дальномерным постом. Он также затоплен в Скапа-Флоу, 22.7.1930 поднят и в 1931 г. продан по слом.