Т 34 модификации

Т-34-85: победоносная версия легендарного танка Великой Отечественной войны

11.12.2019 Танк Т-34-85 – один из самых узнаваемых символов Победы в Великой Отечественной войне

Советская «тридцатьчетвёрка», признанная в числе лучших боевых машин Второй мировой войны, по праву считается классикой мирового танкостроения. При этом танк, встретивший войну в 1941 году, к моменту её победного завершения выглядел заметно иначе. Сохранив все свои основные внешние черты, он существенно прибавил в боевых качествах. По итогам работы советских разработчиков, проделанной ими в ходе тяжелейшей войны, в созданной ими модификации танка Т-34-85 все заложенные ранее конструктивные решения были, без преувеличения, доведены до совершенства.

Причины модернизации Т-34

С первых же дней нападения на СССР немецкие войска, столкнувшись с новейшими советскими танками Т-34 и КВ, признали в них крайне опасного для себя противника. Причём противопоставить что-либо сравнимое в ответ Германия, при всей своей индустриальной мощи и опоре на ресурсы покорённой ею Европы, оказалась неспособна достаточно долгое время. Первая попытка такого рода в виде модернизации своего наиболее мощного танка Pz-IV в 1942 году оказалась малоэффективной, при том что эти танки стали весить намного больше и их проходимость резко снизилась.

Тем не менее, за счёт разработки новых моделей танков, прежде всего Pz-V «Пантера», Третий рейх смог к середине 1943 года рассчитывать на весомые успехи в танковом противоборстве с Советской Армией. С появлением «Пантер» сложившаяся к тому времени немецкая тактика применения своих танковых сил с преимущественно «противотанковыми» задачами (танковые засады, локальные контрудары) получила возможность для более активных действий наступательного плана.

Такой попыткой с немецкой стороны стала грандиозная Курская битва, после поражения в которой Германия окончательно лишилась шансов выиграть войну. В то же время и советской стороне победа под Курском далась дорогой ценой. Новые немецкие танки показали в этом сражении свою способность почти гарантированно поражать броню Т-34 с расстояния 1,5 километра. При этом 76-миллиметровая пушка Т-34, столь эффективная ранее, могла пробить лобовую броню «Пантеры» с дистанции не более 100 метров.

Разумеется, новейшие немецкие танки Pz-V и Pz-VI были на порядок массивнее и явно «старше по классу» танков Т-34. Но создать возможность для успешного противоборства с таким противником на дистанциях реального танкового боя стала одной из важнейших задач, поставленных высшим советским руководством перед конструкторами отечественных танков. Это было ключевым условием в ходе сложившегося коренного перелома в войне для того, чтобы добиться её победного завершения скорее и с меньшими потерями.

Подбитый танк Т-34 после сражения под Прохоровкой

Основные цели и задания

После смерти главного создателя «тридцатьчетвёрки» Михаила Кошкина конструкторское бюро, возглавленное Александром Морозовым, с первых лет войны продолжало работу по совершенствованию Т-34. На базе этого танка с лета 1942 года началась разработка новой модели, в которую предполагалось внести ряд существенных конструктивных изменений. Прежде всего это касалось замены типа подвески на торсионную и усиления броневой защиты. Новую версию советского среднего танка изначально намечалось назвать Т-43.

Несмотря на весьма привлекательную перспективность новой машины, окончательная доработка её конструкции без потерь для ТТХ требовала времени, которое, как стало очевидным уже с начала Курской битвы, серьёзно умножало потери советских танков в противоборстве с немецкими «тиграми» и «пантерами». Кроме того, запуск в серию Т-43 неизбежно привёл бы к сбою едва наладившееся массовое производство Т-34, и такое решение было оценено как неприемлемое.

Более рациональным руководству СССР представлялась глубокая модернизация Т-34, в ходе которой в его конструкцию предполагалось как можно более органично внедрить новшества, предназначенные для Т-43. В конечном итоге такой подход воплотился в танке, получившем название Т-34-85, который и стал прославленной и победоносной версией самого массового танка Второй мировой войны.

Жёсткий и решительный выбор в пользу обновлённого Т-34 вместо Т-43 был сделан по личному требованию И.В. Сталина. Согласно воспоминаниям главного конструктора танка А.А. Морозова, советский вождь по этому поводу привёл следующее сравнение: «Во время пожара не конструируют насосы, а носят воду во всём, что можно для этого использовать».

Опытный танк Т-43-76

Конструкция

Модернизация танка Т-34 на основании личных сталинских указаний ограничивалась усилением артиллерийского вооружения и улучшением обзорности, то есть устранением основных недостатков первоначальной версии. Общая компоновка среднего танка никаким существенным изменениям не подверглась. Основным приоритетом для разработчиков служила простота и технологичность, способствующая снижению трудозатрат для танкостроительного производства.

Главным новшеством конструкции Т-34-85 стала трёхместная башня, которую удалось быстро доработать на основе имеющегося задела по перспективному танку Т-43. Под эту башню были внесены изменения в конструкцию корпуса: увеличен диаметр башенного погона с 1420 до 1600 мм. Сама башня получила в оснащение эффективную командирскую башенку, что существенно улучшило обзорность, а также более удобные люки для эвакуации экипажа. При этом вес танка возрос совсем незначительно.

В целом конструкция Т-34-85 настолько эффективно вписалась в налаженное серийное производство, что переход на их выпуск с модели Т-34-76 почти не отразился на объёмах производства. Более того, качество узлов и агрегатов советских средних танков с 1944 года серьёзно улучшилось, повысив тем самым их надёжность в боевых условиях.

Технические характеристики

Т-34-85 отличался высочайшей манёвренностью и весьма эффективными для среднего танка того времени характеристиками проходимости. Он мог преодолевать подъёмы и спуски с уклонами до 40 градусов, водные преграды глубиной до 1,3 метра и рвы глубиной до 2,5 метров.

В составе оборудования танка к тому времени присутствовали все достаточно современные для этого периода устройства, включая систему вентиляции пороховых газов, радиостанцию, внутреннее переговорное устройство.

Габариты и вес

Параметры Значения
Длина корпуса, мм 6100 мм
Длина с пушкой вперёд, мм 8100 мм
Ширина, мм 3000 мм
Высота, мм 2700 мм
Клиренс, мм 400 мм
Масса снаряженного танка 32,2 тонны

Вооружение

Изначально в танк Т-34-85 предполагалось ставить 85-миллиметровую пушку Д-5, уже успешно использовавшуюся на относительно малосерийных танках КВ-85, ИС-85 (он же ИС-1) и СУ-85. Но довольно скоро в Центральном артиллерийском КБ родилась более простая и дешёвая в производстве конструкция танковой пушки ЗИС-С-53, в основе которой лежала достаточно эффективная зенитная пушка того же калибра 85 мм, разработанная ещё в 1939 году. Итоговая себестоимость такой артсистемы оказалась намного ниже, чем даже у 76-миллиметровой пушки Ф-34.

Боекомплект танка составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Вспомогательное вооружение Т-34 включало в себя два пулемёта ДТ-29 калибра 7,62 мм. Один из них действовал в спарке с пушкой, второй размещался в шаровой установке в верхней лобовой плите корпуса

Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53

Броня

Сохранение основы конструкции корпуса у Т-34-85 не позволило улучшить его бронирование, параметры которого остались на уровне прежней модели танка.

Расположение брони Толщина (мм) Угол наклона (градусы)
Лобовая часть 45 60
Борт 45 40
Корма 45 45
Крыша 20
Днище 20

Усиление броневой защиты Т-34-85 обеспечивалось за счёт новой конструкции башни. Её лобовое бронирование выросло вдвое, с 45 до 90 мм. Боковые стороны башни имели толщину брони 75 мм, а также были наклонены под углом 20 градусов.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат танка Т-34-85 представлял собой дизельный двигатель модели В-2 объёмом 38,88 литра, собранный в основном из облегчённых материалов на основе алюминия, что было более характерно для авиации. Агрегат был способен развивать номинальную мощность в 450 лошадиных сил. В массовых серийных танках этот показатель достигался далеко не в полной мере, но производительности мотора с запасом хватало не только на приведение техники в движение, но и на стремительные прорывы и маневрирование. Экономичная силовая установка давала танку запас хода в среднем на 400 километров.

Трансмиссия танка, как и свойственно гусеничным машинам, основывалась на фрикционах. Механическая коробка передач Т-34-85 имела пять ступеней. Она передавала крутящий момент через редукторы к бортовым фрикционам. Ведущие звёздочки гусениц располагались на задних колёсах.

Ходовая часть

Ходовая часть танка Т-34 имела в своей основе большие сдвоенные опорные катки, которых насчитывалось по пять с каждой стороны. Ведущие колёса располагались сзади, направляющие колёса (так называемые ленивцы) — спереди. Катки с каждого борта оснащались индивидуальной пружинной подвеской, элементы которой на передних катках защищались стальными кожухами.

Ещё для прежней версии танка к лету 1942 года был разработан новый литой рифлёный гусеничный трак шириной 50 см. Он оказался легче и прочнее предыдущего гладкого 55-сантиметрового трака и служил основой гусениц советских «тридцатьчетвёрок» вплоть до конца войны.

Скорость движения

Максимальная скорость, развиваемая танком, равнялась 55 км/ч. Показатель средней скорости движения по пересечённой местности составляла 25 км/ч.

Экипаж

Экипаж стандартного танка Т-34-85 состоял из пяти человек:

  • командир танка;
  • механик-водитель;
  • стрелок-радист;
  • наводчик;
  • заряжающий.

В боевом отделении спереди размещались механик-водитель (слева) и стрелок-радист, управляющий курсовым пулемётом. Остальные три члена экипажа действовали в башне танка. В отличие от версии Т-34-76 более просторная башня позволяла командиру танка сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа, что в целом значительно усилило боевую эффективность танка.

Общее количество выпущенных танков

Обновлённый Т-34 появился в декабре 1943 года, и в кратчайшее время был запущен в массовое производство. Первым серийные танки начал выпускать Сормовский завод в Горьком (во времена СССР так назывался Нижний Новгород), двумя месяцами спустя Т-34-85 стал производить основной завод по его сборке в Нижнем Тагиле, а в июне с модели Т-34-76 на новую перешёл завод в Омске.

В целом до конца войны было произведено около 23 тысяч обновлённых танков Т-34. В зависимости от методики подсчёта и охваченных сроков выпуска данные в разных источниках отличаются, но не особо значительно. Википедия оценивает количество выпущенных танков в модификации Т-34-85 за военные годы в 22,9 тысячи, а их производство в послевоенный период составило около 3,7 тысячи. Кроме того, по советской лицензии в 1950-х годах 3185 танков этого типа было изготовлено в Чехословакии и 1980 — в Польше.

Сколько танков Т-34 после их снятия с вооружения в СССР было отправлено в другие страны, чаще всего в виде безвозмездной «военной помощи», точно не известно.

Достоинства и недостатки

К достоинствам Т-34-85 относятся все те качества, которые в совокупности охватывают полный перечень преимуществ среднего танка. В их числе:

  • высочайшая манёвренность;
  • большой запас хода;
  • экономичный двигатель;
  • достойная броневая защита;
  • мощная пушка.

В полной мере отражая эти качества, обновлённый танк Т-34 показал значительно более высокую надёжность по сравнению с начальной моделью. С учётом его простоты в изготовлении и отличной ремонтопригодностью он вправе считаться одной из наиболее совершенных конструкций среднего танка в мире.

Отдельные недостатки, во многом обусловленные напряжённостью военного периода, в целом не особо повлияли на высокий общий уровень боевых возможностей Т-34-85. В их числе специалисты отмечают слабую подвеску и недостаточно улучшенную обзорность, а также отсутствие вращающегося места опоры заряжающего, что затрудняло его действия в бою.

Танки Т-34-85 6-й гвардейской танковой армии на побережье Ляодунского залива, фото сделано 22 августа 1945 года

Боевое применение

Первые танки Т-34-85 появились на фронте весной 1944 года, что пришлось на завершающий период Великой Отечественной войны, в котором СССР обладал заметным превосходством над Германией и её союзниками. Советские танки стали основной ударной силой в проведении всех крупных наступательных операций 1944-1945 годов.

Обладая 85-миллиметровыми пушками, Т-34 имели полное преимущество в противостоянии с равными по классу противниками и могли оказать достойное сопротивление любой новейшей немецкой бронетехнике, особенно при эффективной поддержке САУ и собственных тяжёлых танков.

На завершающих этапах Второй мировой войны мобильность советских Т-34 начала использоваться в полной мере. В ходе глубоких прорывов обороны противника именно эти танки сокрушали его тылы и коммуникации. За счёт достаточного запаса хода и высокой мобильности они могли, уклоняясь от вражеских контрударов, упреждать занятие противником резервных рубежей обороны.

Танки Т-34-85 успешно применялись и в сражениях против мощной японской группировки, оккупировавшей северо-восток Китая и Корею. Наиболее впечатляющим примером действий танкистов стал 5-суточный рейд 6-й гвардейской танковой армии, которая продвинулась на 450 километров, с ходу преодолев хребет Большого Хингана, и вышли в глубокий тыл Квантунской армии.

После Второй мировой войны танк Т-34-85 отметился в нескольких крупных локальных конфликтах, в числе которых были войны Демократической Республики Вьетнам против Франции (1946-1954 гг.) и США (1965-1974 гг.), Корейская война 1950-1953 годов, арабо-израильская «Шестидневная война» 1967 года. В этих сражениях танк советского производства весьма успешно противостоял лучшим западным средним танкам того времени: американским «Шерманам», французским AMX-13 и британским «Центурионам».

В Сирии Т-34-85 получили в оснащение зенитный пулемёт ДШК

Танки Т-34-85 многократно применялись в вооружённых конфликтах 1990-х годов на территории бывшей Югославии, причём почти всеми воюющими сторонами. Кроме того, снятые с вооружения «тридцатьчетвёрки» поставлялись Советским Союзом в более чем 40 стран Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых становились ареной ожесточённых внутренних конфликтов. Факты участия в них танков Т-34-85 фиксируются вплоть до настоящего времени: последний подобный случай отмечен в 2020 году в йеменском конфликте.

Танки Т-34 в XXI веке

Несколько дней назад министерство обороны России опубликовало крайне интересную новость. Из Лаоса в нашу страну прибыли 30 средних танков Т-34-85, снятых с вооружения этого азиатского государства. Это означает, что еще одна страна все же отказалась от боевых бронированных машин, созданных еще в начале сороковых годов. Тем не менее, перевооружение лаосской армии мало влияет на общую ситуацию в мире: танки Т-34 и различная техника на их базе продолжают службу в целом ряде некрупных и небогатых стран Азии и Африки.

Путь за рубеж
Серийное производство средних танков Т-34 стартовало в 1940 году и продолжалось в течение нескольких следующих лет. Последней серийной модификацией этой техники стала Т-34-85. Подобные машины выпускались в нашей стране до 1946 года, после чего промышленность запустила сборку более новых и совершенных образцов. В общей сложности СССР построил более 60 тыс. танков Т-34 всех модификаций. Значительная часть этой техники была потеряна в ходе Великой Отечественной войны, но многочисленные уцелевшие танки продолжили службу.

Танки Т-34-85 из Лаоса после прибытия в Россию. Фото Минобороны РФ
В рамках военно-технического сотрудничества Советский Союз передавал бронетехнику своего производства дружественным странам. В случае с танками семейства Т-34 речь шла о передаче готовой техники, снятой с эксплуатации в строевых частях. Советские бронетанковые войска получали современную технику, а старые образцы списывались и отправлялись в третьи страны, либо уходили на хранение. Подобная практика продолжалась едва ли не до шестидесятых годов. За это время танки Т-34 успели отправиться более чем в три десятка стран по всему миру.
Примечательно, что некоторые зарубежные государства получали не только готовую бронетехнику, но и лицензию на ее производство. В начале пятидесятых годов собственное производство танков Т-34-85 в улучшенной послевоенной конфигурации наладили Чехословацкая Республика и Польская Народная Республика. По разным данным, в 1952-58 годах эти две страны построили для собственных нужд не менее 4,5-4,6 тыс. танков Т-34. По мере производства зарубежные танкостроители дорабатывали исходную конструкцию и совершенствовали технологии производства.

Т-34 польского производства. Фото Wikimedia Commons
В дальнейшем Польша и Чехословакия получили возможность модернизировать свои бронетанковые войска, и «подержанные» Т-34 отправились на хранение либо на экспорт. Несмотря на солидный возраст, танки советской разработки и зарубежного производства представляли интерес для заказчиков. Так, по имеющимся данным, танки Т-34, недавно переданные России, были построены в Чехословакии и приобретены Лаосом сравнительно недавно – в восьмидесятых годах. Подтверждением этих данных могут быть некоторые особенности конструкции, характерные именно для танков чехословацкого производства.
Таким образом, в послевоенный период средние танки Т-34 последней серийной модификации смогли поступить на вооружение почти четырех десятков стран и оказали самое заметное влияние на развитие их бронетанковых войск. Служба Т-34-85 в большинстве заграничных армий продолжалась в течение нескольких десятилетий и завершилась к началу девяностых годов. Устаревшую морально и физически технику списывали и отправляли в музеи либо на переработку. Тем не менее, в ряде стран Т-34 остаются в строю и по-прежнему вносят вклад в обороноспособность.

Чехословацкий Т-34-85. Фото Wikimedia Commons
В строю и в резерве
Согласно открытым источникам, до недавнего времени танки Т-34-85 оставались на вооружении 10 зарубежных стран. При этом количество иностранных эксплуатантов такой техники постоянно сокращается. Время от времени появляются новые данные о состоянии тех или иных армий, в которых упоминается отказ от старых образцов. Кроме того, список владельцев Т-34 сократился после появления недавнего российско-лаосского соглашения. Однако и при таких обстоятельствах средние танки времен Великой Отечественной продолжают службу.
В свое время в порядке военной помощи Советский Союз передал ряду дружественных государств Азии значительные количества материальной части. Так, в ходе Корейской войны танки Т-34 использовались китайскими и северокорейскими соединениями. Китай давно отказался от устаревших машин, тогда как в КНДР армия сохраняет некоторое число Т-34. К сожалению, подробные сведения на этот счет отсутствуют. Количество и статус северокорейских Т-34-85 неизвестны. При этом есть все основания полагать, что Пхеньян имеет возможность не использовать эту технику в качестве основы бронетанковых войск.


Китайские танкисты и их Т-34 в Корее, 1952 г. Фото Wikimedia Commons
Позже наша страна и союзники передали Северному Вьетнаму значительные количества танков Т-34 и другие образцы разных классов. Большая часть этой техники была потеряна в боях, но некоторым машинам удалось избежать печальной участи. Согласно справочнику The Military Balance за 2018 год, вьетнамская армия располагает 45 такими танками. Тем не менее, все они находятся на хранении и почти не имеют шансов вернуться в строй.
Одним из получателей списанной советской техники была Куба. Ей поставлялись снятые с вооружения танки старых моделей, а также некоторые количества более новых бронемашин. Точное количество Т-34 на Кубе остается неизвестным, а его определение связано с некоторыми трудностями. По известным данным, в кубинской армии до сих пор служит несколько таких танков в исходной конфигурации, а кроме того, часть танков была переработана в самоходные артиллерийские установки. С них демонтировалось штатное боевое отделение с башней, вместо которого ставили открытые установки с артиллерийскими системами разных типов.

Танк Т-34 в ГДР, 1953 г. Фото Bundesarchiv / bild.bundesarchiv.de
Достаточно крупные группировки танков Т-34-85 сохраняются у некоторых африканских государств. Так, The Military Balance 2018 сообщает, что в армии Гвинейской Республики до сих пор эксплуатируется 30 подобных бронемашин. Они составляют основу бронетанковых войск: помимо трех десятков Т-34 у Гвинеи есть всего 15 плавающих танков ПТ-76 и 8 Т-54. Соседняя Республика Гвинея-Бисау имеет меньшую армию и немногочисленные танковые войска. Она продолжает эксплуатировать 10 танков Т-34-85. В отличие от соседней страны, эти машины уступают по численности более новым ПТ-76 – последних насчитывается 15 единиц.
Еще одним получателем Т-34-85 в Африке была Республика Конго. В прошлом эта страна имела на вооружении несколько десятков таких машин, при помощи которых удалось построить относительно боеспособные танковые войска. Позже были получены более новые бронемашины, и Т-34-85 вышли из эксплуатации. Впрочем, неизвестное количество такой техники все еще присутствует в армии на вторых ролях и на хранении.

Танк советского производства, принадлежавший Народно-освободительной армии Китая. Фото Wikimedia Commons
По известным данным, некоторое количество танков Т-34 все еще может оставаться в вооруженных силах Намибии. Однако их точное число и состояние неизвестны. По всей видимости, эти машины уже непригодны к эксплуатации. Схожим образом обстоят дела и с бронетанковыми войсками Мали. До недавнего времени в источниках упоминалось наличие 20-21 танка Т-34-85, но теперь и они выведены из эксплуатации.
Неизвестное количество Т-34 имеется в армии Республики Чад. Ранее эти танки находились в полноценной эксплуатации, но к настоящему времени все были переведены на хранение. Сведения из некоторых источников позволяют предположить, что в последние годы имевшиеся Т-34-85 были утилизированы ввиду выработки ресурса и за ненадобностью.

Бронетехника Революционных вооруженных сил Кубы, 1961 г. Фото Wikimedia Commons
Одним из самых активных эксплуатантов танков Т-34 до недавнего времени могла считаться Йеменская Республика. До начала гражданской войны в ее вооруженных силах числилось порядка 30 средних танков времен Второй мировой. После 2014 года неоднократно появлялись свидетельства применения танков Т-34-85 в боях. Часть такой техники была уничтожена противником, тогда как прочие машины окончательно выработали свой ресурс и более не могут эксплуатироваться. Оценка актуального состояния танковых войск противоборствующих сторон и определение количества сохранившихся Т-34 пока не представляются возможными.
Наконец, недавно от танков Т-34-85 отказалась Народная армия Лаоса. У нее было три десятка таких машин, из которых 10 находились в активной эксплуатации, а прочие пребывали в резерве. В соответствии с российско-лаосским соглашением, в азиатскую страну из России отправилось некоторое количество современных танков Т-72Б1, а обратно поехали списанные Т-34. По результатам этой сделки Лаос вышел из списка эксплуатантов старых танков советской разработки.
Причины долголетия
Начиная с середины сороковых годов, Советский Союз регулярно передавал списанные средние танки Т-34 дружественным зарубежным государствам. С определенного времени на международный рынок вооружений и техники вышли две зарубежные страны, имевшие лицензию на производство советских танков. СССР, Чехословакия и Польша, работая как вместе, так и самостоятельно, отправили за рубеж многие тысячи бронемашин и обеспечили перевооружение почти четырех десятков армий.

Северовьетнамские танки Т-34. Фото Scalemodels.ru
За прошедшие десятилетия техника успела устареть морально и физически даже по меркам небогатых и небольших стран. Вследствие этого подавляющее большинство стран-эксплуатантов было вынуждено списать ее или отправить на хранение – почти всегда с заменой более новыми образцами. Тем не менее, порядка полутора-двух сотен танков Т-34-85 все еще остаются в десятке зарубежных стран, и в некоторых из них по-прежнему продолжают службу.
Несмотря на уникальную историю службы в годы Великой Отечественной войны и боевую работу в ходе последующих конфликтов, средний танк Т-34-85 даже с оговорками нельзя назвать современным и соответствующим актуальным требованиям. Тем не менее, существенное число таких машин успешно продолжает службу в течение многих десятилетий и пока от них не отказываются. Такое развитие событий имеет несколько основных причин.
В первую очередь, необходимо отметить простоту конструкции и эксплуатации, высокую ремонтопригодность и другие положительные особенности технического характера. С эксплуатацией и ремонтом танков Т-34 могут справиться даже страны без развитой оборонной промышленности. Кроме того, как показывает опыт нескольких зарубежных государств, Т-34-85 является неплохой платформой для строительства новой техники различного назначения. В свое время широкую известность получили артиллерийские самоходки кубинского производства, собранные на шасси доступных Т-34. Обладая достаточно высокими боевыми качествами, такая техника не отличалась особой сложностью производства.


Средний танк, использовавшийся во время войны в Родезии. Фото Foto-history.livejournal.com
Второй фактор, способствующий продолжению службы старых танков, связан с возможностями и желаниями эксплуатантов. Многие страны Азии и Африки хотели бы заменить устаревшие Т-34 чем-то более новым и эффективным, но слабая экономика не позволяет им даже начинать переговоры о закупке. Любопытным исключением является Лаос, сумевший договориться с Россией о закупке новой бронетехники. С определенной точки зрения может показаться, что лаосская армия с солидной доплатой обменяла старые Т-34-85 на новые Т-72Б1. При этом она буквально перескочила через несколько поколений бронетанковой техники.
Прочие страны, по тем или иным причинам, не могут заключить такой же договор, и потому вынуждены продолжать эксплуатацию техники середины прошлого века. По мере выработки ресурса ее приходится списывать, в том числе без реальных шансов на своевременную замену современными образцами.

Разбитый Т-34-85 в Йемене. Фото Foto-history.livejournal.com
С финансовыми возможностями развивающихся стран связан еще один фактор, сказывающийся на продолжительности службы бронемашин. Если страна-эксплуатант танков Т-34 не может заменить их новыми машинами, вполне возможно, что ее соседи и геополитические конкуренты тоже вынуждены использовать устаревшую бронетехнику. Как следствие, пропадает необходимость в скорейшей модернизации армии и закупке дорогой импортной продукции. Такое противостояние устаревшей техники может продолжаться годами и десятилетиями – вплоть до появления желаемых возможностей и реальных угроз.
Десятилетия в строю
Средние танки Т-34-85 пошли в серию еще в первой половине сороковых годов прошлого века и вскоре оказали значительное влияние на ход Второй мировой войны. Однако дальнейшее развитие бронетанковой техники перевело их в категорию устаревших и непригодных для участия в полномасштабной современной войне. Более не нужные средние танки продавались зарубежным странам, и на этот раз их ждала более долгая служба.
Йеменские танки до сих пор способны воевать. Кадр из фронтовой хроники
Длительной эксплуатации танков Т-34 в зарубежных странах способствовал ряд специфических факторов, часть которых вполне можно считать негативными – армиям приходится сталкиваться с настоящими проблемами и затруднениями. Тем не менее, несмотря на особый характер, эти факторы привели к известным результатам. Танки Т-34 продолжают службу, хотя количество активных машин постоянно сокращается. Технику без возможности восстановления приходится отправлять на хранение или на разборку.
В этом отношении три десятка Т-34, ранее принадлежавших армии Лаоса, выглядят настоящими счастливчиками. Они своевременно проходили обслуживание и ремонт, благодаря чему остаются на ходу и способны продолжать работу. Как сообщается, российское военное ведомство будет использовать их в военно-исторических мероприятиях, при съемке кинофильмов и т.д. Это означает, что легендарные танки будут сохранены и продолжат свою службу – но уже в новом качестве.
По материалам:

Огнеметный танк ОТ-34

Танк был принят на вооружение в 1942 году и поступил на воору­жение отдельных огнеметно-танковых батальонов (в каждом 10 танков КВ-8 и 11 танков ОТ-34) и отдельных огнеметно-танковых бригад РВГК (по 59 танков в каждой бригаде). ОТ-34 создан на базе линейного танка Т-34 выпуска 1942 года с установкой поршневого огнемета АТО-41 или АТО-42 в лобовом листе корпуса вместо курсового пулемета. Дальность огнеметания стандартной смесью составляла 60-70 метров, при использовании спецсмеси — 90 — 100 м.

Темп стрельбы из огнемета составлял 3 выстрела за 10 секунд. Во время наступательного боя огнеметные танки обычно двигались в линии с танками непосредственной поддержки пехоты. При необходимости огнеметания они выдвигались вперед и стрельбой из огнеметов подавляли огневые точки врага в амбразурах, выжигали пехоту в окопах, уничтожали бронетехнику. Всего было выпущено 1170 танков ОТ-34, в производстве они были заменены танком ОТ-34-85.

Широкомасштабное применение огнеметных танков в боевых действиях во время советско-финской войны позволило выявить как положительные, так и отрицательные стороны данного вида оружия. Наряду с высокой эффективностью действия огнеметного вооружения против живой силы противника в окопах и ДОТах, был отмечен и главный недостаток — слабое бронирование. Учитывая небольшую дальность огнеметания, танки вынуждены были приближаться к цели на предельно малые дистанции, что приводило к большим потерям. К тому же огнеметные танки внешне сильно отличались от линейных машин, что позволяло противнику заранее опознавать их и сосредотачивать на них огонь противотанковых средств.

Для увеличения дальности огнеметания была разработана специальная горючая смесь повышенной вязкости, и вместо огнеметов пневматического действия сконструированы пороховые (фугасные). Использовались пороховые заряды патрона к 45-мм пушке. Пороховые газы давили на поршень, выталкивавший из цилиндра огнесмесь, которая поджигалась на выходе бензиновым факелом, воспламенявшимся от электрической запальной свечи (от танкового аккумулятора). Перезарядка огнемета и подача очередного патрона производилась автоматически гидравлическим напором огнесмеси. После проведения сравнительных испытаний нескольких моделей в мае 1941 г. под обозначением АТО-41 на вооружение был принят пороховой огнемет конструкции завода №174. Дальность огнеметания достигала 90 — 100 м (спецсмесью), скорострельность — 18 в/мин, емкость огнесмеси одного выстрела составляла 10 л. Серийное производство АТО-41 было организовано на Люберецком заводе сельскохозяйственных машин им. Ухтомского. С принятием на вооружение среднего танка Т-34 началась разработка его огнеметной модификации, которая была разработана в конце 1940 г. в КБ завода №183 совместно с КБ завода №174. Опытный образец был изготовлен в декабре 1940 г. на заводе №183, а в феврале 1941 г. успешно прошел испытания.

В качестве базы для испытаний использовался один из первых двух опытных А-34 (№ 311-18-3, который имел отличия от серийных машин), установка на нем носила «временный характер» и огнемет получил обозначение ОП-34.

Огнемет ОП-34 состоял из следующих частей:

  • четырех воздушных баллонов емкостью по 13 л и давлением 150 атмосфер;
  • редукционного клапана для перепуска воздуха из баллонов в прибор с понижением давления;
  • цилиндра управления для открытия шарового крана, который размещен в резервуаре для смеси, установленном на полу танка справа;
  • резервуара для смеси емкостью 100 л. кроме того, еще 100 л находилось в левом бортовом баке для топлива;
  • брандспойта с соплом на конце;
  • бака для бензина емкостью 0,8 л, установленного на брандспойте с насосом для создания давления;
  • бензофорсунки для подачи бензина к соплу брандспойта;
  • электрического выключателя для зажигания бензина у сопла брандспойта;
  • воздухо и трубопровода для жидкости с шаровым краном;
  • ножной педали.

Танк был принят на вооружение, с июня было запланировано его серийное производство. Но начавшаяся война помешала этим планам. Стало не до выпуска новых моделей, поэтому в 1941 г. выпуск ОТ-34 так и не начался. Начальный период войны подтвердил необходимость наличия в войсках огнеметных танков. В связи с чем весной 1942 г. сначала на заводе №183, а затем и №112 развернули выпуск огнеметных модификаций танка Т-34. Машина отличалась от линейного танка Т-34 установкой порохового огнемета АТО-41 в качестве дополнительного вооружения, вместо курсового пулемета. Насадок огнемета полностью укрывался подвижной бронемаской. Стрельба велась одиночными выстрелами или очередями по 3-4 выстрела с темпом три выстрела за 10 с. Дальность огнеметания стандартной смесью мазута и керосина составляла 60-65 м, емкости резервуара (100 л) хватало для производства десять выстрелов. Бак с огнесмесью монтировался в корпусе танка справа от механика водителя.

В связи с установкой огнеметного оборудования из состава экипажа машины был исключен стрелок-радист, а его функции были переданы командиру танка. Огонь из огнемета вел со своего места механик-водитель, поэтому горизонтальное наведение осуществлялось в основном разворотом танка (монитор огнемета допускал лишь небольшие углы наведения как по горизонтали, так и по вертикали). Основное вооружение танка Т-34 было сохранено, боекомплект пушки остался тем же, что и у линейных танков, сократился только боекомплект пулеметов. Так как правая часть отделения управления оказалась полностью занятой огнеметной аппаратурой, радиостанцию на радийных машинах пришлось перенести в башню, соответственно ввод антенны переместился с правого борта на заднюю стенку башни. Пожалуй, это было единственным внешним отличием огнеметных танков ОТ-34 от линейных. С внедрением в производство Т-34 модификации 1942 г. огнеметный танк стал выполняться на его базе. В конце 1942 г. на вооружение был принят модернизированный вариант автоматического танкового огнемета АТО-41 под обозначением АТО-42. Он отличался в основном конструкцией отдельных деталей и узлов. До 70 м увеличилась дальность огнеметания стандартной смесью (вязкой спецсмесью — до 130 м) и до 24 — 30 выстрелов в минуту — скорострельность огнемета. АТО-42 выпускался до конца войны и с 1943 г. устанавливался на огнеметные танки. Практически все варианты и модификации танков Т-34 имели своих огнеметных близнецов.

В 1942 г. было выпущено 309 огнеметных танков ОТ-34, в 1943 г. — 478, в 1944 г. — 383, всего же их изготовили 1170 штук. Важной чертой ОТ-34 и ОТ-34-85 было их практически полное сходство с линейными машинами с сохранением их боевых свойств (наличие полноценного пушечного вооружения и средств связи). По сути, это были линейные танки с дополнительным огнеметным вооружением. Организационно огнеметные танки сводились в отдельные огнеметные батальоны и бригады. В полевых условиях танковый огнемет зачастую являлся оружием более психологическим, нежели убойным. Дело в том, как отмечалось в донесениях, что пехота противника, как правило, «…при приближении танка убегает на дистанции, не позволяющие применять огнеметы». Вместе с тем: «Эффективность применения хорошая. Противник при огнеметании выбегает из ДЗОТов, бросая все. Огнемет отличное средство борьбы с контратакующей пехотой. Хотя при огнеметании… смесь до противника не долетает, но противник в панике бежит… Практика показала, что в ночных условиях применение огнеметов действует ошеломляюще на противника». Особую ценность вооруженные огнеметами танки приобретали во время боев в населенных пунктах и лесистой местности, где дистанции боя были минимальные.

Вместе с тем огнеметные машины на базе танка Т-34 имели присущий только им существенный недостаток, обусловленный расположением огнемета. Согласно все тем же донесениям «…огнеметы на танках ОТ-34, как правило, не используются, так как управление танком и огнеметом сосредоточено у механика-водителя, а на поле боя все его внимание сконцентрировано на боевом курсе танка и ему трудно оторваться от рычагов управления без ущерба выполнению боевой задачи». Однако, огнеметные танки были опасны не только для противника, но и для своего же экипажа — шансов выжить при поражении этого танка бронебойно-зажигательным снарядом противника у наших танкистов практически не было — танк вспыхивал, как спичка, «благодаря» своей же огнесмеси.

По итогам первых боев начальник управления боевой подготовки ГАБТУ КА генерал-майор Кривошеин составил
«Краткий отчет об использовании огнеметных танков ТО-34 за период февраль — июль 1942 года»:

«Огнеметные танки ТО-34 применялись на Юго-Западном фронте в районе Барвенково в феврале 1942 года в составе 121 танковой бригады, и 2 батальона по 18 танков на Волховском фронте в районах Кириши, Парк Грузино, Дымно в июле 1942 года во взаимодействии с 185 и 29 танковыми бригадами. Ограниченный опыт применения огнеметных танков показал:

1. При действии по живой силе противника, как открытой, так и в щелях, блиндажах, домах, огнемет дает большой моральный эффект и наносит большой материальный ущерб противнику. Действие огнемета вызывало панику в рядах противника, который бросал оружие и бежал с поля боя, расстреливаемый пулеметами из танков. При попадании горящей смеси на людей они сжигались, блиндажи, постройки загорались и вынуждали живую силу противника выходить из них и попадать под расстрел пулеметного и артиллерийского огня танков. Примеров действий огнеметных танков по танкам противника не было, и в этом отношении их действие в бою не проверено. Учитывая боевой эффект по другим целям, надо считать, что попадание огневой струи в танки противника будет вызывать пожар.

2. Действие огнеметных танков дает хороший эффект с дистанции 50-100 метров до объекта атаки. Подход на эту дистанцию не всегда и не везде возможен. На Волховском фронте очень часто огнеметным танкам приходилось действовать пулеметом и пушкой пока ими преодолевались противотанковые препятствия, минные поля и водные преграды; в ряде случаев танки не достигали цели, так как поражались противотанковой артиллерией, подрывались на минах и застревали в болотах и противотанковых препятствиях. Применение огнеметных танков возможно только при условии тщательной разведки местности и при обязательном взаимодействии с артиллерией и линейными танками, обеспечивающими подход огнеметных танков к объектам атаки.

3. Отсутствие радийных танков Т-34 у командиров взводов роты ТО-34 затрудняет управление в бою.

4. Практика показала, что размещение огнемета АТО-41 в носовой части танка и вследствие этого ограниченность горизонтального сектора (15 градусов) огнеметания снижает боевые качества огнеметного танка ТО-34 (огнеметание из засад и при вынужденных остановках танка на поле боя).Желательно в огнеметном танке ТО-34 огнемет установить в башне.

5. Огнемет, установленный на машине ТО-34 и КВ-8, имеет ряд конструктивных и эксплуатационных недостатков, которые снижают боевые качества огнеметных танков ТО-34 и КВ-8. Основные из них:

1). Течь огнесмеси в задвижку и случаи неполного закрывания задвижки;
2). Ненадежная система выхлопа пороховых газов, вследствие чего происходит заедание выхлопного клапана и выброс недогоревшего патрона из патронника при воздушных выстрелах;
3). В огнеметных установках танков ТО-34 течь огнесмеси в соединении жидкостного трубопровода, вследствие жесткой системы, течь в сальниковое уплотнение шарового соединения и трудность его подтяжки.
4). Для овладения огнеметом АТО-41 в совершенстве требуется много времени и средств (патроны, огнесмесь).
5). Большие габариты огнемета АТО-41 не позволяют спарить его с 76-мм пушкой в башне танка без существенных изменений в конструкции башни.
6). Трудоемкость изготовления АТО-41 слишком большая.

Заключение.
1. Огнемет АТО-41, смонтированный в танках ТО-34 и КВ-8 оправдывает себя как дополнительное вооружение танковых войск.
2. наличие же конструктивных и эксплуатационных недостатков огнемета АТО-41 снижает боевые качества огнеметных танков.

Предложения.

1. Потребовать от заводов Наркомтанкопрома выполнения выпуска огнеметных танков с тем, чтобы иметь возможность их широкого применения.
2. В целях повышения боевых и эксплуатационных качеств огнеметных танков обязать Наркомтанкопром:

1). В кратчайшее время устранить дефекты и недостатки огнемета АТО-41 по задвижке, системе выхлопа пороховых газов, а также недостатки огнеметных установок.
2). Ускорить отработку и испытание огнеметного танка Т-34, в котором для выброса огнесмеси используется сжатый воздух (газ, сгораемый от 1-2 цилиндров дизеля танка. Конструкция такого огнемета должна быть значительно проще в изготовлении, эксплуатации и освоении.
3. Организацию отдельных огнеметных танковых батальонов иметь следующую: одна рота КВ-8 в составе 5 машин и две роты танков ТО-34, имея в каждой роте 9 танков ТО-34 (3 взвода) и 4 радийных танка для командиров взводов и роты. Для командования батальона -2 радийных Т-34. Всего в батальоне иметь 33 танка, из них: 5 танков КВ-8, 18 танков ТО-34, 10 радио-танков Т-34″.

О недостатках в конструкции АТО-41 докладывали и из учебных частей, которые готовились для отправки на фронт:

«А. Тросовое управление (зажигание, подача магазина, утапливание шептала) ненадежное, сложное в регулировке и вызывает частые отказы в работе.
Б. При огнеметании были случаи произвольной автоматической перезарядки с выбросом горящих патронов во внутрь танка и с поджиганием находящихся в приемнике (магазине) патронов, что приводит к поражению экипажа и пожару в танке.
В. Происходят отказы в работе выхлопного клапана.
Г. Имеются случаи поломки извлекателей затвора, течи огнесмеси через задвижку, разрегулировки рычагов автоматики и отказов в работе зажигалки.
Д. Монтаж огнеметов в танках производится плохо, в результате чего происходит подтекание огнесмеси в соединении передней крышки с цилиндром АТО-41, пропуск воздуха в воздушных вентилях воздухопроводов, засорение бензофорсунок, течь в шаровом соединении ВКУ».

ОТ-34,
выпуск
1941
ОТ-34,
выпуск
1942
ОТ-34,
выпуск
1943
ОТ-34-85
Боевая масса, т 29 30 30,9 32
Экипаж, чел. 3 3 3 3
Длина корпуса, мм 5920 5920 5920 6100
с пушкой вперед, мм 6680 6620 6620 8100
Ширина, мм 3000 3000 3000 3000
Высота по крышу
башни, мм
2450 2400 2400 2700
Клиренс 400 400 400 400
Вооружение
Пушка 76,2-мм
Ф-34
76,2-мм
Ф-34
76,2-мм
Ф-34
85-мм
ЗИС-С-53
Огнемет АТО-41 АТО-41
(АТО-42)
АТО-42 АТО-42
Пулемет 7,62-мм
ДТ
7,62-мм
ДТ
7,62-мм
ДТ
7,62-мм
ДТ
Боекомплект:
снарядов 71-77 77 100 58
огневыстрелов 10 10 10 20
патронов 2394 2394 2394
(без рации
— 2646)
1827
Бронирование, мм:
лоб корпуса 45 45 45 45
борт корпуса 40 40 40 45
крыша 16 16 16 20
башня Свар
ная 45
Литая 52
Штампо
ванная 45
Литая 52
Штампо
ванная 45
Литая 52
90
Двигатель В-2-34 В-2-34 В-2-34 В-2-34
Мощность 500 500 500 500
Макс. скорость
по шоссе, км/ч
55 55 55 55
Запас хода
по шоссе, км
300 300 300 300

Броня Победы: история танка Т-34

31 марта на вооружение встал известный во всем мире танк, ставший самой массовой машиной в истории танкостроения и без преувеличения лучшим средним танком Второй мировой войны – Т-34

Пожалуй, и формата книги будет мало для того, чтобы описать сложную предвоенную и не менее сложную военную судьбу этого танка. В некоторых странах, к примеру, в Йемене, он стоит на вооружении и успешно ведет боевые действия и в наши дни.

Но для нас судьба Т-34 неразрывно связана с достижением победы в Великой Отечественной войне. Своим огнем и маневром танк вел за собой в атаку наших пехотинцев, броней сдерживал удары растерявшихся асов из панцерваффе, на полной скорости ходил в лихие атаки на полях под Курском против тяжелых «Тигров» и «Пантер». А в конце войны, наматывая на гусеницы сотни километров восточноевропейских дорог и расстреливая по пути из нового мощного орудия уже «королевских» «Тигров», довез наших танкистов до площадей и улиц Берлина.

Сегодня, в день годовщины появления главного символа нашей победы, труженика боевых будней войны мы вспомним основные этапы развития и эволюции танка Т-34 – Танка с большой буквы «Т».

На пороге войны

К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых.

Две «тридцатьчетверки» (справа) в комапнии БТ-7М и А-20

Стране требовалась боевая бронированная машина, уверенно действующая в прорыве и в обороне (танки БТ, как оказалось, этого дать уже не могли). Нужна была машина проходимая и с противоснарядным бронированием, надежно держащая удар новых и гораздо более могущественных противотанковых орудий, чем немецкие 37-миллиметровые «колотушки» (чего не давали ни Т-26, ни Т-28, ни Т-35). Требовался современный средний танк, превосходящий тяжелые КВ в подвижности, но не уступающий им в огневой мощи и в бронезащите.

Схема бронирования Т-34

Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, его биографию вы можете прочитать на нашем портале. Уже опытный в ту пору конструктор, доведший, как у нас принято говорить, до ума легкий БТ-7, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки харьковчане предложили целых два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился.

«Первая ласточка»

Такими словами у стен Кремля встретил И.В.Сталин новенькие, производившие хорошее впечатление, приземистые и крепко сбитые машины во время их показа высшему руководству СССР 17 марта 1940 года. А уже 31 числа танк встал на производственные линии, стране требовалось как можно больше первоклассных машин.

А-32

Еще в январе 1940 года А-32 превратились в Т-34, броня была увеличена до 45 мм и имела рациональный угол наклона, что повышало ее стойкость, а 45- миллиметровое орудие сменила мощная 76-миллиметровая пушка Л-11, которую чуть позже заменили на Ф-34 (с лучшими характеристиками). Имелась у экипажа и пара пулеметов ДТ.

Новые танки нужно было показать военным в Москве. История перегона первых двух «ласточек» своим ходом из Харькова в Москву вне дорог общего пользования даже легла в основу художественного фильма, который, впрочем, больше похож на вымысел.

Т-34 первых серий с пушкой Л-11

Водители-испытатели Носик и Дюкалов, сидевшие за рычагами двух машин все 750 км пробега, продемонстрировали и неплохую маневренность танка перед военным руководством, также испытания танка шли в Кубинке и даже на остатках противотанковых укреплений поверженной «линии Маннергейма». Лишь одно событие омрачило рождение легенды: от пневмонии скончался М.И. Кошкин, когда уже простуженный сильно промок, помогая вытаскивать застрявший Т-34 на переправе. Его дело развития новой боевой машины продолжил А.А. Морозов – соратник и ученик.

В грозные годы войны

К 22 июня 1941 года в танковых частях и соединениях РККА имелось чуть больше тысячи новых машин. В первых же приграничных боях новая машина отличилась: она не только показала себя с лучшей стороны в бою, но и вызвала уважение со стороны противника.

Т-34 с пушкой Ф-34

Производство танков было начато лишь на двух заводах – №183 в Харькове (город вскоре попал в руки противника) и на СТЗ (завод был изрядно поврежден в ходе боев за Сталинград). Понятно, что ход войны, быстро смещающаяся линия фронта и эвакуация промышленности стали теми факторами, которые мешали быстро нарастить производство Т-34.

Т-34 обр. 1943 года

Руководство страны, понимая ценность новой машины, разворачивает производство нового танка на заводах «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил). До 1943 года развитие шло в рамках существующей модели. Упрощалась технология производства, наращивалось производство в условиях эвакуации предприятий (12520 танков – за 1942 год, 15696 машин – за 1943 год.).И это уже превысило немецкое производство средних танков. За годы войны было выпущено свыше 53 тысяч экземпляров Т-34 всех серий и модификаций. А выпуск свыше 6 тысяч лицензионных послевоенных танков в совокупности сделало «тридцатьчетверку» самым массовым танком, и это первенство сохраняется вплоть до наших дней.

Уже в первые месяцы войны немало наших танкистов отличились в боях именно на Т-34. К примеру, Герои Советского Союза Дмитрий Федорович Лавриненко (1-я гвардейская танковая бригада, 52 победы за 28 боев, звание присвоено посмертно); Владимир Александрович Бочковский (1-я гвардейская танковая бригада, 36 побед); Николай Родионович Андреев (6-я гвардейская танковая бригада, 27 побед, один танк уничтожен тараном).

Производство Т-34

В ходе войны конструкция Т-34 постоянно модернизировалась и дополнялась новыми элементами. Основной задачей было удешевить стоимость и трудоемкость его производства. Вместе с тем старались увеличить его боеспособность. На танке появляется командирская башенка, сама конструкция башен претерпевала изменения – от литой и сварной ранних типов до «гайки»; были попытки установки мощнейшего на тот момент 57-миллиметрового противотанкового орудия, упрощались катки и многое другое. Выпускались и самоходки на удачном шасси Т-34 (Су-122, Су-85, Су-100), была огнеметная версия ОТ-34 и ремонтно-эвакуационная машина.

От Курска до Победы

С появлением у противника тяжелых танков, превосходящих «тридцатьчетверку» прежде всего в дальности вступления в бой, а значит – в калибре орудия и толщине брони, назрела необходимость коренной модернизации танка. Требовался «боец», чтобы он мог бороться на равных с «Пантерами» и «Тиграми». Например, под Курском нашим танкистам часто приходилось долго сближаться с танками противника, чтобы иметь возможность поразить их тонкие борта.

Т-34-85

Но уже весной 1944 года на фронтах появляется новый Т-34, получивший индекс «85» по калибру новой пушки.

Новая башня увеличенного объема и с усиленной броневой защитой конструктивно аналогична башне опытного танка Т-43. Повысилась и общая защищенность экипажа, который тоже увеличен до 5 человек, добавлен наводчик, командир освободился от наведения орудия, улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. Показатели подвижности (быстроходность, маневренность и проходимость) танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы снизились незначительно. Основным преимуществом новой машины стало новое орудие, «шившее» ухудшившуюся к концу войны броню немецких тяжелых танков. А маневренность позволяла экипажу Т-34-85 уничтожить с тыла несколько «Королевских Тигров», пока те только пытались понять, откуда велся огонь.

Эволюция башен Т-34

Т-34-85 стал танком Победы, вынес на себе основную тяжесть боев и длинных маршей завершающего периода войны. Легендарной в то время стала надежность и ремонтопригодность машины (часто чинили «на коленке»).

Т-34-85 в конце войны

Интенсивную службу Т-34-85 нес аж до конца 60-х годов во всех мыслимых земных пределах и точках света. Его характерный силуэт сложно спутать с другой машиной.

Но самое важное в биографии Т-34 – он стал символом Великой Победы. Как тогда, в 1945 году, парадный отряд этих танков каждый год проезжает 9 Мая по Красной Площади. А по всему боевому пути Красной Армии, в местах самых тяжелых боев на постаментах всегда будет гордо рваться вперед наш Т-34.