Судно проекта 20180

Спасательные буксирные суда проекта 20180

Спасательные буксирные суда проекта 20180

Введение:

Проект 20180 разработан в ЦМКБ «Алмаз» г.Санкт-Петербург.. Главные задачи кораблей проекта 20180:

  1. Поисково-спасательные работы;
  2. Подъем крупногабаритных объектов;
  3. Обследование и подъем затонувшей морской техники;
  4. Морская транспортировка;
  5. Перегрузка сил и средств;
  6. Обеспечение испытаний различной морской техники, оружия и вооружений
  7. Обеспечение процесса боевой подготовки сил флота..

Главным конструктором кораблей проекта 20180 выступил А.А. Форст.На основе данного проекта были спроектированы помимо буксирного судна: морской транспорт вооружения под обозначением 20180ТВ (пр.20181), а так же поисково спасательное судно обеспечения (пр.20183). По плану Военно-морской доктрины до 2024 года ВМФ РФ должен получить 5 новых кораблей данного проекта различного назначения начиная от буксирных судов, транспортов вооружений до научно-исследовательского судна в арктической зоне.

Конструкция и ТТХ:

Корабли проектов 20180, 20180ТВ и 20183 имеют специальные обводы корпуса и усиленную конструкцию с ледовой защитой,предназначенные для работы в арктической зоне. Благодаря этому корабли проекта 20180 менее требовательны к условиям работы по сравнению с кораблями предыдущих проектов. Так же корабли данного проекта оснащаются дизель-электрической пропульсивной установкой «Шорх» KL6538В-AS06 по 3265 л.с. каждый, 4 дизель-генератора по 1680 кВт и 2 дизель-генератора по 1080 кВт. Движителем являются два винта фиксированного шага на ВРК и 2 носовых подруливающих устройства, предназначенные для лучшего маневрирования в условиях значительного волнения. ТТХ корабля:

Характеристики пр.20180 пр.20180ТВ пр.20183
Экипаж 65 чел 60 чел 70 чел
Длина 96 м 107.6 м
Ширина 17.8 м 17.8 м
Осадка 9.3 м 9.3 м
Водоизмещение 5500 т 6300 т 5400 т

Скорость кораблей — 14 уз (экономичный 9 уз.)

Корабль оснащен грузовыми кранами, которые могут осуществлять спуск и подъем спасательных аппаратов типа «Бестер», а так же предназначены для других погрузочно-разгрузочных работ. На корабле оборудована посадочная площадка для вертолета. Грузоподъемность кранов — по 80 т Высота подъема над уровнем палубы — 4.5-19 м

Так же корабль оснащен дистанционно управляемыми подводными аппаратами Quantum и Tiger (ист. — Щербинина Н.) для наблюдения за подводными объектами. Корабль оборудован вертолетной площадкой могут принимать вертолеты типа Ка-27 / Ка-29.

Описание проектов:

пр. 20180 — спасательное буксирное судно Базовый проект предназначен для поисково-спасательных работ, обеспечения испытаний морского вооружения и техники. Также суда могут проводить поиск, обследование затонувших объектов. Для этих целей на корабле размещаются глубоководный аппарат типа «Консул» или СГА проекта 18271 «Бестер», для наблюдения за подводными объектами корабль оснащен дистанционно-управляемыми необитаемыми подводными аппаратами «Тайгер» и «Куантум». Суда имеют водоизмещение 5500 тонн, классическую компоновку корпуса длиной 96 метров и максимальной шириной 17,9 метров с выраженным баком и поднимающейся над ним надстройкой с вертолётной площадкой. Наибольшая осадка корабля составляет 9,3 метра. Экипаж корабля составляет до 70 человек. Суда оснащены оборудованием для буксировки других судов (кораблей) и тремя грузовыми кранами. Два кормовых крана, грузоподъёмностью по 80 тонн и высотой подъёма стрел от 4,5 до 19 метров, осуществляют спуск и подъём спасательных аппаратов или погрузочно-разгрузочные работы, обеспечивают подъём затонувших, плавающих или донных объектов, в том числе крупногабаритных.

пр. 20180ТВ и пр. 20183ТВ — морской транспорт вооружений На основе базового проекта 20180 был разработан морской транспорт вооружений 20180ТВ (20181) способный двигаться во льдах (Arc-5). Главной задачей данных судов является снабжение вооружением кораблей и обеспечение спасательных и глубоководных работ. Суда проекта также как и суда проекта 20180 имеют классическую компоновку корпуса. Базовая длина судна была увеличена до 107,6 метра, при сохранении максимальной ширины в 17,9 метров. Водоизмещение возросло до 6300 тонн. Установлен один кран грузоподъёмностью 90 тонн, буксировочное оборудование отсутствует. Перед надстройкой имеется бак небольшого размера. Экипаж — 60 чел. Также данные суда оснащаются новейшими системами и оборудованием, в том числе системой ГЛОНАСС. Особенностью судов является движительная система, при которой Главный дизельный двигатель вырабатывает электричество, передаваемое на электродвигатели, вращающие винты. В результате применения электродвигателей суда обладают большей маневренностью и могут удерживать заданный курс при значительном волнении.

пр. 20183 — океанографическое исследовательское судно С целью импортозамещения на базе проекта 20180ТВ был разработан новый проект 20183ТВ с оборудованием и генераторами российского производства. Корабли проекта 20183 имеют такие же размеры, как и корабли проекта 20180. Главным визуальным отличием является бак, выполненный в закрытом виде без отдельной палубы. Обшивка бака доходит до самой надстройки и соединяется с её нижней стенкой. На этих судах устанавливаются два крана разной грузоподъёмности. Водоизмещение 5400 тонн. Экипажи кораблей составляют порядка 65 человек. Благодаря применению универсального оборудования корабли имеют широкие возможности для выполнения различных задач вспомогательного толка и могут перевозить грузы во внутренних объемах корпуса, а также способны производить погрузку и разгрузку собственными силами.

История проекта:

Контракт на постройку очередного судна по общему проекту 20180 был заключен в 2014 году. Сообщается, что закладка четвертого судна в серии, предназначенного для ВМФ России, состоится на предприятии «Звездочка» в 2015 году. В настоящее время ведется подготовка технической документации и утверждение проекта. В СМИ появилась информация о работе над перепроектированием корабля с целью замены импортного оборудования и генераторов. Планируется, что до 2024 года российский флот должен получить 5 новых кораблей, созданных на базе проекта 20180, различного назначения от транспорта вооружений, до научно-исследовательского судна для работы в арктической зоне.

В настоящее время флоту уже передано спасательное буксирное судно «Звездочка» (проект 20180), а второй корабль, морской транспорт вооружений «Академик Ковалев», проходит комплекс швартовых испытаний и будет включен в состав флота уже в 2015 году. Первый корабль, построенный по проекту 20180, был передан флоту в 2010 году. В настоящее время спасательное буксирное судно несут службу в составе Беломорской военно-морской базы в составе Северного флота России. Второй корабль, морской транспорт вооружений «Академик Ковалев» (проект 20180ТВ), будет нести службу на Тихоокеанском флоте.

В субботу, 26 июля 2014 года, Центр судоремонта «Звездочка» (Архангельская область, город Северодвинск) впервые вывел из эллинга морской транспорт вооружений 20180ТВ «Академик Ковалев», для того чтобы спустить корабль на воду, об этом сообщал официальный сайт предприятия. Государственный контракт на строительство и поставку для нужд Минобороны России новейшего морского транспорта вооружения был заключен в сентябре 2011 года. Разработчиком проекта данного корабля выступило ОАО «ЦМКБ «Алмаз». Корабль усиленного ледового класса предназначен для транспортировки морем, погрузки и выгрузки различных образцов вооружений. Закладка корабля состоялось в декабре 2011 года.Морской транспорт вооружения «Академик Ковалев» вошел в состав Тихоокеанского флота 18 декабря 2015 года, и 26 сентября 2016 года прибыл в основной пункт базирования — Вилючинск.

Спасательное буксирное судно «Звёздочка» вошло в состав Северного флота 24 июля 2010 года. С 5 по 27 мая 2014 года «Звездочка» прошло докование в наливном бассейне Центра судоремонта «Звездочка». С 16 июня 2014 года двух недельная вахта в море. В начале июля 2014 года «Звездочка» выполнило вторую службу в море. В 2014 году корабль участвовал в испытаниях новых систем техники совместно с подводной лодкой Б-90 «Саров» проекта 20120.

Представители:

Название Проект Изготовитель Зав. № Заложен Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
Звёздочка 20180 ЦС «Звёздочка» 01218 03.09.2004 20.12.2007 24.07.2010 СФ В строю
Академик Ковалёв 20180ТВ ЦС «Звёздочка» 01318 20.12.2011 28.07.2014 18.12.2015 ТОФ В строю
Академик Александров 20183 ЦС «Звёздочка» 01280 20.12.2012 11.05.2017 2019 (план) Государственные испытания
Академик Макеев 20180ТВ ЦС «Звёздочка» 01283 23.07.2015 2020 (план) Заложен
Академик Лавёров 20183 ЦС «Звёздочка» 2019 (план)

ОИС «Академик Александров» — все, что известно

Выход на испытания ОИС «Академик Александров» / Корабел.ру

ОИС «Академик Александров» – многоцелевое судно усиленного ледового класса. Оно предназначено для проведения исследовательских и научных работ на шельфе арктических морей, обеспечения работы морской арктической техники, спасательных операций в Арктике. Способно вести мониторинг районов деятельности флота, районов проведения испытаний, мест нахождения потенциально опасных донных объектов, районов экономической деятельности, выполнять установку в них донного навигационного, контрольно-измерительного и другого оборудования.

Церемония вывода из эллинга ОИС «Академик Александров» / Корабел.ру

Двойное назначение судна позволяет проводить поисково-спасательные операции, дноуглубительные работы, буксировку, установку и перегрузку военной и специальной техники, обследование и подъем затонувшей морской техники, включая объекты, представляющие потенциальную или действительную экологическую опасность.

Основные технические характеристики: водоизмещение – 5800 т; экипаж – 70 человек, скорость – до 14 узлов. Судно оснащено грузовым трюмом, большегрузным и вспомогательным кранами, системой динамического позиционирования, вертолетной площадкой для эпизодического приема вертолетов. Имеет усиленный ледовый класс Arc5.
Закладка
Все началось с госконтракта на строительство для нужд Минобороны России морского судна обеспечения проекта 20183 «Академик Александров», разработанного ОАО «ЦМКБ «Алмаз», который был заключен 1 августа 2012 года. Торжественная церемония закладки состоялась 20 декабря 2012 года в главном стапельном цехе №15 предприятия «Звездочка» в Северодвинске. Судно получило строительный номер 01280.

Закладная доска «Академика Александрова» / Правительство Архангельской области

Планировалось, что в состав ВМФ России судно «Академик Александров» должно было войти в конце 2016 года. Но события 2014 года сдвинули вправо все сроки. В ходе строительства ОИС проектанту и верфи пришлось решать ряд сложнейших задач, связанных с импортозамещением значительного объема устройств и судового оборудования.
Вывод из эллинга и спуск на воду
Вывод заказа из цеха №15 состоялся 11 мая 2017 года. Спустя несколько дней он был спущен на воду для достройки на плаву. В этот момент «Академик Александров» стал океанографическим исследовательским судном.

Церемония вывода из эллинга ОИС «Академик Александров» / Корабел.ру

Первый этап заводских испытаний
К ходовым испытаниям ОИС приступили 15 декабря прошлого года – именно в этот день судно впервые вышло в море.
Программа первого этапа ходовых испытаний была рассчитана на 10 суток. За это время экипаж судна и сдаточная команда, состоящая из работников «Звездочки» и представителей подрядных организаций, выполнили проверку всех систем и механизмов транспорта вооружения, мореходности судна, его скоростных и маневренных характеристик, работоспособности систем радиоэлектронного вооружения, основных технических средств.

Выход на испытания ОИС «Академик Александров» / Корабел.ру

После возвращения с заводских ходовых испытаний ряд работников «Звездочки», внесших наибольший вклад в строительство судов проекта 20180 и его модификаций, были отмечены премией правительства Российской Федерации. В число лауреатов вошли работники ЦС «Звездочка»: Леонид Березовский – начальник управления ремонта и строительства кораблей специального назначения, его заместитель Александр Фрайндт и заместитель главного технолога ягринской верфи Владимир Левин.
Второй этап заводских испытаний
Второй этап испытаний проходил в период с 29 марта по 4 апреля. ОИС выполняло задачи проверки элементов судна в ледовых условиях в рамках программы государственных испытаний и задачи заводских ходовых испытаний авиационного вооружения.

ОИС «Академик Александров» / Центр судоремонта «Звёздочка»

К обеспечению проходящих в Белом море испытаний привлекались вертолеты Ка-20 и Ка-27ПС соединений авиации Северного флота, а также ледокол «Илья Муромец» из состава сил вспомогательного флота ВМФ России.

По информации пресс-службы предприятия, в ходе испытаний «Академик Александров» подтвердил свои проектные технические и эксплуатационные характеристики. Также были отработаны задачи взаимодействия с летательными аппаратами в движении и при стоянке.

ОИС «Академик Александров» / Центр судоремонта «Звёздочка»

Стоит отметить, что программа испытаний, рассчитанная на шесть дней, потребовала от корабелов «Звездочки» дополнительного времени. На начальном этапе испытаний в районе их проведения в Белом море установилась штормовая погода с порывами ветра скоростью до 80 км/ч. В силу таких погодных условий экипажу судна и сдаточной команде верфи пришлось, помимо запланированных мероприятий, отработать и управление судном в штормовых условиях.
Продолжение испытаний
О дате следующих выходов на испытания стало известно из доклада ответственного сдатчика заказа старшего строителя ЦС «Звездочка» Дениса Новикова. В нем было сказано, что все поставленные перед сдаточной командой задачи в текущем выходе в море решены в полном объеме и следующие выходы на заводские ходовые и государственные испытания состоятся в июне и июле 2019 года.

Выход на испытания ОИС «Академик Александров» / Корабел.ру

По словам Дениса Новикова, передача флоту «Академика Александров» состоится в конце июля 2019 года, во время торжеств, связанных с 65-летним юбилеем предприятия.
Начинка
Начинка – самая интересная тема для статьи, но когда идет разговор о военных заказах – почти все покрыто тайной.
Основным рабочим оборудованием «Александрова» являются 3 судовых крана, грузоподъемностью от 2 до 100 тонн. Их особенность — индивидуальность. Специально спроектированные для данного судна, они единственные в своем классе. Проектант — ЗАО «СММ». Заводские судостроители отмечают: проект петербургских машиностроителей хоть и новый, но уже сейчас можно судить, что по ряду характеристик существенно превосходит зарубежные аналоги, в том числе тяжелый кран от итальянского изготовителя на первом «академике», построенном на ягринской верфи — «Академике Ковалеве».
На судне установлено три высокотехнологичных судовых электрогидравлических крана:

  • «С2500», «С120», «С15». Грузовые устройства позволяют выполнить любые операции, связанные с перемещением грузов до 100 т, ремонтными работами и работой в комплексах с прочими подъемными сооружениями.
  • «С 2500» – самый мощный судовой кран в своем классе среди российских производителей, его грузоподъемность (постоянная на всем диапазоне вылетов) составляет 100 т на вылете 25 м. Кран оснащен особой системой вспомогательных тяговых лебедок для стабилизации пространственного положения груза, которая позволяет эффективно бороться с раскачиванием груза при выполнении погрузочно-разгрузочных операций;
  • Специальный судовой кран «С120» с телескопической стрелой имеет грузоподъемность до 16 т в зависимости от вылета стрелы, максимальный вылет которой составляет 20 м. Кран оснащен устройством снижения динамических нагрузок и системой компенсации качки и позиционирования груза под водой на глубинах до 500 м. При подъеме грузов с поверхности воды кран обеспечивает компенсацию взаимных вертикальных перемещений крана и груза со скоростями до 50 м/мин. Максимальная грузоподъемность электрогидравлического судового крана-манипулятора «С15» составляет 2 т, а вылет стрелы достигает 15 м.

Подробнее о кранах «Академика Александрова» можно узнать из нашего материала — Первые судовые краны российского производства.

Церемония вывода из эллинга ОИС «Академик Александров» / Корабел.ру

О производителях другого оборудования и систем известно гораздо меньше. Вот некоторые сведения:

  • Судно обладает отечественной интегрированной автоматической системой (ИАСУ-20183), которая объединяет все многочисленные системы, отвечающие за широкий функционал специализированного судна. Известно, что над ней работали специалисты НПО «Аврора».
  • На судне установлены винторулевые колонки «Rolls-Roys». Модель неизвестна.
  • Есть глубоководная лебедка итальянского производства.

К сожалению, о других системах и механизмах информации найти не удалось. Но в любом случае, главная особенность этого судна в том, что большая часть оборудования заменена на отечественную, чего нельзя сказать о предыдущих представителях линейки 20180.