Судно поморов 3

Рыбацкое судно поморов

Другие ответы на вопросы

  • Название наиболее распространенного произведения религиозной живописи древней Руси? 5 букв
  • Как называлась мать настоятельница у инков? 8 букв
  • Название одного из древних племен, жившее в местности, задолго до основания Рима? 7 букв
  • Какое латинское слово происходит от греческого слова, означающего круг? 4 буквы
  • По мнению ученых, первые бочки появились в Междуречье почти 4000 лет назад. А для чего они предназначались? 5 букв
  • Кто в Древней Греции не имел права участвовать в Олимпийских играх? 10 букв
  • За основу он взял пропорции берцовой кости человека, но его творение весит 9 тысяч тонн и возвышается примерно на 300 метров. 6 букв
  • На советском плакате Сталинградская наука командующий 6-ой армией фельдмаршал Паулюс угодил именно в нее. 9 букв
  • В позапрошлом веке первый в мире появился в Нью-Йорском парке на острове Кони-Айленд на забаву публике. Современный вид приобрел 27 лет спустя. 9 букв
  • Как на Руси издревле называли любой настой на кореньях, ягодах, листьях и травах? 5 букв

КОЧ – древнее поморское судно

Морской коч
Когда заходит речь об истории создания Российского флота, говорят о трёхсотлетии. Цифра очень странная, она вызывает недоумение. Трудно не задаться вопросом: а как же жила наша держава, имея столько морских границ, до Петра I, которого традиционно считают основателем отечественного флота? Ведь история России измеряется тысячелетиями.
Однако, многочисленные справочники дают информацию, касающуюся истории кораблестроения в России, только начиная с петровских времён.
Несмотря на это история хранит память о древнем поморском судне с удивительным названием – КОЧ. А слово это пришло к поморам с новгородской земли, где «коца» или «коча» означало одежду. Название выбрано не случайно, так как суда буквально «одевались в шубу» — корпус их был защищён от натиска льдов двойной обшивкой. На таких судах поморы могли ходить за тысячи километров по северным морским просторам, занимаясь рыбным промыслом. Кочи славились своей прочностью. Деревянные конструкции, изготовленные из лучших пород дерева (лиственница, сосна, красное дерево) – крепили железными скобами, которых шло на судно от трёх до четырёх тысяч и гвоздями. В документах архиепископа Холмогорского за 1695 (!) год можно прочесть об архангельских кочах длиной 18,5 метров и шириной 5,14 метра, грузоподъёмностью 30-40 тонн, что превышает размеры некоторых современных траулеров.
Поморские кочи преодолевали в сутки 150-200 километров в то время, как английские купеческие суда – около 120 километров, а голландские фрегаты – лишь до 80-90 километров.
На этих уникальных судах поморы достигали таких арктических широт, которые были недоступны никаким другим судам с металлическим корпусом и механическими двигателями. Уникальны они были не только своей защитной «шубой», но также яйцевидной формой корпуса. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали такое судно, его корпус не раздавливался, а выжимался наружу. Эти суда, слывшие самыми долговечными на протяжении пяти столетий, приобрели, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, ещё одну необычную особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег.

Народы русского Севера сохранили имена гениальных «кочевых мастеров», составлявших целые династии. Это семьи Дерябиных, Варгасовых, Вайгачевых из Холмогор, братьев Кулаковых из Архангельска, пинежских умельцев Антона Пыхунова и Ефима Тарасова. О древнем поморском коче напоминают нам некоторые географические названия Арктики. Например, Кочевая губа в устье реки Яны. Характерно то, что все мастера при строительстве кочей применяли только свой, «кочевой» инструмент: по-особому заточенные свёрла, буравчики, пилы, тёсла, топоры.
Древнерусский коч «ледового класса»
Таким образом, становится очевидным, что Россия в области кораблестроения шла своим, совершенно особенным, самобытным, отличным от западных традиций путём. Царь Пётр I, позаимствовав заграничный опыт кораблестроения, решил преобразовать российский флот по западным образцам. Под угрозой смертной казни строительство «староманерных» судов было строжайше запрещено. По некоторым источникам, кочи по приказу царя просто уничтожались.
Но, несмотря на строгие меры, великий российский преобразователь не смог добиться полного повиновения потомственных кочевых мастеров, которые под угрозой расправы сумели сохранить вековой опыт и традиции своих предков, продолжая строить кочи.
Благодаря подвигу поморов, некоторое количество кочей сохранилось до начала ХХ века, когда на них обратил внимание и по достоинству оценил Ф. Нансен, задумавший к тому времени трудную экспедицию на Северный полюс. При выборе прототипа для строительства судна «Фрам», которое, по замыслу, должно было дрейфовать во льдах, он отказался от всех новейших типов стальных кораблей и принял решение построить судно по опыту кочевых мастеров, из лучших пород дерева, с яйцевидной формой корпуса, чем обеспечил успешное проведение экспедиции.
Адмирал С.О. Макаров, разрабатывая модель первого в мире ледокола, воспользовался советом Нансена и также остановил свой выбор на яйцевидной форме корпуса и, по образцу поморских кочей, срезал носа и кормы. Эти гениальные изобретения древних поморских мастеров оказались настолько удачны, что и сегодня, через столетие после создания первого в мире макаровского ледокола «Ермак», они считаются непревзойдёнными для строительства судов ледового плавания.
Ледокол «Ермак». Теоретический чертеж корпуса
Если вы откроете многотомную «БСЭ», то не ищите в ней слово «коч». Его там нет. Как же такое могло случиться? Оплошность, умысел или пренебрежение к историческому наследию Родины? Загадка, на которую нет ответа. Нет о них ни слова в школьных учебниках. Лишь в толковом словаре В.И. Даля, низкий ему поклон, нашлось короткое сообщение в несколько строк о славном судне коч.
…А студёные северные моря бороздят сегодня правнуки древних поморских судов – атомоходы «Сибирь», «Арктика», «Россия», так поразительно похожие на своего незаслуженно забытого, красивого, технически совершенного пращура – древнего коча.
Волей судьбы они стали ему достойным памятником.
Тамара

LiveInternetLiveInternet

Словарь поморских слов и выражений
А
Андели (ангелы) – возглас крайнего удивлении, восхищения,
радости, испуга.
Адмиральский час — так с петровских времен и почти до революции назывался в Архангельске полдень.
Аред — библейский персонаж наделенный удивительным долголетием. Отсюда Аредовы веки — равнозначно выражению «мафусаиловы годы».
Афанасьев день — 18 января старого стиля. С этого дня кончается полярная ночь, в полдень показываются утренние зори. Со 2 февраля старого стиля появляется солнце, светлое время увеличивается с каждыми сутками, постепенно переходя в беззакатный северный трехмесячный день.
Б
Барк, барка — океанское парусное судно, у которого задняя мачта снабжена косыми парусами, а остальные имеют прямые паруса.
Баситься – украшаться, прихорашиваться.
Баса – красота.
Бахилы — высокие кожаные сапоги на мягкой подошве с круглыми носками, сшитые на прямую колодку. Удобны для хождения по толстому льду в зимнее и летнее время, употребляются поморами на промыслах.
Баюнок (от слова «баять») — сказочник.
Берчатый (от слова «бердо») — узорчатый; узорчатое нецветное тканье.
Благо — много.
Блазнить — мерещиться, казаться, представляться.
Братыня — деревянный или медный сосуд для браги или кваса.
Бриг, бригантина — типы легкого двухмачтового судна (строились на Севере в XVIII и XIX веках). У брига прямое вооружение, у бригантины — вторая мачта с косыми парусами.
Буди – будто, словно.
Буево — открытое возвышенное место.
Бус, бусель — мелкий дождь, мокрый туман, морось.
Бутенант — воинский чин в польской армии во времена польской оккупации 1612 года.
Быванье — событие, происшествие.
Быстрина — течение, быстрота, быстрое течение воды.
В
Важенка — самка оленя.
Вап (вапа) — краска.
Варака — гора, крутой холм, скалистая гора у берега моря.
Веденьев день — 21 ноября старого стиля. По народному календарю — время обильных снегопадов: пошла настоящая зима.
Верес — можжевельник (не путать с вереском)
Верфь — место, где строят суда и корабли.
Ветреница — длинный узкий флаг, сшитый из разноцветной материи и укрепленный на длинном шесте. Показывал направление ветра, подобно флюгеру. Однако В Архангельске ветреницы использовались до начала ХХ века, хотя в основном в качестве украшеншия.
Ветхое (ветховое) озеро — озеро, в котором рыба ловится только на ветхом (ущербном) месяце.
В заболь – в самом деле, истинно, точно, всерьез.
Взабольшной – настоящий.
Взводень — сильное волнение на море; крутая, большая волна, крутой вал.
Вздохнуло море — начался прилив.
В исподи головой — низко склонив голову.
Вняться — вникнуть, понять.
Вода крОтка — отлив, состояние воды во время наибольшего отлива, затишье при смене отливно-приливных течений.
Вож — вождь.
Волощане — жители волости.
Воротиша — возврат, возвращение.
Всток (также всточник) — восточный ветер; порывистый, часто штормовой силы ветер с востока, дующий в западном устье пролива Маточкин Шар.
Всхожее и закатное солнце — восход и закат.
Во срету — навстречу.
Втора – (что за втора!) чудо, диковина, небывальщина,
вздор.
Выгалить – выпрыгнуть, подняться вверх.
Вызняться – подняться в воздух.
Выступки – род женских башмаков с высокими передами и круглыми носками.
Выть, в одну выть – за один раз, присест. этим же словом обознаяают и еду, прием пищи. В обычных условиях у поморов было три-четыре выти в день: первая выть — завтрак, между 4 и 6 часами утра; вторая выть — обед (обедник) в 9 часов утра; третья выть — паужна — между обедом и ужином; четвертая выть — ужин (ужна). На промыслах были две главные выти: первая — в 9 часов утра и вторая — в 3 часа дня.
Вязьбленное тканье — род сквозной узорчатой прошивки на ткани, сделанной посредством выдергиванья поперечных ниток, — мережка.
Г
Гал, в гал – в лет, вверх, с подскоком.
Гальот — вид морского парусного судна, разновидность шхуны голландского образца, на Севере появилась с 18 века.
Гандвиг — песенное название Белого моря, слово скандинавского происхождения.
Гарчить, гаркать — хрипло лаять.
Глядень — 1) Знак на берегу (обычно крест или пирамида из камней), указывающий безопасный фарватер при заходе в становище или пролив; 2) Возвышенный пункт у становища, с которого открывается широкий вид на море. Отсюда наблюдали за морем.
Глыза — глыба.
Гнус амбарный — мыши.
Говоря — речь, разговор.
Голк — крик, галдеж
Голомень, голомя — дальнее от берега, открытое море; голомЯнный — уходящий далеко в море.
Голубец — голубая, бирюзовая краска.
Горло, гирло, горловина — пролив, соединяющий два бассейна; Горло Белого моря — пролив, соединяющий северную часть Белого моря с Баренцовым морем.
Гость — купец.
Грумаланы (груманланы) — русские промышленники, плававшие на Грумант (Шпицберген) и зимовавшие там.
Губа, губица — большой залив, в который впадает более или менее крупная река. Губа носит название той реки, устье которой выходит в губу.
Губка, или лахта — небольшая губа, мелководный морской заливчик.
Гудок — древнерусский музыкальный инструмент, похожий на виолончель.
Гунушки – приятная улыбка.
Гусиная Земля — у поморов так называлась некая северная земля, где покоятся души храбрых и добрых людей.
Д
Другомя – иначе.
Домовище — гроб.
Досельный — старинный.
Дравить (то же, что драить) — тереть, чистить; палубу дравить — мыть палубу.
Дресва, дресвяный камень — камень из породы гранитов, в пережженом и измельченном виде употребляется для мытья полов, палубы и деревянных тротуаров; для этого раскаленные в печи камни бросают в холодную воду, отчего они становятся хрупкими, а потом измельчают до крупнозернистого песка.
Е
Егорьев день — 23 апреля старого стиля, время весеннего половодья на Севере. «Егорий с водой, Никола (9 мая ст. ст.) — с травой, Троица (50-й день после Пасхи) — с листом».
Ё
Ёзы — колья, которые вбивают в дно реки и переплетают прутьями для ловли семги.
Ёла (отсюда — ялик) — легкое на ходу беспалубное однопарусное судно с высоким носом и кормой; применяется для рыбного промысла у мурманских берегов и в Норвегии, откуда и взят поморами образец этого судна.
Ж
Жадать — любить, ценить, жадно хотеть, жаждать.
Жать в себе — сдерживать(ся), зажимать.
Жира (жировать) — богатство, роскошество.
З
Заболонь — ближайшая к коре молодая часть древесины. Превращается в годичное кольцо. Заболонь, как недостаточно окрепшая часть древесины, при подборе судостроительного материала удаляется.
Задвенный — удаленный, далеко задвинутый.
Залёжка — скопление зверя на льдине или на берегу.
Закатимое, всхожее — подразумевается солнце.
Зарод — стог сена.
Зарудить — окровавить, окрасить кровью.
Зарупасить — загромоздить льдом, наторосить.
Затор — стеснение льда в устье весной.
Здвиженье — воздвиженье, церковный праздник 14 сентября старого стиля. По народному северному календарю с этого дня начинается холодное время.
Земляна старуха — древняя старуха, «в землю зрит, край могилы ходит».
Зимнее море — часть Белого моря, прилегающая к Зимнему берегу.
Зимний берег — восточное побережье Белого моря от Двинской губы до Мезенской.
Знатливый — знахарь, ведун.
Зуёк — северная птица вроде чайки. Зуйками называли у поморов мальчиков, работавших на промысловых судах.
И
Изгаляться – зубоскалить, издеваться, поднять на смех.
Икотница (от слова «икота») — больная особой, распространенной на Севере болезнью вроде падучей (кликуша), — бранное слово у пинежан и мезенцев.
Ины – некоторые
К
Казёнка — каюта на судне, в которой помещался или хозяин, или кормщик.
Камка — шелковая ткань с разводами восточного (китайского или царьградского) или венецианского происхождения (по былинному выражению, «не дорога камка — узор хитер»).
Канская земля — полуостров Канин, в прежнее время место безлюдное. «В канский мох провалиться» — затеряться, пропасть.
Кантеле — музыкальный щипковый инструмент вроде гуслей у финнов и карелов.
Карбас – беломорская лодка на четыре-десять весел под парусом. Используются также карбасы для речного плавания, но в отличие от морских, они строятся без палубы.
Карбасник — владелец карбаса.
Кемь — западный берег Белого моря с центром в городе Кемь.
Кептен — капитан.
Керёжка — вид санок с плетеным кузовом; в них промышленники тащили за собой продовольствие и мелкие снасти.
Кивать – бросать, кидать.
Кожаный старец — в Соловецком монастыре старец, заведовавший запасами кожи и кожаных изделий.
Кокора, или кекора — часть дерева с изогнутым корневищем; при помощи ее связывают бимсы (балки, соединяющие борта корабля) со шпангоутами (поперечные крепления, ребра судна). На речных судах заменяет шпангоуты.
Копылья, кополы, или уторы — вертикальные стояки у саней, вделанные в полозья. «Поставить разговор на копылья» — заговорить о главном, основном; «с копыл сбиться» — потерять правильную нить в жизни, сбиться с панталыку.
Корга — каменистый островок или мель, образовавшаяся у берега.
Корга, или корг — передний вертикальный брус, крепящий обшивку судна спереди, — форштевень.
Корела — западный берег Беломорья (Карелия).
Корить – бранить, упрекать.
Кормщик (или корщик) — капитан морского промыслового судна.
Короб – кузовок, лукошко.
Коробка нищая — презрительное выражение, связаное с тем ,что с коробом или корзиной ходили нищие.
Кортома — аренда.
Костыч — косоклинный, с застежками по переду, сарафан у староверок.
Котляна — судовая артель промышленников на моржей.
Коча, коч, или кочмара — древнее парусное палубное судно, устройством схожее с лодьей, но значительно меньших размеров. Коча была известна на Севере еще во времена новгородского владычества.
Кошка — отмель.
Креневой — крепкий.
Кренья — полозья.
Крестовые братья — названые братья.
Кротевька – женская шубка, телогрея, крытая парчой,
штофом.
Кротеть — ослабевать, уменьшаться. Кроткая вода — отлив. Зима окротела — конец зимы.
Кряж — выступ горы.
Кудесы — волшебство, чародейство.
Кукуль — шапочка из меха или тонкого сукна вроде капора или чепца, носили монахи и дети.
Кулёмка — ловушка для зверя.
Кумирические боги (от слова «кумир») — языческие боги, их изображения.
Кутер — вид морского парусного судна XVIII — XIX веков.
Куфман (норвежск.) — купец.
Л
Лазори — утренние зори.
Лахта, лахтица — небольшой морской залив.
Левкас — смесь клея или олифы с мелом; левкасом густо покрывали предмет, подлежащий окраске.
Лекала — модель, форма частей судна в натуральную величину или части деревянного чертежа, сколоченные на месте постройки судна. Расположение лекал определяет очертания будущего судна.
Лесина — дерево.
Лестовка — четки у староверов; полотняные четки клали с умершими.
Летние горы — то же, что и Летний берег — часть побережья Белого моря, влево от устья Двины.
Лихорадство — злодейство, злой умысел, злой поступок, лиходейство.
Лихтер — буксирное разгрузочное судно. Товары с больших кораблей выгружаются на лихтеры и так доставляются на берег.
Лодья — самое большое из поморских судов, морское палубное трехмачтовое парусное судно. Древняя лодья вмещала груз в 12 тысяч пудов.
Лоншак — годовалый.
Лопь, Лопский берег (ср. Лапландия) — старинное наименование Кольского полуострова, по имени его исконных жителей (лопь, лопины, или лопари).
Льяло — приспособление для литья пуль.
М
Матерая вода — места с большими глубинами, глубь
Матерый берег — материк.
Матерый лед — ледник.
Матица — балка, которая поддерживает доски потолка.
Мана (от слова «манить») — обман.
Мара (ср. марево) — мираж, густой туман.
Медведь — остров Медвежий.
Межонное время (меженник, межень) — тихие дни в середине лета, когда почти совсем нет ветра; уровень рек в это время принимается за норму при исчислении нормального уровня.
Михайлов день — 8 ноября старого стиля; на Груманте начинается полярная ночь.
Многоядная (от слова «многояденье» — обжорство) — много пожравшая, поевшая.
Мотать – бегать из угла в угол.
Мягкие — приятные на ощупь.
Н
Набат — барабан.
Наблюдник — полка, на которую ставят тарелки на ребро.
Наволок — возвышенный мыс.
Навь — мертвец; навий — относящийся к мертвому.
Навыкновенные дохматы (от слов «навык» и «догма», догматы») — незыблемые правила; привычные, установившиеся порядки.
Накры — медные тарелки в оркестре.
Напрасный — внезапный.
Натодельный — для того сделанный; специально сделанный, приспособленный или предназначенный.
Нать — надо.
Находальник (от слова «наход» — набег, наскок) — участник набега, разбойник.
Немецкая слобода — район в Архангельске. Здесь с давних времен жили домами и дворами немцы, англичане и голландцы. До германской войны 1914 года Немецкая слобода слыла самой богатой частью города.
Неможет (ср. неможется) — болеет.
Несоблюдно — небрежно.
Нестудированный (от слова «штудировать») — неученый.
О
Обрядня – женское хозявствование по дому, у печи.
Обряжаться – стряпать, управляться у печи.
Опекиши – печенье, выпечка.
Оплечье – вставленный лоскут, полоса, образующая плечо.
Обаятельный — волшебный, оговоренный (от слова «обаять» — околдовать, очаровать).
Обедник — юго-восточный ветер.
Обмен (ругательное) — обманный, поддельный, фальш, фальшивый человек.
Ободверина — косяки у дверей.
Огнело (от слова «гнет») — придавило, прижало.
Одинакий — единственный.
Озноба — простуда.
Окладное бревно — основание дома.
Окутка (ср. окутывать) — одеяло.
Оли — даже.
Оприкосить — сглазить.
Орда — небольшой зверек из редкого, уничтоженного сейчас вида полосатой белки.
Остуда — холодок, холодное отношение.
Относ, унос (попасть в унос или относ) — быть унесенным на льдине.
Отпрядывать — отскакивать.
Отпрядыш, отпрядный камень — отпрянувший, отскочивший от берега в воду камень, одиноко стоящий в воде камень.
Очередь — степень, чин.
Ошкуй — белый медведь.
П
Парусоль – зонтик от солнца.
Паужна – еда между обедом и ужином, третий в течение дня прием пищи у поморов-промышленников (см. выть).
Пахать – мести, выметать.
Передызье – часть крестьянского дома между собственно избой и хозяйственными пристройками.
Пешня – железный лом с деревянной рукоятью.
Поветерь – попутный ветер.
Поветь – сеновал, навес или чердак дворового строения.
Подволока – чердак.
Порато – очень.
Полагушка (палагунье, поллагуна) – деревянная посуда (лагун) для молока.
Порочка черпак – большой ковш.
Прибасы – украшения.
Промышленники – промысловики.
Павесть — слухи, сплетни, недостоверные вести (в отличие от вестей). «Ни вести, ни павести» — ни вестей, ни слухов, никаких известий.
Паволока — холстинка, которую наклеивали на доску, приготовляя последнюю к живописи; потом покрывали левкасом, лощили, полировали, а после этого наносили рисунок.
Партес — нотное пение по партиям.
Переладец — набор колокольчиков, аккомпанирующих гудку.
Перешерстить — перебрать, переменить.
Пластать — гореть широким, сильным пламенем.
Побережник — северо-западный ветер.
Побочина — боковая обшивка у судна.
Побывальщина — быль, бывальщина.
Поветерь — попутный ветер, наповетерь — по ветру, на попутный ветер.
Погудальце — смычок для игры на гудке.
Поддон — нижний настил судна (в отличие от верхнего настила — подтоварья).
Подтоварье — деревянный настил, идущий над днищем судна, на который кладут груз; предохраняет груз от подмочки.
Пожиточный — имеющий много пожитков (имущества), зажиточный.
Поклониться большим обычаем — поклониться в пояс — знак большого уважения.
Покрут — команда промыслового судна; покрут обряжать — набирать, вербовать команду.
Полдень — юг. На полдень — на юг.
Поливной камень — камень, покрываемый водой во время прилива.
Полудник (на полдень, на юг) — южный ветер.
Полуночник — северо-восточный ветер.
Поносуха — метель снизу, без падающего сверху снега.
Попажа — попадание, попадать.
Порато — очень, весьма, сильно, крепко.
Породить — прибавить, укрупнить; прибавить силы, здоровья.
Порозно — порожно, пусто.
Порядовный — идущий по одной линии, соседний.
Поседатеть — поседеть.
Пословный — повинующийся по первому слову.
Посолонь (по солнцу) — поворот по солнцу, в направлении движения солнца.
Постановный — степенный.
Постать — статность, осанка; постатЕйно — статно, прямо, с достоинством; постатейно поет — поет как подобает.
Постель реки — русло реки.
Прибегище — пристань, причал для кораблей.
Приглубый — крутой (под водой) берег, под которым глубоко.
Приправить — приняться; приправить работы — приняться за работу.
Причеть — поэтические речи, распеваемые на Севере женщинами в торжественных случаях жизни.
Провещиться — говорить, высказываться (от слова «вещать»).
Прокурат — проказник, затейник, шутник.
Прохватиться — спохватиться.
Пружить, опружить — опрокидывать.
Прядень — пряжа.
Пых — дух; пых перевести — дух перевести.
Р
Ропак – громоздкая морская льдина, стоящая
ребром.
Рыбник – кулебяка или пирог с цельной рыбой.
Радеть — усердно желать, стремиться.
Радоница — родительский день, день поминовения усопших.
Разводье — время смены течений; лед в это время расходится, образуя проходы для судов.
Раньшина — небольшое поморское судно древнего типа, приспособленное для ранних весенних промыслов.
Рангоут — общее название всех деревянных или стальных брусьев на судне (мачты, реи, стеньги, бушприта), на которых укреплены паруса.
Реями ходить — лавировать.
Розный — рваный.
Ромша — промысел морского зверя «лодками», то есть объединением малых артелей (по 6-8 человек).
Ропака, ропаки — нагроможденье льда, гряды стоящих по берегу льдин.
Рочить (мореходн.) — закреплять, привязывать; рочить шкоты — крепить шкоты.
Румпель — рычаг для управления судном.
С
Сочень (сгибень) – лепешка, испеченная с загнутыми краями.
Спорыдать – всходить (о солнце).
Салма — пролив между островами или между островом и материком.
Сальница — сковородка с налитым в нее салом. В носок вставлялась льняная светильня.
Свеи — шведы.
Свестен — имеет вести о чем-либо, знает, осведомлен.
Свиль — винтообразно расположенные волокна в дереве, делающие его непригодным для обработки.
Сгорстать — схватить в горсть.
Сивер, или север — северный ветер.
Сирин (от греческого «сирена») — в памятниках древнерусской письменности и в народных сказках фантастическая птица с женским лицом и грудью.
Скоморох — бродячий актер в древней Руси.
Скорополучно — скоро и благополучно.
Сличные — схожие друг с другом, похожие лицом, одинаковые.
Сменный ветер — переменный ветер.
Соломбала — древний пригород Архангельска; здесь долго сохранялся старый быт.
Сполохи — северное сияние.
Сряжаться — собираться.
Становой — главный.
Старина, или старина — эпическая песня.
Статки — остатки, наследие, наследство.
Стекольный — Стокгольм.
Стеньга — продолжение верхнего конца судовой мачты.
Страдник — крестьянин, нанявшийся в работники на летнее время (в страду). Обычно употребляется с оттенком пренебрежения.
Странный человек — странник.
Стреж — фарватер реки.
Строчное пенье, солевое — музыкальные термины у поморов.
Сувой, или толкунцы — беспорядочное волнение при встрече противоположных течений или при встрече ветра и течения.
Суземы — дебри.
Сурядный — опрятный, порядочный, чистоплотный, правильный.
Сыгровка — репетиция.
Т
Туесье (туес) – берестяная посуда с тугой крышкой.
Таланесть — талант, способность.
Телдоса — деревянные щиты на дне, — внутренняя обшивка палубного судна.
Тинок, или тинек — моржовый клык.
Тиан — судья низшей степени.
Толкучие горы — беспорядочно расположенные горы.
Торосоватый — малопроходимый из-за скопления торосов — морских льдов.
Трудники, годовики — подростки, которых родители «по обещанию» отдавали на срок в Соловецкий монастырь, где одновременно они обучались судостроительному мастерству.
Тулиться — прятаться, укрываться.
Туск (см. тусклый) — непрозрачное, тусклое небо.
У
Угор — возвышенный, гористый берег, незатопляемая приливом часть берега (от слова «гора»)
Удробел — оробел.
Упряг — мера рабочего времени в крестьянстве в прежнее время, от отдыха до отдыха, — примерно треть рабочего дня.
Усадить — украсть.
Устьяне — жители речного устья.
Утлый — ветхий.
Утренник — весенний или осенний мороз по утрам, до восхода солнца.
Ушкуйники, или ошкуйники (от слова «ошкуй» — белый медведь) — промышленники на белого медведя. Также в древности назывались разбойничьи ватаги новгородцев, ходившие северными реками в больших лодьях — ушкуях.
Ф
Фактория — торговая контора и склад купца за морем.
Форштевень — брус по контуру носового заострения судна; в нижней части соединен с килем.
Х
Хехена — гиена.
Ч
Чищемина – расчищенная из-под леса новива.
Черёва — внутренности рыб.
Чернопахотные реки — реки, по берегам которых преобладало земледельческое население.
Читать по толкам — читать бегло, в отличие от чтения по слогам.
Чудь — чудское, финское племя, в древности населявшее северную Русь.
Чунка — детские санки с высокими побочинами и спинкой — кузовом.
Ш
Шайка – деревянная посудина с ручками по бокам.
Шаньга – ватрушка, сочень, просто лепешка.
Шептала – сушеные персики, курага.
Шаркунки – упряжной бубенчик, погремушка.
Ширкать – шаркать, скрести, царапать.
Штофник – шелковый сарафан.
Шаньга — ячменная лепешка на масле, сметане, с крупой.
Шаять — тлеть.
Шелоник — юго-западный ветер (с Шелони).
Шкипер — лицо, ответственное за палубное имущество на морских судах.
Шкуна — вид морского парусного судна XVIII — XIX веков. Однако на шкунах поморы плавали и в ХХ столетии.
Шнёка — рыбацкое однопарусное судно на Мурмане, строившееся по образцу судна древних норманнов. Однако поморы ходили на шнёках и в начале ХХ века.
Шнява — род поморского судна, отличалось неповоротливостью.
Штевни — носовой и кормовой — брусья, сдерживающие концы досок, образующих обшивку судна. Поморское название штевня — корг или упряг.
Э
Этта — здесь.
Этажиссе (от слова «этаж») — возвышаешься, задаешься.
Ю
Юрово — стадо морского зверя.
Юровщик — староста артели на промысле морского зверя, самый опытный мореход-промышленник.
Я
Ягра — протянувшаяся от берега в море подводная отмель.
Ярь — медная окись, употребляемая в качестве зеленой краски.
© Руфина Белкина
fairypot.narod.ru
fairypot@yandex.ru

Серия сообщений «ГОВОР.»:
Часть 1 — Словарь выражений Поморьской
Часть 2 — Словарь выражений Поморьской ГОвори
Часть 3 — Аа — Анде, какО больно!
Часть 4 — Присказки, Причеты, шопотки.
Часть 5 — Словарь поморских слов и выражений
Часть 6 — И. И. МОСЕЕВ ПомОрьска ГовОря КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПОМОРСКОГО ЯЗЫКА АРХАНГЕЛЬСК-2005
Часть 7 — КО — КрЯчить

Русское кораблестроение :: Коч

В разное время в России создавались специфические типы парусных судов. Например, была скампавея – нечто вроде быстроходной галеры петровской эпохи, дубель-шлюпка – речная предшественница канонерских лодок, паузок – малое судно для перегрузки товаров с крупных речных кораблей. Но самым особенным среди них был коч, ставший впоследствии инженерной основой для ледокола.

Надо сказать, льды всегда были проблемой русского судоходства, ведь большая часть наших морских границ всегда выходила на север: к Белому и Баренцеву морям, к Северному Ледовитому океану. Все эти воды в зимний период покрываются непроходимой коркой льда, что очень затрудняет судоходство. А от судоходства в былые времена напрямую зависело выживание и экономическое положение жителей Русского Севера, в особенности поморов.

Поморы – это не отдельный этнос, как, скажем, эвенки, а субэтнос русского народа. Термин «поморцы» в отношении русских, осевших на Поморском берегу Белого моря – между реками Кемь и Онега, начал применяться с XVI века, но люди в тех местах жили с Высокого Средневековья. Они пришли туда в первую очередь из новгородских земель, и потому поморский говор сильно напоминает новгородский, хотя и обзавёлся за сотни лет своими особенностями. Основным промыслом поморов было рыболовство (а также добыча пушнины, моржового клыка и жира), потому продление судоходного сезона всегда оставалось важнейшей задачей.

Потому-то и появился коч, основная задача которого – сопротивляться сжатию во льдах. На границах судоходных сезонов выход в море становится исключительно рисковым, так как судно, шедшее, казалось бы, по свободной воде, могло попасть в ловушку и быть затёртым ледяными глыбами. Эта проблема существует и сегодня: со времени самого известного такого происшествия – трагедии ледокола «Челюскин» в 1934 году – зафиксировано более 1600 случаев затирания судов льдами в северных морях. Более 200 судов не смогли выбраться самостоятельно, а около 40 из них и вовсе погибли. И это мы говорим о XX-XXI веках, то есть о времени стальных гигантов, нередко имеющих ледокольные возможности. Представьте себе, что ждёт деревянный кораблик.

При сжатии главное не прочность судна, а время спасения. Дело в том, что для льдов корабельный корпус, что бумага, они сминают его независимо от конструкции. Но чем грамотнее корпус спроектирован и чем он прочнее, тем больше времени есть у команды на спасение. Когда судно попадает в арктический ледовый плен, оно подвергается очень мощному давлению на корпус, которое по кинетической энергии можно сопоставить с ударом 20-тонного метеорита, летящего со скоростью 5000 км/ч. По практике нам известно, что подобные космические объекты оставляют на поверхности земли воронку диаметром в несколько километров и около 200 метров в глубину. Представляете, что происходит с судном?

Деревянный корпус противостоять подобной мощи не может. Существует лишь одно решение: придать судну такую форму, чтобы лёд его не зажимал, а выдавливал на поверхность, откуда можно было бы уйти, волоча корабль за собой.

В первую очередь коч был очень простым и легким: одномачтовым, однопалубным, длиной от 16 до 24 метров и шириной до 6,5 метра, полностью построенным из дерева без применения металлических элементов. После XVI века появились более сложные разновидности: с двумя мачтами, с металлическими деталями и крепежами – скобами, гвоздями. Коч мог двигаться как под парусом, так и на вёслах. Корпус его имел яйцеобразную форму, а нижняя часть носа была скошена под углом 20-30°, что давало быстро вытащить судно на лёд. Форма дна не давала кочу опрокидываться набок, и его было относительно легко буксировать, примерно как сани. Из-за этого коч имел очень низкую осадку – всего 1-1,5 метра, практически он представлял собой большую лодку, способную плавать по мелководью. Чтобы киль не повреждался при волоке, его защищал так называемый фальшкиль – внешняя деталь, которую можно было легко заменить, не разбирая корабль. Команда коча состояла из 10-15 человек, судно могло взять на борт до 25 тонн груза или полсотни пассажиров. Поздние разновидности кочей имели ещё большую грузоподъемность, порядка 40 тонн.

Изначально кочи строились только поморами, но по мере покорения сибирских земель и основания там портов и городов, кочи всё шире распространялись в Зауралье. Их активно использовали в речном судоходстве, поскольку форма корабля позволяла не только быстро вытаскивать его на лёд, но и причаливать почти к любому берегу без дополнительных приспособлений – коч просто «выезжал» на сушу. В сравнении с кораблями других типов снимать его с мели было очень легко. Якоря, симметрично расположенные по обе стороны корпуса, помимо основного назначения, использовались при перемещении коча волоком.

Одной из важных особенностей этого судна была его быстроходность. За сутки коч мог пройти – при попутном ветре и в отсутствие серьёзных ледяных преград – до 200 километров, то есть его средняя скорость составляла порядка 4,5 узла (8,3 км/ч), что очень немало для компактного парусного судна.

Однако при Петре I кочи чуть не прекратили своё существование. В ходе реформы флота 28 декабря 1715 года царь повелел отказаться от прежних принципов кораблестроения и делать суда исключительно по привезённым из Европы чертежам. Причём сперва он распорядился полностью обновить флот всего за два года, но затем смилостивился и разрешил до поры оставить старые суда, но строить уже только по новым принципам. Коч спасло то, что контролировать большую часть Русского Севера царь просто не мог – там люди жили по своим законам. Поэтому и поморы, и сибиряки проигнорировали петровский указ. Ведь коч лучше европейских судов был приспособлен для плавания в холодных водах.

По мере того как Россия продвигалась на восток, кочи стали появляться в Карском море, но, кроме того, распространились и на Запад – в Норвежское и Гренландское моря. Со временем их стали оснащать кожаными парусами, чтобы избежать обледенения, и это позволяло мореходам забираться ещё дальше на север.

Строительство кочей было обычно семейным делом, причём многие детали создавались впрок. У корабелов, имевших много заказов, всегда был хороший запас готовых днищ и мачт, что позволяло при необходимости делать корабли с очень большой скоростью. Дело было выгодное, стоил коч дорого, до 300 рублей (для сравнения: чиновник среднего ранга в Москве получал тогда около 30 рублей в год). По примерным подсчётам, к концу XVII века в северных морях одновременно ходили более 7000 кочей.

Интереснейшая история связана с ныне не существующим западносибирским городом Мангазея, основанным в 1600 году царским указом на месте стихийно возникшего поморского порта. Из Мангазеи сибиряки организовали морской ход через так называемый Ямальский волок – этот путь позволял добираться с товарами непосредственно до Архангельска или даже дальше и торговать с иностранцами напрямую, минуя царскую бюрократию и налоги. Пройти этим путём могли только кочи, поскольку сухопутный участок маршрута для других судов был непроходим. Михаил Фёдорович Романов в 1619 году запретил использовать Мангазейский морской путь под страхом смертной казни и установил в районе Ямальского волока стражу, поскольку контролировать сибиряков и поморов у него не было никакой возможности. Это привело к тому, что жители Мангазеи стали покидать процветавший прежде город, и в итоге он был упразднён царским указом в 1672 году.

Как уже говорилось, коч стал основой современного ледокола, который впервые придумал и построил в 1864 году кронштадтский судовладелец Михаил Бритнев. Фритьоф Нансен, проектируя знаменитый «Фрам», парусно-моторную шхуну для полярных экспедиций, изучил все типы северных судов и в итоге использовал при разработке корпуса именно принцип коча. «Фрам» успешно совершил три экспедиции к Северному и Южному полюсам по руководством Нансена, Свердрупа и Амундсена. Сегодня этот корабль выставлен в специально созданном для него музее в Осло. Если немного утрировать, то можно сказать, что «Фрам» – это и не шхуна вовсе, а осовремененный поморский коч.

В 1987 году в Петрозаводске группа энтузиастов с точностью до мелочей воссоздала классический коч, назвав его, соответственно, «Помор». За следующие несколько лет на «Поморе» немного походили по Белому и Карскому морям, а потом совершили известное плавание вплоть до Канады через Чукотское море. Сегодня «Помор» находится в музее клуба «Полярный Одиссей» и, увы, постепенно разрушается. Также копии исторических кочей хранятся в Красноярском краеведческом музее и в музее-заповеднике «Дружба» в Якутии.

Ради чего плавали поморы в Магазею?

Діагоналі ромба пропорційні числам 3 і 4. Знайдіть площу ромба, якщо його периметр дорівнює 80 см. 1)380 2)382 3)384 4)386 5)390 Даю 40 баллов помогите срочно!!!!!!!!!!Пожалуйста!!!!!!! Как происходит передача главного движения и движение подачи? (примерная схема: электродвигате ль …… …… и т.д.) Знайти площу клумби у формі ромба, сторона якого дорівнює 10 м, а одна з діагоналей — 12 м. 1)90 2)92 3)94 4)96 5)98 Знайти площу ромба, якщо його периметр 48 см, а кут між висотами, проведеними з однієї вершини, дорівнює 30º. 1)70 2)72 3)74 4)76 5)78 Якщо площа прямокутника 48 см², а одна із його сторін 8 см, то діагональ прямокутника має довжину: 1)6 2)8 3)10 4)12 5)14 Якщо діагональ квадрата дорівнює 10 см, то його площа дорівнює: 1)50 2)100 3)5√10 4)25 5)75 Допоможіть будь ласка, щось не розумію. Дякую ​ Назвіть основні телевізійні жанри та схарактеризуйте їх на конкретних прикладах Пруд зарастает водяными лилиями. На первый день выросла одна лилия, на второй день — две лилии, на третий день — четыре лилии, на четвёртый день — вос емь лилий, … и так на каждый следующий день число лилий удваивалось. Наконец, на 28 день пруд зарос полностью.​ Знакомы ли вы с человеком, который живет по зову сердца? Как это можно понять, по каким делам, поступкам, словам, поведению?