Строительство верфи звезда

Фоторепортаж с самой большой верфи России – судостроительного комплекса «Звезда»

  • © ria.ru

Большому кораблю – большое плавание. Но это потом. Сначала ему предстоит утонуть в грохоте железа и визге «болгарок», выстоять под слепящим светом сварочных машин, взлететь над землей на тросах козловых кранов. Чтобы понять, как груды черного листового металла превращают в крупнотоннажные океанские суда, корреспондент РИА Новости отправился на Дальний Восток и посетил самую большую верфь России – судостроительный комплекс (ССК) «Звезда» в городском округе Большой Камень.

Желтый великан

Едва оказываешься за турникетами проходной, возникает чувство причастности к чему-то грандиозному. Историческому. О больших планах и делах тут напоминает почти все – от приземистых транспортировочных машин до 110-метрового козлового крана по имени «Голиаф» – его в Большом Камне видно отовсюду.

  • © ria.ru

Краны и защитные сооружения на верфи ССК «Звезда»

«В России таких кранов больше нет, – с ходу посвящает в курс дела механик по подъемным установкам стапельного цеха Борис Жигалов. – По высоте, грузоподъемности и пролету «Голиаф» абсолютный рекордсмен. Длина балки – 230 метров. С его помощью мы собираем 450-тонные блоки в готовый корпус судна. Кран их поднимает, перетаскивает, стыкует, кантует. Управлять им может один человек».

  • © ria.ru

Кабина оператора суперкрана «Голиаф» на верфи ССК «Звезда»

Борис отвечает за исправность подъемных сооружений на стапеле, поэтому о кранах знает все. «Голиаф» построен в Китае. Исполинская конструкция самостоятельно перемещается по рельсам, зона охвата перекрывает почти весь тяжелый достроечный стапель, сопоставимый по размерам с Красной площадью (12 гектаров).

При необходимости «Голиаф» поднимает и переставляет с места на место краны поменьше – для, так сказать, локальных работ.

  • © ria.ru

Как принято в судостроении, большинство крановщиков на «Звезде» – женщины. Негласно считается, что они аккуратнее и внимательнее мужчин, «чище» выполняют тонкие операции. Для управления «Голиафом» отбирают опытных крановщиц, с разрядом не ниже шестого.

С земли их «страхуют» мужчины-такелажники, чья миссия заключается в закреплении грузов и расчистке путей перед краном.

Снабженцы и «Афрамаксы»

Рядом с «Голиафом» величественно возвышается носовая секция первого океанского танкера. Габариты – с девятиэтажку. Позади – верхняя часть с выступающими «ноздрями» якорных клюзов. Повсюду блоки лебедок, строительные леса, стальные тросы толщиной с руку, и, что удивило, – почти идеальная чистота.

  • © ria.ru

«Сейчас на стапельной сборке два судна, оба строим по заказу „Роснефти“, – рассказывает корреспонденту РИА Новости главный кораблестроитель ССК „Звезда“ Максим Плугин. – Одно из них – нефтеналивной танкер типа „Афрамакс“. Он станет первым судном такого класса, выпущенным в России. На других верфях их не могли делать из-за отсутствия спусковых мощностей».

На второй линии высятся секции многофункционального судна снабжения усиленного ледового класса, которое, как и танкер, «Звезда» строит по иностранному проекту.

Многофункциональные суда снабжения (МСС) будут обслуживать морские буровые платформы на арктическом шельфе.

  • © ria.ru

Главный строитель ССК «Звезда» Максим Плугин осматривает дизельные агрегаты для судна-снабжения

Они способны работать в сплошных ледяных полях толщиной до восьми метров, оснащены лебедками, гаками, всевозможными кранами и мощными пожарными насосами для тушения аварийных вышек.

Для оценки сложности конструкции судна у корабелов есть специальный термин – «насыщенность». По «насыщенности» судам снабжения дают девять баллов из десяти.

  • © ria.ru

Носовая оконечность танкера типа «Афрамакс» на стапеле

Пока «Роснефтефлот» заказал «Звезде» четыре МСС – первый планируется спустить на воду до конца текущего года. Параллельно кипит работа над танкерами «Афрамакс» – десять судов построят для «Роснефти» и два для «Совкомфлота».

«Афрамаксы» работают на трех видах топлива – мазуте, дизеле, сжиженном газе. Из-за высокого экологического класса для них действуют льготные тарифы на заходы в порты и горит «зеленый свет» на перевозки газа и сырой нефти по Севморпути, подпадающему под повышенные экологические стандарты.

  • © ria.ru

Днище судна снабжения ледового класса в цехе корпусных производств ССК «Звезда»

Длина танкера – 250 метров, ширина – 44 метра, дедвейт – 114 тысяч тонн. В отличие от супертанкеров (ULCC, более 320 тысяч тонн) и крупнотоннажных танкеров третьего класса (VLCC, 160-320 тысяч тонн), «Афрамаксы» могут заходить практически во все гавани и каналы на пути движения нефти из стран ОПЕК. С увеличением добычи спрос на них в мире неуклонно растет.

  • © ria.ru

Освоив производство собственных танкеров, Россия выйдет с ними на международный рынок, составив конкуренцию китайским и корейским компаниям. Тем более что с технологической точки зрения строить «наливняки» и «газовозы» значительно проще и дешевле, чем суда снабжения и ледоколы. И времени на них уходит меньше.

С чистого листа

Изготовление современного крупнотоннажного судна начинается с резки металлопроката. Огромные листы стали толщиной до 32 миллиметров, словно картон, раскраивают по форме элементов обшивки и силового набора, рассекают газовыми резаками и сваривают в специальных установках.

  • © ria.ru

Рабочий в закрытом цехе ССК «Звезда»

Практически все операции автоматизированы, металл варят электрической дугой под флюсом, без контакта с окружающей средой. Это позволяет получить равномерные швы, устойчивые к коррозии и окислению. Проверяют и зачищают их вручную, обычными «болгарками».

По мере продвижения в цеху корпусных производств секции будущего судна обретают форму – последовательно наваривается киль, шпангоуты, продольные стрингеры, трюмные и палубные пиллерсы, на гибочных станках по фанерным лекалам формируется обшивка для носовых и кормовых оконечностей со сложными криволинейными обводами.

  • © ria.ru

Конструктивно проект судна-снабженца гораздо сложнее, чем танкер. Из-за высокого ледового класса у него повышенные требования к деформации. Для упрочнения носовой части делают уменьшенное расстояние между шпангоутами. В них предусмотрено множество небольших отверстий, чтобы не застаивалась вода. Все это нужно прорезать, проварить, проверить.

  • © ria.ru

Зачистка сварочных швов в блоке корпусных производств ССК «Звезда»

Размеры и комментарии конструкторов с проектных чертежей выжигают автоматической лазерной установкой прямо на листах металла. Технологам это сильно экономит время на разметку и подготовку, рабочих спасает от путаницы.

Готовые секции судна проходят операционный контроль с использованием технологий бесконтактных измерений и 3D-моделирования, после чего их вывозят на стапельную линию, где стыкуют в крупные блоки.

  • © ria.ru

Следующий этап – окрасочный цех. Блоки поступают туда уже готовыми – с трубопроводами, балластной системой, внутренними помещениями и цистернами. Все это подвергают пескоструйной обработке и окрашивают.

Финальная стадия – открытый достроечный стапель, где блоки поднимают «Голиафом» и сваривают в единый корпус.

  • © ria.ru

Секция машинного отделения судна-снабжения в покрасочной камере ССК «Звезда»

Точность изготовления такова, что трубопроводы, переборки и палубы при стыковке сходятся в ноль. Готовый корпус перевозят в плавучий транспортно-передаточный док и спускают на воду. Достраивают уже у стенки.

Тысячи тонн металла

«Технология блочной сборки позволяет запараллелить работы, – отмечает Плугин. – К примеру, мы можем, не дожидаясь укрупнения носовой оконечности, одновременно работать с блоком надстройки, который затем просто пристыкуем сверху. Это резко ускоряет процесс производства».

  • © ria.ru

По его словам, к 2024-му, когда суперверфь в Большом Камне достроят и выведут на расчетные мощности, предприятие сможет обрабатывать до 330 тысяч тонн металла в год. Сейчас тут 2,5 тысячи сотрудников, через пять лет их число должно вырасти до семи тысяч.

«Звезда» строит себя сама, и строит быстро. Со 110-метровой высоты «Голиафа» угадываются очертания сразу нескольких цехов, возводимых рядом с основной площадкой.

В стороне, за небольшой бухтой, виден гигантский котлован на месте будущего сухого дока – объекта второй очереди строительства. Он станет самым большим в России: длина – 485 метров, ширина – 114, глубина – 15.

  • © ria.ru

Строящийся сухой док ССК «Звезда»

«В этом доке будем строить буровые платформы, супертанкеры и газовозы водоизмещением до 350 тысяч тонн – словом, все то, что из-за габаритов и тоннажа нельзя спустить на воду через плавдок, – говорит РИА Новости гендиректор ССК «Звезда» Сергей Целуйко. – Для откачки и закачки воды предусмотрена мощная система дренажных насосов. В скором будущем сухой док пригодится для постройки арктической морской техники и, в частности, атомного ледокола «Лидер».

По его словам, с заказами проблем нет: в портфеле «Звезды» контракты на строительство 38 судов. Якорный заказчик – «Роснефть», разместившая заказ на 26 судов. Кроме снабженцев и «Афрамаксов», принято решение о постройке десяти арктических танкеров-челноков для шельфа, арктического газовоза, мелкосидящего ледокола для мелководных районов Арктики, Азовского и Каспийского морей, а также целого ряда других судов. Всего в портфеле 38 контрактов. Основные заказчики – российские нефтегазовые компании и их дочки.

  • © ria.ru

Транспортно-передаточный плавучий док ССК «Звезда»

Арктические танкеры-челноки интересны тем, что могут самостоятельно работать во льдах толщиной до 1,8 метра и при температурах до минус 45. Они будут возить по Севморпути нефть, добываемую на Пайяхском месторождении в устье Енисея.

Очевидно, что такая страна, как Россия, с ее запасами нефти и газа, омываемая морями трех океанов, просто обязана иметь собственную крупнотоннажную верфь. Останется «Звезда» единственной или будет первой в списке – покажет время.

А пока тут кипит работа – разбить бутылку шампанского о форштевень первого построенного судна сотрудники «Звезды» рассчитывают уже в ближайшее время.

Масштабный проект. Гендиректор судоверфи «Звезда» об особенностях работы

Прошло уже четыре года с момента старта строительства судоверфи. На проекте используют современные технологии крупнотоннажного строения, планируют в 2020 году спустить на воду первый танкер типа «Афрамакс».

Первые итоги

Сегодня уже можно подводить первые итоги по проекту. Так, например, уже были решены ключевые задачи из сферы технологии судостроения новой верфи, отмечают в руководстве проекта. «Обеспечена возможность не только строительства и сборки секций судов в блоке корпусных производств и на стапеле, но и спуск судов на воду с помощью транспортно-передаточного дока для последующей достройки», — говорит генеральный директор судоверфи «Звезда» Сергей Целуйко.

Кроме того, идёт активное строительство производственных цехов, достроечных набережных и складских площадок. Продолжаются работы на площадке строительства основного объекта второй очереди — сухого дока, которому предстоит в скором времени стать самым большим в России гидротехническим сооружением. Его размеры — 485 м на 114 м на 14 м.

Также идёт строительство и предприятий-спутников, отметил гендиректор верфи. Для реализации этих задач на территории «Звезды» возведён «Завод ВРК Сапфир».

Работа над заказами

Несмотря на то, что строительство верфи продолжается, она уже активно работает над заказами. «Заключение всех контрактов было заранее рассчитано с учётом графика строительства и ввода в эксплуатацию новых цехов и площадок, набора необходимого персонала. На данный момент число заказов на строительство судов достигло 43», — отметил Сергей Целуйко. По информации акционеров российских СПГ-проектов, прозвучавшей в рамках форума в Давосе, ССК «Звезда» до 2030 года получит заказы на строительство еще 30-32 крупнотоннажных танкеров для перевозки сжиженного природного газа по Северному морскому пути.

Для выполнения заказов используются уже построенные объекты, в числе которых блок корпусных производств, окрасочные камеры и открытый тяжелый достроечный стапель. Строительство многих объектов, которые также будут работать на выполнение заказов, нередко идёт с опережением, говорит Руководитель предприятия. Это, к примеру, сухой док — ключевой объект второй очереди.

Заказы, получаемые предприятием, бывают достаточно интересными. Кроме того, стоит учитывать, что верфь достаточно юная, поэтому каждый заказ здесь называют уникальным. У работников есть возможность получать новый опыт при строительстве каждого суда, отмечает Сергей Целуйко. «Танкеры типа „Афрамакс“, которые мы строим — это самые большие суда, которые когда-либо создавались в России. По контракту первый танкер мы должны спустить на воду в мае, сдать — в сентябре-октябре. Но мы постараемся выполнить работы с опережением. Танкеры таких размеров не делали даже в Советском Союзе, их водоизмещение — 114 тысяч тонн, длина — 258 метров, ширина — 46 метров», — говорит гендиректор верфи.

Также здесь реализуется масштабный проект — атомный ледокол «Лидер» — самый крупный, самый мощный ледокол в мире, уникальный с точки зрения автоматизации с абсолютно новым типом силовой установки.

Человеческий капитал

Конечно же, обслуживание такой верфи. Ложится на плечи большого количества человек. Сегодня на «Звезде» трудятся 3500 человек, по окончании строительства это число увеличится до 7,5 тысяч. «Большая часть наших работников — 85% — это жители Приморского края. Но, конечно, опытных, квалифицированных судостроителей в нашем регионе в таком количестве не хватает, привлекаем кадры со всех уголков России. Сотрудникам, переехавшим из других регионов в рамках программы мобильности трудовых ресурсов оплачивается дорога, частично компенсируются затраты по найму жилья и его обустройству, выплачивается единовременное пособие — поделился нюансами кадровой политики Сергей Целуйко.

На верфи уделяют отдельное внимание подбору молодых специалистов. Для этого заключаются договоры о сотрудничестве с профильными инженерно-техническими вузами, взаимодействуем с 11 образовательными организациями среднего профессионального образования. Также идет работа по созданию собственного Учебного центра верфи.

Важной задачей для судоверфи является обеспечение сотрудников предприятия жильем. «Большой Камень — город небольшой, и новое жильё тут не строилось многие годы. Естественно, спрос на него огромный. Сейчас подрядчики ССК активно застраивают шесть микрорайонов: — в настоящее время ведутся работы по строительству 74 жилых домов, которые рассчитаны на 4 758 квартир. Ответственность за строительство 750 квартир в микрорайоне „Солнечный“ возложена на Администрацию Приморского края», — говорит гендиректор судоверфи.

Крупный тоннаж

«Звезда» создается как верфь крупнотоннажного судостроения. И это не случайно. «Руководство страны ставит масштабные стратегические задачи — по развитию Северного морского пути, освоению арктических месторождений углеводородов. Это — крупные проекты, для реализации которых и потребуются крупнотоннажные суда», — отмечает гендиректор.

В России же верфей, обладающих технологическими возможностями по строительству крупнотоннажных судов, не было. Именно для данного сегмента и создается ССК «Звезда». Среди заказов «Звезды» — «зеленые» танкеры класса «Афрамакс», арктические суда-газовозы высокого ледового класса, сверхмощный атомный ледокол «Лидер», который рассчитан на проводку во льдах караванов крупнотоннажных судов.

Необходимый опыт

Как отмечают специалисты, на российских верфях есть и необходимые технологии, и нужный опыт. При этом он называется позитивным. «У нас успешно строятся ледоколы и другие высокотехнологичные суда. С другой стороны, на отечественных верфях, до настоящего момента, действительно не производился целый ряд судов различных типов, которые сейчас весьма востребованы. В частности, суда для перевозки сжиженного природного газа или суда, работающие на газомоторном топливе», — говорит Сергей Целуйко.

Для освоения наиболее современных технологий в судостроении, ССК «Звезда», как отмечают ее руководители, идет по пути локализации в кооперации с ведущими зарубежными верфями, имеющими необходимый опыт. Сотрудничество имеет различные формы, от создания совместных предприятий до договоров на обучение персонала. В ходе работы с партнерами, мы осваиваем апробированные и наиболее современные технологические решения, обучаем специалистов «Звезды», получаем консультационную поддержку.

Региональное развитие

Строительство верфи «Звезда» будет иметь значительный мультипликативный эффект для всей российской промышленности. Производство транспортных судов и ледоколов позволит провести модернизацию оборудования на многих десятках, если не сотнях предприятиях, в первую очередь, Дальнего Востока, создать мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к рынкам АТР, которые считаются осью мировой экономики.

Также при этом создаются тысячи квалифицированных рабочих мест, повышается общий профессиональный уровень специалистов, в региональный бюджет идут налоги. «Я не сомневаюсь, что к своему десятилетию „Звезда“ подойдет самым крупным предприятием отрасли, которое будет перерабатывать 330 тысяч тонн металла в год с опытом сдачи десятков судов. Думаю, что „Звезда“ станет центром для предприятий-спутников, которые работают на обеспечение верфи» — заявил Сергей Целуйко.

Отчаявшись достроить ССК «Звезда» в Приморском крае, консорциум ее операторов отдал подряд китайской госкомпании CSCEC.

С 2009 года в городе Большой Камень Приморского края строится «уникальная» судоверфь «Звезда», которая предназначена для производства судов-газовозов ледовых классов. Изначально предполагалось, что таким образом России удастся избавиться от закупок газовозов в Южной Корее, а также закрыть потребности структур, ведущих добычу углеводородов в Арктике.

Судостроительный комплекс «Звезда» (ООО «ССК «Звезда»», до 2013 года — «Звезда-DSME») — российская государственная верфь на базе ОАО ДВЗ «Звезда» (Дальневосточный завод «Звезда», входит в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта) в городе Большой Камень Приморского края РФ. Первоначально с 2009 года верфь строило СП «Звезда ДСМЕ», где у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) было 80%, а у южнокорейской кораблестроительной Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME) — 20%. После выхода иностранцев из проекта комплекс с 2013 года строит консорциум «Роснефти», Газпромбанка и «Роснефтегаза» — «Современные технологии судостроения» (СТС).

Речь идет о международных проектах Роснефти, Газпромнефти и НОВАТЭК (Ямал СПГ-2, Арктик СПГ-2, и других). Однако, стройка стоимостью более 200 миллиардов рублей, превратилась в долгострой и потеряла всякий смысл. Первоначально судоверфь должны были запустить в виде ее первой очереди в строй еще в 2013-2014 годах. Еще полтора года назад планировали успеть до конца 2019 года, но в сентябре текущего года пришлось констатировать, что сроки «уехали» еще на год-полтора:

«Роснефть» с партнерами может не успеть завершить в 2019 году строительство первой очереди суперверфи «Звезда». Срок ввода нескольких объектов может быть сдвинут на год после расторжения контракта с подрядчиком, рассказали РБК один из подрядчиков верфи и источник, близкий к правительству.

Кто же будет продолжать строительство верфи? Еще в августе СМИ сообщили, что государственная китайская корпорация China State Construction Engineering Corporation предложила «Роснефти» отдать ей без конкурса подряд на достройку объектов первой очереди верфи «Звезда» на 45 миллиардов рублей.

Как заявил советник президента РФ Андрей Белоусов на деловом завтраке Восточного экономического форума во Владивостоке, китайцы уже вовсю приступили к работе и у них «хорошая зарплата»:

«С моей точки зрения с большим отрывом будет выходить кадровая проблема. Мы запланировали большие стройки – БАМ, Транссиб, порты. Кто будет это все делать? Вчера были на «Звезде», работают в три смены, все китайцы. Причем получают хорошую зарплату. Потому что в Приморье нет ни одной подрядной организации, которая могла бы на себя взять работу».

Почему у РФ хронически нет рабочих рук на Дальнем Востоке, почему там людей обманывают и не платят им деньги, и почему многие российские строительные компании от путинских мега-проектов заканчивают банкротством, секретом не является. Такова политика.

Примечательно то, что верфь «Звезда» так и не помогла дохлому российскому машиностроению: все оборудование для нее было заказано в Китае и частично в странах Европы. Также не получится и создать на ее базе свой центр проектирования судов-газовозов. Верфь будет лишь сборочным цехом корпусов газовозов южнокорейской компании Samsung Heavy Industries. С декларируемым импортозамещением не получилось настолько, что, например, американская корпорация General Electric получила эксклюзивные права на поставку гребных винтов и вспомогательного оборудования (движительно-рулевые колонки и подруливающие устройства).

А российский производитель (Центр судоремонта «Звездочка», входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) — в будущем не сможет оснащать своими винтами газовозы, строящиеся в ССК «Звезда». Иначе попадет под американские санкции, которые поставят вообще крест на «Звезде» (нет, это не шутка).

То есть, США или Южная Корея смогут в любой момент «выключить» судоверфь «Звезда», банально отрубив ей поставки комплектующих. Тогда как на Дальнем Востоке у РФ нет даже своего листопрокатного производства: единственный цех, способный катать судовой прокат — на заводе «Амурсталь» — был закрыт за ненадобностью в 2012 году…

В довершение всего в начале этого года выяснилось, что судоверфь «Звезда» будет строить газовозы по цене в 1,5-2 раза выше, чем у корейских судостроителей:

Суда на «Звезде» стоят дороже, чем в Корее или у других судостроительных компаний, рассказывали «Ведомостям» несколько контрагентов «Звезды». Они же говорили, что «Звезда» предлагала исполнить контракты примерно на 20–40% дороже рынка. В начале года «Звезда» направляла в Минпромторг письмо, в котором указывала, что строительство газовозов Arc7 для проекта «Арктик СПГ – 2» может стоить до $603 млн за штуку (при заказе 15 судов), писал «Коммерсантъ». Аналогичное судно стоит в Корее $305 млн, говорил гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

То есть, вместо импортозамещения, развития своего судостроения, машиностроения, проектирования судов и создания какого-то конкурентного производства потратили миллиарды долларов на сборочный цех южнокорейской фирмы! Продукция которого будет стоить в полтора-два раза дороже, чем оригинал! И чье существование отдано полностью на откуп иностранным поставщикам комплектующих! Надо все-таки уметь так сделать.

Развитие судостроения имеет для нас принципиальное значение: это база для решения оборонных и социально-экономических задач, это спрос на квалифицированные кадры и научные разработки, это дополнительные заказы для российской металлургической промышленности, машиностроения, других секторов промышленности, это мощный ресурс для развития целых регионов Российской Федерации. Президент Российской Федерации В.В. Путин

На территории судоремонтного завода «Звезда» и прилегающих площадках в бухте Большой Камень ведется строительство современной верфи «СК «Звезда». Новая верфь будет строить суда любой сложности, характеристик и назначений, в том числе ранее не выпускаемых в России по причине существующих ограничений спусковых и гидротехнических сооружений.

Первая очередь строительства верфи включает в себя блок корпусных производств и окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с передаточным доком для строительства судов и морской техники и цеха насыщения. Срок ввода всех объектов первой очереди – 2020 г. Блок корпусных производств и окрасочные камеры сданы в эксплуатацию в 2016 г. В августе 2017 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию открытого достроечного стапеля.

По мере ввода в эксплуатацию очередей появится возможность строить более сложную морскую технику с большим водоизмещением.

Для реализации таких масштабных задач потребуется привлечение высококвалифицированных кадров рабочих и инженерных специальностей и формирование системы подготовки и удержания персонала. После ввода в эксплуатацию на верфи будет работать около 7 500 человек.

Стратегические цели проекта:

  • обеспечение национальной безопасности и государственных интересов в области реализации Морской доктрины Российской Федерации
  • обеспечение полноценного участия российской промышленности в реализации проектов на континентальном шельфе России
  • повышение конкурентоспособности и бюджетной эффективности судостроительной отрасли Российской Федерации
  • обеспечение экономических интересов Российской Федерации посредством создания современного флота

Этапы реализации проекта:

  • I очередь. Блок корпусных производств и окрасочные камеры с открытым тяжелым стапелем и передаточным доком для строительства среднетоннажных судов и морской техники
  • II очередь. Сухой док, достроечные цеха и набережные

Основные участники проекта:

Куратор проекта: ПАО «НК «Роснефть»
Оператор проекта: АО «ДЦСС»
Генеральный проектировщик: ООО ДПИ «Востокпроектверфь»
Технологические консультанты: IMG (Германия), DSME (Южная Корея), ЦКБ «Лазурит»
Иностранные партнеры: Hyundai Heavy Industries Co., Ltd. (Южная Корея), Damen (Нидерланды), Samsung Heavy Industries Co. Ltd.

Контакты:

Официальный сайт