Сторожевой корабль неустрашимый

Содержание

Неустрашимый (1988)

«Неустрашимый»

Служба Исторические данные

25 марта 1987 года Заложен

25 мая 1988 года Спущен на воду

28 декабря 1990 года Введен в строй

Общие данные

3950 / 4350 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)

129,8 / 15,6 / 8,35 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ top 0 1 0 реал 1 док Экипаж

210 чел. Общая численность

35 чел. Офицеры

34 чел. Мичманы

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 2х4 — ПУ ПКРК 3К24 «Уран»;
  • 6х1 — ПУ ПЛРК УРПК-6 «Водопад-НК»;
  • 4х1 — ПУ ЗРК «Кинжал»;
  • 2х8 — ПУ ЗРАК 3М87 «Кортик».

Артиллерийское вооружение

  • 1×1 — 100-мм АУ АК-100;
  • 4×6 — 30-мм АУ АО–18К (в 2 модулях «Кортик»).

Минно-торпедное вооружение

  • 1х12 — 213-мм РБУ-6000 «Смерч-2»;
  • 16-20 мин заграждения.

Авиагруппа

  • 1 вертолёт Ка-27.

Радиотехническое вооружение

  • РЛС МР-750 «Фрегат-М2»;
  • НРЛС МР-212 «Вайгач»;
  • ГАК МГК-365 «Звезда-М1»;
  • РЭБ МП-405-1, ПК-16 (2 ПУ), ПК-10 «Смелый» (8 ПУ);
  • БИУС «Трон-11540».

Однотипные корабли

  • «Ярослав Мудрый» (1990),
  • «Туман» (не достроен).

«Неустрашимый» — сторожевой корабль проекта 11540 ВМФ СССР и ВМФ Российской Федерации. В 1991 году корабль предназначался для Северного флота, а в 2011 году предполагалось усилить им Черноморский флот, однако в реальности «Неустрашимый» остался на Балтике и был включён в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота (ДКБФ). По состоянию на 2018 год находится в строю ДКБФ.

Общие сведения

«Неустрашимый» (СКР 712)» — Сторожевой корабль (по классификации NATO — фрегат) Балтийского флота Западного Военного Округа ВМФ России. Первый построенный из кораблей проекта 11540 «Ястреб». Корабль предназначен для поиска, обнаружения, слежения и уничтожения подводных лодок противника, для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по подводным и надводным кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки, прикрытия продвижения сил морских десантов и решения других задач.

Постройка и испытания

3 февраля 1987 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 25 марта 1987 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде. Заказу был присвоен заводской № 401.

Спущен на воду 25 марта 1988 года.

Вступил в строй 28 декабря 1990 года и 14 марта 1991 года включён в состав ДКБФ.

Описание конструкции

Общий вид СКР проекта 11540 Основная статья: СКР типа «Неустрашимый»

Корпус и архитектура

«Неустрашимый» представляет собой двухмачтовый корабль с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. С целью повышения боевой живучести конструкция сторожевого корабля выполнена полностью стальной, без применения лёгких сплавов.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка газотурбинная, двухвальная. ГЭУ состоит из четырёх (двух маршевых и двух основных) ГТД общей мощностью 58000 л. с., работающих через редукторы на два винта фиксированного шага. Наибольшая скорость хода составляет 30 узлов. При необходимости любой из агрегатов способен вращать оба вала, что делает ГЭУ более живучей и придаёт большую гибкость при выборе режима хода. Дальность плавания на скорости 16 узлов составляет 3500 миль.

Вооружение и оборудование

Разработанный в конце 1980-х годов проект отличала высокая насыщенность самым современным на тот момент вооружением. Достаточно компактный корабль несёт и противолодочный ракетно-торпедный комплекс, и ЗРК «Кинжал» с ракетами вертикального старта, и 100-мм артустановку вместе с новейшими ракетно-артиллерийскими комплексами ближней обороны, а также постоянно размещённый на борту противолодочный вертолёт и достаточно мощную гидроакустику с подкильной и буксируемой антеннами. Иными словами, СКР типа «Неустрашимый» оснащены почти такой же номенклатурой вооружения и оборудования, что и БПК проекта 1155, хотя СКР по водоизмещению вдвое меньше БПК.

Модернизации и переоборудования

В 2014 году корабль был поставлен в док Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» для восстановления технической готовности, ремонта и модернизации. Планируется замена форсажных (основных) газотурбинных двигателей, а также вспомогательных дизель-генераторов, намечен также средний ремонт водоотливной, противопожарной, топливной и электрической систем, а также установка более современных систем автоматики и управления.

Предварительно возвращение «Неустрашимого» в строй намечалось на ноябрь 2017 года, однако в дальнейшем срок был сдвинут на 2019 год.

История службы

Изначально корабль планировался для службы в составе Северного флота, но в конце концов был переназначен для службы на Балтике. 14 марта 1991 года «Неустрашимого» включили в состав ДКБФ.

Н. Г. Авраамов вспоминает о первых годах службы СКР «Неустрашимый»

«Неустрашимый» имеет необычный для отечественного корабля внешний вид. Он архитектурно ближе к западным кораблям… Нас часто, пока ещё не привыкли, запрашивали с поста СНиС Балтийска, что за корабль идет. Ошибались не раз и пограничники, интересуясь, что корабль непонятного силуэта делает в советских территориальных водах. Усугублял ситуацию наш бортовой номер. Когда «Неустрашимый» вышел с завода, его бортовой номер, нанесённый белой краской, имел «тень» чёрного цвета, как это было принято в некоторых иностранных флотах. Такой вариант начертания был предусмотрен технической документацией, да и действующие документы ВМФ этого не запрещали. Тем не менее, у меня несколько раз требовали привести бортовой номер к традиционному виду, по этому поводу даже произошёл небольшой скандал с командиром бригады А. А. Татариновым. Я долго сопротивлялся, но, в конце концов, вынужден был закрасить чёрную «тень»… Если говорить об интересе к «Неустрашимому» со стороны иностранцев, то надо заметить, что любой выход корабля в море обязательно сопровождался кораблем NATO (обычно немецким или шведским). Один раз дело дошло до морского хулиганства. При испытании универсальной ракето-торпедной пусковой установки (УРТПУ) ПЛРК «Водопад-НК» мы стреляли старой парогазовой торпедой, которые к тому времени уже были сняты с вооружения. Нам поставили задачу проверить работу УРТПУ (образно говоря, как работает её «труба», как «выплёвывает» изделие). Торпеду «выплюнули» нормально, она пошла. Спустя некоторое время к ней подскочил Main (есть у немцев такой разведывательный корабль). Немцы вытащили торпеду из воды, погрузили её на палубу и быстро потащили её к себе, взяв курс в сторону Германии. Но далеко уйти им не удалось – разведчик был настигнут нашими славными кораблями 128-й противолодочной бригады, и после коротких переговоров на 16-м канале радиостанции «Рейд» торпеда была возвращена (видимо, они успели убедиться, что это обычная торпеда). Наверно, думали, что из УРТПУ выстрелили что-то суперсовременное, а получили торпеду образца 1953 года. Так что немцы готовы были идти почти до пиратства, чтобы заполучить наши секреты. Николай Авраамов, в 1991 году — командир СКР «Неустрашимый»

24 января 1993 года на СКР был торжественно спущен Военно-Морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг ВМФ России.

СКР «Неустрашимый» в начале своей службы

В сентябре — октябре 1994 года участвовал в совместных учениях с объединёнными ВМС стран НАТО.

В 1994 году завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

В июне 1995 года «Неустрашимый» нанёс официальный визит в Киль (Германия), где участвовал в торжествах по случаю 100-летия Кильского канала.

В 1996 году СКР завоевал приз по зенитной подготовке.

В 1997 году корабль завоевал призы по зенитной подготовке и артподготовке в составе корабельной ударной группы (КУГ).

За 1998 год «Неустрашимому» были присуждены призы по зенитной подготовке и артподготовке (в составе КУГ).

В 1999 году корабль вновь завоевал приз по артподготовке в составе КУГ.

В 2000 году «Неустрашимый» был объявлен лучшим кораблём на Балтийском флоте.

В июне 2002 года корабль принял участие в международных учениях «Балтопс-2002» в Балтийском море.

«Неустрашимый» в море, 23 июня 2002 года

В 2003 году во время официального визита в Лондон президента России В. В. Путина «Неустрашимый» обеспечивал безопасность с российской стороны. На борту корабля главой российского государства был подписан ряд международных договоров.

В июне 2004 года корабль принял участие в международных военно-морских учениях «Балтопс-2004».

В августе-сентябре 2004 года СКР выходил на боевую службу в Средиземное море. В этот период «Неустрашимый» побывал с дружественными визитами в портах Канны (Франция), Картахена (Испания) и Лиссабон (Португалия). Во время визита в Канны экипаж корабля принял участие в праздновании дней российской культуры во Франции.

В августе-сентябре 2005 года корабль выполнял задачи боевой службы в Норвежском море.

По итогам 2005 года «Неустрашимый» был объявлен лучшим кораблём ДКБФ.

«Неустрашимый» в походе, 28 августа 2006 года

Летом 2006 года корабль вновь принял участие в международных военно-морских учениях «Балтопс», по ходу которых был высоко оценён командующим учениями адмиралом Дж. Килкенни (США).

В 2006 году СКР «Неустрашимый» объявили лучшим кораблём ДКБФ.

В 2007 году «Неустрашимый» был вновь объявлен лучшим кораблём на Балтийском флоте.

24 сентября 2008 года корабль был направлен к берегам Сомали на боевую службу для обеспечения безопасности судоходства. 27 октября «Неустрашимый» в сопровождении танкера обеспечения «Ельня» прибыл в район Африканского Рога, где присоединился к соединению боевых кораблей НАТО.

12 ноября 2008 года «Неустрашимый» отбил атаку пиратов на датское судно Powerfull. Операция была выполнена совместно с фрегатом Cumberland ВМС Великобритании.

1 января 2009 года танкер «Ельня» также вступал в перестрелку с пиратским судном.

8 февраля 2009 года СКР «Неустрашимый» завершил боевую службу (БС), вернувшись в базу Балтийск. Всего за семь месяцев БС было пройдено свыше 40000 миль, обеспечена безопасная проводка около 60 гражданских судов, выполнены деловые заходы в порты Триполи (Ливия) и Аден (Йемен).

С лета 2009 года корабль проходил ремонт на заводе-строителе (ПСЗ) в Калининграде.

23 января 2010 года «Неустрашимый» вновь направили на боевую службу в район Африканского рога (Аденский залив). У берегов Сомали СКР сменил находившийся там БПК «Адмирал Чабаненко», выполнявший задачи по обеспечению безопасности судоходства в районе Аденского залива с начала ноября 2009 года.

19 марта 2013 года вышел из Балтийска в свой третий поход для выполнения задач по обеспечению безопасности гражданского судоходства в районе Африканского рога. В конце лета 2013 года вошел в состав группировки кораблей ВМФ РФ в Средиземном море. 17 октября 2013 года вернулся в Балтийск.

В 2014 году корабль был поставлен в завод для ремонта и модернизации. Работы выполняет калининградский завод «Янтарь»; возвращение корабля в строй намечается на 2019 год.

Командиры

За время службы сторожевым кораблём «Неустрашимый» командовали:

Список командиров СКР «Неустрашимый»
Даты Звание Командир Фотография
29 июня 1990-23 февраля 1991 капитан 3 ранга Кольяков Игорь Аркадьевич
23 февраля 1991-13 мая 1993 капитан 3 ранга Авраамов Николай Георгиевич
13 мая 1993-4 июля 1996 капитан 2 ранга Рыжков Игорь Георгиевич
4 июля 1996-1998 капитан 3 ранга Демидович Игорь Дмитриевич
1998-2002 капитан 3 ранга Ясницкий Павел Геннадьевич
2002-2004 капитан 2 ранга Кутышенко Павел Анатольевич
2004-2007 капитан 2 ранга Смирнов Игорь Николаевич
2007-2010 капитан 2 ранга Апанович Алексей Васильевич
2010-2012 капитан 2 ранга Баранов Денис Валерьевич
2012-2013 капитан 2 ранга Ашуров Роман Юрьевич
2013 капитан-лейтенант Суслов Алексей Григорьевич
март 2013-ноябрь 2013 капитан 2 ранга Липский Сергей Александрович
5 ноября 2013-лето 2017 капитан 3 ранга Овсянников Евгений Алексеевич
с 2017 капитан 3 ранга Наумов Владимир Александрович

В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.

Этот корабль в искусстве

СКР «Неустрашимый» был задействован в эпизодах ряда кинофильмов: комедии «Особенности национальной рыбалки» режиссёра А. В. Рогожкина, вышедшей на экраны в 1998 году, мелодрамы «Зависть богов» режиссёра В. В. Меньшова, вышедшей в 2000 году, и боевика 2007 года «Параграф 78» режиссёра М. Л. Хлебородова.

См. также

  • СКР типа «Неустрашимый» проекта 11540
  • СКР типа «Резвый» проекта 1135М
  • Фрегаты типа «Тальвар» проекта 11356
  • Фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350
  • СКР «Ярослав Мудрый» проекта 11540
  • Эпизод на учениях «Балтопс-2006» с участием «Неустрашимого»

Примечания

  1. 1,0 1,1 Данные о суммарной мощности энергоустановки СКР проекта 11540 разнятся от источника к источнику — например, справочник Бережного описывает её как 2 маршевых двигателя по 20000 л. с. и 2 форсажных/основных по 37000 л. с. (всего 2*20000+2*37000=114000 лошадиных сил, что для небольшого сторожевика очень много). Более реалистичное значение в 58000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича. Согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») — суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М27 складывается из основного двигателя ДО90 в 19500 л. с. и маршевого ГТД ДС71 в 9500 л. с., что даёт 29000 л. с. на один агрегат и 58000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. Комплекс «Уран», изначально предусмотренный техническим проектом 11540, фактически на «Неустрашимом» не был установлен — как минимум, до начатого в 2014 г. капремонта.
  3. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы корабля.

Литература и источники информации

Литература

  • Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544 с. — ISBN 966-7726-69-X
  • Бережной С. С. Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №6/2000. — 32 с.
  • Воспоминания о службе Н. Г. Авраамова, командира «Неустрашимого»
  • Страница «Википедии», посвящённая СКР «Неустрашимый»
  • Фотографии СКР «Неустрашимый» на navsource.narod.ru

Галерея изображений

  • Сторожевой корабль «Неустрашимый»

  • Вертолётная площадка СКР «Неустрашимый»

  • Взлёт вертолёта Ка-27 с СКР «Неустрашимый»

  • СКР «Неустрашимый» в море

  • СКР «Неустрашимый» в море, 23 июня 2002 года

  • Сторожевой корабль «Неустрашимый», 2002 год

  • «Неустрашимый» на учениях «Балтопс-2002», 11 июня 2002 года. На заднем плане крейсера ВМС США — «Анцио» и «Кейп Сент-Джордж»

  • На вертолётной площадке «Неустрашимого», Киль (Германия). Фото июня 2006 года

  • СКР «Неустрашимый» в море, 28 августа 2006 года

  • СКР «Неустрашимый» на международных учениях «Балтопс-2008». Балтийское море, 11 июня 2008 года

  • «Неустрашимый» на международных учениях «Балтопс-2008». Балтийское море, 12 июня 2008 года

  • СКР «Неустрашимый» на циркуляции

  • СКР «Неустрашимый» на циркуляции, 2 августа 2012 года

  • Общий вид СКР проекта 11540

Сторожевые корабли проекта 11540

Сторожевые корабли проекта 11540 «Ястреб»

СКР «Неустрашимый»

Проект

Страна

  • СССР → Россия

Изготовители

Операторы

Годы постройки

с 1986 года

Годы в строю

с 1990 года

Годы в эксплуатации

с 1989 года

Запланировано

Построено

В строю

Отменено

Основные характеристики

Водоизмещение

3950 тонн (стандартное)
4350 тонн (полное)

Длина

129,8 м (наибольшая)
117,2 м (по КВЛ)

Ширина

15,6 м (наибольшая)
14,2 м (по КВЛ)

Осадка

8,35 м (по бульбу)
4,8 м (на миделе)

Двигатели

2 × маршевый ГТА М-70 или D090
2 × форсажный ГТА М-90

Мощность

2 × 10 000 л.с. (маршевый)
2 × 18 500 л.с. (форсажный)

Движитель

2 × ВФШ

Скорость хода

29 узлов (полная)

Дальность плавания

3000 миль (на 18 узлах)
3500 миль (на 16 узлах)

Автономность плавания

30 суток

Экипаж

210 человек (в т. ч. 35 офицеров, 34 мичмана)

Вооружение

Навигационное вооружение

НРЛС МР-212 «Вайгач»
НК «Бейсур»

Радиолокационное вооружение

РЛС типа «Фрегат»
РЛС ЗРК МР-352 «Позитив»
РЛС УО МР-145 СУО «Лев»

Радиоэлектронное вооружение

КС Р-782 «Буран»
ГАК МГК-365 «Звезда-М1»
Комплекс РЭБ МП-405 «Старт» или ТК-25
2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16
8 × ПУ комплекса РЭП ПК-10
БИУС «Трон-11540»
СУО АУ «Лев-145»
СУО комплекса ПЛО «Онега-11540»

Артиллерия

1 × АК-100

Зенитная артиллерия

2 × ЗРАК «Кортик»

Ракетное вооружение

2 × 4 ПУ ПКРК «Уран»
4 × 8 ПУ ЗРК «Кинжал»

Противолодочное вооружение

1 × РБУ-6000
2 × РПК-6М »Водопад-НК»

Минно-торпедное вооружение

2 × 3 × 533 мм ТА

Авиационная группа

1 вертолёт Ка-27 в палубном ангаре

Медиафайлы на Викискладе

Сторожевые корабли проекта 11540 «Ястреб» — серия сторожевых кораблей ВМФ России, по западной классификации — фрегатов (по кодификации НАТО Neustrashimyy-class frigate).

Корабли проекта предназначены для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.

Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле. Оба корабля на 2018 год входят в состав Балтийского флота. Третий корабль планировалось достраивать по изменённому проекту, но в 2015 году от его достройки отказались, недостроенный корпус будет утилизирован.

Сторожевой корабль Балтийского флота ВМФ РФ «Неустрашимый». Справка

СКР «Неустрашимый» был построен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Работа над проектом корабля началась еще в середине 1970‑х гг. Главный конструктор Николай Яковлевский создал корабль, не уступающий по своим боевым возможностям лучшим зарубежным кораблям класса фрегат.

Строительство началось 25 марта 1987 года. На воду корабль был спущен 25 мая 1988 года, в этом же году был сформирован экипаж. Корабль вступил в строй 28 декабря 1990 года и 14 марта 1991 года был включен в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ).

24 января 1993 года на корабле был поднят военно‑морской флаг России.

2 февраля 1993 года корабль был введен в состав бригады противолодочных кораблей.
Тактико‑технические характеристики корабля.

Длина корабля ‑ 129, 6 м, ширина ‑ 15.6 м, стандартное водоизмещение ‑ 3 210 т, полное водоизмещение ‑ 4 200 т, максимальное водоизмещение ‑ 4 350 т. Его полная скорость — 30 узлов (55,5 км/ч), экипаж ‑ 210 человек, в том числе 35 офицеров.

Корпус корабля разбит на 12 отсеков водонепроницаемыми переборками. Корабль имеет две мачты и две дымовые трубы. Корпус и надстройка стальные. При создании корабля использовались технологии по снижению акустической заметности. Корабль имеет на вооружении уникальные ракетные комплексы противолодочного и зенитного оружия, универсальную 100‑мм артиллерийскую установку, торпедные аппараты и реактивные бомбометные установки, шесть противолодочных торпед или ракет «Водопад‑НК». Корабль снабжен радиоэлектронным вооружением: системами радиосвязи, боевой информационно‑ управляющей системой, навигационной системой, системой управления ракетным комплексом, системой управления огнем комплексов ПВО, РЛС дальнего обнаружения.

Судно может нести на борту палубный вертолет «Ка‑27». Главной задачей этой машины является поиск, обнаружение и поражение подводных лодок; вертолет может также использоваться при проведении поисково‑спасательных операций, эвакуации раненых и перевозки срочных грузов.

За 15 лет «Неустрашимый» посетил более десяти иностранных портов в восьми странах Европы. Он регулярно участвует в международных военно‑морских учениях BALTOPS, где отрабатываются навыки проведения миротворческих операций на море. В июне 1995 года корабль участвовал в праздновании 100‑летия Кильского канала (г. Киль, Германия) и совершил прохождение по каналу в парадном строю участников («Неустрашимый» ‑ первый российский корабль, прошедший Кильский канал во второй половине XX века).

С 1994 года СКР «Неустрашимый» в составе корабельной ударной группы неоднократно завоевывал призы главнокомандующего ВМФ по противовоздушной, противолодочной обороне и артиллерийской подготовке. Неоднократно «Неустрашимый» объявлялся лучшим кораблем на Балтийском флоте (2000, 2005, 2006, 2007).

Высокую оценку судна подтверждает и тот факт, что в 2003 году именно СКР «Неустрашимый» обеспечивал официальный визит президента РФ, Верховного главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина в порт Лондон. На борту корабля президент подписал ряд международных договоров. В сентябре 2006 года «Неустрашимый» принял участие в церемонии по перезахоронению праха императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери последнего российского императора Николая II.

В 2006 году на корабле проходили съемки фильма «Параграф 78»; судно можно увидеть в таких фильмах, как «Особенности национальной рыбалки», «Зависть богов».

Командир корабля ‑ капитан 2‑го ранга Алексей Апанович.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

Сторожевые корабли проекта 11540 – «фрегаты переходного периода»

Не всегда судьба военной техники (в то числе и боевых кораблей) складывается так, как это видели создатели. Иногда это даже не связано с уровнем технических характеристик – а только с внешними обстоятельствами. «Жертвами» таких обстоятельств невольно стали российские сторожевые корабли проекта 11540 «Ястреб».

Назвать эти фрегаты «неудачными» или «устаревшими» сложно. Головной корабль проекта – «Неустрашимый» одно время даже был «знаменитостью» – в медиа освещались подробности его борьбы с пиратами. Но «Ястребы» не смогли, ни сменить своих предшественников, ни даже занять важное место в российском флоте.

История создания и конструкция

Одними из самых многочисленных океанских кораблей в советском военно-морском флоте были сторожевики проекта 1135. Этот тип фрегата был разработан ещё в 60-е годы, а с 1970 года было построено более 40 кораблей. Разумеется, командование предвидело необходимость разработки новых сторожевиков. Проект 1135 разрабатывался под уже устаревшие образцы вооружения, как правило – более тяжёлые и громоздкие чем новейшие. Не было на СКР и вертолётной площадки.

Первые варианты проекта будущего «Ястреба» прорабатывались уже в 1975 году. Шесть лет спустя постройка сторожевиков проекта 11540 была включена в очередной пятилетний план. Первоначально ожидалось, что головной корабль вступит в строй в 1986 году, но постоянная доработка проекта привела к тому, что в 1987 году удалось только приступить к закладке. Строить «Ястребы» должны были в Калининграде.

Фрегаты проекта 11540 имеют стальной корпус с длинным полубаком, разделённый на 12 водонепроницаемых отсеков.

Первоначальный проект предполагал использовать в конструкции лёгкие сплавы, но анализ войны на Фолклендах привёл к отказу от такого решения.

Традиционно в советском флоте для снижения радиолокационной заметности применяли надстройки со скошенными гранями и наклонёнными поверхностями. На «Ястребах» ради максимального использования внутренних объёмов от такого решения отказались, но надстройки получили характерные изломы в виде гофра.

Силовая установка состоит из 2 маршевых газовых турбин М-70 и 2 форсажных М-90. Каждая пара турбин в нормальных условиях вращает один вал из двух, но в принципе каждый двигатель имеет возможность работать на два вала. В случае выхода из строя турбин системы корабля обеспечивают электричеством 2 дизель-генератора.
Для улучшения мореходности и обитаемости «Ястребы» имеют успокоители качки и бортовые кили. При этом максимально плотная компоновка всё-таки привела к тесноте в жилых помещениях.

Вооружение

На полубаке фрегатов размещена артиллерийская установка АК-100 калибра 100 мм. Артсистема имеет высокую (до 60 выстрелов в минуту) скорострельность и наводится по радару. Установка универсальная, для поражения воздушных целей используются снаряды с радиовзрывателями.

Главное зенитное вооружение – ракеты комплекса «Кинжал», пусковые шахты которых также находятся на полубаке.

Комплекс позволяет производить пуски по 4 целям одновременно. Вспомогательное средство ПВО – 2 ракетно-пушечные установки «Кортик», находящиеся на корме. Каждая установка включает в себя 30 мм пушку АО-18 и 2 контейнера с 4 ракетами, аналогичными использованным на самоходке «Тунгуска».

Для борьбы с подводными целями сторожевики проекта 11540 получили, во-первых, ракето-торпеды «Водопад», запускаемые из штатных трубных торпедных аппаратов. Во-вторых, бомбомёты РБУ-6000, способные не только поражать бомбами субмарины, но и «перехватывать» угрожающие кораблю торпеды. Наконец, противолодочные задачи решает базирующийся на корабле вертолёт Ка-27.

А вот с главным противокорабельным оружием «Ястребам» не повезло. По замыслу, им должны были стать ракеты «Уран», разработанные на базе авиационных ПКР Х-35. Однако «Неустрашимый» их так и не получил. Второй фрегат – «Ярослав Мудрый» – оснастили пусковыми контейнерами вдоль бортов только в 2014 году.

На грот-мачте кораблей расположена антенна радара МР-755 с двумя фазированными решёткам. РЛС зенитного комплекса МР-352 использует антенну, установленную на фок-мачте. Сторожвики оснащены спутниковой навигацией и боевой информационно-управляющей системой «Трон».

Эксплуатация

В последние годы существования СССР в Калининграде заложили три корабля проекта – «Неустрашимый», «Неприступный» и «Туман». Достроить и сдать в эксплуатацию успели только «Неустрашимый». Постройка его «систершипов» фактически остановилась.

Только после некоторого улучшения экономической ситуации, в 2003 году, было решено достроить второй корабль, к этому времени сменивший названия.

«Традиционное» имя «Неприступный» зачем-то сменили на имя князя, никакого отношения к морским походам не имеющего. Достройка затянулась на несколько лет, и только в 2009 году (спустя 20 лет после закладки) «Ярослав Мудрый» встал в боевой строй.

«Туману» повезло меньше всех. Этим фрегатом пытались заинтересовать зарубежных покупателей, даже был подготовлен проект достройки по изменённому, «экспортному» проекту. Однако покупателей не нашлось. После достройки «Ярослава Мудрого» заниматься «Туманом» тоже не стали, заявив, что ещё один фрегат «не вписывается в стратегию развития» и потому попросту не нужен. Сообщалось, что в 2016 году корпус «Тумана» всё же решили утилизировать.

В 2008 году «Неустрашимый» получил долю мировой известности – его направили на патрулирование у берегов Сомали для защиты торговых судов от пиратов. Там он минимум трижды применял оружие, отбивая пиратские атаки. В 2010 и 2013 годах боевые дежурства в Аденском заливе продолжились. В настоящее время сторожевик находится на ремонте. В 2016 году бороться с пиратами отправился и «Ярослав Мудрый», но к этому времени их активность снизилась, и столь широкого освещения в СМИ этот поход не получил.

Технические характеристики

Аналогом фрегатов проекта 11540 можно считать американские корабли типа «Оливер Перри», хотя строиться они стали раньше.

Проект 11540 «Ястреб» FFG-7 Oliver H. Perry
Длина, м 129 135
Водоизмещение, т 4350 4200
Скорость хода, уз 30 29
Вооружение 100 мм АУ, ЗРК «Кинжал», ЗРАК «Кортик» , ПКР «Уран», РБУ-6000, РПК «Водопад» 76 мм АУ, 20 мм АУ, ЗРК «Стандарт», ПКР «Гарпун», 2 торпедных аппарата
Дальность плавания, миль 3500 5000
Экипаж 214 219

Американские фрегаты предназначались для обеспечения ПВО и ПЛО в дальних походах, для чего оснащались дальнобойными зенитными ракетами «Стандарт» и несли по два противолодочных вертолёта (вместо одного на «Ястребах»). Этим же объясняется и увеличенная, по сравнению с советскими и российскими кораблями дальность плавания.

В настоящее время американские фрегаты считаются устаревшими. Почти все корабли списаны или проданы.

Более 20 лет «Неустрашимый» бы единственным «Ястребом», находящимся в эксплуатации.

А к тому времени, как удалось достроить «Ярослав Мудрый», оказалось, что «11540» уже успел морально устареть.

Сейчас будущее российского флота связывают с новыми фрегатами – проекта 22350. За «Ястребами» осталась роль кораблей, которые помогли пережить «переходный период».

Сторожевые корабли типа «Неустрашимый» Сторожевые корабли типа «Неустрашимый» Постройка и служба

5 ед. Заказано

2 ед. Построено

1987—2009 гг. Годы постройки

1990—н. в. гг. Годы службы

ПСЗ «Янтарь», Калининград Место строительства

Общие данные Экипаж

210 чел. Общая численность

35 чел. Офицеры

34 чел. Мичманы

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 2х4 — ПУ ПКРК 3К24 «Уран»;
  • 6х1 — ПУ ПЛРК УРПК-6 «Водопад-НК»;
  • 4х1 — ПУ ЗРК «Кинжал»;
  • 2х8 — ПУ ЗРАК 3М87 «Кортик».

Артиллерийское вооружение

Минно-торпедное вооружение

  • 1х12 — 213-мм РБУ-6000 «Смерч-2»;
  • 16-20 мин заграждения.

Авиагруппа

  • 1 вертолёт Ка-27.

Радиотехническое вооружение

  • РЛС МР-750 «Фрегат-М2»;
  • НРЛС МР-212 «Вайгач»;
  • ГАК МГК-365 «Звезда-М1»;
  • РЭБ МП-405, ПК-16 (2 ПУ), ПК-10 «Смелый» (8 ПУ);
  • БИУС «Трон-11540».

Построенные корабли

  • «Неустрашимый» (1988),
  • «Неприступный» (1990, с 1995 — «Ярослав Мудрый»),
  • «Туман» (не достроен).

Сторожевые корабли проекта 11540 «Ястреб» — серия сторожевых кораблей ВМФ СССР и ВМФ РФ, по классификации НАТО — «фрегаты класса Neustrashimyy». Планировалось построить 5 единиц, но до раздела СССР лишь головной был достроен. После 20 лет отстоя в заводе был введён в строй и второй корабль серии. Оба корабля в настоящее время несут службу в составе ДКБФ. Третий — «Туман» — в недостроенном виде отстаивался сначала на верфи, потом на плаву в заводе, заказчика на него так и не нашлось; в 2016 году был объявлен тендер на утилизацию его корпуса.

Фрегаты (по изначальной классификации – сторожевые корабли 2 ранга) в российском флоте предназначены для осуществления поиска подводных лодок в составе разнородных поисково-ударных групп, обеспечения боевой устойчивости отрядов и групп кораблей и судов, в том числе конвоев. Кроме этого, фрегаты ВМФ, наряду с кораблями Федеральной пограничной службы, могут привлекаться для защиты биоресурсов и производственной деятельности в пределах экономической зоны и принадлежащего России континентального шельфа. В силу известных обстоятельств Россия после 1991 года переживает непрекращающийся кризис во всех сферах, включая военно-экономическую. В связи с этим при массовом выводе кораблей из боевого состава флота по техническому состоянию было почти полностью прекращено строительство и новых боевых единиц. Это привело к тому, что существующие количество фрегатов не обеспечивает решения даже самых насущных проблем. По своим оперативно-техническим качествам отечественные фрегаты на момент вступления в строй головных кораблей серий не уступали лучшим мировым образцам. Однако в настоящее время сроки постройки кораблей затягиваются настолько, что есть опасения, что они морально устареют за период строительства.

Именно такая судьба ожидала строящиеся на Прибалтийском судостроительном заводе сторожевые корабли проекта 11540. До 1991 года успели ввести в строй лишь головной «Неустрашимый», а два других корабля, уже доведённые до высокой степени готовности, были надолго законсервированы. Спустя более двух десятков лет ввели в строй и второй фрегат — «Ярослав Мудрый». Третий, «Туман», был в конце концов объявлен устаревшим ещё на стапеле и намечен к разделке на лом.

При соответствующем финансировании сохранившаяся к настоящему времени судостроительная промышленность России позволяет полностью обеспечить российский флот новыми фрегатами и строить их на экспорт. Подтверждают это строящиеся для ВМС Индии и ВМФ России фрегаты типов «Тальвар» и «Адмирал флота Советского Союза Горшков», при создании которых был использован опыт проектирования и службы сторожевых кораблей проекта 11540.

История создания

Предшественники

Общий вид СКР проекта 1135

Предшественниками сторожевых кораблей проекта 11540 являются СКР проекта 1135 и 1135М (шифр «Буревестник»). Очень удачные в целом, эти корабли были спроектированы ещё в 1960-е годы и, по меркам 1980-х годов, начали устаревать. В новом проекте, при сохранении примерно тех же размерений, требовалось предусмотреть постоянное базирование противолодочного вертолёта, более новые типы оружия и, в перспективе — ударное вооружение наряду с противолодочным. При проектировании нового сторожевого корабля оказался крайне полезен также опыт создания Северным ПКБ на базе корпуса СКР проекта 1135 пограничного сторожевого корабля проекта 11351 (ПСКР типа «Менжинский») по заказу КГБ СССР.

ПСКР проекта 11351 «Гетман Сагайдачный»

Прежде пограничным войскам КГБ недоставало подходящих кораблей для контроля обширных морских акваторий — в первую очередь, 200-мильной экономической зоны на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Именно для этих задач на базе уже освоенного промышленностью и флотом проекта 1135 в начале 1970-х годов разработали техпроект пограничного сторожевого корабля, получившего шифр 11351 «Нерей». Корпус, энергетическая установка, главные механизмы и оборудование корабля остались прежними по сравнению с базовым «Буревестником» проекта 1135. Главное противолодочное оружие — УРПК «Метель» — убрали, оставив, однако, реактивные бомбомёты и торпедные аппараты. В носовой части установили одну башню АК-100. За счет сэкономленного веса на корме удалось разместить взлётно-посадочную площадку и ангар для постоянного базирования вертолёта Ка-27ПС. Зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» остался только один, в носу. В кормовой части надстройки установили побортно по две автоматические 30-мм артустановки АК-630М. ГАС «Титан» и «Вега» заменили более простыми и компактными комплексами «Платина» и «Бронза», поскольку задачи поиска подводных лодок перед ПСКР не ставилось. Водоизмещение возросло на 300 т, но в итоге получился универсальный корабль со вполне сбалансированными характеристиками.

В дальнейшем подобную компоновку — с расположением вертолётной площадки и ангара в корме, а 100-мм артустановки АК-100 в носу полубачного корпуса — применили также при проектировании нового сторожевого корабля проекта 11540. Свой отпечаток на новый проект наложило также то, что его разрабатывало Зеленодольское ПКБ, до того занимавшееся малыми кораблями — такими, как МПК проекта 1124; опыт зеленодольских конструкторов позволил создать достаточно компактный и вместе с тем предельно насыщенный вооружением корабль.

Предпосылки к созданию

При всех достоинствах построенных массовыми сериями в 1960-е и 1970-е годы сторожевых кораблей и БПК 2 ранга, их вооружение и радиоэлектронное оборудование в 1980-е годы начало устаревать. Новые образцы вооружения и оборудования, хотя и устанавливались на уже построенные корабли при модернизациях, наиболее полно могли бы проявить свои возможности на специально спроектированных для них кораблях. Как правило, новые типы вооружения становились легче и компактнее, что позволило вместо чисто противолодочных или ракетных кораблей создать многофункциональные боевые единицы с универсальным вооружением. Базирование вертолёта на кораблях такого класса также превратилось из «роскоши» в насущную необходимость. Помимо новейших ракетных и артиллерийских комплексов, проектируемые сторожевые корабли должны были получить газотурбинные двигатели нового поколения — более мощные, долговечные и экономичные, чем на предшественниках. Большее, чем прежде, внимание предполагалось уделить снижению радиолокационной заметности нового сторожевого корабля.

Проектирование

В 1975-1977 годах в Зеленодольском ПКБ коллективом под руководством Главного конструктора Н. А. Яковлевского и при активном участии Главного наблюдающего ВМФ капитана 2 ранга В. Я. Корсукова был разработан технический проект газотурбинного противолодочного СКР проекта 1154 стандартным водоизмещением около 1600 тонн с ГАК «Звезда-1». После рассмотрения совместной комиссией ВМФ и МСП в ноябре 1977 года проект подвергся существенной корректировке. ВМФ посчитал необходимым ввести в состав вооружения корабля наиболее перспективные разработки, в результате проект 1154 обзавёлся 6 унифицированными однотрубными ПУ для стрельбы торпедами и ракето-торпедами «Водопад-НК», реактивным противолодочным комплексом (РПК) «Ливень», многоканальным ЗРК самообороны «Кинжал» и 76-мм одноорудийной автоматической артустановкой А-221.

СКР проекта 11540 «Неустрашимый»

Корректированный техпроект был выпущен в 1979 году. Вступление в строй головного корабля тогда планировалось на 1986 год. Полное водоизмещение достигло величины 2000 т. Газотурбинная ГЭУ, скомпонованная из маршевых и основных двигателей, состояла из четырёх ГТД М70, обеспечивавших скорость полного хода 30 узлов. Расчётная дальность плавания 14-узловым ходом равнялась 3000 миль. Особенностью архитектуры корабля являлся большой подкильный обтекатель антенны ГАС, водоизмещение которого составляло около 7% от водоизмещения всего корпуса.

При дальнейшем совершенствовании проекта, вооружении его зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами ближнего рубежа (ЗКБР) «Кортик» и обеспечении постоянного базирования противолодочного вертолёта Ка-27 размерения СКР неизбежно возросли. Помимо прочего, заменили недостаточно мощную против надводных кораблей 76-мм артустановку на 100-мм комплекс АК-100, а также отказались от неудачного бомбомётного комплекса «Ливень». Корабль стандартным водоизмещением в 3040 тонн по комплексу характеристик уже мог стать полноценной заменой для СКР проекта 1135. Проекту присвоили новый номер — 11540 и шифр «Ястреб».

Десятилетний план военного кораблестроения «Основные направления развития ВМФ СССР на XI-XII пятилетки», утвержденный постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 1135-345 от 14 января 1981 года, включал в себя также пункт о серийном строительстве СКР проекта 11540 «Ястреб».

В октябре 1981 года, согласно приказа ГК ВМФ, в связи с изменением состава вооружения (добавлен противокорабельный ракетный комплекс «Уран») водоизмещение проектируемого корабля было разрешено увеличить до 3,5 тысяч тонн. В следующем году Зеленодольское ПКБ представило на рассмотрение ВМФ технический проект 11540 сторожевого корабля 2 ранга «Ястреб». Главным конструктором корабля остался Н. А. Яковлевский, главным наблюдающим от ВМФ был назначен специалист 1-го ЦНИИ МО капитан 2 ранга О. К. Коробков.

В 1982 году, с учётом опыта англо-аргентинского конфликта, выполнили новые корректировки проекта — совместным решением ВМФ и МСП от 9 апреля. Усовершенствования включали в себя замену лёгких сплавов в конструкции надстроек на сталь, а также ряд усовершенствований в части радиоэлектронного вооружения.

В 1986 году на судостроительном заводе «Янтарь» приступили к подготовке строительства, а в марте 1987 года головной корабль торжественно заложили на стапеле.

Корабли нового проекта строились на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (город Калининград) — головном предприятии-строителе предшествующих СКР проекта 1135.

В СССР до 1991 года успели достроить только головной корабль — «Неустрашимый». Дальше начался всеобщий кризис. Калининградская область превратилась в отрезанный от России анклав, и снабжение завода сырьём, комплектующими и материалами стало баснословно дорогим. Многие контрагенты перешли в категорию «иностранцев». В условиях рыночной экономики Россия оказалась не в состоянии развивать военное судостроение, а у «Неустрашимого», как это часто случается с головными кораблями, выявились многочисленные проблемы, на решение которых катастрофически не хватало денег. Пытались найти выход, продав один из недостроенных «Ястребов» за границу, но потенциальные заказчики из Индии, Ирана и Китая не захотели брать на себя «головную боль» с недостаточно доведённым кораблём.

Постройку двух следующих кораблей серии в связи с прекращением финансирования пришлось приостановить при технической готовности соответственно 78% и 28%. Корпуса кораблей законсервировали и поставили на прикол у заводской стенки. Несмотря на попытки достроить один из кораблей по экспортному проекту 11541 «Корсар», интерес к нему потенциальные заказчики так и не проявили, поэтому дело ограничилось лишь проектом и некоторыми подвижками в постройке. Только в 2003 году было решено достраивать второй корпус по корректированному техпроекту для российского флота. Из-за низкого уровня финансирования корабль, получивший новое имя «Ярослав Мудрый», ввели в строй только в мае 2009 года.

Третий в серии сторожевик «Туман», названный в честь легендарного корабля-героя Великой Отечественной войны на Северном флоте, начали строить на «Янтаре» в 1990 году, но в конце 1993 года из-за прекращения финансирования работы были остановлены на стапеле. Предположительно, законсервированный корпус был спущен на воду в 2005 или 2006 году, чтобы освободить стапель, и с тех пор отстаивается в заводском бассейне.

Этапы строительства и ввода в строй кораблей проекта 11540 отображены в таблице ниже.

Модификации проекта

Второй в серии сторожевой корабль, «Ярослав Мудрый», ввиду корректировки проекта отличается от головного «Неустрашимого» наличием некоторых систем. В первую очередь — установкой противокорабельного комплекса «Уран» (на «Неустрашимом» этот ПКРК, предусмотренный техническим проектом, в реальности так и не установили) с управлением от РЛК «Дубрава». Также второй корабль получил более совершенные средства связи и систему космической навигации ГЛОНАСС. На нем провели целый ряд мероприятий, направленных на дальнейшее снижение уровней подводного шума, вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитных полей, усовершенствовали систему газовыхлопа. РЛС управления комплекса «Кортик» была установлена на более высоком постаменте для улучшения сектора обзора.

Общий вид СКР проекта 11540

Сторожевые корабли проекта 11540 представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней теплового, акустического, электромагнитного и вторичного радиолокационного полей.

Корпус

«Неустрашимый» в 2006 году. Хорошо видна характерная форма надстроек и крышки буксируемого устройства ГАС в корме

Корпус корабля полубачный, с удлинённым полубаком и характерным изломом верхней палубы в носовой части для улучшения условий стрельбы из универсальной 100-мм артустановки. Подводная часть корпуса оснащена бульбом, в котором размещена антенна гидроакустического комплекса. Водонепроницаемыми переборками корпус корабля разбит на 12 отсеков. И корпус, и надстройка полностью стальные, сконструированы с использованием технологий по снижению заметности; все соединения выполнены методом сварки.

Для снижения уровня отражённого радиосигнала конструкторы применили необычное решение: наружные грани надстройки, а также крышка буксируемого тела в корме получили гофроподобные изломы по внешней поверхности. Более традиционное решение, применяемое в военном кораблестроении СССР с 1960-х годов и к настоящему времени распространённое повсеместно, предусматривает отклонение внешних поверхностей надстроек от вертикали при сохранении ими плоской формы. Технологически традиционное решение проще, но полезный объём верхних ярусов надстроек это несколько сокращает. Вероятно, стремление разместить максимум оборудования и вооружения в минимальном объёме и подтолкнуло конструкторов проекта 11540 к необычному способу обеспечения малозаметности.

Специалисты 1-го ЦНИИ МО настойчиво рекомендовали для «Ястреба» комбинированную дизель-газотурбинную энергоустановку, как более экономичную. Однако реальные возможности отечественной промышленности, не изготовлявшей дизель-редукторных агрегатов подходящей мощности, не позволяли в этом случае выдержать плановый срок сдачи головного корабля. Поэтому в новом проекте сохранили ГТУ с маршевыми и основными газотурбинными двигателями, отработанную и усовершенствованную на СКР проектов 1135, 1135М и 11351.

Энергетическая установка двухвальная. Применительно к одной валолинии силовой агрегат состоит из одного маршевого М-70 и одного форсажного (основного) М-90 газотурбинных двигателей. Всего, таким образом, ГЭУ состоит из четырёх (двух маршевых и двух основных) ГТД общей мощностью 58000 л. с., работающих через редукторы на два винта фиксированного шага. ГЭУ позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. При необходимости любой из агрегатов способен вращать оба вала, что делает ГЭУ более живучей и придаёт большую гибкость при выборе экономического режима хода.

Дальность плавания при 18-узловой скорости составляет 3000 миль, а ходом 16 узлов корабль может преодолеть без дозаправки 3500 миль.

Электроэнергию кораблю обеспечивает пара газотурбогенераторов по 1250 кВт, один газотурбогенератор мощностью 600 кВт, а также два резервных дизель-генератора по 600 кВт каждый.

Экипаж и обитаемость

Корабли проекта снабжены успокоителями качки, а также скуловыми килями, способствующими улучшению мореходности, улучшению условий применения оружия и повышению комфортности для экипажа.

Стремление к максимальному насыщению не очень крупного корабля вооружением и оборудованием привело к уплотнению жилых помещений и бытовых устройств. Как следствие, по размещению личного состава на СКР проекта 11540 отмечали некоторое ухудшение по сравнению с аналогичными кораблями.

Автономность кораблей проекта 11540 по запасам провизии рассчитывается на 30 суток.

Главный ракетно-торпедный комплекс

Основу противолодочного вооружения корабля составляют ракето-торпеды комплекса «Водопад». Его модификация для надводных кораблей обозначается РПК-6М «Водопад-НК». Компактные ракето-торпеды этого комплекса унифицированы по габаритам с обычными 533-мм торпедами, поэтому могут заряжаться в стандартные торпедные аппараты. Шесть одинарных пусковых труб этого комплекса на СКР проекта 11540 расположили побортно внутри надстройки, жёстко (без возможности поворота) их закрепив под углом 18 градусов к диаметральной плоскости. Это решение позволило сэкономить габариты и вес относительно стандартных 2…5-трубных торпедных аппаратов; при использовании самонаводящихся боеприпасов предварительное наведение ТА на цель не является необходимостью.

Ракето-торпеда модели 83РН, подобно торпеде, выстреливается из аппарата сжатым воздухом и ныряет в воду. На определённой глубине включается ракетный двигатель, ракето-торпеда взлетает из-под воды и по воздуху доставляет боевую часть в район цели на расстояние до 60 км от корабля-носителя. Далее боевая часть отделяется, приводняется и начинает самостоятельное наведение на цель. В качестве боевой части применяется 400-мм малогабаритная самонаводящаяся торпеда УМГТ-1.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Стрельба 100-мм комплекса АК-100 с БПК проекта 1155

В носовой части корабля размещена артиллерийская установка универсального калибра АК-100. 100-мм автоматическая башенная установка обеспечивает скорострельность 60 выстрелов в минуту; радиолокационная система наведения МР-145 «Лев» и снаряды с радиовзрывателями позволяют поражать воздушные цели с высокой вероятностью. Установка АК-100 способна также поражать наземные или надводные цели на дистанции до 21,5 км.

Ближнюю противовоздушную оборону корабля обеспечивают два ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик». Этот комплекс был разработан для замены 30-мм шестиствольных установок АК-630. ЗРАК «Кортик» в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах обеспечивают полную автоматизацию боевого управления от обнаружения до уничтожения цели. Два боевых модуля ЗРАК «Кортик» расположены в кормовой части надстройки СКР, по сторонам от вертолётного ангара. Каждый боевой модуль имеет по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10000 выстрелов в минуту и два блока по 4 двухступенчатых ракеты 9М311 с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении находятся 32 такие ракеты в транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты унифицированы с сухопутным комплексом 2С6 «Тунгуска» и способны поражать противокорабельные ракеты, управляемые бомбы, самолёты и вертолёты противника. Система управления ЗРАК «Кортик» состоит из радиолокационного и телевизионного контура, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта. Весь процесс от поиска целей и до их уничтожения полностью автоматизирован. Дальность действия ракетной части комплекса — 1,5-8 км, дострел 30-мм автоматами ведётся на расстоянии 1500-50 м.

Зенитные и противокорабельные ракеты

Основным комплексом ПВО на сторожевых кораблях проекта 11540 является ЗРК «Кинжал» с ракетами вертикального старта. Не нуждаясь в наведении пусковой установки по горизонту и углу места, этот комплекс отличается малым временем реакции и компактностью. Одноступенчатые твёрдотопливные ракеты 9М330 этого ЗРК унифицированы с комплексом ПВО сухопутных войск «Тор-М1». Старт ракеты — вертикальный, под действием пороховой катапульты; двигатель ракеты запускается уже в воздухе. Перезарядка — автоматическая, с интервалом пуска 3 секунды. Дальность обнаружения цели в автоматическом режиме — 45 км, число одновременно обстреливаемых целей — 4, время реакции — 8 секунд. Четыре пусковых установки расположены в носовой части корабля позади 100-мм артиллерийской башни, боекомплект составляет 32 ракеты.

Ракета Х-35 противокорабельного комплекса «Уран»

Сторожевые корабли проекта 11540 также должны были стать одними из первых в ВМФ СССР носителей новейшего противокорабельного комплекса «Уран». Этот комплекс разрабатывался с начала 1980-х годов и был призван заполнить нишу между сравнительно лёгкими ракетами универсального комплекса «Шторм», которые по своему основному назначению являлись зенитными, и тяжёлыми ПКР комплексов «Термит», «Базальт» и других. Последние, разработанные преимущественно против гигантских авианосцев ВМС США, для борьбы с целями типа эсминец или фрегат являлись избыточно мощными и тяжёлыми. Разработка комплекса «Уран» с компактными ракетами Х-35 продолжалась до начала 1990-х годов, и по причине резкого сокращения оборонных расходов затянулась до 1997 года; официально же новый комплекс был принят на вооружение ВМФ России лишь в 2003 году. В результате многие корабли, в проекте которых при постройке или модернизации предусматривалось вооружение «Ураном», получили только рамы для монтажа транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) этого комплекса. Реально смонтировать ракеты «Урана» предполагалось лишь при будущих ремонтах и модернизациях. Именно так вышло и с головным СКР нового проекта «Неустрашимый»: ударных ракет на нём не появилось, по меньшей мере, до начала капремонта корабля в 2014 году. Штатное вооружение полностью получил только второй в серии «Ярослав Мудрый».

Дозвуковая ракета Х-35 с турбореактивным двигателем при массе в 620 кг доставляет 145-кг боевую часть на расстояние до 200 км; наведение ракеты инерциальное по заданным координатам, со включением активной радиолокационной головки самонаведения на конечном участке траектории. На СКР типа «Неустрашимый» в средней части корпуса побортно предусмотрено размещение двух пакетов по 4 ТПК, что составляет боекомплект в 8 ракет Х-35 комплекса «Уран».

Противолодочное и противоминное вооружение

Для противолодочной и противоторпедной обороны имеется реактивная бомбомётная установка РБУ-6000 «Смерч-2», установленная на полубаке. Бомбомёт применяется как средство поражения идущих на корабль торпед, а также как резервное оружие против подводных лодок. Установка имеет боезапас в 60 бомб с максимальной дальностью стрельбы 6 километров.

Авиационное вооружение

В ангаре размещается вертолёт Ка-27 — в зависимости от текущих задач, на борт СКР может быть принята противолодочная или поисково-спасательная версия этой машины. Для обеспечения полётов корабль располагает необходимыми запасами топлива и боеприпасов, а также радионавигационной системой посадки. Справа от ангара смонтирована остеклённая рубка стартового командного пункта, с которого руководят взлётами и посадками вертолёта на взлётно-посадочную площадку корабля.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

«Неустрашимый» в море, 23 июня 2002 года. Хорошо видно расположение антенных постов на мачтах и надстройке

Основной радиолокационной станцией «Ястребов» является РЛС обнаружения и целеуказания МР-750 «Фрегат-М2» (на втором корабле серии заменённая более новой МР-755 «Фрегат-МА»). Вращающаяся антенна этой обзорной РЛС с двумя плоскими ФАР смонтирована на грот-мачте. На фок-мачте находится антенный пост РЛС обнаружения и целеуказания МР-352 «Позитив» из состава ЗРК «Кинжал».

Для обнаружения и сопровождения подводных целей на корабли проекта установлен гидроакустический комплекс «Звезда-М1» с антенной в носовом бульбе. Наведение бомбомёта РБУ-6000 на подводные цели выполняется системой управления огнём комплекса противолодочной обороны «Онега-11540».

Наведение 100-мм артустановки осуществляется с помощью РЛС МР-145 системы управления огнём «Лев-145».

Для навигации служит РЛС МР-212 «Вайгач» и комплекс «Бейсур».

Корабли оснащены специализированной боевой информационно-управляющей системой «Трон-11540».

Для ведения радиоэлектронной борьбы в проекте предусмотрена система РЭБ типа МП-405, вместо которой на «Ярославе Мудром» установили систему ТК-25. Корабельные средства постановки пассивных помех тепловым и радиолокационным головкам самонаведения ракет состоят из восьми десятитрубных 120-мм пусковых установок КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый» и двух 82-мм установок КЛ-101 комплекса ПК-16; при необходимости эти установки выстреливают реактивные снаряды с дипольными отражателями и ложными тепловыми целями.

Средства связи включают в себя автоматизированный комплекс связи Р-782 «Буран», а на «Ярославе Мудром» дополнительно установлен комплекс спутниковой связи Р-768 «Центавр».

  • СКР типа «Бдительный» проекта 1135
  • СКР типа «Резвый» проекта 1135М
  • Фрегаты типа «Тальвар» проекта 11356
  • Фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350
  • СКР «Неустрашимый» проекта 11540
  • СКР «Ярослав Мудрый» проекта 11540
  1. Данные о суммарной мощности энергоустановки СКР проекта 1155 разнятся от источника к источнику — например, справочник Бережного описывает её как 2 маршевых двигателя по 20000 л. с. и 2 форсажных/основных по 37000 л. с. (всего 2*20000+2*37000=114000 лошадиных сил, что для небольшого сторожевика необычайно много). Более реалистичное значение в 58000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича; согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») — суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М27 складывается из основного двигателя ДО90 в 19500 л. с. и маршевого ГТД ДС71 в 9500 л. с., что даёт 29000 л. с. на один агрегат и 58000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. Комплекс «Уран», изначально предусмотренный техническим проектом 11540, фактически был установлен только на втором корабле серии.
  3. В англоязычных источниках подобная схема ГЭУ обозначается сокращением COGAG (от англ. «COmbined Gas And Gas»).
  4. Согласно другим данным, общая техническая готовность третьего корабля составляла 47%.
  5. В англоязычных источниках подобная схема комбинированной ГЭУ обозначается сокращением CODOG (от англ. «COmbined Diesel Or Gas»)
  6. В частности, недостатки обитаемости «Неустрашимого» отмечал его командир Н. Г. Авраамов — даже при том, что проект корабля в целом он оценивает положительно.
  7. РПК «Водопад» применяется также на подводных лодках.
  • Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544 с. — ISBN 966-7726-69-X
  • История создания СКР типа «Неустрашимый»
  • Воспоминания о службе Н. Г. Авраамова, командира «Неустрашимого»
  • Страница «Википедии», посвящённая СКР типа «Неустрашимый»
  • Фотографии СКР «Неустрашимый» на navsource.narod.ru
  • Фотографии СКР «Ярослав Мудрый» на navsource.narod.ru
  • Фотографии СКР «Туман» на navsource.narod.ru
  • Сторожевой Корабль «Неустрашимый»

  • Вертолётная площадка СКР «Неустрашимый»

  • СКР «Неустрашимый» в море

  • СКР «Неустрашимый» на циркуляции

  • СКР «Неустрашимый» на международных учениях «Балтопс-2008», 11 июня 2008 года

  • СКР «Ярослав Мудрый» в базе, 28 июня 2011 года

  • СКР «Ярослав Мудрый» в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 31 июля 2011 года

  • Общий вид СКР проекта 11540