Степени боевой готовности НАТО

Руководство НАТО считает целесообразным привлекать в составе МНОС к проведению таких операций не только страны НАТО, но и силы (ВМС) других дружественных и невраждебных блоку государств. В первую очередь это реализуется через программу НАТО «Партнерство ради мира».

При отработке этой концепции в ходе оперативной и боевой подготовки, повседневной деятельности ОВМС НАТО и национальных флотов стран — участниц блока НАТО и программы «Партнерство ради мира» наибольшее внимание уделяется повышению уровня совместимости и взаимозаменяемости национальных компонентов многонациональных формирований НАТО и их партнеров.

Основное внимание при этом уделяется эффективному взаимодействию в мирное время, что должно позволить предотвратить развитие той или иной кризисной ситуации либо оперативно принять необходимые меры для ее урегулирования. В соответствии с этим положением возросло количество проводимых совместно со странами — не членами НАТО мероприятий оперативной и боевой подготовки на всех театрах. Наиболее характерно это проявляется в районах Персидского залива, Балтийского, Средиземного и Черного морей и Юго-Восточной Азии.

11. СИСТЕМА ТРЕВОГ (БОЕВЫХ ГОТОВНОСТЕЙ) ВС США

В ВС США разработана единая система боевых готовностей для обеспечения перевода ВС с мирного на военное положение, в зависимости от степени напряженности международной обстановки угрозы возникновения войны. Она включает пять степеней. Перевод ВС США в различные степени боевой готовности выполняется по решению национального военного руководства президента, министра обороны. Реализация чрезвычайных планов может быть начата для ускорения развертывания ВМС решением главнокомандующего объединенным командованием ВС США в зоне.

Боевая готовность (БГ) № 5 соответствует повседневной (постоянной) степени боевой готовности сил в условиях мирного времени.

БГ № 4 является низшей степенью готовности сил, вводимой для перевода ВС с мирного на военное положение.

БГ № 3 считается «предупредительным» видом тревоги и вводится в условиях повышения напряженности военно-политической обстановки в мире или в отдельном регионе.

БГ № 2 предназначена для применения в условиях возникновения чрезвычайной обстановки, чреватой угрозой войны.

БГ № 1 вводится в условиях непосредственной угрозы начала войны или когда война неизбежна.

Перевод ВС США с мирного на военное положение может осуществляться как последовательно, так и введением любой нужной степени бг в зависимости от обстановки.

12. СИСТЕМА ТРЕВОГ (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ) НАТО

С 1995 года в ОВС НАТО введена в действие новая система тревог, которая получила название «Система предупреждений НАТО».

Структурно она состоит из трех самостоятельных и в то же время взаимодополняющих состояний:

— меры предосторожности;

— упреждение угрозы;

— отражение агрессии.

Система тревог блока разработана в рамках реформы ОВС блока с учетом развития военно-стратегической обстановки в Европе. Ее принятие говорит о стремлении руководства альянса создать гибкий механизм приведения сил (войск) блока в повышенные степени боевой готовности, обеспечивающий широкий диапазон реагирования на различные виды угроз от широкомасштабной агрессии до локального конфликта при одновременном усилении политического контроля за деятельностью военных структур альянса.

Основные принципы системы предупреждений (тревог) НАТО:

1. Руководство НАТО приняло решение значительно упростить существовавшую ранее систему тревог путем сокращения состояний боевой готовности.

2. Существенно расширить возможности руководства НАТО по выбору вариантов приведения ОВС в готовность к задействованию (от полномасштабной подготовки всей группировки ОВС к всеобщей войне до развертывания отдельных оперативных соединений ОВМС или группировки ОВВС и ОСВ для урегулирования кризисных ситуаций).

3. Мероприятия, ранее относившиеся к «Военной настороженности», «Простой» и «Повышенной» тревогам, сведены в состояние «Меры предосторожности», мероприятия военной системы тревог включены в «Учреждение тревоги», а «Отражение агрессии» соответствует прежней «Всеобщей тревоге» (началу военных действий).

13. ВОЗМОЖНЫЙ ХАРАКТЕР ЛОКАЛЬНОЙ ИЛИ КРУПНОМАСШТАБНОЙ ВОЙНЫ ПРОТИВ РОССИИ И СНГ

1) Взгляды на применение ВМС и ВВС США, ОВМС и ОВВС НАТО в Северо-западном стратегическом направлении (СН) и в прилегающих акваториях морей в случае вооруженного конфликта.

Вероятный общий замысел созданной в случае конфликта группировок ВС США и ОВС НАТО может предусматривать сосредоточение основных усилий на трех главных направлениях — воздушно-наступательной, противолодочной и воздушно-морской операции с целью:

— максимального ослабления МСЯС СФ путем поиска РПКСН в Баренцевом море и прилегающих районах Арктики до начала военных действий, установления за ними слежения в угрожаемый период и уничтожения с началом военных действий силами пла и самолет бпа в ходе противолодочной операции;

— нанесения поражения силам флота в море, базах и на аэродромах, силами приморской группировки войск, нарушения систем ПВО, управления и связи, боевого, тылового и технического обеспечения путем проведения воздушно-наступательной (средствами воздушного нападения) авиацией, крмб «Томагавк» и крвб и воздушно-морской (удаленными противолодочными силами, а также авиацией) операций;

— создание благоприятных условий для действий сухопутных войск на Кольском направлении.

Другими направлениями усилий ОВС НАТО будут являться боевые действия по отражению ударов мра сф и да, пла с крбд, по нарушению воинских и экономических перевозок России по Северному морскому пути в Белом море, а также по защите своих морских коммуникаций в Норвежском море.

В дальнейшем, используя результаты первых операций, проведение наземной наступательной операции созданной группировкой СВ при поддержке оперативно-тактического десанта в составе двух бригад МП авиации овладеть пунктами базирования флота и частью Кольского промышленного района.

Замыслом боевого применения ударного флота и ОВМС НАТО будет участие частью сил в первой и последующих воздушных наступательных операциях, завоевание господства в море и в воздухе в Норвежском и западной части Баренцева моря, блокада сил СФ в Баренцевом море с последующим максимальным ослаблением МСЯС, разгромом созданных ударных и противолодочных группировок СФ, а также содействие приморской группировке СВ путем проведения воздушных и морских десантных операций.

2) Взгляды на применение ВМС и ВВС США, ОВМС и ОВВС НАТО и их союзников на Юго-Западном стратегическом направлении (СН) и восточной части Средиземного моря в случае вооруженного конфликта.

Вероятный общий замысел созданной в случае конфликта группировки ВС США, ОВС НАТО и их союзников может предусматривать сосредоточение основных усилий на завоевании господства в Черном море и создании благоприятных условий для действий группировок войск (сил) на Кавказском направлении путем:

— проведения первой и последующих воздушных наступательных операций и систематических боевых действий силами созданной группировки средств воздушного нападения (авиации, крмб «Томагавк», крвб) с целью поражения объектов систем ПВО, управления и связи, боевого, тылового и технического обеспечения ЧФ;

— боевых действий по уничтожению ударных сил ЧФ в Черном море, в базах и на аэродромах силами авиации, корабельных и ракетно-катерных ударных групп и недопущение их действий по срыву морских коммуникаций в южной части Черного моря.

Другими направлениями усилий будут являться:

— боевые действия по нарушению морских коммуникаций России в северной и восточной частях Черного моря, в том числе путем скрытного проведения минных постановок с пл на подходах к пунктам базирования и на морских коммуникациях;

— боевые действия по защите своих морских коммуникаций в южной и восточной частях Черного моря с целью бесперебойного снабжения группировок войск на приморском направлении.

США приводят НАТО в боевую готовность

Накануне саммита G7 в Германии, на котором должна быть окончательно определена судьба антироссийских санкций, США продолжают оказывать информационное давление на участников группы.
В немецком Штутгарте прошла конференция с участием американских послов в странах ЕС и командующих американскими военными подразделениями по всему миру, на которой выступил глава Пентагона Эштон Картер. Как и следовало ожидать, речь министра обороны США имела ярко выраженную мобилизационную и антироссийскую направленность.
По его словам, экономические санкции против России оправдывают своё существование, оказывая влияние на политику Москвы в отношении Украины. Однако они не могут гарантированно «удержать Владимира Путина от политики, которая была продемонстрирована в Крыму в прошлом году».
Второй американский силовик (после президента — главнокомандующего) призвал страны НАТО разработать комплексный ответ на украинский кризис. То есть, меры по сдерживанию нарастающей «угрозы с Востока», по его мнению, должны иметь не только политический, но и военный характер. На итоговой пресс-конференции глава Пентагона признал, что в ходе мероприятия обсуждались действия, которые американские военные могли бы предпринять для урегулирования кризиса на Украине. В частности, упоминался запуск программ обучения военных в еще нескольких европейских странах.
Кроме того, глава Минобороны США заявил, что страны НАТО должны активнее обмениваться разведданными и проводить военные учения в Европе для противостояния России. Указав в очередной раз на призрак российской агрессии, которого в течение почти целого года США «водят» по Европе, Эштон Картер призвал членов Альянса теснее сплотиться перед лицом потенциальной военной опасности.
Надо сказать, что наращивание американского военного присутствия на континенте происходит настолько стремительно, что больше напоминает стягивание сил к театру военных действий. Достаточно сказать, что в эти дни НАТО непринужденно «поигрывает мускулами» в районе Балтийского моря. В совместных учениях «Baltops-2015» и «Saber Strick-2015», которые проходят в непосредственной близости от западных границ России, принимают участие самолеты и 330 военнослужащих ВВС США.
В свою очередь, на авиабазу «Фэрфорд» в Великобритании прибыли три стратегических бомбардировщика ВВС США В-52. Как пояснило стратегическое командование ВС США, самолеты в ходе серии учений «продемонстрируют способность США проецировать свои гибкие возможности по нанесению дальних глобальных ударов».
На фоне беспрецедентной активности НАТО у российских границ и заявления министра обороны США о том, что в Пентагоне обеспокоены «тем, что может произойти» (вследствие обострения ситуации под Марьинкой), призыв Эштона Картера к членам Альянса предпринять новые шаги в связи с конфликтом в Украине прозвучал как объявление полной боевой готовности к силовому противостоянию с Россией.
Выступление главы Пентагона в Штутгарте продолжает линию руководства США по оказанию давления как на Россию, так и на лидеров европейских стран, утверждает директор РИСИ, генерал-лейтенант Службы внешней разведки в отставке Леонид Решетников.
– С тем, чтобы принудить обе стороны к «более эффективным», как считают американцы, шагам по урегулированию украинского кризиса. Что касается европейцев, то США подталкивают их к наращиванию комплексного давления на РФ: в политической, экономической и военной сферах. Ставится цель заставить Европу принимать более жесткие решения.
«СП»: – Какие, например?
– В частности, активно заняться приднестровским вопросом, усилить блокаду Крыма, увеличить масштабы присутствия на Украине военных из стран НАТО.
«СП»: – О каком формате присутствия идёт речь: в виде миротворческого контингента или непосредственно натовских военнослужащих?
– Порошенко подписал указ, допускающий на территорию Украины иностранных военных. Если говорить о размещении здесь миротворческого контингента, то такое решение может быть принято только с санкции ООН. Российские власти признали легитимность Порошенко как главы государства. Теперь он может подписать любой договор с США. Как это в своё время сделали румыны, поляки, болгары. То есть на Украине в любой момент могут появиться американские базы или базы НАТО.
«СП»: – Разве условием для такого сценария не выступает членство в Альянсе?
– Отнюдь. В конце концов, Киев может взаимодействовать с НАТО по образцу Грузии времен правления Саакашвили.
Что касается давления на европейцев, то оно связано с тем, что лидеры Германии, Италии, Венгрии и ряда других стран сопротивляются попыткам США натравить ЕС на Россию. Они ищут возможности для диалога, а не для силовых методов.
«СП»: – Есть мнение, что конфронтационная риторика Пентагона это проявление военного лобби, которое под предлогом «угрозы с Востока» банально добивается увеличения финансирования программ НАТО (в том числе со стороны европейцев) и присутствия американских ВС на европейском континенте.
– Мы слышим нечто похожее уже на протяжении двадцати, если не больше лет. За это время НАТО активно расширялось, участвовало в военных операциях. Успокаивать себя тем, что Россия им «не по зубам», не стоит. На днях стало известно о том, что власти США рассматривают возможность размещения в Европе и Азии ракет наземного базирования, направленных на стратегический потенциал РФ.
Весь тренд последних десятилетий, несмотря не редкие моменты «разрядки» в отношениях, показывает, что натовское руководство занимается последовательным окружением России по всему периметру её границ. Я лично считаю, что на большую войну с Россией США в ближайшие годы не решатся. Зато возможны варианты малой войны, «гибридные» конфликты. Доказательством чего выступает совершенный США и их натовскими союзниками госпереворот на Украине. После чего они полностью встали на сторону режима, начавшего уничтожать население Донбасса. Надо быть крайне наивным человеком, чтобы думать, будто Порошенко и его команда действуют самостоятельно. Очевидно, т.н. «АТО» проводится при активном участии специалистов из Пентагона, ЦРУ, ФБР. Это делается американцами, они полностью ведут эту военную кампанию, правда, руками «свидомых» украинцев. Но «мозговой центр», где принимаются решения, находится в Америке.
«СП»: – Прикрываясь «страшилкой» о возможной агрессии со стороны России, американцы берут своих европейских партнеров в натовские «ежовые рукавицы»?
– Конечно. Не случайно, в Штутгарте обсуждались запуск масштабной программы по обучению европейских военных американскими инструкторами, а также активизация программы совместных военных учений во всех форматах. Включая отработку координации и взаимодействия в сфере использования ядерного оружия.
В общем, идёт наращивание сил и мобилизация своих союзников-марионеток. Фактически это военная оккупация Европы под «благовидным» предлогом. Это попытка (и довольно успешная) поставить под контроль огромные территории. США достигают этой цели политическими, экономическими и военными средствами.
«СП»: – Что могут предпринять американцы в случае активизации боевых действий в Донбассе? Эштон Картер известен как сторонник поставок летальных вооружений на Украину.
– Оно и так туда поступает без лишнего шума.
«СП»: – Речь идет о натовской технике или советском вооружении из стран, которые некогда входили в Варшавский блок?
– Это и советское оружие, и в меньшем количестве, собственно, американское и западноевропейское. Не надо забывать, что в Минобороны Украины, в Службе внешней разведки, в СБУ и Пограничных войсках сидят американские советники. Они оказались там ещё до свержения Януковича, это сотни людей, которые представляют реальное руководство всей операцией – без них на Украине ничего не делается.
Самый яркий пример — это Наливайченко, глава СБУ, а по совместительству агент ЦРУ в силовых структурах Украины. Думаю, штатных американских военных в качестве боевых единиц на Украине пока нет. Точнее, они едва ли напрямую задействованы в ходе так называемой «АТО». Но в случае обострения ситуации, они могут появиться под видом служащих ЧВК. Кто докажет, что это представители регулярной армии США?
«СП»:– Как может ответить Россия на военные угрозы, «номенклатура» которых всё время увеличивается?
– Ответ должен быть адекватным и симметричным. Надо действовать так же как американцы. Они поставляют оружие, мы поставляем, ваши советники сидят в Киеве, значит, наши помогут выстраивать оборону ДНР и ЛНР, США отправляет спецназ, то же самое делаем мы.
Ни СССР, ни Россия никогда не переставали быть экономическим и геополитическим соперником для США, отмечает военный эксперт Владимир Щербаков.
– В этом плане агрессивная риторика западных политиков и командования НАТО вполне укладывается в эту парадигму восприятия России как врага. Американцы не сейчас создают жупел «российской угрозы» – это пропагандистский продукт ещё времен «холодной войны». Просто сегодня они актуализируют его для решения конкретных задач на Украине и в Европе.
После развала СССР их базовая стратегическая линия приобрела более мягкий характер. Хотя в 1990-х годах США могли при помощи наши внутренних «доброхотов» (проще говоря, «пятой колонны») предпринять усилия, чтобы окончательно развалить Россию.
«СП»:– Почему они не пошли на это?
– Пока Россия была слаба, её развал не был в интересах США. Им не нужен был полноценный хаос на постсоветском пространстве.
«СП»: – Теория «управляемого хаоса» — это выдумка?
– Это преувеличение.
«СП»: – Чем же тогда американцы занимаются на Ближнем Востоке, в Ираке, Сирии, Афганистане, Ливии, бывшей Югославии?
– В Югославии было много внутренних противоречий, которыми воспользовались внешние силы. Возвращаясь к отношениям западного блока с Россией, сейчас они переходят в более острую фазу.
«СП»: – Эштон Картер призвал Европу к «новым шагам» по сдерживанию России. О чём может идти речь?
– В первую очередь, о поставках тяжелых вооружений на Украину. Причем в массовом порядке. То есть, не по 10-20 единиц техники (гаубиц, например), а тысячами. Ещё один шаг — это допуск миротворцев на территорию Украины, поскольку Рада приняла (а Порошенко подписал) соответствующий закон.
«СП»: – Но для этого необходимо одобрение Совбеза ООН, что невозможно, учитывая право вето, которым обладает Россия.
– В качестве альтернативы возможна полицейская миссия ЕС.
«СП»:– Насколько это будет легитимно?
– Полицейские силы могут быть не вооружены. Наподобие военных наблюдателей ООН.
«СП»:– Едва ли такой вариант заинтересует киевских силовиков, которым, скорее, нужен аналог полицейской миссии ЕС в Косово (EULEX), которая довела до конца «работу» (по вытеснению сербов из края), недоделанную албанскими боевиками.
– Для этого тоже нужно положительное решение Совбеза ООН. Полагаю, что США постараются обойти формальности. Например, выйдут с этой инициативой на Генеральную Ассамблею ООН, чтобы продавить её большинством голосов.
«СП»: – У Генассамблеи разве есть полномочия по таким вопросам?
– Прецедент был создан во время войны в Корее в начале 1950 гг., когда на её территорию были введены миротворческие войска, представляющие страны Запада, несмотря на то, что СССР был против. Значит, американцы нашли всё-таки лазейку.
«СП»:– Это произошло, скорее, из-за оплошности советской дипломатии – СССР бойкотировал решающее заседание…
– Согласен, провести выгодное Киеву решение через ООН будет трудно. Другое дело, если главный международный орган по поддержанию мира с подачи США и их союзников сочтёт Россию «страной-агрессором». Не случайно это клише так активно внедряется в общественное мнение западной пропагандой. Тогда наш голос в Совбезе (хотя это будет нарушением Устава ООН) будет проигнорирован. А остальные его члены примут решение помочь Украине.
Надо отдавать себе отчёт в том, что Китай, которого мы считаем своим союзником, скорее всего, воздержится от участия в голосовании.
«СП»:– Власти США рассматривают возможность размещения в странах Европы и Азии ракет наземного базирования. Это один из тех «новых шагов», о которых говорит глава Пентагона?
– В этом плане ситуация неоднозначная. По большому счёту, никто не знает, на кого какие ракеты нацелены. Другое дело, если американцы разместят в Восточной Европе ракеты наземного базирования с дальностью полёта более 500 км., то они, автоматически нарушат договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности).
«СП»: – Пентагон утверждает, что Россия его уже нарушила, указывая в этой связи на наши «Искандеры».
– Дело в том, что у нас есть «умные» люди с официальным статусом, которые на всех углах кричат о том, что ракеты комплекса «Искандер» могут быть модифицированы за короткое время. Чтобы преодолевать не 500, а уже 1000 км. В таком случае они действительно подпадают под запрет по договору РСМД. Американцы, естественно, цепляются за такие высказывания, потому что наши «спикеры» считаются официальными лицами. Но доказать нарушение договора с нашей стороны США не могут.
Если же американцы разместят ракеты, тогда указанный договор автоматически прекратит своё действие. И тогда мы сможем наращивать «дальнобойность» «Искандеров» или создавать новые комплексы.
«СП»: – А если Пентагон уговорит европейских сателлитов США пойти на размещение ракет с дальностью полёта до 500 км.?
– Всё будет зависеть от их оснащения. Если это будут не обычные боезаряды, а ядерные боеголовки, это станет концом для договора СНВ-3. Поскольку в нём записано, что нельзя выносить национальные ядерные боеприпасы за пределы США или России (за исключением морской и воздушной составляющих ядерной «триады»).
«СП»: – А как определить наличие ядерной «начинки»?
– Просто есть ракетные системы, которые физически не могут нести ядерную боевую часть, а есть, которые могут. У американцев есть системы, которые представляют собой нечто среднее между нашим «Искандером» и РСЗО «Смерч». Это, конечно, не совсем РСЗО, скорее, тактическая ракета.
После заключения договора РСМД США стали делать акцент на морские и воздушные средства доставки. Даже если у них остались ракеты наземного базирования, Пентагон об этом особо не распространяется. Хотя в этом контексте можно вспомнить проект «Томагавка» наземного базирования. Вашингтон отказался от него, но благодаря этому провернул удачную переговорную сделку. В результате которой Горбачев дал отмашку «пустить под нож» сразу несколько советских комплексов – оперативно-тактический ракетный комплекс «Ока» и железнодорожные ракетные поезда.
Есть вариант, что Пентагон разместит в Восточной Европе средства ПРО, созданные на базе баллистических ракет. Но они могут быть оснащены ядерной боеголовкой и применены по наземным целям.
Если американцы нарушат существующие договора, то нам ответить нечем. В том плане, что наши стратегические ядерные силы и так обеспечивают нанесение ответного удара. Пододвигать к границе на 200 км. «Тополь-М» бессмысленно, потому что он и так долетит до цели.
Преимущество США в том, что у них есть союзники в Европе. Поэтому они могут разместить свои ракеты поближе к нашим границам. У РФ такой возможности нет (кроме Калининградской области). Та же Белоруссия, руководство которой сейчас заигрывает с Западом, едва ли позволит разместить у себя наши ракеты в качестве наступательного вооружения. В отличие от средств ПВО, которые обеспечивают защиту самой республике. Адекватный ответ со стороны Москвы будет состоять в том, чтобы популярно объяснять гражданам Польши, Чехии или Румынии, что размещенные в этих странах американские ракеты в случае войны станут мишенью для наших стратегически сил.
«СП»: – Насколько велика в такой ситуации вероятность перехода конфликта между РФ и Западом в открытую фазу с использованием «последнего аргумента» в виде ЯО?
– Путин в интервью итальянскому изданию Corriere della Sera заявил, что «только нездоровый человек, и то во сне, может себе представить, что Россия вдруг нападёт на НАТО».
«СП»: – А, наоборот?
– На Западе тоже нет сумасшедших. Потому что война с Россией неизбежно перерастёт в обмен ядерными ударами. Сначала тактическими. А потом в дело вступят стратегические силы, если чьи-то потери будут слишком велики. Так что риторика главы Пентагона имеет чисто мобилизационный характер – мотивировать европейцев финансово вложиться в общий натовский проект, расширить американский контингент в Европе, наладить взаимодействие, плотнее взять в силовые «тиски» Россию.
Впрочем, на мой взгляд, среди восточноевропейских членов Альянса никого уговаривать и не надо – они сами «бегут впереди паровоза». Весь этот антироссийский милитаристский пафос больше обращен к таким «тяжеловесам» как Германия, Франция, может быть, Италия.
Василий Ваньков
В Восточной Европе начались масштабные учения НАТО

В Восточной Европе начались масштабные учения НАТО под названием «Союзнический щит», передает канал «Россия 24». В них принимают участие свыше 15 тысяч военных из 19 государств альянса. Мероприятия состоят из нескольких серий: крупнейшей станет фаза военно-морских маневров. Она пройдет в Польше и Прибалтике. В ближайшее время туда будут переброшены три стратегических бомбардировщика Б-52 ВВС Соединенных Штатов. Руководить учениями, которые продлятся до конца июня, будет американское командование.
Шестого июня в Средиземном море стартовали первые в истории российско-египетские морские учения «Мост дружбы-2015». Учения продлятся до 14 июня. Российские и египетские боевые корабли отработают организацию всех видов защиты и обороны в море и проведение учебных стрельб. Береговой штаб руководства учениями, состоящий из 16 человек (по 8 человек от каждой стороны) будет располагаться в Объединенном центре управления ВМС Египта в Александрии, походный штаб учений будет дислоцироваться на борту крейсера «Москва», который определен флагманским кораблем.

ОБЪЕДИНЁННЫЕ ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ НАТО (ОВС НАТО)

ОБЪЕДИНЁННЫЕ ВООРУЖЁННЫЕ СИ́ЛЫ НАТО (ОВС НАТО) — часть воо­руженных сил го­су­дарств, вхо­дя­щих в во­енную ор­га­ни­за­цию во­енно-по­ли­тического сою­за — Ор­га­ни­за­цию Се­ве­ро­ат­лан­ти­че­ско­го до­го­во­ра.

Ре­ше­ние о фор­ми­ро­ва­нии во­енных струк­тур НАТО бы­ло при­ня­то в 1950 году в Лон­до­не. В декабре 1950 года соз­да­но Вер­хов­ное Глав­но­ко­ман­до­ва­ние ОВС НАТО в Ев­ро­пе (Па­риж, Фран­ция), в апреле 1952 года — Вер­хов­ное Глав­но­ко­ман­до­ва­ние ОВС НАТО на Ат­лан­ти­ке (Нор­фолк, США). ОВС НАТО бы­ли на­це­ле­ны про­тив СССР и восточно-ев­ропейских стран, объ­е­ди­нив­ших­ся в Ор­га­ни­за­цию Вар­шав­ско­го До­го­во­ра (ОВД). С окон­ча­ни­ем «хо­лод­ной вой­ны» и рас­па­дом ОВД бы­ла при­ня­та Стра­те­гическая кон­цеп­ция Се­ве­ро­ат­лан­тического сою­за (1991, 1999, 2010) и Все­объ­ем­лю­щая по­ли­тическая ди­рек­ти­ва (2006). ОВС НАТО ори­ен­ти­ру­ют­ся на ве­де­ние во­енных дей­ст­вий лю­бо­го мас­шта­ба, а так­же на про­ве­де­ние ми­ро­творческих опе­ра­ций различного ха­рак­те­ра, в том числе за пре­де­ла­ми зо­ны от­вет­ст­вен­но­сти НАТО, на ре­ше­ние за­дач пре­ду­пре­ж­де­ния и/или ли­к­ви­да­ции ис­точ­ни­ков уг­роз, свя­зан­ных с тер­ро­риз­мом и рас­про­стра­не­ни­ем ОМП. Пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся так­же соз­да­ние груп­пи­ро­вок войск и сил ОВС НАТО, спо­соб­ных про­ти­во­сто­ять все­му «спек­тру су­ще­ст­вую­щих и воз­мож­ных уг­роз сво­ей безо­пас­но­сти», вклю­чая про­ве­де­ние опе­ра­ций по уре­гу­ли­ро­ва­нию и пре­дот­вра­ще­нию кри­зи­сов, по­сткон­фликт­но­му вос­ста­нов­ле­нию и под­дер­жа­нию ми­ра.

Струк­ту­ра ор­га­нов во­енного управ­ле­ния ОВС НАТО име­ет 3 уров­ня: 1) стра­те­ги­че­ский ; 2) опе­ра­тив­но-стра­те­ги­че­ский ; 3) опе­ра­тив­ный .

ОВС НАТО вклю­ча­ют вой­ска (си­лы) го­су­дарств — чле­нов НАТО: пе­ре­дан­ные в под­чи­не­ние во­ен. ко­ман­до­ва­ния НАТО в мир­ное вре­мя ; вы­де­лен­ные для пе­ре­да­чи в опе­ра­тивное под­чи­не­ние во­енного ко­ман­до­ва­ния НАТО с ус­та­нов­лен­ной сте­пе­нью бое­вой го­тов­но­сти при пе­ре­во­де ОВС с мир­но­го на во­енное по­ло­же­ние или в других осо­бых слу­ча­ях ; пред­на­зна­чен­ные для пе­ре­да­чи в опе­ра­тив­ное под­чи­не­ние во­енного ко­ман­до­ва­ния НАТО в хо­де мо­би­ли­зационного раз­вёр­ты­ва­ния (ре­гу­ляр­ные и ре­зерв­ные со­еди­не­ния и час­ти СВ, ВВС и ВМС, для при­ве­де­ния в бое­вую го­тов­ность ко­то­рых тре­бу­ет­ся до­уком­плек­то­ва­ние лич­ным со­ста­вом и во­енной тех­ни­кой).

Со­еди­не­ния и час­ти, вы­де­лен­ные и пред­на­зна­чен­ные для пе­ре­да­чи в опе­ра­тив­ное под­чи­не­ние во­ен. ко­ман­до­ва­нию НАТО, в мир­ное вре­мя на­хо­дят­ся в национальном под­чи­не­нии.

Фор­мы и спо­со­бы опе­ра­тив­но­го и бое­во­го при­ме­не­ния груп­пи­ро­вок войск (сил) ОВС НАТО от­ра­же­ны в трёх стра­те­гич. («ядер­но­го уст­ра­ше­ния», «пе­ре­до­вой обо­ро­ны», «со­кра­щён­но­го пе­ре­до­во­го при­сут­ст­вия») и че­ты­рёх опе­ра­тив­но-стра­те­гических («борь­ба со вто­ры­ми эше­ло­на­ми», «уда­ры с мо­ря», «глу­бо­кая изо­ля­ция рай­она бое­вых дей­ст­вий», «воз­душ­но-на­зем­ная опе­ра­ция») основных кон­цеп­ци­ях НАТО.

В со­став ОВС НАТО вхо­дят ядер­ные си­лы (ЯС) на те­ат­ре вой­ны и си­лы об­ще­го на­зна­че­ния (СОН), ко­то­рые в слу­чае обо­ст­ре­ния во­ен.-по­ли­тич. об­ста­нов­ки пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся за­дей­ст­во­вать по коа­лиционным пла­нам.

ЯС на те­ат­ре вой­ны от­во­дит­ся роль сдер­жи­ваю­ще­го фак­то­ра для по­тен­ци­аль­но­го аг­рес­со­ра. Они вклю­ча­ют са­мо­лё­ты-но­си­те­ли так­тической авиа­ции ОВВС и ОВМС (свыше 600 са­мо­лё­тов), а так­же ар­тил­ле­рию, спо­соб­ную при­ме­нять ядер­ные бо­е­при­па­сы.

СОН НАТО пред­став­ле­ны ОСВ, ОВВС и ОВМС. В за­ви­си­мо­сти от опе­ра­тив­но­го пред­на­зна­че­ния под­раз­де­ля­ют­ся на си­лы уни­вер­саль­но­го при­ме­не­ния (СУП) и си­лы тер­ри­то­ри­аль­но­го при­ме­не­ния (СТП). СУП пред­на­зна­че­ны для ве­де­ния круп­но­мас­штаб­ных во­енных дей­ст­вий и опе­ра­ций по уре­гу­ли­ро­ва­нию кри­зис­ных си­туа­ций. Их ос­но­ву со­став­ля­ют мно­го­национальные опе­ра­тив­но-так­тические фор­ми­ро­ва­ния, спо­соб­ные в те­че­ние про­дол­жительного вре­ме­ни вес­ти ак­тив­ные во­енные дей­ст­вия, в том числе и на уда­лён­ных от Ев­ро­пы ТВД — ар­мей­ские кор­пу­са бы­ст­ро­го раз­вёр­ты­ва­ния (АК БР): Объ­е­ди­нён­ные АК БР НАТО (дис­ло­ка­ция шта­ба — Рейн­да­лен, ФРГ); Германско-голландский АК БР (Мюн­стер, ФРГ); Итальянский АК БР (Ми­лан, Ита­лия); Испанский АК БР (Ва­лен­сия, Ис­па­ния); Турецкий АК БР (Стам­бул, Тур­ция); Ев­ро­кор­пус БР (Страс­бур, Фран­ция) и др. СТП пред­по­ла­га­ет­ся при­менять главным образом для ве­де­ния круп­но­мас­штаб­ных во­енных дей­ст­вий в пре­де­лах тер­ри­то­рий го­су­дарств — чле­нов НАТО. Они со­сто­ят в основном из национальных фор­ми­ро­ва­ний.

По сте­пе­ни го­тов­но­сти к при­ме­не­нию ОВС НАТО под­раз­де­ля­ют­ся на 3 ка­те­го­рии: 1) си­лы вы­со­кой го­тов­но­сти (го­тов­ность к при­ме­не­нию до 90 сут; сум­мар­но в со­ста­ве СУП и СТП СОН НАТО мо­гут быть до 12 ар­мей­ских кор­пу­сов, около 28 ди­ви­зий, свыше 70 отдельных бри­гад; около 2,3 тысяч бое­вых са­мо­лё­тов, около 250 бое­вых ко­раб­лей); 2) си­лы по­ни­жен­ной го­тов­но­сти (91-180 сут); 3) си­лы дли­тель­но­го раз­вёр­ты­ва­ния (свыше 365 сут).

Ру­ко­во­дство бло­ка про­дол­жа­ет ре­фор­ми­ро­ва­ние ОВС НАТО в це­лях при­ве­де­ния их бое­во­го и чис­лен­но­го со­ста­ва в со­от­вет­ст­вие со сло­жив­шей­ся во­енно-по­ли­тической об­ста­нов­кой, ха­рак­те­ром и мас­шта­ба­ми ве­ро­ят­ных во­енных кон­флик­тов.