Ставропольские казаки история

В феврале 2016 года Ставропольское городское казачье общество СОКО ТВКО отметило 25-летие возрождение казачьей организации на территории города Ставрополя. Но казаки в городе Ставрополе появились не 25 лет назад, а гораздо раньше. Именно они 4 ноября 1777 года в День Казанской иконы Божьей матери заложили первый камень в основании Ставропольской крепости.

Старшинство же Терского войска, к которому относятся современные казаки города, ведет свой отсчет с 1577 года, когда по указу Ивана Грозного была построена крепость Терки, то есть на 200 лет старше самого города Ставрополя.

Документы, фотографии об истории городской общины, ее сегодняшних днях были представлены на выставке «Казачий Ставрополь», организованной Ставропольским городским казачьим обществом СОКО ТВКО при поддержке краевого Дома народного творчества и краевого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.

Казаки – основатели города Ставрополя

В 1777 г. по указу Екатерины II, была построена Азово – Моздокская оборонительная линия, в которую входило девять оборонительных крепостей с казачьими станицами, в том числе и крепость Ставропольская. В линию входили также крепости: св. Екатерины в устье реки Малки (ныне станица Екатериноградская в Кабардино-Балкарии), св. Павла на реке Куре, св. Марии на реке Золке, св. Георгия, св. Александра на р. Томузловке, Северная, Московская, Донская. Между этими крепостями существовал ряд более мелких укреплений в виде пикетов, форпостов и редутов.

Ставропольская крепость

На художественной репродукции Ставропольской крепости видно, что для ее строительства была выбрана плоская поверхность, не имеющая вершины, и по контору она была обнесена крепостной стеной и рвом. Эту крепость строили два полка: Владимиро – Драгунский и казачий Хоперский. При раскопках на крепостной стене находили фрагменты глиняных курительных трубок, конской упряжи и старинное холодное оружие. Это говорит о том, что на этих местах стояли казачьи поселения и что казаки были основателями Ставропольской крепости и Ставропольской станицы, которые впоследствии были преобразованы в город Ставрополь. Хопёрский казачий полк был окончательно включен в число казачьих полков Кавказской линии 11 апреля 1786 года. Всего они основали на Кавказе четыре станицы: Северную, Ставропольскую, Московскую и Донскую.

На горе видна Ставропольская крепость, а под горой Ставропольская станица. В 1778 году в станице Ставропольской, где размещался штаб Хоперского полка, уже насчитывалось 197 домов казаков и офицеров, гауптвахта, пороховой погреб, две лавки, церковь. Постройки были либо деревянные, либо саманные (глиняные). Крыши крыли соломой и камышом. В центре станицы строили самое высокое здание, это церковь. Ее изготавливали из дерева. Когда казаки часто меняли границы, свои дома они могли оставить, продать, поменять, а церковь разбирали по бревнышку, грузили на повоз и перевозили на новое место жительства, где из этих же бревен возводили новую церковь. Она была визитной карточкой станицы и располагалась в центре.

Казаки в городе Ставрополе

Особый раздел выставки посвящен предкам нынешних членов Ставропольского городского казачьего общества. Вопреки расхожим мнениям, что в реестровом казачестве нет родовых казаков, а сплошь недавно в них сверстанные, выставка наглядно показывает, что основной костяк городской казачьей общины родовые казаки. И ведут они свою родословную, в том числе и от тех первых поселенцев Ставропольской станицы. Предки наших сегодняшних казаков принимали участие во всех войнах и военных конфликтах, защищая и отстаивая интересы России. Император Николай II говорил: » Где был казак, там была Россия”.

На фотографиях выставки представлены предки современных казаков.

Среди группы казаков справа сидит Тимофей Есаулов, прапрадед казака СГКО Т.В. Есаулова. Снимок начала XX в.

Семья Картушиных, предки В.И. Картушина, председателя Совета стариков Ставропольского окружного казачьего общества. Снимок был сделан в станице Усть-Джегутинской в 1900 году, куда казаки были переселены из Ставрополя

На этом старом фото (слева) семья казака Нестора Кудрявцева, сделанная в станице Ищерской вначале ХХ века. Нестор Кудрявцев был репрессирован, сослан в Сибирь и откуда уже не вернулся.

Он прапрадед атамана Ставропольского городского общества Александра Печникова (фото справа)

На фото справа стоит казак К.И. Поляков, служивший в Конвое Его Императорского Величества в личной охране вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, матери Николая II. Прапрадед казачки И.Б. Поляковой (Ивановой).

Отец и сын Качановы, предки казака СГКО Ильи Качанова. Слева Тимофей Качанов, участник Первой мировой войны. Справа Петр Тимофеевич – воевал уже в Великую Отечественную войну.

Судьба казачья всегда была непростой, а особые испытания на долю наших предков выпали в послереволюционное время. 24 января 1919 года Яков Свердлов, руководитель Оргбюро ЦК РКП(б) подписал и организовал исполнение постановления «О РАСКАЗАЧИВАНИИ». Цель ее была – очищение территории Юга России и Кавказа от казаков. Они были объявлены вне закона и подлежали полному истреблению. Кровавая расправа над казаками привела к втягиванию казачества в гражданскую войну и расколу общества. Счет шел на сотни тысяч загубленных жизней, на миллионы исковерканных судеб. Уничтожался станичный быт, с корнем вырывалась уникальная многовековая культура христианского народа-воина…

И только незадолго до Великой Отечественной войны казаки вновь понадобились власти как защитники Отечества. Были сняты ранее наложенные ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Сделано это было в связи с нарастающей агрессией фашистской Германией. Решение власти получило поддержку в казачьих кругах, хотя старики и ворчали: «Как мир – так сукины дети, как война – так братья казаки».

Ряд кавалерийских дивизий получил статус казачьих, в состав частей и подразделений включались даже казаки, ранее служившие в Белой армии. Было восстановлено ношение черкесок, башлыков, бурок, шаровар с лампасами, даже царских наград за храбрость и мужество, которые ранее были запрещены. В 1936 г. была утверждена парадная форма для казачьих частей, в которой казаки шли и на Параде Победы 24 июня 1945 г.

Терские казаки в Великой Отечественной войне вновь вписали славные страницы в историю своей боевой славы. В июле 1941 года формируется до 100 кавалерийских дивизий численностью 3000 человек каждая. Формировались они в основном из казачьего населения Дона, Кубани и Ставрополья и составили 63% от всех кавалерийских дивизий, сформированных летом 1941 года.

Кавалерийская казачья группа под командованием полковника Льва Доватора проникала в тыл фашистов и в течение продолжительного времени громила фашистские войска и коммуникации. В первом же бою казаки полностью уничтожили 3-й батальон 430 германского пехотного полка. Гитлеровцы бросали против наших конников танки, самолёты, устраивали засады, но казаки были неуловимы. Кавалерийская группа своим смелым рейдом нанесла врагу большие потери.

В январе 1942 г. добровольческие казачьи кавалерийские соединения были введены в штат Краской Армии и до самого конца войны пополнялись как призывниками, так и добровольцами. В феврале 1942 г. добровольческий полк из ставропольских казаков был направлен на Западный фронт.

КАВАЛЕРИСТЫ – ДОВАТОРЦЫ

В послевоенное время казачье движение не получило своего должного развития. Даже в наградных документах периода войны и послевоенного времени, наиболее отличившихся казаков записывали колхозниками. Казачья жизнь теплилась только в семьях, где свято хранили свои традиции и память о своих предках. Фольклорные коллективы пели казачьи песни, писались книги о казачестве, по ним снимались фильмы, но организационно казаки никак не были объединены.

Новое дыхание казачье движение обрело в 90-е годы прошлого столетия. Пришли новые времена, начался период возрождения казачества.

В сентябре 1990 года состоялся первый съезд казаков Ставропольского края, на котором был создан Ставропольский краевой союз казаков. В октябре 1990 года был сформирован организационный комитет по подготовке проведения учредительного казачьего круга в городе Ставрополе из 12 человек. В него вошли Витислав Ходырев, Виктор Есаулов, Юрий Звягин, Анатолий Смольняков и другие. Был разработан проект Устава, проекты других учредительных документов. Первый городской казачий круг состоялся 2 февраля 1991 года. Он утвердил создание городского Союза казаков, избрал атамана города, членов Совета стариков и ревизионную комиссию. Первым атаманом был избран Виктор Алексеевич Есаулов. Председателем союза стариков – Нефёдов Геннадий Борисович, председателем ревизионной комиссии – Звягин Юрий Георгиевич. На круге был избран исполнительный орган – правление казачьего общества в количестве 12 человек из числа наиболее авторитетных и уважаемых казаков города.

Оргкомитет по возрождению казачества, Ставрополь, 1990 год

Освящение знамени в Крестовоздвиженском храме, Ставрополь, 2 февраля 1991 г.

Они стояли у истоков возрождения казачества в Ставрополе

Старики рассказывали, что собираться поначалу было негде, своего помещения не было. Встречались в парке, в рабочих кабинетах, у кого они были. На общие сходы и круги приходило до полутора тысяч человек.

Период становления городской казачьей организации был непростым. Организация меняла свое название, реорганизовывалась, переизбирались атаманы. Были и достижения и неудачи. Ставропольское городское казачье общество в числе первых в России было включено в реестр казачьих войск. Сегодня оно входит в Центральное районное казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества и является составной частью Терского войскового казачьего общества, одного из старейших казачьих войск России.

Главной заботой было возрождение казачьих традиций, желание жить по ним в современных обстоятельствах. Большое внимание уделяли безопасности из-за проходящих локальных конфликтов на Кавказе и в стране. Готовили казаков для несения службы в Приднестровье, Абхазии, Чеченской республике. Участвовали во всех сферах жизнедеятельности города.

Сегодня на учете в Ставропольском городском казачьем обществе состоит 300 казаков. Для оперативного управления общиной общество разбито на сотни, во главе которых стоят командиры. Структура городского казачьего общества охватывает основные направления нашей работы.

Большое внимание уделяется казачьему образованию детей. Несколько лет назад в городе был всего один класс казачьей направленности. Сегодня при поддержке городских властей их уже 14. Есть казачьи группы и в детских садах № 8, 14, 53. Возглавляет эту работу в казачьей общине города Ирина Иванова.

Принятие присяги в казачьих кадетских классах Казачья группа детского сада на празднике

Учащиеся казачьих классов города Ставрополя на празднике по случаю окончания учебного года

По сути, казаки военные люди и в казачьем обществе стараются держать себя в форме и постоянной боевой готовности. Для этого создана походная служба, которую возглавляет подъесаул Сергей Мохов. Эта служба организует полевые выходы, стрельбы, военно-патриотические соревнования, даже учения по оперативному сбору казаков на случай внештатных ситуаций. Работает свой пейнтбольный клуб «Терек». Принимали участие казаки и в параде, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Казаки на параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне,

г. Ставрополь, май 2015 года

Казаки на стрельбах

Соревнования по лазертагу

Казаки Ставропольского городского казачьего общества несут службу по охране общественного порядка на территории города. В составе казачьей дружины 70 казаков, возглавляет ее подъесаул Сергей Мохов (справа).

Испокон веков Православие служило духовным стержнем казачества, а казаки были верными защитниками Православной церкви. В божьих храмах хранились казачьи знамена. Войсковые священники с крестом в руках, вместе с казаками шли в атаки, поднимая их на подвиг словом Божьим. В станицах и хуторах церковь была тем духовным центром, благодаря которому развивались образование, нравственность, культура. В наши дни казаки также соблюдают православные традиции. Молитвой начинается и заканчивается казачий круг. Во время приведения к присяге казаки целуют Крест и Евангелие.

У казачьей общины города очень тесные связи с русской Православной Церковью. Ни одно мероприятие Ставропольского благочиния не обходится без казаков. Это не только участие в службах, но и охрана общественного порядка при проведении религиозных праздников, встреч святынь, прибывающих в город. Казачьи сотни прикреплены к храмам по месту проживания казаков. За организацию различных церковных мероприятий и паломнических поездок отвечает казак Дмитрий Тетеря.

На строительстве храма св. блаженной Ксении Петербургской

Соревнования по стрельбе из лука

Особое внимание уделяется возрождению и сохранению казачьих традиций. Именно в Ставропольской городской казачьей общине впервые в крае были возрождены и проведены такие традиционные казачьи соревнования, как шермиции – «ученье оборотам казачьей службы, состязания и упражнения конного и пешего характера, коллективного и индивидуального действия, с оружием и без оного». Они очень важны для воспитания казачьего духа, формируют воинственный тип личности, готовой на схватку, на состязание за право первенства.

Очень интересны и другие традиционные мероприятия. «Посажение на коня», – это посвящение маленьких мальчиков в казачата, где их сажают на коня и с молитвами, песнями проводят по кругу. Если удержался в седле, то считается, что уже растет не просто мальчик, а казачок.

«Отцова каша» – здесь маленькие девочки готовят кашу и нещадно ее перчат и солят. А папа должен ее съесть и нахваливать. Таким образом, он принимает на себя всю горечь и соль будущей жизни дочки.

В Ставропольском городском казачьем обществе проводятся много интересных мероприятий – пускание кораблика на праздник Святой Троицы, соревнования по рубке шашкой, конкурсы на лучшую казачью уху. Празднуется День казачки, День Терского войска, окончание учебного года в казачьих классах. Проводятся масленичные и рождественские гуляния, атаманские елки. Причем подарки покупаются не только для детей казаков, но для внуков и младших братиков и сестер. Вместе отмечаются рождения детей в казачьих семьях, казачьи свадьбы. Вместе провожают в последний путь стариков. Также активно ведет свою работу Совет казачек Ставропольского городского казачьего общества. Как и в прошлые века это надежный тыл казаков, без их помощи также не обходится ни одно событие или мероприятие.

Совет казачек Ставропольского городского казачьего общества

В казачьей среде есть представители творческой интеллигенции, а также много тех, кого интересует казачья тема в научно-историческом и художественно-культурном аспектах. Наиболее активные из них объединены в творческий Союз казаков, в который вошли такие известные деятели, как член Союза писателей Владимир Бутенко, член Союза художников Василий Поляков, ученый историк Станислав Звонок, автор сборника «Истории и сказы Ставрополья» Владимир Крыласов, заслуженные артист России, ведущий актер Ставропольского академического театра им. М.Ю.Лермонтова Борис Щербаков и другие. За менее, чем год его работы на счету творческого Союза организация выставки Ставропольских художников на казачью тему и документальных работ, посвященных 100-летию подвига Риммы Ивановой, встреча с писателями, пишущими на казачью тему, запись аудиоверсии «Сказок Седого Терека», выставка «Казачий Ставрополь» и конференция «25 лет по пути возрождения казачества: итоги и перспективы “. Координатором творческого Союза казаков является Александр Якушев.

Бутенко Владимир Павлович – родился на хуторе Дарьевка Ростовской области. Известный российский писатель. Член союза писателей СССР и России. Лауреат литературных премий, в том числе журнала «Наш современник» за 2011 год. Главный редактор альманаха «Литературное Ставрополье». Отмечен наградами Терского казачьего войска. Написал книгу «Казачий алтарь» – где рассказывается о судьбе казачества в переломную историческую эпоху20 века.

Поляков Василий Сергеевич – родился в Ставрополе, художник-живописец, член союза художников России. Член международного художественного фонда, лауреат российской академии художеств, участник российских, краевых и зарубежных выставок. Произведения художника находятся в Национальной галерее Южной Кореи, в музеях некоторых российских городов, а также в частных коллекциях : России, Франции, Германии, Бельгии, Дании, Египта, Англии и других стран. Поляков В.С. состоит в казачьем обществе, также оформил книгу «Сказки седого Терека». Его работы разносторонни, но большая часть посвящена православной теме, казачеству, жизни и быту казаков.

Ставропольское городское казачье общество стоит в ряду заметных и самых крупных общественных организаций города Ставрополя. С его администрацией заключено соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым мы несем службу по охране общественного порядка, занимаемся воспитанием детей, возрождением культуры, экологическими акциями, правоохранительной деятельностью и многим другим. Ведем общественно-полезную работу, которая необходима городу и ее жителям. В ответ город нам выделил помещения под нашу дружину, работу штаба, автотранспорт. Прямого финансирования как такового нет и на ставках за счет бюджета города у нас никого нет. Всю работу члены казачьего общества ведут на добровольных, общественных началах.

Подписание соглашения с администрацией города Ставрополя

Планов у Ставропольского городского казачьего общества на будущее много. Атаман общины Александр Печников возглавил Попечительский Совет по установке памятника казакам – основателям города Ставрополя. В него вошли и атаманы других казачьих организаций города. Есть планы по развитию казачьего образования в городе и созданию специализированной казачьей школы. Как члены Общественной палаты Ставропольского края атаман Александр Печников и член общества Сергей Середа они внесли на ее рассмотрение несколько своих инициатив по вопросам развития казачьей экономики и местного самоуправления. Развивается материальная база казачьей общины. Ставропольское городское казачье общество растет и крепнет.

Ставрополье – казачий край?

Фото: rusvina.ru

Николай Кучеров Автор статьи

Действительно, Ставропольский край из года в год все более прочно ассоциируется с терскими казаками. Именно на Ставрополье официальному казачеству худо-бедно, но выделяется земля, по его ходатайству строятся памятники и открываются казачьи школы. Здесь проводятся различные конкурсы, круги, сходы, другие казачьи мероприятия. Здесь существует единственный в СКФО «краевой казачий центр». И, наконец, здесь находится самый большой и многочисленный округ реестрового Терского войскового казачьего общества (ТВКО). Потому слух о том, что после выборов новому атаману ТВКО предоставят должность заместителя губернатора Ставропольского края, не вызвал ни у кого особого удивления.

В поисках корня

На войсковом круге 14 сентября 2013 года все были так увлечены Кизлярским коньячным заводом, судьбой войскового «пернача» и лично Сергея Клименко, что слова, сказанные атаманом Терско-Сунженского ОКО (территория нынешней ЧР и Ингушетии) Анатолием Черкашиным, не обратили на себя никакого внимания.

А говорил он следующее: «Я понимаю, что мы вам не нужны. Ставропольский край — это отдельная песня. У вас все есть свое, мы вам в тягость. Но мы никогда и не набивались особо. Приезжали, участвовали, а без нас вы не Терское войско».

Реакция казачьего сообщества на слова атамана из станицы Наурской последовала нулевая, хотя поднятая проблема приоритетов в развитии округов ТВКО никуда не делась и со временем только обостряется.

«Без нас вы не Терское войско» — атаман Терско-Сунженского ОКО Анатолий Черкашин

Собственно, всем все понятно, и лишних вопросов никто не задает: где местная власть дает «зеленый цвет», там и можно «казаковать». Анатолий Черкашин, безусловно, прав, когда говорит, что Терского казачьего войска не существует без старейших гребенских станиц, сунженской линии и Кизляра. Без понимания этого факта ТВКО обречено не только по названию, но и по сути оставаться новым образованием 90-х годов, не имеющим преемственности и вообще никакой связи с дореволюционным ТКВ, учрежденным в середине XIX века.

На самом деле корень терского казачества находится совсем не в Ставрополье, а в станицах, расположенных в современных кавказских республиках. C момента своего основания Терское войско располагалось строго в границах Терской области, а его главным городом был и остается Владикавказ. Ставропольская губерния, в свою очередь, мало чем отличалась от других русских губерний — кроме того, что граничила с Терской областью с севера.

Откуда на Ставрополье станицы?

Современный Ставропольский край после многократного перекраивания границ в период становления Советской России заметно отличается от одноименной губернии царских времен. Не углубляясь в детали, можно отметить, что край прирос территорией на юго-востоке и юге, и таким образом в его составе очутились станицы бывшей Терской и Кубанской областей.

Несколько лет тому назад вышла книга В.А. Колесникова «Станицы Ставрополья». Энциклопедическое издание прослеживает историю станиц, расположенных в границах нынешнего Ставропольского края, вплоть до самой революции. Их сегодня насчитывается 55. Из них 23 кубанских, 18 терских и 14 бывших станиц, расказаченных при Александре II. Из бывшей Кубанской области в состав Ставропольского края попали некоторые станицы Баталпашинского и Лабинского отделов, а от Терской области — территория Кавминвод и некоторые станицы на юге края, не вошедшие в кавказские республики.

Всего на Ставрополье насчитывается 55 станиц, из них 23 кубанских, 18 терских и 14 упраздненных указом Александра II

Таким образом, глядя на карту, можно констатировать, что около 80% нынешнего Ставрополья — это территории, где казаки никогда не жили или очень недолго оставались перед переселением в станицы. По сути, самым цельным осколком, доставшимся Ставропольскому краю от Терской области, является территория Кавказских минеральных вод (Пятигорский округ), где до сих пор сохраняется преемственность традиций казачьей жизни. И все-таки цифры говорят о том, что кубанских станиц — а, следовательно, и кубанских казаков — в крае больше. Согласно такой логике, Ставрополье может, скорее, ассоциироваться с Кубанью, а не с Тереком.

Современность вносит коррективы

История, конечно, вещь интересная и полезная для понимания истоков ситуации сегодняшнего дня. И, тем не менее, современность вносит свои коррективы. «Оказачиванию» Ставрополья способствовал отток казачьего населения из республик вследствие военных конфликтов на Кавказе.

Кроме того, так сложилось, что хорошие специалисты разных профессий, абитуриенты и простые обыватели из кавказских республик в поисках лучшей жизни устремляются, как правило, в Ставропольский край. В советское время между Буденновском и Нефтекумском вселили казаков-некрасовцев из Турции. Кроме того, многие из репрессированных и выселенных в Среднюю Азию и Сибирь казаков вернулись поближе к родным могилам и живут в Ставрополье. Некоторые казачьи потомки приезжают сюда жить и сейчас.

Сегодня наиболее благоприятные условия для развития казачьего движения в СКФО сложились именно в Ставропольском крае

Время не стоит на месте, все меняется. Канули в Лету и Кубанская, и Терская области. Казакам не остается ничего другого, кроме как налаживать жизнь в новых реалиях. Сегодня наиболее благоприятные условия для развития казачьего движения в СКФО сложились именно в Ставропольском крае, это факт.

Не использовать предоставленные возможности было бы глупо, но и смотреть на мир конъюнктурным взглядом неправильно. Остается надеяться, что терские казаки, где бы они ни жили, будут поддерживать постоянный контакт друг с другом и помнить: дерево сильно своими корнями, без них оно просто засохнет.

«Казачество на Ставрополье: из века в век»

Начало массовой российской колонизации Северного Кавказа.

Русско-турецкая война 1768-1774 гг. ознаменовалась блестящими победами русской армии и флота при Ларге, Кагуле, Чесме. В итоге Россия твердо закрепляется на побережье Черного моря. По условиям Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего войну, она получила все восточное побережье Азовского моря, территории по правому берегу Кубани от устья до ее верховьев и на восток до Каспия. Сюда правительство переселяет запорожских казаков, положив тем самым начало Кубанскому казачьему войску.

В восточном Предкавказье граница устанавливается от Каспийского моря по рекам Терек, Калаус и до устья реки Малки. В 1763 г. здесь был основан город Моздок.

Пограничная полоса между Тереком и Азовом протяженностью более 500 верст не была защищена, а граница отмечена крайне неопределенно. В пределах этих территорий кочевали ногайцы, а вместе с ними «кочевала» и граница от Моздока до Азова. Через неё беспрепятственно проходили разные группы горцев, разоряя русские поселения. Необходимо было не только защищать, но и осваивать эти земли. Делать это правительство намеревалось с помощью линии крепостей, боевых постов, кордонов и казачьих станиц.

Азово-Моздокская укрепительная линия.

По проекту, утвержденному Екатериной II 24 апреля 1777 г. линия укреплений, идущая от Моздока до Азова, получила официальное название Азово-Моздокской. На строительство линии было выделено 50 тыс. В данной выставке представлено распоряжение Екатерины II вице-президенту Военной коллегии Григорию Александровичу Потемкину о выделении средств на строительство Азово-Моздокской оборонительной линии.

Первоначально предполагалось выстроить 10 крепостей, фактически возвели только 9: крепость св. Екатерины — в устье р. Малки (ныне станица Екатериноградская в Кабардино-Балкарии), крепость св. Павла — на р. Куре (на правом берегу Куры у г. Новопавловска существовала до 1827 г.). Кстати, в данной выставке представлен план Павловской крепости. (Вследствие перевода гарнизона и станицы на место станицы Старопавловской Павловская крепость хорошо сохранилась, несмотря на частичные разрушения при прокладке шоссейной и железной дорог); крепость св. Марии — на р. Золке (существовала до 1827 г.); крепость св. Георгия (сейчас город Георгиевск), св. Александра на р. Томузлове (сейчас село Александровское), Северная (сейчас с. Северное), Ставрополь (сегодня город Ставрополь) и др. ( Крепость Московская (сейчас село Московское), крепость Донская (сейчас село Донское).

Для устройства Азово-Моздокской линии двинуты были для поселения на неё с Дону хоперские казаки. Потемкин приказал астраханскому губернатору Якоби принять меры по водворению Хоперского и Волгского полков на местах, а 19 мая предписал командиру Хоперского полка Конону Тимофеевичу Устинову следовать с полком, в количестве 520 казаков и старшин, на Кавказ. Переселенцам обещано необходимое количество земли в надел и пособие от казны по 20 руб. на двор. Полк на новом месте поступал в распоряжение генерала Якоби, которому поручено было заселить Азовско-Моздокскую линию, устроить переселенцев, выдать им денежное пособие и отвести земли.

Как известно, в октябре 1784 года к Ставропольской крепости из Курской губернии Слободы Михайловской прибыл переселенческий обоз примерно с полутора тысячами государственных крестьян-однодворцев. Подполковник хоперских казаков Конон Тимофеевич Устинов видя горестное положение переселенцев, на свой риск и страх указал им на северо-востоке увальчик, за которым разрешил поселиться. Телеги двинулись в путь и в девяти верстах от Ставропольской крепости в балке речки Чла раскинули лагерь, так было образовано село Михайловское.

Станица Михайловская.

Николаев С.С.

Бентковский И.В.

Для защиты крепостей и новых населенных пунктов в правительстве возникает мысль об образовании казачества на «линии», такого же, каким было Терское Войско и Войско Черноморское. И вот последовало распоряжение 1 января 1833 г., в соответствии с ранее изданным указом императора Николая I, преобразовать села Михайловское, Надеждинское, Старомарьевское, Бешпагирское, Татарское, Темнолесское и другие в казачьи станицы, которые поступили в состав нового Ставропольского полка КЛКВ.

Первым наказным атаманом Кавказского линейного казачьего войска был назначен Пётр Семёнович Верзилин со штаб-квартирой в городе Пятигорске. В 1837 году наказным атаманом Кавказского линейного казачьего войска был назначен Степан Степанович Николаев, который перенёс штаб-квартиру в станицу Михайловскую. С середины 40-х и до начала 60-х гг. XIX в. ст. Михайловская служила ещё и местом проведения всевозможных торжеств КЛКВ.

Степан Степанович Николаев, генерал-лейтенант, по своему происхождению был донским казаком из обер-офицерской семьи. Родился он в 1789 году, а поступил на службу в 1803 году.

В разное время он был награждён орденами: святой Анны первой степени, св. Георгия четвёртого класса, св. Владимира и св. Станислава первой степени, за храбрость имел золотую саблю, серебряные медали 1812, 1814, 1831 годов.

С.С.Николаев участвовал во многих сражениях: под Бородино, брал Париж в 1814 году. Степан Степанович Николаев отличался ост-рым умом и разносторонними дарованиями, был отличным администратором. Он основательно знал казачий быт, входил всегда во все подробности нужд подчинённых и своею справедливостью, разумным обхождением с народом и заботливостью о его благосостоянии оставил о себе весьма добрую память. Скончался С.С.Николаев 18 февраля 1848 года и был похоронен по его завещанию в ограде церкви станицы Михайловской (ныне на этом месте стоит сельсовет).

Казаков воспитывали в духе преданности царю и Отечеству. Обучение проходило, как правило, в специально для этого образованных полковых школах и училищах. Поэтому в селе Михайловском в 1837 г. была открыта полковая школа, в 1840 г. преобразованная в полковое училище, начальником которого был назначен Иосиф Викентьевич Бентковский, ставший впоследствии известным историком, статистиком, экономистом, этнографом и краеведом Ставрополья и Кубани. Педагогическая деятельность И.В.Бентковского имела большую славу на Ставрополье, а школа была одной из лучших. Он подготовил для поступления в Пажеский корпус С.-Петербурга сына наказного атамана С.С.Николаева – Петра Степановича, крестным отцом которого был сам государь Александр II.

Царь Александр Николаевич был не только крестным отцом Петра, но и шефом Ставропольского линейного казачьего полка. С гордостью рассказывали наши старики, что ещё их отцы служили в «1-м Ставропольском линейном казачьем полку Его Императорского Величества Александра Второго».

Участие казаков в войнах и полковые знамена.

Половина михайловских казаков участвовала в войне за покорение Западного Кавказа в 1854-1860 годах. За храбрость и отвагу на полях сражений казаки получили медали «За покорение Кавказа 1854-1860гг.».

Казачьи сотни станицы Михайловской были награждены двумя знаменами: «За отлично-усердную службу»: темно-голубое шелковое с красным крестом посередине, пожалованное в 1851 годе 1 ставропольскому казачьему полку и «За отличие в покорении Западного Кавказа в 1864 году», которым отметили заслуги 14 –го конного полка в завершении Кавказской войны. Знамена хранились в Николаевской церкви, которая была разрушена в 1937 годе и судьба их неизвестна.

В экспозиции вы можете видеть рисунок 1915 года знамени, пожалованного 1-му Хоперскому полку. Это Георгиевское юбилейное знамя образца 1883 года. Полотнище и кайма алые, шитье серебряное. На лицевой стороне икона Св.Александр Невский. На знамени надписи: «За отличiе въ Турецкую войну и въ / дълахъ противъ Горцевъ / въ 1828 и 1829 годахъ и при покоренiи / Западнаго Кавказа въ 1864 году» и «1696-1896». На Александровской юбилейной ленте надпись «1896 года». Знамя имело высеребренное навершие Георгиевского армейского образца 1867 года и черное древко.

В 1860 году по проекту наместника князя Барятинского на Кавказе образуются Кубанская и Терская области. Кавказское линейное войско в соответствии с этим прекращает свое существование. В марте 1861 г. 6 бригад теперь уже бывшего Линейного войска присоединяются к Черноморскому войску и образуют Кубанское казачье войско.

Казаки ст. Михайловской также принимали участие в Венгерском походе 1849 г., подавлении Польского восстания 1863-1864 гг., имели постоянное представительство в столь почётном подразделении Русской императорской армии как СЕИВК (Собственный Его Императорского Величества конвой).

В 1832 году состав собственного Его Императорского Величества Конвоя был пополнен сборной полусотней линейных казаков. В его Собственном Его Императорского Величества конвое находится особая команда, составленная из избранных линейных казаков Кавказских Линейных Казачьих полков. В команду назначались чины отличившиеся храбростью. Расторопностью, исправностью и поведением. Команда комплектовалась лучшими лошадьми попечением Наказного атамана кавказского Войска. Команда делилась на три части, одна из которых находилась в С. Петербурге, а две на месте, меняясь каждые три года.

Конвой назначался для службы при Священной особе Монарха и находился на постоянной действительной службе, принадлежал к составу Имперской главной квартиры, состоял из штаба и 4 сотен, пользовался правами Гвардии.

Нижние чины, предназначенные в конвой, должны быть: вполне возмужалые, физически окрепшие, совершенно здоровые, видные, без физических недостатков, ростом не ниже 2 арш., 7 верш., хорошей нравственности и отлично усвоившие требования службы.

В 1861 году например, службу в императорском конвое несли казаки Чевычелов из станицы Бешпагирской и Илющенко из станицы Михайловской.

Более двух десятков местных выходцев стали офицерами КЛКВ и ККВ, а, по сведениям 1873 г., уже в селении Михайловском проживали 25 человек из числа бывших урядников и казаков, удостоенных знаком отличия Св. Георгия. В историко-краеведческом музее им. Н.Г. Завгороднего хранится список данных казаков.

В ходе Кавказской войны пограничная военная линия передвинулась к югу. В верховьях Кубани возникли новые укрепления – казачьи станицы. Ставрополь потерял своё военное значение, а оставшиеся в тылу 12 станиц, в том числе и Михайловская, были обращены в гражданское состояние и включены в состав Ставропольской губернии. Офицеры и казаки этих станиц, желающие остаться в казачьих полках, обязаны были переселиться во вновь устроенные станицы Закубанского края. Выходцами из ст. Михайловской явились войсковой старшина ККВ Матвей Иванович Саньков (1829-1889), автор исторического очерка «Описание поселений 5-й (Урупской) бригады Кубанского казачьего войска и отдельных действий её частей против непокорных горцев»; генерал-майор Кубанского войска, атаман Кавказского отдела Иван Николаевич Братков (1845-1912). Местный уроженец, подполковник ККВ Никита Иванович Караченцов (1823-1892) был похоронен при войсковой Воскресенской церкви в г. Екатеринодаре.

Согласно указа императора Александра II от 30 декабря 1869 г., ст. Михайловская (2306 душ мужского пола) в числе прочих (Надежда, Сергиевка, Татарка, Бешпагир, Старо-Марьевка, Александровская, Круглолесская, Чернолесская, Спицевка, Пелагиада и Северная) передавалась из Кубанского войска в гражданское ведомство, что и было осуществлено осенью 1870 г. Благодаря этому обстоятельству крестьяне начали расширять своё хозяйство, а не жить изо дня в день по казачьему положению.

Раздел «Первая конная армия»

Трагической страницей в истории казачества являются годы Гражданской войны. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 года казачество как сословие было упразднено. В составе Белой армии действовали подразделения терских казаков. Казаки подняли восстание и поддержали Деникина, однако Красная Армия оказывала им ожесточенное сопротивление. В гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения, где велись самые ожесточенные бои.

В начале 1920-х годов большевиками проводилась политика, направленная на лишение казачества самостоятельных политических и военных прав, ликвидацию казачества как социальной, этнической и культурной общности. Однако в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатакам казачьих тардиций» В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, одним из них была Первая конная армия.

«Первая конная армия под командованием С.М. Буденного была создана в ноябре 1919 года. Основную массу бойцов Первой конной армии составляли казаки. Расформирована в мае 1921 года, но штаб армии сохранялся до октября 1923 года.

31 стрелковый красноармейский полк под командованием Константина Архиповича Трунова, в который влилась большая часть михайловцев после гибели Ф.Г. Шпака, входил в состав Первой конной армии.

Тем не менее, казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах.

Судьба казачья всегда была непростой, а особые испытания на долю наших предков выпали в послереволюционное время. 24 января 1919 года Яков Свердлов, руководитель Оргбюро ЦК РКП(б) подписал и организовал исполнение постановления «О РАСКАЗАЧИВАНИИ». Цель ее была – очищение территории Юга России и Кавказа от казаков. Они были объявлены вне закона и подлежали полному истреблению. Кровавая расправа над казаками привела к втягиванию казачества в гражданскую войну и расколу общества. Счет шел на сотни тысяч загубленных жизней, на миллионы исковерканных судеб. Уничтожался станичный быт, с корнем вырывалась уникальная многовековая культура христианского народа-воина…

И только незадолго до Великой Отечественной войны казаки вновь понадобились власти как защитники Отечества. Были сняты ранее наложенные ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Сделано это было в связи с нарастающей агрессией фашистской Германией. Решение власти получило поддержку в казачьих кругах, хотя старики и ворчали: «Как мир – так сукины дети, как война – так братья казаки». Ряд кавалерийских дивизий получил статус казачьих, в состав частей и подразделений включались даже казаки, ранее служившие в Белой армии. Было восстановлено ношение черкесок, башлыков, бурок, шаровар с лампасами, даже царских наград за храбрость и мужество, которые ранее были запрещены. В 1936 г. была утверждена парадная форма для казачьих частей, в которой казаки шли и на Параде Победы 24 июня 1945 г.

Раздел «Великая Отечественная война»

Терские казаки в Великой Отечественной войне вновь вписали славные страницы в историю своей боевой славы. В июле 1941 года формируется до 100 кавалерийских дивизий численностью 3000 человек каждая. Формировались они в основном из казачьего населения Дона, Кубани и Ставрополья и составили 63% от всех кавалерийских дивизий, сформированных летом 1941 года.

Кавалерийская казачья группа под командованием полковника Льва Доватора проникала в тыл фашистов и в течение продолжительного времени громила фашистские войска и коммуникации. В первом же бою казаки полностью уничтожили 3-й батальон 430 германского пехотного полка. Гитлеровцы бросали против наших конников танки, самолёты, устраивали засады, но казаки были неуловимы. Кавалерийская группа своим смелым рейдом нанесла врагу большие потери.

В январе 1942 г. добровольческие казачьи кавалерийские соединения были введены в штат Краской Армии и до самого конца войны пополнялись как призывниками, так и добровольцами. В феврале 1942 г. добровольческий полк из ставропольских казаков был направлен на Западный фронт.

Архивные документы свидетельствуют о том, что в годы Великой Отечественной войны казаки сражались в составе Красной Армии. В экспозиции представлены фотографии кавалерийского корпуса Л.М.Доватора, фотодокументы из фондов российского государственного архива фотодокументов.

Войска неприятеля испытывали ужас перед казаками, так как «атака казаков представляла собой вихрь, который сметал на своем пути все препятствия и преграды». Один немецкий солдат писал «Мы боимся казаков, как возмездия Всевышнего».

Многие призывники из михайловского попали в 50 53 кавалерийские дивизии. Эти дивизии входили в состав 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Льва Михайловича Доватора. Доваторцы прошли героический пут от подмосковных лесов до Берлина. Они громили врага под Москвой, в Белоруссии, Польше.

О казачьем быте, службе и казачьих семьях.

Жизнь в первых казачьих станицах была суровой. Казаки несли сторожевую службу на пикетах, участвовали в походах и сражениях. Военная служба продолжалась двадцать долгих лет. Служба казака делилась на полевую и внутреннюю. Полевая служба состояла в содержании постов и караулов по кордонной линии, разделявшей земли славян и горцев. Внутренняя служба состояла в охране станиц, сопровождении арестантов, дежурства при станичных правлениях. Привлечение казаков на постоянную службу, частые отлучки из станицы тяжело отражались на хозяйстве. Кроме службы, казаки сами обрабатывали свои поля, разводили скот и птицу.

Долгая кавказская война выработала совершенно особый тип линейного казака, отличный от казаков других войск. Линейный казак непревзойденно владел искусством верховой езды, мастерски обращался с оружием, и кроме того, был прекрасным следопытом и разведчиком. К этому можно еще добавить высокую дисциплину и почитание своих командиров.

В линейных полках Кубани появился к тому же совершенно необычный тип казака-пластуна или казака-пехотинца, снискавшего себе славу лучшего разведчика и стрелка.

Линейные казаки полностью переняли горский костюм и вооружение. Так постепенно кафтан, полукафтанье, шаровары, кушак, круглую шапку с малиновым верхом сменили черкеска с газырями, папаха, бурка, башлык, мягкие кавказские сапоги.

Также о вооружение: тяжелую саблю заменила легкая шашка, вместо пик введены были кинжалы и пистолеты. Обмундирование и вооружение «черкесского образца» стали официальными для всех линейных казаков.

Семьи у казаков традиционно были большие. Особую роль играл глава рода. Соблюдались старинные обычаи и традиции, старшие окружались почетом и уважением. Выборными правами пользоваться не могли, в ходе кавказской войны была практически упразднена должность станичного атамана, в линейные станицы назначался станичный начальник, следившей за соблюдением дисциплины и приказов.

Возрождение казачества

В начале 1990-х годов началась волна по возрождению казачества. 16 февраля 1991 года в 10 часов утра в селе Шпаковском состоялся большой казачий круг, на котором выбрали первого казачьего атамана Апалькова Василия Васильевича и совет стариков, в его состав входил основатель михайловского музея Завгородний Николай Георгиевич. Молебен служил священник местной церкви Пётр Никитич Маркелов.

Двенадцать лет с 2000 года атаманом казачьего общества г. Михайловска был Виктор Булгаков. 28 октября 2012 г. в здании кинотеатра «Россия» казаки Михайловского станичного казачьего войска (СКО ТКВ) новым атаманом единогласно избрали сотника Андрея Воронцова.

В наши дни 1 ноября 2008 г. профессиональное училище г. Михайловска, бывшее ПТУ№44, было переименовано в честь наказного атамана Николаева Степана Степановича, и теперь называется Государственное Бюджетное Профессиональное Общеобразовательное Учреждение Михайловский Техникум им. Казачьего генерала С.С. Николаева.

Алексей Петрович Ермолов одна из самых колоритных фигур периода Кавказской войны. Участник всех более или менее крупных сражениях Отечественной войны 1812 года. Отличился в Бородинской битве, где отбил у французов батарею Раевского.

На Кавказе проводил жесткую колониальную политику, обладая фактически неограниченной властью, за что получил прозвище «проконсул Кавказа». Уделял большое внимание созданию местного законодательства и устройству новой системы управлением краем. С его именем связано благоустройство курортов в Ессентуках, Пятигорске, Кисловодске. Он содействовал развитию сельского хозяйства, привлекал на новые земли немецких колонистов, уделял особое внимание строительству путей сообщения. Особенно важной является роль А.П. Ермолова в истории Ставрополя. Как когда-то императрица Екатерина II поспособствовала основанию Ставрополя из крепости, так и А.П. Ермолов впоследствии сделал из уездного города столицу большой Кавказской области.

Памятник генералу А.П. Ермолову расположен в городе Ставрополе на проспекте Карла Маркса. Этот монумент, проект которого был разработан известным ставропольским скульптором Н.Ф. Санжаровым, был установлен в 1998 г.

Бюст генерала отлит на литейном заводе в городе Минске, а темно-бордовый гранитный постамент выполнен в Подмосковье. Динамику и внушительность этой композиции придает бронза, а изящную роскошь — цвет гранита, из которого был сделан постамент.

Скульптор точно воссоздал образ А.П. Ермолова. Он выглядит уверенным в себе, мужественным, беспощадным к врагам полководцем.

В историю Кавказского края А.П. Ермолов вошел как воин, мудрейший политик и реформатор. Избавив Кавказ от работорговли, он укротил раздор между местными князями, способствовал развитию многих городов, положил начало формированию Офицерских собраний, а после – Дворянских и Общественных.

Учитывая все заслуги А.П. Ермолова, в 1999 г. городской бульвар был назван его именем и был установлен этот памятник.

В наши дни активно возрождаются такие казачьи традиции как посвящение в казаки маленьких пятилетних казачат, очень красивые свадебные обряды, например пускание кораблей по реке. Фланкирование – умелое обращение с шашкой, становится опять очень популярным видом искусства среди подрастающего поколения.

Казачьему роду – нет переводу!

Терцы и кубанцы Ставрополья

Казачество стало расселяться на территории Ставропольского края стихийно. Терцы занимают район Кавказских Минеральных Вод, южные и восточные части края, но на западе проживают казаки Кубанского войска. В формировании ставропольского казачества в разное время принимали участие донские, волжские, уральские и терские казаки, русские и украинские крестьяне-переселенцы.
Ставрополье расположено на территории Центрального Предкавказья, и в центре края есть населенные пункты, где жили казаки Кавказского линейного войска. Позже они были переведены в крестьянское сословие, но жители этих сел до сих пор считают себя казаками.

Азово-Моздокская линия

После основания Терской крепости в 1588 году между Тереком и Астраханью возникло сообщение через степи восточного Ставрополья. Для охраны этого пути в Маджарах (теперь это Буденновск), был устроен казачий сторожевой пост. Терский и астраханский воеводы получали наказы царя: регулярно отправлять конные разъезды в ставропольские степи.
В 1676 году с Дона на Куму переселилась партия казаков-старообрядцев. Как отмечает историк казачества Василий Потто, донцы шли сюда уже хорошо знакомой дорогой. Казаки-старообрядцы устроили недалеко от современного Буденновска укрепленный городок. Обживаться им помогали гребенские казаки. В дальнейшем «новоселы» растворились в среде народов Северного Кавказа.

Прочное становление казачества на землях Ставрополья произошло в последней трети XVIII столетия. Тогда основываются станицы Стодеревская и Галюгаевская. В них по указу Екатерины II были поселены волжские казаки для охраны тракта Моздок – Кизляр – Грозный. В 1773 году появляется станица Старопавловская. Ее образовали яицкие (уральские) казаки – участники Пугачевского восстания, бежавшие сюда после подавления бунта.

В 1777 году в Предкавказье устраивается Азово-Моздокская оборонительная линия, протяженностью в 500 верст. Она начиналась от впадения реки Малки в Терек, пересекала степи Ставрополья и соединялась с землями Донского казачьего войска. Сюда с Дона был переселен Хоперский казачий полк в 500 казаков. Его состав был многонациональным: украинцы, русские, персы, калмыки. С Волги пересилили Волжский казачий полк в 700 воинов. Им предстояло обживаться здесь с семьями. Лишь полк донцов, охранявший крепостные работы, сменялся.

Павловская, Марьинская, Георгиевская, Александровская, Северная, Ставропольская, Московская, Донская – это первые крепости Азово-Моздокской линии с казачьими станицами. По 140 семей поселилось в каждой из них, а между крепостями ставились редуты и пикеты.

Станицы имели правильную форму: в центре — просторная площадь, а вокруг станичное правление с конюшней, церковь, рынок, со временем появились и школы. Церковь обносилась каменной стеной и в случае военной опасности превращалась в убежище для женщин, стариков и детей. На площади проводились круги и военные смотры, а вокруг нее нарезалась правильная сетка улиц с казачьими усадьбами. Вокруг станицы возводились укрепления: ров с валом или стеной. На сторожевой вышке у ворот велось круглосуточное дежурство. В целом станица напоминала собой римский лагерь. Эта планировка до сих пор хорошо просматривается в центральной части Новопавловска, в районе Нижнего рынка города Ставрополя и в других населенных пунктах, ведущих свое происхождение от станиц.

Генерал А.П. Ермолов

В обжитые места прибывали семьи казаков. Непросто приходилось им в военных условиях и непривычном климате. Особенно сложно пришлось линейцам в 1779 – 1780 годах: станицы Ставропольская, Северная и Марьинская непрерывно атаковывались. Казаки с военными гарнизонами отбивали противника, несли потери. И все же военный быт и домашнее хозяйство быстро налаживались, строились православные храмы. Со временем под прикрытием казаков стали селиться мещане, купцы, ремесленники, крестьяне и отставные солдаты.

В 1794 году была устроена новая Кубанская оборонительная линия. Она разграничила среднее течение Кубани и верховья Кумы. Здесь возникли станицы Григорополисская, Прочноокопская, Темнолесская, Воровсколесская. Чуть позже — Новоалександровская, Каменнобродская, Расшеватская, Рождественская, Новомарьевская. Населялись они донскими казаками. В начале XIX века на Кавказской военной линии было уже восемь казачьих полков и одна горская команда – всего 30 тысяч человек.

Казаки, всегда находившиеся на передовой российской границы, отличались смелостью, сноровкой, воинским умением и хорошим снаряжением. Когда генерал А. П. Ермолов прибыл в Георгиевск в 1816 году, первыми его встречали казаки Азово-Моздокской линии. Они произвели на знаменитого полководца хорошее впечатление, и он записал в мемуарах: «Первое обстоятельство, обратившее внимание мое, были высланные мне навстречу конвойные команды из поселенных на линии казаков. Всегда отличались они от прочих казаков особенной ловкостью, исправностью оружия и добротой лошадей». Через десять лет службы на Кавказе А. П. Ермолов отметил: «Полное уважение мое приобрели линейные казаки. Прежде видел я их небольшими частями и не так близко, но теперь могу судить и о храбрости их, и о предприимчивости. Конечно, из всех многочисленных казаков в России едва ли есть подобные им».

Ермолову принадлежала инициатива переноса военной линии на передний край обороны. Казаков Хоперского и Волжского полков стали переселять на границу между Кубанью и Кумой и наделять землями. Азово-Моздокская линия оказалась в глубоком тылу. Но казаки не радовались этому.

За полвека трудов и лишений на линии они приспособились к местным условиям, нажили хозяйства, приумножили семьи, пустили глубокие корни на ставропольской земле. Подчиняясь приказу, они оставили обжитые места и за два года переселились в предгорья. Ими были основаны Барсуковская, Беломечетская, Баталпашинская, Невинномысская, Кисловодская, Ессентукская, Бекешевская, Боргустанская, Суворовская, Горячеводская, Лысогорская и другие станицы.

За три года с 1825 года было переселено 11 станиц, а это 8 тысяч человек! К 1830 году на переднем крае появилось еще пятнадцать станиц. Все это далось ценой больших испытаний и лишений.

В правительственных и военных кругах стал обсуждаться вопрос о причислении к казакам всего населения Кавказской области, по принципу Всевеликого войска Донского. В итоге, этого не произошло, но правительство перевело в казачье сословие 37 крестьянских селений: Дмитриевское, Сергиевское, Калиновское, Северное, Круглолесское, Саблинское, Верхнеподгорное, Нижнеподгорное, Незлобное, Александрия и некоторые другие. Так, ставропольское казачество пополнилось русскими и украинскими крестьянами.

Кавказское казачье линейное войско

В 1832 году создается Кавказское казачье линейное войско. В него вошли полки терских казаков, Волжский, Хоперский, Кубанский и Кавказский. Во главе войска императором назначался наказной атаман, и он осуществлял военное и гражданское управление казаками. Штаб войска находился в станице Михайловской, затем в Ставрополе. За годы существования Кавказского казачьего линейного войска атаманами назначались генералы П. С. Верзилин, С. С. Николаев, Ф. А. Круковский, Г. Р. Эристов и Н. А. Рудзевич.

В составе Кавказского линейного казачьего войска был сформирован Ставропольский казачий полк. К нему приписали Каменнобродское, Новомарьевское, Надежду, Бешпагир, Пелагиаду, Михайловскую, Темнолесскую, Татарку, Сенгилеевское.

Кавказская казачья линия превратилась в хорошо налаженную оборонительную машину. Днем за окрестностями велось наблюдение с вышек, совершались объезды. На ночь в особых местах устраивались «секреты». При больших тревогах казаки поднимались все как один. Хорошая выучка позволяла Ставропольскому казачьему полку действовать весьма эффективно: через 15 минут после тревоги он мог собрать 20 казаков, через полчаса – 60, а через час весь состав полка, при этом организовав себе в помощь до 500 вооруженных крестьян из соседних селений. Нападений на станицы и села губернии стало меньше, атаки отбивались быстро и с большим уроном для разбойничьих банд.

В это время казаки не только участвуют в боевых действиях, но и несут внутреннюю службу: на постах, в станицах, сопровождают почту и другое.
Чем дольше и лучше служили казаки, тем больше они втягивались в систему общероссийского военного и гражданского управления. В 1831 году вводится форма одежды, основу которой составил кавказский мужской костюм – черкеска. В 1845 году вышло Положение о Кавказском казачьем линейном войске, которое регламентировало все стороны военного и гражданского управления казаками. Со времен А. П. Ермолова командирами к казакам направлялись кадровые военные офицеры, а роль казачьей общины была снижена.

Согласно новому Положению, Кавказскому казачьему линейному войску отводились земли от Усть-Лабинска до Каспийского моря. Оно состояло из 17 полков, объединенных в 8 бригад. Полковой командир имел всю полноту военной и гражданской власти в станице: распределял наряды по службе, командовал военными действиями, определял время пахоты, посева и уборки, порядок выпаса скота и заготовки сена, руководил строительными и ремонтными работами общественных зданий, дорог и мостов.

В 1860 году от Ставропольской губернии были отделены Терская и Кубанская области. В них образовались Терское и Кубанское казачьи войска. При этом часть земель Ставрополья оказалась в составе Кубанского казачьего войска, другая – в составе Терского казачьего войска, а несколько казачьих станиц вернулись в гражданское состояние.

Советский период

Такое положение существовало до установления советской власти, которая отнеслась к казачеству крайне враждебно.

В 1920–1930-х годах менялось административно-территориальное деление: прилегающие к Ставрополью части территорий терских и кубанских казаков то присоединялись, то отделялись. Во время депортаций 1918– 1920 годов множество терцев были выселены в Ставропольский край, а тысячи казачьих семей из плодородной Кубани насильно переселены в засушливые степи Ставрополья. Там до сих пор живут их потомки.

Из-за расказачивания и раскулачивания множество ставропольских казаков оказались разбросанными по всей стране, а на Ставрополье приехали представители других казачьих войск России и Украины. Поэтому современный состав ставропольского казачества так разнообразен, что, однако, не мешает ему возрождаться и объединяться.

Политика советской власти негативно сказалась и на целостности терского казачества. Имевшее до революции собственную территорию и администрацию, оно было лишено своей субъектности и оказалось разделенным между современными республиками Северного Кавказа и Ставропольским краем.

Численность кавалерийских войск Красной армии без казаков значительно сократилась. И в 1924 году была создана Ставропольская казачья дивизия им. М. Ф. Блинова, а в 1936 году — 10-я Терско-Ставропольская территориальная казачья дивизия.

В 1941 году на Ставрополье появилась знаменитая казачья дивизия в составе корпуса Доватора. После войны в Ставрополе действовала высшая школа верховой езды, где готовили кадры кавалеристов. В 1955 году эта школа была закрыта и казачьи кавалерийские части ушли в историю.

Николай Охонько,
директор Ставропольского государственного краеведческого музея Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве

Курортный отдел Ставропольского казачьего войска

Цитата из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на V Международном конгрессе казаков.

«Казак всегда мыслил себя вольным человеком, но понимание свободы в православном казачестве носило глубоко христианский смысл: она воспринималась не как вседозволенность, не „что хочу, то и ворочу“, а как добровольное и самоотверженное подчинение казацкой дисциплине, служение Богу, Отечеству, Церкви Христовой.

Хотел бы особо подчеркнуть: определяющей характеристикой казака является именно его внутренний мир, не штаны с лампасами и хромовые сапоги, не шашки и нагайки, не какая-то другая внешняя атрибутика, о чем я уже сказал сегодня после Литургии, но подлинно христианское мировоззрение, христианское понимание своего долга и служения.

Вера — вот основа жизни казачества. Если этого нет, если у казака нет полноценной церковной жизни, если нет участия в Таинствах, ежедневной молитвы, христианского образа жизни, то такой человек лишь ряженый, он носит казачьи одежды, но душою остается далек от того, чтобы называться казаком. Казачество призвано быть авангардом православного воинства, и осознание столь высокой ответственности должно придавать вам силы и мужество, чтобы с достоинством нести свое непростое служение.»

14 октября 2015 года Святейший Патриарх Кирилл возглавил в Новочеркасске открытие и первое пленарное заседание V Всемирного конгресса казаков на тему «Казачество: единство, Церковь, Родина»

История создания Ставропольского казачьего войска

«На территории Ставропольского края с давних пор существовали казачьи поселения в связи с организацией Кавказской линии, на которую донские казаки посылали казаков по указу Екатерины II. Так возникли станицы Кавказская, Воровсколесская, Темнолесская, Григориполисская, Прочноокопская и Усть-Лабинская. В конце сороковых годов XIX века вдоль Кубани было уже 36 станиц. Казаки этих станиц до сих пор называют себя линейцами и носят свою форму».

Из книги «Казачество — щит Отечества»

Ставропольское казачье войско — воссозданное Союзом казаков казачье войско с центром в городе Ставрополе. Датой образования считается 28 сентября 1990 года, когда состоялся учредительный круг.

История казачества является неотъемлемой частью истории государства Российского. «До революции казаки много потрудились во имя Веры, Царя и Отечества. В XX веке эта традиция была насильственно прервана, и семь десятилетий казачество практически искоренялось, в его первоначальных формах и в его традициях. Но в конце прошлого века казачьи традиции пережили свое второе рождение. И сегодня казачество вновь помогает стране и Церкви, укрепляет рубежи нашей Родины. Воссоздает ее воинскую славу и доблесть», — сказал в своем выступлении на Совете по делам казачества при Президенте РФ, состоявшемся 14 октября 2009 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. – «Годы возрождения казачества вместили в себя успехи и трудности, споры и поиски согласия. Но главный итог, который можно подвести сегодня, состоит в том, что в новых исторических обстоятельствах казаки делом доказали, что они нужны России. Страна и народ увидели, что казачество – это не только часть истории, но и возможность для новых свершений».

Основной задачей Создания Ставрпопольского казачьего войска являлось объединение представителей традиционных казачьих территорий и выходцев из них на основе совместной деятельности и общения, восстановление исторической правды о казачестве и его вкладе в развитие Российского государства, пропаганда обычаев, праздников, обрядов казачества, их традиционного быта и культурного наследия, создание военно-патриотических клубов и школ для подготовки к службе в Российской армии на основе казачьих воинских традиций.

Переломным моментом в судьбе казачества явился 1990 год. Инициативной группой казаков был образован Организационный комитет по подготовке и проведению Большого учредительного круга для создания единой казачьей организации в границах Советского Союза. Созданием Общероссийской общественной организации «Союз казаков» было положено начало возрождения казачества на современном этапе. Эта организация была образована 29 июня 1990 года делегатами Учредительного Круга казаков (со всей территории Советского Союза) как представительное народное объединение, выступающее за возрождение и государственное становление казачества.

На круге был принят Устав, избраны Атаман Союза казаков, Совет атаманов и правление Союза. Первым верховным атаманом Союза казаков стал Александр Гаврилович Мартынов, потомственный донской казак, доктор экономических наук, профессор, казачий полковник. Он неоднократно переизбирался на этот пост вплоть до 2008 года (А.Г. Мартынов подал в отставку, но по решению Большого круга был оставлен пожизненно в звании Верховного атамана). В 2008 году Верховным атаманом Союза казаков России был избран родовой семиреченский казак, полковник Павел Филиппович Задорожный.

В ноябре 1991 года Ставропольский союз казаков принимал у себя II Большой казачий круг Союза казаков России, на котором был утвержден Устав Союза казаков.

В ноябре 1994 года по решению Совета атаманов Союза казаков Ставропольский союз казаков был реорганизован на состоявшемся учредительном круге в Ставропольское казачье войско (СКВ). Был принят устав войска, утверждены программа и эскиз Знамени.

На базе СКВ в 1995 году была создана краевая детская казачья организация, функционирующая и сейчас.

Также в 1995 году был впервые предпринят опыт воссоздания традиционной формы казачьего самоуправления — атаманского правления в станице Воровсколесской.

В ходе чеченской кампании 1994–1996 годов в войске организован набор казаков-добровольцев в Батальон имени генерала А.П. Ермолова, сформированы две роты казаков-контрактников на базе 21-й Воздушно-Десантной бригады (ныне 247 Кавказский казачий десантно-штурмовой полк).

За все эти годы в войске подготовлено и отслужило в Российской армии свыше 2 тысячи казаков, из которых большинство — в элитных частях (спецназ, десантники, пограничники).

В структуру Ставропольского казачьего войска входят станичные, районные отделы казачьих общин на территории Ставропольского края и за его пределами.

24 сентября 2005 года казачество Ставрополья отмечало 15-летие со дня своего возрождения. Праздник состоялся в историческом центре города на Крепостной горе, что соответствовало историческим реалиям: город основан казаками и военными.

Документальные фильмы о жизни казаков Курортного отдела

Видеоматериалы о жизни казаков Курортного отдела

Богоявленская община храма Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка (Санкт-Петербург) и продюсерский центр Игоря Коневиченко представляют фильм о том, как поехали казаки Богоявленской общины в Москву, на Юбилейный круг, посвященный 25-летию Союза Казаков и как от избытка сердца сложили казаки песнь о …

Документальный фильм О ВЕРНОПОДДАННЫХ


Юбилей Союза казаков России — 25 лет

Казаки и казачки объединенной общественной организации «Невская сечь» получают Богословское образование

Торжественный круг провели как в далекие исторические времена: на площади и стоя. Атаман Ставропольского казачьего войска и председатель координационного совета Союза казаков Ставрополья В. Ф. Шарков доложил Верховному атаману Союза казаков России А. Г. Мартынову о готовности к проведению круга.

Прозвучал короткий доклад атамана Виктора Шаркова, чьими трудами заботами и попечением праздник стал возможным.

Ярко, просто и доходчиво говорил верховный атаман Союза казаков России А.Г Мартынов. Он подчеркнул особую роль современного казачества здесь, на юге, в паховом подбрюшье России, сердечно поздравил участников круга с 15-летием возрождения и вручил награды казакам.

В настоящее время Союз Казаков России представляет собой единственную общероссийскую организацию казачества, имеющую разветвленную структуру казачьих объединений во всех местностях традиционного компактного проживания и во многих регионах нетрадиционного проживания казачества, волею судеб заброшенного в эти районы.

Сегодня структурные подразделения Союза действуют на всех исторических казачьих землях и на территориях современного расселения казаков.

В Союз Казаков России входят:

  • Союз казаков Дальней России,
  • Союз сибирских, уральских и семиреченских казаков,
  • Донское казачье войско,
  • Всекубанское казачье войско,
  • Черноморское казачье войско,
  • Ставропольское казачье войско,
  • Терское казачье войско,
  • Казачье войско калмыки,
  • Астраханское казачье войско,
  • Уральское казачье войско,
  • Оренбургское казачье войско,
  • Сибирское казачье войско,
  • Семиреченское казачье войско,
  • Единое Енисейское казачье войско,
  • Иркутское казачье войско,
  • Забайкальское казачье войско,
  • Амурское казачье войско,
  • Уссурийское казачье войско,
  • Якутский казачий полк,
  • а также отдельные округа:
    Северо-Донской, Западный, Северо-Западный, Сахалинский, Всекамчатский Союз казаков и другие казачьи организации – союзы казаков и казачьи землячеств (всего более 70 крупных региональных отделений)

Союз казаков постоянно оказывает помощь Русской Православной церкви и другим традиционным конфессиям нашей страны. В рамках взаимодействия с армией, пограничниками, органами МВД казачество участвует в действиях по наведению и поддержанию конституционного порядка, охраны границы, противодействию экстремизму, терроризму и наркобизнесу. Ведется большая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Современные казаки – неотъемлемая часть российского общества. Сочетая традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, казачество стало влиятельным общественным движением, способным решать государственные задачи», — отмечал атаман Ставропольского казачьего войска Д.В.Стригунов.

В июне 2010 года Союз казаков России отметил свое 20-летие

Ставропольское казачье войско. 1990—2010

Ставрополь, 2010 г. Издательство «Сервисшкола».
Составители Д. В. Стригунов и П.Д. Деев.
348 стр. + цв. вклейка.

Читать книгу

Торжественный сбор Союза казаков России, посвященный 20-летию возрождения казачества России, состоялся в Москве 26 июня 2010 г. В большом казачьем круге приняли участие делегации со всех концов нашей страны. Делегация Ставропольского казачьего войска стала одной из самых представительных — более 60 казаков.

В Москве к ней присоединились делегация Курортного отдела СКВ во главе с нынешним атаманом И.В.Фоменко и полковым священником о.Игорем (Коневиченко), инициатором создания отдела, возглавлявшим его на протяжении 5 лет, а также казаки Столичной сотни СКВ с атаманом В.В. Подъячевым. В составе делегации были и казаки Дагестана и Кабардино-Балкарии.

Сбор начался с Благодарственного Молебна в Храме Рождества Богородицы в Старом Симонове. Храм знаменит тем, что 29 июня 1990г., после 1-го Учредительного Круга Союза казаков, знаменующего возрождение казачества России, в нем был отслужен Благодарственный Молебен и благословлен атаман Союза казаков А.Г. Мартынов.

Затем в Государственном университете состоялась научно-практическая конференция «Казачество на современном этапе и его участие в решении проблем, стоящих перед государством». В президиуме конференции были:

  • Верховный атаман Союза казаков России П. Ф. Задорожный,
  • профессор, доктор экономических наук, 18 лет возглавлявший казачество России А. Г. Мартынов,
  • президент академии геополитических проблем генерал-полковник Л.Г.Ивашов,
  • ректор Госуниверситета управления, известный политик С.Н.Бабурин.

Финальной частью казачьего круга стал концерт, посвященный 20-летию возрождения казачества «20 лет Союзу казаков», в котором участвовали творческие казачьи коллективы, в том числе и ансамбль «Казачья Русь» из Сестрорецка. Исполнение Дмитрием Быструхиным песни «Едут, едут по Берлину наши казаки!» вызвало шквал аплодисментов.

27–28 июня 2015 года в столице нашей Родины, городе-герое Москве состоялся IX Большой круг «Союза казаков России», посвященный 25-летию организации

Верховным атаманом Союза казаков России Павлом Филипповичем Задорожным архимандрит Гавриил Коневиченко был удостоен чести быть священником, назначенным окормлять IХ Большой отчетно-выборный Круг.

Видео по теме: 28 июня 2015 года. Союзу казаков России 25 лет. Девятый казачий круг

  • Руководители Ставропольского казачьего войска (до 1994 года — Ставропольский краевой союз казаков) с 1990–го по 2013 год:
  • С сентября 1990-го по октябрь 1993 года атаманом Ставропольского краевого союза казаков был П.С. Федосов.
  • С октября 1993 года по ноябрь 1994 года атаманом Союза, а с августа 1994 года — Ставропольского казачьего войска был Н.В. Новосельцев.
  • С ноября 1994 года по 3 октября 2005 года, вплоть до своей кончины, войском бессменно руководил В.Ф. Шарков.
  • С 4 октября по 17 декабря 2005 года Ставропольским казачьим войском руководил в качестве наказного атамана П.Д. Деев.
  • 17 декабря 2005 года VII внеочередной круг Ставропольского казачьего войска избрал атаманом Д.В. Стригунова.
Приглашение на II Южно-Российскую практическую конференцию, посвященную 25-летию возрождения казачества Ставрополья

25 лет Ставропольскому казачьему войску

12 марта 2016 года.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий
совершил Всенощное бдение
в храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка

Виртуальный тур

5 декабря 2013 года прошел Первый большой съезд казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения»

Сборник чинопоследований войсковых казачьих обществ

Москва, 2011 г., 46 стр.

Посмотреть сборник

Методические материалы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

РЕЗОЛЮЦИЯ IV Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества»

РЕЗОЛЮЦИЯ Первого большого съезда казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения» (5 декабря 2013 г.)

Протокол постоянной профильной Комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества от 27.05.2013г.

Протокол Заседания постоянной профильной Комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества (г. Москва, 19 октября 2012 года)

Третья Международная научно-практической конференции: «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества» — Доклад Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Ставропольского и Невинномысского, Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

Резолюция Второй Международной научно-практической конференции: «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества»

Повестка дня заседания постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

Протокол заседания постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества

Протокол IV заседания профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества

План работы постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества на I-ое полугодие 2011 года.

Протокол III заседания профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества

Резолюция Первой Международной научно-практической конференции: «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества»

Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах

Учебно-тематический план

Устав Синодального комитета по взаимодействию с казачество

Буклет, посвященный 300-летию Сестрорецка
Казачья община. Летопись 2004-2014

Санкт-Петербург, 2014 г. Формат А4, 36 стр.

Посмотреть буклет

Монография. Посвящена проблемам развития казачества в России.

Санкт-Петербург, ГУАП, 2016 год, 130 стр.

Коневиченко Игорь Леонидович
(архимандрит Гавриил Коневиченко,
настоятель храма Тихвинской иконы
Божией Матери Сестрорецка)

Смотреть

Живите радостно или Сестрорецкая соропись

Казак нашей общины, атаман станицы «Стремя», подъесаул СКР Соловьев Вадим Алексеевич издал книгу о жизни Курортного района, его новейшей истории и об известных личностях Курортного района

Санкт-Петербург, 2012 год, 375 стр.

Смотреть

12 сентября 2016 года Курортный отдел Ставропольского казачьего войска
с дружественным визитом посетил атаман Ставропольского казачьего войска
Дмитрий Владимирович Стригунов

23 декабря в Москве состоялся Совет атаманов Союза казаков России