Сталинская модернизация итоги

58. Сталинская модернизация Сущностью сталинской модернизации является ускоренное превращение Советского Союза из страны аграрной в страну индустриальную, обеспечение максимальной экономической независимости и упрочение обороноспособности СССР. Концепция форсированного развития социализма включала в себя индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию.Индустриализация. В середине 20-х гг. перед советским государством, как и перед Россией начала века, встала задача индустриализации страны. Индустриализация давала возможность достигнуть уровня промышленно развитых стран, а также укрепить и расширить социальную базу большевиков (рабочий класс).Но при выборе концепции индустриального развития в советском руководстве возникли разногласия. В декабре 1925 г на XIV съезде ВКП (б), когда был взят курс на индустриализацию, определились «бухаринская» и «сталинская» теории индустриализации. Концепция Бухарина строилась на трех китах: создание тяжелой промышленности, добровольное кооперирование крестьян и повышение благосостояния народа. Сталинская теория предполагала преимущественное и форсированное развитие тяжелой промышленности, свертывание нэпа, огосударствление экономики, ужесточение рабочей дисциплины и общего режима в стране. Деревня рассматривалась как источник дешевых ресурсов, а от народа требовалось «затянуть потуже пояса». Именно эта теория и легла в основу индустриализации.Были объявлены следующие цели индустриализации:

  • ликвидация технико-экономической отсталости страны;
  • достижение экономической независимости;
  • создание мощной оборонной промышленности;
  • первоочередное развитие базовых отраслей промышленности.

Непосредственным поводом для свертывания нэпа и форсированной индустриализации послужил кризис хлебозаготовок зимой 1927—1928 гг. Несмотря на хороший урожай, крестьяне поставили только 300 млн пудов зерна (что было на 130 млн меньше, чем в предыдущем году). Был поставлен под угрозу экспорт хлеба, а значит и поступление валюты, необходимой для индустриализации. Обострился и вопрос о продовольственном снабжении городов. В результате И.В. Сталин выдвинул теорию об обострении классовой борьбы в стране по мере продвижения к социализму и призвал «отбросить» нэп. В качестве «оперуполномоченных» на хлебозаготовки были мобилизованы 30 тыс. коммунистов. Им поручалось осуществлять чистку в ненадежных сельсоветах и партийных ячейках, создавать на местах «тройки», которым надлежало найти спрятанные излишки, заручившись поддержкой бедняков (получавших 25% зерна, изъятого у зажиточных крестьян), привлекать к уголовной ответственности всех неблагонадежных. В ответ на это многие крестьяне на следующий год уменьшили посевные площади.Кризис хлебозаготовок 1927—1928 гг. заставил И.В. Сталина сделать выводы, которые он озвучил в ряде выступлений в мае—июне 1928 г. По его мнению, назрела необходимость сместить акценты с кооперации — на создание «опор социализма» в деревне в виде колхозов и машинно-тракторных станций (МТС). Сталин считал, что сельское хозяйство несло ответственность за экономические трудности еще и потому, что в промышленности показатели роста были вполне удовлетворительными. В это время началась активная индустриализация и большая часть материальных средств вкладывалась в промышленность.Индустриальный рывок был совершен в годы первых довоенных пятилеток: 1928—1932 (1-я), 1933—1937 (2-я). Третья пятилетка (1938—1942) была прервана войной. Реализация политики индустриализации потребовала изменений в системе управления промышленностью. Начался переход к отраслевой системе управления, укреплялось единоначалие и централизация в распределении рабочей силы, сырья и производстве продукции. На базе Высшего Совета народного хозяйства СССР были образованы народные комиссариаты тяжелой, легкой и лесной промышленности.Первая пятилетка начала осуществляться уже с 1 октября 1928 г. Первый пятилетний план исходил из того, что темпы развития народного хозяйства должны быть значительно выше, чем в капиталистических странах. Главными особенностями первых пятилеток были высокие темпы индустриализации, сжатые сроки, приоритет строительства предприятий тяжелой промышленности, использование внутренних источников накопления путем перекачки средств из деревни и займов у населения. Первый пятилетний план ставил задачу увеличить промышленное производство на 135%, национальный доход на 82%, капиталовложения в промышленность в 4 раза. Планировалась коллективизация 20% крестьянских хозяйств в 5-летний срок. За время первой пятилетки было построено 1500 промышленных объектов (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде и др.). В стране царил небывалый искренний энтузиазм людей, которые самоотверженно тру дились на передовых стройках пятилетки.Но уже к 1930 г. стало ясно, что многие планы нереальны из-за нехватки сырья, топлива, рабочей силы и оборудования. Выход был найден в политике приоритетного распределения материальных ресурсов между предприятиями (50—60 главных строек — ДнепроГЭС, Беломорканал, Турксиб, Магнитка, Комсомольск-на-Амуре и др. — получали 50% средств, остальные 1500 — тоже 50%). Первая пятилетка не была выполнена ни по одному из показателей, но промышленность совершила гигантский рывок вперед.Второй пятилетний план (1933—1937) был более реалистичен: 16,5% прироста продукции в год. Наибольшие темпы роста предусматривались для легкой промышленности, хотя по-прежнему сохранялась тенденция приоритетного развития тяжелой промышленности. В годы второй пятилетки было введено в действие 4500 крупных народнохозяйственных предприятий. Вступили в строй Урало-Кузнецкий металлургический комбинат, Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения. В Москве в 1935 г. открылась первая линия метрополитена. Но в целом политика «больших строек» была заменена на призыв повышать производительность труда. Шахтер из Донбасса Алексей Стаханов в августе 1935 г. во время одной из смен добыл 102 т угля, превысив норму в 14,5 раза. Этот рекорд был установлен в результате правильной организации труда и максимального использования отбойного молотка. В пропагандистских целях рекорд А. Стаханова получил всесоюзную известность, а имя рекордсмена послужило названием трудового «стахановского движения». В годы второй пятилетки был достигнут рост производительности труда в 2 раза, но сам пятилетний план был реализован на 70—77%. П о ряду показателей — производству металла и товаров народного потребления, добыче угля и др. — достичь запланированных рубежей не удалось. Вместе с тем за 13 неполных лет индустриализации наша страна сумела осуществить форсированную модернизацию, создать прочную промышленную базу, обеспечить обороноспособность и экономическую неуязвимость.Реализация сталинской концепции потребовала огромных капиталовложений, которые, в условиях отсутствия иностранных кредитов, изыскивались внутри страны. Источниками капиталовложений стали:

  • сельское хозяйство;
  • принудительные займы у населения;
  • эмиссия денег;
  • торговля водкой;
  • экспорт сырья;
  • усиление эксплуатации трудящихся.

Итоги индустриализации:

  • достигнута экономическая независимость государства;
  • сокращено отставание от западных стран;
  • нехватка товаров народного потребления;
  • диспропорция в развитии промышленности и сельского хозяйства.

Коллективизация. Курс на коллективизацию был провозглашен на XV съезде ВКП (б) в декабре 1927 г. Но в решениях Съезда говорилось о развитии всех форм кооперации, а не одном создании колхозов (т.е. производственной кооперации). Но когда в 1928—1929 гг. были предприняты меры по «сворачиванию» нэпа, началась процессы «сплошной коллективизации» Этот лозунг был выдвинут летом 1929 г. на пленуме ЦК ВКП (б). Коллективизация включала в себя два параллельных процесса: раскулачивание (было раскулачено до 30% крестьянских хозяйств, хотя в деревне кулаков было не более 5%) и создание колхозов (к концу 30-х гг. более 90% крестьянских хозяйств вошли в колхозы). К олхозам предо ставлялись льготы по получению в пользование земли, кредитованию и налогообложению. Одновременно ограничивалась аренда земли кулаками, часто их при нуждали к продаже имевшейся земледельческой техники. Н ачиная с ноября 1928 г. в помощь колхозам начали создаваться государственные машинно-тракторные станции (МТС).Программной для процессов коллективизации стала статья Сталина «Год вели кого перелома» (ноябрь 1929 г.). В ней был сделан вывод о том, что партии удалось добиться перелома в настроениях деревни, и в колхозы добровольно «пошел середняк». Сталинский вывод лег в основу ряда важных партийно-государственных решений по ускоренному развитию колхозных хозяйств, ликвидации кула чества как класса, с конфискацией их имущества и передачей его колхозам.В январе 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором определялись сроки проведения сплошной коллективизации в стране. Северный Кавказ и Поволжье должны были завершить ее к весне 1931 г., Украина, Черноземные области, Урал и Си бирь — к весне 1932 г., остальные зерновые районы страны — к 1933 г. Было утверждено также решение о ликвидации кулачества. На местах решения партийных органов активно исполнялись, что привело к быстрому увеличению числа колхозов. О дновременно нарастало и недовольство крестьян насильственными методами к оллективизации, поли тикой раскулачивания, конфискации имущества, арестов и высылок в отдаленные районы. По разным сведениям, число раскулаченных составило от 3,5 млн до 9 млн человек. Д ерев ня, по сути, лишалась своей элиты — наиболее умелых и предприимчивых крестьян. Многие о ставшиеся в родных местах к рестьяне опасались за свою судьбу и записывались в колхозы. Понимая крестьянское недовольство, И.В. Сталин 2 марта 1930 г. опубликовал статью «Головокружение от успехов», в которой осудил «перегибы» в колхозном строительстве и возложил вину за них на местное руководство. Но политика в отношении деревни и крестьянства оставалась по-прежнему жесткой. Так, 7 августа 1932 г. вступило в действие постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имуществ государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», получившее в народе название «закон о колосках». Предусматривался расстрел за хищения в особо крупных размерах либо высылка сроком до 10 лет за хищения колхозного или коллективного имущества.Масштабные процессы форсированной коллективизации были в целом завершены к середине 30-х гг. Одним из итогов коллективизации стало создание целой системы перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора экономики — в ин дустриальный. О сновными звеньями этой системы являлись: о бязательные госпоставки и закупки сель скохозяйственной продукции по номинальным ценам, многочисленные налоги, обеспечение потребностей ГУЛАГа, организованный набор промышленными предприятиями рабочей силы в деревне, прямое вмешательство партийно-государственного аппарата в процессы производства.В ходе коллективизации потери в сельском хозяйстве оказались значительными. Например, поголовье крупного рогатого скота только за 1929—1932 гг. сократилось на 20 млн (на 1/3), лошадей на 11 млн (на 1/3), свиней — в 2 раза, овец и коз — в 2,5 раза. Но в сталинской стратегии форсированной модернизации, при которой все отрасли народного хозяйства подчинялись нуждам ускоренного про мышленного развития, общий рост сельскохозяйственного производства в целом не требовался. Необходимы были лишь такие преобразования в деревне, при кото рых можно было увеличить рабочую силу в растущей промышленности, обеспечить снабжение промышленности тех ническим сырьем, и одновременно — не допустить длительного голода силами оставшихся в деревне крестьян. Решение именно этих задач коллективизация обеспечила. В течение 30-х гг. из сельского хозяйства «вы свободилось» до 15 — 20 млн человек, что позволило уве личить численность рабочего класса с 9 до 23 млн человек. Главным результатом коллективизации стало обеспече ние условий для гигантского индустриального скачка.Но в результате насильственных изменений устоявшегося хозяйственного уклада в деревне производительные силы сельского хозяйства оказались подорванными на многие годы. Голод, обрушившийся на ослабленную деревню в 1932—1933 гг. (Украина, Северный Кавказ, Поволжье, Казахстан и другие зерновые районы) унес жизни, по разным данным, от 3 до 5 млн человек.Экономические издержки коллективизации не остановили ее проведения. К 1937 г. было организовано свыше 243 тыс. колхозов, в составе которых находилось свыше 93% от общего числа крестьянских дворов. В 1933 г. была установлена система обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству, при которой цены были в несколько раз ниже рыночных. Введенный в 1932 г. паспортный режим ограничивал права крестьян на передвижение.Итоги коллективизации:

  • массовое возмущение крестьян;
  • снижение производства зерна на 15%;
  • снижение продукции животноводства на 40%;
  • голод на Украине, в Казахстане, в Поволжье и на Северном Кавказе;
  • прикрепление крестьян к земле и к колхозам.

Экономика в СССР в результате форсированной индустриализации и сплошной коллективизации превратилась в максимально огосударствленную. Огосударствление экономики позволили говорить о том, что социализм в СССР построен. Видеолекция «Сталинская модернизация»:

Модернизация СССР по-сталински: цели, источники, методы, формы, итоги



Министерство образования и науки Росси

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики

Институт региональной экономики и управления

реферат

по дисциплине: «Отечественная история».

Модернизация СССР по-сталински: цели, источники, методы, формы, итоги.

Выполнила студентка 2 курса

заочной формы обучения

Специальность 080507.65(061100)

Романова Екатерина Андреевна

Шифр студенческого билета

з.о.15.82

Проверил(а):_________________

Санкт-Петербург

2011

1. Введение

2. Исследование сталинской индустриализации

2.1 Цели

2.2 Источники

2.3 Методы

2.4 Формы

3. Выводы по итогам модернизации

4. Список используемой литературы

Введение

Модернизацией СССР по-сталински является так называемая «сталинская индустриализация» 30-х годов. Целью работы является исследование имеющихся материалов о данном периоде и оценка роли модернизации в становлении советского государства.

Также постараемся дать объективную оценку роли Сталина в подготовке к Великой Отечественной войне и ее начальном периоде.

Попробуем дать ответы на следующие вопросы:

1)какие цели преследовались советским руководством, при переводе преимущественно аграрной экономики страны на индустриальные рельсы?

2)во время перестройки сформировалась идея, будто бы НЭП был хорошей альтернативой развития страны, так ли это?

3)какие средства были вложены в модернизацию и возможно ли было обойтись меньшими затратами?

4)была ли альтернатива взятому Сталиным курсу на ускоренную индустриализацию, сопровождавшуюся неизмеримыми страданиями народа и миллионными людскими потерями?

5)какими методами проводилась модернизация на огромной территории советского государства?

6)как, собственно, протекала модернизация, какие сложности возникали?

7)к чему привела модернизация, каковы положительные и отрицательные итоги?

2.1 Цели модернизации

Социалистическая индустриализация Союза Советских Социалистических Республик (другое ее название – «сталинская индустриализация») представляла собой процесс, направленный на ускоренное наращивание экономического и промышленного потенциала всех входящих в Союз республик. Главная цель индустриализации – сокращение отставания страны от экономически развитых капиталистических государств. Задачей индустриализации была официально озвученная программа по превращению СССР из аграрной страны в одну из передовых индустриальных держав. Этот процесс происходил главным образом в 1930-е гг.

Побочные цели: облегчение управления различными социальными группами людей, снижение вероятности массовых бунтов, наращивание экономического и военного потенциала страны, улучшение рабочих условий трудящихся, развитие обороноспособности страны.

Несмотря на то что основной промышленный потенциал Советского Союза был сформирован несколько позднее (во времена семилеток), под индустриализацией принято понимать эпоху первых пятилеток.

2.2 Источники модернизации

Чтобы понять логику советского руководства, необходимо знать, в каком мире оно существовало. После окончания Первой мировой войны было два взгляда на будущее. Согласно первому, было достигнуто почти идеальное мироустройство, которое могло дальше развиваться, избавив человечество от огромного количества проблем, в том числе от ужасов мировых войн. Подобный взгляд разделяли либеральные демократии – победители в войне: Великобритания, Франция, США.

Существовал другой подход, по которому стоящие перед миром противоречия не были решены. Сохранялся колоссальный конфликтный потенциал, который должен был разрешиться в следующей мировой войне. Подобного подхода придерживались различные течения марксизма и реваншистские силы в странах, считавших себя обиженными итогами Первой мировой войны: Германии, Японии, Италии. Как показали дальнейшие события, второй взгляд был более реалистичным.

Обладая более адекватной картиной мира, марксисты могли строить более адекватную внешнюю и внутреннюю политику. Они прекрасно понимали, что в ближайшее время страна окажется вовлеченной в жесточайший мировой конфликт. Насколько Россия была к нему готова?

В последнее время стало принято утверждать, что в 1913 году Россия была самой интенсивно развивающейся мировой державой. Но необходимо учитывать, что темпы роста были столь высоки из-за эффекта низкой базы. Экономика России к началу Первой мировой войны была гораздо слабее экономик стран-лидеров, особенно учитывая ее структуру, а именно неспособность производить в больших масштабах наиболее передовую по меркам того времени продукцию.

Первая мировая оказалась весьма длительной и упорной схваткой противоборствующих сторон. Экономический потенциал приобрел, фактически, решающее значение в победе.

По данным «Большой советской энциклопедии» производство вооружений в России отставало от Франции, Великобритании, Германии приблизительно в пять раз. Особенно сильно отставание сказывалось в новейших по тем временах отраслях: производстве танков и минометов, которое Россия вообще не смогла наладить, самолетов и пулеметов, где наша страна отставала примерно в 10 раз.

Столкнувшись с затяжной войной, противоборствующие стороны начали переводить экономику на военные рельсы и весьма преуспели. Россия оказалась к этому не способна. Относительно хорошо развитая военная промышленность опиралась на слабую индустриальную базу. Поэтому довольно большая военная промышленность царской России не могла обеспечить потребности армии.

Столь плачевное положение было связано с тем, что Россия находилась в первой стадии индустриализации, когда развиваются отрасли легкой промышленности, обладающие низкой капиталоемкостью и высокой трудоемкостью. Только после накопления значительных капиталов в легкой промышленности начинается развитие тяжелой промышленности, чего в начале ХХ века в России еще не произошло.

Но такое состояние экономики оказалось совершенно неадекватным военно-стратегическим задачам, стоящим перед страной в начале ХХ века. Тяжелейшее положение России привело к революции. Последовавшая гражданская война серьезно подорвала и без того слабую экономическую базу России. Произошло колоссальное падение производства, были утрачены старые квалифицированные кадры, исчезли некоторые технологии. Российская промышленность, и ранее достаточно отсталая, оказалась в катастрофическом положении.

До 1928 г. правительство молодого Советского государства вело относительно мягкую новую экономическую политику (НЭП). Это время характеризовалось тем, что сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, розничная торговля находились главным образом в частных руках. Под контролем же государства были тяжелая промышленность, банки, оптовая и международная торговля и транспорт. Государственные предприятия находились между собой в отношениях здоровой конкуренции. Функция Госплана состояла в основном в разработке прогнозов, которые устанавливали ведущие направления развития и определяли размер государственных инвестиций в ту или иную сферу экономики.

НЭП несколько выправил ситуацию, но к окончанию НЭПа в промышленности был примерно достигнут уровень 1913 года, в то время как основные конкуренты за истекшие 20 лет ушли далеко вперед.

С точки зрения внешней политики государство находилось в достаточно тяжелом положении, так как руководство ВКП (б) не исключало такой вариант развития событий, по которому вероятность новой войны с капиталистическими государствами была бы очень высокой. Именно этот факт требовал от страны практически полного перевооружения.

Но главная проблема состояла в том, что начать это перевооружение в тот момент было невозможно, а причиной тому была значительная отсталость тяжелой промышленности. В то же время темпы индустриализации казались правительству не слишком высокими в связи с существенным отставанием от капиталистических государств, в которых в 1920-е гг. наблюдался значительный экономический подъем. К тому же внутри страны существовали серьезные социальные проблемы, одной из которых была безработица в городах. К окончанию политики нэпа численность безработных составляла уже более 2 млн человек, что соответствовало примерно 10 % городского населения.

Руководство страны полагало, что одним из основных факторов, сдерживающих индустриализацию в городах, был недостаток продуктов, так как деревни не хотели обеспечивать города дешевым хлебом. И эти трудности правительство стремилось преодолеть за счет планового распределения ресурсов между сельским хозяйством и индустрией, которое планировалось осуществить с помощью опоры на концепцию социализма, о чем было публично объявлено на XIV съезде ВКП (б) и на III Всесоюзном съезде Советов в 1925 г.

Веря в то, что новая межимпериалистическая схватка произойдет в ближайшем будущем, большевистское руководство считало, что стране необходимо интенсивно развивать экономику. В первую очередь, тяжелую промышленность – базу для военного производства. Вместе с тем экономические предпосылки для развития тяжелой промышленности еще не сложились. НЭП существовал слишком мало времени, чтобы в легкой промышленности были накоплены капиталы, достаточные для инвестирования в тяжелую. Они не могли быть накоплены и из-за позиции большевистского руководства. Разрешить нэпманам инвестировать в тяжелую промышленность означало утратить сначала экономическую власть, а затем – политическую.

Советское руководство во главе со Сталиным приняло решение построить эту базу с помощью индустриализации. В кратчайшие сроки и любой ценой.

2.3 Методы модернизации

Итак, началась социалистическая индустриализация в качестве одной из ведущих частей «триединой задачи по коренному переустройству общества», в которую входили индустриализация, коллективизация сельского хозяйства (создание колхозов) и культурная революция. В науке началом этого процесса принято считать принятие и реализацию первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928—1932 гг.). Вместе с этим было принято решение о ликвидации частно-товарных и капиталистических форм хозяйствования.

Проведение индустриализации было невозможно без основательной реконструкции народного хозяйства. Этот процесс должен был сосредоточить главные ресурсы страны на развитии тяжелой промышленности.

Экономический рывок 1930-х гг. в рамках советской идеологии считался одним из важнейших достижений СССР. Однако с конца 1980-х гг. актуальный вопрос о реальных масштабах и действительном историческом значении индустриализации стал предметом достаточно бурных дискуссий. Эти споры непосредственно касались настоящих целей и средств, которые выбрало советское правительство для ее реализации, а также тесной связи индустриализации с коллективизацией и последовавшими в скором времени массовыми репрессиями. Особое внимание в дискуссиях было уделено итогам индустриализации, оказавшим влияние на современную экономику и общество в целом.

Особое внимание развитию советской экономики было уделено еще при В. И. Ленине. В годы Гражданской войны правительство во главе с вождем пролетариата приступило к разработке плана, касающегося повсеместной электрификации государства.

В декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов был принят план Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), а год спустя его одобрил IX Всероссийский съезд Советов.

В этом документе планировалось форсированное развитие электроэнергетики, причем оно находилось в тесной связи с планами развития территорий. План ГОЭЛРО был рассчитан на 10—15 лет, и в его рамках намечалось строительство 30-ти электростанций (20-ти ТЭС и 10-ти ГЭС), чья суммарная мощность должна была составить 1,75 млн кВт. Этот проект включал в себя восемь основных экономических районов: Центрально-промышленный, Южный, Уральский, Приволжский, Северный, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский.

Вместе с этим одновременно осуществлялось ускоренное развитие системы транспортного обеспечения страны: восстанавливали старые и строили новые железнодорожные линии. В эти же годы приступили к строительству Волго-Донского канала.

Именно с плана ГОЭЛРО началась повсеместная индустриализация СССР. К примеру, выработанная в 1932 г. электроэнергия по сравнению с 1913 г. возросла в 7 раз – с 2 до 13,5 млрд кВт/ч.

Выбор дальнейших путей реализации этого плана обсуждался в течение последующих 2-х лет. В результате были выработаны два основных подхода – генетический и телеологический. Сторонниками первого были В. А. Базаров, В. Г. Громан, Н. Д. Кондратьев, считавшие, что план должен основываться на законах развития и роста экономики, которые необходимо выявить с помощью тщательного анализа существующих тенденций. Телеологического подхода придерживались Г. М. Кржижановский, В. В. Куйбышев, С. Г. Струмилин. С их точки зрения, план должен был переформировать экономику и основываться на дальнейших структурных изменениях возможностей производства продукции и ужесточении дисциплины.

Сталинская модернизация

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс

Сталинская модернизация страны и ее особенности

План-конспект открытого урока по истории

Камбердиева И.В.

Цели урока:

  1. Охарактеризовать положительные и отрицательные стороны модернизации страны в 1930-е годы.

  2. Показать влияние реформ 1930-х годов на социально- экономическое развитие СССР.

  3. Способствовать развитию устной речи, активизации мыслительной деятельности учащихся, прививать интерес

к предмету.

  1. Формировать культуру полемики, умение выслушивать

оппонента, терпимость к иной точке зрения.

  1. Дать объективную оценку реформам 1930-х годов.

Оборудование:

  • карта «СССР в годы индустриализации»,

  • атласы по истории СССР ХХ в.,

  • Сборники документов по истории ХХ в.,

  • интернет-источники,

  • карточки с заданиями.

Литература:

  • учебник по истории России. 11 класс. Измозик В.С. РудникС.Н.

  • В.А.Карпов. КПСС в резолюциях т.1.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа.

Ход урока.

Подготовительный этап.

Каждому ученику дается опережающее задание по подготовке и анализу конкретного вопроса.

Основной этап.

Обсуждаемые вопросы.

  1. Индустриализация страны: плюсы и минусы.

  2. Коллективизация страны: суровая необходимость или роковой просчет.

  3. Культурная революция: положительное и отрицательное.

  4. Политические репрессии в СССР: борьба за власть или бессмысленный террор.

Вводное слово учителя.

История нашей страны сложна и многогранна. Если бросить ретроспективный взгляд в наше прошлое, то мы увидим, что большое место в нем занимали различные реформы, будь-то реформы Избранной рады, реформы ПетраI или же реформы 60-70-х годов XIX века.

Вот и сегодня на слуху у всех «модернизация», которая в смысловом отношении тесно связана с понятием реформа. Мы слышим о модернизации экономики, культуры, образования, которая должна решить проблемы стоящие перед страной сегодня. В этом плане наша тема: «Сталинская модернизация страны и ее особенности» очень актуальна. Ведь в 1920-х гг. СССР также столкнулся с проблемами в экономике, культуре, политике, и по мнению многих историков довольно успешно решил эти проблемы. Однако различные аспекты сталинской модернизации и сегодня имеют неоднозначную оценку и трактовку среди историков и политиков. Поэтому наша цель в ходе сегодняшнего урока выявить: достижения и просчеты, плюсы и минусы, положительное и отрицательное в сталинской модернизации страны.

Участвуя в дискуссии, вы попробуете дать свою оценку реформам 1930-х годов. Не следует претендовать на абсолютную истину, но нужно стремиться приблизиться к ней. Может опыт старших поколений поможет нам решить сегодняшние проблемы.

Дискуссия – это полемика, спор, поэтому мы с вами будем совершенствовать культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.

Итак, на прошлом уроке мы говорили и НЭПе.

  • Почему было решено перейти к новой экономической политике?

  • В чем ее новизна и сущность?

  • Денежная реформа периода НЭПа.

  • Что объединяло НЭП с политикой «военного коммунизма»?

  • Устанавливался ли НЭП «всерьез и надолго»?

  • Работа с заданием ЕГЭ (презентация, слайд 2).

  • В годы НЭПа была выдвинута идея гражданского мира. Что она из себя представляла?

  • Атеистическая политика большевиков. Так ли ново было отделение церкви от государства?

  • Два проекта объединения советских республик.

  • Образование СССР. Первая Советская Конституция.

  • Итоги НЭПа (большевики укрепили свою власть, СССР признали на мировой арене).

Производственные итоги НЭПа:

  • с 1927г. строительство Турксиба;

  • с 1926 г – закладка Сталинградского тракторного завода;

  • 1927г. Днепрогэс;

  • план ГОЭЛРО (государственная комиссия по электрификации России, Кржижановский) дек.1920 г.;

  • к концу 20-х гг. электростанции давали в 2 ,5 раза электроэнергии, чем в царское время;

  • десятки шахт в Сибири и Донбассе;

  • если принять за 100% уровень промышленного производства в 1913 г., то в 1928 г. он составил в СССР –120 %, США –160 %, Германии –104%, Англии-90%.

Мог ли НЭП стать основой и вариантом модернизации?

Что делать?

Бухарин, Рыков, Томский

Сталин

Трансформация Нэпа в рыночную модель, развитие рыночных механизмов, уничтожение «ножниц цен», «правый уклон»

Форсированное строительство социализма в городе и деревне (индустриализация и коллективизация, уничтожение кулачества)

  • Почему победу одержала сталинская версия модернизации? Презентация слайд 3

Итак, в 30-е гг. ХХ в. в нашей стране продолжается модернизация, которая проводится государством и представляет собой особенный вариант ускоренной догоняющей модернизации в форме индустриализации и коллективизации.

Работа с терминами:

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ — процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ сельского хозяйства в СССР — массовое создание коллективных хозяйств (колхозов), осуществленное в кон. 1920-х — нач. 1930-х гг., сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств.

Источники модернизации

Предположите, что могло стать источниками для проведения модернизации?

Индустриализация в любой стране сложна и тяжела для населения из-за сокращения средств на нужды людей. Особенность индустриализации в СССР – отсутствие внешних резервов (нет притока внешних капиталов, внешних займов) и расчёт только на внутренние:

Презентация слайд 4

Главный источник — коллективизация с/х.

Презентация слайд 5

Позиция Сталина отражала тенденцию к безоглядному форсированию коллективизации. В основе этой позиции лежало пренебрежение к настроениям крестьянства, игнорирование его неготовности и нежелания отказаться от собственного мелкого хозяйства. Сталин оптимистически уверял, что на основе колхозного строя наша страна через три года станет самой хлебной страной в мире. И, выступая перед аграрниками-марксистами, он призывает насаждать колхозы, ликвидировать кулачество как класс, не пускать кулака в колхоз, сделать раскулачивание составной частью колхозного строительства: «необходимо сломить кулачество, ударить по кулачеству так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги…».

Презентация слайд 6

30 января 1930 г.- Постановление СНК СССР о борьбе с кулацкими хозяйствами, начало массового раскулачивания.

2 марта 1930 г.- статья Сталина «Головокружение от успехов».

14 марта 1930 г.- Постановление ЦК «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном строительстве», после которого на короткий срок снизились темпы коллективизации.

Презентация слайды 7,8,9

Вывод: Если подходить к вопросу о раскулачивании с чисто экономических позиций, отбрасывая пока в сторону социальные, юридические, политические, нравственные проблемы, то сразу можно обратить внимание на два момента. Презентация слайд 10, 11

  1. Раскулачивание означало устранение из деревни элемента хотя и содержащего капиталистический потенциал, но обладавшего навыками культурного хозяйствования. Даже брошенные в отдалённые, суровые, необжитые районы, бывшие спецпереселенцы сумели в удивительно короткие сроки создать коллективные хозяйства, оказавшиеся передовыми. Из их среды вышли талантливые руководители коллективного производства.

  2. Сумма расходов по выселению и обустройству выселенных кулаков едва ли покрывалась конфискованным у них имуществом.

Презентация слайд 12 Кулаки – 3-4%,
процент раскулаченных – 15-20%

Почему?

Презентация слайд 13, 14

Вы думаете, это так давно и далеко было? Нет, это 30-е гг. XX в. Ещё не прошло ста лет. Вы – потомки этих людей. А теперь, давайте послушаем тех ребят, которые подготовили страничку «История моей семьи» (сообщения уч-ся).

Презентация слайд 15

Бездумная гонка темпов коллективизации, как уже говорилось, везде приводила к тяжёлым последствиям. В 1932—1933гг. пришел голод. На карте районы голодомора: Украина, Поволжье, Казахстан. Факты массового голода были скрыты от мировой и советской общественности, а сообщения о нём, появившиеся в зарубежной печати, опровергались. Предание гласности информации о голоде расценивалось сталинским руководством как «подрывная деятельность» и сурово наказывалось.

Презентация слайд 16, 17

Преодоление кризисной ситуации требовало огромных усилий и времени. Восстановление сельскохозяйственного производства началось в 1935 — 1937 гг. Стали увеличиваться урожаи, возобновился рост поголовья скота, улучшилась оплата труда. Сказывались результаты и технического перевооружения сельского хозяйства. В 1937 г. система машинно-тракторных станций (МТС) обслуживала 0,9 колхозов. Однако прирост производства за эти три года не покрыл потерь первых двух лет.

Итоги коллективизации – база и источник индустриализации.

Презентация слайд 18

На XIV съезде, в декабре 1925 года был взят курс на “социалистическую индустриализацию”, на усиление планово-директивного начала в строительстве социализма. Сталин и его сторонники сформулировали конечную цель индустриализации — превратить СССР из страны, ввозящую машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование; «Догнать и перегнать Америку».

Презентация слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26

За годы первых пятилеток была создана мощная индустриальная база страны в Западной Сибири и на ДВ, открыты и освоены нефтяные месторождения в Татарии и Сибири, появились новые отрасли промышленности — автомобильная, станкостроение, тракторная, автомобильная, авиационная, сельскохозяйственного машиностроения, химическая. К концу 30-х гг. СССР превратился в одну из немногих стран, способных производить все виды индустриальной продукции и обходиться без импорта товаров.

Презентация слайд 27, 28, 29, 30, 31, 32

Но какой ценой?

Презентация слайд 33, 34

  • А что вы знаете о передовиках первых пятилеток? Презентация слайд 35, 36, 37 (Беломорканал)

Презентация слайд 38, 39 Третье направление сталинской модернизации —

Культурная революция:

  1. Стремление приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения, борьба с неграмотностью: создание ликбезов, изб – читален.

  2. Идеологизация культуры, неприятие культурного развития предшествовавшего, дореволюционного этапа: разрушение храмов, памятников, высылка из страны инакомыслящих (философский пароход 1922г.), насаждение идеологического единообразия как предпосылки создания тоталитарного государства.

Основные мероприятия:

  1. 1918г. — Декларация о единой трудовой школе;

  2. 1919г. — Совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном или русском языке;

  3. 1921г. – образование Государственного ученого совета;

  4. 1923г – было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (М.И.Калинин);

  5. 30 г. – всеобщее начальное образование (вводились 4-летнее начальное образование, обязательное 7-летнее образование).

Работа с заданием ЕГЭ (презентация, слайд 40).

Обобщающее слово учителя.

Презентация слайд 41

В ходе урока мы с Вами рассмотрели основные итоги сталинской модернизации страны. Индустриализация, коллективизация, культурная революция способствовали росту производительных сил страны. СССР тогда сделал экономический рывок это очевидно. Вопрос о цене этого рывка еще долгое время будет предметом споров. Политические репрессии также еще будут предметом политических баталий. Думается, что нынешнее поколение постепенно переосмыслит опыт старших поколений

и сделает соответствующие выводы.

Подобная модернизация, проведённая таким способом, была возможна только при одном условии, каком?

Тоталитаризм. Эта тема нашего следующего урока.

Презентация слайд 42

Домашнее задание §19.

Сталинская модернизация СССР

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4

Сталинская модернизация – комплекс мероприятий, проведенный в СССР в 1930-1940-е гг. с целью преодоления общей отсталости страны от Запада, подготовки к войне и построения социализма. Ее главными мероприятиями стали индустриализация, коллективизация и культурная революция.

Индустриализация

Цели индустриализации:

  1. Достижение экономической независимости.
  2. Создание мощного ВПК.
  3. Ликвидация технико-экономической отсталости СССР.
  4. <=»» ol=»»>

Как и в годы НЭПа, самым актуальным вопросом был вопрос об источниках средств для индустриализации. В силу сложного международного положения СССР эти источники должны были быть исключительно внутренними.

Способы (пути) получения средств для индустриализации:

    1. Перекачка средств из сельского хозяйства (коллективизация) и легкой промышленности. Все предприятия были разделены на две категории. Категория «А» — стратегически важные предприятия и предприятия производящие средства производства (тяжелая промышленность); категория «Б» — второстепенные предприятия, обслуживающие потребности населения (легкая промышленность). Предприятия категории «Б» финансировались по остаточному принципу.
    2. Монополия государства на внешнюю торговлю (экспортируются зерно, золото, сырье). Все вырученные средства шли на закупку промышленного оборудования.
    3. Конфискация средств у частного сектора. Делалось это как косвенно – через непомерные налоги, так и непосредственно – через прямой административный нажим. В промышленности и торговле частный сектор был окончательно свернут в 1933 г.
    4. Изъятие средств у населения через увеличение налогов, повышение цен, карточную систему распределения товаров (с 1928 по 1934 гг.) и продажу облигаций. Уровень жизни в годы индустриализации упал в два раза.
    5. Использование трудового энтузиазма населения. Своего пика он достигает в 1935 г., когда начинается стахановское движение. В это время преобладает моральное стимулирование, которое позволяет решать масштабные производственные задачи с максимальной экономией средств. В 1939 г. начнется «поворот к человеку» т.е. расширение материального стимулирования трудящихся.
    6. Эксплуатация труда заключенных ГУЛАГА, который в массовом порядке используется на самых трудных и опасных участках работ.

Массовый энтузиазм населения и подневольный труд позволили отчасти компенсировать недостаток современной техники и квалифицированных специалистов.

1926-1928 гг. историки определяют как начальный этап индустриализации. За это время более чем втрое увеличились капиталовложения в промышленность, правда, большинство из них шло на реконструкцию и техническое переоснащение уже имевшихся фабрик и заводов.

1928-1932 гг. – I пятилетка. I пятилетний план был составлен ведущими экономистами СССР (Н. Кондратьев, А. Чаянов) и предполагал увеличение объемов производства почти в 3 раза. Выполнение плана было сорвано из-за штурмовщины и неразберихи, вызванных призывом партии к выполнению плана досрочно и корректировками внесенных в него Сталиным, значительно повысившим плановые показатели. Тем не менее, во время I пятилетки был построен целый ряд предприятий (Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Россельмаш и т.д. – всего около 1500) и заметно увеличены объемы производства.

В годы первой и второй пятилеток (1933-1937 гг. – единственная пятилетка, полностью выполнившая план) создаются угольно-металлургическая база на востоке (Магнитогорск – Кузнецк), нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог (Турксиб, Новосибирск – Ленинск), появляются новые отрасли промышленности, которых не было в дореволюционной России.

Значение индустриализации:

    1. По объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США. Особенно заметным был рост производства в тяжелой промышленности.
    2. Значительно возросла численность рабочего класса.
    3. Из промышленности и торговли полностью вытеснен частный капитал.
    4. Значительно изменился общий характер экономики – страна из аграрной превратилась в аграрно-индустриальную.
    5. Были искоренены социальные проблемы, характерные для капитализма, — исчезла безработица (последняя биржа труда закрыта в 1930 г.).
    6. По ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности. СССР стал одной из стран, способных производить любой вид промышленной продукции и обходиться без импорта существенно необходимых товаров.
    7. Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой ВПК, продукция которого по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы. Именно экономическое превосходство СССР над противником стало одной из причин нашей победы в Великой Отечественной войне.
    8. Форсированная индустриализация была проведена ценой деградации ряда отраслей экономики, прежде всего легкой промышленности и аграрного сектора.
    9. В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экономической основой тоталитарного режима.

Уже в конце30-х гг. темпы индустриализации замедляются – не хватает материальных ресурсов и профессионально подготовленных кадров.

Коллективизация

Проведение грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки сельского хозяйства, которое воспринималось как источник ресурсов. Кроме того, растущим городам требовалось все большее количества продовольствия. Решение о начале коллективизации было принято в декабре 1927 г., на XV съезде ВКП(б) – «Съезд коллективизации».

Официально коллективизация началась 7 ноября 1929 г., когда в газете «Правда» появилась статья Сталина «Год великого перелома». В ней перед Советским государством ставилась задача в кратчайший срок перестроить сельское хозяйство.

В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Начался первый этап коллективизации (до марта 1930 г.).

Одновременно осуществлялись две группы мероприятий – «сплошная» коллективизация (массовое насильственное создание колхозов) ираскулачивание. Теоретически можно было создавать кооперативы и других типов (артели, ТОЗы и т.д.), но, фактически, допускалось создание только колхозов.

Ликвидация кулацких хозяйств проводилась, во-первых, с целью передачи их имущества в колхозы, во-вторых, для уничтожения в деревне политической оппозиции Советской власти и, в-третьих, для подавления крестьянского недовольства. Можно утверждать, что раскулачивание было не экономическим, а, прежде всего, политическим процессом.

К весне 1930 г. Сталину становится ясно, что «сплошная» коллективизация может привести к серьезному экономическому и политическому кризису – в хлебных районах возникали стихийные восстания крестьян, шел массовый забой скота, начались волнения в армии. 2 марта 1930 г. в «Правде» была опубликована его статья «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся положение Сталин возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что «нельзя насаждать колхозы силой». После этой статьи Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник. Начался второй, более мягкий, чем первый, этап коллективизации. Однако уже к 1932 г. «сплошная» коллективизация возобновилась.

Значение коллективизации:

    1. Ликвидировано сельское перенаселение – от невыносимой жизни крестьяне бегут в города. Чтобы ограничить миграцию в 1932 г. были введены паспорта для городского населения.
    2. Происходит сокращение поголовья скота и посевных площадей. Это привело к невиданному голоду, охватившему примерно 25—30 млн. человек (1932—1933 гг.). Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации.
    3. Падение производства зерна, несмотря на вполне удовлетворительный уровень механизации (эту задачу решали созданные в 1928 г. МТС). Прекрасно работавшие до коллективизации «на себя», крестьяне занимались в колхозах откровенным саботажем. Тем не менее, колхозы смогли накормить строителей многочисленных промышленных предприятий-гигантов.
    4. Коллективизация подорвала авторитет Советской власти в деревне. Неслучайно население наиболее пострадавших от раскулачивания районов во время Великой Отечественной войны встречало немцев хлебом-солью.
    5. Коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриализации.

Культурная революция

Цели культурной революции 1930-х гг.:

    1. Подготовка специалистов для модернизации советского общества. Особенно остро ощущалась нехватка инженерных кадров. Для реализации этой цели продолжается политика повышения образовательного уровня населения. В 1930 г. в стране было введено всеобщее начальное образование. В 30-е гг. была в основном преодолена неграмотность. В 1937 г. всеобщим стало семилетнее образование. Открываются сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических.
    2. Установление тотального контроля государства над духовной жизнью общества. Создаются централизованные подконтрольные правительству «творческие союзы» интеллигенции: Союз композиторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.), Союз художников (в 1932 г. – на республиканском уровне, во всесоюзном масштабе оформлен в 1957 г.). Господствующим творческим направлением был провозглашен «социалистический реализм», требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто описания «объективной реальности», но и «изображения в ее революционном развитии». Утверждение жестких канонов художественного творчества углубило внутреннюю противоречивость развития культуры, характерную для всего советского периода.

Событиями театральной жизни стали спектакли К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова.

Развивается советский кинематограф. Первый звуковой фильм — «Путевка в жизнь» режиссера Н.В. Экка. С огромным успехом идут в кинотеатрах «Семеро смелых» С.А. Герасимова, «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Н. А. Дзигана и др.

Значительный вклад в развитие мирового музыкального искусства внесли С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович.

Заметным явлением в развитии изобразительного искусства стали картины и скульптуры В.И. Мухиной («Рабочий и колхозница»), М.В. Грекова, архитектурные сооружения В.Л. Весниных, А.В. Щусева.

30-е годы стали временем невиданных гонений на церковь. Разрушаются уникальные памятники церковной архитектуры: храм Христа Спасителя, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле и т.д.

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)» И.В. Сталина, ставший идеологической базой исследований и преподавания не только истории и философии, но даже технических дисциплин.

⇐ Предыдущая1234

Рекомендуемые страницы: