Средства информационного противоборства

Содержание

Информационное противоборство

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Российская Федерация). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

  • реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;
  • совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;
  • противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Определения

Информационное противоборство — соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Под информационным противоборством понимается борьба в информационной сфере, которая предполагает комплексное деструктивное воздействие на информацию, информационные системы и информационную инфраструктуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации, информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства над противоборствующей стороной.

Объекты и субъекты информационного противоборства

Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе — применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы. Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе — следующие виды: массовое и индивидуальное сознание граждан; социально-политические системы и процессы; информационная инфраструктура; информационные и психологические ресурсы.

К субъектам информационного противоборства относят: государства, их союзы и коалиции; международные организации; негосударственные незаконные (в том числе — незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности; транснациональные корпорации; виртуальные социальные сообщества; медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации — СМИ и МК); виртуальные коалиции.

Примечания

  1. Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  2. Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  3. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. — М.: МИФИ, 2003.
  4. Стюгин М. Оценка безопасности системы информационного управления Российской Федерации. 2006.
  5. Информационная безопасность (2-я книга социально-политического проекта «Актуальные проблемы безопасности социума»). М.: «Оружие и технологии», 2009.
  6. Манойло А. В. Объекты и субъекты информационного противоборства. 2003.

См. также

  • Информационная война
  • Информационная безопасность
  • Государственная информационная политика
  • Манипуляция массовым сознанием

Ссылки

  • Манойло А. В. Объекты и субъекты информационного противоборства. 2003.
  • Стюгин М. Оценка безопасности системы информационного управления Российской Федерации. 2006.
  • Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 c.

СМИ, пропаганда и информационные войны

По нашему мнению следует различать информационное противоборство (борьбу) в широком (во всех сферах) и узком смысле слова (в какой либо сфере, например в политической сфере).

Информационное противоборство (борьба) – форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Основные сферы ведения информационного противоборства:

• политическая,

• дипломатическая,

• финансово-экономическая,

• инновационная

• военная.

Геополитическое информационное противоборство (ГИП) – одна из современных форм борьбы между государствами, а также система мер, проводимых одним государством с целью нарушения информационной безопасности другого государства, при одновременной защите от аналогичных действий со стороны противостоящего государства.

Геополитический стратегический политический анализ

ЦЕЛИ:

1. Анализ и прогноз развития ситуации во всех важнейших сферах своего государства и геополитического конкурента – политической, дипломатической, финансово-экономической, военной.

2. Подготовка возможных вариантов и расчет последствий управляющих информационных воздействий.

Геополитическое прогнозирование – процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях и сроках его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для практической деятельности в условиях настоящей действительности.

Основные принципы геополитического прогнозирования

системность

согласованность

непрерывность

верифицируемость

альтернативность

рентабельность

Основные задачи геополитического прогнозирования

Избежать нежелательных результатов развития событий

Приспособиться к неизбежному

Ускорить вероятное развитие конкретного события в желательном направлении

Основные методы геополитического прогнозирования

По признаку информационного обоснования

Фактографические

Экспертные

Комбинированные

По принципу обработки информации

1. Статистические (Экстраполяция, Интерполяция, Факторный анализ, Корреляционный анализ).

2. Опережающие.

3. Аналогий (математические аналогии, исторические аналогии).

4. Прямые экспертные оценки (экспертный опрос, экспертный анализ).

5. Экспертные оценки с обратной связью.

Что же лежит в основе геополитического прогнозирования?

На наш взгляд, верен подход о необходимости сценарного анализа мира на основе стратегического анализа.

Этапы процесса управления ГИП

1. Прогнозирование и планирование.

2. Организация и стимулирование.

3. Обратная связь.

4. Регулирование.

5. Контроль исполнения.

Этапы выработки решения в ходе ГИП

1. Оценка обстановки:

• определение состава показателей и критериев,

• оценка достоверности поступивших данных,

• анализ состояния объекта управления,

• анализ состояния субъекта управления,

• анализ отклонений.

2. Целеполагание.

3. Определение замысла решения.

4. Формирование вариантов решения (их должно быть не менее ТРЕХ).

Целью геополитического информационного противоборства является хаос в системах принятия решений и управления противостоящего государства, манипулирование общественным мнением (глобальным, региональным, национальным), а также обеспечение информационной безопасности России для обеспечения эффективного функционирования в мировом информационном пространстве.

Следует выделить два вида информационного противоборства (борьбы): информационно-техническое и информационно-психологическое.

При информационно-техническом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы (системы связи, телекоммуникационные системы, системы передачи данных, радиоэлектронные средства, системы защиты информации и т. д.).

При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются психика политической элиты и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного сознания и мнения, принятия решений.

Информационное противоборство (в политической сфере) включает три составные части.

Первая – стратегический политический анализ.

Вторая – информационное воздействие.

Третья – информационное противодействие.

Стратегический политический анализ – это комплекс мероприятий по добыванию информации о противнике (конкуренте) и условиях информационного противоборства; сбору информации о своих союзниках; обработке информации и обмену ею между членами своего политического содружества в целях организации и ведения действий.

Информация должна быть актуальной, достоверной и полной.

Второй составной частью информационного противоборства является информационное воздействие. Оно включает и мероприятия по блокированию добывания, обработки и обмена информацией, внедрению дезинформации.

Третью часть составляют мероприятия информационного противодействия (защиты), включающие действия по деблокированию информации, необходимой для решения задач управления политическими процессами, и блокирования дезинформации, распространяемой и внедряемой в систему формирования мирового и российского общественного мнения конкурентами (противниками).

Уровни ведения информационного противоборства:

• стратегический,

• оперативный,

• тактический.

В основном, на стратегическом уровне информационного геополитического противоборства должны действовать высшие органы государственной власти России, а спецслужбы и крупный национальный капитал – на оперативном и тактическом уровнях.

Ведущие страны мира в настоящее время располагают мощным информационным потенциалом (прежде всего США, Китай, Великобритания), который может обеспечить им достижение глобальных политических и экономических целей, тем более что отсутствуют международные юридические нормы ведения информационной войны. Кроме того, в конце 20 века активными игроками в сфере информационной войны стали трансекциональные корпорации.

Необходимо также определить содержание понятия «воздействие».

Воздействие – действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь.

В психологии под воздействием понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственное (контактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо).

Существуют определенные характеристики функционирования информации в обществе: размах циркуляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональная окраска информации, способ производства, цель производства.

Именно воздействие является целью производства информации.

Если же говорить о социальных объектах, то к ним можно отнести отдельных индивидов, социальные группы, общество, государство, мировое сообщество. Основными социальными элементами общества являются социальные группы и отдельные индивиды.

Для защиты от негативных воздействий социальных объектов в ходе глобального геополитического информационного противоборства, необходимо создание системы информационно-психологического обеспечения как составной части национальной безопасности России. Данная система должна обеспечить защиту психики политической элиты и населения России от негативного информационно-психологического воздействия (т. е. защите МАТРИЦ СОЗНАНИЯ россиян от негативных информационных потоков геополитических и геоэкономических противников России).

Ее основная задача – обеспечение психологической безопасности политической элиты и населения России.

Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное), на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействие являются разновидностью информационно-психологического воздействия.

В связи с появлением и ускоренным развитием средств массовой информации резко усилилась роль общественного мнения, которое стало влиять колоссальным образом на политические процессы в обществе, особенности функционирования информационно-психологической среды общества. Поэтому система формирования общественного мнения также является одним из основных объектов информационно-психологического обеспечения. Следовательно, необходимо изучение особенностей формирования и функционирования общественного мнения при вооруженных конфликтах, на основе которого следует выработать практические пути обеспечения психологической безопасности политической элиты и населения России.

Информационное оружие – это устройства и средства, предназначенные, для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий).

Объектами воздействия могут являться:

1. Информационно-технические системы.

2. Информационно-аналитические системы.

3. Информационно-технические системы, включающие человека.

4. Информационно-аналитические системы, включающие человека.

5. Информационные ресурсы.

6. Системы формирования общественного сознания и мнения, базирующиеся на средствах массовой информации и пропаганды.

7. Психика человека.

Автор считает, что в тех случаях, когда информационное оружие прямо или опосредованно используется против психики человека (или социальной группы), то речь должна идти об информационно-психологическом противоборстве. Практически можно назвать только три объекта воздействия, каждый из которых относится к определенному типу информационного противоборства (в чистом виде). Это информационно-технические и информационно-аналитические системы (не включающие человека) – информационно-техническое противоборство. Психика человека – информационно-психологическое противоборство.

Источники информационных опасностей могут быть естественными (объективными) и умышленными.

Рассматривая теорию информационного противоборства в политической сфере, следует учитывать, что, она происходит на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

В основном, на стратегическом уровне должна действовать высшая политическая элита, а информационные подразделения различных государственных структур – на оперативном и тактическом уровнях.

Вперёд>>

Информационное противоборство в психологической сфере

© Сергей Макаренко

Фрагмент монографии С.И. Макаренко. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сетецентрических войнах начала XXI века. — СПб., 2017.

Основы информационно-психологического противоборства

Ниже обзорно рассмотрены основные аспекты разработки и использования в современных военных конфликтах психологического и информационно-психологического оружия. При этом более подробно отдельные аспекты этой тематики представлены в вышеуказанных работах.

Информационно-психологическое противоборство, понятие информационной и психологической войны

Информационно-психологическое противоборство имеет давнюю историю. Оно возникло одновременно с появлением вооруженного противоборства как составная часть вооруженной борьбы в виде психологического средства ослабления боевой мощи противника и поднятия боевого духа своих войск. В настоящее время информационно-психологическое противоборство выделилось в самостоятельную форму борьбы, которая может вестись как без непосредственного применения военного насилия, так и в сочетании с военной силой. Для многих государств информационно-психологическое противоборство, особенно проявляющееся в таких острых и агрессивных формах, как «цветные революции», стало крайне опасным явлением .

Научно-технический прогресс в области информационно-коммуникационных технологий, стирающих национальные границы, и успехи социальной психологии в сфере изучения поведения масс вынуждают руководство ведущих мировых держав пересматривать свои военные концепции. Распространяется практика целенаправленного информационно-психологического давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам противоборствующих государств .

В настоящее время руководством США проведение мероприятий по информационно-психологическому воздействию на военно-политическое руководство и общественное мнение различных стран, на мировое сообщество в целом возводится в статус основного содержания подготовки к военным действиям .

Информационно-психологическое противоборство — процесс, отражающий различные уровни противодействия конфликтующих сторон, осуществляемого информационными и психологическими средствами для достижения политических и военных целей. Такая широкая трактовка рассматриваемого феномена позволяет охватить информационно-психологические акции, осуществляемые :

  • на разных уровнях (стратегическом, оперативном и тактическом);
  • как в мирное, так и в военное время;
  • как в информационной, так и в духовной сфере;
  • как среди своих военнослужащих, так и среди войск противника.

В системе информационно-психологического противоборства, осуществляемого в военных целях, можно выделить :

  • информационную войну;
  • психологическую войну.

Информационная война — борьба сторон за достижение информационного превосходства над противником в своевременности, достоверности, полноте получения информации, скорости и качестве ее переработки и доведения до исполнителей .

При этом в качестве сторон могут выступать как государства, так и неформальные объединения, например, террористические, религиозные или преступные группировки.

Такая война включает следующие направления деятельности :

  • добывание необходимой информации;
  • переработка полученной информации;
  • защита информационных каналов от проникновения противника;
  • своевременное и качественное доведение информации до потребителей;
  • дезинформация противника;
  • вывод из строя или нарушение функционирования систем добывания, переработки и распространения информации противника;
  • уничтожение, искажение, хищение информации у противника;
  • разработка более эффективных, чем у противника, средств работы с информацией.

Средствами ведения информационной войны могут быть :

  • средства информационно-технического оружия;
  • средства подавления информационных систем противника, вхождения в них в целях воздействия на циркулирующую информацию;
  • средства пропагандистского вмешательства.

Более подробно анализ понятия «информационная война» представлен в подразделе 3.3 «Основные термины и определения информационного противоборства».

Психологическая война — борьба между государствами и их вооруженными силами за достижение превосходства в психологической и духовной сферах, а также превращение полученного преимущества в решающий фактор достижения победы над противником. При таком подходе информационные возможности наряду с чисто психологическими акциями выступают средством решения психологических задач.

В рамках психологической войны следует выделить следующие направления :

  • мобилизация и оптимизация моральных и психологических сил нации и вооруженных сил в интересах решения военных задач;
  • защита населения своей страны и ее вооруженных сил от разлагающего информационно-психологического влияния противника (психологическое противодействие; психологическое прикрытие; контрпропаганда; психологическая защита);
  • психологическое воздействие на войска и население противника в целях их дезориентации, деморализации и дезорганизации (психологическая борьба);
  • влияние на взгляды, настроения, поведение дружественных и нейтральных аудиторий (стран, социальных групп, вооруженных формирований) в направлении, благоприятном для достижения победы над противником.

Задачи психологической войны :

  • противодействие и защита своих войск от психологических операций противника;
  • психологическая борьба (воздействие на войска противника и население враждебных, дружественных и нейтральных государств, т. е. то, что зарубежными специалистами квалифицируется как психологические операции).

Рассматривая атакующие аспекты информационно-психологического противоборства, можно сформировать следующую цель воздействия.

Цель информационно-психологического противоборства

Цель — установление контроля над стратегически важными ресурсами страны-противника за счет управления людьми, заставив население страны-жертвы поддерживать агрессора, действуя вопреки своим интересам, не задействуя имеющиеся социально-психологические защитные механизмы .

Задачи информационно-психологического противоборства в мирное время и угрожаемый период, решение которых обеспечивает достижение ее цели :

  • подмена у граждан традиционных нравственных ценностей и ориентиров, создание атмосферы бездуховности, разрушение национальных духовно-нравственных традиций и культивирование негативного отношения к культурному наследию противника;
  • манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны по осуществлению так называемых «демократических преобразований» в интересах создания обстановки политической напряженности и хаоса;
  • дезорганизация системы государственного и военного управления, создание препятствий функционированию государственных институтов и органов управления вооруженными силами;
  • дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями в целях провокации конфликтов, нагнетания атмосферы недоверия органам государственного управления;
  • обострение политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции — сети неправительственных организаций (так называемых «демократических сил») и отдельных «независимых» активистов;
  • снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления в целях затруднения принятия важных решений;
  • дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;
  • провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;
  • мобилизация протестных настроений и инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;
  • подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
  • нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

При информационно-психологическом противоборстве в военное время решаются аналогичные задачи, однако объектами воздействия и защиты являются население и личный состав вооруженных сил противостоящих сторон, а также системы формирования общественного мнения и принятия решений, к которым относятся политическое и военное руководство .

Области ведения информационно-психологического противоборства государств :

  • географическое — установление контроля над территорией посредством поощрения сепаратистских движений и террористической активности в различных формах на территории противника, вовлечение противника в конфликты малой интенсивности, а также организация смен власти, волнений народных масс и «цветных» революций;
  • экономическое — навязывание противнику кабальных кредитов, введение эмбарго, организация экономических санкций и провокаций;
  • идеологическое — формирование у людей заданного мировоззрения — обобщенной системы взглядов на окружающий мир, место и роль в нём человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу, а также соответствующих этому идеалов и убеждений, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций;
  • информационное — использование клеветы, искажения информации, подмена понятий, внесение ментальных вирусов и мифологем в сознание населения противника, а также организация других информационно-психологических операций через СМИ или сеть Интернет.

См. также:

Основные термины и определения информационного противоборства

Блоги

Большинство данных частично предоставлены самими представителями подразделений, которые пожелали остаться неизвестными и рассказать частичку правды о том, что сегодня происходит в стране и кто влияет на мнение и сознание россиян.

Численность личного состава войск «психов» России составляет около 1000 человек.

Основные задачи войск ИО:

— целевой сбор информации в открытых СМИ (в том числе и социальных сетей), ее классификация и систематизация. Мониторинг изменений военной, политической и экономической обстановки в мире;

— подготовка аналитических докладом и прогностических материалов. Поиск новых перспективных источников информации;

— формирование позитивного имиджа вооруженных сил в глазах национальной общественности;

— дестабилизация внутриполитической обстановки в кризисных регионах;

— дискредитации правительств других стран и политических групп в глазах собственного народа;

— деморализации населения и личного состава противоборствующих вооруженных сил, побуждении военнослужащих к дезертирству и неповиновению;

— распространение слухов и дезинформации среди населения России и соседних стран;

— введение населения России в заблуждение и счастливом будущем;

— популяризация Путина и эго окружение;

— информационная стабилизация обстановки в российском обществе.

Короче говоря, что касается населения России — показывать населению как в стране “ВСЕ ХОРОШО”, а если все плохо, то виноват в этом только ТРАМП, а не Путин или Медведев!!!

Вот несколько примеров их деятельности:

— на выборах в США победил Путин!!! (но все мы знаем, чем это закончилось для радостных россиян, когда Трамп оказался вовсе не другом России);

— Украина никогда не создаст собственный ракетный комплекс (и тут мы видим – «Прошли первые испытания украинского ОТРК «Гром-2», а чуть позднее – «Прошли успешные испытания первой украинской крылатой ракеты»);

— никто в Сибири земли КНР в аренду не отдает, успокойтесь (и тут – «Губернатор Забайкальского края подписал соглашение о передаче земель в аренду компаниям КНР»);

— экономика России восстановила свой рост (и тут через несколько дней – «Руководство России приняло решение о закрытии Резервного Фонда»).

Куратором направления общей пропаганды в РФ выступает первый заместитель председателя администрации президента России Алексей Громов, который к тому же является лучшим другом Путина, а также строит всю пропагандистскую программу выступлений Киселева и эго подобным. Кроме того, подписывает и корректирует планы информационного наполнения государственных телеканалов и международного пропагандистского канала «Russia Today». Также имеет очень смешное хобби – собирает фигурки гномов!!!

Для ведения психологического влияния у «психов» существуют так называемые аудитории, а именно:

внутренняя аудитория России и аудитория поддерживающих ее стран (для формирования поддержки действий руководства РФ и сохранения контроля над мнением россиян о Путине);

аудитория оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей (так называемых ЛНР, ДНР) и Республики Крым (формирование позитивного отношения к РФ, дискредитация Украины и популяризация всего российского);

аудитория конфликтующей стороны – в данном случае соседской Украины (для формирования позитивной точки зрения по отношению к действиям РФ);

внешняя аудитория (для формирования позитивного отношения к РФ).

Вот список подразделений, которые входят в войска информационных операций:

управление информационного противоборства главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ (отвечает за планирование);

группа зарубежной военной информации и коммуникации ЧФ (Севастополь);

отдельный отряд психологических операций (в/ч 03126, Сертолово-2, Ленинградская область);

2140 отряд психологических операций (Ростов-на-Дону);

324 отдельный отряд психологических операций (Калининград);

отдельный отряд психологических операций (Екатеринбург);

отдельный отряд психологических операций (Хабаровск-30, в/ч 03134) (входит в центр зарубежной военной информации и коммуникации ВВО);

отряд психологических операций 96 отдельной разведывательной бригады (Нижний Новгород);

отряд психологических операций 100 отдельной разведывательной бригады (Моздок);

отряд психологических операций 127 разведывательной бригады 22 АК ЧФ (Севастополь).

Вооружение отрядов ПсО:

технические средства рассылки СМС сообщений — комплекс РЭБ РБ-341В «Леер-3» с БПЛА «Орлан-10»;

технические средства организации телевизионного и радиовещания — перевозимый телевещательный комплекс с виртуальной студией (МНИТИ), комплекс технических средств информационного обеспечения (МНИТИ);

технические средства для организации радиовещания в сетях радиосвязи противника — технические средства подразделений связи и РЭБ ВС РФ;

средства изготовления агитационной печатной продукции — походные автотипографии БПК-63МКЛ, подвижный автоматизированный издательско-полиграфический комплекс АТОФ-97, подвижные автоматизированные издательско-полиграфические комплексы «Журналист», передвижные цифровые типографии ПЦТ-07;

В интересах распространение агитационной печатной продукции используются средства доставки, которые на вооружение отрядов не стоят — 82-мм агитационные минометные мины 53-А-832(А), 122-мм выстрелы 3ВА2 (3ВА2Д) и 3ВА4 (3ВА4Д) с агитационным снарядом 3А1 (3А1Д), 122-мм реактивные агитационные снаряды 9М28Д, вертолеты, самолеты, БПЛА «Орлан-10».

В конце хочется представить перечень подразделений, которые ведут информационную начинку оккупированных территорий Донбасса:

управление и центр информационного противоборства ЮВО (находятся при штабе ЮВО ВС РФ в г.Ростов-на-Дону):

Карпов Константин Леонидович – начальник центра, полковник;

Федченко Сергей Михайлович – начальник отдела информационной изоляции района, полковник;

Регида Вячеслав Николаевич – заместитель начальника отдела информационной изоляции района, подполковник;

Пузинин Роман Валерьевич – начальник отдела дезинформации и контрпропаганды, полковник;

Чуйкин Андрей Викторович – заместитель начальника отдела дезинформации и контрпропаганды, подполковник;

Рожко Евгений Николаевич – начальник отдела военно-гражданского взаимодействия, полковник;

Литвинов Дмитрий Александрович – заместитель начальника отдела военно-гражданского взаимодействия, подполковник;

Изварин Владимир Михайлович – командир воинской части. Родился 26 мая 1971 года. Адрес проживания – г.Ростов-на-Дону, пр.Доломановский 101, кв.110. Владеет автомобилем ВАЗ21150, госномер – С721СТ, 2004 г.в.

Кострыкин Максим Александрович – начальник отделения. Родился 4 сентября 1971 года.

Евграфова Юлия Владимировна – офицер отделения. Родилась 4 сентября 1979 года.

Жгенти Зураб Рожденович – офицер отделения. Родился 5 августа 1982 года;

Мохов Дмитрий Васильевич – офицер отделения. Родился 24 апреля 1973 года. Номер мобильного телефона — +79185986939. Адрес места жительства – г.Ростов-на-Дону, ул. Калинина, дом 32а, кв.19. Адрес электронной почты – corsica8@rambler.ru

Овчинников Алексей Владимирович – начальник группы. Родился 7 марта 1990 года.

Анна Катасонова (Минеева). Родилась 19 августа 1981 года.

Рис 1. Военнослужащие 2140 отряда ПсО (г.Ростов-на-Дону)

Подпишитесь на «Трибун» в вашем , Facebook и . Оперативно и лаконично о самом важном

Редакция сайта не несёт ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Vladimir84 Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции. 1623 Сделай свой вклад в развитие социальной журналистики! Сбавьте социальное напряжение в обществе. Мы предлагаем вам сообщить информацию о событиях в Донбассе, которая рассказывает всю правду о жизни и войне на Луганщине. Все нужно рассказывать через истории жизни обычных людей. Моб. 063 409 98 64, tribun7989@gmail.com

Учебные вопросы:

1. Понятие информационной войны.

2. Проблемы информационной войны. Информационное оружие и его классификация.

3. Цели информационной войны, её составные части и средства её ведения.

4. Информационная война как угроза национальной безопасности.

5. Объекты воздействия в информационной войне.

1 Вопрос. Понятие информационной войны.

“Война” — общественно-политическое явление, связанное с коренной сменой характера отношений между государствами и нациями и переходом противоборствующих сторон от применения ненасильственных форм и способов борьбы (разрешения противоречий) к прямому применению оружия и других насильственных средств для достижения определенных политических и экономических целей.

Основная и решающая форма борьбы в войне — вооруженная. Она заключается в организованном применении вооруженных сил и других военизированных формирований и представляет собой совокупность военных действий различного масштаба, ведущихся во всех пространственных и физических сферах (включая киберпространство). Война может характеризоваться различной интенсивностью, размахом и продолжительностью, принимать те или иные разновидности.

По основному виду средств вооруженной борьбы различают ядерную войну; неядерную; химическую; биологическую; бактериологическую; геофизическую; информационную и т.д. Другими словами, все виды войн различаются по виду используемых средств вооруженной борьбы (виду оружия). Поэтому, термин “информационная война” означает, что война ведется с помощью информационного оружия в глобальной информационно-технологической инфраструктуре (ИТИ) — киберпространстве.

Теперь можно уточнить понятие “информационная война”: целенаправленные действия с применением информационного оружия в киберпространстве, предпринятые для достижения информационного и информационно-технологического превосходства над противником путем нанесения ущерба его информации, информационным процессам и информационным системам при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем”.

Исходя из этого уточненного понятия “информационной войны” можно определить:

— Цель информационной войны: достижение информационного и информационно-технологического превосходства над противником;

— Стратегические задачи информационной войны:

А) нанесение ущерба информации, информационным процессам и информационным системам (ИТИ) противника;

Б) одновременная защита собственной информации, информационных процессов и информационных систем (ИТИ).

Однако, приведенное определение понятия “информационной войны” не раскрывает сущности информации, которая является объектом нападения/защиты в информационной войне. Под информацией, вообще, понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Очевидно, что не всякая информация является объектом нападения/защиты в информационной войне. Объектом нападения/защиты в информационной войне может быть только та информация, несанкционированное раскрытие, модификация, уничтожение или сокрытие которой может привести к ощутимому убытку или (материальному) ущербу. Такую информацию называют критической (чувствительной).

Однако возникает вопрос: “Всякая ли критическая информация (КИ) является объектом нападения/защиты в информационной войне. КИ может иметь различную принадлежность:

— частная (личная, персональная);

— корпоративная, принадлежащая той или иной группе лиц, организации, компании, группе организаций или компаний и т.п.;

— государственно-значимая, принадлежащая государственным институтам, которая включает ведомственную, оборонную (военную), социальную, экономическую, финансовую и иную информацию, а также информацию, принадлежащую государственно-значимым частным и коммерческим организациям, компаниям, группам компаний и т.п.

Исходя из цели информационной войны, её объектом нападения/защиты является государственно-значимая КИ, а также государственно-значимые ИТС для хранения, обработки и передачи КИ (ИТИ, обслуживающая систему управления государством (а иногда и составляющая её основу) и его институтами и структурами).

Таким образом, теперь можно дать более точное определение понятия “информационная война”: это целенаправленные действия с применением информационного оружия в киберпространстве, предпринятые для достижения информационного и информационно-технологического превосходства над противником путем нанесения ущерба его государственно-значимой критической информации, а также его государственно-значимым информационным процессам и информационным системам (его государственно-значимой ИТИ) при одновременной защите собственной государственно-значимой критической информации и собственной государственно-значимой ИТИ.

Это определение является основой для следующих утверждений:

Информационная война — это любая атака против информационной функции, независимо от применяемых средств. Бомбардировка АТС — операция информационной войны. То же самое можно сказать и про вывод из строя программного обеспечения компьютера АТС.

Информационная война — это любое действие по защите наших собственных информационных функций, независимо от применяемых средств. Укрепление и оборона здания АТС против бомбардировок — тоже часть информационной войны. То же самое можно сказать и про антивирусную программу, которая защищает программное обеспечение АТС.

Информационная война — только средство, а не конечная цель, аналогично тому как бомбардировка — средство, а не цель. Информационную войну можно использовать как средство для проведения стратегической атаки или противодействия.

Военные всегда пытались воздействовать на информацию, требующуюся врагу для эффективного управления своими силами. Обычно это делалось с помощью маневров и отвлекающих действий. Так как эти стратегии воздействовали на информацию, получаемую врагом, косвенно путем восприятия, они атаковали информацию врага косвенно. То есть, для того чтобы хитрость была эффективной, враг должен был сделать три вещи:

— наблюдать обманные действия;

— посчитать обман правдой;

— действовать после обмана в соответствии с целями обманывающего.

Тем не менее, современные средства выполнения информационных функций сделали информацию уязвимой к прямому доступу и манипуляции с ней. Современные технологии позволяют противнику изменить или создать информацию без предварительного получения фактов и их интерпретации. Вот краткий список характеристик современных информационных систем, приводящих к появлению подобной уязвимости: концентрированное хранение информации, скорость доступа, повсеместная передача информации, и большие возможности информационных систем выполнять свои функции автономно. Механизмы защиты могут уменьшить, но не до нуля эту уязвимость.

2 Вопрос. Проблемы информационной войны. Информационное оружие и его классификация.

Одна из первых публикаций, посвященных классификации информационного оружия, появилась в журнале «Военная мысль» и принадлежит профессору А. И. Позднякову. Данная классификация включает две подгруппы информационного оружия.

Первая подгруппа включает в себя:

— СМИ;

— психотронные генераторы;

— психотропные препараты.

Информационное оружие данной подгруппы предназначено для негативного воздействия на человека. В частности, это воздействие может осуществляться через различные СМИ. В соответствии с Федеральным законом «О средствах массовой информации» под этими средствами понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Хронология многих военных конфликтов последних лет включала, как правило, в начале их развития этап психологической обработки мировой общественности через СМИ. Так, например, при подготовке войны в районе Персидского залива США убедили мировую общественность в необходимости мер, принимаемых коалиционным руководством. Основная нагрузка в этой связи легла на печать, радио и телевидение. Они широко распространяли слухи о наличии у Ирака огромных запасов химического оружия, а также о планах его возможного применения, сообщали завышенные данные о численности иракских вооруженных сил, о поддержке режимом Хусейна ряда террористических организаций и т. п..

Психотронные генераторы — это устройства, осуществляющие воздействие на человека путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

Уже давно установлено, что разные органы человека имеют собственные резонансные частоты, используя которые можно воздействовать на психико-физиологическое состояние индивида или коллектива людей, вызывая у них страх, подавленность или другие чувства.

Эти и другие особенности человеческого организма используются при построении и подборе параметров (частотный диапазон, мощность излучения, длительность работы и др.) психотронных генераторов.

Психотропные препараты — это лекарственные (наркотические) средства, которые способны вызывать состояние зависимости, оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации или нарушение моторной функции организма, под воздействием которых происходит нарушение мышления, меняется настроение, поведение.

Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) — это средства для выявления и радиоэлектронного подавления систем управления войсками и оружием противника, его систем разведки и навигации, а также средства для обеспечения устойчивой работы своих систем.

Средства специального программно-технического воздействия (СПТВ) — программные, аппаратные или программно-аппаратные средства, с использованием которых может быть осуществлено несанкционированное копирование, искажение, уничтожение информации, ее передача за пределы контролируемой зоны или блокирование доступа к ней.

3 Вопрос. Цели информационной войны, её составные части и средства её ведения.

Составные части информационной войны:

1) психологические операции — использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага.

2) электронная война — не позволяет врагу получить точную информацию

3) дезинформация — предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях

4) физическое разрушение — может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем.

5) меры безопасности — стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях.

6) прямые информационные атаки — прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится.

Существуют три цели информационной войны:

— контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий (контринформация);

— использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага;

— повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.

Оборонительной стороной информационной войны являются меры безопасности, имеющие своей целью защитить информацию — не позволить противнику провести успешную информационную атаку на наши информационные функции. Современные меры защиты, такие как операционная безопасность и коммуникационная безопасность — типичные средства по предотвращению и обнаружению косвенных действий врага, направленных на наши военные информационные функции. Напротив, такие меры защиты, как компьютерная безопасность включают в себя действия по предотвращению, обнаружению прямых информационных действий врага и организации контрдействий.

Итак, вид вооруженной борьбы определяется видом используемого в ней оружия. В информационной войне применяется информационное оружие, как средство нападения и защиты. Основу информационного оружия составляют интеллектуальные и информационно-технологические средства ведения информационной войны, а также вспомогательные средства, выполняющие обеспечивающие функции .

Средства ведения информационной войны (информационное оружие):

— интеллектуальные средства:

— интеллектуальный потенциал (ученые, специалисты в области ведения информационной войны);

— уровень развития теории и практики компьютерной разведки, а также иных обеспечивающих ее видов разведки, включая все виды радиоэлектронной борьбы;

— уровень развития криптологии (криптографии и криптоанализа) и ряда связанных с нею математических дисциплин;

— уровень развития информационных технологий, включая достижения в области разработки и создания суперкомпьютеров;

Информационно-технологические средства:

А) информационные:

— разведданные о состоянии критической (чувствительной) информации и ИТИ противника;

— разведданные о состоянии критической (чувствительной) информации и ИТИ противника;

Б) технологические:

— информационно-вычислительные комплексы (включая суперкомпьютеры), системы и сети, предназначенные для нанесения ущерба государственно-значимой критической (чувствительной) информации и ИТИ противника;

— информационно-вычислительные комплексы (включая суперкомпьютеры), системы и сети, предназначенные для защиты собственной критической (чувствительной) информации и ИТИ;

Исходя из задач, решаемых при ведении информационной войны, основным свойством информационного оружия является то, что оно не предназначено для непосредственного физического разрушения или уничтожения аппаратно-программных комплексов или всей ИТИ противника. Оно предназначено для несанкционированного раскрытия, модификации, уничтожения или сокрытия критической (чувствительной) информации, включая управляющую (технологическую) информацию (например, синхроинформация), которая обеспечивает нормальное функционирование самой ИТИ. Но если на управляющую (технологическую) информацию будет оказано какое-либо воздействие с помощью информационного оружия, то такое воздействие может привести к блокировке (выходу из строя) отдельных компонентов или всей ИТИ.

То же самое относится и к человеческим ресурсам. Информационное оружие неспособно напрямую наносить урон живой силе противника. Однако информационное оружие может косвенным образом вывести из строя отдельные компоненты или всю ИТИ противника, что, в свою очередь, нанесет урон живой силе противника. Например, вывести из строя ИТС можно с помощью внедрения в неё и последующего “взрыва логической бомбы”, а если эта ИТС является подсистемой противопожарной безопасности и она заблокирована, то тогда вероятные последствия очевидны. Если же будет выведена из строя система управления, например, воздушным транспортом, то тогда человеческие жертвы почти неизбежны.

4 Вопрос. Информационная война как угроза национальной безопасности.

Концепции информационной войны. Термин «информационая война» (далее – ИВ) появился в середине 80-х г.г. XX века в связи с новыми задачами Вооруженных Сил США после окончания «холод-ной войны». Начал активно употребляться после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г., когда новые информационные техно-логии впервые были использованы как средства ведения войны. Официально впервые закреплен в директиве Министерства обороны США от 21 декабря 1992 г. и в директиве Комитета начальников штабов Вооруженных Сил США Т9 3600.1 (декабрь 1992 г.). Детально разъяснен в Меморандуме №30 (1993 г.) заместителей министра обороны и председателя Комитета начальников штабов Вооруженных Сил США.

В военных кругах США под информационной войной понимают-ся действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства в поддержке национальной военной стратегии, посред-ством воздействия на информацию и информационные системы про-тивника при одновременном обеспечении безопасности и защиты соб-ственной информации и информационных систем.

К особенностям информационной войны можно отнести следующие:

– охватывает в качестве самостоятельных объектов все виды ин-формации и информационных систем, отделяя информацию от среды использования;

– объекты могут выступать и как оружие, и как объект защиты;

– расширяет территорию и пространство ведения войны, ведется как при объявлении войны, так и в кризисных ситуациях в различных сферах жизнедеятельности.

– ведется как специализированными военными, так и гражданскими структурами.

Концепция «информационной войны», по оценкам российских спецслужб, предусматривает:

– подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления (поражение центров командования и управления);

– электромагнитное воздействие на элементы информационных и телекоммуникационных систем (радиоэлектронная борьба);

– получение разведывательной информации путем перехвата и дешифрования информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям и за счет специально внедренных в помещения и технические средства электронных устройств перехвата информации (радиоэлектронная разведка);

– осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам (путем использования программно-аппаратных средств прорыва систем защиты информационных и телекоммуникационных систем противника), с последующим их искажением, уничтожением или хищением либо нарушением нормального функционирования этих систем («хакерная война»);

– формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям информационного взаимодействия дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на оценки, намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих решения (психологическая война);

– получение интересующей информации путем перехвата и обработки открытой информации, передаваемой по незащищенным каналам связи, циркулирующей в информационных системах, а также публикуемой в средствах массовой информации.

– оценка основных направлений ведения информационной войны подтверждается выделением в программах Университета национальной обороны США таких форм ИВ, как:

– радиоэлектронная борьба (РЭБ);

– война с использованием средств разведки, психологическая война;

– кибернетическая война;

– война с хакерами.

В целях реализации этой концепции (как в наступательном, так и в оборонительном плане) в США проведены и осуществляются следующие мероприятия:

1. Создана объединенная (Министерством обороны и ЦРУ) ко-миссия по безопасности, которая с июня 1993 г. по февраль 1994 г. исследовала эту проблематику и пришла к выводу, что вторжение в ин-формационные системы и сети – это важнейшая угроза безопасности в этом десятилетии и, вероятнее всего, в следующем столетии, что сети передачи данных превращаются в поле битвы будущего. Информационное оружие, стратегию и тактику применения которого еще пред-стоит тщательно разработать, будет использоваться с «электронным скоростями» при обороне и нападении. Информационные технологии позволят обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни одного выстрела.

2. Ведётся разработка стратегии подготовки и ведения ИВ. Во всех видах Вооруженных Сил США созданы специализированные центры и рабочие группы, спецподразделения, специальные должности офицеров по ведению ИВ. В уставах Вооруженных Сил США и нормативных документах изложены принципы и способы ведения ИВ.

3. Во всех военных учебных заведениях введены спецкурсы по ИВ и идет подготовка специалистов ведения ИВ (в 1995 г. состоялся первый выпуск).

4. В Вооруженных Силах США проводятся учения и штабные игры по этой проблематике.

5. Проведено пять международных конференций по ИВ под эгидой правительства США.

6. Принимаются меры по ежегодному совершенствованию национальной информационной инфраструктуры, где, по оценкам представителей правительства США, циркулирует до 80% конфиденциальной информации, в том числе особо важной.

7. Ежегодно увеличиваются ассигнования на разработку новых видов информационного оружия и оснащение им национальных структур в объеме, превышающем, по оценкам экспертов, уровень затрат на ракетно-ядерные и космические программы 1994 г.

Информационное противоборство ранее присутствовало практически во всех войнах в таких основных формах, как ведение разведки и противодействие ей, распространение дезинформации, слухов и борьба с ними (в том числе при помощи цензуры) и т.п.

Информационное оружие. Информационное оружие, как и информационное противоборство, по мере развития общества и информационных технологий претерпевало изменения.

В современной практике под информационным оружием, по определению американских экспертов, понимается комплекс программно-информационных средств, созданных для поражения информационных ресурсов противника. Однако надо признать, что приведенное определение является неполным, поскольку не включает в себя ин-формационные системы как цель поражения в ИВ.

Определение, данное российскими учеными и экспертами, представляется более точным. Информационное оружие (далее – ИО) – это средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или воспрещения доступа к ним законных пользователей, дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных систем, всех средств высокотехнологичного обеспечения жизни общества и функционирования государства.

Информационное оружие от обычных средств поражения отличают:

– скрытность – возможность достигать цели без видимой подготовки и объявления войны;

– масштабность – возможность наносить невосполнимый ущерб, не признавая национальных границ и суверенитетов, без привычного ограничения пространства во всех сферах жизнедеятельности человека;

– универсальность – возможность многовариантного использования как военными, так и гражданскими структурами страны нападения против военных и гражданских объектов страны поражения.

По оценкам Службы внешней разведки РФ, приведенным на парламентских слушаниях по теме «Угрозы и вызовы в сфере информационной безопасности», состоявшихся в Государственной Думе в июле 1996 г., сфера применения ИО включает как военную, так и экономическую, банковскую, социальную и иные области потенциального использования в целях:

– дезорганизации деятельности управленческих структур, транспортных потоков и средств коммуникации;

– блокирования деятельности отдельных предприятий и банков, а также базовых отраслей промышленности путем нарушения многозвенных технологических связей и системы взаиморасчетов, проведения валютно-финансовых махинаций и т.п.;

– инициирования крупных техногенных катастроф на территории противника в результате нарушения штатного управления технологическими процессами и объектами, имеющими дело с большими количествами опасных веществ и высокими концентрациями энергии;

– массового распространения и внедрения в сознание людей определенных представлений, привычек и поведенческих стереотипов;

– вызова недовольства или паники среди населения, а также провоцирования деструктивных действий различных социальных групп.

При этом в качестве основных объектов применения ИО как в мирное, так и в военное время выступают:

– компьютерные системы и системы связи, используемые государственными организациями при выполнении своих управленческих функций;

– военная информационная инфраструктура, решающая задачи управления войсками и боевыми средствами, сбора и обработки информации в интересах вооруженных сил;

– информационные и управленческие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий;

– средства массовой информации, в первую очередь электронные (радио, телевидение и т.д.).

С появлением новых информационных технологий и организацией международного информационного обмена на новом уровне ин-формационная составляющая в стратегии обеспечения информационной безопасности, по оценкам Совета Безопасности РФ, руководителей российских спецслужб и Минобороны России, вышла на первый план. Учёт этих факторов нашёл отражение в нормативно-методических документах утверждённых Президентом Российской Федерации.

5 Вопрос. Объекты воздействия в информационной войне.

В настоящее время в число сфер ведения боевых действий, помимо земли, моря, воздуха и космоса, добавилась и информационная сфера. Как подчеркивают военные эксперты, основными объектами поражения в новых войнах будут информационная инфраструктура и психология противника (появился даже термин «human network»).

В качестве основных объектов воздействия в информационной войне выступают:

— сети связи и информационно-вычислительные сети, используемые государственными организациями при выполнении своих управленческих функций;

— военная информационная инфраструктура, решающая задачи управления войсками;

— — информационные и управляющие структуры банков, транспортных

и промышленных предприятий;

— СМИ (в первую очередь электронные).

Сейчас имеется множество определений информационной войны. Остановимся на одном из них. В августе 1995 г. Национальный институт обороны США опубликовал работу Мартина Либики «Что такое информационная война?». В ней автор определил 7 разновидностей информационной войны: командно-управленческая, разведывательная, психологическая, хакерская, экономическая, электронная и кибервойна.

Командно-управленческая (Command-and-control) война в качестве основного объекта воздействия рассматривает каналы связи между командованием и исполнителями. Перерезая «шею» (каналы связи), нападающий изолирует «голову» от «туловища». Утверждается, что это лучше, нежели просто убивать «голову». Считается, что Интернет родился как оборонный вариант этой войны («рассредоточенная шея»).

Разведывательная война имеет целью сбор важной в военном отношении информации и защиту собственной.

Электронная война объектом своего воздействия имеет средства электронных коммуникаций — радиосвязи, радаров, компьютерных сетей. Ее важная составляющая — криптография, позволяющая осуществлять шифрование и расшифровку электронной информации.

Психологическая война — осуществляется путем пропаганды, «промывания мозгов» и другими методами информационной обработки населения.

Либики выделяет 4 составляющие психологической войны: подрыв гражданского духа; деморализация вооруженных сил; дезориентация командования; война культур (Kulturkampf).

Хакерская война имеет целями тотальный паралич сетей, перебои связи, введение ошибок в пересылку данных, хищение информации, хищение услуг за счет несанкционированных подключений к сетям, их тайный мониторинг, несанкционированный доступ к закрытым данным. Для достижения этих целей используются различные программные средства: вирусы, «троянские кони», «логические бомбы», сниферы («нюхалки», «следилки»).

Экономическая информационная война. Либики выделяет две ее формы — информационную блокаду (направленная против США) и информационный империализм (метод самих США).

Мир продолжает стремительно изменяться и ставит множество новых вопросов перед человечеством.

Революционные изменения видны во многих отраслях мировой экономики, в первую очередь это область информатизации общества. Волна «цифровой революции» создала абсолютно новый экономический сектор, которого раньше просто не было. Это провоцирует рост интенсивности конфликтов с целью захвата и удержания превосходства в данном секторе новой мировой экономики. Капиталом, который играет главенствующую роль в «цифровой революции», является интеллектуальный капитал, прежде всего в области информационных технологий.

И наконец, основной продукт этого сектора — информация — обладает уникальными свойствами, не присущими другим секторам экономики. Информация в отличие от всех других ресурсов пригодна для многократного использования и для многочисленных пользователей, при этом чем больше она применяется, тем более ценной становится. То же самое можно сказать о сетях, связывающих различные источники информации.

Множество определений информационной войны связано, по-видимому, со сложностью и многогранностью такого явления, как информационная война, трудностью построения аналогий с традиционными войнами. Начнем с определения известного теоретика и историка К. Клаузевица, в соответствии с которым война есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами. В. И. Ленин уточнил это определение , добавив перед словом «средствами» прилагательное «насильственными». Если попытаться трансформировать приведенные определения в понятие «информационная война», то вряд ли что конструктивное получится. Это связано с рядом особенностей информационной войны.

Для войны в ее обычном понимании субъекты (противостоящие стороны) четко определены, существуют понятия начала и окончания войны, линии фронта. Противостоящие стороны, как правило, описываются одинаковыми моделями. Исход войны во многом определяется соотношением военных потенциалов сторон.

Для информационной войны обычно четко определена обороняющаяся сторона, понятия начала и окончания можно применить лишь к отдельным операциям информационной войны, линия фронта не определена. Обороняющаяся и наступающая стороны описываются различными моделями. Успех проводимых информационных операций не имеет прямой связи с соотношением военных потенциалов сторон.