Спорт в средние века

Лекция № 3.

Тема: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СРЕДНИЕ ВЕКА (V — XVII вв.)

План:

1. Особенности развития физической культуры в средние века.

2. Рыцарская система физического воспитания и спорта

3. Физическое воспитание и спорт крестьян и горожан.

4. Развитиепедагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения.

Вопрос №1. Особенности развития физической культуры в средние века.

Средние века по времени в основном совпадают с эпохой феодализма, существовавшей в Западной и Восточной Европе, Азии и Северной Африке в период с V в. по вторую половину XVII в., а в некоторых странах и дольше.

Вместе с тем в ряде областей земного шара вплоть до XVII в. племена и народы Центральной Америки, Австралии, северных областей Азии и большей части Африки жили в условиях первобытнообщинных или рабовладельческих отношений.

Господствующими сословиями при феодализме были светские феодалы (рыцари) и духовенство. Они жили за счет эксплуатации крепостных крестьян и ремесленников-горожан. На протяжении всей истории Средних веков отношения между ними обусловливали всю общественную жизнь данной эпохи и оказывали влияние на развитие физической культуры и спорта, как составной части общей культуры средневековья.

Огромную роль в жизни средневекового общества на протяжении нескольких столетий играла католическая церковь, нанесшая большой ущерб не только умственному, но и физическому воспитанию народных масс. Христианская религия установила свое господство в области воспитания и образования. Она проповедовала аскетизм, греховность заботы о теле, называя тело «прибежищем дьявола», призывала заботиться только о спасении души и подготовке к загроб­ной жизни.

Под влиянием религии в средневековых школах и университетах совершенно не заботились о физическом воспитании молодежи. В то же время церковь, способствуя укреплению феодального строя, распространению католицизма, которое несло рыцарство на своих мечах во время Крестовых походов, всячески поощряла систему физической подготовки рыцарей, особенно в периоды раннего и развитого феодализма (V—XIV вв).

Вопрос № 2 Рыцарская система физического воспитанияносила сугубо военно-прикладной характер. Считая достойным для себя лишь занятие военным делом, рыцари много времени проводили в военных походах в чужие земли. Воспитание рыцарей состояло в овладении семью рыцарскими доблестями: их обучали верховой езде, фехтованию, охоте, плаванию, стрельбе из лука, игре в шахматы, сочинению стихов. С 7 до 14 лет будущий рыцарь выполнял роль пажа при даме знатного феодала.

По достижении 14-летнего возраста пажи производились в оруженосцы. В 21 год оруженосцев посвящали в рыцари. К этому времени они должны были полностью овладеть рыцарскими доблестями, научиться рыцарскому обхождению, постичь придворный этикет. Готовясь стать рыцарем, юноши много занимались физическими упражнениями, вырабатывали в себе выносливость и силу. Большое значение в физическом воспитании рыцарей имели игры и спорт. Игры подразделялись на подвижные, спортивные и военные. Среди спортивных игр популярными считались французская «же де пом» — прообраз тенниса, английская суль — прототип футбола, голландский гольф. Военные игры состояли из штурма городских стен, осады замков или других искусственно сооруженных укрепленных мест.

Из видов спорта наибольшее развитие получили фехтование, верховая езда, борьба, метание (молота, копья), прыжки в длину, стрельба из лука, плавание. Для обучения приемам фехтования приглашались фейхтмейстеры — учителя фехтования, искусству верховой езды обучали берейторы. Развлечением и спортом для рыцарей была охота: соколиная, псовая, конная, пешая. Методические приемы обучения физическим упражнениям носили эмпирический характер.

В целях проверки военно-физической подготовленности рыцарей проводились рыцарские турниры, представлявшие собой своеобразную форму спортивных состязаний. Первое упоминание о них относится к VI в. (Франция). Турниры подразделялись на массовые сражения (бухурды) и одиночные (жут или тьост). Массовые проходили на больших площадках и воспроизводили картину военных действий. Одиночные представляли собой поединок двух рыцарей на копьях.

Турниры проводились по разным поводам: рождение сына, победа в бою, женитьба рыцаря, день рождения крупного феодала и т. п. Перед началом одиночного турнира рыцарь давал клятву, что он готов отдать «жизнь королю, сердце даме, а честь себе». Наибольшего развития турниры достигли в XIII в. во времена крестовых походов. Больше всего подобных состязаний проводилось в Германии, Англии, Франции, Испании. Последние турниры состоялись в конце XV в. (Германия) и в начале XVI в. (Франция). К этому времени рыцарство как сословие пришло в упадок

. В недрах феодализма зарождались новые буржуазные отношения. Рыцарская культура и система воспитания вступили в период своего разложения. Изобретение же пороха и огнестрельного оружия, появление наемного войска (ландскнехтов) привело к тому, что рыцарская система физического воспитания стала ненужной и изжила себя.

Реферат: Физическая культура в средние века

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Особенности развития физической культуры в этот период

1. Особенности развития физической культуры в средневековье

Развитие физической культуры в средние века необходимо рассматривать в соответствии с особенностями феодального строя. К ним относят следующее.

1. Основой новых государственных образований являлось натуральное хозяйство.

2. Феодальное общество делилось на два основных класса — феодалов и крестьян, ремесленников-горожан.

3. Господствующими сословиями при феодализме являлись светские феодалы (рыцари) и духовенство.

4. В этот период в жизни общества огромную роль играла католическая церковь. Она занимала ведущее положение в области воспитания и образования.

Католическая церковь способствовала укреплению феодального строя, всячески поощряла систему воспитания дворянства, физическую подготовку рыцарей, но запрещала заниматься физической культурой крестьянам и ремесленникам.

Несмотря на королевские и церковные запреты, народ продолжал развивать свою систему гимнастических упражнений. Многие физические упражнения освободились от элементов ритуального характера и легли в основу современного европейского спорта (открылся простор для развития личности и зарождения в спорте нового течения, базирующегося на достижении высоких результатов).

2. Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей)

Нормы физического воспитания у рыцарей определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для жизни феодалов, связанной с междоусобицами и военными действиями. Рыцари должны были уметь: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука, играть в шахматы, искусно фехтовать, читать стихи, знать основные танцевальные движения.

а) Физическая подготовка рыцарей

Рыцари облачались в железные доспехи, на вооружении у них были тяжелые мечи, щиты, копья, пики, лук. В верховой езде для рыцаря, закованного в латы, очень важно было уметь сохранять равновесие, основы которого отрабатывались на деревянной лошади. Во время плавания на лошади всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть. Для того чтобы научиться стрельбе из лука, сначала учились пользоваться арбалетом.

Помимо физической подготовки феодалы должны были соблюдать семь рыцарских добродетелей. Прежде всего, они должны были быть верны церкви и своему учителю — королю или сюзерену; обладать личной храбростью; соблюдать правила рыцарских поединков; свято чтить данное слово; быть великодушным к слабым; обязательно благородно относиться к дамам, кроме крестьянок и женщин из городских сословий.

Нормы физического воспитания в рыцарских заведениях определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для полной междоусобиц жизни феодалов и военных действий того времени. Общеизвестно, что вплоть до конца XIV века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия. А боеспособность определялась прежде всего физической силой и стойкостью рыцаря в латах. В то же время обращение с оружием в тяжелых доспехах повышало роль чувства равновесия, которое стало в конечном итоге необходимым условием того, чтобы всадник удержался в седле, а пеший — на ногах.

Мало ценились высокие результаты в быстроте и ловкости, достигнутые не верхом, и тем более без лат. Из рыцарских турниров были полностью исключены игры с мячом и даже такие формы, как бег с оружием или боевые танцы, которые играли главную роль в античной военной подготовке. Правда, с середины XIV века, когда стрельба из лука и бои пеших воинов вновь вышли на первый план, изменились методы боевой подготовки. Однако это не коснулось основ рыцарской физической культуры.

В других отношениях нормы рыцарской физической культуры были органично связаны со схоластическими идеями средневековых орденов в области культуры, которые находили выражение в семи свободных искусствах и в учении о семи добродетелях, которых следует придерживаться. Основатель первого ордена, живший в IX веке, французский рыцарь из Прованса Годфруа де Прей, определял в качестве главного требования к членам ордена усвоение семи навыков, образовавшихся в рамках мистицизма, связанного с цифрами. В соответствии с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться. Их обучали: 6) развлекательным играм на площадках и игре с мячом для службы при дворе, а также 7) искусству чтения стихов, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основным танцевальным движениям. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков.

Самым важным и сложным упражнением в верховой езде рыцаря, закованного в латы, была уже упомянутая выше выработка чувства равновесия. Основы этого отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем в подростковом возрасте переходили к верховой езде на местности.

Плавание означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть.

Главной формой охоты в период феодализма считался поединок с крупными зверями: зубрами, медведями, оленями, кабанами, во время которого рыцари использовали оружие. Соколиная охота и охота с луком на мелкую дичь устраивались ради великосветских дам и в качестве коллективных развлечений — из немецкой хроники XIV века.

В ходе стрельбы из лука учились пользоваться арбалетом.

Однако с середины XIV века, когда возросла роль стрельбы из лука и ведения военных действий пешими воинами, усиленное внимание в рамках усвоения навыков борьбы уделялось уже не только тренировочным поединкам всадников, вооруженных копьем, обоюдоострым мечом и щитом, но и усвоению технических и тактических элементов поединка пеших воинов. Изображенные на учебных рисунках книги по борьбе Тальхоффера, опубликованной в период 1443-1467 года, движения по самозащите без оружия, напоминающие технику борьбы японских самураев «джиу-джицу», позволяют сделать вывод о том, что начиная с XV века парные военные упражнений рыцарей оторвались от традиционных форм борьбы крестьян — борьбы с целью поставить побежденного на колени и борьбы на поясах. Описанная в книге техника бросания противника через бедро или голову, его обезоруживание при помощи подножки, выкручивания рук и вывиха других конечностей тела имела целью уже не показ символического победителя, а фактическое поражение противника, устрашение окружающих.

Распространению техники самозащиты без оружия способствовала также подготовка к испытаниям пеших воинов путем так называемого «суда божьего» — испытание огнем, водой и т. п. К XIV веку уже настолько усовершенствовали латы, что через них режущими и ударными видами оружия того времени можно было причинить лишь ушибы или сотрясение мозга, вызывающее головокружение. Поэтому борцы стремились больше измотать противника так, чтобы он не мог держаться на ногах, затем с помощью какого-либо приема самозащиты без оружия повалить его на землю и, приставив свою рапиру к какому-нибудь отверстию в латах, вытребовать у него выкуп, возмещение убытков или клятву быть вассалом победителя.

В число норм подготовки членов немецких рыцарских орденов с XIV века было также включено требование лазить, как необходимая часть подготовки к штурму городов, что практиковали на лестницах и шестах. Из игр на площадках, которые входили в число норм службы при дворе, шахматная игра получила распространение впервые на Иберийском полуострове. Альфонс Мудрый (1221-1283 годы) заложил основы комбинационного стиля игры в шахматы в европейском понимании.

Сноровку, нужную для военной службы и придворной жизни, рыцарь приобретал еще в юности. Феодалы посылали своих сыновей, достигших семилетнего возраста, или друг к другу, или к королю в «ученье». Там мальчики одновременно были в качестве заложников. С семи до четырнадцати лет они были в услужении у хозяйки дома, а с четырнадцати до двадцати одного года — у сюзерена. Учение завершалось посвящением в рыцари.

б) Посвящение в рыцари

Рыцарский титул не передавался по наследству, а присваивался. Поэтому воспитание детей было организовано следующим образом. До семи лет дети воспитывались в семье. В семь лет их отправляли на обучение к крупному феодалу-сюзерену или королю. До 14 лет они помогали по хозяйству и исполняли роль пажей, осваивали рыцарский этикет и занимались физическими упражнениями. С 14 лет пажей производили в оруженосцы, вручали меч и шпоры, и до 21 года они занимались исключительно военно-физической подготовкой. Учение завершалось посвящением в рыцари.

Акту посвящения в рыцари предшествовали воздержание, исповедь, принесение жертвы. В назначенный день кандидаты в рыцари подвергались испытаниям, заключавшимся в том, что нужно было на полном скаку проколоть копьем подвешенное соломенное чучело. Двое поручителей подтверждали его добропорядочность, происхождение и наличие собственности, затем давалась клятва. После церемонии кандидат получал шлем, щит, меч, рыцарский пояс и золотые шпоры и становился членом рыцарского ордена. В церемонии посвящения местные древние обычаи языческих ритуалов сочетались с христианскими феодальными чертами. Акту посвящения в рыцари предшествовали воздержание, исповедь и принесение жертвы. В назначенный день кандидата в рыцари подвергали испытаниям, заключавшимся в том, что нужно было на полном скаку проколоть копьем подвешенное соломенное чучело. Двое поручителей подтверждали его невиновность, происхождение и наличие собственности, затем кандидат в рыцари давал клятву в том, что посвятит свою жизнь служению рыцарским добродетелям. После этого он преклонял колени перед главным магистром ордена или своим сюзереном, который символически ударял его плашмя своим мечом со следующими словами: «Вытерпи этот удар ради господа бога и святой Марии, но больше ни одного». После церемонии посвящения кандидат в рыцари получал шлем, щит, меч, рыцарский пояс и золотые шпоры и становился членом ордена.

Воспитание дочерей феодалов проходило значительно скромнее, в подростковом возрасте их посылали к рыцарю или родственнику, где они обучались кроме игр и танцев основам верховой езды, соколиной охоте и стрельбе из лука.

в) Рыцарские турниры

В целях проверки военно-физической подготовленности рыцарей проводились рыцарские турниры. Они делились на массовые (бухурды) и одиночные (жут или тьест). Массовые турниры проходили на больших площадках и воспроизводили картину военных действий. Одиночные турниры представляли собой поединок двух рыцарей на копьях. Турниры проводились по разным поводам: рождение сына, победа в бою, женитьба рыцаря, день рождения феодала. Перед началом одиночного турнира рыцарь давал клятву, что он готов отдать «жизнь королю, сердце даме, а честь себе». Наибольшего развития турниры достигли во времена крестовых походов.

С середины XIV века рыцарей учили тактическим и техническим элементам поединка пеших воинов.

Появление пороха, а также наемной армии (ландскнехтов) привело к упадку рыцарской системы физического воспитания. К этому времени образовались крупные абсолютистские монархии, оформилось дворянство как опора королевской власти, и место рыцарского воспитания заняла дворянская система воспитания, которая ставила перед собой цель подготовить не воина, а выработать у дворян внешний лоск, подчеркивающий их благородное происхождение.

3. Физическая культура горожан

а) Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа

У сельского населения было мало свободного времени для занятий физической культурой, к тому же церковь запрещала народу заниматься физическими упражнениями, стремясь ликвидировать остатки языческой античной физической культуры, проповедовала аскетизм, а заботу о теле, физическое развитие считала грехом. К физическим упражнениям сельского населения можно отнести народные игры. Игры сельского населения, включая традиционные состязания, формировались под влиянием местных обычаев. Победители в играх завоевывали авторитет и признание. Сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, материальное поощрение и социальные привилегии. В состязаниях девушек можно было увидеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям.

Физические упражнения в этот период были разнообразными — борьба, метание камней, бег, борьба с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, лаптой, чучелами. Решающее слово в определении победителей было за общиной.

Интересный пример «массового футбола», который своими корнями уходит в языческие обычаи «изгнания дьявола», что и вызывало к нему отрицательное отношение со стороны церкви. Суть этого обычая состояла в том, что в какой-то определенный день в конце зимы или весной можно было избавиться от опасности, исходящей от порчи, эти «опасности» (накопившийся за зиму мусор, куски материи и т.п.) запихивали в кожаный узел-«мяч» и выталкивали из деревни. С этой целью в конце праздника Масленицы или в Вербное воскресенье все жители от мала до велика, изгоняли «мячи» за пределы деревни. Там их уже поджидали аналогично мыслящие жители соседней деревни. И те и другие старались как можно дальше отогнать от своих земель зло, олицетворенное в «мяче», еще до того, как он порвется, что и приводило к своего рода состязанию.

Несмотря на своеобразные черты и особенности, народная физическая культура средневековья не была замкнутой системой. Сословные различия и обычаи феодализма проникали и в мир детских игр, хранящий традиции прошлого. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император — король — епископ — дворянин — горожанин — крестьянин — гусляр — нищий». Игры «Взятие крепости», «Король, дай солдата», «Третий лишний» напоминают об обычаях взимания пошлины на мосту, границе владения и т.п.. А игры с «всадниками», взятием «пленных» и «выкупа» — об обычаях рыцарства.

б) Стрелковые и фехтовальные общества

В общих чертах физическая культура городских жителей мало чем отличалась от физической культуры сельских жителей, так как не было разделения между ремеслами и сельским хозяйством. Но с ростом городов как центров ремесла и торговли возникла необходимость в их обороне от набегов и поборов феодалов-рыцарей. С этой целью стало создаваться городское ополчение. Начиная с X в. сложились благоприятные возможности для формирования специфических видов упражнений, необходимых для обороны города.

Для тренировки во владении оружием образовались организованные общества стрелков из лука и фехтовальные школы. Герб первого городского фехтовального общества был освящен в соборе Гепта в 1042 году. А на состязаниях лучников в 1399 году в Турнуа были представлены 30 городов и 16 деревень.

В Венеции и др. речных городах проводились схватки «джуоко дель понте» (игра на мосту) за символический захват моста.

Особенно любили горожане соревнования по случаю праздников весны, завершения сбора урожая и проводов зимы, на которых проходили различные состязания, кулачные бои, а также выступали канатоходцы и акробаты.

Большую роль в развитии физической культуры горожан играли зародившиеся еще в древние времена зрелища — поединок с животными, бои быков в Испании и Южной Франции.

В условиях позднего средневековья народное ополчение было ликвидировано в связи с появлением в городах наемного войска. Но стрелковые и фехтовальные братства сохранились, превратившись в клубы, где проводили свой досуг зажиточные горожане, ремесленники и подмастерья не имели возможности их посещать из-за недостатка средств. Среди ремесленного люда широкое распространение получили многочисленные народные игры, особенно с мячом, из которых впоследствии зародились современные спортивные игры — футбол, теннис, гольф, крикет, поло, керлинг. Средневековым горожанам-ремесленникам мы обязаны происхождением физических упражнений, связанных с их трудовой деятельностью, таких как метание молота, толкание ядра и других. В городах стали строиться дома для игр в мяч, спортивные площадки, наладился выпуск игрового инвентаря, соревнования стали регламентироваться договорными правилами. Все это свидетельствовало о зарождении в средневековых городах элементов современного спорта.

ШВЕДСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Шведская гимнастическая система создавалась по инициативе правительства, поручившего ее разработку Перу Хенрику Лингу (1776 – 1830). Линг был высокообразованным человеком, увлекался поэзией. За успехи в этой области он был избран членом Шведской академии.

По его предложению в 1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический институт, существующий и поныне. Основная цель шведской гимнастики – укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить к военной службе. Все упражнения, в зависимости от их целей и назначения, подразделялись на педагогическую, военную, врачебную, эстетическую гимнастику. Пер Линг установил зависимость формы движений от анатомического устройства тела и по этому признаку классифицировал гимнастические упражнения. Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др.

Яльмар Линг, сын П.Линга, разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт и др. Им применялись упражнения и на уже известных в других системах гимнастики снарядах (канат, шест, лестница, козел, конь, брусья, перекладина и др.). Однако здесь снаряды лишь помогали лучше выполнить упражнения, предусмотренные планом урока. Их применение могло быть заменено помощью товарища. Большое значение придавалось исходным положениям.

П. Линг и Я. Линг совместно с учеными Браттингом, Тернгремом и др. подробно разработали педагогическую гимнастику, считая, что высшая цель гимнастики — забота о гармоническом развитии человеческого тела.Концепция П. Линга основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на знаниях, подтвержденных анатомией и биологией. Его свод правил – каждое занятие – замкнутое единство. Оно начиналось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствующих развитию силы. Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление.

Урок гимнастики состоял из 16 частей. Упражнения выполнялись в строго установленной последовательности: построение группы или перестроение для занятий, подготовительные упражнения для ног, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения в равновесии, для мышц живота, отвлекающие упражнения для ног, подтягивания, дыхательные упражнения.

Узко понимая физиологическую полезность физических упражнений, он исключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал от сложных форм двигательного материала спорта.

Работу отца продолжил его сын Ялмар Линг (1799 – 1881). Он подробно описал технику выполнения упражнений, предложил методику преподавания, разработал структуру урока гимнастики. Урок состоял из 14 – 16 серий поточно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге и в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Чтобы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц использовались шведская стенка, бум, скамейка, плинт. Их назначение принципиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц.

Для шведской гимнастики были характерны симметричность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего критики называли ее «гимнастикой поз». Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики.

Таким образом, шведская система содействовала созданию основ современной физической культуры за счет локального развития отдельных групп мышц и охраны здоровья. Немецкая система – путем физической подготовки и воспитания на коллективной основе.

Международное рабочее спортивное движение.

Первая мировая война положила начало общему кризису капиталистической системы. Обострение противоречий капитализма во всех областях общественной жизни, усиление классовой борьбы, рост революционного и национально-оосвободительного движения оказали существенное влияние на развитие физической культуры и спорта в межвоенный период.

Новая историческая обстановка, возникшая в результате победы Октябрьской социалистической революции в России, способствовала расколу мира на две противоположные системы — капиталистическую и социалистическую. Это привело к образованию двух различных направлений в области физической культуры и спорта — социалистического и буржуазного, что явилось главной особенностью развития физической культуры и спорта между I и II мировыми войнами.

К основным тенденциям развития физического воспитания в этот период следует отнести следующие:

1) дальнейшее развитие и становление олимпийского движения, совершенствование его организационной структуры и олимпийской программы, расширение географии олимпийских игр.

2) возникновение политических партий способствую развитию международного рабочего спортивного движения, организации и проведению Всемирных рабочих Олимпиад.

3) милитаризация спортивно-гимнастического движения;

распространение новых систем и методов, направленных на повышение вневойсковой военно-физической подготовки молодежи.

Международное спортивное движение находилось в 1914 году на пороге своего развития. Хотя проведение международных встреч спортсменов, создание международных федераций по видам спорта, олимпийские игры имели место на рубеже веков.

Начавшаяся в Европе первая мировая война нарушила благоприятное развитие международных связей. Последние крупные международные легкоатлетические соревнования состоялись 4 августа 1914 года, т.е. в то время, когда уже начали раздаваться первые выстрелы.

За несколько недель до начала войны спортивная общественность отметила в Париже 20-летие образования МОД. Во время торжеств много говорилось о заветах древних греков, о мире. Красивые слова так и остались пустыми фразами.

После начала I мировой войны в немецких газетах говорилось о возможности проведения Олимпийских игр в Берлине в 1916 году, однако вскоре германский оптимизм угас. Спортивная жизнь в Европе почти угасла. Крайне редко проводились соревнования в Европейских странах, т.к. спортсмены вынуждены были надеть на себя военную форму. Спорт развивался главным образом на Американском континенте. В 1916 г. в Перу была основана первая континентальная футбольная федерация — КОНМЕБОЛ.

Свержение царизма в России вызвало небывалый подъем международного пролетариата. Революционное пламя перебросилось на многие страны, прежде всего на Германию и Австро-Венгрию. Весной 1917 года в Англию, Франции прокатилась волна забастовок. Итоги Октябрьской революции оказали огромное влияние на дальнейшее развитие, в том числе и в области спорта.

Империалистические державы были едины в ненависти к молодому Советскому государству. Результатом которой стала изоляция советских спортсменов — «санитарный кордон против коммунизма», — которая продолжалась вплоть до 1946 года, то есть весь межвоенный период.

Международные связи спортсменов Советского Союза были ограничены встречами со спортсменами различных рабочих спортивных организаций. Важную роль в этом сыграло образование в 1921 году в Москве Красного спортивного интернационала.

Возникновение первых рабочих спортивных организаций относится еще к середине XIX века — Германия 1850 год. В 1878 году они были запрещены «исключительным законом против социалистов», закрывшим все партии, клубы, организации.

Новый этап развития спортивных обществ был начат в 90-е годы, 1893 г — Германский рабочий спортивный союз. Подобные в Венгрии, Франции, Чехии, Бельгии.

Задача движения — физическая и политическая подготовка рабочих масс к классовой борьбе с буржуазией.

В 1913 году в г. Генте (Бельгия) была предпринята попытка создания Международного рабочего спортивного центра, куда вошли бы руководители спортивных союзов Германии, Франции, Бельгии, Австро-Венгрии

2.Международное рабочее спортивное движение.

Но лишь после I мировой войны вновь смогли вернуться к этому вопросу. Процесс оформления международной рабочей спортивной организации проходил в сложной обстановке раскола в рабочем движении. Наличие II, оппортунистического, реформистского Интернационала и III, коммунистического Интернационала обусловило возникновение двух центров в руководстве рабочим спортом в мире.

В 1920 г. в Люцерне (Швейцария) состоялся конгресс рабочих спортивных организаций Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Венгрии Финляндии и других стран, на котором был утвержден Международный рабочий союз спорта и физического воспитания — Люцернский спортивный интернационал (ЛСИ). Руководители ЛСИ — социал-демократы, проводили политику отказа от революционной борьбы и сохранения политического нейтралитета. Боясь революционного влияния советского физкультурного движения на рабочие массы, советскому государству было отказано в приеме в эту организацию.

В 1921 году в Москве был созван новый международный конгресс рабочих спортивных организаций, где присутствовали делегаты Советского Союза, Чехословакии, Германии, Франции, Венгрии, Финляндии, Италии и др. стран. На конгрессе был основан Международный союз рабоче-крестьянских организаций физической культуры — Красный спортивный интернационал. Председателем КСИ был избран Подвойский Н.И. Главное направление деятельности КСИ — объединение всех рабочих спортивных организаций, стоящих на платформе классовой борьбы, соединение занятий спортом с политическим и идейным просвещением, установление интернациональных связей с рабочими спортивными организациями всех стран. К 1926 году были подписаны соглашения о сотрудничестве с Ц5 странами, предусматривающие проведение спортивных соревнований, обмен делегациями и т.д.

На протяжении всего меж военного периода между ЛСИ и КСИ велась упорная политическая и идеологическая борьба.

Таким образом, в мире образовалось два международных рабочих спортивных интернационала, принципиально различающихся по своим целям и задачам. В большинстве стран были организованы их спортивные секции. Одни из них находились под влиянием ЛСИ, другие — КСИ. Основные секции ЛСИ составляли рабочие спортивные организации до фашистской Германии и Австрии (более I млн. чел.). КСИ главную опору имел в лице советского физкультурного движения и секции в 70 странах мира. С 1922 года спортсмены КСИ проводили встречи во Франции” Германии, Финляндии, Москве.

В 1925 году Люцернский спортивный интернационал организовал I спортивную рабочую Олимпиаду во Франкфурте-на-Майне. Советских спортсменов на эту олимпиаду не допустили. Спортивная блокада была прервана лишь в 1927-28 гг. на зимнем празднике спорта в Норвегии. В 1928 году спортсмены ЛСИ участвовали в I Спартакиаде в Москве: (612 спортсменов из 14 стран).

Во II олимпиаде рабочих-спортсменов в 1931 году в Вене, приуроченной к открытию Съезда II Интернационала, спортсмены КСИ также не участвуют.

В 1934 году в Париже состоялся большой международный антифашистский слет спортсменов, объединивший представителей двух международных спортивных организаций. С приходом фашизма к власти в Германии рабочие спортивные организации были распущены. Руководители ЛСИ стали говорить о совместном проведении соревнований и сотрудничестве.

На слете было принято решение об активизации борьба с фашизмом и милитаризмом в спорте. Слет призвал бойкотировать подготовку и проведение Олимпийских игр в Берлине в 1957 г. в Антверпене (Бельгия) состоялась Ш Всемирная рабочая олимпиада, названная праздником единства рабочих спортсменов всех стран. На Олимпиаду ездила большая группа советских спортсменов. Это был триумф советского спорта, почти по всем видам призовые места. Особо следует отметить абсолютную чемпионку по спортивной акробатике Марию Тышко, которая начала заниматься спортом в Краснодарском клубе «Комсомолец».

Олимпиада в Антверпене явилась последним крупным спортивным соревнованием рабочих

Средние века: развитие физической культуры и спорта в средневековых цивилизациях (стр. 1 из 3)

АНО «КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА» г. ОМСК

НАЗЫВАЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Контрольная работа по физической культуре

Средние века: развитие физической культуры и спорта в средневековых цивилизациях

Экономический факультет,

курс 1, группы зи БХ1-32

Выполнила: Краузина Наталья Сергеевна

Называевск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА (V-ХVІІвв.)

ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЕВРОПЕ, АЗИИ И НАРОДОВ АМЕРИКИ

2.1 Физическая культура в Европе в средние века

2.2 Историческое значение физической культуры средневековой Азии

2.3 Физическая культура народов Америки в период до европейской колонизации

ГЛАВА 3 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

История физической культуры и спорта – интересная и увлекательная наука. За время своего существования она накопила огромное количество материалов, наглядно показывающих поступательное развитие физической культуры и спорта от низших форм до современного их состояния. История прослеживает эволюцию возникновения и развития физической культуры и спорта с древнейших времён и до наших дней. История рассматривает физическую культуру и спорт как органическую часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. На состояние и развитие физической культуры и спорта в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы кассовой борьбы, достижения науки, философии, эстетические, религиозные и другие взгляды людей в ту или иную общественно-экономическую формацию. В то же время физическая культура и спорт оказывают обратное влияние на многие стороны жизни общества: медицину, педагогику, науку, военное дело, искусство.

В истории общественного развития физической культуры и спорта всегда принадлежала важная роль в формировании физических и психических качеств человеческого рода. Они способствовали при умелом подходе воспитанию физической, умственной и психической гармонии человеческой личности.

Значительный вклад в изучение истории физической культуры и спорта внесли специалисты социалистических стран. Многие их труды обогатили мировую спортивную науку. Им принадлежат ведущие позиции в разработке многих важнейших исторических проблем физической культуры и спорта. Они ведут последовательную борьбу против той части буржуазной историографии, которая фальсифицирует и искажает суть исторического развития, разоблачают буржуазную идеологию в спорте.

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА (V-ХVІІ вв.)

Современная историческая наука использует термин «средние века» применительно к периоду общественного развития с конца V до ХVІІ века, когда в наиболее развитых районах мира определяющую роль играл феодализм, феодальный строй. С учётом главных тенденций развития физической культуры можно говорить о физической культуре раннего средневековья, иными словами, периода становления феодализма (V – Х вв.), физической расцвета средневековья, то есть периода развитого феодализма (ХІІ-ХV вв.), и о физической культуре периода заката феодализма (ХV-ХVІІ вв.). В последние два периода в Европе получает развитие физическая культура Возрождения (ХІІ – ХVІІвв.), явившаяся своеобразным предвестником буржуазного физического воспитания и спортивного движения.

В различных частях мира народы в разное время пришли к новым формам физической культуры, соответствующей их изменившемуся образу жизни и общественному строю. В таких странах, как Индия, Китай, Япония, где развитие шло постепенно, большую роль играли традиции. В этих странах не отказались от старых форм физической культуры, а изменили их.

Однако на территории бывшей Римской империи вследствие противоречий, обострившихся также в результате завоеваний варваров, преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Хотя в восточной части империи сами варвары временно ассимилировались, существовавшие там наиболее характерные институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами правящего класса. Иное дело, что в Византии по мере усиления императорской власти были возобновлены некоторые зрелищные мероприятия, получившие новое содержание, в том числе атлетические соревнования и соревнования на колесницах, и, кроме того, наблюдалось сильное увлечение конным поло, заимствованным у персов.

Образовавшие позднее свои государства славяне и венгры создали свою феодальную физическую культуру в соответствии с их специфическими чертами. На преобразовании их физической культуры сказалось влияние народов, которые стояли уже на более высокой ступени феодальной формы физической подготовки. В это, естественно, решающую роль играли также экономические и политические связи. Так, на физической культуре русских княжеств сказывалось влияние Византии, а на физической культуре венгров и поляков – влияние немецкого рыцарского ордена.

Большое воздействие на ту часть физической культуры, которая относилась к боевой подготовке, оказали такие отсталые по своему общественному развитию завоеватели, как монголы – в Китае и в русских княжествах. В Венгрии также значительное влияние оказали монголы и половцы, а в позднее время – турки.

В конечном итоге различные общественные потребности, условия, местные обычаи и их взаимное влияние создали в средние века многообразие феодальных форм физической культуры. Однако в рамках такой кажущейся пестроты всё больше обособлялись в соответствии с характером общественного строя нормы игр и «спортивных» занятий по физическому воспитанию правящих классов и различных слоёв, связанных с ними вассальными и прочими отношениями, а также крестьян и городского населения. Физическая культура правящего класса достигла наивысшего уровня развития там, где помимо экономических ресурсов, необходимых для удержания власти, осуществление руководящей роли внутри государства требовало также больших физических способностей. Физическая культура крестьянства и городского населения складывалась в зависимости от соотношения сил в классовой борьбе.

Большую роль в создании феодальных реформ физической культуры сыграли различные мировые религии, а также возникшие в их рамках религиозные направления. Буддизм, христианство и ислам, тесно связанные с образованием феодальных государств, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или же сами приспосабливались к ним.

ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЕВРОПЕ, АЗИИ И НАРОДОВ АМЕРИКИ

2.1 Физическая культура в Европе в средние века

Одновременно с распадом Западной Римской империи нарушилось развитое общественное разделение труда в античном мире, были уничтожены отношения, связанные с производством товаров и их обменом. Основой новых государственных образований, включавших в себя вторгшихся варваров и коренное население, стало натуральное хозяйство. Прежде классические области культуры постепенно отмирали, а традиции варваров в видоизменённой форме оказались приспособленными к новым общественным отношениям.

Теологическое учение средневековой христианской церкви, определявшее европейское просвещение, провозглашало презрение физических влечений и концентрировало внимание на загробном счастье. Следствием этого явилось то, что в педагогических учреждениях, действовавших под руководством христианской церкви, были отменены занятия физической культурой, оттеснено на задний план гигиеническое воспитание. Это учение отказалось от существовавших в примитивном обществе обрядов посвящения, связанных с возрастными категориями, предало забвению античные причины воспитания и в течение долгого времени не учитывало детский и переходный возраст. Оно рассматривало детей как маленьких взрослых, не осознавало роль детских подвижных игр, необходимых для развития личности, считало их источником греха, отвлекающего от размышлений. Ссылаясь на церковника Тертуллиана, это учение объявило физические упражнения и игры действиями дьявола.

Различным было отношение к физической культуре и отцов православной и католической церкви, разрабатывавших основополагающие церковные догматы. Отцы православной церкви в меньшей степени симпатизировали аскетизму. Об этом направлении свидетельствуют не только послания апостола Павла к коринфинянам, но и такие заявления, как, например, сделанные Еврапиусом 345-414гг.), который называл грязными собаками своих друзей, не отличавшихся опрятностью.

2.2 Историческое значение физической культуры средневековой Азии

Буржуазные историографы спорта или преуменьшают, или мистифицируют физическую культуру азиатских народов. Они не признают того, что среди различных форм развития физической культуры, отличающихся от европейской, ее рациональная сущность выполняла роль общественного саморегулирования.

В Азии эпохи средних веков действительно не существовало культа достижений в нынешнем понимании этого слова. То, что в современном спорте происходит в рамках одного чемпионата, в ту пору выливалось в продолжительные ритуальные торжества. Но здесь речь идет не о том, что иным был ритм жизни, а о том, что нормы поведения арабов, китайцев, индейцев и японцев определялись жесткими рамками обычаев. Деятельность индивидуума и общества были взаимосвязаны значительно более тесно, чем в средневековой Европе. Вследствие этого даже успехи, достигнутые в состязаниях, связанных с физическими упражнениями, означали не славу одного человека, а прежде всего проявление высшей степени долга перед деревней, городом или племенем.

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

97%

Охарактеризуйте физическую культуру в первобытном обществе.

+отсутствуют врожденные программы поведения, мифологичность сознания, поло-возрастная иерархия;

поло-возрастная иерархия, физическое воспитание имеет ярко выраженный сословный характер;

основная цель- формирование трудовых навыков и закалка.

Важнейшая предпосылка возникновения физической культуры:

потребность человека в двигательной деятельности;

трудовая деятельность первобытного человека, потребности общества и условия существования;

+развитие мышления человека, формирование системы символов и знаков.

Важнейшая особенность физической культуры в первобытном обществе:

+обязательность для всех членов сообщества, тесная связь с обрядами;

раздельное физическое воспитание мальчиков и девочек;

прикладной характер.

В классификацию игр, как древнейшей формы организации физического воспитания, по двигательным навыкам входит:

воспроизводство трудового процесса;

обучение навыкам;

+владение навыками совместной деятельности, доминирования н подчинения;

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

Целью физического воспитания как военно-физической подготовки является:

+воспитание воина;

создание гармонично-развитой личности;

создание армии.

ИСУ – это:

Европейский союз гимнастики;

+Международный союз конькобежцев;

Международная федерация гимнастики.

Орхестрика – это:

+танцевальные упражнения под музыку;

упражнения (пятиборья);

древний вид соревнований.

УСИ – это:

+Международный союз велосипедистов;

Международная федерация академической гребли;

Международная федерация футбола.

«Сокольская гимнастическая система» получила свое развитие:

Германии;

+Чехии;

Франции.

Палестрика – это:

танцевальные упражнения под музыку;

+упражнения (пятиборья);

древний вид соревнований.

Создание школы «Дом радости» относят к:

1495-1553 гг.;

+1378-1446 гг.;

1478-1535 гг..

V Олимпийские игры прошли:

в Лондоне;

+в Стокгольме;

в Берлине.

Целью физического воспитания в средние века являются:

2 поединка до совершеннолетия;

+»7 рыцарских доблестей»;

Олимпийская медаль.

К утопистам эпохи Возрождения относится:

+Томас Мор;

Витторно да Фельтре;

Франсуа Рабле.

Физическую подготовку как средство воспитания у солдат необходимых физических н морально-волевых качеств рассматривал:

П.Ф. Лесгафт;

+Генерал М.И. Драгомиров;

Генерал А.Д. Бутовский.

Важнейшая особенность физической культуры в странах Древнего Востока:

сохранение тесной связи с магией;

+военная и трудовая подготовка;

возникновение и развитие игр-развлечений.

В средние века спортивные соревнования представляли собой:

игру в гольф;

+рыцарские турниры;

осаду замка.

В средние века дама должна была уметь:

+ездить верхом., играть в мяч;

участвовать в рыцарских турнирах;

судить рыцарские поединки.

Важнейшей особенностью физической культуры и физического воспитания в средине века является:

феодальный строй;

соотношение традиций античного мира и полупервобытного общества;

+физическое воспитание имеет ярко-выраженный сословный характер.

Сюзерен – это:

победитель соревнований;

+организатор, судья и «спонсор»;

помощник всадника.

В 1861 году в Англии:

создана Английская футбольная лига;

создан I легкоатлетический клуб в Лондоне;

+создано Объединение любителей легкой атлетики.

Общая система физического воспитания в Древней Греции называлась:

+гимнастика;

военная подготовка;

спорт.

При Афинской системе физического воспитания с 7 до 16 лет ребенок:

занимается в гимнаснн;

+посещает мусическую школу;

занимается в отрядах эфебов.

При Спартанской системе физического воспитания в Древней Греции воспитатели назначаются и контролируются:

+государством;

главой семьи;

старшим военачальником.

При Спартанской системе физического воспитания с 7 до 17 лет мальчики:

находятся в семье и за его воспитание несут ответственность родители;

+занимаются физической подготовкой в казармах;

занимаются физической подготовкой в эфебах.

Культивировавшиеся виды спорта в Древней Греции:

+бег на короткие н длинные дистанции, бег в вооружении н без вооружения, метание дротиков, панкратион, плавание;

художественная гимнастика, метание молота, бег с препятствиями;

гребля, парусный спорт, бои без правил.

Спортивные игры, проходящие в Немее и около Коринфа носили название:

олимпийские;

пифийские;

+истмийские.

Спорт как самостоятельная сфера деятельности:

присутствует;

+отсутствует;

носит бесклассовый характер.

Особой сферой человеческой деятельности и создания особо сложной и многогранной системы физического воспитания н соревнований является:

гимнастика;

+спорт.

военная подготовка.

Особенностью римской культуры являются:

+гладиаторские бои;

занятия фехтованием;

панкратион.

Физическая культура (новый). Ответы на тест МФПА Синергия

Дисциплина: Физическая культура Тип работы: Тест Количество страниц: 5 Год сдачи: 2016

Тест сдан на «зачет». Набрано 93 балла.
Охарактеризуйте физическую культуру в первобытном обществе.
отсутствуют врожденные программы поведения, мифологичность сознания, поло-возрастная иерархия;
поло-возрастная иерархия, физическое воспитание имеет ярко выраженный сословный характер;
основная цель- формирование трудовых навыков и закалка.
Важнейшая предпосылка возникновения физической культуры:
потребность человека в двигательной деятельности;
трудовая деятельность первобытного человека, потребности общества и условия существования;
развитие мышления человека, формирование системы символов и знаков.
Важнейшая особенность физической культуры в первобытном обществе:
обязательность для всех членов сообщества, тесная связь с обрядами;
раздельное физическое воспитание мальчиков и девочек;
прикладной характер.
В классификацию игр, как древнейшей формы организации физического воспитания, по двигательным навыкам входит:
воспроизводство трудового процесса;
обучение навыкам;
владение навыками совместной деятельности, доминирования н подчинения;
Целью физического воспитания как военно-физической подготовки является:
воспитание воина;
создание гармонично-развитой личности;
создание армии.
ИСУ – это:
Европейский союз гимнастики;
Международный союз конькобежцев;
Международная федерация гимнастики.
Орхестрика – это:
танцевальные упражнения под музыку;
упражнения (пятиборья);
древний вид соревнований.
УСИ – это:
Международный союз велосипедистов;
Международная федерация академической гребли;
Международная федерация футбола.
«Сокольская гимнастическая система» получила свое развитие:
Германии;
Чехии;
Франции.
Палестрика – это:
танцевальные упражнения под музыку;
упражнения (пятиборья);
древний вид соревнований.
Создание школы «Дом радости» относят к:
1495-1553 гг.;
1378-1446 гг.;
1478-1535 гг..
V Олимпийские игры прошли:
в Лондоне;
в Стокгольме;
в Берлине.
Целью физического воспитания в средние века являются:
2 поединка до совершеннолетия;
«7 рыцарских доблестей»;
Олимпийская медаль.
К утопистам эпохи Возрождения относится:
Томас Мор;
Витторно да Фельтре;
Франсуа Рабле.
Физическую подготовку как средство воспитания у солдат необходимых физических н морально-волевых качеств рассматривал:
П.Ф. Лесгафт;
Генерал М.И. Драгомиров;
Генерал А.Д. Бутовский.
Важнейшая особенность физической культуры в странах Древнего Востока:
сохранение тесной связи с магией;
военная и трудовая подготовка;
возникновение и развитие игр-развлечений.
В средние века спортивные соревнования представляли собой:
игру в гольф;
рыцарские турниры;
осаду замка.
В средние века дама должна была уметь:
ездить верхом., играть в мяч;
участвовать в рыцарских турнирах;
судить рыцарские поединки.
Важнейшей особенностью физической культуры и физического воспитания в средине века является:
феодальный строй;
соотношение традиций античного мира и полупервобытного общества;
физическое воспитание имеет ярко-выраженный сословный характер.
Сюзерен – это:
победитель соревнований;
организатор, судья и «спонсор»;
помощник всадника.
В 1861 году в Англии:
создана Английская футбольная лига;
создан I легкоатлетический клуб в Лондоне;
создано Объединение любителей легкой атлетики.
Общая система физического воспитания в Древней Греции называлась:
гимнастика;
военная подготовка;
спорт.
При Афинской системе физического воспитания с 7 до 16 лет ребенок:
занимается в гимнаснн;
посещает мусическую школу;
занимается в отрядах эфебов.
При Спартанской системе физического воспитания в Древней Греции воспитатели назначаются и контролируются:
государством;
главой семьи;
старшим военачальником.
При Спартанской системе физического воспитания с 7 до 17 лет мальчики:
находятся в семье и за его воспитание несут ответственность родители;
занимаются физической подготовкой в казармах;
занимаются физической подготовкой в эфебах.
Культивировавшиеся виды спорта в Древней Греции:
бег на короткие н длинные дистанции, бег в вооружении н без вооружения, метание дротиков, панкратион, плавание;
художественная гимнастика, метание молота, бег с препятствиями;
гребля, парусный спорт, бои без правил.
Спортивные игры, проходящие в Немее и около Коринфа носили название:
олимпийские;
пифийские;
истмийские.
Спорт как самостоятельная сфера деятельности:
присутствует;
отсутствует;
носит бесклассовый характер.
Особой сферой человеческой деятельности и создания особо сложной и многогранной системы физического воспитания н соревнований является:
гимнастика;
спорт.
военная подготовка.
Особенностью римской культуры являются:
гладиаторские бои;
занятия фехтованием;
панкратион.
Быстрее других физических качеств с возрастом теряется …
гибкость
сила
ловкость
выносливость быстрота
Вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических. производственных, физических, информационных и тому подобных факторов — это …
физический труд
физическое упражнение
тренировка
спорт
Во время длительных физических нагрузок как источник энергии активно используется …
жир
Углеводы
белки
минеральные вещества
… в отличие от других физических качеств менее всего поддаются развитию и носят преимущественно врожденный характер
Скоростные способности
Выносливость и гибкость
Силовые способности
Гибкость и ловкость
Гипокинезия — особое состояние организма, обусловленное …
недостаточностью двигательной активности
избытком двигательной активности
избытком умственной активности
недостатком умственной активности
Две основные формы гибкости:
гибкость ног и гибкость рук
постоянная и временная
активная и пассивная
плохая и хорошая
Жировая ткань содержит …% воды (от её массы)
20
80
10
40
Изучение двигательного действия в том виде, в каком оно должно быть, как конечная задача обучения предусматривает метод …
разучивания в целом
разучивания по частям
скоростного разучивания
окончательного разучивания
Количество кислорода, необходимое для полного обеспечения выполняемой работы, называют …
кислородным запросом
кислородной нехваткой
вторым дыханием
кислородным долгом
Максимальный спад работоспособности человека (в среднем) приходится на …
4 часа (ночь)
12 часов (ночь)
12 часов (день)
16 часов (день)
Международная федерация студенческого спорта имеет аббревиатуру
FISU
FIFA
CIE
UEFA
FILA
Наибольшее количество кислорода, которое может усвоить организм при предельно наряженной для него работе — это …
дыхательный объём
ЖЕЛ
кислородный запрос
МПК
Наиболее эффективным методом развития силовых и скоростно-силовых качеств является
круговая тренировка
занятие в тренажёрном зале
занятие в бассейне
бег на короткие дистанции
бег на длинные дистанции
Неверно, что существует тип осанки …
прямая
прогнутая
наклонная
сутулая
изогнутая
горбатая
Неверно, что показателями работоспособности сердца является …
утомляемость
частота пульса
систолический и минутный объём крови
кровяное давление
Неверно, что при работе циклического характера существует зона …
экстрамаксимальной мощности
субмаксимальной мощности
большой
максимальной мощности
Неверно, что существует … тип сколиоза
правосторонний
левосторонний
фронтальный
S-образный
Один из основных фенологических спутников тренированности — это …
редкий пульс
высокий спортивный результат
хороший аппетит
возбуждённость
Педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания — это …
физическое воспитание
тренировка
занятие спортом
урок физической культуры
Представление о функции вегетативной нервной системы можно получить по …
реакции центральной нервной системы
реакции сердца
кожно-сосудистой реакции
жизненной емкости легких
При голодании ….. служат источником углеводов
жировые запасы
запасы минеральных веществ
запасы воды
запасы белка
Процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни — это …
развитие физических качеств
взросление
умственное развитие
физическое развитие
Составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека – это …
спорт
урок физической культуры
«весёлые старты»
тренировка
зарядка
Способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий – это …
мышечная сила человека
атлетизм человека
сила мысли человека
выносливость человека
Суммарный (общий кислородный) запрос – это …
объем воздуха, который проходит через легкие за одну минуту
максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха
количество кислорода, необходимое для выполнения всей предстоящей работы
количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном цикле (вдох, выдох, пауза)
Существует два вида старта:
быстрый и медленный
по свистку и по выстрелу
массовый и индивидуальный
низкий и высокий
Считается, что норма потребления белка в день для взрослого человека составляет ..
менее 60 гр
60-80 гр
80-100 гр
100-140 гр
Упражнения … являются хорошим средством восстановления организма после утомления и повышения его работоспособности
на растягивание
на развитие динамической сипы
на развитие статической силы
со скакалкой
В духовенстве в средние века физическая культура и физическое воспитание:
официально запрещены;
формируют трудовые навыки и закалку;
разрешены как самооборона феодалов.
Афинская система физического воспитания:
распространяется на девочек
не распространяется на девочек;
занимаются физической подготовкой вместе
В 1896 году в России появились:
Высшая вольная школа по подготовке педагогов по физическому воспитанию
«Санкт-Петербургское общество содействия физическому развитию учащейся молодежи»
Временные курсы для подготовки руководительниц физических упражнений и игр
Фраза «Джентльмен должен быть воспитан так. чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом» принадлежит:
Жаи-Жаку Руссо.
Яму Амосу Каменскому
Джону Локку;
Спорт как метод подготовки для войны в колониях и за колонии рассматривается:
Англии
США
Европе.
Основателем сокольской гимнастической системы является
Мирослав Тырш
Степенью крайнего невежества в древней Греции считалось
он не умеет ни читать, ни плавать

Теги: