Советские крейсера второй мировой войны

Содержание

Советские линкоры в Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война застала советский флот в не самом боеспособном состоянии. Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок. Однако перед самой войной программу было решено сократить, а достроить и спустить на воду уже заложенные линкоры и тяжелые крейсера помешала война. Так получилось, что СССР вступил во Вторую мировую войну, имея лишь 3 линкора, доставшихся ему в наследство от царской России. Это были линейные корабли класса «Севастополь», постройка которых осуществлялась с 1909 по 1914 год.

Всего было построено 4 корабля: «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Все они участвовали в Первой мировой войне и благополучно пережили ее. После революции линкоры вошли в состав ВМФ СССР. «Петропавловск» был переименован в «Марат», «Севастополь» переименован в «Парижскую коммуну», «Гангут» получил имя «Октябрьская революция», а «Полтава» — «Михаил Фрунзе». На последнем в 1923 году произошел сильный пожар, причинивший кораблю значительные повреждения. Восстанавливать его посчитали нецелесообразным, часть оборудования с него использовалась для ремонта 3-х оставшихся в строю линкоров.
Линкоры типа «Севастополь» обладали корпусом характерной «мониторной» формы, с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Наибольшая длина корпуса составляла 181,2 м., ширина 27 м., осадка 8,5 м. Стандартное водоизмещение по проекту составляло около 23 тыс. тонн, на деле же на приемных испытаниях оно доходило до 24,8-25,9 тыс. тонн, изменяя осадку судна до 9,3 м. Энергетическая установка корабля включала в себя 25 водотрубных паровых котлов системы Ярроу. Топливом для котлов служил уголь, при форсированном режиме работы применялась нефть. Энергетическая установка в форсированном режиме выдавала 42 000 л.с. и обеспечивала кораблю скорость в 23 узла, дальность плавания составляла 4000 миль.
Линкор класса Севастополь 1914 г.
Основным вооружением корабля служили 12 305-мм нарезных орудий производства Обуховского завода, которые были размещены в 4-х трехорудийных башнях, расположенных линейно. Техническая скорострельность орудий составляла 1,8 выстрела в минуту, на практике же все зависело от уровня обученности команды. Противоминное вооружение корабля состояло из 16-ти 120-мм орудий конструкции «Виккерс», их скорострельность доходила до 7 выстрелов в минуту. Все 16 орудий были размещены в казематах на средней палубе. Такое размещение артиллерии имело существенные недостатки и сказывалось на эффективности ее стрельбы. Стволы 120-мм орудий оказывались всего лишь в 4,6 м. над водой, что в сочетании с низкой мореходностью линкоров, зарывавшихся в волну по первую башню уже при незначительном волнении на море, сильно усложняло их использование (особенно носовых орудий). В какой-то степени это было болезнью многих линкоров того времени, но русские выделялись в худшую сторону из-за своей мореходности и расположения всей противоминной артиллерии на средней палубе.

Перед Второй мировой войной данные линкоры прошли модернизацию. Работы по совершенствованию кораблей проходили по различным программам и в разные сроки с 1927 по 1938 год. Модернизация кораблей сильно изменила их силуэт. Корабли получили баковую надстройку, жестко скрепленную с корпусом и закрытую сверху прочным настилом. Был изменен комплекс «боевая труба – фок-мачта – носовая труба». Претерпела изменения и стала более совершенной носовая оконечность, что позволило уменьшить заливаемость палубы на полном ходу. Были заменены энергетические установки, переведенные с угля на нефть, улучшены бытовые условия для команды. Установлены новейшие средства связи, новые оптические дальномеры в башнях, изменена система управления огнем. Существенно была улучшена система ПВО.
Последним модернизацию проходил линкор «Парижская коммуна», с 1933 по 1938 год корабль стоял в доках Севастопольского морского завода. После завершения всех работ водоизмещение линкора достигло 31 275 тонн (от проектных 23 000), длина составила 184,5 м., ширина 32,5 м. (за счет установки противоторпедных булей), осадка – 9,65 м. Мощность энергетической установки достигла 61 000 л.с., максимальная скорость 23,5 узла. Корабль получил существенно усиленное противовоздушное вооружение. На носовой и кормовой башне было открыто установлено 6-ть 76-мм зенитных пушек. Помимо этого корабль получил 16-ть 37-мм артиллерийских орудий и 14-ть 12,7-мм пулеметов.
Линкор после модернизации
Линкор «Парижская коммуна»
Война застала линкор в Севастополе, где уже 14 июля 1941 года он впервые открыл огонь по самолету Ju-88. С прорывом немецких войск в Крым, корабль стал уязвим для атак с воздуха, поэтому в ночь с 30 на 31 октября линкор в сопровождении крейсера «Молотов», лидера «Ташкент» и эсминца «Сообразительный» покинул главную базу флота и отправился в Поти. С 26 по 29 ноября 1941 года линкор провел свою первую боевую операцию по поддержке обороняющих Севастополь войск. В ночь на 28 ноября, в условиях сильного шторма (ветер до 8-9 баллов) корабль подошел к мысу Фиолент и выпустил по скоплению немецких войск в селах Байдары, Павловка и Тыловое 146 фугасных 305-мм снарядов и еще 299 фугасных 120-мм снарядов. На обратном пути шторм усилился, скорость ветра достигла 11 баллов. В результате шторма за борт было смыто 3 матроса – эти матросы стали единственными за всю войну боевыми потерями на корабле.
27 декабря корабль вновь вышел из Поти под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Л.А.Владимирского в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый». Перед кораблями стояла та же задача – оказать артиллерийскую поддержку защитникам Севастополя. В ночь на 29 декабря линкор встал в Южной бухте и в течение 14 часов вел огонь по позициям немцев в Бельбекской долине, израсходовав 179 305-мм и 265 120-мм снарядов, огнем с линкора была подавлена открывшая по нему огонь батарея противника, сам линкор попаданий не получил. Приняв на свой Борт 1025 раненых защитников города, корабль 30 декабря прибыл в Новороссийск.
В первой половине 1942 года корабль принимал активное участие в поддержке действий 44-й армии, высадившейся в Крыму. Во время стрельб в ночь с 21 на 22 марта моряки заметили, что от орудий главного калибра отлетают осколки металла, что было сигналом предельного износа корабельных орудий. По возвращении в Поти корабль встал на ремонт. 12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, однако активная фаза боевых действий линкора на этом подошла к концу. Отчаянное положение войск под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом обратиться к Ставке с предложением использовать линкор для переброски в город 25 танков КВ, однако такого разрешения получено не было. В дальнейшем до окончания боевых действий корабль покидал Поти лишь раз. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его первоначальное имя «Севастополь».
Линкор «Севастополь» СССР
За время войны корабль совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль и выполнил 10 артиллерийских стрельб, поддерживая советские войска под Севастополем и на Керченском полуострове. Средства ПВО корабля отразили 21 налет вражеской авиации, сбив 3 самолета противника. 24.07.1954 года «Севастополь» был переведен в разряд учебных кораблей, а 17.02.1956 был исключен из состава флота.
Линкор «Марат»
Уже 22 июня линкор вступил в войну, обстреляв финский самолет-разведчик, а 9 сентября кораблю пришлось открыть огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам сначала главным, а через 6 дней и противоминным калибром. Линкор находился на боевой позиции в бассейне Ленинградского морского канала, откуда в течение 8 дней вел интенсивный огонь по гитлеровцам, израсходовав 1042 305-мм снаряда и получив 10 попаданий 150-мм полевой артиллерии, а также 3 попадания 250-кг авиабомб. В результате этого было потеряно 25 человек, вышла из строя 4-я башня, носовая батарея 37-мм пушек, кормовые дизель-генераторы. Для ликвидации повреждений 18 сентября корабль отошел в Кронштадт.
В это время Кронштадт подвергался ежедневным налетам немецкой авиации. Утром 23 сентября во время отражения 13-го по счету группового авианалета (около 40 пикирующих бомбардировщиков) в «Марат» почти одновременно попали 2 бомбы весом в 500 или 1000 кг. Обе бомбы попали в носовую часть судна и вызвали детонацию снарядных погребов первой башни. Страшной силы взрыв разрезал корпус линкора, сорвал с корабля 1-ю башню, разрушил фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу. Нос корабля отломился и лег на грунт. В результате взрыва погибли 326 членов экипажа линкора. К утру 24 сентября «Марат» принял на борт 10 000 тонн воды, большая часть его помещений ниже средней палубы была затоплена, корабль сел на грунт, над водой оставалось около 3 м. борта.
Линкор «Марат» перед войной
К концу октября морякам балтийцам удалось вернуть кораблю частичную плавучесть, под огнем противника удалось добиться всплытия кормовой части, вновь заработали 3 и 4 орудийные башни. За ноябрь и декабрь 1941 года корабль провел 97 стрельб, выпустив 407 305-мм снарядов. Все уцелевшие 120-мм орудия с линкора были сняты и отправлены на сухопутный фронт вместе с расчетами. Для повышения защиты судна от навесного огня немецкой артиллерии на палубу были уложены гранитные плиты толщиной в 40-60 см, которые были сняты с ближайшей стенки гавани.

Немцы пытались подавить поврежденный линкор, который выполнял теперь роль форта, с помощью своей артиллерии. Первоначально они использовали для его обстрела 150- и 203-мм полевые орудия, а в конце декабря подключили 280-мм орудия железнодорожного базирования. 28 декабря один из таких снарядов чуть не стал причиной вторичного затопления линкора. Снаряд, пробив весь корпус по вертикали, прошел сквозь снарядный и зарядный погреба 3 башни и застрял в трюме, не разорвавшись. В дальнейшем немцы не имели в подавлении корабля артиллерией никаких успехов. Всего за годы войны к 17 января 1944 года «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, огнем линкора было уничтожено 7 и подавлено 86 полевых батарей противника, поражено не менее 25 ед. бронетехники.
Линкор «Октябрьская революция»
Судьба данного линкора аналогична судьбе «Марата». Война застала линкор в Таллинне, откуда тот 1 июля ушел в Кронштадт, во время приближения немцев к городу «Октябрьскую революцию» включили в состав его артиллерийской обороны. Все попытки немцев потопить линкор окончились провалом, не помогли даже комбинированные удары с использованием авиации и артиллерии. Всего за годы войны линкор получил 6 попаданий авиационных бомб (из 465 сброшенных на корабль) и 19 попаданий артиллерийских снарядов. Линкор провел 126 стрельб главным калибром, выпустив по немцам 1442 снаряда. Зенитчики линкора отразили 24 авианалета, в которых участвовало 597 самолетов, и сбили 13 из них, повредив 3.
Примечателен тот факт, что самые грозные корабли российского царского, а затем и советского флотов, ни разу за время Первой и Второй мировых войн не встретились в бою с кораблями противника. Единственный морской бой линкоры типа «Севастополь» провели в Гражданскую войну. В 1919 году линкор «Петропавловск», выполняя прикрытие эсминца «Азард», осуществлявшего разведку, отразил нападение 7 британских эсминцев.
Использованы источники:

ЛИНКОР «ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

ЛИНКОР «ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
Перенесено из темы Генеалогический форум ВГД » 2-ая Мировая война 1939-1945 гг. » ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ЦВМА РФ) » КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ (КБФ)
Не увидела на форуме отдельной ветки по подвигу моряков линкора «Октябрьская революция». В народе линкор именовали «Октябрина». Мой дедушка на нём воевал. Линкоровцы и сам корабль защищали Ленинград во время блокады. Если я ошиблась веткой форума, извините меня, пожалуйста. Очень хочется напомнить о подвигах линкоровцев…
Краткая историческая справка:
«Линейный корабль, названный первоначально в честь первой победы Российского флота у мыса Гангут, был заложен 3 июня 1909 года на Новоадмиралтейском судостроительном заводе в Петербурге и 24 сентября 1911 года спущен на воду. Его конструктором являлся А. Н. Крылов, который создал серию новейших линкоров типа «Севастополь». В конце ноября 1914 года был включен в состав 2-й бригады линейных кораблей Балтийского флота. Совершив три боевых похода во второй половине 1915 года на обеспечение минных постановок в Балтийском море, «Гангут» весь остальной период первой мировой войны простоял в Гельсингфорсе. После Ледового похода кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт весной 1918 года, когда сотни линкоровцев ушли на фронт защищать завоевания революции, 9 ноября корабль был переведен из Кронштадта в Петроград для консервации вооружения и механизмов.
27 июня 1925 года линкору присвоено наименование «Октябрьская революция», а 23 июля 1926 года он вновь был включен в состав Морских сил Балтийского моря.
Во время советско-финляндской войны кораблям Краснознаменного Балтийского флота было поручено подавить огневые точки врага на островах и приморском плацдарме и оказать огневую поддержку сухопутным войскам. Сотни тонн тяжелых снарядов обрушила в те дни «Октябрьская революция» на неприятеля, сокрушив своим метким огнем все назначенные цели. Родина высоко оценила боевое мастерство экипажа корабля, наградив 69 линкоровцев орденами и медалями.
В начале Великой Отечественной войны линкор был перебазирован из Таллина в Кронштадт, а в конце сентября 1941 года- в Ленинград. Корабль принимал активное участие в обороне города. Мощным артиллерийским огнем он уничтожал немецко-фашистские войска в районах их сосредоточения, дальнобойную артиллерию на огневых позициях. 11 сентября 1941 года на 125-м выстреле разорвало среднее орудие носовой башни.
21 сентября 1941 года получил попадание тремя бомбами в носовую часть, в районе 14-29 шпангоутов. Бомбы проникли на среднюю палубу и причинили большие разрушения, но не повредили жизненно важных помещений корабля.
27 сентября 1941 года получил попадание пятисоткилограммовой бомбой. Она пробила верхнюю и среднюю палубы и разорвалась о барбет второй башни ГК, барбет был разрушен, а башню заклинило.
16 апреля 1943 года совершил бессмертный подвиг линкоровец старшина 1-й статьи И. И. Тамбасов (1922-1943). Один из вражеских снарядов попал в фалшборт, и пламя пожара охватило боеприпасы. Каждое мгновение мог произойти взрыв и нанести непоправимый вред кораблю. Подбежав к месту пожара, старшина стал выбрасывать уже начавшие тлеть снаряды за борт. На отважном балтийце загорелась одежда, тело и руки покрылись волдырями, но он продолжал борьбу с огнем. Вдруг раздался взрыв. Иван Тамбасов погиб смертью героя. Мужественный старшина был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Приказом командующего КБФ он был навечно занесен в списки личного состава «Октябрьской революции». Имя Тамбасова было присвоено орудию, которым командовал отважный моряк.
В 1944 году линкор поддерживал соединения Ленинградского фронта в ходе Красносельско-Ропшинской и Выборгской наступательных операций. За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом экипажем отвагу и мужество 22 июля 1944 года линкор награжден орденом Красного Знамени.
В 1953 году линкор был переведен в состав учебных кораблей, а через три года в 1956 году исключен из состава флота. Славные боевые традиции героического корабля продолжают в настоящее время моряки одного из крейсеров дважды Краснознаменного Балтийского флота «Октябрьская революция» (до 3 августа 1957 года — «Молотовск», советский крейсер проекта 68-бис.).
В память о подвигах экипажа «Октябрьской революции» в парке Кронштадта установлены снятые с него якоря и зенитное орудие имени И. И. Тамбасова (http://www.kronstadt.ru/books/reports/l_tokareva_2005_46.htm). Есть в Санкт-Петербурге улица Тамбасова. И названа она в честь И.И. Тамбасова, который вошел в историю обороны Ленинграда под именем «Огненного комендора»».
В Интернете можно найти статьи о линкоре. Качественное фото линкора можно увидеть по адресу: http://tsushima.org.ru/steve/s…lota-sssr/
Не так давно я узнала, что есть литературные и иные памятники экипажу и самому замечательному линкору.
1. Литература о линкоре-легенде:
— Корабль имени революции, Флёров Николай Григорьевич, ДОСААФ СССР, Москва, 1967
— Первые линкоры Красного флота. «Марат», «Октябрьская революция», «Парижская коммуна», А. Васильев, Издательство: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2008
— Линкор «Октябрьская революция, И.Ф.Цветков, «Судостроение», Ленинград, 1983
2. Почтовая марка «Краснознаменный линейный корабль «Октябрьская революция»» (картинку марки можно посмотреть — http://www.philateliya.ru/filatelistu/detail/7/2030.html)
З. Значки «ВОВ.Корабли(1941-45) Линкор Октябрьская Революция-3» и ФЛОТ линкор «Октябрьская революция» (фото значков можно увидеть — http://xarhiv.ru/vov-korabli-1…12763.html и http://www.aucland.ru/marktApi?item=114921)
4. Открытка, линкор «Октябрьская революция» (внешний вид открытки — http://www.old-album.ru/catalog/products/3/5311/)
5. Для любителей моделирования были выпуски деталей с чертежами корабля в разных изданиях. В интернете можно скачать информацию по моделированию линкора «Октябрьская революция» — http://www.modeli-iz-bumagi.narod.ru/oktrev.html
Возможно, данная информация будет интересна для посетителей данного форума.
Всем удачи в поисках!

drakonit

Бывает так, что одна фотография наводит на много вопросов, поисков в интернете и становится началом целой истории, статьи.
Недавно на одном из форумов попалась интересная и ранее не виданная фотография – последнее фото линейного корабля, носившего имя нашего Города – линкора «Севастополь» на разделке на металл в Инкермане. И захотелось вспомнить и поделится историей линкора, которая тесно переплелась с историей города-героя и закончилась к счастью мирно в Севастопольской бухте.
Но начнем по порядку.
Своим рождением линкор «Севастополь» обязан русско-японской войне. Трагические для России морские сражения этой войны показали, что отечественные броненосцы устарели, а их двенадцатидюймовые пушки уже не пробивают новейшую броню.
Поэтому Империя не просто возрождала, но создавала новый флот, способный на равных противостоять океанским державам того времени. Новые линкоры должны были нести созданные российскими оружейниками 305-миллиметровые орудия и иметь сплошное бронирование борта, а не броневой пояс как на старых броненосцах.
Проект «Севастополь» был разработан Балтийским судостроительным заводом в Санкт-Петербурге, под руководством профессора Морской академииИ.Бубнова и при участии талантливого российского математика и судостроителя А.Крылова.
Все четыре серийных корабля были заложены в июне 1909 года на верфях Санкт-Петербурга. На Балтийском заводе строились «Севастополь» и «Петропавловск», а на Адмиралтейском заводе—»Полтава» и «Гангут». Корабли были спущены на воду в июне-сентябре 1911 года, введены в строй в ноябре-декабре 1914 года.
Опыт их проектирования лёг в основу создания русских линкоров Черноморской серии «Императрица Мария». Однако «Севастополю» было суждено пережить более мощных собратьев, пройти две мировых войны, войну гражданскую.
Во времяПервой мировой войны лнкор «Севастополь»входил в состав 1-й бригады линейных кораблей. Базировался на Гельсингфорс. Весной и в начале лета 1915 года «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава» несколько раз выходили в море, для проведения в районе Центральной позиции артиллерийских стрельб и маневров. В августе 1915 прикрывал постановки минных заграждений в Ирбенском проливе.
В трагическом 1917 году экипаж корабля поддержал большевистский мятеж, однако в 1921 году «севастопольцы» вместе с другими балтийскими экипажами подняли Кронштадское антибольшевистское восстание. Линкор вел огонь по большевистским батареям и наступающим войскам до сдачи восставших. Захватившие линкор красные заменили на нем всю команду и переименовали корабль в «Парижскую коммуну».
В 1929 году линкор в составе советской эскадры Галлера вышел в поход от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя. Причем вернутся он должен был уже не на Балтику а на Северный флот – в Мурманск. Однако на пути в Италию линкор сильно потрепало штормами. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Разрешение было получено, и 18 января 1930 года корабль вошел в Севастопольскую бухту.
После гражданской войны у СССР на Черном море не осталось ни одного линкора. Мощнейшая «Императрица Мария» была взорвана германскими диверсантами в Севастопольской бухте в октябре 1916 года. «Императрицу Екатерину Великую» большевики затопили в Новороссийской бухте в апреле 1918 года. «Император Александр Третий» стал флагманом Белого флота в гражданской войне под именем «Генерал Алексеев» и ушел в Бизерту, где французы разобрали его на металл в 1936 году. А линкор «Император Николай I» советские власти так и не смогли достроить и в 1927 году разобрали на металл в Севастополе.
Поэтому советское руководство включило линкор «Парижская коммуна» в состав Морских сил Черного моря.
На Севастопольском морском заводе корабль, по сути, получил второе рождение. 25 старых паровых котлов были заменены на 12 новых мазутных, установлены новые системы связи и управления стрельбой, изменена носовая часть для уменьшения заливания во время полного хода, установлены 6 зенитных пушек на носовой и кормовой орудийных башнях, сделаны противоторпедные були, удалены подводные торпедные аппараты, увеличена толщина крыш башен до 152 мм, увеличена толщина брони средней палубы до 75 мм, орудия ГК получили более мощные двигатели вертикального наведения, была увеличена высота амбразур башен, соответственно возрос угол вертикального наведения орудий и дальность стрельбы. Линкор получил новые кормовую и носовую надстройку с дальномерными постами и зенитным вооружением, что потребовало из-за увеличения размеров надстроек сдвинуть грот-мачту вперёд и придать передней дымовой трубе скос назад.
Великую Отечественную войну линкор встретил в Севастополе. Однако командование флотом очень берегло сильнейший корабль и в ноябре 1941 года его перевели в кавказский порт Поти.
8 ноября 1941 года линкор в первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем.
29 декабря линкор снова подошёл к Севастополю и открыл огонь по боевым порядкам врага.. Враг тогда рвался к бухте, и ему оставалось пройти до нее 2 километра. Но линкоровские орудия буквально смели немецкие наступающие части. Огнем корабля, по официальным данным, были уничтожены 13 единиц бронетехники, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты.
5 января 1942 года линкор «Парижская коммуна» вышел из Новороссийска и в охранении эсминца «Бойкий» направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии. За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного калибра.
16 января 1942 года во главе отряда кораблей артиллерийской поддержки участвовал в высадке морского десанта в Судаке. Во второй половине марта 1942 года, зайдя в Керченский пролив в охранении лидера «Ташкент», эсминцев «Железняков» и «Бойкий», линкор в ночь на 21 и 22 марта произвёл два огневых налёта, выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного калибра.
Увы, но это был последний бой линкора при обороне Крыма – в его орудиях главного калибра начали крошиться нарезы. Кораблю требовался ремонт. В дальнейших трагических событиях завершения второй Севастопольской обороны сильнейший корабль Черноморского флота, его флагман участия не принимал.
Писали, что в конце мая 1942 года линкор хотели задействовать для переброски в Севастополь танков, но… корабль остался в Поти.
Мог ли линкор спасти город? Встречалось мнение, что линкор нужно было выбросить на мель в Южной бухте или в Инкермане и превратить в неподвижную крепость, еще одну тяжелую береговую батарею, какими стали ленинградские линкоры. Но помимо авиации враг мог использовать против линкора и сверхтяжелую артиллерию, типа пресловутых 600-миллиметровых «Карлов», обстреливавших 30-ю батарею…
Мог ли линкор спасти тысячи защитников Севастополя, приняв их на свои палубы, и устоял бы корабль начала века под ударами воздушного флота Рихтгофена? Вопрос риторический: бывший революционный кочегар Иванов – красный адмирал Октябрьский предпочел сохранить корабли, а не людей и не отправил флот на помощь погибавшей главной базе. Защитников города вывозили только катера и подлодки.
А линкору в 1943 году вернули первоначальное наименование «Севастополь». Город в это время был в оккупации. 43-й год — самый тяжелый и в то же время переломный в Великой Отечественной войне, был годом перемен. Марксов с Энгельсами, «пролетариев всех стран» задвинули на время в идеологический «чулан», ведь и германские пролетарии не проявляли никакой солидарности, и европейские рабочие послушно и старательно клепали танки, орудия и грузовики для похода гитлеровского «евросоюза» на восток. Зато вспомнили еще в начале войны и русских князей с государями, и полководцев, в том числе Нахимова с Корниловым и вообще героев первой обороны Севастополя. Вернули армии офицерские звания и погоны… Вот линкору вернули его славное имя, может быть в компенсацию за героически павший город.
В сентябре 1943 г. с корабля сняли часть 120-мм орудий и установили их в качестве отдельной береговой батареи «Севастополь» в районе Новороссийска, а сотни моряков флагмана уже сражались в морской пехоте.
В освобожденный Севастополь линкор вернулся 5 декабря 1944 года.
Всего по официальным данным флота в период боевых действий на Чёрном море линкор совершил 15 боевых походов, прошёл в сложных боевых условиях около 8 тысяч миль (7700 миль); его орудия главного калибра произвели 10 стрельб (более 3 тыс. выстрелов) по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове; его зенитная артиллерия участвовала в отражении 21 атаки авиации противника, сбив 3 самолёта.
Первый российский дредноут пережил всех своих собратьев, послуживших и Империи и Союзу. А своих линкоров СССР так и не создал. Доставшиеся от Империи линейные крейсера «Измаил» продали на металл Германии в 30-х годах. В 40-х годах СССР начинал строительство линкоров «Советский Союз», но после войны их строительство прекратили. Заложенные после войны по приказу Сталина корпуса линейных крейсеров «Сталинград» разобрали на металл после смерти «вождя».
А первый российский линкор «Севастополь» в 1954 году стал учебным кораблем. В 1956 году последний в СССР линкор был выведен из состава флота.
В 1957 году линкор привели на буксире в Инкерман, к причалу «Главвторчермета».
Корабль, носивший имя нашего города, завершил свой путь в Севастополе. Мирно. Может быть из его металла были сделаны балки или рельсы в возрождавшемся городе…
О линкоре в Севастополе напоминают два памятника.
В сквере у Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого в г. Севастополе установлен памятный знак с изображением линкора и текстом «Флагманский корабль эскадры линкор «СЕВАСТОПОЛЬ» ведёт огонь по врагу из Южной бухты 29 декабря 1941 года».
А на Приморском бульваре расположен Памятный знак морякам эскадры Черноморского флота. Флагман флота изображен и на нем. Он же возглавляет список кораблей флота периода Великой Отечественной войны.
Может быть, сохранились и другие объекты, связанные с линкором или какие-то севастопольские легенды, истории? Tags: История, Севастополь, Флот, Фото

Спуск на воду бронекатера типа «МБК»
Бронекатер «БК-506»
Речной бронекатер «Пика»
Речной бронекатер «Копье»
. Речной бронекатер типа «Д»
Речной бронекатер «БК-91» (Тревога)

Катера «Тревога» и «Партизан» были построены на Коломенском заводе и приняты в строй в 1932 г. В 1941 г. катера прошли модернизацию. Списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 45 т., полное – 55,6 т.; длина – 32 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 22 узл.; запас топлива – 3,3 т. бензина; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт и рубка — 5 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х1- 7,62-мм пулемета.

Речной бронекатер типа «Проект 1124»

Серия больших бронекатеров типа «Проект 1124» состояла из 97 единиц и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводах №264, №340 и №363. В годы войны погибло 12 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс.л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудие; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

Речной бронекатер типа «Проект 1125»

Серия малых бронекатеров типа «проект 1125» состояла из 151 единицы и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводе №340. В годы войны погибло 39 катеров, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудия; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

Башни бронекатера типа «Проект 1125»
Речной бронекатер проекта «С-40»

Серия малых бронекатеров проекта «С-40» состояла из 7 единиц («БКА-21», «БКА-23», «БКА-26», «БКА-31», «БКА-33», «БКА-34», «БКА-81») и была построена на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького №340. Катера предназначались войскам НКВД для охраны государственной границы на Амударье. Они вошли в строй в 1942 г. Катер разработан на основе катера проекта «1125У». В период войны погибло 3 катера, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 36,5 т.; длина – 24,7 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – 2 дизельных танковых двигателя, мощность – 800 л.с.; максимальная скорость – 19 узл.; запас топлива – 2,3 т. соляра; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 3х1- 7,62-мм пулемета.

Бронекатер типа «МКЛ»

Серия морских бронекатеров типа «МКЛ» (проект №186), построенных до окончания войны составляла 8 единиц. Катера были построены на Ленинградском заводе №194 и приняты в строй в 1945 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 156 т., полное – 165,5 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,2 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1 тыс. л.с.; максимальная скорость – 14 узл.; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 42 человека. Бронирование: борт – 30 мм, палуба – 8 — 20 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 2х1 — 85-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х2 — 12,7-мм пулемета; 2х1 – 82-мм миномета.

Торпедный катер типа «Ш-4»

Из серии катеров типа «Ш-4», построенных на заводе №194 в 1929-1932 гг. к началу войны в строю оставалось 26 единиц. В период войны погибло 7 катеров, остальные были списаны в 1946 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 10 т.; длина – 16,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,2 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; запас топлива – 1 т. бензина; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 5 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 2х1 – 450-мм торпедных аппарата; 2 мины.

Торпедный катер типа «Г-5»

Серия катеров типа «Г-5» (проекта 213) состояла из 329 единиц и являлась модернизированной версией типа «Ш-4». Катера строились на заводах № 194, №532 и №639 в 1934 — 1944 гг. девятью сериями и различались толщиной обшивки, двигателями, скоростью и вооружением. В период войны 84 катера погибло, а 10 было списано. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 15 т., полное – 18 т.; длина – 9 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,7 – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 50 — 55 узл.; дальность плавания – 200 миль; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х2 – 7,62-мм или 1-2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 1×4 – 82-мм реактивная установка; 2-8 мин.

Торпедный катер проекта «123-бис»

Серия катеров проекта «123-бис» (Комсомолец) была построена на базе катера проекта «123», разработанного и построенного Ленинградским заводом №194 и принятого в строй в 1940 г. под обозначением «ТК-351». От серийных катер отличался бугельными торпедными аппаратами, отсутствием бронирования, меньшим весом и большей скоростью. Серия состояла из 30 катеров, построенных в 1944-1945 гг («ТК-7», «ТК-100», «ТК-110» — «ТК-112», «ТК-120», «ТК-122», «ТК-123», «ТК-130», «ТК-131» — «ТК-134», «ТК-140», «ТК-142», «ТК-143», «ТК-146», «ТК-148», «ТК-472» — «ТК-481», «ТК-607», «ТК-608»). Все они были построены на Тюменском заводе №639. Катера имели дюралевые корпуса с 5-ю водонепроницаемыми отсеками, трубные торпедные аппараты и 7-мм бронирование рубки и пулеметных установок. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 19,5 т. полное – 20,5 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 48 узл.; дальность плавания – 240 миль; экипаж – 7 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 457-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 6 глубинных бомб.

Торпедные катера типа «Д-3»

Большие торпедные катера типа «Д-3» (проекта 19) выпускались двумя сериями. Первая строилась на Ленинградском заводе №5 в 1940-1942 гг. (построено 26 единиц). Вторая — строилась на заводе №640 в 1943-1945 гг. (47 единиц). В годы войны 25 катеров погибло, а 2 — было списано. Катера имели деревянный двухслойный корпус и бугельные торпедные аппараты. Серии отличались друг от друга весом, двигателями и вооружением. ТТХ катера 1 серии: водоизмещение стандартное – 30,8 т., полное – 32,1 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 32 узл.; дальность плавания – 320 миль; экипаж – 9 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб. ТТХ катера 2 серии: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 37 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; дальность плавания – 500 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 2×4 – 82-мм реактивная установка; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб.

Торпедный катер «СМ-3»

Катер был построен на Ленинградском заводе №194 и принят в строй в 1941 г. Он являлся вариантом катера типа «Д-3» со стальным корпусом. Катер списан в 1950 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 21 т., полное – 34 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 30 узл.; дальность плавания – 380 миль; экипаж – 8 человек. Вооружение: 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Торпедный катер типа «Юнга»

Серия катеров типа «Юнга» была разработана на базе охотника типа «ОД-200», состояла из 5 единиц («ТК-450» – «ТК-454») и была построена на заводе №341 в 1944-1945 гг. Катера были списаны в конце 50-х годов. ТТХ катера: водоизмещение полное – 47 т.; длина – 23,4 м.: ширина – 4,4 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 31 узл.; дальность плавания – 490 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 3х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Сторожевые катера типа «ЗК»
Сторожевой катер-тральщик типа «КМ-2»

Серия катеров с деревянным корпусом типа «КМ-2» строилась как пограничные, разъездные и служебные катера. В 1935-1942 гг. на «Судостроительной верфи Морпогранохраны» было построено 91 катер. В период войны 67 единиц было переоборудовано в сторожевые катера, а 24 – в катерные тральщики. Во время войны погибло 27 катера. ТТХ катера: водоизмещение полное – 7 т.; длина – 13,8 м.: ширина – 3,1 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 9 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Сторожевой катер-тральщик типа «КМ-4»

Серия катеров типа «КМ-4» являлась модернизированной версией «КМ-2» и оснащалась двумя двигателями. В 1938-1944 гг. для ВМФ было построено 222 катеров. В период войны 45 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 165 в катерные тральщики. Во время войны 13 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 12 т.; длина – 19,3 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 126 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 220 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Сторожевой катер-тральщик типа «А»

Серия катеров со стальным корпусом типа «А» была построена на заводе №341 в 1940-1943 гг. в двух вариантах — минометные катера и тральщики. Серия состояла из 22 катеров. ТТХ катера: водоизмещение полное – 8 т.; длина – 15,6 м.: ширина – 3 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 8 узл.; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.

Сторожевой катер-тральщик типа «Р»

Катера со стальным корпусом типа «Рыбинец» были построены на заводе №341 в 1930-1932 гг. как рабочие и разъездные катера. В годы войны 37 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 44 – в катерне тральщики. В период войны погибло 27 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30,1 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 136 л.с.; максимальная скорость – 9,3 узл.; дальность плавания – 800 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1-2х1 – 7,62-мм пулемета.

Сторожевой катер «К-274» (И-51)
Минометный катер типа «Я-5»
Катер-тральщик типа «Я-5»

Катера со стальным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (35 единиц) и тральщики (33 единицы). ТТХ катера: водоизмещение полное – 23,4 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 65 — 93 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Минометный катер типа «Я-6»

Катера с деревянным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (8 единиц) и тральщики (8 единиц). ТТХ катера: водоизмещение стандартное — 19т., полное – 22,6 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 93 – 100 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Катер-тральщик «ОВР-14» типа «Д-2»
Катер типа «БМК-2»

Серия катеров типа «БКМ-2» состояла из 5 единиц и была построена на базе буксирных катеров в 1943-1944 г. на заводе №341. ТТХ катера: водоизмещение полное – 58 т.; длина – 23 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 500 л.с.; максимальная скорость – 12 узл.; экипаж – 16 человек. Вооружение: 1х16 – 132-мм реактивная установка или 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 1х2 – 12,7-мм пулемет.

Сторожевой катер «К-108»
Сторожевой катер «К-105»

Подпишитесь на канал! : https://www.youtube.com/channel/UCF_G9lyfNzfsoMWwdZ9o-Rw Скачать игру: http://adset.biz/28646 ВМС Германии во второй мировой войне 1939 — 1945 годов. Ссылка на видео: https://youtu.be/STsawGIw_2o Уважаемые зрители ! Прошу Вас поддержать мой проект. WebMoney : Z186178157368, U331542136311 World of warships. Мир боевых кораблей. Сегодня на канале World of warships news TV вы увидете документальный фильм о действии линкоров Германии во время второй мировой войны 1939 — 1945 годов. Линкоры Бисмарк, Тирпиц и Гнейзенау в боевых походах. Действие линкоров Германии в боевых операциях немецкого флота в Северном и Баренцевом море. Линейные корабли Тип «Бисмарк»: «Бисмарк» — введён в строй в 1940 г., потоплен в 1941 г. «Тирпиц» — введён в строй в 1941 г., потоплен в 1944 г. Тип «Гнейзенау»: «Гнейзенау» — введён в строй в 1938 г., затоплен в 1945 г. «Шарнхорст» — введён в строй в 1939 г., потоплен в 1943 г. Моя группа в Контактах: http://vk.com/tvworldofwarshipsnews Моя страница в Facebook: https://www.facebook.com/wowsnewstv Вы увидите на канале World of warships news TV видео world of warships,научитесь как играть в world of warships,узнаете о world of warships геймплей , нейдёте world of warships где скачать, познакомитесь с американскими и японскими кораблями world of warships, посмотрите другие видео геймплея world of warships на канале TV world of warships,ознакомитесь с классами world of warships , узнаете о world of warships дата выхода игры, еженедельные выпуски world of warships дневники разработчиков,очень много советов для world of warships для новичков,всё самое интересное в world of warships дневники,обучение игроков world of warships как играть,разбор игры world of warships на крейсер,познакомитесьс корвблями world of warships апония, а так же познакомитесь с американскими кораблями world of warships , узнаете world of warships как начать играть, world of warships как поиграть вы найдёте, world of warships линкоры, ответ в этом видео, world of warships линкор корабли в игре, world of warships моды какие лучше использовать, world of warships авианосцы, эсминцы, крейсера это классы кораблей в игре World of warships. Вы увидете на канале видео о world of warships гайд по крейсерам, world of warships гайд по эсминцам, world of warships гайд по стрельбе, world of warships гайд авианосец, world of warships ветка ссср. Wows видео игра о боевых кораблях мира, это линкоры wows ,эсминцы wows, авианосцы wows, крейсера wows, как играть wows для новичков показано в видео по игре wows на канале World of warships news TV. Ранговые бои новый сезон в игре wows.