Советские китобойные флотилии

Китобаза «Советская Украина»

Над заметкой работали: Андрей Шинкаренко

Проект разработан ЦКБ «Морпромсуд» (КБ «Восток», г.Ленинград, СССР, главный конструктор В.И. Могилевич). На Николаевском ССЗ им.Носенко (будущий Черноморский ССЗ) для Министерства рыбного хозяйства СССР было построено два судна данного проекта:
1. «Советская Украина», строительный № 500, 1959 год, валовая вместимость 32024 т, порт приписки Одесса. Списано 31.07.1995.
2. «Советская Россия», строительный № 501, 1961 год, валовая вместимость 33154 т, порт приписки Владивосток.

Планировалось строительство третьей китобазы — «Советская Белоруссия», однако потом от этих планов отказались. Главные двигатели, уже заказанные заводом были использованы для строительства сухогрузов «Полтава» и «Полоцк» проекта 594 в 1962-63 гг. Поэтому на первом гребной винт был левого, а на втором-правого вращения.

Китобойные суда проекта 393 (типа «Мирный») строились на заводе имени 61 коммунара.






Экспедиция китобойной флотилии «Советская Украина» в цвете.











Жизнь и быт китобазы.








Модель китобазы из коллекции музея судостроения и флота.



Тип судна: теплоход, китобойная база.

Конструктивный тип: трехпалубное, система набора корпуса смешанная, с баком, с рубкой и надстройкой в носовой части, с МО и надстройкой в корме, с наклонным носом и крейсерской кормой.

Назначение: прием китовых туш в море от китобойных судов, замораживание китового мяса, выработка китового жира и муки, хранение и транспортировка продукции китобойного промысла, снабжение китобойных судов, культурно-бытовое и медицинское обслуживание их экипажей.

Район плавания: неограниченный.
Дальность: 9100 миль
Автономность: 25 суток
Экипаж: 509 чел. (всего коечных мест — 536)

Дедвейт: 25720 т
Длина: 217,48 м
Ширина: 27,93 м
Высота борта: 19,05 м
Осадка: 6,42/10,83 м

Марка ГД: дизель «674-VTBF-160» (завод «Бурмайстер и Вайн», Дания)
Мощность ГД: 2 х 7500 л.с.
Скорость: 16,0 уз.

1 грузовой трюм вместимостью 980 куб.м
1 мучной трюм вместимостью 7770 куб.м
2 рефрижераторных трюма вместимостью 2040 и 3550 куб.м
36 жировых танков общей вместимостью 21690 куб.м
Система охлаждения рассольная, хладоагент аммиак, 10 компрессоров, температура в трюмах -20 град.С
2 грузовых крана «КЭ-26» грузоподъемностью по 5,0 т
10 грузовых стрел грузоподъемностью 2 х 10,0 т, 6 х 5,0 т и 2 х 3,0 т

У берегов Антарктиды

Статья из журнала «РАДИО» № 10. 1962 год.

Коммунистическая партии и Советское правительство проявляют постоянную заботу о неуклонном подъеме рыбной промышленности страны, о совершенствовании рыбопромыслового флота. Об этом свидетельствует принятое ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановление «О мерах по увеличению добычи рыбы и производства рыбной продукции». Наряду с другими важными мероприятиями в постановлении намечено проведение больших работ по дальнейшему развитию и совершенствованию судовых средств радиосвязи, электро-радионавигационного оборудования, приборов комплексной автоматизации судовождения и технологических судовых процессов. Все это поможет улучшить работу рыбопромыслового флота.

В далекой Атлантике и Антарктике, в просторах Тихого океана и во внутренних морях советские рыбаки ежегодно добывают десятки миллионов центнеров рыбы, китов, морского зверя и других морских продуктов.

Вместе с тружениками мори самоотверженно работает большой отряд радистов. Они образцово обслуживают различные радиосредства, которыми оснащены современные рыболовные суда и флотилии, в любых условиях обеспечивают надежную радиосвязь. О трудной, но почетной вахте моряков-радистов рассказывается в письме начальника службы связи и электро-радионавигации китобойной флотилии «Советская Украина» П. Морозова, которое публикуется ниже.

Три года назад советские китобои получили новый промысловый корабль, построенный на Николаевском судостроительном заводе имени И. Носенко — китобазу «Советская Украина», водоизмещением 44 тысячи тонн. Вся многообразная техника этого замечательного судна-гиганта, в том числе радио- и электро-радионавигационная аппаратура, изготовлена на отечественных предприятиях и смонтирована нашими радиоспециалистами.

Радистам флотилии пришлось много и упорно потрудиться, чтобы освоить сложную новую технику. Однако теперь они знают ее в совершенстве и отлично обслуживают китобоев.

Нет нужды доказывать, какое значение имеет электро-радионавигация для китобойного промысла.

В условиях Антарктики, где на пути встречается большое количество айсбергов, где часты снегопады и ураганные ветры, невозможно водить китобойные суда без локационных станций, обеспечивающих безопасное плавание. Что же касается бесперебойной радиосвязи китобазы с китобойными судами и береговыми радиостанциями, то без нее современный китобойный промысел вообще немыслим, не говоря уже о том, что благодаря радио советские моряки, находясь за десятки тысяч километров от родной земли, ежедневно и ежечасно связаны с жизнью своей страны.

Круглые сутки, в любых условиях советские китобои ведут добычу. Характерно отметить, что за два последних рейса китобаза «Советская Украина» два раза прошла вокруг Антарктиды и не было случая, чтобы у нас нарушилась радиосвязь с материком. Как ни трудны были походы, но радисты-китобои всегда с честью справлялись со своими задачами. После окончания первого промыслового рейса радиослужбе китобойной флотилии было присвоено звание коммунистического труда. После второго рейса многие члены экипажа флотилии были награждены орденами и медалями СССР и среди них лучшие наши радиоспециалисты: Виктор Абрамитов, Константин Сущенко, Алексей Парахно, Василий Кузьмин, Геннадий Широков, Сергей Сазонтов.

Прекрасно справляются со своими обязанностями начальники радиостанций китобойных судов Владимир Хабаров, Владимир Козлов, Петр Лунин, радиотехники китобазы Виктор Фомин, Михаил Бойчук, Вячеслав Филиппов и другие.

В течение трех лет китобаза «Советская Украина» не только выполняет государственные планы, но и значительно перевыполняет свои социалистические обязательства. Государство получает на десятки миллионов рублей сверхплановой продукции. И в этом не малая заслуга радноспецналистов флотилии, которые во многом способствуют активной промысловой работе.

П. Морозов,
начальник службы связи и электро-навигации китобойной флотилии «Советская. Украина»

Китобаза Советская Украина

Советская Украина китобойная база проекта 392, построенная на Николаевском судостроительном заводе имени Н. И. Носенко в 1956-1959 годах. Крупнейшая в мире китобаза, способная перерабатывать 75 китов в сутки суммарным весом 4000 тонн.

В 1959-1987 годах флагман советского китобойного флота, последняя промысловая флотилия СССР, ведшая добычу китов в Антарктиде, всего было добыто более 37 000 животных.

Оно являлось флагманом китобойной флотилии СССР. Новое судно того времени во многом превосходило китобазу «Слава» по водоизмещению, скорости хода, мощности главных силовых установок, автономности плавания и переработке продукции.

Длина «Советской Украины» 217,8 М, ширина 27,8 м, водоизмещение 43 800 т, осадка 10,6 м, скорость хода 16 узлов. Судно снабжало китобойцев топливом, водой, продовольствием и промысловым снаряжением. На нем размещался целый комбинат по переработке продукции китобойного промысла. На палубе судна отводилось место для вертолета, который вел разведку китов. Команда новой китобазы размещалась в одно-двух- и четырехместных хорошо оборудованных каютах.

Китобаза Советская Украина в порту

В корме судна имелся слип для втягивания китовых туш на разделочную палубу, которая состояла из двух отделов кормового, длиной 37 м, и центрального длиной 46 м, сообщающихся через проход в средней рубке. Бак двухъярусный с рубкой; на юте располагалась надстройка, вторая рубка и дымовые трубы, поставленные в поперечной плоскости (между ними располагался вертолётный ангар). Рыбоперерабатывающий завод «Советская Украина» давала за сезон 65 280 т продукции.

Коллектив завода, став на вахту в честь XXI съезда КПСС, дал обязательство построить китобойный флагман досрочно в III квартале 1959 года.

Китобаза Советская Украина со стапелей

В 1971 году китобойная флотилия «Советская Украина» за успехи в развитии китобойного про­мысла была награждена орденом Октябрьской Революции. В конце 1970-х годов условия китобойного промысла значительно ухудшились в связи с рез­ким уменьшением численности китов. Поэтому в 1982 г. Международной китобойной комиссией был принят мораторий на китовый промысел, который вступал в действие с 1986 г. Это решение поддержали большинство стран, за исключением Японии, Норвегии, Исландии, СССР и Фарерских островов.

Китобаза Советская Украина в море

Фактически СССР прекратил китобойный промысел в 1987 г., когда «Советская Украина» вернулась из своего последнего рейса. По­сле этого плавбаза была переоборудована в рыбопромысловое судно, а 31 июля 1995 г. списана и впоследствии разобрана на металл в турецком городе Алиага.

Китобойное судно

Смотреть что такое «Китобойное судно» в других словарях:

  • Китобойное судно — означает судно, служащее для охоты за китами, для их убоя, буксировки, зачаливания или для разведки китов… Источник: МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КИТОБОЙНОГО ПРОМЫСЛА … Официальная терминология

  • китобойное судно — китобоец Тематики суда промыслового флота Обобщающие термины добывающие суда Синонимы китобоец EN whale catcherwhaler … Справочник технического переводчика

  • Китобойное судно — 8. Китобойное судно Китобоец Е. Whale catcher Whaler Источник: ГОСТ 20012 74: Суда промыслового флота. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно … Википедия

  • Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах … Википедия

  • Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия

  • судно — сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? судна, чему? судну, (вижу) что? судно, чем? судном, о чём? о судне; мн. что? судна, (нет) чего? суден, чему? суднам, (вижу) что? судна, чем? суднами, о чём? о суднах Судном называется плавучее… … Толковый словарь Дмитриева

  • судно — 1. СУДНО, а; мн. суда; ср. Плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых и военных целей, для научных исследований и т.п. Парусное с. Транспортные суда. Китобойное с. Морское, торговое с. Научно исследовательское с. Плавать,… … Энциклопедический словарь

  • судно — I а; мн. суда/; ср. см. тж. судёнышко, судовой Плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых и военных целей, для научных исследований и т.п. Парусное су/дно. Транспортные суда. Китобойное су/дно … Словарь многих выражений

  • Парусное судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Парусник. Индийский барк «Tarangini» … Википедия

Китобойная база «Советская Украина»

Свыше 1000 лет китобойный промысел был одним из важнейших занятий многих народов, населяющих побережья морей и океанов. Мясо китов использовалось в пищу, жир применялся в пищевой, кожевенной, мыловаренной, текстильной, оборонной (из него вырабатывался нитроглицерин, который шел на производства пороха и взрывчатых веществ), химической и парфюмерной промышленности. Китовый ус применялся в пошиве женского платья и мужских головных уборов, мука шла на корм животных и птиц. Активно добывали китов в России и СССР.

Новый этап развития отечественного китобойного промысла начался сразу после окончания Великой Отечественной войны. По репарациям СССР получил из Германии китобойную флотилию – базу, получившую название «Слава» с 17 малыми китобойцами-охотниками. В 1946 г., впервые в истории русского и советского промыслового флота, китобойная флотилия «Слава» под командованием прославленного полярного капитана В.И. Воронина отправилась в Антарктиду. В дальнейшем добыча китов велась именно в этом регионе. Особенно актуальной она была в первые послевоенные годы, когда было необходимо обеспечить разоренную войной страну ценными пищевыми жирами и мясом. Всего же за 25 лет китобойного промысла, с 1947 по 1972 гг. советскими китобойными флотилиями было добыто около 125 тысяч крупных усатых китов и кашалотов.

Естественно, с годами китобойный флот стал нуждаться в обновлении и модернизации. В 1959 г. в строй вошла китобойная база «Советская Украина» – судно, занесенное в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое в своем классе. Оно было построена на Николаевском судостроительном заводе имени Н.И. Носенко (Черноморский судостроительный завод). Наибольшая длина китобойной базы – 217,8 м, ширина – 24,8 м, высота борта – 19 м, осадка – 10,6 м, водоизмещение – 44.900 т, мощность двух главных дизельных двигателей – 15 000 л.с., скорость хода – 16 узлов, экипаж – 520 человек. Портом приписки «Советской Украины» стала Одесса.

Китобойная база предназначалась для приема и обработки китовых туш и транспортировки продукции китобойного промысла, а также снабжения 20 китобойных судов, ведущих промысел. Кроме того, судно обеспечивало бытовое и культурное обслуживание команд китобойных судов как на промысле, так и на переходах в Антарктику и обратно.

В корме судна имелась наклонная площадка и проем – слип для втягивания китовых туш на разделочную палубу, которая состояла из двух участков: кормового – длиной 37 м и центрального – длиной 46 м, сообщающихся через проход в средней рубке. В носовой части был расположен двухъярусный бак с рубкой, в средней части – рубка, в кормовой – ют с надстройками, рубкой и двумя трубами, поставленными в поперечной плоскости (а не в продольной, как принято обычно).

В 1961 г. в строй вошла однотипная китобойная база «Советская Россия». О работе и жизни китобоев в тот период вспоминал один из участников рейсов базы. «Флотилия прошла ревущие сороковые и неистовые пятидесятые широты и в ноябре начались промысловые будни. На промысле производственный персонал китобазы работал в две смены: 12 часов через 12, без выходных и праздников. Экипажи китобойных судов работали практически круглосуточно с перерывом для короткого сна. Следует отметить, что на китобазе были созданы хорошие условия и для отдыха: одно– и двухместные каюты, кондиционированный воздух, клуб, хорошая библиотека, ежедневно демонстрировались кинофильмы, работала средняя школа, консультации для заочников вузов, на переходах играли в волейбол, шахматы, шашки, фехтование, была создана художественная самодеятельность, создан оркестр».

«Советская Украина»

Добыча китов велась достаточно активно. Базами советского китобойного флота были Одесса, Владивосток и Калининград. В 1971 г. китобойная флотилия «Советская Украина» за успехи в развитии китобойного промысла была награждена орденом Октябрьской Революции.

Активно добывали китов и другие страны. В 1962 г. в антарктических водах работали 250 китобойных судов в составе 21 флотилии. Из них только четыре флотилии были советскими. Остальные принадлежали Японии, Норвегии, Великобритании и Голландии. В конце 1970 х гг. условия китобойного промысла значительно ухудшились в связи с резким уменьшением численности китов. Поэтому в 1982 г. Международной китобойной комиссией был принят мораторий на китовый промысел, который вступал в действие с 1986 г. Это решение поддержали большинство стран, за исключением Японии, Норвегии, Исландии, СССР и Фарерских островов. Фактически СССР прекратил китобойный промысел в 1987 г., когда «Советская Украина» вернулась из своего последнего рейса. После этого плавбаза была переоборудована в рыбопромысловое судно, а 31 июля 1995 г. списана и впоследствии разобрана на металл в турецком городе Алиага.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Плавбаза Советская Россия и криль

Граждане Советского союза должны помнить, что в рыбных отделах магазинов продавалось мясо криля, паштет из криля, различные салаты с добавлением мяса криля. Любителям морских деликатесов возможно неизвестно, а что такое криль, и откуда он взялся, и куда исчез? Краткая история добычи криля на акватории морей окружающих Антарктиду началась с того, что в конце 70-х годов прошлого века условия китобойного промысла в водах окружающих Антарктиду резко ухудшились, в связи, с уменьшением численности популяции китов. В 1982 году Международная китобойная комиссия (МКК) было приняла решение о моратории на китовый промысел. Начиная, с 1986 года большинство стран поддержало его, за исключением Японии, Норвегии, Исландии. Учёными института ТИНРО (Владивосток) было рекомендовано начать ведение промысла криля в прибрежных водах Антарктиды.
Криль – это деликатесный ракообразный (плактон), то есть креветка, но очень маленькая, наибольший размер 5-6 см. Криль является основным кормом для китов, обитающих в водах окружающих Антарктиду. Запасы криля в водах Антарктиды громадные. Качество мяса криля и вкусное, и очень полезное, но беда в том, что существует проблема очистки мяса криля от панциря (хитинового покрова). Но если хитиновый покров с помощью центрифуги ещё как- то можно очистить, то вот глазки из мяса криля приходилось выковыривать вручную.
Плавбаза «Советская Россия» это громадное судно длиной более 200 метров, водоизмещением 44900 тонн. Во время промысла на борту базы могло находиться до 2000 человек экипажа и рыбообработчиков.
Для тех, кто плохо знает морской флот можно привести сравнение, что это судно представляет собой по размерам и благоустройству примерно посёлок среднего размера. На его борту находились; цех-завод по переработке рыбной продукции, госпиталь, бухгалтерия, почта, магазин, отдел кадров, кинозал, баня с ваннами, на корме вертолётная площадка. На этом судне без всяких преувеличений очень легко можно было заблудиться: в многочисленных переплетениях коридоров никого нет, потому что одни работают, другие спят-отдыхают. Жилые помещения (каюты) для командного состава находятся на носу и корме судна, а вся середина это рабочая зона. На борту судна оборудован настоящий рыбозавод, а под ним находятся многочисленные трюмы-рефрижераторы, куда отправляют на хранение готовую продукцию.
Основной отличительной особенностью плавбаз является то, что на них на переработке продукции работает много женщин. Для тех, кто знает море не по книжкам это хорошо известно и главное понятно, почему так привлекательно для моряков работа на плавбазах. А тем, кто море, видит только с берега, поясню, что на морских судах женщины большая редкость. Представьте себе вы полгода находитесь в море на судне, а баб видите только в кино и в своих эротических снах и фантазиях.
На плавбазы вербовали часто много девушек с Украины, Молдавии и глубинки Российской федерации. Девушки в основном были юного и молодого возраста, часто из деревень – «Кровь с молоком». Порой среди них встречались такие «Голливудские» красавицы, что впору, снимать в кино. Многие моряки действительно находили себе настоящих жён и создавали семьи, не только для времяпровождения в море во время рейсов, хотя таких тоже было много.
Долгие годы капитан-директором Антарктической китобойной флотилии был Герой социалистического труда Оленников Виталий Михайлович. Этот не высокого роста мужичок нагонял страху всем кто был под его командованием, а это несколько тысяч человек всех возрастов, профессий и разного пола. Капитан, был не многословным, но очень твёрдым, и требовавший, мгновенного и беспрекословного исполнения своих приказов – он заслужил почёт, уважение и громадный авторитет всех рыбаков. Про него на всём рыбацком флоте слагались настоящие легенды.
Многие начальники-командиры не щадят себя и подчинённых ради карьеры и денег, а есть люди, которые работают не жалея себя, но ценят, уважают и заботятся о тех кто трудится с ними рядом.
Приведу лишь один пример достойного и вызывающего уважения поступка капитана Оленникова. Во время нахождения китобойной флотилии в Антарктиде заболела самая обычная женщина, ей срочно нужна была операция, чтобы спасти жизнь. Требовалось провести операцию высококвалифицированными медиками. До ближайшего берега – Австралии, если идти самым быстрым ходом на китобойном судне потребуется трое-четверо суток. Снять с промысла рабочее судно это громадные финансовые потери, за это точно по головке не погладят и не простят. Но Оленников отдает приказ, и судно-китобой несётся на всех парах с больной дамой в Австралию. Конец простой её спасли и самолётом отправили в Москву, где её никто из управленцев не удосужился встретить.
Оленникову за самоуправство и финансовые издержки объявили выговор, но все рыбаки знали, случись, что с ними он никого не бросит в беде и готовы были трудиться под его командованием не жалея себя.
Все образованные люди знают, Антарктида находится в южном полушарии и вечно покрыта толстым слоём льда. Путь в Антарктиду на судне, например из Владивостока занимает без малого целый месяц. Большую часть пути судно находится в тёплых, а значит сравнительно спокойных и комфортных условиях. Но вот прежде чем ваше судно дойдёт до вод окружающих Антарктиду предстоит пересечь ревущие 40-е широты.
Все слышали, что на море часто штормит, укачивает, но ведь не всегда же так. Хорошо запомните, что в 40-х широтах не бывает тихо, здесь всегда шторм и ураганный ветер. Волны порой достигают высоты 6-7 метров и более, ветер свистит, дождь хлещет – полный «Атас». Судно любого размера (чем больше, тем лучше) может идти только носом на волну по-касательной с минимальной скоростью. Не знаю, как на не больших судах мне пришлось проходить 40-е широты на большом судне-рефрижераторе «Саянские горы» почти десять дней непрерывного шторма.
Чем ближе ваше судно подходит к водам Антарктиды, тем становится всё тише. Первый признак приближения к южному континенту это айсберги. Айсберги это громадные куски льда, сползающие постоянно с материка и откалываясь, начинают свой путь вокруг Антарктиды. По своей форме, размеру они самые разные.
Громадные стволовые с ровной, белоснежной поверхностью в десятки метров высотой и протяженностью несколько километров. Это настоящие ледяные острова. Встречаются айсберги полуразрушенные некоторые их них наиболее живописные можно сравнить со сказочными замками, чудной архитектуры. Здесь есть и арки промытые водой и башни и купола. Самые страшные и неприглядные это айсберг перевёрнутые их бывшая подводная часть обросла морскими организмами и водорослями. Между айсбергами судно идёт при полной штилевой погоде, льды и айсберги мешают развитию волн.
Плавбаза сама ничего не добывает, она только перерабатывает продукцию. Добычей криля занимается больше десятка судов СТРов (средний рыболовный траулер). Это сравнительно не большие суда с экипажем 20-25 человек, они настоящие профессиональные рыбаки, именно на их плечи ложится вся тяжесть промысла. Добывают криль с помощью трала и выловленный криль сдают на переработку, на плавбазу.
Криль для промысла объект очень сложный в водах Антарктиды его несметное количество. Китам стоит по шире раскрыть свою громадную пасть и сотни килограммов криля сами попадут в его чрево. Рыбакам достаточно завести трал и через короткое время он полностью забьётся крилем. Но здесь есть сложность, если в трале слишком много криля он своей массой подавит сам себя, так как хитиновый покров криля очень хрупкий. Для рыбаков это будет беда, если криль подавился, то его придётся сдавать на базу по самой низкой цене. На плавбазе из подавленного криля сделают в лучшем случае пасту, в худшем рыбную муку. Поэтому рыбакам приходится ловить криль часто и понемногу.
До того времени, как перешли на добычу криля п/б «Советска Россия» ходила в Антарктиду бить китов. За сезон работы, а это почти 8 месяцев добывали более 2000 китов. Китобои были настоящие герои и зарабатывали по тем временам громадные деньги. Промысел китов вёлся с китобойных судов, эти скоростные суда переделали из военных тральщиков. На баке китобойного судна стояла гарпунная пушка, и к ней вёл подвесной трап прямо с мостика, для того, чтобы гарпунёр в любой момент был готов добежать до пушки. На марсовой мачте, как у пиратов наверху была бочка, в которой сидел наблюдатель и выискивал в окружающем море китов.
Это была настоящая охота, мало того, что надо было заметить кита, он ведь постоянно ныряет, и необходимо было предугадать то место, где кит вынырнет в очередной раз. Гарпунёр при обнаружении кита нёсся к пушке и в момент появления кита из воды стрелял гарпуном, стремясь попасть в тушу. Если выстрел достиг цели, ждали, когда кит ослабнет и умрёт, затем его буксировали к плавбазе. На борт плавбазы затаскивали кита через кормовой слип с помощью толстых канатов и мощных лебёдок. Вес кита мог достигать десятков тонн, в пасть самых больших экземпляров свободно помещалось шесть рыбаков, это было одно из любимых фото китобоев.
За свой действительно титанический труд китобои получали очень большие деньги. На обратном пути домой во Владивосток п/б «Советска Россия» обязательно заходила в Сингапур. В этом городе-сказке скупалось всё, для того, чтобы дома продать импортный товар втридорога. Для работы в китобои и на «Советской России» попасть было почти не возможно, и новички пробивались с большим трудом или по великому блату.
По те временам это 60-80-е годы прошлого века все кто, работал на китобойном промысле, были состоятельными людьми. Любой даже из низшего звена как то: моторист, матрос, рыбообработчик — мог позволить себе за год, два купить кооперативную квартиру. Во Владивостоке многие жители завидовали китобоям.
Но вот однажды п/б «Советская Россия» вышла в море и внезапно сломалась и вернулась через несколько дней в родной порт. И что тут началось?! Почти у половины экипажа в родной квартире оказался любовник. Ссоры, драки, разводы и все прелести этой ситуации легко может представить каждый. Трудно осуждать женщин, которые многие годы оставались до 8 месяцев и более одни без мужиков – это обратная сторона жизни любого кто посвятил себя морю.
Конец.
* На фото автор. Антарктида, залив Прюдс, борт п/б «Советская Россия» январь 1981 г.