Служба в советской армии

Ответы на вопросы. Сержант-контрактник в Советской Армии

От редакции: время от времени на наш адрес приходят письма от читателей. Так как в них встречаются довольно интересные вопросы, то, накопив некоторое количество, мы решили передать их в ведение одного из авторов сайта. Добровольцем был назначен Александр Ставер (domokl).

«Здравствуйте. У меня необычный вопрос. Возможно ли было во времена СССР попасть в боевые части армии, находившиеся в Афганистане, по контракту? У меня есть знакомый, который утверждает, что находился в Афганистане по контракту и принимал там участие в боевых действиях в звании сержанта, и занимал должность механика-водителя БМП. Был ранен и даже получил медаль. Мне с трудом в это верится потому, что я как-то сам, после прохождения срочной, обращался в несколько военкоматов и во всех один и тот же ответ: у нас в стране нет наемной армии. Спрашиваю его, как он умудрился это сделать. Ответ: легко. Но, что интересно, военный билет потерял, а медаль выбросил по какой-то обиде. Если вас не затруднит, ответьте на мой вопрос. Терпеть ненавижу, когда врут на такие темы».
На первый взгляд, вопрос простой. И ответ тоже простой. В СССР не было контрактной системы набора в армию. Значит, и контрактников как таковых быть не могло.
Но были в Советской Армии военнослужащие, которых уже тогда можно было назвать контрактниками. Я имею в виду сверхсрочников и прапорщиков. Однако с распространением института прапорщиков, сверхсрочников в армии почти не осталось. Исключение могли составить военные музыканты. Там сохранились сержанты, но это действительно исключение. Так что к контрактникам (с натяжкой) можно отнести только прапорщиков.
Они действительно не имели даже среднего специального военного образования. Чаще всего это были люди с гражданским средним техническим или средним специальным. Некоторая часть даже такого не имела. Они закончили школы прапорщиков в военных округах.
Сверхсрочники и прапорщики писали рапорты о зачислении их на действительную военную службу на срок 3-5 лет. И после присвоения звания занимали должности, которые им предназначены. Чаще всего это начальники складов, старшины подразделений, начальники столовых и т.п. В специальных подразделениях сверхсрочники и прапорщики могли быть инструкторами по определенному виду боевой подготовки. В дальнейшем контракт продлевался.
Позволю себе чуть-чуть расширить тему статьи. Немного больше о прапорщиках. С точки зрения советского офицера. Чисто личное мнение, без претензий на всеобщее знание.
Прапорщики и сверхсрочники Советской Армии — люди особого склада. Этакая прослойка между армейскими (офицерами) и гражданскими. Вроде и форму носит, а что-то в нем не так. Этакий армейский завхоз. Именно потому прапорщики и сегодня в армейских анекдотах занимают место «чукчи» или «Чапаева». Почти так же популярны.
Дело в том, что для прапорщика его звание — потолок. Старший прапорщик — не более чем поощрение за выслугу лет или за какие-то заслуги в боевых операциях, или на боевом дежурстве. Никаких (кроме мизерной доплаты в 10 рублей) привилегий это звание не давало. А офицерами становились вообще единицы.
Да и должность, которую занимал прапорщик, почти никогда не менялась. Могли меняться места службы, даже военные округа. Но должность у большинства была строго «своя». Старшина роты редко переходил в начальники склада. Хотя мечтал о такой должности. И наоборот.
Вообще, мне кажется, что для того, чтобы стать прапорщиком, необходимо иметь особый склад характера. Этакий трудяга без амбиций и особых затей в голове. Причастность к армейскому имуществу не дает ему «умереть с голоду». А большего ему и не надо. Он гордо несет высокое звание «прапор» до пенсии и очень неохотно уходит в запас.
А вот прапорщики-инструкторы — это особый случай. Это фанаты своего дела. Фанатики и мастера. Они и в прапорщики пошли ради своего любимого дела. Им плевать на звания. Им плевать на всё. Лишь бы всегда быть при деле. С такими общаться и заниматься одно удовольствие.
Иногда инструкторы вынуждены были на время становиться командирами взводов. Более жестких командиров, чем эта категория, нужно было ещё поискать. Фанатики требовали фанатизма от обычных солдат.
При этом прапорщик все-таки ближе к солдату. Не так, как сержант, но все же. Старшина роты, каким бы он ни казался строгим, для солдата скорее заботливый папа, чем командир. А отсутствие амбиций у прапорщика сглаживает их взаимоотношения.
А теперь о вопросе. Так мог ли в Афганистане воевать сержант-контрактник? Воевать на должности механика-водителя БМП? Увы, но такого быть не могло. По двум причинам.
Первая. В Афганистан, как это ни парадоксально звучит сегодня, посылали лучших. В частях и соединениях Советской Армии существовал специальный отбор офицеров и прапорщиков для службы в 40-й армии. На должности прапорщиков присылали именно прапорщиков.
И вторая. Учебных частей на территории Афганистана не было. Значит, и инструкторы там не были нужны. Подавляющее большинство солдат, которые служили в 40-й армии, прошли обучение в двух частях. Одна в Термезе, другая на Кушке. Механики-водители в том числе.
Сегодня, по прошествии нескольких десятилетий после афганской войны, часто появляются люди, которые там «воевали». Точно так же происходит и с ветеранами Великой Отечественной. Точно так же появляются неизвестные «герои чеченской кампании». О «героях-инвалидах», что просят деньги на перекрестках, и писать не хочется. Это изнанка отношения нашего народа к солдату. Что бы ни говорили о солдатской службе, как бы ни пугали армией мальчишек, но отношение к солдату в России трепетное и уважительное. Наверное, срабатывает генетическая память народа. И память о своих предках-солдатах.
Да и сами «афганцы», и ветераны других войн способствуют появлению этих липовых солдат. Каких только псевдонаград ни придумали за прошедшее время! Зайдите в любой «военторг». Точнее, магазин, торгующий военными атрибутами. Потому и вижу на улицах ансамбли «бывших» с кучей «наград». От «За отвагу на Саланге» до «Ордена Сталина». Становится порой просто противно.
Так что, скорее всего, уважаемый Николай, вам просто пришлось выслушать байку в исполнении не слишком чистоплотного человека.

Минобороны возвращает в армию прапорщиков и мичманов

Минобороны планирует восстановить в Российской армии институт прапорщиков и мичманов, но их численность будет в три раза меньше, чем до радикальной реформы экс-министра обороны Анатолия Сердюкова.

«Как сообщил замминистра обороны Николай Панков, на сегодняшний день речь идет о возвращении примерно 55 тысяч должностей прапорщиков и мичманов, хотя надо заметить, что до 2009 года у нас их было 142 тысячи», — цитирует РИА «Новости» депутата Госдумы Алексея Журавлева, который ссылается на замминистра обороны Николая Панкова.

Ликвидация института прапорщиков и мичманов в Российской армии началась в 2009 году вместе с общим сокращением вооруженных сил. По замыслам тогдашнего военного руководства прапорщиков в армии должны были заменить профессиональные сержанты-контрактники, но эта идея так и осталась нереализованной.

Реклама

«В армии ликвидирован институт прапорщиков. У нас было 142 тыс. прапорщиков. На 1 декабря 2009 ни одного не осталось. Примерно 20 тысяч прапорщиков, которые стояли на командных должностях, получили назначение, остальные были уволены или перешли на должности сержантов», — отчитывался тогдашний начальник Генштаба Николай Макаров.

Депутат Журавлев предполагает, что средства на восстановление в армии прапорщиков и мичманов будут выделены из бюджета за счет программы подготовки сержантов.

«На разработку новой федеральной целевой программы ушло бы достаточно много времени, поэтому средства, скорее всего, будут выделены из федерального бюджета, и мы это поддержим, если министр обороны обратится с такой просьбой», — отметил депутат.

Институт прапорщиков и мичманов современного типа появился в 1972 году. Звания присваивались после окончания школ прапорщиков и мичманов, но также их могли получить военнослужащие с высшим образованием. Большинство прапорщиков занимались обслуживанием и эксплуатацией боевой техники, которую не могли освоить солдаты за период срочной службы, а также в системе тылового обеспечения. Зачастую прапорщики занимали должности, соответствующие младшему офицерскому составу

Возвращение института прапорщиков и мичманов стало ожидаемым, считает глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.

«Если в армии бывший министр и начальник Генштаба ликвидировали прапорщиков, то и во Внутренних войсках, и в ФСБ, и в МЧС прапорщики остались», — говорит эксперт и делает акцент именно на Министерстве по чрезвычайным ситуациям, которое ранее возглавлял нынешний министр обороны Сергей Шойгу.

Цыганок поясняет, что на практике задуманная оптимизация управления войсками обернулась осложнениями. «Когда полки превращались в бригады, нам говорили, что это необходимо для лучшего управления. А что произошло: в мотострелковом полку было 200 офицеров и 200 прапорщиков, в танковом 200 офицеров и 100 прапорщиков. Прапорщиков сократили, а к полку добавили 1800 человек, теперь офицерского состава не хватает», — говорит Цыганок.

По его словам, многие из уволенных из армии прапорщиков ушли служить во Внутренние войска и сейчас могут вернуться в свои части. «Они изначально назначались на должности по обслуживанию техники, теперь они могут вернуться на те же должности — прежде всего зампотехами (заместитель по технике. — «Газета.Ru»). Они нужны в подводном флоте, в дальней авиации, РВСН, Космических войсках», — резюмирует эксперт.

При этом Цыганок обращает внимание, что создание института профессиональных сержантов провалилось. «Из 80% подписавших контракт отказываются заключать его на следующий срок», — отмечает глава Центра военного прогнозирования.

Возвращение в армию института прапорщиков и мичманов станет очередным шагом Шойгу по ревизии военной реформы Сердюкова. Ранее новый министр распорядился восстановить систему военного образования, затем стало известно об увеличении в два-три раза состава главных командований Сухопутными войсками, ВВС и ВМФ.

Как появились воинские звания: старшина, прапорщик и мичман.

Старшина. Воинское звание, относящееся к сержантскому (старшинскому) составу. В Вооружённых силах СССР существовал с 1935 года. Это звание присваивалось лучшим старшим сержантам, прослужившим на сержантских должностях не менее 6 месяцев и назначенным на должности , для которых предусмотрено звание «старшина». В ВМФ Советского Союза этому званию соответствовало «главный корабельный старшина».

Прапорщик. (От старославянского слова «прапора» — стяг, знамя). Это воинское звание существовало в русской армии ещё в XVII веке. Его присваивали знаменщикам, назначаемым из числа наиболее смелых и мужественных воинов. Указом Петра Первого в 1712 году чин прапорщика стал первым офицерским чином в пехоте и кавалерии. В 1884 году чин прапорщика был оставлен только для военного времени, с 1886 года — для для младших офицеров запаса. До 1917 года это звание присваивалось лицам, окончившим ускоренный курс военных училищ или специальных школ прапорщиков.

В Вооружённых силах СССР звание «прапорщик» введено 1 января 1972 года. По служебному положению прапорщики представляли отдельную категорию военнослужащих, близких к младшим офицерам, и являлись их ближайшими помощниками.

Мичман. (В переводе с английского означает «корабельный гардемарин», «курсант военно-морского училища»). Воинское звание на флотах разных стран. В русском флоте введено в 1716 году как унтер-офицерский чин.

С 1732 по 1917 годы «мичман» — первое офицерское звание на флоте (с небольшим перерывом в 1751 — 1758 годов, когда мичманы были вновь отнесены к унтер-офицерам).

В СССР воинское звание «мичман» было введено в 1940 году как высшее звание старшинского состава флота и морских частей погранвойск. с 1 января 1972 года мичманы, как и прапорщики, стали представлять собой отдельную категорию личного состава Вооружённых сил СССР, являясь ближайшими помощниками младших офицеров ВМФ.

военный завхоз

• воинское звание ответственный за хранение оружия и имущества

• должностное лицо в роте русской армии, отвечающее за учет и хранение оружия и имущества

• младший командир, ведающий хранением и выдачей снаряжения, обмундирования, продовольствия

• ответственный за хранение имущества в армии

• ответственный за хранение оружия и имущества в армии

• кладовщик из казармы

• Ответственный за хранение оружия и имущества

• Каптер, должностное лицо в воинской части, ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества

Слово из 11 букв, первая буква — «К», вторая буква — «А», третья буква — «П», четвертая буква — «Т», пятая буква — «Е», шестая буква — «Н», седьмая буква — «А», восьмая буква — «Р», девятая буква — «М», десятая буква — «У», 10 буква — «С», слово на букву «К», последняя «С». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Длинная шея, красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. Показать ответ>>

Длиннее высоких деревьев, Ниже придорожной травы. Показать ответ>>

Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

На какое дерево садится ворона во время дождя?

Случайный анекдот:

Подходит парень к девушке на дискотеке:
— Вы танцуете?
— Танцую, пою, пляшу, люблю кошек.
— Ты че плетешь?
— Плету, вяжу, вышиваю крестиком.

Знаете ли Вы?

Столицей штата Нью-Йорк является город Олбани. Олбани лежит в 200 километрах к северу от Нью-Йорка. Город насчитывает 115 тысяч жителей.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Последняя бука буква «с»

Ответ на вопрос «Завхоз в армии «, 11 букв:
каптенармус

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова каптенармус

Ответственный за хранение оружия и имущества в армии

Кладовщик при погонах

Должностное лицо в роте русской армии, отвечающее за учет и хранение оружия и имущества

Завхоз роты гренадер

Воинское звание ответственный за хранение оружия и имущества

Младший командир, ведающий хранением и выдачей снаряжения, обмундирования, продовольствия

Ответственный за хранение оружия и имущества

Определение слова каптенармус в словарях

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
КАПТЕНАРМУС (от франц. capitaine d armes) должностное лицо в роте (батарее, эскадроне), отвечающее за учет и хранение оружия и имущества; в России с кон. 17 в. по 1917, в Советской Армии с 1918 до кон. 50-х гг.

Примеры употребления слова каптенармус в литературе.

Возьми у каптенармуса басоны и нашей, а ротному доложишь, что я приказал.

А за солдатами шагали сейчас люди служивые — лекаря с аптеками, профосы с кнутами, трубачи с дудками, попы с кадилами, аудиторы с законами, гобоисты с гобоями, писаря с чернильницами, кузнецы с молотами, цирюльники с ножницами, седельники с шилами, коновалы с резаками, плотники с топорами, извозчики с вожжами, землекопы с лопатами, каптенармусы с ведомостями.

Жадный и запасливый каптенармус из роты Колпакова бегал между саней и, задыхаясь, кричал солдатам: — Ребята, ничего не бросай.

Каптенармус роты Колпакова, увязывая большой воз, смотрел на дорогу и думал, что хорошо бы было все это добро свезти к себе домой, сложить в амбары, кладовки, запереть на замок, а потом понемногу, не торопясь, расходовать.

Регистратор, астроном, пошехонец, поэт, каптенармус, дворовый человек — кто-нибудь должен же быть.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Сверхсрочная военная служба

У этого термина существуют и другие значения, см. Служба. Нет вооруженных сил Нет принудительной воинской повинности Активная система призыва, но призываются менее 20% всей возрастной группы Планируется отменить призыв в ближайшем будущем Общая воинская повинность Нет информации

Военная служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (либо лиц без гражданства в некоторых государствах, таких как Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооружённых силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

На военной службе каждому военнослужащему присваиваются воинские звания. Главной задачей военной службы является защита и оборона государства и страны. Большинство государств, использующих систему принудительного воинского призыва, призывают на службу только мужчин. Некоторые государства, такие как Китай, Северная Корея, Израиль, Эритрея, Тайвань, Малайзия, Ливия и Перу призывают как мужчин, так и женщин. В 1995 году Генеральный Секретарь ООН вместе с разными правительственными и неправительственными организациями призвал к «запрещению любых форм привлечения к военной службе и участия в конфликтах детей моложе восемнадцати лет», что получило среди некоторых название позиции «Строго после 18 лет». Некоторыми государствами эта позиция нарушается.

Формы прохождения военной службы

Военную службу граждане, мужчины и женщины, могут проходить как на добровольной основе (служба по контракту), так и по призыву. Так в Норвегии Стортинг, в октябре 2014 года, изменил закон и распространил всеобщую воинскую повинность и на женщин, согласно которому они в возрасте от 19 до 44 лет подлежат обязательному призыву на воинскую службу на срок от семи до девятнадцати месяцев.

Служба по контракту, на мирное время, является единственной формой комплектования вооруженных сил во многих странах. Она существует и в странах, в которых действует всеобщая воинская обязанность. Профессиональные солдаты как правило лучше призывников справляются с обслуживанием и использованием сложной военной техники.

После окончания Холодной войны многие страны отказались от всеобщей воинской обязанности на мирное время. Угроза крупномасштабной войны значительно уменьшилась, а для локальных военных конфликтов относительно малочисленная профессиональная армия, авиация и флот подходит лучше, чем призывная.

Военная служба в мире

Порванная американская повестка о призыве на военную службу.

США

Военнослужащие ВС СШАСмотр служилых людей. Картина С. В. Иванова, не позднее 1907

Комплектование вооружённых сил осуществляется на добровольной основе. На службу принимаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США, имеющие хотя бы среднее образование.

Минимальный возраст кандидата — 18 (17 при согласии родителей). Максимальный возраст приёма на службу зависит от вида вооружённых сил и рода войск вида ВС и принадлежности к регулярным силам или резервным компонентам (регулярные ВВС, регулярная береговая охрана — 27 лет, регулярная морская пехота, резерв морской пехоты — 28 лет, резерв ВВС, ВВС национальной гвардии, регулярные ВМС — 34 года, резерв сухопутных войск, резерв ВМС, резерв береговой охраны — 39 лет, регулярные сухопутные войска, сухопутные войска национальной гвардии — 42 года).

Срок контракта — от 4 до 65 лет.

Все военнослужащие (как регулярных сил, так и резервных компонентов) начинают службу с прохождения курса начальной боевой подготовки в специальных лагерях (9 недель в СВ, 6 недель в ВВС, 8 недель в ВМС и береговой охране, 12 недель в морской пехоте). После этого военнослужащие регулярных сил проходят специальную подготовку, продолжительность которой зависит от осваиваемой военной специальности и направляются для дальнейшего прохождения службы в войска.

Военнослужащие резервных компонентов после курса начальной боевой подготовки привлекается на занятия один уик-энд в месяц и две недели в году. При необходимости военнослужащие резервных компонентов призываются на действительную службу.

Россия

В Русском царстве военная служба была добровольной — кто хотел, тот и служил (см. «Охочие люди»), и её сроки не были установлены законодательно. Военная служба, у древнерусских князей, отправлялась вольными слугами, которые награждались князьями кормлениями.

Основная статья: Служилые люди

Петром Первым (Великим) создана регулярная армия и флот по новому праву — с рекрутскими наборами (первый — 1699 год) и обязательной бессрочной (пожизненной) военной службой.

Срочная служба сроком в 25 лет установлена в Российской империи:

  • с 1732 года — для офицеров (унтер-, обер- и штаб-);
  • с 1793 года — для нижних чинов.

Военнослужащие Русской императорской армии

Позднее продолжительность срочной военной службы в Российской империи для рядовых военнослужащих несколько раз уменьшалась.

Лучше всех прочих живётся офицерам ландмилиции, ибо поскольку русское дворянство не испытывает особенной склонности к военному делу и менее всего — к службе в Петербурге или других местах, где всё дорого и где проедаешь своё состояние, то те, кого не снедает честолюбие, стараются попасть в ландмилицию, где не приходится нести больших расходов и можно, когда двор о них почти позабудет, скорее получить отставку. Вообще надобно сказать, что в России военная служба не является доходной: офицер не имеет касательства к обмундированию, отпускам, вербовочным деньгам и т. д., и ему остается довольствоваться определенным по штату жалованьем. Говорят, правда, что некоторые выгоды есть у кирасир, их офицеры имеют преимущество перед офицерами всех других полевых полков. К. Р. Берк, путевые заметки

Введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 20 лет, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20 — 25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода.

Законом 26 апреля 1906 года сокращен срок действительной военной службы в пехоте и пешей артиллерии до 3-х лет, а в прочих родах оружия до 4-х лет; ввиду выяснившейся на войне непригодности запасных старших возрастов для полевых действий введено разделение запаса на два разряда с тем, чтобы нижние чины запаса младших возрастов назначались на укомплектование полевых войск, а запасные старших возрастов — по возможности, на укомплектование резервных войск и тыловых учреждений.

Нижние чины, выслужившие установленный срок действительной военной службы, зачислялись в запас I разряда на 7 лет, а затем перечислялись в запас II разряда: служившие на действительной военной службе три года — на 8 лет, а прочие — на 6 лет. Состояние в запасе (служба в запасе) ограничивается достижением 39-летнего возраста.

Советский период

Военнослужащие ВС СССР у границ западного Буга перед пересечением границы СССР и выходом на территорию Польши

Первоначально Красная Армия и Флот формировалась на добровольческих началах, все в них служили добровольно, но вскоре, в условиях разраставшейся Гражданской войны, советское правительство перешло к обязательному виду службы, организовав наборы в их ряды.

Всеобщая воинская обязанность была закреплена в первой советской конституции 1918 года, статья 19-я которой гласила:

В целях всемерной охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской Революции Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признаёт обязанность всех граждан Республики на защиту социалистического Отечества и устанавливает всеобщую воинскую обязанность. Почётное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей.

1 сентября 1939 года был принят Закон Союза ССР «О всеобщей воинской обязанности», по которому все годные по состоянию здоровья мужчины должны были служить в РККА три года, на флоте — пять лет (по прежнему закону 1925 года, служили в Союзе не все, так называемые «лишенцы» — лишённые избирательных прав «нетрудовые элементы» — в ВС СССР не служили, а зачислялись в тыловое ополчение).

Военная служба — особый вид государственной службы, заключающийся в выполнении советскими гражданами конституционной воинской обязанности в составе ВС СССР (ст. 63 Конституции СССР). Военная служба являлась наиболее активной формой осуществления гражданами своего конституционного долга защищать социалистическое Отечество (ст. 31 и 62, Конституции СССР), являлась почётной обязанностью и возлагалась только на граждан СССР. Иностранцы и лица без гражданства, проживавшие на территории СССР, воинскую обязанность не несли и на военную службу не зачислялись, тогда как на работу (службу) в гражданские советские организации они могли приниматься с соблюдением установленных законами правил.

Повестка, Форма № 26, к ст. 106, о призыве, образец 1986 года.

На военную службу советские граждане привлекались в обязательном порядке путём призывов (очередных, на учебные сборы и по мобилизации) в соответствии с конституционной обязанностью (ст. 63, Конституции СССР), и в соответствии со ст. 7 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 года) все военнослужащие и военнообязанные принимали военную присягу на верность «своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству». Для военной службы характерно наличие института присваиваемых в установленном ст. 9 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 года) порядке персональных воинских званий, в соответствии с которыми военнослужащие и военнообязанные делились на начальников и подчинённых, старших и младших со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

В ВС СССР призывалось около 40 % от призывного контингента, состоящего на воинском учёте (приписанного к военкоматам).

Формы прохождения военной службы были установлены в соответствии с принятым в современных условиях принципом строительства ВС на постоянной кадровой основе (сочетание кадровых ВС с наличием запаса военнообязанных военно-обученных граждан). Поэтому согласно Закону о всеобщей воинской обязанности (ст. 5) военная служба делилась на действительную военную службу и службу в запасе, каждая из которых протекала в особых формах.

Действительная военная служба — служба советских граждан в кадрах ВС, в составе соответствующих воинских частей, экипажей военных кораблей, а также учреждений, заведений и других военных организаций. Лица, зачисленные на действительную военную службу, именовались военнослужащими, они вступали с государством в военно-служебные отношения, назначались на такие предусмотренные штатами должности, для которых требовалась определённая военная или специальная подготовка.

В соответствии с организационной структурой ВС, различием в характере и объёме служебной компетенции личного состава государством были приняты и использовались следующие формы действительной военной службы:

  • срочная военная служба солдат и матросов, сержантов и старшин
  • сверхсрочная военная служба сержантов и старшин
  • служба прапорщиков и мичманов
  • служба офицерского состава, в том числе офицеров, которые призывались из запаса на срок 2-3 года

В качестве дополнительной формы прохождения действительной военной службы использовалась служба женщин, принимаемых в мирное время в ВС СССР на добровольных началах на должности солдат и матросов, сержантов и старшин.

К формам прохождения военной службы примыкала работа (служба) военных строителей.

Служба в запасе — периодическое несение военной службы гражданами, зачисленными в запас ВС. Лица, состоявшие в запасе, именовались военнообязанными запаса.

Формами прохождения военной службы за время состояния в запасе являлись краткосрочные сборы и переподготовка:

  • учебные сборы, имеющие своей целью совершенствование военной и специальной подготовки военнообязанных, поддержание её на уровне современных требований;
  • поверочные сборы, имеющие своей целью определить боевую и мобилизационную готовность органов военного управления (ОВУ);

К формированиям по обеспечению обороны и безопасности относились, где проходили военную службу (не все):

  • Министерство обороны СССР (МО СССР);
  • Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР);
  • Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР);

В современной России

Военная служба — в России вид особой федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооружённых Силах России, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Граждане, находящиеся на военной службе, являются военнослужащими. Таким гражданам присваиваются воинские звания (см. статья 6, Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года). Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе, так и по призыву.

Началом службы для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, является день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы по призыву, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 3 «Положения о порядке прохождения военной службы», утверждённого Указом Президента России от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

Военная служба заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах безопасности, других воинских формированиях и органах.

Прохождение военной службы — процесс практического служения государству в пределах которого военнослужащим осуществляется профессиональная деятельность (исполнение обязанностей) направленная на решение задач безопасности и обороны Российской Федерации.

Статус военнослужащего

Солдат президентского полка в парадной форме одежды.

Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.

Статус военнослужащих — совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.
Объём и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

  • во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства, и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;
  • во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса — общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих (либо ограничивающих) общие права и обязанности личности.

Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, то есть они должны быть «совмещены» с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.

Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооружеённых Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.

Права и обязанности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объём и пределы практического выполнения порученных ему, согласно занимаемой должности, функций и задач.

Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников.

Должностные права носят обеспечительный характер, их объём призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

В то же время военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооружённых Сил Российской Федерации. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей и носит, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определённое время в соответствии с предназначением караула.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооружённых Сил России. Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил России часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определённые его службой, к неопределенному кругу лиц, которые обязаны беспрекословно их выполнять; подчиняться лишь строго определённым лицам — начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая других начальников (в том числе, своего непосредственного и прямых).

Кроме должностных и специальных обязанностей и прав военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы.

К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей, запрещающих совершать определённую деятельность. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не противоречит Конституции РФ, так как в соответствии со ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления властью.

Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путём реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод. Действительно, с одной стороны, они тесно связаны с отдельными субъективными правами военнослужащих, а с другой — образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы, под которыми понимаются определённые преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.

Должности, звания и штат военнослужащих

Став военнослужащим, гражданин включается в сложный организм, который можно представить в виде схемы, состоящей из трёх элементов:

  1. занимаемая воинская должность;
  2. наличие конкретного воинского звания;
  3. соответствующих штату воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации.

Под штатом воинской части понимается документ, определяющий состав воинской части, её организационную структуру, численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также предусматривает наименование воинской части и её структурных подразделений, должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно-учётных (учётных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов) военнослужащих.

Должностью определяется характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций соответствующего органа (организации) в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как основным связаны все другие вопросы, касающиеся военной службы.

Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах Вооружённых Сил Российской Федерации, положениях о прохождении воинской службы различных категорий военнослужащих и т. д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в связи с назначением на должность, и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами военно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности (так называемый, социальный статус должности).

Таким образом, воинская должность есть учреждённая в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объём должностных полномочий занимающего её лица.

Должностные полномочия представляют собой часть компетенции органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если компетенция государственного органа — это система его полномочий, то есть прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе — в сфере обороны и безопасности).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объём и пределы практического выполнения порученных ему, согласно занимаемой должности, функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объём призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при его прикомандировании в порядке, установленном ст. 44 Закона «О воинской обязанности и военной службе»). Законом допускается временное возложение исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, при этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается (п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы).

Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание, то есть не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов, в которых есть, так называемые, «вилочные должности» (например, «подполковник-полковник»). П. 3 статьи 42 Закона устанавливает порядок утверждения воинских должностей.

Президент Российской Федерации утверждает:

  • единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
  • общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Министр обороны Российской Федерации, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором комментируемым Законом предусмотрена военная служба, определяет порядок утверждения Перечня иных воинских должностей. В указанных перечнях определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

К формированиям по обеспечению обороны и безопасности относятся:

  • Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);
    • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
    • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
    • Федеральное агентство специального строительства России (Спецстрой России);
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации;
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
    • Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);
  • Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), в том числе воинские подразделения
    • Государственная противопожарная служба;
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП).

Военная служба предусмотрена в Следственном комитете Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации.

До создания Росгвардии военная служба была предусмотрена и в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

  • Манифест о вольности дворянства
  • Рыцарь
  • Янычары
  1. Государственная служба // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. История призыва и набора в армиях мира. (недоступная ссылка)
  3. Калинин А. Е. Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации : Монография — М., 2002. — Гл. 1. — п. 1.1. — цит. по сайту «Военное право» (voenprav.ru) (Проверено 4 мая 2017)
  4. «Положения о порядке прохождения военной службы», утверждённое Указом Президента России, от 16 сентября 1999 года, № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»
  • Кузьмин-Караваев В. Д. Служба военная и морская // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Устав о воинской повинности 1874 года;
  • М. И. Мыш, «Руководство к русским законам» («Руководства к русским законам о евреях»), СПб., 1904 год.
  • Закон Российской империи, от 23 июня 1912 года, ст. 46—48, 18—27
  • «Положения о порядке прохождения военной службы», утверждённое Указом Президента России, от 16 сентября 1999 года, № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4117605-4 · Microsoft: 2776948989