СКР пр 50

Дальнейшим развитием противолодочного катера пр.201 было создание малого противолодочного корабля проекта 204. ТТЗ на его разработку было выдано в 1956 году в Зеленодольское ПКБ. Главным конструктором этого был назначен А.В.Кунахович, а главным наблюдающим от ВМФ – капитан 2 ранга Н.Д.Кондратенко. При возросшем по сравнению с пр.201 до 440 тонн стандартном водоизмещении вооружение МПК было значительно усилено.
Корабль имел оригинальную энергоустановку – гребные винты, вращаемые дизелями М-504 были помещены в трубы с соплами, в которые двумя независимыми газотурбокомпрессорами Д-2К мощностью по 15000 л.с нагнетался воздух. При этом создавались дополнительная тяга. Только под дизелями скорость составляла 17,5 узлов, а при включении газотурбокомпрессоров скорость увеличивалась вдвое – до 35 узлов. Установка этого же типа внедрялась и на СКР пр.35. Но, как отмечали специалисты, затрачиваемой мощности хватило бы на движение с большей скоростью и при обычной схеме ГЭУ. Кроме того, установка оказалась чрезмерно шумной, сложной в эксплуатации и ненадёжной. Несмотря на всё это, корабль строился большой серией (свыше 60 корпусов), а его создатели были удостоены Ленинской премии.
Первоначально создателем оригинальной энергоустановки ГТК-Д2 многие считали Б.К.Ильинского, однако в 1990-х гг. выяснились истинные создатели оригинальной энергетики. Её создание началось ещё в 1946 году после одного из совещаний у И.В.Сталина, где обсуждались флотские вопросы и в частности вопрос о недостаточной скорости хода отечественных больших и малых охотников за подводными лодками. Вопрос этот приобретал особую актуальность в свете поступившей через разведорганы сведений о работах в США над ПЛ с ЯЭУ. Нужно было найти какое-то новое решение. Помощь в поисках этого решения для ускорения эффекта должна была оказать такая серьёзная организация, каковой являлся всемогущий НКВД. Именно его сотрудники быстро нашли на кафедре физики Московского авиационного института руководимой К.А.Путиловым группу во главе с А.В.Волковым работавшую над созданием реактивных двигателей для кораблей. За десять дней была организована лаборатория во главе с профессором К.А.Путиловым. Однако быстрого результата добиться не удалось. Только в начале 1950-х годов были проведены первые натурные испытания и появилась возможность начать работы над энергетической установкой для МПК пр.204. В 1951 году ЦНИИ им. Крылова, как головной организации Минсудпрома в вопросах научного обеспечения кораблестроения, удалось на завершающем этапе работ провести на одну из руководящих должностей своего представителя Б.К.Ильинского, который стал приемником К.А.Путилова после его смерти, и с лихвой пожал все плоды своего предшественника.
Противолодочное вооружение МПК пр.204 включало четыре однотрубных 400-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами СЭТ-40 и две установки РБУ-6000 (на первых двух корпусах были установлены старые РБУ-2500). Артиллерийское вооружение состояло из одной спаренной башенной автоматической 57-мм артустановки АК-725, размещённой в средней части корабля (на первых двух – открытая установка ЗиФ-31) с РЛС управления «Барс». Такая неудачная схема размещения артиллерии была вызвана тем, что в носу место было занято РБУ-6000, а в корме – воздухоприёмниками главной энергетической установки.
Освещение надводной обстановки велось с помощью РЛС «Рубка», а подводной – с помощью ГАС «Геркулес-2М». Имелся также комплекс РЭБ «Бизань-4Б».
На западе новым массовым советским МПК было присвоено обозначение «Poti class». Но получилось так, что корабли пр.204 сдавались флоту в период быстрого роста боевых возможностей ПЛ и авиации и уже в процессе постройки, эти корабли стали морально устаревать. Поэтому Главком ВМФ дал указание начать разработку нового МПК с повышенными возможностями ПВО (решено было разместить ЗРК самообороны) и значительно более мощной ГАС. По его замыслу это должна быть «рабочая лошадка флота» – основной противолодочный корабль в прибрежной и ближней морской зонах, как развитие и замена МПК пр.204. Новый корабль получил номер проекта 1124.
Модификации. Три корабля этой серии были построены в 1966-67 гг. по экспортному проекту 204-Э. На них были установлены старые РБУ-2500, а некоторые боевые системы монтировались в упрощённом исполнении. В 1970 г. году эти МПК были переданы ВМС Румынии.
Программа строительства. Всего на трёх заводах с 1960 г. по 1968 г. было построено 64 корабля пр.204 (31 – на ССЗ им Горького в Зеленодольске, 24 – на ССЗ «Залив» в Керчи и 11 на Хабаровском ССЗ). Уже из состава флота 3 МПК в 1975 году были переданы ВМС Болгарии (получили имена «Напористи», «Строги» и «Летящи»), а 3 МПК, построенные в 1966-67 гг. по экспортному пр.204-Э в 1970 г. году были переданы Румынии.
Статус на 2007 г. Корабли пр.204 служили на всех четырёх флотах ВМФ СССР: на КЧФ – 17, на на КТОФ – 11, на ДКБФ – 22 и на КСФ – 11 единиц. В середине 1980-х – начале 1990-х все они были списаны, некоторы были превращены в опытовые суда, некоторые – в учебные.


Размещение вооружения на малом противолодочном корабле проекта 204
1 – реактивная бомбомётная установка РБУ-6000; 2 – выдвижной обтекатель ГАС «Геркулес-2М»; 3 – антенна РЛС общего обнаружения «Рубка»; 4 – антенна навигационной РЛС; 5 – РЛС управления артиллерийским огнём «Барс»; 6 – 57-мм спаренная артустановка АК-725; 7 – 400-мм однотрубные торпедные аппараты для стрельбы противолодочными торпедами СЭТ-40

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

• МПК-14 . 3.10.1961 г. заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 31.05.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25.09.1963 г., вступил в строй 31.12.1963 г. и 18.06.1964 г. после перевода по внутренним водным системам из Черного в Балтийское море включен в состав КБФ. В период с 21.12.1967 г. по 15.02.1968 г. на СРЗ-29 «Тосмаре» в Лиепае прошел средний ремонт. 1.10.1972 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Усть-Двинске (Даугавгрива) на отстой, но 1.08.1980 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 20.06.1987 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1987 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

• МПК-38 . 29.07.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 12.08.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.12.1964 г., вступил в строй 31.05.1965 г. и 24.06.1965 г. включен в состав КЧФ. В периоде 4.06.1982 г. по 1.01.1985 г. на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошел капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, а 19.04.1990 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 г. расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе.

• МПК-20, с 12.08.1983 г. СМ-448 . 20.11.1962 г. заложен на стапеле Хабаровского ССЗ № 638 им. С.М. Кирова и 27.01.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.08.1965 г., вступил в строй 31.12.1965 г. и 15.01.1966 г. включен в состав КТОФ. 1.07.1974 г. выведен из боевого состава, законсервирован и у о.Русский в Уссурийском заливе поставлен на отстой, но 20.06.1983 г. расконсервирован, разоружен и переформирован в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 19.08.1988 г. исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 30.11.1988 г. расформирован и в бухте Разбойник поставлен на прикол.

• МПК-56 . 22.09.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.10.1959 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске, спущен на воду 7.04.1961 г. и летом 1961 г. переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил встрой 31.07.1963 г. и 18.06.1964 г. включен в состав СФ. В период с 18.10.1973 г. по 24.04.1974 г. на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 5.06.1979 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1979 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Мурманске.

• МПК-79 . 13.02.1960 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.08.1960 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 «Красный металлист» им. А.М.Горького в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 7.06.1961 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1962 г. и 18.06.1964 г. включен в состав СФ. В период с 3.09.1974 г. по 6.01.1975 г. на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 31.05.1989 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован и впоследствии разделан на металл в Мурманске.

• МПК-84, с 10.07.1980 г. СМ-261 . 13.02.1960 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.08.1960 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске, спущен на воду 23.08.1961 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 22.09.1963 г. и 18.06.1964 г. включен в состав СФ. 28.05.1980 г. выведен из боевого состава, разоружен, переформирован в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 10.09.1986 г. исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и впоследствии разделан на металл в Мурманске.

• МПК-150 . 22.07.1960 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске Татарской АССР и 7.04.1961 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 6.09.1961 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 20.06.1963 г. и 18.06.1964 г. включен в состав КБФ. 1.07.1986 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1986 г. расформирован.

• МПК-166 . 21.03.1961 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 7.04.1961 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 4.12.1961 г. и весной 1962 г. г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 20.06.1963 г. и 18.06.1964 г. включен в состав КБФ. 1.08.1980 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 4.05.1989 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и впоследствии разделан на металл в Риге.

• МПК-156 . 12.06.1961 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 16.02.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25.04.1962 г. и летом 1962 г. г. переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1963 г. и 18.06.1964 г. включен в состав СФ. 31.05.1984 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1984 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Мурманске.

• МПК-13 . 30.08.1961 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 16.02.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 4.07.1962 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 22.12.1963 г. и 18.06.1964 г. включен в состав СФ. В период с 25.5 по 23.07.1976 г. и с 23.04.1981 г. на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний и капитальный ремонт, но 25.06.1985 г. из-за отсутствия финансирования для продолжения ремонта исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1985 г. расформирован.

• МПК-45 . 18.11.1961 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 16.02.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 6.08.1962 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил встрой 31.12.1963 г. и 18.06.1964 г. включен в состав КБФ. 1.10.1972 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, но 1.08.1980 г. расконсервирован и вновь введен в строй. С 1.03.1989 г. находился на СРЗ-33 в Балтийске на капитальном ремонте, а 19.04.1990 г. из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Балтийске.

• МПК-50 . 9.11.1961 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 16.02.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 9.11.1962 г. и весной 1963 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1963 г. и 18.06.1964 г. включен в состав КБФ. 30.10.1966 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, но 1.08.1980 г. расконсервирован и вновь введен встрой. 19.04.1990 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 г. расформирован и в Усть-Двинске поставлен на прикол, где впоследствии затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры. Впоследствии поднят УПАСР БФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл.

• МПК-55 . 18.02.1962 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 6.04.1963 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.10.1962 г. и весной 1963 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил встрой 30.06.1964 г. и 18.07.1964 г. включен в состав КБФ. 1.11.1977 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, но 1.06.1986 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 24.06.1991 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1991 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

• МПК-70 . В марте 1962 г. г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 1.07.1963 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду в конце 1963 г. и весной 1964 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй осенью 1964 г. и 26.10.1964 г. включен в состав КБФ. 1.10.1972 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 4.05.1989 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1989 г. расформирован, но вскоре при стоянке на приколе в Усть-Двинске затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры. Впоследствии поднят УПАСР БФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл.

• МПК-63 . 11.04.1962 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 6.04.1963 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15.08.1963 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.08.1964 г. и 15.09.1964 г. временно включен в состав ЧФ. Осенью 1964 г. переведен по внутренним водным системам в Северодвинск и 11.11.1964 г. перечислен в состав СФ. В период с 24.10.1972 г. по 24.04.1974 г. на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 1.10.1981 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный) поставлен на отстой, а 1.06.1984 г. в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации расформирован и 26.06.1988 г. исключен из состава ВМФ, но впоследствии при стоянке на приколе в бухте Червяное озеро затонул на мелководье из-за неисправности донно-забортной арматуры.

• МПК-21 . 8.08.1962 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 3.03.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.06.1963 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское, а оттуда в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 15.12.1964 г. и 22.01.1965 г. включен в состав ЧФ. Летом 1965 г. переведен по внутренним водным системам из Севастополя в Беломорск и 24.06.1965 г. перечислен в состав КСФ. В период с 18.10.1973 г. по 27.05.1974 г. на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 20.06.1987 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1987 г. расформирован и впоследствии разделан на металл в Мурманске.

• МПК-23 . 15.10.1962 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 3.03.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 23.07.1963 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 23.12.1964 г. и 22.01.1965 г. включен в состав КБФ. 1.10.1975 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 4.08.1989 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован, но впоследствии при стоянке на приколе в Усть-Двинске затонул у причала из-за неисправности донно-забортной арматуры. Впоследствии поднят УПАСР БФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл.

• МПК-27 . 22.02.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 3.03.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.11.1963 г. и летом 1964 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.06.1965 г. и 15.07.1965 г. включен в состав ДКБФ. 4.05.1989 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1989 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

• МПК-25 . 23.02.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 7.07.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.04.1964 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 28.09.1965 г. и 2.10.1965 г. включен в состав ДКБФ. 1.10.1986 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 19.04.1990 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

• МПК-29 . 16.05.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 7.07.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 3.06.1964 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское, а оттуда в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.09.1965 г. и 21.10.1965 г. включен в состав КЧФ. Летом 1966 г. переведен по внутренним водным системам из Севастополя в Ленинград и 20.08.1966 г. перечислен в состав ДКБФ. 19.04.1990 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1990 г. расформирован.

• МПК-18 . 27.07.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 27.01.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 2.09.1964 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 16.12.1965 г. и 11.01.1966 г. включен в состав ДКБФ. Летом 1966 г. переведен по ББК из Ленинграда в Беломорск и 20.08.1966 г. перечислен в состав КСФ. В период с 3.11.1983 г. по 15.11.1984 г. на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 20.06.1987 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1987 г. расформирован, но в 1998 г. при стоянке на приколе в бухте Червяное озеро затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры.

• МПК-54 . 6.11.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 27.01.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 17.11.1964 г. и в мае 1965 г. переведен по внутренним водным системам в Азовское, а оттуда в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 24.12.1965 г. и 11.01.1966 г. включен в состав КЧФ. Летом 1966 г. переведен по внутренним водным системам из Севастополя в Беломорск и 20.08.1966 г. перечислен в состав КСФ. В период с 7.10.1975 г. по 10.06.1977 г. и с 26.3 по 12.07.1985 г. на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил капитальный и средний ремонты. 26.06.1988 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.11.1988 г. расформирован, но вскоре затонул в бухте Червяное озеро из-за неисправности донно-забортной арматуры.

• МПК-74 . 13.01.1964 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 21.05.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 2.06.1965 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.06.1966 г. и 18.07.1966 г. включен в состав ДКБФ. 1.11.1977 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, но 1.06.1986 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 24.06.1991 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1991 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

• МПК-80 . 23.03.1964 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 21.05.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.07.1965 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 10.08.1966 г. и 6.09.1966 г. включен в состав ДКБФ. 4.03.1970 г. перечислен в состав КСФ и весной 1970 г. переведен по ББК из Балтийского в Белое море, а 28.02.1986 г. возвращен в состав ДКБФ. 4.05.1989 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1989 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

• МПК-86 . 15.06.1964 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске, спущен на воду 19.07.1965 г. и 6.01.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, летом 1966 г. переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 27.09.1967 г. и 8.10.1967 г. включен в состав КЧФ. 13.02.1968 г. перечислен в состав КСФ и весной 1968 г. переведен по внутренним водным системам из Азовского в Белое море. В период с 10.06.1977 г. по 27.11.1985 г. на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел капитальный ремонт. 20.06.1987 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1987 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Мурманске.

• МПК-90 . 21.09.1964 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске, спущен на воду 18.11.1965 г. и 6.01.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, летом 1966 г. переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 26.11.1966 г. и 12.12.1966 г. включен в состав КСФ. 10.07.1986 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1986 г. расформирован, но впоследствии при стоянке на приколе в бухте Червяное озеро затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры.

• МПК-92 . 8.07.1965 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 6.01.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.05.1966 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 24.12.1966 г. и 7.01.1967 г. включен в состав ДКБФ. 1.10.1975 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 19.04.1990 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, но впоследствии при стоянке на приколе в Усть-Двинске затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры. Впоследствии поднят УПАСР БФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл.

• МПК-95 . Осенью 1965 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске, спущен на воду в начале 1966 г. и 20.04.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, летом 1966 г. переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 29.06.1967 г. и 20.07.1967 г. включен в состав КСФ. 26.06.1988 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.09.1988 г. расформирован, но впоследствии при стоянке на приколе в бухте Червяное озеро затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры.

• МПК-97 . 1.03.1966 г. заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске и 20.04.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 17.09.1966 г. и весной 1967 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.08.1967 г. и 14.09.1967 г. включен в состав ДКБФ. 19.04.1990 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

• МПК-83 . 5.05.1966 г. заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске, спущен на воду 2.11.1966 г. и 12.01.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, весной 1967 г. переведен по внутренним водным системам в Азовское, а оттуда в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.09.1967 г. и 13.10.1967 г. включен в состав КЧФ. Осенью 1967 г. переведен по внутренним водным системам из Азовского моря в Балтийское и 14.12.1967 г. перечислен в состав ДКБФ. 10.07.1991 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.08.1991 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

• МПК-94 . 12.07.1966 г. заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске и 12.01.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.01.1967 г. и весной 1967 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1967 г. и 26.12.1967 г. включен в состав ДКБФ. 1.08.1980 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 19.04.1990 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, но впоследствии при стоянке на приколе в Усть-Двинске затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры. Впоследствии поднят УПАСР БФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл.

• МПК-98 . 21.09.1966 г. заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске и 12.01.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 6.05.1967 г., летом 1967 г. переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1967 г. и 11.01.1968 г. включен в состав КЧФ. 15.07.1968 г. перечислен в состав ДКБФ и вскоре переведен по внутренним водным системам из Азовского моря в Балтийское. 20.06.1988 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1988 г. расформирован.

• МПК-102 . 11.11.1966 г. заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске и 12.01.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.06.1967 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.06.1968 г. и 25.07.1968 г. включен в состав ДКБФ. 24.06.1991 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1991 г. расформирован.

• МПК-119 . 20.03.1967 г. заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске, спущен на воду 5.11.1967 г. и 12.01.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.09.1968 г. и 21.10.1968 г. включен в состав КЧФ. Осенью 1968 г. переведен по внутренним водным системам из Азовского моря в Балтийское и 23.12.1968 г. перечислен в состав ДКБФ. 1.10.1986 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 24.06.1991 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1991 г. расформирован, но впоследствии при стоянке на приколе в Усть-Двинске затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры. Впоследствии поднят УПАСР БФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл.

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РЛС общего обнаружения 1 х МР-302 «Рубка» (Strut Curve)
НРЛС 1 х «Вайгач» (Don-2 или Spin Trough)
ГАС • «Геркулес-2М»
средства РЭБ • «Бизань-4Б» (2 Watch Dog)
РЛС управления огнем 1 Х МР-103 «Барс» (Muff Cob) для 57-мм ЗАУ
средства связи набор средств
РЛС госопознавания (High Pole B)

С. С. Бережной

Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

№2 (38) ‘2001 г.

Список сокращений

АУ – артиллерийская установка;

ББК – Беломорско-Балтийский канал; БСБР – бомбосбрасыватель;

ВМС – Военно- морские силы;

ВМФ – Военно-морской флот;

ГАС – гидроакустическая станция;

ГК – главнокомандующий;

ГТУ – газотурбинная установка;

ДиСКР – дивизион сторожевых кораблей;

ДКБФ – Дважды Краснознаменный Балтийский флот;

зав.№ – заводской номер;

ЗУР – зенитная управляемая ракета;

ЗРК – зенитный ракетный комплекс;

КамФлРС – Камчатская флотилия разнородных сил;

КБФ – Краснознаменный Балтийский флот;

КПУГ – корабельная противолодочная ударная группа;

КСФ – Краснознаменный Северный флот;

КГОФ – Краснознаменный Тихоокеанский флот;

КУГ – Корабельная ударная группа;

КЧФ – Краснознаменный Черноморский флот;

КШУ – Командно-штабные учения;

КГБ – Комитет государственной безопасности;

ЛенВМБ – Ленинградская военно-морская база;

МПК – малый противолодочный корабль;

МГГЧ – морские пограничные части;

МРК – малый ракетный корабль;

МЧПВ – морские части пограничных войск;

ОБСКР – отдельная бригада сторожевых кораблей;

ОРВИ – отдел реализации военного имущества;

ОС – опытовое судно;

ПКР – противокорабельная ракета;

ГШТА – противолодочный торпедный аппарат,

ПО – пограничный округ;

ПСКР – пограничный сторожевой корабль;

ПУ – пусковая установка;

РБУ – реактивная бомбометная установка;

РГБ – реактивная глубинная бомба;

РКА – ракетный катер;

РКВП – ракетный корабль на воздушной подушке;

РЛС – радиолокационная станция;

РФ – Российская Федерация;

СахФлРС – Сахалинская флотилия разнородных сил;

СМ – судно-мишень;

СРЗ – судоремонтный завод;

ССЗ – судостроительный завод;

СС ММФ – спасательное судно Министерства морского флота;

СФ – Северный флот;

ТА – торпедный аппарат;

ТКА – торпедный катер;

ТОФ – Тихоокеанский флот;

ТТЭ – такти- ко-технические элементы;

УПАСР – управление подводных аварийно-спасательных работ;

ФПС – Федеральная пограничная служба;

ХОЗУ – хозяйственное управление;

ЧФ – Черноморский флот;

ЭУ – энергетическая установка.

Выражаем искреннюю признательность начальнику Научно-исследовательской исторической группы ВМФ капитану 1 ранга М.С.Монакову, капитану 1 ранга А.А.Комарову, а также А.М.Коногову за помощь, оказанную нашей редакции в работе по завершению рукописи справочника и ее подготовке к печати.

В выпуске использованы фотографии из коллекций С.Бережного, С.Балакина и В.Костриченко.

Малые противолодочные и малые ракетные корабли (по IVIзападной классификации – корветы) – важная составная часть отечественного флота. Их основное предназначение – противолодочная оборона и нанесение ракетных ударов по надводным силам неприятеля в ближней морской зоне. В настоящий справочник включены все представители классов МПК и МРК ВМФ СССР и России, а также являющиеся их модификациями ПСКР проектов 1124МП и 12412. В справочник не вошли большие охотники проектов 122-а и 122-бис, а также малые противолодочные катера проекта 201.

Малые противолодочные корабли проекта 204 – 63 ед.

Первые специально спроектированные МПК Советского ВМФ. Обладали оригинальной движительной установкой: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы, в которые нагнетался воздух, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость возрастала до 35 узлов; без применения форсажа она составляла 17,5 узла. Правда, за это пришлось заплатить высокой шумностью установки. Три МПК проекта 204 были переданы Болгарии, где они получили имена «Напористи», «Строги» и «Летящи»; еще три – Румынии, из которых два были построены в 1966- 1967 гг. по проекту 204Э (РБУ-6000 замены на РБУ-2500) специально на экспорт .

МПК-45 (проект 204), 1964 г.

МПК-15 (зав. № 801). 15.10.1958 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.11.1958 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 30.3.1960, вступил в строй 29.12.1960 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. Явился головным кораблем данного проекта. 5.6.1979 выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный МПК, а 31.5.1984 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1984 расформирован.

МПК-72 (зав. № 803). 12.8.1959 заложен на стапеле ССЗ N° 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 11.1.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.12.1960, вступил в строй 30.9.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 1.9.1971 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, но 1.8.1989 расконсервирован и вновь введен в строй. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе.

МПК-75 (зав. № 804). 18.10.1959 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 11.1.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.4.1961, вступил в строй 26.10.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. В период с 23.1.1984 по 22.5.1986 на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в Севастополе прошел капитальный ремонт. 26.6.1988 исключен из состава ВМФ и 4.10.1988 передан Севастопольской морской школе ДОСААФ для использования в учебных целях.

19.11.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 30.10.1966 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, но 1.8.1971 расконсервирован и вновь введен в строй. 25.6.1985 исключен из состава ВМФ, 4.7.1985 передан Севастопольской морской школе ДОСААФ для использования в учебных целях и 1.10.1985 расформирован.

МПК-169 (зав. № 501). 15.4.1960 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ № 638 им. С.М. Кирова и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15.10.1961, вступил в строй 31.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав ТОФ. С 27.6.1974 входил в состав КамФлРС КТОФ. 28.5.1980 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.11.1980 расформирован и вскоре в б. Раковая посажен на прибрежную отмель.

МПК-79 (зав. № 102). 13.2.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.8.1960 заложен на стапеле ССЗ № 340 «Красный металлист» им. А.М.Горького в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 7.6.1961 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав СФ. В период с 3.9.1974 по 6.1.1975 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 31.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1989 расформирован и впоследствии разделан на металл в Мурманске.

Из книги Вячеслава Владимировича Бирюкова «Неизбежность прошлого» про 130 бригаду противолодочных кораблей в Ара-Губе.

(продолжение, начало в «Предисловие или несколько слов в оправдание», «Среда обитания», «Линия жизни, первые штрихи. Судьба.» и «Зачем мне это»)

* * * * *

В конце шестидесятых-начале 70-х годов прошлого века страна, а вместе с ней и флот, были на подъёме. Впервые после убийственных для ВМФ последствий революции, опустошительной войны и неизменно сопутствующим этим катаклизмам разрухе и нищете голодных послевоенных лет, победившая страна могла себе что–то позволить, появились ресурсы.

Наука и промышленность, направляемые волей всемогущей партийной власти, отправили в космос первого человека, военного летчика, улыбка которого лучше всяких аргументов убеждала в преимуществах социализма. На улицах появились разноцветные «Жигули», советские люди заселялись в небольшие, но отдельные квартиры в пятиэтажных домах.

Взлёт судостроения позволил наладить строительство кораблей, в том числе, с ядерными энергетическими установками, баллистическими и крылатыми ракетами на борту. В течение календарного года в этот период ВМФ СССР получал от промышленности в год по нескольку подводных лодок, в том числе, атомных и надводных кораблей, в том числе, океанской зоны.

Однако изобилие в отечественной практике народом, чаще всего, воспринималось, как явление временное, для флота, создавало дополнительные проблемы. Выделяемых флоту средств на все не хватало. Инфраструктура флота отставала от возрастающих потребностей.

Не хватало оборудованных хранилищ, дорог, транспорта, жилья, причального фронта. Часто возвратившемуся с моря кораблю приходилось долго ждать на якоре, когда освободится место у причала, что кроме неудобств для экипажа приводило к большим затратам моторесурса. Пережившее годы суровых испытаний общество нащупывало пути и методы решения задач в условиях изобилия.

Очевидно, кого-то из столичной акватории следовало убрать. Политическая воля была проявлена в отношении 130 бпк, которой поставили задачу на перебазирование в Ара-губу.

Корабли бригады на это время занимали седьмой (в то время – деревянный) причал в губе Ваенга в Североморске (позже на его месте был построен самый протяженный стационарный причал для стоянки тяжелых атомных крейсеров).

По этому плану для кораблей бригады в южной части Ара-губы силами военных строителей и морской инженерной службы флота летом 1969 года были установлены 3 плавпричала ПМТ-75, укрепленных бриделями к 50-тонным бетонным массивам, разложенным мощным плавкраном на прибрежное дно. Подведено электричество, установлены колонки для подключения кораблей к береговому электропитанию.

Неудобства «переезда на новые квартиры», проходившего полярной ночью зимой с 1969 не 1970 годы, легли на плечи капитана 1 ранга В. Кудрявцева, который в это время был командиром бригады. Комб*иг (букву «Р» он не выговаривал) жил на кораблях, семья находилась на большой земле, поэтому приказ на перебазирование и процедуру вынес спокойно, в ход событий практически не вмешивался.

Большинство офицеров и мичманов имели жилье в Североморске (столица!), и особого желания переезжать в заполярную глушь не проявляли (да и Ара-губа была не в полной мере готова обеспечить корабли всем необходимым). Позиция командира соединения и сложившиеся условиях определила «мягкий» вариант перевода кораблей, допускавший массу уважительных причин для пребывания в Североморске и затягивание сроков перехода в Ара–губу.

Факт перебазирования обозначили переводом в Ара-губу одного корабля.

Доклад о выполнении Директивы был сделан в декабре 1969 года после перехода в Ара-губу и швартовки у третьего причала СКР-103 (командир корабля капитан 3 ранга Б. Мельник). Это событие и стало точкой начала отсчета времени пребывания 130 бригады противолодочных кораблей в Ара–губе.

* * *

Этот корабль к величайшей радости я застал на 3 причале, когда в начале зимы (69–70 годы) прибыл на последнем автобусе в Видяево к месту службы. Выйдя из автобуса, направился в пункт базирования, двигаясь пешком по середине занесённой снегом дороги. На подходе к Ара–губе, ориентируясь по огням, обозначающим стоящее у причала судно, в полной темноте дошёл до корабля, и поднялся по трапу на СКР–103. Вызванный вахтенным дежурный офицер проводил меня к командиру корабля.

Командир СКР-103 Борис Иванович Мельник в кают-компании смотрел программу мурманского телевидения в черно–белом изображении (другого ничего не было). Он принял у меня доклад о прибытии «для дальнейшего прохождения службы», вызвал вестового, напоил горячим чаем, сказал, что корабль Ю. Ярошенко в море на обеспечении и будет, скорее всего, завтра и проводил в каюту. «Если обстановка изменится, вам сразу сообщат», — сказал он уходя.

Засыпая я поблагодарил судьбу за хорошо организованную встречу, за Бориса Ивановича Мельника, и его корабль, за горячий чай, за приют. Не хотелось думать, что бы я стал делать, если предположить, что мой 9-километровый ночной бросок по заснеженной тундре в пункт базирования закончился бы на пустых и безлюдных причалах. Гостиницы в Ара-губе (и в Видяево) не было.

Человек быстро привыкает к хорошему. Однако на военной службе в силу резких, часто неожиданных перемен обстановки, привычка, как сложившийся способ поведения, не успевает приобрести характер потребности.

В начале четвертого меня разбудил дежурный по низам.

«У моряка нет трудного или лёгкого пути…» — вспоминал я текст под портретом известного флотоводца в адмиральском коридоре училища радиоэлектроники, покинув рано утром гостеприимный СКР-103 и, стараясь в темноте попасть в свои вчерашние следы, на глубоких сугробах дороги в Видяево. На часах было 4:00 утра. Первый автобус в Мурманск, на который мне нужно было успеть, отправлялся из поселка в 6:30. Я двигался в Североморск, куда был направлен ночью мой корабль вместо Ара–губы…

* * *

СКР-103 не был в Ара–губе первопроходцем. К его приходу пункт базирования был частично освоен экипажем плавбазы подводных лодок 9 эскадры подводных лодок Северного флота — «Атрек» .

Плавбаза числилась в строю в составе боеготовых сил, в море не выходила, но мачту украшал вымпел, свидетельствующий о готовности судна к плаванию. По легенде судно находилось в точке рассредоточения с полностью укомплектованным штатом личного состава срочной службы, мичманов и офицеров.

В рассказе В. Гашинского «Армагеддон в Ара–губе» отмечена негативная реакция экипажа «Атрека» на попытки любознательных противолодочников проникнуть на загадочный пароход.

Особо теплых отношений с «Атреком» действительно вначале не сложилось. Они, числясь в составе 9 эскпл, считали себя подводниками, а мы были противолодочниками, однако противоположное притягивается, служебные контакты поддерживались.

В начальный период освоения Ара–губы, при подходе корабля 130 бпк к своим тогда ещё пустым причалам, приходилось обращаться к командиру «Атрека» с просьбой о выделении швартовой команды. Такие просьбы не вызывали особого подъёма, но неизменно выполнялись. Видимо, в предчувствии смены хозяев и статуса судна. И не напрасно.

Легендарному судну было суждено прожить еще одну жизнь. «Атрек» был передан в состав 130 бпк, переведен в подкласс ПКЗ, пришвартован к 3 причалу, и, соответственно, переименован.

В истории 130 бригады «Атрек» (а потом ПКЗ-206), как крейсер «Аврора» в истории страны, останется символом возможностей одного человека изменить окружающий мир, превратив его в среду обитания.

Судно в дальнейшем сыграет заметную роль в жизни противолодочного соединения, как место размещения командования и штаба, оркестра, секретной и простой канцелярий, проведения совещаний и пр.

Смена ориентации судна каких-либо потрясений или даже серьезных изменений не вызвала. Основным содержанием короткого перехода подводника «Атрека» в противолодочника «ПКЗ-206» стала передача кают новым хозяевам. Каюту командира занял командир 130 бпк В. Гончарук, а вторую по уровню комфорта – его заместитель по политчасти Беглов Дмитрий Филиппович.

Прожив одну из самых длинных жизней из 12 аналогичных судов, построенных и переоборудованных в 50-е годы прошлого века на иностранных верфях для нужд советского ВМФ, «Атрек» почетно погибнет (в феврале 1986 года) от боевого повреждения — взрыва вспомогательного котла. По одной из версий его потопит машинист котельный, виновник аварии, который после ДМБ хвастался, что по примеру Маринеско уничтожил немецкий пятитысячник. До своей славной кончины «Атрек» станет ещё и пунктом управления бригадой, основой береговой инфраструктуры, началом большой стройки.

Судно проекта 233к, однотипное с «Атреком»

Процесс перебазирования бригады затянулся на несколько месяцев, удерживая корабли и людей в Североморске по уважительным и не очень причинам.

Но офицеры и мичманы начали получать в Видяево квартиры, устраивать в садик детей. По инициативе шефов из подмосковных Химок во время школьных каникул для детей офицеров и мичманов бригады были организованы выезды на отдых в летние лагеря на Черноморском побережье. За льготный отдых бригада выделяла в летний лагерь одного мичмана-воспитателя на весь сезон.

C приближением весны поселок оживал. В хорошую погоду заснеженные, залитые солнцем пологие близлежащие сопки собирали на своих склонах всё население поселка. На лыжах, санках, ледянках дети и взрослые неслись вниз, компенсирую ощущением полета, малоподвижную жизнь длинной полярной зимой.

По Центральной улице, неестественно громко смеясь, начинали свои ритуальные дефиле группы повзрослевших девочек – выпускниц местной школы.

Летом, после окончания занятий в школе население Видяево резко сокращалось, поселок становился безлюдным. Но за плотно зашторенными от незаходящего солнца и посторонних глаз окнами домов продолжалась жизнь. Выручка магазина «ГУТвино» заметно возрастала.

Развивалась береговая инфраструктура губы Ара. Связи с Североморском по мере развития собственной базы слабели. Постепенно в ходе этого процесса, проблема расставания с Североморском поменялась на противоположную. С кораблей, проходящих ремонт в Росте, офицеры и мичманы, преодолевая трудности, прорывались в Видяево, куда из Мурманска два раза в сутки ходил пассажирский автобус.

Ара-Губа, июль 2015 года (фото Вениамина Чукалова)

* * *

Продолжение следует.

Пр. 159

В процессе…
Данная статья редактируется участником NAVY_Labs (обсуждение) 18:22, 10 апреля 2020 (MSK) (дата начала работы). Просьба другим участникам не вносить правки, пока висит это предупреждение.

СКР Проект 159АБ РБ СБ Основные характеристики Кратко Подробно 4.0/4.0/4.0БР Класс 98 человекЭкипаж 1 050 тоннВодоизмещение 5 штОтсеков 5 / 5 / 5 ммБроня главных башен 12 мм (сталь)Защита корпуса 4 мм (сталь)Защита надстроек Подвижность 83 км/ч вперёд
46 км/ч назад59 км/ч вперёд
33 км/ч назадСкорость Главный калибр 2 x 76-мм автоматизированная артиллерийская установка АК-7262 x Башня 976 снарядовбоезапас -10° / 85°УВН Дополнительное вооружение 5 x 400-мм торпеда СЭТ-40Набор 1 192 x Бомбомёт РБУ-2500Набор 2 5 x 400-мм торпеда СЭТ-40
192 x Бомбомёт РБУ-2500Набор 3 Экономика 50 000исследование 190 000покупка/2 600 / 3 195/1 800 / 2 212ремонт 55 000обучение экипажа 190 000эксперты 700асы 154 % награда за бой 100 % 130 % 150 %

Описание

Сторожевые корабли проекта 159 стали закономерным итогом обширных поисков замены существующим на ещё тот момент большим СКР типа «Ураган» и малым СКР типа 122 — и те и другие имели ряд недостатков, которые следовало изжить в новом проекте. Как замена большим СКР типа «Ураган» еще до войны были заложены СКР пр. 29 в количестве 14 корпусов из которых 13 были достроены уже после войны и были уже устаревшими на момент спуска. Затем последовали малосерийные пр. 42 и 50 и только в 1956 году был разработан корабль, удовлетворивший требования Флота.

СКР пр. 159 находится на II ранге советской линейки развития кораблей и имеет БР 4.0 в (АБ/РБ). Был введен в обновлении «1.79 Project X» вместе со вводом советской линейки развития флота.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Рентген пр. 159Бронезащита пр. 159

На кораблях проекта 159 почти отсутствует защита, исключение составляют 5 мм броня башен главного калибра и 15 мм броня, частично прикрывающая мостик. Единственное, от чего может спасти данное бронирование, осколки и пули винтовочного калибра. Самая уязвимая зона судна — башни главного калибра, очень часто выходящие из строя. Остальные критические повреждения не так сильно сказываются на выживаемости корабля. Экипаж корабля составляет 99 человек, что при учёте разряженной компоновке модулей позволяет оценить живучесть при столкновении с эсминцами как «неудовлетворительно», хотя некоторое время судно способно выдерживать огонь крупнокалиберных орудий. Против малого флота можно выходить почти без опаски: Проект 159 почти невозможно уничтожить при помощи пушек и пулемётов малого калибра.

Подвижность

Максимальная скорость хода — 59 км/ч, которую корабль набирает из неподвижного положения за 24,2 с. Максимальная скорость заднего хода — 33 км/ч, которую корабль развивает за 16,1 с. Время поворота на 180 градусов на полном ходу — 36,4 с с падением скорости до 41 км/ч. Время торможения от максимальной скорости составляет 17,8 с. Время перекладки рулей из крайнего в крайнее положение 6,6 с.

Вооружение

Главный калибр

Главный калибр — гордость кораблей Проекта 159. Он представлен 4 спаренными 76 мм автоматизированными артиллерийскими установками АК-726, расположенными в двух башнях неполного вращения на оконечностях корабля. Отличительная особенность данный орудий — крайне высокая скорострельность, позволяющая буквально «поливать» врага дождём из 76 мм снарядов. ГК способен поражать цели на расстоянии до 7 000 метров с временем подлёта снарядов в 13,9 с. Максимальный угол возвышения в 85 градусов позволяет вести зенитный огонь. Боезапас составляет 1952 снаряда, но при скорострельности 100 выстрелов в минуту, стволы перегреваются в течении 10 секунд, что в активном бою заставляет временно прекращать стрельбу. Кроме того, корабль имеет боеукладку первой очереди в количестве 276 снарядов на каждую башню. Дозарядка происходит быстро, но только когда ГК не используется. Если потратить боеукладку первой очереди полностью, то начнётся 19,5 секундная перезарядка, а после неё дозарядка. Поэтому не рекомендуется часто использовать орудия.

Существует 2 типа боеприпасов для данных пушек: осколочно-фугасный и осколочно-фугасный с радиовзрывателем. Второй более предпочтителен ввиду возможности вести менее прицельный огонь по противнику и возможности эффективно бороться с авиацией.

Торпедное вооружение

Корабль оснащён вращающимся торпедным аппаратом на 5 400 мм парогазовых торпед СЭТ-40, обладающие скоростью 54 км/ч и дальностью хода 8 км. Эффективность в бою довольно небольшая, полностью реализовать потенциал можно в бою в островах на малых дистанциях.

Специальное вооружение

Есть возможность установить 64 неуправляемых ракет РБУ-2500 и 22 глубинных бомб 165 кг ББ-1. Если ракеты могут пригодиться в ближнем бою в островах против катеров, то мины не имеют применения ввиду низкой маневренности судна. Использование реактивных снарядов против крупных кораблей противника затруднено из-за отсутствия инструментов прицеливания и больших дистанций боя. В целом, вооружение крайне ситуативное и не способно по-настоящему нанести серьёзных повреждений противнику.

Применение в бою

Проект 159 крайне универсален и способен справиться почти с любой задачей. Эффективная дистанция стрельбы начинается от 4 000 метров и вплоть до самых малых расстояний. Калибр и скорострельность позволяют моментально уничтожать любые катера противника, поэтому Проект 159 доминирует в островах и шхерах. Из опасностей прежде всего следует остерегаться вражеских торпед и внезапного появления противника из-за островов — скорость поворота башен оставляет желать лучшего. Проект 159 также превосходно показывает себя в противостоянии с эсминцами на дистанциях до 4 000 метров, превосходя любой из них в огневой мощи. Однако не стоит переоценивать возможности корабля: на дистанциях выше 5000 метров и/или при численном перевесе противника шансы на благоприятный исход стремятся к нулю. Также, проект 159 не имеет шансов в бою с лёгкими крейсерами из-за недостаточного бронепробития. Отдельно стоит отметить противовоздушную защиту судна: из-за отсутствия зенитного и вспомогательного калибра во время активной перестрелки корабль беззащитен перед авиацией противника из-за медленного поворота и возвышения ГК. Выходом может стать повышенное внимание к небу, периодические проверки воздушного пространства и перемещение в группе союзников. Однако, игроку вполне по силам уничтожить все самолёты противника и оказать хорошее противовоздушное прикрытие для своей команды, если он заранее будет наводить ГК, выберет осколочно-фугасный снаряд с радиовзрывателем и сконцентрируется на небе.

Достоинства и недостатки

Проект 159 — корабль, который компетентен в любой задаче, лёгок в освоении и в целом приятен в игре. Менее динамичен, нежели катера, однако геймплей на нём стремительнее любого эсминца. Особенно эффективен против авиации и малого флота противника.

Достоинства:

  • Высокая скорострельность
  • Боеприпасы с радиовзрывателем
  • Неплохая маневренность

Недостатки:

  • Отсутствие брони
  • Отсутствие ВК и ЗК
  • Медленный поворот башен ГК
  • Сравнительно быстрый перегрев стволов ГК
  • Боеукладка первой очереди

Историческая справка

Послевоенный период велись активные работы по поиску облика будущего сторожевого корабля. Как уже сказано выше, СКР типа «Ураган» были устаревшими и уже весьма изношенными, большие охотники пр. 122 не обладали достаточной автономностью и мореходностью а СКР типа «Ястреб» (пр. 29) слишком долго строились и, к моменту спуска на воду, уже не соответствовали возросшим требованиям флота. Требовался корабль, который будучи более дешевым в постройке чем эсминец, мог бы нести службу ОВР, выполнять противолодочные и конвойные задачи, то есть быть подобным кораблям, относящимся в западных флотах к классу «фрегат», но с некоторой поправкой. При проектировании фрегатов большое внимание уделялось конвойным функциям, так как они должны были в случае войны и в угрожаемый период прикрывать обширные морские перевозки. В отечественном флоте военная доктрина строилась на стратегической обороне. Конвои внутренние, естественно, предполагались, но совсем не в таком объеме как на Западе а вот противолодочным функциям уделялось очень большое внимание. Корабли проектов 42 и 50 получились, в целом, отвечающими этим требованиям, но были довольно крупными, к тому же их вооружение и противолодочное оборудование вызывало ряд вопросов. В итоге, в 1955 году было проработано ТТЗ на новый корабль пр. 159, которое было передано Зеленодольскому ПКБ.

Зеленодольское ПКБ справилось с заданием практически за год — в 1956 году проектно-конструкторские работы были закончены. В результате получился очень рационально скомпонованный корабль, несколько меньших размеров и водоизмещения, нежели пр. 50.

Всего в период с 1958 г. по 1976 г. для советского флота было построено 45 кораблей данного типа.

Медиа

  • СКР пр. 159, проекции

См. также

  • ЭМ «Гроза»;
  • СКР пр. 35;
  • IJN «Икадзучи»;
  • F220 «Кёльн».

Ссылки

  • Страница на Википедии;
  • Страница на redov.ru;
  • С.С. Бережной «Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000». — М.: «Морская коллекция» № 6, 2000.

Сторожевые корабли проектов 159 и 35

Во время Второй мировой войны в ВМФ СССР для проводки прибережных конвоев использовались корабли класса «большой охотник». Однако послевоенный прогресс в области подводной войны мгновенно сделал «больших охотников» устаревшими.

Требовались корабли с более мощным вооружением и современным оборудованием — а это влекло за собой увеличение их размеров. К 1955 году в СССР было разработано тактико-техническое задание на новый противолодочный корабль. Разработка проекта, получившего номер 159, велась в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро под руководством А. Кунаховича. Поскольку стандартное водоизмещение корабля превысило 900 т, его классифицировали как сторожевой корабль.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Корабли проекта 159 оказались во многом новаторскими. Во-первых, это касалось силовой установки — комбинированной дизель-газотурбинной с двумя ГТУ для полного хода и дизелем для экономического. Во-вторых — очень мощного артиллерийского вооружения, состоящего из двух спаренных 76,2-мм артустановок АК-726. Для сравнения отметим, что такой же состав артиллерийского вооружения имели большие противолодочные корабли проекта 61, по водоизмещению вчетверо большие, чем проекта 159. Впервые в практике кораблестроения в конструкции СКР проекта 159 применили титан — для изготовления обтекателя гидроакустической станции. Обнаружение подлодок обеспечивали гидролокаторы «Вычегда» и «Титан», а поражение — противолодочные торпеды (выстреливаемые из пятитрубного торпедного аппарата) и реактивные бомбометные установки РБУ-2500. Конструкция корабля отличалась исключительным рационализмом и продуманностью, а жилые помещения были гораздо уютнее, чем на других кораблях. Корабль обладал хорошей мореходностью: можно было использовать оружие при волнении моря до четырех баллов, да и для уменьшения размахов качки были установлены специальные успокоители. Главным плюсом была большая дальность плавания на сравнительно небольшой скорости, превосходившая 2 тысячи миль. В то же время большая осадка, вызванная установкой объемистого подкильного обтекателя ГАС, ограничивала возможности применения СКР проекта 159 в мелководных районах.

СЛУЖБА И МОДЕРНИЗАЦИИ

Головной корабль СКР-1 был построен в 1961 году на судостроительном заводе «Янтарь» № 820 в Калининграде. К 1965 году была построена первая серия из 19 кораблей на заводе «Янтарь» и Хабаровском судостроительном заводе № 368. Позднее постройка была продолжена по проекту 159А с измененным составом вооружения (как на СКР проекта 35). В общей сложности построено 48 СКР проектов 159, 159А и 159АЭ. В 1973-1980 годах девять кораблей модернизировано с установкой буксируемой ГАС «Вега». СКР этого типа служили на всех флотах, а также на Каспийской флотилии. Последние из них списали в 1994 году.

ПРОЕКТ 35

В 1957 году в Зеленодольском ПКБ началась разработка нового варианта СКР проекта 159 — проекта 35. Главным его отличием стал оригинальный гидротурбинный движитель, включавший два дизеля, вращавшие гребные винты в туннельных насадках (внешне они походили на водометы), и два газотурбокомпрессора для подачи воздуха в туннельные насадки на винтах при развитии полного хода. По сравнению с прототипом усилили противолодочное вооружение, добавив второй торпедный аппарат и заменив РБУ-2500 на более современные РБУ-6000.

В 1964-1967 годах завод «Янтарь» построил 18 СКР проекта 35.13 из них осталось на Балтике, а 5 перевели на Черноморский флот. Восемь кораблей в 1973-1978 годах модернизировали по проекту 35М с установкой буксируемой ГАС «Рось-К». Последние корабли этого типа списали в 1992 году. Проект 35 оказался не слишком удачным. Теоретически предполагалось благодаря новому движителю увеличить скорость в два раза. На практике же при полных оборотах дизелей корабль развивал максимальную скорость 20 узлов, а при включении турбин 34 узла — лишь на один узел больше, чем СКР проекта 159 с обычными гребными винтами. К тому же подобная установка оказалась слишком шумной, сложной в эксплуатации, неудобной и малоэффективной: затрачиваемой мощности хватило бы на движение с большей скоростью и при обычной схеме.

Во второй половине 1960-х и в 1970-х годах СКР проекта 159 и проекта 35 являлись одними из основных кораблей соединений охраны водных районов ВМФ СССР. Однако в 1980-е на смену им пришли более современные малые противолодочные корабли проекта 1124.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СКР ПР. 159 (ПР. 35)

Оставить эмоцию Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь 7961 Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен