Сколько заводов в Германии

Танковый парк Третьего рейха

К началу Второй мировой войны на вооружении танковых войск Третьего рейха состояли легкие танки Pz Kpfw I, Pz Kpfw II, чешские танки Pz Kpfw 35(t), Pz Kpfw 38(t), средние танки Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, различные САУ и бронетранспортеры.

Вооружение танков состояло в основном из малокалиберных пушек и пулеметов, что давало им возможность создавать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость движения танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.

Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 50-мм германских короткоствольных пушек, снаряды которых в большинстве боевых столкновений не могли пробить броню французских тяжелых танков. В связи с этим на танк Pz Kpfw III в 1940 г. была установлена более мощная 50-мм пушка. Выяснилось также, что броневая защита и запас хода германских танков недостаточны.

Готовясь к нападению на СССР, Третий рейх стремился к количественному увеличению своего танкового парка. Важную роль в его увеличении сыграли захваченные Германией чешские заводы, которые в первой половине 1941 г. давали одну пятую танков, которые поступали на вооружение германской армии. На 1 июня 1941 г. в составе вооруженных сил Германии и её сателлитов насчитывалось 4198 танков и 377 штурмовых орудий. Для операции предназначалось 3712 танков и САУ, из которых средних танков Pz Kpfw III было 2348 и Pz Kpfw IV — 438. Не сказывавшиеся до нападения на Советский Союз недостатки в организационной и технической оснащенности танковых войск III рейха проявились после жестоких столкновений с новыми советскими танками Т-34 и КВ, которых к началу войны в составе Красной армии было немного (танков КВ — 504 машины). В течение первых месяцев кровопролитных боев подразделения немецких легких танков Pz Kpfw I и Pz Kpfw II быстро теряли свой штатный состав. В конце 1941 г. в Германии был прекращен выпуск всех легких танков, которые не отвечали требованиям борьбы с новыми советскими танками. Безвозвратные потери немецких танков с июня по ноябрь 1941 г. составили 2251 единиц, из них 348 средних танков Pz Kpfw IV. В то время Pz Kpfw IV являлись лучшими немецкими танками. Однако их броню пробивали не только пушки новых советских танков Т-34 и КВ, но и пушки легких танков Т-26 и БТ, а также 45-мм советские противотанковые пушки (так называемые «сорокопятки»).

Появление в боях танков Т-34 потребовало коренного изменения конструкции немецких танков, а также их тактического применения. Если ранее основной задачей танковых подразделений вермахта было подавление пехоты и артиллерии противника, то теперь основной задачей становилось поражение танков противника на максимальной дальности. Для этого предполагалось перевооружить все средние танки 75-мм длинноствольными пушками.

Несмотря на модернизацию средних танков Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, направленную на увеличение их огневой мощи и броневой защиты, по основным своим показателям они продолжали уступать новым советским танкам. Поэтому танк Pz Kpfw III, составлявший основу танковых частей в 1940-1942 гг., с июня 1943 г. больше не выпускался, а на его базе создавались различные образцы специальных танков и САУ. Средний танк Pz Kpfw IV, неоднократно модернизированный, оставался в производстве до конца войны.

Реалии боевых танковых столкновений на Восточном фронте в первые месяцы войны приводила гитлеровское руководство к созданию новых видов бронетанковой техники и, в первую очередь, тяжелых танков, имеющих достаточную броневую защиту и большой орудийный потенциал. В августе 1942 г. началось серийное производство тяжелого танка Pz Kpfw VI «Тигр», вооруженного 88-мм пушкой (первоначально она создавалась как зенитное орудие). С августа 1942 г. по август 1944 г. было выпущено 1354 «Тигра», плюс 5 танков Порше, использовавшихся в учебно-тренировочных целях.

В ноябре 1942 г. был создан новый, более маневренный танк Pz Kpfw V «Пантера» с 75-мм длинноствольной пушкой, который должен был компенсировать недостатки танка «Тигр». По разным критериям он может быть отнесен и к средним, и к тяжелым танкам. Для увеличения надежности броневой защиты танка немецкие специалисты заимствовали форму корпуса советского танка Т-34. Всего было выпущено 5967 танков Pz Kpfw V «Пантера». На базе танка Pz Kpfw V «Пантера» выпускались: истребитель танков «Ягдпантер» (88-мм пушка, 392 единицы) и БРЭМ «Бергепантер» (339 единиц).

Последним тяжелым танком был выпущенный в январе 1944 г. еще более тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf B Konigstiger («Тигр-2» или «Королевский тигр», 68 тонн). В нем германские конструкторы хотели соединить маневренность «Пантеры» с огневой мощью «Тигра». Впервые Pz Kpfw VI B участвовали в бою на Сандомирском плацдарме в августе 1944 г. К этому времени советские войска получили тяжелый танк ИС-2, оснащенный 122-мм пушкой, который по всем показателям превосходил «Королевский тигр».

Всего за годы Второй мировой войны Германия произвела почти 27 тыс. танков.

ПРОИЗВОДСТВО БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ III РЕЙХА

Год

Итого

Танки

САУ

Всего

После поражения под Курском немецкие войска перешли к стратегической обороне, что обусловило резкое увеличение выпуска самоходных установок. К тому же производство танков требовало по технологии большего времени на их изготовление. В 1943 года выпуск различного типа САУ по количеству сравнялся с выпуском танков. В августе 1944 года производство танков составило 865 единиц, что явилось наивысшим показателем за все годы войны. Выпуск самоходных артиллерийских установок к концу 1944 года превысил 1000 в месяц. Общий же выпуск танков и самоходных орудий в Германии достиг своего максимума в последние месяцы 1944 г. — до 1800 машин в месяц.

В зависимости от боевого назначения самоходные артиллерийские установки (САУ) подразделялись на истребители танков, противотанковые самоходные установки, штурмовые орудия, самоходные полевые орудия и зенитные самоходные установки.

Ведущую роль стали играть САУ – истребители танков. Всего за время войны германская промышленность произвела 5 120 истребителей танков.

Готовясь к летней кампании 1943 года, немецкое командование делало ставку на новые тяжелые танки и САУ, в том числе истребитель танков «Фердинанд» (Pz Jäg «Ferdinand»), иногда называемый «Элефант» (Elefant — слон). «Элефант» («Фердинанд») создавался для борьбы с советскими танками Т-34 и КВ. Он имел массу 68 тонн и был вооружен 88-мм длинноствольной пушкой, которая первоначально создавалась для вооружения частей ПВО. К началу битвы на Курской дуге было изготовлено 90 истребителей танков Pz Jäg «Фердинанд».

В течение 1944 г. на базе танка Pz Kpfw IV производился истребитель танков с 75-мм пушкой Jagdpanzer IV (Pz Jag IV). Истребитель танков Jagdpanzer IV представлял собой улучшенную версию StuG III, выполнял на фронте те же функции и постепенно заменил StuG III в войсках. Всего было выпущено 769 истребителей танков Jagdpanzer IV.

С августа 1944 г. двумя разными танкостроительными предприятиями (Фомаг и Нибелун-генверке) одновременно выпускались улучшенные варианты истребителя танков Jagdpanzer IV с 75-мм пушкой увеличенной длины PaK 42 L/70:

Pz IV/70 (V) — 930 единиц (производитель — Фомаг),

Pz IV/70 (A) — 278 единиц (производитель — Нибелунгенверке).

В связи с возрастающим производством советских танков и САУ в танковых войсках Третьего рейха возникла необходимость создать относительно дешевый и, таким образом, массовый по производству истребитель танков. Для этой цели было решено использовать базу чешского танка Pz Kpfw 38(t). Этот истребитель танков получил название «Гетцер» – Jagdpanzer 38(t) «Hetzer» («провокатор»). Он имел 75-мм длинноствольную пушку и лобовую броню 60 мм при общей массе 6,38 т. Производство велось с апреля 1944 года по май 1945 г. Всего было выпущено 2584 САУ.

На базе танка Pz Kpfw V «Пантера» с января 1944 года по март 1945 года выпускался истребитель танков «Ягдпантер» (Jagdpanther) массой 46 т, на котором устанавливалась новая 88-мм длинноствольная пушка. Всего было построено 392 истребителя «Ягдпантер». Истребитель танков «Ягдпантер» считался лучшей немецкой самоходкой.

С июля 1944 г. на базе «Королевских тигров» производились истребители танков «Ягдтигер» (Jagdtiger) массой 70 т со специально изготовленной 128-мм пушкой. Экипаж состоял из 6 человек (четверо обслуживали пушку). Было выпущено 77 истребителей танков «Jagdtiger». «Королевский тигр» и «Ягдтигер» из-за своей большой боевой массы обладали плохой проходимостью. Они были самыми тяжелыми бронированными машинами из когда-либо использовавшихся в боях.

Противотанковые самоходные артиллерийские установки вначале создавались на базе легких, а затем средних танков. В основном они вооружались 75-, 76- и 88-мм орудиями. Однако, первыми противотанковыми САУ были 47-мм пушки PaK(t), которые устанавливались на шасси легкого танка Pz Kpfw I B в период с марта 1940 г. по февраль 1941 г. Всего было оборудовано 202 таких противотанковых САУ.

Для борьбы с советскими средними и тяжелыми танками необходимо было усилить противотанковую артиллерию, сделав ее более крупнокалиберной и самоходной. Решено было применить шасси от танка Pz Kpfw 38(t), который к концу 1941 г. уже устарел как боевой танк и имел небольшую скорость для разведывательного танка. На нем разместили трофейную русскую 76,2-мм пушку, переделанную под выстрел от немецкой ПТ пушки PaK 40. Эта противотанковая САУ с пушкой 7,62cm Pak 36(r) получила название «Мардер» — Panzerjager 38(t) Pak 36(r) Marder. Всего было собрано с апреля 1942 г. до апреля 1943 г. 363 ПТ САУ «Мардер» (Marder — куница).

Весной 1942 года было принято решение установить на шасси танка Pz Kpfw 38(t) 75-мм противотанковую пушку PaK 40/3. Эта противотанковая САУ, получившая название «Мардер III» — Pz Jäg 38(t) mit 7,5cm PaK 40/3 (Marder III), производилась с ноября 1942 г. по май 1944 г. Было изготовлено 1393 машины (175 единиц переделано из танков).

На базе легкого танка Pz Kpfw II было принято решение производить противотанковую САУ «Мардер II» с 75-мм пушкой PaK 40/2. В период с июня 1942 г. по март 1944 г. была выпущена 651 машина.

Весной 1943 года перед летним наступлением (операция «Цитадель») на базе легкого танка Pz Kpfw II Ausf D была выпущена 201 противотанковая САУ с трофейной русской 76,2-мм пушкой PaK 36(r) — LaS 762.

Также перед летним наступлением под Курском было начато производство противотанковых САУ «Насхорн» (Nashorn — носорог), позднее переименованные в «Горниссе» (Hornisse — шершень). На шасси Pz Kpfw III/IV (как и у 150-мм САУ «Гуммель») размещалась новая 88-мм противотанковая пушка PaK 43/1 L/71. САУ поступала на вооружение тяжелых истребительных батальонов. Всего в период с февраля 1943 года по март 1945 года было сделано 494 машины.

Выпускалось также незначительное количество противотанковых САУ на базе БТР. Все противотанковые САУ имели открытые сверху рубки. Всего за годы Второй мировой войны Германия произвела более 3 300 противотанковых САУ.

Штурмовые САУ изначально предназначались для непосредственной поддержки пехоты. Вращающаяся башня, как и во всех САУ, отсутствовала. Чтобы снизить высоту машины, орудие располагалось в рубке. Первым и самым массовым было штурмовое орудие на базе среднего танка Pz Kpfw III — StuG III. Всего в различных модификациях его было выпущено 9 409 штук, из них 8 587 — с длинноствольными пушками 7,5cm StuK 40 L/43 или L/48. В конце 1942 года выпуск штурмовых орудий увеличился. Он продолжался с января 1940 г. до марта 1945 г.

В конце 1942 года было принято решение для увеличения мощи штурмовой артиллерии установить на StuG III 105-мм легкую полевую гаубицу. Новая штурмовая САУ получила наименование StuH42. С начала 1943 года 105-мм штурмовые гаубицы StuH42 по 9 машин поступали на вооружение бригад штурмовых орудий. Всего с октября 1942 г. по февраль 1945 г. было выпущено 1212 штурмовые гаубицы StuH42.

На шасси танка Pz Kpfw III с декабря 1941 года по октябрь 1942 года были выпущены 24 штурмовых пехотных орудия StuIG 33 Ausf B со 150-мм тяжелым пехотным орудием sIG33. Штурмовые САУ StuIG 33 B приняли участие в боях в районе Сталинграда зимой 1942-43 гг. в составе двух рот тяжелых пехотных штурмовых орудий.

На базе среднего танка Pz Kpfw IV помимо многочисленных истребителей танков, ЗСУ и самоходных гаубиц производились 2 типа штурмовых орудий: штурмовой танк «Бруммбэр» и штурмовое орудие StuG IV.

Штурмовой танк «Бруммбэр» (Brummbär — рычащий медведь) был вооружен 150-мм гаубицей 15cm StuH 43 L/12 и имел массу 28,2 тонн. Этот штурмовой танк поступал на вооружение батальонов штурмовых танков и применялся на всех фронтах с лета 1943 г. Всего было выпущено 306 штурмовых танков «Бруммбэр» с апреля 1943 г. по март 1945 г.

Штурмовое орудие StuG IV было вооружено 75-мм длинноствольной пушкой 7,5cm StuK 40 L/48 и имело массу 23 т. StuG IV применялись и как штурмовые, и как противотанковые средства. Они направлялись в те же части, что и StuG III. Всего с декабря 1943 г. по март 1945 г. было построено 1139 штурмовых орудий StuG IV.

С конца 1943 года на базе танка Pz Kpfw VI E «Тигр» началось производство штурмовой мортиры «Штурмтигер». На этой САУ устанавливалась 380-мм мортира для стрельбы реактивными снарядами. Дальность стрельбы составляла 4 600 м. В боекомплект входило 14 ракетных выстрелов. Позади рубки имелся кран для загрузки боекомплекта. Всего в период с августа по декабрь 1944 г. было переделано из «Тигров» в самоходные мортиры «Штурмтигер» 18 боевых машин. Они состояли на вооружении трех рот штурмовых мортир и использовались в основном в обороне.

Всего было произведено более 12 300 штурмовых орудий.

На вооружении немецких танковых войск находились также итальянские штурмовые орудия, конфискованные при оккупации Италии в сентябре 1943 г., а также произведенные в 1943-1945 гг.:

На протяжении всей Второй мировой войны для непосредственной поддержки пехоты, а иногда и танковых частей, Германия выпускала полевые самоходные артиллерийские установки, вооруженные 105- и 150-мм пехотными орудиями.

Первые гаубичные САУ были произведены в феврале 1940 года на базе легкого танка Pz Kpfw I Ausf B. С танка была убраны башня и надстройка и установлено 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG33 на собственном лафете в легко бронированной (13 мм) коробке, открытой сзади и сверху. Боевая масса — 8,5 т. Экипаж — 4 чел. Всего было произведено 38 тяжелых пехотных САУ на базе легкого танка Pz Kpfw I. Они поступили на вооружение 701-706-й самоходных тяжелых рот танковых дивизий.

В конце 1941 года 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG33 было установлено на шасси танка Pz Kpfw II. Шасси было расширено и удлинено. Боевая масса САУ — 11,2 т. Экипаж — 4 чел. Всего было собрано 12 единиц 150-мм тяжелых пехотных САУ на базе легкого танка Pz Kpfw II. Все они были направлены в Северную Африку.

В 1943-1944 годах на базе устаревшего легкого танка Pz Kpfw II выпускалась 105-мм легкая полевая гаубичная САУ сопровождения «Веспе» (Wespe — оса) массой 11 т. Корпус танкового шасси был удлинен, а двигатель перенесен вперед. Гаубица устанавливалась в корме машины в рубке без крыши. Экипаж — 5 чел., водитель размещался отдельно, сразу за двигателем и трансмиссией. Всего было выпущено 676 легких самоходных 105-мм полевых гаубиц «Веспе».

В 1943-1944 годах на базе снятого с производства чехословацкого танка Pz Kpfw 38(t) производилась 150-мм тяжелая пехотная САУ «Грилле» (Grille — сверчок) с орудием 15cm sIG33. Оно располагалось в кормовой рубке без крыши. Боевая масса САУ — 12 т. Всего было выпущено 373 самоходных тяжелых пехотных орудия «Грилле». Направлялись в роты тяжелых пехотных орудий панцергренадерских полков.

С декабря 1944 г. на базе истребителя танков Jagdpanzer 38(t) «Hetzer» производились 150-мм тяжелые пехотные САУ «Гетцер» с орудием 15cm sIG33/2 и массой 16,5 т. Экипаж — 4 человека. Всего было выпущено 30 тяжелых пехотных САУ «Гетцер». Они использовались также как и 150-мм тяжелые пехотные САУ «Грилле».

В 1943 г. для 150-мм гаубицы 15cm sFH 18/1 L/30 разработали базу с использованием корпуса и ходовой части от танка Pz Kpfw IV, а трансмиссии от Pz Kpfw III (как у ПТ САУ «Горниссе»). Двигатель размещался посредине корпуса, гаубица — над двигателем, боевое отделение — в кормовой части. Боевая масса — 24 т. Экипаж — 6 человек. 150-мм тяжелые бронированные гаубицы на базе Pz III/IV получили название «Гуммель» (Hummel — шмель). Всего в 1943-1944 годах было выпущено более 700 САУ «Гуммель». Они формировались в тяжелые батареи (по шесть САУ и два транспортера боеприпасов) в составе батальонов самоходной артиллерии танковых дивизий.

С апреля 1943 г. по март 1944 г. на базе полугусеничных машин «Маультир» (Maultier — мул) с легко бронированным (8-10 мм) корпусом выпускались ракетные установки и транспортеры боеприпасов. На самоходной РСЗО Panzerwerfer42 размещалась 10-ствольная 150-мм ракетная установка или 24-ствольная 80-мм ракетная установка. Всего было изготовлено 319 самоходных ПУ Panzerwerfer42 и 289 транспортеров боеприпасов. Все они поступали на вооружение ракетных бригад.

Самыми мощными САУ были самоходные осадные мортиры типа «Карл» (Karlgerät). Они были вооружены 600-мм мортирами 60cm Gerät 040 и имели боевую массу 124 тонн. Бетонобойный снаряд весил 2,17 тонн. В 1943 году были изготовлены дополнительно взаимозаменяемые 540-мм стволы. В 1940-1941 годах было произведено 6 осадных САУ, которые имели собственные имена: 1-я батарея — «Адам» и «Ева», 2-я батарея — «Тор» и «Один», отдельные — «Локи» и «Циу». Первая и вторая батареи в 1941 г. в составе 628-го тяжелого артиллерийского дивизиона находились на Восточном фронте. Участвовали в боях под Львовом в 1941 году, под Севастополем — в 1942 году, в 1943 году составили 833-й моторизованный артиллерийский дивизион.

В составе вооруженных сил Германии во время Второй мировой войны находились также самоходные гаубицы, созданные в 1942 году на базе французских боевых бронированных машин:

150-мм самоходная гаубица на базе БТР «Лоррен» — 94 САУ,
105-мм самоходная гаубица на базе БТР «Лоррен» — 12 САУ,
105-мм самоходная гаубица на базе легкого танка FSM (f) — 12 САУ,
105-мм самоходная гаубица на базе танка 39H (f) — 48 САУ,
105-мм самоходная гаубица на базе танка В-2 — 16 САУ.

Первые зенитные самоходные установки для ПВО люфтваффе и сухопутных войск были созданы в 1938 г. На однотонном полугусеничном тягаче D7 фирмы «Демаг» размещалась 20-мм зенитная пушка 2cm FlaK 30 L/112,5 (позже — 2cm FlaK 3 L/112,5). Они получили обозначение 2cm FlaK auf Zgkw 1t (Sd Kfz 10/4). Экипаж — 7 человек. Боекомплект — 280 патронов, большая часть которых перевозилась на буксируемом прицепе. Производились на протяжении всей войны. Всего было выпущено 610 20-мм ЗСУ Sd Kfz 10/4.

В 1939 году было решено разместить 88-мм зенитное орудие 8,8cm FlaK 18 L/56 на 12-тонном полугусеничном тягаче DB10 компании «Даймлер-Бенц». ЗСУ получила обозначение 8,8cm FlaK 41 auf Zgkw 12t (Sd Kfz 8). Экипаж — 9 чел. Было выпущено 10 ЗСУ Sd Kfz 8. Эти ЗСУ решено было использовать в основном для борьбы с танками. В 1940 г. это же орудие было установлено на 18-тонном полугусеничном тягаче F3 компании ФАМО. Они получили обозначение 8,8cm FlaK 41 auf Zgkw 18t (Sd Kfz 9). Экипаж — 9 чел. Было выпущено 15 ЗСУ Sd Kfz 9. Они использовались и как средства ПВО, и как противотанковые.

В 1943 г. на базе 5-тонного полугусеничного тягача BN9 компании «Бюссинг-НАГ» была установлена 37-мм пушка 3,7cm FlaK 36 L/98. Эта ЗСУ получила обозначение 3,7cm FlaK 36 auf Zgkw 5t (Sd Kfz 6/2). Экипаж — 7 чел. Всего было выпущено 339 37-мм ЗСУ Sd Kfz 6/2.

В конце 1943 года было принято решение создать ЗСУ на базе чехословацкого танка Pz Kpfw 38(t), используя 20-мм пушку 20cm Flak L/112,5. Боевая масса 9.8 т. Экипаж — 4 чел. До февраля 1944 года было выпущено 140 ЗСУ Flakpanzer 38(t). Поступали на вооружение взводов ПВО танковых полков танковых дивизий вермахта и войск СС.

С марта 1944 года на шасси танка Pz Kpfw IV создавалась 37-мм ЗСУ «Мёбельваген» (Mobelwagen — багажный вагон) для сопровождения танков и их прикрытия от авиации противника. На ЗСУ устанавливалось 37-мм зенитное орудие 3,7cm FlaK 43 L/60. Боевая масса — 24 тонн. Экипаж — 6 человек. До конца войны было выпущено 240 37-мм ЗСУ «Мёбельваген». Поступали на вооружение взводов ПВО танковых полков танковых дивизий.

С июля 1944 года на базе среднего танка Pz Kpfw IV создавалась также 20-мм ЗСУ «Вирбельвинд» (Wirbelwind — ураган), имевшая такие же задачи, что и 37-мм ЗСУ «Мёбельваген». На ЗСУ устанавливалось 4-ствольное 20-мм зенитное орудие 2cm Flakvierling 38 и — в корпусе — пулемет MG 34. Боевая масса — 22 тонн. Экипаж — 5 человек. Всего за четыре месяца было выпущено 87 20-мм ЗСУ «Вирбельвинд». Они поступали на вооружение взводов ПВО танковых полков танковых дивизий.

Поскольку 20-мм ЗСУ показали малую эффективность огня по воздушным целям, с лета 1944 г. началось производство 37-мм ЗСУ «Оствинд» (Ostwind — восточный ветер) тоже на базе среднего танка Pz Kpfw IV. Применялось 37-мм зенитное орудие 3,7cm FlaK 43/1 L/60. Боевая масса — 25 тонн. Экипаж — 6 человек. До марта 1945 г. было выпущено 46 37-мм ЗСУ «Оствинд». Производились для замены во взводах ПВО танковых дивизий 20-мм ЗСУ «Вирбельвинд».

В октябре 1944 года для частей ПВО люфтваффе было решено создать на 8-тонном полугусеничном тягаче 4-ствольную 20-мм ЗСУ. Было произведено 319 ЗСУ 2cm Flakvierling 38 auf Zgkw 8t (Sd Kfz 7/1). В феврале 1945 г. на базе того же тягача и для тех же целей производилась 37-мм ЗСУ. Было произведено 123 ЗСУ 3,7cm Flak 36 auf Zgkw 8t (Sd Kfz 7/2). Боевая масса этих ЗСУ — 11,5 т. Экипаж — 10 чел.

Всего во время Второй мировой войны в Германии было выпущено более 51 тысяч танков и САУ.

Наряду с танками и самоходными установками в немецкой армии армии и, особенно, в танковых войсках вермахта и СС широко применялись бронетранспортеры и бронеавтомобили с различным вооружением.

Всего за годы Второй мировой войны германской промышленностью было произведено более 89 тысяч боевых бронированных машин.

Создание бронетанковой техники Германии в годы Второй мировой войны шло по пути усиления огневой мощи и увеличения броневой защиты. Рост огневой мощи достигался путем увеличения калибров орудий, создания специальных танковых орудий с большой длиной канала ствола и высокой начальной скоростью снарядов, введения в боекомплект специальных типов снарядов, а также улучшения приборов стрельбы и наблюдения. Основными тенденциями в увеличении надежности броневой защиты были возрастание толщины и применение оптимальных углов наклона броневых листов корпуса и башни, переход к дифференцированному бронированию и применение защитных экранов.

Однако немецкие танки и САУ имели недостаточный запас хода, невысокие средние скорости, значительный вес, большое удельное давление на грунт, что снижало их подвижность, проходимость и ограничивало глубину тактической операции. По всем основным показателям немецкие танки и САУ уступали однотипным советским образцам. К концу войны немецкие танковые войска превратились в оборонительное оружие.

Литература:

Мюллер-Гиллебранд. Сухопутная армия Германии 1933-1945 гг. Перевод с немецкого, т. 2, М., Воениздат, 1958.

Боевые действия Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., т. 1. М., Воениздат, 1958.

История второй мировой войны 1939-1945, т. 3, стр. 287.

«Военно-исторический журнал», 1972, № 2.

4 466

В марте 2018 г. немецкое танкостроение отметило свое столетие. По этому поводу авторитетный военный журнал «Europäische Sicherheit &Technik» опубликовал статью под названием: «1918 – 2018: 100 лет немецким танкам. От A7V к «Леопарду 2 А7V». Ниже приводится отрывок из этой статьи, касающийся двух мировых воин.

ЛитРес:

Электронная книга
Танкисты Гудериана рассказывают. «Почему мы не дошли до Кремля»
Йоганн Мюллер
Из серии: Врага надо знать! Немецкие мемуары Второй Мировой

В рамках операции «Михаэль» («Michael») на Западном фронте 21 марта 1918 г. 63 немецкие дивизии в полосе шириной 75 км начали контрнаступление против французских и британских позиций. В этом бою впервые была применена немецкая бронированная машина «Штурмпанцерваген А7V» (Sturmpanzerwagen A7V). Немецкое танкостроение в последующие 100 лет знало взлеты и падения, история которых поэтапно изложена в настоящей статье.

«Штурмпанцерваген А7V»

Немецкое танкостроение в Первой мировой войне.

На первое применение британских танков 15 сентября 1916 г. в Германии отреагировали достаточно нерешительно. Несмотря на большую неожиданность и панику в немецких окопах боевая эффективность танков была неубедительна. С ограниченным приоритетом в ноябре 1916 г. военное управление проявило первую активность в отношении строительства немецкой бронированной машины. Строительство первого образца машины A7V, оснащенной бронированным корпусом, завершилось в октябре 1917 г.

Фактически, 21 марта 1918 г. под Сент-Квентином состоялось первое боевое применение девяти «Штурмпанцерваген А7V». Согласно докладам, уже на марше к линии фронта имели место многочисленные технические неисправности. Хотя бронемашина A7V и показала низкую пригодность для движения по бездорожью, она проявила более благоприятные боевые характеристики, чем британские танки.

Во второй половине Первой мировой войны, концептуальное развитие немецкого танкостроения продолжалось, и это была уже одновременная работа над несколькими проектами. В частности, существовала концепция тяжелого танка (K-Wagen) с массой 140 тонн, а также велась разработка легкой боевой машины в классе от шести до восьми тонн «Кавалериепанцер» (Kavalleriepanzer, рус. – дословно «кавалерийский танк»).

Тяжелый танк K-Wagen

Период между двумя мировыми войнами

После окончания Первой мировой войны статья 171 Версальского договора, среди прочего, запрещала производство и ввоз бронеавтомобилей и танков в Германию. Это означало конец молодых механизированных войск. Вплоть до 1929 г. началось время без танков. Однако, это вызвало серьезную обеспокоенность командующего сухопутными войсками рейхсвера генерал-майора Ханса фон ЗЕЕКТА (Hans von SEECKT). Благодаря ему, оперативная и тактическая подготовка в кадрированных частях развивалась.

Ханс фон ЗЕЕКТ

В оставшихся отделениях механизированных войск (Kraftfahrabteilungen) наряду с теоретической подготовкой практиковались альтернативные практические тренировки на местности с макетами. Реальное обучение экипажей и приобретение конкретных навыков в этих условиях были невозможны. Здесь оказал помощь заключенный в 1922 г. в Рапалло (Rapallo) договор с Советским Союзом. Он, среди прочего, открыл возможность для взаимопомощи в военной области. Так, Советский Союз в 1928 г. под Казанью предоставил в распоряжение рейхсвера учебный и тренировочный полигон Кама.

Тренировки на местности с макетами

С целью сделать возможным обучение экипажей по основным дисциплинам вождения, радиосвязи, стрельбы, обслуживания и ремонта техники уже в 1925 г., при строгом сохранении секретности, заключаются договора на строительство шести «больших тракторов» («Großtraktoren») с компаниями «Крупп» (Krupp), «Райнметалл» (Rheinmetall) и «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz). Боевую технику после сборки в Германии без каких-либо тестовых прокатов в июле 1929 г. перевезли в танковую школу Кама, где и испытали.

«Большой трактор» производства компании «Крупп»

В этот период, как и в ходе Первой мировой войны, Германия снова хотела иметь (наряду с более тяжелой штурмовой и предназначенной для прорыва боевой машиной) более легкий и более быстрый «кавалерийский танк». В этой связи компании «Крупп» и «Райнметалл» в 1928 г. получили контракт на строительство «легкого трактора». До 1930 г. четыре «легких трактора» («Leichttraktor») были изготовлены и сразу же перевезены в танковую школу Кама.

«Легкий трактор»

Позднее данная серия разработок не получила продолжения. Вместо этого в 1932 г. принимается решение о развитии концепции «большого трактора». Из этих соображений последовало развитие «строительства нового бронированного автомобиля» («Neubaufahrzeug»). Пять новых «автомобилей» были отправлены в 1936 г. Концептуально к этому моменту они уже устарели, поэтому использовались преимущественно для учебных целей.

Neubaufahrzeug

В отношении развития оперативно-тактической мысли. Передовой концепцией боевого применения бронетехники с 1922 г. занимался Гайнц ГУДЕРИАН (Heinz GUDERIAN). В начале 1930-х годов ему удалось провести многочисленные выступления в различных организациях. Быстрое продвижение вперед в строительстве новых танковых войск согласно взглядам Гудериана стало возможным после захвата власти национал-социалистами в 1933 г.

Гайнц ГУДЕРИАН

Немецкое танкостроение в предвоенный период

Для оснащения танковых войск в начале 1930 гг. потребовались два типа боевых машин в классе 20 т. Вместе с тем, немецкой танковой промышленности потребовалось определенное количество времени для закупки оборудования и начала серийного производства этого вида крупной военной техники. В этой связи, было найдено промежуточное решение: как можно скорее начать производство учебной техники.

Panzerkampfwagen I

Временные решения изначально заключались в разработке и строительстве легких боевых бронированных машин «Панцеркамфваген» (Panzerkampfwagen, PzKpfWg) в классе 5 т (PzKpfWg I) и более тяжелых в классе 10 т (PzKpfWg II). Благодаря этому стало возможным проводить интенсивное обучение.

Panzerkampfwagen II

В 1934 г. тогдашнее ведомство по вооружению выдало заказы на разработку двух средних боевых машин в классах 15 т и 18 т. Эти типы боевых машин должны были позднее образовать основу оснащения танковых дивизий. При этом, более легкий вариант предполагалось оснащаться оружием для поражения танков, а 18-ти тонная машина предназначалась для использования в качестве поддерживающего средства. Она оснащалась оружием большего калибра.

Panzerkampfwagen III

Первая боевая техника, модели PzKpfWg III и IV, начала поступать в войска с 1936 г. Уже в первых боях проявились их недостатки. Приходилось проводить постоянные улучшения вооружения и защиты, что привело к неизбежному увеличению их веса.

Panzerkampfwagen IV

Немецкое танкостроение во Вторая мировая война

Позднее, в июле 1941 г. с появлением основного боевого танка Т-34 стало понятно, что философия интерпретации, разработанных до начала войны боевых машин, в отношении эффективности оружия и бронезащиты могла бы быть более верной. В основном в Германии с конца 1930-х гг. также проводится развитие тяжелых боевых машин. Однако, это происходит под некоторым нажимом. Напротив, в мае 1941 г. потребовалась разработка новой боевой машины с вооружением и защитой, превосходящими противника.

Соответствующие контракты на разработку получили компании «Хеншель» (Henschel) и «Порше» (Porsche). Они провели всю работу под большим временным прессингом. Для серийного производства модели «Тигр Е» (PzKpfWg VI Tiger E) была выбрана версия «Хеншель». Боевое крещение первые четырех «Тигр E» в августе 1942 г. в районе Ленинграда. Практически без предварительного испытательного тестирования техника пошла в бой в условиях тяжелой для транспортных средств совершенно неподходящей местности. При этом, уже в ходе первого боевого применения новый танк «Тигр Е» попал в руки к русским.

PzKpfWg VI Tiger E

«Райнметалл» в июле 1941 г. получил заказ на создание новой танковой пушки с новой башней, а в ноябре 1941 г. последовали новые заказы для компаний «Ман» (MAN) и «Даймлер-Бенц» на разработку нового танка. Категорическим требованием заказчика стало наклонное расположение броневых пластин.

Практически без испытаний началось немедленно массовое производство танка «Пантера» (PzKpfWg V Panther). Первый серийный танк компания «Ман» смогла выпустить в декабре 1942 г. Под литерой D в январе 1943 г. он поступил в войска. В июле 1943 г. 204 машины участвовали в операции «Цитадель» на Курской дуге — хотя танки были абсолютно не пригодны для использования. Ожидаемо это привело к драматическим (техническим) сбоям. Так, вечером первого дня сражения только 40 «Пантер» были готовы к бою.

«Пантера»

Вместо того, чтобы при производстве техники сосредоточиться на одном типе танка, в конце 1942 г. принимается решение начать еще одну новую разработку. Эта модель подобно «Пантере» должна была иметь скошенные бронелисты, но требовала реорганизации всех ключевых конструктивных узлов.

Гитлер в начале 1943 г. решил, что новая боевая машина должна получить более мощную пушку 8,8 см KwK 43 L / 71 и гораздо более сильное бронирование. Из представленных проектов в феврале 1943 г. одобрение получило предложение конструкторов от «Хеншель». Тут же приступили к производству.

Первый «Королевский тигр» (PzKPfWg Tiger B «King Tiger») был поставлен в феврале 1944 г. Машина с боевым весом в 69,8 т стала самых тяжелым из серийно изготавливавшихся боевых танков Второй мировой войны. В результате бронированные боевые машины «Тигр» превратились в легенду, для войск с большим количеством более легких, подвижных и надежных в эксплуатации машин. Господствующие к концу войны разновидности типов бронированной техники экстремально загружали эвакуационные и ремонтные подразделения.

«Королевский тигр»

Сверх тяжелые танки

В начале 1942 г. начались размышления относительно разработки сверх тяжелого боевого танка. В частности, управлением вооружения велись переговоры с компанией «Крупп», а рейхсканцелярия — с «Порше» относительно разработки танка весом в 100 т. Конкретный контракт в марте 1942 г. заключается с предприятием «Порше».

Первые чертежи были представлены летом 1942 г. Хотя уже было изготовлено десять экземпляров танка «Мышонок» (Maus), по указанию Гитлера, работу над проектами передали Kруппу. Два прототипа были завершены в декабре 1943 г. После заводских испытаний в г. Бёблинген (Böblingen) осенью 1944 г. обе машины перевезли на армейский испытательный полигон в г. Куммерсдорф (Kummersdorf). Однако, когда весной 1945 г. первые русские части подошли к Вюнсдорфу (Wünsdorf) обе машины были взорваны.

«Мышонок»

Наряду с разработкой тяжелых и сверх тяжелых бронированных машин в период 1942-43 гг. дополнительно начались работы над двумя монстрами весом 1000 т. (Проект получил обозначение «Ландройцер» (Landkreuzer), рус. — «наземный крейсер»)

«Ландройцер»

Командование танковых войск к этим гигантским машинам вообще не имело никакого интереса. Во-первых, массово пострадали бы нормы производства установленных моделей, а также возникли бы неразрешимые проблемы обслуживания и обеспечения запасными частями. В дополнение ко многим нерешенным техническим проблемам не была ясна реальная тактическая выгода от этих гигантов и отсутствовала убедительная тактическая концепция их применения.

ЛитРес:

Электронная книга
Танки блицкрига Pz.I и Pz.II
Михаил Барятинский
Из серии: Война и мы. Танковая коллекция

На проекты тяжелых танков с 1942 г. были бессмысленно завязаны ценные инженерные мощности немецких танковых заводов. Вместе с тем, несмотря на сложные условия немецкая оружейная промышленность во многих областях вплоть до конца войны работала на полную мощность и зачастую использовала весьма инновационные технологии (не всегда нужные войскам). После окончания войны с весны 1945 г. и до начала 1956 г. в Германии снова началось время без танков.

Военная промышленность Германии (2018)

Майор Е. Дружинин

Федеративная Республика Германия (ФРГ) располагает развитой военно-промышленной базой для изготовления вооружения и военной техники (ВВТ), однако значительная часть продукции военного назначения (ПВН) выпускается по лицензиям и при участии иностранных производителей. В этой связи в соответствии с основными приоритетами военно-промышленной политики руководство ФРГ первостепенное внимание уделяет сотрудничеству со странами — партнерами по НАТО и Евросоюзу, а также развитию межгосударственной военно-промышленной кооперации.

В рамках совместных программ проводятся исследования в области создания современных военных технологий и реализуются ключевые программы разработок и производства ВВТ. Нарушение же кооперационных связей способно привести как к значительному сокращению возможностей ВПК страны по производству широкого перечня ПВН, так и к прекращению выпуска ряда ее образцов.

Военная промышленность Германии представлена как частными, так и государственными компаниями. К государственному сектору относятся в основном ремонтные предприятия видов ВС, которые занимаются в том числе техническим обслуживанием ВВТ бундесвера и их союзников, размещенных на территории этой страны. Их доля в общем объеме военного производства, ремонта и утилизации ВВТ не превышает 5 %

Большая часть военно-промышленных компаний ФРГ принадлежит частному капиталу. Некоторые из них входят в состав крупных корпораций, таких как «Краусс-Маффей Вегманн», «Рейнметалл», «Тиссен-Крупп», «Диль дифенс», «Эрбас груп». В то же время федеральное правительство Германии большое значение придает привлечению малых и средних предприятий к процессам разработки новых военных технологий и производства комплектующих.

Военная промышленность ФРГ представлена ракетно-космической, авиационной, бронетанковой, судостроительной, артиллерийско-стрелковой, боеприпасной и радиоэлектронной отраслями.

Ракетно-космическая промышленность не располагает возможностями по разработке и производству ракетного оружия. Поэтому оно, как правило, закупается в США и Франции или выпускается по иностранным лицензиям. Вместе с тем Германия активно участвует в деятельности европейского ракетного консорциума МБДА.

Выпуск тактических авиационных ракет «Таурус» класса «воздух-поверхность» общего назначения налажен на заводе компании «Таурус системз» (совместное предприятие, созданное на базе германского подразделения «МБДА Дойчланд» корпорации МБДА и шведской фирмы «Сааб Бофорс дайнэмикс» в г. Шробенхаузен).

Завод корпорации «Диль дифенс» в г. Юберлинген специализируется на производстве тактических авиационных ракет IRIS-T, которые сменили выпускавшиеся ранее по американской лицензии ракеты «Сайдвиндер». Для ВС Германии и Швеции корпорацией разработана модификация ракеты IRIS-T SL в варианте ЗУР наземного базирования. Кроме того, по лицензии Швеции на мощностях предприятия налажен выпуск ПКР RBS-15.

Завод компании «РАМ-системз» корпорации «Диль дифенс» (г. Оттобрунн) наладил выпуск корабельных ЗУР малой дальности RAM RIM-116A американо-германской разработки для национальных ВС и экспортных поставок.

Предприятие компания «кПАРСИС» корпорации «Диль дифенс» в г. Шробенхаузен занимается производством ПТУР PARS-3LR/TriGAT LR и пусковых установок к ним. К серийным поставкам этого вооружения оно приступило в начале 2016 года. Завершить цикл работ намечено на 2018 год. До 2011 года здесь изготавливались ПТУР «Милан».

По лицензии Израиля в г. Ротенбах ан дер Пегниц выпускаются ПТУР «Спайк» MR/LR. Этим занято предприятие компании «Евроспайк», образованной корпорациям «Диль дифенс» и «Рейнметалл», а также израильской фирмой «Рафаэль».

Совместно с США и Италией Германия участвует в программе создания ЗУР средней дальности МЕАДС (MEADS — Medium Extended Air Defense System), которая используется в составе ЗРК ПВО/ ПРО. В 2015 году правительством ФРГ было принято решение о закупке комплексов МЕАДС, призванных заменить состоящие на вооружении бундесвера американские ЗРК «Пэтриот». Начало производства на заводе американской корпорации «Локхид-Мартин» в г. Орландо (штат Флорида) намечено на 2020 год.

Предприятие компании «ОХБ систем» в г. Бремен занимается выпуском космических аппаратов (КА). Эта фирма стала генеральным подрядчиком по производству КА для национальной разведывательной космической системы «САР-Лупе», развернутой в период с 2006 по 2008 год. Для обеспечения ее полномасштабного функционирования на полярную околоземную орбиту были выведены пять всепогодных спутников.

Авиационная промышленность страны к настоящему времени утратила собственные технологические возможности полномасштабной разработки и производства современных самолетов и вертолетов. Выпуск авиационной техники осуществляется преимущественно в кооперации с европейскими странами, прежде всего с Великобританией, Францией и Италией.

Основные предприятия, формирующие производственную базу отрасли, принадлежат компаниям, входящим в состав европейской корпорации «Эрбас груп» (бывшая ЕАДС), которая занимает второе место по объемам выпускаемой ПВН в Европе (после британской «БАэ системз»).

Загрузку национальных мощностей в военном авиастроении обеспечивает выпуск истребителей EF-2000 «Тайфун», который налажен на предприятии компании «Эрбас дифенс энд спейс» в г. Ингольштадт-Манхинг. Первоначально МО ФРГ планировало закупку 180 самолетов в период до 2015 года. Однако в связи с начатой в 2011-м реформой бундесвера, предусматривающей сокращение ВС и количества ВВТ, заказ уменьшился до 143 единиц. Сроки завершения программы были перенесены на 2018 год, но изза имеющихся задержек не исключается их продление. К настоящему времени ВВС страны получили 125 истребителей EF-2000 «Тайфун» на общую сумму более 17 млрд евро.

На предприятии компании «Эрбас дифенс энд спейс» в г. Гамбург налажен выпуск комплектующих для военно-транспортного самолета А.400М, окончательной сборкой которого занимается завод корпорации «Эрбас груп» в г. Севилья (Испания). Поставки первых серийных образцов на вооружение ВВС Германии начались в 2014 году, несмотря на проблемы, возникшие в ходе реализации программы производства, что связано с ее постепенным удорожанием и нерешенностью ряда технических проблем. До 2020 года планируется закупить 53 самолета А.400М.

Завод компании «МТУ аэро энджинс» в г. Мюнхен осуществляет сборку трехвального турбовентиляторного двигателя TP400-D6, разработанного консорциумом «ЕвроПроп интернэшнл» для ВТС А.400М. На предприятии фирмы «МТУ мэйнтенанс Берлин-Бранденбург» (входит в состав «МТУ аэро энджинс»), расположенном в г. Людвигсфельд, проводятся окончательные испытания данных двигателей на соответствие техническим условиям.

Производством вертолетов в ФРГ занимается компания «Эрбас геликоптере Дойчланд», которая входит в состав подразделения «Эрбас геликоптере» корпорации «Эрбас груп». В настоящее время продолжается серийный выпуск многоцелевых вертолетов ЕС-135/635 и совместно с Японией-ЕС-145 (UH-145). С 2002 года налажено серийное производство вертолетов огневой поддержки ЕС-665 «Тигр» совместно с Францией и Испанией и с 2006-го — транспортно-десантных NH-90 при участии Франции, Италии, Нидерландов и Португалии.

Завод компании «РУАГ авиэйшн» швейцарской корпорации «РУАГ» в г. Оберпфаффенхофен выпускает ВТС Do-228NG.

Продукция предприятия компании «Гроб эркрафт» в г. Туссенхаузен -учебно-тренировочные самолеты G-120 «Гроб», в том числе для нужд национальных ВС.

Военно-политическое руководство большое внимание уделяет созданию современных беспилотных летательных аппаратов (БЛА).

На предприятии компании «Рейнметалл дифенс электронике» подразделения «Рейнметалл дифенс» корпорации «Рейнметалл» в г. Бремен имеются мощности по выпуску тактических многоцелевых БЛА «Тарес» собственной разработки.

Завод компании «ЕМТ инженёргезельшафт» в г. Пенцберг специализируется на производстве мини-БЛА «Аладин», тактических разведывательных БЛА «Луна» и KZO в составе разведывательного комплекса «Бревел», который находится на вооружении артиллерийских подразделений бундесвера.

В 2015 году правительством Германии и руководством «Эрбас груп» было принято решение о возобновлении программы производства БЛА RQ-4E «Евро Хок» — модификации американского стратегического разведывательного БЛА RQ-4А «Глобал Хок». Программа была свернута в 2013 году в связи с повышением ее стоимости. Однако окончательное решение о закупке данных БЛА для бундесвера пока не принято.

Бронетанковая промышленность является одной из наиболее развитых отраслей военной промышленности страны. Она располагает производственными мощностями с полным технологическим циклом по выпуску всех типов современной бронетанковой техники (БТТ): основных боевых танков (ОБТ), БМП, БТР, БРМ и др., а также вооружения и прочих машин на ее базе (самоходных гаубиц (СГ), БРЭМ и др.).

Завод корпорации в г. Мюнхен является головным предприятием по выпуску ОБТ «Леопард-2» различных модификаций, БРМ «Феннек», а также БРЭМ «Бюффель». На предприятии кроме БТТ налажено производство специальных машин на ее базе, в том числе тягачей. На заводе корпорации в г. Кассель выпускаются бронеавтомобили «Динго-2», СГ PzH-2000, а также имеются мощности по производству РСЗО MLRS.

В июле 2015 года между германским производителем БТТ «Краусс-Маффей Вегманн» и французской государственной компанией «Некстер системз» было подписано соглашение о создании совместной корпорации. Ожидается, что ее годовой оборот составит до 2 млрд евро, а портфель заказов около — 9 млрд евро. Количество занятых превысит 6 тыс. человек. Соглашение предусматривает совместную разработку, производство колесной и гусеничной БТТ, ее модернизацию, ремонт и техническое обслуживание.

В результате подписанного соглашения по примеру «Эрбас груп» была создана холдинговая компания «КНДС груп» -«Краусс-Маффей Вегманн плюс Некстер дифенс системз» (KNDS — Krauss-Maffei Wegmann + Nexter defense systems), которая объединила «Краусс-Маффей Вегманн» и «Некстер системз». «КНДС груп» должна стать серьезным конкурентом, и прежде всего таким компаниям, как американская «Дженерал дайнэмикс» и британская «БАэ системз».

Одним из главных направлений деятельности совместного франко-германского предприятия является разработка и производство к 2030 году нового ОБТ, который придет на смену современным германским и французским танкам, а также составит конкуренцию последним образцам в российском танкостроении, включая ОБТ Т-14 «Армата».

Среди ведущих корпораций отрасли «Рейнметалл», которая занимает одно КЗ лидирующих мест среди мировых производителей ВВТ. Непосредственно выпуском бронетехники занимаются компании, входящие в состав подразделения «Рейнметалл дифенс»: «Рейнметалл ваффе муни-цион», «Рейнметалд ландзустеме» и «Рейнметалл МАН милитэри вииклс».

На заводе фирмы «Рейнметалл ваффе муницион» в г. Унтерлюс производятся ББМ, в том числе БМП «Пума» в кооперации с «Краусс-Маффей Вегманн». Совместная компания «ПСМ проект систем унд менеджмент» координирует их деятельность.

«Рейнметалл ландзустеме» является одним из крупнейших разработчиков и производителей БТТ в Европе. На заводе в г. Киль налажен выпуск ББМ (также совместно с «Краусс-Маффей Вегманн»), артиллерийского вооружения и ракетного оружия на базе БТТ. Номенклатура ПВН включает: ОБТ «Леопард-2», БТР «Визель-2», ЗРК «Оцелот» на базе БТР «Визель-2» и др. В настоящее время имеющиеся мощности используются для модернизации ОБТ «Леопард-2» до версии «Леопард-2А7 плюс» как для национальных ВС, так и для армий иностранных государств.

Компания «Рейнметалл МАН милитэри вииклс» специализируется на выпуске бронеавтомобилей различного назначения, таких как многоцелевые бронированные грузовые автомобили «Мульти А4 ФСА», НХ60 и др. На ее заводе в г. Кассель налажено также производство БТР «Боксер» и «Фукс», в том числе и на экспорт.

Артиллерийско-стрелковая промышленность Германии обеспечивает разработку и выпуск большинства видов артиллерийско-стрелкового вооружения.

Продукция завода компании «Рейнметалл ваффе муницион», входящей в состав подразделения «Рейнметалл дифенс» корпорации «Рейнметалл» в г. Бремен, — артиллерийское вооружение и стрелковое оружие. Основные ее образцы — пулеметы MG3 и гранатометы С16.

Ведущим производителем стрелкового оружия калибров 4,6-11,43-мм в Германии является компания «Хеклер унд Кох». На ее заводе в г. Оберндорф налажен выпуск автоматических винтовок G35 и G36, пулеметов НК 21Е, пистолетов Мк 3, Р2000 и Р30.

Предприятие компании «Зауэр унд Зон» в г. Экернфёрде специализируется на производстве 9-мм пистолетов, в частности Р225, Р226, Р228, Р229, Р232, Р239 и SP2340.
Еще одна фирма, чей профиль — выпуск пистолетов — «Карл Вальтер». Предприятие в г. Ульм выпускает пистолеты Р99, находящиеся на вооружении ВС Герма-
нии, США, Италии, Польши, Испании и других стран.

Корпорация «Краусс-Маффей Вегманн» совместно с европейским подразделением «Дженерал дайнэмикс лэнд системз» приступила к созданию 155-мм САУ «Донар» на платформе БМП «АСКОД-2» австрийско-испанской разработки. Ожидается, что эта автоматизированная мобильная установка при меньшей массе будет обладать такой же огневой мощью, как и более тяжелая 155-мм СГ PzH-2000.

Заказы бундесвера на продукцию артиллерийско-стрелковой отрасли ограниченны, вследствие чего основная ее часть экспортируется в страны Евросоюза и НАТО. Так, поставки стрелкового оружия за рубеж превышают 50 % общего объема его производства.

Германия по уровню развития судостроения занимает одно из лидирующих мест среди членов ЕС. На долю его военной составляющей приходится 20-25 % общего объема выпуска продукции судостроительной отрасли. Развитая научно-производственная база позволяет осуществлять полный цикл производства современных кораблей и катеров военного назначения, в том числе дизельных подводных лодок (ГШ), фрегатов, корветов, ракетных и патрульных катеров, сторожевых и минно-тральных кораблей, судов тылового обеспечения и др.

Загрузка производственных мощностей достигается в первую очередь благодаря экспортным заказам. Контракты выполняются путем серийной постройки кораблей и катеров на верфях Германии, а также поставок комплектов готовых секций, узлов и агрегатов для окончательной сборки на предприятиях страны-покупателя.

Завод компании «Тиссен-Крупп марине системз» в г. Киль занимается разработкой и производством подводных лодок с обычной энергетической установкой (многоцелевых ПЛ проектов 209, 212, 800 типа «Долфин» и торпедных ПЛ проекта 214).

На другом ее предприятии в г. Гамбург ведется строительство надводных кораблей, в том числе фрегатов УРО проекта F-125 (типа «Баден-Вюртемберг»), которые до 2019 года должны заменить ФР УРО проекта F-122 (типа «Бремен»), находящиеся на вооружении ВМС страны.

Особое место в судостроении страны отводится постройке подводных лодок. В настоящее время одним из конкурентных преимуществ германских ГШ является их оснащение воздухонезависимой энергетической установкой на основе электрохимических генераторов на топливных элементах водородно-кислородного типа с полимерным электролитом. Корпорация «Диль дифенс» и компания «Ховальдсверке-дойче верфт» при участии норвежской компании «Кёнгсберг дифенс энд аэроспейс» разработали зенитный ракетный комплекс (ЗРК) для подводных лодок «ИДАС» (IDAS — Interactive Defence Attack System for Submarines) с управляемой по оптоволоконному кабелю ракетой. При помощи данного комплекса те смогут поражать воздушные, а также береговые цели из подводного положения. Принятие ЗРК на вооружение запланировано на 2018-2020 годы.

Боеприпасная промышленность способна практически полностью удовлетворить потребности национальных ВС во всех видах боеприпасов и взрывчатых веществах (ВВ). В ФРГ выпускаются танковые и артиллерийские боеприпасы, мины, патроны, торпеды, гранаты, а также их компоненты: средства инициирования, корпуса, пороха и ВВ. Ведущее положение в отрасли занимает компания «Рейнметалл ваффе муницион», входящая в состав подразделения «Рейнметалл дифенс» корпорации «Рейнметалл», и корпорация «Диль дифенс».

Завод «Рейнметалл ваффе муницион» в г. Унтерлюс кроме производства ББМ занимается разработкой и выпуском артиллерийских боеприпасов крупных калибров и танковых боеприпасов, в том числе высокоточных 155-мм кассетных артснарядов «SMArt-155», а также их обслуживанием и утилизацией.

Совместное предприятие «РУАГ ам-мотек» в г. Фюрт (80 % капитала принадлежит швейцарской корпорации «РУАГ» и 20 % — германской компании «Динамит Нобель») представляет собой крупнейшего производителя патронов калибров 4,6-14,5 мм в Европе. Кроме того, компания изготавливает артиллерийские боеприпасы калибров 60-120 мм.

Завод компании «Юнгханс майкротек» в г. Дюннинген также специализируется на выпуске компонентов боеприпасов, в том числе механических взрывателей для бомб, артиллерийских и танковых боеприпасов. Эта фирма является крупнейшим производителем продукции такого профиля в Западной Европе.

Радиоэлектронная промышленность Германии изготавливает следующую технику: АСУ войсками и оружием, системы радиосвязи и РЭБ, радиолокационное и радиоэлектронное оборудование, лазерную и инфракрасную аппаратуру, электронно-вычислительные машины различного назначения и пр.

Ведущее положение в военном секторе отрасли занимают предприятия компаний, входящих в состав крупных корпораций, таких как «Рейнметалл», «Краусс-Маффей Вегманн», «Сименс», «Бош», «Телефункен радио комьюни-кейшнз системз», «Роде унд Шварц». Эти заводы имеют статус либо специализированных производственных отделений, либо самостоятельных дочерних структур («Эльтро электротехник», «КАЭ электронике»).

Кроме того, развитие радиоэлектронной отрасли военной промышленности Германии во многом определяют предприятия, принадлежащие корпорации «Диль дифенс», которая помимо производства ракетного оружия занимает лидирующие позиции в области создания радиоэлектронных средств обнаружения для ракетных систем.

Одним из лидирующих производителей радиоэлектронного оборудования является корпорация «Роде унд Шварц».

На ее заводе в г. Мюнхен выпускаются системы радиосвязи и передачи данных, кодирования информации, РЭБ, навигации и пеленгации авиационного, морского и наземного базирования.

Предприятия компании «Рейнметалл дифенс электронике» (г. Бремен) и «Рейнметалл солджер электроникс» (г. Стоках) подразделения «Рейнметалл дифенс» корпорации «Рейнметалл» специализируются на производстве радиоэлектронных средств военного назначения, таких как радиоэлектронное оборудование для систем разведки и БЛА, системы управления и связи, управления огнем для ВС Германии и иностранных государств, а также на производстве тренажерных и обучающих систем.

На заводе фирмы «АИМ инфрарот-модуле» подразделения «Рейнметалл дифенс» корпорации «Рейнметалл» налажен выпуск тепловизоров для тактических БЛА, инфракрасных детекторов и прицелов для стрелкового оружия.

Компания «АТМ компьютер зюстеме», входящая в состав корпорации «Краусс-Маффей Вегманн», изготавливает аппаратуру радиосвязи и передачи данных, специальные ЭВМ и программное обеспечение для ВС страны.

Таким образам, военная промышленность ФРГ располагает современной научно-производственной базой, способной в значительной мере обеспечивать потребности национальных вооруженных сил в ВВТ. Однако существенная доля продукции военного назначения производится по иностранным лицензиям или импортируется. Важную роль в создании ПВН играет межгосударственная военно-промышленная кооперация с другими странами, и прежде всего с европейскими.

В наибольшей степени зависимость от иностранного участия характерна для авиационной и ракетной промышленности. В этой связи/в настоящее время Германия не способна самостоятельно обеспечить полный цикл выпуска целого ряда образцов ВВТ в требуемых объемах, а мобилизационное развертывание производства потребует радикальной перестройки всей научно-производственной базы страны в течение длительного периода.

Зарубежное военное обозрение. 2018, №3 С. 31-38

Промышленность Германии

Основной опорой немецкой экономики остается из года в год промышленность. По сравнению с другими странами ее доля в ВВП значительно высока. Треть продукции, произведенной в Германии идет на экспорт.

На протяжении всего времени формирования немецкой промышленности, происходили структурные изменения. Некоторые виды промышленности утратили свое существование, например, сталелитейная и текстильная промышленность. Это произошло из-за смещения рынка сбыта и конкуренции странами с низкими заработными платами или за счет поглощений или слияний с другими концернами. Так произошло с фармацевтической промышленностью, которая перешла в собственность иностранной компании.

Другие же разновидности промышленности, наоборот вырвались в лидеры, например: машиностроение, химическая, электротехническая промышленность.

Замечание 1

К крупнейшим лидирующим на мировом рынке немецким концернам относят: Volkswagen, BMW, Daimler, химические — Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические — E.ON и RWE или группа Bosch). Они имеют свои филиалы во многих странах мира и зарекомендовали себя среди потребителей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные виды промышленности в Германии

Костяк ромышленности Германии включает:

  1. легкую промышленность,
  2. пищевую промышленность,
  3. металлургию-черная и цветная металлургия,
  4. химическая промышленность,
  5. машиностроение
  6. аэрокосмическая промышленность,
  7. электротехническая промышленность,
  8. электронная индустрия.

Легкая промышленность. В Германии данная промышленность достаточно развита. Основными текстильными районами считаются Рурский промышленный район в Крефельде, поимо этого задействована юго-восточная часть страны и северо-восток-Аугусбург и Берлин.

Пищевая промышленность. К основным отраслям пищевой промышленности относят продукты виноделия и пивоварения. Германия славится около 4000 сортами пива, треть которого поставляется на экспорт. Несмотря на то, что Германия известна своим пивоварением, местные жители по данным статистики предпочитают вино больше, чем пиво. Основное виноделие представлено в долине Рейна. Государство Германии активно инвестирует в средства в винодельческую отрасль. Расширяются плантации под производство красного вина. Основным сортом вина, который активно экспортирует Германия в другие страны является рислинг. Основные страны куда экспортируется вино являются Британия и США.

Металлургия. Черная металлургия уже не является ведущей отраслью Германии, так как она потеряла свою конкурентоспособность на мировом рынке и не выдерживает мировых стандартов. Основным центром черной металлургии является запад страны(Рурский каменноугольный бассейн), окрестности Саарбрюкена, Франкфурт на –Майне, Оснабрюк. Большая часть промышленности идет на внутренний рынок. Цветная металлургия, как и черная металлургия в основном снабжает внутренний рынок. Основными центрами расположения является побережье-Гамбург, Галле.

Химическая промышленность Германии является мировым лидером. Основные предприятия расположены в долинах Рейна. Одним из самых известных концернов является BASF.

Машиностроение. На мировом рынке машиностроение является основным лидером. Опора германской экономики в лице машиностроения диверсифицировано.

Машиностроение является многоотраслевой промышленностью. К машиностроению относят:

  • автомобилестроение,
  • производство станков,
  • производство вычислительной техники,
  • станкостроение,
  • оборудование для предприятий,
  • производство электротехники

Замечание 2

Автомобилестроение Германии занимает четвертую строчку в мировом рейтинге производителей после Китая, США и Японии.

Судостроение-еще одна из ведущих отраслей Германии. Более 1млн. рабочих занято на производстве. Стабильность наблюдается и в военном кораблестроении, но так как заказа немецкого ВМС не загружают заказами данную промышленность, в основном упор направлен на экспорт. От него соответственно зависит мощность завода. Основные верфи находятся в Бремене и Папенбурге.

Аэрокосмическая промышленность. Данная промышленность не считается ведущей в экономики Германии, а играет только роль некого мотора для страны. Инновации в данной области поспособствовали началу производства компьютеров. Известными немецкими авиастроителями являются EADS, Eurocopter.

Электротехническая промышленность. Германия зарекомендовала себя основным и одним из крупнейших производителей электронного оборудования. Мировые бренды такие как: Siemens AG, Hager, Robert Bosch

Электронная индустрия выделилась в отдельную отрасль. Данное производство является наукоемкой отраслью машиностроения.

Помимо этого в Германии присутствуют следующие производства:

  • точная механика;
  • фармацефтика;
  • производство телекоммуникационной техники
  • парфюмерно-косметическая промышленность

Германия также занимается производством детских игрушек, товаров для моделирования и др.

Современное состояние немецой промышленности

За последние шесть месяцев Германия увеличила темпы роста на 2,6%. Данные цифры превзошли ожидания аналитиков. Промышленные предприятия наращивают объемы. На сегодняшний день, они выросли на 3,2%.. Особенно отличилась автомобильная промышленность, объем производства которой увеличился на 10,8%. А вот объемы строительного бизнеса, наоборот снизилась на 1,2%.

Промышленность для Германии остается основой и играет огромную роль в развитии и благосостоянии данного государства. По сравнению с другими странами доля ВВП Германии остается достаточно высоким. Промышленность Германии отличается тем, что постоянно реструктуризируется, внедряются новые инновационные технологии, вводятся новые методики. Но с каждым годом ряд отраслей теряет свою актуальность. Это происходит как за счет конкуренции со стороны других стран, так и за счет того, что государство меняет приоритетные направления развития.

Производство вооружений — не главная сфера немецкого ВПК

В связи с событиями на Украине в марте этого года правительство ФРГ заморозило контракт концерна Rheinmetall на строительство в нижегородском Мулино центра боевой подготовки для российской армии. А на днях и вовсе аннулировало выданное в 2011 году разрешение на реализацию этого проекта.

Стоимость заказа министерства обороны России составляла примерно 120 миллионов евро. По некоторым сведениям, значительная доля этой суммы уже уплачена, поскольку большую часть работ немецкая фирма выполнить успела. Упущенную же прибыль концерн может потребовать от правительства в виде компенсации. Но не в финансовом ущербе дело. Высокотехнологичный полигон в Мулино был первым относительно крупным проектом немецкого ВПК на российском рынке, и Rheinmetall надеялся, что за ним последуют новые заказы из России.

Rheinmetall — главная кузница вооружений

Дюссельдорфский концерн Rheinmetall — крупнейшая в ФРГ кузница вооружений. Здесь производят бронированные машины, в том числе, бронетранспортеры Fuchs и Puma (в кооперации с фирмой Kraus-Maffei Wegmann), пушки и гаубицы, лафеты для танков Leopard, боеприпасы, средства противовоздушной обороны и защиты от оружия массового поражения.

Бронемашина Puma

При этом, однако, годовой оборот концерна за счет производства вооружений составляет только 2,2 миллиарда евро. Тогда как в гражданской сфере, в частности, в изготовлении товаров для автомобильной индустрии, он достигает 2,5 миллиарда.

Число работающих на военных конвейерах составляет 9200 человек, на гражданских — 21100. Аналогична ситуация и на других предприятиях немецкого ВПК, большинство которых также нельзя считать сугубо военными.

Немецкий ВПК

Созданное в 2009 году Федеральное объединение предприятий оборонной промышленности и фирм, производящих оборудование для обеспечения безопасности (Bundesverband der Deutschen Sicherheits- und Verteidigungsindustrie, BDSV), включает в настоящее время 43 компании.

Фирма Heckler & Koch снабжает бундесвер автоматическими винтовками G3.

Большинство из них — мелкие и средние фирмы узкой специализации. Среди именитых (наряду с Rheinmetall) — немецкий филиал европейского аэрокосмического концерна EADS, Kraus-Maffei Wegmann, Diehl Defence Holding, Eurocopter Deutschland, Heckler & Koch, MTU Aero Engines, Schmeisser, ThyssenKrupp Marine Systems, Sitec Aerospace, ESG, Lürssen Werft и некоторые другие.

По данным института экономических исследований Wifor, на предприятиях немецкого ВПК занято примерно 100 тысяч человек. В это число, правда, включены все работающие на предприятиях оборонной промышленности и фирм, производящих оборудование для обеспечения безопасности.

Это могут быть и пожарные, и охранники, и уборщики. Поэтому независимые эксперты оценивают количество занятых в Германии непосредственно производством вооружений только в 20 тысяч человек. В немецком автомобилестроении, для сравнения, их 800 тысяч, в сфере торговли — три миллиона. Зарплаты в немецком ВПК, правда, почти на 80 процентов выше средних по стране и составляли в 2011 году (более свежих данных нет) 61 тысячу евро в год.

Роль экспорта немецких вооружений

Как подсчитали в институте Wifor, в 2011 году предприятия, объединенные в BDSV, произвели товаров на общую сумму в 22,6 миллиарда евро. Из них, однако, собственно вооружения и боеприпасы составили только 3,9 миллиарда. Остальное — средства защиты, наблюдения и коммуникации, компьютеры и программное обеспечение.

Сделанная в Германии подводная лодка для ВМФ Греции

Для таких фирм, как Rheinmetall, Kraus-Maffei Wegmann, Heckler& Kochили ThyssenKrupp Marine Systems, главным клиентом остается бундесвер. Однако немецкое государство, как, впрочем, и многие другие страны Европейского Союза, стали в последние годы сокращать расходы на закупку вооружений и скупиться на военные заказы.

Поэтому все большую роль для предприятий военно-промышленного комплекса ФРГ играет экспорт их продукции, на долю которого приходится почти половина всего производства. Но в Германии на этот счет существуют серьезные ограничения, каждый зарубежный заказ тщательно проверяется, а за выданные разрешения правительству приходится отчитываться в парламенте.

Причем под строгим контролем в ФРГ не только экспорт тяжелых вооружений и боевого стрелкового оружия, но и товаров двойного назначения, а также охотничьих и спортивных ружей, пистолетов и револьверов, торговлю которыми, например, Китай, Россия и Южная Африка вообще не декларируют.

Что покупала в Германии Россия

При этом на долю именно охотничьих и спортивных ружей, а также бытовых пистолетов и револьверов, приходится львиная доля немецкого экспорта стрелкового оружия (72 процента). По охотничьим и спортивным ружьям, а также по пистолетам и револьверам, Германия занимает вторые места в мире — соответственно после Италии и после Австрии.

Именно такой товар преимущественно и закупала ранее — до событий на Украине — в Германии Россия. В отчете правительства ФРГ о продаже вооружений в 2013 году все наименования педантично перечислены: охотничьи и спортивные ружья, револьверы, пистолеты и запчасти к ним, гусеничные машины, бронированные внедорожники, запчасти для бронетехники и военные грузовики. Общая сумма — 38 миллионов 242 тысячи и 715 евро. Плюс патроны подходящего калибра на 289089 евро.

Смотреть видео 01:48