Сколько колец в кольчуге

Русский кольчужный доспех

Человеческое тело легко поразить оружием, поэтому для его защиты издревле использовалось оборонительное вооружение и доспехи. Защитное вооружение, хотя и не могло гарантировать своему владельцу полную неуязвимость, всё же значительно повышало его шансы на выживание в бою, подавляло присущий любому человеку страх за собственную жизнь и, соответственно, повышало агрессивность действий. Самым известным и широко распространённым типом средневековых доспехов являлась кольчуга.

Первые упоминания о русских доспехах встречаются у византийских и арабских авторов и датируются Х веком. Ибн-Руста в своём труде 903–913 годов отмечал, что у воинов славянского царя были «прекрасные, прочные и драгоценные доспехи». Летописи XII–XIII веков 13 раз упоминают «бронь» у русских воинов. «Брони» надевают князья, собираясь в битву («начат класти на себя и знамяна подняв»). Их носят не только отдельные воины, но и целые отряды («многое множество воинства восколебашеся аки море, и бе видети страшно в голых доспесех, яко вода солнцу светло сияющу»). Кольчужные доспехи русских получают известность и на Западе. Во французской героической поэме «Рено де Монтобан» упомянута «добрая кольчуга, сделанная на Руси». Красивейшие блестящие брони русских воинов из стали и золота неоднократно отмечены в «Ливонской рифмованной хронике» XIII столетия.

Отряд всадников во главе с князем. Миниатюра Сильвестровского списка, XIV век

Известны археологические находки кольчуг IX‒XIII веков. Всего в примерно сотне археологических комплексов найдено 112 кольчуг. Из них 32 обнаружены целыми, остальные в обрывках и обломках. В курганах Поросья найдены три десятка полных кольчуг, принадлежавших союзной Руси кочевой знати торков и чёрных клобуков.

Кольчуга Х века имела вид рубашки с короткими рукавами, доходившей до середины бёдер. Ворот делали квадратным, с неглубоким вырезом. В XII веке появились доспехи с длинными рукавами и подолом до колен. Всадники для защиты ног надевали кольчужные чулки — ноговицы, шею и грудь дополнительно защищали кольчужной бармицей, крепившейся к шлему.

Одна кольчуга состояла примерно из 20–25 тысяч железных колец, на неё уходило около 600 м проволоки толщиной 1 мм. Изготовление такой кольчуги занимало примерно 200 человеко-часов. Вначале проволоку спиралью навивали на железный стержень, затем разрубали по одной стороне на отдельные кольца. Диаметр колец колебался от 6 до 10 мм: чем он меньше, тем выше защитные свойства доспеха. Половину колец сваривали, а концы остальных сводили вместе и плющили специальными клещами, после чего пробивали сквозное отверстие и заклёпывали штифтом. Как правило, в кольчуге одно заклёпанное кольцо соединяли с четырьмя заваренными. С XII столетия кольца расплющивали молотом, отчего они составляли более плотное защитное покрытие. В некоторых экземплярах в декоративных целях по краю рукавов, горловине и подолу пропускали несколько рядов бронзовых колец, которые придавали кольчуге блестящий и нарядный вид. После сборки кольчугу чистили и полировали песком до блеска.

Кольчуга. Кременецкий район, Волынская область

Готовая кольчуга весила 6,5–10 кг, однако эта тяжесть равномерно распределялась по всей поверхности тела. Для уменьшения натирания под ней часто носили плотную одежду из кожи или войлока, простёганную в несколько слоёв или набитую ватой, паклей или щетиной. Кроме того, такая одежда смягчала силу удара, уменьшая его травматическое воздействие. Если оружие всё же пробивало доспех, мягкая подкладка препятствовала его проникновению глубоко в плоть и защищала от немедленной смерти.

Кольчуга обеспечивала вполне надёжную защиту от секущих ударов сабли и достаточно хорошо оберегала от ударов меча или топора. Эксперименты показывают, что при сильном ударе мечом кольца из мягкой проволоки просто сгибаются вокруг лезвия. Плохо защищала кольчуга от сильных ударов дробящим оружием. Даже если оно не разрывало кольчужную ткань, то наносило серьёзные повреждения внутренним органам. Наконец, кольчуга не спасала от сильных колющих ударов мечом и тем более от прямого копейного удара. Также не давала она надёжной защиты от обстрела из лука и арбалета на прицельной дистанции 50–75 м. Обычные стрелы проникали сквозь ячейки колец, нанося раны неглубокие, но болезненные и кровоточащие. Стрелы с гранёным наконечником и самострельные болты легко пробивали кольчужное полотно.

Обломки кольчуги из черниговского кургана «Чёрная могила»

Кольчатый панцирь

Панцирь представляет собой разновидность кольчуги, в которой использовали плоские кольца мелкого диаметра. Такая конструкция обеспечивала бо́льшую площадь защитного покрытия при том же или даже меньшем весе доспеха. Это позволило панцирю обойти кольчугу в качестве наиболее распространённого типа русского доспеха.

Впервые на Руси кольчуги из плоских колец начали изготавливать в XIII веке. К этому типу принадлежат остатки доспеха князя Ярослава Всеволодовича, найденные вместе с его шлемом неподалёку от поля Липицкой битвы, состоявшейся в 1216 году. Широкое распространение таких доспехов относится к более позднему времени. Слово «пансырь» или «панцирь» появляется в описях Большой государевой казны во второй половине XV века. В русский язык оно пришло из польского, куда, в свою очередь, попало из средненемецкого. Этимология слова «panzer» восходит к старофранцузскому «pancier» от латинского «pantex» — «живот». Иногда его использовали для обозначения всех кольчатых доспехов, включая кольчуги, иногда в специальном значении, различая кольчугу и панцирь.

Русский воин поместной конницы, XVI век. Реконструкция О. Фёдорова

Критерием разницы являлась технология изготовления доспеха, которая, как и его наименование, пришла на Русь из Западной Европы. Кольца панциря, в отличие от кольчуги, сводили не на заклёпку, а на шип, который при помощи молотка и отжимных щипцов вгоняли в один из расплюснутых концов. Этот способ производства был проще и быстрее, но уступал традиционному в прочности соединения. Мастера стремились компенсировать этот недостаток за счёт мелких колец диаметром от 7 до 13 мм. На один доспех уходило примерно 50 тысяч колец.

Кроили панцирь, как и кольчугу, в форме рубахи, надеваемой через голову. На горле делали квадратный ворот, иногда надставленный несколькими рядами колец или горловиной. Рукава могли быть прямыми, то есть плетёными вместе с доспехом. Были также приставные рукава, которые изготавливали из колец меньшего размера, часто из старых доспехов, пришедших в негодность. На спину, как правило, шли кольца большего по сравнению с остальными диаметра и низкого качества. Подол имел разрезы спереди и сзади. В кольчужную ткань иногда для украшения доспеха вплетали пластинки, значки и кольца из цветного металла.

Типы колец в панцирной кольчуге

Составители описей Большой государевой казны употребляли целый ряд специфических терминов для определения того или иного вида панциря. В Оружейной палате Московского Кремля сохранилось 68 панцирей XVI–XVII веков: один хрящевой, один вострогвоздь, четыре коробчатых, пять черкасских, 11 московских и 14 немецких, остальные записаны как «панцири русские». Название «хрящевой» происходит от хрящеватости, то есть грубой расковки. Название «вострогвоздь» связано с креплением кольца на острый, иногда даже колющийся шип. Панцири с креплением на острый гвоздь, как правило, очень плотного плетения, кольца прочно зажаты соседними, вследствие чего острый шип обращён всегда наружу. Название «панцирь коробчатый» происходит от овальной формы кольца, сильно вытянутого и крупного размера. Благодаря вытянутости колец панцирь приобретает замечательную эластичность ткани: он способен растягиваться по мере надобности, сокращаться и облегать тело, не мешая движениям воина.

Панцири черкасские состояли из колец среднего размера, хорошо скреплённых на один шип. Панцири московские имели более массивные кольца и отличались добротностью материала и прекрасной выделкой. Черкасские панцири весили 3,5–5 кг при длине 65–75 см. Немецкие имели те же параметры. Московские панцири весили 7–11 кг и имели длину 70–90 см.

Панцирь, XVI век. Артиллерийский музей, Санкт-Петербург

Благодаря простоте производства, меньшему по сравнению с кольчугой весу и относительной дешевизне в XVI–XVII столетиях панцирь стал значительно популярнее других видов защитного доспеха. Например, на Серпуховском смотре 1556 года у помещиков было 45 панцирей, 16 бехтерцов, одна кольчуга, четыре куяка, два юшмана и одно зерцало. 21 год спустя на аналогичный сбор прибыли коломничи, из которых 156 человек были в панцирях, трое в тегиляях, двое в кольчугах и по одному в бехтерце, юшмане и зерцале. Приведённые данные свидетельствуют, что всадники приокской оборонительной черты предпочитали панцирный доспех всем остальным.

Стоимость панциря в оценке 1678 года составляла 5 рублей. Полный комплект вооружения из «пансыря немецкого, шолома шемахейского, да наручей, да наколенок, да батарлыков, навоженных золотом и серебром» стоил 10 рублей. Панцири московской работы, в свою очередь, пользовались широким спросом у восточных купцов. «Да пожаловал князь великий, прислал третьего году пансырь; и яз ходил на недругов, да пансырь утерял: и он бы пожаловал пансырь прислал», — писал в Москву в 1491 году крымский хан Менгли-Гирей. Упорные просьбы прислать русский доспех, который «стрела бы не няла», со стороны татарских ханов, имевших в своём распоряжении оружие из Константинополя, Дамаска, Багдада и Милана, являются лучшей оценкой работы русских бронников.

Панцирь XVI века из раскопок московского Китай-города

В Оружейной палате хранится кольчуга с небольшой медной бляхой, на которой имеется надпись: «Князя Петров Ивановича Шуйскова». Предполагают, что именно эту кольчугу царь Иван Грозный послал в подарок Ермаку и что именно в ней он утонул в Иртыше летом 1584 года, когда его отряд попал в засаду. Кольчуга, пережившая двух своих владельцев, в 1646 году была захвачена в одном из сибирских городков и снова возвращена в царский арсенал.

Байдана

Байдана является разновидностью кольчатого доспеха, изготовленной из особенно крупных плоско раскованных колец. Слово «байдана» имеет тюркское происхождение и в русском языке является заимствованием, как и обозначаемый им доспех. «Байданы бесерменьскыя» впервые упоминаются в «Задонщине», написанной около 1470 года.

Байдана Бориса Годунова из Оружейной палаты Московского Кремля

Кольца для байданы изготавливали путём расковки проволочной заготовки: оба её конца клали в штамп и расковывали. В результате получалась незамкнутая шайба с перехлёстом концов, которые соединяли заклёпкой или просто сводили внакладку. В других случаях кольца вырубали из железного листа. В наиболее качественных экземплярах половина колец была рубленой, половина клёпаной или сведённой. Такая технология производства удешевляла стоимость доспеха и уменьшала его вес. Вес байданы из Оружейной палаты Московского Кремля в среднем составляет до 6 кг.

Байдана имеет весьма редкое плетение и, несомненно, служила верхним или даже парадным доспехом. Широкую плоскую окружность кольца обычно использовали для украшений или надписей. Такой доспех весьма надёжно защищал своего хозяина от скользящих сабельных ударов, но из-за большого диаметра колец совершенно не предохранял его от копейных наконечников и стрел. По этой причине байданы должны были носиться поверх кольчуги или мягкого доспеха.

Ворот байданы И.Г. Выродкова из коллекции Государственного исторического музея в Москве

На Руси байданы встречались достаточно редко. В описи 1589 года упоминается доспех Бориса Годунова: «Байдана мисюрская с сеченым кольцом, с мишенью без ожерелья, ворот и рукава и по подолу пущена в три ряда медью золоченою». Диаметр её колец 24 мм, толщина 2,5 мм. На кольцах надпись: «С нами Бог ни ктоже на ны». Байдана И.Г. Выродкова сплетена из сведённых колец диаметром 20 мм и штампованных колец диаметром 17 мм. Толщина колец обоих типов около 1 мм. Кольца снабжены надписями. На штампованных кольцах с одной стороны — «Бог с нами никтоже на ны», а с другой — «Мати Божия буди с нами». На сведённых кольцах — «Ивана Грьевича Выродкова».

Литература:

uCrazy.ru


Технология изготовления
Подборка инструментов:
Кто и когда изобрел кольчугу — каждый понимает в меру своей испорченности. Западные реконструкторы в качестве первооткрывателей часто называют кельтов, хотя сарматам, например, она была известна примерно в то же время. Скорее всего, выдумали ее где-то в Малой Азии, во втором тысячелетия до нашей эры.
Как понятно из названия, этот вид доспеха делается из колец (для тех, кто думает, что это банально — английское название кольчуги «mail» (или «maile») происходит от латинского «macula» — сеть). В большинстве подлинных кольчуг кольца заклепывались или заваривались (обычно заваренные кольца соединялись заклепанными, но есть несколько восточных байдан, где все кольца сварные). Только ранние европейские образцы делались из сведенных колец, да как всегда учудили японцы, пользовавшиеся сведенными кольцами или кольцами в два оборота, как на брелоках для ключей.
Изготовление кольчуги — это тихий и спокойный процесс, вполне пригодный для коротания долгих зимних вечеров. Разумеется, это относится только к кольчугам из сведенных колец, поскольку мало кто из соседей или родственников способен спокойно слушать, как вы заклепываете кольцо за кольцом… и так тысяч 20 колец (а то и больше). В любом случае, первую кольчугу лучше делать из самодельных сведенных колец, хотя бы потому, что в этом случае гораздо проще исправлять неизбежные ошибки.
Методов плетения существует достаточно много, но наиболее распространенным был и остается метод «4-в-1», при котором каждое кольцо соединяется с 4 соседними, и его вариации (6-в-1, 8-в-1, 8-в-2). При этом основным элементом плетения является квадрат. При «японском» плетении 4-в-1 основным элементом является ромб, возможны и другие варианты… но об этом попозже. Для начала все-таки стоит освоить старый добрый европейский метод.
Основными параметрами кольца являются внутренний диаметр (ВД) и диаметр проволоки (или диагональ сечения гровера). Ежу понятно, что внутренний диаметр должен быть как минимум в два-три раза больше диаметра проволоки, если от кольчуги требуется хоть какая-то гибкость. В то же время, кольца с гигантским ВД получаются хлипкими практически во всех случаях. Обычно ВД должен быть больше диаметра проволоки в пять раз, что в принципе верно и для подлинных кольчуг (средний диаметр кольца на средневековой кольчуге редко превышал сантиметр).

Эта немного заумная картинка — попытка вывести зависимость плотности плетения от ВД и диаметра проволоки. Она прекрасно заменяется «правилом большого пальца» : если большой палец пролазит в кольцо, то это не кольчуга. Это халтура. Инструмент Для работы из инструмента потребуются: тиски средние или маленькие-1 шт., бокорезы -1шт., плоскогубцы или утконосы с загнутыми губками- 2 шт. и ножницы по металлу -1 шт., пара перчаток.
Главное — это плоскогубцы. Во избежание мозолей покрытие ручек у них должно быть мягким и удобным, но сидеть на ручках должно плотно, не прокручиваясь. Если нет возможности купить такие, можно обмотать ручки изолентой. Рабочая поверхность губок должна быть рифленой, чтобы не соскальзывать с колец.
Ножницы по металлу нужны для резки колец. Резать (кусать) кольца можно и бокорезами, но тогда срез получается очень корявый. Ножницы дают ровный срез, и отрезать можно по несколько колец зараз, но использовать их для резки проволоки больше 1,5 миллиметров в диаметре я бы не рекомендовал. Разумеется, для резки их надо зажать в тисках.


На рисунке справа- колечко, откушенное бокорезами, справа — ножницами по металлу. В последнем случае срез идет немного по диагонали , и как минимум на 2/3 своей длины оказывается ровным. Если аккуратно сводить такие кольца, то никаких заусениц и острых краев не будет.
Бокорезы используются для снятия навитых колец со стержня (см. ниже), и особых требований к ним нет.
Тиски используются при накрутке колец и при резке. Удобнее всего средние тисочки на струбцине.
Наматывать проволоку и резать кольца обязательно в перчатках. Иначе легко заработать мозоли, которые заставят отложить работу на несколько дней.
Материалы
Материалы Прежде всего проволока (стальной проволоки на кольчугу идет как минимум килограмм 7-8), стержень нужного диаметра и несколько деревянных брусков. Проволока не должна быть алюминиевой!!!!! На это есть три причины: она слишком мягкая, выглядит как алюминий, и пачкается. Стальная проволока так же доступна, выглядит лучше и гораздо прочнее. Проще всего достать — купить — проволоку в магазинах, торгующих сварочным оборудованием. Они продают, например, стальную проволоку с медным покрытием диаметром 1,2 миллиметра, которая очень хорошо подходит для колец с внутренним диаметром 6 мм. Но для первого раза лучше, наверное, взять проволоку потолще, чтобы можно было делать кольца побольше (как уже говорилось, внутренний диаметр кольца должен быть примерно равен диаметру проволоки, умноженному на 5). Но не стоит расстраиваться, если диаметр колец в уже сделанной части перестал вас удовлетворять: некоторые кольчуги (в частности, кольчуга XIII в. из Изяславля) делались с использованием колец 3-4 разных размеров. Кроме того, кольчужные феньки можно использовать в качестве подарка. Стержень: диаметр его должен быть равен внутреннему диаметру кольца. Лучше всего подойдет медный или латунный пруток (разумеется, прямой). Длина -как минимум сантиметров 30. На расстоянии 1 см от любого конца сверлится сквозная дыра диаметром чуть большим, чем диаметр проволоки. В принципе, этого достаточно: стержень зажимается в тисках так, что дыра торчит над самыми губками, в дыру вставляется кончик проволоки — и «равномерными круговыми движениями» наматывается пружинка. Тем же, кому это надоело (а надоедает оно быстро) самое время вспомнить о брусочках и сделать mandrel, то есть машинку-вороток:

Вороток значительно ускорит намотку «пружинок» — заготовок для будущих колец. Хотя крутить его лучше вручную, а не электродрелью. Во-первых, дрель должна быть хорошей, с изменяемой скоростью вращения — следовательно дорогой , а во-вторых ее легко можно испортить.

Откусив бокорезами хвостики, снимаем пружинку с машинки и растягиваем так, чтобы расстояние между витками примерно равнялось 1,5 -2 диаметрам проволоки

Растянутую пружинку нарезаем на колечки. Колечки резать лучше одно за другим, группками по 4-5 штук. В этом случае отрезанные колечки не деформируются. Отрезав 5 штук — снимем отрезанные с лезвия ножниц, кладем в лоточек и повторим операцию… Если кому-то это покажется нудным — можно использовать гроверные шайбы. Но соединять из все равно придется способом, который я опишу ниже.
Соединение колец
Итак, определенное количество колец у нас уже есть. Для начала из этих колец надо наделать «пятерочек» (свести 4 кольца, продеть их в пятое и свести пятое). В расправленном виде «пятерочка» выглядит так:

Чтоб понять основные принципы, должно хватить девяти пятерочек. В результате получится кольчужный лоскуток 3 на 3, и если опыт будет удачен он станет основой кольчуги, а если нет — его можно будет со спокойной совестью выкинуть или подарить.
Следующий шаг — соединение пятерочек в цепочки. Тут тоже все очень просто: через четыре сомкнутых кольца продевается пятое и сводится. В нынешнем примере должны получиться 3 цепочки
Две готовые цепочки кладутся на ровную, светлую поверхность (кому нравится — на темную, но не советую) и разглаживаются так, как показано на картинке. Главное, за чем надо следить- это за тем, чтобы колечки среднего (второго снизу) ряда проходили ПОД колечками нижнего ряда и НАД колечками верхнего. На словах выходит путано, но на картинке все понятно. Плести будет гораздо удобнее.
Аккуратно поддеваем разомкнутым колечком два кольца на нижней цепочке (новое кольцо проходит ПОД ними) и продеваем его через кольца верхней — так, чтобы оно прошло НАД ними. После этого зажимаем кольцо. Если при этом цепочки съедут — не беда, главное, чтобы кольца, через которые проходит новое кольцо, не выскользнули из него.
Теперь главное — снова аккуратно расправить цепочки — и можно вдевать следующее кольцо. Через некоторое время процедура станет привычной и очень скоро получится вот такой вот прямоугольничек размером две на три «пятерочки».
Если все было проделано правильно, то через некоторое время на свет появится вот такой — только, разумеется, гораздо более аккуратный — кольчужный квадрат размером 3 на 3. На этом этапе можно немного погордится собой и приступать к изготовление квадрата 10 на 10, которых понадобится не один и не два…
Кройка и шитье
Сделав несколько прямоугольников можно приступать к соединению их в носимую вещь. Сразу замахиваться на «хауберк» с капюшоном не стоит. Начинать надо с «бронелифчика» (взято в кавычки, поскольку настоящий бронелифчик — это уже высший пилотаж). Описываемое ниже изделие — просто заготовка, закрывающая грудь и плечи. Ее можно (и нужно) наращивать во всех направлениях.
Внимание! Прежде чем соединять прямоугольники между собой, их хотя бы вымыть. Зачем — вопрос праздный: кольчугу в процессе изготовления придется примерять не раз и не два, а на проволоке (или гровере) почти наверняка осталась смазка и прочая грязь, которую гораздо проще «состирать» с кольчужного прямоугольника 10х10, чем с футболки или с полу готовой кольчуги (честное слово). Мыть прямоугольник лучше всего неразбавленным средством для мытья посуды (Fairy очень хорошо подходит): несколько капель на кольца, потереть до полного удовлетворения (или образования пены), смыть пену теплой водой и сразу же высушить прямоугольник, протерев его насухо. Результат этой операции можно положить рядом с немытым прямоугольником и почувствовать разницу.
Теперь из несколько прямоугольников надо соединить в длинную ленту. Длина ленты должна быть достаточной для того, чтобы свободно обхватить «на вдохе» грудь будущего носителя (или носительницы кольчуги) плюс как минимум 10-15 сантиметров запаса -» на вырост» и чтобы более или менее легко надевать ее на подкольчужник (поскольку носить на голое тело можно только кольчугу из анодированного алюминия, да и то только в одном месте — в стриптиз-баре) . Для того, чтобы звенья надетой кольчуги смыкались под собственным весом, при соединении прямоугольники надо укладывать так, как показано на рисунке:
Стрелками показано в какую сторону наращивать ленту. Проведя ладонью вдоль по ленте в этих направлениях, можно почувствовать что кольца «цепляют» ладонь. Если же провести поперек, кольца будут слегка прокручиваться и ладонь будет скользить — теоретически так же будет скользить и рубящий удар (маленькое примечание: встречал упоминание о том, что в римских кольчугах все было наоборот — но не смог найти первоисточника).
Итак, лента сделана и соединена в кольцо, которое свободно надевается (а главное снимается) «через голову». Теперь можно приплетать плечи.
Плечи начинаются с двух полосок 20х10 (каждая из двух квадратов). Ход колец на плечах — такой же, как и на туловище. Красными треугольниками обозначены места состыковки квадратов. Здесь надо аккуратно просчитать количество кольчужных «колонок», чтобы дырки под правую и левую руку были одинаковы. Да, и еще: голова должна проходить в предназначенное для нее отверстие свободно, не цепляясь ушами. Кстати, если среди знакомых или родственников есть кто-то, связавший хотя бы один свитер, можно спросить совета у них.
То же самое, но вид сверху.
Спереди расстояние между плечевыми полосками должно быть чуть меньше, чем сзади. Вообще надо быть готовым к тому, что плечи придется переплетать после первой примерки. Допустим, все хорошо — голова и руки свободно пролазят в отведенные для них отверстия. Накрутившись перед зеркалом и вдоволь постучав себя в бронированную грудь, нужно попробовать подвигать руками — свести их перед собой, поднять, опустить, завести за спину и т.п. Не исключено, что после таких телодвижений некоторые кольца разойдутся (если, естественно, используется не гровер). Это не смертельно, просто в этих местах нужны будут вставки.
После первой примерки можно начинать рукава. Направление колец остается тем же, что и на туловище (то есть когда руки опущены, кольца на рукавах висят «неправильно»). Снизу (подмышками) вплетаются вставки в форме двух прямоугольных треугольников. Таких вставок потребуется четыре штуки. Размер их зависит от многих параметров, а предназначены они в первую очередь для того, чтобы носитель кольчуги мог опустить руки.
Впрочем, дойдя до этой стадии, можно уже найти свой способ решения этой проблемы…(или опять же спросить у тех, кто вяжет)
Воротнички и манжеты
Итак, подол изловленной кольчуги уже вполне закрывает пуп, а рукава достигают локтя. Казалось бы, все хорошо. но в памяти почему-то постоянно оживает трагический образ кузнеца из фильма «Александр Невский» слова которого вынесены в эпиграф. Что же нужно сделать, чтобы не оказаться в подобной ситуации
Воротники
Во-первых, можно оставить дыру для головы такой, какая она есть, понадеявшись на то, что ее закроет бармица шлема или «bishop’s mantle». Однако есть способ, различные модификации которого достаточно широко применявшились в средние века. Это «стоячий» ворот.
Чаще всего такой воротник ассоциируется с восточными кольчугами (и с кольчужно-пластинчатыми доспехами), но применялся он и в Европе: несколько кольчуг 16-го века, находящихся в коллекции Уоллеса (Wallace collection), снабжены «воротом из сплющеных колец большого диаметра», за что их некоторое время считали азиатскими. Ошибку обнаружили (лет через 20) благодаря вплетенным в аналогичную кольчугу кольцам с немецкими клеймами. Стоячие вороты были и у русских кольчуг, причем еще в домонгольский период: две практически целые кольчуги этого времени были найдены в Изяславле и Кременце, причем в изяславской кольчуге сохранились даже кожаные ленты, которыми был простеган воротник.
У Кременецкой кольчуги прорезь расположена слева, а не по центру, но сути это не меняет: кольчуга с таким воротником одинаково уместна и на ландскнехте, и на русском воине 13 века, и на половецком всаднике. Как же делается воротник?
Для начала уже существующую квадратную дырку для головы надо уменьшить. Если этого не сделать, а начать приплетать воротник сразу же, результат получится жутковатым, ведь диаметр воротника окажется больше максимального диаметра головы! Для этого надо добавить несколько рядов колец со всех сторон и сделать прорезь- на груди или сбоку. Уменьшая размер отверстия, надо помнить о двух вещах: во-первых, воротник не должен жать, а во-вторых стоячий и простеганный воротник не позволит вороту растягиваться. Кроме того, слишком узкий ворот приведет к необходимости удлинить прорезь, что по понятным причинам нежелательно.
Удовлетворившись наконец размерами ворота, можно делать собственно воротник: это полоса высотой в 3-4 и длиной около 50 » пятерочек», которая затем приплетается по периметру ворота.
Здесь возможно несколько вариантов: можно взять проволоку потолще (тогда полоса получится жесткой и без кожаных лент), можно для той же цели попробовать сплющить кольца… Все эти способы правильные, и все они и использовались в средние века. Единственный «неправильный» (то есть не подтвержденный реальными находками) способ заключается в использовании для ворота плетения 6-в-1 или 8-в-1.
Но ворот, простеганный кожаными ремешками, все-таки смотрится гораздо красивее. Для этого достаточно продернуть несколько ремней (шириной примерно равных внутреннему диаметру кольца) в кольца, причем, если диаметр кольца маленький, продевать ремни можно через ряд.
Теперь осталась последняя, и самая трудная задача: как застегнуть ворот и закрыть щель на груди? Решений может быть много. В поздних кольчугах и кольчужно-пластинчатых доспехах использовались крючки различной формы (зацеплявшиеся за специальные петли или просто за кольца кольчуги), ремни с пряжками и даже шарнирные петли. К сожалению, из-за редкости находок кольчуг более раннего времени нельзя с уверенностью сказать, как именно застегивались на них вороты. Пожалуй, самым простым и верным решением будет обычная шнуровка.

Манжеты
С рукавами дело обстоит гораздо сложнее. Несмотря на обилие изображений рыцарей кольчугах с длинными рукавами, таких кольчуг сохранилось очень мало, и часть из них оказались составными, то есть собранными из кусков нескольких доспехов, причем чаще всего в XIX веке, когда в Европе возродился интерес к средневековью.
У упоминавшейся выше кольчуги ландскнехта из коллекции Уоллеса длинные прямые рукава. Рукава другой кольчуги из той же коллекции «согнуты в локтях», то есть скорее всего в рукав на уровне локтя вплетены клинья.
Похоже, что восточные и русские кольчуги чаще делали с короткими рукавами, предпочитая использовать наручи. Один из редких образцов хранится в Музее Армии в Стамбуле — это кольчуга Махмуда Паши, умершего в 1474 году. Она обшита снаружи алым, а изнутри (поверх подкладки) розовым шелком, и судя по всему ее покрой копирует покрой рубахи.
Но это скорее исключение. Гораздо чаще встречаются восточные кольчуги с рукавами до локтя.
Хорошо сделанная кольчуга уже сама по себе красива. Однако очень часто (толи из пижонства, то ли потому, что так требовал рынок) мастера и на Западе, и на Востоке старались дополнительно украсить готовое изделие. При этом использовались как накладные элементы (бляхи и «мишени»), так и вариации плетения и изменение цвета колец.
В Европе часто ограничивались рядом медных колец на вороте и рукавах. Для суеверных ландскнехтов мастера вплетали кольца с заговорами или просто последовательностью закорючек, похожих на буквы:
Мастер, изготовивший байдану для Бориса Годунова, выбил на каждом кольце «С нами Бог, кто же на мы», исламские оружейники были способны покрыть каждое кольцо золочеными изречениями из Корана. Превзошли всех индусы и персы, парадные доспехи которых делались из очень маленьких сведенных колец. Пользуясь разноцветной проволокой (медной, латунной, стальной) они создавали геометрические узоры, до боли напоминающие модные в 70х годах свитера с геометрическим орнаментом — памятник бессмысленной старательности. Поэтому при украшении кольчуги фантазию проявлять надо, но в меру, и красота не должна мешать функциональности. На меня, к примеру, самое большое впечатление произвела венгерская кольчуга начала 16 века, единственным украшением которой были позолоченные крючки и рад позолоченных же колец, вплетенных в ворот…

Кольчужные шоссы (кольчужные чулки)

Данная тема для меня была всегда актуальна, еще с тех пор когда я сделал свою первую кольчугу сведенку. И вот в очередной раз столкнувшись с элементам кольчужного доспеха – кольчужные шоссы, я решил углубиться в вопрос. Моя работа не претендует на научность, оно скорее обзорная. Ее задача, в небольшой статье, в полной мере отразить что такое кольчужные чулки.

О да, нет доспеха более универсального и долговечного в человеческой истории чем доспех из кольчужного полотна. Древний Рим, великая история завоеваний викингов, империя Карла Великого, темные времена Средневековья, Ренессанс и наконец времена беспощадной борьбы Речи Пасполитой за выживания. Во все эти периоду кольчужное полотно скроенное на различный лад присутствовала в арсенале рыцаря.

Кольчужные шоссы, либо кольчужные чулки

Данный тип доспеха широка распространенный в Европе, также получил свое и не территории Руси, об этом пишет А.Н.Кирпичников «К числу нововведений предмонгольского периода можно отнести также кольчужные чулки, появившиеся на Западе после 1150 г. Эта воинская принадлежность, насколько можно судить, едва ли не впервые была изображена на южных Суздальских вратах 30-х годов ХIII в., затем на образке «Св. Дмитрий», на некоторых миниатюрах Симоновско-Хлудовской псалтыри около 1270 г. и Тверского Амаргола около 1300 г. Доспешные чулки сохраняются на Руси вплоть до XIV—XVII вв. под названием «кольчужные нагавицы».

Деталь Золотых Врат из Суздаля

Миниатюры Симоно-Хлудовской Псалтири.

Миниатюра из Тверского Списка.

Миниатюра из Тверского Списка

Как и для Европы, так и для Руси характерно применение кольчужных чулков в ХIII в. – нач. XIV в. В то время как распространение чулков в Европе повсеместно, на Руси это был элитный доспех тяжеловооруженных конных рыцарей. В целом, распостраненость кольчужных доспехов на Руси спорный так как археологического подтверждения нету.

По все вероятности чулки крепились к поясу, на двойную завязку, кожаным шнуром. Наружная часть всегда была из кольчужного полотна. Внутренняя сторона стопы была либо кольчужная с несколькими шнурками, для придания анатомичности чулкам. Либо имелась шнуровка, которая затягивалась позади чулков и тем самым фиксировала их на ноге.

Шнуровка кольчужного элемента

Воина в кольчужных чулках на купели в Гильдесгейме, облегающие ноги

Основная эпоха использования чулков ХIII в. , в XIV веке они начинают выходить из использования.

кольчужных чулки в ХIII в.

кольчужных чулки в ХIII в.

кольчужных чулки в ХIII в.

кольчужных чулки в ХIII в.

кольчужных чулки в ХIII в.

Еще 4 способа использовать кольчугу и кольчужное полотно

Завершаем рассказ о восьми способах применения кольчужного полотна в военном деле. В процессе подготовки статьи отыскался девятый способ, который, по своей значимости сильно превышает все остальные. Чтобы не разрушать логику статьи мы пустили его бонусом. Итак, пятый способ…

5. Дублет и его кольчужные рукава — для защиты уязвимых зон

На поле битвы при Висби, о которой мы уже говорили в разделе про кольчужный капюшон, было сделано немало интересных находок. Одна из самых интересных — кольчужный рукав.

Ни от какой кольчуги его, безусловно, не отрывали, просто археологам попался самый ранний экземпляр вот такого варианта брони, как на фото:

Знакомьтесь, это разновидность поддоспешной одежды, которая называется «дублет».

На фото слева — кольчужный дублет, который был изготовлен между 1550 и 1650 годами, а в 1937 году — отремонтирован. Весит он чуть больше 4 кг, а его обхват в талии достигает 92,7 см. Хранится он в филадельфийском музее искусств.

Что же касается правой половины снимка, то сверху представлен неполный кольчужный рукав XV или XVI столетий, а снизу — его реконструкция на дублете. Шнурки, которые нашиты на рукав по верхней кромке, необходимы для привязывания частей пластинчатого доспеха к дублету.

Необходимость в частичном бронировании возникла в те времена, когда воины перешли на пластинчатые доспехи. Они отлично держат рубящий удар, но поскольку имеют жесткую конструкцию, то не всегда прикрывают самые уязвимые места. Например, подмышки.

А поскольку носить по два доспеха было, все-таки, тяжело, то на дублеты стали нашивать фрагменты кольчуги.

6. Кольчужный подол — для защиты бедер

Еще одной уязвимой зоной на теле средневековых воинов были бедра. В случае с кольчугой они защищались длинным подолом, который шел как продолжение защиты корпуса.

Но пластинчатые доспехи — совсем другое дело. Поэтому защиту бедер пристегивали к доспеху ремешками, а оставшуюся брешь защищали кольчужной юбкой:

Слева — реконструкция доспеха с кольчужной юбкой, справа — доспех Филиппа II из Musee Royal De L`Armee в Брюсселе.

7. Кольчужные перчатки и рукавицы — для защиты рук

Как ни странно, но до конца XII столетия кисти рук не защищали. Это не значит,что их особенно не берегли. Совсем наоборот, разбитыми пальцами сложно удержать оружие в бою, а значит долго не прожить.

Все те воины, которые по состоянию кошелька могли иметь боевые рукавицы, в первую очередь, озадачивались защитой головы и тела. Потому что чем больше мишень, тем проще в нее попасть — по сравнению с головой и корпусом попадания в руку были довольно редкими.

Но они, конечно же, все равно были. Примерно к 1180 году к длинным рукавам западноевропейских кольчуг стали приплетать прямоугольные мыски, так же из кольчужного полотна.

В следующие 20 лет они превратились в кольчужные рукавицы. При этом их можно было сбросить с рук и они оставались болтаться на рукавах, точь в точь, как на снимке выше.

А еще полвека спустя пальцы рукавиц стали делать раздельными — так появились кольчужные перчатки. Лишь во второй половине XIII века защиту кисти отделили от длинных рукавов кольчуг и стали делать отдельно.

Кстати, кольчужные перчатки XVI столетия, что изображены на следующем фото, не могли применяться например в XIII веке. Вы посмотрите на них повнимательнее.

Правая закрыта кольчугой сверху, тогда как сама ладонь остается без защиты. Это и правильно — ведь чем меньше преград между ладонью и рукоятью меча, тем крепче и удобнее держать оружие.

Но вот вторая кольчужная перчатка — для левой руки — сделана совсем наоборот. У нее бронирована именно ладонь. Для чего? На самом деле и здесь можно найти ответ. Как мы уже писали ранее, в XVI веке широко использовались мечи готического типа. Фехтование на них довольно хорошо изучено благодаря множеству учебников — «фехтбухов».

Так вот, во многих наставлениях можно увидеть прием, в ходе которого поединщик хватается левой рукой за клинок меча. Действительно, многие мечи в то время имели своеобразную заточку, поэтому браться за клинок можно было и голыми руками. Но, судя по этой кольчужной перчатке — далеко не всегда.

На Руси с кольчужными перчатками — а если быть справедливыми, то и с другими видами защиты кисти, было тускло. Есть только одно-единственное изображение кольчужной рукавицы, на страницах Тверского списка Хроники Георгия Амартола.

Список датируют 1300 годом, и это значит, что в конце XIII века защита кисти была известна русским летописцам. А вот насколько широко она была распространена — неизвестно.

8. Кольчужные чулки «шоссы»- для защиты ног

На рисунках, сделанных в Средние века, часто можно увидеть, что воины защищают свои ноги кольчугой. Со стороны может показаться, что это такие кольчужные штаны. Однако…

Заметьте: доспехи повторяли предметы гардероба своего времени. Кольчужная рубаха по своему покрою — точно такая же рубаха, что и шерстяная. Рукавицы, перчатки, епископская мантия…

То же самое и со штанами. Их в Средневековой Европе не носили. Зато носили чулки — шоссы, шерстяные как одежду и кольчужные как броню.

Разумеется, шоссы тех времен это вовсе не такие чулки, которые носят в наше время модницы, а скорее узкие штанины, сшитые зацело с носками. К поясу они крепились посредством завязок, с помощью завязок же привязывался к поясу или к поддоспешнику их кольчужный аналог.

Стоит упомянуть,что пара кольчужных шосс весит (вместе) пять килограммов, при диаметре кольца 10 милиметров.

Вполне возможно у вас уже зреет вопрос — если в Европе носили чулки, то на Руси — штаны. Значит ли это, что кольчужные штаны у нас предпочитали шоссам?

Разумеется нет, носили такие же шоссы как и в Европе. И вот почему. Кольчужные чулки — предмет дорогой, и его наличие было признаком богатого воина — князя или дружинника. Иначе говоря, всадника.

В статье про кольчугу мы рассказывали о том,что на Руси обнаружено множество кольчуг более коротких сзади, нежели спереди. Объяснялось это все той же необходимостью комфортно сидеть в седле.

И уж если кольчуги делали короткими, то и заднюю часть железных штанов неминуемо постарались бы убрать. А чулки, в которых этой задней части нет и потому ничего убирать не надо — являются самым лучшим вариантом.

Сказать, что шоссы плохо защищали нельзя. Да, это кольчуга, и от удара топором она не слишком защитит, ибо мягкая. Зато секущий удар саблей или мечом она выдержит с честью. Кроме того, подол кольчуги и верхняя часть железных чулков перекрывали друг друга, так что в местах нахлеста получался двойной слой кольчужного полотна.

Единственная — или одна из немногих бытовых сложностей, заключалась в том, что едкий лошадиный пот моментально ржавил кольчужные чулки. Поэтому всадники стали надевать на лошадей попоны — это было и практично,так как попоны впитывали конский пот, и красиво.

Кольчуга

Кольчуга – это вид доспеха, представляющий собой небольшие металлические кольца, соединенные вместе в виде сети.

Само по себе слово «кольчуга» обозначает материал (полотно из кольчужных колец), а не изделия из нее. Например, рубаха из кольчуги навается хауберк при длине до колен, хаубергон при длине до середины бедра, и берни при блине до пояса. Кольчужные гетры называются шоссы, кольчужный капюшон койфом, а кольчужные рукавицы — миттенами. Кольчужный воротник, подвешиваемый на шлем, называется бармицей. Кольчужный воротник, обматываемый вокруг шеи, называется пиксан. Кольчуга часто использовалась в декоративных целях и в ювелирных изделиях.

История

Самые ранние находки кольчуг относятся к 4 веку до н.э., найдены они были в кельтских захоронениях в Румынии. Считается, что Римская Республика впервые столкнулась с кольчугами во время боев с галлами в Цизальпинской Галлии (сейчас Северная Италия). Римская армия адаптировала технологию для своих войск в виде лорики хаматы, которая использовалась как основная форма доспеха в Имперский период.

Использование кольчуги прослеживается на протяжении Темных Веков, Средневековья и эпохи Возрождения, и достигает своего апогея (в значении площади покрытия тела) в Европе в течение 13 века, когда кольчуга покрывала все тело.

В 14 веке латные доспехи широко использовались для укрепления кольчужных. Обычно кольчуга укреплялась пластинами в большинстве вариантов. Однако, кольчуги все еще широко использовались многими солдатами наравне с бригандинами и стеганками. Эти три вида доспехов составляли подавляющее большинство всех видов доспехов, использовавшихся в то время, и кольчуга была самой дорогой из них. Часто кольчуга была дороже латного доспеха. Кольчужная рубаха, вплетенная между двумя слоями ткани, называлась джазерант, и могла носиться как защитная одежда.

Сохранившиеся до наших дней кольчуги представлена в различных музейных коллекциях.

Японцы использовали кольчугу (кусари) в ограниченных видах доспехов в начале периода Намбокучи (1336-1392 года). Использовались два основых способа плетения: квадрат по схеме 4-в-1 (гусари) и шестиугольник 6-в-1 (хана гусари). Кусари обычно была сделана из колец, намного меньших, чем используемые в европейских кольчугах, и использовалась кусари в намного меньших масштабах – вместо изготовления полного кольчужного покрытия, использовались небольшие ее элементы для соединения пластин доспеха и для прикрытия уязвимых мест, таких как подмышки. Кольца не были ни сварены, ни заклепаны, хотя некоторые участки были сплетены из колец, имеющих два и более скруток, наподобие современным цепочкам на брелках. Кольца были покрыты лаком для предотвращения коррозии, и всегда пришиты к ткани либо коже. Кусари иногда скрывалась между слоями ткани или кожи.

Эффективность кольчуги

Кольчужный доспех обеспечивает эффективную защиту против рубящих ударов и против проникающих ударов колющего оружия; Королевская Оружейная Палата в Лидсе (Великобритания) заключила, что «…практически невозможно пробить кольчугу любым обычным оружием» (имелось в виду вооружение, современное кольчуге). В целом, стойкость кольчуги к оружию определяется четырьмя факторами: типом соединения (сведенная, клепаная или сварная), используемыми материалами (железо, бронза или сталь), плотность плетения (более плотное плетение требует более тонкого оружия для проникновения за кольчугу), и толщина колец (обычно 1-3 мм). Кольчуга, если воин мог себе ее позволить, давала значительное преимущество воину при использовании соответствующих техник ведения боя. Однако, сильный удар мечом перпендикулярно поверхности кольчуги мог разрубить ее кольца; если кольчуга не была клепаной, точный удар копья или тонкого меча мог проникнуть через нее; удар поллакса или алебарды также мог проникнуть через кольчугу. Специальные стрелы с шилообразными наконечниками были специально предназначены для проникания через легкую кольчугу сквозь отверстия в ее кольцах. Сохранившиеся свидетельства говорят о том, что во время боя основным стремлением было обойти защищенные доспехами участки, вместо того, чтобы пытаться их пробить – это показывает изучение скелетов, найденных в Визби (Швеция) — большинство скелетов имели раны на менее защищенных ногах.

Гибкость кольчуги означает, что дробящий удар мог часто нанести рану воину в ней, не разрушая саму кольчугу; можно было нанести серьезные ушибы и переломы, и кольчуга была плохой защитой для головы. Одетые в кольчугу воины обычно носили отдельно шлемы поверх их кольчужных койфов для защиты головы. Более того, дробящее оружие, такое как булавы и боевые молоты, могли нанести травму через кольчугу без ее разрушения, поэтому обычно под кольчугу надевался мягкий доспех, такой как стеганка. Кольчуга тем не менее имела высокую важность для снижения риска пореза и инфекции, что было весьма опасным в то время для жизни солдата.

Изготовление кольчуги

Несколько способов соединения колец кольчуги были известны с древних времен, из них наиболее распространенным было плетение 4-в-1 (когда каждое кольцо соединено с четырьмя другими). В Европе плетение 4-в-1 имело полное доминирование. Кольчуга также имела распространение в Восточной Азии, в основном в Японии, где использовались еще несколько способов плетения.

Исторически, в Европе, в до-Римский период, кольца кольчуг склепывались для уменьшения вероятности расхождения колец при колющем ударе или при поражении стрелой. Вплоть до 14 века европейская кольчуга делалась из последовательно соединенных клепаных и сварных колец. Позднее кольчуги делались только из клепаных колец. Кольца делались из кованого железа. Некоторые поздние кольчужные элементы были сделаны из кованой стали с заметным содержанием углерода, что позволяло произвести закалку. Проволока для клепаных колец изготавливалась двумя способами. Один из способов заключался в том, что железо ковалось в пластины, которые затем разрезались. Эти тонкие полосы затем протягивались через волочильную доску до достижения требуемого диаметра. На нескольких манускриптах того времени изображено водное колесо, используемое для этой операции. Другой метод заключался просто в выковывании железных прутьев и последующем их вытягивании в проволоку. Концы колец соединялись с помощью пробойника. Кузнечная сварка также применялась для соединения колец, но единственный известный экземпляр такой кольчуги в Европе датирован 7 веком – кольчужная накидка Коппергейта. Вне Европы такой способ был более распространен, например хорошо известное «тета» плетение из Индии.

Историческая реконструкция

Многие клубы исторической реконструкции, особенно фокусирующиеся на античности и средневековье, широко используют кольчуги в качестве доспехов и в качестве элемента костюма. Кольчуги особенно популярны у клубов, использующих стальное оружие. Воин в хауберке и шоссах может бежать, вставать с земли, прыгать, кувыркаться, и даже плавать в полной экипировке, в зависимости от уровня физической подготовки. Современная реконструкция хауберка из колец с внутренним диаметром 10 мм весит около 10 кг, и содержит от 15000 до 45000 колец. Кольчуга может носиться под повседневной одеждой, и некоторые реконструкторы носят хауберк под их обычной одеждой, чтобы привыкнуть к его весу.

Один из двух основных недостатков кольчуги это то, что вес ее распределен неравномерно; основная нагрузка ложится на плечи. Вес может быть более равномерно распределен с помощью пояса, носимого поверх кольчуги, который обеспечивает еще одну точку опоры.

Кольчуга в фильмах

В некоторых фильмах вместо кольчуги используется вязаная ткань, окрашенная металлической краской, в целях снижения бюджета фильма (как пример – Монти Патон и Святой Грааль, снятый с очень маленьким бюджетом). Фильмы, более внимательные к точности костюмов, часто используют АБС-пластик (ударопрочная техническая смола) для изготовления колец кольчуги, для снижения стоимости и веса. Сотни таких кольчуг были сделаны для трилогии «Властелин Колец», в дополнение к обычным металлическим кольчугам. Металлические кольчуги редко используются в фильмах из-за их веса, за исключением сцен крупным планом, в которых кольчуги из АБС-пластика выглядят уже неправдоподобно.