Сколько флотов у США

masterok

Подробнее про это место на фотке

Вот казалось бы можно прикинуть приблизительно и сказать, какая страна будет обладать наибольшим количеством подводных лодок. Но у меня это не получилось. Может у вас получится ?

Подумайте и скажите. Какая ? А под катом в обратном порядке будет ТОП-10 стран по численности подводного флота …

Каждый год страны тратят миллиарды долларов на свои вооруженные силы. Армии, военно-воздушные силы и флот получают щедрые суммы финансирования для поддержания существующего уровня боеготовности, разрабатывая и закупая все новые образцы вооружения. За последние несколько веков державы мира быстро поняли важность и нужность военно-морского флота. Являясь не только символом власти и богатства, сильный флот может проецировать силу, использоваться в качестве политического инструмента, защитить коммерческие линии и доставить свои войска в любое место мира.

Для многих народов одним из самых важных и универсальных компонентов их флотов является подводная лодка. Первая подводная лодка была построена в 17 -м веке. В течение следующих нескольких сотен лет, подводная лодка прошла большой ряд эволюций, значительно улучшила свою подвижность, практичность, летальность и общие возможности. Сегодня подводные лодки – это грозная сила, которая наводит ужас на вероятного противника. Сегодня мы посмотрим на 10 крупнейших подводных флотов в мире. Этот список построен по общему количеству дизель-электрических и атомных лодок у государства.

10. Южная Корея – 14 подводных лодок.

Начинает этот список подводный флот Южной Кореи. ВМС Республики Корея в настоящее время располагают флотом из 14 дизель-электрических подводных лодок. В настоящее время, 12 из этих подводных лодок являются немецкой подводной лодкой Тип 209 и Тип 214, в то время как две сверхмалые подводные лодки построены в Корее. Небольшая лодка Тип 214 обладает восемью торпедными аппаратами и возможностью вести огонь противокорабельными ракетами и минами.

9. Турция – 14 подводных лодок.

Все подводные лодки ВМС Турции являются дизель-электрическими лодками и принадлежат к немецкому варианту Тип 209. Эти подводные лодки являются одними из наиболее экспортируемых типов. При стоимости около 290 млн. долларов, Тип 209 имеют возможность стрелять противокорабельными ракетами «Гарпун». Со следующего года ВМС Турции планирует заменить Тип 209 более современными немецкими дизель-электрическими подводными лодками Тип 214.

8. Израиль – 14 подводных лодок.

Когда думаешь о морской державе, то уж Израиль точно не приходит на ум. С военной точки зрения, большинство людей видят Израиль как сухопутную державу. И тем не менее известно, что израильский военно-морской флот в настоящее время располагает 14 подводными лодками (хотя большинство интернет-источники сообщают, более низкие цифры). Наиболее известные здесь являются лодки Dolphin. Построенные в Германии с 1998 года, подводные лодки класса Dolphin являются дизель-электрическими, они способны нести и осуществлять стрельбу израильским ядерным оружием.

7. Япония – 16 подводных лодок.

Сегодня подводные силы Японии состоят из дизель-электрических подводных лодок. Самая старая из них была построена в 1994 году. Новейшие подводные лодки Японии относятся к классу Soryu. Они созданы с применением новейших технологий, имеют диапазон действия в 11000 километров и могут стрелять ракетами, торпедами и минами.

6 Индия – 17 подводных лодок.

В настоящее время, подавляющее большинство подводных сил Индии состоит из дизель-электрических подводных лодок, построенных на российских и немецких верфях. Эти суда позволили Индии показать свою мощь в прибрежных водах и в Индийском океане в течение последних 25 лет. Совсем недавно, были приняты меры, чтобы создать индийский ядерный подводный флот. Аренда в России подводной лодки класса Акула и разработки Индией своей ядерной военной программы – явные признаки того, что Индия хотела бы значительно расширить возможности своего подводного флота. Учитывая время и затраты, связанные с созданием атомных подводных лодок, вполне вероятно, дизель-электрические лодки останутся костяком ВМС Индии в течение следующих нескольких лет.

5 Иран – 31 подводная лодка.

Нет, это не опечатка, Иран в настоящее время действительно обладает пятым по величине подводным флотом в мире. За последние несколько лет, Исламская Республика Иран приступила к разработке новых надводных кораблей и подводных лодок. Подводные силы были, и в значительной степени остаются, сосредоточенными на прибрежных операциях и операциях в акватории Персидского залива. Наиболее современные подводные лодки – это три дизель-электрические лодки российского производства класса Кило. Построенные в 1990-е годы, эти подводные лодки обеспечивают Иран возможностью патрулировать более 11000 километров и представляют реальную угрозу для любых военно-морских сил, приближающихся к иранским берегам.

4. Россия – 65 подводные лодки.


Кликабельно 1600 рх

С распадом Советского Союза в начале 1990-х годов, советский ВМФ, как и большинство советских военных сил, получал недостаточное финансирование и техническое обслуживание. За последние несколько лет эта ситуация изменилась, Россия стремится реформировать и модернизировать свои вооруженные силы. Подводный флот ВМФ России является одной из ветвей вооруженных сил, который выиграл от этой реформы. Россия располагает около 30 ядерных подводных лодок. Сейчас активно строятся новые подводные лодки, вероятно, подводные силы ВМФ России скоро смогут улучить свою позицию в этом списке в ближайшие годы.

3 Китай – 69 подводных лодок.

За последние 30 лет, военные силы Китая прошли программу массового расширения и модернизации. В дополнение к наземным и воздушным силам, подводный флот претерпел существенное развитие в целях расширения функциональных возможностей. В настоящее время Китай располагает около 50 дизель-электрическими подводными лодками, которые составляют основу подводного флота. Кроме этого у Китая в качестве сил ядерного сдерживания имеется несколько ядерных подводных лодок с баллистическими ракетами.

2 США – 72 подводные лодки.

Подводные силы ВМС США к удивлению не первые в этом списке. Однако не смотря на то, Америка располагает вторым по величине подводным флотом в мире, тем не менее, пожалуй, они располагают самым мощным подводным флотом. В настоящее время подавляющее большинство подводных лодок США являются атомными, что означает, что при выполнении операций в океане они ограничены только количеством пищи и воды. В настоящее время наиболее многочисленны подводные лодки класса Лос-Анджелес, из из которых около 40 находятся в эксплуатации. Построенные между 1970 и 1990 годами, подводная лодка класса Лос-Анджелес стоит около 1 миллиарда долларов, обладает водоизмещением почти 7000 тонн, может погружаться на глубину более 300 метров. Однако в настоящее время США начали заменять эти лодки времен холодной войны новыми и более современными подводными лодками класса Virginia стоимостью около 2,7 млрд. долларов.

1 Северная Корея – 78 подводных лодок.

Флот Корейскойя Народной армии занимает первое место в этом списке, располагая в своем составе 78 подводных лодок. Все подводные лодки КНДР являются дизель-электрическими и все они водоизмещением менее 1800 тонн. Потенциальная опасность этой силы была продемонстрирована в 2010 году, когда небольшая 130 тонная субмарина класса Yono потопила южнокорейский корвет Чхонан. Тем не менее, подводные лодки КНДР в значительной степени считаются устаревшими. Основное количество подводного флота состоит из старых лодок советской эпохи и малых самодельных прибрежных подводных лодок. Малые северокорейские подводные лодки очень хороши способностью операций в мелководных бассейнах и в руслах рек. Во время войны их можно использовать для минирования, разведки во вражеских гаванях и транспортировки спецназа к вражеским берегам.

источник

А вот смотрите какой случай.

Вот решил морж немного вздремнуть и тут началось …

Фото было сделано на Камчатке (г. Вилючинск ) в 2006 году.

А вот еще из интересного: читайте и МИФЫ О ПОДЗЕМНЫХ ЛОДКАХ , а вот Самый смертоносный корабль в истории и Малоизвестные факты о миниатюрных субмаринах. Почитайте про Частные подводные лодки типа Triton и кто такие Кайтены: японские камикадзе Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=67431Tags: Корабли

Состав подводных флотов США, России, Китая и ЕС в графиках

Подводные лодки ВМФ России

Про деятельность организации Naval Analyses слышали уже многие, кому небезразличны вопросы, связанные с флотом. Ее специалисты анализируют как вопросы современных военно-морских сил, так и все, что касается кораблей прошлого. Пожалуй, одним из самых интересных графиков, созданных Naval Analyses, стала инфографика, демонстрирующая состав подводных сил современного ВМФ РФ. Речь идет как об атомных, так и о дизель-электрических подлодках (как известно, в отличие от США, Россия совмещает два типа энергетических установок на подводном флоте). На графике можно видеть ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН), атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК), многоцелевые атомные подводные лодки, а также субмарины специального назначения.
Специалистам Naval Analyses можно простить некоторые спорные моменты и неточности. Например, то, что в число представленных стратегических подводных лодок проекта 955 «Борей» они внесли атомную субмарину «Князь Владимир», которая в действительности войдет в состав флота не ранее 2019-го. По имеющимся данным, сейчас лодка проходит заводские и государственные испытания. Аналогичное можно сказать в отношении новейшей многоцелевой лодки К-561 «Казань» проекта 885 «Ясень». Субмарина может быть включена в состав флота в 2019 году. В целом график наглядно показывает, что российский подводный флот занимает по общему потенциалу второе место в мире. Сразу после подводных сил США.
Подводные лодки ВМС США

Сам собой, обойти стороной ВМС США в Naval Analyses не могли, и одна из работ показывает все субмарины, которые имеются в распоряжении американского флота. На графике можно видеть основу ядерной триады США — стратегические субмарины типа «Огайо». В варианте ПЛАРБ каждая из них несет на борту 24 баллистические ракеты Trident II D5. АПЛ типа «Огайо» даже сейчас можно назвать самым разрушительным кораблем в истории. Стоит, впрочем, отметить, что часть этих субмарин была переоборудована под носители крылатых ракет, перейдя таким образом в разряд ПЛАРК.
Однако фанатам ВМС США, вероятно, интереснее численный состав новейших многоцелевых субмарин четвертого поколения. Речь идет про «Вирджинию» и «Сивулф». И если последних американцы построили лишь три штуки, то «Вирджинии» США намерены произвести большой партией в 30 кораблей. Таким образом, общий потенциал подводного флота США будет находиться на очень высоком уровне даже после окончательного вывода из состава флота заслуженных многоцелевых субмарин типа «Лос-Анджелес». Последних, к слову, за все время произвели 62 единицы.
Подводные лодки ВМС Китая

Многим, наверное, самой интересной работой серии покажется график, демонстрирующий состав подводного флота КНР. Это неудивительно, если учесть, как редко в русскоязычных СМИ представляется информация о китайских подводных лодках. Поднебесная в обозримом будущем нацелилась на то, чтобы иметь военно-морские силы, которые будут занимать как минимум второе место в мире по совокупному потенциалу. Нужно полагать, это касается также и атомных подводных лодок с баллистическими ракетами.
При этом конкретно сейчас подводные силы Китая выглядят скорее странно, нежели угрожающе. Это вызвано в том числе слишком сильно заметными заимствованиями у Советского Союза/России. Например, ПЛАРБ проекта 094 «Цзинь» сложно визуально отличить от привычного советского ракетоносца проекта 667БДРМ «Дельфин». По имеющимся данным, субмарины типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия до 12 тыс. км. Данные ракеты считают подводным вариантом китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31.
Стратегические субмарины проекта 092 «Ся», также представленные на графике, очень сильно устарели, однако Китай продолжает их эксплуатировать. Отметим, что усилить морскую составляющую ядерной триады КНР призваны перспективные стратегические субмарины проекта 096 «Тэнг». Каждая из них, по имеющимся данным, будет нести 24 баллистические ракеты, что можно сравнить разве что с уже упомянутыми американскими АПЛ типа «Огайо». Хотя вряд ли у Китая будут ракеты с характеристиками Trident II D5.
Подводные лодки Евросоюза

Еще более сложно все обстоит с составом подводных флотов стран Евросоюза. Достаточно сказать, что сейчас он формально включает в себя подводные лодки Великобритании, но это пока. Ожидается, что страна покинет Европейский союз 29 марта 2019 года. В целом британский флот часто преследуют серьезные трудности. В 2017 году сообщалось, что из строя вышли все новейшие британские многоцелевые АПЛ типа «Астьют». Источник также рассказал о проблемах с «предшественницами» данных лодок — «Трафальгардами».
Не считая Великобританию, мощнейшими подводными силами в Европе располагает Франция. Напомним, последняя имеет в своем составе четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения «Триумфан». Что касается многоцелевых лодок, то здесь Пятая республика может похвастаться шестью атомными подводными лодками «Рюби», построенными в 1976—1993 годах. Стоит отметить, что АПЛ класса «Рюби» являются самыми маленькими стоящими на вооружении атомными подводными лодками в мире. Каждая из них имеет подводное водоизмещение в 2607 тонн.
Немецкий подводный флот на фоне британского и французского выглядит бледно, хотя в годы Второй мировой действия немецких подводников вселяли ужас в сердца бывалых американских и британских моряков. Современная Германия вообще не имеет атомных субмарин, а дизель-электрических подлодок, которые есть в распоряжении Deutseche Marine, всего шесть. Впрочем, это весьма современные субмарины проекта 212А, которые заинтересовали ряд иностранных заказчиков.
Достаточно мощным флотом, состоящим из дизель-электрических субмарин, также может похвастаться Италия.
Весьма многочисленным подводным флотом, как следует из графика, обладают греческие ВМС.
Стоит отметить, что представленные нами графики — далеко не единственные из числа созданных Naval Analyses. Посетив сайт организации, вы сможете, в частности, ознакомиться с численным составом флотов стран Латинской Америки, надводным потенциалом стран ЕС и многими другими интересными фактами, касающимися современных (и не только) флотов мира.

Подводный флот

ВМС США, военно-морские подводные силы

Эмблема командующего военно-морскими подводными силами ВМС США Общие данные
Численный состав Военные конфликты

ВМС США, Знак Подводника, за боевое патрулирование После окончания Второй мировой войны потенциальным противником США стал СССР. В связи с этим, стратегия применения ВМС США была переориентирована на противолодочную борьбу и нанесение ударов по местам базирования ВМФ СССР, с целью обеспечения безопасности межконтинентальных морских перевозок. Кроме того, ВМС США присутствовали во всех регионах мира, оказывая политическую и военную поддержку дружественным США государствам и режимам. В конце 1950-х годов в ВМС США появились атомные подводные лодки («Наутилус» в 1955 году), в том числе атомные подводные лодки с баллистическими ракетами («Джордж Вашингтон» в 1959 году). В 1970-х годы ВМС США начали постоянно присутствовать в Индийском океане и особенно в Персидском заливе с целью обеспечения безопасности морского трансферта нефти из этого региона. Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами стали основным элементом стратегических ядерных сил, находящимся в постоянной боевой готовности.

История

В конце 18 в. ряды изобретателей подводных лодок пополнил прославившийся позднее созданием первого в мире парохода Роберт Фултон, уроженец Америки, сын бедного ирландского эмигранта. Увлекавшийся живописью юноша отправился в Англию, где вскоре занялся судостроением, которому и посвятил дальнейшую жизнь. Для успеха в столь сложном деле были необходимы серьезные инженерные знания, для приобретения которых Фултон направился во Францию.

В 1800 г. Фултон построил подводную лодку и с двумя помощниками произвел погружение на глубину 7,5 м. Через год он спустил на воду усовершенствованный Наутилус, корпус которого длиной 6,5 и шириной 2,2 м имел форму притупленной в носовой части сигары. Для своего времени лодка имела приличную глубину погружения — около 30 м. В носу возвышалась небольшая рубка с иллюминаторами. Наутилус стал первой в истории подводной лодкой, имевшей раздельные движители для надводного и подводного хода. В качестве движителя подводного хода использовался вращаемый вручную четырехлопастной винт, позволявший развивать скорость около 1,5 уз. В надводном положении лодка двигалась под парусом со скоростью 3-4 уз. Мачта для паруса была укреплена на шарнире. Перед погружением ее быстро снимали и укладывали в специальный желоб на корпусе. После подъема мачты развертывался парус и корабль становился похож на раковину моллюска наутилуса. Отсюда и появилось название, которое дал своей подводной лодке Фултон, а спустя 70 лет заимствовал Жюль Верн для фантастического корабля капитана Немо.

Наутилус Р. Фултона

Нововведением был горизонтальный руль, с помощью которого при движении под водой лодка должна была удерживаться на заданной глубине. Погружение и всплытие осуществлялись заполнением и осушением балластной цистерны. Наутилус был вооружен миной, представлявшей собой два медных бочонка с порохом, соединенных эластичной перемычкой. Мина буксировалась на тросе, подводилась под днище неприятельского корабля и взрывалась при помощи электрического тока. Боеспособность корабля была проверена на Брестском рейде, куда вывели и поставили на якорь старый шлюп. Наутилус пришел на рейд под парусом. Убрав мачту, лодка погрузилась в 200 м от шлюпа, а через несколько минут прогремел взрыв и на месте шлюпа взметнулся столб воды и обломков. Правда, выявились и недостатки, наиболее существенным из которых являлась малая эффективность горизонтального руля из-за очень небольшой скорости в подводном положении, в связи с чем лодка плохо удерживалась на заданной глубине. Для устранения этого недостатка Фултон применил винт на вертикальной оси.

Маломощный «мускульный» двигатель стоял непреодолимым барьером на пути изобретателей подводных лодок. И хотя в конце 18 в. механик из Глазго Джеймс Уатт изобрел паровую машину, ее применение на подводной лодке откладывалось в точение многих лет из-за ряда проблем, главной из которых являлась подача воздуха для сжигания топлива в топке парового котла при нахождении лодки в подводном положении. Главной, но не единственной. Так, при работе машины расходовалось топливо и, соответственно, изменялась масса подводной лодки, а ведь она должна быть всегда готовой к погружению. Пребывание экипажа в лодке затрудняли тепловыделения и токсичные газы.

В 1851 г. американец Лоднер Филиппс построил подводную лодку с паромашинной энергетической установкой. Но довести дело до конца изобретатель не успел. При одном из погружений на озере Эри лодка превысила допустимую глубину и была раздавлена, похоронив на дне озера экипаж вместе с Филиппсом.

Между тем в истории подводного плавания произошло знаменательное событие. До гражданской войны 1861—1865 гг. в США практически не уделялось внимания подводному кораблестроению. С началом войны южане объявили открытый конкурс на лучший проект подводной лодки. Из представленных проектов предпочтение было отдано подводной лодке инженера Аунлея, под руководством которого и была построена серия небольших железных лодок цилиндрической формы с заостренными оконечностями, длиной около 10 и шириной около 2 м. Первая лодка получила название Давид по имени библейского юного Давида, победившего великана Голиафа. Под голиафами, естественно, подразумевались надводные корабли северян. Давид был вооружен шестовой миной с электрическим запалом, взрываемым изнутри лодки. Экипаж состоял из девяти человек, восемь из которых вращали коленчатый вал с гребным винтом. Удержание глубины погружения осуществлялось горизонтальными рулями. По сути это были полупогружающиеся корабли, при движении которых в подводном положении над поверхностью воды оставалась плоская палуба.

Схематическое изображение подводной лодки типа «Давид»

В октябре 1863 г. лодка этой серии атаковала стоявший на якоре броненосец северян, но взрыв был осуществлен преждевременно и она погибла. Спустя четыре месяца аналогичную попытку предприняла лодка Ханли, но от волны проходившего рядом парохода она резко накренилась, черпнула воду и затонула. Лодку подняли и отремонтировали. Но злой рок преследовал ее. Лодки типа Давид имели недостаточную остойчивость, в результате чего ночью стоявшая на якоре Ханли внезапно перевернулась. Лодку вновь восстановили. Для выяснения причин аварий с участием Аунлея провели всесторонние испытания, в ходе которых Ханли снова затонула со всем экипажем и изобретателем. Последовали очередные подъем и ремонт, после которого 17 февраля 1864 г. Ханли стала героем события, о котором в «Морской истории гражданской войны» написано: » 14 января Морской министр написал вице-адмиралу Дальгорну, командующему флотом у Чарльстона, что по полученным им сведениям конфедераты спустили на воду новое судно, способное уничтожить весь его флот… ночью 17 февраля недавно построенный прекрасный корабль Хаузатоник в 1200 тонн водоизмещением, стоявший на якоре перед Чарльстоном, был уничтожен при следующих обстоятельствах: около 8 ч 15 мин вечера был замечен в саженях 50 от корабля какой-то подозрительный предмет. Он имел вид доски, плывущей на корабль. Через две минуты он был уже около судна. Офицеры были заблаговременно предупреждены и имели описание новых „адских“ машин со сведениями о наилучшем способе избавляться от них. Вахтенный начальник приказал потравить якорные канаты, дать ход машине и вызвать всех наверх. Но, к несчастью, было уже поздно… Ста фунтов пороха на конце шеста оказалось достаточным для уничтожения самого сильного броненосца». Правда, сама лодка не избежала участи своей жертвы. Как выяснилось позже, Ханли не успела отойти на безопасную дистанцию и была втянута внутрь броненосца вместе с водой, хлынувшей через пробоину. Но Давид сокрушил Голиафа. Гибель Хаузатоника вызвала резонанс в военно-морских ведомствах разных стран и привлекла внимание к оружию, которое еще совсем недавно многими не воспринималось всерьез.

Энергичную деятельность в подводном кораблестроении конца 19 в. развили США. Наибольшего успеха в этой области достиг американец ирландского происхождения учитель по профессии Джон Филип Голланд.

Джон Филип Голланд

Свою деятельность в подводном кораблестроении Голланд начал в 1875 г. Понимая, что успех может быть достигнут только на базе механического двигателя, он обратил внимание на появившиеся в то время двигатели внутреннего сгорания, работавшие на легком топливе. Успех пришел не сразу. В 1881 г. Голланд построил подводную лодку водоизмещением 19 т с керосиновым мотором мощностью 15 л. с., вооруженную пушкой, которая могла в подводном положении выбрасывать сжатым воздухом снаряд на расстояние 40 м. Испытания закончились неудачно. Голланд не отчаялся и продолжал разрабатывать проекты новых подводных кораблей. Удача любит упорных. Только девятый вариант подводной лодки водоизмещением 65/74 т, построенной в 1899 г. и названной в честь основателя фирмы Голландом, принес успех. Надводный ход (8 уз) обеспечивался бензиновым двигателем мощностью 50 л. с., а подводный (6 уз) — гребным электродвигателем такой же мощности с питанием от аккумуляторной батареи, масса которой составляла 21 т, то есть 29 % от водоизмещения лодки. Голланд предусмотрел зарядку батареи гребным электромотором с приводом от двигателя надводного хода. Благодаря удачному расположению рулей лодка хорошо управлялась в подводном положении. На маневрах 1900 г. Голланд удачно атаковал надводные корабли. Сразу после маневров в короткий срок Голланд построил подводную лодку «Фултон», ознакомиться с которой предложил ряду государств. Реклама сделала свое дело. Фирма начала получать заказы на подводные лодки не только от морского ведомства США, но и из-за рубежа. С 1900 г., когда Голланд удачно атаковал на маневрах надводные корабли, в США всерьез занялись .созданием подводного флота, но отводили ему сугубо оборонительную роль, в связи с чем сосредоточили усилия на постройке многочисленных лодок береговой обороны. Главное внимание уделялось усилению торпедного оружия и увеличению скорости, что отразилось на водоизмещении, которое у каждой последующей серии подводных лодок было примерно в полтора раза больше, чем у предыдущей. С появлением мощных дизелей существенно улучшились ходовые качества лодок. Так, первые дизель-электрические подводные лодки США водоизмещением 355/434 т, построенные в 1910 г., имели скорость 14/11 уз. Двигатели этих лодок оказались недостаточно надежными, и позже, уже в ходе войны, скорость надводного хода лодок этого типа пришлось ограничить. Подводные лодки США предвоенной поры отличались большой скоростью подводного хода. Обеспечивалось это не только увеличением энерговоорженности, но и существенным снижением сопротивления лодок в подводном положении. Так, на лодках типа L зенитное 76-мм орудие перед погружением убиралось в специальный герметичный отсек, утопленный в корпус, а на спроектированных к концу войны лодках типа S водоизмещением 896/1092 т с этой целью ограждение рубки было сделано обтекаемым, выступающие части корпуса сведены до минимума, сняты неубирающиеся орудия и даже леерные ограждения. При мощности энергетической установки подводного хода 600 л.с. подводная лодка типа S могла развивать под водой скорость 12,5 уз и ее энерговооруженность при этом составляла всего 0,55 л. с./т, тогда как лучшая английская подводная лодка той поры типа L водоизмещением 890/1150 т при мощности двигателей подводного хода 1600 л. с. могла развить под водой 10,5 уз, что соответствовало энерговооруженности 1,4 л. с./т. Однако с учетом опыта войны было решено, что выигрыш в 2-3 уз не компенсирует указанных конструктивных особенностей, и от них отказались еще в процессе постройки серии лодок типа 5.

Строительство американских атомных подводных лодок началось в 1952 году с закладки ПЛА «Наутилус». Ее первый выход в море с использованием ядерной энергетической установки состоялся в начале 1955 года. Первые ПЛА не только продемонстрировали свои тактические достоинства, но и выдвинули ряд проблем. Так, их водоизмещение возросло примерно в два раза, а стоимость почти в двадцать раз в сравнении с дизель-электрическими подводными лодками США периода второй мировой войны. Столь внушительный рост стоимости был вызван не только атомной энергетикой, но и насыщением лодок сложным оборудованием и устройствами. В попытке создать менее крупный и более дешевый корабль в США был разработан проект ПЛА типа Скейт водоизмещением 2310/2861 т с АЭУ мощностью 4860 кВт, то есть примерно на 50 % меньшей, чем у Наутилуса. На лодках этого типа существенно ухудшились тактико-технические элементы, например скорость полного хода, которая по сравнению с Наутилусом уменьшилась почти на 20 %. Но несмотря на это, руководство ВМС США сочло ПЛА (даже в таком варианте) достаточно эффективными, и после последней (4-й) лодки типа Скейт в 1959 г. в США было прекращено строительство дизель-электрических подводных лодок. Шесть атомных лодок типа Скипджек, построенные США в 1959—1961 гг., объединили в себе результаты исследований в области корабельной атомной энергетики и гидродинамики. Были сведены до минимума выступающие части и проницаемые объемы корпуса. Одновальная АЭУ мощностью 11 тыс. кВт обеспечивала скорость более 30 уз.

ПЛА Скипджек

Скипджек разительно отличался от подводных лодок недавнего прошлого. На нем не было надстройки и верхней палубы, горизонтальные рули размещались на рубке. Начиная со Скипджека рубочные горизонтальные рули получили распространение на большинстве зарубежных ПЛА, заменив классические носовые горизонтальные рули, габариты которых для скоростной подводной лодки большого водоизмещения очень велики. Специалисты США считают, что при почти равном сопротивлении рубочные рули могут иметь площадь на 75 % большую, чем обычные горизонтальные. Вследствие этого их подъемная сила увеличивается на 85 %, момент на рулях — на 20 %. Преимуществом рубочных рулей является также их удаление (как источника шума на ходу) от приемных антенн гидроакустических станций, размещаемых, как правило, в носовой части подводной лодки. Основу сегодняшних подводных сил общего назначения американских ВМС составляют ПЛА типов «Лос-Анджелес» (34 единицы, построены в 1976—1996 годах) и «Виргиния» (14 единиц). Последние являются наиболее современными, их поступление в состав флота продолжается и в настоящее время со средним темпом три-четыре лодки в год.

Особое место среди американских кораблей занимают ПЛА, приспособленные для переброски подводных диверсантов. В 1983—1985 годах две лодки типа «Этен Аллен» (SSN609 «Сэм Хьюстон» и SSN611 «Джон Маршалл», рис. 3) переоборудованы в транспортно-десантные. На них имеются помещения для личного состава подразделений сил специальных операций (так называемые команды SEAL), в которых можно разместить до 65 десантников с оружием и снаряжением. На верхней палубе установлены фундаменты для крепления двух контейнеров цилиндрической формы (DDS-Dry Deck Shelter), имеющих шлюзовую и декомпрессионную камеры (рис. 4) и служащих для доставки боевых пловцов. В тех же целях на ПЛА типа «Стёрджен» устанавливается один такой контейнер (переоборудование прошла SSN684 «Кавелла», планируется произвести еще пять контейнеров для пяти других кораблей данного типа). Командование ВМС США заключило контракт на создание стратегической атомной подводной лодки нового поколения — Ohio Replacement, которая в перспективе должна заменить подлодки типа «Огайо». Ожидается, что проектирование новой подводной лодки начнется в 2017 году, а первое патрулирование новые подлодки начнут в 2031 году и будут стоять на вооружении ВМС США до 2083 года.

Организационный состав

Многоцелевые атомные подводные лодки составляют основную часть подводного флота США. Огромные расходы, связанные с высокой стоимостью содержания кораблей данного класса в течение их жизненного цикла, заставляет руководство ВМС сокращать численность ПЛА в составе флота. Ожидается, что к 2025 году их количество уменьшится до 44 единиц. К этому времени в составе ВМС США будут находиться многоцелевые атомные подводные лодки следующих типов: «Лос-Анджелес» (с продлением срока службы до 33 лет), «Сивулф», «Виргиния» (с непрерывной модернизацией при строительстве последующих корпусов), и, возможно, после 2023 года флот пополнится ПЛА нового поколения NSSN. В рассматриваемый период в составе ВМС будут преобладать ПЛА типа «Лос-Анджелес». В связи с этим командование ВМС принимает ряд мер, направленных на повышение их боевых возможностей в соответствии с новыми концепциями применения сил флота.

Корабельный состав

Состояние подводных сил ВМС США на период до 2025 года

Класс и тип кораблей Период вступления в строй кораблей серии 2007 2010 2015 2020 2025
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами
«Огайо» 1984-1997 14 14 14 14 14
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами
«Огайо» 2004-2007 4 4 4 4 4
Многоцелевые атомные подводные лодки
«Лос-Анджелес» 1976-1996 49 44 34 22 11
«Сивулф» 1997-2004 3 3 3 3 3
«Виргиния» 2004-2023 3 6 14 22 30
NSSN 2023- 2
Всего 73 71 69 65 64

Эмблемы военно-морских подводных сил ВМС США

  • ВМС США, эмблема командующего подводными силами Атлантического флота

  • ВМС США, эмблема командующего подводными силами Тихоокеанского флота

  • ВМС США, эмблема командира подводного эскадрона 11

  • ВМС США, эмблема командира подводного эскадрона 15

  • ВМС США, эмблема подводной лодки «Вайоминг» (SSBN-742)

  • ВМС США, эмблема подводной лодки «Вирджиния» (SSN-774)

  • ВМС США, эмблема подводной лодки «Гонолулу» (SSN-718)

  • ВМС США, эмблема подводной лодки «Западная Вирджиния» (SSBN-736)

  • ВМС США, эмблема подводной лодки «Лос-Анджелес» (SSN-788)

  • ВМС США, эмблема подводной лодки «Миссиссиппи» (SSN-782)

  • ВМС США, эмблема подводной лодки «Мэриленд» (SSBN-738)

2 000

Военно-морские силы США 21 сентября 2017 г. выдали компании «Дженерал Дайнемикс Электрик» (General Dynamics Electric) заказ на завершение проектирования новой стратегической атомной подводной лодки (АПЛ) типа «Колумбия» (COLUMBIA). Согласно контракту на подрядчика возлагается разработка окончательного проекта всего корабля, необходимых технологий, включая новый ядерный реактор, а также изготовление первых модульных компонентов для корабля-прототипа. Первая АПЛ США этого типа должна поступить в эксплуатацию к концу 2030г.

Особенности контракта и организации службы новых АПЛ США

Командование ВМС США планирует закупить 12 кораблей типа «Колумбия». Они заменят 14 оставшихся АПЛ США тип «Огайо» (OHIO). Последние намечается вывести из состава флота в период 2027-2039 гг. Строительство корабля USS «Columbia»(SSBN 826) должно начаться в 2021 г. после заключения отдельного договора. Поставка пройдет до конца 2027 г. Ввод в эксплуатацию двенадцатой и последней АПЛ США намечен на 2042 г.

АПЛ тип «Огайо»

Строительство будет происходить на верфи «Электрик Бот» (Electric Boat, EB) в г. Гротон (Groton), шт. Коннектикут, а также на заводе EB в г. Квонсент-Пойнт (Quonset Point), шт. Род-Айленд. В качестве важнейшего субподрядчика фигурирует компания «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг» (Newport News Shipbuilding), шт. Вирджиния. Предприятие изготавливает корму, нос, надстройку и вспомогательные машинные отделения подводной лодки.

Верфь компании «Электрик Бот»

Задание на разработку первичного проекта нового корабля «Электрик Бот» получила в 2012 г. На момент заключения сумма пятилетнего контракта составила 1,85 млрд. долл. США. В 2008 г. компания получила отдельный заказ на разработку новой системы пусковых шахт для атомного оружия (заказчик – общий ракетный департамент, Common Missile Department). Объем контракта, выданного в сентябре 2017 г., оценивается в 5.1 млрд. долл. США. Общая стоимость программы закупок, включая исследования и разработки, оценивается в 127 млрд. долл. США.

Разрабатываемая модель подводной лодки нацелена на службу в составе ВМС в течение 42 с половиной лет. Ожидается, что на протяжении этого периода каждая АПЛ США типа «Колумбия» выполнит 124 боевых службы. Продолжительность плановой боевой службы составит 77 суток.

Завод компании «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг»

Между походами устанавливается период регламентных работ от 35 до 50 суток. После 10 и 30 лет эксплуатации предусмотрены шестимесячные периоды обслуживания. К этому добавляется также двухлетний капитальный ремонт после 20 лет эксплуатации.

Как принято для АПЛ США, корабли типа «Колумбия» управляются двумя полностью укомплектованными экипажами: «синим» и «золотым». Команды сменяют друг друга после завершения очередного похода. Численность экипажа – 155 чел. Последний корабль останется в строю до 2084 г.

Стратегическая роль «Колумбии»

Стратегическая триада США состоит из наземных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), несущих ядерные заряды, дальних стратегических бомбардировщиков и подводных лодок с ядерным оружием на борту. Согласно взглядам американского военно-политического руководства, АПЛ США имеют возможность незаметно подходить к прибрежным водам противника и запускать свои ракеты из подводного положения.

В сравнении с использованием МБР наземного базирования или дальних бомбардировщиков тактика действий АПЛ оставляет противнику минимум времени для принятия ответных мер. В Пентагоне, также полагают, что находящиеся под водой АПЛ США не будут уничтожены внезапным ударом противника в отличие от МБР и бомбардировщиков. По этим причинам размещенные на подводных лодках ракеты становятся мощнейшим потенциалом сдерживания в рамках стратегической триады.

Кроме того, в будущем важное значение приобретут ограничения в рамках соглашения о контроле над вооружениями СНВ-2, налагаемые на наземную и воздушную компоненты триады. В результате размещенные на подводных лодках ракеты «Трайдент II D5» (Trident II D5) с восемью боеголовками составят около 70 процентов боеготовых ядерных зарядов США. Как следствие этого, руководитель военно-морскими операциями ВМС США адмирал Джон РИЧАРДСОН (John RICHARDSON) рассматривает закупку новой стратегической АПЛ в качестве высшего приоритета.

Адмирал Джон РИЧАРДСОН

Особенности конструкции

Согласно публикациям, АПЛ США типа «Колумбия» имеет длину 171 м и диаметр корпуса 13 м. Это в значительной степени соответствует размерам АПЛ типа «Огайо». Водоизмещение нового корабля лежит в пределах 20 500 т, что на 2 000 т больше, чем у «Огайо».

Сообщается, что «Колумбия» имеет максимальную модульность конструкции. С одной стороны, такой подход должен экономить время и деньги. С другой, использование более крупных модулей в качестве основных элементов корпуса должно увеличить прочность корабля. Подобная технология успешно применялась при разработке и строительстве подводных лодок типа «Вирджиния» (VIRGINIA).

АПЛ тип «Вирджиния»

Около 70 процентов компонентов, а также различных элементов дизайна АПЛ США типа «Вирджиния» предполагается перенять или модифицировать для использования на подводной лодке нового поколения. К ним относятся:

  • поглощающее покрытие корпуса корабля;
  • особый привод гребного винта, уменьшающий кавитации и сигнатуру шума, а также повышающий маневренность;
  • расположенный на корме X-образный направляющий руль высоты (обеспечивает большую скорость движения и лучшую маневренность в надводном положении);
  • мачты с цифровыми сенсорами вместо перископа, что исключает возникающую при сквозной установке перископа структурную уязвимость в корпусе и позволяет передавать картину с датчиков на различные рабочие станции АПЛ;
  • широкоапертурная антенна ГАС (Large Aperture Bow Array) в сферическом носе корабля с тысячью активных и пассивных датчиков; компоненты антенны не подлежат замене в течение всего 42-летнего срока службы корабля;
  • навигационная система корабля, цифровое управление с помощью джойстика, электронные системы;
  • система охлаждения.

Новые разработки для новой АПЛ США

Для самозащиты тип «Колумбия» имеет обычные торпедные аппараты в носовой части. Наступательное вооружение состоит из 16 ракет «Трайдент II D5» (на четыре меньше, чем на типе «Огайо»).

Подводный старт МБР «Трайдент 2»

Новая пусковая установка

Одной из новинок АПЛ США типа «Колумбия» станет универсальный ракетный модуль (Common Missile Department Module, CDM), одновременно принимающий четыре ракеты. Узел имеет альтернативное обозначение, которое можно перевести, как «четверной пакет» (quad Pack). Уже во время первичной фазы строительства, модуль интегрируется в корпус. На АПЛ типа «Огайо» пусковые установки монтировались в корпус корабля по отдельности и только после завершения строительства подводной лодки.

Блок пусковых АПЛ «Колумбия»

Согласно данным «Электрик Бот», применение четырех CMD-модулей экономит несколько месяцев строительства и несколько миллионов долларов на одну подводную лодку. Кроме того, новые пусковые установки ракет на один метр длиннее, чем применяемые в прошлом. По расчетам конструкторов, такой подход в будущем позволит установить более крупные ракеты. Хотя по сообщениям в настоящее время не существует программы разработки новых ракет для АПЛ США, высказываются предположения, что закупка таковых потребуются в середине 2040-х годов.

Ядерный реактор и привод

Для АПЛ типа «Колумбия» специально разработан новый ядерный реактор, который является «элементом жизненного цикла» корабля. В отличие от АПЛ «Огайо» топливные стержни этого ядерного реактора не потребуют замены после 20 лет эксплуатации. Это означает, что 12 АПЛ «Колумбия» смогут гарантировать оперативное присутствия равное 14 кораблям типа «Огайо».

Кроме того, «Колумбия» станет первой АПЛ США, оснащенной электрическим приводом, который должен повлиять как на более эффективную передачу энергии, так и на уменьшение сигнатуры шума подводной лодки. Последнее свойство считается особенно важным, поскольку потенциальные противники разрабатывают более мощные противолодочные ГАС.

Наряду с этим американские аналитики отмечают, что одной из проблем остается финансирование. Программа строительства новой АПЛ через 15 лет угрожает проглотить половину бюджета закупок ВМС США. Однако, командование ВМС утверждает, что гарантирует финансирование закупок на период 2021-2035 гг. и найдет источники для дополнительного финансирования в размере 4 млрд. долл. в год.

Таким образом, ВМС США выдали заказ на окончательное проектирование АПЛ нового поколения под обозначение тип «Колумбия». Планируется построить 12 кораблей, призванных заменить 14 состоящих в настоящее время на вооружении АПЛ типа «Огайо». Первая новая подводная лодка вступит в состав подводного флота США к концу 2030 г., последняя – в 2042 г. В целом программа рассчитана на период до 2080 г.

По материалам журнала «MarineForum»

Морская компонента стратегических ядерных сил Китая

В последние десятилетия Китай сумел построить собственные стратегические ядерные силы, включающие все необходимые компоненты. При развитии СЯС особое внимание уделяется наземным составляющим, в результате чего другие компоненты имеют ограниченную численность и соответствующие возможности. Не самой развитой, но достаточной для решения возлагаемых задач является морская компонента, построенная с использованием подводных лодок и баллистических ракет.

Подлодки для ракет

По известным данным, в настоящее время в ВМС НОАК имеется порядка десятка ПЛАРБ и одна опытовая дизель-электрическая лодка, способная нести БРПЛ. Точная численность морской компоненты неизвестна из-за общей атмосферы секретности, свойственной НОАК. Тем не менее, время от времени появляются различные данные, проясняющие обстановку.
Единственная ПЛАРБ пр. 092. Фото Whitefleet.net
Подлодки всех классов могут использоваться в составе всех флотов ВМС. Все подобные объединения имеют собственные базы для субмарин. Точные данные о приписке конкретных ПЛАРБ к военно-морским базам отсутствуют.
Самым старым представителем китайских ПЛАРБ является корабль «Ся» (б/н 406) – единственный представитель проекта 092. Эта лодка была заложена в 1978 году и спущена на воду в 1981-м. По ряду технических и иных причин, субмарину ввели в строй только в 1987 году. В прошлом она неоднократно проходила ремонты и модернизацию, что позволяет продолжать ее эксплуатацию до сих пор.
Проект 092 предусматривает строительство ПЛАРБ полным водоизмещением 8 тыс. т длиной 120 м. Энергоустановка построена на основе ядерного реактора и двух паровых агрегатов; мощность выдается на единственный гребной винт. Лодка развивает скорость до 22 узлов и опускается на глубину 300 м. Экипаж – 100 человек.
В носовом отсеке ПЛАРБ «Ся» помещается шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Основным вооружением являются 12 ракет JL-1A в шахтных пусковых установках, размещенных позади рубки. Из-за большой длины ракет и установок корпус лодки дополнен характерной надстройкой.
Основой морской компоненты СЯС являются ПЛАРБ пр. 094, также известные как «Цзинь». Этот проект создавался в девяностых годах для замены «092», и в 1999-м стартовало строительство головного корабля с б/н 409. Эту лодку ввели в состав ВМС в 2004 году. Согласно разным зарубежным источникам, к настоящему времени построено и введено в строй не менее 4-5 ПЛАРБ пр. 094. К 2020 году или позже их численность доведут до восьми. Таким образом, лодки «Цзинь» уже стали основой морской компоненты СЯС и сохранят этот статус в будущем.
Лодка типа «094», пусковые установки открыты. Фото News.usni.org
ПЛАРБ «094» похожи на увеличенный вариант предыдущей «092». При длине 135 м они имеют водоизмещение 11 тыс. т. Используется та же архитектура энергоустановки. Подводная скорость достигает 26 узлов, рабочая глубина – 300 м. Экипаж увеличен до 120 человек.
Проект 094 сохранил шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. За рубкой на корпусе вновь помещается «горб», под которым находятся 12 пусковых установок. Лодки «Цзинь» должны использовать современные БРПЛ типа JL-2.
В контексте подлодок-носителей баллистических ракет необходимо вспомнить опытовый корабль пр. 032 «Цин». Это дизель-электрическая подлодка, созданная на основе одного из более старых образцов, предназначенная для проверки и отработки новых систем и вооружений. Единственный корабль проекта 032 начал службу в 2012 году. В 2017 году завершилась модернизация, после которой лодка может нести и применять оружие новых типов.
Субмарина имеет водоизмещение более 6600 т и длину свыше 90 м. Дизель-электрическая энергоустановка обеспечивает скорость не более 14-15 узлов при ограниченной дальности плавания. Экипаж – 88 человек, автономность – 30 суток.
В носовом отсеке лодки «Цин» находятся два торпедных аппарата калибра 533 и 650 мм. Внутри рубки и ее ограждения размещены три вертикальные пусковые установки для БРПЛ. В носовой части корпуса имеется четыре схожих устройства для крылатых ракет. Такое оснащение используется для испытаний всех новых образцов торпедного и ракетного вооружения. Боевое применение ДЭПЛ пр. 032 не предусматривается.
Опытовая ДЭПЛ пр. 032 после модернизации, 2017 г. Фото Janes.com
Имеются сведения о начале строительства новых ПЛАРБ проекта 096 «Тан». Они будут значительно крупнее и тяжелее предшественников, что позволит им нести большее число баллистических ракет. Ожидается, что первые корабли этого типа войдут в строй не ранее 2020 года. В дальнейшем может быть налажено серийное строительство, по результатам которого «Таны» станут самыми массовыми ПЛАРБ в ВМС Китая.
По разным данным, пр. 096 предусматривает строительство лодки длиной до 150 м водоизмещением до 18-20 тыс.т. Ожидается рост скорости хода и рабочих глубин. За счет увеличения размеров подлодки смогут нести до 20-24 пусковых установок под БРПЛ JL-2 или JL-3.

Ракеты для подлодок

На вооружении ВМС Китая состоит два типа баллистических ракет для подводных лодок. Третье изделие недавно вышло на летно-конструкторские испытания и поступит в арсеналы только в отдаленном будущем. Все китайские БРПЛ создаются в рамках единого семейства под названием «Цзюйлан».
Подлодка «Ся» является единственным носителем ракеты «Цзюйлан-1» / JL-1. Эта БРПЛ разрабатывалась в конце семидесятых годов, а в 1982-м состоялся ее первый запуск. В восьмидесятых годах такие ракеты массово производились и поставлялись на флотские склады. Согласно некоторым оценкам, позже JL-1 послужила основой для «сухопутной» ракеты DF-21. Текущий статус ракет «Цзюйлан-1» неясен. С начала нынешнего десятилетия зарубежные источники говорят о возможном отказе от такого оружия в связи с моральным и физическим устареванием. Возможно, к настоящему времени JL-1 сняты с эксплуатации и утилизируются.
Ракета JL-1 имеет длину 10,7 м и внешний диаметр 1,4 м, стартовая масса – 14,7 т. Изделие построено по двухступенчатой схеме и оснащено твердотопливными двигателями. Забрасываемый вес – 600 кг; использовался ядерный боевой блок мощностью до 500 кт. Дальность первой версии БРПЛ JL-1 достигала 1700 км. В проекте модернизации JL-1A этот параметр довели до 2500 км.
Баллистическая ракета JL-1 на транспортере. Фото Fas.org
Основной БРПЛ морской компоненты СЯС Китая является изделие «Цзюйлан-2», разрабатывавшееся с начала девяностых годов. По некоторым данным, морская ракета JL-2 создавалась на основе сухопутной DF-31. Испытания такой ракеты стартовали в 2001 году, а в 2004-м она была принята на вооружение. Сейчас ее используют ПЛАРБ пр. 094, а в будущем к ним присоединятся новые лодки пр. 096.
JL-2 представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету с моноблочной головной частью. Длина ракеты увеличена до 13 м, стартовая масса – 42 т. Дальность стрельбы, по разным данным, находится в пределах от 7-8 до 10-12 тыс. км. Мощность боевого блока – до 1 Мт. Высказываются предположения о возможности создания головной части с блоками индивидуального наведения.
В ноябре прошлого года состоялся первый испытательный пуск перспективной БРПЛ «Цзюйлан-3». Точные данные по этому проекту пока отсутствуют. Предполагается, что JL-3 похожа на JL-2, но отличается более высокими характеристиками. Дальность стрельбы может превышать 9-10 тыс. км. По всей видимости, такие ракеты будут использоваться на перспективных ПЛАРБ пр. 096. Обеспечение совместимости с нынешними «094» выглядит сомнительным.

Потенциал подводного флота

Нетрудно подсчитать количественные показатели морской составляющей СЯС Китая, а также определить качественные характеристики. В настоящее время в боевом составе ВМС имеется всего одна ПЛАРБ пр. 092 и не более восьми субмарин пр. 094. Перспективные корабли типа «096» еще не принимались в боевой состав. Единственную опытовую лодку пр. 032 можно не рассматривать в контексте боевого применения и реального потенциала флота.
Наличные силы позволяют ВМС НОАК единовременно развернуть до 12 БРПЛ средней дальности JL-1 или JL-1A, а также не более 96 более новых ракет «Цзюйлан-2». О выходе на дежурство ПЛАРБ с новейшими JL-3 речи пока не идет. Развернутые ракеты суммарно могут нести 108 ядерных боевых блоков мощностью до 500-1000 кт и доставлять и на дальности до 2,5 или до 8-10 тыс. км.
Подводный старт ракеты «Цзюйлан-2». Фото Defpost.com
Ракета средней дальности JL-1(A) более не представляет особого интереса для ВМС и СЯС. Ограниченная дальность заставляет подлодку-носитель приближаться к берегам вероятного противника и входить в зону ответственности противолодочной обороны. Вероятно, именно поэтому по проекту 092 построили только один корабль и при первой же возможности перешли к носителям межконтинентальных БРПЛ JL-2.
В зарубежных источниках упоминается, что ПЛАРБ пр. 094 с БРПЛ «Цзюйлан-2» тоже имеют ограниченный потенциал. Согласно разным оценкам, китайские ПЛАРБ отличаются большой шумностью, что упрощает их поиск, обнаружение и уничтожение. БРПЛ Китая тоже не отличаются совершенством. Так, на них отсутствуют современные средства преодоления ПРО. Впрочем, конкретные и точные данные о недостатках лодок и их оружия, по понятным причинам, отсутствуют, и речь идет только об оценках и предположениях.
В контексте будущего перевооружения с использованием лодок пр. 096 и ракет JL-3 ситуация обстоит схожим образом. Как именно они скажутся на морской компоненте СЯС – знает только высшее командование и занятые в проектах специалисты.
На данный момент морская компонента является не самой многочисленной и мощной в китайских СЯС, но вполне пригодной для решения поставленных задач. Принимаются меры, направленные на дальнейшее ее развитие, и результаты будут получены в ближайшем будущем. Тем не менее, без ответа остаются некоторые серьезные вопросы, не позволяющие в полной мере оценивать потенциал и будущее как морской компоненты, так и ядерной триады в целом.