Сколько атомных подводных лодок было в СССР

Как СССР догнал и перегнал Америку по числу АПЛ

В свое время Никита Сергеевич Хрущев подарил нам немало интересных высказываний. Так среди прочего он обещал жителям СССР то, что они в 1980 году будут жить при коммунизме, а также то, что в том же году он покажет им последнего попа. Ни того, ни другого, как нам сегодня известно, не произошло. Еще одним крылатым высказыванием советского деятеля стала фраза: «Догнать и перегнать Америку», имелись в первую очередь экономические показатели страны. И если с довольно странной «кукурузной кампанией», которую в СССР запустил Хрущев, в стране случился полный провал, то в некоторых аспектах, в первую очередь в оборонной сфере, выполнить данное обещание удалось. СССР действительно догнал и перегнал Америку, в частности, по постройке атомных подводных лодок.

30 июля 2012 года состоялась официальная церемония закладки нового стратегического ракетоносца проекта 955А «Князь Владимир», который является модернизацией лодок проекта 955 «Борей». Данная подводная лодка станет 4-й в серии атомных подводных крейсеров (АПКР) данного проекта. Предполагается, что головной корабль серии «Юрий Долгорукий» весь 2013 год будет проходить опытно-штатную эксплуатацию на флоте. Еще две лодки серии «Александр Невский» и «Владимир Мономах» до конца 2013 года также должны войти в состав флота. Всего же планируется ввести в строй 8 АПКР «Борей», три вышеперечисленных и еще 5 по улучшенному проекту «Борей-А». Все лодки будут вооружены новейшей твердотопливной межконтинентальной ракетой «Булава» и будут составлять основу морской компоненты российских СЯС – сил ядерного сдерживания по меньшей мере до 2050 года. Уже сейчас можно говорит о том, что проектирование, строительство, испытания и принятие на вооружение лодок 4-го поколения войдет в историю России, как одно из крупнейших событий по совершенствованию стратегического потенциала государства в постсоветский период его истории.
Как СССР перегнал Америку
Окончание Второй мировой войны ознаменовало собой начало нового противостояния двух сверхдержав – СССР и США. Вступив в жесткое соперничество за мировое лидерство, страны довольно быстро перешли к вооруженному противостоянию в рамках так называемой «Холодной войны». Гонка вооружений привела к появлению атомноного и термоядерного оружия, совершенных средств его доставки. Обе страны создали собственные ядерные триады, основанные на наземной (баллистические и крылатые ракеты), воздушной (стратегические бомбардировщики) и морской (боевые корабли, подводные лодки) составляющих.
АПЛ пр. 955 «Борей»
Начиная с 1960-х годов, основной упор стал делаться на развитие АПЛ, вооруженных баллистическими ракетами большой дальности, который способны были осуществлять запуск, находясь в подводном положении. В СССР такие лодки классифицировались как АПКР. Военные специалисты по обе стороны Атлантики пришли к правильному выводу о том, что именно АПКР представляют собой самое грозное из когда-либо созданного человечеством оружия. Именно в стратегических подводных лодках скрытность действий и высокая боевая устойчивость сочетались с разрушительным потенциалом МБР с разделяющимися ядерными боеголовками индивидуального наведения. Все это позволяло подводным лодкам нанести мощнейший удар возмездия в ответ на любое применение ядерного оружия противником.

Необходимо отметить, что долгое время США сохраняли лидерство в производстве АПЛ, особенно в технологическом плане. Это объяснялось различием «стартовых условий» двух государств. В США работы над первой АПЛ Nautilus начались еще в 1947 году, а ее ходовые испытания начались в 1954 году. В свою очередь первая советская атомная подводная лодка была заложена только в 1954 году и в 1958 году вышла на испытания. При этом у американцев было и преимущество по ракетным технологиям, но не столь большое и очевидное. Обе страны в 1960 году провели первые пуски МБР с подводных лодок в подводном положении.
По состоянию на 1967 год США имели 41 АПКР с 656 ракетами на борту, а СССР – 2 АПКР с 32 ракетами. Но благодаря титаническим усилиям промышленности и внимания к этой проблеме руководства страны, а также таланту советских ученых и инженеров данный разрыв очень быстро сокращался. Уже к середине 70-х годов наступило равенство по количеству АПЛ и числу ракет на них, а в 1981 году СССР и вовсе вышел в лидеры с 62 АПКР и 950 ракетами на них против 40 и 668 у американцев. При этом, справедливости ради, стоит сказать, что подводные лодки США обладали более совершенными гидроакустическими станции и лучшими акустическими характеристиками.
Первая советская АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»
Но и технологическое совершенство советских подводных лодок росло стремительными темпами. Благодаря высоким гидродинамическим качествам и мощным силовым установкам советские АПЛ вышли на высокие скорости движения под водой. Так скорость опытной К-162, относящейся к проекту 661, на испытаниях составила 44,7 узла, что на 15 узлов превышало скорость американских аналогов. За этой лодкой последовала целая серия уникальных «лодок-истребителей» проекта 705 «Лира», способных в подводном положении развивать скорость в 41 узел.
Ко всему прочему советские кораблестроители вышли вперед по темпам производства новых лодок и по отдельным типам субмарин вышли в лидеры. К примеру, с 1967 по 1992 год было произведено 77 АПКР проекта 667 всех типов. Скорее всего, данная подлодка навсегда войдет в историю, как самая массовая среди ракетоносцев стратегического назначения. Да, первые корабли этой серии 667А отличались средствами поражения относительно небольшой дальности и большой шумностью хода, но в 1972 году появился проект 667Б «Мурена», вооруженный МБР Р-29. С тех пор экипажем советских подлодок не было нужды близко подходить к берегам потенциального противника, рискуя вступить в боевой контакт с самолетами и кораблями ПЛО.
На некоторое время АПЛ проекта 667 стали основой морских ядерных сил СССР. Данные лодки совершили более 600 боевых походов, проведя под водой в общей сложности более 125 лет. С принятием на вооружение флота АПКР проекта 667 была избрана новая тактика их применения. Подлодки скрытно покидали советские базы, преодолевали рубежи противолодочной обороны НАТО и вели патрулирование в заданном районе океана в состоянии постоянной боевой готовности. Каждая из этих лодок могла поразить до 160 целей, равных по площади половине Нью-Йорка.

АПЛ пр. 667БДРМ
В настоящее время значительно модернизированные корабли данного проекта остаются на вооружении ВМФ России – речь идет о лодках проекта 667БДРМ «Дельфин». Именно они составляют основу морской составляющей стратегической ядерной триады России. В ноябре 2010 года в Центре судоремонта «Звездочка» в городе Северодвинске была окончена модернизация всей серии АПЛ проекта 677 БДРМ: К-51 «Верхотурье» (1999 год), К-84 «Екатеринбург» (2003 год), К-114 «Тула» (2006 год), К-117 «Брянск» (2008 год), К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» (2010 год). В результате срок службы атомных подводных ракетных крейсеров был продлен до 2019 года.
Стремясь «уйти» от контакта со средствами ПЛО вероятного противника, советские конструкторы сосредоточили свои усилия на создании новых МБР на жидком топливе, которые позволяли добиться наилучшего соотношения между «забрасываемым весом» (число боеголовок и их размер) и стартовой массой ракеты. В итоге ГРЦ им. Макеева была создана ракета Р-29 и ее новейшая модификация Р-29РМУ-2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер» (2011). Данные ракеты приняты на вооружении, ими перевооружены имеющиеся в составе флота подводные лодки проекта 667БДРМ.
Проблемы утилизации
Стоит отметить, что гонка вооружений двух стран привела к парадоксальной ситуации. В конце 1980-х годов ХХ века и СССР, и США создали столько ядерного оружия и средств его доставки, которого хватило бы на то, чтобы многократно уничтожить Землю. На счастье всех нас, тогдашние руководители двух стран, осознав всю тяжесть сложившегося положения, сели за стол переговоров, навсегда поменяв ход истории.
На 1985 год в составе ВМФ СССР насчитывалось 60 ракетных и 132 многоцелевых подводных лодок, оснащенных атомными энергетическими установками (всего 192 лодки). В то же время американские ВМС располагали 38 ракетными и 97 многоцелевыми атомными подлодками. После проведения первых сокращений в конце 1991 года в боевом строю советского флота оставалось 59 АПКР и 80 многоцелевых АПЛ. Об интенсивности применения столь грозных боевых кораблей говорит тот факт, что с 1967 по 1993 годы отечественные подводные крейсера совершили 2183 похода на боевое дежурство.
В конце 1980-х годов на боевом дежурстве в Мировом океана находилось одновременно до 12-14 советских и до 24 американских подводных лодок. За счет лучшей подготовки экипажей и наземного персонала, более высокого совершенства конструкций, развитой системы ремонта и обслуживания США могли держать в открытом море до 50% своего подводного флота, тогда как СССР – только 15%, в лучшие годы – до 35%.
АПЛ пр. 941 «Акула»
Россия, в связи с проблемой утилизации атомных субмарин, оказалась особенно в трудном положении, связано это было с тем, что в 1990-1991 годах активную службу завершили 91 и 33 АПЛ соответственно. А в период с 1992 по 1997 год Россия сократила свой атомный подводный флот еще в 2 раза. К 1996 году в России «отстаивалось» уже более 150 АПЛ. Для решения данной проблемы потребовалась помощь западных стран. Была принята программа CRT – Common Threat Reduction (совместное уменьшение угрозы). Мощности утилизации на предприятии «Звездочка» довели до 6 подлодок в год, «Звезды» – до 3-х подлодок. Совместными усилиями на октябрь 2006 года было утилизировано 137 выведенных из состава флота атомных субмарин. Стоит отметить, что сейчас в составе российского флота гораздо меньше атомных подводных лодок – всего 49 штук (13 с баллистическими ракетами, 8 с крылатыми, 20 многоцелевых и 8 специального назначения). Всего же по состоянию на июль 2012 года из состава флота было выведено 199 атомных субмарин.

Атомные подводные лодки находятся на вооружении 5 стран миры, средней срок их службы составлял 25 лет. Только в СССР их было построено порядка 250 штук. После завершения холодной войны значительная их часть была выедена из состава флота и утилизирована. Стоимость процедуры утилизации атомной подводной лодки в России в зависимости от её состояния типа и состояния оценивалась в 2-12 млн. долларов, в США такая же процедура доходила по стоимости до 50 млн. долларов.
Утилизация атомных подводных лодок состоит из 3-х этапов:
-дренирование теплоносителя (радиоактивных отходов) и выгрузка отработанного ядерного топлива из реактора;
-постановка АПЛ в док, где производится вырезка реакторного отсека. При этом из него демонтируется максимальное количество оборудования, которое представляет материальную ценность и по результатам проведения радиационного контроля не отнесенного к радиоактивным отходам. В Росси вместе с реактором вырезаются также и смежные отсеки, после чего блок из 3-х отсеков тщательным образом герметизируется с нанесением антикоррозийных покрытий для дальнейшей буксировки и хранения на плаву;
-долговременное (70-100 лет) хранение реакторного блока и утилизация концевых отсеков лодки.
Источники информации:

Рейтинг подводных лодок мира

Лучшие подводные лодки

Подводные лодки всегда отличались от иных кораблей, как класс. Они притягивают внимание исследователей, режиссеров, писателей. Связано это с их особым назначением, главная задача – скрытое наблюдение, или же нападение на противника. Леонардо Да Винчи вынашивал проект и создании определённого судна под водой, но из-за опасений перед новой войной он решил уничтожить свои чертежи.

Это текст заголовка Изображения

Первопроходцами в создании и использовании подлодки были граждане США. Хорас Л. Ханли автор данного проекта, впоследствии его же имя субмарина и получила. Данное вооружение было применено в гражданскую войну на стороне Конфедерации. Погружалась в воду она, благодаря двум большим цистернам с водой, а при экстренном подъеме сбрасывали балласт. Коленчатым валом семь матросов вращали винты. Наблюдение производилось через две маленькие башни, а в вооружении была лишь одна мина. Именно «Ханли» и применили в настоящем бою, первым потопленным кораблем стал шлюп USS Housatonic. К сожалению, субмарина также не уцелела и после сражения также вскоре утонула, но благодаря этому весь мир увидел, что данный подводные лодки также можно использовать бою.

Первая в мире подводная лодка “Ханли”

Сколько подводных лодок в мире?

Именно от этого периода и начинается строение подводных лодок, уже насчитывается около 1271 подводной лодки.

На данный момент эта ветка вооруженных сил довольно хорошо развита во многих странах, но особняком стоят следующие государства:

  1. Россия: Эта страна имеет в своём резерве около 30 подводных лодок, а всего флот насчитывает около 65 субмарин, страна имеет одну из самых длинных морских границ и после распада Советского Союза была проведена реформа, которая дала новую ветвь развития подводному флоту РФ.
  2. Китай: Восточная страна очень развита и имеет одну из самых многочисленных армий, а за 30 лет их армия претерпела большие изменения и модернизацию, на данный момент начитывается 69 субмарин. С целью сдерживания ядерного вооружения конкурентных стран они имеют несколько баллистических ракет, на которые устанавливаются ядерные боеголовки.
  3. США: Все подлодки – атомные, а значит срок работы экипажа под водой ограничен лишь количеством пресной воды и пищи. Всего подобных кораблей у США – 71.
  4. Северная Корея (КНДР): У них 78 субмарин. Они дизель-электрические и считаются устаревшими ещё с советской эпохи, но тем не менее Северная Корея показала мощь своей армии под водой в 2010 году, когда подводное судно потопило южнокорейский надводный корабль.

Применение подводных лодок

Большинство подводных лодок имеют военное назначение, но помимо данной сферы, их применяют еще и в мирное время, таким образом подводные лодки по своему применению разделяют на:

Военное применение

Одно из самых основных направлений, которое используют с самого первого опыта их использования. При помощи субмарин выполняют разнообразные задачи:

  • Уничтожение важные торгово-промышленные и административные центры, военно-морские базы;
  • Атака кораблей противника разного класса;
  • Выставление минного участка в скрытном режиме;
  • Добытие разведданных;
  • Поддержание связи, ретрансляция;
  • Высадка диверсионно-разведывательных групп.

Мирное применение

Используются многими учеными для проведения своих исследований, не путать с военными задачами, в данном случае зачастую происходит изучение физических, биологических и прочих данных необходимых для научной деятельности.

Транспорт

В некоторых случаях легче доставить груз, группу людей, именно так замышляли в России создать круглогодичное транспортное сообщение с Норильском.

Доставки

В некоторых условиях легче доставить груз под водой, Германия и США имели подводное сообщение в первой мировой. Данный вид почты шел дольше и дороже, но именно благодаря субмаринам была прорвана британская блокада. 7 июня 1995 года судно К-44 «Рязань» запустила ракету-носитель с аппаратурой для ученых. Доставлялась она из на Камчатку из Баренцева моря, процесс передачи продлился 20 минут и был признан самым быстрым за всю историю зафиксированных доставленных грузов.

Туристические и частные субмарины

В настоящее стало популярным направление туризма под водой, где каждый желающий способен изучить дно водного водоема собственными глазами. Как правило, подобные объекты не держатся близко к берегу и опускаются лишь на глубину ста метров. В России подобные экскурсионные аппараты, также создавались. «Нептун» в 1992 году он эксплуатировался в Карибском заливе, в центральной Америке, но из-за слишком дороговизны использования через 4 года был возвращен в Россию, в город Северодвинск, где стоит без действий. Следующим подобным туристическим судном был «Садко», его создали в 1997 году в северной столице России, он представлял собой работу над ошибками после «Нептуна» и 4 года служил на острове Санта-Люсия, а затем его отправили на Кипр.

Криминальное направление

Последним пунктом в списке выступает преступная деятельность. Все подводные суда скрыты от посторонних глаз, а также довольно тихи, поэтому не удивительно, что Пабло Эскобар, как самый известный наркобарон использовал этот тип кораблей, чтобы доставлять свои нелегальные грузы. ВМС многих стран регулярно проводит задержание подводных кораблей с наркотиками.

Атомные подлодки по странам

С развитием прогресса совершенствовался флот, а после наполнения арсенала стран ядерным оружием, были созданы атомные подводные лодки (АПЛ). Для работы они используют ядерный реактор, а также на них может быть размещено ядерное оружие, и обычные торпеды. Лишь 6 стран обладают атомными подлодками.

  1. США – 71
  2. Россия – 33
  3. Китай – 14
  4. Великобритания – 11
  5. Франция – 10
  6. Индия – 2

Самая большая АТП Акула – 172,8 метра

В числе этих лодок существует самая большая атомная подлодка в мире, создана она была в СССР в городе Северодвинск и в народе была прозвана «Акулой», так как на её носу был нарисован этот морской хищник, который 23 сентября 1980 года скрылся из виду под пеленой воды. У руля страны был Л. И. Брежнев и в даже по этому поводу он делал заявление, что США обладает подлодкой «Огайо», но на данный момент подобное вооружение есть и России с названием «Тайфун». С. Н. Ковалев руководил постройкой и проектированием. Водоизмещение этого гиганта составляло 23 200 наводное, подводное 48 000 тонн, он разгоняется до 25 узлов под водой. На глубине 400 метров подлодка способна работать, а предельно допустимое расстояние погружения – 500 метров. АПЛ может плавать без суши 180 суток, что равняется полгода, за это время на корабле могут находиться до 160 человек, 52 из которых – офицеры. Его габариты потрясали многих, войска НАТО даже кодировали эту лодку именем SSBN «Typhoon». Длинна – 172,8 метров, для сравнения можно привести пример футбольного поля, расстояние которого от 100 до 110 метров, а ширина «Акулы» была 23,3 метра. Арсенал подлодки был следующим торпедо-минное вооружение 22 торпеды, ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал». Противовоздушная оборона – 8 ПЗРК «Игла».

Самые опасные подводные лодки в мире

Также среди АПЛ встречаются самые опасные обитатели морей. Среди самых жутких хищников можно выделить 4.

  1. Пожалуй, самая не приятная встреча в открытом море может быть с подлодкой «Ясень», равных в сражении в открытом море ей нет. Глубина её погружения 600 метров, а в её вооружении присутствуют: 10 отсеков для торпед и 8 ракетных отделений в которых ждут своего часа 32 крылатые ракеты. Их мощность воочию можно было наблюдать, когда в 2014 году, находясь на расстоянии 3000 километров «Ясень» нанес удар по террористическим группировкам в Сирии. Среди недостатков не значится даже высокий шум при передвижении, если необходимо бесшумное нападение, то у подлодки есть электродвигатели малого хода.
  2. Подводная лодка «Борей» не только является одной из самых мощных, но также это самая бесшумная подлодка в мире. Вооружена она ракетами огромной дальности, цель может быть взята за 8000 километров, а сбить их практически невозможно, так как свой курс они могут менять до 10 раз. Погружение подлодки составляет 480 метров, а при помощи реактора на автономном ходу подлодка может продержаться 3 месяца.
  3. США также не остается в стороне и свои подлодки «Вирджиния» Америка считает одними из самых мощных, по крайней мере внутри своего подводного флота этого звания у неё не отнять. Их запас хода и автономность плавания не ограничены, препятствием может встать лишь голод команды, которая насчитывает на подлодке 120 человек. «Вирджиния» пришла на смену «Сивулф», который мог погружаться на глубину 600 метров. Очень часто многие люди сравнивают эту АПЛ и «Ясень», но если российский аппарат предназначен больше для открытого боя, то «Вирджиния» принесёт больше пользы при собирании разведданных. На место стандартного перископа установлены выдвижные мачты с камерами, которые поддерживают отличное разрешение. Также подлодка набирает скорость до 46 километров в час, а под водой и вовсе 65. Данных атомных подлодок немного, семь, но на данный момент вооруженные силы штатов активно внедряют данные корабли.
  4. Другие страны помимо России и США несколько отстают в развитии подводного флота, но также имеют свои убедительные аргументы под водой. Так у Великобритании был построен «Астьют», что в переводе означает «Проницательный», такой экземпляр лишь один и он уступает своим собратьям из России и Америки, но тем не менее на островном государстве он считается лучшим и вооружен он 38 ракетами «Томагавк», а его атомные и водометные двигатели обеспечивают автономность плавания до 90 дней (трех месяцев). Его скорость под водой составляет 54 км/час, а экипаж численностью 98 человек может погружаться под воду на глубину 300 метров.

Самая быстрая подводная лодка в мире

Подводные лодки должны обладать незаметностью и минимальным шумовым порогом, но изредка можно пренебречь данными факторами и сделать больший акцент на скорости судна. Так в 1971 году наводный корабль «Саратога» шел из Средиземного моря, его настигала одна из подлодок и было дано командование уйти от подлодки, когда американский авианосец уже отошел на большое расстояние, то команда обнаружила не только то, что корабль не увеличил расстояние, а подлодка «Анчар» и вовсе их догнала.

В то время весь мир был поражен, как судно под водой может развивать такую скорость, которая составляла 44 узла (82 километра в час), а на воде был разгон всего до 19 узлов, «Анчар» (К-222) был прозван «золотой рыбкой» за свою дороговизну постройки, по некоторым данным на судно ушел 1% всего военного бюджета СССР, 2 миллиарда рублей по курсу на 1968 год. Н. Н. Исанин создал данную подводную лодку, которая 21 декабря 1968 года была спущена на воду. НАТО даже кодифицировало подлодку «Papa» от русского языка «Папа». После того, как мир был поражен скоростью подлодки, не мало раз предпринимались попытки побить рекорд «Анчара», но никому это не удалось сделать. На «Папе» умещалось 80 человек, а плавать без суши он мог 70 суток. Длина – 106,9, а ширина – 11,5 метров. Погружался он максимум на 400 метров. На данный момент подлодка утилизирована и больше подобных аппаратов никто из стран не производил из-за дороговизны постройки.

Максимальная глубина погружения подлодки

Если долго изучать подводные лодки, то можно заметить то, что максимальная глубина погружения подводной лодки в мире – 1027 метров. Данный рекорд поставило судно К-278 «Комсомолец». Заложили подлодку в 1966 году по проекту главного конструктора Н.А. Климов, а в 1977 году его дело продолжил Ю.Н. Кормилицин. А.Я. Томчин был главным наблюдающим, капитаном второго ранга военно-морского флота, затем Н.В. Шалонов заменил его на этом посту. Проект был завершен в день Победы 9 мая 1983 года, именно тогда «Комсомольца» спустили на воду.

Его отличии от многих других похожих суден было в том, что его корпус был сделан из титана, что позволило облегчить корабль на 35%. Его рабочая глубина значилась, как 1000 метров, а автономное плавание 180 суток. Размер экипажа был относительно небольшим, 60 человек, 31 из которых офицер. На воде водоизмещение составило – 5880, а под ней – 8500 тонн. Длина и ширина – 110 и 12,3 метра. На данный момент К-278 находится в Норвежском море, а точнее на его дне, 7 апреля 1989 года она трагично затонула из-за случившего пожара на борту, спасти удалось только 30 моряков, а остальные 16 погибли до приезда спасателей.

К-278 «Комсомолец»

Так как подлодка была атомной, то существовал риск заражения окружающей среды. Поначалу хотели поднять судно целиком, но затем ограничились лишь ящиков с радиоактивными веществами. В первой экспедиции группа моряков подняла все отходы на 200 метров, но затем трос оборвался и пришлось вернуться на сушу, следующая экспедиция была предпринята в 1998 году, но прибывшие на место трагедии лишь ограничились исследование радиационного фона, не став поднимать ящики, заверив, что окружающей среде ничего не угрожает.

Максимальная глубина погружения человека

Если мы говорим о максимальном погружении подлодки, то следует разобраться, почему же подводная лодка не может спуститься на самую глубокую точку нашей планеты, в Марианскую впадину, как известно толща воды давит на объекты давление, поэтому, когда обозначается предельная глубина судна, то имеется виду на какое расстояние подводка может уйти в воду без негативных последствий для команды и себя самой. Максимальная глубина одна из главнейших тактических качеств субмарин, чем она ниже, тем больше шансов быть незамеченным для противников, а также тем ниже могут создаваться звуковые колебания в воде, которые засекаются сонаром. Сонар работает по принципу поиска объектов на глубине, в том числе его применяют и для поиска подводных лодок, но чем меньше подлодка создает колебаний, тем труднее её обнаружить, по этой причине, сонары улучшаются и совершенствуются, увеличивая свою чувствительность.

Самые маленькие подлодки

Поэтому помимо больших гигантов популярностью пользуются и маленькие подводные лодки, их чаще всего используют при высадке диверсионных групп, или же для сбора разведданных. Во Вторую Мировую Германия использовала очень маленькие подводки, тип которых обозначался, как «Бибер», вооружались они не внушительно, две торпеды, или же мины. Вмещала она в себя только одного человека, который ей и управлял. Скорость под одой она развивала до 5,3 узлов, погружалась только до 20 метров. С длинной 9,04 метра и 1,57 метров она плавала в прибрежных водах, планировалось данной лодкой уничтожать противников, но на деле это удалось лишь одной подлодке.

Подлодка Бибер

На данный сегмент подлодок обратили внимание и американцы, но в отличии от немцев они выделяли лишь небольшое количество бюджета на создание этого сегмента флота. Так образец Х-1 был лишь в единственном экземпляре, на нём даже не было установлено вооружения, не считая личное оружие солдат. Вмещала она 5 человек вместе с одним командиром и была около 15 метров в длину и 2 в ширину. Впоследствии Х-1 списали и поместили в музей.

Также небольшой просчет ждал подводку «Велман». Она, как и немецкая помещала в себя одного человека. В 1943 году при проведении испытаний конструкторы заметили свой самый главный просчет, они не добавили перископ на судно, что стало большой проблемой.

На данный момент набирает обороты развитие подводного флота, если раньше имело больший вес, какая удельная мощь твоей армии, то сейчас больше шансов на победу у более хитрого и тихого оппонента, который выиграет битву ещё до её начала. Подводные лодки и являются подобным инструментом шпионажа и подрыва стратегически важных объектов противника. На данный момент поставлены многие рекорды в этой ветке вооруженных сил мира. Но каждая страна стремится сделать арсенал своей техники лучше, чем у конкурирующих государств, поэтому стоит ожидать всё новых и новых видов техники в подводных войсках. После холодной войны многие считали, что гонка вооружений полностью установлена, но пока в газетах и телевизионных сводках новостей мы видим представление нового вида оружия от одной из стран, то можно быть уверенными, что гонка идёт, пускай и не так стремительно, как раньше. Очень стремительно развиваются Россия и США, но не стоит пренебрегать такими странами, как Китай, Северная Корея, Индия. Так Пакистан, Иран и Бразилия собрались строить атомные подводные лодки в своих странах, поэтому новые свершения и вершины в подводных плаваниях не заставят себя долго ждать.

10 самых больших подводных лодок в мире

Пока вы читаете эти строчки, где-то далеко (а может и не столь далеко) от вас бороздят моря бесшумные убийцы, скрывающиеся под толщей воды. Они огромные, мощные и смертоносные, способные месяцами таиться в глубине, чтобы однажды нанести решающий удар.

Нет, речь не о новом фильме ужасов и не о документальном видео «из жизни акул». В этой статье вы, уважаемые читатели, найдете ответ на вопрос о том, какая подлодка достойна носить титул самой большой в мире, и какие страны могут себе позволить сооружать таких стальных гигантов.

А совсем недавно мы знакомили читателей с 10 самыми большими кораблями в мире.

10. «Астьют» – длина: 97 м., ширина 11,3 м

Десятая по величине подводная лодка в мире — это самая большая, самая передовая и самая мощная из подводных лодок, когда-либо эксплуатируемых Королевским флотом Великобритании. Ее размер — 97 метров в длину и 11,3 метра в ширину.

В класс «Астьют» входят три субмарины, а строительство еще четырех ведется. На случай если придется вступить в бой, субмарина вооружена шестью 48 ракетами или торпедами, крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» и торпедными аппаратами (ТА) 533 мм.

В 2012 году «Астьюты» доказали свою способность запускать ракеты «Томагавк», успешно выстрелив двумя ракетами с территории Мексиканского залива и точно поразив цели на испытательном полигоне в Северной Флориде.

9. «Сивулф» – 107,6 х 12.2 м

Эта серия атомных подводных лодок была построена по заказу ВМС США в 1989—1998 годах. «Сивулфы» явились ответом на постройку в Советском Союзе субмарин по проекту 971 «Щука-Б». Всего было построено три корабля, хотя изначально планировалось, что в серию будут входить 12 субмарин.

Длина и ширина корпуса «Сивулфов» составляют 107,6 метра и 12,2 метра соответственно. Эти подводные лодки оснащены одним ядерным реактором, а их скорость составляет 18 узлов.

Вооружение, установленное на американской подводной лодке, включает восемь 660-мм торпедных аппаратов, 50 торпед или ракет и 50 крылатых ракет «Томагавк».

8. Проект 945А «Кондор» – 110,5 х 12,2 м

Первая, но не единственная среди самых больших подводных лодок в России. На сегодняшний день в эксплуатации находятся два «Кондора», длиной 110,5 метра, и шириной 12,2 метра.

Корпус подводных лодок класса «Кондор» выполнен из легкого и прочного титана, что позволяет субмарине достигать большей глубины и снижает уровень издаваемого шума. Из вооружения «Кондоры» могут похвастаться шестью торпедными аппаратами 533 мм, 40 торпедами, крылатыми ракетами С-10 «Гранат» и 8 ПУ ПЗРК «Игла-1» и «Игла».

7. Проект 971 «Щука-Б» – 110,3 х 13,6 м

За многое можно критиковать Советский Союз, но только не за слабую армию и военно-морской флот. Именно в СССР велось строительство одной из самых крупных атомных субмарин в мире — «Щуки-Б». В отличие от «Кондоров» корпус этой подлодки выполнен из легированной стали. Длина грозной стальной «рыбы» составляет чуть более 110 метров, а ширина — свыше 13 метров.

Проект «Щуки-Б» (1983—2001 годы) осуществлялся на машиностроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске и был пересмотрен несколько раз. Усовершенствованные лодки были названы западными военными «Improved Akula» («Улучшенная Акула»), или «Akula-II». А самую модернизированную подлодку — К-335 «Гепард» — на Западе назвали «Akula-III». На вооружении ВМС Индии тоже находится одна из модернизированных «Щук-Б» (К-152 «Нерпа»). На ней отсутствуют система СОКС и возможность запуска средств акустического противодействия.

В 2017 году в строю оставались четыре подлодки класса «Щука-Б». Каждая из них оснащена четырьмя торпедными аппаратами 650-мм, четырьмя ТА 533 мм, ИРС Калибр-ПЛ и ПЗРК «Стрела-3М».

6. «Триумфан» – 138 х 12,5 м

Солнечная Франция — одна из немногих европейских стран, способных себе позволить строительство огромной, тяжелой и дорогостоящей подводной лодки. С 1989 по 2009 годы были построены четыре субмарины класса «Триумфан» длиной 138 и шириной 12,5 метра. Изначально планировалось сооружение шести единиц, но планы ВМФ Франции изменились из-за развала Советского Союза.

«Триумфаны» вооружены четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм, 10 торпедами, 8 крылатыми ракетами Exocet SM39, запуск которых осуществляется из ТА и ракетами типа M45 и M51.

5. «Вэнгард» – 149,9 х 12,8 м

Гордость британского флота, длиной свыше 149 метров и шириной более 12 метров. В серию «Вэнгард» входят четыре атомные подлодки, история которых началась в 90-х годах двадцатого века. Строили их в огромном крытом эллинге (цех для строительства или ремонта) длиной 260 и шириной 58 метров. Его размеры позволяют строить не только атомные субмарины, но и эсминцы с управляемым ракетным оружием.

Изначально планировалось собрать 6 или даже 7 подлодок, но с распадом СССР у Великобритании и других стран НАТО отпала необходимость в большом количестве подлодок как одном из средств ядерного сдерживания.

На борту «Вэнгардов» находится четыре ТА калибра 533 мм, 16 баллистических ракет Trident II D5 и телеуправляемые торпеды Spearfish или Tigerfish.

4. «Дельта» – 167,4 х 11,7 м

Таково собирательное обозначение сразу четырех типов стратегических атомных подлодок, собранных в СССР. Кодовые названия проектов:

  1. «Мурена».
  2. «Мурена-М».
  3. «Кальмар».
  4. «Дельфин».

Длина последней модификации — «Дельфина» — составляет 167,4 метра, а ширина — 11,7 метра. Эта великая стальная рыба была введена в строй в декабре 1984 года. Из семи построенных «Дельфинов» пять до сих пор числятся в ВМФ РФ.

Врагам «Дельфинов» не поздоровится, ведь они оснащены четырьмя ТА калибра 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и от 4 до 8 ПЗРК «Игла» и «Игла-1».

3. «Огайо» – 170,7 х 12,8 м

Эти великаны — самые крупные подлодки в США и основа американских стратегических наступательных ядерных сил. Им регулярно приходится нести боевое патрулирование, проводя в море 60% времени. Размер «Огайо» составляет 170,7 метра и 12,8 метра (длина и ширина соответственно).

Первая субмарина этой серии была введена в эксплуатацию в ноябре 1981 года. Все остальные подводные лодки получили имена в честь американских штатов, за исключением USS Henry M. Jackson, которая была названа в честь одного из сенаторов.

Эти подводные громадины способны перевозить свыше двадцати ракет Трайдент II и свыше 150 крылатых ракет «Томагавк». Их вооружение также включает в себя четыре 533 мм торпедных аппарата.

2. Проект 955 «Борей» – 170 х 13,5 м

Вторым номером в списке крупнейших субмарин вновь идет российская разработка, одна из самых передовых в мире. Проект «Борей» начал осуществляться в 2011 году, и в мае 2018 года стало известно, что до 2027 года планируется построить 14 кораблей этого типа.

В перспективе именно «Борей» придет на смену первому и четвертому номерам в нашем списке.

Размеры подлодки составляют 170 метров в длину и 13,5 метра в ширину. Эта фигуристая смертоносная красавица может идти под водой со скоростью 29 узлов, и оснащена шестью торпедными аппаратами 533 мм, шестью средствами гидроакустического противодействия 324 мм, торпедами, торпедоракетами и крылатыми ракетами (в том числе «Ониксами» и «Калибрами»), а также 16 ПУ комплекса «Булава».

1. Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м

Известные Западу как класс «Тайфун», а русским морякам как «Акула», эти величественные стальные гиганты были созданы в качестве противодействия американским субмаринам класса «Огайо» в годы Холодной войны.

Будучи 172,8 метра в длину и 23,3 метра в ширину эти монстры надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно были больше, чем американские подлодки-конкуренты. Их высота (26 метров) сопоставима с высотой девятиэтажного дома.

По сути, задачей «Акул» было создание ядерного апокалипсиса на Западе, если Холодная война перешла бы в горячую фазу.

Свое хищное прозвище самая большая атомная подводная лодка в мире получила благодаря изображению акулы, которое было нанесено перед первым спуском, состоявшимся в сентябре 1980 года.

Внутри легкого корпуса огромной субмарины находятся пять обитаемых корпусов. В случае чрезвычайной ситуации в одном из корпусов экипаж внутри других корпусов будет в безопасности, а вспомогательные устройства все еще будут работать.

Два ядерных реактора дают этим подводным крейсерам стратегического назначения мощность, в которой они нуждаются, чтобы развить максимальную скорость около 25 узлов под водой.

Вместо того, чтобы постоянно перемещаться по мировым морям и океанам, «Акулы» были созданы, чтобы находиться севернее Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды, чтобы запустить свой «прощальный привет миру» — баллистические ракеты Р-39 «Вариант».

Из-за продолжительности и характера своих миссий этот советский атомный подводный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. Фактически, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) военно-морского флота прозвали эти гигантские суда «плавающими Хилтонами».

Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой интерьер «Акулы» предусматривает удобные мягкие стулья, полноразмерные дверные проемы, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой забортной водой, солярий и даже сауну, стены которой обшиты дубовыми досками. В каютах командного состава имеются телевизоры, умывальники и системы кондиционирования.

Однако триумф огромных и грозных «Акул» продолжался недолго. Из семи запланированных подлодок шесть были построены в течение 1980-х годов и ушли на пенсию менее чем 10 лет спустя, в 1990-х годах. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в боеспособном состоянии эти крупнейшие ракетные подводные лодки в мире.

В настоящее время лишь одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» — находится в строю. Самая большая подводная лодка в мире служит испытательной площадкой для современных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках (БРПЛ «Булава»).

Как убивали советский флот — 3. Атомные субмарины

Продолжение, начало
Помимо надводного, СССР обладал самым большим в мире подводным флотом. Традиционно атомные подводные лодки делились на три типа:
1. РПКСН — подводные крейсера вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами
2. ПЛАРК — субмарины с тяжелыми противокорабельными крылатыми ракетами
3. ПЛАТ — торпедные АПЛ.
К 1991 году на вооружении ВМФ находились стратегические ракетоносцы проектов 667А — 14 единиц(устаревший проект, постепенно выводились из строя),667Б — 18 единиц, 667БД — 4 единицы, 667БДР — 14 единиц, 667БДРМ — 7 единиц, 941 — 6 единиц, всего 63 подводных ракетоносца способных самостоятельно выиграть возможную войну.
Понятно, что количество было даже излишним, понятно что сокращение было неизбежным но Ельцин и компания подошли к этому делу с размахом. Первым делом на иголки отправились переоборудованные 667А, которые после модернизации могли нести 32 крылатых ракеты «Гранат»(аналог Томагавка и прототип нынешних Калибров). Три переоборудованных лодки пустили на иголки в 1993-97 годах как устаревшие, тупые(по Задорнову) американцы свои носители крылатых ракет не порезали до сих пор…Само собой в этот же срок на лом пошли и остальные 667А, вне зависимости от ресурса.
В 1997 году наступила очередь лодок проекта 667БД — все 4 субмарины вполне могли находится в строю но очередной договор о сокращении вооружений сделал их МБР излишними, а модернизация кораблей которые не выслужили и половину срока не наш метод.
Лодки проекта 667Б уничтожили практически все в первой половине 90х, но, к 1998 году спохватились что Тихоокеанский флот остается практически без ракетоносцев, а перевести достаточное количество лодок с Арктики невозможно — там тоже, в угоду партнерам, резали все что возможно, в итоге последний уцелевший корабль отремонтировали на скорую руку,и, несмотря на пять лет отстоя и поверхностный ремонт К-447 находилась в строю до 2002 года.
Знаменитые Кальмары проекта 667 БДР были введены в строй в период с 1976 по 1981 год. Их ровесники, американские Огайо, находятся в строю до сих пор, замена даже не строится, но новая Россия распорядилась по своему — из-за отсутствия денег на ремонт, первые две лодки списали в 1995 году, к 2004 — еще две, после чего, правда процесс притормозил. Причина сугубо объективная — до руководства страны дошло что других субмарин попросту нет, а уничтожить полостью ядерную триаду — идиотизм. Уцелевшие корабли перевели на Тихий океан, где..продолжили списывать но уже с меньшей скоростью, на 2016 год в строю осталось 4 Кальмара, из них два в ремонте. Таким образом Тихоокеанский флот может ответить тупым пендосам аж двумя ракетоносцами, правда только если повезет, постоянное боевое дежурство не ведется.
Лучше всех сложилась судьба проекта 667БДРМ Дельфин, из семи субмарин данного класса угробить смогли всего одну, К-64, поставленная на ремонт в 1999 году находится там ДО СИХ ПОР. Остальные шесть и составляют последнюю ударную силу МСЯС, способную, если повезет, нанести ответно-встречный удар по западным партнерам. Если повезет по тому что надводные корабли которые должны прикрывать их позиционные районы тоже, в значительной степени утилизированы.
Проект 941 Тайфун считался настоящим шедевром советского кораблестроения — 20 МБР с десятью ЯБЧ каждая, бесшумность, лодки предназначались для патрулирования в Арктике, и считались практически неуязвимыми для лодок-охотников США. В строй они вступили в период с 1981 по 1989 год. После развала СССР оказалось что МБР для данных кораблей производятся на Украине. особой проблемы не было — вариантов масса от организации своего производства до модернизации под новую ракету, но..западные партнеры ОЧЕНЬ боялись Тайфунов. В итоге принято решение сдать на слом эти корабли по мере истечения гарантийных сроков ракет, уцелел только «Дмитрий Донской» который модернизировали в испытательный стенд для отработки МБР Булава..Надо ли говорить что оставили только 4 шахты из двадцати и выбрали самую старую лодку..
Таким образом в процессе декомуннизации и вставания с колен уничтожено 53 стратегических ракетоносца, взамен начата постройка новых РПКСН — проект 955 Борей, но их планируется всего восемь, и по окончанию их постройки будут списаны все Дельфины и Кальмары..Суммарный залп всех РПКСН России после перевооружения будет меньше чем у одного Тайфуна.
ПЛАРК
На 1991 год лодок такого типа насчитывалось 23 плюс 5 — постойка в высокой степени готовности из них 13 проекта 949, к которому относился печально известный «Курск». Надо отдать должное Ельцину — все пять убийц авианосцев проекта 949 все таки достроили, но взамен сначала списали 15 АПЛ постройки 70х годов, хотя был разработан отличный проект их модернизации под новейшие «Ониксы». Дальше пришла очередь и 949 крейсеров..К 2016 году из 13 списано — четыре, в ремонте — еще четыре, из них одна ремонтируется ШЕСТНАДЦАТЬ ЛЕТ. В боевом строю осталось пять кораблей на два флота…
Для замены кораблей проекта 949 строятся лодки проекта 885, которых планируется аж СЕМЬ штук на два флота.
ПЛАТ
Торпедным лодкам в СССР придавали огромное значение. именно они должны были стать рабочими лошадками подводной войны, постепенно лодки второго — третьего поколения модернизировали и вооружали крылатыми ракетами «Гранат». Не считая устаревших кораблей первого поколения их насчитывалось 64 единицы плюс пять в достройке готовые более чем на 50 %. Надо ли говорить что погром начался практически мгновенно? 11 лодок проекта 671 списали к 1997 году, в тот же срок семь проекта 671РТ, 671 РТМ — из 26 штук сравнительно новых кораблей за первые десять лет существования РФ списано 17, при Путине еще 4. две находятся то ли в отстое, то ли на ремонте, в строю всего две штуки.
Вершиной развития АПЛ данного класса стал проект 971 Щука-Б и их аналог, но с титановыми корпусами, проект 945. Достраивали корабли этого класса уже при Ельцине, при чем пять просто порезали на стапелях, одну продали Индии. В строю оказалось 4 субмарины проекта 945 и 14 проекта 971. Эти корабли превосходили по бесшумности американские, и могли находится в строю до 40 лет. Головную «Акулу» списали в 1994 году, в возрасте 10 лет.. Всего в процессе вставания с колен списано две субмарины, поставлено в отстой без шансов на ремонт — две. Из АПЛ проекта 945 — одна в ремонте уже СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ. Тринадцать оставшихся составляют основу подводного флота РФ. Беда в том что замены им нет и не планируется.
К 2025 году флот «обновленной» России будет насчитывать 16 АПЛ, из них 8 — РПКСН. Против восьми 885 у США строится 30 новеньких «Вирджиний», французский флот насчитывает 6 АПЛ типа «Рубис», британский — 6 АПЛ типа Асьют. Соотношение — 42 против 8, и это с учетом подавляющего превосходства в противолодочных силах у противника. По ракетоносцам не намного лучше — против 8 русских — 20 у НАТО. При всем этом противник имеет возможность резко увеличить темпы строительства и количество килей, Россия — нет.
По планам подводный флот России скатывается к уровню французского и британского, то есть второстеппенных морских держав, неспособный противостоять даже флотам КНР и Японии.