Севастополь военные корабли

Морская прогулка по бухтам Севастополя. Военные корабли Черноморского флота

Как добраться, карта, координаты

Координата указывает на место, откуда отправляются туристические катера — набережная Корнилова в Артиллерийской бухте.

Севастополь — необычный город. Часто набережная — это самое красивое, что есть в населенном пункте, центр города, вода успокаивает и дает нам умиротворение, а здесь набережные везде — тут и там, вдоль и поперек, красота! А по воде плавают многочисленные и разнообразные кораблики.

С воды Севастополь совершенно другой, особенно на закате, когда краски неба переливаются на волнах, мир темнеет, а фонарики становятся все ярче и красивее. Поэтому водную экскурсию взять однозначно стоит.

Мир объемен — это значит, что на все можно посмотреть с другой стороны. Красиво.

Олекcандр Охрименко ныне имеет порт приписки Одессу, то есть он успел уплыть по время всей заварухи с Крымом.

Большой десантный корабль «Ямал» 156 с 1988 года до сих пор в строю.

Средний разведывательный корабль «Приазовье» ССВ-201 построен в 1986 году, базируется ныне в Южной бухте города Севастополь.

Медицинское судно 320 «Енисей» имеет богатую историю «плывучего госпиталя» и огромный список спасенных и вылеченных людей.

Военный корабль «Генерал Рябиков» построен в 1978 году и до сих пор используется по назначению.

Плавучая мастерская «ПМ-56» работает с 1973 года, представляя собой передвижную ремонтную базу для «лечения» кораблей на больших расстояниях от дома.

Сторожевой корабль 808 «Пытливый» создан в 1979 году и первоначально принадлежал к Балтийскому флоту, но через три года был переведен в Черноморский флот.

Средний морской танкер «Койда» относится к кораблям обеспечения.

Спасательное судно «Эпрон» с 1959 года осуществляет поиско-спасательные работы, проводит спуски водолазов. Участвовало в операции по подъему БПК «Очаков». А кроме того, именно «Эпрон» нашел под Севастополем подводную лодку «Нарвал» времен Первой мировой войны.

Сторожевой корабль 810 «Сметливый» и Большой противолодочный корабль 713 «Керчь» несут службу с 1968 и 1969 года соответственно.

Малый ракетный корабль «Мираж» с бортовым номером 617.

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» с номером 616.

«Самум» заложен в 1991 году, один из самых молодых кораблей на этой странице.

Малый противолодочный корабль U 205 «Луцк», спущен на воду в 1993 году, в 2014 над ним был поднят российский флаг.

Все корабли оснащены сложнейшим и непонятным для простых обывателей оборудованием, которое, тем не менее, впечатляет — столько железок на одном корабле!

Малый противолодочный корабль U209 «Тернополь» спущен на воду в 2002 году, в 2014 примкнул к российскому ВМФ.

Большой десантный корабль «Константин Ольшанский» U402 назван в честь командира отряда, освобождавшего город Николаев от немецко-фашистских захватчиков. Построен в 1985 году, с 2014 года стал служить в ВМФ России.

Сторожевой корабль U130 «Гетьман Сагайдачный» спущен на воду в 1992 году, ныне флагман ВМС Украины, и то только потому, что во время заварухи он был в Средиземном море.

Военные корабли прекрасны даже для тех, для кого они все на одно лицо. Но у каждого — своя история, прикоснуться к которой позволяют Севастопольские бухты.

Крым, морская прогулка по Севастопольской бухте

Несомненно, одним из главных достопримечательностей Севастополя и его гордость является Черноморский флот. Мы решили уделить этому особое внимание и прогуляться по Севастопольской бухте на катере, посмотрев корабли вблизи.

В процессе морской прогулки нас еще ожидала увлекательная экскурсия. Отмечу, что местный экскурсовод тоже не раз отмечал радость от присоединения Крыму к России.

Отплываем от набережной. С этого ракурса кажется, что находишься не в России, а где-то на лазурном побережье Франции.

Проплываем мимо памятника затопленным кораблям. Тут важно учесть, что не потопленным, а затопленным. Исторические события, предшествовавшие установке памятника, относятся к Крымской войне. Защитники города шли на любые жертвы, лишь бы спасти Севастополь.

Чтобы спасти город от неприятеля с моря, было принято решение затопить несколько кораблей в фарватере и преградить путь кораблям. Первую линию в конце 1854 года составили 7 вышедших из строя парусников и 3 купеческих судна. В начале 1855 для укрепления затопили еще 6 судов. В августе этого же года затопили все оставшиеся суда — 75 военных судов и 16 вспомогательных. А экипаж продолжал оборону города уже с суши.

С этой стороны видно одновременно сразу три патриотических памятника.


Это 1472 Военно-морской клинический госпиталь Черноморского флота МО РФ имени академика Пирогова Н. И.

Его можно увидеть в фильме «Адмирал» с Хабенским.
Мыс Кордон. По мнению ряда краеведов мыс был назван так в связи с тем, что на нем находился кордон таможенной стражи. После Великой Отечественной войны на этом мысе установлен памятник воинам 2-й Гвардейской армии в виде четырехгранного обелиска, увенчанного орденом Славы.
А вот и пошли первые корабли. Это научно-исследовательское судно «Профессор Водяницкий», которое вышло в свой первый рейс 18 декабря 1976 года. Оно позволило начать систематическое изучение тропических и экваториальных районов Мирового океана, перенеся на них традиционные для Института исследования, и на более высоком уровне проводить изыскания в Черном и Средиземном морях.
Белый корабль на дальнем фоне — госпитальное судно Енисей. Принятый в состав судов обеспечения ВМФ СССР в январе 1981 г., «Енисей» предназначен для медицинского обеспечения оперативных эскадр, действующих на значительном удалении от основных пунктов базирования, и сил флота на островах и в малооборудованных районах дислокации. Судно рассчитывалось на 200 отдыхающих и 100 больных, а в варианте санитарного транспорта — до 450 тяжелораненых. Для доставки на судно больных и раненых имелся штатный вертолёт Ка-27 в поисково-спасательном варианте, для которого был оборудован ангар.
Посередине — малое гидрографическое судно «ГС-402» предназначено для гидрографического обеспечения флота в ближней морской зоне.
Ближайший — средний разведывательный корабль «Экватор».
Плывем дальше и видим вспомогательные суда.
На дальнем фоне — средний морской танкер «Койда», предназначенный для обеспечения кораблей на рейдах, на переходе морем, а также для межбазовых перевозок топлива
Посередине — плавучая мастерская «ПМ-56»
Ближайший — морской транспорт вооружения «Генерал Рябиков», предназначенный для снабжения боеприпасами кораблей, находящихся в отрыве от пунктов базирования.
А это бочки для постановки судна. Сама бочка соединена с мертвым якорем на дне моря цепью.
Преимущество постановки судна на бочки заключается в том, что повышается надежность стоянки, так как держащая сила мертвых якорей значительно (в несколько раз) больше держащей силы станового якоря судна. Также стоящие на бочках суда занимают меньшую площадь акватории (то есть, не двигаются), чем суда, стоящие на якоре, тем самым экономится акватория закрытых рейдов.
Особенно важно постановка судов на бочки перед штормом, чтобы суда не разбивались сами и не разбивали причал.
Доки, где проходит ремонт кораблей.
Тут же установлены портовые краны.
Ракетные катера — быстроходные, маломерные корабли, основным оружием которых являются ракеты.
Посередине учебный корабль «Перекоп».
А на переднем фоне флагман Черноморского флота — гвардейский ракетный крейсер «Москва». Это один из самых мощных кораблей во всех флотах России и внешний вид его реально впечатляет!
Система управления огнем допускает режим боевого запуска, включая одномоментный старт (для поражения одной цели) всех 16 ракет. Такого залпа не выдержит ни один авианосец в мире.
Для эффективного отражения воздушных атак на корабле сразу две ЗРК. Первая, С-300Ф, предназначена для коллективной или зональной системы ПВО. Вторая, «Оса-М», предназначена исключительно для отражения атак самолетов, вертолетов и ракет противника на сам корабль.
Куда же без вспомогательных транспортных судов. Военный транспорт «Кызыл-60» и «Вологда-50» используются для специальных перевозок в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Разворачиваемся и плывем обратно.
Михайловская батарея (равелин, форт), построеная в 1846 году как одно из 10 фортификационных сооружений на побережье города Севастополя для защиты Крыма. Сейчас военно-морской музей
Моские ворота Севастополя
Константиновская батарея (равелин, форт), построенная в 1794 году на мысу, получившем одноименное название от батареи.
В светлое время суток ворота заграждения должны были находиться открытыми. В тёмное время суток ворота боковых и сетевых заграждений должны были быть закрытыми и открываться полностью только с разрешения оперативного дежурного штаба флота, согласно приказу по флоту.
Мое путешествие по Крымскому полуострову:

Морская прогулка-экскурсия на катере по бухтам Севастополя — отзыв

Всех категорически приветствую! Быть в Крыму, тем более в Севастополе и не посмотреть его бухты — кощунство! Севастополь и создавался потому, что был очень удобен для базирования флота. Сам Суворов оценил по достоинству бухты Севастополя, отметив, что подобной гавани нет не только у полуострове, но и на всем Черном море! Во как!

Бухты и бухточки Севастополя — это его достопримечательность! Их так много, что придется обратиться к Википедии, чтобы не ошибиться — около 40! Экскурсия, жаль не покажет нам всё-всё, но кое-что увидеть можно, как говорится, обзорно.

В советское время Севастополь был закрытый город, секретный и никто не знал, сколько кораблей на вооружении. Сейчас, зайдя в любой поисковик, наберите Черноморский флот и вам покажут все боевые корабли и даже корабельный состав.

Я потому так подробно рассказываю об этом, потому что моя цель была совершить экскурсию на катере по бухтам, а мужу — посмотреть корабли. Так что, наше желание совпало и мы нашли экскурсию на Графской пристани.

На Графской полно зазывал на экскурсию по бухтам на катер. Не надо стесняться, можно даже громко крикнуть: «Кто покажет бухты?» И вот тут-то к вам и подойдут организаторы.

Вот великолепная Графская пристань, народ договаривается об экскурсии. Можно выбрать судно по вкусу: большое или малое.

Мы выбираем катерок и бодро шагаем к нему на дальний пирс. Он так живописно выделялся на фоне Каравеллы!

Взяли за экскурсию по 300 рублей с носа. Вроде приобрели билет на ближайший выход катера с экскурсией, но ждать пришлось полчаса, пока все желающие соберутся на борт.

Зато, пока ждали попутчиков, полюбовались самой бухтой, Южной. Обожаю на нее смотреть. Она видна с суши, со стороны сквера Интернационалистов. Размещаю фотографию, чтобы и Вы, друзья мои, смогли полюбоваться. Просторы какие! Море и корабли.

Получается, что кое-что смогу показать прямо с катера, а кое-что со стороны суши: взгляд сверху и снизу. Но Севастополь стОит такого пристального рассматривания.

Итак, нам повезло: нам попался отличный экскурсовод, влюбленный в родной город. Слушаем его внимательно. Проходим мимо парусного судна. Это учебное судно «Херсонес». Очень романтично!

А это первый корабль, простите, забываю, что я «морской волк», первый, борт. Так говорят моряки. Это Десантный Корабль, Борт 142.

Вечереет, корабли с моря выглядят очень мирно. Но не забываем, что это боевые корабли и перед нами борт ССВ 201 (средний разведывательный корабль), с экипажем в 220 человек!

Видим очень могучий корабль, выделяющийся размерами, а также Красным крестом. Это плавучий госпиталь. Тихим ходом проходим мимо него.

Теперь смотрим на корабли, помеченные, как МБ. Это морские буксиры.

Еще судно ПС — Портовое Судно.
Перед нами военное судно — борт 060.
А это Кабельное судно «Сетунь», предназначенное для ремонта кабелей связи.

Судов реально много и проходим рядом с ними, поражаясь их мощи.

Подходим к Килен-бухте. Она имеет сооружения судоремонтного завода ЧФ, построенного еще до Великой Отечественной войны. Бухта самой природой создана для ремонта. А вы знаете, что килевание- это очистка от ракушек и водорослей? Вот почему бухта названа Килен-бухта.

С любопытством (вполне понятным) рассматриваем ремонтные доки, краны, все то, с помощью чего ремонтируются суда.

А это тоже часть бухты, только вид сверху. Более панорамное фото.

Вот малые суда вооружения — ВТР 94 и рейдовые буксиры (РБ).

А еще я залюбовалась ротондой, во-он, на самом верху. Белая, с колоннадой Ротонда так украшает сквер! А со стороны моря смотрится очень необычно, интересно!

Идем дальше, слушая нашего экскурсовода. Бухты Севастополя потому удобны, что очень глубоки и любой корабль может близко подойти к берегу.

Какой-то без опознавательных знаков борт. Ознакомимся так, визуально, для общего представления.

О, а это субмарина. Я себе её немного иначе представляла. Пассажиры нашего катера так и защелкали фотоаппаратами. Не каждый же день мы видим подлодки.

Морская гладь, а напротив — Северная сторона.

Еще борт, проходим и его.

Опять подлодка. Сверху видим белоснежные здания с красными крышами. Это бывшие Лазаревские казармы, построены еще в 18 веке. Теперь здесь Черноморский филиал МГУ.
И еще субмарина.

Еще проходим мимо платформ судоремонтного завода.

Какое-то время СМЗ был в застое, но теперь восстанавливается, принимает заказы на ремонт судов.
Любопытная платформа для ремонта. Хозяин катера останавливался, притормаживал, чтобы рассказать нам подробнее. Да разве все вспомнишь?

Как говорится, без слов. Смотрим, осознаем.

А вот и судно, которые ремонтирует СМЗ (севморзавод). «Саяны» — известное спасательное судно.

Не знаю, как правильно называются эти буйки — ограждения, но 4 года назад их не было. Правильное решение, туристы лезут куда попало. Мимо них мы и прошли.

Теперь наш катерок поворачивает от кораблей и подлодок в сторону Приморского бульвара. О, это историческая часть Севастополя. Любопытно посмотреть на нее со стороны моря.

Небольшое лирическое отступление. В конце августа 2018 года стояла небывалая жара. Вот и в это время, почти вечернее, купающихся было полно. Правда, грязноватое здесь море. Я впервые видела столько мусора на волнах: окурки, стаканчики, бумага.

Но с моря видим только прекрасное белое здание, похожее на корабль. Это теперь водно-спортивная база ЧФ.

Так как я ни один раз бывала здесь, то покажу фотографии, сделанные ранее, в обеденное время. С Приморского бульвара можно спуститься по ступеням и посидеть — посмотреть-помечтать, глядя на волны. Здесь очень красиво!

А вскоре подходим к святая святых — Памятнику Затопленных Кораблей.

Со стороны моря он выглядит иначе, чем со стороны бульвара. Подпорная стена с якорями от затопленных кораблей вместе с Памятником, на мой взгляд, намного монументальнее смотрится.

Больше всего поразило, что ребятишки прыгают с подножия памятника в воду. Наперерез нашему катеру шустро плыла местная бабуля. Ох уж, эти севастопольцы! Сфотографировала отчаянную даму.
Хочу заметить, что катеров, везущих туристов, очень много. То и дело мы встречали разнообразные суда. Всем хватает места. Жаль, экскурсии с каждым годом короче.

Мельком глянув на знаменитый памятник Артиллерийской бухты «Штык и Парус», поворачиваем назад.

Наша экскурсия была небольшой, но информативной. Даже рассматривая фотографии, понимаю, все не увидеть ни за раз, ни за два. Очень интресно, познавательно! А плыть по морской глади и любоваться бухтами-берегами Севастополя — вдвойне чудесно.

От всей души рекомендую начать знакомство с городом с помощью небольшой, но ёмкой экскурсии на катере. Она, как капля в море. Но это ведь только начало!

Обожаю Сенавстополь и, надеюсь, немного передала его атмосферу. Спасибо за внимание.

Бухта затонувших кораблей

11 сентября 1854 года в осаждённом Севастополе был затоплен русский флот

Все, кто бывал в славном городе Севастополе, знакомы с монументом «Памятник затопленным кораблям». Он установлен вблизи Приморского бульвара рядом с площадью Нахимова в память о добровольной гибели Черноморской эскадры в 1854-1855 годах.

Город в осаде

9 сентября 1854 года произошла одна из первых сухопутных битв Крымской войны – Альминское сражение. Англичане и французы тогда победили, но воспользоваться плодами победы сполна не смогли. Путь на Севастополь был открыт, но сражение приостановило движение союзников, а русским войскам дало время для подготовки к осаде. Экспедиция с Запада здорово ошибалась, думая, что сражается только с авангардом армии. «Мудрые» царские полководцы оставили для защиты Крыма и Черноморского флота лишь небольшую армию.

Русская эскадра на Севастопольском рейде

По предложению начальника штаба флота вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова состоялся военный совет флота. Флотоводец предложил первыми напасть на союзный флот, который стоял возле мыса Лукулл. По его мнению, если повезёт, можно уничтожить корабли врага, а если нет – пойти на абордаж и взорвать себя с частью флота союзников. Героическая гибель должна была спасти город. Это мнение Корнилова разделяли не все командиры.

К сожалению, шансов на победу у Черноморского флота практически не было. Союзники по силам значительно превосходили черноморцев. Против русских 14 линейных парусных кораблей выступали: 21 линейный корабль (в том числе восемь винтовых) и 33 парохода. Русский флот без попутного ветра не мог выйти даже из бухты. Командиры согласились с Корниловым, но предложили другой план, который был одобрен главнокомандующим армией князем А.С. Меншиковым. Большинство сошлись во мнении, что перекрыть путь неприятелю и спасти город можно, если затопить корабли поперёк бухты. Военный совет флота, и Павел Степанович Нахимов в том числе, поддержали это решение.

Схема затопления кораблей

Этот план появился не спонтанно, а обсуждался ещё в августе 1854 года. Был даже проведён эксперимент. Пустой купеческий бриг решили пропустить через бухту под огнём береговых батарей. В результате корабль получил лишь незначительные повреждения и благополучно сел на мель. Точно так же могла завершиться и атака союзного флота. Эксперимент выявил и ещё один неприятный момент. В фортах от выстрелов появились трещины.

Врагу не сдаётся наш гордый…

Затопление началось 11 сентября 1854 года. На дно легли пять линейных кораблей и два фрегата. Над водой остались торчать их мачты. 14 сентября на Севастополь обрушилась страшная буря, которая разметала вражеский флот, но в итоге и повредила затопленное заграждение. Для ремонта пришлось затопить ещё один корабль, а в январе 1855 года ещё несколько, которые стали второй линией заграждения.

Последние корабли Черноморской эскадры были затоплены при отходе русских войск на северную сторону уже в августе 1855 года. В Севастопольской бухте на дне оказалось в общей сложности 75 боевых кораблей и судов, а также 16 вспомогательных, включая шхуны. Корабли топили под покровом ночи, в них стреляли из пушек. На берегу их провожали экипажи. Матросы плакали, глядя, как их корабли погружались в воду…

Затопление кораблей Черноморского флота

10 тысяч моряков усилили городские бастионы. Корабельные орудия пароходами были свезены на берег и практически на руках перетащены на бастионы. Впоследствии именно эти орудия отражали бомбардировки и штурмы противника.

Соотечественники по-разному оценили решение о затоплении, но вот противник сразу дал ему высокую оценку. Говорят, что английский адмирал с досады рвал на себе волосы, а его французский коллега заявил, что, если бы не эта преграда, флот союзников уже по ходу первого же боя проник бы в бухту.

Затонувшие корабли практически полностью парализовали судоходство в районе Севастополя. Сразу после окончания Крымской войны были предприняты меры по поднятию затонувших кораблей. 20 кораблей оказались почти не повреждёнными, их отремонтировали и вновь поставили в строй, но большую часть пришлось отправить на слом. В целом очистка Севастопольской бухты заняла более десяти лет.

Севастопольская военно-морская база

Севастопольская военно-морская база

Эмблема Черноморского флота РФ
Общие сведения

С 1783 по настоящее время Годы существования

Россия СССР Страна

Министерство обороны РФ Подчинение

44°36’48″N 33°33’14″E Дислокация

Военно-морская база Тип

Севастопольская военно-морская база— главная военно-морская база Черноморского флота России. Расположена на административной территории города-героя Севастополя. Имеет несколько причалов, расположенных в трёх бухтах Севастополя — Северной,Южной и Карантинной.

История появления

Графская пристань

Освоение Ахтиарской бухты на южной оконечности Крыма началось с весны 1783 года. 2 мая 1783 года на местный рейд вошла первая русская боевая эскадра под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачева, назначенного командующим вновь создаваемого Черноморского флота. В состав эскадры входили корабли «Хотин», «Азов», пять номерных 44-пушечных фрегатов, три шхуны и бот из Азовской флотилии.

Летом были заложены 4 первых каменных здания: дом для адмирала, часовню Николая Чудотворца, кузницу будущего адмиралтейства на западном берегу Южной бухты и городскую пристань. Принято считать, что начало Севастопольскому адмиралтейству положила постройка кузнечной мастерской в июне 1783 года, главной задачей которого стал ремонт кораблей флота.

В 1784 году Екатериной II был издан указ который предписывал устроить «Устроить крепость большую Севастополь, где ныне Ахтиар» Выполнить такое ответственное задание было поручено графу Потемкину. Под его управлением небольшой городишка превратился в настоящую морскую крепость. По завершению работ его лично посетила Екатерина II. Так возник Севастополь.

Количество судов в Черноморском флоте неумолимо росло благодаря деятельности Херсонской верфи, а немного позднее и Николаевского адмиралтейства. Стал возрастать и объем судоремонтных работ в Севастополе. В архивных данных есть доказательство того, что уже в 1786 году местное адмиралтейство выполнило капитальный ремонт с заменой наружной обшивки семи кораблей и фрегатов.

После кончины Екатерины II император Павел I задался целью уничтожить все, что было сделано князем Потемкиным. Начал он с переименования в 1798 году Севастополя в Ахтиар (Данное название существовало лишь до 1826 года, пока к власти не пришел Николай I и не отменил его, вернув старое название). Почти ничего не изменилось и после убийства Павла I и прихода к власти Александра I. Но тем не менее в 1804 году Ахтиар (Севастополь) был объявлен главным военным портом на Черном море. Также был установлен запрет на вход в акваторию торговых судов.

Акватория

Защита акватории

Такая большая акватория не могла оставаться без защиты со стороны моря. Ее выполняло боно-сетевое заграждение. Данное заграждение защищало акваторию от чужих подводных лодок, катеров, торпед. Первая линия противокатерных бон была установлена в 1954 году; вторая линия состояла из 15 противоторпедных сетей. В длину они достигали 70 метров, при этом они не касались дна. Первая линия боно-сетевого заграждения состояла из чередующихся шпал и рейдовых бочек. Секции сетевого заграждения второй линии, составленные из колец малого диаметра, имели массу 2—3 тонны, длину 70 метров и глубину до 15 метров каждая. Общая протяжённость сетевого заграждения во второй линии составляла 1220 м.

Бухты Севастополя

Северная бухта

Названия бухт

Северная бухта является основной частью Севастопольской бухты, расположенная с северной стороны от Севастополя, где ее продолжение называется Сухой. В 1900 году сюда были перенесены причалы из Старо-Северной бухты. В 1910 году был построен причал для приёма паровых катеров и бухта Перевозная получила своё современное название. В бухте построены причалы для пассажирских катеров (основной причал для поездки на Северную сторону из района Графской пристани) и паромная переправа (связана с Артиллерийской бухтой).

Южная бухта

Южная бухта впадает в Севастопольскую бухту между мысами Николаевским и Павловским. Свое название получила относительно расположения к Севастопольской бухте, так как ориентирована точно на юг. На её южной вершине располагается железнодорожный вокзал Севастополя. Находится в центральной части городской застройки Севастополя, разделяет Южную сторону Севастополя на Городскую и Корабельную сторону.

Карантинная бухта

Карантинная бухта расположена к западу от южного входного мола. Свое название бухта Карантинная получила из за того,что её акватория использовалась для стоянки судов, проходивших карантин.На восточном берегу бухты в XIX веке располагалась Карантинная служба порта Севастополь, предназначенная для предотвращения распространения инфекционных заболеваний с приходящих в порт судов.

Ближайшая к выходу (из Севастопольской бухты) называется Карантинною бухтою. Здесь обыкновенно выдерживают карантин суда. Лоция Черного моря

Другие бухты

Константиновская бухта; Бухта Матюшенк; Михайловская бухта; Старосеверная бухта; Инженерная бухта; Доковая бухта; Бухта Голландия; Сухарная бухта; Маячная бухта; Бухта Нефтяная гавань или Графская; Килен-бухта; Аполлонова бухта; Корабельная бухта; Артиллерийская бухта; Хрустальная бухта; Александровская бухта; Мартынова бухта; Лиман в устье реки Чёрной; Песочная бухта; Стрелецкая бухта; Круглая бухта; Бухта Абрамова; Камышовая бухта; Лебяжья бухта; Двойная бухта; Солёная бухта; Казачья бухта; Голубая бухта; Золотая бухта; Бухта Александры; Мраморная бухта; Балаклавская бухта; Ершиная бухта; Ласпинская бухта.

Командиры

Федор Федорович Ушаков

Федор Федорович Ушаков (24 февраля 1745 — 14 октября 1817) – «морской Суворов», герой сражения при Калиакрии, сыграл огромную роль в строительстве Севастополя. Благодаря ему были построены большой госпиталь, мастерские и склады, разбит первый городской сад, который ныне носит название Ушаковой балки.

Михаил Петрович Лазарев

Михаил Петрович Лазарев (3 ноября 1788 — 11 апреля 1851) – выдающийся путешественник, один из первооткрывателей Антарктиды. Будучи главнокомандующим Черноморского флота, превратил Севастополь не только в мощную морскую крепость, но и в город изысканной красоты. При адмирале Лазареве были построены колоннада Графской пристани, Петропавловский храм, сооружено новое адмиралтейство, снесены ветхие лачуги бедняков, вместо которых для них на центральном городском холме выстроили новые красивые дома.

Владимир Алексеевич Корнилов

Владимир Алексеевич Корнилов (13 февраля 1806 — 17 октября 1854) – герой Крымской войны, возглавивший первую оборону города. Под его командованием Севастополь сопротивлялся врагу долгих 349 дней. Адмирал погиб на Малаховом кургане во время масштабной бомбардировки города. Последними словами Владимира Алексеевича были: «Отстаивайте же Севастополь!»

Павел Степанович Нахимов

Павел Степанович Нахимов (23 июня 1802 — 13 июня 1855) – адмирал, руководивший сражением в Синопской бухте, под его командованием русские моряки разгромили турецкий флот. После смерти Корнилова возглавил оборону Севастополя. Погиб на Малаховом кургане от снайперской пули.

Владимир Иванович Истомин

Владимир Иванович Истомин (декабрь 1809 — 19 марта 1855) – контр-адмирал, герой Синопского сражения, защищал осаждённый Севастополь в период Крымской войны. Погиб на Камчатском люнете, близ Малахова кургана.

Александр Васильевич Колчак

Александр Васильевич Колчак (16 ноября 1874 — 7 февраля 1920) — исследователь Заполярья, учёный-океанограф, вице-адмирал, участник русско-японской и Первой мировой войн. С 1916 года назначен командующим Черноморским флотом, проявил себя талантливым флотоводцем. В Гражданской войне встал на сторону иностранных интервентов и в 1918 провозгласил себя «верховным правителем России». За расправы с мирным населением осуждён судом РСФСР как военный преступник и казнён; позже суд РФ оставил приговор в силе, не найдя оснований для реабилитации.

Филипп Сергеевич Октябрьский

Филипп Сергеевич Октябрьский (11 октября 1899 — 8 июля 1969) – советский адмирал, участник Великой Отечественной войны, командующий Черноморским флотом в 1944-1948 годах. Руководил обороной Севастополя в 1941-1942 годах, а также освобождением города в 1944 году. В дальнейшем предпринял значительные усилия для восстановления города и главной базы флота. После смерти похоронен в Севастополе, ныне имя адмирала носит одна из улиц города.

Ключевые даты

3 июня 1783 года, между Южной и Артиллерийской бухтой, были заложены первые каменные сооружения.

В 1809 году Россия объявила Севастополь главной военно-морской базой Черноморского флота

29 октября 1914 военно-морская база была обстреляна с немецкого линейного крейсера «Гёбен». Атака была отбита береговыми батареями и линкором «Георгий Победоносец».

Во время Великой Отечественной войны в акватории Чёрного моря не происходило морских сражений. Тем не менее, корабли Черноморского флота активно участвовали в десантных операциях и снабжении осаждённых гарнизонов, поддерживали огнём с моря силы Красной армии и выдерживали ожесточённые налёты авиации противника. Севастополь долгое время оборонялся даже после оставления советскими войсками Крыма, находясь под постоянным обстрелом и авианалётами. Часть кораблей флота погибла прямо у пристаней.

К началу 1957 года Севастопольская военно-морская база была восстановлена.

Базирование судов

Данные в этой статье приведены по состоянию на июнь 2010 года.

ГРКР «Москва» БДК «Цезарь Куников» МПК «Муромец» СКР «Ладный» МРК «Мираж»

Северная бухта
30-я дивизия надводных кораблей
11-я бригада противолодочных кораблей

  • ГРКР «Москва». Бортовой номер — 121
  • БПК «Керчь». Бортовой номер — 713
  • БПК «Сметливый». Бортовой номер — 810
  • СКР «Ладный». Бортовой номер — 801
  • СКР «Пытливый». Бортовой номер — 808

197-я бригада десантных кораблей

  • БДК «Николай Фильченков». Бортовой номер — 152
  • БДК «Орск». Бортовой номер — 148
  • БДК «Саратов». Бортовой номер — 150
  • БДК «Азов». Бортовой номер — 151
  • БДК «Новочеркасск». Бортовой номер — 142
  • БДК «Цезарь Куников». Бортовой номер — 158
  • БДК «Ямал». Бортовой номер — 156

400-й дивизион противолодочных кораблей

  • МПК «Александровец» на ремонте в Севастополе. Бортовой номер — 059
  • МПК «Суздалец». Бортовой номер — 071
  • МПК «Муромец». Бортовой номер — 064
  • МПК «Владимирец». Бортовой номер — 060

166-й Новороссийский дивизион малых ракетных кораблей

  • РКВП «Бора». Бортовой номер — 615
  • РКВП «Самум». Бортовой номер — 616
  • МРК «Штиль». Бортовой номер — 620
  • МРК «Мираж». Бортовой номер — 617

Южная бухта 418-й дивизион тральщиков

  • МТЩ «Ковровец». Бортовой номер — 913
  • МТЩ «И. К. Голубец». Бортовой номер — 911
  • МТЩ «Турбинист». Бортовой номер — 912
  • МТЩ «Вице-адмирал Жуков». Бортовой номер — 909

247-й отдельный дивизион подводных лодок

  • Б-871 «Алроса»
  • Б-380 «Святой князь Георгий» на ремонте в Севастополе
  • ПЗС-50
  • УТС-247
  • ТЛ-997. Бортовой номер — 997
  • ТЛ-1539. На ремонте в Севастополе. Бортовой номер — 1539
  • ВМ-122

Карантинная бухта

  • 295-й Сулинский дивизион ракетных катеров
  • РКА «Р-60». Бортовой номер — 955
  • РКА «Р-239». Бортовой номер — 953
  • РКА «Р-109». Бортовой номер — 952
  • РКА «Р-71». Бортовой номер — 962
  • РКА «Ивановец». Бортовой номер — 954
  • КВМ-332
  • КВМ-702
  • БУК-645. Бортовой номер — 645
  • ТЛ-857. Бортовой номер — 857
  • https://seaspirit.ru/
  • Wiki
  • https://sevmama.info/
  • Wiki
  • https://crimea-voyage.info/

Галерея

  • Севастопольская бухта

  • Бухта Голландия

  • Северная бухта

  • Вид со спутника

  • Разрушенные орудия 35-й батареи (в немецких источниках — форта «Максим Горький»)

  • Контрольное бомбометание на входе в Северную бухту Севастополя

  • 1942 год. Стрельба из пушки Flak 88 по кораблям в Ялтинской бухте.

  • Потопленный крейсер «Червона Украина» у Графской пристани.

  • Карта Севастополя