Самый новый самолет

Содержание

Новейшие военные самолеты России 2020

С первого применения самолетов на поле боя их роль в военных конфликтах постоянно растет. Особенно значимой стала роль авиации за последние тридцать-пятьдесят лет. Боевые самолеты год от года получают все более совершенную электронику, все более мощные средства ведения боя, увеличивается их скорость, снижается их заметность на экранах радаров. В настоящее время авиация даже в одиночку может сыграть ключевую роль в современном региональном конфликте. Такого в военной истории человечества еще никогда не было.

Во время агрессии в Югославии авиация стран НАТО практически без сопротивления наземных сил решила ход конфликта. Тоже самое можно сказать и о первой американской компании в Ираке. Именно авиация сыграла тогда решающую роль в разгроме многочисленной армии Саддама Хусейна. ВВС США и их союзников безнаказанно охотились за бронетехникой иракцев, предварительно уничтожив боевые самолеты Ирака.

Есть важный нюанс. Современные самолеты стоят настолько дорого (стоимость американского самолета пятого поколения F-22 составляет около 350 миллионов долларов), что их постройку или покупку могут себе позволить только очень богатые страны. Остальным остается надеяться на чудо или готовится к партизанской войне.

С появлением новых высокоточных боеприпасов, систем связи и спутниковой навигации и целеуказания роль и мощь военно-воздушных сил многократно возросла. Современные и перспективные самолеты также стремительно изменяются. Применение современных материалов, двигателей новых конструкций, сложнейшей электроники – делает современный боевой самолет венцом научно-технического прогресса.

В настоящее время ведущие авиационные державы занимаются созданием истребителя пятого поколения. США уже имеют на вооружении такие истребители — F-22 «Raptor» и F-35 «Lightning». Эти самолеты давно прошли этап испытаний, запущены в серию и приняты на вооружение. ВВС России, Китай и Япония на практике пока отстают в этом отношении.

В конце 20 века СССР мог на равных противостоять США в небе за счет отличных машин четвертого поколения Миг-29 и Су-27. Они примерно соответствовали по своим ТТХ американским самолетам F-15, F/A-18 и F-16. Но после развала Советского Союза разработка новых машин в России на несколько лет была приостановлена. Работы практически не финансировались, а новые разработки часто создавались по инициативе самих авиастроителей и не находили поддержки у государства. США тем временем не теряли времени даром: в 90-х годах активно велась разработка самолета пятого поколения, и в 1997 году был испытан опытный образец, в будущем получивший обозначение F-22 «Raptor».

США – пока единственная страна, имеющая на вооружении самолет пятого поколения. Причем F-22 запрещено продавать даже союзникам. Для поставок за рубеж американцы создали другой самолет F-35 «Lightning» (Молния) — но он, по мнению специалистов, имеет более слабые характеристики, чем F-22. А что же Россия? Каковы планы российского авиапрома? Есть ли перспективные разработки, которые в будущем заменят самолеты четвертого поколения?

«Наш ответ Чемберлену» — новейшие военные самолеты России

Если посмотреть на, что сейчас российский авиапром может предложить отечественным военно-воздушным силам, то мы в основном увидим модификации самолетов четвертого поколения Су-27 и Миг-29. Для них даже придумали новую классификацию, Миг-35 и Су-35 относят к поколению 4++, указывая тем самым, что это почти пятое поколение. Спору нет, и Миг-29 и Су-27 – это действительно прекрасные машины, которые были одними из лучших в мире. Но это было в конце восьмидесятых. Последние варианты этих машин, конечно, серьезно модифицированы, улучшены двигатели, поставлена новая электроника и навигационные комплексы, но смогут ли они противостоять в бою «Раптору»?

В России уже создан самолет нового поколения — это ПАК-ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), он же Т-50. Своей футуристической формой новый российский самолет очень напоминает F-22. Самолет впервые поднялся в воздух в 2010 году, а в 2011 был впервые показан широкой публике на авиасалоне МАКС. Мы имеем очень мало достоверной информации об этой новейшей машине. В настоящее время самолет дорабатывается, но в уже в ближайшее время он должен пойти в серию.

Для того чтобы попытаться сравнить ПАК-ФА с его американским аналогом F-22, нужно четко понимать, что такое самолет пятого поколения и в чем его отличие от предыдущих машин. Военные выдвигают к машине нового поколения четкие требования. Такой самолет должен обладать низкой заметностью во всех диапазонах волн, прежде всего в радиолокационном и инфракрасном, он должен быть многофункциональным, чрезвычайно маневренным, поддерживать сверхзвуковую крейсерскую скорость (уходить на сверхзвуковую скорость без форсажа), иметь возможность вести всеракурсный ближний бой и осуществлять многоканальную стрельбу ракетами на большой дальности. Самолет пятого поколения обязан иметь «продвинутую» электронику, которая бы значительно облегчала работу пилота.

Специалисты уже сравнивают F-22 и ПАК-ФА, оперируя той скудной информацией, которая доступна на сегодняшний день. Российский новейший самолет имеет большие габариты, в том числе размах крыльев и поэтому, скорее всего, он будет более маневренным, чем его американский аналог. ПАК-ФА имеет немного больше максимальную скорость, но проигрывает «американцу» в крейсерской. Российский самолет имеет большую практическую дальность и меньшую взлетную массу. Однако ПАК-ФА проигрывает F-22 в малозаметности.

Непросто сравнивать эти два самолета, и прежде всего из-за недостатка информации. Есть еще один нюанс: современные самолеты – это не только аэродинамика и вооружение, а в первую очередь электроника, управляющая всеми системами самолета. СССР всегда отставал в этой сфере, аналогично пока обстоят дела у России. РЛС российского самолета не уступает лучшим мировым аналогам — а вот бортовое оборудование оставляет желать лучшего.

В 2014 году началось мелкосерийное производство ПАК-ФА, начало серийного производства самолета запланировано на 2020 год.

Вот сравнительная характеристика двух самолетов.

Самолет ПАК-ФА F-22
Начало разработки Начало 80-х 1996 год
Принят на вооружение 2014-2015 2005
Длина, м 22 18,92
Размах крыла, м 14,2 13,56
Масса пустого, кг 17500 19700
Максимальная скорость, км/ч 2600 2410
Крейсерская скорость, км/ч 1400 1963
Стоимость, млн. дол. 250 350
Малозаметность Ниже, чем у F-22 Высокая

Полет «Беркута»

Еще одной очень интересной машиной, созданной в ОКБ имени Сухого, является Су-47. Жаль, что до сих пор она остается на стадии прототипа. Этот самолет имеет крыло обратной стреловидности, что обеспечивает машине небывалые маневренность и скороподъемность. В Су-47 широко использовались композиционные материалы, был значительно улучшен интерфейс управления в кабине пилота.

Су-47 также создавался как прототип самолета пятого поколения. Но до требований, выдвигаемых к таким машинам, он пока не дотягивает. «Беркут» не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа. В дальнейшем самолет планируют оснастить новым двигателем с изменяемым вектором тяги, который позволил бы Су-47 преодолевать сверхзвуковой барьер без форсажа.

Свой первый полет «Беркут» совершил в 1997 году, построен только один такой самолет. В настоящее время он используется как испытательный.

Вот характеристики самолета Су-47 «Беркут».

Размах крыла, м 16.70
Длина самолета, м 22.60
Высота самолета, м 6.40
Площадь крыла, м2 56.00
Масса, кг
нормальная взлетная 25670
максимальная взлетная 34000
Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-30Ф6
Максимальная скорость, км/ч
у земли 1400 (М=1.12)
на высоте 2200 (М=2.1)
Практическая дальность, км 3300
Практический потолок, м 18000

Су-35

Еще одним новейшим самолетом, недавно принятым на вооружение ВВС России, является Су-35. В 2014 году в авиаполки ВКС прибыли 12 подобных самолетов, всего же до конца 2020 года в ВВС поступит 48 Су-35. Этот самолет, разработанный в ОКБ имени Сухого, относится к поколению 4++ и обладает техническими и боевыми характеристиками почти на уровне самолета пятого поколения.

От ПАК-ФА он отличается только отсутствием стелс-технологий и активной фазированной антенной решетки (АФАР). Самолет оснащен новой информационно-управляющей системой, РЛС с фазированной решеткой, новыми двигателями с управляемым вектором тяги, которые могут развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Усилен также планер самолета.

С принятием на вооружение этого самолета российские военные летчики могут дать отпор новейшим самолетам последнего поколения.

Основные характеристики самолета Су-35:

Размер крыла, м 14.70
Длина самолета, м 22.18
Высота самолета, м 6.35
Площадь крыла, м2 62.00
Масса
пустого самолета 18400
нормальная взлетная 25700
максимальная взлетная 34000
Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-31ФМ.
Максимальная тяга, кгс 2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1400
на большой высоте 2440
Практический потолок, м 18000
Практическая дальность, км:

Ил-112

Все вышеперечисленные самолеты уже вышли из конструкторских бюро и заводских цехов и давно сделали свой первый полет. В настоящее время в КБ имени Ильюшина разрабатывают новый легкий транспортный самолет Ил-112, который должен заменить устаревшие Ан-26.

Первый полет будущего транспортного самолета запланировали на 2020 год, а начало его серийного производства – на 2020 год. Новая машина будет иметь грузоподъемность до шести тонн, ее оснастят двумя турбовинтовыми двигателями. Ил-112 сможет садиться и взлетать как с оборудованных взлетных полос, так и с грунтовых аэродромов. Кроме грузовой модификации самолета, авиастроители планируют создать и пассажирскую версию машины, она сможет быть задействована на региональных авиалиниях.

«Миг» пятого поколения

Сергей Коротков, генеральный директор РСК «МиГ», заявил журналистам, что специалисты конструкторского бюро работают над истребителем пятого поколения. За основу новой машины, скорее всего, возьмут Миг-35 (еще одна российская машина поколения 4++). По словам разработчиков, новый Миг будет сильно отличаться от ПАК ФА и будет выполнять совсем иные функции.

Новый стратегический бомбардировщик

В России ведется разработка нового стратегического бомбардировщика, который должен будет прийти на смену самолетам Ту-160 и Ту-95. Разработку нового ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) поручено вести КБ имени Туполева, хотя можно отметить, что туполевцы начали работу над этой машиной еще в 2009 году. В 2014 году между КБ и Министерством обороны был подписан контракт на проведение проектных работ.

Информации о будущем самолете очень мало, но руководство ВВС России заявило, что самолет будет дозвуковым, сможет нести больше вооружения, чем Ту-160 и скорее всего, будет изготовлен по конструкции «летающее крыло».

Готовность первой машины ожидается в 2020 году, а старт серийного производства – в 2025 году. Следует отметить, что работы по созданию аналогичного самолета сейчас идут и в США. В рамках проекта Next Generation Bomber разрабатывается дозвуковой самолет с низким уровнем заметности и большим радиусом действия (около девяти тысяч километров). По данным СМИ, стоимость одной такой машины может достигать полмиллиарда долларов.

После распада СССР авиационная отрасль пережила нелегкие времена. Реализация многих проектов была отложена на годы, и сейчас самое время наверстать упущенное. Предстоит разработка истребителя шестого поколения — но это пока что почти фантастика.

Видео: новые российские самолеты

Военно-воздушные силы – род войск в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации. Из этой статьи можно узнать, какими образцами представлены различные группы воздушной техники России, а также их технические характеристики и особенности военных самолетов.

Краткая история военной российской авиации

Военно-воздушные силы Российской империи берут свое начало с 1910 года, когда правительство закупило первые французские самолеты и начало подготовку пилотов. Императорский военный флот был одним из лучших, однако был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. На смену флоту пришли воздушные войска Вооруженных сил СССР, основанные в 1918 году и получившее наиболее интенсивное развитие в 30-х годах XX века, когда начали производиться истребители И-15, И-16, а также бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.

За годы Великой Отечественной войны погибло большое количество летчиков, потери боевых самолетов были колоссальными, однако после победы СССР военно-воздушные силы стали активно модернизироваться, а в 1947-1950-х годах началось серийное производство реактивной авиации.

К концу 1980-х годов в распоряжении ВВС было около 10 000 самолетов. В это же время начались разработки истребителя пятого поколения, были запущены программы МиГ 1.44 и С-37 (оба проекта закрыли).

Распад СССР положил начало деградации ВВС России (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники, аэродромов, малое финансирование), которая приостановилась в начале 2000-х годов. После 2009 года начался капитальный ремонт и интенсивная модернизация всего парка ВВС РФ.

Бомбардировщики

Дальний бомбардировщик ТУ-160

Дальний бомбардировщик ТУ-160 или «Белый лебедь» ‒ сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, разработанный в 1970-х годах. На вооружении состоит с 1987 года. Всего было построено 35 самолетов, что связано с высокой стоимостью их создания, составляющей на то время около 6 млрд. рублей.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 4 человека.
  2. Длина – 54,1 м.
  3. Размах крыла – 55,7/50,7/35,6 м.
  4. Высота – 13,1 м.
  5. Площадь крыла – 232 кв. м.
  6. Двигатель – 4xТРДДФ НК-32.
  7. Предельна скорость на высоте – 2 230 км/ч, крейсерская – 917 км/ч.
  8. Продолжительность полета – 25 часов.
  9. Практический потолок – 21 000 м.
  10. Скороподъемность – 4 400 м/мин.
  11. Длина разбега/пробега – 900 и 2 000 м соответственно.

Вооружение:

  1. Стратегические крылатые ракеты Х-55СМ – по 6 штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У.
  2. Гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 штук на каждую МКУ).
  3. Может оснащаться свободнопадающими бомбами различного калибра до 40 000 кг (для их установления необходимо соответствующее переоборудование).

Особенности:

  1. Бомбардировщик имеет крыло изменяемой стреловидности (один из видов геометрии крыла). Благодаря этому самолет имеет достаточно высокую максимальную скорость и хорошие взлетно-посадочные характеристики.
  2. Автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводки и четырехкратным резервированием. Управление – сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы.
  3. На борту предусмотрена кухня со шкафом, позволяющая разогревать пищу.

Впервые на то время у стратегического бомбардировщика появился туалет, однако летчики не хотели принимать ТУ-160 по причине несовершенного санузла.

Дальний бомбардировщик ТУ-95

Ту-95 «Медведь» – турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый в мире самолет с турбовинтовыми двигателями. Начал массово производиться и использоваться с 1956 года.

Технические характеристики:

Вооружение:

  1. 6 спаренных пушек АМ-23 калибра 23 мм, общий боезапас – 2 500 снарядов.
  2. Способен брать до 9 000 кг свободнопадающих бомб, подвешиваемых в фюзеляжном отсеке.

Особенности:

  • шасси самолета – трехопорное;
  • для экипажа предназначено 2 гермокабины, катапультные кресла не предусмотрены;
  • система автоматического запуска двигателей;
  • относится к самым шумным самолетам в мире ввиду конструкции винтов и высокой мощности двигателя.

На данный момент Ту-95 – единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями.

Дальний бомбардировщик Ту-22М

Ту-22М – советский сверхзвуковой бомбардировщик, который начал использоваться в 1976 году. На данный момент используется и производится модификация самолета М3.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 4 человека.
  2. Длина – 41,46 м.
  3. Размах крыла – 34,28 м.
  4. Высота – 11,05 м.
  5. Площадь крыла – 183,6 кв. м.
  6. Двигатель – 2 ДТРДФ НК-22.
  7. Тяга двигателя – 2×22000 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 1 800 км/ч, крейсерская – 950-1 000 км/ч.
  9. Практический потолок – 13 000 м.

Вооружение:

  1. До 9 000 кг ракет или бомб.
  2. Пушечная установка ДК-20 с пушкой Р-23 с дистанционным управлением для защиты задней полусферы.

Особенности:

  • самолеты серии Ту-22М выполнены по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с крылом изменяемой стреловидности (крыло переставляется на углы от 20 до 65 градусов).
  • фюзеляж типа полумонокок и трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой.

На самолетах первых серий устанавливалась раздвижка средней пары колес шасси для возможной эксплуатации техники с грунта, что было признано бесполезным усложнением конструкции и убрано с плана машины.

Фронтовой бомбардировщик Су-34

Су-34 «Утенок» – многофункциональный истребитель-бомбардировщик, предназначенный для поражения наземных сил противника в неблагоприятных метеорологических условиях, а также в условиях использования средств противовоздушной обороны.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 2 человека.
  2. Длина – 23,3 м.
  3. Размах крыла – 14,7 м.
  4. Высота – 6,09 м.
  5. Площадь крыла – 62 кв. м.
  6. Двигатель – 2xТРДДФ АЛ-31Ф-М1.
  7. Тяга на форсаже – 2×12 800 кгс.
  8. Предельная скорость на высоте – 1 900 км/ч, у земли – 1 400 км/ч.
  9. Практический потолок – 17 000 м.

Вооружение:

Особенности:

  1. Имеет 4 топливных бака с общей емкостью более 12 тысяч литров.
  2. Для самолета Су-34 была разработана система дозаправки в воздухе.
  3. Автоматическая система пожаротушения (топливные баки защищены от пожара и взрыва за счет заполнения пенополиуретаном с открытыми ячейками).
  4. Может иметь хорошее вооружение, однако прицельный комплекс оставляет желать лучшего.

Фронтовой бомбардировщик Су-24

Су-24 «Фехтовальщик» – российский тактический фронтовой бомбардировщик, используемый для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах.

В настоящее время данные самолеты эксплуатируются, однако были сняты с производства и постепенно заменяются более современными Су-34.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 2 человека.
  2. Длина – 24,594 м.
  3. Размах крыла – 17,638/10,366 м.
  4. Высота – 6,193 м.
  5. Площадь крыла – 55,16/51 кв. м.
  6. Двигатель – 2xТРДФФ АЛ-21Ф-3.
  7. Тяга: бесфорсажная – 2×7 800 кгс, форсажная – 2×11 200 кгс.
  8. Предельна скорость на большой высоте – 1 700 км/ч, на высоте 200 м – 1 400 км/ч.
  9. Практический потолок – 11 000 м.
  10. Длина разбега/пробега –1 150-1 250/950-1 000 м соответственно.

Вооружение:

  1. 1 шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 на 500 патронов.
  2. Может содержать до 7 тонн различного вооружения, включающего управляемые, неуправляемые ракеты, бомбы.

Особенности:

  • крыло изменяемой стреловидности с углами от 16 до 69 градусов;
  • кабина самолета оснащена катапультируемыми креслами К-36 – одними из самых надежных в своем деле;
  • малозаметность – Су-24 способен летать со сверхзвуковой скоростью на сверхмалых высотах, с легкостью огибая рельефные препятствия и оставаясь невидимым для вражеской противовоздушной обороны.

Другие бомбардировщики

Кроме вышеперечисленных бомбардировщиков и их модифицированных версий, на вооружении ВКС России в свое время находились:

  • Ил-28;
  • Ту-16;
  • М-4.

Все эти самолеты начали производиться в 50-х годах XX века и давно были сняты с эксплуатации.

Ту-16 и М-4, в частности их переделанные модели, использовались вплоть до 1993 года, в то время как на замену самолету Ил-28 быстро пришел Як-28 и уже к концу 50-х годов бомбардировщик был неактуален.

Истребители

Су-57

Истребитель пятого поколения ПАК ФА или Су-57 (заводской индекс – Т-50) – перспективный Российский многофункциональный самолет, который планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 1 человек.
  2. Длина – 19,4 м.
  3. Размах крыла – 14 м.
  4. Высота – 4,8 м.
  5. Площадь крыла – 82 кв. м.
  6. Двигатель – АЛ-41Ф1.
  7. Тяга: максимальная – 2×9 500 кгс, на форсаже – 2×15 000 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 2 600 км/ч, крейсерская – 2,1 М (число Маха).
  9. Продолжительность полета – около 5,8 часов.
  10. Практический потолок – 20 000 м.
  11. Длина разбега/пробега –350/100 м соответственно.

Вооружение:

Боевая нагрузка может составлять от 1 310 до 10 000 кг.

Особенности:

  • многопрограммная электронная система управления движением кресла, новая кислородная маска, система жизнеобеспечения и снаряжение;
  • оптико-электронная локационная система обнаружения воздушных целей передней полусферы – ОЛС-50М;
  • радиолокационная станция Н036 Белка с АФАР (активная фазированная антенная решетка), обеспечивающая самолету большую дальность обнаружения, многоканальность сопровождения целей и применения по ним управляемого ракетного оружия.

Многоцелевой сверхманевренный истребитель 4++ поколения, вступивший в эксплуатацию в 2014 году.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 1человек.
  2. Длина – 21,9 м.
  3. Размах крыла – 14,75 м.
  4. Высота – 5,9 м.
  5. Площадь крыла – 62,04 кв. м.
  6. Двигатель – АЛ-41Ф1С.
  7. Тяга: максимальная – 2×8 800 кгс, на форсаже – 2×14 500 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте 11 000 м – 2 250 км/ч, на высоте 200 м – 1 400 км/ч.
  9. Практический потолок – 20 000 м.
  10. Скороподъемность – 280 м/с.
  11. Длина разбега/пробега – 450/650 м соответственно.

Вооружение:

Особенности:

  • самолет имеет аэродинамическую интегральную компоновку, корпус выполнен с применением алюминиево-литиевых сплавов и композитных материалов, Су-35 оснащен усиленными стойкими шасси, дополнительными узлами внешней подвески под крылом;
  • новая головная часть фюзеляжа с боковыми люками доступа к аппаратуре, увеличенный радиопрозрачный обтекатель РЛС, установленные для размещения усиленной передней опоры, системы дозаправки топливом;
  • специальное токопроводящее напыление кромки планера и фонаря кабины;
  • широкий используемый ассортимент вооружения;
  • 2 турбореактивных двигателя АЛ-41Ф1С имеют вектор тяги в одной плоскости и форсажную камеру.

Кроме технологии малой заметности и АФАР, Су-35 соответствует большинству требований для самолетов 5-го поколения.

Палубный истребитель Су-33

Су-33 – палубный истребитель поколения 4++, который начал эксплуатироваться в 1998 году и в наше время продолжает использоваться, несмотря на то, что был снят с производства в 1999 году.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 1 человек.
  2. Длина – 21,18 м.
  3. Размах крыла – 14,7 м.
  4. Высота – 5,72 м.
  5. Площадь крыла – 67,84 кв. м.
  6. Двигатель – АЛ-31Ф серии 3.
  7. Тяга: максимальная – 2×7 670 кгс, на форсаже – 2×12 500 кгс, в чрезвычайном режиме – 2×12 800 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 2 300 км/ч, у земли – 1 300 км/ч.
  9. Практический потолок – 17 000м.
  10. Длина разбега/пробега – 105/90 м соответственно.

Вооружение:

Максимальная боевая нагрузка истребителя – 6 500 кг.

Особенности:

  • оборудован подвесным контейнером УПАЗ, позволяющим работать Су-33 в качестве самолета-подзаправщика, имеет также штатное оборудование для дозаправки в воздухе;
  • увеличенная тяговооруженность истребителя для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы;
  • усиление стоек шасси и установка посадочного гака для посадки с большой перегрузкой;
  • возможность эффективной работы по наводным целям.

Истребитель Су-27

Су-27 – многоцелевой всепогодный истребитель 4 поколения, производимый с 1981 года и эксплуатируемый с 1985-го. Всего было построено 809 единиц техники, на данный момент самолет снят с производства.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 1 человек.
  2. Длина – 21,935 м.
  3. Размах крыла – 14,698 м.
  4. Высота – 5,932 м.
  5. Площадь крыла – 62,04 кв. м.
  6. Двигатель – 2xТРДДФ АЛ-31Ф.
  7. Тяга: бесфорсажная – 2×7 600 кгс, форсажная – 2×12 500 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 2 500 км/ч, у земли – 1 380 км/ч.
  9. Практический потолок – 18 500 м.
  10. Скороподъемность – 285-300 м/с.
  11. Длина разбега/пробега –300/650-700 м соответственно.

Вооружение:

  1. 1×30 мм пушка ГШ-30-1.
  2. Ракеты воздух-воздух, воздух-земля, авиабомбы соответственно Су-33.

Максимальная боевая нагрузка – 8 000 кг.

Особенности:

  • интегральная аэродинамическая компоновка;
  • автоматика четырехкратно резервированной электродистанционной системы управления (ЭДСУ), позволяющая реализовать концепцию продольной статической неустойчивости самолета на дозвуковых скоростях полета с обеспечением его продольной балансировки.

Истребитель-перехватчик МиГ-31

Это сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Является первым советским боевым самолетом 4 поколения. Начало эксплуатации – 1981 год, используется по сей день, с производства был снят в 1994 году.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 2 человека.
  2. Длина – 22,69 м.
  3. Размах крыла – 13,46 м.
  4. Высота – 6,5 м.
  5. Площадь крыла – 61,62 кв. м.
  6. Двигатель – 2xТРДДФ Д30Ф6.
  7. Тяга: без форсажа – 9 500 кгс, на форсаже – 15 500 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 3 400 км/ч, у земли – 1 500 км/ч.
  9. Практический потолок – 21 500 м.
  10. Скороподъемность: у земли – 160 м/с, на сверхзвуке – 250 м/с.
  11. Длина разбега/пробега – 950-1 200/800 м соответственно.

Вооружение:

  1. 1×23 мм пушка ГШ-6-23М.
  2. 4 УР большой дальности Р-33.
  3. 2 УР средней дальности Р-40Т.
  4. 4 УР малой дальности Р-60.

Комплект вооружения может меняться в зависимости от требований задачи.

Особенности:

  • кабина на 2-х членов экипажа (второй человек – штурман-оператор, задачи которого связывают со второй особенностью самолета);
  • первое боевое применение фазированной антенной решетки, которая на момент создания самолета являла собой новинку в сфере радиоэлектроники.

Истребитель МиГ-29

МиГ-29 – многоцелевой легкий фронтовой истребитель 4 поколения, который начал производится в 1982 году и выпускается до сих пор (произведено более 1 600 моделей самолета).

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 1или 2 человека.
  2. Длина – 17,32 м.
  3. Размах крыла – 11,36 м.
  4. Высота – 4,73 м.
  5. Площадь крыла – 38,06 кв. м.
  6. Двигатель – РД-33.
  7. Тяга: максимальная – 2×5 040 кгс, на форсаже – 2×8 300 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 2 450 км/ч, у земли – 1 500 км/ч.
  9. Продолжительность полета – до 2,5 часов.
  10. Практический потолок – 18 000 м.
  11. Скороподъемность – 330 м/с.

Вооружение:

  1. 1×30 мм пушка ГШ-30-1.
  2. Р-60М, Р-27Р1, Р-73, Р-77, БКО «Талисман», Б-8М1, С-24Б, КМГУ-2, ЗБ-5000.

Боевая нагрузка истребителя – 2 180 кг.

Особенность МиГ 29 – самолет имеет прекрасно спроектированный планер, мощный двигатель, крыло большой площади и прекрасную аэродинамику, что делает его не только чемпионом по маневру, но дает высокие показатели скороподъемности, возможность выполнения уникальных фигур пилотажа.

Истребитель Су-30

Су-30 – многоцелевой истребитель поколения 4++, используемый днем и ночью, в сложных метеорологических условиях, на фоне земли при применении активных и пассивных помех. Производится и активно используется в наше время.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 2 человека.
  2. Длина – 21,9 м.
  3. Размах крыла – 14,7 м.
  4. Высота – 6,36 м.
  5. Площадь крыла – 62 кв. м.
  6. Двигатель – 2xТРДДФ «АЛ-31Ф».
  7. Тяга: бесфорсажная – 2×7 700 кгс, на форсаже – 2×12 500 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 2 125 км/ч, крейсерская – 1 350 км/ч.
  9. Продолжительность полета – 3,5 часов.
  10. Практический потолок – 17 300 м.
  11. Скороподъемность – 230 м/с.
  12. Длина разбега/пробега – 550/750 м соответственно.

Вооружение:

  1. 1×30 мм пушка ГШ-30-1.
  2. Боевая нагрузка составляет 7 650 кг. Самолет может нести различные ракеты класса воздух-воздух, свободнопадающие бомбы массой по полтонны либо вполовину меньше, контейнеры КМГ-У или блоки НАР С-13, С-8.

Особенности:

  • система полетной дозаправки топлива;
  • радиосистема дальней навигации и наведения;
  • улучшенная система жизнеобеспечения.

Другие истребители

В России также производились ранее следующие истребители:

  • МиГ-23;
  • МиГ-27;
  • Су-17;
  • Су-22.

Однако все эти модели относят к 3 поколению, и они являются довольно трудными при работе с ними как летчиков, так и наземного персонала. Кроме того, они значительно проигрывают истребителям новых поколений и практически полностью утилизированы.

Прочие военные самолеты России

Су-25

Су-25 «Грач» – бронированный дозвуковой военный самолет.

Технические характеристики:

Вооружение:

Особенности:

  • трехопорное шасси для посадки и взлета на плохооборудованных аэродромах;
  • широкий комплекс вооружения;
  • на концах крыльев располагаются особые гондолы, на которых установлены тормозные щитки;
  • высокая защищенность самолета.

Як-141

Многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолет вертикального/короткого взлета и посадки (СВ/КВП). Всего было выпущено 4 единицы техники. Проект был закрыт в связи с распадом СССР и кризисом.

Это третий в мире СВВП, преодолевший скорость звука.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 1 человек.
  2. Длина – 18,3 м.
  3. Размах крыла: в сложенном положении – 5,9 м, развернутом – 10,1 м.
  4. Высота – 5 м.
  5. Площадь крыла – 31,7 кв. м.
  6. Двигатель – Рx79В-300.
  7. Тяга: максимальная – 1×10 977 кгс, на форсаже – 1×15 500 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 1 800 км/ч, у земли – 1 250 км/ч.
  9. Практический потолок – 15 000 м.
  10. Длина разбега – 120 м.

Вооружение:

Особенности:

  • турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги;
  • струйные рули для маневрирования при вертикальном полете.

Новейшие разработки в области военной авиации

В июне 2016 года главой дирекции программ военной авиации ОАК Владимиром Михайловым было сделано заявление о разработке перспективного истребителя 6 поколения, к числу характеристик которого относят:

  • гиперзвуковую скорость;
  • сверхманевренность;
  • многофункциональность;
  • стелс-технологию;
  • использование композитных материалов в строительстве.

Радиофотонные РЛС для данных истребителей планируется создать к началу 2020-х годов, отдельные бортовые системы тестируются на самолете Су-57.

Истребитель 6 поколения в базовом варианте – беспилотная машина и только опционально может быть пилотируемым.

ВВС России прошли долгий путь, и в наше время продолжается восстановление и модернизация военной авиации. Достаточное финансирование позволяет заменять старые модели новыми и планировать продолжать производство машин новых поколений, как Су-57.

Три российских самолета вошли в число лучших истребителей поколения 4+

Издание отмечает, что в список не были включены самолеты, не введенные в эксплуатацию, оставшиеся на уровне прототипа и устаревшие: F-15X, F-15QA, J-11D, Су-37 и F-14D.

Первым в рейтинге описывается МиГ-31БСМ, основной задачей которого является перехват самолетов противника на дальних расстояниях и экстремальных высотах. Истребитель способен одновременно отслеживать до 24 целей и уничтожать их на расстоянии до 400 километров. Ракета Р-37 имеет примерно в три раза больший заряд по сравнению со стандартными ракетами «воздух-воздух», такими как, например, AIM-120 и PL-12. Уклониться от нее практически невозможно.

— МиГ-31БСМ — самый быстрый из всех боевых реактивных самолетов в мире и очень мощный. Его огромная эффективность перекрывает высокие затраты на эксплуатацию. Этому истребителю не хватает маневренности и скрытности в сравнении, например, с F-22 Raptor, но этот недостаток компенсируется радаром большого радиуса и полезной нагрузкой, — пишет Military Watch.

На второй позиции в списке оказался Су-35 — первый новый истребитель, запущенный в массовое производство после распада СССР. В этот истребитель включили широкий спектр перспективных технологий, что позволяет ему быть на уровне новейших западных машин пятого поколения, отмечает издание. В частности, РЛС «Ирбис-Э», способная обнаруживать обычные цели на расстоянии до 400 километров, а «невидимки» — до 80 км, инновационная система слежения, новое вооружение, включая гиперзвуковую ракету «воздух-воздух» Р-37М. Особенностью самолета является сверхманевренность, обеспечиваемая двигателями с управляемым вектором тяги.

J-16. Фото: CCTV Video News Agency / youtube.com

За российскими машинами следует китайский J-16, созданный, как отмечается, на основе конструкции Су-27. Истребитель оснащен современным радаром с активной фазированной решеткой, который в сочетании со стелс-покрытием и ракетами PL-15 класса «воздух-воздух» делает J-16 высокоэффективным.

— Наряду с более тяжелым J-20 пятого поколения и легким J-10C он является одним из трех современных самолетов, которые сформировали новое поколение китайских истребителей. Он имеет ряд преимуществ перед американским F-15E и японским F-15J, включая новую ракету, способную уничтожать цели на дальности до 400 километров, — говорится в публикации.

F-15C. Фото: Saudi88hawk / wikimedia.org

Еще одним «самым опасным» называется построенный на основе американского F-15E Strike Eagle истребитель F-15SA, стоящий на вооружении военно-воздушных сил Саудовской Аравии. Этот самолет обладает высокими летными характеристиками, унаследованными от оригинальной конструкции, включая максимальную скорость в 2,5 Маха, большую высоту полета и высокую маневренность при быстром полете. Истребитель может нести до 12 ракет «воздух-воздух» AIM-120C, оснащается РЛС с активной фазированной решеткой и современными системами поиска и отслеживания целей. Как отмечает Military Watch, улучшенные характеристики F-15SA легли в основу других модификаций — F-15QA и F-15EX. Но ни один из более новых самолетов не поступил на вооружение.

Замыкает список российский Су-27СМ3, который является модернизированной версией истребителя поколения «4+». В этом самолете использованы многие технологии, разработанные для Су-35, включая РЛС «Ирбис-Э», а также передовые системы радиоэлектронной борьбы. Самолет вооружен 12 ракетами класса «воздух-воздух». Системы управления полетом и оружием были полностью заменены на электронные. По маневренности Су-27СМ3 несколько уступает Су-35, так как оснащается другими двигателями, но его боевые возможности во многом аналогичны.

В обозримом будущем истребители четвертого поколения продолжат играть ключевую роль в завоевании господства в воздухе, так как самолеты следующего уровня, в том числе и широко производимый F-35, еще очень далеки от боевой готовности. Россия в разработке машин поколения «4++» занимает ведущую позицию, резюмирует издание.

Военно-воздушные силы давно стали основой вооруженных сил любой армии. Самолеты становятся не просто средством доставки бомб и ракет в стан врага, современная авиация это многофункциональные боевые комплексы с крыльями. Новейшие истребители Ф-22 и Ф-35, а атк же их модификации, уже поставлены на вооружение армии США, и здесь имеется ввиду «армия» как сухопутные войска. Это означает что пехота теперь на ровне с танками и БМП имеют в своем составе истребители. Это подчеркивает роль авиации в современной войне. Подобное смещение в сторону многофункциональности сделали возможным новые разработки в области самолетостроения и изменению принципов войны. Современный истребитель может вести бой не приближаясь к цели ближе чем на 400км, запустить ракеты по 30и целям и в ту же секунду развернуться и лететь на базу. Случай конечно частный, но он описывает картину более чем. Не совсем то что мы привыкли видеть в голливудских блокбастерах в которых, на сколько бы далеко вы не смотрели в будущее, истребители в воздухе и в космосе ведут классические «дог файты» времен Великой Отечественной. Некоторое время назад пару новостных сайтов пестрили новостями о том что в симуляции боя «сушки» и Ф-22, отечественная машина вышла победителем за счет превосходства в маневренности, само собой речь здесь шла о превосходстве в ближнем бою. Все статьи отмечали что в дальнем бою «Раптор» превосходит Су-35 за счет более совершенного вооружения и систем наведения. Что и отличает 4++ и 5 поколения.

На данный момент ВВС России имеют на вооружении боевые самолеты так называемого 4++ поколения, те самые Су-35. Это продукт глубокой модернизации имеющихся еще с 80ых Су-27, Миг-29, в скором времени планируется начать схожую модернизацию Ту-160. 4++ означает максимально близко к пятому поколению, в целом современная «сушка» отличается от ПАК ФА отсутствием «стелса» и АФАР. Тем не менее возможности для модернизации этой конструкции в принципе исчерпаны, поэтому вопрос создания нового поколения истребителей стоит уже давно.

Пятое поколение

Пятое поколение истребителей. Этот термин мы часто слышим в новостях о современном вооружении и на авиационных салонах. Что же это такое? «Поколение» это в общих чертах список требований которые предъявляет современная военная доктрина к боевой машине. Машина 5 поколения должна быть малозаметной, обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, продвинутыми системы обнаружения целей и средствами электронной борьбы, но самое главное это многофункциональность. Не зря проекты носят слово «комплекс» в название. Возможность одинаково хорошо вести бой в воздухе и поражать наземные цели во многом определяет облик пятого поколения. Именно такие задачи были поставленны перед будущими конструкторами нового символа отечественной авиации.

Разработка нового поколения началась в СССР и США почти одновременно, еще в 80ых, а в Штатах в 90ых уже выбрали прототип. Из за известных на весь мир событий Советская программа оказалась в стагнации на долгие годы, этим обусловлено отставание в наши дни. Как известно истребитель 5 поколения Ф-22 «Раптор» и Ф-35 «Лайтнинг» уже стоят на вооружении у США и ряда других стран. Что примечательно «Рапторы» пока что не поставляют даже союзникам, обладая заметными преимуществами перед «Лайтнгами», экслюзивное наличие «Рапторов» в армии США делает их ВВС самыми продвинутыми в мире.

Наш ответ «Рапторам» все еще готовится, сроки неоднократно переносились, с 2016 на 2017-2018, теперь это 2020 год, но эксперты говорят что возможен еще один перенос, хотя и отмечают что новый российский истребитель с каждым днем все больше обретает форму продукта готового к серийному производству.

Су-47 «Беркут»

В России у пятого поколения достаточно многострадальная история. Как известно ПАК ФА, он же Т-50, а с совсем недавних пор Су-57, не первая попытка получить на вооружение сверхсовременный многоцелевой истребитель. Одной из таких попыток был Су-47, он же «Беркут». Испытание нового самолета с обратной стреловидностью крыла прошло еще в 90ых. Машина очень запоминающаяся и долгое время была на виду и на слуху. «Обратные» крылья отчасти сыграли с ним злую шутку. Подобная конструкция выводила самолет на новый уровень маневренности, однако для решения всех проблем подобной конструкции сил так и не нашлось, ни в России, ни в Штатах, где в 80ые годы был проект Х-29, истребителя со схожей стреловидностью крыла. Так же данный прототип не отвечал всем требованиям пятого поколения, например сверхзвук он мог преодолевать только на форсаже.

Был построен всего один истребитель и сейчас он используется только как опытный образец. Возможно Су-47 станет последней попыткой создать летательный аппарат с обратной стреловидностью крыла.

Су-57 (ПАК ФА)

ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) — новый российский самолет. Стал первой удачной попыткой воплотить в жизнь пятое поколение летательных аппаратов. На данный момент в общем доступе достаточно мало информации о его характеристиках. Из очевидного он обладает всеми характеристиками пятого поколения, а именно сверхзвуковой крейсерской скоростью, «стелс» технологиями, активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и так далее. Внешне он похож на Ф-22 «Раптор». И сейчас все кому не лень уже начинают сопоставлять эти машины, не мудрено, ведь Су-57 станет главным «протагонистом» в борьбе с «Рапторами» и «Лайтнингами». Стоит отметить что в новых реалиях особое место будет занимать и усовершенствование ракет, как уже было сказано, вступление в бой происходит на гигантских расстояниях, поэтому то на сколько истребитель будет маневренным и как хорошо он себя чувствует в ближнем бою, это дело десятое.

В России «стрелами» для новейшей авиационной техники является ракета Р-73 и ее модификации, по праву носящей славу грозного оружия. Но конструкторы по доброй русской традиции «на всякий случай» предусмотрели установку 30-мм авиапушки на Су-57.

В разработке

Еще один переход в «пятерку» запланирован и для другого 4++ самолета — Миг-35. Уже были показаны наброски «лица» будущего перехватчика, но пока не ясно будет ли в нем нужда или же с его функциями будет справляться Су-57. Мало того, что бы лёгкий истребитель соответствовал всем требованиям нового поколения нужно разработать принципиально новый двигатель и решить проблему с установкой «стелс». Которая невозможна для машин подобного класса в современных реалиях. Как и говорилось ранее, пятое поколение предполагает многофункциональность, которой по идее должен обладать Су-57, поэтому какие задачи будут возлагаться на Миг до сих пор не ясно.

Еще одной перспективной машиной для сил авиации РФ является ПАК ДА, разрабатываемый в стенах конструкторского бюро «Туполев». Из аббревиатуры понятно что речь идет о дальней авиации. По плану в 2025 — первый полет, но учитывая тягу к переносу сроков выпуска чего угодно, сразу можно накинуть пару тройку, а то и пяток лет. Поэтому скорее всего мы не скоро увидим как новый «туполев» взлетает в небо, очевидно дальняя авиация будет обходиться Ту-160 и в ближайшем будущем его модификацией.

Шестое поколение

В интернетах нет нет, да проскакивает желтая статейка о шестом поколении истребителей. Что вот уже полным ходом где-то ведется разработка. Это конечно не так, ведь напомним, новейшее пятое поколение стоит на вооружении только у США. Поэтому говорить о «разработке полным ходом» пока рано. Тут бы с пятым закончить. Что же до спекуляций о том как будет выглядеть оружие будущего, то здесь есть почва для дискуссии. Какими же будут самолеты нового поколения?

От шестого поколения стоит ожидать что увеличатся все стандартные характеристики. Скорость, маневренность. Скорее всего уменьшится вес, благодаря новым материалам будущего, электроника выйдет на новый уровень. В ближайшие десятилетия возможно стоит ожидать прорывов в создании квантовых компьютеров, это позволит перейти на невиданный уровень скорости вычислений, что в свою очередь позволит серьезно модернизировать современный ИИ самолета, который в будущем возможно по праву будет носить имя «второй пилот». Предположительно произойдет полный отказ от вертикального оперения, которое абсолютно бесполезно уже в современных реалиях, так как истребители работают в основном на предельном и запредельном углах атаки. Отсюда могут вытекать интересные формы планера, возможно снова попытка изменить стреловидность крыла.

Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего — а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.

Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.

Десятка самых грозных самолетов России

На днях в авторитетном американском издании The National Interest вышла статья под красноречивым названием «Пять самых опасных российских военных самолетов».

Американские патриоты подчеркнули свое якобы превосходство, но и признали, что и у России есть серьезные вещи, которых к тому же куда больше, чем пять.

Авторы «Национального интереса» выразили свое личное мнение относительно того, что еще со времен бомбардировок Германии в годы Второй мировой «Западный мир» лидирует в воздухе, да и сегодня ни у кого в строю, мол, нет ничего подобного американским F-22 и F-35. Но при этом Россия создает, по признанию американских экспертов, вполне приличные воздушные машины, которые к тому же пользуются популярностью в различных странах за пределами Европы и Северной Америки…

Воздушный паритет — тема особая. Когда-то мы о нем уже говорили, и при случае — вернемся к этой теме. По скромному мнению автора этих строк, воздушное преимущество США — во многом уже мнимое, а в случае реализации Министерством обороны России программы по перевооружению — весы и вовсе могут качнуться в другую сторону.

Сейчас предлагаю сказать пару слов о российских (и советских) самолетах — как отмеченных экспертами The National Interest, так и не вошедших в их подборку. Начнем с того, что поразило американцев.

СУ-27 — многоцелевой истребитель четвертого поколения, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Имеет много модификаций. Хотя его разработка началась в конце 1960-х — начале 1970-х, а производство — в 1980-е, это по сей день неплохая машина. Основное вооружение — режима воздух-воздух. Вооружение режима воздух-земля есть только на отдельных модификациях.

СУ-27 с модификациями — один из основных самолетов ВВС России. Состоит на вооружении также на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Китае, Узбекистане, Анголе, Вьетнаме, Эфиопии, Эритрее, Индонезии. Два самолета были проданы Украиной в США (в частное пользование).

Экипаж — в большинстве модификаций 1 человек (СУ-27 УБ — 2). Максимальная скорость на высоте 11 км — 2500 км/ч. Максимальный потолок у различных модификаций — от 17250 до 22500 метров. Большинство модификаций вооружено пушками и ракетами «воздух-воздух», некоторые — дополнительно авиабомбами и ракетами «воздух-земля».
МиГ-29 — многоцелевой истребитель четвертого поколения. Разработка 1970-х, производство было начато в 1980-е. По задумке военных теоретиков, самолёты МиГ-29 дислоцируются вблизи линии фронта и должны обеспечивать локальное превосходство в воздухе наступающим частям советской моторизированной армии, пока СУ-27 занимаются воздушным поиском и уничтожением передовой техники НАТО.

Состоит на вооружении примерно в 30 странах (в том числе и в некоторых странах НАТО). По мнению экспертов, в отдельных модификациях МиГ-29 превосходил все аналогичные по классу западные истребители, но на сегодняшний день он уже морально устаревает. Экипаж — 1 или 2 человека, скорость на высоте — 2450 км/ч, практический потолок 18 километров, вооружен пушкой, ракетами «воздух-воздух», авиабомбами.

СУ-35 — российский многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++. Объективно по своим характеристикам (за исключением СТЕЛС и АФАР) соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам 5 поколения. Машина — «свежая», по сути является глубокой переработкой СУ-27.

Первый полет СУ-35 совершил в 2008 году. Начало эксплуатации — 2014 год. В ВВС России сегодня в строю 34 серийных СУ-35С, в ближайшее время планируется поставка еще ряда машин. Экипаж — 1 человек, скорость на высотке — 2500 км/ч, вооружен пушкой, ракетами «воздух-воздух», боеприпасами «воздух-земля», в том числе — высокоточными.

Т-50 (ПАК ФА) — российский многоцелевой истребитель 5 поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого. В 2013 году начато мелкосерийное производство, с 2016 планируется серийное. В перспективе заменит в российских ВВС СУ-27.

Совместно с Индией создается экспортная модификация. Работы по проекту были начаты в 2002, а первые испытания прошли в 2010. Большая часть информации по самолету пока что является секретной. Экипаж — 1 человек, предельная скорость на высоте — 2600 км/ч, практический потолок 20000 метров. Вооружен авиационной пушкой и боеприпасами «воздух-воздух» и «воздух-земля».
Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Крупнейший и самый мощный сверхзвуковой самолет, самый тяжелый боевой самолет в мире, самый скоростной бомбардировщик. Разработка велась в 1970-е годы, первый полет прототипа состоялся в 1981.

10 июня 2010 года два Ту-160 установили рекорд полёта на дальность за сутки: 18 тысяч километров. На вооружении — только в ВВС России (16 самолетов), украинские машины были по большей части распилены. Экипаж — 4 человека, скорость на высоте — 2300 — 2500 км/ч. Практический потолок — 21000 метров.
Но помимо названных американцами, у нас есть еще любопытные машины!

СУ-34 — российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик). Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов. Поколение: 4+. Разработка — второй половины 1980-х. Первый полет — 1990.

СУ-34 — основной ударный самолет ВВС РФ (на сегодняшний день — 69 машин, поставки продолжаются). Экипаж — 2 человека, скорость на высоте — 1900 км/ч, практический потолок — 17000 метров, боевой радиус — 1100 километров. Помимо ракетно-бомбового вооружения на нем установлена авиационная пушка и знаменитый комплекс РЭБ Хибины.
МиГ-35 — перспективный российский истребитель поколения 4++. До 2020 года планируется выпуск 30 МиГ-35. Максимальная скорость на высоте — 2400 км/ч, практический потолок — 17500 метров, вооружение — авиационная пушка, управляемые ракеты, противокорабельные, противорадиолокационные боеприпасы, бомбы.

СУ-30 — многоцелевой тяжелый истребитель поколения 4+, созданный на базе СУ-27. Разработка — 1980-х, начало эксплуатации — 1992. Помимо России используется в Индии, Китае, Алжире, Вьетнаме, Венесуэле, Индонезии, Малайзии, других странах. Самолет вызывает большой интерес у иностранных заказчиков. Максимальная скорость на высоте — 2125 км/ч, практический потолок — 17300 метров, вооружение — авиационная пушка, управляемые ракеты, бомбы, возможны различные комбинации боеприпасов.

МиГ-31 — первый отечественный истребитель 4 поколения. Двуместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый полет — 1975 год, начало эксплуатации — 1981. Эксплуатируется в России, Казахстане, Китае. В России — ряд самолетов проходит модернизацию. Скорость на большой высоте — 3000 км/ч, практический потолок — 20600 метров, вооружение — авиационная пушка, управляемые ракеты, возможен огонь боеприпасами «воздух-поверхность.

Перспективный стратегический бомбардировщик (ПАК ДА) — находится на стадии разработки и должен будет сменить в строю Ту-95 и упомянутые выше Ту-160. Работы ведутся в условиях строжайшей секретности, известно только, что самолет, скорее всего, будет дозвуковым, но при этом — понесет больше вооружения, чем его предшественники. Изготовлен он будет по конструкции «летающее крыло». Известно, что проект ПАК ДА включен в государственную программу вооружений на 2016-2025 годы.

В общем, с одной стороны, нам есть, чем похвастаться. С другой -значительная часть нашего авиапарка стремительно морально устаревает (впрочем, это можно сказать и о американцах).

Америка имеет некоторое преимущество, обогнав нас в постановке в строй самолетов 5 поколения, но в условиях обороны это полностью компенсируется наличием у нас самолетов 4++ и самой совершенной, по мнению ряда экспертов, системой ПВО, которая продолжает модернизироваться.