Самый большой катер

Корабль на воздушной подушке Джейран и Зубр СВП (судно на воздушной подушке)

Идеи часто появляются задолго до возможности их воплотить. А бывает, что и воплощенные идеи стоят особняком, обогнав свое время. Такой оказалась судьба летающих кораблей — судов на воздушной подушке.
Говоря попросту, судно на воздушной подушке (СВП) — это перевернутая тарелка, под которую нагнетается воздух: в результате сооружение приподнимается, а если сбоку поместить воздушный винт, то еще и перемещается. Отсутствие трения о поверхность — позволяет снизить сопротивление. Советские испытания летающих катеров шли с 30-х годов в условиях секретности. Занимался работами Владимир Левков.

первый боевой летающий катер на воздушной подушке Л5

Первая модель Левкова напоминала именно перевернутую тарелку, точнее, таз: в центре был электрический мотор с винтом, который нагнетал воздух, и «посудина» отрывалась от пола, зависая в воздухе. После нескольких экспериментальных машин в 1937 году появился первый боевой летающий катер — Л5. На его носу и корме располагались два авиационных двигателя М-45 по 850 лошадиных сил. Катер «выжимал» около 130 километров в час (на полном ходу ни одна торпеда не догонит) и спокойно двигался над водой и сушей, несмотря на вес в восемь тонн. Результаты испытаний показали его превосходство над торпедными катерами, однако выявили и недостатки: перегрев двигателей, малая остойчивость (то есть невысокая способность судна, выведенного из равновесия, вернуться к изначальному положению). Но главное — небольшой отрыв корпуса от поверхности, из-за чего машина не могла преодолеть даже невысокое препятствие.

Английский корабль на воздушной подушке SR-1

Не хватало всего одной детали. И нашел ее, как часто бывает, неспециалист. Англичанин Кристофер Коккерел, инженер- электронщик, в 1950 году открыл маленькую катеростроительную верфь. Совершенствуя свои катера, он хотел снизить их сопротивление с помощью воздушной «смазки». Он первым применил способ создания воздушной подушки: когда воздух не свободно вытекает под днище от вентилятора, а нагнетается узкими соплами, расположенными по периметру. Отрыв корпуса от поверхности достиг 300 мм — впятеро выше, чем у Левкова. По этой схеме фирма Saunders RO построила КВП (корабль на воздушной подушке) SR-1, на котором англичане в 1959 году пересекли Ла-Манш… и.. стали пионерами в создании корабля на воздушной подушке. Наши же, советские испытания летающих катеров шедшие с 30-х годов, велись в условиях секретности, вводя в недоумение случайных свидетелей — в результате весь мир признал отцом судов на воздушной подушке Коккерела.
После ухода Левкова из жизни все его материалы попали в Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» в Ленинграде. Разработки продолжались, но только по инициативе самого ЦМКБ — пока не заявил о себе Коккерел. Не отстать от англичан было делом чести — к тому же военное руководство прекрасно понимало, что скоростные и амфибийные качества СВП перспективны для использования в десантных морских операциях.

ПО ПРИНЦИПУ РАБОТЫ СВП РАЗДЕЛЯЮТ НА ТРИ ТИПА

  • Камерная схема: расположенный по центру вентилятор подает воздух под куполообразное днище, в специальную камеру, которая препятствует утечке воздуха.
  • Соплощелевая схема: подушку создает поток воздуха из кольцевого сопла, образованного центральной частью с плоским днищем и «юбкой». Воздушная завеса по периметру судна препятствует утечке воздуха из-под подушки.
  • Многорядная сопловая схема: подушку образуют ряды кольцевых циркуляционных сопел, в каждом из которых разный уровень создаваемого давления.

Принцип работы кораблей на воздушной подушке

Движение судов на воздушной подушке обеспечивается:

  • — воздушными винтами
  • — горизонтальными соплами, воздух в которые подается от подъемных вентиляторов
  • — дифферентом СВП таким образом, чтобы возникала сила тяги.

В пору гонки вооружений наибольшую опасность представляли американские авианосцы. Конечно, для противостояния авианесущим группировкам существовали ударные крейсеры и атомные подлодки с крылатыми ракетами. Но даже у самых мощных кораблей без захвата проливов и прилегающего побережья было мало шансов. Конструкторам «Алмаза» и поручили разработать корабль на воздушной подушке, который мог бы на большой скорости десантировать бронетехнику и морскую пехоту на берег. Как поговаривают самая важная задача которой и состоит в захвате и удержании Босфорского пролива, для выхода Черноморского флота на оперативный простор (наверное так и было во времена СССР). У ЦКБ к тому времени был только опыт создания маленького экспериментального катера МС-01 водоизмещением 20 тонн — от него требовалось перейти к кораблю водоизмещением 350 тонн. Параллельно с проектными работами шли исследовательские: пришлось осваивать новые технологии и материалы, разрабатывать трансмиссии, вентиляторы, легкие газотурбинные двигатели. Еще не было методов расчета ходкости, остойчивости, маневренных элементов, не был выбран способ образования воздушной подушки — сопловый или камерный.

Десантные корабли проект Джейран первые в мире серийные корабли на воздушной подушке, десант на волжский берег

Тормозная система СВП, как и тяговая, «завязана» на воздухе. Для улучшения остойчивости судна используют вертикальные стабилизаторы, такие же, как на самолетах. Впервые решено было применить резиновые гибкие ограждения, изобретенные в Англии и предназначенные для повышения мореходности и амфибийности карабля. После испытаний моделей, построенных по двум разным схемам, разработали «Джейран»: корабль на воздушной подушке для высадки двух танков на не оборудованный берег — такого в мире еще не было ни у кого. В 1970 году корабль был сдан.

десант на волжский берег с ДКВП типа Кальмар

АМФИБИЙНО-ДЕСАНТНЫЙ КВП «ДЖЕЙРАН»

  • Вооружение: две 30-мм установки АК-30
  • Десантовместимость — 4 танка ПТ-76 и 50 морских пехотинцев или 2 средних танка и 200 человек пехоты
  • Водоизмещение — 360 тонн
  • Скорость — 48 узлов (более 100 км/ч)
  • Дальность плавания полным ходом — 300 миль. Экипаж -21 человек.

Почти одновременно появился десантно-штурмовой катер «Скат»: он перевозил 40 десантников в полной экипировке, двигался со скоростью 50 узлов и легко ходил при волнении моря в пять баллов. В то время началось обострение ситуации на советско-китайской границе, и «скаты» использовались не только на Балтике и Черном море, но и на Амуре. Кроме того, четыре катера переоборудовали для спасения космонавтов — на случай их приземления на озере Иссык-Куль.

Скат десантные катера на воздушной подушке проект 1205

Изучение возможностей кораблей на воздушной подушке стимулировало появление новых моделей: десантовысадочного «Кальмара», КВП огневой поддержки десанта «Косатка», «Мурены», которая совмещала функции «Кальмара» и «Косатки».

Высадка десанта тот, что ближний Серна, дальний Кальмар

Но по мореходности и количеству перевозимой техники по-прежнему не было равных «Джейрану». Накопленный потенциал позволил говорить о развитии этого проекта с увеличением вместимости, скорости, вооружения и общей надежности.

Десант даже ног не замочил

«ЗУБР» — ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ АМФИБИЙНЫЙ КОРАБЛЬ С УДАРНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ.

ЗУБР ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПРОЕКТ 12322 фото

Так появилась идея «Зубра» — единственного в мире амфибийного корабля с ударным вооружением, который передали флоту в 1988 году.
Корабль на воздушной подушке Зубр предназначен для приема с берега (даже не оборудованного) морского десанта с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника (один «зубр» доставляет на берег батальон морских пехотинцев, которые могут «не замочив ног» сразу вступить в бой) и огневой поддержки десантируемых войск. Для этого судна, которое спокойно преодолевает рвы, траншеи и болота, открыто до 70 процентов общей длины береговой линии морей и океанов мира.
ВЫДАЮЩИМСЯ ЭТОТ КОРАБЛЬ делает уникальное сочетание грузоподъемности, амфибийности и скорости. На испытаниях его разгоняли до 70 узлов (около 130 км/ч). При больших скоростях гибкое ограждение подламывается, и корабль «клюет носом», но на этот случай предусмотрена блокировка критических режимов по скорости и радиусу разворота. Управление требует такой осторожности и точности, что на «ЗУБРЕ» НЕТ РУЛЕВОГО — ЕГО ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНЯЕТ КОМАНДИР.

Зубр фото, высадка десанта

Доводка любого корабля — непростой и долгий процесс. Например, характерные винты у «Зубра» заключены в насадки, благодаря чему тяга увеличивается в полтора раза. А насадка — выпиленное из пластмассы сооружение диаметром 7 метров — довольно субтильна. На первых испытаниях они ломались: для нужной добавки по тяге зазор между воздушным винтом и насадкой должен быть очень маленьким, а если винт колеблется, возможно задевание. Представьте, сколько потребовалось времени, чтобы довести этот, казалось бы, простой узел.

ВИНТЫ «Зубра» — опасное сочетание мощи и хрупкости, 10 тысяч лошадиных сил, диаметр 7 метров

По техническому потенциалу и тактико-техническим элементам «Зубр» до сих пор не имеет себе равных в мире, а потому востребован и зарубежными заказчиками. При этом зачастую требуется создание «экспортных» модификаций: например, в случае с Грецией — из-за необходимости тропикализации. Так что можно сказать, что развитие проекта продолжается. В начале 2000-х годов испытывали «зубр», построенный для Греции, корабль ненароком раздавил… грузовик. Тот служил маяком на берегу Финского залива, но из-за погасших фар превратился в невидимое препятствие.

Вооружение Зубра две 30-мм установки

Корабль на воздушной подушке Зубр СВП

  • Вооружение:
  • — для поражения самолетов и корабельных ракет — две 30-мм установки АК-630М («металлорезки»);
  • — для уничтожения береговых укреплений — две РСЗО МС-227 (морской аналог реактивной системы «Град»),
    Десантовместимость:
  • — 3 танка Т-80 и 80 морских пехотинцев
  • -10 БТР или 360 человек пехоты
  • Водоизмещение — 550 тонн
  • Скорость полного хода — 60 узлов. Грузоподъемность — 150 тонн
  • Мощность двигателей — более 50 тыс. л. с
  • Дальность плавания полным ходом — 300 миль. Экипаж — 27 человек.

Одно из отличий от зарубежных судов — сварная конструкция. Первые СВП (по авиационным традициям) делали клепаными, но их эксплуатация в море показала ненадежность такого соединения. Хотя со сварной конструкцией выше риск трещинообразования. За счет большой мощности на таких судах повышен уровень вибрации: три двигателя по 10 тысяч лошадиных сил только на движение, еще два двигателя такой же мощности работают как нагнетатели. 50 тысяч «лошадей», и все это в водоизмещении 550 тонн! Можно себе представить, насколько высока их энерговооруженность в сравнении с обычными судами.

Фото РСЗО МС-227 морской аналог реактивной системы «Град»

Для привода винтов, нагнетателей и других потребителей были созданы высокотемпературные газотурбозубчатые агрегаты. Система очистки воздуха обеспечивает длительную работу газовых турбин при солености моря до 30 промилле.
Отсутствие у СВП непосредственного контакта рулевых устройств с водой затрудняет маневрирование и делает судно зависимым от погоды. Поэтому были разработаны различные схемы управления, включая аэродинамические и струйные рули (реактивные сопла), винты изменяемого шага.

Зубр прект 12322 малый десантный корабль Евгений Кочешков и Мордовия, высадка десанта

УВЫ, в современной российской военной доктрине такому мощному кораблю применения пока нет — видимо, корабль на воздушной подушке Джейран и Зубр СВП обогнал свое время. Впрочем, суда на воздушной подушке пользуются повышенным спросом на мировом рынке вооружений.

Логичная перспектива для амфибийных СВП — корабли типа «Зубра» для внутренних морей и высадочных средств для больших десантных кораблей. Но есть и другие сферы их применения.
СКОРОСТЬ СВП идеальна для «москитного флота»-маневренных боевых корабликов. Когда стало возможно размещать на малых кораблях торпеды и ракеты, легкий катер стал опасен для больших боевых судов. Бронировать его нельзя, значит, спасение от огня противника — скорость. При этом сделать скоростным малый водоизмещающий корабль сложно. Так что ПЕРВЫМИ НА ВОЗДУШНУЮ ПОДУШКУ ПОПЫТАЛИСЬ ПОСТАВИТЬ ТОРПЕДНЫЕ и РАКЕТНЫЕ КАТЕРА: «чистые» торпедоносцы тогда были в тупике (они не могли подойти к большому кораблю на расстояние залпа), а ракетоносцы не могли угнаться за ростом ракет.
Разработки «противолодочных» СВП тоже есть, но пока они не реализованы: сегодня главное — не уничтожить лодку, а найти ее. А это требует мощной гидроакустической системы, то есть дополнительного вооружения.

Десантный отсек корабля вид изнутри

Есть гражданские заказчики — конечно, их интерес касается судов более утилитарных. Еще одна особенность — всесезонность. Амфибийные суда могут ходить и по льду — им так даже легче (при движении над водой под давлением корабля создается ответная яма, которая дает сопротивление). Особенно это полезно на замерзающих реках и топях Сибири.
Когда по телевидению показали небольшой катер «Бриз», в ЦКБ «Алмаз» вереницей потянулись заказчики — разработчики сибирской нефти, которым трудно добираться до нефтепромыслов.

десантный корабль зубр пр 1232.2 1989 год

Не будем забывать и о любительском флоте: амфибии на воздушной подушке — универсальное транспортное средство для бездорожья, по которому часто добираются на охоту и рыбалку. С ними нет нужды в швартовке — выезжаете на берег, глушите мотор и сходите на сушу, причем спустить судно можно практически с любого берега.

Фото передающее масштаб корабля, Для судов массой около 100 тонн требуется энерговооруженность 25-35 киловатт на тонну, для еще более тяжелых — 15-20 киловатт

Похожая ситуация на газо — и нефтепромыслах Баренцева моря. Нелишне вспомнить и о громадном побережье на Севере: с возрождением Северного морского пути связан очень сложный вопрос перемещения грузов на берег. «Алмаз» на базе своих амфибийных судов уже проектировал для Севморпути катера-перегрузчики: подходит такой катер к борту, на него спускают груз, и вскоре он оказывается на берегу.

Десант даже ног не замочил, с ними нет нужды в швартовке — выезжаете на берег, глушите мотор и сходите на сушу, причем спустить судно можно практически с любого берега

КАЗАЛОСЬ БЫ, суда на воздушной подушке универсальны. Чем же сдерживается интерес к ним? Препятствия для летающих кораблей носят характер энергетический и экономический. При той же массе, что и водоизмещающее судно, АППАРАТ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ТРЕБУЕТ БОЛЬШЕГО РАСХОДА ТОПЛИВА — ВЕДЬ ЕМУ НАДО ДВИГАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ВПЕРЕД, НО И ВВЕРХ. Двигатели для КВП мощные и легкие, а значит — дорогие, малоресурсные, сложные в изготовлении. Условности есть в производстве любой техники, но использование судов на воздушной подушке целесообразно только там, где эти условности перекрываются преимуществами — скоростью, амфибийностью, отсутствием подводной части.
ЭФФЕКТ ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКИ применяется и в других областях. Американцы спроектировали «летающее» трансатлантическое пассажирское судно, автопроизводители создают авто на ВП. А в лондонском Институте ортопедии используется кровать для пациентов с тяжелыми ожогами, которые «лежат» на воздушной подушке.

Суда на воздушной подушке строит Россия, Англия, Япония, США, Франция. Сотни таких кораблей перевозят миллионы пассажиров на регулярных линиях в Ла-Манше, Ирландском море, на средиземноморском побережье Франции и Италии, в Канаде, США и странах Карибского моря, а также в Японии и Австралии. Большинство судов на воздушной подушке имеет вместимость до 100 пассажиров, но с 1968 г. началась эксплуатация судов типа 5К4, вмещающих 254 пассажира и 30 легковых автомашин. Эти суда пересекают Ла-Манш за 40 минут.

Самый большой десантный корабль на воздушной подушке

Несмотря на присутствие слова «малый» в обозначении классификации проекта 12322 (МДКВП), «Зубр» является самым большим в мире среди себе подобных — десантных кораблей на воздушной подушке. 24 февраля 2020 11:00

Лучшее от ПМ ко Дню защитника Отечества

В небольшом уютном музее Балтийского флота, расположенном в здании еще немецкой постройки в Балтийске (Калининградская область) экскурсовод демонстрирует исторические реликвии — сначала петровских времен (пушки, якоря и флаги со шведских кораблей), потом времен Первой и Второй мировых войн. И вот, наконец, переходит к современным экспонатам, с особой гордостью демонстрируя установленный на стенде пульт управления десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран», большинство из которых базировались именно в Балтийске: «Вряд ли где-то еще увидите подобное!» «Ну почему же? — осторожно замечаю я. — Вот только вчера видел, как управляют «Зубром»»! Гид с возросшим уважением усмехается: «И как, не оглохли?»

Малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) проекта 12322 «Зубр»

Дальность плавания: 300 морских миль

Автономность плавания: 5 дней

Экипаж: 27 человек

Разработчик: Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»

Полное водоизмещение: 555 т

Высота (на воздушной подушке): 21.9 м

Длина: 488 м

Ширина: 74 м

Мощность газотурбинных агрегатов: 5 х 10 000 л.с. Скорость полного хода: 60 узлов
Десантовместимость: 3 танка (до 150 т), или 10 БТР (до 132 т), или 8 БМП (до 115 т), или 8 плавающих танков, а также 140 человек десанта Вооружение: две пусковые установки MC-227 для 140-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов), две 30-мм автоматические установки АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов), 8 комплектов ПЗРК «Игла»

Десантный корабль «Мордовия», стоящий на бетонной пристани военной гавани Балтийска, немного похож на кита, выброшенного на берег. Только от него совсем не веет беспомощностью — разинутая пасть опущенной «губы» гибкого резинового ограждения и передняя аппарель скорее напоминают хищную улыбку. Перед кораблем выстроились несколько БМП, и один из офицеров жестами помогает механикам-водителям заехать задним ходом внутрь. После того как последний БМП занимает свое место в десантном отсеке, офицер тщательно проверяет расстановку машин. Ему что-то не нравится, по его команде несколько БМП сдвигаются вперед — буквально на несколько сантиметров. Наконец результаты проверки удовлетворяют офицера, и машины закрепляют цепями. Командир корабля, капитан 3-го ранга Сергей Конов объясняет смысл этих манипуляций: «Точная центровка груза очень важна для корабля на воздушной подушке. Если дифферент на корму превысит 2°, носовая часть поднимается над водой слишком высоко, кормовая — опускается, и давление набегающего потока воздуха может превысить давление воздуха, создаваемого подушкой. Возникнет опасность подлома гибкого резинового ограждения на ходу, что по эффекту примерно эквивалентно столкновению со стеной».

Когда корабль включает нагнетающие агрегаты и поднимается на воздушной подушке, в воздух вздымается огромное облако мельчайшей водяной пыли, и в ясный день все вокруг начинает сверкать многочисленными радугами.

В водяной шубе

Забившись в уголок ходовой рубки (чтобы никому не мешать), я наблюдаю за подготовкой к выходу в море. Посты докладывают о готовности, и вот, наконец, отдается команда на запуск двигателей, освобождая табун в 50 000 лошадей. В бронированной ходовой рубке рев двигателей изрядно приглушен, и я могу лишь догадываться, как этот невероятный звук воспринимается снаружи. Заодно я понимаю, что прокатиться с ветерком не получится: во время движения выход на палубу запрещен, поскольку при работе двигателей человека может просто сдуть.

  • 18+
  • 36
  • 50mm
  • 5d mark ii
  • 5g
  • 8 марта
  • IT-новости
  • Toyota Россия
  • amsterdam
  • antwerpen
  • apple
  • askthestar
  • astrohim
  • audi
  • ayia napa
  • barselona
  • benq
  • berlin
  • blablacar
  • bmw
  • brussel
  • canon
  • chevrolet
  • dubstep
  • erisson
  • ford
  • goa-trance
  • golos
  • handmade
  • haval
  • hotelscom
  • hundai
  • instagram
  • iphone
  • iviru
  • jaguar
  • karlovy vary
  • kia
  • kuopio
  • lamborghini
  • leppävirta
  • mapala
  • maserati
  • merсedes
  • newjet
  • nissan
  • nordstar
  • nordwind
  • ponkalahdentie
  • porsche
  • potsdam
  • praha
  • rambler
  • rexton
  • rgoexpo
  • roma
  • rusline
  • sbercamp
  • sjcam
  • skoda
  • stuttgart
  • swarovski
  • tele2
  • teleperformance
  • toledo
  • toyota
  • vixen
  • volkswagen
  • АК
  • АПЛ
  • АЭС
  • Абрау-Дюрсо
  • Австрия
  • Агиос Николаос
  • Айя-Напа
  • Александров
  • Альмерия
  • Альпина паблишер
  • Альтомюнстер
  • Амстердам
  • Анталия
  • Анталья
  • Антверпен
  • Армения
  • Ахенкирх
  • БМД
  • БМПТ
  • БТР
  • Балтийск
  • Балтийское море
  • Бамберг
  • Барселона
  • Бася
  • Бахчисарай
  • Безруков
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Бенилюкс
  • Берлин
  • Билайн
  • Блог-тур
  • Блогер33
  • Боголюбово
  • Болгария
  • Бонн
  • Борисовское
  • Брюссель
  • Брянск
  • Бу!Фест
  • Будихино
  • ВАЗ
  • ВВС
  • ВВЦ
  • ВДВ
  • ВДНХ
  • ВКонтакте
  • ВМФ
  • ВЭФ
  • Валенсия
  • Варьеган
  • Ватикан
  • Ваттенс
  • Великая Отечественная война
  • Великий Новгород
  • Венеция
  • Верона
  • Вичуга
  • ВлГУ
  • Владимир
  • Владимирская Русь
  • Владимирская область
  • Волга
  • Вологда
  • Вологодская область
  • Вторая мировая война
  • Вязники
  • Вяткино
  • Гаага
  • Гаврилов Посад
  • Гаврилов Ям
  • Гагарин
  • Галич
  • Гарда
  • Гармиш
  • Гаручча
  • Германия
  • Голландия
  • Городец
  • Гороховец
  • Греция
  • Гусь-Хрустальный
  • ДР
  • Демре
  • День Победы
  • Десногорск
  • Дириния
  • Доброград
  • Домодедово
  • Донузлав
  • Евпатория
  • Европа
  • Елизово
  • Емельяненко
  • ЖЖ
  • ЖЖизнь
  • ЖКХ
  • Живой Журнал
  • Жодино
  • ЗОЖ
  • ЗРК
  • Заволжск
  • Зеленоградск
  • Золотые ворота
  • Иваново
  • Ивановская область
  • Инсбрук
  • Ираклион
  • Искандер
  • Испания
  • Италия
  • Йота
  • КП-Владимир
  • Казантип
  • Калеичи
  • Калининград
  • Калуга
  • Калязин
  • Камешково
  • Камчатка
  • Карабиха
  • Карачаево-Черкесия
  • Карловы Вары
  • Катя
  • Кекова
  • Кемер
  • Кемеровская область
  • Кидекша
  • Кинешма
  • Кипр
  • Киржач
  • Кисловодск
  • Китай
  • Клязьма
  • Кнайпхоф
  • Кобленц
  • Ковров
  • Кольчугино
  • Константиново
  • Кострома
  • Костромская область
  • Красноярск
  • Красноярский край
  • Крит
  • Крите
  • Крутово
  • Крушовице
  • Крым
  • Куопио
  • Кутна Гора
  • Кутулуфари
  • Кёльн
  • Кёнигсберг
  • ЛАЭС
  • Лада
  • Лакинск
  • Ларнака
  • Ленинградская область
  • Леппявирта
  • Лукойл
  • Луна
  • Люксембург
  • МАКС
  • МВД
  • ММАС
  • МТС
  • МЧС
  • Мадрид
  • Майечка
  • Макопсе
  • Малия
  • Мантурово
  • Матвей
  • МегаФон
  • Милан
  • Минеральные Воды
  • Минск
  • Мира
  • Мосблог
  • Мосигра
  • Мосигра-Владимир
  • Москва
  • Московская область
  • Мохакар
  • Мстера
  • Муром
  • Муромцево
  • Мышкин
  • Мюнхен
  • НЛО
  • Навальный
  • НеФорум
  • Нея
  • Нива
  • Нижегородская область
  • Нижний Новгород
  • Никитинский
  • Никосия
  • Новосибирск
  • Новый год
  • Ногинск
  • Нюрнберг
  • ОМОН
  • ООН
  • ОТРК
  • Обама
  • Ока
  • Олимпос
  • Орехово
  • Орёл
  • Островское
  • ПВО
  • Павловское
  • Палех
  • ПапаСын
  • Паралимни
  • Пафос
  • Переславль-Залесский
  • Пернера
  • Пескьера-дель-Гарда
  • Петропавловск-Камчатский
  • Пископиано
  • Плёс
  • Победа
  • Подмосковье
  • Покров
  • Покрова на Нерли
  • Порецкое
  • Потсдам
  • Прага
  • Приволжье
  • Протарас
  • Путин
  • Пятигорск
  • РВСН
  • РГО
  • РЖД
  • РСЗО
  • РЭА
  • РЭБ
  • Ремарк
  • Ретмино
  • Реутов
  • Рим
  • Родина
  • Родники
  • Роза Хутор
  • Росгвардия
  • Россия
  • Ростелеком
  • Ростов
  • Росэнергоатом
  • Роттердам
  • Русское Географическое Общество
  • Рыбинск
  • Рязанская область
  • Рязань
  • СК
  • СОБР
  • СССР
  • США
  • Самара
  • Сан-Марино
  • Сан-Суси
  • Санкт-Петербург
  • Сбербанк
  • Светлогорск
  • Сибирь
  • Симферополь
  • Сирия
  • Сколково
  • Смерч
  • Собинка
  • Собчак
  • Сочи
  • Ставропольский край
  • Сталин
  • Старая Вичуга
  • Судогда
  • Суздаль
  • Сыр-Бор
  • Т-50
  • ТУ-160
  • Таллин
  • Тарханкут
  • Тверь
  • Текирова
  • Тихий океан
  • Толга
  • Толедо
  • Толмачево
  • Трир
  • Туапсе
  • Тула
  • Тума
  • Тунис
  • Турция
  • Тюмень
  • УАЗ
  • Украина
  • Ундол
  • ФСБ
  • Фамагуста
  • Фаселис
  • Финляндия
  • ХМАО
  • Хельсинки
  • Херсониссос
  • Храповицкий
  • Хризантема-С
  • ЦППК
  • Царицыно
  • Цивилизация
  • Цой
  • ЧП
  • Чамерево
  • Черкесск
  • Черногория
  • Чехия
  • Чиралы
  • Чкаловск
  • Шерегеш
  • Широта59
  • Штутгарт
  • Шуя
  • Экспедиция по России
  • Эрланген
  • Эстония
  • Югра
  • Юрьев-Польский
  • Як-130
  • Яндекс
  • Янтарный
  • Ярославия
  • Ярославль
  • Ярославская область
  • а ларчик просто открывался
  • авиация
  • автомобили
  • актеры
  • акции
  • алкоголь
  • аллергия
  • аналитика
  • аномалии
  • анонс
  • армия
  • арт
  • архитектура
  • астрономия
  • аэропорты
  • байдарки
  • безопасность
  • бензин
  • берите заставок
  • бесплатно
  • бизнес
  • благотворительность
  • благоустройство
  • блог-тур
  • блогер года
  • блогер33
  • блогеры
  • блокчейн
  • бокс
  • болезнь
  • большим мальчикам
  • борьба
  • бред
  • броневик
  • бронетранспортер
  • будь в тренде
  • будьте бдительны
  • будьте здоровы
  • бук
  • бывших не бывает
  • было-стало
  • в городе
  • в закладки
  • в полёте
  • в помощь путешественнику
  • в сети
  • в стране
  • версии
  • вертолет
  • весна
  • вести владимирщины
  • вечер
  • видео
  • визаулизация
  • вино
  • виртуальный тур
  • внутренний туризм
  • война
  • вокзалы
  • вопрос
  • вопрос из зала
  • ворьё
  • вот вы умные
  • вот же люди
  • вот уроды
  • вредные советы
  • встреча блогеров
  • выгодно
  • выставка
  • выходное фото
  • выходные
  • гаджеты
  • герои
  • голос соцсети
  • голосование
  • гонки
  • город
  • городские легенды
  • горы
  • грамотный пеар
  • грибы
  • гроза
  • грубость
  • дворец
  • девушки
  • делать было нечего
  • деньги
  • деревня
  • детдом
  • дети
  • дизайн
  • дичь
  • для путешествий
  • добро
  • доллар
  • дом
  • дома
  • домашние дела
  • дорога
  • дороги
  • достопримечательности
  • доча
  • дружба
  • дружеский пиар
  • дураки и дороги
  • еда
  • единоборства
  • жена
  • жесть
  • жж
  • жжизнь
  • животные
  • жизненное
  • жизнь
  • забежал
  • заброшки
  • загадка
  • заметки с моря
  • зарубежный опыт
  • звезды
  • здоровье
  • зенитар-м
  • зима
  • знай свои права
  • знай чуть-чуть больше
  • знания
  • золото
  • зоопарк
  • игрушки
  • идеи
  • из автобуса
  • из раннего
  • из самолета
  • иностранные армии
  • инсайд
  • инставидео
  • инстаграм
  • инстафото
  • инструкция
  • интервью
  • интересно
  • интересные места
  • интернет
  • инфографика
  • искусство
  • истории
  • истории в выходной
  • история
  • итоги
  • итоги конкурса
  • йога
  • как оно
  • календарь
  • капец
  • катер
  • кафе
  • квест
  • кино
  • клиника
  • клубничка
  • книга
  • комедия
  • комикс
  • конкурс
  • концепт
  • корабли
  • корабль
  • коронавриус
  • коррупция
  • косметика
  • космос
  • кот
  • котики
  • кофе
  • кошка
  • красиво
  • красивые картинки
  • красивые люди
  • краски
  • красный день календаря
  • кризис
  • криминал
  • криптовалюта
  • кубики
  • лада
  • лайфхак
  • лес
  • лес мой дом
  • лето
  • литература
  • личное
  • лохотрон
  • лошади
  • люди
  • майдан и прочая фигня
  • макро
  • маршруты
  • мастер-класс
  • матрасик
  • машинки
  • мед
  • медиаэкспедиция
  • медицина
  • мероприятие
  • метро
  • милиция
  • мир
  • митинг
  • мне непонятно
  • мнение
  • мобильный репортаж
  • мои истории
  • молодежь
  • монастыри
  • море
  • мосблог
  • мотокросс
  • мотоциклы
  • мошелово
  • моя жизнь
  • мужчины
  • музеи
  • музей
  • музыка
  • мульт
  • мысли
  • мысль
  • на балконе
  • на борту
  • на грани
  • на коленке
  • на мыльницу
  • на телефон
  • наблюдения
  • надо идти
  • надоело
  • напитки
  • наркотики
  • народная медицина
  • народное
  • наследие
  • настолки
  • не реклама
  • небо
  • невыдуманные истории
  • непонятно
  • непостижимое
  • нива
  • ничоси
  • новинка
  • новости
  • новости как они есть
  • новый год
  • ночь
  • ну дебилы
  • нужен репост
  • нужен совет
  • нужна помощь
  • о серьезном
  • обезьяны
  • обзор
  • обзор отелей
  • обзор сайта
  • обзор сайтаобзор сайта
  • образование
  • обсудим
  • общество
  • объявление
  • одежда
  • одно фото
  • октоберфест
  • олимпиада
  • он-лайн репортаж
  • опрос
  • оригинально
  • оружие
  • осень
  • от Питера до Магадана
  • отдохни
  • отдых
  • отели
  • отзыв
  • открыточки
  • отчет
  • офисы
  • охота
  • очарование провинции
  • пρωταρας
  • памятка
  • памятник
  • память
  • панорама
  • папа ученика
  • парк
  • пейзаж
  • пенсии
  • печакуча
  • пиар
  • пиво
  • пипец
  • писанина
  • планы
  • погода
  • погода шепчет
  • подарок
  • подводная лодка
  • подзаколёбывает
  • поезд
  • поездки
  • позитив
  • пойдем в кино
  • полезное
  • политика
  • полиция
  • пользуйтесь на здоровье
  • помощь
  • почта России
  • ппц
  • православие
  • праздник
  • предложение
  • предметное фото
  • премьеры
  • пресс-тур
  • приглашение
  • прикол
  • природа
  • присмотритесь
  • проблема
  • провинция
  • прогулки
  • продвижение
  • проект
  • производство
  • происшествия
  • промышленность
  • просто так
  • прямая речь
  • психология
  • птица
  • путешественникам на заметку
  • путешествия
  • пятница
  • пятничная угадайка
  • работа
  • радио
  • развиваемся
  • ракета
  • реальные люди
  • результаты
  • рейхстаг
  • река
  • реклама
  • рекомендации
  • религия
  • ремесла
  • ремонт
  • репортаж
  • репост
  • рестораны
  • ретро
  • речной круиз
  • рисунок
  • робот
  • розыгрыш
  • рукоделие
  • русская провинция
  • русский язык
  • рыба
  • с рук
  • с-500
  • сайты
  • самолет
  • самолеты
  • самолёт
  • сангрия
  • сау
  • сберблогерввб
  • сборка тем
  • своими руками
  • связь
  • сделай сам
  • селфи
  • семейные
  • семейные покатушки
  • семья
  • смартфон
  • сми
  • снег
  • снимаю на тапок
  • собаки
  • события
  • сообщества
  • соревнования
  • сотовая связь
  • соцсети
  • спасибо
  • спецназ
  • спорт
  • споттинг
  • спрашивали-отвечаю
  • статистика
  • статьи
  • страдаю фигней
  • странные люди
  • су-34
  • сын
  • сыр
  • сюрприз
  • так и живём
  • такси
  • танк
  • танцы
  • тв
  • твиттер
  • творчество
  • теле 2
  • телеком
  • теплоход
  • терроризм
  • тест
  • техника
  • технологии
  • типа размышления
  • тос-1а
  • трагедия
  • традиции
  • транспорт
  • трейлер
  • триллер
  • тур
  • туризм
  • туристу на заметку
  • у друзей
  • увиденное
  • увлеченные
  • уголовщина
  • ужасы
  • узнаем историю
  • улицы
  • уличное фото
  • умеем отдыхать
  • усадьбы
  • услышанные истории
  • утро
  • факты
  • фантастика
  • фермы
  • фестивали
  • флешмоб
  • флот
  • фото
  • фотография
  • фотодайджест
  • фоторепортаж
  • футбол
  • футуризм
  • фэнтези
  • халява
  • хвастаюсь
  • хейтер чтоль
  • хоккей
  • хорошиеновости
  • хостел
  • храмы
  • художники
  • хулиганю
  • цветы
  • цены
  • церковь
  • цитаты
  • ч/б
  • что-то непонятное
  • чудаки
  • шипспоттинг
  • школа
  • экология
  • экономика
  • экскурсия
  • экспериментирую над собой
  • эксперименты
  • экшнфото
  • юг2016
  • юмор
  • я
  • я в ТОПе
  • я водитель
  • я ж фотограф
  • я папа
  • я потребитель
  • я юрист
  • яндекс
  • янтарь

«Зубр» — самый большой корабль на воздушной подушке


Корабль класса «Зубр», или «Проект 12322», — это малое десантное судно, оснащенное воздушной подушкой и разработанное еще в советские времена. После того как проект рассекретили, «Зубр» был признан мощнейшим в мире судном, имеющим воздушную подушку. Суда данного класса имеют в своем арсенале такие страны, как Украина, Россия и Греция. Примечательно то, что «Зубр» является первым судном, произведенным в СССР и впоследствии приобретенным и поставленным на вооружение странами НАТО.

«Зубр» призван выполнить следующие задачи: транспортирует личный состав военных подразделений, боевую технику и занимается грузоснабжением на необорудованные береговые линии. Воздушная подушка позволяет высадить десант на 70% побережий всего мирового океана. Грузовой отсек вмещает три танка, общий вес которых может доходить до 150 тонн, или же 10 бронетранспортеров (до 130 тонн) и еще 140 человек морской пехоты.

К тому же здесь могут разместиться 8 боевых машин пехоты или плавающих танков с примерно одинаковыми размерами. При переоборудовании грузового отделения здесь могут расположиться еще 366 человек. Получается, что общее количество людей, которое «Зубр» может доставить на берег, достигает 500 человек.

Двигатель судов обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки. Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубра». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра.

Длина «Зубра» составляет 57,3 метра, ширина – 25,6 метра, высота имеет 21,9 метра. Водоизмещение достигает 555 тонн. Запасы топлива в баках рассчитаны на преодоление расстояния в 300 морских миль (550 км), максимальный предел скорости — 60 узлов (111 км/ч). Управляет и обслуживает судно экипаж в 27 человек.

Судно «Зубр» располагает артиллерийским и ракетным вооружением. Артиллерийское вооружение сводится к двум 30-мм автоматическим артиллерийским системам АК-630, установленным на судне. Боекомплект каждой составляет 3000 снарядов. Две пусковые установки А-22 «Огонь» для 140-мм неуправляемых реактивных снарядов – это ракетное вооружение судна. Их боекомплекты включают по 66 НУР-ов к каждой. 8 переносных зенитных комплексов «Игла» предназначены для противовоздушной обороны.

Китайскую копию «Зубра» на воздушной подушке сняли на видео

В Сети появилось видео первого десантного корабля на воздушной подушке типа «Зубр» (советский проект 12322), построенного в Китае.

Cудно с бортовым номером 3327 было построено на судоверфи Guangzhou Huangpu Shipbuiding Сompany в Гуанчжоу. По имеющейся информации, 80 процентов комплектующих, использованных при строительстве корабля, китайского производства.

Напомним, изначально Китай заключил контракт на поставку четырех десантных кораблей с Украиной (там проект получил название «Бизон»). Два корабля планировалось построить в Крыму, еще два — в Китае на основе переданной Украиной документации. Работы велись на судостроительном заводе «Море» в Феодосии.

Десантные корабли «Зубр» начали выпускать в СССР в конце 1980-х. Благодаря воздушной подушке они могут развивать скорость до 110 километров в час. Полезная десантная нагрузка 150 тонн. Это три основных боевых танка или 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта, или восемь БМП, или восемь плавающих танков. Также вместо техники может перевозиться только живая сила, тогда максимальная вместимость составляет 500 человек.