Самолеты ВВС израиля

Военно-воздушные силы Израиля

Регулярная статья

Тип статьи:

Эмблема ВВС ИзраиляФлаг ВВС Израиля

Военно-воздушные силы Израиля (חיל האוויר, Хейль hа-ави́р) — род войск Армии обороны Израиля.

Подготовка к вылету самолета-истребителя F-16. 1991 г. Фото Ц. Исраэли. Государственное бюро печати. Израиль.Министр обороны М. Аренс с командой техников, обслуживающих самолеты-истребители F-16. 1991 г. Фото Ц. Исраэли. Государственное бюро печати. Израиль.Показательный полет самолетов ВВС Израиля на военном параде, посвященном 50-летию Государства Израиль. 1998 г. Фото М. Мильнера. Государственное бюро печати. Израиль. Израильский БПЛА Aerostar.

Общие положения

Один из важнейших аспектов израильской стратегической доктрины, призванной решить проблему малой страны, окруженной численно превосходящим неприятелем, — концентрированное и координированное использование ВВС против наземных сил и тылов противника (что, среди прочего, позволяет уменьшить людские потери).

Успешные рейды с территории Израиля в Уганду (операция «Энтеббе» по освобождению взятых в заложники пассажиров самолета компании «Эр Франс» 4 июля 1976 г.) и Ирак (бомбардировка ядерного реактора 7 июня 1981 г.) еще раз показали значение Израиля как оперативной базы, позволяющей дислоцированным здесь ВВС эффективно контролировать обширные районы Ближнего Востока и Восточной Африки.

Личный состав и вооружение ВВС Израиля

Сведения оборонного характера в Израиле публикации не подлежат; таким образом, приводимые ниже данные основаны по преимуществу на оценках авторитетных зарубежных источников, а также израильских исследователей.

Есть четыре вида авиации: тактическая, ПВО, разведывательная и транспортная.

На службе в военно-воздушных силах в 2002 г. состояло около 36 тысяч человек. Во время мобилизации персонал израильских ВВС достигает приблизительно 91 тысячи человек. В ВВС относительно велико число кадровых военнослужащих.

ВВС Израиля имеют, по разным данным, до 800 боевых самолетов, в том числе 628 — на вооружении и 172 (57 — модели «Скайхок» и 115 — модели «Кфир») — на оперативном хранении (то есть поддерживаются в боеспособном состоянии; предназначены для продажи за границу или использовании в экстренной ситуации) — больше, чем в армии любой из граничащих с Израилем стран (у Египта — 505, у Сирии — 451, у Иордании — 97, у Ливана боевых самолетов нет). Численность боевых машин ВВС Израиля, включая оснащенные ракетами вертолеты, детализирована в таблице.

Таблица 1. Численность боевых самолетов ВВС Израиля различных моделей, 2002 г.

Оригинальное название Израильское название Количество
F-15 модели А–D «Игл» «Баз» («Сокол») 72
F-15 модель I «Страйк Игл» «Ра‘ам» («Гром») 25
F-16 модели А–В «Файтинг Фалкон» «Нец» («Ястреб») 110
F-16 модели C–D «Файтинг Фалкон» «Барак» («Молния») 138
F-16 модель I «Файтинг Фалкон» «Са‘ар» («Буря») Заказано 120 самолетов, должны поступить до 2008 г.
F-4E «Фантом II» и F-4E-2000 («Фантом-2000») «Курнас» («Молот») 140
A-4H/N, TA-4H и TA-4J «Скайхок» «Аит» («Коршун») 175, из них 118 на вооружении и 57 — на оперативном хранении
«Кфир» C-2/TC-2/C-7/TC-7/CR «Кфир» («Львенок») 140, из них 25 на вооружении и 115 — на оперативном хранении

В начале 21 века Израиль купил в США 50 истребителей F-35, из которых составлено 2 эскадрильи.

Кроме боевых самолетов, израильские ВВС располагают 57 (по другим данным — 79) транспортными самолетами «Боинг-707», C-130H «Геркулес», «Арава» и «Доренье» модели Do-28B-1; 6 транспортными самолетами-заправщиками; 138 учебными самолетами; 22 самолетами связи; а также самолетами электронной разведки и патрульными самолетами. На вооружении военно-воздушных сил страны имеются и 135 боевых вертолетов AH-64A «Апачи», AH-1G/E/F/S «Кобра» и 500MD «Дефендер», а также транспортные вертолеты различных модификаций.

Вооруженные силы Израиля располагают авиационными средствами доставки ядерного оружия (в том числе самолетами F-16, F-4E «Фантом» и A-4N «Скай Хок» американского производства).

Войска ПВО

В Израиле все специализированные средства противовоздушной обороны, кроме корабельных, сосредоточены в составе войск ПВО (Хейл нун-мем; «нун-мем» — аббревиатура «негед матосим» — буквально «против самолетов»), входящих в состав ВВС.

ПВО являются боевым родом войск, от новобранцев требуется высокий медицинский профиль. Обучение боевого персонала проходит в Школе ПВО (БИСНАМ-833, раньше находилась в Герцлии, впоследствии была переведена в Машавей-Саде), технического — в Технической школе ВВС в Хайфе.

Обслуживание систем ПВО осуществляют Центр обслуживания систем и оружия ВВС (Матнам, Мерка́з тахзука́т нешек у-ма‘арахо́т), а также гражданские фирмы. Испытания ракет и большинство учебных стрельб систем ПВО проводятся в подразделении по испытанию ракет (ЙАНАТ, Йехидат нисуэй ха-тилим) в Палмахим. Другие стрельбы проводятся на полигоне Шедма (на юге Израиля, в районе Мицпе-Рамон).

В задачи ПВО входят:

  • Обеспечение противовоздушной обороны страны. Эту задачу выполняют зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот» и усовершенствованные комплексы HAWK во взаимодействии с системой управления и контроля и истребительной авиацией.
  • Обеспечение противоракетной обороны страны. Предупреждение о пуске баллистических ракет в сторону Израиля поступает от сети американских спутников раннего оповещения. Перехват осуществляется специализированными противоракетами «Хец-2», а в случае неудачи — ракетами «Пэтриот».
  • Оборона отдельных военных и гражданских объектов (например, базы ВВС, ядерный центр в Димоне).
  • Противовоздушная оборона сухопутных войск. Эту задачу выполняют мобильные средства ПВО, на вооружении их дивизионов находятся зенитно-ракетные комплексы «Стингер», «Чапарэль», а также ракетно-артиллерийские комплексы «Махбет».
  • Охрана и наземная оборона баз ВВС.

Первые системы ПВО (40-мм зенитные пушки L-70) были поставлены Израилю правительством ФРГ в 1962 г.; в том же году в Израиль из США поступили первые зенитно-ракетные комплексы HAWK. Именно Германия и США поддерживали развитие ПВО Израиля и на протяжении всех последующих лет. По состоянию на 2002 г., Израиль располагал 22 батареями тяжелых зенитно-ракетных комплексов, а также примерно 70 переносными установками легких зенитно-ракетных комплексов.

История ВВС Израиля

Начало

Основная статья: Война за независимость

В 1930 г. Бейтар создал отряд, в котором молодые люди обучались авиационному делу. В 1935 г. группа членов Бейтара построила первый в Эрец-Исраэль планер, а в 1939 г. 13 членов Бейтара окончили нелегальную авиационную школу. Они стали первыми летчиками, получившими подготовку в стране.

Во время Второй мировой войны Пальмах видом клуба гражданской авиации создал основу военно-воздушных сил (Палавир).

Джордж Берлинг, один из первых израильских лётчиков. Сидней Шулемсон, организатор набора иностранных добровольцев в ВВС Израиля.

В начале Войны за независимость Сид Шулемсон встретился в Нью-Йорке с представителями Израиля и убедил их в необходимости создания ВВС страны. Он занялся организацией поставок в Израиль боевых самолётов и мобилизацией лётчиков-добровольцев. Ему удалось (с помощью Мориса Коэна) перенаправить в Израиль партию штурмовиков «Москито», которые хотел купить Китай.

14 на 15 мая 1948 г., одновременно с провозглашением Государства Израиль и обнародованием его Декларации независимости, египетские самолеты подвергли бомбардировке Тель-Авив.

В марте 1948 г. военно-воздушные силы еврейской обороны состояли из 30 легких самолетов, которые использовались для разведки, перевозки грузов и снабжения изолированных районов. Первые истребители типа «Мессершмидт» были куплены в 1948 г. в Чехословакии. Израильское командование ввело 4 из них в бой 29 мая 1948 г. при защите южных рубежей от наступавшей египетской армии.

В чешском городе Житец была развёрнута база израильских ВВС. Там принимали купленные в Чехословакии самолёты и оборудовали их дополнительными баками для перегонки в Израиль.

Из Канады закупленные там самолёты перегоняли своим ходом. Во время такого полёта 20 мая 1948 года погибли вблизи Рима канадские добровольцы Джордж Берлинг и Леонард Коэн.

Американский предприниматель Эл Швиммер достал для Израиля 4 бомбардировщика В-17. Они были использованы для ответного удара по египтянам после бомбёжки Иерусалима в ночь на 12 июля 1948 г. Он же набрал многих американских лётчиков на службу в ЦАЃАЛ. Впоследствии он основал концерн «Авиационная промышленность Израиля».

7 января 1949 г., в день вступления в силу в силу соглашение о прекращении огня, израильская авиация сбила пять английских истребителей. Позже выяснилось, что их приняли за египетские боевые самолеты, которые ежедневно обстреливали израильские позиции.

Первые реактивные самолеты израильских ВВС — «Метеор» — были куплены у Великобритании.

В 1950-х гг. Франция постепенно стала главным поставщиком вооружения Армии обороны Израиля (прежде всего — реактивных самолетов) — вплоть до эмбарго на поставки вооружения Израилю, наложенного 2 июня 1967 г. президентом де Голлем. Французские реактивные самолеты составляли основную часть израильских военно-воздушных сил.

Шестидневная война и война на истощение

Основные статьи: Шестидневная война, Война на истощение

В 1961–63 гг. начальником Генерального штаба ЦАЃАЛа был Цви Цур. Основное внимание он уделял переоснащению арсенала вооружений Армии обороны Израиля, в особенности военно-воздушных сил и военно-морского флота, чтобы они имели качественный перевес над войсками потенциальных противников.

В 1965–66 гг. Израиль неоднократно подвергал артобстрелам и бомбардировкам с воздуха трассу строящегося канала для отвода истоков Иордана — рек Дан, Хермон (Баниас), Снир (Хасбани) — в водохранилище на реке Ярмук в Иордании. Это вынудило сирийцев прекратить строительство.

7 апреля 1967 г. израильская авиация сбила в сирийском воздушном пространстве шесть военных самолетов противника. 15 августа 1966 г. на Кинерете были атакованы израильские полицейские катера, в ответ на это израильскими истребителями были сбиты над озером два сирийских самолета.

Численность армии Египта составляла 240 тыс. человек, танков — 1200, самолетов — 450; Сирии — 50 тысяч человек, 400 танков, 120 самолетов; Ирака — 70 тысяч человек, 400 танков, 200 самолетов. О своей готовности предоставить воинские контингенты для войны с Израилем заявили Алжир, Саудовская Аравия, Кувейт и другие арабские страны. После проведенной мобилизации ЦАЃАЛа Израиль насчитывал 264 тыс. человек, 800 танков, 300 самолетов.

Бомбардировка военно-воздушными силами Израиля египетского военного аэродрома. 5 июня 1967 г. Государственное бюро печати. Израиль.

Наступление началось в понедельник 5 июня атакой самолетов ВВС Израиля на египетские военные аэродромы. Израильская разведка установила, что наиболее удобное время для атаки — 7 часов 45 минут (благоприятные метеорологические условия: рассеивается туман; египетские летчики только направляются к самолетам, в воздухе нет ни одного дежурного истребителя). Израильские самолеты летели очень низко и не были замечены ни советскими радарами (на военных судах), ни египетскими.

Военно-воздушные силы Израиля, насчитывавшие сравнительно небольшое количество самолетов, в течение первых трех часов военных действий без перерыва атаковали десять военных аэродромов Египта. Это стало возможным благодаря высокому профессионализму израильских летчиков, слаженной работе наземных служб ВВС. На боевой вылет, включая возвращение, заправку и техосмотр самолета, у израильтян уходило 57 минут, в то время как египтянам требовалось для этого около двух часов.

Израильские самолеты делали несколько заходов над целью, стремясь добиться более точного попадания. В результате в течение первых часов войны египетская авиация как серьезная боевая сила, способная оказать поддержку сухопутным войскам, перестала существовать. К концу второго дня войны авиация Египта потеряла 309 самолетов и вертолетов, в том числе все 30 бомбардировщиков дальнего радиуса действия ТУ-16.

В тот же день сирийская авиация атаковала израильский военный аэродром близ Мегидо, где уничтожила несколько макетов, затем самолеты Израиля атаковали сирийские аэродромы. К концу первого дня войны было уничтожено 60 сирийских самолетов.

Самолетами Иордании была атакована израильская военно-воздушная база в Кфар-Сиркин, уничтожен транспортный самолет. Израильтяне атаковали иорданские военно-воздушные базы, и к концу второго дня войны Иордания потеряла 40 самолетов.

Несмотря на то, что египетская авиация располагала самолетами, которые по своим технико-тактическим показателям превосходили израильские самолеты, в воздушных боях было сбито 50 египетских МИГов; Израиль не потерял ни одного «Миража». Блестящая победа ВВС Израиля предопределила исход войны. Полное господство в воздухе, достигнутое уже в первые часы войны, были залогом израильской победы.

После наземного удара египтяне были окружены в районе перевала Митла; их непрерывно бомбили с воздуха и атаковали танками со всех направлений. Тысячи египетских машин, несмотря на бешеные бомбардировки, продолжали продвигаться к перевалу Митла, не зная, что он находится в руках израильтян.

Во время боев в Иерусалиме У. Наркис разрешал использовать авиацию, танки, артиллерию в ограниченных количествах, чтобы избежать жертв среди мирного населения и не нанести ущерба историческим памятникам Иерусалима. На иерусалимском участке фронта 6 июня иорданские танковые и моторизованные части практически не могли передвигаться из-за частых бомбардировок израильских самолетов.

7 июня израильские самолеты непрерывно бомбили иорданские части, в результате чего дороги были перекрыты разбитой военной техникой и передвижение по ним стало невозможным.

Рано утром в четверг 8 июня израильская авиация начала бомбить линию сирийской обороны. Бомбардировки продолжались непрерывно до окончания боев. Хотя самые тяжелые бомбы, использовавшиеся израильтянами, не могли пробить обшивку бункеров, бомбардировка подорвала боевой дух сирийских солдат, и многие из них бежали из бункеров.

Ввиду французского эмбарго США стали единственным поставщиком оружия Израилю. В декабре 1968 г. президент США Л. Джонсон согласился поставить Израилю 50 самолетов типа «Фантом».

В ходе «войны на истощение» военно-воздушные силы Израиля нанесли ряд ударов по египетским зенитным батареям и постам. В 1969 г. было сбито 47 египетских самолетов; Израиль продемонстрировал свое полное господство в воздухе.

В 1970 г. израильская авиация усилила атаки на лагеря египетской армии вблизи Каира и других городов вдоль Нила, стремясь принудить Египет к соблюдению соглашения о прекращении огня. В марте 1970 г. Израилю стало известно о размещении в Египте советских ракетных установок (с советским обслуживающим персоналом) и об участии советских летчиков в пилотировании египетских боевых самолетов в зоне Суэцкого канала. Избегая прямого столкновения с Советским Союзом, израильские военно-воздушные силы решили воздержаться от дальнейшего проникновения вглубь египетской территории. Одновременно они подвергли усиленной бомбардировке египетские позиции вдоль канала, стремясь воспрепятствовать восстановлению там зенитных установок. В июле 1970 г. советские ракеты «земля — воздух» впервые были применены против израильской авиации.

Война Судного дня

Основная статья: Война Судного дня

У сирийцев было более 300 самолетов советского производства. Преимущество сирийцев в воздухе основывалось, однако, на системе противовоздушной обороны – противовоздушных пушках и ракетах типа «Сам-2», «Сам-3» и «Сам-6». На 20 сирийских ракетных базах действовали 120 ракетных установок. Эта система, прикрывавшая атакующие дивизии, нанесла значительный урон израильской авиации, не ожидавшей встретить столь массированную оборону.

Военно-воздушные силы Израиля располагали 500 самолетами, среди которых было 100 «Фантомов» и 160 «Скайхоков». Однако израильская авиация вынуждена была действовать на двух фронтах – египетском и сирийском. На южном фронте ей предстояло отражать атаки египетских самолетов и прорываться сквозь систему противовоздушной обороны египтян, намного более сильную, чем сирийская.

Действия израильской авиации становились все более эффективными по мере того, как сирийцы, наступая, выходили из-под своего воздушного прикрытия.

В первые дни войны самолеты израильских ВВС бомбили наведенные египтянами мосты и плоты. Но и они несли значительные потери от противовоздушных ракет. Таким образом, авиация Израиля не была в состоянии остановить форсирование канала. Она могли лишь несколько замедлить переправу, но это достигалось ценой тяжелых потерь в самолетах.

После переправы египетских войск через Суэцкий канал израильская авиация продолжала атаковать противника, но было ясно, что на этот раз противовоздушная оборона египтян не позволит ей сыграть решающую роль, как это было в 1967 г.

14 октября египетская армия впервые вышла из-под прикрытия своей системы обороны, опирающейся на противовоздушные и противотанковые ракетные комплексы. На передовых позициях начала с обычной высокой эффективностью действовать израильская авиация, которой больше не угрожали ракеты типа «Сам».

13 октября Соединенные Штаты пустили в ход «воздушный мост», по которому в Израиль начали поступать самолеты, военное снаряжение и противотанковое оружие.

Потери Армии обороны Израиля в этой войне составили: 2552 военнослужащих убитыми, 800 танков и 115 самолетов.

Ливанская война

В июле 1981 г. террористы перенесли огонь с приграничной полосы, которую контролировала христианская милиция, на поселения в северной части Израиля. Израиль ответил массированной бомбардировкой баз террористов в Южном Ливане и штаб-квартир в Бейруте.

ООП продолжала усиленно вооружаться и осуществлять террористические акции в Израиле и за рубежом; не прекращались военные действия против сил Хадада. В ответ на это Израиль дважды бомбил базы террористов.

На следующий день после покушения на израильского посла в Лондоне Ш. Аргова (3 июня 1982 г.) израильские самолеты бомбили базы террористов в Ливане.

9 июня Сирия значительно увеличила число своих противовоздушных ракетных установок в Ливане. В ответ на этот шаг в тот же день израильские ВВС уничтожили 19 сирийских ракетных батарей и в завязавшемся воздушном сражении сбили 23 сирийских самолета (МиГ-21 и МиГ-23), не потеряв при этом ни одного. На следующий день в воздушном бою было сбито еще 25 сирийских самолетов и уничтожены две ракетные батареи.

В ходе войны два израильских боевых самолета и два вертолета были сбиты наземным огнем.

Конец 20 века

В рамках программы «Гадна» (см. выше) действовали специальные подразделения, связанные с ВВС.

Элитное спецподразделение военно-воздушных сил «Шалдаг» под командой Бени Ганца, в частности, отвечало за обеспечение безопасности репатриации в Израиль 14,000 эфиопских евреев в мае 1991 г.

Вторая Ливанская война

Основная статья: Вторая Ливанская война

В 2000–2004 гг. должность командующего военно-воздушными силами занимал Дан Халуц. В этот период военно-воздушными силами был проведен ряд так называемых «точечных ликвидаций» лидеров исламистского антиизраильского террора.

в апреле 2004 г. он был назначен заместителем начальника, а 1 июня 2005 г. – начальником Генерального штаба Армии обороны Израиля. Дан Халуц был первым выходцем из военно-воздушных сил на посту главы Генштаба за всю историю Государства Израиль. Его профессиональное мировоззрение было в значительной мере сформировано собственным опытом армейской службы – он утверждал, что именно военно-воздушным силам принадлежит решающая роль в современных войнах, тогда как функция сухопутных сил, скорее, вспомогательная.

Исходя из этой доктрины, Халуц формулировал свою систему приоритетов как в распределении бюджетных ассигнований, так и непосредственно в выработке планов ведения боевых действий и их реализации. В соответствие этой доктрине Халуц руководил боевыми действиями израильской армии во время Второй Ливанской войны в июле – августе 2006 г., причем его мнение имело решающий характер, так как глава правительства Эхуд Ольмерт и министр обороны Амир Перец, будучи сугубо гражданскими людьми, не имели соответствующих знаний и опыта.

Халуц решил отказаться от проведения широкомасштабной наземной операции и не объявил массовый призыв резервистов. По его мнению, Израиль мог победить в войне силами авиации, которая должна была массированными ударами с воздуха вынудить правительство Ливана взять на себя ответственность за обеспечение спокойствия на израильско-ливанской границе. Генерал Бени Ганц выступал против этого.

Это концепция оказалась ошибочной: несмотря на действия израильских ВВС, силы «Хизбаллы» продолжали обстрелы израильской территории при попустительстве правительства Ливана, Израиль же оказался под огнем острой международной критики за диспропорциональное применение силы и разрушения гражданской инфраструктуры Ливана. Решение о наступлении сухопутных сил было принято лишь спустя почти месяц после начала войны, когда уже шли интенсивные переговоры об условиях ее прекращения.

Авиационная промышленность

Основная статья: Лави (истребитель)

В 1980-х годах в Израиле разрабатывался проект производства истребителей нового поколения «Лави». Он был закрыт в конце 1987 г. в связи с недостаточностью финансирования.

Сегодня продукция израильской промышленности включает самолеты (легкие — для оперативной связи и морского патрулирования, транспортные, беспилотные, истребители и истребители-бомбардировщики). Переоборудованные израильскими предприятиями в последние годы самолеты стоят на вооружении Хорватии, Румынии, Турции, Замбии, Камбоджи, Бирмы, Шри-Ланки и других стран. Израиль контролирует 90% мирового рынка беспилотных самолетов, причем основным их покупателем являются США; эту технику приобретают также многие другие страны.

Музей ВВС Израиля (военная база Хацерим)

Музей ВВС Израиля
(Источник: guide-israel.ru)

Музей представляет собой огромную коллекцию самолетов и вертолетов, которые состояли на вооружении израильских ВВС, а также примеры из гражданской авиации страны. Аудиовизуальное представление об израильских ВВС, выставки «Корни ВВС», «1948 – взлет разрешен», «Командиры ВВС» и «Выживание», посвященная спасению в ВВС Израиля. На центральной площадке музея размещены более 20 самолетов, отдельным блоком выделены средства противовоздушной обороны.

Источники и ссылки

  • КЕЭ, том 3, кол. 641–651
  • Сайт ВВС Израиля
  • IDF / AF — Israel Air bases
  • Alex Shulman Эмблемы основных боевых единиц Военно-воздушных сил Израиля. shaon.livejournal.com (2015-08-23). Проверено 23 августа 2015.
  • Игорь Торик, «Энциклопедический путеводитель по Израилю», копирайт Игорь Торик.

Видео

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Государство Израиль. Вооружённые силы Израиля. в ЭЕЭ

п·о·р Армия обороны Израиля (АОИ, ЦАХАЛ)

Рода войск

Сухопутные войска Израиля
(Пехота · Бронетанковые войска · Артиллерийские войска · Военно-инженерные войска · Войска полевой разведки)
ВМС
ВВС

Знаки отличия

Звания · Награды · Униформа

Отделы Генштаба

Отдел операций · Отдел планирования · Отдел кадров · Отдел технологий и логистики · Отдел компьютерной связи · Отдел разведки

Округа АОИ

Северный округ · Центральный округ · Южный округ · Командование тыла

Прочее

Армейский раввинат · Военная прокуратура

Книгу Игоря Торика «Энциклопедический путеводитель по Израилю» в электронном виде можно приобрести на сайте ЕЖЕВИКА-BOOKS в разделе «Электронные книги».

Залогом существования любого государства, помимо развитой экономики, является отлично подготовленная и могущественная армия. Это прекрасно понимают в Израиле, тем более что с появления на политической карте, еврейское государство находится в окружении стран, проявляющих к нему враждебность. Стараниями политического руководства страны и, что немаловажно, его военных, риторика сопредельных государств стала гораздо более сдержанной, а из всех противников только один, да и тот, находящийся на удалении, все еще выступает с угрозами. Значительную роль в данном «статус-кво» сыграли ВВС Израиля, которые современные эксперты уверенно выводят на 4 место в мире. Удивительно, но крошечное государство, все население которого уступает количеству жителей одного мегаполиса, ухитрилось опередить в развитии своей военной авиации таких грандов как Великобритания, Франция и Германия.

Первоначальный этап развития ВВС

На развитие вооруженных сил, включая военную авиацию, Израиль вынудила пойти память о катастрофе, постигшей евреев во время 1930-1940 годов. И едва он приобрел статус государства, как вся его политика стала ориентироваться на то, чтобы исключить повторение подобных событий. Всеми возможными способами страна добывала себе оружие, а ее военные учились им управлять. Военная авиация не стала исключением.
Первыми боевыми летательными аппаратами, поступившими на вооружение израильских ВВС, стали, как ни удивительно, чешские модификации немецких истребителей Bf-109, больше известных как «Мессершмитт». Данная модификация именовалась Avia S-199. Покупка уже готовой боевой техники стала основным средством ее поставок для авиационных частей на долгие годы вперед. Примером тому служит большое количество самолетов производства США и Франции, с которыми у Израиля сложились дружественные отношения в 1950-е годы. Они охотно поставляли свои устаревающие машины еврейскому покупателю.

Следующим шагом стал переход на реактивную технику, и здесь вновь помогла Франция. Она в 1960-х начала продавать Израилю свои истребители Mirage III. К моменту начала Шестидневной войны 1967 года в основе парка израильских ВВС оказались «Миражи». Эта техника, управляемая еврейскими летчиками, стала грозным оружием против коалиции пилотов арабских государств. Однако дальнейшему сотрудничеству с Францией помешала политика. Париж по результатам Шестидневной войны наложил запрет на продажу вооружений Израилю.
На помощь еврейскому государству пришли США, начавшие поставлять в сюда собственные истребители-бомбардировщики F-4 Phantom II фирмы McDonnell Douglas. Это была добротная, однако дорогая машина, а стране нужен был легкий самолет, умеренный по цене и простой в управлении. На выручку пришли израильские спецслужбы, сумевшие незаметно завладеть в полном объеме чертежами и технической документацией истребителя Mirage III. Данные документы позволили израильтянам наладить у себя производство в стране своего многоцелевого истребителя IAI Kfir.
Пару ему составил IAI Nesher, сделанный на базе выкраденных у фирмы Dassault чертежей самолета Mirage 5. Чтобы не зависеть от иностранных поставщиков, на самолеты устанавливались собственная авионика и разработанное в Израиле вооружение. В дальнейшем израильские боевые самолеты довольно успешно реализовывались на международном рынке вооружений. Их приобретали правительства некоторых латиноамериканских стран.
Получив достаточный опыт в копировании самолетов чужой разработки, израильтяне решили «с чистого листа» создать собственный аппарат. Проект под обозначением IAI Lavi взял старт в 1980-м. Получившаяся машина должна была составить конкуренцию выпускавшемуся в США истребителю легкого класса F-16. Однако, несмотря на удачные показатели построенных прототипов, которых было изготовлено 5 единиц, в 1987 проект Lavi был свернут. В дальнейшем документация на эту машину была продана Китаю, который начал производить ее под наименованием Chengdu J-10.

Современное состояние и возможности ВВС Израиля

Обновление парка машин израильских ВВС с 1980-х годов полностью легло на плечи США, которые начали поставлять еврейскому государству уже хорошо показавшие себя истребители F-16 и F-15. Однако опыт разработки собственной машины не прошел для страны бесследно. Все американские самолеты комплектуются израильской авионикой и рассчитываются на использование местных средств поражения и радиоэлектронной борьбы. И это крайне важно, ведь американские машины рассчитывались для борьбы с совершенно другим противником. В последнее время на вооружение ВВС Израиля начали поступать американские многоцелевые истребители пятого поколения F-35I Adir. Они так же, как и предыдущие самолеты, имеют израильскую специфику.

К 2018 ВВС Израиля стали представлять собой серьезную силу. Они обладают только машинами класса «истребитель» и «истребитель-бомбардировщик» в количестве 347 единиц. В основном это самолеты типа F-16 и F-15 различных модификаций. Для их базирования страна располагает сетью из 57 аэродромов, абсолютное большинство из которых имеют бетонное покрытие ВПП. Кроме того, 2 аэродрома обладают взлетно-посадочными полосами длиной свыше 3 тыс. метров. Это означает, что на них могут садиться и взлетать самолеты любых существующих ныне типов.

Не менее внушительно выглядит и численность личного состава ВВС, составляя примерно 34000 человек плюс еще около 55000 резервистов. Весь личный состав имеет прекрасную подготовку, что неудивительно. Летчики не только активно тренируется, но и находится в полной готовности. Контингент регулярно привлекается к проведению боевых вылетов, во время которых используются новейшие высокоточные средства поражения. Все это позволяет экспертам уверенно ставить ВВС Израиля на 4 строчку в мировом рейтинге. Конкуренцию им могут составить лишь мировые гиганты: США, Россия и КНР.
Важной особенностью практики израильских ВВС является то, что они работают на подавление потенциальных угроз. Как правило, им для этого приходится действовать над территориями других государств. Практически все подобные операции считаются успешными, а потери за все время составили одну машину, сбитую в 2018 году над Сирией. Успеху подобных воздушных операций способствует отличная работа штаба, разрабатывающего их, а также прекрасная выучка летного состава, точно исполняющего предписания.
Так успешно завершился налет 8 самолетов F-16 на строящийся Ираком ядерный реактор Osirak. Чтобы незаметно проникнуть в эту страну, пилотам израильских ВВС пришлось на минимальных высотах пролететь через территории Иордании, Саудовской Аравии. В 2007 году сходную операцию под названием Orchard израильские военные летчики провели против сирийских ядерных объектов. Правда, принадлежность уничтоженного объекта к ядерным сирийская сторона до сих пор оспаривает, однако и она признала успешность налета.
Аналогично можно оценить и воздушные удары, наносимые израильскими ВВС по проиранским формированиям, а также иранским военным объектам, находящимся в Сирии, после того как там разгорелась гражданская война. В абсолютном большинстве случаев выпущенные с самолетов высокоточные управляемые ракеты достигли своих целей. Сейчас подобные акции стало производить сложнее, так как на вооружение сирийских сил ПВО стали поступать современные ЗРПК российского производства. Однако даже в таких условиях израильские летчики находят возможности для ликвидации угроз.

Важным дополнением летного парка машин стало появление в Израиле американского многофункционального истребителя новейшей разработки F-35. Планируется, что к 2024 количество этих машин достигнет 50 единиц. Они будут сведены в 2 полновесные эскадрильи. Далее в планах – закупка в США еще 25 подобных экземпляров. Интересно, что часть комплектующих изделий для данных самолетов изготавливается в самом Израиле. Это, в частности, крылья, топливные баки, шлемы для пилотов. Особенностью поставляемых в страну истребителей 5 поколения является их приспособление к местным условиям. Они получают к своему названию букву «I», что означает, что на них стоит БРЭО израильского производства, средства РЭБ, и они могут работать с собственными средствами поражения.
Очень перспективным вариантом для Израиля считается приобретение модели истребителя F-35B, имеющего возможность работы с ограниченных площадок. Сейчас же самолеты F-35I Adir работают больше как малозаметные разведчики. Поднимаясь в небо, они собирают громадное количество сведений, касающихся, как возможностей сирийской системы ПВО, так и действий тактической авиации РФ, работающей в небе этого государства. В дальнейшем F-35 различных модификаций должны будут вытеснить надежные, но устаревающие F-15 и F-16. Впрочем, это уже будет следующая страница истории ВВС Израиля.

Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Авиация Израиля находится на высоком уровне развития и считается одной из наиболее продвинутых во всем мире. ЦАХАЛ (армия обороны Израиля) создала собственный гарнизон, состоящий из различных самолетов, сразу после провозглашения декларации о независимости в 1948 году. Вооруженные силы страны подразделяются на транспортные войска, пехоту, разведку и авиацию.

История израильской авиации

Опознавательный знак ВВС Израиля

В мае 1948 года, когда была провозглашена независимость государства Израиль, его территории подверглись неоднократным бомбардировкам со стороны египетских вооруженных сил. Для отпора агрессору было собрано 3 десятка легких самолетов, которые использовались для разведывательных целей, а также для поставки провианта и оружия в изолированные районы.

Израильская авиация отмечала серьезные успехи в период вооруженного конфликта с Сирией в 1967 году. Тогда еврейским летчикам удалось сбить 6 летательных аппаратов противника. В июне этого же года израильские самолеты атаковали ряд египетских военных аэродромов, в результате чего отрезали поддержку пехотным войскам. На следующий день вооруженного конфликта потери авиации со стороны Египта составляли более 300 самолетов.

Источники указывают различные данные, касающиеся вопроса о том, сколько у Израиля было на вооружении летательных аппаратов во время Октябрьской войны 1973 года. ВВС Израиля располагали пятью сотнями самолетов, из которых было 160 бомбардировщиков SkyHawk и 100 Fantom. Сегодня авиация страны находится в состоянии перманентного развития, и по оценкам финансовых аналитиков занимает четвертое место в мире по динамике роста экономических показателей.

Структура авиации Израиля

Флаг ВВС Израиля

Численность сил ВВС Израиля — более 33 тысяч человек, количество резервистов — 56 тысяч. Главнокомандующий военно-воздушных сил — алуф (генерал-майор). В его подчинении находится 6 авиагрупп (управлений), непосредственными руководителями которых являются бригадные генералы (офицеры). Каждое управление состоит из департаментов, подразделяющихся на секции. Управленческая структура военной авиации Израиля выглядит примерно следующим образом:

  1. Управление разведки. Отвечает за сбор разведданных, подчиняется Генеральному штабу армии.
  2. Секция управления воздушными операциями координирует инструктаж, проводит учения и решает вопросы, связанные с практическим применением сил авиации.
  3. Отдел технического и материального обеспечения принимает решения о внедрении новейших технологий и занимается вопросами логистики.

Вертолетный флот заведует летательными транспортными средствами, состоит из двух ударных полков, в каждом из которых по 20 летательных аппаратов.

Самолеты авиации Израиля

Первыми самолетами Израиля были чехословацкие «Мессершмидты», защищавшие рубежи страны от вторжения египетских войск. Позднее на вооружении появились бомбардировщики B-17, подаренные американским предпринимателем Элем Швиммером. Их использовали для ответной атаки египтянам после удара по Иерусалиму летом 1948 года.

B-17G из 69-ой эскадрильи составляли главную ударную силу ВВС Израиля

Беспилотники

Беспилотники Израиля представлены четырьмя моделями, наиболее продвинутой из которых считается Elbit Hermes 450, оснащенный лазерными, инфракрасными и электрооптическими датчиками. Самолет передвигается с низким уровнем шума благодаря использованию роторно-поршневых двигателей со скоростью до 177 км/час. Hermes предназначен для разведки, патрулирования воздушного пространства и наружного наблюдения.

Elbit Hermes 450

В гарнизоне израильских БПЛА представлен также SpyLite, разработанный для следующих задач: корректировка огневой поддержки, разведка и сбор данных. Для запуска беспилотников используется специальная катапульта.

BlueBird Spylite

БПЛА Израиля «Махац» (IAI Heron) считается самым востребованным беспилотником. Модель оснащена цифровой системой управления, которая позволяет осуществлять двухстороннюю передачу. IAI Elitan создан на базе Heron, однако обладает большими габаритами и экипирован системой турбовинтовых двигателей.

IAI Heron

Истребители

F15 Eagle

Израиль оснащает свои ВВС исключительно истребителями американского производства. Всепогодный «Макдонелл-Дуглас» был разработан конструкторами из NASA и ВВС США во время вьетнамской войны. F-15 применялся в условиях реального боя при нападении на позиции ливанских боевиков. Самолеты показали себя наилучшим образом в сражениях против сирийских штурмовиков МиГ-23 БН и истребителей МиГ-23 МФ и МС.

F-35 Lockheed Martin Lightning

Израильский истребитель F-35 Lockheed Martin Lightning — малозаметный многофункциональный бомбардировщик, относящийся к пятому поколению. При разработке данного самолета были учтены опыт и технические секреты советского конструкторского бюро имени Яковлева, использующиеся в процессе создания ЯК-141. В серийное производство F-35 был запущен в 2011 году. Израильские инженеры на текущий момент заняты разработкой модернизированной версии истребителя, который получил название F-35I.

Учебные

Skyhawk A4 Douglas — облегченный штурмовик, сконструированный в США в середине двадцатого столетия. Применялся в ряде военных конфликтов между Израилем и Палестиной, а также во время войны Америки и Вьетнама. В случае, если откажет гидравлическая система самолета, он сумеет совершить аварийное приземление при помощи двух подвесных топливных баков.

Skyhawk A4 Douglas

«Скайхок» был задействован в качестве штурмовика-агрессора, позднее получившего нарицательное имя «Top Gun», и ставшего популярным благодаря серии компьютерных игр. Самолеты Skyhawk находятся на вооружении военных сил Израиля с 1967 года.

Прочие самолеты

Самолетом общего назначения, состоящим на вооружении у ВВС Израиля, является Beechcraft Bonanza. Бюджетный летательный аппарат вмещает 5 пассажиров и пилота, и способен передвигаться со скоростью до 356 км/час на высоте более 2,5 км. Судно отличается хорошей маневренностью и не требует продолжительной взлетной полосы для разгона. Beechcraft Bonanza работает на усовершенствованном поршневом двигателе и может преодолеть более 1780 км от одной заправки.

Beechcraft Bonanza

Среди боевых самолетов, поступление которых ожидается в ближайшем будущем израильскими ВВС, стоит выделить F-35 Lockheed Martin Lightning 2. Улучшенная модель легендарного истребителя-бомбардировщика способна осуществлять вертикальную посадку и стоит более 160 миллионов долларов США. Разработка бесфорсажного сверхзвукового самолета обошлась в 400 миллиардов. F-35 оснащаются многофункциональными РЛС, действующими как по наземным, так и по воздушным целям.

F-35 Lockheed Martin Lightning 2

Командующие ВВС Израиля

Командующие ВВС Израиля в разные годы

На текущий момент главнокомандующим ВВС Израиля является Амикам Норкин, награжденный почетным званием генерал-майора. С отличием окончил Национальный военный колледж и получил диплом главного университета Хайфы. Магистр социологии, автор ряда диссертаций и научных работ, посвященных теме модернизации военной авиации, армии и вооружения страны.

Главнокомандующий ВВС Израиля Амикам Норкин

Пункты базирования

ВВС страны располагают шестью десятками аэродромов, большинство из которых оснащено специальным покрытием. Среди основных пунктов базирования авиации: «Неватим», «Пальмахим», «Бейт Захария» и «Рамон». В Азербайджане военно-воздушные силы Израиля планируют открыть заводы, где будет запущено совместное производство пассажирского, коммерческого и военного авиатранспорта.

ВВС Израиля. Возможности на уровне сверхдержав

В последние годы эксперты традиционно ставят ВВС Израиля на очень высокие места в рейтингах сильнейших военно-воздушных сил мира.

Этому способствует ряд критериев, среди которых есть как богатый исторический опыт проведения успешных воздушных операций, так и очень хорошо подготовленный контингент летчиков, которые не просто тренируются, но и регулярно привлекаются к боевым вылетам с использованием современных высокоточных средств поражения.

Немаловажное значение имеет и авиационный парк израильских ВВС, как в количественном, так и в качественном отношении. На вооружении страны уже находятся многоцелевые истребители пятого поколения F-35I Adir.

Большое влияние на ВВС Израиля, как и на все вооруженные силы страны, оказали события Второй мировой войны.

Память о катастрофе, с которой столкнулся еврейский народ, составляет сегодня основу фундамента, формирующего вооруженные силы этого ближневосточного государства.

Вся современная политика Израиля направлена на то, чтобы никогда больше не допустить повторения той катастрофы, которая произошла в середине XX века. Вооруженным силам и подготовке резервистов уделяется повышенное внимание.

Сильная и подготовленная армия – это залог существования Израиля. Особенно с учетом того, что еврейское государство находится в кольце враждебных ему арабских стран.
С самого начала своего существования ВВС Израиля строились на использовании техники иностранного производства.

Первыми истребителями, на которых совершали полеты израильские летчики во второй половине 1940-х годов, были Мессершмитты-109, полученные из Чехословакии.

Послевоенная чешская модификация этого знаменитого германского истребителя носила обозначение Avia S-199. В дальнейшем ВВС Израиля формировались по тому же принципу. Уже в 50-е годы XX века Израиль установил и наладил достаточно теплые отношения с Францией и США, получив доступ к их боевой технике.

Израильский истребитель Avia S-199

Долгое время основу парка израильских ВВС составляли французские истребители Mirage III различных модификаций.

Израиль начал получать эти боевые самолеты в 1962 году. Именно «Миражи» составляли основу парка израильских военно-воздушных сил во время Шестидневной войны 1967 года.

В воздушных боях израильские ВВС показали себя грозной силой, проведя успешную кампанию и участвуя в боях против египетских, сирийских, иракских, ливийских и иорданских летчиков.

Правда, в том же 1967 году Франция наложила эмбарго на поставки вооружения в Израиль, осудив агрессию в отношении соседних арабских государств.
Столкнувшись с новыми для себя обстоятельствами, Израиль обратился к новым партнерам, в первую очередь США. Уже в 1969 году ВВС Израиля начали получать американские истребители McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Одновременно с этим израильские спецслужбы провели успешную операцию, в результате которой смогли завладеть полным набором технической документации и чертежей французского истребителя Mirage III.

На основе полученной документации в Израиле был создан собственный многоцелевой истребитель, получивший обозначение IAI Kfir («Львенок»).
Созданный на основе французского истребителя Dassault Mirage III самолет получил авионику израильского производства и версию выпускающегося в Израиле американского двигателя General Electric J79.

Вторым удачным заимствованием стал самолет IAI Nesher («Гриф») производства той же компании Israel Aircraft Industries. Этот многоцелевой истребитель-бомбардировщик был спроектирован на базе украденных чертежей Dassault Mirage 5.

Удивительно и то, что израильские варианты французских боевых самолетов пользовались успехом на международном рынке, они поставлялись в ряд латиноамериканских стран.

Dassault Mirage III ВВС Израиля

Следующим логичным шагом со стороны Израиля была попытка создания собственного боевого самолета практически с нуля.

Работы над собственным многоцелевым истребителем легкого класса, который должен был занять ту же нишу, что и F-16, стартовали в Израиле в 1980 году.

Проект получил обозначение IAI Lavi («Львенок»). Одновременно с этим уже в середине 1970-х годов Израиль стал получать из США новейшие на тот момент времени тяжелые всепогодные истребители четвертого поколения McDonnell Douglas F-15 Eagle.
Работы по созданию нового легкого истребителя в дополнение к американскому F-15 потребовали от израильского государства огромных временных и денежных затрат и в конечном итоге закончились тем, что в 1987 году программа по созданию истребителя Lavi была окончательно свернута, всего было построено 5 прототипов, последний полет они совершили в 1990 году.

Предпочтение было отдано приобретению в США уже готовых истребителей F-16.

При попытка создания собственного боевого самолета не была бесцельной тратой времени и денег. Израильская авиационная промышленность получила дополнительный бесценный опыт.

Хотя Израиль не производит собственных самолетов, сегодня он добился существенных успехов в создании современной авионики, средств поражения воздушного базирования, средств РЭБ и других компонентов, которые активно устанавливает на приобретаемую в США технику.

При этом даже из своего проекта IAI Lavi израильтяне смогли извлечь максимум выгоды, продав его техническую документацию Китаю.

Полученная от Израиля документация использовалась в КНР для разработки собственного многоцелевого истребителя четвертого поколения Chengdu J-10.
Сегодня основа израильских ВВС и главная их боевая сила – это самолеты американского производства, в том числе последние модели многоцелевых истребителей пятого поколения

Численность личного состава израильских ВВС оценивается примерно в 34 тысячи человек, численность подготовленных резервистов – 55 тысяч человек.

В распоряжении ВВС этой ближневосточной страны имеется порядка 57 аэродромов, из которых 54 обладают ВПП с бетонным покрытием и всего три грунтовых.

В распоряжении военных имеется как минимум два аэродрома с взлетно-посадочными полосами длиной более трех тысяч метров, что позволяет принимать военные самолеты всех существующих типов.

Израильский истребитель IAI Lavi

По данным сборника The Military Balance 2018, который ежегодно составляется специалистами Международного института стратегических исследований, на вооружении ВВС Израиля находится 347 боевых самолетов, все они представлены моделями американского производства.

Основу авиапарка истребительной авиации составляют модели F-15 и F-16.

В составе ВВС Израиля числится 58 истребителей: 16 F-15A Eagle, 6 F-15B Eagle, 17 F-15С Eagle, 19 F-15D Eagle

264 истребителя-бомбардировщика: 25 F-15I Ra’am, 78 F-16C Fighting Falcon, 49 F-16D Fighting Falcon, 98 F-16I Sufa, 14 F-35I Adir.

Учитывая боевые возможности и состав ВВС Израиля, их справедливо часто ставят на четвертое место в мире после ВВС США, России и Китая. При этом в ближневосточном регионе у них просто нет конкурентов.
Важной особенностью израильских ВВС является наличие в их составе серийных многоцелевых истребителей пятого поколения.

ЦАХАЛ стал первой иностранной армией в мире, которая получила новейший американский истребитель F-35.

По итогам 2018 года Израилю было передано уже 14 самолетов данного типа.

Ожидается, что к 2024 году в стране будет сформировано две полноценных эскадрильи по 25 самолетов в каждой. В перспективе их количество может быть увеличено до 75 машин, при таком развитии событий обратные закупки американской авиастроительной корпорации Lockheed Martin в Израиле составят 4 миллиарда долларов.

В Израиле размещаются заказы на производство крыльев, топливных баков и шлемов пилотов.

Израиль проявляет интерес и к модели F-35B с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Такие самолеты интересны израильским военным, так как позволяют действовать даже в тех случаях, если аэродромы попадут под ракетно-бомбовые удары со стороны ВВС Ирана или ракетные обстрелы со стороны движения «Хезболла».
Особенностью самолетов является их адаптация для Израиля.

Боевые машины, имеющие в своем названии букву «I», отличаются установленным на борту радиоэлектронным оборудованием, в том числе средствами радиоэлектронной борьбы израильского производства,

Помимо израильского БРЭО самолеты получают возможность использовать всю линейку собственных средств поражения: управляемые ракеты и корректируемые авиабомбы.

Это же справедливо и для наиболее совершенного израильского боевого самолета F-35I Adir («Могучий»), который представляет собой модификацию американского F-35 Lightning II с установленной израильской электроникой: системы РЭБ, БРЭО, всевозможные датчики, ракеты и бомбы – все это производится непосредственно в Израиле.

Истребитель-бомбардировщик F-16 израильских ВВС

Наличие в составе ВВС истребителей пятого поколения существенно расширяет их боевые возможности.

По данным китайских источников, малозаметные многоцелевые истребители американского производства позволили израильским и американским военным собрать огромный объем информации о возможностях системы ПВО Сирии и стоящих на ее вооружении комплексов, а также о действиях российской тактической авиации, которая применяла в Сирии в боевых условиях свои новинки – истребители-бомбардировщики Су-34 и истребители Су-35С.

Как говорят офицеры Центрального командования ВС США, израильский истребитель F-35I Adir – это «пылесос для сбора информации разведывательного характера».
Важной особенностью ВВС Израиля является также то, что они привыкли и умеют действовать в воздушном пространстве соседних государств, осуществлять и проводить масштабные воздушные операции, в том числе в условиях противодействия со стороны систем ПВО противника.

При этом такой опыт является успешным. В 1981 году налет восьмерки израильских истребителей-бомбардировщиков F-16 поставил крест на иракской ядерной программе, в ходе авиационного удара был уничтожен реактор Osirak.

Взлетевшие с авиабазы в пустыне Негев израильские боевые самолеты долетели до своей цели, воспользовавшись воздушным пространством Иордании и Саудовской Аравии.

Полет преимущественно проходил на малых высотах для снижения вероятности обнаружения средствами РЛС.

В 2007 году израильские ВВС провели операцию аналогичного назначения против ядерных объектов Сирии, операция под названием Orchard «Фруктовый сад» завершилась успешно и без потерь для израильской стороны, правда, споры об уничтоженном тогда сирийском объекте и его назначении идут до сих пор.
Успешными можно назвать и авиационные удары по объектам на территории Сирии, которые израильские ВВС достаточно регулярно проводили в последние годы.

По заверениям официального Тель-Авива, данные удары в первую очередь направлены против проиранских вооруженных формирований и иранских военных объектов на территории Сирии.

Последние крупные авиационные удары по территории Сирии были произведены 21 января 2019 года. В ходе всех этих налетов израильские ВВС потеряли единственный истребитель F-16, который был сбит в феврале 2018 года.

Все это говорит как о высокой выучке и тактической подготовке израильских летчиков, так и о высоком уровне планирования воздушных операций и их проведении с использованием современных средств радиоэлектронной борьбы, которые оказываются эффективны против средств ПВО Сирии, представленных в основном комплексами советского производства, за исключением ЗРПК «Панцирь-С1», которые, однако, уже становились жертвами израильских атак.

Многоцелевые истребители F-35I Adir израильских ВВС

Специалисты отмечают, что секрет успешного применения израильских ВВС против сирийской системы ПВО, пусть и оснащенной в основном устаревшими комплексами еще советского производства, но при этом достаточно многочисленной, заключается в использовании современных средств радиоэлектронной войны.

В налетах ВВС Израиля задействует не только ударные силы, но и самолеты радиоэлектронной борьбы и разведки RC-12D, а также дальнего радиолокационного дозора (ДРД) на базе пассажирских Gulfstream G500/G550.

При этом и сами ударные самолеты F-16I оснащаются контейнерными системами РЭБ израильского производства.

Как отмечают специалисты, самолеты РЭБ и ДРД, поднимаемые в воздух еще до начала авиационного удара, осуществляют перехват радиообмена между сирийскими подразделениями ПВО и производят постановку адресных помех в отношении обнаруженных РЛС и комплексов, затрудняя их работу.

masterok

Система ПРО «Железный Купол» состоит из радиолокационной станции (РЛС), центра управления и пусковых установок с ракетами-перехватчиками.

В систему входят три пусковые установки ракет «Тамир» (по 20 ракет в каждой). Ракета-перехватчик имеет длину 3 метра и массу 90 кг, ее диаметр — 160 мм, а скорость — около 300 метров в секунду (это в несколько раз выше скорости цели). Информация о боевой части ракеты является секретной.

Многоцелевые радиолокационные станции для системы «Железный Купол» — EL/M-2084 —производятся компанией Elta Systems (Израиль). РЛС раннего предупреждения идентифицирует цель и определяет траекторию ее движения. Если расчетная траектория цели указывает на то, что ракета упадет в безлюдном районе, команда на перехват не отдается. Это позволяет снизить затраты на функционирование системы.

Такая экономия если не оправдана, то по крайней мере понятна — перехват одной цели «Железным Куполом» может обходиться в 30-50 тысяч $ (и это в случае серийного производства противоракет большими партиями). Для сравнения, стоимость ракеты «Град» — около одной тысячи $, а самодельного «Кассама» — от 200 $ (именно эти ракеты чаще всего применяются боевиками исламистских организаций Сектора Газы для обстрела территорий Израиля).

Ракета должна поразить цель в наивысшей точке ее траектории (чтобы уменьшить вероятный ущерб в случае, если атакованная ракета имеет химическую или биологическую боеголовку). С момента обнаружения цели до пуска ракеты-перехватчика проходит менее одной секунды. Эффективность «Железного Купола» составляет не менее 75 %.

Запуск ракеты «Хасан» с территории Сектора Газа
История новой системы защиты от ракет малой дальности началась в 2007 году, когда израильское министерство обороны минобороны подвело итоги конкурса на создание системы ПРО. Вариант компании «Рафаэль» был выбран из 15 других, заявленных в конкурсе. В декабре того же года государство подписало с «Рафаэлем» контракт на доработку и последующее производство «Железного Купола». Сумма сделки составила 815 миллионов шекелей (то есть примерно 230 млн. $).
Эту противоракетную систему полностью разработали израильские инженеры, а финансирование взяли на себя США, которые выделили около 205 миллионов долларов, и теперь размышляют над дальнейшим финансированием разработки израильской системы ПРО.
Летом 2010 года состоялись финальные испытания системы. За испытаниями, кроме сотрудников Rafael Advanced Defense Systems, наблюдали руководство военно-воздушных сил Израиля и представители государственного управления по развитию оружия и технологий. На испытаниях «Купол» не пропустил ни одной цели, поразив ракеты «Град», «Катюша» и «Кассам».

В марте 2011 года был поставлен на боевое дежурство первый комплекс «кипат барзель», под городом Беэр-Шева. В апреле и сентябре того же года введены в эксплуатацию еще два комплекса — под Ашкелоном и Ашдодом соответственно.

Система ПРО Железный купол использует два радара для быстрого расчета траектории перехватываемых ракет и не предпринимает никаких действий, если расчетная траектория ракеты показывает, что она направляется в безлюдную местность. Но если же компьютеры предсказывают, что местом падения ракеты будет населенный пункт, то управляемая ракета-перехватчик стоимостью в $40 000 срабатывает для перехвата атакующей ракеты. Это делает систему рентабельной. Это потому, что Хезболла выпустила около 4000 ракет в 2006 году, а палестинские террористы в секторе Газа выпустили более шести тысяч ракет Кассам местного производства за последние восемь лет, и израильтяне знают, куда каждая из них попала. Более 90 процентов этих ракет попали в безлюдные районы и лишь некоторые из тех, что попали в населенные пункты, привели к жертвам. Тем не менее, тысяча ракет-перехватчиков будет стоить $40 миллионов. Но это позволит спасти большое количество военной техники и избежать множества убитых и раненых среди военнослужащих. Израиль уже развернул РЛС, дающую предупреждающую о ракетной угрозе. Железный купол задействует эту систему в дополнение к другим, более специализированным радарам на юге Израиля.

В планы минобороны Израиля входит разворачивание 20 батарей «Железного Купола» на территории страны (1200 ракет-перехватчиков). Общая стоимость комплексов (производство и развертывание) составит около 1 млрд. шекелей (примерно 284 млн. $). Предполагается, что основную часть требуемой суммы предоставит США. К настоящему времени Израиль заказал 7 таких комплексов.

В настоящее время при участии Соединенных Штатов Израиль строит четырехуровневую противоракетную оборону: защита от ракет большой дальности, находящихся за пределами атмосферы (система «Стрела-3»), защита от ракет большой дальности, вошедших в атмосферу (система «Стрела-2»), защита от снарядов дальнобойной артиллерии и ракет средней дальности («Праща Давида», или «Волшебная Палочка» — находится в стадии разработки) и защита от ракет малой дальности (система «Железный Купол»).

Все четыре уровня ПРО, как предполагается, будут объединены общей сетью радаров, связанной со спутниками Израиля и США.
ХАМАС вооружился иранскими и китайскими ракетами заводского производства БМ-21 и БМ-12. Израиль полагает, что в настоящее время ХАМАС в секторе Газа располагает ракетами БМ-21 заводского производства, каждая из которых имеет радиус действия в 20-40 километров. ХАМАС также располагает ракетами российской разработки B-12, обладающими несколько меньшей дальностью стрельбы (шесть километров). Их не переправляют контрабандным путем в больших количествах, поскольку Кассам II местного производства имеет примерно такую же дальность стрельбы. Тем не менее, B-12 является более надежной (более предсказуемая траектория и предохранитель, так что она, скорее всего, приземлится там, куда была направлена и взорвется).
Ракета B-12 калибра 107-мм весит 19 кг, длина составляет 84 см и она пользуется большой популярностью среди террористов. Эта ракета имеет дальность стрельбы около шести километров и 1.35 кг взрывчатого вещества в боевой части. Обычно запускается из пусковой установки залпом из десятков ракет. Когда же используется по одной, то она является тем точнее, чем ближе она запускается от цели. Эта 107-мм конструкция была скопирована многими странами и пользуется большой популярностью среди партизан и террористов благодаря ее небольшому размеру и портативности. Существует также китайская версия ракеты БМ-12, обладающая меньшей боевой частью и большим ракетным двигателем. Эта версия имеет радиус действия около 12-и километров.
Ракета БМ-21 калибра 122-мм весит 68.2 кг и составляет 2.9 м в длину. Она имеат 20.5 килограммовую боеголовку, но не намного лучшую точность, чем 107-мм модель. Однако эти большие ракеты имеют максимальную дальность в 20 км. Опять же, так как эти ракеты неуправляемы, то они эффективны только тогда, когда запускаются залпами или по большим целям (например, по городам, крупным военным базам и промышленным комплексам). Существуют египетские и китайские модели, имеющие меньшие боеголовки и большие ракетные двигатели, что позволяет им достигать около 40 километров. В этом году Железный купол перехватил восемь этих больших ракет, направленных на Ашкелон и Ашдод. Затем батарея Железный купол была перемещена в другие города, где израильские ВВС планируют в конце концов установить батареи системы ПРО Железный купол.

Ракетные обстрелы из сектора Газа были удивительно неэффективными, убив за восемь лет только 40 человек (половина ракетами, остальные из минометов). ХАМАС был вынужден выпустить около 270 ракет и минометных снарядов на каждого убитого израильского солдата или мирного жителя. Израильские контрудары привели к смерти или ранениям одного палестинца за каждые три выпущенные палестинские ракеты и минометный снаряд. Один израильтянин был убит или ранен на каждые 40 выпущенных ракет и минометных снарядов. Израильский огонь был гораздо более точным, так, большинство пострадавших палестинцев были участниками террористической деятельности либо лицами, участвующими в создании или обстреле Израиля ракетами и минометными снарядами. ХАМАС пытался максимизировать количество жертв среди гражданского населения, храня ракеты в жилых районах, а также производя их запуск с этих же районов. Хотя ХАМАС и верит в концепцию «невольных мучеников», принося в жертву гражданское население, даже если сами жертвы на это не были готовы, многие из выбранных кандидатов не хотят умирать. Таким образом, гражданское население старается держаться подальше от районов, откуда запускают ракеты и пытаются скрыть тот факт, что ракеты скрыты под их домами.
Между тем, на севере Ливана, Хезболла обладает запасами из более чем 40000 ракет заводского производства, в основном БМ-21, доставленными из Ирана через Сирию. Это в три раза больше количества ракет, которыми они располагали летом 2006-го года, когда по северной части Израиля было выпущено более 4000 ракет, приведших к гибели около пятидесяти человек, большинство из которых составляли мирные жители. Более тысячи ливанцев погибло от израильских контратак. Хезболла и ХАМАС планируют в конце концов осуществить совместный ракетный удар по Израилю. Израильтяне же планируют более эффективные контрмеры, которые они не обсуждают открыто.
С 2011 года военные Армии обороны Израиля приняли на вооружение систему ПРО «Железный купол». За последние месяцы с ее помощью удалось обезвредить 90% ракет, которые были выпущены из сектора Газа по населенной территории Еврейского государства.
«Железный купол» считается экономически эффективным решением для противодействия ракетам короткого радиуса действия — до 70-ти километров. Однако, один из его создателей, пожелавший не разглашать свое имя, утверждает, что система не может полностью обеспечить безопасность Израиля.
«Я считаю, что «Железный купол» это не та система, с которой можно говорить: «Давайте еще ракет, мы справимся». Нет, «Железный купол» должен давать лидерам страны время. Система может перехватить первый ракетный залп в первые дни или недели ведения огня, но это лишь может дать нам время для того, чтобы спланировать ход ответных действий по политическим или военным соображениям», — говорит израильский инженер.
На исходе субботы ВВС ЦАХАЛа получат новую, пятую по счету систему противоракетной обороны «Железный купол»: в связи с началом военной операции Облачный столп военные решили досрочно забрать ее с испытательного полигона, сообщает Ynet со ссылкой на официальное сообщение министерства обороны.
Установка уже прошла первые испытания и показала «внушительные результаты», передают военные. Ее планировалось передать армии в начале 2013 года, но срок испытания пришлось сократить.
Речь идет о новой установке последнего поколения, доработанной с учетом опыта боевого применения предыдущих систем.
Министерство обороны подчеркивает, что с начала операции Облачный столп установки «Железного купола» сбили около 140 вражеских ракет. В четверг вечером над Беэр-Шевой были сбиты все пять ракет, залпом выпущенных по городу.
По данным ЦАХАЛа, с начала военной операции Облачный столп по Израилю выпущены более 500 ракет, лишь 26 из них разорвались в жилых кварталах. Военные подчеркивают, что по сравнению с временами операции «Литой Свинец» защита тыла резко улучшилась — благодаря установкам «Железный Купол».
Очень часто пытаются сравнивать эффективность «Железного Купола» с российской системой «ТОР», но это тема отдельного поста.