Самолеты вторая мировая

Авиация Италии во Второй мировой войне

Самолеты

Regia Aeronautica (Королевские ВВС) были сформированы 23 марта 1923 года, когда их выделили в отдельный род войск, наравне с сухопутными силами и военно-морским флотом. До этого события итальянская военная авиация была объединена в Корпус военной авиации (Corpo Aeronautica Millitare), существовавший с 7 января 1915 года. Выделению авиации в самостоятельный род войск в большой мере способствовала опубликованная в 1921 году теория генерала Джулио Дуэ (Douhet), который придавал военно-воздушным силам самостоятельную и ведущую роль в грядущей войне. Хотя взгляды Дуэ разделяли далеко не все члены итальянского генштаба (многие отдавали предпочтение не бомбардировочной, а штурмовой авиации; это течение особенно усилилось после смерти самого Дуэ), но в межвоенный период основное внимание уделялось именно бомбардировщикам, которые по численности значительно превосходили остальные типы военной авиации Италии. По этой же причине, истребительная авиация Италии имела явно выраженный оборонительный характер и не смогло сыграть заметной роли в кампаниях на европейском ТВД.

Основными истребителями Королевских ВВС в 30-х годах были самолеты типа FIAT CR.20 и CR.30, а начиная с 1935 года — FIAT CR.32. Это были самолеты с металлическим каркасом и матерчатой обшивкой, характеризовавшиеся большой маневренностью и большой скоростью пикирования. В 1933 года итальянские ВВС насчитывали 34 бомбардировочные эскадрильи, 37 истребительных эскадрилий и 37 эскадрилий разведывательных самолетов. Всего на первой линии Италия располагала более чем 1200 самолетами.

Структура Королевских ВВС во многом напоминала структуру люфтваффе, но штаты итальянских авиационных частей были меньше.

Наименьшей самостоятельной боевой единицей была эскадрилья, насчитывавшая 9 самолетов (позднее численность эскадрильи возросла до 12 самолетов), которая соответствовала эскадрилье люфтваффе (Staffel). Эскадрилья подразделялась на звенья. Обычно три истребительные эскадрильи составляли один дивизион (дивизион бомбардировщиков состоял только из двух эскадрилий), соответствовавший дивизиону люфтваффе (Gruppe). Два дивизиона составляли полк, в то время как немецкий полк истребителей (Jagdgeschwader) насчитывал три или даже четыре дивизиона. В Королевских ВВС существовали отдельные дивизионы, не входящие в состав полков, и полусамостоятельные дивизионы (Gruppo Semiautonomo), формально входившие в состав полков, но фактически подчинявшиеся непосредственно командованию дивизии. Каждая истребительная дивизия состояла из трех полков, кроме дивизий существовали авиационные бригады.

Территориально авиационные части входили в состав четырех Воздушных флотов. Три воздушных флота, базировавшихся в Милане, Риме и Палермо назывались Squadra Aerea, а четвертый, дислоцированный в Бари назывался Zona Territoriale. Численность итальянских воздушных флотов варьировалась в широких пределах. В люфтваффе также имелись воздушные флоты (Luftflotte), объединявшие по несколько полков.

При необходимости воздушный флот мог разделяться на несколько секторов (Settore). Каждый воздушный флот состоял из двух-трех дивизий или бригад, из которых одна была истребительная и две бомбардировочные.

За пределами Италии функционировали авиационные штабы на Сардинии, в Ливии, в Додеканесе (Эгейское море), а позднее и в Эфиопии.

В 30-х годах итальянские ВВС считались одними из самых сильных и многочисленных в мире.

Это мнение подтверждалось многочисленностью авиационных частей Королевских ВВС, хотя общее число самолетов ВВС Италии было не столь велико. Итальянские пилоты часто одерживали победы на международных соревнованиях, что также добавляло авторитета итальянской авиации. В действительности же, итальянские военно-воздушные силы были намного слабее, чем казались постороннему взгляду. Как показала практика, итальянские ВВС часто не могли справиться и с более слабым противником. Когда в 1933 году генерал Итало Бальбо (Balbo) уходил в отставку с поста министра авиации, то он передавая дела Муссолини, сообщил, что ВВС Италии насчитывают 3125 боевых самолетов. Однако выяснилось, что из этого числа в боеспособном состоянии находятся только 911 самолетов.

Столь печальное положение показало, что Regia Aeronautica не способна выполнить задачи, которые ставили перед ней итальянские фашисты. А фашисты мечтали о воссоздании Римской Империи в ее максимальных границах, или по крайней мере хотели занять доминирующее положение на Средиземноморье. После того, как Муссолини пришел к власти, одной из важнейших задач стало создание мощных и боеспособных вооруженных сил. В действительности Италия стала первой европейской державой, начавшей широкомасштабную гонку вооружений. В этой гонке не была забыта и авиация. Серийный выпуск самолетов, начиная с 1923 года, непрерывно увеличивался. Если в 1923 году было выпущено 120 самолетов (в том числе 10 истребителей), то в 1925 году выпуск увеличился до 140 (80) самолетов, в 1927 году возрос до 200 (90) самолетов и составил в 1928 году 270 (100) самолетов. В первой половине 30-х годов темпы выпуска несколько сократились, но начиная с 1935 года снова начали расти. В 1935 году было построено 450 (140) военных самолетов, в 1936 году — 780 (170), в 1937 году — 920 (220), в 1938 году — 840 (320), а в 1939 году 1030(220).

Первая настоящая проверка на боеспособность Regia Aeronautica состоялась в небе Испании, где 18 июля 1936 года началась гражданская война. Начало войне положил мятеж большей части испанской армии против левого правительства, возглавляемого Народным фронтом. Обе стороны вскоре обратились за помощью к другим государствам. Фактически гражданская война переросла в международный конфликт, с обеих сторон в ней участвовали тысячи иностранцев. Правительственная сторона, которую также называли республиканцами, ориентировалась прежде всего на Советский Союз. В интернациональных бригадах сражались представители левых и красных партий всех оттенков. Мятежников, выступавших под националистическими лозунгами, возглавлял генерал Франциско Франко Баамонде (Franco Bahamonde). Франкисты обратились за помощью к Германии и Италии. Фашистские режимы с готовностью предоставили Франко материально-техническую помощь и отправили в Испанию добровольческие корпуса.

Если Германия посылала в Испанию прежде всего технику, военных инструкторов и лишь небольшой контингент добровольческих войск, то Италия, кроме техники, направила в Испанию большое количество солдат регулярной армии. В Испанию итальянские солдаты начали прибывать в декабре 1936 года, а к концу 1937 года в рядах франкистов сражалось около 50 тысяч итальянцев. Возглавлял итальянский корпус в Испании генерал Марио Роатти (Roatty).

Итальянские части составляли добровольческий корпус (Corpo Truppe Volontaire — CTV). В состав CTV к началу 1937 года входили 4 итальянские дивизии и 2 испано-итальянские смешанные бригады. Одна из итальянских дивизий — «Littorio» — состояла исключительно из офицеров и солдат регулярной армии Италии и была целиком моторизована. Остальные дивизии — «Dio lo Vuole» («божья воля»), «Fiemme Nere» («черный огонь») и «Penne Nere» («черные перья») — были моторизованы только частично и укомплектовывались не только солдатами регулярной армии, но и добровольцами. Корпус имел в своем составе группу особых вооружений (танки, бронемашины и противотанковые пушки), 10 дивизионов полевой артиллерии, 3 батареи зенитной артиллерии, необходимые службы и авиацию. В полном составе CTV впервые вступил в бой в марте 1937 года под Гвадалахарой, где понес большие потери и был вынужден отойти для перегруппировки. Со 2-го апреля 1937 года добровольческий корпус состоял из трех дивизий: «Littorio», «Frecce Nere» («черные стрелы») и «XXIII Marzo» («23-е марта»), а также отряда специальных вооружений «XXIII Luglio» («23-е июля») и артиллерии. Дивизии «Frecce Nere» и «XXIII Marzo» были сформированы на базе разбитых дивизий «Dio lo Vuole», «Fiemme Nere» и «Penne Nere».

Новым командующим корпусом стал генерал Этторе Бастико (Bastico). В рядах итальянских частей в Испании за время гражданской войны сражалось более 300 тысяч солдат. На завершающем этапе войны корпус возглавлял генерал Гастоне Гамбара (Gambara).

Неотъемлемой частью добровольческого корпуса была авиация, которая начала боевые действия в Испании раньше, чем сухопутные войска. Итальянские транспортные самолеты вместе с немецкими Ju 52 перебросили войска мятежников с Африканского побережья на Пиренейский полуостров.

Структура ВВС Италии

До капитуляции 8 сентября 1943 года Regia Aeronautica (Королевские ВВС) считалась одним из трех родов войск армии Италии.

Regia Aeronautica подчинялась Министерству Авиации, во главе которого стоял Бенито Муссолини (Mussolini). Фактически итальянскими ВВС командовал начальник главного штаба авиации, которому также подчинялось командование ВВС (Superaero). С 3 октября 1939 года по 15 ноября 1941 года должность начальника главного штаба занимал дивизионный генерал Франчиско Приколо (Pricolo), с 15 ноября 1941 года по июль 1943 года — дивизионный генерал Фоуджер (Fougier), а с июля 1943 года -генерал Сандалли (Sandalli).

На территории Италии располагалось четыре оперативных соединения сухопутной авиации:

1 Squadra Aerea (1-й воздушный флот) располагался на севере Италии, штаб — в Милане;

2 Squadra Aerea располагался на Сицилии и острове Пантеллерия, штаб — в Палермо;

3 Squadra Aerea располагался в центральной части Италии, штаб — в Риме;

4 Zona Territoriale располагался на юге Италии, штаб — в Бари.

За границами метрополии во время 2-й Мировой войны дислоцировалось пять воздушных флотов:

Aeronautica della Libia штаб в Триполи (флот состоял из восточного и западного секторов);

Aeronautica delPAIbania штаб в Тиране;

Aeronautica della Sardegna штаб в Кальяри;

Aeronautica dell’Egeo штаб на острове Родос;

Воздушный флот итальянской Восточной Африки (Центральная Эфиопия и Эритрея).

Каждый из воздушных флотов состоял из дивизий (Divisione) или бригад (Brigate), а также отдельных дивизионов (Gruppo Autonomo). Самые крупные из воздушных флотов состояли из трех дивизий: двух бомбардировочных и одной истребительной. Истребительная дивизия состояла из трех полков (Stormo). Полк состоял из двух истребительных дивизионов сухопутных войск (Gruppo di Cacchia Terrestre). В состав дивизиона входило от двух до четырех эскадрилий (Squadriglia). В свою очередь, эскадрилья состояла из трех звеньев (Sezione), по три самолета в звене. В ходе военных действий штат эскадрилий увеличили с 9 до 12 самолетов.

В военно-воздушных силах национал-социалистической республики (Aeronautica Nazionale Reppublicana — ANR) была принята та же структура, что и в люфтваффе, поэтому численность эскадрильи возросла до 15-20 самолетов, а дивизион насчитывал три боевых и одну штабную эскадрилью. Соответственно численность дивизиона возросла с 36 до 60-65 самолетов.

В военно-воздушных силах Союзной Италии были сформированы три крыла: истребительное, бомбардировочное и гидросамолетов. Существующие полки не стали расформировывать, однако каждый полк стал насчитывать по три дивизиона.

От перечисленных выше правил имелись многочисленные отступления, вызванные военной обстановкой на фронтах.

Воинские звания ВВС Италии
Soldato Semplice — рядовой Sottotonente — младший лейтенант
Vecchio Semplice — ефрейтор Tenente — лейтенант
Caporale — капрал Capitano — капитан
Sergente — сержант Maggiore — майор
Sergente maggiore — старший сержант Tenente Colonello — подполковник
Alliero Ufficale — унтер-офицер Colonello — полковник
Maresciallo — старший унтер-офицер Generale de Brigata Aerea — бригадный генерал
Generale de Squadra Aerea — дивизионный генерал

«Macchi» — заядлые вояки (Итальянские истребители Марио Кастольди)

Лучшими истребителями в Италии следует назвать самолеты, разработанные конструктором Марио Кастольди на фирме «AeR Macchi» — МС.200 в 1937-м, МС.202 в 1940-м, МС.205 в 1942-м годах. Несмотря на огромное количество серий и модификаций, значительного различия от базовых образцов у этих самолетов не было, что облегчает системный рассказ о них.

В начале 1930-х фашистский режим в Италии дал мощный импульс развитию боевой авиации. Уже в 1931-м в Италии военных самолетов было больше, чем в какой-либо другой европейской стране — свыше 800! Неспроста именно здесь появился генерал Дуэ, разработавший всемирно известную доктрину о решающей роли авиации в войне.

Невиданными темпами была воссоздана и индустрия выпуска боевых самолетов. Типичным примером промышленной акселерации можно назвать и фирму «Аер-Макки». Основана она в 1912-м. В годы Первой мировой войны выпускала истребители «Ньюпор» и легкие летающие лодки. В 1920-30-х фирма достигла значительных успехов в создании гоночных гидросамолетов М-7 и М-39. А в октябре 1934-го был построен рекордный спортивный самолет МС.72, спроектированный талантливым конструктором Марио Кастольди. Пилотируемая летчиком Ф.Ажелло эта машина достигла небывалой по тому времени скорости горизонтального полета -709,2 км/ч!

В начале 1935-го Министерство авиации Италии выдвинуло программу «R», на основе которой в течение 193940-х годов требовалось построить (разумеется, по рекомендации военного ведомства) 3000 новейших истребителей. А разработку «идеальной» машины поручили М.Кастольди. Проект обозначили — «МС.200» (Macchi-Castoldi).

В декабре 1937-го пилот Д.Бурей впервые поднял опытный образец МС.200 в воздух и сразу же отметил особые достоинства машины. Самолет отличался прекрасными аэродинамическими формами, что позволило с мотором всего в 870 л.с. развить скорость 505 км/ч, а на пикировании — 800 км/ч.

Фонарь — изящной каплевидной формы со сдвижной серединной частью. Правда, в серийных экземплярах, по настоятельной просьбе пилотов, пришлось изготавливать полуоткрытый фонарь, а в некоторых сериях — один лишь козырек. В фюзеляже было расположено грозное, по тем временам, оружие, -два 12,7-мм пулемета, стреляющих через плоскость винта.

С 1939-го по 1942-й годы МС.200 серийно выпускались на авиационных заводах Макки, Бреда и Сай-Амброзини. Всего выпустили 1153 машины в 25 сериях. В строевые части истребитель стал поступать с лета 1939-го, оставаясь на вооружении до конца Второй мировой войны. Он заслуженно завоевал высокую оценку пилотов в силу своих высокой живучести, исключительной маневренности, довольно высокой скорости. «Двухсотка» по тому времени была на уровне мировых стандартов.

И все-таки «лоб» у МС.200, с его двигателем воздушного охлаждения, оказался великоватым. Для улучшения конструкции Кастольди, прежде всего, вознамерился подыскать более мощный двигатель жидкостного охлаждения. Выбор пал на А-38 фирмы «Фиат». Однако эта затея дала в итоге нулевой результат: разработка и испытания двигателя недопустимо растянулись. Выход из положения помог найти начальник штаба ВВС, который распорядился прекратить все работы по А-38, а на фирме «Альфа Ромео» наладить лицензионный выпуск германского двигателя DB-601A под обозначением RA.1000

RC. Два таких двигателя доставили на фирму «Макки». После соответствующих доработок их мощность довели до 1175 л.с.

На «Макки» возобновили работу по усовершенствованию МС.200 под новый двигатель. У модернизированного самолета оставили прежние шасси, крылья и оперение. Но машина обзавелась совершенно новым фюзеляжем с закрытой кабиной, центральная часть фонаря которой, на манер Bf 109, открывалась в правую сторону.

Самолет получился цельнометаллический, с двумя пулеметами «Сафат» 12,7 мм, поставленными под мотором и стреляющими через плоскость винта. Истребитель обозначенный, как МС.202, получил достойное наименование — «Folgone» («Молния»).

В августе 1940-го опытный МС.202 пилот Г.Карестиато поднял впервые в небо. Испытания продолжили на базе ВВС вблизи Рима.

МС.202 на высоте 6000 м показал приличную скорость 599 км/ч и унаследовал у своего предшественника непревзойденную маневренность. Всего заводы выпустили 1185 этих превосходных машин. Но с двигателями все-таки получилась неувязка. Темп их выпуска на «Альфа Ромео» был невысоким — не более 50 экземпляров в месяц. Даже закупка в Германии 420 моторов DB-601 не спасла положение. По этой причине до середины 1942-го итальянцы выпускали МС.200.

Многочисленные серийные доработки на «Молнии» локального характера не вносили принципиальной конструктивной разницы в машинах, почти не изменили их массу. Так, пустой МС.202 Ш-й серии весил 2395 кг, а XII 1-й — 2437 кг.

Кастольди так рационально отработал МС.202, что какие-то серьезные модификации проводить было нерационально. Так, вариант переноса радиатора из-под центроплана в носовую часть фюзеляжа на MC.202D не улучшил летные характеристики машины.

В связи с необходимостью борьбы с тяжелыми бомбардировщиками В-17 и В-24, наносившими удары по заводским районам Австрии, Германии и Чехии, на МС.202 усилили вооружение. На одном из самолетов установили подкры-льевые контейнеры с 20-мм пушками MG-151. Но эта доработка немедленно отразилась на уменьшении скорости машины. В целом же летные характеристики «Молний» котировались на уровне зарубежных машин этого класса, таких как Bf 109F, «Аэрокобра», японского Ki-61 и нашего Як-9.

В начале 1940-х в «Люфтваффе» поступил модернизированный Bf 109G, на который поставили двигатель DB-605 в 1475 л.с. По габаритам он был таким же, как DB-601. Фирма «Макки» не замедлила воспользоваться счастливой случайностью, и в апреле 1942-го подготовила опытную машину с новым двигателем под индексом MC.202bis. Испытательные полеты дали отличные результаты. От «202-го» самолет внешне отличался лишь радиаторами, выполненными в виде двух цилиндров в носовой части фюзеляжа, убираемой хвостовой опорой шасси и измененным коком. Самолет обозначили как MC.205V и дали ему имя «Veltro» («Борзая»), намекая на более высокую скорость.

Пилоты, летавшие на MC.205V, отмечали, что машина не хуже, чем «Мустанг» (он имел в то время наивысшие технические показатели). Но только до высоты 6000 м… Крыло, доставшееся от «Молнии», было маловато для поправившейся на 300 кг «Борзой».Далее не замедлила последовать модификация высотного перехватчика MC.205N «Orione». Прототип взлетел в ноябре 1942-го. Самолет снабдили увеличенным крылом, до 11 мв размахе, и высотным двигателем DB-605 A-1. На высоте 7000 м он развивал скорость 627 км/ч.

На втором прототипе высотника под маркой MC.205N-2, взлетевшем в апреле 1943-го, вместо пулеметов вмонтировали четыре крыльевые пушки MG-151. Безусловно, «Орион» мог стать лучшим итальянским истребителем, но серийно он не строился. Как впрочем и последующие прототипы — МС.206 и МС.207 с еще более мощными моторами, с которыми надеялись получить скорость более 700 км/ч!

Конструкция МС.202 и MC.205V имела ряд характерных особенностей. Фюзеляж — полумонокок, овального сечения с металлической работающей обшивкой. Моторама — стальная ферма. Кресло пилота с бронеспинкой.

Двигатель на МС.202 — поршневой, жидкостного охлаждения в 1175 л.с. Масса его 640 кг. В фюзеляже располагался маслобак объемом 40 л, а под ним — 270-литровый топливный бак. В центроплане — два топливных бака по 80 л.

Крыло — цельнометаллическое с работающей обшивкой, двухлонжеронное. Центроплан выполнен заодно с фюзеляжем. Размах консолей разный (для компенсации реактивного момента от вращения винта): левой -4,52 м, правой — 4,33 м. Угол поперечного V крыла 4,5°. Закрылки с размахом по 2760 мм и максимальным углом отклонения 45°. Правый элерон имел размах 2040 мм, левый — 2230 мм.

Шасси — трехстоечное с хвостовой опорой убираемое.

В состав оборудования входили радиостанция и баллоны со сжатым воздухом пневмосистемы. Имелась кислородная система . При полетах над морем в хвостовой части фюзеляжа находилась надувная лодка и запас воды и пищи.

Оперение — свободнонесущее с регулируемым стабилизатором. Киль и стабилизатор — цельнометаллические, с работающей обшивкой. Рули направления и высоты обтянуты полотном.

Пневмосистема служила для торможения колес шасси и запуска двигателя. Гидросистема — для уборки и выпуска шасси и закрылков.

На первых сериях МС.202 в фюзеляже было два пулемета » Breda SAFAT» 12,7 мм с боезапасом — по 370 патронов на ствол. На МС.202, начиная с VII серии, и на MC.205V I серии устанавливались дополнительно два крыльевых пулемета калибра 7,7 мм с боезапасом по 500 патронов на ствол. А на истребителе МС.205 VIII серии в крыльях появились две пушки MG-151. Все модификации оснащались прицелом «Святой Георгий» VI.

Regia Aeronavtica (ВВС) на территории Италии состояли из четырех авиационных округов с командными пунктами в Риме, Милане, Палермо, Бари. А на заморских территориях действовали управления авиации Албании, Ливии, Сардинии и островов. Авиадивизия состояла из трех полков (Stormo). Полк разделялся на группы по 2-4 эскадрильи. Последние — на звенья по 3-4 самолета.

Летом 1941-го МС.202 поступил в 4-й полк итальянских ВВС. В сентябре группу инспектировала на аэродроме Кампино комиссия во главе с самим Муссолини. Полку предписывалось блокировать с воздуха британский гарнизон на острове Мальта. Был введен почетный отличительный знак истребителей 4-го полка — белый вздыбленный конь на фоне черного щита — эмблема легендарного итальянского аса Первой мировой войны Франческа Баракка, погибшего в 1918-м.

30 сентября лейтенант Фригьеро открыл боевой счет «Молний», сбив в бою «Харрикейн». В тот же день были сбиты палубный истребитель «Фулмар» и еще один «Харрикейн» , сопровождавший гидросамолет «Кант».

Другим подразделением, получившим восемь МС.202, стал 2-й авиаполк в Ливии, где в декабре начались воздушные бои с истребителями британских ВВС Р-40В «Томогаук». А к новому 1942-го два лучших полка ВВС Италии, 1-й и 4-й, полностью оснастились новыми истребителями.

Жарко было в небе Ливии. К концу сражения в 6-й и 10-й итальянских авиагруппах в начале января 1942-го оставалось всего 25 боеспособных самолетов. Еще большего накала достигли бои в конце января в районах Ала — Филеб-руи и Тамтеста, где действовали 6-я и 17-я авиагруппы МС.202, поддерживавшие с воздуха наступающие войска генерала Роммеля. Они сопровождали истребители CR-42 и МС.200, действовавшие в ударных операциях по наземным целям. Они также использовались совместно с германскими Bf 109 в свободной охоте.

Шесть месяцев боев выявили полное превосходство МС.202 над «Томо-гауками» и «Харрикейнами», хотя по вооружению он несколько уступал последним.

В мае 1942-го войска Роммеля вновь пошли в наступление, а 1-й и 4-й полки «Молний» поддерживали их с воздуха, действуя с авиабазы Марту-ба.МС.202 летали на сопровождение пикировщиков Ju 87.

На 15 июля 1942-го перед решающей схваткой под Эль-Аламейном итальянский экспедиционный корпус имел, 93 МС.202,46 МС.200,43 С-50,25 бомбардировщиков и 90 штурмовиков. Германский африканский корпус располагал примерно такими же силами.

В конце упорных боев, в июле-августе, германо-итальянское наступление выдохлось. А 23 октября войска британского генерала Монтгомери начали наступление, завершившееся разгромом германо-итальянских войск.

ВВС Италии понесли большие потери. За октябрь 1942-го было уничтожено 15 МС.202 в воздухе, плюс к тому 46 оказались поврежденными. Возвратившись в конце ноября в Ливию после доукомплектования, 4-й полк вновь вступил в активные боевые действия. Но уже в октябре потрепанные в боях остатки полка вновь выводили на переформирование.

В декабре 1942-го на тунисских аэродромах Аль-Хамма и Сфакс произошла перегруппировка итальянских ВВС в связи с высадкой морского десанта союзников на побережье Алжира и Марокко. Над итало-германской группировкой в Северной Африке нависла реальная угроза полного разгрома.

В Тунисе к концу декабря 1942-го имелось 54 МС.202. Были и другие истребители, но воевать итальянским пилотам становилось все труднее. Союзникам удалось полностью захватить господство в воздухе. У них появились в большом количестве новые истребители Р-51А, Р-38, «Spitfire» MK.IX, которые значительно превосходили «Макки». Самолеты союзников методично наносили удары по аэродромам в Тунисе. В марте 1943-го здесь осталось лишь 39 МС.202. Но итальянские пилоты, тем не менее, в боях оказывали упорное сопротивление. Так, в жестоких воздушных схватках 6 и 7 марта под Медениной «Макки» сбили 19 «Спитфайров» и по одному Р-38 и Р-40, потеряв лишь два своих «Folgone».

Однако силы были неравные, союзники продолжали наступление. 31 марта 1943-го при массированном налете В-25 на авиабазу Сфакс, янки уничтожили 15 «Макки». «Ковровое бомбометание» не прекращалось до самой эвакуации итало-германских войск на Сицилию. В мае 1943-го Северную Африку покинуло последнее подразделение Regia Aeronavtica из 10 МС.202.

«Макки» применялись и на советско-германском фронте. Военное командование Италии никогда не рассматривало СССР как основной театр своих боевых действий. Но все же, следуя союзническим обязательствам, летом

1941-го отправило на Восточный фронт свой экспедиционный корпус, в состав которого входила Grupp Auto-nomo 22, имевшая 51 истребитель МС.200. Первый боевой вылет состоялся под Кривым Рогом. В дальнейшем группа действовала в Ростовской области и на юге Украины. Наибольший урон они нанесли в марте 1942-го при штурмовке советского аэродрома Красный лиман, уничтожив 15 и повредив 6 самолетов. 21-я итальянская авиагруппа, состоявшая из четырех эскадрилий, участвовала в 1 942-м в летних боях на Украине и в Сталинградской битве.

Достоверные факты об участии «Макки» на советско-германском фронте не обнаружены. Однако известно, что к началу советского наступления под Сталинградом в 21-й авиагруппе было 32 МС.200 и 11 МС.202. Приближающаяся линия фронта заставила эвакуировать итальянские самолеты с аэродромов Кантемировка и Миллерово в Ворошиловград. Последним боем группы была штурмовка наступающих советских войск 17 января 1943-го. После этого все итальянские самолеты перелетели в г.Сталино (Донецк), а затем — под Одессу. В Италию группа возвратилась в мае 1 943-го, имея лишь 9 самолетов «Макки» 202.

За 18 месяцев боев в СССР, как официально заявили сами итальянские летчики, было уничтожено на земле и в воздухе 88 советских самолетов и потеряно 15 своих. Во что верится, конечно, с трудом. Другое дело — чистая статистика: всего выполнено 2557 боевых вылетов. То есть — 72 самолето-вылета на каждую из уничтоженных советских машин…

После того, как в Северной Африке итало-германские войска капитулировали, главными стратегическими целями союзников стали Балканы и Италия.

Новые итальянские истребители MC.205V «Борзые» на вооружение стали поступать в апреле 1943-го. 20 апреля для «205-х» состоялось боевое крещение: 32 машины 1-го полка в районе Пантеллерии вступили в схватку с 80-ю «Спитфайрами» и Р-38. Союзники потеряли 18 самолетов, а итальянцы… всего один.

В июле союзники предприняли высадку армий на Сицилию. Базирующиеся на острове «Макки» совершили 650 боевых вылетов, сбив при этом 14 самолетов противника.

8 сентября 1943-го Италия вышла из войны. Интересно, что в этот день ее ВВС одержали последнюю воздушную победу, которая стала вполне знаменательной. Лучший ас ВВС Италии майор Адриано Мантелли, имея на своем счету 25 побед, «завалил» четырехмоторный В-24. В этот же день с задания не вернулись два MC.205V.

Но одиссея итальянских пилотов на этом во Второй мировой войне еще не закончилась. 9 сентября Италия объявила войну своему недавнему союзнику — Германии. Появились две Италии -под контролем союзников на юге, и под протекторатом Германии — на севере. В составе войск союзников 23 МС.202 и 43 MC.205V участвовали в освобождении Италии в боях под Кассино и даже воевали на Балканах против немцев, прикрывая с воздуха… партизан Югославии, освобождая Албанию. Так, 16 октября 1943-го, например, при атаке на аэродром Скутари «Макки» уничтожили двенадцать Bf 109G, два Не 111, два Ju 52 и один FW190.

В это же время на севере Италии оставшиеся «Макки» немецкое командование реорганизовало в ВВС так называемой Итальянской Социальной Республики -ANR. Главной задачей «норд-Мак-ки» были вылеты на перехват В-17 и В-24. Однако мощное истребительное охранение армад приводило к большим потерям итальянцев. За 6 месяцев боев 1-я группа из ANR потеряла… 100 «Veltro», что вынудило командование «Социальной Республики» произвести перевооружение своих ВВС на Fiat G-55nBf109G. Но это были последние вздохи фашистского режима в Европе.

После войны ВВС Италии перевооружили на «Спитфайры» IX. Но и «Мак-ки» не предали забвению. В первые же дни мира в Италию поступил заказ от Египта на 62 MC.205V. Тогда 21 самолет передали из ВВС Италии, а 41 — стали переделывать из МС.202. Однако Египет сумел получить лишь 42 машины, остальные умудрились вывести из строя израильские диверсанты, прямо на заводе «Макки».

Из 1450 выпущенных MC.202/205V до наших дней сохранились лишь три. Два из них находятся в Италии — МС.202 в музее Vigna и MC.205V, отремонтированный до летного состояния, — в Treviso, 3-й самолет, МС.202, экспонируется в Вашингтонском национальном авиационном музее.

Сергей КЕДРОВ
Крылья Родины №6’1999

Топ-10 лучших самолётов времён Второй мировой войны

Боевые самолёты — хищные птицы неба. Вот уже более сотни лет они блистают в воинах и на аэрошоу. Согласитесь, сложно оторвать взгляд от современных многоцелевых аппаратов набитых электроникой и композитными материалами. Но в самолётах времён Второй мировой войны есть что-то особенное. То была эпоха великих побед и великих асов, который сражались в воздухе, глядя друг другу в глаза. Инженеры и авиаконструкторы из разных стран придумали множество легендарных самолётов. Сегодня представляем вашему вниманию список десяти самых известных, узнаваемых, популярных и лучших самолётов времён Второй мировой войны по версии редакции игры@mail.ru.

Супермарин Спитфайр (Supermarine Spitfire)

Список лучших самолётов Второй мировой войны открывает британский истребитель «Супермарин Спитфайр». Вид у него классический, но чуть неуклюжий. Крылья — лопаты, тяжеловесный нос, фонарь в форме пузыря. Однако именно «Спитфайр» выручил Королевские военно-воздушные силы, остановив немецкие бомбардировщики во время битвы за Британию. Немецкие пилоты-истребители, с большим неудовольствие обнаружили, что британские самолёты ничуть им не уступают, а в манёвренности даже превосходят.
«Спитфайр» был разработан и поставлен на вооружение очень вовремя — в аккурат перед началом Второй мировой войны. Правда, с первой битвой вышел казус. Из-за сбоя радара «Спитфайры» были отправлены в бой с фантомным врагом и обстреляли свои же британские истребители. Зато потом когда англичане распробовали достоинства нового самолёта его, как только не использовали. И для перехвата, и для разведки, и даже в качестве бомбардировщиков. Всего было выпущено 20 000 «Спитфайров». За всё хорошее и в первую очередь за спасение острова во время битвы за Британию этот самолёт занимает почётное десятое место.

Heinkel He 111

Heinkel He 111 как раз тот самолёт, с которым боролись английские истребители. Это самый узнаваемый немецкий бомбардировщик. Его невозможно спутать ни с каким другим самолётом, благодаря характерной форме широких крыльев. Именно крылья обеспечили Heinkel He 111 прозвище «летающая лопата».
Создавался этот бомбардировщик задолго до войны под видом пассажирского самолёта. Он очень хорошо проявил себя ещё в 30-х годах, но к началу Второй мировой войны начал устаревать, и по скорости, и по манёвренности. Какое-то время он продержался из-за способности выдерживать большой урон, но когда небо завоевали союзники, Heinkel He 111 был «разжалован» до обычного транспортника. Этот самолёт воплощает в себе само определение бомбардировщика Люфтваффе, за что и получает девятое место нашего рейтинга.

Ла-5

В начале Великой Отечественной войны немецкая авиация делала в небе СССР что хотела. Только в 1942 году появился советский истребитель, который мог вести с «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» бой на равных. Это был «Ла-5» разработанный в конструкторском бюро Лавочкина. Создавался он в огромной спешке. Самолёт устроен настолько просто, что в кабине нет даже самых элементарных приборов вроде авиагоризонта. Но лётчикам «Ла-5» сразу понравился. В первых же пробных полётах на нём сбили 16 вражеских самолётов.
«Ла-5» вынес на себе основную тяжесть сражений в небе над Сталинградом и Курской дугой. На нём сражался ас Иван Кожедуб, именно на нём летал с протезами знаменитый Алексей Маресьев. Единственная проблема «Ла-5» помешавшая ему подняться в нашем рейтинге выше — внешний вид. Он совершенно безликий и невыразительный. Когда немцы впервые увидели этот истребитель, то сразу дали ему прозвище «новая крыса». А все, потому что он сильно походил на прозванный «крысой» легендарный самолёт «И-16».

Норт Америкэн Р-51 Мустанг (North American P-51 Mustang)

У американцев во Второй мировой войне участвовало множество типов истребителей, но самым знаменитым среди них был, конечно же, Р-51 Мустанг. История его создания необычна. Англичане уже в разгар войны в 1940 году заказали самолёты американцам. Заказ был выполнен и в 1942 первые «Мустанги» в числе Британских королевских ВВС вступили в бои. И тут оказалось, что самолёты настолько хороши, что пригодятся и самим американцам.
Самая заметная особенность самолёта Р-51 Мустанг — огромные топливные баки. Это делало их идеальными истребителями для сопровождения бомбардировщиков, чем они успешно занимались в Европе и в Тихом океане. Их также использовали для разведки и для штурма. Они даже немного бомбили. Особенно досталось от «Мустангов» японцам.

Boeing B-17 Flying Fortress

Самым известным бомбардировщиком США тех лет считается, конечно же, Boeing B-17 «Летающая крепость». Четырехдвигательный, тяжёлый, обвешанный со всех сторон пулемётами бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress породил немало героических и фанатических историй. С одной стороны, лётчики любили его за лёгкость в управлении и живучесть, с другой стороны потери среди этих бомбардировщиков были неприлично велики. В одном из вылетов, из 300 «Летающих крепостей» не вернулись 77. Почему? Тут можно упомянуть полную и беззащитность экипажа от огня спереди и повышенный риск возгорания. Однако главной проблемой стало убеждение американских генералов. В начале войны думали, что если бомбардировщиков много и они летят высоко, то можно обойтись без всякого эскорта. Истребители Люфтваффе опровергли это заблуждение. Уроки они давали суровые. Американцам и британцам приходилось учиться очень быстро, менять тактику, стратегию и конструкцию самолёта. Стратегические бомбардировщики внесли свой вклад в победу, но цена оказалась высокой. Треть «Летающих крепостей» не вернулась на аэродромы.

Як-9

На пятом месте нашего рейтинга лучших самолётов Второй мировой войны расположился главный охотник на немецкие самолёты «Як-9». Если «Ла-5″ был рабочей лошадкой вынесший тяжесть боёв переломного периода войны, то Як-9» это самолёт победы. Создан он был на основе предыдущих моделей истребителей «Як», но в конструкции вместо тяжёлого дерева использовался дюралюминий. Это сделало самолёт легче и оставило место для модификаций. Что только не делали с «Як-9». Фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, перехватчик, эскорт, разведчик и даже курьерский самолёт.
На «Як-9» советские пилоты на равных сражались с немецкими асами, которых сильно пугали его мощные пушки. Достаточно лишь сказать, что лучшую модификацию «Як-9У» наши лётчики ласково прозвали «Убийцей». «Як-9» стал символом советской авиации и самым массовым советским истребителем времён Второй мировой войны. На заводах в день иногда собирали по 20 самолётов, а всего за время войны их было выпущено почти 15 000.

Юнкерс Ю-87 (Junkers Ju 87)

Юнкерс Ю-87 «Штука» — немецкий пикирующий бомбардировщик. Благодаря способности вертикально падать на цель «Юнкерсы» укладывали бомбы с ювелирной точностью. Поддерживая истребительное наступление все в конструкции «Штуки» подчинено одному — попасть в цель. Воздушные тормоза не давали разогнаться во время пикирования, особые механизмы отводили сбрасываемую бомбу подальше от винта и автоматически выводили самолёт из пике.
Юнкерс Ю-87 — главный самолёт Блицкрига. Он блистал в самом начале войны, когда Германия шла победным маршем по Европе. Правда, потом выяснилось, что «Юнкерсы» очень уязвимы для истребителей, так что их использование плавно сошло на нет. Правда, в России благодаря преимуществу немцев в воздухе «Штуки» всё-таки успели повоевать. За характерные неубирающееся шасси их прозвали «лаптёжниками». Дополнительную известность «Штукам» принёс немецкий лётчик ас Ганс-Ульрих Рудель. Но несмотря на свою всемирную известность Юнкерс Ю-87 оказался на четвёртом месте в списке лучших самолётов Второй мировой войны.

Mitsubishi A6M Zero

На почётном третьем месте в рейтинге лучших самолётов Второй мировой войны находится японский палубный истребитель Mitsubishi A6M Zero. Это самый известный самолёт войны на Тихом океане. История этого самолёта очень показательна. В начале войны он был, чуть ли не самым продвинутым самолётом — лёгким, манёвренным, высокотехнологичным, с невероятной дальностью полёта. Для американцев Zero стал крайне неприятным сюрпризом, он на голову превосходил все, что у них было на тот момент.
Однако японское мировоззрение сыграло с Zero злую шутку, никто не подумал о его защите в воздушном бою — бензобаки легко горели, пилотов не прикрывала броня, да и о парашютах никто не подумал. При попадании Mitsubishi A6M Zero вспыхивали как спички, и у японских лётчиков не было шансов спастись. Американцы, в конце концов, научились бороться с Zero, они летали парами и атаковали с высоты, уходя от боя на виражах. Они выпустили новые истребители Chance Vought F4U Corsair, Lockheed P-38 Lightning и Grumman F6F Hellcat. Американцы признали свои ошибки и приспособились, а гордые японцы — нет. Устаревший к концу войны Zero стал самолётом-камикадзе, символом бессмысленного сопротивления.

Messerschmitt Bf.109

Знаменитый Messerschmitt Bf.109 – главный истребитель Второй мировой. Именно он безраздельно господствовал в советском небе до 1942 года. Исключительно удачная конструкция позволила «Мессершмитту» навязывать свою тактику другим самолётам. Он отлично набирал скорость в пикировании. Излюбленным приёмом немецких лётчиков стал «соколиный удар», при котором истребитель пикирует на врага и после быстрой атаки вновь уходит на высоту.
Недостатки у этого самолёта тоже были. Завоевать небо Англии ему помешала невысокая дальность полёта. Сопровождать бомбардировщики «Мессершмитту» тоже было нелегко. На небольшой высоте он терял преимущество в скорости. К концу войны «Мессерам» крепко доставалось и от советских истребителей с востока и от союзных бомбардировщиков с запада. Но Messerschmitt Bf.109, тем не менее, вошёл в легенды как лучший истребитель Люфтваффе. Всего их было изготовлено почти 34 000 штук. Это второй по массовости самолёт в истории.

Ил-2

Итак, встречайте победителя в нашем рейтинге самых легендарных самолётов Второй мировой войны. Штурмовик «Ил-2» он же «Горбатый», он же «летающий танк», немцы чаще всего называли его «чёрная смерть». «Ил-2» особенный самолёт, он сразу задумывался как хорошо защищённый штурмовик, так что сбить его было в разы труднее, чем другие самолёты. Был случай, когда штурмовик вернулся с вылета и на нём насчитали более 600 попаданий. После быстрого ремонта «Горбатые» снова отправлялись в бой. Даже если самолёт сбивали он частенько оставался в целости, бронированное брюхо позволяло, ему без проблем приземлятся в чистом поле.
«Ил-2» прошёл через всю войну. Всего же было изготовлено 36 000 штурмовиков. Это сделало «Горбатого» рекордсменом, самым массовым боевым самолётом всех времён. За свои выдающиеся качества оригинальную конструкцию и громадную роль во Второй мировой войне знаменитый «Ил-2» по праву занимает первое место в рейтинге самых лучших самолётов тех лет.