Самолеты швеции во второй мировой войне

Flygvapenmuseum/Музей Шведских ВВС ч.2

Часть 2 обзора Музея Шведских ВВС в Линчёпинге. В этом посте будут , в основном, самолёты эпохи Второй мировой и Холодной войны.

Как и в прошлом посте, аннотация к экспонатам вольно переведена мною с английского. Из фоток мои ~30% т.к. происходило всё на след. день после визита в Аэрозей и фотик был всё еще сырой – на выручку пришёл Гугол.



J 9 – Seversky/Republic EP, Model 106
В 30-е годы угроза новой войны становилась всё более очевидной и ВВС Швеции требовался новый современный истребитель. В США было заказано 120 самолётов типа Seversky/Republic EP, Model 106. Первая партия была доставлена через Норвегию, однако после оккупации этой страны Германией в 1940-м оставшиеся самолёты поставлялись в разобранном виде в (на тот момент) финский город Петсамо (ныне известный как Печенга, Мурманская обл.), откуда их везли на грузовиках более 700 км до шведской границы и дальше в Линчёпинг, где их уже собирали. Шведы были вполне довольны этим типом – скоростной, маневренный, хорошо вооруженный самолёт с хорошим обзором и свободным пространством позади пилота, куда можно было запихнуть механика на случай перебазирования или камеру для фоторазведки. Также была возможность заменить шасси на лыжи.


J 11 – Fiat C.R.42
«Республиканцы» не смогли покрыть всю потребность Швеции в истребителях – требовались дополнительные самолёты, которые было не так-то просто достать во время войны. На помощь вновь пришлось привлекать Италию. Когда началась Русско-Финская война (именно так шведы называют Зимнюю войну) в Швеции начали организовывать сборы средств в помощь своему соседу. Целью была покупка 12 Фиатов для ВВС Финляндии. Однако война закончилась до того, как их смогли поставить финнам, которым, на тот момент, деньги для восстановления нужны были больше, чем самолёты. Таким образом пожертвования пошли напрямую в Финляндию, а самолёты остались у шведов, которые заказали ещё 60 шт для усиления своих истребительных и разведывательных частей. Фиат стал последним бипланом-истребителем Шведских ВВС. Данный экземпляр – один из всего двух полностью сохранившихся самолётов данного типа в мире.


J 20 – Reggiane Re 2000 Falco 1
Ещё один итальянец, приобретенный Швецией из-за отсутсвия других вариантов. 60 самолётов данного типа обеспечивали защиту южной части страны. Во время войны именно им приходилось часто перехватывать и сопровождать на шведские аэродромы иностранные самолёты, получившие повреждения в боях и желавшие сесть на нейтральной территории, либо когда пилоты просто хотели избежать вражеского плена. Из-за интенсивного использования (и, полагаю, качества сборки) списание и утилизация этих самолётов начались уже в 1945 году. Данный экземпляр – один из двух оставшихся и единственный комплектный Re 2000 в мире.
J 21A – Saab 21
Сааб 21 трудно спутать с другим самолётом. На момент его первого показа в 1940 году он был оснащён множеством передовых технологий. Расположенные сзади «толкающие» мотор и винт обеспечивали отличный передний обзор и позволяли сосредоточить вооружение в носу самолёта. Из-за подобной схемы это был также один из первых серийных самолётов, оснащенных катапультируемым креслом. 298 единиц использовались в качестве истребителей и штурмовиков до 1954 года. Самолёт был прост в управлении, однако был склонен к быстрому перегреву находясь на земле.
J 22 – FFVS J 22
После начала Второй мировой у Швеции возникли серьёзные трудности с закупкой самолётов из-за рубежа. Требовалось как можно быстрее наладить производство собственных ЛА. Инженер Бо Лундберк спроектировал данный истребитель, основными материалами для которого служили сталь и дерево. Более 500 компаний по всей Швеции, среди них множество мебельных, производили комплектующие для этой машины. Первый полёт был осуществлён в 1942 году и всего построено 198 самолётов. Относительно лёгкий самолёт был оснащён «пиратской» копией американского двигателя Pratt & Whitney TWC-3 мощностью 1065 л.с. Перед их списанием в 1952 году шведы успели провести учебные бои с P-51, также поступившими на службу ВВС в конце Второй мировой, в результате которых выяснилось, что J 22 мог вести бой с Мустангом на равных вплоть до высоты 5000 м, выше которой уже начиналось сказываться отсутсвие высотного нагнетателя на шведской машине.
J 26 – North American P-51D Mustang
В конце Второй мировой у Швеции вновь появилась возможность закупать самолёты из-за рубежа. Одной из первых оказалась партия из 161 б/у Мустанга. 12 из них были позже перестроены в разведчики. В 1954 году все машины были проданы в Израиль, Доминиканскую Республику и Никарагуа. Данный экземпляр – один из бывших шведских Мустангов, который был получен обратно из Израиля в качестве подарка (Подарок? От Израиля? Ну-ну…)
SK 25 – Bücker Bü 181B-1 Bestmann
Учебно-тренировочный самолёт, спроектированный шведским инженером Андерсом Йоханом Андерссоном, работавшим в то время в немецкой авиастроительной компании Bücker. Один экземпляр был заказан у Германии в 1942 году с последующим выпуском по лицензии в самой Швеции. Летчик-испытатель Андерс Гернандт поставил мировой рекорд, совершив на данном самолёте 204 мёртвых петли подряд.
SK 12 – Focke Wulf Fw 44J Stieglitz
«Штиглиц» — немецкий одномоторный двухместный биплан, спроектированный для аэробатических полётов. Совершив первый полёт в 1932 году, машина была показана шведам 3 года спустя и в результате были закуплены либо произведены по лицензии 85 самолётов. Использовались они как учебно-тренировочные до начала 50-х. Данный экземпляр – один из трёх аппаратов, продолжавших таскать планеры до 1967 года.
HKP 1 – Vertol 44A
Boeing Vertol 44A стал первым вертолётом ВВС Швеции и использовался с 1958 до 1972 года для поисково-спасательных, противоминных и противоподлодочных работ. Получив прозвище «летающий банан», вертолёт мог перевозить до 20 полностью экипированных бойцов, до 2 т груза либо глубинные бомбы вместе с гидролокаторным оборудованием.
J 21R – Saab 21R
В 1940-х стало ясно, что будущее – за реактивной авиацией. Швеция закупила несколько реактивных двигателей у Великобритании и начала экспкрименты по их установке на истребитель Сааб 21А. Для этого пришлось изменить 50% его конструкции. Новый самолёт получил индекс R – в то время реактивные двигатели называли «реакционными моторами». Испытания начались в 1947 году, но уже к 1950 году стало очевидно, что самолёт не обладает ЛТХ и дальностью, необходимых для современного истребителя. Однако он всё ещё годился на роль штурмовика, в качестве которого он и был принят на вооружение, получив обозначение А 21R. К сожалению, ни одного самолёта данного типа не сохранилось – данный экземпляр был построен из поршневого Сааб 21А таким же образом, как это было сделано с его прототипами 50 лет назад.
Saab 210 – Lilldraken
В 1949 году Сааб приступил к разработке самолёта на смену Saab 29 Tunnan. Новый самолёт должен был обладать сверхзвуковой скоростью для перехвата на большой высоте советских бомбардировщиков, несущих ядерное оружие, а также способностью взлетать и садиться на обычные дороги, переоборудованные под ВПП. Мэнеджер проекта Эрик Братт избрал для самолёта особый вид формы крыла – двойную дельту, которая бы обеспечила хорошие аэродинамические характеристики в широком диапазоне скоростей. Для испытаний этого крыла на низких скоростях и был создан уменьшенный на 30% прототип, совершивший первый полет в 1952 году. После появления полноразмерного Сааб 35 Дракен (Дракон) прототип прозвали «дракончиком». Самолёт совершил 900 испытательных полётов и выставлен в музее в конфигурации своего последнего полёта, совершённого в 1956 году.
JAS-39 Gripen
Созданный с целью сменить Saab 35 Draken и Saab 37 Viggen в шведских ВВС Грифон представляет из себя лёгкий одномоторный многоцелевой истребитель и самый современный боевой самолёт Швеции. Упор при его проектировании делался именно на его многофункциональность: самолёт способен «переключаться» на разные типы заданий (истребитель, удар по наземным целям, разведка), находясь уже в воздухе. Машина добилась неплохого успеха на экспортных рынках Центральной Европы, Южной Америки и Юговосточной Азии. Помимо Швеции Грипены стоят на вооружении Венгрии, Чехии, ЮАР и Тайланда и продолжают участвовать в конкурсах на поставку самолётов в такие страны как Финляндия, Мексика, Польша и Словакия (на педовикии проскакивала и Украина лiл). Данный экземпляр – прототип номер 2 — получил чёрно-белую окраску для лучшего контраста при видео- и фотосъемке во время лётных испытаний и использовался для обкатки систем управления. Снабжен противоштопорным парашутом. Передан в музей в 1999 году.
HKP 2 – Sud Aviation SE 3130 Alouette II
Данный вертолёт стал в техническом плане большим шагом вперёд для вооруженных сил Швеции и широко использовался во всех трёх родах войск – ВВС, ВМС и армии. Оснащенный легкой и мощной турбиной, Альюет выполнял задачи транспортного, поисково-спасательного, противоподлодочного и разведывательного вертолётов. Большинство машин данного типа были построены по лицензии в самой Швеции. Данный экземпляр поступил на службу в армию в 1959 году и позже был передан ВВС. Перед тем, как попасть в музей, он также успел побывать в арктической экспедиции в 1966 году.
TP 47 – Consolidated PBY-5A Catalina
Швеция купила 3 Каталины у Канадских ВВС. Использовались они в основном для поисково-спасательных работ и разведки, а также для эвакуации раненых. Данный экземпляр был отреставрирован в 2009 году.
SK 60 – Saab 105
Сааб 105 изначально создавался как бизнес-джет. Однако случайно выяснилось, что новый самолёт отвечает требованиям конкурса шведских ВВС по поиску нового реактивного учебно-тренировочного самолёта. Получив первые машины ещё в 1967, шведы планируют использовать Сааб 105 ещё много лет – недавно была проведена программа модернизации данного типа, включающая в себя новые двигатели и замену крыльев. Шведские ВВС также располагают лёгкими штурмовиками и 4-местными связными самолётами на его базе. Данный экземпляр – немодифицированная изначальная версия с французкими двигателями.
S 31 – Spitfire PR Mk XIX
На раннем этапе Холодной войны шведским ВВС срочно требовался скоростной разведчик и их заинтересовал знаменитый Спитфайр с его максималкой в овер 700 км/ч. Было закуплено 50 самолётов, получивших обозначение S 31. Машина была оборудована тремя камерами – две в «брюхе» и одна позади кабины пилота. Несколько раз шведские Спиты вторгались и в воздушное пространтсво СССР, чтобы сфотографировать советские приграничные авиабазы. В 1955 году все Спиты были списаны и утилизированы, данный экземпляр – реплика на основе канадского самолёта, собранная энтузиастами Воздушно-исторического Общества Остерготланда.
RB 68 Bristol Bloodhound II
Вскоре после начала Холодной войны стало ясно, что шведское ПВО необходимо усилить противовоздушными ракетами для борьбы со скоростными и высоколетящими самолётами-носителями ЯО. В итоге для этого был выбран британский Бладхаунд – 96 ракет было рассредоточено вдоль южного побережья Швеции с середины 60-х до 1978 года, когда все, кроме данного экземпляра, были проданы обратно в Великобританию.
Saab 32 Lansen
Ланзен стал первым шведским сверхзвуковым самолётом и выполнял функции истребителя, разведчика и штурмовика. Его модификация A 32A — вооруженная противокорабельной ракетой RB 04 (между прочим, это первая специализированная противокорабельная самонаводящаяся ракета, разработанная за пределами СССР) — являлась важной частью шведских планов обороны на случай вторжения. J 32B нёс современное радиолокационное оборудование и был первым всепогодным истребителем-перехватчиком шведских ВВС. Поступив на вооружение в 1955 году, Ланзены честно прослужили аж до ранних 90-х.
J 28 – de Havilland Vampire
В конце Второй мировой шведам стало ясно, что пришла пора перевооружаться на реактивные самолёты. Сааб уже начал ковыряться со своим J 21R, но его первый полет ожидался только в 1947 году. Желая заполнить технологический пробел, шведы заказали партию Вампиров у de Havilland в 1946 году, дав им обозначение J 28. Вампир был на самом деле очень похож на J 21, имел схожую конфигурацию и один и тот же двигатель. Самолёт был приятен в управлении, имел отличный обзор и герметизированную кабину для полётов на большой высоте. Вампир вытеснил все поршневые истребители в составе ВВС и позже использовался также в качестве штурмовика. Данный экземпляр – первый поставленный в Швецию Вампир, снятый с вооружения в 1955 году.
J 33 – de Havilland Venom
Шведы были очень довольны партией Вампиров, купленных после окончания Второй мировой у de Haviland и решили продолжить сотрудничество с британской компанией заказав эти ночные истребители с РЛС. Данный экземпляр заступил на службу в ВВС в 1953 году, а после снятия с вооружения получил жёлтую окраску и использовался частной компанией как «тягач» для воздушных целей. В 1978 году самолёт был передан в музей, где ему вернули военную окраску.
J 34 – Hawker Hunter
Когда создание собственного перспективного истребителя-перехватчика J 35 Draken стало затягиваться, шведы вновь обратились к Великобртании, чтобы покрыть технологическую брешь в своих ВВС и системе ПВО. 120 машин начали поступать на базы вокруг Стокгольма в 1955 году и их основной задачей был перехват вражеских бомбардировщиков. Пилоты хорошо отзывались о Хантере, однако отсутсвие РЛС ограничивало сферу его применения. Последний самолёт данного типа был снят с вооружения в 1969 году.
HKP 9 – MBB BO 105 CBS
BO 105 – противотанковый вертолёт немецкой фирмы Messerschmitt-Bölkow-Blohm (ныне часть EADS/Airbus), стоявший на вооружении шведской армии. Дооснащенный Саабовским прицелом, он мог нести 4 ПТУРа. Тактика применения была такой же, как у американского Апачи – пускать ракеты по вражеским танкам на низкой высоте, «выскакивая» из-за кромок деревьев. Данный экземпляр принимал участие в миссии НАТО в Косово на американской базе Camp Bondsteel в 2006-2007 годах.
HKP 4 – Boeing Vertol 107
Вертоль служил как в шведских ВМФ, так и ВВС и выполнял множество задач – от поиска подлодок до борьбы с лесными пожарами. Инцидент с советской подлодкой С-363 в 1981 году послужил причиной острой субмаринофобии (полностью не прошедшей до сих пор) с последующими сериями подводных охот в течение всего десятилетия и Вертоль стал символом противоподлодочных операций в шведских водах того периода.
Saab 35 Draken
Сааб 35 использовал революционное крыло типа «двойная дельта» и стал самым быстрым самолётом, созданным на тот момент в Швеции (а также самым красивым ИМО). Этот истребитель-перехватчик был заточен под борьбу со скоростными и высоколетящими бомбардировщиками-носителями ЯО и прослужил в этой роли в ВВС Швеции, Дании, Австрии и Финляндии почти 50 лет!
Saab 37 Viggen
Вигген (кстати, по англ: thunderbolt) создавался как платформа для множества «умного» вооружения и использовался как истребитель, штурмовик и разведчик. Это был первый самолёт за пределами США, у которого штурман был заменён бортовым компьютером. Данный экземпляр – последняя построенная штурмовая версия AJ 37, совершивший свой последний полёт в 1997 году.
Saab 29 Tunnan
Прозванный «летающей бочкой» Туннан (что заставило Сааб в дальнейшем давать всем своим самолётам «официальные» названия, чтобы избежать подобных обидных кликух) стал первым истребителем со стреловидным крылом в Западной Европе (благодаря немецким секретным документам, которые шведские инженеры раздобыли в Австрии). Несмотря на неуклюжий внешний вид, самолёт получился быстрый, маневренный и простой в обслуживании. Его служба в ВВС была омрачена высокой аварийностью. Учебно-тренировочного варианта не было и пилоты пересаживались на него сразу с двухместного Вампира, имевшего прямое крыло. В результате в авариях погибло 99 лётчиков. Во время кризиса в Конго в начале 60-х Швеция отправила в Африку 11 самолётов этого типа – 9 истребителей и 2 разведчика – как часть контингента ООН. Данный экземпляр – разведчик, снаряженный семью камерами и радаром обзора задней полусферы, предупреждавшим пилота об угрозах на шести.
TP 83 – Hunting Percival P66 Pembroke C1
В 1950-х годах число авиабаз в Швеции стало стремительно расти и ВВС потребовался транспортный самолёт для быстрой переброски грузов и персонала. 16 лёгких транспортников Pembroke были закуплены в Великобритании, позже к ним добавились ещё 2 машины из Дании. Помимо роли воздушного «грузовика» самолёты использовались для обучения штурманов и операторов РЛС, испытаний самолётного оборудования, а также привлекались для поисково-спасательных работ.
TP 52 – English Electric Canberra B.2
В 1950-х годах Швеции потребовались новые самолёты для проведения электронной разведки и испытаний самолётного оборудования для собственных проектов. Поршневые самолёты для этих задач уже не подходили и было решено приобрести 2 Канберры у Великобритании. На самолёты были установлены новые радары и антенны, а внутренние отсеки переоборудованы под летающие лаборатории. Данный экземпляр прибыл в Швецию в 1960 году и прослужил до 1974 года.
МиГ-15
МиГ-15 – один из самых узнаваемых самолётов, использовавшихся странами Варшавского договора. Созданный для борьбы с вражескими бомбардировщиками самолёт имеет схожую схему со шведским Туннаном и американским Сейбром по той причине, что все три самолёта базируются на немецком проекте Messerschmitt Me P.1101, никогда не летавшем (Достадочно смелое утверждение. В камменты суммонятся ыксперды истории авиастроения для прояснения в щи данного вопроса). Данный экземпляр на самом деле даже не МиГ-15, а Lim-1/2, выпущенный в Польше и попавший в музей в 1987 году, предварительно получив советскую окраску.
Музей шведских ВВС принципиально выставляет только самолёты, находившиеся на вооружении Швеции и МиГ-15 – единственное исключение из этого правила. Почему? Об этом вы узнаете в третьей части обзора, посвященной изюминке всей его экспозиции.

Open to: All, detailed results viewable to: All. Participants: 33

Касательно Миг-15, Сейбра и Туннана…

МиГ-15 — глубокая модификация Me P.1101 9(22.5%) Сейбр — глубокая модификация Me P.1101 8(20.0%) Туннан — глубокая модификация Me P.1101 8(20.0%) влияние вундервафель на послевоенные свистки несколько преувеличено 15(37.5%)

шведская ветка в тундре

нужна 16(25.4%) нинужна 7(11.1%) нужна, но не будет потому что улитки 16(25.4%) ох лол кому то ещё не похуй на самолётики в тундре? 10(15.9%) ох лол кому то ещё не похуй на тундру? 14(22.2%)

Бомбардировщик SAAB B-17A

Бомбардировщик SAAB B-17B

Бомбардировщик SAAB B-17C

Легкий пикирующий бомбардировщик выпускался компанией «SAAB» в 1942-1943 гг. в таких вариантах: A (двигатель STWC-3 мощностью 1067 л.с., выпущено 132 машины), B (двигатель Bristol Mercury XXIV мощностью 980 л.с., выпущено 44 машины) и C (двигатель Piaggio P-XI bis RC-40D мощностью 1 040 л.с., выпущено 77 машин). Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий однодвигательный среднеплан. Шасси убиралось во внешние обтекатели. Была предусмотрена установка лыжного и поплавкового шасси. ТТХ машины: длина – 9,8 м; высота – 4 м; размах крыла – 13,7 м; площадь крыла – 28,5 м²; масса пустого – 2,7 т, взлетная – 3,8 т; максимальная скорость – 330 — 435 км/ч, крейсерская – 315 — 390 км/ч; практическая дальность – 1 400 – 1 800 км; практический потолок – 8 000 — 9 800 м; вооружение — три 8-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 500 – 700 кг; экипаж – 2 человека.

Бомбардировщик Saab B-18A

Бомбардировщик Saab B-18B

Средний бомбардировщик выпускался компанией «SAAB» с 1944 г. двух модификациях В-18А и В-18В. Он представлял собой цельнометаллический свободнонесущий двухдвигательный высокоплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом и двухкилевым вертикальным оперением. Всего было выпущено 182 машины. ТТХ машины: длина – 13,2 м; высота – 4,4 м; размах крыла – 17 м; площадь крыла – 43,8 м²; масса пустого – 5,6 – 6,1 т, взлетная – 8,2 – 9,3 т; двигатели – два P&W Twin Wasp STWC-3/Daimler-Benz DB 605B мощностью 1065/1475 л.с; максимальная скорость – 465 — 600 км/ч, крейсерская – 402 — 535 км/ч; практическая дальность – 2 200 – 2 600 км; практический потолок – 8 000 — 9 300 м; вооружение — две 20-мм пушки и одна 57-мм пушка Bofors или два 13,2-мм пулемета M-39A и 7,9-мм пулемет M-22; бомбовая нагрузка – 1 — 1,4 т; экипаж – 3 человека.

Швеция показала новый истребитель «для бедных»

18 мая шведская компания SAABпровела на своем головном заводе в Линчёпинге презентацию (выкатку) опытного образца истребителя JAS-39E Gripen (Gripen E, бортовой номер 39-08) — первой машины «нового поколения» Gripen NG (NextGeneration).

В церемонии приняли участие министр обороны Швеции Петер Хультквист (Peter Hultqvist), начальник штаба Военно-воздушных сил Швеции Матс Хельгессон (Mats Helgesson), командующий ВВС Бразилии Нивалдо Луиз Россато (Nivaldo Luiz Rossato), представители руководства «Сааб», шведского Министерства обороны и командования Вооруженных сил Швеции.

Начало летных испытаний борта 39-08 запланировано на конец 2016 года, он будет использоваться для отработки аэродинамических и летных характеристик. В Линчёпинге заканчивается постройка и второго летного прототипа Gripen E (бортовой номер 39-09), который предназначен для отработки систем вооружения. Третий летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-10) должен в 2018 году стать машиной в предсерийной конфигурации. Сейчас для отработки части систем по программе Gripen NG и в качестве демонстратора используется модифицированный самолет JAS-39D (бортовой номер 39-07).

ВВС Швеции уже заказали 60 новых «Грипенов», которые будут поставлены с 2019 по 2026 год. 28 одноместных JAS-39E и восемь двухместных JAS-39F заказаны Бразилией, которой они должны быть поставлены в 2019-2024 годах. Бразилия также должна будет получить один специально изготовленный для нее прототип JAS-39E. Вероятно приобретение JAS-39E Швейцарией.
Швеция — самая маленькая страна из числа тех, которые разрабатывают и производят собственные боевые самолеты. Поскольку шведы не имеют агрессивных намерений во внешней политике и их вооруженные силы нацелены только на оборону, то им достаточно легкого фронтового истребителя с небольшим радиусом действия, но мощным вооружением. В Швеции издавна существует всеобщая воинская обязанность и большинство аэродромного персонала составляют солдаты срочной службы (типовая команда состоит из одного офицера и пяти рядовых), не имеющие высокой квалификации. Это экономит бюджет государства, но требует относительно небольшой номенклатуры аэродромного оборудования, упрощенного техобслуживания, быстрой и несложной подготовки к повторному вылету, увеличению времени наработки на отказ элементов оборудования и т.д.+

То есть и самолет и необходимая ему инфраструктура должны быть простыми и надежными. Еще одно требование -универсализм. Боевой самолет шведских ВВС должен быть многоцелевым. Такими и являются самолеты семейства «Gripen». Аббревиатура JAS расшифровывается как Jakt – истребитель, Attack – штурмовик, Spaning – разведчик.

Первая модель истребителя «Gripen» была принята на вооружение ВВС Швеции в 1997 году. Сегодня JAS 39 Gripen продаются на экспорт и стоят на вооружении ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР, Таиланда и ряда других стран.

Аэродинамическая компоновка «Gripen», выполненная по схеме «утка» соответствует авиамейнстриму 80-х годов, порой подвергается ироническим оценкам. Но вся концепция шведского истребителя основана на разумном консерватизме и максимальной боевой эффективности при минимуме затрат. Это и стало причиной повышенного внимания к нему со стороны относительно небогатых государств, стремящихся все же обеспечить свою оборону. Можно сказать, что «Грипен» — это истребитель «для бедных».

За бразильский тендер F-X на поставку 36 истребителей в течение 12 лет боролись американцы, французы и русские. Этот конкурс стартовал в 2001 году и заявки на участие в нем подали французская компания Dassault, шведская Saab и американская Boeing. Они предложили истребители Rafale, JAS 39 Gripen и F/A-18 Super Hornet. Объем средств для приобретения новых истребителей для замены устаревших французских Mirage III был определен на уровне четырех-пяти миллиардов долларов.

В 2007 году бразильцы подняли финансовую планку до 12 миллиардов долларов, и к тендеру подключились «Рособоронэкспорт», европейский консорциум Eurofighter и американская компания Lockheed Martin. Они предложили истребители Су-35, Typhoon и F-16 Fighting Falcon. Победитель конкурса должен был реинвестировать в экономику Бразилии сто процентов стоимости контракта, а также развернуть в Бразилии лицензионное производство фюзеляжей, бортового радиоэлектронного оборудования и двигателей, а также передать ключевые технологии самолетов. Приветствовалось также создание совместных предприятий с бразильскими компаниями.

Бразильцы сразу отклонили Су-35, находившийся на тот момент в стадии разработки, посчитав его «сырым». Lockheed Martin отказалась передавать технологии. Eurofighter не смог предложить никакой адекватной программы эволюции своего Typhoon. Таким образом «в игре» остались Gripen NG и Rafale.

Однако, сразу же после этого начались внутрибразильские разборки. Военные хотели закупить шведский самолет, а президент Жозе Альфреду де Паулу Силва поддался уговорам Николя Саркози, тогдашнего президента Франции, и решил остановить выбор на Rafale. Военные уперлись, и подведение итогов тендера было отложено.

Осенью 2013 года в Бразилию пожаловал новый президент Франции Франсуа Олланд — специально для «агитации» в пользу Rafale. Однако новый президент Бразилии Дилма Русеф не стала ссориться со своими военными и отказалась закупить французские истребители. Еще раньше были приостановлены переговоры с США о покупке Rafale — из-за того, что в печать попали разоблачения Эдварда Сноудена, согласно которым США вели слежку за бразильским президентом. Россия попыталась снова предложить Су-35, но и на этот раз от него бразильцы отказались.

В декабре 2013 года было объявлено о решении принять предложение шведов, так как оно оказалось самым выгодным.

По данным агентства Jane’s, шведы запросили за 36 своих «Gripen» всего 4,5 миллиарда долларов. Французы просили 8 миллиардов, а американцы на полмиллиарда меньше. Причем ни те, ни другие не хотели передавать технологии, хотя и были готовы реинвестировать сто процентов стоимости контракта в экономику Бразилии.

Шведы предложили реинвестировать 175 процентов от стоимости контракта, кроме того компания Saab создала с бразильскими компаниями AEL Sistemas и Akaer совместные предприятия по разработке и производству бортового оборудования для Gripen. В 2011 году в Бразилии открылся исследовательский и проектный центр Saab.

Также совместно с Бразилией шведы будут разрабатывать палубную версию Sea Gripen, которой уже интересуется Индия. Шведы будут еще и ремонтировать и модернизировать поставленные бразильцам самолеты.

Секрет успеха шведского авиапрома в том, что Saab сделала ставку не на сиюминутную прибыль, а на долгосрочное сотрудничество. Шведы намекают, что после первой партии из 36 самолетов будут еще и вторая, и третья. В общей сложности они рассчитывают экспортировать около 400 самолетов. Кроме того, «Gripen» производится в широкой кооперации с ведущими мировыми производителями, то есть в этом самолете сосредоточены лучшие мировые разработки. В частности, новый истребитель оснащён РЛС с активной фазированной решёткой и новой системой радиоэлектронной борьбы.

У тяжелого истребителя Су-35 изначально не было шансов победить в бразильском тендере. Кроме того, в российском авиапроме с нелегкой руки Михаила Погосяна все еще царят традиции расчета не на долгосрочное сотрудничество с партнерами, а именно на сиюминутную прибыль.+

Впрочем, даже в таких условиях у легких фронтовых истребителей компании «МиГ» возможно были бы шансы побороться за выигрыш тендера, но нынешнее руководство ОАК держит «МиГ», что называется, в черном теле.

Руководители нашего авиапрома не желают видеть, что мало кто, кроме арабских шейхов или хитрых китайцев (которые норовят зачастую просто скопировать технологии приобретенных машин), может позволить себе расщедриться на покупку партии дорогих пожирателей горючего компании «Сухой». Представляется, что руководству ОАК следует пройти бизнес-ликбез, чтобы усвоить аксиому современного бизнеса — сегментацию рынка, когда каждая компания стремится охватить не только высокорентабельные сегменты рынка, но и позиционироваться на средне- и низкодоходных участках.

Низкий уровень рыночного мышления в сочетании с неумением или нежеланием смотреть в перспективу не позволяет в полной мере реализовать экспортный потенциал наших боевых самолетов. И в этом плане нам есть чему поучиться у шведов.

DCS: AJS-37 Viggen

Главные особенности:

  • Точная высокодетализированная кабина, поддерживающая 6 степеней свободы
  • Детальное моделирование систем самолета, включая:
    • ПрНК CK37, обеспечивающий расчет навигационных параметров, времени полета к цели и требуемый расход топлива
    • Интерфейс ввода/вывода данных и картридж с планом полета
    • Автоматическую навигацию методом счисления пути и коррекцию координат по рельефу местности
    • Пилотажные приборы
    • Электрическую и гидравлическую системы
    • TILS — тактическая система инструментального захода на посадку
  • Продвинутое моделирование ТРДД RM-8A, включая режим реверса тяги, помпаж и срыв пламени
  • Детальное моделирование БРЛС PS-37/A, включающее:
    • Настройку усилителей и фильтров
    • Режим обнаружения наземных препятствий
    • Режим памяти
    • Режим «воздух-воздух»
    • Режим «воздух-поверхность», предназначенный для обнаружения кораблей, определения их координат, скорости и курса.
  • Продвинутая летная модель, разработанная на основе реальных данных и оригинальной документации
  • Программируемое оружие: ввод ППМ в автопилот противокорабельных ракет RB-15F и настройка режимов применения планирующих бомбовых кассет BK-90 «Mjolnir»
  • Детальное моделирование 14 образцов оружия и различных подвесок, подвешиваемых к самолету. В вашем распоряжении обширный арсенал средств поражения от неуправляемых ракет и бомб до противокорабельных ракет с командным наведением RB-05A и управляемых ракет воздух-поверхность RB-05A «Maverick» с ТВ ГСН
  • Подробное 400 страничное руководство пилота
  • Обучающие интерактивные миссии, снабженные голосом инструктора
  • Несколько сюжетных кампаний и миссий, включая:
    • Кампанию для карты Кавказа*
    • Мини-кампанию для карты Невады*
    • Вводную мини-кампанию для карты Кавказа*
    • Быстрые и одиночные миссии

* могут быть недоступны в поставке раннего доступа

Истребитель поступил на вооружение в 1971 году и находился на службе вплоть до 2005 года. Viggen стал очередным подтверждением высокого уровня самолетостроения Швеции и компании Saab в частности.

Самолет AJS-37, представленный в модуле, является модернизированным вариантом истребителя-бомбардировщика AJ-37, получившего обновленный состав бортового радиоэлектронного оборудования, новое программное обеспечение, а также расширенную номенклатуру применяемого вооружения. AJC-37 состоял на вооружении ВВС Швеции на протяжении 90-х годов 20-го века.

Viggen имеет великолепную эргономику кабины, продвинутую систему автоматического управления, включающую автомат тяги, а также развитую систему индикации, облегчающую выполнение бомбометания с низковысотного высокоскоростного полета.

AJS-37 Viggen обладает широким арсеналом средств поражения, в который входят как неуправляемые ракеты и бомбы, так и программируемые противокорабельные ракеты RB-15F, планирующие бомбовые кассеты BK90 и пушечные контейнеры. В качестве оружия «воздух-воздух», самолет может применять ракеты Sidewinder с ИК ГСН.

ВВС Швеции загримировали свой новый Gripen E под Су-57

Российский истребитель пятого Су-57 продолжает оставаться законодателем мод в области авиационного камуфляжа. Новый вариант шведского многоцелевого самолета Gripen E окрашен в стиле и цветовой гамме российского самолета.

Ранее камуфляж Су-57 был воспроизведен на американских истребителях F-16 из эскадрильи, самолеты которой изображают противника на учениях американских летчиков.

Как сообщает издание The Аviationist, еще неизвестно, станет ли новая схема окраски официальным цветом ВВС Швеции или будет использоваться для тренировки пилотов в учебных боях, но она «выглядит довольно круто».

Отметим, что разработка модернизированной версии JAS 39E стартовала в 2007 году. Свой первый полет опытный истребитель Gripen E совершил 15 июня 2017 года. Известно, что машина получит новый мощный двигатель, активную фазированную антенную решетку РЛС Leonardo Raven ES-05 и новую авионику.

Боекомплект может включать четыре ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick или две крылатые KEPD 350. Возможно использование двух противокорабельных ракет RBS-15F. На четырех подкрыльевых пилонах могут подвешиваться блоки с неуправляемыми ракетами. Кроме того, самолет может нести различные виды авиабомб. В итоге максимальная масса самолета увеличивается с 14 до 16,5 тонны.