Самолет ВВС России

Авиационный полк

— воинская часть, основная тактическая единица, предназначенная для решения тактических и оперативно-тактических задач. Авиационные полки бывают: бомбардировочные, дальнебомбардировочные, истребительно-бомбардировочные, истребительные, разведывательные, армейской и транспортной авиации. Авиационный полк состоит из штаба и нескольких авиационных эскадрилий, вооружённых, как правило, однотипными самолетами. Смешанные авиационные полки имеют в своём составе разнородную авиацию. Авиационный полк входит в состав авиационного соединения (отдельный авиационный полк — в состав высшего авиационного соединения или авиационного объединения); В Войсках ПВО страны авиационный полк входит в состав соединения (отдельный авиационный полк — в состав объединения) ПВО. В сов. ВВС авиационные полки впервые созданы в 1938. К началу Великой Отечественной войны В сов. ВВС авиационные полки состояли из 4—5 эскадрилий общей численностью до 60 самолётов; в ходе войны авиационные полки стали включать 3 эскадрильи и насчитывали 32 самолёта (бомбардировочный авиационный полк) или 40 самолётов (истребительный и штурмовой авиационный полк).

Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VI

Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

129-й истребительный авиационный полк был сформирован в мае 1940 года в Белорусском Особом военном округе на базе 123-го ИАП в составе четырех эскадрилий на самолетах И-153. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны полк участвовал с 22 июня 1941 года до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).

6 декабря 1941 года за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой приказом НКО СССР 129-й ИАП был преобразован в 5-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, было выполнено 15 464 боевых вылета, в воздушных боях сбито 657 самолетов противника. Таким образом, 5-й Гв.ИАП стал самым результативным из всех советских авиационных полков, принимавших участие в войне. Свои безвозвратные потери составили 320 самолетов и 83 летчика (из них 74 машины и 23 пилота – небоевые потери).

В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

Поврежденный И-153, предположительно из состава 129-го ИАП,
захваченный противником на аэродроме летом 1941 г.
(фото предоставлено Михаилом Тиминым) Замаскированный МиГ-3 из состава 129-го ИАП на полевом аэродроме, Западный фронт, осень 1941 г.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным)

И-153 и МиГ-3. На этих самолетах, находясь в стадии переучивания и перевооружения и имея двойной комплект материальной части, 129-й ИАП вступил в боевые действия 22 июня 1941 г. Провоевав до конца июня, полк передал все оставшиеся бипланы в другие части, и к середине июля на аэродроме г. Орел был переформирован по трехэскадрильному штату и полностью перевооружен на МиГ-3. Безвозвратные потери И-153 по всем причинам составили 32 машины, большинство которых было уничтожено (либо повреждено и брошено за невозможностью эвакуации) на аэродромах в первые дни войны. «МиГи» находились на вооружении части до 20 октября 1941 г., после чего 129-й ИАП был выведен в тыл на доукомплектование. Всего за период эксплуатации по всем причинам полком было потеряно 67 МиГ-3.

ЛаГГ-3 из состава 5-го Гв.ИАП, вооруженный реактивными снарядами РС-82,
выруливает на взлетную полосу. Калининский фронт, зима 1941–42 гг.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным) Летчик 5-го Гв.ИАП И. П. Лавейкин (второй справа) со своим наземным экипажем перед
полковым ЛаГГ-3 с окрашенным в белый цвет коком воздушного винта. Калининский фронт, зима 1941–42 гг.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным)

ЛаГГ-3. Самолетами данного типа 129 иап был полностью оснащен в октябре 1941 г. в 1 запасном истребительном авиаполку Московского ВО (г. Арзамас), где переформирован по 2-эскадрильному штату. Истребители Лавочкина-Горбунова-Гудкова находились на вооружении полка ровно год – до конца октября 1942 г. За этот период в боях и летных происшествиях было потеряно 79 ЛаГГ-3.

Группа летчиков 5-го Гв.ИАП обсуждает обстоятельства воздушного боя на фоне ЛаГГ-3 (бортовой № 67)
с интересной индивидуальной эмблемой на борту.
Справа налево: П. Радченко, П. Песков, Н. Макаренко, Д. Штоколов, В. Попков. Калининский фронт, май 1942 г.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Ла-5. В период с ноября по декабрь 1942 г. во 2-м ЗИАП Московского ВО (ст. Сейма Горьковской области) летный состав 5-го Гв.ИАП освоил истребители Ла-5. К боевой работе на новой матчасти полк приступил в 20-х числах декабря на Юго-Западном фронте и действовал на различных вариантах этого типа (Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН) до окончания войны. Безвозвратные потери истребителей Лавочкина 5-й модели всех модификаций за весь период эксплуатации в 5-м Гв.ИАП составили 125 самолетов.

Ла-5Ф из состава 5-го Гв.ИАП, на котором летал Герой Советского Союза ст. лейтенант И. Н. Сытов. Юго-Западный фронт, осень 1943 г. Самолет построен на средства, собранные трудящимися Горьковской области
(рисунок автора) Один из двух самолетов Ла-5Ф, приобретенных для 5-го Гв.ИАП коллективом джаз-оркестра
Леонида Утесова, 1944 г.
Самолет назван в честь известного кинофильма, в котором снимался артист вместе со своим коллективом.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным) Летчик Игорь Глазков у одного из подаренных Ла-5Ф, 1944 г.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным) Летчики 5-го Гв.ИАП у одного из полковых Ла-5ФН, осень 1944 г. Слева направо: Г. Баевский, В. Попков и Е. Яременко.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным) Лучший ас 5-го Гв.ИАП дважды Герой Советского Союза Виталий Попков у своего истребителя Ла-5ФН, осень 1944 г.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным) Ла-5ФН из состава 5-го Гв.ИАП, 1-й Украинский фронт, осень 1944 г.
(рисунок автора)

Ла-7. Единичные экземпляры новейшего и наиболее совершенного на тот момент отечественного истребителя стали поступать в боевой состав полка в январе 1945 г. и эксплуатировались (параллельно с Ла-5ФН) на завершающем этапе войны, но целиком 5-й Гв.ИАП на «семерки» перевооружен не был. Всего полк получил не более 10 Ла-7, из которых было потеряно две машины.

Як-9У из состава 5-го Гв.ИАП, на котором летал Герой Советского Союза Георгий Баевский, весна 1945 г.
(рисунок автора)

Як-9У. 28 апреля 1945 г. полк получил 12 истребителей Як-9У и, не прерывая боевой работы на Ла-5 и Ла-7, начал их освоение с целью унификации самолетного парка с двумя другими полками 11-й Гв.ИАД, которые летали на истребителях Яковлева. Решение вскоре было отменено, а самолеты переданы в другие части дивизии. В боевых действиях самолеты Яковлева летным составом 5-го Гв.ИАП не применялись, потерь данной матчасти не было.

Пятая часть статьи

Седьмая часть статьи

Военно-воздушные силы (ВВС) — род сил в составе Воздушно-космических сил России, наиболее маневренная и мобильная составляющая армии страны.

Общая информация и основные задачи ВВС

Российская Федерация располагает Военно-воздушными силами, которые могут быть использованы для разрешения любых конфликтов, представляющих угрозу не только нашему государству, но и странам-союзникам. Примером могут послужить недавние события в Сирии.

ВВС РФ призваны выполнять следующие боевые задачи:

  1. Отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита государственных и военных органов управления, промышленно-экономических районов, важнейших объектов инфраструктуры, группировок войск.
  2. Поражение объектов военно-экономического потенциала, авиационных, противовоздушных, ракетно-ядерных и корабельных группировок противника.
  3. Транспортировка по воздуху военной техники, а также выброска (высадка) войск и военной техники на вражеской территории.
  4. Поддержка и обеспечение боевых действий Сухопутных войск и сил Военно-морского флота.
  5. Стратегическая, оперативная и тактическая разведка.

СПРАВКА. В мирное время Военно-воздушные силы занимаются охраной границ РФ и наблюдением за полетами иностранных разведывательных аппаратов в приграничном пространстве.

История ВВС России

Становление войск в СССР

В 1910 году создается Императорский военно-воздушный флот. Самолеты применяются для разведки, корректировки артиллерийского огня, бомбардировки противника, а позже и как истребители.

Из уцелевших в боях Гражданской войны самолетов в 1918 году формируется Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот, насчитывающий до 350 летательных аппаратов.

После войны развитию авиации уделяется пристальное внимание руководства страны, и уже в 30-х годах налаживается производство истребителей И-15 и И-16 и бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3.

Истребитель И-15

В 1932 году ВВС Рабоче-крестьянской Красной армии становятся самостоятельным родом войск, включающим войсковую, армейскую и фронтовую авиацию.

К началу Великой Отечественной войны в ВВС насчитывается более 20 тыс. крылатых машин. Однако в первые дни войны бо́льшая часть самолетов была уничтожена на аэродромах и в неравных воздушных боях с захватчиками. И только благодаря героическим усилиям конструкторов, инженеров, военных, рабочих (не только мужчин, а и женщин, и подростков) – всего народа, удалось переломить катастрофическую ситуацию и возродить авиацию страны!

За четыре года войны было построено около 100 тыс. боевых самолетов. Разрабатывалось новое вооружение, росло мастерство советских летчиков, совершенствовалась тактика применения авиации для поддержки наступающих войск.

ВАЖНО! В течение 1941 – 1945 годов силами ВВС было уничтожено около 57 тыс. самолетов противника (всего на советско-германском фронте было уничтожено 77 тыс. немецких самолетов).

В 40 – 50-х годах Военно-воздушные силы стремительно модернизируются: происходит переход от поршневой к реактивной авиации, разрабатываются новое ракетное вооружение и радиолокационные системы. Ежегодно в арсенал ВВС страны поступает 400-600 единиц авиационной и ракетной техники.

К концу 80-х годов на вооружении состоит около 10 тыс. самолетов и вертолетов.

Современное состояние Военно-воздушных сил

После распада СССР для российских ВВС настали трудные времена. Однако уже с 2009 г. был взят курс на модернизацию имеющегося авиапарка, а закупки новой техники приблизились к показателям закупок времен СССР.

В современной России развитию военной авиации придается первостепенное значение, на это выделяется достаточно средств из федерального бюджета. Российские ВВС обладают мощнейшим арсеналом и способны противостоять любому противнику.

Современные самолеты на аэродроме «Кубинка»

Структура ВВС

ВВС РФ состоит из следующих родов войск (сил):

  1. Авиация, в зависимости от назначения:
    • бомбардировочная;
    • штурмовая;
    • истребительная;
    • противовоздушной обороны;
    • разведывательная;
    • транспортная;
    • специальная.
  2. Зенитные ракетные войска, главной функцией которых является защита стратегических объектов, а также группировок войск от ударов с воздуха. В качестве оружия используют зенитные ракетные комплексы и системы, которые обладают высокой огневой мощью и точностью поражения.
  3. Радиотехнические войска, выполняющие разведывательную функцию.
  4. Специальные войска.
  5. Части и учреждения тыла.

Истребители Миг-29

Вооружение ВВС России

На вооружении ВВС состоят:

Бомбардировщики: Ту-160, Ту-22МЗ, Ту-95МС, Су-24, Су-34 (истребитель-бомбардировщик);

Фронтовой бомбардировщик Су-24

Истребители: МиГ-29, МиГ-27, МиГ-31, Су-27, Су-30, МиГ-25Р, Су-24MP;

Многоцелевой истребитель Су-30

Штурмовики: Су-25, Су-39;

Штурмовик Су-39

Вертолеты: Ми-8, Ми-24, Ми-17, Ми-26, Ка-31, Ка-52, Ка-62;

Вертолет Ка-52 «Аллигатор»

Транспортные самолеты: Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124, Ил-76;

Транспортный самолет Ан-26

Самолеты специальной авиации: командные пункты, ДРЛОиУ, РЭБ, заправщики и т.п.;

Самолет РЭБ

Зенитные ракетные системы С-200, С-300, С-300ПМ (рис. 7), С-400 «Триумф»;

Зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф»

Радиолокационные станции и комплексы «Противник-Г», «Небо-У», «Гамма-ДЕ», «Гамма-С1», «Каста-2».

Радиолокационная станция «Каста-2»

На 2019 год техническое оснащение Военно-воздушных сил будет происходить следующим образом:

  • ВВС получат около 100 самолетов и вертолетов.
  • В качестве новых средств защиты будут выпущены истребители 5-го поколения – СУ-57, а также вертолеты Ми-28НМ.
  • Ряды военной техники будут пополнены вертолетами Ми-38Т и Ми-26Т2В.

СПРАВКА. Согласно плану на 2019 год ряды ВВС пополнятся многофункциональными истребителями МиГ-35 и разведывательно-ударными беспилотниками (такими как «Орион»), контракт о поставке которых был подписан на форуме «Армия-2018».

Современная форма ВВС

Форма одежды для военнослужащих Военно-воздушных сил создана, в первую очередь, для удобства в повседневной носке и имеет отличия в зависимости от статуса сотрудника и его половой принадлежности.

Существует несколько вариантов форменной одежды:

  1. Форма для рядовых и курсантов, летний вариант которой состоит из костюма синего цвета, белой майки, черных ботинок и полевой фуражки.
  2. Зимний вариант состоит из камуфляжного костюма, майки и фуражки такой же расцветки, кашне и пальто защитного цвета, ботинок черного цвета и перчаток.
  3. Для офицеров разработаны два варианта повседневной формы:
    • Летняя, состоящая из синих брюк и кителя, голубой рубашки и черного галстука с золотой закрепкой. Головным убором служит фуражка синего или защитного цвета. На ноги предусмотрены черные ботинки.
    • Зимняя форма, которая аналогична летней и дополняется серым или синим пальто с шапкой-ушанкой серого цвета и перчатками черного цвета.
  4. Форма высших офицеров аналогичная, отличие состоит в том, что она дополнена съемным воротником из каракуля серого цвета и серой папахой.
  5. Форма для женщин-военнослужащих также имеет два варианта:
    • Летний, состоящий из юбки и жакета синего цвета или цвета хаки и аналогичной блузки, а также черного галстука с золотой закрепкой. Головным убором служит синяя или защитная пилотка. В качестве обуви допустимы туфли и ботинки черного или телесного цвета.
    • Зимний, дополненный кашне синего или защитного цвета, а также пальто синего или серого цвета. Головной убор – каракулевый берет серого цвета.

СПРАВКА. Для военнослужащих ВВС также разработана парадная форма, которая имеет некоторые отличия от повседневной

Военная форма ВВС России

День Военно-воздушных сил

12 августа 1912 года был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба.

С тех пор день ВВС отмечается ежегодно 12 августа. Этот праздник установлен официально Указом Президента РФ «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации» 31.05.2006 г. №549.

Флаг ВВС России

Интересные факты

Наша страна по праву может гордиться достижениями авиационных конструкторов, мастерством военных летчиков. Приведем несколько любопытных фактов о ВВС России:

  • Разработанный в 1913 г. «Дукс-1» стал первым русским аэропланом, вооруженным пулеметом.
  • Первым русским самолетом, предназначенным для ведения воздушного боя, стал двухместный биплан Сикорского С-16, выпущенный в 1915 г.
  • Биплан «Илья Муромец» стал первым в мире серийным четырехдвигательным бомбардировщиком и разведывательным самолетом.
  • Первый истребитель, выпущенный в СССР – И-1 (Ил-400) конструктора Поликарпова Н.Н., поднялся в воздух в августе 1923 г.
  • И-16 («Ишачок») – считается первым в мире истребителем-монопланом с закрытой кабиной и убираемым шасси.
  • Первые реактивные самолеты в Советском Союзе – МиГ-9 и Як-15.
  • Ту-12 Туполева А.Н. считается первым советским реактивным бомбардировщиком, а первым сверхзвуковым бомбардировщиком – Ту-22.
  • Первым советским боевым самолетом вертикального взлета и посадки стал Як-36МП.
  • Одними из лучших маневренных характеристик обладает российский Су-27, который совершил свой показательный полет в мае 1977 года.
  • Самым большим в мире военно-транспортным самолетом является Ан-124 «Руслан», грузоподъемностью до 120 000 кг.
  • Противолодочный самолет Ту-142 (модификация Ту-95) признан самым скоростным в мире турбовинтовым самолетом (более 900 км/ч). Истребитель МиГ-25 считается самым быстрым из боевых самолетов. Его максимальная скорость (без ракет) составляет около 3400 км/ч.

Военно-воздушные силы РФ

Военно-воздушные силы Российской Федерации

Военно-воздушные силы — наиболее мобильный и маневренный вид Вооруженных Сил, предназначенный для защиты центров, районов страны (административных, промышленно-экономических), группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха и космоса, обеспечения действий Сухопутных войск и Военно-Морского Флота, нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

Основными задачами ВВС в современных условиях являются:

  • вскрытие начала нападения воздушного противника;
  • оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;
  • завоевание и удержание господства в воздухе;
  • прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;
  • авиационная поддержка Сухопутных войск и сил Флота;
  • поражение объектов военно-экономического потенциала противника;
  • нарушение военного и государственного управления противника;
  • поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;
  • поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;
  • выброска боевой техники и высадка войск;
  • перевозка по воздуху войск и боевой техники;
  • ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;
  • контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.

В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.

Военно-воздушные силы включают в себя воздушные армии Верховного Главного командования стратегического назначения и Верховного Главного командования военно-транспортной авиации; Московский округ ВВС и ПВО; армии ВВС и ПВО: отдельные корпуса ВВС и ПВО.

В состав ВВС входят следующие рода войск (рис. 1):

  • авиация (рода авиации — бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);
  • зенитные ракетные войска;
  • радиотехнические войска;
  • специальные войска;
  • части и учреждения тыла.

Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность».

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также веления борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.

Рис. 1. Структура Военно-воздушных сил

Одно из основных требований к штурмовику — высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.

На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.

Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппарату рой, магнитометрами.

Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска — основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.

Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.

Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

Рис. 2. Стратегический сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160: размах крыльев — 35.6/55,7 м; длина — 54,1 м; высота — 13.1 м; масса максимальная взлетная — 275 т; максимальная боевая нагрузка — 45 т; крейсерская скорость — 960 км/ч; дальность действия — 7300 км; потолок — 18000 м; вооружение — ракеты, бомбы (в том числе ядерные); экипаж — 4 человека

Рис. 3. Многоцелевой истребитель МиГ-31Ф/ФЗ: размах крыла — 13,46 м; длина — 22,67 м; высота — 6,15 м; масса максимальная взлетная — 50 000 кг; крейсерская скорость — 2450 км/ч; дальность — 3000 км; боевой радиус действия — 650 км; потолок — 20 000 м; вооружение — 23-мм шестиствольная пушка (260 патронов, скорострельность — 8000 выстрелов/мин); боевая нагрузка — 9000 кг (УР, бомбы); экипаж — 2 человека

Рис. 5. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50: размах крыла — 50,5 м; длина — 46,59 м; высота — 14,8 м; масса нормальная взлетная — 190 000 кг; максимальная крейсерская скорость — 800 км/ч; дальность — 7500 км; потолок — 12000 м; дальность обнаружения целей: воздушных — 240 км, надводных — 380 км; экипаж — 5 человек + 10 человек тактический расчет

Рис. 6. Боевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»: диаметр несущего винта — 14,50 м; длина с вращающимися винтами — 15,90 м; масса максимальная — 10 400 кг; потолок — 5500 м; дальность действия — 520 км; вооружение — 30-мм пушка с боезапасом в 500 патронов; боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески (ПТУР, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, НУР, УР); экипаж — 2 человека

Рис. 7. Зенитная ракетная система С-300-ПМ: поражаемые цели — самолеты, крылатые и тактические ракеты всех типов; зона поражения — дальность 5-150 км, высота 0,025-28 км; число одновременно поражаемых целей — до 6; число одновременно наводимых ракет на цель — 12; время готовности к боевой работе с марша — 5 мин


ЭпохА/теремок/БерлогА

Военно-воздушные силы (ВВС) состоят из:
— родов авиации;
— зенитных, ракетных и радиотехнических войск;
— ракетные войска и артиллерия;
— специальных войск, частей и учреждений тыла.

Военно-воздушные силы (ВВС) – вид Вооруженных Сил Российской Федерации. Они предназначены для ведения разведки группировок противника; обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе; защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов (объектов) страны и группировок войск; предупреждения о воздушном нападении; поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника; поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота; десантирования воздушных десантов; перевозки войск и материальных средств по воздуху.

В мирное время они осуществляют охрану Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве.

В состав ВВС входят следующие рода войск: авиация (рода авиации – бомбардировочная, штурмовая, истребительная авиация противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная), зенитные ракетные войска, радиотехнические войска, специальные войска, части и учреждения тыла.

Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность”.

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также ведения борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.

Одно из основных требований к штурмовику — высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.

На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.
Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппаратурой, магнитометрами.

Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска — основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.

Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.

Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

Источник: http://www.prizivnik24.ru/contents/127. … _sily.html

*************

Военно-воздушные силы

Самолеты ВВС России решают как боевые, так и вспомогательные задачи

Современные российские зенитно-ракетные системы ПВО обеспечивают надежное прикрытие войск с воздуха

Армейская авиация предназначена для решения оперативно-тактических и тактических задач в ходе армейских операций

Радиотехнические войска Военно-воздушных сил являются основным источником радиолокационной информации о воздушной обстановке

Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 16 июля 1997 г. определено формирование нового вида Вооруженных Сил (ВС) на базе существовавших Войск противовоздушной обороны (ПВО) и Военно-воздушных сил (ВВС). Это потребовало от Главных штабов в переходный период интенсивной деятельности по проведению структурных изменений в организации системы управления и создаваемых группировках войск. К 1 марта 1998 г. на базе органов управления Войск ПВО и ВВС было сформировано управление Главнокомандующего ВВС и Главный штаб ВВС, а Войска ПВО и ВВС объединены в новый вид ВС РФ – ВВС.

ВВС РФ предназначены для:

отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны и группировок войск (сил);
поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;
авиационного обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.

ВВС включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск ВВС, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБЗ, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации.

По своему предназначению и решаемым задачам авиация ВВС подразделяется на дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию, которые, в свою очередь, могут иметь в своем составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Основу боевого состава ВВС составляют авиационные базы и бригады Воздушно-космической обороны.

Военно-воздушные силы

Главное командование военно-воздушных сил

Авиация

Авиация ВВС (Ав ВВС) по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, которые в своем составе имеют: бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Организационно авиация ВВС состоит из авиационных баз, которые входят в состав объединений ВВС, а также других частей и организаций, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС.

Дальняя авиация (ДА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики. Действуя преимущественно в стратегической глубине, соединения и части ДА выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно-морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на театре военных действий, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха. Часть сил ДА может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач.

Дальняя авиация является компонентом стратегических ядерных сил.

Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге страны.

Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР.

Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.

Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования ДА являются полеты на воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС и Ту-160 в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря; на Северный полюс и в район Алеутских островов; вдоль восточного побережья Южной Америки.

Независимо от организационной структуры, в которой существует и будет существовать дальняя авиация, боевого состава, характеристик имеющихся на вооружении самолетов и средств поражения, основной задачей дальней авиации в масштабе ВВС следует считать как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны ДА будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления.

Анализ современных взглядов на предназначение ДА, возлагаемые на нее задачи, прогнозируемые условия их выполнения показывают, что в настоящее время и перспективе дальняя авиация продолжает оставаться основной ударной силой ВВС.

Основные направления развития дальней авиации:
поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока службы;
создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях. Включает авиационные базы, части и подразделения специальных войск.

Часть сил ВТА может привлекаться к выполнению специальных задач.

Основные направления развития военно-транспортной авиации: поддержание и наращивание возможностей по обеспечению развертывания Вооруженных Сил на различных ТВД, десантирования воздушных десантов, перевозке войск и материальных средств по воздуху за счет закупки новых самолетов Ил-76МД-90А и Ан-70, Ил-112В и проведения модернизации самолетов Ил-76 МД и Ан-124.

Оперативно-тактическая авиация предназначена для решения оперативных (оперативно-тактических) и тактических задач в операциях (боевых действиях) группировок войск (сил) на театрах военных действий (стратегических направлениях).

Армейская авиация (АА) предназначена для решения оперативно-тактических и тактических задач в ходе армейских операций (боевых действий).

Бомбардировочная авиация (БА), имея на вооружении стратегические, дальние и оперативно-тактические бомбардировщики, является основным ударным средством ВВС и предназначена для поражения группировок войск, авиации, военно-морских сил противника, разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно в стратегической и оперативной глубине.

Штурмовая авиация (ША), имея на вооружении самолеты-штурмовики, является средством авиационной поддержки войск (сил) и предназначена для поражения войск, наземных (морских) объектов, а также самолетов (вертолетов) противника на аэродромах (площадках) базирования, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно на переднем крае, в тактической и оперативно-тактической глубине.

Истребительная авиация (ИА), имея на вооружении самолеты-истребители, предназначена для поражения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов в воздухе и наземных (морских) объектов противника.

Разведывательная авиация (РзА), имея на вооружении самолеты-разведчики и беспилотные летательные аппараты, предназначена для ведения воздушной разведки объектов, противника, местности, погоды, воздушной и наземной радиационной и химической обстановки.

Транспортная авиация (ТрА), имея на вооружении транспортные самолеты, предназначена для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, военной и специальной техники и других материальных средств по воздуху, обеспечения маневра и боевых действий войск (сил), выполнения специальных задач.

Соединения, части, подразделения бомбардировочной, штурмовой, истребительной, разведывательной и транспортной авиации также могут привлекаться для решения других задач.

Специальная авиация (СпА), имея на вооружении самолеты и вертолеты, предназначена для выполнения специальных задач. Части и подразделения специальной авиации находятся в непосредственном или оперативном подчинении командующего объединением ВВС и привлекаются для: ведения радиолокационной разведки и осуществления наведения авиации на воздушные и наземные (морские) цели; постановки радиоэлектронных помех и аэрозольных завес; поиска и спасания летных экипажей и пассажиров; дозаправки самолетов топливом в воздухе; эвакуации раненых и больных; обеспечения управления и связи; ведения воздушной радиационной, химической, биологической, инженерной разведки и выполнения других задач.

Зенитные ракетные войска

Зенитные ракетные войска (ЗРВ) являются родом войск Военно-воздушных сил, имея на вооружении зенитные ракетные комплексы (ЗРК) и зенитные ракетные системы (ЗРС), составляют основную огневую силу в системе противовоздушной (воздушно-космической) обороны и предназначены для защиты пунктов управления (ПУ) высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), важнейших промышленных и экономических центров и других объектов от ударов средств воздушно-космического нападения (СВКН) противника в пределах зон поражения.

ЗРВ ВВС состоят из зенитных ракетных полков (зрп), которые организационно входят в состав объединения ВВС, бригады ВКО, а также частей и организаций, непосредственно подчиненных главнокомандующему Военно-воздушными силами (ГК ВВС).

Современные российские зенитные ракетные комплексы С-300, С-400, зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1» способны уничтожать различные воздушные цели, в том числе поражать боеголовки баллистических ракет.

С полками постоянно проводятся тактические учения с боевой стрельбой (ТУ с БС) на полигонах «Ашулук» (Астраханская обл.) и «Телемба» (Забайкальский край).

Основные направления развития зенитных ракетных войск ВВС: совершенствование группировок ЗРВ и наращивание их возможностей за счет принятия на вооружение новых зенитных ракетных систем средней дальности и дальнего действия С-400, дальнего действия С-500, ЗРПК ближнего действия «Панцирь-С (СМ)» и модернизации существующих ЗРС средней дальности С-300ПМ до уровня С-300ПМ2.

Радиотехнические войска

Радиотехнические войска (РТВ) являются родом войск Военно-воздушных сил, имея на вооружении радиотехнические средства (РТС) и комплексы средств автоматизации (КСА), предназначены для ведения радиолокационной разведки воздушного противника и выдачи радиолокационной информации о воздушной обстановке, в пределах радиолокационного поля, органам управления ВВС и других видов и родов войск Вооруженных Сил, на пункты управления боевыми средствами авиации, ЗРВ и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) при решении ими задач мирного и военного времени.

РТВ ВВС состоят из радиотехнических полков (ртп), которые организационно входят в состав объединения ВВС, бригады ВКО, а также других частей и организаций, непосредственно подчиненных ГК ВВС.

Радиотехнические войска Военно-воздушных сил являются основным источником радиолокационной информации о воздушной обстановке. Они ведут радиолокационную разведку и обеспечивают радиолокационной информацией боевые расчеты вышестоящих командных пунктов (КП) и КП соединений, воинских частей и подразделений авиации, зенитных ракетных войск и радиоэлектронной борьбы.

В мирное время все развернутые подразделения и КП соединений и частей РТВ несут боевое дежурство по противовоздушной обороне, выполняют задачи по охране государственной границы в воздушном пространстве.
В ходе проведения мероприятий при переходе к новому облику главной задачей стало совершенствование системы управления, поддержание боевой готовности частей и подразделений в степени, обеспечивающей выполнение задач по предназначению.

Основное внимание при оснащении войск радиоэлектронной техникой уделяется повышению маневренных возможностей подразделений, их способности выдать боевую оперативную информацию в новом позиционном районе в кратчайшие сроки.

Основные направления развития радиотехнических войск ВВС – совершенствование технической оснащенности воинских частей и подразделений за счет проведения мероприятий по продлению ресурса и модернизации существующей техники и вооружения, освоения вооружения нового парка: РЛК средних и больших высот «Небо-М», РЛС средних и больших высот «Противник-Г1М», «Сопка-2», РЛК малых высот «Подлет-К1» и «Подлет-М», РЛС малых высот «Каста-2-2».

Специальные войска

Специальные войска ВВС предназначены для обеспечения боевой деятельности объединений, соединений и частей ВВС. Организационно части и подразделения специальных войск входят в состав объединений, соединений и частей ВВС.

В Специальные войска входят: части и подразделения разведки, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, РЭБ, инженерные, РХБ защиты, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, морально-психологического, материально-технического и медицинского обеспечения, части обеспечения и охраны органов военного управления.

Части и подразделения разведки предназначены для добывания разведывательных данных о составе, состоянии и деятельности средств воздушно–космического нападения (СВКН) противника и выдачи информации предупреждения об угрозе и подготовке к нападению. Они выполняют задачи во взаимодействии с частями других видов и родов войск Вооруженных Сил путем обнаружения летательных аппаратов различной принадлежности по работе их радиоэлектронных средств. К ним относятся отдельные радиотехнические центры обнаружения.

Части и подразделения связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления (связи, РТО и АСУ) предназначены для развертывания, эксплуатационного обслуживания и поддержания в готовности к боевому применению системы связи и РТО, автоматизированной системы управления объединений, соединений и частей ВВС. К ним относятся: части и подразделения связи.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы (РЭБ) предназначены для радиоэлектронного поражения радиоэлектронных средств систем управления войсками (силами) и оружием, авиацией и противовоздушной обороной (ПВО) противника, а также контроля за эффективностью проводимых мероприятий по радиоэлектронной защите (РЭЗ) своих сил и средств.

Части и подразделения инженерных войск предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения, требующих специальной подготовки личного состава и использования инженерной техники и боеприпасов.

Части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты (РХБ защиты) предназначены для выполнения наиболее сложных задач РХБ защиты соединений и частей, а также для решения других специальных задач.

Топогеодезические подразделения предназначены для обеспечения соединений и частей ВВС топогеодезическими данными, необходимыми для решения поставленных задач.

Части и подразделения поиска и спасания предназначены для организации и осуществления поиска летательных аппаратов, терпящих бедствие и оказания им помощи.

Метеорологические подразделения предназначены для обеспечения соединений и частей, расчетов ПУ метеорологическими данными при подготовке и ведении боевых действий.

Воздухоплавательные части и подразделения предназначены для ведения воздушной разведки, ретрансляции сигналов связи, создания помех радиоэлектронным средствам противника и отвлечения его сил ПВО путем создания ложных воздушных целей, поражения площадных объектов, а также для выброски агитационно-пропагандистских материалов в тылу противника.

Части и подразделения материально-технического обеспечения предназначены для поддержания боевой готовности и боеспособности войск (сил) по наличию готовых к применению по назначению вооружения и военной техники и удовлетворению материальных, транспортных, бытовых и других потребностей войск. К ним относятся арсеналы, базы, склады, мастерские, лаборатории, отдельные ремонтно-восстановительные батальоны, авиационно-технические и инженерно-аэродромные части; аэродромно-технические и аэродромно-эксплуатационные подразделения.

Медицинские части и организации предназначены для поддержания здорового состояния личного состава и сотрудников органов военного управления, соединений, частей и подразделений ВВС. К ним относятся военный госпиталь, центр (лаборатории) авиационной медицины, профилактории.

http://www.structure.mil.ru/structure/f … pe/air.htm

История ВВС России

30 июля (12 августа) 1912 г. в составе русской армии был создан специальный орган военного управления авиацией и воздухоплаванием. Этот день официально установлен в Российской Федерации как День Военно-воздушных сил.
К началу Первой мировой войны Россия имела 39 отрядов, на вооруженни которых насчитывалось 263 самолета, предназначенных для использования в военных целях. В годы войны для прикрытия наиболее важных центров страны начинает структурно оформляться воздушная оборона. Одной из первых 8 декабря 1914 г. создается воздухооборона столицы России – Петрограда и его окрестностей, организационно включавшая в себя батареи зенитной артиллерии, авиационные экипажи, сеть постов воздушного наблюдения. В историю Первой мировой войны вписаны имена создателей «русской школы воздушного боя» П.Н. Нестерова, Е.Н. Крутеня, А.А. Козакова, К.К. Арцеулова, Н.А. Яцука. К концу Первой мировой войны авиация стала самостоятельным родом Сухопутных войск.

С развитием военной авиации шло организационное оформление войск воздушной обороны (с 1928 г. – противовоздушной обороны (ПВО). Для воздушной обороны создаются отдельные дивизионы, с 1924 г. – зенитные артиллерийские полки.

В 1932 г. Военно-воздушные силы получают статус самостоятельного рода войск. ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) организационно делились на войсковую, армейскую и фронтовую авиацию. В 1933 г. структурно оформляется тяжелая бомбардировочная авиация (как средство Главного Командования).

10 мая 1932 г. создается Управление ПВО РККА. Формируются отдельные бригады, дивизии, корпуса ПВО. 9 ноября 1941 г. Войска ПВО территории страны приобрели статус самостоятельного рода войск. В январе 1942 г. в их составе организационно оформилась авиация ПВО. Родами войск ПВО, кроме истребительной авиации (ИА), были зенитная артиллерия (ЗА) и войска воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).

В годы Великой Отечественной войны в составе ВВС и Войск ПВО имелись оперативно-стратегические формирования: воздушные армии, фронты и армии ПВО. За годы войны ВВС и Войска ПВО в воздушных боях, зенитным огнем и на аэродромах уничтожили более 64 тысяч вражеских самолетов. Более 280 тысяч авиаторов и воинов противовоздушной обороны награждены орденами и медалями, 2513 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 65 летчикам это звание присвоено дважды, а двоим – А.И. Покрышкину и И.Н. Кожедубу – трижды.

В послевоенные годы в ВВС осуществлен переход от поршневой к реактивной, сверхзвуковой авиации, а в ПВО создаются всепогодные истребители-перехватчики, зенитные ракетные и радиолокационные системы.

И в настоящее время Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны, объединенные с 1 января 1999 г. в один вид Вооруженных Сил – Военно-воздушные силы, стоят на страже мирного неба страны.