Самолет миг 37

Истребитель МиГ-37Б: малозаметная вымышленная тайна

Режим секретности, характерный для передовых военных разработок, может приводить к самым интересным последствиям. Не имея доступа к секретным данным, специалисты и любители могут включать фантазию и даже устраивать настоящие мистификации. Примером этого может быть знаменитый советский малозаметный самолет МиГ-37Б, якобы созданный в конце восьмидесятых годов.


Самолеты МиГ-37Б в представлении художника. Рисунок Cont.ws

Тайная история

В восьмидесятые годы одной из главных тем в области военной авиации было сокращение заметности для средств обнаружения противника. Ожидалось появление первых стелс-самолетов, которые, как ожидалось, могли бы коренным образом изменить облик ВВС ведущих стран. В США циркулировали слухи о собственных проектах в сфере стелс-технологий, а также обсуждалась возможность появления таких наработок у третьих стран.
Главным героем слухов и обсуждений тогда был гипотетический малозаметный самолет F-19 американской разработки. В дальнейшем выяснилось, что реальный малозаметный тактический самолет носил название F-117. Технические подробности проекта не разглашались, что стало хорошей почвой для спекуляций.
В 1986 г. американская компания Testors выпустила сборную масштабную модель истребителя F-19. Это изделие отражало исключительно взгляды дизайнеров фирмы и не имело никакого отношения к реальным разработкам. В то же время, миниатюрный самолет выглядел необычно и отличался футуризмом. Модель появилась в нужное время и получила заслуженную популярность. Вскоре F-19 стал едва ли не самым коммерчески успешным продуктом «Тесторс» за всю историю.

Коробка модели от фирмы Testors. Фото Cybermodeler.com
Параллельно пресса и общественности обсуждали возможность появления стелс-самолетов у вероятного противника. Дефицит реальной информации из СССР ничуть не мешал подобным процессам, а в некоторых случаях даже способствовал их развитию.
В 1987 г. дизайнеры Testors принялись за разработку нового стелс-самолета, на этот раз «советского». Ознакомившись с реальными образцами, утечками данных, оценками и даже художественными фильмами, они придумали истребитель под названием МиГ-37Б и самовольно присвоили ему код НАТО Ferret E. Новый продукт сопроводили рассказом о работах советской промышленности, данных разведки и характеристиках ранее неизвестной машины.
Согласно той легенде, МиГ-37Б являлся прямым соперником американского F-19. Утверждалось, что в советском проекте приняты все меры по сокращению радиолокационной и инфракрасной заметности, а также использовано современное оборудование РЭБ, что затрудняет обнаружение самолета. По табличным летно-техническим характеристикам МиГ-37Б немного проигрывал главному сопернику, но опережал его в маневренности.

Детали модели. Фото Cybermodeler.com
Изначально сборные модели МиГ-37Б производились только на американской фабрике Testors. Вскоре их выпуск был налажен итальянской фирмой Italeri. Неизвестный самолет СССР заинтересовал покупателей и обеспечил производителям солидную прибыль.

Позже появлялись «перепаковки» от некоторых других компаний, в том числе российских. Несмотря на солидный возраст, модель секретного советского стелс-истребителя до сих пор пользуется популярностью. Кроме того, «мистификации» от Testors вдохновили другие компании на «разработку» собственной сверхсекретной и неизвестной авиационной техники.
Следует отметить, что легенда от «Тесторс» оказалась крайне удачной и живучей. Реальная история МиГ-37Б давно раскрыта и хорошо известна, но до сих пор встречается масса публикаций, в которых этот самолет выдают за настоящую советскую разработку. Мало того, в некоторых даже утверждается, что США смогли раздобыть документацию по советскому самолету и использовали ее в своей программе ATF. Впрочем, никогда не существовавший проект F-19 тоже до сих пор порождает нездоровые сенсации.

Облик грядущего

Дизайнеры из Testors утверждали, что в основе их МиГ-37Б лежали доступные данные о перспективных советских разработках и общие соображения на тему стелс-технологий. Также их вдохновлял знаменитый вымышленный самолет МиГ-31 из кинофильма «Огненный лис». Результатом этого стал истребитель необычного вида с рядом интересных особенностей.

Упаковка модели от Italeri. Фото Scalemates.com
Моделистам предлагался самолет интегральной компоновки с выраженным плоским днищем, развитыми наплывами носовой части и трапециевидным крылом. Хвостовое оперение выполнили в виде разваленных стреловидных плоскостей. «Для сокращения заметности» конструкция преимущественно состояла из прямолинейных панелей, собранных под разными углами. Изогнутые детали присутствовали в минимальном количестве.
В носовой части фюзеляжа поместили одноместную кабину с крупным фонарем. Утверждалось, что пилот защищен бронированием.
Крыло с выраженным отрицательным «V» имело стандартный набор механизации в виде пары отклоняемых элементов на каждой плоскости. Наклоненные кили оснащались рулями. На продолжении днища под оперением имелась плоскость-руль высоты. Сверху на фюзеляже предусмотрели два воздушных тормоза.
Вымышленный самолет получил силовую установку с двумя турбореактивными двигателями. Для защиты от облучения снизу воздухозаборники поместили над наплывами крыла. Особый интерес представляет сопловой аппарат, выполненный в виде крупной щели, размещенной над отклоняемой плоскостью. По-видимому, авторы пытались сымитировать средства охлаждения газовой струи, а также закрыть сопло от облучения наземными РЛС.

Оригинальная модель от «Тестор» в сборе. Фото Fantastic-plastic.com
МиГ-37Б имел встроенную 30-мм пушку и восемь точек подвески. Четыре располагались под крылом, прочие – в двух внутренних грузоотсеках, находившихся на продольной оси фюзеляжа. Перед передним отсеком имелась ниша носовой стойки шасси, позади него – ниши основных стоек и второй отсек. Утверждалось, что истребитель может нести все современные вооружения для борьбы с самолетами и наземными целями.
«По данным разведки», истребитель имел длину около 13,5 м и крыло размахом 10,2 м. Взлетная масса превышала 16 т. Самолет мог развивать скорость порядка М=5 и отличался высокой маневренностью.

Потенциал выдумки

Модель несуществующего самолета МиГ-37Б довольно интересна, а кроме того, показывает, какие взгляды на стелс-технологии существовали в середине восьмидесятых годов. Располагая современными знаниями, можно определить, какие особенности выдуманного истребителя были бы реалистичными и полезными, а от каких конструкторам пришлось бы отказаться.

Вид сзади, заметен характерный сопловой аппарат. Фото Alternathistory.com
Прежде всего, нужно рассмотреть обводы истребителя. Действительно, угловатые формы стелс-самолетов позволяли рассеивать излучение РЛС и снижать заметность. Однако они портили летно-технические характеристики, из-за чего в дальнейшем от них отказались. Современная малозаметная авиационная техника отличается более плавными обводами – и меньшей заметностью.
Интересны взгляды дизайнеров на конструкцию силовой установки. Воздухозаборник над крылом, прикрытый от излучения, действительно использовался в разных советских и зарубежных проектах. Также проводились исследования по совершенствованию соплового аппарата. Плоское сопло особой конструкции позволяло как сократить излучение, так и обеспечить управление вектором тяги. Впрочем, реальные проекты такого рода, доведенные до производства и эксплуатации, выглядят не так смело, как МиГ-37Б.
Размещение вооружений во внутреннем грузоотсеке дает очевидные преимущества. Как следствие, такие отсеки имеют и вымышленный МиГ-37Б, и реальные стелс-самолеты. Также авторы угадали с курсом на совершенствование радиоэлектронного оборудования.

Днище самолета. Открыт передний грузоотсек. Фото Alternathistory.com
Авторы Ferret E явно переоценили способности мировой промышленности, указав скорость полета М=5. Даже через 30 лет после появления их «разработки» реальные боевые самолеты не приближаются даже к М=3. Преимущества подобных скоростей попросту не оправдывают сложность их достижения.
В целом предложенный облик перспективного советского самолета достаточно интересен и имеет реалистичные черты. Другие его особенности оказались нереальными или морально устаревшими вскоре после появления. Особую пикантность истребителю придавала история его появления.

Модель без прототипа

Бурное развитие авиации в прошлом приводило не только к разработке принципиально новых образцов техники, но и к появлению слухов и мистификаций. Интерес публики к этой теме подстегивал СМИ, издательства и производителей моделей к особым шагам. В середине восьмидесятых это привело к появлению моделей F-19 и МиГ-37Б, не имевших реального прототипа.
Если бы истребитель МиГ-37Б действительно существовал, он представлял бы большой технический интерес. Кроме того, он обязательно привлек бы внимание моделистов и производителей моделей. Впрочем, как оказалось, отсутствие реального образца вовсе не мешает выпуску новых моделей и не уменьшает интерес публики.

МиГ-37

История данного самолета очень загадочная. В нынешнее время не найдены исходные данные о том, откуда взяли проект истребителя МиГ-37. Самолет не был построен, но в западных странах верили в его существование, а итальянская фирма, производящая модели Italeri, создала его модель. Как же ей удалось раздобыть чертежи МиГ-37?

На одном из британских форумов дано следующее объяснение это загадочного факта. В середине 80-х годов между американскими аэрокосмическими компаниями велась борьба за крупные заказы по изготовлению самолетов-невидимок типа «Стелс». Представители компаний должны были убедить правительство выделить им деньги. Весомым аргументом стало якобы появление в СССР схожего истребителя МиГ-37 Ferret. То есть специально для ВВС США была сооружена модель советского стелс-самолета. Авантюра прошла успешно, и американские конгрессмены выделили достаточную сумму для усиления своего ударного воздушного флота самолетами типа «Стелс». Кстати, эту версию подтверждает и тот факт, что МиГ-37 очень похож на Northrop ATF concept.

Таким образом, на свет появился качественный образец альтернативной авиации, о котором до сих пор ведутся споры среди любителей истории авиации.

Впервые о реальном существовании МиГ-37 сообщили в одном из английских журналов. Автор статьи Ник Кук указал, что в СССР построили самолет пятого поколения, с одним турбореактивным форсажным двигателем. В конструкции применен механизм многоосевого направления тяги. Вслед за англичанами миф о создании загадочного самолета был подхвачен российской прессой, только здесь его стали называть МиГ-35. О существовании сверхсекретного нового самолета высказывались заместитель министра МАПа Лаптев, маршал Шапошников и летчик Магомед Толбоев. Все врали настолько изысканно, что даже СМИ поверили в правдивость их слов. Сказания из газет быстро перекочевали в научные журналы, но правду в конце концов удалось установить. Сделали это телевизионщики 12.01.1999, когда сняли в ангаре не МиГ-35, а 1.44.

Один из журналов описывал американский F-117A и упомянул о российском Stealth МиГ-37. Даже прикрепил фото «загадочного» самолета, на котором тот совершал посадку на закате солнца. Благодаря такой панораме истребитель превратился в темный силуэт. Он был очень похожим на F-117A, но двигатели не сливались с обтекателем и крыльями, как у 117-го. Крылья были вытянутыми, трапециеобразными. Вполне вероятно, что данная фотография была подделана для создания сенсации. Однако в России считают, что на фото был Су-47 «Беркут», самолет обратной стреловидности, проект которого имел повышенную степень секретности до 1997 года.

Некоторые источники утверждают, что первый полет МиГ-37 был проведен в 1988 году, в НАТО даже присвоили ему имя Ferret, которое очень близко по значению к Stealth. Почему самолет получил название именно 37? Ведь последний был МиГ-31. Скорее всего, 33 и 35 резервировались под проекты легкого и тяжелого многоцелевых истребителей. Тяжелый истребитель в западной прессе стали называть МиГ-39, у нас он более известен как МФИ. 33-й нынче называют МиГ-29М. Иностранная пресса также говорит о существовании триплана, созданного на базе Су-37 и МиГ-29, но это неподтвержденная информация.

Mikoyan MiG-37: Краткая история русского малозаметного истребителя (вымыслы и факты)

byakin 19.08.2019 1735 1 15 в Избранноев Избранномиз Избранного 8

10 ноября 1988 года на встрече с журналистами помощник министра обороны по связям с общественностью Дж. Дэниэл Ховард (J. Daniel Howard) продемонстрировал сильно заретушированную фотографию. До этого момента изображенный на фотографии объект был одной из самых важных тайн в мире.

Это был самолет новой и странной формы. Немного предшествовавший ему (первое появление в апреле 1988 года) бомбардировщик Northrop B-2 был также выходцем из мира совершенно секретных «черных программ» оборонного ведомства. «Стелс-бомбардировщик» B-2 был выкрашенным в темно-серый цвет самолетом схемы «летающее крыло». Глядя на B-2, возникало чувство, что его разработал тот же человек, который создал бэтмобиль.

На фотографии, которую держит Дж. Дэниэл Ховард, изображен Lockheed F-117 – легендарный «стелс-истребитель»

Технологии «стелс» в те годы большой новинкой. До сих пор самолеты были «трубами с крыльями», спроектированными, главным образом, в соответствии с законами аэродинамики, тогда как при создании B-2 ситуация разительно изменилась: в основу внешнего вида самолета было взято взаимодействие с радиоволнами. Будучи увлеченным авиацией десятилетним подростком, я жаждал больше информации об этом новом мире со всеми его секретностью, энергией и драматическими открытиями. Все это было невероятно захватывающе!

Поэтому я был очень счастлив, когда приобрел книгу Дага Ричардсона «Боевые самолеты-невидимки» (Doug Richardson «Stealth Warplanes»). Я верил, что эта книга со столь зачаровывающей обложкой была моим пропуском в тайный мир малозаметных самолетов. Сегодня я приобрел еще один экземпляр этой книги. Мы было интересно посмотреть, насколько хорошо эта книга выдержала испытание длиной в 23 года.

Обложка книги, в которой был описан малозаметный истребитель Mikoyan MiG-37

В этой книге не были обойдены вниманием и советские разработки, хотя в те годы в прессе не было никакой информации о советских проектах самолетов-невидимок. Таким образом, Mikoyan MiG-37 основывался исключительно на «предположениях» (об этом немного ниже) проекта MiG-2000.

Разработанный инженером компании General Dynamics Ричардом Уордом MiG-2000 представлял собой гипотетический потенциально опасный боевой самолет, который ожидался в качестве потенциальной замены новейшему на тот момент истребителю МиГ-29. Предполагалось, что страны, на вооружении которых стоят истребители F-16, должны получить представление о том, с чем им придется столкнуться в 2000 году.

MiG-2000 базировался на наблюдениях Уорда за несколькими технологиями, которыми, по всей видимости, очень интересуются в Советском Союзе. В первую очередь речь шла об отклоняемом векторе тяги и компоновке «утка» с основным треугольным крылом.

Придуманный Ричардом Уордом MiG-2000 отличался отклоненными внутрь килями вертикального оперения. Это была еще одна популярная в 1980-х годах идея для самолетов-невидимок, которая, скорее всего, имеет свое происхождение в виде утечки информации из программы Have Blue, которую разрабатывала компания Lockheed

В то же самое время по слухам в СССР должен был появиться легкий истребитель MiG-35, представлявший собой одноместный самолет, находящийся в одном классе с F-16. Если рассмотреть этот вопрос в ретроспективе, то, скорее всего, эти слухи были связаны с проектом «Изделие 33», который, вероятно, должен был получить обозначение МиГ-33 и который, возможно, оказал конструктивное влияние на JF-17.

Модель проекта легкого фронтового истребителя «Изделие 33»

Несмотря на это, многие наблюдатели считали, что MiG-37 является наиболее вероятным обозначением для первого советского малозаметного истребителя. Как было сказано в тексте статьи:

«Осенью 1987 года американская компания – производитель масштабных пластиковых моделей Testors, создавшая первый набор для сборки модели F-19, представила масштабную модель MiG-37 Ferret B – советского эквивалента малозаметного истребителя компании Lockheed. Если бы эта модель попала бы в конструкторское бюро Микояна (ОКБ МиГ), то она не вызвала бы ничего кроме улыбки. Но, как признают в компании Testors, они лишь сделали вид, что представляют возможную конфигурацию «стелс-мига», а не настоящий MiG-37, находящийся на этапе разработки или летных испытаний.

Но в Пентагоне, разумеется, было не до улыбок. Данная модель, которую можно было найти в любом магазине игрушек, была первым публичным выражением того, что граненые плоские формы являются одним из способов сокращения эффективной поверхности рассеяния».

Кажется, что концепция самолета с воздухозаборникми, оснащенными входной защитной решеткой, и с поверхностями в виде плоских панелей была на слуху у многих, и работавший в компании Testors конструктор масштабных моделей Джон Эндрюс (John Andrews) умел держать руку на пульсе.

Самолет-невидимка F-19 был представлен в выпущенной в 1990 году компьютерной игре «Operation Stealth»

Самолет-невидимка F-19 был представлен в выпущенной в 1990 году компьютерной игре «Operation Stealth»

Одной из интересных особенностей книги Дага Ричардсона является вера автора в «округлый стелс» (round stealth). Большинство гипотетических самолетов, представленных в данной книге, отличались округлыми законцовками крыльев и килей и носовыми частями фюзеляжей. Радиолокационные отражения должны были рассеиваться с помощью этих кривых:

«приведенный здесь скругленный вид в плане (MiG-37) гарантирует, что отраженная энергия будет разбросана по ряду направлений».

Концепт Lockheed ATF (1982 года) включал в свою конструкцию «округлый стелс»

Концепт Lockheed ATF (1982 года) включал в свою конструкцию «округлый стелс»

В реальности это проектное решение никогда не использовалось (разве что, в некоторой мере, в крылатых ракетах) и можно утверждать, что акцентирование на этой идее было результатом целенаправленной дезинформации со стороны нескольких компаний. Компании Loral, Northrop и Lockheed несколькими своими работами, выполнявшимися в рамках программы ATF, активно занимались отвлечением внимания от F-117 с поверхностями в виде плоских панелей и бомбардировщика B-2, выполненного с применением компоновки «летающее крыло». В результате концепцию «округлого стелса» можно было увидеть на большинстве изображений F-19 и на приведенном в книге MiG-37.

Разумеется, сложные кривые используются в современных малозаметных самолетах, однако концепция «округлого стелса» не похожа не два сформированных в США подхода к созданию малозаметных самолетов: компании Lockheed-Martin с острыми углами и плоскими поверхностями и компании Northrop с как можно более плоской конструкцией дозвукового самолета схемы «летающее крыло» (B-2, Lockheed Martin RQ-170, Dassault NeuroN и т.д.). Когда компании Northrop и McDonnell Douglas проектировали YF-23, они использовали подход Northrop – «плоский как блин».

Рисунок гипотетического малозаметного истребителя Mikoyan MiG-37 из книги Дага Ричардсона

Условный MiG-37 являлся тактическим истребителем с весом примерно 50 000 фунтов (22 680 кг), оснащенным двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с тягой на форсаже по 30 000 фунтов (13 600 кгс) каждый. Двигатели оснащены системой отклонения вектора тяги в двух плоскостях посредством

«щелевых сопел с низкой эффективной поверхностью рассеяния».

MiG-37 должен был быть двухместным самолетом компоновочной схемы «утка» с основным треугольным крылом и двумя килями, отклоненными наружу от центральной оси. Данная компоновка делает акцент на летных характеристиках и снижении эффективной поверхность рассеяния.

Предоставила ли нам история реальный МиГ-37 для сравнения с гипотетическими предположениями? Простой ответ – да. Созданный в ОКБ МиГ опытный истребитель МиГ 1.44 представлял собой демонстратор технологий, впервые поднявшийся в воздух в 2000 году. Этот самолет имел некоторое сходство с MiG-37 из книги Ричардсона.

МиГ 1.44/1.42

Это был самолет компоновочной схемы «утка» с основным треугольным крылом и двумя килями, отклоненными наружу от центральной оси. Класс тяги был схожим, хотя реальный самолет был еще более мощным; силовая установка МиГ 1.44 состояла из двух двухконтурных турбореактивных двигателей АЛ-41Ф, каждый из которых на форсаже развивал тягу 176 кН (39 680 фунтов). Взлетный вес МиГ 1.44 составляет 42 000 – 62 000 фунтов (19 050 – 28 120 кг) в зависимости от внутреннего запаса топлива, испытательного оборудования и т.д., т.е. снова гадания на кофейной гуще. Разумеется, у МиГ 1.44 не было округлых законцовок крыла и килей вертикального оперения. Несмотря на все преимущества скрытности, которые могли обеспечить плоские сопла, они были осесимметричными. Причинами, почему вместо плоских сопел были выбраны осесимметричные, были одно или несколько приведенных ниже утверждений:

  1. предполагалась разработка системы с отклоняемым в трех плоскостях вектором тяги, для чего было необходимо осесимметричное сопло (возможно, сверхманевренность считалась более приоритетной, чем минимальная эффективная поверхность рассеяния);
  2. русская металлургия была недостаточно хороша для производства квадратных сопел, которые могли бы выдержать высокие температуры в отклоняемом реактивном сопле;
  3. серийный вариант самолета (в случае, если бы он был) должен был быть оснащен двухмерным соплом;
  4. они не требовались или не рассматривались в качестве подходящей конструктивной особенности.

Утверждалось, что МиГ 1.44 будет оснащен технологией пламенной скрытности – экзотической идеей, разработанной в 1956 году сотрудником компании General Electric. Впоследствии о технологии пламенной скрытности мало было слышно. Более того, появившийся значительно позднее истребитель ПАК ФА обладает настолько тщательно разработанными формами, что можно предположить, что данная технология действует не совсем удовлетворительно. Проблемы с разработкой работающего образца системы плазменной скрытности включают в себя разработку источника достаточной мощности для создания требуемого плазменного слоя, а также работу РЛС и радиоаппаратуры в режиме «нарушения радиосвязи» (radio blackout). Обсуждение этой технологии возможно являлось преднамеренной дезинформацией.

Работы по МиГ 1.44, создававшемуся в рамках программы МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель), были закрыты. Некоторые утверждают, что опыт работ по МиГ 1.44 был использован в ходе разработки малозаметного истребителя Chengdu J-20, хотя прямых доказательств этого нет. Соперником МиГ 1.44 в рамках программы МФИ был созданный в ОКБ Сухого экспериментальный истребитель С-47 «Беркут», представлявший собой принципиально иной подход – самолет с передним горизонтальным оперением (ПГО) и крылом обратной стреловидности. Как следует из поздних разработок ОКБ Сухого, данная конфигурация, по крайней мере на сегодняшний день, является конструктивным тупиком.

Насколько нам известно, на сегодняшний день нынешние работы ОКБ МиГ в области создания малозаметных летательных аппаратов сосредоточены на разработке совместно с ОКБ Сухого БПЛА в стиле Northrop. В данной работе используется опыт, полученный при создании БПЛА «СкаТ» (программа была закрыта).

На сегодняшний момент в России разрабатывается малозаметный истребитель Сухой ПАК ФА. Конструктивные особенности этого самолета имеют мало общего с MiG-37 из книги Дага Ричардсона. И MiG-37, и ПАК ФА оснащены инфракрасной поисково-следящей системой/лазерным дальномером (так же как и МиГ-29/Су-27). Данную систему русские очень сильно ценят и, по-видимому, прилагают относительно мало усилий на уменьшение её эффективной поверхности рассеяния.

Скорее всего, создатели ПАК ФА уделили больше внимания простоте обслуживания, нежели разработчики «гигиенически чистого» F-22, которые направили свои усилия на получение абсолютно минимального отраженного радиолокационного сигнала (но это всего лишь предположение). ПАК ФА не имеет ПГО (для уменьшения заметности данная техническая особенность не является оптимальной, но на J-20 ПГО было установлено), вместо которого самолет оснащен инновационной технической особенностью – подвижными расширенными корневыми частями передней кромки крыла (т.н. поворотная часть наплыва). Подход ОКБ Сухого к малозаметности включает в себя элементы, присущие как концепции компании Northrop, так и концепции компании Lockheed-Martin, но, похоже, в очередной раз уделяют меньше внимания достижению минимальной эффективной поверхности рассеяния, делая больший упор на удобство эксплуатации и аэродинамическую эффективность.

Перспективный малозаметный истребитель ПАК ФА

Предложенная Дагом Ричардсоном концепция MiG-37 была – с учетом имевшейся у него информации – прекрасной догадкой и приятным раскрытием понимания этого переломного периода в истории авиации. Также интересно отметить, что MiG-37 был более точной догадкой, чем MiG-2000 Ричарда Уорда.

Тем не менее, на этом история не заканчивается, так как Ричард Уорд был одним из самых опытных специалистов в области проектирования малозаметных самолетов. Компания General Dynamics унаследовала от Convair огромный объем исследований в области невидимости, в том числе и проекты A-11 и Kingfish. Ричард Уорд, вероятно, работал над Model 100/Sneaky Pete и другими предшественниками A-12. Как сказал Билл Свитман (Bill Sweetman) сайту Hush-Kit:

«Он знал, чего следует избегать MiG-2000».

В заключение следует сказать, что сейчас в России на ранней стадии ведутся работы по созданию нового малозаметного самолета – дальнего бомбардировщика ПАК ДА.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ниже приведены ссылки, пойдя по которым можно будет скачать книги Дага Ричардсона (1989 года и 2001 года ) и книгу Билла Ганстона (Bill Gunston), посвященные малозаметным боевым самолетам.

25 июня 1983 года были начаты полигонные испытания на малозаметность модификации истребителя МиГ-23. После получения первых результатов, которые оказались ниже ожидаемых, ОКБ Микояна-Гуревича попыталось исправить положение на следующей модификации — МиГ-23МЛ. Когда в не столь отдаленной перспективе замаячил самолет, который устроил бы ВВС по малозаметности, работы были свернуты по финансовым соображениям. В то же время на Западе уже летали истребители со сниженной заметностью, при создании которых частично были использованы стелс-технологии. Однако в новом тысячелетии ОКБ и Микояна-Гуревича, и Сухого, и Туполева наверстали упущенное.

Первые шаги

На Западе снижением заметности самолетов для наземных и бортовых РЛС занялись в конце 50-х годов. На первых порах конструкторы шли по наиболее простому пути, используя при изготовлении планера специальные покрытия, поглощающие радиоволны. Благодаря чему удалось снижать мощность отраженных от самолета радиоволн, испускаемых и принимаемых радаром. Эти покрытия изготавливаются на основе различных комбинаций ферромагнитных материалов и диэлектриков. Одним из первых самолетов данного типа стал высотный разведчик U-2.

Вскоре появился сверхзвуковой разведчик SR-71, который относился к тому же классу самолетов со сниженной заметностью. Время использования всего объема мероприятий стелс-технологий пришло позже. В конце 70-х годов у американцев появился стратегический бомбардировщик В-1 В, способный нести ядерное оружие. В его создание вложились серьезно, поработав не только над покрытием планера, но и над геометрией, которая позволяет отражать радиоволны в сторону от излучающей антенны РЛС. Но до «летающих утюгов», к классу которых принадлежит самый малозаметный истребитель F-22 «Раптор», конструкторы тогда еще не додумались.

Советский Союз этой в гонке решил не участвовать. U-2 прекрасно засекался и сопровождался наземными РЛС и сбивался с помощью ракет ЗРК. Появившиеся впоследствии в США самолеты, в которых применялись композиционные материалы, были еще менее заметны. Но не до такой степени, чтобы с ними нельзя было бороться традиционными методами. Советские ученые смотрели на потуги «Локхида» и «Боинга» скептически, будучи вооруженными формулой зависимости дальности обнаружения летательного аппарата от уровня снижения его заметности, выраженной в ЭПР (эффективной поверхности рассеивания). А она гласит: изменение дальности обнаружения цели приблизительно равно корню четвертой степени из величины изменения (в данном случае — уменьшения) ЭПР цели. То есть, чтобы самолет, обнаруживаемый РЛС на расстоянии в 100 км, смог незаметно приближаться на расстояние до 10 км, необходимо снизить величину его ЭПР в 10000 раз.

Подобного в те времена быть никак не могло. Впрочем, такого снижения не наблюдается и сейчас, несмотря на рекламные проспекты американских продавцов авиационной техники.

Министра обороны несло

Ничто не предвещало проведения в СССР ОКР (а не научных исследований) по созданию малозаметных самолетов и в конце 70-х годов. Но в 1980 году во время американской предвыборной кампании министр обороны Браун заявил, что США достигли невиданной технологической мощи и совсем скоро сделают полностью невидимый для РЛС самолет.

Политбюро всполошилось. Доводы ученых в расчет не принимались. В свое время Хрущев пообещал американцам «кузькину мать», которая оказалась 60-мегатонной бомбой. Но американцы тогда не поверили. Браунский «самолет-невидимка» был точно такой же «кузькиной матерью», но без опоры на реальность. И Политбюро КПСС этим россказням поверило.

И в том же году решение правительства предписало ОКБ Микояна-Гуревича экстренно приступить к созданию невидимого самолета.

ОКР проводилась с большим размахом. В качестве «полуфабриката» был избран серийный истребитель МиГ-23, поступивший на вооружение в ВВС в 1969 году. После того, как был составлен его радиопортрет, было решено использовать для снижения заметности тонкослойное радиопоглощающее покрытие.

К разработке рецептуры и технологии его производства в 1982 году приступили десять различных институтов. Наиболее преуспела Академия войск химической защиты, которая первой выпустила опытную партию материала в количестве, достаточном для покрытия самолета.

25 июня 1983 года в 21-м институте управления радиоэлектронного противодействия и автоматизированных систем управления (РЭП АСУ) Генштаба начались испытания «свежевыкрашенного» МиГ-23. Они проводились как на земле, в безэховой камере, так и в полете. Испытания показали, что благодаря покрытию ЭПР самолета снизился в 7,2 раза. Полученный результат сочли неудовлетворительным и изыскания продолжили.

ОКБ приступило к созданию следующей модели истребителя — МиГ-23МЛ, в котором использовались уже покрытия шести различных марок материала, разработанных Всесоюзным институтом авиационных материалов (ВИАМ).

Испытания этой модели, завершившиеся в декабре 1985 года, показали, что ее заметность в передней и задней полусферах ниже уже в 10 раз, чем у серийного истребителя. Но и этого чиновникам Генштаба показалось мало. Хотя в ВВС существовали настроения применить новое покрытие на находящихся в строю самолетах. Однако энтузиасты оказались в меньшинстве.

ОКБ Микояна-Гуревича в 1987 году попыталось превзойти этот результат на серийном истребителе МиГ-29. Однако вовсю шла перестройка, т.е. ВПК перестраивался на производство скороварок и миксеров, и денег на модернизацию не дали. Проект был закрыт.

Фантазии и реальность

К нему вернулись уже в конце 90-х годов. Глубоко модернизированный МиГ-29 в двух новых модификациям — МиГ-29К и МиГ-29СМТ — продемонстрировал значительный прорыв на пути снижения радиоэлектронной заметности при помощи применения специальных покрытий и композиционных материалов без корректировки геометрии планера. Конструкторам удалось снизить ЭПР в 13 раз. Сейчас ее величина в передней и задней полусферах составляет порядка 0,8−0,9 кв.м. Для сравнения: у обычного истребителя этот параметр лежит в пределах от 5 до 15 кв.м. Однако к классу малозаметных истребителей новый МиГ-29 не относится, поскольку для них верхняя граница ЭПР составляет 0,3 кв.м. МиГ-29К и МиГ-29СМТ — это истребители со сниженной заметностью.

И вот здесь не лишне вспомнить о такой характеристике как удельная стоимость повышения качества продукта. В разработку F-22, считающегося самым незаметным в мире истребителем, вбухали 67 млрд. долларов. Один самолет стоит более 400 млн. Выяснить его истинную ЭПР невозможно, поскольку она в маркетинговых целях засекречена. В рекламных проспектах производитель настаивает на величине в 0,0001 кв.м. Но это, естественно, из области фантазий министра обороны Брауна, 35 лет назад сообщившего о «самолете-невидимке». Скептики настаивают на величине в 0,3−0,4 кв.м. Если взять в расчет, скажем, более объективную величину в 0,08 кв.м., то она в 10 раз ниже, чем у МиГ-29СМТ. То есть «американец» сможет подойти к РЛС противника на расстояние в 1,7 раз меньшее, чем российский МиГ. А это будет 70 км для F-22 и 120 для МиГ-29. Для современного ракетного оружия такая разница не столь уж и вопиюща. Но достигнута она неимоверно дорогой ценой. МиГи же модернизируются при помощи простой покраски.

Конечно, не все громадные деньги были потрачены исключительно на снижение заметности самолета. Это истребитель пятого поколения, и в нем было использовано немало новых инженерных решений. Но при этом необходимо учитывать, что снижение заметности самолета ниже определенных границ ведет к резкому ухудшению летных качеств. А «Раптор» летает нормально. Хоть и несколько уступает нашим новейшим Су и МиГам. В связи с чем заявления о 0,0001 кв.м. ЭПР следует квалифицировать как обман.

Современная ситуация

Приемы снижения заметности самолетов давно всем известны. Они сводятся к двум мероприятиям: поглощению энергии облучения антенной РЛС и отклонению обратного луча в сторону, чтобы он не вернулся на приемную антенну РЛС. Результаты же конструкторской деятельности по снижению заметности летательных аппаратов — это наиболее засекреченная область. И судить о реальных величинах ЭПР самолетов можно лишь как о вероятных диапазонах, в которых они могут находиться.

В мире не так уж и много действительно малозаметных истребителей, значения ЭПР которых находятся ниже границы в 0,2 кв.м. Это упомянутый «Раптор», а также бомбардировщик B-2 Spirit и F-35. ОКБ Сухого сейчас испытывает истребитель 5-го поколения ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Так же на этапе испытаний находятся два китайских истребителя. Малозаметные истребители пятого поколения разрабатывают Индия, Япония и Иран.

Есть и еще одна категория — самолеты с пониженной заметностью. Для них верхняя граница ЭПР составляет порядка 2 кв.м. (это для истребителей, для нашего стратегического бомбардировщика Ту-160 этот показатель выше). К ним относятся наши МиГ-29, МиГ-35, Су-34, Су-35, Ту-160. Среди «американцев» — В1-В и F/A-18. К такого рода самолетам относится и евроистребитель «Тайфун».

Что же касается вполне естественного вопроса о том, сможет ли ОКБ Сухого по малозаметности приблизиться к «Раптору», то на него представители фирмы отвечают спокойно. В компаниях «Локхид» и «Боинг» в процессе разработки F-22 не открыли никаких новых физических законов. А посему конструкторский коллектив Сухого, неоднократно доказывавший свой высочайший профессионализм, сможет сделать ЭПР такой величины, какая требуется для эффективного истребителя пятого поколения. Разумеется, без фанатизма, то есть без ущерба для прочих боевых качеств машины.