Самолет ил 76

Содержание

NikitosBal ›
Блог ›
Ил-76

Помните фильм «Кандагар»? Так вот самолет Ил-76 с бортовым номером RA-76842, на котором наши ребята-летчики совершили побег, до сих пор находится в строю и совершает перелеты!)

Ил-76 — первый российский военно-транспортный самолет с реактивными двигателями.
Предназначен не только для оперативной транспортировки крупногабаритных грузов, но и десантирования грузов и боевой техники массой до 47 тонн с высоты 4000 метров и личного состава с высоты 8000 метров. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий.
Предусматривалось применение этого самолёта в качестве бомбардировщика.
Тип — средний транспортно-десантный.
Первый полёт состоялся 25 марта 1971 года.

История создания Ил-76
Ил-76 первоначально предназначался для замены Ан-12. Он разрабатывался в ОКБ имени Ильюшина с июня 1966 года. Руководил работами Г.В.Новожилов, генеральный конструктор ОКБ московского машиностроительного завода «Стрела». Генеральный конструктор ОКБ — С. В. Ильюшин утвердил разработанное техническое предложение.
Ил-76 должен был иметь грузоподъёмность и дальность действия в 2 раза большие, чем самолет Ан-12, но без ухудшения взлётно-посадочных характеристик.
Полномасштабный макет был изготовлен в 1969 году, и сразу в Москве началась постройка первого прототипа.
Постройка первого опытного самолета проводилась в Москве на опытном производстве предприятия с участием многих предприятий страны, которые поставляли материалы, необходимые для постройки самолета, агрегаты и системы.
Возглавляли постройку самолета директор предприятия Д. Е. Кофман и главный инженер В. А. Юдин.
Первый полёт состоялся 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе. В мае он демонстрировался на 29 международном авиасалоне в Ле Бурже.
Первый серийный Ил-76 был изготовлен в 1973 году на авиазаводе № 84 в Ташкенте.
В конструкции самолёта применено 180 изобретений разной степени значимости, из них более 30 получили зарубежные патенты.
При разработке самолета большое внимание было уделено обеспечению безопасности полета, надежности и автономности эксплуатации. В процессе создания самолета на его конструкцию и системы было получено более двухсот авторских свидетельств на изобретения и более тридцати иностранных патентов.
Испытания с использованием двух прототипов и двух серийных самолетов продолжались до декабря 1974 года.
Войсковые испытания самолёта начались в ноябре 1973 году. Вскоре первые самолеты стали поступать на вооружение Военно-транспортной авиации.
Самолёт Ил-76 официально принят на вооружение ВВС приказом МО СССР от 21 апреля 1976 года.
В 1977 году началась регулярная эксплуатация самолёта Аэрофлотом.
На Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов, 24 официально зарегистрированы в 1973 году в международной авиационной федерацией (ФАИ). В числе рекордов — одиночный прыжок с высоты 15 760 метров и свободное падение до высоты 960 метров; групповой прыжок с высоты 14 846 метров и свободное падение до высоты 631 метров.
Был установлен женский мировой рекорд — парашютистка покинула борт самолета Ил-76 на высоте 14 974 м и пролетела в свободном падении до высоты 574 м. Командиром экипажа в этих полетах был А. М. Тюрюмин.
Самолет Ил-76 открыл новые возможности для доставки в труднодоступные места, в том числе и на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане различных грузов, в том числе и техники, в том числе используя различные способы их парашютного десантирования.
Ремонтируются Ил-76 на Быковском авиаремзаводе (БАРЗ, Подмосковье) и ташкентском ТАПОиЧ.
Конструктивные особенности
Ил-76 — однофюзеляжный высокоплан со стреловидным крылом (250 по передней кромке, перелом по задней кромке) и однокилевым хвостовым оперением.
При проектировании самолета Ил-76 одной из сложных проблем было определение оптимальных размеров фюзеляжа, его конфигурации, а также расположения и размеров грузового люка, которые с наибольшей эффективностью отвечали бы условиям эксплуатации самолета.
Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметизированных кабин: пилотов вверху носовой части фюзеляжа, штурмана — под кабиной пилотов, грузовая кабина и кабина стрелка кормовой пушечной установки. Передняя часть фюзеляжа оснащена двумя люками, кормовая — трёхстворчатым задним грузовым люком.
Личный состав может десантироваться в четыре потока (два через грузовой люк).
Размеры грузовой кабины, оборудованной специально разработанными бортовыми погрузочно-разгрузочными средствами и приспособлениями, дают возможность широко использовать любые типы стандартных авиационных и автомобильных контейнеров, поддонов, применяемых в международных перевозках.
Одной из самых уникальных операций, проведенных самолетом Ил-76, стал перевоз на борту самолета моногруза длиной 10,5 метров и весом 37 тонн. Огромный корабельный вал авиалайнер в августе 1999 года доставил из Эдинбурга (Шотландия) в Хельсинки (Финляндия).
Многоколесное шасси повышенной проходимости в сочетании с мощной механизации крыла и большой энерговооруженностью позволяет эксплуатировать самолет с неподготовленных грунтовых аэродромов, обеспечивая при этом короткие взлетно-посадочные дистанции.
При торможении на посадке, с помощью створок реверсивных устройств, струя выходных газов отклоняется вперёд, обеспечивая короткий пробег — всего 450 метров.
Топливная система самолета Ил-76 высоконадежна, проста в эксплуатации и обеспечивает бесперебойное питание двигателей топливом на всех возможных режимах полета. Топливо размещается в кессонных баках крыла, разбитых по числу двигателей на четыре группы. В каждой группе баков имеется расходный отсек, из которого топливо подается к двигателю. Работа топливной системы, в том числе управление насосами перекачки топлива в расходные отсеки, осуществляется автоматически, без дополнительных переключений баков в процессе выработки топлива.
Основными особенностями системы управления самолетом Ил-76 стали возможность перехода с бустерного управления на ручное и применение автономных рулевых машин, объединяющихся в одном агрегате бустер и гидравлическую насосную станцию (с баком и электроприводом).
Для десантирования личного состава впервые было создано специальное оборудование, которое состоит из бортовых и секций центральных сидений, тросов для принудительного раскрытия парашютов, разделителей и прерывателей потоков парашютистов и бортовых защитных полотнищ, защищающих десантников от воздушного потока на рампе. Троса ПРП установлены на борту самолета таким образом, что раскрытие стабилизирующих парашютов десантников происходит в проеме грузового люка, но вне рампы, что позволяет исключить возможные зацепы или порывы стабилизирующих устройств. Боковые двери при десантировании парашютистов защищают их от набегающего потока и позволяют безопасно покинуть самолет. Благодаря уникальной аэродинамике самолета скорость десантирования личного состава находится в пределах 260-400 км/ч, что создает более комфортные условия десантирования за счет снижения динамических нагрузок на десантников.
В посадочном варианте личный состав может перевозиться как в однопалубном варианте на бортовых и секциях центральных сидений, так и в двухпалубном варианте с добавлением второй палубы. На второй палубе личный состав размещается на сидениях, размещенных в два ряда вдоль бортов.

Лётно-технические характеристики самолёта Ил-76
Размах крыла — 50,50 метров.
Длина самолета — 46,59 метров (Ил-76МФ — 53,2 метра).
Высота самолета — 14,76 метра.
Площадь крыла — 300 квадратных метров.
Длина грузового отсека — 20,00 метров (24,50 метров с рампой, Ил-76МФ — 31,1 метр).
Ширина грузового отсека — 3,40 метров.
Высота грузового отсека — 3,46 метров.
Крейсерская скорость — 750-800 км/ч.
Посадочная скорость — 210 км/ч.
Высота полета — 9000-12000 метров.
Практическая дальность полета — 4500 километров.
Максимальная коммерческая загрузка — 40000 кг (Ил-76Т), 50000 кг (Ил-76ТД), 52000 кг (Ил-76МФ), то есть 50 тонн груза или 225 пассажиров (в двухпалубном варианте).
Возможность десантирования — 126 парашютистов, боевой техники и грузов на платформах весом до 21 тонны.
В грузовой кабине возможна установка трёх пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных контейнеров. Пассажировместимость каждого модуля — 30 человек.
Максимальный взлетный вес — 170000 килограммов.
Экипаж — 7 человек.
Силовая установка состоит из 4 двигателей (Д-30 КП).
Взлетная тяга одного двигателя — 12000 кгс.
Расход топлива — 9 тонн в час.
Календарный ресурс самолёта – 20 лет.
Количество полётов – 10000.
Количество лётных часов – 30000.

На базе отечественного бортового оборудования планируется установить новую кабину экипажа самолета для сокращенного экипажа до 3 человек вместо четырех. Модифицируемый самолет Ил-76ТФ, в свою очередь, является гражданской версией военно-транспортного самолета Ил-76МФ.
Основные массовые модификации, которые эксплуатируются в России сегодня: гражданский Ил-76ТД и военный Ил-76МД.
Для международного авиарынка, в том числе для Индии, Ирака, Ирана, Сирии, Ливии, построено более 900 самолётов.
На основе самолета Ил-76 в Ираке в 1988 году созданы самолёт ДРЛО «Адан» 1 с РЛС Томпсон-СЗР «Тайгер» (французского производства, дальность обнаружения целей класса истребитель 350 км), а также самолёт-заправщик (способен одновременно заправлять один самолет по методу шланг-конус).
Перспективные разработки Ил-76
В настоящее время авиационный комплекс имени Ильюшина одной из самых перспективных разработок считает создание модификации транспортного самолета
Ил-76ТФ-100 с двигателями типа 3FM56 французской фирмы Snecma.
Дальность полета новой модификации с базовой нагрузкой в 40 тонн возрастет примерно на 1000 км. Новые двигатели обеспечат возможность взлета с более высокогорных аэродромов и при высоких температурах окружающего воздуха, что особенно важно для стран Юго-Восточной Азии.
Новая модификация самолета должна будет иметь повышенную грузоподъемность в 60 тонн, появится возможность перевозки до 4 морских контейнеров.
Происшествия и авиакатастрофы
В результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 59 самолетов типа Ил-76, 11 машин — в результате боевых действий (на 22 сентября 2009 года).
18 октября 1989 года под городом Баку произошло крушение военно-транспортного самолёта Ил-76, перевозившего военнослужащих 8-й роты 217-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Самолёт упал в Каспийское море, погибли все находившиеся на борту — 9 членов экипажа и 48 десантников.
1 февраля 1990 года Ил-76 у литовского города Паневежис после ухода на второй круг и входа в облака на высоте 70 метров внезапно потерял управление и плашмя упал.
5 апреля 1996 года на Камчатке Ил-76 врезался в гору.
25 января 1997 года в Анадыре самолёт разбился при взлете. Причина катастрофы –
ошибка экипажа, выполнение взлета с нарушением инструкций.
26 июля 1999 года Ил-76 разбился при взлёте.
14 июля 2001 года самолёт разбился при взлете из-за превышения груза.

7 октября 2009 года на аэродроме «Северный» ЦБП и ПЛС ВТА ВВС в Ивановской области у самолета Ил-76 на взлете оторвался, а затем загорелся двигатель. При аварии никто не пострадал.
1 ноября 2009 года самолёт Ил-76 МВД России потерпел катастрофу при взлете из якутского аэропорта «Мирный». Погибли все, кто находился на борту — 11 человек.

Военно-транспортный самолет Ил-76

При изучении военной авиации внимание обращают преимущественно на истребители и бомбардировщики. В меньшей степени проявляют интерес к самолетам поддержки и военно-транспортной авиации. Однако в локальных конфликтах именно они чаще всего становятся востребованными.

Переброска солдат и техники, снабжение подразделений, высадка десанта, — все это становится важной составляющей любой операции, требующей соответствующей авиации. Именно таким стал советский самолет Ил 76.

Разработанный еще в 1970-х годах, самолет Ильюшина до сих пор остается востребованным по всему миру. Летно-технические характеристики позволяют использовать его и в гражданской авиации для перевозки пассажиров и грузов, и при тушении пожаров.

История разработки военно-транспортного самолёта Ил-76

Выход Ил-76 на взлетно-посадочную полосу

Разработка Ил-76 начата по поручению Министерства авиапромышленности СССР в 1966 году. Конструкторскому бюро С. В. Ильюшина было поручено разработать модель военно-транспортного самолета. Техническое предложение по проекту было готово уже в феврале 1967.

С учетом поставленной задачи был разработан эскизный макет самолета в натуральную величину. Он должен был наглядно продемонстрировать размещение военной техники. Сборка и проектирование осуществлялись под руководством Г. В. Новожилова и Д. В. Лещинера.

Первый полет Ил-76 состоялся 25 марта 1971 года. В мае того же года он был представлен на международной выставке в Ле-Бурже. После проведения всех испытаний принято решение о серийном производстве, первый образец которого был готов уже в 1973.

По мере эксплуатации разрабатывались и различные модификации Ил-76, ориентированные на повышение определенных характеристик в соответствии с дальнейшей эксплуатацией. За весь период использования было построено около тысячи самолетов, из которых более сотни пошли на экспорт.

Особенности конструкции самолета

Строение и комплектация Ил-76

Ил 76 принадлежит к тяжелым транспортным самолетам и имеет традиционную для данного типа конструкцию однофюзеляжного высокоплана. Крылья стреловидные с однокилевым Т-образным оперением. Для них предусмотрена мощная механизация, имеются пятисекционные предкрылки и трехщелевые закрылки.

Фюзеляж круглый, имеется разделение на несколько герметичных кабин:

  • двухэтажная кабина экипажа в верхней носовой части фюзеляжа;
  • грузовое отделение;
  • кабина стрелка, присутствующая только на военных моделях Ил-76.

В фюзеляже предусмотрено несколько люков для обслуживания самолета, а также планового и аварийного покидания. В грузовом отделении имеются лебедки, четыре электротельфера, подтрапники и напольная механизация. Имеются рольганговые дорожки для погрузки несамоходных грузов и десантирования техники на платформах.

Ил-76 оснащается четырьмя турбореактивными двигателями, подвешенными на пилонах под крыльями. Вначале применялись модели силовых установок Д-30КП-1, позже Д-30КП-2. В более поздних модификациях они были заменены на ПС-90А-76.

Вспомогательная силовая установка — ТА-6А расположена в передней части обтекателя шасси. Предназначена для электропитания самолета в период стоянки, а также для запуска основных двигателей посредством сжатого воздуха.

Шасси Ил-76 пятиопорное и многоколесное, на время полета убирается в фюзеляж. Передняя стойка управляющая, состоит из четырех бескамерных колес. Главные разделяются на передние и задние стойки, каждая имеет по четыре камерных колеса.

Гидросистема

Применение Ил-76 в тушении пожаров

Гидросистема самолета предназначена для следующих целей:

  • управление шасси;
  • поворот и торможение колес;
  • управление закрылками и предкрылками;
  • регулирование спойлерами и тормозными щитками;
  • открытие и закрытие дверей и аварийных люков;
  • управление рампой, гермостворкой, хвостовой опорой, стеклоочистителями.

В Ил-76 гидросистема делится на две самостоятельные, независимые друг от друга системы. Для каждой предусмотрено по два источника давления, каждый из которых связан с соответствующим двигателем. Аварийное питание обеспечивается электроприводной насосной станцией НС-46. Все управление выводится на панель в левой части кабины экипажа у бортинженера.

Топливная система

Топливная система самолета предназначена для хранения и подачи горючего в двигатели.

Состоит из:

  • топливных баков, размещаемых по крылу и входящих в его силовую схему;
  • системы перекачки горючего из баков к основным двигателям и вспомогательным силовым установкам;
  • систем заправки топливных баков, слива конденсата и топлива.

Топливная система Ил-76 состоит из четырех групп баков, изолированных друг от друга, по одной для каждого двигателя. Для работы с ними предусмотрены специальные лазы и агрегаты, позволяющие программно отслеживать и управлять системой. Максимальное количество топлива — 109480 литров, что составляет почти 85 тонн.

Противопожарная система и система НГ

Грузовая кабина Ил-76

Противопожарная система Ил-76 включает стационарные установки и ручные огнетушители. Первая предназначена для гашения пламени в ключевых узлах самолета, включая двигатели. Также срабатывает и при посадке самолета без шасси.

Для стационарного тушения пожаров имеются три цилиндрических баллона по 16 литров с хладоном 114 В2. Ручные огнетушители применяются против возгораний внутри кабин и снаружи самолета. Для этого используются ОР-1-2 и ОР-2-6 с хладоном 12 В1.

Система нейтрального газа (НГ) предназначена для защиты топливных баков от взрыва или пожара в случае возгорания или попадания в них снаряда. Для этого нейтральный газ подается в топливные баки, заполняя его по мере расхода горючего. В случае необходимости он создает взрывоподавляющую защиту.

Система электроснабжения

Первичная и основная система электроснабжения Ил-76 — СП3С4П60В с переменным трехфазным током 200/115. В системе объединены четыре канала по количеству генераторов ГТ-60ПЧ6А, которые затем разделяются на две независимые подсистемы левого и правого борта. Для каждого генератора предусмотрены блоки защиты, регулирования, управления и переключения.

Резервный источник тока — генератор ГТ-40ПЧ6 от вспомогательной силовой установки. Применяется на земле и в полете в случае отказа основного электроснабжения.

В дополнение к основному и резервному источнику питания предусмотрен и аварийный. Такое электроснабжение обеспечивается электромашинным преобразователем ПО-750А, напряжение однофазного тока — 115 В.

Вторичная система электроснабжения подает постоянный ток 27 В и тоже состоит из двух подсистем. Основные источники — четыре выпрямителя ВУ-6А(Б), обеспечивающие преобразование переменного тока в постоянный. Вспомогательный источник — стартер-генератор ГС-12ТО ВСУ ТА-6. Аварийные источники — четыре щелочные аккумуляторные батареи 20НКБН-25-УЗ.

Основные источники переменного трехфазного тока в 36 В — два силовых понижающих трансформатора ТС320СО4А. Питаются от шин базовой бортовой сети. Резервное питание — трансформатор ПТ-125Ц, преобразующий постоянный ток 27 В в переменный на 36 В. Аварийное питание для однофазного переменного тока на 36 В обеспечивается трансформатором ТС-1-025.

Светотехническое оборудование

Светотехническое оборудование Ил-76 подразделяется на несколько подсистем:

  • кабина и рабочие места;
  • грузовая кабина;
  • хвостовая часть самолета;
  • служебные отсеки и хвостовое оперение;
  • посадочные фары;
  • внутренняя сигнализация;
  • аэронавигационные огни.

Основное освещение кабины пилотов обеспечивается красными и белыми лампами с плафонами ПС-62У. Уделено внимание подсветке приборов и панелей управления. Освещение грузового отсека рассчитано на соответствующие задачи — от перевозки пассажиров и до десантирования.

Аэронавигационное, сигнальное и посадочное освещение выполнено в соответствии с нормами управления и безопасности самолета. Расчет делается на подключение к нескольким источникам питания, чтобы в случае необходимости не терялась видимость даже в сложных погодных условиях.

Приборное оборудование

Кабина пилотов Ил-76

Приборное оборудование самолет включает следующие комплектующие:

  • система полного и статического давления;
  • анероидно-мембранные приборы (АМП);
  • два комплекта систем воздушных сигналов;
  • центральная система воздушных сигналов скорости и высоты ЦСВ-3М-1Б;
  • корректоры-задатчики скорости и высоты (КЗСП и КЗВ);
  • комплекс для измерения реле давления ИКДРДФ.

Приборы осуществляют измерение и расчеты базовых для полета значений: барометрической высоты, скорости полета, температуры. Отдельно выделяют приборы определения пространственного положения самолета.

К таковым относятся:

  • центральная гироскопическая вертикаль;
  • блок сравнения гировертикалей;
  • сигнализатор нарушения питания;
  • указатель крена и тангажа;
  • выключатель коррекции;
  • авиагоризонт;
  • электрические указатели поворота;
  • магнитный компас.

Все эти приборы позволяют держать самолет в воздухе в комфортном для пассажиров положении, даже с учетом поворотов и плохой видимости. Немаловажным аспектом считается поддержание нужного положения при десантировании.

Кислородное оборудование

Кислородное оборудование предназначено для обеспечения экипажа и пассажиров чистым воздухом на большой высоте, а также при разгерметизации самолета или заражении атмосферы. В аварийных ситуациях оборудование позволяет экипажу дышать при высоком задымлении.

Кислородное оборудование Ил-76 представлено баллоном КБ-2 емкостью 7,65 л, который заряжается до 29 кг на кв. см. К баллону предусмотрены кислородные приборы КП-19 и КП-21.

Навигационное оборудование

Навигационное оборудование представлено точной курсовой системой ТКС-П. Назначение — определение и поддержка заданного курса самолета. Для этого применяются гироскопические и магнитные средства.

Также используется инерциальная навигационная система И-11-76, обеспечивающая определение координат, скорости, углов крена, тангажа. Все получаемые показатели используются для расчетов и корректировки курса (в случае необходимости).

БСОК (Бортовая система регистрации режимов полёта МСРП-64М-2)

Бортовая система регистрации режимов полета МСРП-64М-2 — это то, что условно называют «черным ящиком». Предназначена для записи всех показателей полета, начиная от состояния самолета и его систем и заканчивая переговорами экипажа.

БСОК состоит из самописца КЗ-63, регистрирующего высоту, скорость и перегрузки, а также из речевого самописца МС-61Б. Расшифровать данные можно только на земле с помощью соответствующих декодеров: НДУ-8, Луч-74 или АРМ «Топаз-М».

Система автоматического управления

Система автоматического управления самолетом САУ-1Т-2Б рассчитана на автоматизированную коррекцию курса, выстраивание предпосадочных маневров и захода на посадку. Включает в себя сдвоенный автопилот, основное внимание уделяется каналам крена и тангажа.

Канал крена учитывает стабилизацию курса, несколько режимов управления, включая десантирование, а также заход на посадку с выходом на осевую взлетно-посадочную полосу. Канал тангажа учитывает положение самолета в воздухе, по необходимости стабилизирует высоту, скорость и плавный заход на посадку.

Радиотехническое и радионавигационное оборудование

Радиотехническое и радионавигационное оборудование Ил-76 представлено следующими компонентами:

  • РЛС для переднего обзора КП-3А;
  • самолетное переговорное устройство СПУ-8;
  • громкоговорящее устройство СГУ-15;
  • аварийная коротковолновая радиостанция Р-861;
  • основная коротковолновая радиостанция Р-847Т;
  • два комплекта радиостанции Р-862;
  • аппаратура телекодовой связи Р-099 М «Чайка»;
  • голосовой информатор РИ-65;
  • самописец МС-61Б;
  • дозиметр ДП-3Б;
  • два комплекта автоматического радиокомпаса АРК-15М;
  • радиокомпас АРК-У2;
  • радиосистема ближней и дальней навигации РСБН-7С и А-711;
  • радиодальномер СДК-67;
  • аппаратура радионавигации и посадки КУРС-МП-2;
  • самолетные ответчики СОМ-64 и СО-70;
  • два комплекта радиовысотомера малых высот РВ-5;
  • доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-013-С2М;
  • система предупреждения об облучении СПО-10;
  • навигационно-пилотажный прицельный комплекс «Купол-II-76»;
  • управляющий вычислительный комплекс УВК на базе БЦВМ «Гном-А».

Все эти системы обеспечивают внутреннее управление и взаимодействие членов экипажа, а также внешнюю связь самолета.

Тактико-технические характеристики

Десантирование с Ил-76

С учетом показателей различных модификаций, в Ил 76 технические характеристики представлены следующими цифрами:

  • грузоподъемность — 28-60 т;
  • дальность перелета при максимальной загрузке — 3600-4200 км;
  • крейсерская скорость — 770-800 км/ч;
  • грузовая кабина, длина-ширина-высота — 24,5х3,46х3,4 м;
  • длина разбега при взлете — 1500-2000 м, при посадке — до 1000 м;
  • размер экипажа — 7 человек.

ТТХ Ил 76 позволяют перевозить до 225 пассажиров в двухпалубном варианте или обеспечить сброс 126 десантников. Грузоподъемность обеспечивает десантирование до четырех единиц военной техники или трех единиц с сопровождающим десантом до 21 человека. Габариты самолета позволяют вмещать любую технику воздушно-десантных войск, а также большинство видов техники мотострелковых подразделений.

Преимущества и недостатки

Десантирование техники с Ил-76

Преимущества Ил-76 выражены в его летно-технических характеристиках. Самолет до сих пор эксплуатируется и в военной, и в гражданской авиации во многих странах мира. Надежность и широкий спектр применения делают Ил-76 востребованным, несмотря на длительный период эксплуатации.

Из достоинств выделяют бортовые системы безопасности, в частности, противопожарную систему. Экспортная цена Ил-76 выросла в разы после аварийной посадки самолета при убранном шасси, не приведшей к возгоранию.

К недостаткам самолета относят его постепенное техническое старение. Ил-76 остается востребованным тяжелым транспортом для пассажиров и грузов, однако, его эксплуатация все больше требует глубокой модернизации. Многие страны продолжают использовать Ил-76 только в качестве гражданской авиации, хотя и в этой роли самолет постепенно изживает себя.

Вооружение самолёта

Защита Ил-76 представлена системой 9-А-503, состоящей из кормовой двухпушечной установки ГШ-23. Управление огнем обеспечивается с места стрелка, прицеливание — соответствующими оптическими системами или радиолокационными прицелами «Криптон».

Некоторые самолеты оснащались станциями активных помех «Сирень» и дополнительными автоматами выброса дипольных отражателей АПП-50Р. Также возможна установка свободнопадающих бомб весом до 500 кг или радиомаяков.

Модификации на базе Ил-76

Последняя модификация Ил-76МД-90А

Ил-76 имеет множество модификаций, ориентированных на самые разные цели. Так, Ил 76М получил повышенную грузоподъемность и усиление фюзеляжа. Ил 76Т — транспортная модификация, рассчитанная на перевозки пассажиров с полностью демонтированным вооружением.

Из узкоспециализированных вариантов выделяют:

  • Ил-76МД — для тушения пожаров;
  • Ил-76МДК предназначен для тренировки космонавтов в условиях невесомости;
  • Ил-76П — более модернизированный противопожарный самолет;
  • Ил-76ЛЛ — летающая лаборатория для испытаний новых двигателей.

В начале 2000-х был поднят вопрос о значительной модернизации Ил-76. На его основе была спроектирована модификация Ил-76МД-90А (Ил-476) с более экономичными двигателями ПО-90А-76.

Проект предусматривает следующие летно-технические характеристики:

  • длина всего самолета — 46,6 м;
  • размах крыла — 50,5 м;
  • высота — 14,7 м;
  • допустимая взлетная масса — до 210 т;
  • грузоподъемность — до 60 т;
  • крейсерская скорость — 780-850 км/ч;
  • минимальная скорость для обзора и десантирования — 220 км/ч;
  • дальность перелета — от 4000 до 8500 км, в зависимости от загрузки, пустой перегон — до 9700 км;
  • длина разбега на взлет — 2150 м по бетонной полосе;
  • экипаж — 5 человек;
  • количество десантников — 126 человек;
  • срок службы — 30 лет, 10 тыс. посадок или 30 тыс. летного времени.

Первый самолет Ил 76МД 90А был построен в 2011 году, а в 2012 совершил первый полет. Серийное производство началось в следующем году. К середине 2020 собрано три самолета. Контракт с Министерством обороны рассчитан на 39 единиц.

MD-90

McDonnell Douglas MD-90

Галерея MD-90

Разработчик McDonnell Douglas
Первый полет 1993
Единиц произведено 116
Стоимость единицы $48.5 млн.

McDonnell Douglas MD-90 — двухдвигательный реактивный пассажирский самолет ближнемагистральных линий. Самолет создавался на базе раннего лайнера MD-80.

История MD-90

Изначально, как и другие представители серий MD, лайнер изначально обозначался DC-9 Super 90 и получил название MD-90, когда в ноябре 1989 г. был официально запущен в производство.

Самолет имеет аналогичное с MD-80 поперечное сечение фюзеляжа, улучшенное крыло с большой подъемной силой и кабину пилота, оснащенную приборными досками с электронно-лучевой индикацией данных. Варианты самолета различаются выбором различных модульных компонентов. Двигатели Pratt & Whitney серии JT8D-200 заменены усовершенствованными турбовентиляторными двигателями V2500, малошумными и экологически более чистыми.

В июне 1992 г. Китайская национальная аэротехнологическая корпорация заказала первую партию из 20 самолетов MD-90-30T (в виде полных комплектов) для сборки на заводах в Шанхае. Окончательное количество самолетов, заказанных Китаем, составляло 170 единиц, получивших название Trunkliner.

После слияния Боинга и МакДоннел Дуглас в 1997 году темпы производства резко упали и последний борт сошёл с конвейера в 2001 году, на заводе в Китае. Таким образом самолет проиграл борьбу своим ближним конкурентам — европейскому Airbus A320 и американскому Boeing 737—800. Всего с 1993 по 2001 годы было произведено 117 самолетов.

Видео MD-90 : Запись руления и взлета самолета авиакомпании Delta из аэропорта Миннеаполиса

За время эксплутации, на 2011 год было потеряно 4 самолета, причем 3 из них всего в течение нескольких месяцев.

Конструкция MD-90

MD-80 — двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением (с переставным стабилизатором) и задним расположением двигателей.

Схема MD-90

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ MD-90

Тип региональный пассажирский самолет
Силовая установка два двухконтурных турбореактивных двигателя International Aero Engines V2525-D5 по 11 350 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 172 человека
Практический потолок 10 670 м
Дальность полета 4 200 км
Максимальная взлетная масса 70,7 т
Крейсерская скорость 810 км/ч
Размах крыла 32.87 м
Площадь крыла 112.30 кв. м
Длина 46.51 м
Высота 9.33 м

Самолет Ильюшин Ил-76

Ил-76 (по коду НАТО: Candid — «прямой, искренний») — российский и советский военно-транспортный тяжёлый самолёт, который разработан конструкторским бюром Ильюшина. Серийно изготавливвался в Узбекистане, на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П.Чкалова.

Ил-76 предназначается для десантирования личного состава и транспортировки, грузов и техники разного назначения. Является первым в истории Советского Союза транспортным военным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт способен поставлять грузы наибольшей массой 28—60 т на дистанции 3600—4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч (наибольший вес транспортируемого груза и дальность полёта связаны с модификацией).

Ил-76 фото

Все кабины Ил-76 герметизировали, что позволяет транспортировать 167 (245 в двухпалубном варианте) солдат или снабдить выброс 126 человек десантников. Самолёт способен транспортировать номенклатуру боевой техники десантных воздушных подразделений и большую часть техники.

Размеры грузовой кабины в длину 24,5 м (из которых 4,5 на рампу приходится), в ширину 3,45 м и в высоту 3,4 м. Самолёт может брать на борт до 90000 л топлива и преодолевать дистанцию до 6700 км со средним расходом топлива 9 т/час.

Ил-76 фото салон

Предназначается для эксплуатации на грунтовых и бетонированных аэродромах с прочностными свойствами не меньше 0,6 Мпа. Длина на взлете разбега составляет 1500—2000 м, а при посадке пробег 930—1000 м.

Самолёт сконструирован по традиционной для транспортных тяжёлых самолётов по схеме однофюзеляжного высокоплана, имеющего стреловидное крыло и однокилевое Т-образное оперение. Крыло самолёта является трапециевидным с переломом по задней кромке. По линии четвертрой хорды стреловидность крыла — 25 градусов. Каждое полукрыло имеет мощную механизацию и пятисекционный предкрылок и два трёхщелевых закрылка. Также есть двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение располагается на верхней части Т-образной формы киля. На киле есть руль направления с сервокомпенсатором и триммером. Стабилизатор является переставным, с триммером-флеттнером и рулём высоты.

Ил-76 фото салон

Фюзеляж,круглый в сечении разделяется на герметичные кабины: кабина пилотов (вверху носа фюзеляжа), под кабиной пилотов кабина штурмана, кабина стрелка кормовой пушечной установки с парой пушек ГШ-23Л и грузовая кабина (кабины штурмана и пилотов герметично не разделены, кормовая кабина с пушечной установкой есть лишь на военных версиях самолёта). Спереди фюзеляжа располагаются два люка. В корме располагается грузовой трёхстворчатый задний люк. Десантирование личного состава можно осуществлять в четыре потока (два сквозь грузовой люк), но на практике данный метод практически не используется ввиду частых схождений десантируемых в воздухе. Грузовая кабина имеет две грузовые лебёдки, которые установлены у передней переборки, четыре электротельфера (грузоподъёмность по 2,5 т) и четыре подтрапника, ширина расположения которых меняется. Для удобства разгрузки и погрузки задние тельферы можно выдвигать за порог рампы на 5 м. Пол грузовую кабину сделаны рольганговые дорожки, что позволяет совершать погрузку, разгрузку и десантирование несамоходных моногрузов.

Ил-76 фото кабина

Силовая установка состоит из четырех турбореактивных двигателей, подвешенных под крылом на пилонах. На первых серийных вариантах ставили двигатели Д-30КП, тяга 12000 кгс. Эти двигатели дают самолёту возможность лететь в диапазоне скоростей 260—850 км/ч, что обеспечивает, с одной стороны, удобные условия для воздушного десантирования, а с другой, большую скорость на эшелоне. В последних вариантах самолётов двигатели Д-30КП заменили на ПС-90А-76, тяга 14500 (3300) кгс на крейсерском (взлётном) режиме.

Ил-76 видео

ВСУ ТА-6А размещается в передней части левого обтекателя шасси. Предназначается для обеспечения самолёта электропитанием ≈208 В и ~115 В, =27 В на стоянке и для запуска главных двигателей сжатым воздухом .

История самолета

В конце июня 1966 года МАП СССР дало задание ОКБ Ильюшина о создании военно-транспортной машины Ил-76. В феврале 67 года конструктор С. Ильюшин одобрил техническое предложение по проектировке Ил-76. В ноябре этого же года Совет Министров принял постановление о начале конструирования военного транспортника.

Главным конструктором по самолёту назначили Г. Новожилова. Над эскизным проектом работал Д. Лещинер. В мае 69 года состоялась макетная комиссия. После утверждения макета начали постройку опытного образца. На заседании руководства решили начать работу в Москве на заводе «Стрела». 25 марта 1971 года летчик Э. Кузнецов поднял самолет в воздух. А в мае на авиашоу в Ле Бурже самолет впервые продемонстрировали обществу. Госиспытания провели в гарнизоне Кречевицы. Именно этот гарнизон стал первым, где его приняли на вооружение.

Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 73 года с ВПП на территории ташкентского авиазавода. На нем же начали производить первые модификации Ил-76. За все время серийного производства самолета было построено свыше 1000 экземпляров и около 100 экспортировано в другие страны. В конце 80-х годов началось конструирование новой модификации – Ил-76МФ/ТФ. А в августе 95 года был совершен первый полет. В результате этой модификации самолёт стал более экономичным (на 15%) и повысил максимальную дальность полета (на 20%). Первый серийный Ил-76МФ собрали в марте 2012 года.

Вооружение

За защиту транспортника отвечает пушечная подвижная установка с двумя пушками ГШ-23. С места стрелка осуществляется управление огнем. На самолете установлено два вида прицеливания: оптическая прицельная станция и радиолокационный прицел «Криптон». За постановку пассивных помех отвечают четыре автомата АПП-50Р с патронами ЛТЦ и ДО общим количеством 384 шт.

Самолет уникален тем, что на него можно устанавливать разные бомбы. Это возможно благодаря конструкции транспортника. На нем присутствуют 4 УБД-ЗДА – баллонные держатели. Сам процесс бомбометания абсолютно автоматичен благодаря установленным системам НКБП-7 и «Купол».

Существующие и разрабатываемые модификации самолета

  1. Ил-76 – первая серийная модель.

  2. Ил-76М – повышена грузоподъёмность, усилен фюзеляж.

  3. Ил-76МГА – модификация для гражданских перевозок.

  4. Ил-76Т – гражданский транспортник.

  5. Ил-76МД – модификация с повышенной грузоподъёмностью и дальностью полета.

  6. Ил-76ТД – дальний транспортный самолет. Повышены показатели грузоподъёмности и дальности полета.

  7. А-50 – предназначен для дальнего радиолокационного управления и обнаружения.

  8. А-60 – модифицирован из Ил-76МД. Предназначен для выполнения работ летающей лаборатории, испробован как носитель лазерного оружия.

  9. Ил-76КТ – строился для проведения тренировочных мероприятий в невесомости для космонавтов.

  10. Ил-78 – самолет-заправщик.

  11. Ил-76МД «Скальпель» − специальная разработка под воздушный госпиталь. Имел на борту 3 медмодуля.

  12. Ил-76ПС – самолет поисково-спасательный.

  13. Ил-76ТД «Антарктида» − модификация Ил-76ТД для полетов в Антарктиде и Арктике.

  14. Ил-78М – модифицированный.

  15. Ил-76ПП – используется как постановщик помех.

  16. Ил-76МДК «Космос» − усиленный самолет для более глубоких тренировок космонавтов.

  17. Ил-78МК – самолет конвертируемый. Способен одновременно выполнять функции дозаправки и десантирования войск.

  18. Ил-76П – предназначен для тушения пожаров.

  19. Ил-76ЛЛ – летлаборатория новых авиадвигателей.

  20. Ил-76МД – вариант пожарный.

  21. Ил-76СК – модифицирован под ВКП.

  22. Ил-76МФ – модифицирован с Ил-76МД.

  23. Ил-78МК-90 – модифицирован под двигатели эконом-класса ПС-90А-76.

  24. Ил-76ТФ – модифицированный Ил-76МФ.

  25. Ил-76МДМ – дальний модернизированный самолет.

  26. Ил-76МД-90 – модификация аппарата Ил-76МД.

  27. Ил-76ТД-90ВД – гражданский тип самолета. Модернизирован с Ил-76ТД.

  28. Ил-76ТД-90SW – гражданская модификация для азербайджанской авиакомпании.

  29. Ил-76 «Baghdad»-1 – авиамашина ДРЛО ВВС Ирака.

  30. Ил-76 «Adnan»-2 – модифицирован под локатор РЛС Tiger.

  31. KJ-2000 – самолет ДРЛО китайского производства.

Характеристики самолета Ил-76:

  • Длина: 46,6м

  • Размах крыла: 50,5м

  • Площадь крыла: 300кв.м.

  • Наибольший взлётный вес: 210т

  • Вес пустого: 88500кг

  • Грузоподъёмность: до 60т

  • Объём топлива: 109000л

  • Скорость на эшелоне: 780—850км/ч

  • Дальность полёта:

  • с грузом 60т: 4000км<

  • с грузом 48т: 5500км

  • с грузом 40т: 6500км

  • Экипаж: 5 чел.

  • Число десантников на борту: 126

  • Длина грузовой кабины: 24,54м

  • Ширина грузовой кабины: 3,45м

  • Высота грузовой кабины: 3,4м

  • Объём грузовой кабины: 321кв.м.

  • Ресурс самолёта: 30000 часов/10000 посадок/30 лет

Ил-76 — советский, а затем и российский военный транспортник, разработанный конструкторским бюро Ильюшина. Руководитель проекта — Генрих Васильевич Новожилов, академик, выдающийся советский авиаконструктор. По кодовой классификации НАТО, этот самолёт проходит под обозначением Candid. В переводе с английского, это означает прямой или искренний. Примечательно, но эти термины очень точно характеризуют этот самолёт. Серийное производство Ил-76 началось в 1973 году. Так началась эпоха реактивной транспортной авиации, обеспечивающей быструю переброску боевой техники и войсковых подразделений.

История создания

Распоряжение о проведении исследовательских работ по созданию нового транспортного самолёта, ОКБ Ильюшина получило в 1966 году. Заказчиком проекта было Министерство авиационной промышленности. Целью проекта являлось повышение мобильности армии, которая была необходима в условиях напряженной обстановки на мировой политической арене.

Конкретное техническое предложение было готово в феврале 1967 года, и проект был утверждён лично генеральным конструктором Сергеем Владимировичем Ильюшиным. Руководителем работ был назначен заместитель генконструктора Новожилов. Макет самолёта, изготовленный в натуральную величину, появился в 1969 году. В мае того же года, на территории машиностроительного предприятия «Стрела» в Москве работала военная комиссия под председательством генерал-лейтенанта Пакилева, который в то время возглавлял военно-транспортную авиацию СССР. Члены комиссии оценивали подготовленный макет по нескольким параметрам, акцентируя внимание на размещении различных видов боевой техники в транспортном отсеке. Заключение комиссии было утверждено лично главкомом военно-воздушных сил Катуховым.

Первый взлет Ил-76

На создание опытного образца для лётных испытаний ушло почти два года. Ил-76 впервые поднялся в воздух с аэродрома имени Фрунзе на ходынском поле, и приземлился в Раменском. Управлял машиной Эдуард Иванович Кузнецов — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель. Спустя два месяца, новый советский транспортник был представлен мировой общественности на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Однако после демонстрации, самолёт был отправлен для прохождения лётных испытаний, которые проводились на аэродроме совместного базирования в Кречевице, недалеко от Нижнего Новгорода. Через два года, Ил-76 был запущен в серийное производство.

Особенности конструкции

Рассмотрим основные элементы конструкции Ил-76 и базовые параметры транспортника.

Фюзеляж и геометрия крыла

Техника была построена в соответствии с классической аэродинамической схемой транспортных самолётов. Это закругленный фюзеляж, который условно разделяется на четыре независимых отсека:

  • Смежные кабины пилотов;
  • Изолированная кабина штурмана;
  • Кабина стрелка;
  • Транспортный отсек.

Кормовая часть фюзеляжа оснащается трёхстворчатым люком: боковые стойки уходят в стороны, центральная вверх. После открытия люка, образуется аппарель, предназначенная для десантирования войсковых подразделений и бронетехники. Транспортный отсек изнутри оборудован монорельсом, рольгангами и тельферами.

По расположению крыла, Ил-76 относится к категории высокопланов. Плоскости стреловидные, оснащены передовой системой механизации, обеспечивающей возможность взлёта и посадки с максимально полезной загрузкой. Каждое крыло оборудовано элеронами трёхсекционного типа и тормозными щитками.

Килевое оперение Т-образное. Вообще, у киля данного самолёта появилось инновационное решение. Это лестничный трап, упрощающий проведение техосмотра и ремонта рулевого управления. Конструкция получила название «Проспект Новожилова», и вполне успешно используется на других типах транспортных самолётов военной и гражданской авиации.

Шасси

Ходовая часть самолёта реализована в виде 5-опорного шасси: одна стойка размещается в носовой части фюзеляжа, остальные четыре выполняют функцию основных опор. Внутреннее давление шин регулируемое, и настраивается в зависимости от покрытия взлётно-посадочной полосы: грунт или бетонка. Убираются шасси гидравлической системой. В сложенном состоянии, основные опоры располагаются под углом 90 градусов по отношению друг к другу.

Топливоподающая система

Компоновка этого узла обеспечивает выполнение следующих функций:

  • Перекачивает горючее к основным силовым агрегатам;
  • Обеспечивает питание вспомогательных силовых установок.

Система включает кессон-баки, расположенные в плоскостях крыла. При централизованной заправке, самолёт может взять на борт 109 480 литров горючего. Внутри ёмкостей находится система программного управления подачи топлива. Система предусматривает пробки для слива конденсата и горючего.

Система автоматического пилотирования

Эту задачу выполняет модуль САУ-1Т-2Б. Программное обеспечение решает задачи:

  1. Автопилотирование по выстроенному маршруту с набором высоты до максимального значения;
  2. Выполнение предпосадочного маневрирования;
  3. Заход на посадку;
  4. Десантирование;
  5. Стабилизация скорости и высоты.

Габариты Ил-76

Системы пожаротушения и нейтральных газов

Противопожарная система выполняет три основные функции:

  • Обнаруживает очаг возгорания;
  • Сигнализирует об этом экипажу;
  • Принимает меры по ликвидации огня.

Этот модуль контролирует мотогондолы основных двигателей, отсеки вспомогательных силовых установок, переднюю часть центроплана. Противопожарная система Ил-76 использует для борьбы с огнём хладон 114 В2. Размещается огнегасящий компонент в трёх цилиндрических баллонах. Если самолёт совершает посадку в аварийном режиме (шасси убраны), противопожарная система автоматически разряжает бортовые огнетушители.

Управляется система пожаротушения с панели управления. Модуль дополняется контролирующим устройством, которое срабатывает при перегреве мотогандол, разрушении или разгерметизации топливоподводящих магистралей.

Помимо этого, на борту Ил-76 устанавливается система нейтрального газа. Принцип действия сводится к тому, что в надтопливное пространство резервуаров с горючим нагнетается нейтральный газ. Этот элемент обеспечивает безопасность топливных баков при пожаре или повреждении плоскостей.

Системы вооружения

Учитывая, что речь идёт о военном транспортнике, на самолёте предусмотрены средства защиты. В частности, на борту установлен оборонительный комплекс 9А-503, состоящая из следующих элементов:

  • Две двуствольные авиационные пушки класса ГШ-23;
  • Генератор активных помех «Сирень»;
  • Автоматы сброса ДО;
  • Автоматы для постановки пассивных помех;
  • Средства инфракрасного противодействия;
  • Подвеска для 500-килограммовых свободнопадающих бомб.

Управление огнём осуществляется с панели управления, расположенной в кабине стрелка-пилота.

Гидравлическая система

Гидравлика обеспечивает функциональность следующих элементов самолёта:

  • Уборка/выпуска шасси;
  • Торможение и управление шасси;
  • Закрылки и предкрылки;
  • Тормозные щитки и спойлеры;
  • Управление входных дверей и люков;
  • Управление рампой и хвостовой опорой;
  • Управление фотолюком и стеклоочистителями.

Гидравлика разделяется на две энергонезависимые линии.

Энергоснабжение

Электропитание бортовых систем обеспечивается четырьмя генераторами переменного тока. Общая система разделяется на две независимых подсистемы по левому и правому борту. Примечательно, но подсистемы могут работать в индивидуальном либо параллельном режимах. При этом в параллельную систему могут объединяться только 3 канала электрогенераторов из четырёх.

Дополнительно на самолёте предусмотрена резервная система питания, которая активируется при отказе основных электрогенераторов. Работу резервного питания обеспечивается синхронным трёхфазным генератором бесконтактного типа.

Внутреннее освещение рабочих модулей и отсеков обеспечивается лампами белого и красного свечения, установленными в хвостовой части, транспортном отсеке и кабинах пилотов. Кроме этого, внутри самолёта установлены четыре указателя аварийных выходов.

Внешнее освещение представлено аэронавигационными огнями и посадочно-рулёжными фарами.

Аэронавигационные задачи выполняются следующими системами:

  • Измерительный комплекс реле давления;
  • Полного и статического давления;
  • Сигналов высоты и скорости;
  • Корректорами-задатчиками.

Кроме этого приборное оборудование включает системы пространственного положения самолёта. Эту функцию выполняют:

  • Сигнализатор нарушения питания;
  • Гироскопическая вертикаль;
  • Указатели тангажа и крена;
  • Авиагоризонт;
  • Электроуказатели поворота;
  • Магнитный компас.

Ил-76 – кабина экипажа

Подача кислорода

Эта система отвечает за жизнеобеспечение экипажа на больших и малых высотах в условиях закрытой и разгерметизированной кабины. Помимо этого, чистый воздух в баллонах помогает при задымлении кабины или в ситуациях, когда самолёт пролетает над зараженными участками местности.

Средства навигации

Этот модуль представлен курсовой системой ТКС-П. Это устройство определяет курс и индикацию самолёта, данные передаются и на другие бортовые системы. Принцип действия этой системы основывается на вычислении линейных ускорений.

БСОК

Это бортовая система, записывающая на магнитную ленту все параметры полёта, функциональность силовых агрегатов и навигационных систем. Кроме того, в блок входит речевой самописец, регистрирующий записи разговоров членов экипажа.

Радиотехническое оборудование

Разделяется на несколько сопряжённых подсистем:

  • Радиолокационная станция переднего обзора;
  • Переговорные устройства и громкоговорители;
  • Радиостанция , работающая на коротких волнах;
  • Приборы телекодовой связи;
  • Радиокомпас;
  • Дозиметры;
  • Радиосистемы ближней и дальней навигации;
  • Самолетные радиолокационные ответчики;
  • Высотомер;
  • Измеритель углов сноса и скорости;
  • Система предупреждения об облучении;
  • Вычислительный комплекс, построенный на базе бортового компьютера «Гном-А»;
  • Прицельный комплекс класса «Купол».

Основные характеристики Ил-76

  • Экипаж — 5 человек;
  • Длина — 46.6 метра;
  • Размах плоскостей — 50.5 метра;
  • Площадь крыла — 300 м2;
  • Минимальная и максимальная взлётная масса — 88.5 и 210 тонн соответственно;
  • Номинальные показатели грузоподъёмности — 60 тонн;
  • Дальность полёта — 6 500 километров;
  • Крейсерская скорость — 850 км/час;
  • Численность десанта на борту — 126 человек;
  • Заявленный срок эксплуатации — не менее 30 лет.

Самолет А-50, на базе Ил-76

Модификации Ил-76

На базе серийной модели Ил-76 построено несколько модификаций. Например:

  • Радиолокационная станция;
  • Гражданский транспортник без бортового вооружения с упрощённой навигационной системой;
  • Версия для дальних полётов с усиленной конструкцией шасси и планера;
  • Версия для тушения пожаров;
  • Модель для тренировки экипажей космических кораблей;
  • Воздушный командно-наблюдательный пункт;
  • Постановщик помех;
  • Поисково-спасательный самолет;
  • Модификация, адаптированная для эксплуатации в условиях Крайнего Севера;
  • Носитель лазерного вооружения;
  • Самолёт заправщик.

Самолет-заправщик Ил-78М

Самая интересная модификация

Здесь можно выделить модификацию Ил-76МД-90А. Неофициальный индекс этой модели «Изделие-476». Опытный образец был построен в 2011 году, в настоящее время, самолёты этой модификации стоят на вооружении ВВС России.

На эту модификацию устанавливаются сверхэкономичные и более производительные двигатели серии ПС-90А-76. Благодаря этой особенности, мощность самолёта и другие характеристики машины возросли в среднем на 15%. Кроме того, модификация получила усиленные опоры шасси, новейшие системы навигации и радиоэлектроники.

Военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А

Интересные факты

Пожалуй, из всего многочисленного семейства Ил-76 самую большую известность получила модификация Ил-76ТД. Самолёт был перехвачен над Афганистаном истребителем, принадлежащим движению Талибан, и был вынужден совершить посадку. Лётчики были захвачены в плен, и больше года находились в заложниках.

Самолёт представлял для террористов определённую ценность, поэтому пилоты периодически привлекались для техобслуживания машины. Во время выполнения этих работ экипажу удалось поднять машину в воздух, и на сверхмалой высоте добраться до Арабских Эмиратов.

Этот подвиг, командир экипажа и первый пилот были удостоены звания Героя России. Остальные летчики были награждены орденами Мужества.

Несмотря на то что Ил-76 был построен ещё во времена СССР, самолёт продолжает оставаться на вооружении ВВС России, и справляется с поставленными задачами. Этими бортами были переброшены миллионы тонн гуманитарных грузов, обеспечивались военные операции в зонах военных конфликтов по всему миру. Самолёты постоянно модернизируются, используются не только для военных, но и гражданских целей.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен