Самолет боинг 707

Boeing 707 стал одним из немногих самолетов в истории, совершивших настоящий переворот в авиации. Прототип, Model 367-80, положил начало семейству самолетов-заправщиков С-135 и династии пассажирских авиалайнеров 707/720-серии, а также оказал заметное влияние на многие более поздние авиалайнеры фирмы «Boeing».

В руководстве «Boeing» были твердо убеждены в том, что в перспективе реактивные самолеты большой вместимости станут востребованными как авиаперевозчиками, так и ВВС США, а пассажирские авиалайнеры и самолеты-заправщики вполне могут быть созданы на единой базовой модели. Между тем фирма не получила ни заказов на новый авиалайнер, ни государственного финансирования в интересах ВВС США. Прототип строился на собственные средства «Boeing» и стоил около 15 млн долларов.

Для самолета выбрали турбореактивный двигатель Pratt & Whitney JT3 — коммерческий вариант меньшей массы двигателя J57 бомбардировщика В-52. Но на В-52 ставилось восемь двигателей тягой по 44,46 кН, транспортному самолету или авиалайнеру хватило бы и четырех двигателей, установленных на пилонах под крылом со стреловидностью 35╟. Фюзеляж следовало проектировать заново, большего размера и с заостренной носовой частью, в которой монтировалась бы антенна РЛС. Максимальную взлетную массу определили в 86184 кг. Военные варианты должны были перевозить топливо или грузы, а авиалайнеры -130 пассажиров. По крейсерской скорости (966 км/ч), перспективный самолет должен был в три раза превзойти состоявший на вооружении самолет-заправщик КС-97, гражданский Model 377 Stratocruiser, а также авиалайнеры других фирм, вроде Douglas DC-7 или Lockheed Super Constellation. Прототип уже собирали на заводе в Рентоне (Сиэтл), но по-прежнему и ВВС США, и авиаперевозчики оказывали новому проекту лишь «вежливое внимание».

Новая модель получила «фирменную» нумерацию 367-80, хотя принадлежавший разработчику прототип больше известен как Dash-80. Когда же проект воплотился в металл, его обозначение изменили на Model 707 (первый в длинном списке пассажирских авиалайнеров компании), затем последовали Boeing 717,727 и далее вплоть до 777.

Выкатка прототипа, окрашенного в броские шоколадно-коричневый и ярко-желтый цвета фирмы «Boeing», состоялась 15 мая 1954 года. При выполнении одной из первых скоростных пробежек шестью днями позже у самолета подломилась левая основная опора шасси, после чего повреждения от соприкосновения с полосой получила мотогондола левого внешнего двигателя. После ремонта 15 июля летчики-испытатели Текс Джонсон и Дике Лош впервые подняли машину в воздух, сделав серьезную заявку на лидерство США в области реактивных авиалайнеров.

К этому времени ВВС США обратились к «Boeing» с предложением о создании реактивного самолета-заправщика — это была приятная новость для разработчика, успевшего уже израсходовать не только 15 млн долларов на создание прототипа, но и половину сметы по статье «разработка и подготовка серийного производства». Первую партию из 29 самолетов-заправщиков ВВС заказали в октябре 1954 года — началась программа разработки и производства более крупного, чем Model 707, варианта Model 717 (военные обозначения КС-135 и С-135).

В то же время компания не могла выиграть ни один конкурс на пассажирским самолет, проигрывая главному конкуренту — фирме «Douglas» с самолетом DC-8. Конструкторам «Boeing» предстояло провести серьезную и очень дорогостоящую доработку исходного проекта: изменить сечение фюзеляжа, увеличив его ширину на 10,16 см до 3,56 м (на 5,08 см больше чем у DC-8), чтобы разместить кресла в одном ряду по схеме 3+3, увеличив пассажировместимость до 150 человек. Были разработаны иллюминаторы новой формы, панели обшивки теперь изготавливались методом химического фрезерования. Увеличили емкость внутренних топливных баков за счет установки мягких баков в центроплане и оборудования интегральных баков в консолях крыла. Длина самолета Model 707-120 составляла 44,04 м, а «специальный» вариант Model 707-138 был на 3,04 м короче. Мощность двигателей JT3C-6 тягой 60,02 кН была повышена за счет использования впрыска воды, а шумность удалось снизить, внедрив особую конструкцию.

Первым покупателем пассажирского варианта стала авиакомпания «Pan American», заказавшая 20 самолетов 707-112, в тот же день эта авиакомпания заказала 25 самолетов DC-8 и оговорила возможность заказа дополнительной партии самолетов фирмы «Douglas» в будущем. Тем временем «Douglas» анонсировала дальнемагистральный вариант DC-8 с двигателями JT4A, на что «Boeing» пришлось ответить даль-немагистральным Model 707-320 Intercontinental.

Авиакомпания «ВОАС», как и «Pan Am», заинтересовалась дальнемагистральной моделью фирмы «Boeing», Model 707-320, имевшей новое высокоэффективное крыло увеличенного на 3,53 м размаха, увеличенный запас топлива и взлетную массу 141520 кг и позволявшей разместить в удлиненном на 2,57 м фюзеляже 189 пассажиров. Двигатели JT4A тягой 74,68 кН по желанию заказчика заменяли на британские двигатели Rolls-Royce Conway с меньшей массой и меньшим удельным расходом топлива. Intercontinental быстро стал основным вариантом самолета Model 707, а исходная модификация послужила базой для проектирования нового семейства региональных авиалайнеров Model 720.

Первый серийный 707-й, Boeing No. 17586, впервые поднялся в воздух с заводского аэродрома в Рентоне 20 декабря 1957 года — фактически это был второй из 20 заказанных «Pan Am» самолетов 707-121 (N708PA). Летные испытания прошли без серьезных задержек, и 23 сентября 1958 года самолет получил сертификат FAA.

«Pan Am» начала эксплуатацию новой машины на линии Нью-Йорк — Париж 26 октября 1958 года. Однако для такого маршрута дальности полета 707-121 едва хватало, поэтому экипажам пришлось освоить специальную методику взлета и постоянно предпринимать любые действия, позволявшие экономить топливо.

Вмешавшись в соревнование самолетов DC-8 и CV-880 фирм «Douglas» и «Convair», фирма «Воеing» приступила к созданию авиалайнера, способного превзойти обоих конкурентов. Стоимость прототипа была оценена в 100 млн долларов. Компания «Pratt 8с Whitney» предложила модернизированный вариант двигателя JT3C, у которого вместо трехступенчатого компрессора был использован двухступенчатый компрессор с очень широкими лопатками, этот компрессор сразу же назвали вентилятором (с тех пор подобные двигатели называют турбовентиляторными). Новый двигатель получил обозначение JT3D, он имел лучшую топливную эффективность в сравнении с JT3C и создавал меньше шума.

16 января 1959 года из сборочного цеха завода в Рентоне выкатили первый Model 707-320 Intercontinental, предназначенный для замены 707-121 на трансатлантических маршрутах и способный перевозить большую полезную нагрузку. Начало эксплуатации 707-320 не обошлось без проблем — главной стала неудовлетворительная управляемость лайнера в сложных метеоусловиях. Проблему удалось решить внедрением более высокого киля, который затем стали ставить на всех гражданских и военных моделях 707-й серии.

Двигатели JT3D впервые установили на 707-120В, созданном на основе самолета Model 120, выполнившего первый полет 23 ноября 1959 года.

Последним из базовых вариантов стал Model 707-320С, к тому времени компания уже разместила двигатели JT3D на Model 707-320В, что потребовало провести ряд аэродинамических улучшений, включая внедрение более длинных законцовок крыла с аэродинамической круткой. Эксплуатацию модели 707-320В начала авиакомпания «Pan Am» в июне 1962 года, годом позже она же стала стартовым заказчиком грузопассажирского 707-320С вместимостью 202 пассажира или способного перевозить груз массой 43600 кг. Вариант 707-320С вскоре стал стандартным для 707-й серии, а портфель заказов на этот революционный авиалайнер рос быстрыми темпами.

Модификации :

Model 707-120

первая серийная модификация

Model 707-120B

развитие первоначального серийного варианта, получившего более мощные турбовентиляторные двигатели, аэродинамические улучшения крыла и хвостового оперения, которые были использованы и на Model 720.
Model 707-220 в целом подобный первоначальному серийному варианту, но оснащенный двигателями Pratt & Whitney JT4А-3.
Model 707-320 Intercontinental трансокеанский вариант с увеличенными размахом крыла и длиной фюзеляжа соответственно на 3,53 м и 2,03 м, оснащенный более мощными двигателями и вмещающий 189 пассажиров.
Model 707-320B Intercontinental усовершенствованный вариант самолета 707-320 с более мощными турбовентиляторными двигателями и аэродинамическими улучшениями.
Model 707-320C Convertible пассажирский, смешанный пассажирско/грузовой, или грузовой вариант самолета 707-320В с грузовой дверью и разработанной компанией Boeing системой погрузки.
Model 707-320C Freighter грузовой вариант самолета 707-320С с удаленным снаряжением для размещения пассажиров.
Model 707-420 Intercontinental в целом подобный самолету Model 707-320, но оснащенный турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Conway Mk 508.

ЛТХ:

Модификация Boeing 707-120
Размах крыла, м 44.20
Длина самолета, м 46.61
Высота самолета, м 12.93
Площадь крыла,м2 283.35
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 66406
максимальная взлетная 151318
Тип двигателя 4 ТВД Pratt Whitney JT3D-7
Тяга, кгс 4 х 8618
Максимальная скорость, км/ч 1009
Крейсерская скорость, км/ч 974
Экономическая скорость, км/ч 885
Практическая дальность, км 9262
Практический потолок, м 11890
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка 14 пассажиров в первом классе и 133 в туристическом; он был сертифицирован и для перевозки 219 пассажиров в экономическом классе

Доп. информация :

Схемы:

Фотографии:

Dash 80 в полете Dash 80 в полете Первый Boeing 707 оснащенный двигателями Pratt Whitney JT3D Boeing 707-123 (c) Steve Fitzgerald Boeing 707-123 (c) Gerard Helmer Boeing 707 Компоновочная схема Boeing 707-121

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Boeing 707. Разработка
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Boeing Corporation. Boeing 707
Airliners.net. Boeing 707
Airlife. Jim Winchester. Boeing 707/720

Уголок неба. 2010 (Страница: Дата модификации: )

Boeing 707

Boeing 707

Разработчик Boeing Company
Первый полет 1957
Единиц произведено 865 (1957-1979)

Boeing 707 — узкофюзеляжный, дальнемагистральный, реактивный авиалайнер, созданный компанией Boeing в конце 1950-хх. Серийно выпускался с 1958 по 1979 годы. Первый коммерческий реактивный самолет Boeing.

История

К конце II Мировой Войны компания Boeing была одним из крупнейших в мире разработчиков и производителей тяжелой военной авиации, в первую очередь, бомбардировщиков B-17 Flying Fortress и B-29 Superfortress. Позже, с началом реактивной эры, эта же фирма создала новое поколение стратегических бомбардировщиков B-47 Stratojet и B-52 Stratofortress. Однако, в области гражданской авиации Boeing значительно отставал от конкурентов, как американских, так и зарубежных. По большому счету, коммерческая авиация была представлена гидропланом Boeing 314 Cliper и большими поршневыми самолетами 307 Stratoliner и 377 Stratocruiser, которые уже не отвечали требованиям времени.

В конце 1940-хх Boeing направили серьезные ресурсы на исследования в области реактивной авиации, как наиболее перспективной, как в военной, так в гражданской сфере. Одним из катализаторов работ стал большой заказ ВВС США на создание перспективных топливозаправщиков. У военных было больше 800 заправщиков KC-97 Stratofreighter, но у медленных, поршневых самолетов возникали сложности с дозаправкой более быстрых реактивных самолетов.

Boeing изучал различные варианты строения планера самолета и, в конце концов, остановился на изготовлении прототипа 367-80. На создание этого самолета ушло всего 2 года с 1952 по 1954 годы. Отчасти это было обусловлено тем, что довольно большая часть работ уже была проведена чуть ранее при создании бомбардировщика B-52 и новый самолет унаследовал часть наработок по нему. 367-80 получил 4 двигателя Pratt & Whitney JT3C — снова же, унифицированных с моторами B-52. Такая унификация была очень кстати, учитывая, что это был прототип танкера для ВВС, который, вскоре, получил наименование KC-135 Stratotanker. Интересный факт: во время одного из демонстрационных полетов в 1955 году, пилот Текс Джонстон совершил на нем фигуру высшего пилотажа — бочку. Бочку… на 80-тонном, четырехдвигательном самолете — одном из самых больших в мире на то время.

На счет создания пассажирской модификации в компании долго сомневались. Boeing был, почти полностью, военным производителем. Их крайний пассажирский Boeing 377 Statocruiser не принес ничего, кроме убытков. Однако, маркетинговые исследования и конкуренция с Douglas с их DC-8 все же привели к выводу, что самолет нужен, хотя его и пришлось модифицировать, увеличив диаметр фюзеляжа (с 3,35 м до 3,76 м).

Наконец, 20 декабря 1957 года прототип Boeing 707-120 совершил первый полет. Самолет был сертифицирован довольно быстро — уже к осенью 1958 года он получил право выйти на рейсы. Конструкция в процессе испытаний подверглась минимальным модификациям, касающимся, преимущественно, механизации крыла.

Тем не менее, при вводе самолета в эсплуатацию возникали сложности с тем, что большинство пилотов с трудом переучивались на реактивный самолет, привыкнув к пилотированию поршневых машин. Чаще всего это касалось сложностей с самопроизвольным рысканьем и раскачиванием самолета в полете. Boeing сталкивались с этой проблемой еще при создании бомбардировщиков, но гражданские пилоты не сразу научились эффективно пользоваться ранее им незнакомыми средствами корректировки полета. Один раз, пилоты вовсе отключили новую систему, посчитав ее избыточной, что, в итоге, привело к потере стабильности полета и катастрофе. Еще один подобный случай так же едва не закончился аварией, когда во время коммерческого рейса самолет стало сильно раскачивать. Ситуацию спасло то, что на борту среди пассажиров оказался один из пилотов-испытателей Boeing. Он быстро заменил капитана и восстановил управление. Тем не менее, со временем, эта проблема была решена и подобные инциденты прекратились.

Boeing 707 — отец всех боингов.

Boeing 707 — четырехдвигательный моноплан с низкорасположенным крылом малой стреловидности.

Самолеты оснащаются, преимущественно, реактивными двигателями Pratt&Whitney JT3D и их модификациями. Силовая установка оснащена турбокомпрессорами для поддержки давления в кабине. В процессе эксплуатации самолеты несколько раз ремоторизировались вплоть до установки на них двигателей CFM International CFM56, распространенных на современных средних коммерческих лайнерах.

Boeing 707 был первым в мире серийным гражданским лайнером с двигателями в отдельных мотогондолах и подвешенными на пилонах под крылом.

Boeing 707 — узкофюзеляжный самолет. Кресла располагаются по 6 в ряд (3+3) в эконом классе и по 4 в ряд (2+2) в бизнес-классе. В разное время компоновки подвергались изменениям в зависимости от требований заказчиков. Самолет вмещает до 194 пассажиров (Boeing 707-320, одноклассовая компоновка).

  • 707-020 — так же несущая индекс Boeing 720. Самолет был создан напрямую на основе модели 367-80. Стартовый заказчик — United Air Lines был эксплуатантом DC-8 и предпочел не закупать его прямого конкурента — Boeing 707, поэтому она закупила модифицированные 707 под индексом 720. Известно, что один из лайнеров Boeing 720 был выкуплен частной компанией и получил название «The Starship». В течение последующих лет он активно использовался для перевозки знаменитостей, в том числе рок-групп Led Zeppelin, Deep Purple.
  • 707-120 — первый серийный вариант лайнера, оснащенный более длинным и широким фюзеляжем. Самолет оснащался двигателям JT3C и мог перевозить до 189 пассажиров. Позже была создана версия -120B с более эффективными двигателями JT3D.
  • 707-220 — модификация, созданная для эксплуатации в условиях жары и высокогорья. Оснащался форсированными двигателями JT4A. Всего было изготовлено 5 самолетов один из которых был потерян во время летных испытаний. Его выпуск отменили после создания версии 707-120B.
  • 707-320 — получил наименование Intercontinental и был удлиненной на 2 метра версией 707-120 с двигателями JT4A. Крыло и хвостовое оперение так же было увеличено, что, вкупе с увеличенными топливными баками увеличило дальность полетов. Дополнительное пространство в кабине использовалось, преимущественно, для повышения комфорта пассажиров, а не увеличения их числа.
  • 707-420 — был идентичен модели -320, но оснащался двигателями Roll-Royce Conway 508 и имел увеличенное хвостовое оперение (европейские авиарегуляторы требовали возможности безопасного полета в случае отказа одного двигателя). Самолеты поставлялись Lufthansa, ряду британских авиакомпаний, а так же в Индию и Израиль.
  • 707-320B — модификация 320-ой модели с улучшенными элементами планера, повысившими аэродинамическое качество. Взлетная масса возросла до 151 тонны. Boeing выпустил 175 лайнеров этой версии и модернизировал до его уровня часть уже существовавших машин.
  • 707-320C — имел возможность конвертации из пассажирской в грузовую версию, что сделало его самым массовым вариантом 707-ого. Самолет получил усиленный пол и новую грузовую дверь. Механизация крыла была модернизирована, а под крыло были подвешены двигатели JT3D. Изначально, большинство самолетов были поставлены в пассажирских вариантах способных, теоретически, вмещать до 219 пассажиров. Однако, со временем, большинство из них были переделаны в грузовые.
  • 707-700 — тестовая модификация с установленными двигателями CFM56. Новые двигатели сделали самолет намного более экономичным, однако, в серию он все равно не пошел, уступив свою нишу новейшему Boeing 757.

Военные модификации

Не смотря на то, что Boeing 707 почти покинул мир коммерческих перевозок, в военной сфере он по прежнему активно эксплуатируется.

  • E-3 Sentry — специальный самолет Дальнего РадиоЛокационного Обнаружения (ДРЛО) или Airborne Warning and Control System (AWACS). Оснащается вращающимся локационной станцией внутри обтекателя над фюзеляжем.
  • VC-137C — Air Force One — бывший самолет Президента США. Активно применялся вплоть до начала XXI века.
  • E-6 — воздушный командный пункт управления и связи, предназначенный для осуществления контроля ядерной триадой США. Оснащается двигателями CFM-56 и специальными коммуникационными системами.
  • E-8 JSTARS — самолет радиолокационной разведки и коммуникации с войсками. Локационная станция способна регистрировать расположение и перемещение целей на дистанции до 250 километров.
  • C-18 — военно-транспортная модификация. Активно применяется для перевозки личного состава.
  • EC-18B — самолет контроля и сопровождения воздушных испытаний различной техники. Самолеты оснащаются большой антенной, скрытой под шаровым обтекателем в носовой части.

Эксплуатация

Изначально, Being 707 уступал на рынке своему главному конкуренту — Douglas DC-8, благодаря лучшей репутации Douglas и большей надежности их детища. Но, со временем, Boeing 707 был доработан и доказал свое превосходство, а сама компания зарекомендовала себя, как надежный производитель гражданской техники.

Крупнейшими заказчиками самолетов были авиакомпании Pan American (PanAm) и Trans World Airlines (TWA), следом пошли многие другие авиакомпании США и Европы. Получив эффективный дальнемагистральный лайнер, авиаперевозчики значительно расширили географию и интенсивность полетов. Самолеты серийно производились с 1957 по 1979 годы. Рекордным был период конца 1960-хх, когда Boeing поставлял около сотни самолетов ежегодно.

Кроме того, два модифицированных самолета под индексом VC-137 использовались в качестве американских «Боротов номер 1». Эти самолеты находились в экспулатации вплоть до 2001 года, обслуживая всю плеяду лидеров США от Дуайта Эйзенхауэра до Джорджа Буша Младшего. Нынешняя ливрея, ставшая стандартной для Air Force One, была разработана для VC-137 при администрации Джона Кеннеди.

К 1970-ым годам рынок авиаперевозок значительно вырос, интенсивность полетов и объемы достигли таких масштабов, что авиакомпаниям потребовались более вместительные дальнемагистральные лайнеры. В итоге, на большинстве коммерческих направлений Boeing 707 уступил место новому поколению первых широкофюзеляжных самолетов, главным из которых стал Boeing 747.

В итоге, Boeing 707 был быстро вытеснен из парков авиакомпаний и продолжал экслуатироваться лишь в странах Третьего мира. Пассажирские полеты в США закончились в начале 1980-хх. Тем не менее, ряд военных модификаций, в частности, топливозаправщики и самолеты ДРЛО (AWACS) на базе Boeing 707 до сих пор находятся в эксплуатации. В общей сложности было поставлено 865 самолетов модели 707.

Схема лайнера Boeing 707

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Boeing 707

Тип магистральный пассажирский самолет
Модификция 707-120B 707-320B 707-320C
Силовая установка Pratt & Whitney JT3D-3 Pratt & Whitney JT3D
Тяга двигателей 4 X 8,15 тс 4 X 7,95 тс 4 X 8,67 тс
Максимальное число пассажиров 189 максимум
174 (1 класс)
137 (2 класса)
189 максимум
189 (1 класс)
141 (2 класса)
219 максимум
194 (1 класс)
13 грузовых контейнеров
Практический потолок 11 890 м
Дальность полета 6 700 км 9 300 км 5 400 км
Максимальная взлетная масса 117 т 151,5 т
Крейсерская скорость 977 км/ч
Размах крыла 39,88 м 43,41 м 44,42 м
Длина 44,22 м 46,61 м
Высота 12,70 м 12,83 м 12,80 м

Самолет Boeing 707 — краткий обзор и технические характеристики

Boeing 707 является четырёхдвигательным узкофюзеляжным пассажирским лайнером, а также одним из первых реактивных пассажирских самолётов в мире.

Краткий обзор самолёта

С аэродинамической точки зрения Боинг 707 представляет собой четырёхмоторный низкоплан. Крыло лайнера стреловидное, оперение — однокилевое.

Пассажирский салон Боинга 707 обычно имеет 2 класса (бизнес и эконом) или же 1 класс (только эконом). Так как самолёт является узкофюзеляжным, это означает, что места бизнес-класса располагаются, как правило, по схеме «2-2», а эконом-класса – по схеме «3-3». Таким образом, в зависимости от модификации самолёта или от варианта компоновки пассажирского салона Boeing 707 мог размещать от 110 до 202 пассажиров.

Силовая установка Boeing 707 представлена турбореактивными двигателями фирмы Pratt & Whitney JT3C-1, JT3D-3 или JT3D-7.

История создания и использования

Во время Второй Мировой войны и во второй половине 1940-х годов компания Boeing специализировалась на разработке стратегических бомбардировщиков (самолёты фирмы обозначались литерой B: B-17, B-25 и т.д.) После войны перед фирмой встала острая необходимость перепрофилировать разработку самолётов в связи с уменьшенным спросом на военные самолёты, а также в связи с большими перспективами, которое могло бы открыть в 50-х пассажирское авиастроение.

В итоге в начале 1950-х годов начались работы по созданию реактивного пассажирского лайнера, имеющего общие черты, схожие с чертами стратегического бомбардировщика B-47 Stratojet. Разрабатывался новый самолёт в условиях строжайшей секретности и в связи с этим мало кто знал, что его обозначение было именно Boeing 707. В ходу тогда было наименование «367-80».

При разработке лайнера создателями был использован ряд нестандартных и новых по тем временам решений. Так, одним из них стало то, что двигатели самолёта устанавливались в отдельных специальных мотогондолах, что обеспечивало их надёжность и в то же время защищённость: при воспламенении одного двигателя шансы того, что огонь перекинется и на другой, стали практически равны нулю. Другим новшеством была установка двигателей самолёта непосредственно под крылом, что обеспечивало высокие аэродинамические свойства лайнера в целом.

Летом 1954 года самолёт 367-80 совершил первый полёт. Однако процесс испытаний лайнера, создание его новых (в частности, военных) модификаций несколько затянул начало коммерческого использования Boeing 707. В итоге серийное производство и эксплуатация самолёта были начаты в 1958 году.

Первоначально главными эксплуататорами самолёта были две американские авиакомпании: Trans World Airlines и PanAmerican. Они серьёзно увеличили парк своих лайнеров, что привело к стремительному росту спроса на пассажирские перевозки не только в США, но и во всём мире.

60-е годы XX века стали поистине звёздным часом для лайнера Boeing 707. Популярность самолёта росла, вскоре его начали заказывать и западноевропейские авиакомпании. Однако стоит отметить, что проникновение Boeing 707 на европейский рынок осложнялось тем, что здесь уверенно держали свою позицию самолёты DC-8 компании McDonnell Douglas. В основном это преимущество объяснялось лучшей репутацией компании над корпорацией Boeing, специализировавшейся в течение долгого времени исключительно на военных самолётах. Однако затем, после ряда улучшений и выпуска модификаций (в частности, 320B), Boeing 707 начал уверенно завоёвывать лидерство.

Конец 60-х – начало 70-х годов характеризуется высоким спросом на пассажирские авиаперевозки, в связи с чем популярность самолёта, а вместе с ней и количество заказов на него, стали падать. Также свою лепту внесла и разработка нового дальнемагистрального самолёта – Boeing 747, обладавшего большей пассажировместимостью и потенциалом для создания модификаций, хоть и несколько повышенным расходом топлива. Всё это привело к тому, что в 1978 году был выпущен последний серийный Boeing 707.

Всего за 20 лет производства было построено 1010 лайнеров Boeing 707, из них было потеряно 194 машины. Таким образом, из всего количества самолётов примерно каждый пятый был потерян. Это объясняется в основном техническим несовершенством лайнера, характерным для машин того времени, а также ошибками экипажа.

На сегодняшний день около ста самолётов всё ещё эксплуатируются, однако в основном это – грузовые модификации Boeing 707.

Модификации лайнера

Боинг 707 представлен множеством модификаций, как пассажирских, так и грузовых. Отдельно стоит учесть и военные модели Боинга 707, разработанные для нужд ВВС США.

  • Boeing 707-120 – базовая модификация самолёта, обладающая неплохой (по тем временам) пассажировместимостью (от 110 до 179 человек) и скоростью до 965 км/ч.
  • Boeing 707-220 – модификация Боинга 707 с более мощными двигателями и, как следствие, с несколько увеличенным расходом топлива. Всего произведено 5 самолётов данной модели. Также имеется модификация Boeing 707-220B.
  • Boeing 707-227 – модификация с увеличенной пассажировместимостью.
  • Boeing 707-320B – вторая основная модификация Боинга 707, обладающая увеличенными размерами, большей пассажировместимостью и оборудованная более мощными двигателями. Также для данной модификации были разработаны варианты Boeing 707-320 Intercontinental (с увеличенной дальностью полёта), Boeing 707-320B Advanced и Boeing 707-320C.
  • Boeing 707-420 – модификация лайнера Боинг 707, оснащённая двигателями фирмы Rolls-Royce.
  • Boeing 707-700 – модификация самолёта с удлинённым корпусом и увеличенной пассажировместимостью, а также большей дальностью полёта.
  • VC-137C – вариант лайнера, созданный в двух экземплярах и предназначенный для перевозок высшего руководства США.

Военные модификации Boeing 707 создавались в основном на базе модели 707-320:

  • E-3 Sentry – самолёт дальнего радиолокационного обнаружения.
  • E-6 Mercury – воздушный командный пункт управления и связи.
  • E-8 JSTARS – самолёт для ведения наземной радиолокационной разведки.
  • C-18 – военно-транспортная модификация Boeing 707.
  • EC-18B – самолёты-лаборатории, предназначенные для проведения испытаний зенитных и баллистических ракет.

Характеристики Boeing 707

Лётно-технические характеристики основных пассажирских модификаций самолёта Боинг 707:

Boeing 707-120B Boeing 707-320B
Размеры
Длина, м 44 46,6
Размах крыльев, м 39,9 44,4
Высота, м 12,7 12,7
Площадь крыла, кв.м 226 268,7
Вес
Макс. взлетная масса, кг 116 700 151 300
Макс. посадочная масса, кг 86 200 112 000
Масса пустого, кг 58 700 65 400
Макс. масса без топлива, кг 77 100 88 500
Макс. коммерческая загрузка, кг 19 300 23 400
Макс. запас топлива, кг 65 700 90 290
Летные данные
Дальность полета с макс. загрузкой, км 6 700 9 200
Макс. крейсерская скорость, км/ч 965 965
Двигатели P&W JT3D-1, P&W JT3D-3,
4 x 7700 кгс 4 x 8170 кгс
P&W JT3D-7,
4 x 8600 кгс
Пассажирский салон
Кол-во кресел (одноклассовая компоновка) 174 189
Кол-во кресел (двухклассовая компоновка) 137 141
Длина салона, м 31,9 33,9
Ширина салона, м 3,6 3,6
Высота салона, м 2,4 2,4

Boeing 707 был создан как нельзя кстати для своего времени – в тот момент, когда спрос на авиационные пассажирские перевозки начал расти быстрыми темпами. Это и позволило самолёту стать очень популярным в 1960-х годах. Однако появление новых моделей пассажирских лайнеров, а также техническая несовершенность Boeing 707 уже через 10 лет отодвинули его на второй план. Тем не менее, благодаря ряду интересных инновационных конструкторских решений, применённых в его разработке, Boeing 707 занял достойное место в истории авиастроения и авиаперевозок.

Автор статьи: Увлекаюсь авиацией.

Boeing 707. Фото. Видео. Схема салона. Характеристики. Отзывы.

Четырёхдвигательный Boeing 707, вместе с советским Ту-104, французским Sud Aviacion Caravelle и британским de Havilland DH.106 Comet, является одним из первых реактивных авиалайнеров в мире произведенным для пассажирских авиаперевозок. Также начиная с Boeing 707, были заложены основы для доминирования реактивных самолётов американской компании «Boeing Commercial Airplanes» на рынке пассажирских авиаперевозок. В зависимости от модификации, дальность полёта 707-ых может составлять от 4650 до 10550 километров. Различные версии самолета Boeing 707 способны в своем салоне разместить до 189 пассажиров.

По своей концепции Boeing 707, представляет собой узкофюзеляжный, четырехмоторный самолет, имеющий форму моноплана с низкорасположенным крылом стреловидной формы, под которым в гондолах расположены турбореактивные двигатели.

Прототипом для всего семейства 707-х стал самолет Boeing 367-80, известный также как Dash-80. Постройка Boeing 367-80, началась 1952 году, и уже 14 мая 1954 года самолет был годов. Длина готового самолета была 39,97 метров при размахе крыльев в 39,88 метров. На постройку Boeing 367-80 было потрачено около 16 миллионов долларов. Полёт данного прототипа состоялся 15 июля 1954 года.

Boeing 707 фото

Позже название прототипа было изменено на Model-707. С момента начала лётных испытаний, компании «Boeing», от ВВС США поступил заказ на разработку реактивного самолета заправщика. За основу данного проекта был выбран удлиненный вариант самолёта Model-707. Прототип самолёта заправщика получил обозначение Model-717. Серийные же самолёты в дальнейшем получат обозначение С-135 Stratolifter и КС-135 Stratotanker.

Но что касается авиалайнера для пассажирских перевозок, то тут у компании «Boeing» был конкурент в лице реактивного самолета Douglas DC-8, производства американской фирмы «McDonnell Douglas». По этой причине компании «Boeing» пришлось модернизировать свой проект. Новый самолет получил обозначение Boeing 707-120. На этом самолете было увеличено сечение и длина фюзеляжа. Это позволило разместить по три кресла в одном ряду. Благодаря этому была увеличена пассажировместимость. Длина самолёта Boeing 707-120 теперь составляла 44,07 метра. На авиалайнер были установлены двигатели Pratt & Whitney JT3D-6 с тягой по 60,02 кН. Заказы на Boeing 707-120, начали поступать в середине 1955 года. Первым заказчиком нового воздушного лайнера стала авиакомпания «Pan American». Впервые этот самолёт поднялся в небо 20 декабря 1957 года. Регулярные пассажирские полеты, на внутренних американских рейсах, протяженностью до 5000 километров, Boeing 707-120 начал осуществлять с августа 1958 года.

В декабре 1955 также начали работы по постройке самолёта для межконтинентальных рейсов. Основным заказчиком нового трансатлантического самолёта выступила всё та же «Pan American». Самолёт получил обозначение Boeing 707-320. Данная модель имеет увеличенный фюзеляж, благодаря которому длина Boeing 707-320 составляет 46,61 метров. Размах крыла и объем баков для топлива также были увеличены. Первоначально на самолёте были установлены двигатели Pratt & Whitney JT4А-3 мощностью по 71,5 кН. Первый полет Boeing 707-320 совершил 11 января 1959 года. После сертификации в августе 1959 года самолет начал поступать в авиакомпании. В начале 1962 года совершил первый полет Boeing 707-320 с двигателями Pratt & Whitne JT3D-3. Позже на самолёте были применены двигатели Pratt & Whitney JT3D-7 мощностью 84,4 кН.

Версия Boeing 707-320, стала самым популярным самолётом из всего семейства 707-ых. Этот авиалайнер в экономичном классе, способен разместить до 189 пассажиров. При двухклассовой компоновки в его салоне можно разместить 147 пассажирских кресел. Дальность его полёта составляет больше девяти тысяч километров.

Помимо пассажирских выпускались различные модификации самолёта, предназначенные для транспортных, грузовых и военных целей.

Производство самолётов Boeing 707 было окончательно прекращено в 1978 году. За весь период производства выпущено 1010 единиц самолётов Boeing 707.

Технические характеристики самолета Boeing 707-120

  • Первый полет Boeing 707-120: 12 декабря 1957 года
  • Годы производства самолётов семейства Boeing 707: c 1958 года по 1978 год
  • Длина: 44,07 м.
  • Высота: 12,93 м.
  • Размах крыла: 39,90 м.
  • Вес пустого: 58700 кг.
  • Площадь крыла: 226,30 кв.м.
  • Крейсерская скорость: 974 км./ч.
  • Максимальная скорость: 1010 км./ч.
  • Экономичная крейсерская скорость: 897 км./ч.
  • Потолок: 11900 м.
  • Дальность полета при максимальной загрузке: 6820 км.
  • Двигатели: 4 ТРД Pratt & Whitney JT3D-6
  • Экипаж: 3 человек
  • Количество пассажирских мест: 110 пассажирских мест, в двух классах

Технические характеристики самолета Boeing 707-320

Boeing 707 – локомотив новой эры перевозок

Американский узкофюзеляжный лайнер Boeing 707 стал одним из самолетов, определивших будущее компании-изготовителя и авиаперевозок в целом. Именно эта машина открыла эпоху массовых перелетов пассажиров не только внутри континентов, но и над океанами.

В начале эры реактивных пассажирских машин было нормой временное прекращение производства самолетов для внесения изменений в конструкцию. Не избежал подобной участи и Boeing 707. Путь машины в серию оказался сложным, потребовалось провести несколько модернизаций (включая создание абсолютно нового фюзеляжа), прежде чем лайнер получил повсеместное признание.

История разработки и испытания

Разработка перспективного авиалайнера для перевозок на средние и большие дистанции началась в компании Boeing в самом начале 50-х годов. Для гражданского подразделения корпорации это были непростые годы – выпускавшийся Boeing 377 Stratocruiser имел невысокую надежность и оказался слишком сложным в обслуживании для гражданских авиакомпаний.

Не стоит забывать также о конкурентах – Douglas DC-7 и Lockheed Constellation, которые выпускались в больших объемах. В этот момент у руководства компании Boeing появляется идея создания реактивного лайнера большой вместимости, который будет востребован не только гражданскими заказчиками, но и армией.

Еще одним назначением нового самолета являлась функция заправки других машин в воздухе. Но на начальном этапе компании Boeing не удалось заручиться поддержкой государства и частных заказчиков, поэтому постройка прототипа началась на свой страх и риск. Дальнейшее развитие гражданской авиации подтвердило правильность хода компании, поскольку уже к середине 50-х в эксплуатации появились реактивные машины Ту-104 и DH-106.

Разработка прототипа машины велась под внутренним индексом Model 367-80. Также встречается еще одно заводское обозначение – Dash 80. После того, как самолет собрали к концу весны 1954 года, его переименовали в Model 707.

Машина имела интересную окраску верхней части фюзеляжа в желтый цвет, в районе иллюминаторов имелась полоса коричневого цвета.

Первые пробежки закончились аварией – была сломана основная стойка шасси, и самолет чиркнул по взлетно-посадочной полосе гондолой двигателя. Из-за незапланированного ремонта дата полета немного сдвинулась. Но уже в середине июля лайнер Boeing707 поднялся в воздух.

К моменту первого полета лайнера компания Boeing имела предварительный заказ на новый самолет-заправщик, оборудованный турбореактивными двигателями. Благодаря этому счастливому стечению обстоятельств удалось компенсировать затраты бюджета компании на постройку прототипа, которые составили около 15 млн. долларов США (значительную по тем временам сумму).

Армейский заказ на 29 машин был окончательно оформлен к середине осени 1954 года. Самолеты для ВВС шли под обозначением Model 717 и отличались от гражданских увеличенными размерами. В армейской документации заправщик проходил как КС-135 или С-135.

Кроме этого были заказаны транспортные версии, первый такой самолет был поставлен заказчику весной 1957 года под обозначением VC-137А. Он оснащался салоном повышенной комфортности на 22 пассажира. Другие машины оснащались увеличенным обтекателем носовой части фюзеляжа, который закрывал антенну радиолокатора. Самолеты несли обозначение RC-135.

Доработка и первые покупатели

При этом на гражданском рынке Boeing терпел одно поражение за другим от своего основного конкурента – компании Douglas, активно продвигавшей свой еще не пошедший в серию лайнер DC-8. Для исправления ситуации было принято решение изменения размеров фюзеляжа Model 707, что обеспечивало увеличение вместимости.

В конечном итоге доработка свелась к расширению фюзеляжа самолета на 4 дюйма (102 мм), что позволило установить два ряда трехместных кресел с центральным проходом. Параллельно был учтен печальный опыт эксплуатации британского лайнера Comet – введены иллюминаторы иной формы и использована химическая фрезеровка панелей внешней обшивки.

Для увеличения дальности полета стали использоваться топливные баки мягкой конструкции, установленные в центроплане крыла. При этом в консолях применили более передовые и емкие кессонные баки. Из-за появления требований к шумности работы двигателей была проведена доработка агрегатов и гондол.

Базовым вариантом двигателя стал JT3C-6, оборудованный системой подачи воды в камеру сгорания, что позволило поднять тягу на взлетном режиме. Клиенты могли выбирать между стандартным вариантом самолета с индексом 707-120 и укороченной на 120 дюймов (3048 мм) версией 707-138.

Доработка лайнера привела к ожидаемому положительному эффекту – авиаперевозчик Pan American разместил заказ на изготовление 20 лайнеров стандартного типа, но одновременно компания заказала и 25 машин у конкурента. Причем доверия к продукции Boeing у Pan American не было, поскольку контракт с Douglas заранее оговаривал возможность расширения заказа.

Примерно в это же время появляется информация о разработке дальнемагистрального варианта DC-8, что вновь заставляет конструкторов Boeing начать работы над ответным проектом.

Причем оба конкурента планировали оснастить свои машины одним и тем же двигателем JT4A, но для будущего самолета Model 707-320 Intercontinental в виде опции предлагались британские двигатели Rolls Royce Conway. Моторы имели те же внешние габариты, но отличались меньшей массой и улучшенной топливной эффективностью.

Для получения увеличенной дальности полета предполагалось применить увеличенное в размахе крыло, а также смонтировать в фюзеляже вставку длиной 100 дюймов (2570 мм). Удлинение фюзеляжа и более плотная установка сидений позволили увеличить пассажировместимость самолета до 189 человек. Новый проект Boeing, как ни странно, сразу заинтересовал двух перевозчиков – Pan American и BOAC.

Первый серийный самолет Model 707 был готов к полетам к концу 1957 года, в то время как первый серийный образец DC-8 появился только весной следующего года. К этому времени пакет заказов компании Boeing состоял из 150 машин, что на 17 штук превышало аналогичный параметр у конкурента.

Испытания серийной продукции заняли почти год, поэтому машина получила сертификат FAA только осенью 1958 года, а уже спустя месяц состоялся первый коммерческий перелет по маршруту Нью-Йорк-Париж.

Из-за протяженности трассы Model 707 с трудом обеспечивал доставку пассажиров, экипажи лайнера максимально экономили топливо на взлете и на маршруте. Именно этот фактор ускорил создание варианта Intercontinental, проект и внедрение в производство которого оценивались уже в 100 млн. долларов США.

Для установки на перспективный лайнер предлагался двигатель JT3D, оборудованный инновационным компрессором с расширенными рабочими лопатками. Новая конструкция узла привела к появлению так называемых турбовентиляторных двигателей, которые широко применяются сегодня.

Прототип Intercontinental был готов в начале 1959 года, но начало эксплуатации пришлось отложить из-за выявленных проблем с управляемостью при сильном боковом ветре. Решением проблемы стал увеличенный киль, который позднее стал стандартным для всех вариантов Model 707. Для обеспечения универсальности создается грузопассажирский вариант самолета 707-320С, позволявший перевозить 202 пассажиров или коммерческий груз весом 43600 кг.

Допускался и комбинированный вариант компоновки салона. Впоследствии модификация 707-320С становится базовой.

Первым эксплуатантом Intercontinental стала компания Pan American, начавшая коммерческую эксплуатацию в середине 1962 года.

Лайнеры семейства Boeing 707 не относятся к числу «удачных» машин – за годы эксплуатации был разбит каждый пятый самолет. Всего в результате летных происшествий и террористических актов потеряно 246 лайнеров (данные на конец 2015 года).

Конструкция

Самолет Boeing 707 представляет собой моноплан с низко установленным стреловидным крылом. Двигатели находятся в отдельных гондолах на пилонах под крылом. Машина стала первым пассажирским самолетом с подобным размещением двигателей. Крылья имеют постоянную стреловидность по передней кромке с углом 35⁰.

Применение такой схемы создавало трудности для пилотов, привыкших эксплуатировать прямокрылые машины с поршневыми двигателями. На передней кромке крыла установлены отклоняемые щитки Крюгера, предназначенные для уменьшения скорости машины при посадке.

В конструкции самолета использован специальный автопилот, отслеживающий отклонения машины от курса. На Boeing 707 применено трехстоечное шасси с поворотной передней опорой.

Главные опоры оснащены тележками с двумя спаренными колесами с тормозными механизмами.

На носовой опоре установлено спаренное колесо. Поворот передней стойки выполняется из кабины пилотов или при помощи жесткой буксировочной тяги. Во время разбега управление блокируется.

Пассажирский салон и кабина экипажа самолета оборудованы системой поддержания избыточного давления и кондиционером. Система работает от воздуха, который забирается из компрессоров двигателей. Канал отбора устанавливался над двигателем и закрывался специальным обтекателем.

Схема салона построена по принципу установки двух рядов трехместных сидений с центральным проходом. При установке мест бизнес класса используются двухместные сидения, установленные в передней части фюзеляжа.

Летные характеристики

Особенностью технических характеристик машины 707-320 стала большая дальность полета и вместимость, что обеспечило повышенную экономическую эффективность лайнера. В конечном итоге, эти параметры и предопределили успех самолета.

Успех Boeing707 позволил компании начать разработку новых машин, которые постепенно вытеснили многих конкурентов. На сегодняшний день рынок самолетов для средних и дальних маршрутов практически полностью поделен между Boeing и Airbus.

Модификации

Первым серийным вариантом стал лайнер с обозначением 707-120. После проведенной модернизации, заключавшейся в увеличении тяги двигателей и повышении аэродинамического качества крыла, базовой версией стал Boeing 707-120В. Кроме того, существовал вариант 707-220, отличавшийся установкой двигателей модели JT4A-3.

Для выполнения беспосадочных трансатлантических перелетов применялся самолет 707-320 Intercontinental.

Машина отличалась вставками в фюзеляж и плоскости крыльев, а также двигателями с повышенной тягой. Салон вмещал до 189 пассажиров. После модернизации обозначение версии сменилось на 707-320В Intercontinental.

На основе фюзеляжа и планера версии 707-320 серийно выпускался самолет дальней радиолокационной разведки под обозначением E-3 Sentry. Антенна радара размещена в обтекателе диаметром 9100 мм над фюзеляжем. Для установки использована двойная опора. Суммарная высота надстройки составила 6000 мм. Для работы электроники установлены дополнительные генераторы.

Кликабельно

Машина обеспечивает обнаружение целей на расстоянии до 600 км. Другим вариантом разведчика стал E-8 JStars с антенной, размещенной под фюзеляжем. Из-за особенностей конструкции возможно обнаружение подвижных целей только по бортам самолета на дистанциях до 250 км. Суммарный выпуск составил 17 экземпляров.

На основе самолета Model 707 построен командный пункт стратегических ядерных сил E-6 Mercury, отличающийся силовой установкой. Было собрано 16 таких машин. Версия машины для контроля результатов испытаний ракетного вооружения обозначалась ЕС-18В и была построена на основе списанных гражданских лайнеров. Оборудование для контроля и наблюдения размещено перед кабиной пилотов и закрыто удлиненным обтекателем.

В конце 60-х годов продукция Boeing стала отставать от требований рынка, требовавшего более вместительные и тихие самолеты. Расчеты возможности удлинения фюзеляжа Model707 показали, что потребуется установка новых двигателей и усиленного шасси.

Поэтому конструкторы переключились на разработку совершенно нового лайнера – Model 747, который стал одной из основ стабильного развития компании.

Производство машин 707 и 747 шло параллельно до 1978 года, но самолеты предыдущего поколения заказывались авиаперевозчиками из Азии и Южной Америки. На рынке США Model 707 была вытеснена с регулярных линий уже к 1983 году.

Пассажирские машины использовались другими странами до 1998-2000 года (кроме Ирана), после чего в эксплуатации осталась только грузовая версия. Иранские самолеты применялись для перевозок людей еще в 2010 году.

След в истории и искусстве

Среди известных кинофильмов с участием машин Model 707 можно назвать ленты «Аэропорт» и пародийный «Аэроплан!». Эпизодически машина показана в фильме «Колония Дигнидад». Некоторое число машин находится в частном владении у известных актеров (например, борт N707JT, принадлежащий Джону Траволте). Любители стендового моделизма могут собрать пластиковые копии самолета в масштабах 1/72 и 1/144.

На момент создания машина имела великолепные характеристики. Об этом свидетельствует тот факт, что на Boeing 707 в 1955 году была выполнена двойная бочка. До этого подобная фигура пилотажа не выполнялась ни одним реактивным пассажирским самолетом. Но лайнеры стали жертвами ускоренного развития авиаперевозок, которое сами же и спровоцировали.

Предоставляемые самолетами условия для пассажиров быстро перестали соответствовать растущим требованиям. Конструкторы компании пытались совершенствовать свое детище, но быстро переключились на создание новых лайнеров, в которых широко использовались наработки по Boeing 707.