С 400 против ф 35

С-400 против F-35 или «Посторонним вход воспрещен»

Здравствуйте, уважаемые форумчане и гости сайта. Я давно уже хотел обратить внимание интересующихся на события, происходящие сейчас в геополитике, все ждал чего-нибудь подобного, однако, если уж никто из профессионалов так и не рассмотрел данный вопрос — позвольте это сделать любителю.


Итак — я хотел бы обратить ваше внимание на недавние события, которые имели место быть с легкой руки некоего Дональда Трампа. А именно — экономические (и не очень) санкции. «Фи» скажете Вы, эта тема сто раз поднималась… но нет, на сей раз важнейшим событием могут оказаться санкции США не против России, а против своего давнего (и уже почти бывшего) союзника — Турции. Да и санкциям против России тоже уделим внимание, но обо всем по порядку…
Все началось с того, что Турция в 2017 году подписала с Россией контракт на 2,5 млрд долларов США на поставку двух полковых комплектов новейшей зенитно-ракетной системы (далее ЗРС) С400. Контракт и сам по себе был неоднозначен — союзнику США, члену НАТО решено продать новейшее оружие — эта тема вызвала массу споров, однако, в 2017 году никто не смог бы себе и представить последствия данной сделки.
Начнем с того, что Турция с самого начала входила в число девяти основных участников программы разработки американского истребителя-бомбардировщика F-35. В соответствии с контрактом, Анкара должна была получить 120 новейших истребителей-бомбардировщиков.
F-35 позиционируется американцами как самолет, способный выполнять боевые задачи даже в зоне действия самых современных ЗРС, таких как С400.
С400, в свою очередь, обозначена нами как ЗРС, способная бороться с самыми современными американскими самолетами, такими как F-35. Как видите — эти два обозначения полностью исключают друг друга.
Американцы, вместе с израильтянами, весьма жестко высказались об С400 как о системе, которая их новейшие самолеты якобы не способна даже увидеть. Но если им не о чем волноваться, тогда почему США ввели экономические санкции конкретно против данной системы? И здесь начинается наша история логических неурядиц и парадоксов…
Все дело в том, что помимо Турции в программу F-35 входит множество союзников Америки… И все они хотят получить новейший самолет, который (как заявлено в рекламе) способен действовать даже против новейших русских ЗРС (Дональд Трамп и вовсе пугал Германию тем, что если она закупит истребители европейского производства вместо американского, то потеряет возможность воевать с «этими русскими» в воздухе… О том, зачем Германии воевать с Россией и была ли у нее до этого такая возможность, американский президент не уточнил). С этими союзниками уже подписаны контракты на поставку более 400 машин без учета турецких, ожидаются еще более масштабные заказы, а для самих США надлежит поставить более 2000 самолетов этого типа.
Россия в свою очередь поставляет С400 не только в Турцию, но еще и в Белоруссию, и КНР. Планируется подписание контрактов с Индией, Марокко, Саудовской Аравией — и все они хотят получить ЗРС, способную бороться даже с F-35 (как и заявлено в рекламе).

И в этом отношении поставка в Турцию одновременно и С400 и F-35 особенно интересна. Ведь Турция, получив обе машины, непременно проведет между ними учебный бой и фактически (не по рекламным буклетам, а постфактум) выяснит результат этого столкновения — это вполне логично.
На кону огромные, даже катастрофические репутационные потери проигравшей стороны.
В таком рассмотрении особенно интересно поведение американцев — они, заявляя о недееспособности С400, тем не менее вводят санкции именно против этой системы. Сначала Америка пытается надавить на Индию, потом разрывает уже заключенный контракт с Турцией, а теперь и вовсе грозит всему миру санкциями за приобретение С400 — но зачем?
Если предположить, будто бы С400 и правда не способен бороться с F-35, а Америка имеет цель заблокировать мировые продажи этой системы с дальнейшей целью надавить на экономику России, то разве не будет самым логичным решением разрешить Турции закупку именно этих систем? Ведь в данном случае Турция неизбежно установит несостоятельность российского ЗРК и немедленно откажется от дальнейшей работы с Россией по теме С400 — это логично. Такое событие заставило бы задуматься многие страны, ранее желавшие заполучить российскую ЗРС о самой целесообразности такой покупки (коль скоро С400 оказался бы неспособен бороться с F-35, какой тогда смысл его покупать? — от американцев он все равно не спасет, а это главное условие). Не говоря о том, что Америка через союзника по НАТО получила бы доступ к самой передовой российской ЗРС, а также доказала бы технологическое превосходство своего ВПК над российским.
Однако США по неясным причинам не воспользовались столь очевидной возможностью — и это довольно странно.
Если предположить, что США хотят заблокировать России вообще все поступления с экспорта вооружений, тогда встает вопрос — почему именно С400 и разве у России нет более прибыльных контрактов, на которые следовало бы обратить внимание?
В качестве примера такого контракта — Россия в ближайшем будущем начнет поставки в Египет крупной партии танков Т-90 (около 500 машин) — сумма контракта оценивается в 2 млрд долларов. Еще 150 танков Т-90 будут поставлены в Кувейт — еще 600 млн долларов. За весь 2017 год экспорт вооружений из России принес в страну более 15 млрд долларов, только за 2017 год было подписано оружейных контрактов еще на 16 млрд «зеленых», а общий портфель заказов на российское вооружение оценивается более чем в 45 млрд долларов. Контракт с Турцией на 2 млрд — это примерно 4% российского экспорта, но почему тогда американцы вводят санкции только по С400? Очевидно — не в целях ударить по российскому экспорту и не в целях заблокировать общемировые продажи этого комплекса… но тогда почему?
Если же посмотреть на происходящее с другой стороны и предположить, что F-35 вовсе не является фаворитом этого гипотетического учебного боя, а С400 с большой вероятностью выдаст уверенный захват и сопровождение цели, тогда у Турции по меньшей мере появится повод задать американцам несколько неудобных вопросов и (программа максимум) отказаться от дальнейших закупок не оправдавшей себя машины в пользу более приемлемого варианта. Более приемлемым может оказаться, например, французский Rafalle или шведский JAS-39, а то и вовсе русский Су-35 — все 3 машины могли бы стать не только достойной, но и намного более выгодной заменой американскому Ф-35 при условии провала последнего «в области невидимости перед российскими ЗРС».

Но и это не самое страшное для Америки — репутационный удар тогда будет еще больнее, нежели в прошлом примере с отечественной ЗРС — американцам придется и как-то оправдывать поставки в свою армию двух тысяч заведомо небоеспособных самолетов и убеждать потенциальных заказчиков их закупать — только зачем это надо заказчикам?
Но и это еще не все — ведь своей машины (кроме F-35), способной конкурировать с лучшими русскими и европейскими МФИ, у Америки нет совсем (F-22 в данном случае можно не рассматривать — огромная стоимость, завеса секретности и давно остановленное производство). Выходит, «потеряв» F-35, США могут и вовсе лишиться части рынка, ведь заменить F-35 лучше европейцев или русских американские компании не смогут — нет подходящей замены.
С этой точки зрения поведение США оказывается абсолютно логичным.
Если считать истинным такое предположение, то выходит, под видом санкций против России США на самом деле пытаются спасти дорогостоящий проект F-35. Именно поэтому они идут на все, лишь бы не допустить появление «в одних руках» их «Стелса» и русского ЗРК — предполагаемая ложь в таком варианте станет для всех очевидной.
Помимо всего остального, есть еще одно обстоятельство на, которое следовало бы обратить внимание. Дело в том, что истинный результат учебного боя «F-35 vs С400» уже давно известен и нам, и американцам. Речь идет о первом боевом применении F-35 армией обороны Израиля в мае 2018 года, тогда евреи использовали эти самолеты для атаки объектов Ирана на территории Сирии — естественно, все это происходило «на глазах» наших военных, и С400, теоретически (при условии, что ЗРК таки «увидели» F-35), вполне могли бы взять его на сопровождение, чем полностью доказали бы несостоятельность данной машины и евреям, и американцам (ну или наоборот).
По идее, если бы наши действительно обнаружили несостоятельность С400 перед F-35, можно было бы ожидать попыток сорвать турецкий контракт во избежание указанных выше последствий (благо поводов сорвать его хоть отбавляй — продажа новейшей ЗРС члену НАТО сама по себе может быть таким поводом) — однако ничего подобного мы до сих пор не наблюдаем.
Американцы же напротив резко активизировались и в июне 2018 (меньше чем через месяц после операции Израиля) выдвинули Турции ультиматум на тему отказа от С400.
Вот только Турция, вопреки ожиданиям, ясно дала понять, что не намерена отказываться от С400. В июле 2018 (спустя еще месяц) американцы заблокировали уже подписанный и оплаченный Турцией контракт на поставку этих машин и ввели против страны (бывшего союзника, члена НАТО) чувствительные экономические санкции.
Эта статья фактически является теорией и предположениями — однако за каждым предположением стоят факты, сами предположения обоснованы и вполне объясняют логику поведения США в вопросе поставок Турции F-35 и санкций против C400. С уважением…

Создателям F-35 доказали, что израильский воздушный монстр не виден российским С-300 и С-400

Генерал армии США в отставке Гарри Норт, ныне топ-менеджер концерна Lockheed Martin, производителя самолетов-невидимок F-35, посетил Израиль, где обсудил с летчиками и руководством ВВС Израиля летные характеристики самолетов «Адир». Речь шла о тактико-технических данных, зафиксированных во время ряда операций. Судя по всему, речь идет об операциях в воздушном пространстве Сирии.

Как утверждает 12 канал ИТВ, летчики рассказали Норту, что самолеты F-35 позволяют практически беспрепятственно выполнять поставленные задачи, не опасаясь действий ПВО противника, в том числе российских систем С-300 и С-400. По словам летчиков, тактико-технические возможности самолета дают огромное преимущество перед вероятным противником. О таком преимуществе, утверждает канал со ссылкой на пилотов ВВС Израиля, раньше приходилось только мечтать.

Канал отмечает, что установленные на «Адирах» системы позволяют своевременно обнаруживать и уничтожать крылатые ракеты, которые могут быть использованы Ираном.

В сообщении отмечается, что инженеры американского концерна уже приступили к улучшению тактико-технических свойств F-35 с учетом боевого опыта ВВС Израиля.

Канал отмечает, что генерал в отставке мог провести в Израиле переговоры по поводу возможной поставки самолетов этой модификации для третьей эскадрильи ВВС Израиля. Вместе с тем, в руководстве военно-воздушных сил нет единого мнения по поводу необходимости закупки новой партии самолетов F-35. Основным конкурентом «Локхида» является концерн «Боинг», выпускающий самолеты F-15X.

Ряд высокопоставленных офицеров ВВС Израиля, как сообщает канал, отдают предпочтение F-15X в силу того, что этот самолет способен преодолевать большое расстояние с большим количеством груза на борту, в том числе гиперзвуковыми ракетами системы «воздух-воздух».

F-15X – всепогодный истребитель, последняя модернизация боевой машины четвертого поколения F-15 Eagle.

Ранее эксперты назвали тринадцать технологических проблем F-35, которые могут угрожать как здоровью пилотов, так и состоянию летательного средства. Такова тема статьи, опубликованной изданием Defense News.

Издание отмечало, что, если в ближайшее время проблемы не будут решены, это поставит под сомнение способность истребителей выполнять возложенные на них функции.

Речь идет, в частности, о следующих проблемах.

Резкие скачки давления в кабине F-35 становятся причинами баротравм пилотов. В условиях холодного климата (около минус 35 градусов по Цельсию) F-35 по ошибке передает данные о сбое в функционировании одной из своих батарей, вследствие чего иногда приходится отменять операцию.

Сверхзвуковой полет на скорости более М — 1,2 может стать причиной структурных повреждений и появления пузырей на стелс-покрытиях фюзеляжа F-35B и F-35C.

После исполнения ряда маневров пилоты F-35B и F-35C не всегда могут полностью стабильно контролировать крен, курс и тангаж самолета.

Периодически на дисплее на шлеме пилота появляется некое зеленое свечение, вследствие чего изображение размывается, что создает определенные трудности при возвращении F-35C на авианосец. Кроме того, во время ночных полетов при слабом свете звезд камера ночного видения может отображать зеленые полоски, что ведет к затруднению обзора горизонта пилотами или в процессе посадки машины на авианосец.

При жаркой погоде при вертикальной посадке F-35B двигатели могут не создать требуемой тяги — это может привести к жесткой посадке.

Эксперты считают, что неполадки не носят критического характера.

Один из опрошенных изданием экспертов отметил главное достоинство F-35. Речь идет не о летно-технических характеристиках, что выглядело бы вполне естественным, а о способности машины интегрироваться с большими и сверхбольшими боевыми системами. Такими, к примеру, как самолеты ДРЛО (электронный комплекс, установленный на самолете или другом летательном средстве, осуществляющий обнаружение объектов для возможности наведения на них, например, ракет, а также осуществляющий координацию действий сил союзников и смежные задачи), наземные пункты управления, авианосцы, зенитно- ракетные системы.

Эксперт также отнес к ключевым характеристикам F-35 его малозаметность, которая будет играть важнейшую и, возможно, решающую роль в воздушных и противовоздушных боях.

Кроме того, эксперты считают важнейшим фактором наличие системы ALIS (Autonomics Logistics and Information System): это первая в мире система централизованного ежедневного контроля над техническим состоянием самолетов F-35 в режиме реального времени. В самолетах прежнего поколения эти функции ежедневно возлагались на несколько разных систем. Все серверы ALIS соединены друг с другом через шифрованные наземные или спутниковые системы.

«Надо сказать, что мы даже архитектуру этой системы не до конца себе представляем и понимаем особенности ее функционирования. А на самом деле — революция в военном деле. Позволяет контролировать каждый F-35, всех эксплуатантов, вне зависимости от региона, где находится машина, и при необходимости ограничивать самолету спектр выполняемых боевых задач. Это раньше США могли сказать любому покупателю своего оружия — «вы ракеты у нас купили, но пусть пока они полежат на нашей территории». Сейчас в этом необходимости нет.

Если потребуется — США ограничат своего союзника с помощью нажатия одной кнопки системы ALIS», — приводило издание слова одного из экспертов.

На данный момент Австралия, Бельгия, Дания, Италия, Израиль, Нидерланды, Норвегия, Япония, Южная Корея, Турция и Великобритания выбрали F-35 в качестве перспективного истребителя. В создании самолета принимали участие десять стран.

В 2018 году командующий ВВС Израиля генерал-майор Амикам Норкин заявил, что израильтяне первые в мире опробовали F-35 в боевых условиях. Также сообщалось, что Израиль внес изменения в бортовую систему F-35, превратив самолет в монстра. Речь идет об установленной на самолете ВВС Израиля F-35I Adir системе наблюдения и контрдействий за средствами радиоэлектронной борьбы. Именно эта система, по мнению ряда экспертов, могла стать причиной сбоя сирийской системы противовоздушной обороны (ПВО) во время проведенной в апреле 2018 года военной операции.

Такую точку зрения высказал военный аналитик Джозеф Тревитик в статье на The War Zone.

«Возможно, это был F-35, который задействовал свой мощный массив системы наблюдения за средствами радиоэлектронной борьбы противника с целью сбора данных о вражеских радарах и других узлах ПВО противника», — отмечает эксперт.

В статье утверждается, что Израиль получил эксклюзивное разрешение от Lockheed Martin на внесение дополнений в компьютерную систему F-35. В статье есть предположение, что это могло позволить ВВС Израиля усилить атакующую и оборонительную мощь самолетов.

В статье также упоминается, что именно Израиль впервые внес дополнения в самолеты F-16 и это позволило ВВС Израиля завладеть преимуществом в воздухе.

В Турции предложили изучить совместимость истребителей F-35 и ЗРС С-400 «Триумф»

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу предложил создать рабочую группу НАТО для того, чтобы изучить совместимость российского зенитного ракетного комплекса С-400 «Триумф» с вооружениями альянса, в частности — с истребителем пятого поколения F-35.

С таким заявлением выступил глава турецкого внешнеполитического ведомства на ежегодном заседании Всемирного экономического форума в Давосе.

«Беспокойство заключается в том, что истребители F-35 и системы C-400 несовместимы. Давайте создадим рабочую группу, НАТО сможет руководить ею. Позвольте экспертам изучить этот вопрос и сделать оценку», — сказал Чавушоглу.

Москва начала поставки С-400 в Турцию в середине июля. Эта покупка внесла серьезный раскол в отношения страны с США. После приобретения российских систем Вашингтон приостановил участие Турции в программе производства своих истребителей F-35 и пригрозил дальнейшими санкциями. Взамен Соединенные Штаты предлагают Анкаре приобрести системы ПВО Patriot.

Турецкие власти неоднократно заявляли, что не намерены отказываться от российских комплексов, однако готовы купить американские системы, если им поступит выгодное предложение.

В ноябре под Анкарой прошли испытания С-400. В декабре комитет по международным делам сената США принял законопроект о введении санкций в отношении Турции из-за закупки российских систем ПВО.

С-400 «Триумф» — российская зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК), созданный для уничтожения аэродинамических и баллистических целей.

Мобильные ракетные установки способны передвигаться по бездорожью. При этом время развертывания из походного положения — пять минут. Способен уничтожать баллистические ракеты. На вооружении России стоит 16 полков С-400.

В 2015 году ЗРС были переброшены в Сирию, где прикрывают авиабазу Хмеймим.

Военное дело

Могут ли радары С-400 обнаруживать F-35? Могут ли F-35 проводить операции в регионе, где размещены С-400, и не быть замеченными ими? В то время как такого рода вопросы вызывают всеобщее замешательство и остаются без четкого ответа, заявление министерства обороны России и информация израильских СМИ подняли вопрос о возможном столкновении этих двух систем на поле боя.

В последние две недели F-35 израильских ВВС проводили операции в районе Абу-Кемаля в Сирии на границе с Ираком, и было убито множество бойцов, поддерживаемых Ираном.

Базирующийся в Израиле телеканал NZIV сообщил, что во время операций израильских ВВС в Сирии с использованием F-35 российские системы противовоздушной обороны С-400 и С-300 не смогли обнаружить самолеты.

В сообщении, подготовленном со ссылкой на источники в израильских ВВС, отмечается, что F-35 провели операции на территории страны и при этом пролетали над сирийской столицей. Утверждается, что российские системы противовоздушной обороны не смогли обнаружить самолеты.

США предупредили Израиль

Израильская газета Haaretz написала, что между США и Израилем из-за F-35 произошел кризис. Сообщается, что администрация Вашингтона, которая переживает непростой период в отношениях с Ираком, обеспокоена тем, что Израиль проводит тайные воздушные атаки на иранские объекты в Ираке и Сирии с применением истребителей F-35. В сообщении также отмечается, что Трамп якобы предупреждал Нетаньяху на этот счет.

Россия: С-400 десакрализуют F-35

А министерство обороны России на днях сделало важное заявление. В этом заявлении Россия, приведя в пример покупку Турцией С-400, намекнула, что опасения США «небезосновательны» и С-400 способны раскрыть секреты истребителей F-35. «Трепет и волнение Пентагона по поводу вероятной десакрализации истребителей F-35 турецкими же расчетами зенитных ракетных систем С-400 небезосновательны», — говорится в заявлении военного ведомства.

Комментарии читателей

siyah inci

А пусть Израиль попробует атаковать Россию с помощью F-35.

Россия не видит израильские самолеты.

Это связано лишь с тем, что русские временно открыли воздушное пространство для Израиля, в противном случае F-35 будут отстреливать, как птиц. Это хорошо знают США и Израиль.

küp

Система противовоздушной обороны Patriot оказалась бесполезной во время атаки на саудовцев, вот теперь и пытаются дискредитировать С-400.

Тогда почему США уговаривали нас не покупать С-400? Ха-ха, ложь, Израиль разжигает полемику. Со временем увидим, ловят ли вас радары или нет.

Осталось совсем немного подождать, чтобы проверить это. Когда Турция установит С-400, пускай террористическая организация, называемая Израилем, попробует направить свои F-35 в турецкое воздушное пространство, и тогда точно выяснится, кто заметен на радарах, а кто — нет.

Ertuğrul

Если «небезосновательны», тогда почему ты, Россия, не препятствовала F-35???

Когда эта тайна будет действительно разгадана, тогда и раскроется истинное лицо каждого. Но для нас главная задача — пока не поздно, решить проблему востока от Евфрата, помешать Израилю реализовать свои планы в регионе.

Скоро узнаем, видят ли С-400 F-35.

zafer reis

Лучше бы США так опасались Израиля, как нас, Россия и Израиль действуют заодно.

Израиль не хочет, чтобы Россия продавала С-400.

С-400, конечно, видит F-35. Только с более близкого расстояния по сравнению с обычными самолетами. Если обычный самолет С-400 видит с расстояния 600 километров, то F-35 — примерно с 250 километров. Споры на эту тему совершенно бессмысленны…

Россия хочет, чтобы мы купили у нее Су-35, а в дальнейшем и Су-57. Поэтому Россия провоцирует США в вопросе F-35. Единственная цель — чтобы США не передали Турции F-35 и Россия продала свои Су-35, Су-57. На самом деле, если мы купим российские Су и будем совместно их производить, будет совсем не плохо.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.

Этот эпизод произошел в ночь на 13 января 2017 года, когда на военном аэродроме Меззе в Дамаске, который является важной стратегической авиационной базой, прогремела серия мощных взрывов. Правительственная армия Сирии обвинила ЦАХАЛ в нанесении ракетного удара по авиабазе, а через государственное агентство SANA предупредила Израиль о возможных последствиях этой «вопиющей атаки». Именно тогда сирийские и ливанские источники в соцсетях и некоторые СМИ со ссылкой на «Информцентр авиабазы Хмеймим» (частный источник информации, который не раз был замечен в публикации фейковых новостей по типу «столкнувшихся на рулежной дорожке Хмеймима истребителей ВКС») распространили сведения о первом применении Израилем самолета пятого поколения F-35.

Пресс-служба ЦАХАЛа и другие израильские официальные источники тогда никак не комментировали эту информацию.

Истребитель пятого поколения F-35 (Фото: AP/TASS)

«СП» не удалось найти публикации Defense News, где бы утверждалось, что истребитель F-35 применялся в Сирии. На американском сайте действительно был опубликован материал (24 января), в котором цитировалось заявление командующего ВВС Израиля о том, что развертывание в Сирии системы С-400 бросает «критический вызов» для проведения израильских операций в регионе. А также — слова представителя Lockheed Martin о преимуществах применения F-35 в условиях высокой угрозы, «создаваемой российской системой C-400». И все.

Усомниться в новости о супер возможностях F-35 заставляют и чисто тактические действия. Непонятно, как одна машина могла принимать участие в операции, если в истребительной авиации первичное подразделение, которое способно решать боевую задачу, — пара самолетов. Применение F-35 совместно с F-16 вряд ли имело смысл по причине «распознаваемости» последнего истребителя.

Но даже если опустить и этот факт, то могла ли действительно пара истребителей пятого поколения принимать участие в налете и остаться незамеченной средствами ПВО?

Пока авиация не знает технологий, которые бы сделали самолет полностью невидимым для средств обнаружения, говорит бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, генерал-лейтенант, Герой Российской Федерации Валерий Горбенко.

— Другое дело, что вся история ударной авиации, преодоления и подавления ПВО двигалась к тому, чтобы уменьшить эффективную отражающую поверхность летательного аппарата, то есть сделать его менее заметным. У нас также давно начали проводиться работы в рамках так называемой концепции 4S: stealth (невидимость), supersonic (сверхзвук), super maneuverability (повышенная маневренность), superior avionics (улучшенная авионика). Но невидимых самолетов не существует.

Уязвимость самолетов-невидимок хорошо продемонстрировал опыт войны в Югославии, когда 250-я зенитно-ракетная бригада Сербии, которой командовал подполковник Джордже Аничич, в 1999 году сбила советским ЗРК малого радиуса действия С-125 «Нева» (экспортное наименование — «Печора») широко распиаренный ударный самолёт-невидимку F-117A Nighthawk ВВС США. Дивизион бригады находился в засаде и успешно применил свой комплекс.

Что касается возможностей F-35, то наверняка это хороший истребитель, несмотря на все свои проблемы, но пока о его возможностях что-то конкретное сказать сложно. Скорее всего, радиолокационное оборудование самолета позволяет уводить ракету от цели с достаточным промахом или ставить ложные цели, но при этом истребитель все равно будет обнаружен. Домыслов в СМИ всегда много.

«СП»: — Они касаются не только F-35, но и ЗРС С-400.

— Конечно. Зачастую заокеанские или отечественные аналитики смело рассуждают о возможностях противовоздушной системы, но я вот, честно, не ознакомившись с данными на месте, не могу точно сказать, прикрывает ли дивизион С-400 Дамаск. Наши системы прикрывают две российские базы, а что касается юга страны, то здесь нужно конкретно знать расстояние, особенности рельефа и т. д. То есть Голанские высоты и окрестности Дамаска необязательно находятся в зоне поражения С-400, хотя, безусловно, РЛС обнаруживает и облучает цели намного дальше — возможно, еще на израильской территории.

Кроме того, не стоит забывать о существовании первичной и вторичной локации радиолокационных станций. Скажем, автоматическое обнаружение всех (!) воздушных объектов производится по данным первичного радиолокатора, который является также средством разведки. Вторичный локатор (используется также в гражданской авиации) принимает сигналы от ответчиков самолетов — тех самых транспондеров, о которых так много говорят применительно к инцидентам в небе Балтики.

Так, с помощью вторичных локаторов при включенном ответчике можно получить дополнительную полетную информацию о самолете (номер борта и курс, текущую высоту, остаток топлива, состояние бортовых систем и др.), что повышает безопасность полетов и уменьшает вероятность случайного поражения средствами ПВО. Но, повторю, первичный локатор определяет все цели.

Применение стелс-технологий просто уменьшают отражающую поверхность самолета и влияет на дальность его обнаружения. Так что, даже если бы F-35 теоретически участвовал в обсуждаемой операции, что я, конечно, исключаю, то он все равно был бы замечен.

Торжественная церемония встречи первой пары самолётов F-35 Adir (F-35I), вылетевших из города Форт-Уэрт (штат Техас), на израильской военной базе Неватим состоялась 12 декабря 2016 года, замечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— А 15 декабря в Сети появилось видео первого полета истребителей-бомбардировщиков, которых в небе сопровождали F-16. При этом 18 декабря стало известно, что около 30 специалистов Lockheed Martin и три представителя ВВС США (два пилота и инструктор летного экипажа) будут оставаться в Израиле на неопределенное время, чтобы помочь ВВС Израиля эксплуатировать и обслуживать F-35I.

В общем, вряд ли израильтяне стали бы отправлять на боевую операцию самолеты, которые практически еще не освоены летчиками. А «обкатывать» истребители, тем более компьютеризированные F-35, — достаточно долгая процедура. Более того, F-35 и в Соединенных Штатах не до конца прошел комплекс испытаний. Видимо, с него постепенно снимают ограничения и есть подозрения, что пока самолет не обладает всеми возможностями. А для того, чтобы поразить что-то в Сирии, необязательно гонять самолет пятого поколения, да еще с риском его поражения, поскольку средства ПВО Сирии в районе Дамаска, видимо, все-таки работают.

Кроме того, учитывая расстояния в районе Голанских высот и в окрестностях Дамаска, ВВС Израиля запросто могут нанести авиаудар управляемыми ракетами, не входя в радиус действия ЗРС. Я уж не говорю о том, что есть информация, согласно которой ЦАХАЛ 13 января вообще не применял авиацию, а удар был нанесен ракетой «поверхность-поверхность».

И наконец, договоренности Москвы и Израиля, имеющие характер сделки, — это уже секрет Полишинеля. Поэтому какие бы самолеты ВВС Израиля не летали, наши военные об этом знают и стрелять не будут.

«СП»: — Гипотетически F-35 действительно могут дать преимущества ВВС оппонентов в условиях действия ЗРС С-400?

— Стелс-технологии — не панацея, но они снижают дальность обнаружения самолета, давая ему некие тактические преимущества при проведении операций. Грубо говоря, он может видеть дальше, чем видят его. Но ведь есть не только локаторы средств ПВО, но и, например, автоматизированные станции пассивной радиотехнической разведки, которые обнаруживают самолет, не обнаруживая себя. Это во-первых.

Во-вторых, в силу рельефа местности у наших средств ПВО есть ограничения и можно допустить, что дивизион С-400, развернутый в Латакии, не все свои возможности может продемонстрировать. Тем более, видимо, ЗРС используют в некоем ограниченном режиме, чтобы с нее наши оппоненты не могли полностью снять все характеристики. Кроме того, помимо С-400 в Сирии есть наши С-300В4.

В современном воздушном бою многое решает именно бортовое и радиоэлектронное оборудование, а снижение радиолокационной заметности самолета — это некий бонус, отмечает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин.

— Обнаружение стелс-самолет — это тактика применения средств противовоздушной обороны. Теоретически надо повышать энергию излучаемого сигнала станции, применять различные методы зондирования, обработки сигналов и разные диапазоны — метровые, дециметровые, сантиметровые и т. д. На практике, насколько известно, отражающая поверхность, например, «самолета-невидимки» F-117A Nighthawk в сантиметровом диапазоне была снижена, а в метровом диапазоне — штатном для дежурных средств РТВ (Радиотехнических войск) РФ — он был хорошо виден. Но даже в сантиметровом он был все равно заметен, что позволяет обстреливать самолёт.