Рюриковичи кто по национальности

Краткая биография

Рюрик, миниатюра из «Царского титулярника» XVII век Князь Рюрик — варяг, согласно древнерусским летописям, призванный вместе со своим родом представителями славянских племён для княжения в Новгороде в 862 году. Основал династию Рюриковичей, распространившую свою власть на восточнославянские племена и объединившую их в древнерусское государство со столицей в Киеве.

Прибыв на княжение в Новгород вместе с братьями Трувором и Синеусом, Рюрик через два года после смерти братьев остался единоличным правителем и расставил своих людей на княжение в города-центры племенных объединений: Полоцк (кривичи), Ростов (меря), Муром (мурома) и Белоозерск (весь).

Согласно Никоновской летописи, в определенный момент новгородцы возмутились порядками Рюрика, но он подавил бунт и убил их предводителя князя Вадима Храброго.

Повесть Временных Лет указывает среди прочих деяний Рюрика разрешение Аскольду и Диру совершить поход на Царьград (Константинополь) в 866 году, однако позже историками датировка была перенесена под 860 год, что ставит под вопрос как причастность Рюрика к походу, так и принадлежность Аскольда с Диром к его дружине. Дополнительно, Никоновская летопись сообщает под 865 годом о походе Аскольда и Дира против жителей Полоцка, который контролировался Рюриком.

В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря под опекой Олега Вещего (по разным версиям приходившимся Рюрику либо родственником, либо соратником).

Правление князя Рюрика на Руси
862-879 годы

Начало княжения — призвание Рюрика и варягов в Новгород

Традиционно призвание славянскими племенами на княжение Рюрика с его братьями-варягами Синеусом и Трувором считается отправной точкой русской государственности.

Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались конфликты, для прекращения которых представители племён решили пригласить князя со стороны.

Призвание варягов
Худ. В. Васнецов (1909 г.)

«И ркоша:

„Поищем сами себе князя, иже бы володели нами и рядили по ряду, по праву.“

Таким образом, приглашённые варяги должны были исполнять роль судей, не заинтересованных в выгоде какой-либо из спорящих сторон, соблюдать т.н. ряд — свод законов и правил, который они признавали и обещали соблюдать заступая на княжение.

Версия о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, оспаривается некоторыми историками. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как Старая Ладога. Во времена появления Рюрика там строится первая деревянная крепость.

Находки из Рюрикова городища Государственный исторический музей

Краткая характеристика внешней и внутренней политики

Предметно говорить о конкретных направлениях политики Рюрика невозможно ввиду слишком малого количества дошедших до нас сведений, к тому же часть из них противоречат друг другу. Как и для прочих основателей правящих династий, Рюрику было необходимо удержать собственную власть, создать условия для комфортной передачи своих прав на княжение и по возможности расширить границы владений.

Удержание власти и распространение влияния на соседние города

Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго в 864 году вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель, прежде всего за счёт перехода под его управление Изборска и Белозерска, когда в 865 году Синеус и Трувор умерли. Летописи указывают, что Рюрик, сам находясь в Новгороде, своим соратникам начал раздавать в управление города Полоцк, Ростов, Муром — варяжский князь внимательно следил как за собственными владениями, так и за близлежащими территориями, не позволяя перехватить управление конкурентам и раздвигая, по возможности, границы зарождающегося государства.

Рюрик и его отношения с Аскольдом и Диром

Относительно взаимодействия между князем Рюриком, Аскольдом и Диром летописи не согласуются между собой. Повесть Временных Лет утверждает, что Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика («И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина»), отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. В то же время в «Повести…» говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян:

«И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».

При этом следует помнить, что Повесть Временных Лет, согласно записям в ней же, подвергалась неоднократным правкам во время правления Владимира Мономаха, принадлежащего к роду Рюриковичей и имеющего непосредственную заинтересованность в подтверждение изначально новгородской династии на владение Киевом.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.

Примечательно, что при этом в Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.

В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано:

«А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 3 князя, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик…»

— т.е. Аскольд и Дир не связываются с Рюриком никак, кроме того факта, что они тоже были варягами.

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, походах Аскольда на полочан и кривичей в 865 году (т.е. на территорию Полоцка, где Рюрик посадил своих наместников). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хроникуБрюссельский кодекс Cod. Brux. gr. 11376 был переписан
в Константинополе между 1280 и 1300 гг. Содержит в
том числе краткую императорскую хронику., в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860, что либо ставит под вопрос точность датировок ПВЛ, либо правдивость приводимых в ней сведений по данному событию.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна ДлугошаIoannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni
Poloniae. Liber 1-2. — Warszawa, 1964. — P. 121.(не исключалось, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева.

Итоги и результаты правления

  • Рюрик смог удержаться у власти в Новгороде подавив восстание Вадима Храброго
  • Распространил влияние на города Муром, Ростов, Белозерск, Полоцк, Изборск
  • Правил 17 лет, оставив после себя сына Игоря и в качестве регента при нём — Олега Вещего.

События на Руси после смерти князя Рюрика

В 879 году Рюрик умирает, оставив в качестве наследника малолетнего сына Игоря и приказывает до его совершеннолетия править Олегу Вещему, своему соратнику (по нек.источн. — родственнику).

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, Олег продолжил расширение подконтрольных Рюриковичам территорий, захватил Киев (убив Аскольда и Дира) и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Кроме того, Олегу удалось объединить под своей властью окружающие славянские племена, ранее платившие дань хазарам. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, зачастую объявляется основателем Древнерусского государства.

Ожиганов И., Вещий Олег (Прощание с конём)

Олег Вещий

Теории о происхождении Рюрика и его этнической принадлежности

Спор норманнистов и антинорманнистов относительно этнического происхождения основателя династии Рюриковичей не затихает уже почти три столетия. Описание каждой отдельной теории занимает достаточно много места, поэтому ниже они перечислены кратко:

  • Норманская теория — исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманнской концепции считают Рюрика варягом-викингом из Скандинавии. По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский из династии Скьёльдунгов.

Славянские теории:

  • М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы».
  • Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и связал название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров.
  • Историк XIX века С. А. Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк правящей династии ободритов (онемеченное западнославянское племя).
  • В 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма» было упомянуто народное предание о Рюрике и его братьях. Также, в начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, в которых упоминается Рюрик, как сын одного из вождей ободритов.
  • Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла.
  • Д. И. Иловайский летописный рассказ о призвании варягов считал полностью легендарным, и на основании этого отвергал всё связанное с Рюриком. Являясь сторонником южного происхождения Руси, он возводил русских к упоминаемому в античных источника племени роксалан, проживавших в среднем Поднепровье

Семья и личная жизнь

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» княжна Ефанда. Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись и, возможно, используя какие-то поздние несохранившиеся источники, рассказывает о женитьбе Рюрика на Ефанде, дочери новгородского посадника Гостомысла, инициатора приглашения Рюрика.

Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун. Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун — от дочери.

Образ в культуре и памяти поколений

Личность князя Рюрика оставила значительный след в истории современной России, Украины и Белоруси. За прошедшие столетия были созданы картины, фильмы и памятники, посвященных князю.

Список литературы

  1. Повесть Временных Лет
  2. Брюссельский кодекс Cod. Brux. gr. 11376 был переписан в Константинополе между 1280 и 1300 гг. Содержит в том числе краткую императорскую хронику.
  3. Ioannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni Poloniae. Liber 1-2. — Warszawa, 1964. — P. 121.

Рюрик: кем же он был на самом деле?

Рюрик с Аскольдом и Диром. Изображение Рюрика в Радзивилловской летописи.

Легендарный Рюрик упоминается в летописях как основатель династии. От него ведется родословная князей Рюриковичей, окончившаяся спустя семьсот лет на царе Федоре.

Что говорит основной источник ( летопись) на происхождение Рюрика?

«Изгнали варяги за море, и не дали им дани, и стали сами себе владети, и не было в них правды, и встал род на род, и была в них усобица, и воевать стали сами с собой. И решили сами: «Поищем себе князя, чтобы он владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Звались те варяги русь….»

Летописец точно определяет: варяги звались русью и жили за морем!

«Решили чюдь, словени, и кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжить и володети нами». И избрались 3 братья с родами своими, взяв с собой всю русь, и пришли; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор. И от тех варяг прозвася Руская земля…»

Существует две версии , откуда он пришел, но ведь в летописи четко сказано- из-за моря!

Две теории

Долгие годы эта строчка из летописи ставилась под сомнение виднейшими учеными. Так родились две теории происхождения Рюрика: норманнская и антинорманнская.

Норманнская теория определяла происхождение этого легендарного князя как скандинавское. Другими словами говоря, Рюрик являлся, с их точки зрения, шведом, нанятым варягом, целью которого было уничтожить хазар и освободить торговый путь «из варяг в греки» для славянских племен.

Антинорманская теория утверждала невозможность славянами приглашения скандинавского князя. «Неужели среди славян не нашлось никого, кто бы правил?» — удивлялись патриоты, и в их числе был и М.В. Ломоносов. Большинство историков было за то, что Рюрик-славянин, но только западный, или вообще, как говорила другая, альтернативная летопись, пересказанная со слов Карамзина, но до нас не сохранившаяся, внук словенского князя Гостомысла, но по отцу варяг. Известно имя матери Рюрика — Умила Гостомысловна.

Два лагеря сторонников различных теорий бились , ломая копья, не одно столетие. В эпоху советского режима на стороне антинорманнистов «сражался» всеми уважаемый академик Рыбаков.

Доказательства

А тем временем история как наука не стояла на месте , постепенно проливая свет на все новые и новые подробности жизни этого пресловутого основателя династии.

Сначала археология внесла свои коррективы и доказала, что в окрестностях Новгорода находятся исключительно варяжские надгробия и археологические находки: молоточки Тора, колты и оружие варягов. Получается, в эпоху Рюрика здесь жили только варяги? Первый удар по антинорманнской теории был нанесен.

Второй удар не заставил себя долго ждать. Лингвисты стали говорить о «нерусском» происхождении слова «русь»! Оказывается, если перевести это слово на древнешведский ( «руотсь») , оно означает «гребцы на лодках»! Более того, лингвисты покопались и в странных именах братьев Рюрика и его самого. Такие имена больше НИКОГДА не встречаются в списках древнерусских князей! Если перевести их на древнешведский , «тревор» означает войско, а «синеус» (искаженное «сейне хаус») — «свой дом»! Итак, Рюрик прибыл к славянам с домом и войском.

Летопись многое устаивает, а может, и не знает, учитывая, что писалась она в 12 веке. Рюрик же жил в 9-м. Но одно интересное сообщение все же проливает свет на его правление. Были ли довольны Рюриком славяне? Летопись пишет о том, что против Рюрика славяне устроили восстание под руководством Вадима Храброго. Однако историки это восстание всерьез не воспринимают, а жаль. Тогда становится понятно, что «призвание варягов» было совершено под руководством одних племен, другие же были этим выбором недовольны… То, что пригласили шведа, видимо, тогда никого не удивляло. Обратите внимание, кто участвовал в призвании варягов : финно- угры и новгородские словене, которые славянами в полном смысле этого слова не являлись. Из восточных славян представлены только кривичи.

Наконец, в происхождении Рюрика последнюю точку внесла генетическая экспертиза. В ней участвовали все ныне живущие предки, — князья Гагарины, Мышецкие, Шаховские, Хилковы и многие другие. Было доказано, что общий предок этих князей, ведущих свою родословную от Рюрика, согласно своим официальным документам, жил в Швеции в районе города Упсала , в области Руслаген!

Сегодня в историографии все же есть последователи антинорманнской теории, но большинство ученых склоняется к тому, что Рюрик был варягом. Его преемники, — Хельг ( Олег), Хельга ( Ольга) были варягами. Но что происходит с маленькой группой варягов , влившихся в мощный славянский этнос на рубеже 9-10 веков? Следующий князь — Святослав, носящий уже славянское имя. Варяги «ославянились».

Изображение Рюрика на памятнике » Тысячелетие России»

Чёрный миф о «шведе» Рюрике

21 сентября 862 года — День начала Русского государства. 1155 лет назад началось правления династии Рюриковичей на Руси. После смерти новгородского князя Гостомысла, происходившего из древнего княжеского славянорусского рода, восходившего к легендарным князьям славян Славену, Вандалу и Владимиру, оставшегося без прямых наследников, на княжение по решению Совета старейшин был призван славянский князь Рюрик. Он был сыном Умилы, внуком Гостомысла и правил на острове Руян (Рюген).

Дата эта условная, так как под теми или иными названиями Русское государство существовало не менее 2-3 тысячелетий. Теория же о норманнском происхождении Рюрика была придумана западниками для искажения подлинной истории русского народа (русов) и Руси. Мол, он был варягом-викингом, шведом, как и его дружина. В результате Русское государство было создано германо-скандинавами, выступившими в роли цивилизаторов «дикой» славянской и финно-угорской земли. Отсюда проистекает миф о «дикости» древних славян, якобы не имевших свою государственность, письменность, высокую духовную и материальную культуру («пням молились»). Якобы все высокие начала цивилизации, государственности и культуры славянам-русам принесли германцы и греческие миссионеры.
Рюрик же происходил из древних родов русов, известных в истории под разными именами — расенов-этрусков, венето-венедов-вандалов, пруссов-поруссов. Дата призвания Рюрика — это лишь этап в истории Русского государства, так же как и призвание на царство династии Романовых или создание Советского Союза. Однако это не начальная дата, об этом следует помнить. Истоки Руси — в глубинах тысячелетий, в истории венедов-вандалов, расенов-этрусков в Европе, в истории Великой Скифии-Сарматии, в истории ариев и легендарной Гипербореи.
У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Дочери вышли замуж за соседних князей. Сыновья умерли собственной смертью или погибли на войне. Поэтому унаследовать власть было некому. Но однажды во сне Гостомысл увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь Великий град и от плодов которого насытились все люди его земли. Гостомысл потребовал истолковать его сон. Волхвы-вещуны заявили, что наследниками будут сыновья Умилы, которые приведут к расцвету его землю. Пред смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и послал избранных людей «за море» — за своими внуками.
Гостомысл был последним князем из древней династии, которая правила на русском Севере. Не удивительно, что призвали именно Рюрика, так как он был его внуком, сыном дочери Умилы. После правления Гостомысла, видимо, наступил период смуты, и чтобы покончить с ним, нужен был с одной стороны — законный наследник, наследник древнего, священного рода Сокола, с другой — опытный воитель, каким и был Рюрик, его братья и их воины — варяги-русь.

Согласно «Повести временных лет»: «В год 6370 (862) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Происхождение князя Рюрика точно неизвестно. Рюрик (Рарог) — родовое славянское имя, означающее «сокол», который у славян также назывался рарогом. Отсюда герб Рюриковичей — сокол падающий вниз, в стилизованном виде — трезубец. Всё это древнейшие символы суперэтноса русов и ариев-индоевропейцев. Сокол — это символ Бога-Отца, Рода, создателя мироздания, богов и людей. А трезубец, который ныне присвоили «украинцы»-самостийщики, уходящий в самую глубь истории белой расы, европеоидов-индоевропейцев, символ троичности мироздания: славянорусский Триглав — Навь, Явь и Правь; санскрит. Тримурти — триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона (Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана; и христианская Троица. Таким образом, в знаках рода Рюрика-Сокола мы видим древнейшие символы суперэтноса русов и ариев-индоевропейцев.

Герб Старой Ладоги и Рюрика — сокол, падающий вниз
Историк XIX века С. Гедеонов предполагал даже, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк (Рарог), которое носили все представители правящей династии славянского союза племен на землях нынешней Германии ободритов. Ранее славяне-венды назывались соколами. Впоследствии, «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами. В мекленбургских народных преданиях (земли онемеченных славян) сообщается, что племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Средневековые хронисты Адам Бременский и Гельмольд специально отмечали, что у западных славян «королей» имели только руяне (русы) с острова Руян-Рюген.
Великий русский учёный М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из славян-пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов принимал как непреложный факт: «…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов» (М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»).
Таким образом, очевидно, «варяги-русь» — это русы балтийские, родственные дунайским, поднепровским и прочим (все вместе суперэтнос русов). Так могли называть и обитателей Руяна-Рюгена, и группы русов-ругов, рассеянных по восточному побережью Балтики, и выходцев из различных племен ободритов-бодричей, русов-поруссов, варинов-вагров (варягов) и т. д. Влияние Балтийского Поморья сказалось даже на антропологическом облике населения Северной Руси. Проанализировав материалы, относящиеся к Х-XIV векам, известный специалист В. В. Седов установил, что «ближайшие аналогии ранне средневековым черепам новгородцев обнаруживаются среди краниологических серий, происходящих из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Таковы, в частности, славянские черепа из могильников Мекленбурга, принадлежащие ободритам». То же население достигало и Ярославского и Костромского Поволжья, то есть того района, к которому всегда привлечено особое внимание норманистов. Куда якобы дошли «цивилизаторы-норманны».
Колонизационный поток с южного побережья Балтики на восток активно начался с конца VIII века, когда Франкское государство, сломив сопротивление саксов, стало наступать на земли балтийских славян-русов. Начался «натиск на Восток и Север» — уничтожение, насильственная христианизация, онемечивание и ассимиляция местного славянорусского населения. Этот процесс занял не одно столетие: одни славяне-русы погибли в жесточайшем противостоянии, другие — были христианизированы, ассимилированы, превращены в различных «немцев», часть — переселилась, бежала в более восточные земли. В Поруссию-Пруссию, Прибалтику, Польшу — они также подверглись христианизации, германизации, но позже, поэтому сохранили часть своего самосознания и культуры. Часть русов, среди них были и роды Рюрика, Трувора и Синеуса, осели в Восточной Руси.
Здесь они выстроили государственность в северном центре Руси — Ладога, Новгород, Псков, а затем и объединили два крупнейших центра Руси — Новгород и Киев (при Олеге Вещем). В результате были объединены и два пассионарных ядра суперэтноса русов — северное (словени, русы-варяги) и южное — приднепровские русы-поляне, наследники Великой Скифии.
Таким образом, государственность на Руси сложилась ранее княжения Рюриковичей. Однако Рюрик и первые князья-соколы (Олег, Игорь и Святослав) начали свой труд по созданию русской империи из различных государственных, протогосударственных центров, земель и племенных союзов и родов в крайне необходимый для суперэтноса момент. Суперэтнос русов на западе подвергся ползучей экспансии западной цивилизации с «командным пунктом» в Риме. Паразитический западный проект уничтожал самосознание, язык, веру и культуру русов-славян, превращая их в рабов и огнем и мечом уничтожая непокорных. На юге русская цивилизация подвергалась давлению со стороны Византийской (Восточно-Римской) империи, исламского мира и Хазарии. Славян рассматривали как добычу, разоряли их земли, продавали в рабство, превращали в зависимое (крепостное), рабское население.
Разрозненная славяно-русская цивилизация, суперэтнос русов, не имеющие в это время сильных государственных образований, и состоявшие из множества союзов племен, земель со своими княжескими династиями, не могли противостоять чужим проектам и великим державам. Необходимо было единение, единый пункт управления и концентрация сил, чтобы успешно противостоять чужим проектам и цивилизациям, которые несли смерть, разрушение и порабощение вольным славянам-русам.

Примером того, чем мог закончить весь суперэтнос русов, является западная ветвь (ядро) суперэтноса в Центральной Европе (нынешние Германия, Австрия, Северная Италия и т. д.). Могучие славянские союзы племен, такие как лютичи и ободричи-бодричи, способные выставить десятки тысяч бойцов, имевшие десятки градов-крепостей, портов, флотилии (на их основе позднее возникнет знаменитая Ганза), древние священные центры (к примеру, в Арконе) и т. д., не смогли выстоять против «крестовых походов». Хозяева тогдашнего Запада умело стравливали славянские земли, использовали древнюю стратегию — разделяй, стравливай и властвуй. Пока лютичи и ободричи бились с друг другом, обескровливая свои земли и племена, западники захватывали и ассимилировали область за областью, град за градом. В итоге «славянская Атлантида» в центре Европы исчезла, о ней помнят только некоторые историки, которые занимаются этим временем. О славянах-русах в Западной Европе напоминают только славянские по происхождению названия городов, рек, островов и т. д. В частности, нынешние столицы Германии и Австрии — это древнеславянские грады.
Род Рюрика-Сокола выступил как внешняя объединительная сила, призванная ведунами-волхвами (сон Гостомысла) — тогдашними представителями концептуальной власти на Руси. Эта сила сплотила север Руси, отбросила тех варягов, которые выступали в качестве находников-грабителей. Затем объединила Север и Юг Руси (Новгород и Киев), что позволило противостоять хазарскому «чуду-юду», грабившему и паразитировавшему на части славянских племенных объединений. Варяги-русь создали империю Рюриковичей, которая смогла успешно противостоять угрозе с Запада и Юга. Князь Святослав выгонит с Руси западных миссионеров, которые планировали превратить Русь в лен римского престола, уничтожит паразитическое хазарское государственное образование и даст отпор экспансии Восточно-Римской империи (Византии). Князья-соколы позволят русскому суперэтносу выжить в нашем жестоком мире, создать основу для величайшей империи.

Илья Глазунов. Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус

Средняя черта, что обычно называют трезубцем хвост, боковые острые крылья соколиные, атакующей хищной птицы. Если мы посмотрим на русскую поэзию, на русскую литературу, фольклор, былины, мы везде увидим, что сокол – это один из главных символов добрых молодцев, витязя, князя. Возьмите «Слово о полку Игореве», там буквально на каждой странице «соколиное гнездо», «Игорь соколом полетел» и так далее.

Только в одном месте сокол вдруг в «Слове о полку Игореве» появляется в качестве врага, когда «Ольгово храброе гнездо», то есть род Ольговичей, которому принадлежал Игорь Святославович, «Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец». Если черный ворон – это поганый половец, то, следовательно, стоит полагать что и под соколом-кречетом тоже имеется в виду не птица, которая при всем желании затруднилась бы обидеть даже одного русского князя.

Мы действительно видим, что у рода Ольговичей, которому принадлежал Игорь Святославович, был сильный враг – Рюрик Ростиславович, тезка древнего князя, основателя рода. Это все прикажете считать случайностью? В Скандинавии для обозначения знатного воина в поэзии не употреблялся, обозначением сильного воина, героя, богатыря в скандинавской поэзии являлся кабан. Нашей поэзии, нашему эпосу кабан, как символ воина неизвестен совершенно. Бывают сравнивают с соколом, с волком, с туром, но никогда – с кабаном.

Возьмите «Слово о полку Игореве» – вы там вообще не встретите упоминания этих животных, в то время, как у скандинавов это был самый любимый символ и даже на шлемах скандинавских бойцов изображались вепри, кабаны. Наша археология при всем желании до сих пор до середины IX века так и не нашла присутствия скандинавов южнее Ладоги. Естественно, через Ладогу славянские земли общались с землями финнов и скандинавов, но до середины IX века скандинавы не отмечены южнее Ладоги, а к середине XX века Олег и Игорь давным-давно побывали в Киеве.

Вместе с тем присутствие вендов, балтийских славян, археологически отмечено в Восточной Европе с VII века. Раскопаны крепости, возведенные по вендскому образцу в Юго-Восточном Приильменье, так называемом, Городке на Маяте, и сенсационное открытие — в конце VII и начале VIII века на берегу маленькой речушки Любша, впадающая в Волхов, неподалеку от Ладоги, оказывается, существовала каменная крепость. У нас объясняют, что до крещения Руси у нас не было каменного зодчества. Так вот, в конце VII века в глухих северных землях неподалеку от озера Ладоги поставили наши с вами предки каменную крепость, которую сейчас называют по имени речки – Любша. Эта крепость построена, как Городок на Маяте по архитектурным канонам балтийских славян, тех самых Рериков, чье имя так неслучайно созвучно имени основателя княжеского рода на Руси. Более того, слово «рюрик» или, как чехи выговаривали, «Рарог» (сокол), в славянских языках встречается достаточно часто. «Рарог» переходит «рюрик», у славян есть «рог», а у балтийских славян «рик», «отрок» как «отрик» и «рарок», как «рерик». Для того, чтобы прислонить к своей теории названия столицы, договорились из-за того, что ободритская столица Рерик, разграбленная датчанами, якобы носила датское имя и якобы это происходит от датского названия камыша.

Я не могу отвечать за зулусов, ацтеков или китайцев, но в Европе я не знаю ни единого крупного города названного в честь камыша, лопуха, или другой какой-то травы. А вот городов, названных в честь великих князей или в честь названия племени – очень много. О соколином значении имени Рерика сейчас стало широко известным благодаря фильму, снятому Михаилом Николаевичем Задорновым о происхождении Рюрика, его имени и нашего народа, но об этом говорили ученые задолго до Михаила Николаевича. Михаил Николаевич ничего не выдумал, а лишь широкую аудиторию познакомил с тем, что широкой аудитории, к сожалению, неизвестно. Во многих аспектах в этом фильме Михаил Николаевич дал волю фантазии, говоря о преданиях своего художественного домысла, где-то сатирически чересчур подошел по многолетней своей привычке. Все знают, что карьеру Михаил Николаевич сделал как сатирик.

В целом это человек, который до этого ничего не знал о балтийских славянах и очень часто он натыкался людей, которые вообще впервые слышали, что юг Балтики когда-то был населен славянами, а эти славяне были ближайшей родней нам с вами, такому человеку фильм «Рюрик. Потерянная быль» Михаила Николаевича Задорнова будет полезен.

Источник: Концептуал ТВ

Происхождение Рюрика в свете современных генетических исследований

Рюрик. В прошлой статье мы описали историческую обстановку, в которой пришлось действовать Рюрику. Пора перейти непосредственно к главному герою нашего исследования.

Летописи о Рюрике

О самом Рюрике в русских летописях содержится совсем немного информации. Вот пространная цитата из «Повести временных лет» в переводе Д.С. Лихачева.
В статье, посвященной 862 г., мы видим следующее:
«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Бел оозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».
Второе (и последнее) упоминание Рюрика в летописи имеется в статье, посвященной 879 г.:
«Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал».
И это всё. Больше собственно о Рюрике информации нет. По большому счету, именно на этих строках и только на них первые двести лет строились все споры относительно происхождения Рюрика, его дел и значения его для русской истории.

Больше всего копий было сломано вокруг происхождения Рюрика. Кто он – скандинав, славянин или балт (прусс)? Выдвигались даже версии о том, что он имел польское происхождение.
За без малого триста лет споров норманистов и антинорманистов текст «Повести временных лет» столько раз разбирался вплоть до буковки, получил столько толкований, особенно в плане того, кем же были «те варяги», что разбирать эти несколько строк еще раз мне кажется нецелесообразным.

Почему они спорят?

Идеологическая составляющая вопроса, о происхождении Рюрика, привнесенная в этот сугубо, казалось бы, научный спор еще М.В. Ломоносовым, всегда в значительной степени мешала исследователям трезво оценивать имеющиеся у них и без того скудные данные. Ломоносова в этом отношении еще можно понять: в его времена история всеми без исключения исследователями рассматривалась как совокупность деяний лиц, облеченных властью над некой территорией. Считалось что именно их воля, способности и энергия являются не то, чтобы основным, а единственным двигателем исторических процессов. Таких понятий как «экономическая база», «производственные отношения», «прибавочный продукт», которыми оперируют современные историки, в те времена еще не существовало и исторический процесс рассматривался исключительно в контексте деяний и свершений князей, королей, ханов, царей, императоров и их приближенных, которые, кстати, в этом случае несли полную ответственность за их результаты. Ответственность, правда, не перед народом, а перед богом, но тем не менее, несли. Для искренне верующих людей того времени это не было пустым звуком.
Исходя из этих посылок, такая болезненная реакция Ломоносова и поддерживавших его ученых и сановников, включая императрицу Елизавету, на утверждение о скандинавском происхождении варягов, высказанное в диссертации Г.Ф. Миллера в 1749 г., повторяю, в общем, может быть понятна. Россия совсем недавно закончила победную войну со Швецией 1741—1743 гг., воспоминания о ней еще свежи в памяти многих ее участников, превосходство над шведами, утвержденное Петром I, в очередной раз доказано, а тут вдруг какой-то немец – немец! – смеет утверждать, что создателем русского государства был швед.
Эмоциональный пассаж Ломоносова «Происхождение первых великих князей российских от безъимянных скандинавов…, происхождение имени российского весьма недревнее, да и то от чухонцев, …наконец частые над россиянами победы скандинавов с досадительными изображениями не токмо в такой речи быть недостойны…, но и всей России перед другими государствами предосудительны, а российским слушателям досадны и весьма несносны быть должны», только подтверждает яркую идеологическую окраску его возражений труду почтенного, весьма талантливого и беспристрастного немецкого ученого.
Тем более странными кажутся сейчас, когда историческая наука шагнула далеко вперед, и роль личности в истории кардинально пересмотрена, попытки некоторых деятелей, пытающихся реализовать свои амбиции на поле истории, смотреть на исторический процесс с позиции так называемого «научного патриотизма» и всерьез пытаться доказывать славянское происхождение Рюрика, в качестве доказательств используя не научные исследования, а призывы патриотического содержания. По большому счету, уже одним термином «научный патриотизм» его автор А.А. Клесов перечеркнул все научное значение собственных «исторических» трудов, если бы таковое вообще имело место быть. Политике, а значит, и патриотизму, коль скоро это политический термин, нет места в науке – любой! – если она занята поиском объективной истины, а иначе это просто не наука.

Рюрикович N1c1

Для прояснения вопроса о происхождении Рюрика и, соответственно, всей династии рюриковичей значительно полезнее будет обратиться к материалам современных генетических исследований, в которых участвовали потомки рюриковичей – наши современники.
В 2012 г. конец спорам о происхождении Рюрика и рюриковичей окончательно, на мой взгляд, положила публикация статьи В.Г. Волкова «Все ли Рюриковичи происходят от одного предка?» В ней автор, базируясь на исследованиях генетического материала живых представителей династии, считающих себя потомками Рюрика, аргументированно доказал скандинавское происхождение Рюрика, определив, что большинство представителей династии, подлинность родословной которых в наименьшей степени подвергается сомнениям, действительно состоят в кровном родстве разной степени и являются носителями гаплогруппы N1c1. Причем В.Г. Волкову даже удалось локализовать регион, в котором эта гаплогруппа с соответствующими маркерами, характерными для рюриковичей, сформировавшихся, по подсчетам исследователя около 1500 лет назад, имеет наибольшее распространение до сих пор – это район г. Уппсала в Швеции, то есть именно Уппсала является наиболее вероятным местом происхождения предков Рюрика.

Рюриковичи R1a

Кроме гаплогруппы N1c1, у части исследуемых, считающих себя потомками рюриковичей, была обнаружена гаплогруппа R1a. Это князья Оболенский, Волконский, Барятинский, Шуйский, Карпов, Белосельский-Белозерский и Друцкий-Соколинский. Однако детальное исследование их генетического кода показало, что большинство из них не являются даже кровными родственниками, то есть их гаплотипы принадлежат разным субукладам, которых в этой группе из семи человек насчитывается аж четыре. К тому же, родословная тех из них, кто все-таки является генетическими родственниками – князей Волконского, Оболенского и Барятинского подвергалась сомнению еще в XIX в., задолго до выхода статьи Волкова. Дело в том, что все они по родословным книгам являются потомками князя Юрия Тарусского, считавшегося сыном Михаила Всеволодовича Черниговского, несмотря на то, что по летописям у Михаила был только один сын – Ростислав. К тому же между смертью Михаила Черниговского (1245 г., 66 лет) и достоверно зафиксированной смертью одного из его гипотетических внуков – князя Константина Юрьевича Оболенского (1367 г., возраст неизвестен) прошло более ста двадцати лет. Такой временной разрыв, а также полное отсутствие каких-либо сведений о самом князе Юрии Тарусском, еще более ста лет назад навели исследователей на мысль об ошибке или сознательной подтасовке родословных указанных князей. Исследования В.Г. Волкова только подтвердили эти подозрения. С большой долей вероятности можно предположить, что в XV – XVI вв. предки князей Волконского, Оболенского и Барятинского приписали себе княжеское происхождение, чтобы повысить свой местнический статус и мочь претендовать на более высокие и доходные должности при великокняжеском, а позже и при царском дворе.

Немного об адюльтерах

Версию о том, что скандинавская гаплогруппа у рюриковичей появилась из-за измены княгини Ирины-Ингигерды своему мужу Ярославу Мудрому с норвежским конунгом Олафом Святым, от которого якобы был рожден князь Всеволод Ярославич, отец Владимира Мономаха и общий предок большинства русских князей (кроме черниговской ветки), на мой взгляд, всерьез рассматривать нельзя. Это уже напоминает какую-то антинорманистскую истерику в стиле «вы нас в дверь, а мы в окно». Кроме того, что обвинять женщину в измене супружескому долгу на основании досужих сплетен («готических басен», как говорил основатель русского антинорманизма М.В. Ломоносов) по-человечески непорядочно, следует помнить, что в случае с Ингигердой мы имеем дело не с распутным XVIII в., когда венценосные особы позволяли себе рожать от кого угодно, и даже не с куртуазным европейским XIII в., когда всячески поощрялась платоническая любовь к замужней даме (для плотских утех существовали иные женщины), а с суровым XI в. Ингигерда была плоть от плоти шведских королей, воспитана в соответствующих традициях и прекрасно знала и понимала свой долг перед мужем, домом и семьей.
Таким образом, учитывая то, что скандинавское, а именно шведское происхождение рюриковичей вполне научно подтверждено современными генетическими исследованиями, думаю, возвращаться к рассмотрению славянской, балтской или какой-либо иной версии происхождения Рюрика не стоит.