Рвв бд ракета

Современные российские ракеты класса «воздух-воздух»

Ракета Р-60, по натовской классификации — АА-8 «Aphid», имела небольшие размеры, но относительно массивные управляющие плоскости, и создавалась специально для ближнего маневренного боя. Наряду с малым радиусом действия это должно было обеспечить ей хорошую маневренность, однако на практике ограниченные воз­можности головки наведения сделали модель менее эффективной. Поступив на вооружение примерно в 1973 году, ракета намного уступала американской AIM-L, принятой на вооружение в 1976 году. Помимо малой величины и непривычной аэродинамической конфи­гурации, стоит отметить в числе особенностей то, что на Р-60 можно было установить боеголовку с сильно обедненным ураном, который должен был максимально увеличить кинетическую энергию головки при ее столкновении с целью.

Р-73 (АА-11 «Archer»)

Ракета Р-73, созданная для вооружения МиГ-29 и Су-27, стала стандартом для российских ракет ближнего радиуса действия. Ее конфигурацию можно было бы назвать обычной, если б не по­явление целого ряда новшеств (ракетный двигатель с изменяемым вектором тяги, элевоны на неподвижных хвостовых стабилизаторах и управляющие передние плоскости). По маневренности и точности попадания Р-73 превзошла все современные ей западные аналоги, начиная с AIM-9L/M Sidewinder и заканчивая израильской ракетой Python 3.

Р-73 предназначалась для поражения целей, смещенных от оси дви­жения самолета-носителя, и оснащалась прицелом с очень широ­кой полосой захвата. Теперь летчик не был связан ограниченными возможностями поворотного устройства пусковых направляющих и мог поразить объект в любой точке передней полусферы. При этом ему не приходилось маневрировать, чтобы захватить его на дисплее лобового стекла. У следующих модификаций Р-73 увели­чился радиус действия, были усовершенствованы бортовые систе­мы и повысилась сопротивляемость контрмерам противника. Была также разработана модель Р-73, с помощью которой можно было сбивать летящие сзади самолеты противника.

Р-33 (АА-9 «Amos»)

Р-33 (АА-9 «Amos») управляемая ракета большой дальности действия была принята на вооружение в 1981 году. Больше всего западных специалистов в свое время взволновало то, что предназначенная для переноски на МиГ-31 ракета Р-33 казалась аналогичной AIM-54 Phoenix, которой оснащался F-14 Tomcat. Образец Phoenix (эти ААМ применялись во время ирано-иракской войны) был предоставлен Советскому Союзу Ираком. К тому времени Р-33 уже запустили в производство. Но ее заявленная дальность уступала дальности AIM-54. Кроме того, на ней устанавливалась простая полуактивная радарная головка наведения (на ракете Phoenix использовалась активная радарная головка), но это компенсировалось наличием другой конструкции РЯС на самолетах МиГ-31. В действительности радиус действия Р-33 мог быть таким, как у AIM-54, но он напрямую зависел от возможностей самолета-носи­теля. Теоретически ракета была способна поражать цели на очень дальнем расстоянии (по некоторым данным, до 300 км), однако ограниченный потенциал головки наведения требовал для этого участия третьей стороны (в данном случае, самолета-носителя). А ее обычный (рабочий) радиус достижения цели при запуске с МиГ-31 составлял 120—160 км.

Р-77 (АА-12 «Adder»)

Ракета Р-77, поначалу известная на Западе как «Amraamskii», экс-портировалась с усовершенствованными МиГ-29 и Су-27. А раз-рабатывалась она для истребителя пятого поколения МиГ 1.42, так и не пошедшего в массовое производство. Более тяжелая, большая по диаметру и размеру, чем западная AIM-120 AMRAAM, ракета Р-77 оснащена и более мощным, чем западные образцы, двигателем. Она также имеет приличную поисковую антенну, что увеличивает воз¬можности обнаружения и захвата цели. Учебные бои, проведенные между малазийскими F/A-18D Hornet, вооруженными ракетами AIM-7, и МиГ-29 с Р-77, показали, что F/A-18 поражает своими раке¬тами цель, находящуюся от него в 45—50 км, а МиГ-29 уничтожает объект с расстояния 55—60 км. Производитель Р-77 ПО «Вымпел» утверждает, что максимальный радиус действия его ракет состав¬ляет 100 км (базовая модель AIM-120A/B имеет радиус действия 75 км). Более того, в настоящее время разрабатываются улучшенные варианты Р-77. Радиус действия одного из них достигнет 160 км за счет дополнительного твердотопливного реактивного двигателя. Другие же будут оснащены радиолокационной или инфракрасной головкой наведения.

Р-27 (АА-10 «Alamo»)

Управляемая ракета Р-27 средней и большой дальности, которую рассматривали в качестве основного вооружения для истреби¬телей МиГ-29 и Су-27, разрабатывалась на базе моделей Р-23 и Р-24 (АА-7 «Арех»). По сравнению с Р-23/Р-24 на Р-27 была пересмотрена концепция управления (на них появились управляющие передние трапециевидные плоскости и неподвижные хвостовые стабилиза¬торы). Коренным образом изменилась и «начинка» ракеты, включив в себя новые прицелы, боеголовки, взрыватели и твердотопливные двигатели. Производившиеся в различных модификациях, с уве¬личивавшими радиус действия ускорителями, инфракрасной (IR) головкой наведения и полуактивной радиолокационной (SARH), эти ракеты были достаточно эффективны при совместном применении с различными головками самонаведения. Ее интенсивные испыта¬ния на бывших восточногерманских истребителях МиГ-29 «Fulcrum» показали, что в целом по боевым качествам и дальности Р-27Р можно считать эквивалентной новейшим моделям ААМ Sparrow, но она менее удобна при запуске.

Ракета Р-37

Ракета Р-37 создавалась для истребителя МиГ-31 М. Построенная на базе Р-33, она имеет ту же несущую раму, но у нее изменена конструкция управляющих поверхностей, добавлена новая комби¬нированная головка наведения, взрыватель, двигатель и боеголов¬ка. Была применена динамическая неустойчивость для повышения маневренности. В результате улучшенный вариант Р-33 превратился в оружие, превосходящее по своим показателям американскую AIM-54 Phoenix (дальность полета до 160 км). При использовании активного радара наведения Р-37 способна уничтожать цели на расстоянии до 300 км.


Минобороны завершает испытание сверхдальнобойной ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М. Она может поражать высокоскоростные воздушные цели на дальности более 300 км. Точность при стрельбе на такое расстояние обеспечивает уникальная система прицеливания. В нее входят современный радиолокатор самого истребителя, бортовой инерциальный комплекс и головка самонаведения, установленные на самой ракете. Новинка войдет в состав вооружения российских истребителей четвертого и пятого поколений. По оценкам экспертов, новое вооружение значительно увеличит мощь и возможности истребительной авиации.

Как рассказали «Известиям» в Министерстве обороны, сейчас проводятся финальные испытания дальнобойной ракеты «воздух-воздух» Р-37М. Изделие находится в высокой степени технической готовности.

Новая ракета — это развитие сверхдальнобойной ракеты предыдущего поколения Р-37. Разработка «тридцать седьмой» стартовала в начале 1980-х годов. В 1985 году Р-37 вышла на испытания. А спустя четыре года была принята на вооружение. Но из-за габаритов (длина более 4 м и стартовая масса 6 т) ее единственным носителем стал перехватчик МиГ-31.

Работы по созданию Р-37М были начаты в конце 2000-х годов. Первоначально планировалось, что новинка также поступит на вооружение только перехватчиков МиГ-31. Но позже было принято решение, что после доработки этот боеприпас станет также основным вооружением для многоцелевых истребителей четвертого поколения Су-30 и Су-35 и перспективного истребителя пятого поколения — Су-57. Для этого пришлось уменьшить стартовую массу и длину изделия.

Тактико-технические характеристики Р-37М не раскрываются. Известны только основные параметры. Конструкция — выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крылом малого удлинения. Дальность действия — свыше 300 км. Масса ракеты — более 500 кг, осколочно-фугасная боевая часть весит 60 кг. Она оснащена неконтактным активным радиолокационным и дублирующим контактным взрывателями.

К-37М может уничтожать воздушные цели на встречных курсах. После получения координат ракету направляет к объекту инерциальная система, поэтому на маршевом участке на локаторах боеприпас «не светится». Непосредственно перед целью включается активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН). Ее излучение противник способен обнаружить, но у летчика остаются доли секунды для маневра уклонения. На заключительном отрезке полета ракета ускоряется до гиперзвуковой скорости — 6 Маха.

Головка самонаведения Р-37М получила продвинутые высокотехнологичные «мозги». ГСН оснащена новым миниатюрным цифровым сигнальным процессором с большим объемом памяти и повышенным быстродействием.

Головка самонаведения невосприимчива к средствам радиоэлектронной борьбы. Не поможет самолету противника и противозенитный маневр. Ракета настигает цель, маневрирующую с перегрузкой до 8 G, то есть от нее не уйдут американские самолеты пятого поколения F-22.

Сверхдальнобойные ракеты более чем в два раза повысят боевую мощь истребителей, рассказал «Известиям» военный эксперт Алексей Леонков.

— Эти дальнобойные ракеты разрабатываются в рамках концепции развития систем вооружения, которые видят и стреляют дальше, чем противник, — рассказал Алексей Леонков. — Они предназначены для борьбы с самолетами, которые не заходят в зону поражения ПВО, стараясь нанести удары вне зоны досягаемости. Сбить носитель всегда эффективней, чем бороться с ракетами.

Прямым конкурентом российской ракеты Р-37М является американская AIM-120 AMRAAM. AMRAAM — это основное оружие класса «воздух-воздух» не только военно-воздушных сил США и стран НАТО, но и еще десятка стран мира. В частности, ракетой оснащены истребители пятого поколения F-22 и F-35. При этом максимальная дальность пуска этой ракеты почти в два раза меньше российского аналога и составляет всего 180 км. Ранее на вооружении военно-морских США стояла дальнобойная ракета AIM-54 Phoenix. Она могла поражать цели на дальности до 200 км. Главной задачей Phoenix был перехват советских бомбардировщиков-ракетоносцев до того момента, как они смогут поразить американские авианосцы. Но в начале 2000-х годов эти ракеты были сняты с вооружения. Примечательно, что AIM-54 самая нерезультативная американская воздушная ракета. Все ее боевые пуски завершились промахами.

Турбореактивные двигатели для сверхзвуковых боевых самолетов

Р15Б-300

Разработчик: АМНТК «Союз»

Изготовитель: ММПП «Салют»

Год освоения: 1966

Применение: МиГ-25

Ремонт: ММПП «Салют»

Одновальный ТРДФ с осевым пятиступенчатым компрессором, трубчато-кольцевой КС, одноступенчатой турбиной, ФК и сверхзвуковым регулируемым РС. Система управления – гидромеханическая с электронным регулятором режимов. ТРДФ Р15Б-300 (изд. 15Б) тягой 11 200 кгс создан для самолетов семейства МиГ-25 на базе короткоресурсного ТРДФ КР15-300 (изд. 15К), использовавшегося на беспилотных разведчиках ДБР-1 «Ястреб» и двигателя Р15-300 (изд. 15), применявшегося на опытных перехватчиках Е-150 и Е-152. Строился серийно в 1966-1989 гг. ГИ прошел в 1969 г. Применялся на всех модификациях перехватчиков МиГ-25П и разведчиков МиГ-25РБ, принят на вооружение в составе этих самолетов в 1972 г. Для модернизированных перехватчиков МиГ-25ПД/ПДС, новых модификаций разведчиков МиГ-25РБТ/РБФ/РБШ и самолетов прорыва ПВО МиГ-25БМ с 1978 г. выпускались усовершенствованные ТРДФ Р15БД-300 с улучшенным охлаждением турбины, доработанной коробкой агрегатов и увеличенным до 500/1500 ч (позднее 2000 ч) ресурсом. Для повышения характеристик самолетов МиГ-25 в конце 60-х гг. был разработан модернизированный ТРДФ Р15БФ-300 (изд. 65), а затем Р15БФ2-300 (изд. 65М) тягой 13 500 кгс с дополнительной шестой ступенью компрессора, охлаждаемой турбиной и рядом других усовершенствований, испытывавшийся с 1973 г. на опытном Е-155М, но серийно не выпускавшийся. В настоящее время двигатели Р15Б-300 и Р15БД-300 продолжают эксплуатироваться на самолетах МиГ-25РБ, МиГ-25ПУ и МиГ-25РУ ВВС России и стран СНГ, а также самолетах семейства МиГ-25 ВВС ряда зарубежных государств.

Р13-300, Р25-300

Разработчик: НПП «Мотор»

Изготовитель: УМПО

Год освоения: 1968

Применение: МиГ-21, Су-15

Ремонт: УМПО, 121 АРЗ, 218 АРЗ, «Одессавиаремсервис»

Двухвальные ТРДФ с осевым трехступенчатым КНД, пятиступенчатым КВД, трубчато-кольцевой КС, одноступенчатыми ТВД и ТНД, ФК и сверхзвуковым регулируемым РС. Система управления – гидромеханическая. ТРДФ Р13-300 (изд. 95) тягой 6600 кгс создан в 1963 г. для новых модификаций истребителя МиГ-21 как дальнейшее развитие ТРДФ Р11Ф2С-200 (изд. 37Ф2С, 1962 г.) тягой 6200 кгс разработки ТМКБ «Союз». Прошел ГИ в 1969 г., строился серийно в 1968-1986 гг. Устанавливался на самолеты МиГ-21 СМ, МиГ-21 МФ, МиГ-21УМ, Су-15ТМ. В настоящее время продолжает эксплуатироваться в ряде стран на самолетах МиГ-21 МФ и МиГ-21УМ. Модифицированный ТРДФ Р13Ф-300 (изд. 95Ф, 1969 г.) с доработанными ФК и топливной автоматикой, обеспечивавшими реализацию ЧР, применялся на самолетах МиГ-21СМТ. Выпускался серийно в 1971-1978 гг.

ТРДФ Р25-300 (изд. 25) с увеличенной до 7100 кгс тягой и высотным ЧР разработан на базе Р13-300 для самолета МиГ-21бис. Строился серийно в 1972-1986 гг. В настоящее время продолжает эксплуатироваться в ВВС Индии на истребителях МиГ-21бис и МиГ-21 «Бизон» (МиГ-21бис UPG, МиГ-21-93).

Р27Ф2М-300, Р29-300, Р-35

Разработчик: ТМКБ «Союз»

Изготовитель: ММП им. Чернышева, УМПО

Год освоения: 1970

Применение: МиГ-23, МиГ-27, Су-22

Ремонт: ММП им. Чернышева, УМПО, 121 АРЗ, 570 АРЗ, ЛАРЗ

Двухвальные ТРДФ третьего поколения с осевым пятиступенчатым КНД, 6-ступенчатым КВД, кольцевой КС, одноступенчатыми ТВД и ТНД, ФК и сверхзвуковым регулируемым РС. Система управления – гидромеханическая с электронным регулятором температуры. ТРДФ Р27Ф2М-300 (изд. 47М) тягой 10 200 кгс создан в 1969 г. для самолетов МиГ-23 на базе ТРДФ Р27Ф-300 (изд. 41, 1967 г.) разработки АМНТК «Союз» тягой 8500 кгс и Р27Ф2-300 (изд. 47, 1968 г.) разработки ТМКБ «Союз» тягой 9300 кгс. Устанавливался на истребители МиГ-23С и МиГ-23УБ. Строился серийно на ММП им. Чернышева с 1970 г. В настоящее время продолжает эксплуатироваться на самолетах МиГ-23УБ в ВВС ряда зарубежных государств.

ТРДФ Р29-300 (изд. 55, 1970 г.) тягой 12 500 кгс является дальнейшим развитием ТРДФ Р27Ф2М-300. Отличается изменением конструкции первых двух ступеней КНД и повышенной на 50К температурой газов перед турбиной. Применялся на истребителях МиГ-23М, МиГ-23МС, МиГ-23МФ. Строился серийно на ММП им. Чернышева с 1973 г. Принят на вооружение в составе МиГ-23М в 1974 г. В настоящее время продолжает эксплуатироваться на самолетах МиГ-23МФ в ВВС ряда зарубежных государств.

Основные данные реактивных двигателей второго и третьего поколений для сверхзвуковых самолетов

ТРДФ Р29Б-300 (изд. 55Б, 1973 г.) тягой 11 500 кгс создан на базе Р29-300 для применения на истребителях-бомбардировщиках МиГ-23БН и МиГ-27 всех модификаций. Отличается измененной профилировкой лопаток первой ступени КНД, применением укороченной ФК и упрощенного РС. Выпускался серийно с 1973 г. на ММП им. Чернышева и с 1974 г. на УМПО. Принят на вооружение в составе самолета МиГ-27 в 1975 г. В настоящее время продолжает эксплуатироваться в ВВС Индии на самолетах МиГ-27М. Модификация Р29БС-300 (изд. 55БС, 1974 г.) предназначалась для применения на истребителях-бомбардировщиках Су-22, Су-22М, Су-22М3, Су-22У, Су-22УМ3. Строилась серийно с 1975 г. на УМПО. Продолжает эксплуатироваться в ВВС ряда стран в составе этих самолетов.

ТРДФ Р-35 (изд. 77, 1973 г.) тягой 13 000 кгс создан на базе Р29-300 для модернизированного истребителя МиГ-23МЛ, в дальнейшем применялся также на самолетах МиГ-23П и МиГ-23МЛД. Отличается применением новой первой ступени КНД, повышенной на 90К температурой газов перед турбиной и улучшенным ее охлаждением. Выпускался серийно с 1975 г. на ММП им. Чернышева. Продолжает эксплуатироваться в ВВС ряда стран на самолетах МиГ-23МЛ и МиГ-23МЛД.

АЛ-21Ф-3

Разработчик: НПО «Сатурн»

Изготовитель: ММПП «Салют», ОМО им. Баранова

Год освоения: 1972

Применение: Су-24, Су-17,

Су-22М4/УМ3К

Ремонт: ММПП «Салют», ОМО им. Баранова, 712 АРЗ, ЛРЗ «Мотор»

Одновальный ТРДФ третьего поколения тягой 11 200 кгс с 14-ступенчатым осевым компрессором, трубчато-кольцевой КС, трехступенчатой турбиной, ФК и сверхзвуковым регулируемым РС. Система управления – гидромеханическая с электронным регулятором температуры газа. Создан в 1970 г. на базе опытного АЛ-21Ф (изд. 85) тягой 8900 кгс (1966 г.). Серийные ТРДФ АЛ-21Ф-3 (изд. 89) с 1972 г. устанавливались (в комплектации «Б») на истребители-бомбардировщики МиГ-23Б, с 1973 г. (в комплектации «Т») – на фронтовые бомбардировщики Су-24, а затем Су-24М, Су-24МР, Су-24 МП и Су-24МК, а с 1974 г. (в комплектации «С») – на истребители-бомбардировщики Су-17М и Су-20, позднее на Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-17УМ, Су-22М4, Су-22УМ3К. Строился серийно с 1972 г. на ММПП «Салют» и ОМО им. Баранова, с 1984 г. – только в Омске. С 1976 г. выпускался в улучшенной модификации АЛ-21Ф-3А (изд. 89А, сер.3) с увеличенным до 1600 ч назначенным ресурсом (для АЛ-21Ф-3 сер. 1 и 2 составлял 650 ч). Принят на вооружение в составе самолета Су-17М в 1974 г., в составе самолета Су-24 – в 1975 г. В варианте АЛ-21Ф-3АИ (изд. 89АИ) в 1977-1984 гг. применялся на опытных самолетах Су-27 (Т10-1, Т10-2 и самолетах типа Т10-5). В настоящее время двигатели АЛ-21Ф-3А продолжают эксплуатироваться в ВВС России и стран СНГ на самолетах Су-24 всех модификаций и за рубежом на самолетах Су-24МК и Су-22М4/УМ3К.

НК-25

Разработчик: СНТК им. Кузнецова

Изготовитель: «Моторостроитель»

Год освоения: 1976

Применение: Ту-22М3, Ту-22МР

Ремонт: «Моторостроитель»

Трехвальный ТРДДФ с трехступенчатым осевым вентилятором, пятиступенчатым КСД, семиступенчатым КВД, кольцевой КС, одноступенчатыми ТВД и ТСД и двухступенчатой ТВ, ФК и сверхзвуковым регулируемым РС. Система управления – электронно-гидромеханическая с аналоговым электронным регулятором. ТРДДФ НК-25 (изд. Е) тягой 25 000 кгс создан для самолета Ту-22М3 в 1972 г., проходил летные испытания на ЛЛ Ту-22М2Е с 1974 г., ЛЛ Ту-142 в 1975-1976 г. ГИ прошел в 1978 г., принят на вооружение в составе Ту-22М3 в 1989 г. Серийно выпускался с 1976 г., в настоящее время производство прекращено. С 1977 г. эксплуатируется на самолетах Ту-22М3, состоящих на вооружении ВВС и авиации ВМФ России, и их модификациях.

Д-30Ф-6

Разработчик: «Авиадвигатель»

Изготовитель: ПМЗ

Год освоения: 1977

Применение: МиГ-31

Ремонт: ПМЗ, 218 АРЗ

Двухвальный ТРДДФ тягой 15 500 кгс с пятиступенчатым осевым КНД, 10-ступенчатым КВД, трубчато-кольцевой КС, двухступенчатыми ТВД и ТНД, ФК и сверхзвуковым регулируемым РС. Система управления – гидроэлектронная с цифровым регулятором-ограничителем. Д-30Ф-6 (изд. 48) тягой 15 500 кгс создан на базе опытного Д-30Ф (изд. 38, 1969 г., тяга 12 000 кгс). Стендовые испытания начаты в 1971 г., полеты на ЛЛ Ту-16 №501 – в 1974 г., на прототипе МиГ-31 (Е-155МП, «83-1») – в 1975 г., доводка на ЛЛ МиГ-25РБ «изд. 99» – в 1976 г. Серийное производство начато в 1977 г. ГИ прошел в 1979 г., принят на вооружение в составе самолета МиГ-31 в 1981 г. Устанавливается на истребителях-перехватчиках МиГ-31, МиГ-31 Б, МиГ-31 БС, МиГ-31 БМ. В конце 70-х – 80-е гг. на базе Д-30Ф-6 прорабатывались проекты ТРДДФ Д-30Ф-9 и Д-30Ф-8 с увеличенной тягой и меньшей длиной (реализованы не были).

Модификации

Д-30Ф-6М (изд. 64, 1986 г.) – вариант с увеличенной тягой на высоте (взлетная тяга повышена до 16 500 кгс) для модернизированного перехватчика МиГ-31М. В конце 80-х гг. выпущена опытная партия. Самолеты МиГ-31М с такими двигателями проходили летные испытания с 1986 г.

Д-30Ф-11 (изд. 70, 1997 г.) – ТРДДФ с увеличенной тягой, уменьшенной длиной ФК и РС для экспериментального самолета С37-1 (Су-47) «Беркут». Самолет Су-47 с двумя такими двигателями проходит летные испытания с 1997 г.

АЛ-31Ф

Разработчик: НПО «Сатурн»

Изготовитель: ММПП «Салют», УМПО

Год освоения: 1981

Применение: Су-27, Су-30, Су-33, Су-34

Ремонт: ММПП «Салют», УМПО, 121 АРЗ, ЛРЗ «Мотор»

Двухвальный ТРДДФ четвертого поколения тягой 12 500 кгс с четырехступенчатым осевым КНД, 9-ступенчатым КВД, кольцевой КС, одноступенчатой охлаждаемой ТВД, одноступенчатой ТНД, ФК и сверхзвуковым регулируемым РС. Система управления – гидроэлектронная с аналоговым электронным регулятором-ограничителем. Первый двигатель, поступивший на стендовые испытания, был собран в 1974 г. по схеме с четырехступенчатым КНД, 12-ступен- чатым КВД и двухступенчатыми ТВД и ТНД. В дальнейшем конструктивная схема была изменена. Первые двигатели новой компоновки, комплектовавшиеся нижней коробкой агрегатов (изд. 99) поступили на стендовые испытания в 1976 г., налетные испытания на ЛЛ Ту-16 №105 – в 1978 г. В 1979-1984 гг. проходили испытания на опытных самолетах Су-27 (Т10-3 и Т10-4). Вариант с верхней коробкой агрегатов (изд. 99В) тягой 12 500 кгс для самолета Су-27 новой компоновки (Т-10С) внедрен в серийное производство в 1981 г., летные испытания в составе опытных истребителей Су-27 (Т10-7 и Т10-12) проходил в 1981 г., с 1982 г. устанавливался на первых и всех последующих серийных Су-27. ГИ прошел в 1985 г., принят на вооружение в составе самолета Су-27 в 1990 г. Двигатели АЛ-31Ф устанавливаются на истребители Су-27 и Су-27УБ, их экспортные варианты Су-27СК и Су-27УБК (в т.ч. J-11, строящиеся по российской лицензии в КНР), двухместные истребители Су-30 и Су-30К, опытные самолеты Су-27М (Су-35) и Су-27 И Б (Су-34), многоцелевые Су-30МКК, Су-30МК2 и др. Находится в серийном производстве.

Модификации

АЛ-31Ф сер. 1 (изд. 99В, 1983 г.) – первый серийный вариант с лопатками ТВД с так называемой полупетлевой системой охлаждения и ресурсом 150/200 ч. Применялся на опытных, предсерийных и первых серийных самолетах Су-27. Выпускался серийно в кооперации на ММПП «Салют» и УМПО.

АЛ-31Ф сер. 2 (изд. 99В, 1985 г.) – с новым лопатками ТВД с циклонно-вихревым охлаждением и ресурсом 500/900 ч, позднее 500/1500 ч. Применяется на большинстве модификаций семейства самолетов Су-27. Освоен в серийном производствен на ММПП «Салют» и УМПО, серийный выпуск на ММПП «Салют» продолжается.

На опытном самолете Су-27КУБ с 2003 г. проходит испытания двигатель АЛ-31Ф сер. 3 с УВТ (поворотное сопло аналогично применяемому на АЛ-31ФП).

АЛ-31ФП (изд. 96, 1997 г.) – с поворотным в одной плоскости соплом, что позволило реализовать управление вектором тяги и режим сверхманевренности истребителя. Применяется на самолетах Су-30МКИ и их модификациях. С 2000 г. выпускается серийно на УМПО, лицензионное производство осваивается в Индии.

АЛ-31Ф-М1 (изд. 99М1, 2002 г.) – модернизированный ТРДДФ с новым четырехступенчатым вентилятором КНД-924-4 увеличенного до 924 мм диаметра и САУ с цифровым комплексным регулятором двигателя, разработка ММПП «Салют». Тяга увеличена до 13 500 кгс, ресурс – до 1000/4000 ч. Возможна установка всеракурсного сопла УВТ. С 2002 г. проходит летные испытания на ЛЛ Су-27 №37-11. Предназначен для применения на модернизированных самолетах Су-27, Су-33 и др.

АЛ-31Ф-СМ (изд. 99СМ, ранее – АЛ-31Ф-М2, изд. 99М2) – второй этап модернизации серийного АЛ-31Ф, разработан ММПП «Салют». Предназначен для установки на модернизированных самолетах Су-27СМ и др. Применены новые ступени турбины и усовершенствованный КНД, САУ с полной ответственностью с цифровым комплексным регулятором двигателя. Возможна установка всеракурсного сопла УВТ. Тяга повышена до 14 000 кгс. Испытания начались в 2006 г.

АЛ-31Ф-М3 (изд. 99М3) – третий этап модернизации серийного АЛ-31Ф, разработан ММПП «Салют». Применяется новый трехступенчатый вентилятор КНД-924-3, изготовленный по технологии «блиск», новая КС и новые лопатки ТВД. Тяга повысится до 15 000 кгс. Испытания запланированы на 2006 г.

АЛ-31ФН (изд. 39, 1997 г.) – модификация с нижней коробкой агрегатов для однодвигательного истребителя J-10 производства КНР. Первые поставки заказчику в 1997 г. выполнены НПО «Сатурн». С 2000 г. выпускается серийно на ММПП «Салют».

АЛ-31ФН-М1 (изд. 39М1) – модернизированный вариант АЛ-31ФН с нижней коробкой агрегатов для однодвигательного истребителя J-10 производства КНР, с вентилятором КНД-924-4. Возможна установка всеракурсно- го сопла УВТ. Разработка ММПП «Салют».

АЛ-31Ф сер. 30С (изд. 53) – вариант серийного АЛ-31Ф с нижней коробкой агрегатов для применения на модернизированном самолете МиГ-27М, разработка ММПП «Салют». Летные испытания на ЛЛ МиГ-27М №01-01 запланированы на 2006 г.

Изд. 117С – глубоко модернизированный вариант АЛ-31Ф для применения на новых модификациях самолетов семейства Су-27 – Су-35, Су-27СМ2 и др., а также первых опытных образцах истребителя пятого поколения ПАК ФА. Разработка НПО «Сатурн», серийное производство готовится на УМПО. Оснащается КНД увеличенного до 932 мм диаметра, турбиной повышенной эффективности, новой КС и цифровой системой управления. Тяга повышена до 14 500 кгс (на особом режиме), ресурс – до 1000/4000 ч. Опытные двигатели изд. 117 проходят стендовые испытания с 2003 г., в 2004-2005 гг. выполнена программа испытательных полетов на ЛЛ Су-27М №710.

Выпуск двигателей АЛ-31Ф на экспорт в последние несколько лет обеспечивает основной объем доходов ММПП «Салют» и УМПО. На снимке – модификация АЛ-31ФН, выпускаемая «Салютом» для оснащения китайских истребителей J-10

Основные данные реактивных двигателей четвертого поколения для сверхзвуковых самолетов

РД-33

Разработчик: «Климов»

Изготовитель: ММП им. Чернышева,

ОМО им. Баранова

Год освоения: 1982

Применение: МиГ-29

Ремонт: ММП им. Чернышева, ОМО им. Баранова, 121 АРЗ, 218 АРЗ, 570 АРЗ, ЛРЗ «Мотор»

Двухвальный ТРДДФ четвертого поколения тягой 8300 кгс с четырехступенчатым осевым КНД, 9-ступенчатым КВД, кольцевой КС, одноступенчатой охлаждаемой ТВД, одноступенчатой ТНД, ФК и сверхзвуковым регулируемым РС. Система управления – гидроэлектронная с аналоговым электронным регулятором-ограничителем. Первые двигатели собраны в 1974 г., летные испытания проходили с 1976 г., в составе самолетов МиГ-29 – с 1977 г. Запущен в серию на ММП им. Чернышева в 1980 г., позднее – и на ОМО им. Баранова. ГИ прошел в 1985 г., принят на вооружение в составе самолета МиГ-29 в 1987 г. Двигатели РД-33 (изд. 88) устанавливаются на истребители МиГ-29 всех модификаций, в их составе эксплуатируются в ВВС России и трех десятков зарубежных государств. Находятся в серийном производстве. К 2006 г. выпущено более 4000 двигателей.

Модификации

РД-33 сер. 1 (1984 г.) – первый крупносерийный вариант с ресурсом 300 ч. Применялся на первых серийных самолетах МиГ-29. Выпускался ММП им. Чернышева.

РД-33 сер. 2 (1987 г.) – с увеличенным до 350/800 ч, позднее до 800/1400 ч ресурсом. Применяется на серийных самолетах МиГ-29. Выпускается серийно ММП им. Чернышева и ОМО им. Баранова.

РД-33 сер. 3 (1995 г.) – вариант с доработанной ТВД и увеличенным до 1000/2000 ч ресурсом. Применяется на экспортных вариантах истребителя МиГ-29 (СД, СЭ, СМТ). Выпускается серийно ММП им. Чернышева.

РД-33К (изд. 21, 1985 г.) – модификация с новым КНД с увеличенным расходом воздуха и цифровой электронно-гидромеханической САУ для самолетов МиГ-29М и МиГ-29К. Тяга повышена до 8800 кгс, у двигателей, предназначенных для МиГ-29К, дополнительно введен ЧР 9100 кгс. Проходил испытания на ЛЛ МиГ-29 №921 с 1985 г., в составе МиГ-29М – с 1987 г., МиГ-29К- с 1988 г. Опытная партия для МиГ-29М и МиГ-29К выпущена в 1989 г. Всего построено 49 двигателей.

РД-33И (изд. 88И, 1982 г.) – бесфорсажная модификация тягой 5380 кгс для самолета- штурмовика Ил-102, проходила испытания в составе самолета в 1982-1986 гг.

РД-33Н (СМР-95, 1995 г.) – модификация с нижней коробкой агрегатов для самолетов «Супер Мираж» F1 и «Супер Чита» D-2 ВВС ЮАР. Построено несколько двигателей, проходивших с 1995 г. испытания в составе этих самолетов.

РД-33МК (РД-33 сер. 3М, РД-133, изд. 42, 2002 г.) – глубокая модернизация ТРДДФ РД-33 сер. 3 с новым КНД (как у РД-33К), доработанным КВД и турбиной с улучшенным охлаждением, новой бездымной КС, новой электронной САУ с полной ответственностью. Тяга повышена до 9000 кгс, ресурс – до 1000/4000 ч. Возможно оснащение всеракурсным поворотным соплом типа КЛИВТ. Проходит стендовые и летные испытания (на МиГ-29К №312) с 2002 г., испытания в составе МиГ-29К (МиГ-33) начнутся в 2006 г. Серийное производство осваивается на ММП им. Чернышева.

РД-93 (изд. 93, 2002 г.) – модификация РД-33 тягой 8300 кгс с нижней коробкой агрегатов для однодвигательного истребителя FC-1 производства КНР. Первая партия поставлена заказчику в 2002-2003 гг. Заводом им. Климова. Серийное производство освоено на ММП им. Чернышева, поставки начнутся в 2006 г.

НК-32

Разработчик: СНТК им. Кузнецова

Изготовитель: «Моторостроитель»

Год освоения: 1984

Применение: Ту-160

Ремонт: «Моторостроитель»

Трехвальный ТРДДФ с трехступенчатым осевым вентилятором, пятиступенчатым КСД, семиступенчатым КВД, кольцевой КС, одноступенчатыми ТВД и ТНД и двухступенчатой ТВ, ФК и сверхзвуковым регулируемым РС. Система управления – электронная цифровая САУ с гидромеханической частью. ТРДДФ НК-32 (изд. Р) тягой 25 000 кгс создан на базе НК-25 для самолета Ту-160 в 1978 г. ГИ прошел в 1983 г. Летные испытания проходил на ЛЛ Ту-142. Серийно выпускается с 1984 г. С 1981 г. эксплуатируется на самолетах Ту-160, состоящих с 1987 г. на вооружении ВВС России (приняты на вооружение в 2005 г.). В 1996 г. создан модифицированный вариант НК-321 для ЛЛ Ту-144ЛЛ «Москва». В 1996-1999 гг. этот самолет с четырьмя НК-321 прошел цикл летных испытаний по совместной российско-американской программе. На рубеже 80-90-х гг. на базе НК-32 прорабатывались проекты ТРДД НК-34 тягой 15 000 кгс для новых модификаций самолета-амфибии А-40 (А-40М), ТРДДФ НК-74 тягой 27 000 кгс для модернизации Ту-160, а также проект ТРДДФ с выносной ФК для разрабатывавшегося сверхзвукового СВВП Як-43. В настоящее время разработана программа модернизации серийных ТРДДФ НК-32 в вариант НК-32 сер. 2, отличающийся конструкцией газогенератора (заимствуется у наземной энергоустановки НК-37, созданной в свое время на базе НК-32 сер. 1), повышенной надежностью и экономичностью. Опытные модернизированные двигатели уже прошли стендовые испытания.

Длинная рука ВКС России – авиационные крылатые ракеты большой дальности

Александр Ермаков

Сирийская кампания прошла под знаком демонстрации новых возможностей российских вооруженных сил, в частности, в сфере современного высокоточного оружия. И если «Калибр» был на слуху, то его авиационные собратья незаслуженно оказались в тени.

Авиационные крылатые ракеты большой дальности (КРБД) современного вида сформировались в 1970-х годах, когда, воспользовавшись новейшими достижениями науки и техники, США и СССР начали работы по созданию принципиально новых авиационных средств доставки ядерных зарядов. К тому времени стало ясно, что продолжение гонки за скоростью или высотой полета самолета более не обеспечивает гарантии прорыва ПВО.

Конечно, на тот момент уже состояли на вооружении такие КРБД, как, например, AGM-28 «Hound Dog» или Х-20. Однако наряду с высокой скоростью и неплохой дальностью полета они обладали и целым рядом недостатков, в первую очередь – значительными массой и габаритами, ограничивавшими боевую нагрузку только несколькими изделиями. При полете на большой высоте и скорости в 2 М такие ракеты были уязвимы для ПВО, где принципиальной разницы в перехвате скоростного бомбардировщика с ядерной бомбой или крупноразмерной ракеты не было.

Под воздействием инерции мышления живучесть ракет старались поднять традиционно – увеличив скорость и высоту полета. Если приводить примеры из советских разработок, это программы «Метеорит-А» и Х-45. При этом недостаток в виде габаритов и массы только обострялся: так, будущий Ту-160 должен был нести во внутренних отсеках только две ракеты Х-45 с дальностью до 1500 км. На фоне параллельного развития баллистических ракет наземного и морского базирования, повышения их точности и оснащения их разделяющимися головными частями индивидуального наведения сама целесообразность сохранения стратегической авиации как компонента ядерной триады становилась спорной.

Ответ был найден в США в виде создания малогабаритных и легких дозвуковых ракет, оснащенных экономичными турбореактивными двигателям. Пришли к этой идее почти случайно – задумавшись о возможности вооружить ядерными зарядами перспективные ложные цели. Прорыв ПВО новые ракеты должны были осуществлять скрытно, за счет полета на сверхмалых высотах и сниженной заметности самой ракеты. Главным достоинством были малые габариты, позволявшие каждому ракетоносцу атаковать множество целей. К прочим преимуществам относилась высокая точность новых ракет, которую должны были обеспечить новейшие достижения в области инерциальных навигационных систем и миниатюризация вычислительной техники.

Еще за несколько лет до того как в США началось активное финансирование создания будущей AGM-86 ALCM, в СССР конструкторское бюро «Радуга», проведя самостоятельные теоретические изыскания, предлагало начать работы над подобным оружием, но у одержимых высокими скоростями военных это не вызвало интереса. Мнение изменилось, только когда стали ясны планы заокеанских «коллег». На вооружение американская AGM-86B и советская Х-55 были приняты почти одновременно – в конце 1982 и 1983 годов соответственно. При этом в США под новые ракеты модернизировали имеющиеся B-52G и B-52H, первоначально максимально просто (барабанную пусковую установку во внутренний отсек получили только B-52H, и только с 1988 года), в то время как в СССР новыми ракетами оснащались новые ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160.

И американским и советским конструкторам удалось создать близкое по характеристикам оружие – и AGM-86B и Х-55 имели дальность полета около 2500 км, крейсерскую скорость около 800 км/ч и высокую точность: круговое вероятное отклонение от цели менее 100 м. Спутниковую навигацию не использовали, работали точнейшие инерциальные навигационные системы (ИНС) и коррекция радиовысотомером по цифровым картам местности. Учитывая оснащение ракет малогабаритными термоядерными боевыми частями (БЧ) с мощностью взрыва до 150 кТ (AGM-86B) или до 200 кТ (Х-55), можно было говорить об обеспечении гарантированного уничтожения даже самых укрепленных целей.

В рамках продолжающейся гонки ядерных вооружений дальнейшая работа сосредоточилась в первую очередь на увеличении дальности ракет, с тем чтобы вывести рубеж их пуска далеко за зону действия перехватчиков ПВО. В США была создана ракета AGM-129 ACM с дальностью, по различным оценкам, до 3400–3700 км. Еще одним отличием от предшественницы стало максимальное внедрение технологий снижения заметности. Однако новая ракета оказалась более дорогой и сложной в обслуживании, не была выпущена в достаточном количестве, чтобы заменить AGM-86B, и в 2012 году была снята с вооружения. Единственной КРБД США с ядерной боевой частью сейчас остается AGM-86B.

В России пошли по более простому и экономичному пути модернизации Х-55 путем оснащения ее накладными, конформными топливными баками. С ними дальность Х-55СМ достигла 3500 км. Если исходить из численных показателей, Х-55СМ остается и сегодня основным ядерным оружием воздушной части российской ядерной триады.

От носителей ядерных зарядов к носителям демократии

Уникальные качества нового оружия заставили присмотреться к нему не только в качестве средства доставки ядерного заряда, но и как к новому авиационному средству поражения для обычных конфликтов. В своем изначальном варианте КРБД уже обладали неплохой точностью, которая была значительно повышена за счет использования спутниковой навигации. В США во второй половине 1980-х годов началась программа переоборудования AGM-86B в неядерные AGM-86C CALCM c осколочно-фугасной БЧ вместо ядерной. Из-за более тяжелого заряда значительно упала дальность – примерно до 1200 км.

Первоначально программа велась в обстановке строгой секретности, для ВВС США новое оружие должно было стать деликатным инструментом для операций, подобных «Каньону Эльдорадо» . Боевым крещением для этих КРБД стала Война в Заливе 1991 года, когда семь B-52G совершили беспосадочный 35-часовой перелет из США до Ирака и обратно и выпустили по целям 35 ракет AGM-86C, на тот момент практически весь их запас (еще четыре ракеты не запустили из-за неполадок). По различным оценкам, цели успешно поразили 31 или 33 ракеты. Кстати, секретность привела к тому, что официально их применение было признано только через год, несмотря на то, что флотский «Томагавк» стал одной из медийных «звезд» той войны.

Успех в войне в Ираке привел к взрывному росту интереса к КРБД как важнейшему оружию в локальных конфликтах. На фоне сокращения ядерного оружия многие AGM-86B были переоборудованы в «тактические» варианты, последние пятьдесят – по стандарту AGM-86D, с проникающими боевыми частями и способностью поражать цели в пикировании с точностью до нескольких метров. Учитывая меньшую массу проникающей БЧ, чем фугасной, возможно, дальность этих ракет выше.

Логичным следующим этапом в развитии стало создание новых крылатых неядерных ракет. Принципиальное новшество заключалось в том, что в качестве носителей рассматривались в первую очередь многоцелевые истребители. Хотя при этом габаритно-весовые ограничения были более серьезны, чем у ракет, рассчитанных на стратегические бомбардировщики. Вкупе с большей массой неядерных боевых частей это приводило к тому, что дальность измерялась сотнями, а не тысячами километров, но все равно была далеко за пределами зоны действия ПВО. Тактическая авиация приобретала принципиально новые возможности, ранее доступные только стратегической.

Наиболее распространенные высокоточные крылатые ракеты тактической авиации сегодня – американские AGM-158 JASSM, выпущенные в большом количестве для ВВС США и закупленные Австралией, Финляндией и Польшей. Базовая версия AGM-158A имеет дальность около 370 км, модернизированная AGM-158B JASSM-ER при тех же внешних габаритах, но с более экономичным двигателем и, вероятно, уменьшенной боевой частью – около 1000 км. Благодаря оснащению богатым набором навигационного и прицельного оборудования, от ИНС и GPS до инфракрасной ГСН, ракета обладает высокой помехозащищенностью и потенциально высочайшей точностью, вплоть всего до двух метров отклонения от цели.

На основе JASSM-ER с минимальными изменениям (установлена дополнительная радиолокационная ГСН) создана и проходит испытания ПКР AGM-158C LRASM, сохраняющая дальность оригинала и возможность применения по наземным целям. Учитывая избыточную для дозвуковой ПКР дальность, можно предположить, что таким образом ВМС США, в свое время отказавшиеся от закупок JASSM, теперь хотят получить ее для палубной авиации. Ближайшим аналогом, состоящим сейчас на вооружении флота, является AGM-84H/K SLAM-ER с дальностью около 270 км.

В последние два десятилетия произошел настоящий бум в этой области. Находятся в серии и активно поставляются на экспорт немецко-шведская Taurus KEPD, франко-английская SCALP EG/Storm Shadow. В разработке норвежско-американская JSM, турецкая SOM и другие. Особняком стоит французская высокоскоростная (до 3М) ASMP, в последней модификации с дальностью до 500 км. В отличие от остальных, она оснащается исключительно термоядерной боевой частью и является оружием воздушного компонента французских СЯС. В США на смену ALCM и JASSM разрабатывается перспективная КРБД двойного назначения (с ядерной или обычной боевой частью) LRSO. До недавнего времени Россия, казалось, не была приглашена на это соревнование.

Копье для ВКС России

Однако советские военные и инженеры осознавали потенциал высокоточного оружия. Во второй половине 1980-х годов начались работы по созданию как неядерных версий имеющихся ракет, так и ракеты нового поколения, ответа на американскую AGM-129. К сожалению, по этим работам нанес тяжелый удар период хронического недофинансирования «оборонки» в 1990-е годы, и воплощение идеи задержалось, как минимум, на десятилетие.

С 2000 года приступила к летными испытаниям Х-555 – неядерная версия Х-55СМ с системой наведения, обеспечивающей повышенную (КВО – 20 м), по сравнению с оригиналом, точность за счет оснащения оптико-электронной и спутниковыми системами наведения. Может оснащаться фугасной, проникающей или кассетной БЧ. Дальность ракеты с конформными баками достигает 2000 км, то есть превосходит главный зарубежный аналог – AGM-86B в полтора-два раза. Х-555 в середине «нулевых» прошли государственные испытания и начали поступать на вооружение дальней авиации России. Аналогично Х-55СМ, они применяются с ракетоносцев Ту-95МС (шесть ракет на одной барабанной ПУ, внешние узлы подвески не используются) и Ту-160 (12 ракет на двух барабанных ПУ). Впервые в боевой обстановке, как и отечественная ракетоносная стратегическая авиация в целом, они были применены в ноябре 2015 года, когда Ту-95МС нанесли удары ими по целям боевиков в Сирии, причем ракеты по пути преодолели «своим ходом» территорию Ирана и Ирака – для них это не расстояние.

Создание и освоение Х-555 было относительно простым и быстрым способом получить неядерную КРБД. Параллельно с этим велась работа над ракетой качественно нового уровня. До показательного применения в тот же ноябрьский день Х-101 имела полумифический статус – не было даже уверенности в том, что она принята на вооружение, ввиду отсутствия свидетельств нахождения в частях «живых» изделий. Но то, что «длинная рука» ВКС России полностью готова к применению, было продемонстрировано на детальных видеорепортажах. А тот факт, что подобные удары повторялись неоднократно, показал, что, в отличие от США в 1991 году, Россия не отстреляла весь свой арсенал за один день.

Ракеты Х-101/102 (Х-102 – с ядерной БЧ) – наиболее технически продвинутые и дальнобойные современные КРБД. Высокая точность обеспечивается оптико-электронной системой наведения на конечном участке. Дальность, по различным оценкам, достигает 4500–5500 км (возможно, верхняя граница относится к Х-102) и, таким образом, приближается к межконтинентальной, даже без учета большого радиуса полета стратегического ракетоносца. Для повышения выживаемости массово внедрены средства снижения заметности, а зачастую избыточный запас топлива позволяет большую часть полета проводить на сверхмалых высотах . Носителями новых ракет служат прошедшие модернизацию Ту-95МСМ (до восьми ракет на внешних узлах подвески) и Ту-160 (до 12 ракет на двух барабанных ПУ).

Пусть и с некоторым отставанием от приоритетного перевооружения дальней авиации, ведется активная работа и над более легкими ракетами. Проходит испытания созданная на основе Х-101 ракета Х-50 – максимально унифицированная укороченная версия. За счет меньшей массы и габаритов ее можно будет применять с барабанной пусковой установки меньшего размера, размещаемой в отсеке вооружения модернизированного Ту-22М3М, а Ту-95МСМ сможет нести кроме восьми ракет на внешней подвеске еще шесть на «барабане». Кроме того, Х-50, вероятно, смогут применять такие самолеты тактической авиации, как Су-34. Дальность ее оценивается как минимум в 1500 км, что значительно превосходит возможности JASSM-ER. Ту-22М3М сможет также применять тяжелые КР Х-32, по своим характеристикам приближающиеся к гиперзвуковым (дальность до 1000 км, скорость более 4 М) и предназначенные в первую очередь для уничтожения кораблей. Однако их значительные масса и габариты ограничивают типовую нагрузку двумя такими ракетами (в перегруз – тремя).

Если с такими ракетами, как Х-101 и Х-50, Россия значительно отстала по времени, но также существенно превзошла по характеристикам зарубежные аналоги, то на следующем этапе развития авиационного вооружения она твердо вознамерилась вырваться вперед. К началу следующего десятилетия планируется принять на вооружение сначала оперативно-тактическую гиперзвуковую ракету с дальностью около 1500 км и скоростью до 6 М, а позднее и стратегические, еще более скоростные изделия.

В новом веке, после того как традиционным баллистическим ракетам все больше начинают угрожать средства ПРО, авиация готова вновь сыграть в «быстрее-выше-дальше», и каковы будут результаты этого раунда – покажет только время.

Авиационный рейд 1986 года группы бомбардировщиков F-111 из Великобритании на Триполи, в ответ на ряд терактов исламистских группировок, как считалось, поддерживаемых Ливией. Расход при этом значительно выше, и, как правило, на безопасных участках КР стараются лететь на высотах в несколько километров.

К-37 / Р-37 / РВВ-БД — AA-13 ARROW

Сравнение ракет К-37 (МАКС-1999, фото — Петр Бутовски) и РВВ-БД (МАКС-2011, фото — ГосМКБ «Вымпел»). Фото с сайта http://www.missiles.ru.
Ракеты К-37 под МиГ-31М борт №057 на одном из аэрошоу 1990-х (http://www.ausairpower.net).
Пусковое оборудование — на самолете МиГ-31М в ходе испытаний использовалась подфюзеляжная катапультная установка АКУ-610. В рекламных материалах по ракетам РВВ-БД упоминаюся катапультные пусковые установки АКУ-410-1 и АКУ-620.
МиГ-31М с ракетами К-37 под фюзеляжем и Р-73 под крылом (Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух» // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.).
Ракета К-37 / РВВ-БД:
Конструкция — ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крылом малого удлиннения, но с большой хордой. Стабилизаторы до пуска находятся в сложенном положении.
Ракета К-37 в транспортном и полетном положениях (рисунок И.В.Приходченко, 2004 г., Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух» // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.).
Система управления и наведение — на ракете в ГСН комплексно использовано активное и полуактивное радиолокационное наведение, а так же инерциальная система управления с радиокоррекцией. Инерциально-активно-полуактивная ГСН 9Б-1388 / МФБУ-610 разработки НИИ «Агат» серийно выпускалась Рязанским радиозаводом. Из-за широкого участия в разработке ГСН предприятий Украины, конструкция ГСН, системы наведения и, вероятно, других бортовых систем, потребовали кардинального изменения.
Диаметр ГСН — 380 мм
Масса ГСН — 40 кг
Дальность радиокоррекции (от носителя) — до 100 км
Дальность захвата цели с площадью ЭПР 5 кв.м активной РЛ ГСН — 40 км
ГСН 9Б-1388 ракеты К-37 (http://www.ausairpower.net).
ГСН 9Б-1388 ракеты К-37 (http://milparade.ru).
Ракета РВВ-БД / изделие 610М / изделие 620 оснащена инерциальной системой управления с радиокоррекцией на маршевом участке и усовершенствованной активной радиолокационной ГСН 9Б-1103М-350 / ОКР «Шайба» разработки НИИ «Агат». Целеуказание перед пуском производится в секторе 120 град в передней полусфере самолета-носителя. В ГСН установлен новый миниатюрный цифровой сигнальный процессор с большим объёмом памяти и повышенным быстродействием. Вместо обычных механических гироскопов в РГС использованы волоконно-оптические гироскопы и механические гироскопы с форсированным выходом на рабочий режим, благодаря чему уменьшено время подготовки ракеты к пуску. Усовершенствованная РГС обладает высокой степенью унификации и может применяться в любых ракетах – как зенитных, так и в ракетах класса «воздух-воздух» в пределах калибра 200-400 мм (источник).
Длина антенного модуля ГСН — 330 мм
Диаметр ГСН — 350 мм
Масса ГСН — 13 кг
Быстродействие цифровой вычислительной системы — не менее 50 млн операций/ сек
Дальность захвата цели с ЭПР 5 кв.м — не менее 40 км
Время готовности после предварительного включения в течение 2-х минут — I с
С авиасалона МАКС-2011, август 2011 г. (фото — Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).
Исправность бортовой аппаратуры ракеты ежегодно проверяется комплексом подготовки средств поражения «Ока» / «Ока-Э», или на аппаратуре контроля «Ока-620».
Двигательная установка — двухрежимный стартово-маршевый РДТТ

Сопло РДТТ ракеты К-37 под МиГ-31М борт №057 на одном из аэрошоу 1990-х (http://www.ausairpower.net).
ТТХ ракет (данные по К-37 — оценочные):

К-37 РВВ-БД
Длина 4200 мм 4060 мм
Диаметр корпуса 380 мм 380 мм
Размах крыла 700 мм 720 мм
Размах стабилизаторов 1000 мм 1020 мм
Масса ок.600 кг до 510 кг
Масса БЧ 60 кг 60 кг
Дальность действия — 200 км (экспортный вариант ракеты)
— 300 км (вариант для ВВС России)
— 304 км (рекордная, 1994 г.)
— до 200 км (экспортный вариант)
— около 300 км (вариант для ВВС России)
Скорость полета около 6 М около 6 М
Высота поражаемых целей 15-25000 м
Перегрузка поражаемых целей до 8G
Назначенный срок службы 8 лет
Назначенный ресурс при неограниченном количестве взлетов-посадок с ВПП с бетонным покрытием / 20 взлетов-посадок с ВПП с грунтовым или металлическим покрытием 50 летных часов
Время непрерывной работы аппаратуры при подвеске под самолетом-носителем 3 часа

Боевое оснащение: осколочно-фугасная боевая часть оснащена неконтактным активным радиолокационным и дублирующим контактным взрывателями.
Модификации:
— К-37 / «изделие 610» — базовый вариант ракеты, прохоил испытания на МиГ-31М.
— К-37 / «изделие 610» / 9А1388 — прототип базового варианта ракеты для отработки ГСН 9Б1388. Возможно, вариант ракеты с использованием только российских комплектующих.
— К-37М / РВВ-БД / «изделие 610М» — «ракета воздух-воздух — большой дальности» — наименование ракеты К-37 выполненной только из российских комплектующих, без использования кооперации, сложившейся в СССР. Под этим наименованием ракета выставлялась на выставках военной техники в конце 2000-х годов. Основное предназначение ракеты — вооружение самолетов МиГ-31БМ. У ракеты не складывается нижняя пара аэродинамических рулей.
— «К-37МЭ» / РВВ-БД / «изделие 620» — модернизированный вариант ракеты, упоминается в 1990-е годы. В качестве экспортного варианта впервые показана на авиасалоне МАКС-2011.
— в состав комплекса с ракетами РВВ-БД входят следующие типы учебных и тренировочных ракет:
— РВВ-БД-УД — учебно-действующая ракета для наземного обучения технического состава правилам подготовки ракет к применению, хранению, транспортировке и эксплуатации;
— РВВ-БД-УЛ — учебно-летная ракета для обучения летного состава операциям по боевому применению ракет без фактических пусков;
— РВВ-БД-УР — учебно-разрезная ракета для изучения летным и техническим составом устройства ракет;
— РВВ-БД-ГМ — габаритно-массовый макет ракеты для оценки ТТХ самолета-носителя с ракетами на подвеске.
Ракета РВВ-БД на авиасалоне МАКС-2011, август 2011 г. (фото — Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).
Носители:
— МиГ-31М — при создании, а так же во время испытаний в конце 1980-х-1990-е г.г. Под фюзеляжем на частично конформной подвеске с АКУ-410 — 6 ракет.
Ракеты К-37 под МиГ-31М борт №057 на одном из аэрошоу 1990-х (http://www.ausairpower.net).
— Т-50 / ПАК ФА — габариты ракеты не обеспечивают её размещения во внутренних отсеках Т-50 / ПАК ФА (ист. — http://www.missiles.ru).
— МиГ-31Б / МиГ-31БС / МиГ-31БМ — в перспективе (2012-2015 г.г.) возможно размещение вместо ракет Р-33 ракет К-37М / РВВ-БД.