Русско башкирские войны

Какими качествами обладали воины -башкиры

Как вы понимаете строки Помолись, дружок, за бессонный дом, За окно с огнём… Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведения Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо». Как вы понимаете строки И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе. Кого высмеивает А. Аверченко в лице своего героя?» ( мини — сочинение) Напишите отзыв на рассказ “Белый квадрат” З. Прилепина. Какие чувства он у вас вызвал?​ Как понять строки я тоже была,прохожий! прохожий,остановись!.. Ответьте на вопросы по произведению Екимова «просто соседи» Вопросы: 1.Почему тетя Нюра заставила рассказчика переделывать крышу? 2.Какой урок извлек из ситуации рассказчик? 3.Почему рассказчику не понравились новые соседи? 4.Как соседка помогала тете Нюре выжить после ареста мужа? 5.Почему автор часто употребляет фразу » не были нам родственниками, всего лишь соседи»… В чем смысл фразы? Образ Родины в поэме За далью — даль Контрольная работа по зарубежной Литературе8 класс​

Участие башкир в отечественной войне 1812 года кратко

СРООЧНО!!!!!!! надо написать конспект 1. Какие знания, технические изобретения сделали возможным совершить великие географические открытия? 2. Каковы причины ВГО? Чем манили новые неведомые земли? 3. Выписать имена главных путешественников, их маршруты, даты экспедиций и открытия. 4. В чем значение ВГО? (развёрнуто, по пунктам) 5. Словарь темы – раскрыть понятия: каравелла, мушкет, колония и др. В какой науке совершил открытия арабский ученый?пожалуйста​ Заговор рабов возник в Выясни, является ли зависимость между величинами прямо или обратно пропорциональной.​ 3. Укажите, что устанавливал земельный закон Тиберия Гракха: 1) выделить участки земли без права их продажи бедным гражданам 2) разделить всю землю по ровну между всеми гражданами 3) передать всю землю в собственность государства 4) запретить богатым землевладельцам силой отбирать землю у бедняков Какие события произошедшие между 60 и 45 годоми до н. э. привели Гая Юлия Цезаря к единовластию в Рима? . Главный бог римской мифологии – это: а) Зевс б) Нептун в) Юпитер . В честь военных побед в Риме возводились: а) акведуки; б) термы; в) колонны; г) триумфальные арки Укажите, как звали римлянина, который требовал принятия земельного закона . В честь военных побед в Риме возводились: а) акведуки; б) термы; в) колонны; г) триумфальные арки

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАШКИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА!История войска Истоки войска относят к XVI веку, когда башкиры вошли в состав Русского государства, сохранив за собой право иметь вооружённые формирования. Достоверно известно об участии башкирских конных полков в сражениях на стороне России со времён Ливонской войны. По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России. В административном отношении были созданы кантоны, тем самым была окончательна введена Кантонная система управления в Башкортостане. Зауральские башкиры оказались в составе 2-го (Екатеринбургский и Шадринский уезды), 3-го (Троицкий уезд) и 4-го (Челябинский уезд) кантонов. 2-й кантон находился в Пермской, 3-й и 4-й — в Оренбургской губерниях. В 1802—1803 гг. башкиры Шадринского уезда были выделены в самостоятельный 3-й кантон. В связи с этим изменились и порядковые номера кантонов. Бывший 3-й кантон (Троицкий уезд) стал 4-м, а бывший 4-й (Челябинский уезд) — 5-м. Территориально делилось на 16 кантонов, в том числе 11 башкирских и 5 мещерякских. Количество и нумерация кантонов за время существования несколько раз менялась (к 50-м годам XIX века было уже 28 башкирских кантонов). На службу призывались в возрасте от 20 до 50 лет, от 4-5 дворов поочередно выставлялся один человек. Войско участвовало в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813—1814 гг. (28 башкирских полков), русско-турецкой войне 1828—1829 гг. (2 полка), Хивинском походе 1839—1840 гг., Кокандских походах 1852 и 1853 годов, Крымской войне 1853—1856 гг. (2 полка). За смелость при защите Балтийского побережья от англо-французских десантов личному составу 1‑го и 3‑го Башкирских полков войска была объявлена благодарность а многим воинам вручены медали «В память войны 1853—1856 гг.» Крупные изменения системы кантонного управления были предприняты в 30-х годах XIX века. До 1834 года Войско не имело ни войскового атамана, ни специальной канцелярии; а кантонное начальство подчинялось генерал-губернатору Оренбургского края. В августе 1834 году был определён первый командующий Башкиро-мещерякским войском — полковник Т. С. Циолковский. Из башкирского и мишарского населения края было образовано Башкиро-мещерякское войско, включавшее 17 кантонов. Последние были объединены в попечительства. Башкиры и мишари 2-го (Екатеринбургский и Красноуфимской уезды) и 3-го (Шадринский уезд) кантонов входили в первое, 4-го (Троицкий уезд) и 5-го (Челябинский уезд) — во второе попечительства с центрами соответственно в Красноуфимске и Челябинске. Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску» от 22 февраля 1855 года тептярские полки, состоящие из тептярей и бобылей, были включены в кантонную систему Башкиро-мещерякского войска. Позднее название было изменено на Башкирское войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском. 31 октября 1855 года». На 1860 год, войско охватывало территорию: Башкирское войско расположено во всех уездах Оренбургской губернии м в уездах: Красноуфимском, Екатеринбургском, Шадригнском и Осинском Пермской губернии; Елабугском и Сарапульском Вятской губернии; Бугульминском, Бузулукском и Бугурусланском Самарской губернии. — Вестник Императорского Русского Географического общества. XXIX ч. 1860. С-П. Войско упразднено по высочайше утверждённому мнению Государственного совета «О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство» от 2 июля 1865 года. Согласно «Положению о башкирах» от 14 мая 1863 года башкиры, мишари, тептяри и бобыли были переведены в гражданское ведомство. Комплектование войска Правление Башкиро-мещерякского войска комплектовалось из армейских штаб‑офицеров, кантонное (в пунктах пост. дислокации) и походное (линейное и экспедиционное) руководство — из башкир, мишарей и тептярей. А должностные лица Башкиро-мещерякского войска комплектовались из представителей башкирских и мишарских феодалов. Они назначались кантонными начальниками и утверждались генерал-губернатором. Чины войска подразделялись на действительные, классные и зауряд-чины. Армейские (подпрапорщик, прапорщик, поручик, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор), казачьи (урядник, хорунжий, сотник, есаул, войсковой старшина), действительные и классные чины (от 14 до 12 класса) присваивались царем и военным министром за воинские или особые заслуги. К зауряд-чинам относились: зауряд-хорунжий, зауряд-сотник, зауряд-есаул, которые присваивались генерал-губернатором. Башкиро-мещерякское войско подчинялось генерал-губернатору Оренбургского края. В случае участия Башкирского войска в походах российской армии оно комплектовало пятисотенные полки, в которых по штатному расписанию предусматривался войсковой имам (полковой мулла). В командный состав башкирского казачьего полка входили 30 человек: командир полка, старшина, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжий, квартирмейстер, мулла, 1-2 писаря и 10 пятидесятников. Для подготовки специалистов в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе предусматривалось 30 мест для детей офицеров войска. Служба Знамя 9-го Башкирского кантона в 1805 году Перед Отечественной войной 1812 года Оренбургская пограничная укрепленная линия проходила от реки Тобол до Каспийского моря и была разделена на пять дистанций: от Звериноголовской крепости до Верхнеуральска, от Верхнеуральска до Орской крепости, от Орской крепости до Оренбурга, От Оренбурга до Уральска, от Уральска до Гурьева городка. Связь между крепостями поддерживали небольшие промежуточные укрепления — редуты, перед пограничной укрепленной линией на расстоянии 2-7 верст друг от друга стояли укрепления для сторожевых отрядов- форпосты. Каждая крепость имела несколько застав. Между форпостами непрерывной линией тянулись заграждения из березовых или таловых прутьев. Такая пограничная пограничная служба башкир продолжалась почти триста лет, до 1840—1850 гг., когда с присоединением Казахстана к России границы империи отодвинулись далеко на юго-восток от Башкортостана. В 1798—1849 годах башкиры ежегодно выставляли на Оренбургскую пограничную линию 5,5 тысяч человек. Охрану Оренбургской линии башкирское войско несло за свой счет. Снабжение оружием, одеждой, лошадьми и съестными припасами воинов производилось в порядке «подмоги», которая оказывалась всеми башкирами. Общественная помощь оказывалась также хозяйствам командированных на службу. Военная форма Урядник и штаб-офицер башкирских кантонов. 1838—1845 гг. Какой-либо уставной формы одежды в Башкирских полках до 1829 года не было. Воины носили национальные боевые костюмы, на некоторых всадниках были кольчуги. Оружием служили пики, сабли азиатского типа, фитильные ружья с сошками. У пояса воин носил колчан со стрелами и налучье с луком. На вооружении в войске состояли пистолеты, сабли, луки, стрелы и 2-метровые пики. Обмундирование служащих Башкирского войска включало шапки, синие суконные мундиры или куртки, светло-синие кушаки, синие шаровары с алыми лампасами и чёрные сапоги, а с 1844 года фуражки с синей тульей и красным околышем с кокардой, чекмени, ремни и чёрные сапоги. С 1846 года ношение формы стало обязательным только в случае командирования служащих к западным и южным границам империи. В армейских казачьих войсках в результате реформ 1855 года казачьи генералы, штаб- и обер-офицеры Башкирского войска носили следующую форму: полукафтан белый с синим бешметом остается, но на воротнике бешмета и по краю рукавов полукафтана, для означения чинов, нашит серебряный галун: у генералов широкий, у шт.-офицеров узкий, у об.-офицеров галунная нашивка остается какою была. Вместо эполет красные суконные погоны с галунами, по чинам. Эполеты и чекмень отменены. Кантоны и численность войска В 1798—1803 гг. было 11 башкирских кантонов башкир и 5 мещерякских кантонов. Башкирские кантоны территориально были расположены в следующих районах: 1-й в Пермском и Осинском уездах; 2-й — в Екатеринбургском и Шадринском уездах Пермской губернии; 3-й — в Троицком уезде, 4-й — в Челябинском, 5-й — в Бирском, 6-й — в Верхнеуральском, 7-й — в Уфимском, 8-й — в Стерлитамакском, 9-й — в Оренбургском, 10-й — в Бугульминском и 11-й — в Мензелинском уезде Оренбургской губернии. В 1803 г. был образован еще один башкирский кантон путем выделения в самостоятельную административную единицу башкир Шадринского уезда и их стало 12 (1-й — в Осинском и Пермском уездах, 2-й — в Екатеринбургском и Красноуфимском и 3-й — в Шадринском уездах Пермской губернии). Башкир. Большая французская литография, выполненная Jazet (1788—1871) по рисунку Horace Vernet. Около 1840 года. В 1832 году 4-й кантон, расположенный в Троицком уезде, был подразделен на 2: 4-й Загорный и 4-й Западный. В Челябинском уезде находился 5-й; в Верхнеуральском — 6-й; в Уфимском — 7-й; в Стерлитамакском — 8-й; в Оренбургском — 9-й; в Бирском — 10-й; в Мензелинском, Елабужском, Сарапульском — 11-й; в Бугульминском и Белебеевском уездах — 12-й. В 1847 году 4-й Западный кантон в Троицком уезде переименован в 5-й кантон. Существующий до этого 5-й кантон соответственно получил порядковый номер 6, а 6-й становится 7-м, 7-й — 8-м и т. д. Таким образом, в 1832—1847 гг. в Башкиро-мещерякском войске были два кантона под одним и тем же номером; с 1847 по 1855 год башкиры имели 13, а мишари — 4 (в 1847 г. 5-й мишарский кантон, расположенный в Бугульминском уезде, был ликвидирован путем перечисления его жителей к соседним башкирским кантонам). В период с 1855 по 1863 год с присоединением к Башкирскому войску тептярей и бобылей количество кантонов доходило до 28. В 1863—1865 гг. все 28 кантонов были сведены в 11 кантонов по уездному принципу. Поэтому кантоны имели и номера и уездное название: 1-й кантон назывался Оренбургским, 2-й — Верхнеуральским, 3-й — Троицким, 4-й — Челябинским, 5-й — Красноуфимским, 6-й — Бирским, 7-й — Мензелинским, 8-й — Бугурусланским, 9-й — Белебеевским, 10-й — Уфимским и 11-й — Стерлитамакским. В 1856 году Башкирское войско было разделено на 28 кантонов. В 1863—1865 гг. все 28 кантонов вновь были сведены в 11 кантонов по уездному принципу. В 1850 году население Башкиро-мещерякского войска составило 546 тысяч башкир и мишарей, при этом башкиры составляли 83 % от их общего числа. В 1855 году в состав Башкиро-мещерякского войска были включены 266 тысяч тептярей и бобылей. В 1858 году население войска составило 834 тысяч человек. Численность населения в Башкиро-мещерякском войске по девятой ревизии: Губернии и земли Уезды и округа № кантона Число жителей муж. пола женск. пола обоего пола Башкирские кантоны: Пермская Осинский и Красноуфимский 1 9 507 8 516 18 023 Красноуфимский и Екатеринбургский 2 6 884 6 443 13 327 Шадринский 3 9 695 8 581 18 276 Оренбургская Троицкий и Верхнеуральский 4 5 748 5 748 11 512 Троицкий 5 6 224 5 955 12 179 Челябинский 6 19 837 17 453 37 290 Верхнеуральский и Оренбургский 7 30 298 28 415 58 713 Стерлитамакский и Верхнеуральский 8 24 248 23 542 47 790 Уфимский 9 12 763 12 143 24 906 Оренбургская и Самарская Оренбургский, Стерлитамакский, Бугурусланский и Бузулукский 10 45 997 44 218 90 213 Оренбургская и Вятская Бирский и Сарапульский 11 30 452 29 485 59 937 Бирский и Сарапульский 12 27 350 27 053 54 403 Оренбургская и часть Самарской Белебеевский и Бугульминский 13 30 957 30 681 61 638 Итого: 259 976 248 233 508 209 Мещерякские кантоны: Оренбургская и Самарская Стерлитамакский, Белебеевский и Бугурусланский 1 5 150 5 266 10 416 Оренбургская Уфимский и Бирский 2 16 969 16 612 33 590 Бирский 3 13 060 12 591 25 651 Уфимский, Белебеевский и Мензелинский 4 8 648 8 495 17 143 Итого: 43 827 42 973 86 800 Всего в башкирских и мещерякских кантонах 303 803 291 206 595 009 Командующие войском полковник, с 1838 года генерал-майор С. Т. Циолковский (1834—1840); полковник, с 1851 года генерал-майор Н. В. Балкашин (1840—1845, 1851—1853, 1854—1858); полковник, с 1846 года генерал-майор Г. В. Жуковский (1846—1848); полковник Н. П. Беклемишев (с 1849 года); генерал-майор А. И. Середа (с 1850 года); полковник граф И. А. Толстой (1851—1852); подполковник А. А. Толмачёв (1853—1854); полковник Х. Х. Рейтерн (1856—1858); полковник А. М. Синбирин (1859—1860); генерал-майор Н. К. Тетеревников (с 1860 года); полковник А. П. Богуславский (1862—1864). Примечания Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова. — Ч.(Т.) 18.— Илл. 2473. Рядовой Тептярских полков, 1819-1825. Ислам и военная служба в России. Статья в Башкортостан: краткая энциклопедия Перейти к: 1 2 3 Башкирское войско Ислам и военная служба в России Западные башкиры Перейти к: 1 2 Петр Кеппен. «Девятая ревизия: исследование о числе жителей в России в 1851 году» Кто вы, западные башкиры, или о чем говорят исторические документы? Перейти к: 1 2 Возможно ошибка в наборе текста Литература Башкортостан: краткая энциклопедия. — Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.— 672 с. — С.150. Асфандияров А. З. Введение кантонной системы управления в Башкирии // Из истории Башкирии. Уфа, 1968. Асфандияров А. З. Кантонное управление в Башкирии. Уфа, Китап. 2005. Калинин С. Е. «Тептярские казачьи полки», Москва, 2008 Татарский энциклопедический словарь. — Казань, 1999. Жидков С. История Башкиро-мещерякского войска. ИА «Башинформ» Катоны Башкиро-Мещерякского войска (с уменьшенной картой) С. Асфатуллин «Братство по оружию» Густерин П. В. Башкирское войско Российской империи Евграф Савельев. «Племенной и общественный состав казачества». «XX. Башкиро-Мещерякское Дунайское и Азовское казачьи Войска» — Донские областные ведомости № 175/13.08.1913 г. стр. 2-4. Калинин Е. С. «Башкиро-мещерякское войско в 1812—1814» Башкирское войско//Военная энциклопедия: Ссылки Рахимов Р. Н., Таймасов Р. С. Башкирское войско.// Статья в Башкирской энциклопедии Конный башкир История Башкирского войска, 1 серия на YouTube История Башкирского войска, 2 серия на YouTube История Башкирского войска, 3 серия на YouTube История Башкирского войска, 4 серия на YouTube История Башкирского войска, 5 серия на YouTube История Башкирского войска, 6 серия на YouTube История Башкирского войска, 7 серия на YouTube История Башкирского войска, 8 серия на YouTube История Башкирского войска, 9 серия на YouTube История Башкирского войска, 10 серия на YouTube История Башкирского войска, 11 серия на YouTube История Башкирского войска, 12 серия на YouTube История Башкирского войска, 13 серия на YouTube История Башкирского войска, 14 серия на YouTube История Башкирского войска, 15 серия на YouTube Logo YouTube por Hernando.svg Северные Амуры Просмотр этого шаблона Казачество

Башкиры: жизнь в движении. Часть 2: свыкнуться с Россией и сражаться за неё

…Часть 1: прийти к России

…Принятие башкир в подданство гарантировало защиту границ Российского государства и возможность создать плацдарм для освоения Сибири, так как единственная дорога, которая связывала Сибирь с европейской частью страны в XVI-начале XVII вв., проходила через Уфу, от безопасности которой зависело снабжением продовольствием сибирских крепостей.

Очень скоро выяснилось, что вместе с землями и выгодами Россия пополнилась крайне беспокойным и удалым народом – который отметился и сразу несколькими масштабными вооружёнными восстаниями в XVII-XVIII вв., и воинскими подвигами во славу общего Отечества.

Жить по-русски: города и хозяйство

Вхождение башкир в состав Российского государства, освоение Сибири поставили правительство перед необходимостью организации административного управления новыми землями и подданными.

Большая часть башкирской территории составила Уфимский уезд, остальные земли вошли в состав Верхотурского уезда, Тобольского наместничества. Для охраны дороги в Сибирь и организации защиты территории от неприятеля во второй половине XVI в. на р. Белой была заложена русская крепость Уфа (1586). Башкиры также были заинтересованы в строительстве крепости как более близкого места для сбора ясака. Необходимо отметить, что по сравнению с Самарой и Саратовом построенная одновременно с ними Уфа была самой маленькой крепостью в Поволжье, так как власти не предполагали иметь там значительные воинские силы .

Формирование уфимской администрации началось только в 1590 г., когда в Башкирию был направлен первый уфимский воевода Михаил Нагой. Уфимские власти должны были прежде всего докладывать о положении дел в регионе и склонять ещё не принявших российское подданство башкир, ногаев и сибирских султанов добровольно присягнуть русскому царю. В случае необходимости уфимские воеводы могли совместно с башкирами организовывать походы против враждебных кочевников.

Уфимский уезд, будучи одним из самых крупных в Российском государстве, имел при этом незначительное количество войск: в 1636 г. гарнизон Уфы составлял около 400 человек. По сравнению со служилым населением численность уфимских посадских людей была незначительна. По данным первой переписи Уфимского уезда (1630 г.), в Уфе насчитывалось 36 дворян и 20 служилых новокрещён и иноземцев, 17 посадских дворов в которых обитало 74 человека.

Поскольку до 1730-х гг. Уфимский уезд был законодательно закрыт для самовольного переселения из центральной России, численность населения росла сравнительно невысокими темпами. Кроме того, вотчинное право, запрещавшее любые формы приобретения башкирских земель, препятствовало широкой колонизации Уфимского уезда. Русское население уезда в начале XVIII в. составляло чуть более 10 тыс. человек мужского пола .

Несмотря на то, что законодательно запрещалось приобретать вотчинные земли, башкиры-вотчинники могли позволить селиться на волостной земле. Правительство, в свою очередь, не запрещало переселенцам самим договариваться с вотчинниками о поселении на их землях, о «припуске», что давало право на пользование землёй и угодьями за определённую плату . Подавляющее большинство припущенников составляли нерусские переселенцы – татары, чуваши, марийцы, удмурты, которые переселялись с территории бывшего Казанского ханства, стремясь избежать как насильственной христианизации, так и налогового гнёта. Кроме того, башкиры, невысоко ценившие пашенные угодья, требовали сравнительно небольшую плату за пользование землёй. Переселенцев, заводивших хозяйство на башкирских землях явочным порядком, т.е. без разрешительного указа и составления договора с вотчинниками, называли бобылями. А тептяри оформляли права на пользование землёй с помощью «поступных» записей. Позднее эти социальные группы сформулировали свою этническую общность (тептяри и бобыли). В итоге, к началу XVIII в. общее количество припущенников составляло 30 тыс. человек.

Таким образом, на протяжении первой половины XVII в. русское правительство и Уфимская администрация соблюдали условия добровольного подданства башкир. Переселение нерусского населения и формирование значительной социальной группы припущенников не нарушали вотчинных прав башкир. Более того, различный хозяйственный уклад способствовал мирному сосуществованию башкирского и пришлого населения.

Первые обиды и первые восстания

Изменение внешнеполитического курса российского правительства, готовность калмыков (представлявших в первой половине XVII в. главную угрозу с юга и юго-востока) принять русское подданство, отразилось на политике Москвы в отношении башкир. Уже во второй трети XVII в. был увеличен ясак, который платили башкиры за владение рыбными ловлями, бобровыми и бортными угодьями, в ноябре 1632 г. правительство назначило сбор чрезвычайного налога – пятинной деньги, а в январе 1634 г. был назначен новый сбор.

Недовольство башкир вызвало несогласованное решение правительства о строительстве новых крепостей. Так, к началу XVIII в. на западе и севере Башкирии появились 11 крепостей, на востоке и в центре – 20. В их числе Мензелинский острог (Мензелинск), Архангельское (затем – Бирск), Исетский, Катайский и др. Заселение крепостей служилыми людьми приводило к отторжению вотчинных земель у башкир, что являлось нарушением договорных обязательств. Кроме того, вотчинные земли передавались монастырям, которые возникают в Башкирии в конце XVI – начале XVII вв.

Наконец, главным поводом для недовольства башкир стало изменение политики властей в отношении калмыков. Последние заявили о готовности принять русское подданство и пообещали Алексею Михайловичу начать военные действия против крымского хана. В ответ они потребовали прекратить нападения башкир на калмыцкие улусы, казнить башкир – организаторов набегов и возвратить калмыков, которые находились в плену у башкир.

Указанные факторы стали основными причинами выступления башкир в 1662-1664 гг.

Несмотря на то, что башкиры и до этого неоднократно принимали участие в протестных волнениях , восстание 1662-1664 гг. имело более значительные масштабы и число участников. Начавшись в середине июля 1662 г., восстание быстро охватило огромную территорию от Западной Сибири до Среднего Поволжья. Сразу определилось два центра восстания – в Зауралье и на юге, ­– каждый из которых действовал по-своему.

Южные и юго-западные башкиры откочевали за пределы досягаемости российских властей, что вынудило правительство использовать дипломатические, а не военные методы разрешения конфликта. Башкиры северной части вели к этому времени в основном оседлый образ жизни, поэтому противостояние приняло здесь наиболее ожесточённый характер. Самым значительным успехом повстанцев стало взятие Кунгура. Причём в событиях в Кунгурском уезде наряду с башкирами принимали участие кунгурские татары и «литовские люди», которые обслуживали артиллерию.

Восстание с переменным успехом продолжалось до 1664 г. При этом выявилась неспособность правительственных войск полностью разгромить подвижные отряды повстанцев, которые использовали тактику стремительных набегов, легко уходя от преследования российских войск. Именно в этом восстании проявилась эффективность использования отрядов яицких казаков и калмыков в борьбе с повстанцами, однако в виду их малочисленности и ненадёжности правительство не могло на них полагаться.

В течение 1663-1664 гг. повстанцы обращались к царю Алексею Михайловичу о прощении, и в конце февраля 1664 г. башкирские представители с царской жалованной грамотой вернулись домой. От башкир потребовали выполнения следующих обязательных условий: принесение присяги на верность царю, возвращение на прежние места обитания в Уфимский уезд, предоставление аманатов (заложников) и возвращение захваченных в ходе восстания пленных.

Правительство в свою очередь заверило башкир в незыблемости основных положений их добровольного подданства. В жалованной грамоте содержались гарантии неприкосновенности вотчинных владений башкир, их право обращаться с жалобами непосредственно к царю, а также был расширен круг лиц, которым запрещалось приобретать башкирские земли.

Несмотря на то, что власти не предприняли административных мер в Уфимском уезде, заметные изменения коснулись структуры и численности вооружённых сил на башкирской территории: численность служилого населения возросла более чем в 4 раза, при этом необходимое для борьбы с кочевниками конное войско было увеличено в 5 раз. Был перестроен Уфимский кремль, в уезде построили две крепости (Бирск и Соловарный городок), в каждой из которых размещалось по 200 стрельцов.

Главным следствием стало изменение характера взаимоотношений власти и башкир. После восстания между российской властью и башкирами установилась атмосфера взаимного недоверия, которая стала почвой для нового крупного выступления 1682-1684 гг.

Поводом для второго восстания стало известие о предстоящем насильственном крещении башкир. 27 ноября 1681 г. была создана Уфимская епархия. Хотя создание епархии не означало насильственной христианизации башкир, эта мера вызвала мощное выступление. Башкир активно поддерживало мусульманское духовенство, которое, как правило, было из Казанского уезда.

Встревоженные размахом восстания, воеводы Уфы и Казани обратились за помощью в Москву. Однако главную роль в подавлении восстания сыграли уфимские служилые люди и яицкие казаки, которые нанесли два крупных поражения повстанцам: в июне 1682 г. в районе р. Ик и под Мензелинском.

Тем не менее, окончательного прекращения восстания удалось добиться только после переговоров. Правительство обратилось к башкирам с грамотой, в которой объявлялось, что указа о насильственной христианизации никогда не было, а также подтвердило основные положения жалованной грамоты 1664 г. В этой связи попытки отдельных повстанческих отрядов продолжить выступления были либо подавлены, либо не нашли поддержки среди широких слоёв населения.

Как Петра I принуждали к компромиссу

В начале XVIII в. на политику российских властей по отношению к башкирам вновь повлияли внешнеполитические факторы. Активная европейская политика Петра I, вызвавшая огромный дефицит денежных средств, заставила власти пересмотреть систему налоговых льгот территорий Поволжья и Приуралья.

С 1701 г. ясак и налоги в Уфимском уезде собирали сборщики из Казани. В 1704 г. было объявлено о введении 72 налогов в башкирских землях. Пётр I также лишил башкир права непосредственного обращения к царю с просьбами и жалобами. Наконец, в 1719 г. была введена «горная свобода», позволявшая «всякому желающему производить розыски и обработку металлов и минералов повсеместно, как на собственных, так и на чужих землях».

Таким образом, в начале XVIII в. правительство пошло на пересмотр основных положений добровольного подданства башкир, что не могло не вызвать народного недовольства.

Новое восстание вспыхнуло в 1704 г. и продлилось до 1711 г. Первоначально башкиры противились новым налогам, однако, дополнительный импульс восстанию придала жестокая карательная политика казанского комиссара А. Сергеева, который «и бил, и мучил, и в крепкие места запирал, и стращал вешать и рубить…». В итоге весной 1705 г. башкиры образовали несколько повстанческих групп, которые начали активные действия в Уфимском уезде.

По оценкам историков, общая численность восставших в 1705-1711 гг. составила 35 тыс. человек, что в 3-4 раза превышало количество правительственных войск. К концу 1705 г. казанские власти фактически утратили контроль практически над всей территорией Уфимского уезда.

В предыдущих восстаниях башкиры отстаивали свои права и привилегии, а потому редко привлекали в свои ряды представителей других народов. Однако реформы Петра I демонстрировали нежелание властей в дальнейшем придерживаться прежних соглашений с башкирами. В этих условиях башкиры нуждались в союзниках, что и заставило их пересмотреть свои требования.

Успехи повстанцев, которые в 1707 г. вторглись в Казанский уезд и начали жечь предместья Казани, вынудили царское правительство пойти на уступки. В результате по требованию башкир был заменён уфимский воевода, было официально объявлено об отмене всех новых налогов и прощении всех участников восстания, принёсших повинную. В итоге, к лету 1708 г. лидеры восставших приняли решение прекратить борьбу, хотя сопротивление отдельных отрядов продолжалось до 1711 г.

Однако властям удалось предотвратить общее восстание нерусских народов Урала и Поволжья, что в условиях решающего периода Северной войны было жизненной необходимостью. В этих условиях башкиры продолжали скрытую фронду, принимая беглых из Казанского уезда и отказываясь платить налоги.

Трудности интеграции

Относительно слабая царская власть в Башкирии и активная внешняя политика, которая требовала обеспечения социального мира внутри страны, не позволяла интегрировать башкир и башкирские земли в систему российского законодательства и административного управления. К началу 1730-х гг. такое положение дел явно противоречило планам и практической политике центральной власти.

В этих условиях в правительстве были разработаны два проекта решения башкирского и казахского вопросов. По первому проекту, автором которого был казанский губернатор Артемий Волынский, правительство должно добиваться сокращения численности мусульманских народов любыми средствами, провоцируя конфликты между башкирами и их соседями.

Согласно другому проекту обер-секретаря Сената Ивана Кирилова, необходимо было установить российское влияние в Азии и Индии. Для этого следовало организовать особую экспедицию, в которой башкирам отводилась роль дипломатических посредников во взаимоотношениях с казахами. Кроме того, на башкир должна была быть возложена обязанность по охране границы и торговых путей. Наконец, Кирилов считал, что необходимо сохранить своеобразие административного управления Уфимской провинцией и привилегии башкир.

Начало в 1735 г. башкирского восстания заставили И. Кириллова пересмотреть своё отношение к политике в Башкирии. Намерение И. Кирилова построить крепость на р. Орь вызвало недовольство башкир и стало поводом к очередному восстанию.

Несмотря на широкий размах восстания, Кирилов категорически отказался от практики переговоров, уступок и помилования. Если в ходе предыдущих восстаний башкиры признавались воюющей стороной, с которой велись переговоры, подписывались соглашения, то все участники восстания 1735-1740 гг. были объявлены государственными преступниками. Кирилов настойчиво добивался наказания всех участников восстания, считая, что на башкир должны быть распространены законы о государственных преступлениях.

В итоге в ходе подавления восстания людские потери башкирского населения составили почти 14 %. Всего погибло, казнено, умерло от голода и отдано в крепостные более 60 тыс. человек.

Однако наряду с карательными мерами Кирилов 11 февраля 1736 г. разработал комплекс указов, которые кардинальным образом изменили систему управления башкирами.

Согласно положениям указов, башкиры сохранили права и привилегии, полученные в период принятия российского подданства. Нововведением стало разрешение башкирам продавать свои вотчинные земли местным дворянам, офицерам, мишарям и тептярям. Стремясь заменить независимую от властей родовую знать, Кирилов ввёл выборность старшинской должности. Теперь общины должны были предоставлять трёх кандидатов, из которых уфимская администрация производила назначение на старшинскую должность сроком на один год. Новые старшины принимали присягу и давали клятву на верность царю.

Таким образом, разрушая родовые связи, власти формировали эффективные механизмы управления башкирской общиной. Необходимо отметить, что процесс отстранения родовой знати от власти начался одновременно со строительством Оренбургской пограничной линии.

В 1744 г. на территории башкирских земель была образована Оренбургская губерния в составе Оренбургской, Уфимской и Исетской провинций, которые не делились на уезды. 23 декабря 1781 г. вместо Оренбургской губернии было учреждено Уфимское наместничество, состоявшее из двух областей, Оренбургской и Уфимской, с центром в Уфе. Однако с 1796 г. Уфимское наместничество вновь стало именоваться Оренбургской губернией, причём военный губернатор имел резиденцию в Оренбурге, а гражданский – в Уфе.

Разрешив башкирам продавать вотчинную землю, правительство открыло широкие возможности для освоения края. Во второй половине XVIII в. шла как организованная, так и стихийная миграция населения в Оренбургскую губернию. Города и крепости губернии в это время становятся местом официальной ссылки провинившихся дворян, мещан, офицеров.

Значительной была стихийная миграция крестьян. В 40-90-е годы XVIII в. Сенатом было разрешено не возвращать владельцам беглых частновладельческих крестьян, а записывать их в государственные крестьяне, либо в состав Оренбургского казачьего войска. В итоге к концу XVIII в. пришлое население стало преобладать над коренным. Причём причиной снижения конфликтности процесса интеграции башкир стало их активное привлечение к военной службе как на Оренбургской пограничной и сибирских линиях, так и во время больших походов российской армии. Так, с 1748 башкиры и мишари ежегодно направляли на пограничную линию от 5500 до 10500 человек.

Начиная с походов Петра I, башкиры становятся регулярными участниками заграничных военных кампаний Российской империи.

В Семилетней войне в составе русской армии участвовала «четырёхнародная команда» из Башкирии. Трёхтысячный отряд башкир был направлен в 1771-1773 гг. в Речь Посполитую для борьбы с польскими повстанцами. Также башкиры участвовали в русско-шведской войне 1788 г., в 1789 г. башкиры участвовали в боевых действиях в Финляндии, поддерживая морские десанты русского флота.

Уже в первой кампании выявилась особенность поведения иррегулярной национальной конницы, которая несколько позже будет учтена российским командованием, и в итоге башкир в Семилетней войне станут временно использовать лишь во вспомогательных операциях. Башкиры, калмыки и в целом национальная иррегулярная конница воспринимали боевые действия по-своему – как набеги против степняков, поэтому «с начала вступления в сию землю жгли и разоряли деревни». Несмотря на то, что российское командование достаточно быстро приобщило национальные войска к европейским правилам войны, на Западе сложился негативный образ казаков, калмыков и башкир как «диких орд насильников».

Последние восстания: мулла Батырша, Пугачёв и Салават Юлаев

Несмотря на отстранение родовой знати от власти и активное привлечение башкир к военной службе, во второй половине XVIII в. не удалось избежать крупных выступлений, два из которых заслуживают особого упоминания – восстание 1755-1756 гг. («Восстание Батырши») и восстание Емельяна Пугачёва 1773-1775 гг.

Несмотря на многофакторность этих движений, они в значительной степени вызваны процессом дальнейшей интеграции остатков вольной периферии башкир в российскую централизованную государственность. Также немаловажной причиной выступлений было хозяйственное освоение края (прежде всего горнозаводское строительство), которое нарушало традиционное представление башкир о гармоничном сосуществовании с природой.

Хозяйственное освоение края, продолжение деятельности христианских миссионеров способствовали обострению обстановки в Башкирии. В этих условиях в мае 1755 г. мулла Габдулла Галиев (Батырша) выступил с воззванием к мусульманскому населению о борьбе против неверных: «оных неверных россиян разорять начнёмте и их с землёй своей изживём и сгубимте, и в жилищах своих мечети и училищи построим, и правыя нашея веря по укреплению попечёмся». Практически одновременно началось выступление башкир Бурзянской волости.

Вновь, как и в начале XVIII в., возникла угроза объединения всех мусульман против российского правительства. В этих условиях с призывами прекратить восстание выступили оренбургский губернатор И.И. Неплюев и императрица Елизавета Петровна. Кроме того, правительству удалось разобщить восставших, пообещав казахам вознаграждение за выдачу укрывшихся там башкир. В итоге к лету 1756 г. восстание прекратилось, Батырша был пойман и впоследствии осуждён на пожизненную каторгу. Власти в свою очередь свернули активную деятельность по христианизации Поволжья.

Последним социальным протестным движением, в котором башкиры принимали активное участие, стало восстание Емельяна Пугачёва 1773-1775 гг., охватившее огромную территорию юго-востока империи: Оренбургскую, Сибирскую, Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую, Астраханскую губернии. Основу повстанческого войска наряду с казаками составляли башкиры. Последние переходили на сторону повстанцев под влиянием своих старшин. Немалую роль сыграло то, что Пугачёва поддерживал известный духовный лидер Кинзя Арсланов, а в Башкирии происходили важные для этого восстания события.

После того, как Оренбург и Уфу взять не удалось, весной 1774 г. восставшие, отказавшись от осаждения сильных крепостей, стали захватывать и разорять горные заводы. Башкирские старшины уничтожали заводы только за то, что они находились на вотчинных землях. В течение мая-июня было полностью уничтожено 23 завода.

Восстание в Башкирии продолжилось даже после пленения Пугачёва. На севере и северо-востоке руководителем повстанческих отрядов был Салават Юлаев. В это время башкирские отряды выступали как против правительственных войск, так и против жителей горных заводов, защищавших свои поселения.

Таким образом, восстание Пугачёва фактически превратилось в гражданскую войну, а роль башкир в этом движении сильно отличалась от их участия в предыдущих восстаниях. Многие, отказавшиеся поддержать восставших, башкиры, стали жертвами своих соплеменников. В то же время такие видные старшины, как Кулый Балтачев, Кидряс Муллакаев, активно помогали правительственным войскам подавлять восстание.

В ноябре 1774 г был пойман Салават Юлаев, а к декабрю восстание было подавлено. Восстание показало, что башкиры окончательно интегрировались в российскую империю. Практически сразу же после этих событий Екатерина II учреждает духовное магометанское собрание (1788 г.), что ознаменовало собой признание ислама в качестве государственной религии Российской империи.

«Северные амуры» в битвах за Россию

С целью более глубокого привлечения башкир к военной службе, а также постепенной замены частей регулярной армии иррегулярной конницей в 1798 г. в Башкирии была введена кантонная система управления. Дополнительным фактором была уверенность, что милитаризация жизни привнесёт порядок и будет способствовать укреплению позиций государства в регионе.

Инициатором введения кантонной системы был оренбургский военный губернатор Осип Игельстром. Созданные на основе территориального (уездного) принципа, кантоны дробили прежнее родоплеменное деление земель у башкир. Вначале было создано 11 башкирских, 5 мишарских кантонов, 5 оренбургских, 2 уральских, 1 ставропольских калмыков. Во главе стояли кантонные начальники. Необходимо отметить, что в ХIX в. кантонная система затронула военно-служилые сословия, к которым относились в том числе башкиры, поэтому наряду с ней в крае существовала уездно-волостная для податных сословий.

В период кантонного управления башкиры и мишари были объединены в Башкирско-мещеряцкое войско, которое с 1855 г. стало называться Башкирским, с непосредственным подчинением военному губернатору<. В отличие от казачьих войск, Башкирское не имело ни войскового атамана, ни канцелярии. Первым командующим войском стал Станислав Тимофеевич Циолковский.

Воинская служба привела к складыванию местных, лояльных центральной власти национальных элит, которые заменили прежних представителей знати тарханов. Всё это способствовало инкорпорированию башкирской элиты в дворянскую среду.

В XIX в. башкиры принимали активное участие в военных кампаниях русской армии. Одним из самых знаменитых эпизодов военной истории башкир является их участие в войнах против Наполеона в 1807-1814 гг. В 1806 г. в армию было направлено 10 тыс. башкир, которые уже в июне 1807 г. приняли участие в бою под Тильзитом, разбив французскую кавалерию. Из-за характерного вооружения (лук и стрелы), а также малорослых лошадей французы стали назвать башкирских воинов «северными амурами». Менее распространённым названием стало «злые купидоны». Будучи первоначально ироничным, в ходе Отечественной войны 1812 г. название «северные амуры» приобрело уважительное значение.

В 1811 г. по указу императора были сформированы два башкирских пятисотенных полка, Ставропольский калмыцкий полк, два полка астраханских калмыков: «Для усиления армии нашей иррегулярными войсками и чтобы приобучить на будущее время к службе калмык и башкир, обитающих в краю, … признали мы нужное нарядить три полка, один из ставропольских калмык и два из башкир… Ставропольские калмыки должны будут иметь исправное оружие по положению, а башкиры – употребляемое по их обыкновению. Всем им быть о двуконь». Уже в 1812 г. было сформировано ещё три башкирских полка.

В Отечественной войне 1812 г. башкирские полки принимали активное участие в большинстве крупных сражений. Кроме того, иррегулярная конница часто использовалась как в арьергардных боях, прикрывая отступление (бои под Можайском, под Москвой), так и в преследовании отступающего противника (ноябрь-декабрь 1812 г.), а также в партизанских действиях. Большинство сформированных полков приняли участие в Заграничном походе 1813-1814 гг., посетив основные европейские столицы. В итоге в Заграничном походе участвовали 18 башкирских полков, 5 из них в составе союзных войск вступили в Париж.

Кроме кампаний против Наполеона, башкиры принимали участие в русско-турецких войнах 1828-1829 гг., 1853-1856 гг., в Хивинском и Кокандском походах, а также несли регулярную сторожевую службу.

***

Наряду с военной службой кантонная система способствовала консолидации башкирского народа, помогла сохранить этническое самосознание, но главное, завершила процесс интеграции башкир в имперское пространство в качестве важного, прежде всего, с военной точки зрения, элемента.

В течение XIX в. Оренбургская губерния, которая в 1865 г. была поделена на Оренбургскую и Уфимскую губернии, испытывала на себе влияние тех социально-экономических процессов, которые были характерны для всей страны. Постоянный прирост населения способствовал формированию в регионе многонационального и поликонфессионального общества. К концу XIX в. жители, назвавшие своим родным языком башкирский, продолжали доминировать, составляя 40,96 % (899,9 тыс. чел) от общей численности населения губернии. Жители группы русских языков (великорусский, малорусский, белорусский) составляли 38,22 % (839,6 тыс. чел).

Заводское и железнодорожное строительство способствовали окончательному включению края в систему хозяйственных связей России. С ликвидацией в 1881 г. генерал-губернаторства закончился не только длительный период военного управления в Башкирии, но и завершилась интеграция башкирского народа в административное, правовое, экономическое и образовательное пространство Российской империи. К этому моменту Башкирия перестала представлять собой относительно вольное периферийное пограничье, превратившись во внутреннюю территорию России, сохранив при этом свои этнорелигиозные особенности.

Башкирская юрта поражает разнообразием способов изготовления, а орнаментация предметов ее убранства соперничает с красотой и яркостью красок природы. Переносная сборная юрта идеально соответствовала основному принципу полукочевой жизни: все свое ношу с собой. Для перевозки этого сравнительно компактного и легкого дома требуются два-три верблюда или три-четыре лошади. Картина, когда женщины собирают юрту, схожа с картиной сотворения мира. Вначале устанавливается дверь – врата из одного мира в другой. Порог как граница между миром внешним и миром человеческим.

Поднявшись в юрте в полный рост, человек вспоминал Аллаха, возносил купол своего дома и делал его окном в небо. Кочевничество – одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в истории мировой культуры. Юрту, несомненно, можно отнести к числу важнейших достижений материальной культуры. Она прошла длинный эволюционный путь, прежде чем развиться до своего настоящего вида. Приспособленная к местным условиям, кочевая юрта сейсмобезопасна – за счет подвижной конструкции стен, дешева – за счет доступности «строительного» материала, в ней есть возможность варьировать величину жилой площади. Круглая форма стен устраняет патогенную, вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами, в ней всегда чистый воздух. Эти и многие другие свойства юрты складывались в течение двух-трех тысячелетий.

Главным типом жилища древних башкир оставалась тюркская юрта. Ее преимуществом перед другими видами кочевнических жилищ была мобильность при довольно больших размерах. Она универсальна – из тех же элементов можно было собирать обычные, парадные и походные юрты. Сходство названий юрты в языках народов, у которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятием в прошлом (башкир, казахов, киргизов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, алтайцев), указывает на определенное единство ее происхождения. Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является народ, Родина. В одних тюркских языках этим словом обозначается только переносное жилище или кибитка, а в других – пастбище, родовая земля и даже Родина.

С середины I тысячелетия нашей эры юрта распространилась у кочевников степей очень широко – от Восточной Азии до Восточной Европы – и вытеснила другие мобильные жилища. Этот новый для евразийских степей тип жилища везде стали именовать тюркской юртой, представлявшей собой у народов Центральной и Средней Азии и Южной Сибири переносной «дом» из войлока на решетчатом каркасе, преимущественно круглый в плане, с куполообразной крышей. Существуют два типа юрт – тюркская и монгольская. Главным отличием этих двух типов юрт друг от друга является купольная жердь, которая образует купол юрты. В тюркской юрте она имеет изгиб, в монгольской такого изгиба нет. Благодаря изогнутости жердей кровли в тюркской юрте получается купольный свод, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство. Тюркский тип юрты используется башкирами, киргизами, казахами,татарами, туркменами и каракалпаками, а монгольский тип используют практически все остальные кочевые народы Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тувы и Тибета.

Устанавливали юрту поэтапно. Разобранную юрту башкиры вместе с имуществом перевозили во время перекочевок на вьючных животных, преимущественно на лошадях. После того как части жилища и утварь снимали с вьючных животных и определяли место, где будет установлена юрта, туда складывали имущество. Затем устанавливали в соответствующем направлении дверную раму и расставляли по кругу решетки, скрепляя их между собой и обвязывая веревками. После установки остова юрту покрывали войлоком, привязывая его к каркасу с помощью пришитых к углам волосяных веревок. Войлочные покрытия накидывали по определенному, издавна установленному порядку: сначала юго-западную кошму, потом юго-восточную, затем две другие набрасывали так, чтобы их края придавливали концы двух первых. Самыми лучшими, плотными кусками войлока покрывали стены и кровлю юрты с северной стороны для защиты от северо-западных ветров, чтобы дождевая вода не попадала на домашний алтарь. Величина юрты и цвет ее войлоков, покрывавших ее крышу, говорили о достатке ее владельца.

Разнообразный и богатый иконографический материал, характеризующий развитие юрты с XIII в., содержится в среднеазиатских, иранских, турецких миниатюрах и китайских произведениях изобразительного искусства. Средневековые графические источники, изображающие башкир IX–XIII вв., характеризуют их юрту как жилище, крытое войлоком, с деревянным решетчатым остовом. «Их шатры (юрты татаро-монгольских кочевников) состоят из жердей, покрытых войлоком, они совсем круглые и сделаны так искусно, что их складывают в связку и легко могут перевозить с собой. При их установке они всегда обращают входную сторону на юг» – такие наблюдения оставил Марко Поло в конце XIII в. Древнейшие изображения деталей юрты сохранились на погребальных статуэтках из Северного Китая. Их относят к началу VI века. Эти статуэтки изображают навьюченных деталями юрты верблюдов. Ясно различимы сложенные звенья стен и верхний обод юрты с отверстиями для жердей кровли. Если конструктивное устройство юрты у кочевых народов Средней Азии в целом одинаково, то самобытность жилища у каждого из них проявляется через особенности внешнего декора и интерьера.

В прошлом башкиры вели полукочевой образ жизни, и благодаря этому возникли уникальные атрибуты быта, выполненные в ковровом стиле. В быту кочевников ковровые изделия пользовались самым широким спросом. Удобные и практичные при перевозках ковры удовлетворяли различные хозяйственные нужды, употреблялись для утепления жилища, заменяли собой мебель, играли роль сундуков и чемоданов, чехлов для бытовых вещей. Ковровое изделие никогда не было просто украшением, оно имело конкретное и определенное утилитарное назначение. Большими коврами застилали пол в кибитках; своеобразные ковровые мешки, вешавшиеся в кибитке на стену, употреблялись для хранения одежды, домашней утвари, посуды; длинная дорожка применялась в убранстве жилища; ковровая накидка завешивала вход в юрту. Маленький узкий коврик выполнял роль порога. Плотники и мастера-кузнецы чинили юрты. Женщины плели тесьму для крепления юрты из верблюжьей шерсти.

Из овечьей шерсти валяли красивые, художественно оформленные узорами кошмы на пол юрты, белые и темные однотонные войлоки для покрытия юрты. У разных этнических групп башкир юрта различалась по форме купола, украшению декора и другими деталями. В период выпаса скота на степных пастбищах на кочевье ставились от 3–4 до 10–15 переносных юрт и такой аул являлся главной формой временного летнего обитания кочевников. Горизонтальное членение юрты на две половины – мужскую и женскую – отражает всеобщий дуализм мира. Напротив входа в юрту, там, где смыкается мужская и женская половины, находится почетное место – тур. На почетном месте могут сидеть хозяин дома и особо уважаемые гости. К туру примыкает сакральная часть жилища – очаг, символизирующий благополучие дома. В годы перехода башкир на оседлость многие считали, что юрта – это символ тяжелого прошлого и ее как можно скорее надо навсегда устранить из быта, оставив лишь в качестве экспоната музеев. Этого не произошло уже потому, что юрта и доныне сохраняет в человеческом восприятии образ комфортного жилища, уберегающего человека и от зноя, и от стужи. Многие владельцы частных подворий, имея современные, благоустроенные дома, не отказывают себе в удовольствии поставить во дворе юрту, чтобы принимать в ней гостей, наслаждаясь традиционным уютом древнего жилища. И уж конечно, ни один башкирский народный праздник Сабантуй не обходится без сооружения поселения юрт, способного принять всех дорогих гостей.

Башкирская юрта, появившаяся тысячи лет назад, остается актуальной и сегодня. Небольшой вес, компактность, мобильность, всесезонность и унифицированность деталей в сочетании с невысокой стоимостью делают это жилище конкурентоспособным на рынке легких сооружений. Сейчас возрастает интерес со стороны предпринимателей, которые могут изготовить юрту на заказ. Также следует отметить низкую эксплуатационную стоимость — установка и обслуживание не требуют от персонала высокой квалификации, а компактность является основой низких складских расходов при хранении.