Розенбаум об афганистане

Розенбаум Александр — Необычно, незнакомо

Вступление: Fm | Fm | Fm | B7 Fm Fm B7 Необычно, незнакомо Fm C B7 Жить мне стало без забот. Bm F7 Fm Душу выгнали из дома, C7 Fm B7 Натурально, под забор. F7 Fm Телу есть где спать, что кушать, B7 B G F7 Только мается оно. Fm B7 Fm Да потому, что ищет душу, Fm B7 Fm Сбившись с сильных своих ног. Fm B7 Fm C7 B7 Сбившись с сильных своих ног. Проигрыш: Fm | Fm | Fm | B7 Тело ездит на работу Через реки и мосты… Дверь открыта — никого там — Горемыки след простыл. Причитает тело: «Дура, Чем ей жизнь не хороша… Брось в ночи сосать окурок, Беспризорная душа». Бесприютная душа… Припев: (2 раза) Fm B7 Fm Ведь нет у одиночества Fm B7 Fm Имени и отчества, F7 Fm7 B7 G Ну а мне в плечо твое Fm B7 Fm Так уткнуться хочется… А душа, она бы рада Возвратиться, да никак… Заколочен дом, как надо, И закрыт на два замка. И, она могла бы, в общем, В щель под дверью проскочить, Только гордые не ропщут И не жгут чужой свечи. И не жгут чужой свечи. Припев Не до жиру, не до денег… Полстраны разворошив, Тело день за днем худеет, Пропадая без души. А она себе летает, Полуночная сова, Часто тело вспоминает И зеленый твой диван. И зеленый твой диван. Припев Необычно, незнакомо Жить мне стало без забот. Душу выгнали из дома, Натурально, под забор. А на улице так серо, Да, лучше был бы я подшит… Выпить дайте офицеру, Ну выпить дайте офицеру, Ну просто выпить — без души. Просто выпить — без души. Припев 2 раза × Стоп

Александр Розенбаум — Необычно, незнакомо | Текст песни

Мама сшила рубашку в тот памятный год,
Хотя шить никогда не училась.
Кто родился в рубашке, счастливым слывет,
Со мной именно так получилось.
* * *
Я повадками батя, и батя с лица,
Благодарен фортуне за милость,
Так как мог бы иметь и другого отца,
Если б этого пулей убило.
Александр Яковлевич Розенбаум коренной ленинградец — и этим уже многое сказано.
Вспомните о том, как начиналось ваше знакомство с его творчеством. Может быть, вы услышали много раз переписанную бобину с одесскими песнями в исполнении «какого-то эмигранта»? Или купили пластинку «Эпитафия» пока неизвестного вам автора?
Скорее всего, вы сначала прослушали помногу раз его песни, мимо которых пройти невозможно: «Вальс-бостон», «Нарисуйте мне дом», «Казачья», «Есаул», «Утиная охота», «Вещая судьба», «Налетела грусть», «Бабий Яр», «Черный тюльпан» и многие другие, впитали в себя их какой-то особый и неожиданный для себя смысл, — а лишь потом заинтересовались автором.
До сих пор еще можно встретить людей, чье отношение к Розенбауму основано на сплетнях и слухах 80-90-ых годов, которых было и остается множество. До сих пор телевидение, радио и пресса зачастую обходят стороной ту категорию людей, которые во все времена имеют свое, ярко выраженное ДРУГОЕ мнение, — а именно к таким людям можно отнести Александра Яковлевича. «Нельзя обмануть народ» — поётся в его песне, посвященной Иосифу Кобзону.
Так давайте проясним ситуацию с биографией Розенбаума от момента рождения до начала сольной деятельности.
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши — 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР.
Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск — туда даже не были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши занимались врачеванием жителей Зыряновска — в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. Яков, по профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия Софьи — акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын — Владимир Розенбаум.
В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке. Он рано научился читать, но лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша — исключительный».
С приходом к власти Хрущева и известной либерализации, Розенбаумы возвратились в Ленинград и снова поселились в доме № 102 на Невском проспекте. Двадцатиметровая комната в коммунальной квартире № 25, в которой они проживали вшестером следующих девять лет, и ленинградский двор-колодец оказали на Александра Розенбаума такое сильное влияние, что через 30 лет после этого он скажет: «Я все равно живу в этом мире, мне его очень не хватает».
В школу братья Розенбаумы пошли на улицу Восстания — школа №209, бывший Павловский институт благородных девиц. «Эту школу закончили мои родители, я и недавно — моя дочь, так что можем назвать ее нашей родной школой».
Много времени мальчики проводили во дворе, в компаниях, скрепленных своим дворовым братством, где Саша был заводилой. Мама отдала его в секцию фигурного катания, но сказалось увлечение боксом: в двенадцать лет он был принят в секцию по боксу «Трудовые резервы». «Занятия боксом меня научили рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг».
Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на скрипке, а на фортепиано, сначала под руководством будущего педагога консерватории Ларисы Яновны Иоффе, а затем — талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Однако в какой-то момент на Сашу произвело сильное впечатление выступление джазового ансамбля для обслуживания танцев, особенно пианиста. «Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся мелодии, аккомпанемент к ним». Диплом об окончании музыкальной школы Саша получил только по настоянию матери, и он потом очень кстати пригодился в «Ленконцерте».
Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Александрович Мини, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в пятнадцать-шестнадцать появились его первые стихи: рифмы непроизвольно рождались в сознании на школьные и домашние темы, иногда веселил друзей юмористическими стишками. Начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Этот период в жизни Александра Розенбаума направил его к авторской песне.
Свою дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей — медициной. Выдержав огромный конкурс, Саша, сразу после школы, в 1968 году, поступает в Первый медицинский институт в Ленинграде. Отзывчивый, компанейский, он охотно участвовал в студенческих сборищах, напевая свои стихи.
Для институтского капустника были практически одновременно, с легкостью, написаны одесские песни, навеянные героем Исаака Бабеля Беней Криком. «… не мог просто так в 23 года написать, если бы кто-то не водил за руку:».
Еще на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль, где была отмечена призом «за зрительские симпатии».
В институтской жизни Саши были и поездки в стройотряд в далекую Ухту, где он получает квалификацию пильщика четвертого разряда, и несданный «хвост», оставшийся на осень, и даже прогул традиционной студенческой поездки на уборку картофеля, за что его со всей строгостью отчисляют из института.
Астигматизм и близорукость не дают Саше возможность отправиться на службу в армию, и он устраивается санитаром в послеоперационное отделение, к самым тяжелым больным.
Приобщение к практической медицине побуждает оценить возможность обучения и, когда спустя год, начальство разрешает ему возвратиться к учебе, он осваивает медицинский курс упорно, с результатами отличными. Своей специализацией избрал терапию и в ее усвоении проявил незаурядную врачебную интуицию.
Первый брак Александра Розенбаума длится всего 9 месяцев. Через год после развода он женится во второй раз, на Елене Савшинской, студентке того же медицинского института, и через некоторое время в семье Розенбаумов рождается дочь, Аня.
В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получает диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезия, реаниматология. Поэтому пошел работать в не престижную скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Попова, д.16-б, неподалеку от родного института.
Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи — на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. Впоследствии он скажет: «Врач для меня, если он не ремесленник, хотя и в ремесле нет ничего плохого, однако если он врач-доктор, то он прежде всего психолог, то есть, когда вы приходите к больному, вы должны быстро установить с ним психологический контакт и чувствовать его».
И еще: «То, что я вырос в халате, можно сказать, родился в халате — это принесло признание человека: когда слушал от родителей многое об их пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как врач скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Поэтому не побоюсь самомнения — я мыслю массой людей: и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что мое человечество — это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».
В то же самое время, уже ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен, Александр поступает в вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Кирова. Трижды в неделю, по вечерам, он старался постигнуть основы аранжировки, навыки джазовых композиций, и в результате получает диплом об окончании вечернего джазового училища.
Впоследствии Розенбаум вспоминал, что решение о перемене свершилось с неожиданной стремительностью, в течение трех дней. Это верно лишь отча сти. То, что он называл велением судьбы, назревало в течение нескольких лет, когда он, будучи врачом, выступал с песнями даже в эстрадных коллективах (см. раздел «Рок»).
Ему всегда, как он признавался, «хотелось быть лучшим в своем деле». У врача было «было все в порядке, пока песня являлась хобби». А когда она становилась по существу второй профессией, нужно было выбирать». И неизбежно «почувствовал, что сижу на двух стульях, что это не только неудобно, но и нечестно. Надо быть либо врачом, либо артистом».
Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова.


На экранах и на сцене они выглядят сильными, мужественными и бескомпромиссными, в кино им часто предлагают играть брутальных героев, а зрители даже не догадываются о том, что это – не только экранный имидж. Исполнять роли военных, снимать кино о войне или писать о ней песни им помогал собственный опыт, который, наверное, накладывает отпечаток на всю жизнь, – ведь это была служба в Афганистане. Кто из популярных современных актеров, певцов и режиссеров побывал на войне – далее в обзоре.
Алексей Балабанов

Алексей Балабанов в молодости
Знаменитый кинорежиссер, сценарист и продюсер Алексей Балабанов, обладатель премии «Ника» за фильм «Про уродов и людей» и двукратный призер «Кинотавра» за фильмы «Брат» и «Война», в 1981-1983 гг. проходил службу в армии и был участником войны в Афганистане. Позже режиссер нередко слышал обвинения в свой адрес по поводу культивирования жестокости и демонстрации насилия в своих фильмах. Наверное, больше всего подобных нареканий вызвал фильм «Груз 200». На критику режиссер отвечал так: «Я рассказываю то, что я знаю. Я считаю, что кино нужно снимать искренне и от души. Это то, что ты чувствуешь, то, что ты переживал когда-то или сейчас переживаешь – неважно, но это должно быть интересно и максимально реалистично».

Режиссер, сценарист, продюсер Алексей Балабанов
О всех жестокостях войны он знал не понаслышке: Алексей Балабанов служил сначала в военно-транспортной авиации, доставлявшей грузы в Афганистан и увозившей их оттуда – как правило, это были тела погибших. Незадолго до окончания службы он был переведен в Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой стала тельняшка. К сожалению, в 2013 г. на 55-м году жизнь режиссера оборвалась.

Александр Розенбаум

Александр Розенбаум с воинами-афганцами
Военная тематика стала центральной в песнях Александра Розенбаума неслучайно. Он работал в жанре авторской песни и до поездки в Афганистан, но всесоюзная слава пришла к нему после многочисленных выступлений перед воинами-афганцами. В общей сложности он провел тогда в Афганистане около полугода, и певец тогда не только выступал с концертами в советских частях, но и часто бывал на передовой. Информации об этом времени очень мало, но точно известно, что у артиста есть афганский знак воина-интернационалиста и награда «За участие в боевых действиях». Сам он вспоминать об этом периоде не любит и на вопросы журналистов отвечает немногословно: «Приходилось участвовать. Чего об этом рассказывать? Ну, приходилось, и стрелять приходилось, и попадал в переделки всякие в Афганистане. Ребята, все, кому надо, знают об этом. Я не люблю об этом рассказывать».

Александр Розенбаум давал концерты на передовой

Не удивительно, что в фильмах об Афганистане часто звучали песни Розенбаума: «В горах Афгани» в фильме «Боль и надежды Афганистана», «Монолог пилота «Черного тюльпана» в «Афганском изломе». Этой теме посвящены также его песни «Дорога длиною в жизнь» и «Караван». Позже певец говорил, что ни секунды не жалел о том, что побывал в Афганистане, и что там он понял одну очень важную истину: «Если на гражданке, в нашей повседневной суете, тебе могут 10 раз подставить ногу, то на войне – десять раз подставят плечо».

Евгений Бунтов
Актер, каскадер, музыкант, поэт Евгений Бунтов

Службу в Афганистане прошел и актер, каскадер, поэт, бард, член Союза писателей России, музыкант-мультиинструменталист Евгений Бунтов. Он воевал в 1985-1987 гг. в составе 345-го парашютно-десантного полка. Был награжден «Орденом Красной Звезды».
Евгений Бунтов в фильме *Груз 300*, 1989
Солдатская жизнь вдохновила Бунтова на творчество, он писал о войне песни и стихи, а после окончания службы снялся в фильме «Груз 300» (1989) и стал лауреатом Московского международного фестиваля армейской песни и Всесоюзного фестиваля солдатской песни. О своем опыте он говорил: «Наверное, можно считать мою службу в Афганистане неким порталом, через который для меня открылось творчество. Причем это портал не однослойный. Он и для тебя, и одновременно для всего социума. В этом есть какая-то загадка».
Евгений Сидихин
В кино Евгений Сидихин часто играл роли военных
После окончания школы Евгений Сидихин поступил на актерский факультет ЛГИТМиКа, но после первого курса был призван в армию – по причине недобора. Первые месяцы службы он провел в Туркестанском военном округе. Позже актер рассказывал: «И уже там я написал заявление, что хочу в Афганистан. Мне тогда исполнилось 18 лет, я был патриотом своей Родины. Так воспитали родители, что не мог бежать от войны. Мне было бы стыдно. Уже в Афгане дембеля рассказывали, что незадолго до нашего призыва в этой стране было относительно спокойно: наши солдаты даже ездили на открытом борту на танцы в Герат. Но, когда я там оказался, уже шли настоящие бои. О смерти не думал и не боялся. Мне кажется, страх приходит тогда, когда человек что-то предчувствует. Я же был абсолютно спокоен, не запаривался, знал, что со мной будет все в порядке».
Евгений Сидихин на встрече с сослуживцами
В Афганистане он служил в течение года, с 1983 по 1984 гг., участвовал в боевых операциях в составе 101 мотострелкового полка 5-й гвардейской Зимовниковской ордена Кутузова II степени мотострелковой дивизии, служил в танковом батальоне. Служба для него закончилась, когда он заболел тифом и попал в госпиталь. О времени, проведенном на войне, Евгений Сидихин вспоминать не любит и в интервью избегает этих тем. Свои настоящие чувства он прячет за ироничными и скупыми фразами: «Ну что тут вспоминать?! Помню, бежит враг, выстрелил, он упал, я расстроился… Но давайте не будем об этом. На войне другие законы…».
Евгений Сидихин в фильме *Отдел*, 2015
Источник

Композиция Александра Розенбаума «Монолог пилота Чёрного тюльпана» на тему фильма «9 рота»… В Афганистане В «чёрном тюльпане», С водкой в стакане мы молча плывём над землёй. Скорбная птица Через границу, К русским зарницам несёт ребятишек домой. В «чёрном тюльпане» Те, кто с заданий Едут на Родину милую в землю залечь, В отпуск бессрочный, Рваные в клочья… Им никогда, никогда не обнять тёплых плеч. Когда в оазисы Джелалабада, Свалившись на крыло, «тюльпан» наш падал, Мы проклинали все свою работу: Опять «бача» подвёл потерей роту. В Шинданде, Кандагаре и Баграме Опять на душу класть тяжёлый камень, Опять нести на Родину героев, Которым в двадцать лет могилы роют, Которым в двадцать лет могилы роют. Но надо добраться, Надо собраться. Если сломаться, то можно нарваться и тут. Горы стреляют. «Стингер» взлетает, Если нарваться, то парни второй раз умрут. И мы идём совсем не так, как дома, Где нет войны и всё давно знакомо. Где трупы видят раз в году пилоты, Где с облаков не валят вертолёты. И мы идём, от гнева стиснув зубы, Сухие водкой смачивая губы. Идут из Пакистана караваны, И значит, есть работа для «тюльпана», И значит, есть работа для «тюльпана». В Афганистане В «чёрном тюльпане», С водкой в стакане мы молча плывём над землёй. Скорбная птица Через границу, К русским зарницам несёт наших братьев домой. Когда в оазисы Джелалабада, Свалившись на крыло, «тюльпан» наш падал, Мы проклинали все свою работу: Опять пацан подвёл потерей роту. В Шинданде, Кандагаре и Баграме Опять на душу класть тяжёлый камень, Опять нести на Родину героев, Которым в двадцать лет могилы роют. Которым в двадцать лет могилы роют.

LiveInternetLiveInternet

В Афганистане в чёрном тюльпане
С водкой в стакане
Мы молча плывём над землёй.
Скорбная птица через границу
К русским зарницам
Несёт наших братьев домой. /А. Розенбаум, Черный тюльпан/

Приказом Министра Обороны Александру Розенбауму присвоено звание полковника медицинской службы запаса . А было это уже в далеком 2000 году.

Но сам год присвоения звания малоинтересен, интересно, за что и почему знаменитому певцу выпала такая честь, носить погоны полковника и хоть он и полковник запаса, но все же полковник.

Всем известно, что родился он 13 сентября 1951 года, в армии не служил, хотя в те времена не служить в армии было великим позором. Но не по своей воле Розенбаум не идет на службу Отчизне по призыву, его не пропускает медкомиссия. Не годен, сказали доктора.

Поступает в медицинский университет, в заведении присутствует военная кафедра. Потихоньку вроде бы начинает проясняться.

Закончив обучение, и поработав на скорой помощи, причем не фельдшером, а водителем, уходит на флот. Там пригодились его знания, полученные при учебе в меде.

Но, что интересно, с флота он увольняется, имея, звание капитана и с этим же званием он, находится в запасе.

Да и само пребывание на флоте овеяно кучей разногласий. Точного места службы, срока службы, никто не называет, не называет и сам Розенбаум этого. Пересмотрев, довольно много информационных источников, пришел к одному, все они противоречивы.

Одни ссылаются на то, что сам Розенбаум давал интервью и утверждал, что сразу после медицинского Вуза проходил службу на корабле «Разящий», но причем тогда работа водителем «скорой помощи».

Каким образом он становится полковником медицинской службы в запасе, если он сам утверждал, что имеет звание капитана, лично мне не понятно.

Видимо, Министр Обороны, имея большие полномочия, решил таким образом побаловать народного артиста. Ну не за исполнение же песен в Афганистане и на Северном Кавказе ему выпала такая честь, как погоны полковника.

Кадровые военные годами, что годами, десятками лет, пройдя через огонь и воду, мечтать даже не могут, о таких погонах, выходя в отставку, а здесь нате здрасьте, получите, распишитесь и при этом находясь в запасе.

Нет, я не пытаюсь принизить заслуги уважаемого музыканта, просто не могу до конца осознать все происходящее.

И так, что мы имеем в итоге:

Звание капитана медицинской службы запаса, поездки, уже как исполнителя песен под гитару на войну в Афганистан и на Северный Кавказ. Да, за Афган имеет нагрудный знак — «Воин — интернационалист» и медаль «Воину- интернационалисту от благодарного афганского народа». За Кавказ нагрудный знак — «За службу на Кавказе».

Награжден государственной наградой — орден «Почета», имеет юбилейную медаль «300 лет Российскому флоту». Также имеет медали: «70 лет Вооруженных Сил СССР», «Адмирал Кузнецов», «Ветеран Вооруженных Сил СССР».

Такой вот, ну настоящий полковник. Ничего личного не имею против Александра Розенбаума, есть даже то, что мне нравится с его репертуара, но все же не понятен момент с погонами.

Некоторые СМИ утверждают, что в Афганистане Розенбауму пришлось лично участвовать в боевых действиях, но точной, подтверждающей информации не нашел.

Все мои звания для меня — это огромная честь и огромная обязанность перед моей страной за признание моих не военных, скажем так, а офицерско-гражданских дел/ А. Розенбаум/

Ну, а что вы думаете, по поводу погон Александра Розенбаума?