Ремонт ввт

Ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж ВВТ (вооружения и военной техники).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 13 июня 2012 г. N 581 одним из видов работ (услуг), составляющих такой лицензируемый вид деятельности, как разработка, производство, испытания, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники, является ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники.

Для предприятий и организаций, исполняющих (или собирающихся исполнять) государственный оборонный заказ (далее — ГОЗ), мы предлагаем целый комплекс услуг по оказанию помощи в получении (переоформлении) лицензии на ремонт, техническое обслуживание, установку и монтаж вооружения и военной техники, или как говорят в обиходе – на ремонт ВВТ. Подробнее об этих услугах можно прочитать на страницах «Помощь в лицензировании в области ВВТ» и «Лицензия на ремонт, техническое обслуживание, установку и монтаж ВВТ».

Ответственность за безопасность любого государства возложена на плечи Вооруженных сил и специалистов, обслуживающих соответствующее вооружение и военную технику. Именно от их состояния зависит, насколько слаженными и быстрыми будут действия военнослужащих в ответ на атаку со стороны неприятеля.

Все мы понимаем, что ученые пока не смогли изобрести «вечного» двигателя, поэтому периодически необходимо проводить ремонт вооружения и военной техники.

Ремонт вооружение и военной техники, или ремонт ВВТ это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий или составных частей вооружения и военной техники и восстановлению их ресурсов. В ремонт ВВТ могут входить разборка, дефектовка, контроль технического состояния изделия, восстановление деталей, сборка и т. д. Содержание части операции ремонта вооружения и военной техники может совпадать с содержанием некоторых операций технического обслуживания. Ремонт ВВТ может выполняться заменой или восстановлением отдельных деталей и сборочных единиц. Ремонт любого вида, как правило, должен сопровождаться выдачей определенных гарантий на последующий срок эксплуатации или наработку изделия.

Ремонт вооружения и военной техники может подразделяться:

  1. По месту проведения. При этом ремонт ВВТ может быть заводским, войсковым, полевым и т.д.
  2. По степени воздействия на вооружение и военную технику и объему. При этом ремонт ВВТ может быть текущим, средним, капитальным:
    • Капитальный ремонт ВВТ — это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая, базовые.
    • Средний ремонт вооружения и военной техники – это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно-технической документации.
    • Текущий ремонт ВВТ – это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.
  3. По виду планирования и периодичности. При этом ремонт вооружения и военной техники может быть плановым, неплановым, регламентированным, аварийным:
    • Плановый ремонт вооружения и военной техники – это ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
    • Неплановый ремонт – это ремонт, постановка изделий на который осуществляется без предварительного назначения.
    • Регламентированный ремонт – это плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта.
    • Аварийный ремонт – одна из разновидностей непланового ремонта. Аварийный ремонт производится при внезапных поломках вооружения и военной техники вследствие неправильной эксплуатации, перегрузок, аварийных ситуаций и других причин.
  4. По методам работы различают индивидуальный, агрегатный, смешанный и обезличенный ремонт ВВТ.
  5. Если речь идет о ремонтных работах на кораблях или судах, то ремонт может быть навигационным и доковым.

Различают также такой вид ремонта, как ремонт ВВТ по техническому состоянию, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяется техническим состоянием изделия.

Согласно ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85) под техническим обслуживанием понимают комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. Таким образом, техническое обслуживание вооружения и военной техники – это комплекс работ, направленных на поддержание ВВТ в работоспособном состоянии при транспортировке, хранении и непосредственном использовании по назначению.

Техническое обслуживание ВВТ содержит регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы. Под операцией технического обслуживания в соответствии с ГОСТ 3.1109-82 понимают законченную часть технического обслуживания составной части изделия, выполняемую на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности. В техническое обслуживание могут входить мойка изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия (например, фильтрующих элементов), регулировка и т. д.

Монтаж ВВТ — это сборка и установка машин, сооружений, конструкций, технологического оборудования, блоков, агрегатов, приборов, аппаратов и т.п. из готовых частей и элементов, составление единого целого из отдельных частей, подбираемых по определенной теме или плану. Монтаж ВВТ зачастую также включает в себя присоединение его к источникам энергоснабжения и системам очистки и удаления отходов, оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля.

Установка ВВТ – это устройство (помещение) вооружения и военной техники на свои штатные места, включающее в себя зачастую крепление, монтаж, подключение и настройку.

У каждого вида вооружения и военной техники существуют свои сроки и объемы, которые устанавливаются соответствующей документацией. Средний, капитальный и регламентированный ремонт вооружения и военной техники отражается в перспективном и годовом плане по эксплуатации и ремонту ВВТ. Он выполняется непосредственно в воинской части, на объектах Вооруженных сил, а также в организациях и на предприятиях, которые занимаются ремонтом ВВТ.

Предприятия и организации, занимающиеся ремонтом, техническим обслуживанием, установкой и монтажом вооружения и военной техники, должны иметь соответствующее разрешение (лицензию) на данный вид работ (услуг). Лицензированием такого вида деятельности занимается Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг).

Предприятие, выполняющее ремонт ВВТ, дает на боевую технику гарантию, которая позволяет осуществлять и постгарантийное обслуживание. Некоторые виды ремонта осуществляется на территории заказчика, но во многих случаях работы выполняются на специализированном ремонтном предприятии. Планируется, что выполнять ремонт вооружения и военной техники, а также заниматься ее обслуживанием будут сервисные центры и предприятия (организации), специализирующиеся на оказании такого рода работ (услуг). Подобный подход позволит военным заниматься своими непосредственными обязанностями, проще говоря – защищать Родину, в то самое время, как квалифицированные инженеры и специалисты из числа сторонних организаций и предприятий будут выполнять ремонт вооружения и военной техники.

Консалтинговая компания Регул Сервис по праву считается признанным лидером на рынке оказания услуг по лицензированию в области ВВТ!

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Дивизионная артиллерийская ремонтная мастерская ДАРМ-70
Предназначена для проведения текущего ремонта артиллерийского вооружения в полевых условиях. Принята на вооружение в 1975(?) г., в начале 80-х гг. появился несколько улучшенный вариант ДАРМ-70М.
ДАРМ-70 состоит на оснащении ремонтной роты вооружения ремонтно-восстановительного батальона мотострелковой бригады, используется в полном составе, а также может выделять выездные бригады для ремонта вооружения непосредственно в районах выхода из строя.
Выполняемые работы: разборочно-сборочные; слесарные, токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные и заточные; кузнечные и электросварочные; грузоподъёмные; электромонтажные; проверка, ремонт и зарядка АБ; проверка и ремонт гидравлических и пневматических систем; восстановление лакокрасочных покрытий; столярные; моечные.
Состав мастерской ДАРМ-70 (ДАРМ-70М):
Мастерская ремонтно-слесарная для ремонта арт. вооружения МРС-АР – 2 шт.
Мастерская ремонтно-слесарная для ремонта стрелкового оружия МРС-ОР – 1 шт.
Мастерская Н-1-Л – 1 шт.
Мастерская для ремонта оптических приборов ОП – 1 шт.
Мастерская для ремонта электронно-оптических приборов ОЭ – 1 шт.
Мастерская ремонтно-механическая МРМ (МРМ-М1) – 1 шт.
Транспортный автомобиль ТА-6 (ТА-6М) – 1 шт.
Транспортный прицеп ТП-9М – 1 шт.
Транспортный прицеп ТП-11М – 1 шт.
Транспортный прицеп КЛ-5М – 1 шт.
Передвижная электростанция ЭСД-10-ВС/230М – 1 шт.
Сварочный агрегат АДБ-309 – 1 шт.
Передвижная зарядная электростанция ЭСБ-4-ВЗ-1 (ЭСБ-4-ВЗ-М1) – 1 шт.
Краткое описание элементов мастерской ДАРМ-70:
Мастерская ремонтно-слесарная артиллерийского вооружения МРС-АР предназначена для выполнения разборочно-сборочных и слесарно-подгоночных работ при ремонте и ТО РАВ.
Основное оборудование: кран-стрела грузоподъемностью 1,5 т; палатка производственная 4,4х4,5 м; пресс гидравлический 10 т; воздушно-гидравлический насос; сварочный преобразователь; зарядно-разрядное устройство; машины шлифовальная и сверлильная с комплектом насадок; электродрель, тиски слесарные и др.
Для питания потребителей электроэнергией имеется генераторная установка мощностью 16 кВт с приводом от двигателя шасси.
МРС-АР размещается в кузове-фургоне К-131 или КМ-131 на шасси автомобиля ЗиЛ-131 с лебедкой и коробкой отбора мощности.
Мастерская ремонтно-слесарная для ремонта стрелкового оружия МРС-ОР предназначена для выполнения разборочно-сборочных и слесарно-подгоночных работ при ремонте и ТО стрелкового оружия и средств ближнего боя.
Основное оборудование: палатка производственная 4,4х4,5 м; пресс гидравлический; зарядно-разрядное устройство; машины шлифовальная и две сверлильные с комплектами насадок; комплект слесарного инструмента и др.
Для питания потребителей электроэнергией имеется генераторная установка мощностью 12 кВт с приводом от двигателя шасси.
МРС-ОР размещается в кузове-фургоне К-131 или КМ-131 на шасси автомобиля ЗиЛ-131 с лебедкой и коробкой отбора мощности.
Мастерская Н-1-Л предназначена для ремонта специального электрооборудования и электромеханических приборов РАВ.
Основное оборудование: кран-стрела грузоподъемностью 1,5 т, станок намоточный 12У1.201 для намотки трансформаторов, дросселей и т.д., сушильный электрический шкаф, две машины сверлильные, электровулканизационный аппарат, пресс-форма для вулканизации кабелей, набор слесарно-монтажного инструмента и др.
Н-1-Л размещается в кузове-фургоне К-131 или КМ-131 на шасси автомобиля ЗиЛ-131 с лебедкой и коробкой отбора мощности.
Мастерская для ремонта оптических приборов ОП предназначена для ремонта оптических приборов в полевых условиях.
Виды выполняемых работ: проверка исправности и ремонт оптических приборов (прицелов, стереотруб, буссолей, теодолитов, биноклей); слесарные, токарные, винторезные, фрезерные и шлифовальные работы.
Основное оборудование: станок настольно-сверлильный, машинка для осушки оптических приборов, юстировочный гониометр, контрольно-юстировочные приборы, набор слесарно-монтажного инструмента и др.
ОП размещается в кузове-фургоне К-131 или КМ-131 на шасси автомобиля ЗиЛ-131 с коробкой отбора мощности.
Мастерская для ремонта электронно-оптических приборов ОЭ предназначена для ремонта электронно-оптических приборов в полевых условиях.
Виды выполняемых работ: проверка основных технических характеристик и ремонт приборов ночного видения; электромеханические слесарные работы; зарядка аккумуляторных батарей.
Основное оборудование: палатка производственная 4,5х4,5 м, настольный сверлильный станок, выпрямительное устройство для зарядки аккумуляторных батарей, комплект электро-измерительных приборов, комплект контрольной аппаратуры для проверки основных технических характеристик приборов, набор слесарно-монтажного инструмента и др.
ОЭ размещается в кузове-фургоне К-131 или КМ-131 на шасси автомобиля ЗиЛ-131 с коробкой отбора мощности.
Мастерская ремонтно-механическая МРМ предназначена для выполнения токарных, фрезерных, шлифовальных, сверлильных, слесарных, заточных работ.
Основным производственным оборудованием являются: токарно-винторезный, настольно-сверлильный и точильно-шлифовальный станки, слесарные верстаки. В мастерской предусмотрены одно рабочее место для токаря и два рабочих места для слесарей.
Для питания потребителей электроэнергией имеется генераторная установка мощностью 16 кВт с приводом от двигателя шасси.
МРМ-М1 размещается в кузове-фургоне К-131 или КМ-131 на шасси автомобиля ЗиЛ-131 с коробкой отбора мощности.
Транспортный автомобиль ТА-6 предназначен для хранения и транспортировки следующего оборудования: машина моечная СМ-2, установка компрессорная, гидравлический ручной насос, горн кузнечный переносной с навесом, верстак складной.
Представляет собой обычный автомобиль ЗиЛ-131 с доработанной платформой.
Транспортный прицеп ТП-9М предназначен для хранения и перевозки следующего оборудования: палатка 4,5х4,5 м; станция зарядная углекислотных огнетушителей, верстак слесарный.
Транспортный прицеп ТП-11М предназначен для хранения и перевозки сборно-разборной палатки 6х12 м и принадлежностей к ней.
Транспортный прицеп КЛ-5М предназначен для перевозки и хранения металлов и запасных частей.
Передвижная электростанция ЭСД-10-ВС/230М предназначена для питания различных потребителей трехфазным током 50Гц при напряжении 230 В в пределах её мощности 10кВт.
Все мастерские оборудованы розетками ввода-вывода.
Сварочный агрегат АДБ-309 предназначен для питания одного сварочного поста при ручной электродуговой сварке, резке и наплавке черных металлов постоянным током. Мощность генератора 10,3 кВт.
АДБ-309 размещен на шасси одноосного автоприцепа ИАПЗ-738.
Передвижная зарядная электростанция ЭСБ-4-ВЗ-1 предназначена для заряда щелочных АБ в полевых условиях. В состав станции входят бензоэлектрический агрегат мощностью 4,6 кВт, зарядно-распределительное устройство, дистиллятор.
ЭСБ-4-ВЗ-1 размещена в кузове одноосного автоприцепа ТАПЗ-755.

Первые образцы подвижных средств технического обслуживания и ремонта бронетанковой техники были созданы в 30-х годах. С тех пор они неоднократно подвергались модернизации и совершенствованию.

В 1935 году в академии механизации и моторизации Красной Армии были разработаны первые подвижные мастерские ПМ-3 и ПМ-5-6 для ремонта автомобилей. В 1938-39 г.г. были разработаны комплект необходимого оборудования, инструмента и приспособлений для ремонта танков Т-26, БТ-5, БТ-7, и указанные мастерские стали дополнительно укомплектовываться этим оборудованием. Этим мастерским были присвоены новые наименования — демонтажно-монтажная мастерская ТРМ-1 (типа А) и универсальная мастерская ТРМ-Б (типа Б) для производства сварочных, кузнечных, слесарно-механических, вулканизационных и грузоподъемных работ.

Мастерские ТРМ-А и ТРМ-Б находились на вооружении ремонтных подразделений и частей и в годы Великой Отечественной войны. Они характеризовались низкими производственными показателями.

В связи с этим уже в первые послевоенные годы были приняты меры по проектированию новых подвижных мастерских, в первую очередь для звена полк — дивизия. Были разработаны и в 1949-50 гг. стали поступать на вооружение ремонтных подразделений и частей подвижные танкоремонтные мастерские ТРМ-А-49, слесарно-механическая и газосварочная мастерская ТРМ-Б-49, механическая мастерская ПММ, кузнечно-медницкая мастерская КММ, мастерская по ремонту электрооборудования МЭРО-3, мастерская по ремонту танкового вооружения и оптики МТВО и подвижная ремонтно-зарядная станция ПРЗС-3 (ПРЗС-4).

В качестве базы для мастерских использовалось шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. Оборудование мастерских размещалось в унифицированном дерево-металлическом кузове со средствами обогрева в зимнее время. Ряд мастерских (ТРМ-А, ТРМ-Б, ЭГСМ и ПРЗС) имели автономные силовые агрегаты, а МРЭО — уже в то время имела силовой агрегат с приводом от двигателя шасси, что имеет место на всех современных мастерских.

Опыт эксплуатации показал, что вышеперечисленные мастерские имели и ряд недостатков. Главными из них являлись: перегруженность мастерских; низкая проходимость; невысокая производительность оборудования.

В 1958 году был разработан новый переходной комплекс, насчитывающий 9 мастерских. Каждой мастерской был присвоен индекс «58». Основные отличия:

— шасси — ЗИЛ-157;

— облегченный цельнометаллический кузов с вытяжным вентилятором;

— предусмотрено электроснабжение от внешнего источника питания;

— установлено более современное оборудование (в соответствии с техникой стоящей на вооружении).

Опыт эксплуатации этих мастерских выявил еще один их существенный недостаток. Узкая специализация подвижных комплексов 1949 и 1958 гг. не полностью отвечала задаче быстрого восстановления поврежденных машин. Излишняя специализация приводила к тому, что даже при незначительных повреждениях танка к нему необходимо было подавать несколько мастерских, или эвакуировать его на СППМ (сборный пункт поврежденных машин), что не всегда целесообразно. Практика показала, что для тактического уровня ремонтных средств необходимо иметь более унифицированные мастерские. Кроме того, сокращение типов подвижных мастерских позволит уменьшить численность машин в тылах танковых и мотострелковых частей, что имеет большое значение в условиях современного высокоманевренного боя.

Приведенные данные были реализованы в комплексе 1960 г., насчитывающем 6 типов подвижных мастерских: ТРМ-А-60; ТРМ-Б-60; ЭГСМ-60; МЭРО-60; ПРЗС-60 и МТО-60. Сокращение типов мастерских было произведено за счет совмещения функций, выполнявшихся несколькими прежними.

Наряду с изменением типажа, комплекс мастерских 1960 года претерпел и ряд других изменений:

— разработана и реализована принципиально новая схема компоновки силового источника мастерских; вместо автономных агрегатов применена схема «двигатель шасси — коробка передач — коробка отбора мощности — силовой генератор». Такая компоновка позволила получить выигрыш по массе оборудования, высвободить часть полезной площади мастерских и повысить их техническую готовность, особенно в зимний период эксплуатации;

— установлен более легкий кузов КМ-157;

— включено оборудование для дозиметрического контроля и спецобработки;

— проведена механизация оборудования и технологической оснастки мастерских.

Мастерские модернизировались с этого времени еще неоднократно (1965 — 1970, 1980, 1990), но типаж машин остался с этого времени практически не изменялся. За это время изменению подвергалось оборудование машин в зависимости от боевой техники, поступающей на вооружение войск, модернизировались единые комплекты универсальных приспособлений и специальных ключей (ЕКУП и ЕКСК).

В настоящее время все мастерские тактического уровня смонтированы на многоосном шасси ЗИЛ-131, имеют кузов К-131 (КМ-131), автоматическое защитное устройство, фильтровентиляционную установку, устройство выброса отработавших газов при работе в окопе.

Вместе с тем, на вооружение ремонтных подразделений и частей стали поступать машины многоцелевого предназначения (БРЭМ, МТП).

Параллельно с подвижными средствами технического обслуживания и ремонта бронетанковой техники развивались и подвижные средства автомобилей, ракетно-артиллерийского вооружения, специальных войск (инженерные, химической защиты, связи) и техники тыла. В настоящее время на вооружении подразделений технического обеспечения для ремонта автомобильной техники стоят мастерские ПАРМ-1М и ПАРМ-3М (полевая авторемонтная мастерская).

ПАРМ-1М предназначен для выполнения текущего ремонта автомобилей многоцелевого предназначения и гусеничных тягачей на готовых агрегатах и деталях в полевых условиях. Он состоит из:

— МРС-АТ мастерская ремонтно-слесарная;

— МРМ мастерская ремонтно-механическая;

— сварочный агрегат 6120 на прицепе ИАПЗ-738;

— подвижная зарядная станция ЭСБ-4-В3-1 на одноосном прицепе 1-АП-1;

— специальный автомобиль с тентом, лебедкой, кран-стрелой-двуногой и комплектом оборудования для мойки, заправки, смазки и кузнечных работ.

При необходимости ремонта четырехосных автомобилей в состав ПАРМ-1М дополнительно включается грузовой автомобиль ГАЗ-66-05 с комплектом специального оборудования, приспособлений и инструмента. В таком оснащении комплект называется ПАРМ-1М40С. ПАРМ-3М предназначен для выполнения среднего и текущего ремонтов автомобилей и гусеничных тягачей на готовых агрегатах и деталях в полевых условиях. В него входят:

— МРС-АТ (4 ед.);

— МРМ (2 ед.);

— МЭСП-АТ мастерская проверки и ремонта автотракторного электрооборудования и приборов систем питания;

— СРЗ-А ремонтно-зарядная станция аккумуляторная;

— МИР-АТ инструментально-раздааточная мастерская в автотракторной комплектации;

— электростанция 2508 (30 кВт) на автомобиле;

— сварочный агрегат АДБ-305-1 на одноосном прицепе ИАПЗ-738;

— водомаслогрейка ВМГ-40-51 на одноосном прицепе ИАПЗ-738;

— автобензоцистерна АЦМ-4-157;

— спецавтомобиль ЗИЛ-131 с лебедкой и кран-стрелой-двуногой модели 3504;

— грузовой автомобиль ЗИЛ-131 с крановым самопогрузчиком ЛЗА-4033;

— автомобили транспортные ЗИЛ-131 (6 ед.) и прицепы 2-ПН-2 (4 ед.) для перевозки оборудования и имущества;

— автомобили транспортные ГАЗ-66 (2 ед.) для перевозки жилых палаток и кухни КП2-48 на прицепе 1-АП-1,5;

— автомобиль ГАЗ-69 (УАЗ-469);

— мотоцикл с коляской М-75.

Техническая оснащенность ПАРМ-3М позволяет в полевых условиях развернуть два цеха ремонта машин, цех специальных работ и отделение обеспечения.

Эвакуация автомобильной техники осуществляется попутным транспортом или специальными колесными и гусеничными тягачами.

Ракетно-артиллерийское вооружение в полевых условиях ремонтируется и обслуживается с помощью мастерских: полковой комплект ПМ-2-70 и дивизионный комплект ДАРМ-70.

ПМ-2-70 включает:

— МРС-АР мастерская ремонтно-слесарная для ремонта артиллерийского вооружения;

— МРС-ОР мастерская ремонтно-слесарная для ремонта стрелкового вооружения;

— ТА-5 транспортная машина для перевозки моечного, кузнечного, электросварочного оборудования и палатки;

— ЭСБ-4-В3-1 передвижная зарядная станция;

— АДБ-309 передвижной сварочный агрегат.

Комплект ДАРМ-70 включает:

— мастерские МРС-АР, МРС-ОР, МРМ;

— Н-1-Л мастерская по ремонту специального электрооборудования и электромеханических приборов;

— ОП мастерская для ремонта оптических приборов;

— ОЭ мастерская по ремонту электроннооптических приборов;

— ТА-6 транспортная машина для перевозки моечного, кузнечного, электро-газосварочного оборудования, компрессора и другого оборудования;

— транспортный прицеп КЛ-5М для перевозки и хранения металлов и палаток;

— прицеп ТП-9М для перевозки оборудования зарядки огнетушителей и баллонов;

— прицеп ТП-11М для перевозки палатки с обогревателем и производственного инвентаря;

— электросиловые установки ЭСД-10-ВС/230, АСБ-4-В3-1 и АДБ-309.

Эвакуация поврежденного ракетно-артиллерийского вооружения в зависимости от базы осуществляется средствами бронетанковой или автомобильной техники.

Для технического обслуживания и ремонта техники и вооружения специальных войск (инженерных, связи, химической и бактериологической защиты), а также войск тыла, в полевых условиях органы технического обеспечения оснащены соответствующими подвижными средствами. В органах тактического уровня (батальон, полк) находятся следующие комплексы и типы подвижных средств:

для инженерных войск:

— МРИВ мастерская по ремонту инженерного вооружения (или мастерская более раннего выпуска АПРИМ);

— МРС-И мастерская ремонтно-слесарная;

— МТО-И мастерская технического обслуживания инженерной техники.

для войск связи:

— аппаратная Э-350;

— мастерская М-3М2 (или мастерская более раннего выпуска М-3);

— специализированные мастерские М-4М и М-5;

— комплект М-2М.

для войск радиационной и химической защиты:

— мастерская ПРХМ-1М (на базе ГАЗ-66 и одноосного прицепа ИАПЗ-738);

— мастерская ПРХМ-Д.

для войск тыла:

— мастерская МРИО.

Мастерская МРИВ, смонтирована на базе автомобиля ЗИЛ-131, и оборудование, перевозимое в одноосном прицепе ТАПЗ-755 (ИАПЗ-738), обладает широкими производственными возможностями. Мастерская МРС-И — частично унифицирована и относится к типу демонтажно-монтажных мастерских, оснащена установкой УДЗ-101 для электродуговой сварки и подзарядки аккумуляторов.

Аппаратная Э-350 предназначена для зарядки щелочных никелевых и серебряно-цинковых аккумуляторных батарей, переносных радиостанций, телефонных аппаратов и коммутаторов малой емкости. Заряд аккумуляторных батарей (аккумуляторов) может осуществляться как на месте, так и в движении.

Мастерская М-3М2 предназначена для текущего и частично среднего ремонта КВ и УКВ радиостанций, мелких радиорелейных станций, телефонно-телеграфной аппаратуры, а также бензоэлектрических агрегатов.

Оборудование мастерской ПРХМ-1М позволяет производить техническое обслуживание и текущий ремонт химического вооружения и имущества, а также средний ремонт приборов радиационной и химической защиты.

Мастерская МРИО позволяет выполнять ремонт специального оборудования автомобилей тыла и средств заправки и транспортирования горючего.

Ракетные войска стратегического назначения. Справочник. Структура РВСН.

Ремонтно-техническая база (РТБ), подвижная ремонтно-техническая база (ПРТБ)

Ремонтно-техническая база (ртб) — Часть ядерного обеспечения Вооружённых Сил РФ, предназначенная для эксплуатации (приема, хранения, обслуживания) и выдачи ядерных боеприпасов (головных частей) в части боевого применения ядерного оружия (например, в ракетные полки). Все ртб организационно входят в состав Двенадцатого Главного управления Министерства обороны Российской Федерации. Ртб Ракетных войск стратегического назначения переданы в оперативное подчинение Командующему РВСН. Ртб включает следующие структурные элементы: управление, сборочные бригады, подразделения обеспечения.

Первые РТБ были сформированы примерно в 1956 году, когда в инженерные бригады РВГК поступили первые ядерные головные части ракет Р-5М. Именовались они ПРТБ — подвижные ремонтно-технические базы. В составе баз имелись сборочные бригады. Отсюда «двуличие» в расшифровке аббревиатуры РТБ — база и бригада. Существовали также ОСБ — отдельные сборочные бригады, которые придавались ОРД — отдельным ракетным дивизионам.

«Тогда же были сформированы и войсковые подразделения для эксплуатации и подготовки к боевому применению головных частей с ядерными зарядами — две сборочные бригады, начальниками которых стали полковник Ф.П. Гладков и подполковник В.Г. Котельников.»

«Начиная с 1957 года управления НРВ решают задачи по разработке аппаратуры и созданию ремонтно-технических бригад (РТБ) для сборки атомных и водородных зарядов, а также хранению этих зарядов и их эксплуатации в войсках.

Создание самостоятельного отдела по эксплуатации специальных зарядов и РТБ определяется необходимостью обеспечения постоянной боевой готовности ракет со специальными зарядами, решения большого комплекса вопросов по эксплуатации этих зарядов в частях и увеличения в ближайшее время количества полевых и стационарных РТБ.»

В дальнейшем, при переходе на ракетные комплексы типа ОС (отдельный старт), часть РТБ была сокращена и в каждой ракетной дивизии осталось по одной РТБ, обеспечивающей все ракетные полки дивизии.

В связи с реформированием Вооруженных сил 1 января 2009 года части РТБ входят в состав 12-го Главного управления Министерства Обороны РФ (12 ГУМО МО РФ).

1. Ремонтно-техническая база (РТБ), подвижная ремонтно-техническая база (ПРТБ)

Раздел ведет: Виктор Махов.

РТБ/
ПРТБ
В/ч Время Дислокация Примечания
9 73521 1962 Куба 514 рп
53 32147 1960—1981 г.Долина, Ивано-Франковская обл. 76 рп
56 25559 1960—1970 с.Ляличи, Приморский край 652 рп
87 25561 1958—1988 г.Таураге, Литва 637 рп, 58 рд
105 14158 1958—1997 пгт.Капустин Яр К 01.07.1974 г. перефор-
мирована в 179-ю отдельную
сборочную бригаду
117 25587 1959—1968 п.Перевальное, Крымская обл. 84 рп
187 77864 1962 Куба 539 рп
208 64661 1962 Куба 546 рп
264 18307 1959—1968 п.Паплака, Латвия 115 рп
267 18309 1960—1968 пгт.Манзовка, Приморский край 132 рп
К 25.03.1968 г. передана в
состав Сухопутных войск (СВ).
320 14283 1959—1980 г.Слоним, Гродненская обл. 638 рп
329 32146 1958—1991 ст.Белокоровичи, Житомирская обл. 163 рп
330 32191 1958—1984 г.Червоноград, Львовская обл. 103 рп
331 32192 1959—1984 с.Липники, Житомирская обл. 181 рп
349 25710 1957—1968 г.Гвардейск, Калининградская обл. 97 рп
350 77153 1962 Куба 564 рп
410 25712 1957—1968 г.Мукачево, Закарпатская обл. К 25.03.1968 г. передана в
состав Сухопутных войск (СВ).
432 33776 1958—1990 г.Советск, Калининградская обл. 25 рп
484 45160 1962 Куба 657 рп
494 14049 1958—1990 г.Коломыя, Ивано-Франковская обл. 40 рп*
6581 83388 1958—1966 ст.Колосово, Минская обл. К 15.11.1964 г. перефор-
мирована в 2975-ю армейскую
техническую базу 50 РА.
(на территории 25 арсенала)
771 83434 19??—1964 с.Жеребково, Одесская обл. К 15.11.1964 г. перефор-
мирована в 2990-ю армейскую техническую базу 43 РА.
(на территории 26 арсенала)
836 14092 1960—200? г.Юрья, Кировская обл. 8-я рд
842 68886 1960—1963 п.Лапичи, Могилевской области 104 рп
1963—н.в. г.Татищево, Саратовская обл 60-я рд
847 14223 1959—1988 г.Гусев, Калининградская обл. 323 рп
856 23492 1959—1978 г.Хаапсалу, Эстония 94 рп
857 23493 1959—1988 г.Пинск, Брестская обл. 85 рп
858 23495 1959—1981 г.Новогрудок, Гродненская обл. 142 рп
859 23498 1959—1980 пгт.Гезгалы, Гродненская обл. 376 рп
1980—1997 49-я рд
866 14239 1959—1988 г.Укмерге, Литва 324 рп
912 14243 1959—1987 пгт.Знаменск, Калининградская обл. 330 рп
914 14251 1960—1983 г.Ленинск, Кзыл-Ордынская обл. 98 рбр
944 14257 1959—1984 г.Золочев, Львовская обл. 351 рп
966 14265 1959—1976 пгт.Житковичи, Гомельская обл. 369 рп
979 14083 1958—1985 г.Мирный, Архангельская обл. 53-й НИИП
981 14276 1959—1971 г.Петриков, Гомельская обл. 396 рп
982 14282 1959—1977 п.Козенки, Гомельская обл. 398 рп
1977—1997 33 рд
988 14287 1959—1984 г.Славута, Хмельницкая обл. 615 рп
998 33780 195?—1964 ст.Пибаньшур, Удмуртская АССР К 15.11.1964 г. перефор-
мирована в 2991-ю корпусную техническую базу 5 ОРК
(на территории 29 арсенала)
1018 23487 1959—1978 г.Плунге, Литва 79 рп
1026 14296 1959—1981 г.Луцк, Волынская обл. 576 рп
1031 14300 1959—1992 г.Луцк, Волынская обл. 577 рп
1033 42797 1959—1987 г.Каменец-Подольск, Хмельницкая обл. 586 рп
1051 23499 1959—1988 г.Стрый, Львовская обл. 151 рп
1052 23503 1959—1990 г.Остров, Псковская обл. 647 рп
1053 23508 1959—1981 г.Валга, Эстония 846 рп
1054 23509 1960—1982 г.Добеле, Латвия 867 рп
1055 23510 1959—1980 г.Лида, Гродненская обл. 170 рп
1056 23511 1950—1979 г.Поставы, Витебская обл. 249 рп
1057 23512 1959—1980 г.Слуцк, Минская обл. 306 рп
1058 23513 1959—199? г.Первомайск, Николаевская обл. 309 рп
1059 23517 1959—1980 с.Октябрьское, Северная Осетия 178 рп
1060 23521 1959—1979 г.Каттакурган, Самаркандская обл. 185 рп
1079 25843 195?—1964 г.Шадринск, Курганская обл. 703 рп пртб-ж (железнодорожного типа)
1964—19?? 17 рбр пртб-ж (железнодорожного типа)
1080 25844 1959—1964 г.Омск 329 рп
1083 23581 1959—1970 с.Николаевка, Приморский край 109 рп
1084 25845 1959—1966 ст.Ива, Свердловская обл. 42 рд
1085 25846 1959—1964 п.Мирный, Архангельская обл. пртб-ж (железнодорожного типа)
1086 25847 1959—1964 п.Мирный, Архангельская обл. пртб-ж (железнодорожного типа)
1372 63552 1962—1973 пгт.Итака, Томская обл. 739 рп, 32 рбр, 97 рбр
1470 55426 1962—1964 г.Шадринск, Курганская обл. 703 рп
1964—1977 17 рбр
1501 33787 1960—н.в. п. Выползово, Тверская обл 7 рд
1502 14451 1960—1982 п.Каскаловка, Ленинградская обл. 303 рп
1503 33824 1960—1978 г.Раквере, Эстония 304 рп
1504 54123 1960—1978 г.Неман, Калининградская обл. 308 рп
1505 54126 1960—1993 г.Поставы, Витебская обл. 346 рп
1506 44187 1960—1984 г.Ружаны, Брестская обл. 403 рп
1506 ртб (п.Ружаны) в 1977
перестала действовать в
интересах 403 ракетного
полка, но стала обеспечи-
вать всю дивизию, расфор-
мирована в 1993 году.
1507 34166 1960—1988 г.Выру, Эстония 305 рп
1508 44117 1960—1984 г.Приекуле, Латвийской ССР 344 рп
73752 1984—н.в. г.Иркутск, Иркутской обл. 29 рд
1509 34176 1960—199? п.Раково, г. Хмельницкий 429 рп
1510 33899 1960—1979 г.Первомайск, Николаевская обл. 434 рп
1511 54255 1960—1982 г.Елгава, Латвия 307 рп
1512 44013 1960—1977 пгт.Ветрино, Витебская обл. 402 рп
1513 44190 1960—1971 г.Гомель, Белоруссия 404 рп
1514 44018 1960—1969 г.Ярмолицы, Хмельницкая обл. 430 рп
1515 08326 1960—1981 г.Майкоп, Адыгейской АО 479 рп
1981—н.в. г.Барнаул, Алтайский край 35 рд
1516 54263 1960—1977 г.Сморгонь, Гродненская обл. 428 рп
1517 34182 1960—1984 с.Высокая Печь, Житомирская обл. 431 рп
1518 44027 1959—1982 г.Махачкала, Дагестан 480 рп
1519 44195 1960—1984 г.Коростень, Житомирская обл. 432 рп
1520 54270 1960—1979 г.Гайсин, Винницкая обл. 433 рп
1523 54009 1960—1971 г.Актюбинск 481 рп
1525 44031 1960—1980 пгт.Сары-Озек, Алма-Ата 496 рп
1526 54160 1960—2002 ст.Дровянная, Читинская обл. 4 рд, передана в ВВС?
1527 54166 1960—1992 ст.Ясная, Читинская обл. 47 рд
1528 54168 1960—1994 г.Свободный-20, Амурская обл. 27 рд
1529 44144 1960—1970 с.Новосысоевка, Приморский край 571 рп
1530 44061 1960—2005 г.Кострома-40, Костромская обл. 10 рд
1531 54175 1960—н.в. г.Тейково, Ивановская обл. 54 рд
1532 44240 1960 — н.в. г.Козельск, Калужская обл. 28 рд
1533 54063 1960—1984 г.Ахтырка, Сумская обл. 664 рп
1534 44154 1960—1992 г.Лебедин, Сумская обл. 665 рп
1535 44078 1960—1981 г.Глухов, Сумская обл. 668 рп
1536 54200 1960 — н.в. г.Йошкар-Ола, Марий-Эл 14 рд
1537 54203 1960 — н.в. Свободный-1, Свердловская обл. 42 рд
1538 54223 1960—1962 г.Шадринск, Курганская обл. 18 рд
1539 54231 1960—2002 п.Звёздный, Пермская обл. 52 рд
1540 54239 1960—2002 г.Красноярск, Красноярский край 36 рд
1541 54245 1960— н.в. г.Новосибирск-95, Новосибирская обл. 39 рд
1542 54248 1960—1962 г.Татарск, Новосибирская обл. 311 рп
1543 54250 1960—1976 п.Богандинский, Тюменская обл. 93 рбр
15691 44276 1960—1966 ст.Колосово, Минская обл. Железнодорожная
(на территории 25 арсенала)
15701 54327 1960—1966 ст.Колосово, Минская обл. Автомобильная
(на территории 25 арсенала)
15711 34180 1960—1966 ст.Колосово, Минская обл. Автомобильная
(на территории 25 арсенала)
1574 34178 1960—1966 ст.Жеребково, Одесская обл. (на территории 26 арсенала)
1605 55167 1961—1983 п.Песчаный, Мурманская обл. 24 рп
1606 55166 1961—1988 г.Алуксне, Латвия 30 рп
1617 33001 1962—1976 г.Омск К 15.11.1964 т. перефор-
мирована в 56-ю отдель-
ную сборочную бригаду «В».
1640 78408 1961—1990 п.Кармелава, Литва 42 рп
1688 55165 1961—1990 г.Малорита, Брестская обл. 44 рп
1692 78411 1961—1984 п.Засимовичи, Брестская обл. 56 рп
1696 55164 1961—1984 г.Винница 60 рп
1739 03593 1982—2007 г.Канск, Красноярский край 23 рд
1805 78409 1961—1969 г.Балта, Одесская обл. 62 рп
1808 75416 1961—1970 п.Анастасьевка, Хабаровский край 81 рп
1914 78407 1961—1963 г.Уссурийск, Приморский край 83 рп см. также прим.2
1963—1964 ? г.Уссурийск, Приморский край 60 рд
1964—2001 г.Алейск, Алтайский край 41 рд
2196 69794 1967—???? п.Горный, Читинская обл. К 25.03.1968 г. передана
в состав Сухопутных войск.
3002 93766 1965—н.в. г.Ясный-4, Оренбургская обл. 13 рд
3003 11976 1964—1995 г.Державинск, Тургайская обл. 38 рд
3004 16681 1964—1995 г.Жангиз-Тобе, Семипалатинская обл. 57 рд
3006 22146 1964—2005 г.Карталы-6, Челябинская обл. 59 рд
3009 25996 1965—н.в. г.Ужур-4, Красноярский край 62-я рд
3660 54310-А 1961—1962 г.Житковичи, Гомельская обл. 156 рп,
см. также «Операция Туча»

2. Отдельная сборочная бригада (ОСБ)

ОСБ В/ч Время Дислокация Примечания
4 33003 1962?—1964 Сморгонь, Плесецк 348 ордн
56 33001 1964—???? г.Омск, Омская обл. см. 1617 ртб
101 54009 1965—1971 г. Актюбинск, Актюбинская обл. см. 1523 ртб
179 14158 1974—1997 пгт.Капустин Яр, Астраханская обл. см. 105 ртб
254 30084 1975—19?? г.Ленинск, Кзыл-Ординская обл. см. 914 ртб
255 40236 1975—1990 г.Ленинск, Кзыл-Ординская обл. см. 914 ртб
б/н2 1963—1969 Анадырь (Гудым), Чукотский НО 12 ГУ МО (в/ч 62902)
83 рп

1 В связи с завершением развертывания боевых порядков армии … К концу 1966 г. расформировывается 2975-я армейская техническая база, размешавшаяся на территории арсенала ст. Колосово, с тремя кадрированными пртб: 1569-я (железнодорожный вариант), 1570-я, 1571-я (автомобильный вариант).

2 Сборочная бригада в составе 955-го объекта «С» 12 ГУ МО (в/ч 62902), «отдельной» не стала. Сформирована в 1963 году из состава 1914-й ртб для обеспечения 83-го ракетного полка (Анадырь). О ней см. на странице, посвященной 1914-й ртб.

1. Задачи особой государственной важности Сборник документов. — Москва, 2010.

2. Гуляев А.А. «Головастики» стратегического назначения. — «Военно-историческом журнале» № 10, 2013 г.

3. Ремонтно-техническая база (ртб). Сайт Министерства обороны РФ.

4. Докладная записка М.И. Неделина Р.Я. Малиновскому Об организации управлений и отделов Начальника ракетного вооружения. — Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) :

6. Смирнов Г.И., Ясаков А.И. История 50-й ракетной армии. Том 2. Совершенствование боевой готовности (1965-1969 гг.) / Смоленск. 2003

Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет…
«Авиамарш»
Главной характеристикой любого оружия является его способность нанести ущерб противнику. Ракетные войска поражают неприятеля боевыми блоками стратегических ракет. В комплексе с ракетами Р-12 применяются моноблочные головные части. Это означает, что одна ракета несет один боевой блок с термоядерным зарядом. Таким образом, если говорить о ракете Р-12, понятия «головная часть» и «боевой блок» будут тождественны.

1. Головная часть ракеты Р-12 на транспортно-стыковочной машине 8Т318
Хранением, подготовкой к пуску, выдачей, транспортировкой головных частей ракет комплекса Р-12 занималась особая служба. В целях секретности ее назвали вполне обыденным термином «ремонтно-техническая база», или коротко «РТБ». Служба была настолько секретной, что ее персонал, имевший доступ к головным частям, называли «глухонемые». Сильной была не только скрытность, но и подготовка личного состава: в РТБ к работе с головными частями (ГЧ) ракет допускались исключительно офицеры, и только в ряде менее ответственных процедур сверхсрочники. Призывной состав был задействован при транспортировке ГЧ и их стыковке с ракетой, а также при выполнении вспомогательных задач как-то караульная служба, несение нарядов, и т. п. За то, что служба РТБ работала с «головами» ракет, ее личный состав также называли «головастиками», что носило хоть и шутливый, но уважительный оттенок.
Организационно каждая РТБ соответствовала ракетному полку, то есть одна РТБ обслуживала головные части ракет одного полка. Командир РТБ, как и командир полка, подчинялся командованию соответствующей ракетной дивизии. При этом в ряде вопросов, связанных с боезапасом, командир РТБ подчинялся непосредственно командованию армии, Ракетных войск, и 12-го Главного управления Министерства обороны. Например, командир дивизии не имел доступа в хранилище ГЧ без специального разрешения, а для выдачи ГЧ для установки на ракеты наземных комплексов во время событий в Чехословакии 1968 года потребовался личный приказ главнокомандующего Ракетными войсками Н.И. Крылова.

2. Огневая точка на крыше хранилища головных частей
Как ракетный полк состоит из дивизионов, так и РТБ состоит из сборочных бригад (сббр). Головные части каждого дивизиона обслуживает одна сборочная бригада, размещенная в технической зоне дивизиона, но за своим заграждением и со своим контрольно-пропускным пунктом. На территорию сборочных бригад РТБ проходили по двум пропускам: один для того, чтобы попасть в ракетный дивизион, и второй, чтобы пройти непосредственно в зону РТБ.
Появление термина «сборочная бригада» вызвано спецификой работы с ГЧ. Головные части ракет Р-12 представляли собой сложные механизмы, которые изначально для продления срока хранения и удобства обслуживания поставлялись и хранились частично разобранными. Такое состояние называлось «степень готовности четвертая», или «СГ-4». О полностью собранной и готовой к установке на ракету головной части говорили, что она находится в степени готовности СГ-5. В самом начале эксплуатации комплекса Р-12 была более низкая степень готовности СГ-3, когда из головной части был извлечен ядерный заряд, за свою форму названный шаровым зарядом. Однако такое состояние продержалось недолго, и было характерно для частей раннего формирования. РТБ 43-й Ракетной армии в основном начинали свою службу, имея на боевом дежурстве головные части в СГ-4. При этом ГЧ как для шахтных, так и для наземных дивизионов хранились отдельно от ракет. По тревоге их полагалось перевести из СГ-4 в СГ-5, и только потом выдать для стыковки с ракетами.

3. Площадка перед сборочным залом. В центре кадра сборочный зал, перед ним остатки крепления талей для перегрузки головных частей.
Впоследствии, в середине 60-х годов, с целью сокращения времени предстартовой подготовки порядок хранения ГЧ изменили. До самого конца службы Р-12 головные части для первого пуска наземных дивизионов находились в хранилище головных частей в готовности СГ-5, а для второго пуска в СГ-4. Для шахтных дивизионов готовные части первого пуска находились в СГ-5, и были состыкованы с ракетами в ракетных шахтах, ГЧ второго пуска находились в СГ-4 в хранилище одного из наземных дивизионов.

4. Хранилище головных частей. На крыше видна упомянутая выше огневая точка.
По воспоминаниям ветеранов, самой первой головной частью, предназначенной для применения на ракете Р-12, была АА-12 мощностью 1 Мт, способ взрыва наземный контактный. Следующей, более совершенной, была АА-48, в конструкцию которой был добавлен источник нейтронов, т. н. «реактор», или «система «Гудрон», что несколько повышало КПД использования заряда. При этом единственным способом взрыва также оставался наземный контактный. В 1963-1964 годах на вооружение поступили головные части АА-21, и в скором времени за ней ВА-21, содержащие радиодатчик для воздушного взрыва. С тех пор можно было регулировать высоту подрыва в зависимости от поставленной цели. Каждая следующая ГЧ была несколько мощнее предыдущей за счет более рационального использования энергии термоядерного заряда. При этом распространенную версию о существовании в комплексе с ракетой Р-12 ГЧ эквивалентом 2,3 Мт ветераны не подтверждают, так как для этого был бы необходим другой заряд с большими габаритами.

5. Головная часть установлена на ракету. Музей Великой Отечественной войны в Киеве.
Под Винницей располагалась РТБ № 1696. Ее сборочные бригады заступали на боевое дежурство вместе с дивизионами 60-го ракетного полка. Аналогично дивизионам полка, в РТБ было три сборочных бригады: две обслуживали головные части для ракет наземного старта, и одна для ракет шахтного старта. Конструкция ГЧ для обоих типов ракет была одинаковой.
Источник фото №1: http://rocketpolk44.narod.ru/satana/r12.htm
Фото №2 предоставлено Скибенко В.А.
|