Рэб су 24

Что напугало американский эсминец

На безымянной частоте

10 апреля в Черное море вошел американский эсминец «Дональд Кук». 12 апреля российский фронтовой бомбардировщик Су-24 совершил облет эсминца. 14 апреля, после рядового в общем-то инцидента — самолеты наши не очень регулярно сближаются с кораблями вероятного противника в нейтральных водах, — Пентагон выступил с крайне эмоциональным заявлением, обвинив Россию в нарушении собственных традиций и международных договоров. Упомянуто было, что экипаж «Дональда Кука» после встречи с бомбардировщиком деморализован, в ряде СМИ появилась информация, что 27 американских моряков написали рапорты об увольнении с флота. Что же так напугало экипаж эсминца?

«Дональд Кук» — это вам не ржавая подлодка «Запорожье», а эскадренный миноносец ВМС США четвертого поколения, главным оружием которого являются управляемые ракеты. Это самый массовый послевоенный корабль водоизмещением более 5000 тонн: с 1988 года построено 62 штуки, запланировано еще 13. Главным оружием «Кука» являются крылатые ракеты «Томагавк» с дальностью полета до 2500 километров, способные нести ядерные заряды. В обычном и ударном вариантах эсминец оснащен 56 или 96 такими ракетами, соответственно.

380 человек, составляющие экипаж корабля, надежно защищены. Боевые посты «Дональда Кука» окружены кевларом — на каждый корабль идет 130 тонн этого дорогого, но прочного материала. Небольшая надстройка покрыта материалом, поглощающим радиолокационное излучение. Ниже ватерлинии эсминец защищен броней из высокопрочных магниево-алюминиевых сплавов. Для снижения подводной шумности к кромкам гребных винтов подается воздух. В результате образуется облако пузырьков, искажающее и сглаживающее гидроакустический «портрет» корабля.

Наконец, «Дональд Кук» оборудован новейшей боевой информационно-управляющей системой «Иджис» — помимо прочего, она объединяет средства ПВО всех кораблей, на которых установлена, в общую сеть, позволяя одновременно сопровождать и обстреливать сотни целей. На гранях надстройки эсминца размещены четыре огромные антенны универсального радара, заменяющего несколько обычных РЛС. Вместе с «Томагавками» в универсальных пусковых установках на носу и на корме ждут своего часа полсотни зенитных управляемых ракет разных классов.

Казалось бы, появление такого корабля в Черном море должно вызывать шок и трепет. Так оно и получилось, только не с той стороны. Прилетевший к «Дональду Куку» российский фронтовой бомбардировщик Су-24 не имел на борту бомб и ракет. Под фюзеляжем висел один контейнер с комплексом радиоэлектронной борьбы «Хибины». Сблизившись с эсминцем, «Хибины» выключили его радар, боевые управляющие цепи, системы передачи данных — короче, выключили весь «Иджис», как мы выключаем телевизор нажатием кнопки на пульте. После этого Су-24 сымитировал ракетную атаку на ослепший и оглохший корабль. Потом еще одну и еще — всего 12 раз.

Когда бомбардировщик улетел, «Дональд Кук» поспешно направился в румынский порт приводить нервы в порядок. Больше он к российским водам не приближался. Американцы привыкли издалека, находясь в полной безопасности, перемалывать ракетами плохо вооруженные отряды каких-нибудь пустынных партизан. А если так не получается, они не играют.

Бойцы невидимого фронта

— Чем сложнее радиоэлектронная система, тем легче нарушить ее работу методами и средствами радиоэлектронной борьбы. — рассказал начальник научно-исследовательского центра РЭБ и оценки эффективности снижения заметности военно-воздушной академии Владимир Балыбин. — Чтобы победить в современной войне, мало добиться господства в воздухе. Необходимо обеспечить еще и информационное превосходство.

Помимо «Хибин», отечественный ВПК выпускает много разных устройств, способных обескуражить как регулярные части противника, так и бандитов с террористами. ВДВ начали получать комплексы «Инфауна». Установленный на бронетранспортере или другой боевой технике, комплекс находит и глушит вражескую радиосвязь в КВ- и УКВ-диапазонах , «усыпляет» дистанционно управляемые фугасы. Они непременно взорвутся — но после того, как колонна российских военных пройдет над ними и удалится на безопасное расстояние.

Есть у «Инфауны» еще одна функция — размещенные по бортам машины оптические датчики засекают вспышки выстрелов и дают команду на постановку дымовой завесы, укрывающей колонну от огня. Комплекс защиты информации «Дзюдоист», помимо прочего, находит и обезвреживает электронные устройства, несанкционированно подключившиеся к каналам передачи данных.

Изделие «Лесочек» выполняет те же функции, что и «Инфауна», но гораздо более компактно — его можно носить в рюкзаке или чемоданчике. С таким кейсом удобно ходить на важные деловые переговоры — подслушать их не удастся самой продвинутой службе безопасности. Для бизнесменов есть гражданский вариант «Лесочка» — его можно смонтировать в багажнике «Мерседеса».

— Если бы в УАЗике генерала Романова в 1995 году в Грозном работало изделие «Лесочек», подрыва машины командующего внутренними войсками могло и не случиться, — сказал Балыбин.

Основу радиоэлектронной защиты тактических соединений армии России составляет комплекс «Борисоглебск-2». В него входят автоматизированный пункт управления и четыре типа станций помех — в едином алгоритме они находят источники вражеской активности в эфире и глушат их.

Устройство «Житель» находит и блокирует спутниковые и сотовые телефоны, абонентские комплексы GPS-навигации. Свою эффективность оно доказало во время конфликта в Южной Осетии, дезориентируя грузинские беспилотники. В Чечне начальник факультета РЭБ воронежской военно-воздушной академии Владимир Хроликов боролся с террористами:

— По всей территории у нас стояли станции слежения. Как только возникала активность в эфире, мы делали засечку и передавали ее артиллеристам. Джохара Дудаева, как вы знаете, уничтожила ракета, наведенная на сигнал его спутникового телефона. В Грозном специалисты РЭБ обезвреживали закатанные в асфальт радиоуправляемые фугасы.

Переоснащение стратегических ядерных сил России на новейшие средства РЭБ идет ускоренными темпами, заявил заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин. Если армия и флот в целом к 2020 году будут переоснащены на 70 процентов, то РЭБ стратегического потенциала обновят на все 100.

— Средства РЭБ — это то, что позволяет нашему умному оружию действовать, а чужому умному оружию — заснуть. И это правильно, — заметил вице-премьер.

13 апреля 2016 в 19:08

Штаб-квартира, Европейское командование Соединенных Штатов

Содержание: эсминец ВМС США, находящийся в международных водах Балтийского моря, находился в тесном взаимодействии с российскими летательными аппаратами 11 и 12 апреля 2016 года.

USS Donald Cook (DDG 75) наблюдал многочисленные, агрессивные маневры российских самолетов, которые осуществлялись в непосредственной близости от судна.

11 апреля, во время проведения учений по посадке на палубу Donald Cook военного вертолета союзников, два российских самолета СУ-24 несколько раз пролетели в непосредственной близости на малой высоте около 3 часов вечера местного времени. Один из пролетов, которые осуществлялись в то время, как вертолет союзников заправлялся на палубе, командиром корабля был признан небезопасным. В качестве меры предосторожности, полеты были приостановлены до тех пор пока Су-24-ые не покинули зону действий.

12 апреля, в то время как Дональд Кук находился в международных водах в Балтийском море, российский вертолет KA-27 Helix несколько раз облетел корабль на малой высоте кругами, сделав в общей сложности семь кругов, примерно в 5 часов вечера по местному времени. Командиром корабля эти облеты вертолета также были признаны небезопасными и непрофессиональным. Около 40 минут после взаимодействия с российским вертолетом, два российских реактивных самолета СУ-24 осуществили несколько пролетов на близком расстоянии и на малой высоте, всего было зарегистрировано 11 пролетов . Российский самолет летел в режиме демонстрации атаки и не ответил на повторенные несколько раз запросы сделанные на английском и русском языках. Несколько маневров были признаны командиром USS Donald Cook небезопасными и непрофессиональными.

Цитата:

«11-12 апреля USS Donald Cook находился в международных водах в соответствии с нормами международного права, осуществляя операции и учения с нашими союзниками в Балтийском море.»

«По моему мнению, эти маневры в непосредственной близости от Donald Cook являются непрофессиональными и небезопасным.»

Командующий ВМС США в Европе и Африке,

— Адмирал Марк Фергюсон

Основные факты:

Выражаем глубокую озабоченность опасения по поводу небезопасного и непрофессионального пилотирования российских самолетов.

Эти действия могут привести к ненужной эскалации напряженности в отношениях между странами, а так же к ошибкам или несчастному случаю, который может повлечь серьезные травмы или смерть.

В качестве доказательства, опубликованы фото и видео двух инцидентов

Комплекс РЭБ Хибины

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РЭБ Л-175 / Л-175В «Хибины-10В»
Комплекс РЭБ КС-418 «Хибины»
Комплекс РЭБ Л-265 «Хибины-М»
Комплекс РЭБ «Хибины-У»

Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы / подавления (РЭБ / РЭП) авиационного базирования. Разработан в рамках ОКР «Хибины» Калужским научно-исследовательским радиотехническим институтом (КНИРТИ, входит в КРЭТ), главный конструктор комплекса — Александр Семенович Ямпольский. Исследования комплексов радиоэлектронной разведки (РЭР) совмещенных со станциями постановки активных помех, которые в дальнейшем привели к разработке комплекса «Хибины», начаты КНИРТИ в 1977 г. (см.ниже). В 1984 г. уже велась разработка комплекса «Хибины-10В» для вооружения самолета Т-10В / Су-34. В 1990 г. прошел приемо-сдаточные испытания первый образец комплекса Л175, созданного в рамках ОКР «Хибины». К середине 1990-х годов разработана его контейнерная версия Л-175В, предназначенная для оснащения самолетов Су-34.
Испытания контейнера Л-175В комплекса «Хибины-10В» начаты в январе 1995 г. Второй этап испытаний начат на Су-34 в Раменском в августе 1997 г. 18 марта 2014 г. комплекс Л-175В принят в составе вооружения самолета Су-34 на вооружение ВВС России.
В августе 2013 г. на авиасалоне МАКС-2013 КНИРТИ и Министерство обороны России подписали контракт на выполение ОКР по созданию и испытаниям комплекса РЭБ «Хибины-У» для самолетов фронтовой авиации. Сумма контракта — 1.6 млрд руб. Кроме КНИРТИ в разработке будет принимать участие НИИ «Экран» (г.Самара). В рамках ОКР комплекс будет размещен на самолете Су-30СМ (источник).
Комплекс РЭП обеспечивает защиту самолета от противовоздушных и авиационных средств поражения.

Контейнер комплекса РЭБ «Хибины» Л-175В на самолете Су-34 борт №04 красный (источник).
История разработки комплекса РЭБ «Хибины»:
В 1977 г. в КНИРТИ начаты исследования создания комплексов радиоэлектронного подавления на базе функциональных блоков базовых конструкций (ФББК). Это были НИР «Проран» (научный руководитель — И.И.Захарченко, заместитель — А.С.Ямпольский) — разработка аппаратуры радиотехнической разведки (РТР); и НИР «Регата» (заместитель научного руководителя — А.Н.Денисов) — разработка аппаратуры активных помех. В 1980 г. НИРы успешно защищены КНИРТИ и в 1982 г. начаты ОКР «Проран» (главный конструктор А.С.Ямпольский) и ОКР «Регата» (главный конструктор В.Г.Суптеля). Позже в рамках ОКР «Хибины» эти ОКРы были объединены в один комплекс РЭБ.
В состав опытного комплекса РЭП «Хибины-10» / Л-175 входил широкополосный блок точного запоминания частоты — блок ТШ — в состав которого входила модернизированная цифровая линия задержки «Ответ» с использованием быстродействующих микросхем «сотой» серии. В 1984 г. разработка блока ТШ передана внутри КНИРТИ в другой отдел, где эти работы были объединены с другими разработками высокочастотных систем для комплекса РЭП. Линия задержки «Ответ» была модернизирована в «Ответ-М».
Первый опытный образец комплекса, который полностью соответствовал исходному ТЗ и выполненный на ФББК по своим массогабаритным характеристикам не позволял размещение на борту самолета. Поэтому при работе над комплексом «Хибины-10В» / Л-175В конструкторы КНИРТИ плотно взаимодействовали с конструкторами ОКБ им.П.О.Сухого. В рамках ОКР «Хибины» работы по Л175В возглавлял заместитель главного конструктора по конструированию В.В.Крючков. В 1990 г. первый однопостовой образец Л-175 в блоках ФББК прошел приемо-сдаточные испытания и был оставлен на хранение в КНИРТИ. Второй комплект аппаратуры Л-175 был использован для размещения в контейнере — изделии Л-175В. Первый полет Су-34 с аппаратурой Л-175В состоялся в январе 1995 г. Был начат первый этап приемо-сдаточных летных испытаний. В августе 1997 г. в ЛИИ в Раменском состоялся первый полет Су-34 в рамках второго этапа испытаний комплекса Л-175В.

Опытный самолет Су-34 борт №46 оснащенный опытным комплексом «Хибины-10В» / Л-175В (Топорков Н.В. «Хибины» — автоматизированный комплекс защиты самолетов).
Из-за сложностей с развертыванием серийного производства и самолетов-носителей Су-34 и собственно комплексов Л-175В в КНИРТИ начата разработка под руководством А.С.Ямпольского 4-контейнерного наращиваемого варианта комплекса «Хибины» для обеспечения групповой защиты самолетов. В состав комплекса входили контейнеры У1 и У2 рабочий частотный диапазон которых совпадал с частотным диапазоном «Хибин» — это контейнеры, которые не требовали своей исполнительной радиотехнической разведки для целеуказания — фактически это были мощные передачики. Вторая пара контейнеров — Ш1 и Ш0 — имела рабочий диапазон отличный от «Хибин» и для их работы требовалась и иная логика и отдельная система исполнительной радиотехнической разведки. С использованием наработок по этой теме, вероятно, был создан комплекс РЭБ Л-265 «Хибины-М», который может применяться как в бесконтейнерном варианте — только со встроенным в планер самолета (Су-35С) оборудованием, так и с использованием контейнеров.
При разработке варианта комплекса «Хибины-60» было использовано предварительное имитационное математическое моделирование функционирования комплекса на борту самолета. Такой же подход был использован при разработке аппаратурно-алгоритмической структуры станции помех КС418.
Состав комплекса типа «Хибины»:
— система РЭР «Проран» или более современная;
— система постановки активных помех «Регата» или более современная (в контейнере или в планере самолета);
— система постановки активных помех групповой защиты (в контейнере);
— широкополосный блок точного запоминания частоты — блок ТШ:
— вычислительная многопроцессорная подсистема;
ТТХ комплекса:

Л-175В Л-265
Длина контейнера 4950 мм
Диаметр контейнера 350 мм
Масса контейнера 300 кг
Область покрытия в задней и передней полусферах сектор +-45 град
Диапазон рабочих частот аппаратуры радиотехнической разведки 1,2…40 ГГц
Диапазон рабочих частот аппаратуры постановки активных помех 4…18 ГГц
Диапазон рабочих частот контейнеров активных помех групповой защиты 1…4 ГГц
Потребляемая мощность 3600 вт

Модификации:
— НИР / ОКР «Проран» — разработка комплекса радиоэлектронной разведки;
— НИР / ОКР «Регата» — разработка комплекса постановки активных помех;
— ОКР «Хибины» — комплекс радиоэлектронной разведки (ОКР «Проран») объединенный с комплексом поставновки активных помех («ОКР «Регата»);
— комплекс «Хибины-10В» / Л-175В / Л-175ВЭ — комплекс РЭП для самолетов Т-10В / Су-34.
— комплекс «Хибины» / КС-418Э — проект комплекса РЭП для экспортных самолетов Су-24МК / Су-24МК2, разработка комплекса видимо не завершена.

Контейнер КС-418Э (http://militaryphotos.net).
— комплекс РЭП «Хибины-М10» / «Хибины-М6»
— комплекс РЭП «Хибины-60»
— комплекс РЭП «Хибины-М» Л-265 / Л-265М10 (источник) — комплекс РЭП самолета Су-35С с контейнерами на законцовках крыла.
— комплекс РЭБ «Хибины-У» — усовершенствованный вариант комплекса. В августе 2013 г. на авиасалоне МАКС-2013 КНИРТИ и Министерство обороны России подписали контракт на выполение ОКР по созданию и испытаниям комплекса РЭБ «Хибины-У» для самолетов фронтовой авиации. В рамках ОКР комплекс будет размещен на самолете Су-30СМ.
— комплекс «Тарантул» — развитие комплекса «Хибины» разработки КНИРТИ.
Носители:
— Су-34 — контейнер Л-175В / Л-175ВЭ с комплексом РЭП «Хибины».

Су-34 борт №48 с контейнерами комплекса Л-175В на концах крыльев и с контейнером группового РЭП под фюзеляжем (http://militaryphotos.net).
— Су-24МК / Су-24МК2 — контейнер КС-418Э с комплексом РЭП «Хибины».

Макет Су-24М с контейнером КС-418Э на одном авиасалонов МАКС, 2000-е годы (источник).
— Су-35 — комплекс «Хибины-М» / Л-265.
— Су-30СМ — комплекс «Хибины-У» в рамках ОКР по его созданию и испытаниям планируется размещать на Су-30СМ.
Стоимость:
— комплекс Л-175В имеет цену (согл.контракта от 14.01.2013 г.) не более 123 млн. руб.
Статус: Россия
— 1995 г. январь — первый полет Су-34 в рамках программы летных испытаний комплекса «Хибины».
— 1997 г. август — начало второго этапа летных приемо-сдаточных испытаний комплекса «Хибины».
— 2000 г. апрель — в ходе комплексных исследовательских учений ВВС изучалась возможность Су-34, оснащенного станцией РЭБ «Хибины», выполнять «прикрытие» фронтовых бомбардировщиков Су-24М (источник).
— 2013 г. 14 января — КНИРТИ подписан договор № 403/15-17 с ОАО «Компания «Сухой» на выполнение работ по изготовлению комплекса Л-175В (92 комплекта). Сумма договора — 11.329 млрд. руб.Срок выполнение — не позднее 31.03.2020 г. (ист. — Годовой отчет за 2012 г.).
— 2014 г. 14 апреля — в ходе учений на полигоне Мухор-Кондуй в Бурятии Су-34 поставят помехи для самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50, истребителей-перехватчиков МиГ-31 и наземной группировки противовоздушной обороны. Несмотря на это операторы ДРЛО А-50 попытаются определить цели и выдать целеуказания пилотам самолетов МиГ-31 (источник).

— 2014 г. 15 апреля — на одном из сайтов патриотической направленности появилась публикация «Хибины» против «Иджис» или что так сильно испугало Пентагон?» (источник), которую модераторы даже того сайта определили в раздел «Домыслы». В статье с искажением фактов описывается якобы атака Су-24 с применением комплекса «Хибины», которая якобы имела место в недавнем облете самолетом такого типа американского эсминца «Дональд Кук» 12 апреля 2014 г. Статья вызвала оживленное обсуждение в сети и была перепечатана многими сайтами включая весьма уважаемые. Позже была удалена так же на многих сайтах. Что касается реальной ситуации, то можем отметить следующее:
— облет самолетом Су-24 американского корабля действительно имел место;
— во время облета американского корабля Су-24 не совершал никаких враждебных действий.
— комплекс «Хибины» не устанавливается на самолеты Су-24.

Авиационный комплекс радиоэлектронного противодействия “Хибины”

Авиационный комплекс радиоэлектронного противодействия «Хибины» является, пожалуй, наиболее известным и широко «распиаренным» из новейших российских средств радиоэлектронной борьбы. Очень большое внимание этот комплекс приковал к себе и на проходящем в подмосковном Жуковском Международном Авиационно-Космическом Салоне МАКС-2017. Рассмотрим, что представляет собой данный комплекс радиоэлектронного противодействия и как он функционирует.

Средства радиоэлектронного противодействия имеют огромную роль в современной воздушной войне, впрочем как и во всех остальных видах вооружённой борьбы. Применение авиацией средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) позволяет существенно снизить эффективность действий средств ПВО и авиации противника, а зачастую и вовсе свести их боевые возможности к минимуму.

Разработка комплекса «Хибины» была начата Калужским научно-исследовательским радиотехническим институтом (КНИРТИ, в настоящий момент входит в состав КРЭТ), ещё в конце 1980-х годов. Он должен был заменить большинство комплексов радиоэлектронного противодействия, имевшихся на вооружении советской авиации, которые к тому моменту не полностью отвечали современным требованиям и имели ограниченные возможности противодействия появившимся у потенциального противника РЛС и ЗРК нового поколения. В 1990-х годов в виду тотального экономического кризиса и хаоса в России, практически полностью прекратилось развитие российских вооружённых сил и закупки новой военной техники и вооружения. Радикально снизились и возможности российской авиации в области ведения радиоэлектронной борьбы. Были полностью утрачены все самолёты РЭБ тактической авиации, предназначенные для групповой защиты самолётов. Были сняты с вооружения самолёты-помехопостановщики Як-28ПП, а все 7 построенных серийных самолётов РЭБ нового поколения Су-24МП оказались в составе ВВС Украины (были выведены из состава украинских ВВС и утилизированы в 2004 году). Прекратились и поставки авиационных комплексов РЭБ индивидуальной защиты.

Несмотря на катастрофическую экономическую ситуацию и тотальную нехватку финансирования КНИРТИ продолжал работы по созданию новых авиационных средств радиоэлектронного противодействия, которые были приняты на вооружение в начале текущего десятилетия. С 2013 года началось серийное производство комплексов РЭБ «Хибины» для новейших самолётов ВКС России.

Авиационный комплекс РЭБ «Хибины» имеет три основные модификации, предназначенные для различных новых самолётов ВКС России.

  • Л-175В «Хибины-10В» — для бомбардировщиков Су-34
  • Л-265 «Хибины-10М» — для истребителей Су-35С
  • комплекс «Хибины-У» — для истребителей Су-30СМ. Разработка данного варианта комплекса была начата в 2013 году. В настоящий момент осуществляются его поставки ВКС России.

В состав комплекса «Хибины» входят следующие элементы:

  • система радиотехнической разведки «Проран», предназначенная для обнаружения радиоэлектронных средств противника, их классификации, анализа их параметров работы, определения местоположения и т.д.
  • Станция активных помех САП-518 «Регата».
  • Вычислительная подсистема

Станция помех САП-518 располагается в контейнерах, устанавливаемых на законцовках крыла самолёта. Данная станция предназначена для индивидуальной защиты самолётов и осуществляет постановку имитирующих и уводящих помех РЛС наведения ЗРК, бортовым РЛС истребителей противника и активным головкам самонаведения ракет «воздух-воздух». Принцип действия таких помех достаточно прост. Станция помех принимает сигнал РЛС и просто «копирует» его, перенаправляя обратно на источник. Т.к. сигнал, излучаемый станцией помех как правило более мощный, чем отражённый от самолёта сигнал РЛС, то приёмник РЛС противника «настраивается» на него. После этого станция помех начинает постановку уводящих помех по всем каналам определения параметров цели — дальности, скорости и угловых координат, представляющие собой несколько изменённые сигналы РЛС противника, в результате чего ракета противника с высокой вероятностью наводится на «фантомную» цель. При успешной постановке уводящих помех, кратковременное выключение станции помех приводит к срыву сопровождения цели РЛС наведения или активной головкой самонаведения ракеты противника. Также возможно скрытие положения самолёта путём «бомбардировки» РЛС противника имитирующими помехами, что приводит к засветке узкого сектора индикатора РЛС и делает невозможным или предельно затрудняет получение информации о реальном положении цели. Средства комплекса «Хибины» имеют электронные модули обработки сигналов, выполненные с использованием технологии DRFM (Digital Radio Frequency Memory) — т.н. «радиочастотной памяти», что позволяет в режиме практически реального времени производить анализ сигнала и постановку помех любой формы. Благодаря данной технологии, время реакции станции помех исчисляется считанными микросекундами или даже более малыми временными величинами.

Использование станций помех САП-518 позволяет очень существенно снизить вероятность поражения самолёта-носителя, что многократно повышает его выживаемость в условиях противодействия современных систем ПВО и воздушного боя с современными истребителями.

В 2016 году была принята контейнерная станция помех групповой защиты САП-14 «Тарантул». Данная станция осуществляет постановку активных шумовых помех обзорным РЛС , ЗРК и авиационным РЛС. Постановка шумовых помех приводит к засветке целого сектора индикатора РЛС и делает невозможным выделение целей на определённом расстоянии и существенно снижает дальность обнаружения целей, а для РЛС старых типов обеспечивает полное их подавление. Помехи, выставляемые станцией групповой защиты позволяют скрыть от обнаружения радиоэлектронными средствами противника целую группу самолётов. Количество поставленных в войска станций САП-14 неизвестно. Однако можно предположить, что в бомбардировочном авиаполку Су-34, по меньшей мере несколько самолётов будут оснащаться данными станциями помех и выступать в роли самолёта-помехопостановщика. К примеру, в состав бомбардировочных авиаполков советских ВВС входило или придавалось для ведения боевых действий 4 самолёта РЭБ, обеспечивающих прикрытие помехами групп бомбардировщиков. Контейнер со станцией помех «Тарантул» позволяет превратить любой Су-34 в самолёт РЭБ, позволяя прикрывать другие Су-34 в ударной группе непосредственно из боевых порядков, что является наиболее эффективной тактикой при радиоэлектронном подавлении РЛС и средств ПВО противника.

В настоящий момент ведётся широкомасштабное производство комплексов РЭБ «Хибины» для всех новых самолётов тактической авиации ВКС России. Известно, что в начале 2013 года между КНИРТИ и корпорацией «Сухой» был заключён контракт на поставку 92 комплектов комплекса РЭБ Л-175 «Хибины-10В» для бомбардировщиков Су-34. При этом, очевидно, в последующем были заключены и дополнительные контракты на поставку данных комплексов. Как сообщил в ходе второго дня работы МАКС-2017 советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев, для бомбардировщиков Су-34 поставлено порядка 100 комплектов комплекса РЭБ «Хибины», что свидетельствует о практически полном оснащении всех строевых Су-34 средствами радиоэлектронного противодействия индивидуальной защиты. Также ведётся поставка и комплектов комплекса Л-265 «Хибины-10М» для истребителей Су-35С и «Хибины-У» для истребителей Су-30СМ. В частности, в текущем году КРЭТ должен передать в войска 15 комплектов «Хибины-У». Вероятно на данный момент очень большой процент Су-35С и Су-30СМ имеют станции помех. Истребители данных типов, принимающих участие в операции ВКС России в Сирии «поголовно» оснащены комплексами РЭБ.

Ведётся разработка и новых, ещё более совершенных комплексов радиоэлектронного противодействия. К примеру, для перспективного российского истребителя пятого поколения, ПАК ФА, создаётся комплекс РЭБ «Гималаи», элементы которого будут интегрированы в конструкцию самолёта.

Развитие средств РЭБ и оснащение ими всех видов Вооружённых Сил России, стало одним из основных направлений крупномасштабной военной реформы, а широкомасштабное ведение всех видов радиоэлектронной борьбы является одним из самых ключевых аспектов новой доктрины применения российских вооружённых сил. При этом развитию средств РЭБ в современных российских вооружённых силах уделяется существенно большее внимание, чем в советские времена.

Широкомасштабное оснащение новых самолётов ВКС России станциями помех индивидуальной и групповой защиты наглядно демонстрирует огромные усилия, предпринимаемые Министерством Обороны в данном направлении, а также то, что ВКС России очень хорошо усвоили урок войны в Южной Осетии. Тогда, в ходе первых двух дней войны российская авиация понесла очень чувствительные потери, потеряв 6 самолётов, в том числе дальний бомбардировщик Ту-22М3. После начала широкомасштабного применения самолётов и вертолётов РЭБ удалось полностью избежать дальнейших потерь авиации, несмотря на попытки противодействия со стороны имевшихся у Грузии ЗРК. Система ПВО Грузии была полностью дезорганизована и не смогла выполнять свои задачи. При этом применяемые тогда авиационные средства РЭБ были уже морально устаревшими, оставшиеся ещё с советских времён. В настоящий момент уровень оснащённости авиации средствами радиоэлектронного противодействия в десятки раз превышает тот, что был в 2008 году.

Стоит заметить, что оснащение самолётов современными средствами радиоэлектронного противодействия весьма недёшево. Так стоимость комплекта станций РЭБ индивидуальной защиты комплекса «Хибины» составляет порядка 120 млн. рублей, что сопоставимо со стоимостью танка Т-90. Однако экономить на данных средствах нельзя — стоимость комплекта станций помех комплекса «Хибины», составляет порядка 10% стоимости современного боевого самолёта, но при этом позволяет в разы повысить его выживаемость, а следовательно и многократно повышает шансы лётчика вернуться домой.

Павел Румянцев

Электронная война – мифы и правда — часть II

Так одолели ли «Хибины» эсминец «Дональд Кук»?

Окончание. Начало

Помимо современных наземных средств радиоэлектронной борьбы в Вооруженные Силы России активно поставляются и комплексы воздушного базирования. Так, в конце сентября Концерн радиоэлектронных технологий (КРЭТ) сообщил, что в течение двух лет начнется производство модернизированных комплексов радиоэлектронной борьбы «Рычаг-АВ», устанавливаемых на вертолете Ми-8. Также в сообщении указывается, что новый комплекс будет способен ослепить противника в радиусе несколько сотен километров.

Летающий «Рычаг»

Как и в случае с другими комплексами радиоэлектронной борьбы, уже описанными в статье, «Рычаг» (полное название – вертолет Ми-8МТПР-1 со станцией помех «Рычаг-АВ») представляет собой развитие уже более 30 лет стоящих на вооружении советских и российских Военно-воздушных сил станций РЭБ семейства «Смальта», разработанных Калужским научно-исследовательским радиотехническим институтом (КНИРТИ). Главная задача как нового «Рычага», так и более старой «Смальты» достаточно простая – подавление радиолокационных станций управления оружием, а также головок самонаведения ракет вражеских зенитно-ракетных комплексов (систем).

Работы по созданию этих комплексов начались еще в 70-е годы, когда сирийские и египетские ВВС столкнулись с новыми американскими зенитно-ракетными комплексами «Хок», только что поступившими на вооружение Израиля. Так как штатные средства РЭБ оказались бессильны против заокеанской новинки, арабские государства обратились за помощью к СССР.

По первоначальному замыслу разработчиков «Смальта» должна была размещаться на автомобиле, но столкнувшись с рядом проблем, вызванных отражением сигнала от земной поверхности, разработчики решили перенести станцию на вертолет. Благодаря этому удалось не только избавиться от помех – подняв «Смальту» на такую высоту, где сигнал уже не отражается от поверхности, создатели значительно повысили ее подвижность и соответственно защищенность.

По данным Минобороны России, во время августовской войны 2008 года в Южной Осетии и Абхазии применение Ми-8СМВ-ПГ с установленными на борту станциями «Смальта» привело к тому, что дальность обнаружения РЛС наведения ракет грузинских зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1» и С-125 снизилась в 1,5–2,5 раза (с 25–30 км в безпомеховой обстановке до 10–15 км в условиях применения помех), что, по мнению российского военного ведомства, эквивалентно снижению числа пусков ракет примерно в два раза. В среднем дежурство вертолетов РЭБ в воздухе занимало от 12 до 16 часов.

Судя по имеющимся данным, станция «Рычаг» способна не только автоматически обнаруживать, принимать, анализировать и подавлять сигналы вражеских РЛС независимо от используемого режима излучения (импульсный, непрерывный, квазенепрерывный), но и при постановке помех действовать достаточно избирательно, не подавляя свои радиолокационные станции.

Работы по «Рычагу» начались еще в 80-е годы, а первый опытный Ми-8МТПР со станцией помех «Рычаг-БВ» вышел на государственные испытания в 1990-м. Правда, в результате распада СССР и снижения финансирования работы по новой станции КНИРТИ возобновил только в 2001 году, но уже под обозначением «Рычаг-АВ». Государственные испытания вертолета Ми-8МТПР-1 с новой станцией успешно завершились в 2010-м.

Идеологически новая вертолетная станция близка к разработанным ростовским ВНИИ «Градиент» наземным «Красуха-2» и «Красуха-4» – постановка мощных узконаправленных шумовых помех. Правда, как и в случае с 1Л269 и 1РЛ257, сигнал «Рычага» хорошо виден для средств радиотехнической разведки противника. Также не следует забывать, что не только в России, но и на Западе активно ведутся работы по созданию зенитных ракет, способных наводиться именно на источник с сильным радиоэлектронным сигналом.

Так что случилось с «Куком»?

Работы по созданию новейшего бортового комплекса обороны «Хибины» (изделие Л175) начались в Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте еще в конце 80-х годов. Новое изделие изначально рассчитывалось только для установки на фронтовые бомбардировщики Су-34, и благодаря заинтересованности в новой станции главного конструктора самолета Роллана Мартиросова к работам по «Хибинам» активно привлекались конструкторы ОКБ Сухого.

Станция «Хибины» не просто устанавливается на Су-34 и непрерывно обменивается информацией с БРЭО фронтового бомбардировщика, но и выводит данные об обстановке на специальный дисплей, размещенный на рабочем месте штурмана.

Примечательно, что судя по демонстрируемым Концерном радиоэлектронных технологий в рекламных целях видеозаписям индикатора РЛС, подвергающегося воздействию комплекса «Хибины», видны признаки применения опять же мощных шумовых помех. В то же время на видео нет «звездочек» – имитационных помех, названных так из-за характерного звездообразного узора. Хотя такой тип помех и указывается в рекламных материалах.

Новейшие станции помех, впрочем, как и «Рычаг», уже успели принять участие в боевых действиях: оснащенные «Хибинами» фронтовые бомбардировщики Су-34 во время войны в августе 2008 года осуществляли групповую защиту ударных самолетов, а также вели радиотехническую разведку. Судя по имеющимся данным, командование ВВС высоко оценило эффективность Л175.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что «Хибины» – это станция радиоэлектронной борьбы, оснащенная сложной многоканальной антенной решеткой, способная ставить мощные шумовые, а также имитационные помехи и вести радиотехническую разведку. Л175 может не только защищать отдельные машины, но и успешно выполнять функции станции групповой защиты.

Однако устанавливать «Хибины» пока можно только на Су-34, так как бортовая система электропитания этих фронтовых бомбардировщиков специально адаптирована к применению новейшей станции РЭП, вероятно, требующей для своей работы достаточно много электроэнергии.

Поэтому ответ на вопрос, что «Хибины» сделали с американским эсминцем, будет не сенсационным – такая станция во время облета фронтовым бомбардировщиком Су-24 эсминца ВМС США «Дональд Кук» не применялась. Ее попросту не могло быть на борту самолета этого типа.

Таинственный «Порубщик»

Помимо уже упомянутой в первой части статьи станции РЭБ «Мурманск-БН» ореолом секретности покрыта еще одна недавно поступившая на вооружение, но на этот раз Воздушно-космических сил (ранее ВВС) России машина – самолет Ил-22ПП «Порубщик». О «Порубщике» известно только то, что на нем установлены боковые антенны, а также буксируемая в полете станция, разматывающаяся за самолетом, по некоторым данным, на несколько сотен метров.


Опытный образец самолета-постановщика помех и попутной воздушной разведки Ил-22ПП (ОКР «Порубщик») после переоборудования на ОАО «20-й авиационный ремонтный завод» в Пушкине. Самолет имеет регистрацию RA-75903 (заводской номер 0393610235, построен как Ил-22 в 1979 году). 03.04.2012

Источник: Вячеслав Бабаевский/russianplanes.net

Еще в конце 2000-х годов концерн «Созвездие», выполняющий работы по созданию автоматизированных систем управления (ЕСУ ТЗ «Созвездие») и станций радиоэлектронной борьбы, ориентированных в первую очередь на подавление средств вражеской радиосвязи и автоматизированного управления войсками (Р-531Б «Инфауна»), совместно с ТАНТК имени Г. Бериева начал работы по самолету управления и ретрансляции данных А-90, по некоторым данным, в рамках ОКР «Ястреб».

В 2012 году в ходе работ по ОКР «Дискомфорт» «Созвездием» проведены наземные государственные испытания аппаратуры многофункционального комплекса РЭБ воздушного базирования. При этом на новом комплексе якобы применяются уникальные технические решения в части высокопотенциальных антенных решеток и СВЧ-усилителей мощности с жидкостным охлаждением. Примечательно, что работы по «Дискомфорту» также начались в конце 2000-х годов.

Но уже в 2013-м в опубликованном перспективном плане закупок авиационной техники для ВВС России до 2025 года вместо А-90 назывался некий «Ястреб» (без указания А-90), причем только в планах закупки-модернизации с 2021 по 2025-й. Из данного документа стало известно, что российские Военно-воздушные силы планируют закупать Ил-22ПП «Порубщик» до 2020 года.

Если сложить все имеющиеся данные, то можно предположить: Ил-22ПП и А-90 предназначены для выполнения одних и те же задач и не исключено, что в настоящее время А-90 и «Дискомфорт» так или иначе объединились в работах, связанных с «Порубщиком».

Возможно, Ил-22ПП не просто самолет с комплексом радиоэлектронной борьбы, предназначенный в первую очередь для подавления связи и АСУ противника, но и летающий командный пункт управления средствами радиоэлектронной борьбы, способный самостоятельно вести радиотехническую и радиоэлектронную разведку.

Палка о двух концах

Надо признать, что в настоящее время Минобороны России активно развивает направление радиоэлектронной борьбы, не только формируя соединения и части РЭБ, но и оснащая их современной техникой. Российские военные научились глушить «АВАКС», бортовые радиолокационные комплексы, а также линии связи противника и даже сигналы GPS, фактически по некоторым направлениям занимая лидирующее положение в мире.

Как пример можно привести результаты применения Российской армией средств радиоэлектронной борьбы во время войны с Грузией в августе 2008 года. Несмотря на наличие у противника достаточно современных средств противовоздушной обороны, включая зенитно-ракетные комплексы «Бук-М1» и прошедшие модернизацию С-125, а также большого количества РЛС как советского, так и иностранного (в основном французского) производства, на счету грузинской ПВО всего два российских самолета – Ту-22М3, сбитый при невыясненных обстоятельствах, и Су-24 из состава 929-го ГЛИЦ, уничтоженный либо польским ПЗРК «Гром», либо израильским ЗРК «Спайдер».

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы Сухопутных войск отчитались практически о полном подавлении линий связи грузинской армии (эпизодически работала только спутниковая связь), а также о подавлении линий связи грузинских БЛА, приведшем к потере нескольких летательных аппаратов. Так что высказанные в первой части статьи опасения американских журналистов имеют под собой определенную почву.

Но все же приходится признать, что в развитии сил и средств РЭБ есть некоторые трудности. Во-первых, надо понимать, что применение средств радиоэлектронной борьбы должно быть сопряжено с четким контролем всей электромагнитной обстановки в районе боевых действий. Как показывает опыт современных войн и военных конфликтов, в частности уже упомянутой войны с Грузией, средства РЭБ при неправильном применении одинаково сильно бьют как по противнику, так и по своим войскам.

По данным ВВС России, в августе 2008 года при подавлении грузинских РЛС самолетами Ан-12ПП наблюдались помехи также и российским станциям, находившимся на расстоянии 100–120 километров от зоны постановки помех. Наземные станции Сухопутных войск ВС РФ одинаково эффективно подавляли линии связи – как грузинские, так и собственных войск.

Кроме того, надо учитывать, что в районе конфликта работают и гражданские радиоэлектронные средства – каналы связи, обслуживающие «скорую помощь», подразделения МЧС, полиции. И если в настоящее время российские военные, имеющие в прошлом негативный опыт, активно учатся действовать в условиях применения своих средств РЭБ, то о воздействии на гражданский сектор в военно-промышленном комплексе, похоже, никто не беспокоится.

Во-вторых, если внимательно посмотреть на представленную промышленностью линейку продукции РЭБ, то бросается в глаза большое количество станций, особенно это касается изделий КРЭТа, фактически идеологическое, а местами техническое продолжение комплексов, разработанных в 70–80-х годах. И те же «Красухи», «Рычаг» и «Москва» могли появиться в середине – конце 90-х, но затормозились из-за хронического недофинансирования.

Большинство комплексов РЭБ сделано по одному принципу – постановка мощных шумовых помех, что, как уже было сказано, имеет как значимые недостатки, так и не менее значимые преимущества. Но до недавнего времени практически не использовавшиеся миллиметровый и террогерцовый диапазоны в настоящее время все чаще и чаще привлекают внимание производителей не только радиоэлектронного оборудования, но и высокоточного оружия.

На так называемых нижних диапазонах, к примеру, может быть всего десять каналов, а уже на 40 ГГц их уже будут сотни. И разработчикам РЭБ нужно «закрывать» все эти каналы, а это достаточно большая полоса, а значит, требуются более сложные средства радиоэлектронной борьбы с большой канальностью, что в свою очередь приводит к увеличению массогабаритных показателей станций помех и уменьшению их подвижности.

Но если отойти от науки, то и в системе разработки российских комплексов РЭБ есть одна большая организационная проблема. Фактически сейчас разработку и выпуск средств радиоэлектронной борьбы ведет не только КРЭТ, но и недавно созданная Объединенная приборостроительная корпорация (куда вошли концерны «Вега» и «Созвездие), отдельные организации из состава Роскосмоса и Росатома и даже частные предприятия.

Следует отметить, что работы местами дублируются и пересекаются, нельзя забывать и о таком явлении, как лоббизм определенных разработок и фирм. Первой попыткой реорганизовать работы в области создания РЭБ стало недавнее назначение указом президента генерального конструктора по направлению РЭБ. Но насколько будет эффективно это решение, покажет время.

Алексей Рамм

Опубликовано в выпуске № 38 (604) за 7 октября 2015 года