Расход БТР 80

Содержание

БТР-80 — боевая машина, обеспечивающая безопасную транспортировку и огневую поддержку мотострелковых подразделений в районах боевых действий. Бронетранспортёр был запущен в серийное производство в середине 80-х годов прошлого века, стоит на вооружении и изготавливается в настоящее время. Техника прошла через все вооружённые конфликты, прокатившиеся волной по территории постсоветского пространства.

Эта модификация БТР активно поставлялась на экспорт, и используется армиями 26 стран мира.

История создания

Начнём с того, что вопрос о безопасной перевозке живой силы воинских частей и подразделений возник сразу после победы СССР во Второй мировой войне. Первые шаги в решении этой проблемы были сделаны КБ Горьковского автозавода. Именно здесь в 1940 году, разрабатывался проект с рабочим индексом «Объект 141». Это была конструкция лёгкого бронетранспортёра, который был запущен в серийное производство, как БТР-40. Произошло это в 1949 году.

Интересно! К слову, советские инженеры практически полностью скопировали американский броневик Scout Car M3A1, который поставлялся в страну по ленд-лизу.

Дальше пошла доработка и модернизация серийной модели. Например, в 59-ом году была создана амфибия БТР-60. На его базе построили БТР-70, отличавшийся от прототипа более мощным вооружением. Эта модификация была поставлена на вооружение в 1976 году, поэтому обкатка фактически проводилась в горах Афганистан.

Печальный опыт Афганской войны наглядно продемонстрировал все недостатки этой машины, к слову, унаследованные от предыдущей модификации.

  • В частности, у 70-ки проявились проблемы со спаренными карбюраторными движками, которые некомфортно чувствовали себя в условиях высокогорья: теряли мощность, и очень неэкономично потребляли казённое топливо.
  • Помимо этого, неудачной оказалась и конструкция загрузочных люков десантного отсека, затрудняющих посадку/высадку бойцов.
  • Максимальный угол возвышения спаренного пулемёта КПВТ не обеспечивал прикрытие пехоты в горах.
  • Бронезащита машины оказалась недостаточной, водомётный двигатель забивался речным илом.

В результате было решено модернизировать 70-ку, построив на её базе более совершенный БТР-80. Работа была поручена группе конструкторов Мухина и Мурашкина. Проектировалась машина в КБ Горьковского автозавода, рабочий индекс — ГАЗ-5903. Несмотря на то что речь шла о модернизации, специалисты провели полную реконструкцию БТР-70.

Из внесённых в конструкцию изменений можно выделить следующее:

  • Отказ от двух бензиновых двигателей в пользу одной дизельной силовой установки большей производительности;
  • Монтаж двустворчатых десантных люков;
  • Усиление бронирования;
  • Увеличение корпуса;
  • Реализация возможности ведения огня из-под брони;
  • Уменьшение дорожного просвета.

При этом ставшую традиционной компоновку БТР-70 конструкторы сохранили полностью. После прохождения испытаний, БТР-80 был принят на вооружение. Произошло это знаковое событие в 1986 году.

Тактико-эксплуатационные характеристики

  • Общепринятая классификация — бронетранспортёр на колёсном ходу;
  • Двигатель — КамАЗ-7403, объёмом 10.8 литра, агрегат дизельный с турбированной подачей топлива, заявленная производительность: 260 «лошадок»;
  • Коробка передач — 5-ступенчатая;
  • Запас топлива — 300 литров;
  • Снаряжённая масса — 13.6 тонн;
  • Скоростные значения: максимальная/крейсерская/плавающая — 85/30/9 км/час;
  • Подвеска — торсионная независимая;
  • Внешний габарит: длина/ширина/высота — 7650/2900/2350 мм;
  • Дорожный просвет — 475 мм;
  • Ширина колеи — 2.4 метра;
  • Запас хода — 600 км по асфальту и около 300 по пересечённой местности;
  • Вместимость — 10 человек включая экипаж;
  • Бронирование — противопульная броня, толщиной 7-10 мм;
  • Установленное вооружение — пулемёты ПКТ и КПВТ.

Общее описание

Компоновка БТР-80 условно подразделяется на три модульных блока:

  1. Головной отсек с механиком-водителем и командиром машины;
  2. Десантный отсек, где находится оператор-наводчик и 7 бойцов;
  3. Моторный отсек с двигателем.

Здесь нужно уточнить, что порядка 10-15 человек обычно размещаются на бронемашины. Для быстрого обслуживания силовой установки предусмотрены ревизионные люки, обеспечивающие доступ к основным узлам двигателя.

Люки десантного отсека состоят из двух частей: верхняя откидывается в бок, нижняя опускается, образуя небольшой трап. Такая компоновка заметно упрощает высадку десанта, в том числе, из движущегося бронетранспортёра.

Корпус выполнен из слабо дифференцированной брони, обеспечивающей защиту от стрелкового вооружения. Обтекаемые обводы «тела» БТРа нацелены на лучшее преодоление водных преград. Когда техника плывёт, в передней части поднимается волноотражающий щиток, обеспечивающий защиту смотровых стекол мехвода.

Конструкция

Рассмотрим основные узлы и элементы 80-ки более детально.

Корпус и башня

Сразу нужно отметить, что броня техники рассчитана на защиту от стрелкового вооружения. Огонь артиллерии (даже мелкокалиберной), минометный обстрел, попадание кумулятивных гранат и ракетных комплексов для БТР-80 смертельны. От крупнокалиберных пулемётов, защита также не спасает.

Внутри корпуса расположены сиденья, соединённые спинками для размещения десанта. Бойцы сидят лицом к корпусу, при необходимости могут вести автоматный огонь из личного оружия через шаровые установки.

На заметку! В таком боевом положении мёртвыми зонами остаётся задняя полусфера и передняя левая часть корпуса.

Штатное вооружение

На БТР-80 устанавливаются два танковых пулемета:

  1. КПВТ — крупнокалиберный пулемёт, разработанный конструктором-оружейником Владимировы, калибра 14.5 мм;
  2. ПКТ — танковый пулемёт созданный Калашниковым, калибра 7.62 мм.

Вооружение скомпонованное, турель размещается на цапфе в лобовой проекции башни. Угол вертикальной наводки варьируется в границах −4/+60 градусов. Прицеливание осуществляется через монокуляр 1ПЗ-2 с переменным кратным увеличением.

Эта особенность позволяет обстреливать наземные цели на дистанции до 2-х километров, поражать воздушные объекты на расстоянии до 1000 метров.

Боекомплект КПВТ составляет 500 патронов в 10 лентах. Сюда входят бронебойные, трассирующие и зажигательные пули. Этот пулемет рассчитан на поражение воздушных целей и слабозащищённой техники. ПКТ подавляет и уничтожает живую силу противника. Боекомплект этого пулемёта рассчитан на 2000 выстрелов. Сектор ведения обстрела — 360 градусов.

БТР-80 внутри

Мобильность

Благодаря КАМАЗ-овскому двигателю и торсионной подвеске с гидроамортизаторами, «восьмидесятка» может передвигаться по асфальтированным дорогам и пересечённой местности. Тип грунта влияет на скоростные характеристики и общий запас хода.

Водные преграды преодолеваются за счёт установленных водомётных движителей.

Средства связи и визуального контроля

В спокойной обстановке, механик-водитель и командир машины контролируют окружающую обстановку через открытые люки или смотровые стёкла. В зоне боевых действий, ситуация меняется.

В частности, для безопасности мехвода предусмотрены четыре устройства класса ТНПО-115, обеспечивающие полноценный обзор переднего сектора. Для тёмного времени суток, два смотровых прибора заменяются бинокулярными перископами ночного видения серии ТВНЕ-4Б, работающих по принципу усиления натурального освещения.

Для обзора командира машины предусмотрен электронно-оптический модуль ТКН-3 с независимыми каналами и ночного видения. Этот перископ бинокулярного типа соединяется с прожектором, дополненным ИК-светофильтром. В распоряжении оператора-наводчика имеются приборы обзора ТНП-205 и ТНПТ-1, скомпонованные в левой боковой проекции и крыше башни соответственно. Для обзора бойцов, находящихся в десантном отсеке установлены приборы визуального наблюдения класса ТНПО-115, расположенных в верхних бронелистах по обоих сторон люков.

Функцию переговорного устройства внешней связи используются радиостанции Р-163 либо Р-173. Внутренняя связь доступна только членам экипажа, и организуется штатной рацией Р-124.

Компоновка ходовой части

БТР-80 построен по колесной формуле 8×8, с четырьмя ведущими мостами (передний отключаемый). Это обеспечивает бронетехнике отличные показатели динамики разгона, маневренности и проходимости. Поворот шасси осуществляется посредством гидроусилителя рулевого управления.

Высокая проходимость обеспечивается за счёт централизованной регулировки давления в камерах шин. Эта особенность обеспечивает высокую мобильность техники в условиях бездорожья, характерную для боевых машин на гусеничном двигателе.

На заметку! Реализация ходовой части позволяет машине сохранять подвижность даже при подрыве на противопехотной или противотанковой мине. В таких ситуациях энергия взрыва выводит из строя только одно колесо, остальные сохраняют полную функциональность.

Силовая установка и основные узлы трансмиссии

В качестве основного силового агрегата на «восьмидесятку» устанавливается двигатель КАМАЗ-7403, оснащённый турбокомпрессором. Воздухозаборники расположены высоко, чтобы исключить попадание воды внутрь двигателя в процессе преодоления водных преград.

Ниже радиатора располагаются два водомётных движка, воздухозаборные камеры которых направлены вниз, и находятся за крайним задним шасси.

Сцепление двухдисковое, сухого типа, сочленяется с 5-ступенчатой коробкой передач, с синхронизированным переключением. Усилие передаётся через карданный вал на раздаточную коробку. Схема трансмиссии предусматривает возможность принудительной блокировки дифференциала для передвижения по пересечённой местности.

Чтобы избежать выхода из строя основных узлов в результате перегрузки, в «раздатке» предусмотрена муфта критического момента.

Особенности боевого применения

БТР-80 принимал участие практически во всех локальных конфликтах. Машина чётко выполняла возложенные на неё функции: занималась переброской бойцов мотострелковых подразделений, обеспечивала огневое прикрытие.

Например, в 1996 году, на БТР-80 вывозили раненых военнослужащих внутренних войск, которых боевики заблокировали на площади Минутка в Грозном. Тогда БТР имитировал поджог, выпустив дымовую завесу и сбросив скорость. Когда дудаевцы покинули укрытия, ожидая эвакуации бойцов из раненой машины, оператор-наводчик «восьмидесятки» прижал боевиков огнём, после чего бронетранспортёр набрал скорость и вырвался из кольца.

Аналогичных ситуаций в истории боевого применения БТР-80 было много, и всегда техника демонстрировала свою надёжность и выносливость.

Модификации

В рамках модернизации прототипа, на вооружении российской армии появились следующие машины:

  • Командирский БТР-80К, оборудованный дополнительными средствами связи;
  • Бронетехника с башней лафетного типа БТР-80А;
  • Доработанная версия предыдущей машины, адаптированная для войск Росгвардии БТР-80С;
  • Машина с удлинённым корпусом и двигателем ЯМЗ-238 БТР-80М.

БТР-80А

Боевые машины, построенные на базе БТР-80

Сразу отметим, что модернизировалась «восьмидесятка» не только российскими конструкторами, но и иностранными инженерами стран, куда машина поставлялась на экспорт. Например, в Венгрии, на платформе этого шасси создавались инженерные, ремонтно-эвакуационные и разведывательные машины.

В российской армии БТР-80 был взят за основу при создании следующих видов боевой техники:

  1. Мобильный командно-наблюдательный пост «Капустник Б»;
  2. Разведывательная бронемашина БРДМ-3, и её модификации БРВМ-К и БРЭМ-К;
  3. Самоходная артиллерийская установка «Нона-СВК»;
  4. Противодиверсионные машины «Тайфун» и «Тайфун-М»;
  5. Противопожарная машина «Пурга»;
  6. Командно-штабной комплекс «Кушетка Б»;
  7. Передвижной комплекс радиоэлектронного противодействия «Инфауна»;
  8. Бронемашины для химической и биологической разведки РХМ-4 и РХМ-6.

Помимо этого, на базе «восьмидесятки» создавались унифицированные шасси, даже гражданский вездеход ГАЗ-59037.

Бронемашины для химической и биологической разведки РХМ-4

Культурное наследие

БТР-80 по праву считается самой массовой боевой машиной последних десятилетий. Бронетранспортёр часто снимается в фильмах и сериалах, посвящённых военным событиям на Кавказе и территориях бывших союзных республик.

Кроме этого, техника часто принимает участие в военных парадах, которые проходят на Красной площади Москвы и улицах других городов России. Для коллекционеров предлагаются сборные модели, которые выпускает отечественная компания «Звезда», итальянское предприятие ITALERI и китайская фирма TRUMPETER.

Несмотря на массу преимуществ, БТР-80 является далеко не идеальной машиной. Ключевые недостатки были выявлены в ходе военных операций, где участвовали бронетранспортеры первых серий. Примечательно, что конструктивные недоработки не были устранены и в последующих модификациях.

В частности, во время первой и второй Чеченских компаний, БТР-80 использовался бойцами патрульных групп. При этом военнослужащие предпочитали размещаться на броне, рискуя попасть под огонь снайперов. Это было обусловлено тем, что корпус ЬТР не обеспечивал защиту от мин, и наезд машины на фугас практически со 100% вероятностью приводил к гибели или тяжёлым ранениям всех, кто находился внутри.

Кроме этого, размещение экипажа в передней части машины не совсем удачное решение: у аналогичной техники других стран мира здесь расположен двигатель, обеспечивающий дополнительную защиту. Шаровые установки для ведения огня изнутри десантного отсека не обеспечивают круговой сектор обстрела, оставляя мёртвые зоны.

Несмотря на это, БТР-80 продолжает оставаться основной «рабочей лошадкой» мотострелковых подразделений и войск Росгвардии.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен

Бронетранспортер БТР-80

Сегодня одним из наиболее распространенных видов боевой техники во всех армиях мира являются бронетранспортеры. Но так было далеко не всегда. Их стремительное развитие началось после окончания Второй мировой войны. Военные поняли, как важно повысить мобильность пехоты и увеличить ее защищенность.

В СССР в 1949 году был принят на вооружение БТР-40, который был почти точной копией американского бронетранспортера Scout Car M3A1, поставлявшегося по ленд-лизу. Затем в 1950 году был выпущен БТР-152, а в 1959 году был принят на вооружение советский плавающий бронетранспортер БТР-60. На нем были установлены два бензиновых двигателя с двумя трансмиссиями, и эта машина не отличалась особой надежностью. Да и ее огневая мощь не устраивала военных. В 1976 году был создан БТР-70, вооружение которого было усилено. На него установили пулемет КПВТ (14,5 мм) и пулемет ПКТ. Эта машина выгодно отличалась от своего предшественника, на ней также были установлены два бензиновых двигателя, но гораздо более мощных, чем на БТР-60.

Однако, потом началась война в Афганистане и все недостатки БТР-70 сразу же дали о себе знать. Основной его проблемой была силовая установка, которая была сложной, не слишком надежной и потребляла большое количество топлива. Можно сказать, что БТР-70 вообще был мало приспособлен к действиям в горной местности. Даже установленный на нем пулемет имел небольшой угол возвышения и мало чем мог помочь бойцам против засевших в горах душманов.

Очень неудобно было десантироваться из машины, да и защищенность ее оставляла желать лучшего. На Горьковском автозаводе начинается разработка нового бронетранспортера, который в скором будущем получит название БТР-80.

История создания БТР-80

Машина получила заводское обозначение ГАЗ-5903. Устройство машины принципиально не отличается от БТР-70. Основное внимание разработчики направили на усовершенствование силовой установки машины. Нужен был один надежный дизельный двигатель. Наличие в боевой машине сразу двух моторов и трансмиссий давало определенные преимущества (при повреждении одного двигателя БТР мог двигаться с помощью другого). Но сложность текущего обслуживания и ремонта силовой установки с таким устройством, сводила положительные качества практически на нет.

На новую машину был поставлен дизельный двигатель от серийного автомобиля КамАЗ, что существенно удешевило производство и обслуживание новой техники. Благодаря установке турбокомпрессора БТР-80 мог развивать скорость на 20 км/ч выше, чем его предшественник.

На БТР-80 были сделаны новые люки для десантирования, состоящие из двух створок. Вооружение осталось прежним, а вот конструкция башни была изменена. Бронетранспортер БТР-80 стал на две тонны тяжелее, чем его предшественник, но благодаря установке более мощного двигателя это не сказалось на его маневренности.

В 1986 году машина была принята на вооружение и ее начали изготавливать серийно. На сегодняшний день БТР-80 является основным бронетранспортером российской армии, а также многих других армий мира. Эта машина активно экспортируется, БТР-80 принимал участие во множестве конфликтов.

Созданы десятки самых разнообразных модификаций БТР-80, на ее базе изготавливаются машины для выполнения специальных функций. На последние модификации этой машины очень часто устанавливают автоматическую пушку и противотанковые ракетные комплексы.

Описание БТР-80

Бронетранспортер БТР-80 предназначен для транспортировки личного состава и поддержке его огнем на поле боя. Хотя, функция огневой поддержки больше относится к боевой машине пехоты.

Корпус машины создан из броневых катаных листов. Корпус машины имеет обтекаемую форму, это необходимо для придания ей плавучести и для повышения ее защиты. Толщина брони не превышает 10 миллиметров.

БТР-80 разделен на несколько отделений. Впереди находится отделение управления, в котором расположено место водителя-механика и командира машины. Также здесь установлены приборы наблюдения (включая ночные), контрольно-измерительные приборы, радиостанция и переговорное устройство.

За отделением управления находится боевой отсек. В нем расположено место оператора-наводчика и места для десантников (семь человек). Один пехотинец сидит рядом с наводчиком лицом по ходу движения, а остальные расположены лицом к бортам машины, по три человека на каждой стороне. В отделении есть амбразуры для использования личного оружия. Для ведения огня из пулемета, наводчик занимает специальное подвесное кресло.

Также в боевом отделении расположен большой люк для десантирования. Он состоял из двух створок: верхняя часть открывалась вбок, а нижняя опускалась и служила удобной подножкой при выходе из машины.

Силовое отделение находится в корме машины. Там установлен дизельный двигатель с трансмиссией, радиаторы, топливные баки и резервуары для масла, генераторы и другое оборудование.

Вооружение БТР-80 состоит из пулемета КПВТ и пулемета ПКТ, которые размещены в башне машины. Пулемет КПВТ имеет калибр 14,5 мм и может бороться с живой силой противника, с легкой бронетехникой и низколетящими воздушными целями. В башне также расположен прицел 1П3-2 и приборы наблюдения.

БТР-80 выполнен по колесной формуле 8×8, управляемыми являются две передние пары колес. Подвеска машины независимая, торсионная. Колеса – бескамерные, пулестойкие. Есть система, которая обеспечивает контроль давления в колесах. БТР-80 будет продолжать двигаться, даже если из строя выйдут два колеса.

Характеристики ТТХ БТР-80

Ниже приведены технические характеристики БТР-80.

Масса, т 13,6
Длина, мм 7650
Ширина, мм 2900
Высота, мм 2520
Колея, мм 2410
База, мм 4400
Клиренс, мм 475
Скорость, км/ч
по шоссе ≥80
на плаву ≥9
по грунтовой дороге 20-40
Запас хода
по шоссе, км 600
по грунтовой дороге, км 200-500
Преодолеваемые препятствия
угол подъёма 30
угол крена 25
ширина рва, м 2
высота стенки, м 0,5
Вооружение КПВТ; ПКТ
Боекомплект, патронов 500; 2000
Экипаж, чел 3
Десант, чел 7

Видео о БТР-80

БТР-80 — советский бронетранспортёр.

Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках. БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё находится в производстве. Последние модификации БТР-80, оснащённые усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты. Применялся советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов является основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России и ряда других бывших советских республик и использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно поставлялся и поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2011 год БТР-80 состоит на вооружении приблизительно 26 государств.

История создания и производства

Основным бронетранспортёром СССР к началу 1980-х годов стал запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70. Опыт их эксплуатации уже вскоре показал, что, несмотря на немалые улучшения по сравнению с более ранним БТР-60, большинство основных недостатков предшественника перешли к нему почти без изменений. Одним из них была сравнительно сложная и ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, отличавшихся к тому же повышенным расходом топлива и рядом других недостатков по сравнению с дизельным двигателем. Не менее серьёзной проблемой оставалась неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, лишь немногим улучшившаяся по сравнению с БТР-60. Неудовлетворительной, как показала Афганская война, оставалась и защищённость машины. Ко всему этому на БТР-70 прибавились проблемы с водомётным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и тому подобными предметами.

Для исправления этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован бронетранспортёр ГАЗ-5903. При сохранении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё целым рядом изменений. Вместо спарки карбюраторных двигателей был установлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки экипажа были введены большие двухстворчатые люки в бортах корпуса. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, хотя общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Дальнейшее развитие получило стремление обеспечить экипажу возможность ведения огня из-под защиты брони, для чего стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы. Бронирование бронетранспортёра было усилено лишь незначительно, но даже при этом масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, хотя подвижность машины в целом осталась неизменной, а запас хода только увеличился. После успешных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-80.

Описание конструкции

БТР-80 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого — в средней, а моторно-трансмиссионного — в кормовой части машины. Штатный экипаж БТР-80 состоит из трех человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика; помимо них, бронетранспортёр может перевозить 7 мотострелков.

Броневой корпус и башня

БТР-80 имеет слабо дифференцированную противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра собирается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены со значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, повышающую его водоходные качества и снабжён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, слегка повышая таким образом его защиту.

В лобовой части корпуса размещается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, находятся механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним располагается отделение десанта, совмещённое с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения располагаются в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, находятся два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, кроме башенного стрелка, в бортах имеются восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от ±15 до ±25° для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки развёрнуты в направлении передней полусферы, в результате чего задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, небольшая мёртвая зона имеется и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, имеются в десантных люках в крыше.

На БТР-80, как и на предшественниках, имеются два прямоугольных десантных люка в крыше, однако основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери размещённые сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя открывается вниз, становясь подножкой, что, в отличие от предшественников, позволило посадку и высадку десанта из БТР-80 на ходу. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 имеется целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.

Вооружение

Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −4…+60°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществлялась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2× или 4× при поле зрения, соответственно, 49° и 14° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ — до 1500 метров по наземным целям. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника, включая низколетящие воздушные цели, и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель и командир БТР-80 в дневное время в небоевых условиях осуществляют наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стёклами люка в верхнем лобовом бронелисте корпуса. В боевых условиях или при движении ночью, наблюдение за местностью они вели через перископические смотровые приборы различных типов. Механик-водитель на машинах ранних выпусков располагал тремя перископическими смотровыми приборами ТНПО-115 для обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещё один ТНПО-115 в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса. В ночных условиях, центральный из направленных вперёд приборов заменялся перископическим бинокулярным пассивным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б, работавшим за счёт усиления естественного освещения, либо за счёт подсветки фарой ФГ125 с инфракрасным светофильтром. Поле зрения прибора по горизонту составляло 36°, по вертикали — 33°, а дальность видения при нормальных условиях — 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещённости в 5·10−3 лк.

Основным средством наблюдения для командира машины является комбинированный бинокулярный перископический электронно-оптический смотровой прибор ТКН-3 с дневным и пассивным ночным каналами. ТКН-3 имел увеличение в 5× для дневного и 4,2× для ночного канала, при поле зрения в 10° и 8°, соответственно. Установка прибора позволяла его поворот в пределах ±50° по горизонтали и качание в пределах −13 — +33° в вертикальной плоскости. С прибором был соединён прожектор ОУ-3ГА2М со съёмным инфракрасным светофильтром, служивший для подсветки при недостаточной естественной освещённости. Дальность видения ночью для ТКН-3 составляла 300—400 метров. Помимо ТКН-3, командир располагает тремя приборами ТНПО-115 — двумя для обзора переднего сектора и одним, установленным в правом верхнем скуловом бронелисте.

Для башенного стрелка, основным средством наблюдения за местностью является прицел орудия, кроме этого у него имеются перископические смотровые приборы: ТНП-205, расположенный в левом борту башни и ТНПТ-1, установленный в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. Десант располагал двумя перископическими смотровыми приборами ТНП-165А, установленными в крыше корпуса за башней, у посадочных мест десантников-пулемётчиков, а также четырьмя приборами ТНПО-115, установленными в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей.

Для внешней связи, на БТР-80 ранних выпусков устанавливалась радиостанция Р-123М, на машинах более поздних выпусков заменённая более современными Р-163 или Р-173. Для внутренней связи, БТР-80 оснащён танковым переговорным устройством Р-124 на трёх абонентов — командира, механика-водителя и башенного стрелка.

Двигатель и трансмиссия

На БТР-80 используется двигатель КамАЗ-740.3 с турбокомпрессором, на каждом развале двигателя. БТР-80 с двигателм ЯМЗ-238М2 имеет индекс БТР-80М.

Варианты и модификации

  • БТР-80 — базовая модификация с вооружением из 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ.
  • БТР-80К — командирский вариант БТР-80, с сохранением вооружения и дополнительным связным и штабным оборудованием.
  • БТР-80А — модификация с вооружением из 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемёта ПКТ, установленных в новой башне лафетной компоновки. Многими специалистами классифицируется как колёсная боевая машина пехоты.
  • БТР-80С — вариант БТР-80А для внутренних войск, оснащённый 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башне лафетной компоновки.
  • БТР-80М — вариант БТР-80А с двигателем ЯМЗ-238 (240 л.с.) и шинами КИ-126 с увеличенной пулестойкостью. Отличается от своих предшественников увеличенной длиной корпуса.

Украина

  • БТР-80-КБА-2 — украинская модернизация БТР-80 (башня БТР-80 демонтирована, вместо неё установлен боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой КБА-2 и устройством для отстрела дымовых гранат).
  • БТР-80УМ — украинская модернизация БТР-80 с новой башней с пулемётно-пушечным вооружением (23-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемёт) и дизельным двигателем мощностью 300 л. с. Первый демонстрационный образец БТР-80УМ был представлен на учениях в сентябре 1998 года.
  • БТР-80УП — украинско-польская модернизация БТР-80, разработанная для Ирака. Усилена защита, установлен новые дизельные двигатели мощностью 300 л. с., новые шины и новые электрические и пневматические системы, снята водомётная установка. Помимо линейного бронетранспортёра, разработаны 7 специализированных модификаций.
  • БТР-80М «Гром» — украинская модернизация БТР-80 (башня БТР-80 демонтирована, вместо неё установлен боевой модуль «Гром»). 27 октября 2015 года были показаны на военном параде.
  • БТР-80Т — украинская модернизация БТР-80, предложенная компанией «Техимпекс». Штатный двигатель заменен на более мощный с турбонаддувом мощностью 303 л. с. Коробка передач — 8-ми ступенчатая. Запас хода увеличен до 750 км. Вооружение — боевой модуль БМ-23-2.

Венгрия

В Венгрии предприятием CURRUS на базе БТР-80 было разработано семейство специальных машин с установкой различного дополнительного оборудования, с учётом требований НАТО:

  • BTR-80 SKJ — бронированная медицинская машина.
  • BTR-80 VSF — машина радио- био- химической разведки.
  • BTR-80 MVJ — ремонтно-эвакуационная машина.
  • BTR-80 MPAEJ — машина техобслуживания и ремонта.
  • BTR-80 MPFJ — инженерная машина.

Машины на базе

  • 1В152 — унифицированный командно-наблюдательный пункт КСАУО 1В126 «Капустник-Б».
  • 2С23 «Нона-СВК» — 120-мм самоходное артиллерийское орудие.
  • БРВМ-К — бронированная ремонтно-восстановительная машина.
  • БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина.
  • БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина.
  • ГАЗ-59037 — гражданский внедорожник.
  • БПДМ «Тайфун» — боевая противодиверсионная машина, создана в 1990-е годы на базе БТР-80.
  • БПДМ «Тайфун-М» — боевая противодиверсионная машина, создана в 2007—2012 годах на базе БТР-82.
  • ГАЗ-5903Ж — бронированная машина для ремонта контактных сетей электрифицированных участков Ж/Д-путей на комбинированном железнодорожном и пневмоколёсном ходу.
  • ГАЗ-59402 «Пурга» — бронированная пожарная машина на комбинированном железнодорожном и пневмоколёсном ходу.

УНШ.

  • УНШ (К1Ш1) — унифицированное шасси для создания специальных колесных машин, предназначенных для монтажа аппаратуры связи, средств разведки, медицинской помощи и других возможных средств специального назначения. Внешне отличается увеличенной высотой средней части корпуса и дополнительно смонтированными люками. Изготавливается в двух вариантах: УНШ-10 — с колпаком и УНШ-12 — без колпака.
    • Р-439МД2 — станция спутниковой связи.
    • РБ-531Б «Инфауна» — комплекс радиоэлектронной борьбы.
    • БММ-80 — бронированная медицинская машина.
    • 9С482М6 — российский подвижный пункт управления подразделений ПВО.
    • Р-149БМР «Кушетка-Б» — командно-штабная машина.
    • Р-149МА1 — командно-штабная машина.
  • РХМ-4 — бронированная машина для химической и радиационной разведки.
  • РХМ-6 — бронированная машина для химической и радиационной разведки.
  • РПМ-2 — бронированная машина для разведывательно-поисковой деятельности (предназначена для поиска, обнаружения и определения места локальных и радиоактивных и химически опасных аномалий).
  • ЗС-88, ЗС-96 — звуковещательная станция.
  • БРЭМ-2000К — украинская бронированная ремонтно-эвакуационная машина, производства Киевского ремонто-механического завода.
  • ASGLA («ASRAD — IGLA») — зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия, разработанный европейской компанией MBDA при участии украинской фирмы «Арсенал». Представляет собой вариант немецкого зенитно-ракетного комплекса ASRAD (использующий для стрельбы ракеты «Игла») на базе БТР-80, ранее состоявших на вооружении армии ГДР.

Операторы

БТР-80 преодолевает водные препятствия.

  • Азербайджан:
    • Национальная армия Азербайджана — 70 БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
    • Государственная пограничная служба Азербайджана — 70 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2016 год.
    • Министерство внутренних дел Азербайджана — 7 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2013 год.
  • Алжир — 150 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Ангола — около 170 БТР-152, БТР-60 и БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Армения — 110 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Бангладеш — 155 БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
  • Беларусь — 153 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Бурунди — 10 БТР-80, по состоянию на 2016 год, поставлены с Украины в 2001 году.
  • Венгрия:
    • Сухопутные войска Венгрии — 260 БТР-80 и 120 БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
    • Пограничные войска Венгрии — 68 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Венесуэла — 114 БТР-80А и машин на его базе, по состоянию на 2016 год. Контракт на поставку 100 единиц БТР-80А заключён в 2009 году.
  • Грузия — 19 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Джибути — 8 БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
  • Ирак — 100 БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
  • Йемен — некоторое количество БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
  • Казахстан — 190 БТР-80 и 107 БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
  • Киргизия — 10 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • КНДР — 32 БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
  • Кот-д’Ивуар — 6 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Южная Корея — 20 БТР-80, по состоянию на 2016 год.

Шри-ланкийский БТР-80 на параде.

  • Македония — 12 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Молдова — 11 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Монголия — 20 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Нигерия — 5 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Пакистан — 120 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Россия:
    • Сухопутные войска Российской Федерации — 1500 БТР-80, 100 БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
    • Морская пехота России — 100 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
    • Войска национальной гвардии России — 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Сирия — некоторое количество БТР-80, по состоянию на 2016 год. 30 единиц БТР-80 поставлено из России в период с декабря 2013 по март 2014 года.
  • Судан — поставлено в 2006 году 30 БТР-80; 7 БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
  • Таджикистан — 23 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Туркмения — 450 БТР-80 и 4 БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
  • Турция — 535 БТР-60 и БТР-80 в жандармерии, по состоянию на 2016 год.
  • Узбекистан — 210 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Украина:
    • Сухопутные войска Украины — 110 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
    • Морская пехота Украины — некоторое количество БТР-80, по состоянию на 2016 год.
    • Силы специальных операций Украины — 122 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
    • Национальная гвардия Украины — некоторое количество БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Чад — 24 БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Шри-Ланка — 25 БТР-80 и БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
  • Эстония — 15 БТР-80, по состоянию на 2016 год.

Бывшие

  • Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2010 год.
  • Вьетнам — некоторое количество ГАЗ-59037, используется спасателями.
  • Индонезия — поставлено в 2006 году 32 БТР-80; 12 БТР-80А, по состоянию на 2013 год.
  • Колумбия:
    • Морская пехота Колумбии — 8 БТР-80А, по состоянию на 2013 год.
  • Румыния — 69 TAB B-33 Zimbru, по состоянию на 2013 год. БТР-80 производился по лицензии под обозначениями B-33 и Zimbru, в период с 1988 по 1991 годы произведено 70 единиц.
  • США — 2 БТР-80 поставлены с Украины в 2011 году.
  • Уганда — поставлено в 2006 году 14 БТР-80.
  • Финляндия — 2 БТР-80 поставлены из СССР в 1990 году.
  • Абхазия — 86 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2007 год.
  • Южная Осетия:
    • МЧСиО Южной Осетии — 90 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2008 год.
    • Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии — 18 БТР-80, по состоянию на 2008 год.

Служба и боевое применение

  • Афганская война (1979—1989)
  • Вооружённый конфликт в Приднестровье — 1 БТР-80 молдавской армии был захвачен в качестве трофея Приднестровскими вооружёнными силами 2 марта 1992 года в боях.
  • Гражданская война в Таджикистане
  • Карабахская война
  • Грузино-абхазский конфликт
  • Россия, Чечня — Чеченские войны (1994—1996, 1999—2002).
  • Турецко-курдский конфликт — в 1993 году Турция закупила у России 239 единиц БТР-80 которые использовались в операциях по ликвидации курдских повстанцев.
  • Война в Южной Осетии
  • Гражданская война в Сирии — появились на вооружении Сирийской армии с апреля 2014 года.
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/БТР-80
Бронетехника СССР после 1945 года
Лёгкие танки: Объект 101 • Объект 102 • К-90 • ПТ-76 • ПТ-76М • Объект 906 • Объект 911Б • Объект 685 • Объект 788 • Объект 934
Средние танки: Т-44 • Т-54 • Т-55 • Объект 416 • Объект 141 • Объект 139 • Объект 907 • Объект 140 • Объект 142 • Объект 430 • Объект 435 • Объект 167 • Т-62 • Т-62А • Объект 920 • Т-64
Тяжёлые танки: ИС-3 • Объект 260 • ИС-7 • Т-10 • Объект 266 • Объект 277 • Объект 278 • Объект 279 • Объект 770
Ракетные танки: ИТ-1 • Изделие 64992 • Объект 170 • Объект 431 • Объект 757 • Объект 772 • Объект 282 • Объект 906Б • Объект 775 • Объект 287 • Объект 780
Огнемётные танки: ОТ-54 • Объект 483 • ТО-55
БМПТ: Объект 781 • Объект 782 • Объект 787 • Объект 199 • Терминатор-2
Основные боевые танки: Т-62Б • Т-64 • Т-64БВ • Объект 476 • Объект 172 • Объект 172-2М • Т-72 • Т-72А • Т-72Б • Т-74 • Т-80 • Т-80А • Объект 478 • Объект 785 • Объект 187 • Объект 477 • Объект 292 • Т-80У • Т-80УД • Объект 640 • Объект 195
Боевые машины пехоты: Объект 659 • Объект 1200 • Объект 911 • Объект 914 • Объект 19 • БМП-1 • ГАЗ-50 • Объект 768 • Объект 680 • Объект 769 • БМП-2 • Объект 681 • Объект 688 • БМП-3
Боевые машины десанта: БМД-1 • БМД-2 • БМД-3
Боевые машины ПТРК: 2П27 • 2П32 • 9П19 • 9П110 • 9П122 • 9П124 • 9П133 • 9П137 • 9П148 • 9П149
Боевые разведывательные машины: БРДМ-1 • Объект 760 • БРДМ-ВПК • БРДМ-ВПС • Объект 8М-906 • БРДМ-2 • БРДМ-3 • БРМ-1К • БРМ-2
Боевые машины огнемётчиков: БМО-1
Бронетранспортёры: К-75 • БТР-40 • БТР-112 • К-78 • БТР-152 • ЗИС-153 • БТР-50 • БТР-Э152В • ЗИЛ-153 • ГТ-Л • ГТ-ЛБ • Объект 1015 • БТР-60 • МТ-ЛБ • МТ-ЛБу • ГТ-МУ • БТР-Д • БТР-70 • БТР-80
Штурмовое орудие: Объект 261 • Объект 263 • СУ-152П • СУ-122-54 • Объект 268
ПТ-САУ: АСУ-76 • К-73 • СУ-100П • СУ-100М • АСУ-57 • БСУ-11-57Ф • Объект 574 • АСУ-85 • СУ-152 «Таран» • 2С14 • 2С15 • САУ Гермес
Самоходные гаубицы: СУ-152Г • 2А3 • САУ с Д-80 • САУ с Д-80С • САУ с Д-80-2 • 2С1 • 2С2 • 2С3 • 2С5 • 2С7 • 2С9 • 2С11 • 2С17 • 2С17-2 • 2С18 • Объект 327 • 2С19 • 2С21 • 2С22 • Отсек • 2С23 • 2С26 • 2С27 • Обжимка • 2С30 • А-222 Берег
Самоходные миномёты: 2Б1 • 2С4 • 2С8 • 2С12Б «Тунджа-Сани» • 2К32 Дева
РСЗО: Объект 280 • БМ-24Т • ТОС-1 «Буратино»
ОТРК: 2К1 Марс • 2К4 Филин • 2К5 Коршун • 2К6 Луна
Бронетехника Российской Федерации
Основные боевые танки: Т-72БА • Т-72Б2 • Т-72Б3 • Т-80БВМ • Т-90 • Т-90М • Т-14
Боевые машины огневой поддержки: Объект 199 • БМПТ-72 • Терминатор-3
Боевые машины пехоты, десанта и морпехов: БМП-3 • БМД-4 • БМД-4М • Атом • БММП • Курганец-25 • Бумеранг • Т-15
Боевые машины ПТРК: 9П157 «Хризантема-С» • 9П161 «Корнет-С» • 9П162 «Корнет-Т» • 9П163-3 «Корнет-Д»
Боевые разведывательные машины: БРМ-3К • БКМ ВДВ «Выдра»
Боевые машины огнемётчиков: БМО-Т • БМО-2
Бронетранспортёры: МТ-ЛБ • МТ-ЛБу • БТР-80 • БТР-82 • БТР-90 • БТР-Т • БТР-МД • ДТ-3ПБ • ДТ-10ПМ • ДТ-30ПМ • Крымск
Бронированные автомобили: Урал-4320ВВ • Урал-4320-09-31 • Урал-Э4320Д-31 • Урал-Э5323Д • ГАЗ-39344 • Воин • Медведь • Урал-6320 • Тайфун • (Тайфун-Д • Тайфун-У • Урал-63099 • Тайфун-К • КАМАЗ-63969) • ГАЗ-3937 • КамАЗ-43269 • ГАЗ Тигр • Волк • Скорпион ЛТА • Булат • Горец-К • Федерал-М • Скорпион ЛША-Б • Патруль-А
Самоходная артиллерийская установка: Гермес • 2С25 • 2С28 • 2С19 • 2С33 • 2С35 • 2С35-1 • 2С31 • 2С34 • 2С34-1 • 2С40 • 2С41 • 2С42 • МЗ-304
БМРА и ТЗМ: БМ-1 • БМ-2 • Торнадо-Г • Ураган-1М • Торнадо-С • ТЗМ-Т • ТЗМ-2
ЗСУ и ЗРПК: 2С38 • 2К22 Тунгуска • Панцирь-С1 • ТКБ-841
ЗРК и ЗРС: Сосна • 9К330 Тор • 9С470 • 9С18 • 9А310 • 9А39 • 9С36 • 9С457 • 9С15 • 9С19 • 9С32 • 9А82 • 9А83 • 9А84 • 9А85
Инженерные и специальные машины: ГМЗ-3 • УСМ-А1 • БМР-3 • БМР-3М • 15М107 • ИМР-3М • АЗМ • АДЗМ • МИМ-А • МТУ-90 • РХМ-4 • РХМ-5 • РХМ-6 • РХМ-7 • ГТММ • БММ-80 • БММ «Сухожилие» • БММ-Д • БММ-К • БРЭМ-1М • БРЭМ-80У • БРЭМ-Л • БРЭМ-К • РМ-Г • БРЭМ Т-16 • БТЗ-3 • ЛКМ-1 • ЛКМ-3 • П-256Г • РПМ-2 • СПМ • ПТС-4 • МТ-СМ
Машины разведки и управления: Р-149БМР • ППРУ-1 • ПУ-12М6 • 9С737 • 9С737М • Палантин-П • 1В126 • 1В127 • 1В152 • 1В198 • 1РЛ232 • 1Л219 • СПР-2
Самоходные лазерные комплексы: СЛК Пересвет

Бронетранспортёр БТР-80

БТР-80 – это советский бронетранспортёр, появившийся благодаря развитию устаревшего БТР-70, переставшего удовлетворять армию своими характеристиками.

Поступив в армию в середине 80-х годов, успел повоевать, показав себя довольно эффективно, благодаря чему стал основным бронетранспортёром России и сейчас стоит на вооружении примерно 26 стран.

БТР-70, стоящий на вооружении советской армии, отличался серьёзными недостатками, например, ненадёжными двигателями, плохой защищённостью и неудобной посадкой/высадкой десанта.

К началу 1980-х годов в Горьковском КБ началось создание нового бронетранспортёра с учётом недостатков предшественника. Компоновку новинки под названием ГАЗ-5903 решили сохранить, но использовали дизельный двигатель и предусмотрели большие люки для десанта.

Переделки привели к росту массы и габаритов: высота стала больше на 3 см, масса на 2 тонны, достигнув 13,6 тонн. Благодаря применению дизельного двигателя подвижность не ухудшилась, более того, запас хода вырос.

Машина с успехом прошла государственные испытания и пошла в серийное производство в 1984 году, а в 1986 встала на вооружение советской армии.

БТР-80, как уже говорилось, унаследовал компоновку своего предшественника с отделением управления впереди, моторно-трансмиссионным сзади и десантным между ними.

Броневая защита толщиной от 50 до 90 мм, большая часть листов расположена под углом, способна выдерживать лишь пули. На суше дополнительной защитой служит волноотражательный щиток, расположенный на среднем лобовом листе.

Десантное отделение рассчитано на 7 десантников, в бортовых бронелистах есть восемь шаровых установок для ведения огня с помощью личного оружия.

Для высадки предусмотрены двустворчатые двери, расположенные на бортах корпуса. Помимо этого, в крыше находится два люка, предназначенных для высадки мотострелков.

Для наблюдения за местностью предусмотрено два люка со стёклами, которые располагаются в верхнем лобовом листе. В условиях плохой видимости или при столкновении с противником экипаж использует перископические смотровые приборы или бинокулярные приборы ночного видения.

Вооружение

В башне расположена спаренная установка, состоящая из пулемётов КПВТ и ПКТ. КПВТ предназначен для стрельбы по легкобронированной техникой и воздушной техникой, находящейся на низкой высоте. Ведение огня возможно по наземным целям на дистанции до 2000 метров, по воздушным — до 1000 метров. ПКТ используется для уничтожения пехоты и подавления огневых точек противника.

Боезапас КПВТ калибра 14,5 мм составляет 500 патронов, ПКТ 7,62 мм – 2000.

Подвижность

На бронетранспортёре установлен двигатель КамАЗ 7403, оснащённый турбокомпрессором и развивающий 260 л.с. Колёсная формула 8х8, подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами. Скорость по шоссе достигает 80 км/час, на пересечённой местности падает до 40 км/час., запас хода до 600 км по шоссе.

БТР плавающий, передвижение по воде происходит благодаря водомётным движителям, скорость до 9 км/час.

БТР-82 и БТР-82А

В конце 2009 года появились первые образцы глубокой модернизации БТР-80, а в 2011 году новина начала поступать на вооружение российской армии.

Отличается дизельным двигателем КамАЗ-740, развивающим мощность 300 л.с., комплексом работ, направленных на увеличение живучести, проходимости и надёжности.

На внутренних сторонах бронелистов расположена противоосколочная защита, усилена противоминная. Необитаемая башня с электроприводом орудия позволила расположить наводчика в обитаемом отделении.

Обновлена электроника, средства наблюдения и система пожаротушения.

БТР-82А отличается 30мм пушкой 2А72 вместо КПВТ.

Эти машины находятся на вооружении армии Казахстана с 2010 года, с 2013 года – российской.

Боевое применение

Бронетранспортёр участвовал во множестве вооружённых конфликтов, которые раз за разом подтверждали его недостатки, обусловленные устаревшей компоновкой.

Во время войны в Чечне БТР-80 часто использовался в качестве патрульной машины совместно с БМП-2. При этом солдаты садились снаружи, а не пытались передвигаться внутри десантного отделения, будучи защищёнными бронёй.

Это было обусловлено несколькими особенностями машины.

Во-первых, её слабой противоминной защитой. При подрыве на мине находящиеся внутри люди были фактически обречены, в то время как, находясь сверху на броне, они были защищены всем корпусом.

Во-вторых, шаровые установки внутри десантного отделения и приборы наблюдения не позволяли вести круговое наблюдение или огонь.

В-третьих, устаревшая компоновка с экипажем спереди, хотя во многих странах это самое уязвимое место стараются занять двигателем.

Эпилог

Даже в момент своего появления, машина унаследовала недостатки своих предшественников, связанных с компоновкой, которые подтверждались при каждом военном столкновении.

Сегодня её можно однозначно считать устаревшей, поскольку защиту людей внутри никак нельзя назвать удовлетворительной. Остаётся лишь ждать Бумеранг с новой компоновкой и достойной защитой экипажа с десантом.

БТР-80: лучший друг пехоты

Проблема транспортировки пехоты и поддержки ее в бою остро встала перед советской армией уже в годы Великой Отечественной войны. Для решения этих задач разрабатывались бронетранспортеры. Однако первоначально их конструкции имели множество «детских болезней», справиться с которыми было достаточно сложно.

Новые решения, как часто бывает, подсказала война. После восстания в Будапеште отказались от открытого верха БТР, наследия еще Великой Отечественной. Эксплуатация БТР-60 и ее модификаций привела к созданию БТР-70, а бои в Афганистане выявили проблемы уже у «семидесятой». После модернизации этой машины армия получила новый БТР-80.

Боевые действия в демократической республике Афганистан выявили множество недостатков БТР-70. Одним из главных была ненадежная силовая система, два карбюраторных двигателя, спаренные и находящиеся в корме бронетранспортера.

Кроме традиционных недостатков бензиновых двигателей в армии, добавлялась прожорливость даже по армейским меркам. Боевые действия в высокогорье, кроме того, показали проблемы с потерей мощности. Проблемы доставляли люки на корпусе бронетранспортёра, экипажу и находящимся внутри мотострелкам, было сложно быстро покинуть машину.

Огневая поддержка на поле боя так же была невелика. Опыт боев показал, что угол подъема стволов оружия БТР недостаточен для ведения огня в горах. Недостаточной была и броневая защита «семидесятки». Не эффективно действовала водометная система, при пересечении водоемов забивавшаяся илом, торфом и водорослями.

Конструкторской группе Горьковского автозавода под командой И. Мухина и Е. Мурашкина было поручено модернизировать машину в соответствии с требованиями военных.

Модернизация получилось настолько глубокая, что можно говорить о принципиально новом бронетранспортере отечественной конструкции.

Сдвоенный двигатель был заменен на один мощный, КамАЗ-740.3, дизель с турбокомпрессором. Корпус был увеличен в сравнении с БТР-70 на 115 мм в высоту и длину, на 100 мм в ширину. Однако, за счет уменьшения клиренса, общая высота машины увеличилась только на 30 мм.

Было усиленно бронирование корпуса, все изменения привели к увеличению массы машины на 18 %. Если БТР-70 весил 11,5 тонн, то «восьмидесятка» поправилась до 13,6 тонн. После испытаний на полигонах, в 1986 году новый бронетранспортер был официально принят на вооружение.

Конструкция БТР-80

Компоновка машины предусматривает три части. В головной части находится отделение управления с экипажем из механика-водителя и командира. Они располагаются так: слева мех-вод, справа командир. Среднюю часть занимает наводчик-оператор и семь человек десанта.

К слову, десять – двенадцать человек может поместиться «на броне».

Десант внутри машины расположен на сидячих местах по центральной оси, лицом к бортам для наиболее эффективного наблюдения и стрельбы из личного оружия.

Десант ведет огонь через амбразуры с шаровыми установками. Они рассчитаны на углы ведения огня от ±15 до ±25° от центральной оси машины. Башней управляет наводчик оператор, боевое место которого находится в подвесном сиденье башни с круговым вращением.

Командир мотострелкового отделения, сидит на отдельном сидении сразу за мехводом и командиром, и ведет огонь из амбразуры по ходу движения машины. Мертвые зоны для десанта – задняя полусфера и передняя левая часть, за механиком-водителем.

Двигатель в данном БТР находится в хвостовой части. На корпусе конструкторы расположили несколько небольших технологических люков для возможности быстро добраться до узлов и механизмов силовой установки и трансмиссии.

Бронирование машины противопульное, слабо дифференцированное. Корпус собирают из катаных стальных листов, соединяя сваркой, толщина брони 5-9 мм. Корпус обтекаемой формы для лучшего прохождения водных преград, листы установлены с разными углами наклона для повышения защиты при обстреле.

Средний лобовой лист укрыт специальным щитком-волноотражателем.

В поднятом положении он защищает смотровое стекло механика-водителя от захлестывания волной при движении на плаву.

Были установлены новые, широкие двухсоставные двери десантного отделения. Верхняя половина откидывается вбок и фиксируется пружинной задержкой, нижняя в открытом положении образует ступеньку, своеобразную аппарель и облегчает десантирование из движущейся машины.

Вооружение машины составляют спаренные: крупнокалиберный (14,5 мм) пулемет КПВТ и 7,62 мм ПКТ. Оружие размещается в небольшой бронированной башенке кругового обстрела, установка цапфенная, угол возвышения в пределах от −4 до +60°.

Наведение блока вооружения и поворот башни осуществляется вручную. Прицеливание обеспечивается перископическим прицелом 1ПЗ-2. Монокулярная оптика позволяет накрывать цель КПВТ на дистанции до 2000 м, ПКТ до 1500 м. Боеукладка включает 500 патронов в коробах для КПВТ и 2000 для ПКТ.

Наблюдение осуществляется через перископы. У механика-водителя располагается три перископа ТНПО-115. Для действий в ночное время предполагается использование инфракрасных фар и оптического прибора.

Видимость через приборы наблюдения, ночью, в зависимости от условий, варьируется от 60 до 120 метров.

Обзор командира обеспечен смотровым прибором комбинированного типа ТКН-3, для использования его в ночное время на корпусе машины установлен прожектор ОУ-3ГА2М с инфракрасным фильтром, который обеспечивает работу в активном режиме, дальность видимости до 400 метров.

Оператор-стрелок обеспечен круговым наблюдением: перископами переднего и тылового обзора типа ТНП и прицелом. В десантном отсеке дополнительно установлено шесть ТНПО для обеспечения десантникам обзора.

Связь обеспечивается радиостанциями Р-123 на ранних сериях машин, впоследствии их сменили более совершенные Р-173. Кроме того на части машин в ходе модернизации были установлены симплексные радиостанции Р-163. Внутренняя связь обеспечивается Р-124, рассчитанной на трёх абонентов.

Модернизация и сравнение с зарубежными аналогами

За многолетнюю службу БТР-80 неоднократно подвергался модернизации. В российской армии встречаются следующие разновидности машины:

  • командно-штабная машина, дополнительно оборудованная средствами радиосвязи и позиционирования на местности, кроме этого часть БТР-80К выпущена в качестве передвижных пунктов управления ракетными пусками;
  • БТР-80А, модернизированный вариант с необитаемым боевым модулем с 30-мм пушкой 2А72. Вместо башни со спаркой пулеметов;
  • БТР-80М, с усиленным двигателем ЯМЗ-238, а так же шинами повышенной пулестойкости и большей длиной корпуса;
  • БТР-80АМ, двигатель ЯМЗ-238 и необитаемый боевой модуль.

Кроме России эти транспортёры, находятся на вооружении 26 стран мира. Улучшать любят не только русские, поэтому известны варианты, подогнанные даже под стандарты НАТО. Наибольших успехов на этом поприще достигли венгерские разработчики:

  • BTR-80 SKJ – специализированная медицинская машина;
  • BTR-80 VSF – для войск РХБЗ;
  • BTR-80 MVJ – эвакуатор для поврежденной на поле боя техники с возможностью простейшего ремонта на месте;
  • BTR-80 MPAEJ – аппарат для ремонта и технического обслуживания;
  • BTR-80 MPFJ – инженерно-техническая модификация.

Кроме Венгрии над «восьмидесяткой» много трудились в Польше и Украине. Внимание, с которым инженеры относятся к этой машине, говорит о ее огромном потенциале для модернизации и важности в военном деле.

Применение БТР-80 в Афганистане и других конфликтах не сильно заинтересовало американских военных, привыкших к гусеничным транспортерам. Ситуацию изменил знаменитый Бросок на Приштину, показавший преимущество колесной техники перед гусеничной в подобных операциях.

В итоге армия США получила M1126 Stryker, за основу которого взята швейцарская «Пиранья» БТР и наша «восьмидесятка». Сравнительные испытания, между тем, показали наличие серьезных проблем у американцев. Из-за большого веса машины и особенностей трансмиссии Stryker чаще застревает в грязи.

Если у отечественного БТР оторвет миной пару колес, он вполне в состоянии добраться до своих.

Американец же, несмотря на наличие тех же 8 колес, встает после потери хотя бы одного из них.

Боевое применение БТР-80

С момента поступления первых машин в войска они тут же заняли положенную им нишу. Ни одно боевое столкновение, произошедшее с 1986 года на территории в ведении СССР, России и стран-союзников, не обходилось без хотя бы косвенного участия БТР-80.

БТР, рабочая лошадка любого конфликта, обеспечивала быструю и относительно безопасную доставку живой силы на место столкновения. Она же поддерживала пехоту огнем своих пулеметов, а при необходимости, эвакуировала раненых бойцов.

Показательный случай грамотного использования качеств БТР-80 можно увидеть в событиях августа 1996 года.

В Грозном части внутренних войск оказались блокированы на площади Минутка. Возможности для эвакуации тяжелораненых солдат не было. Один из офицеров, майор Ларин, решил пробиваться с раненными на БТР.

Разогнавшись, с экипажем Ларин пробивается через первое кольцо окружения, но необходимо было проехать через весь город. Командир приказывает разжечь фальш-дымы на башне БТР перед очередным заслоном боевиков. Одновременно с нескольких сторон машину атакуют гранатометчики.

Одна из гранат, сорвав прикрепленные для усиления брони ящики на борту, взрывается у корпуса, не повреждая при этом двигатель. Командир приказывает механику-водителю сбросить скорость, не выключая двигателя, и медленно остановить машину. Одновременно с этим разгораются дымовые шашки, и создается полное впечатление поражения машины.

По воспоминаниям Ларина, боевики поднялись в полный рост, ожидая, что через люки полезут оглушенные и обожжённые бойцы. Вместо этого экипаж разворачивает КПВТ в сторону нападающих. Очередь из пулемета сопровождается приказом снова набирать скорость. Эта хитрость позволила вырваться из кольца окружения и доставить раненных в госпиталь.

В прочих войнах умелые руки и ясная голова позволяли со всей эффективностью использовать маневренность и мощь БТРов.

След в культуре

БТР-80, одна из самых массовых машин последних десятилетий внесла громадный вклад в кино и видео. Все, что, так или иначе, связано с боевыми действиями, обязательно рано или поздно покажет БТР-80. Благодаря характерному силуэту перепутать эту машину невозможно.

Интересно, что увидеть аппарат можно не только в кино, но и многочисленных клипах музыкальных исполнителей.

С высокой долей вероятности если они хотят изобразить «что-то военное» в своих творениях, то там появится трудяга БТР-80. Часто эти машины используют в небольших городах на День Победы.

Если сильно захотеть, можно не только полететь в космос, но и самостоятельно построить БТР-80 и поставить у себя дома на полочке. Российская компания «Звезда», а так же китайская «Trumpeter» и итальянская «ITALERY» и многие другие занимаются выпуском сборных моделей БТР-80.

Продукция пользуется большим спросом в Китае. Восточные соседи, увлеченные реконструкцией советской и российской армий в Афганской и Чеченской войне, интересуются этой техникой не меньше россиян.