Рапира

Чем шпага отличается от рапиры и сабли?

Сверху вниз: рапира, шпага, сабля Фото: Commons.wikimedia.org

На летних Олимпиадах присутствует такой вид состязаний, как спортивное фехтование.

Это один из пяти видов спорта, входящих в программу всех Игр современности. И в зависимости от используемого оружия он подразделяется на фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах.

Рапира

Рапира – это колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной от 90 до 110 см и массой 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см. Общая длина рапиры не должна превышать 110 см.

В фехтовании на рапире засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты).

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах. Источник: Commons.wikimedia.org

Шпага

Шпага — тяжёлое колющее оружие, похожа по конструкции на рапиру и чуть больше по длине, массой до 770 г. Клинок её трёхгранного сечения, более жесткий, чем у рапиры. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

При фехтовании на шпагах уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам.

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах. Источник: Commons.wikimedia.org

Сабля

Сабля — рубяще-колющее оружие. Т.е. ей можно наносить не только уколы острием, но и рубящие удары всем клинком. Имеет длину до 105 см, массой 500 г, стальной гибкий клинок с гардой овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

Удары и уколы при фехтовании на саблях наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой со специальной серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (а «скрестный шаг назад» разрешён).

Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях. Источник: Commons.wikimedia.org

Фехтование. Виды и правила. Снаряжение и особенности

Фехтование – это олимпийский вид спорта, предполагающий сражение между противниками с помощью колющего спортивного оружия (шпаги, рапиры или сабли). Для победы в турнире спортсмену нужно уколоть своего оппонента и не допустить ему уколоть себя. Эта спортивная дисциплина представлена на соревнованиях как мужскими, так и женскими командами.

История становления дисциплины

Она берет свои истоки в античном мире. Известно, что первые турниры проводил еще правитель Египта Рамзес III. Этот факт запечатлен на фресках, датируемых 3 000 лет до н.э., где изображено оружие, используемое в наши дни, а также маски, закрывающие лица противников. Бои с применением холодного оружия были распространены не только в Египте, но и в Древней Греции, Индии, Риме, Китае и Японии.

В средневековье фехтование получило большую популярность. Но позволить себе сражаться на мечах могли только аристократы. Простые люди дрались на палках или алебардах.

В 15 в. в Европе сражение на шпагах и рапирах стало искусством. Начало этому положила Испания, а вскоре в Германии и в Англии были сформированы первые корпорации.

В 16 в. итальянцы разработали принципы и приемы фехтования. Здесь же стали проводиться специальные обучающие курсы. В качестве оружия долгое время использовался меч. Но ношение доспехов воинами обусловило необходимость создания острого клинка, способного проникать в щели лат. Так появилась шпага. Классическая рапира считается изобретением испанцев.

Фехтование выделилось в спортивную дисциплину к 1913 г., когда появилась Международная ассоциация. А в 1914 г. были утверждены унифицированные правила. В 1921 г. в Париже прошли состязания фехтовальщиков на шпагах. По сути это был первый мировой турнир. Состязания на саблях проводятся с 1922 г., а на рапирах — с 1926 г. Первый Чемпионат Европы состоялся в 1981 г. Его организовала уже действующая на тот момент Европейская конфедерация фехтования. С 1972 г. проходят состязания на Кубок мира.

Виды и правила
До начала боя проводится проверка снаряжения установленным требованиям:
  • У оружия оценивается жесткость, длина, целостность.
  • У формы и маски — прочность и электропроводность.

Выигрывает сражение сторона, нанесшая определенное число уколов противнику за установленное время. Факт укола регистрируется автоматическим устройством, издающим звуковой и световой сигнал. Укол, произведенный с ошибкой, может быть не засчитан. Спортсменам назначаются и штрафные уколы за определенные виды нарушений, например, при заступе за заднюю границу дорожки, за столкновение дерущихся и др. При заступе за боковые границы судья останавливает бой и аннулирует все уколы.

Бой на шпагах

Этот вид оружия наиболее востребован, а сражение на нем признается самым сложным, схожим с опасным боевым.

Шпага имеет на своем окончании электронный наконечник, позволяющий регистрировать уколы. Масса оружия — более 700 г, длина — 110 см. Гарда для защиты конечностей имеет в диаметре 13,5 см.

Правила ведения боя имею свою специфику:
  • Уколы разрешается наносить в любую часть тела: туловище, голову и конечности, а также в экипировку спортсмена. В таком поединке получить укол очень легко.
  • Если фехтовальщики укололи друг друга в одно и то же время, очки присуждаются обоим.
  • Поединок на шпагах сопряжен с выжидающей стратегией его участников, поэтому может продолжаться довольно долго.

Бытует мнение, что победу в сражении на шпагах легче одержать фехтовальщику с высоким ростом и длинными конечностями. Но это не так. На состязаниях побеждают спортсмены с разными физическими данными.

Рапира считается наиболее безопасным оружием. На рапирах сражаются женщины и дети 10-12 лет. Ее вес — 0,5 кг, а длина — 110 см. Для защиты рук имеется гарда диаметром 12 см.

Отличительные черты поединка:
  • Результативными признаются уколы, наносимые только в туловище и шею.
  • Действует правило приоритета — перед нанесением удара необходимо отразить атаку. Это дает право на удар.
  • Уколы при одновременной атаке не засчитываются.
Поединок на саблях

Сабля весит столько же, сколько и рапира, а по длине на 5 см короче.

Фехтование на саблях имеет ряд отличительных особенностей:
  • Очки присуждаются и за уколы, и за удары. Удар разрешается производить всей поверхностью или обухом клинка в голову, руки и туловище оппонента.
  • Чтобы балл был засчитан, перед нанесением удара (укола) требуется отразить атаку.

Сражение на саблях наиболее зрелищное из всех видов. Все приемы осуществляются с большой скоростью. Время боя не фиксируется.

Фехтовальная дорожка

Значение этого атрибута и ее параметры зафиксированы в правилах. Длина дорожки — 14 м., а ширина — 1,5-2 м. Выполнена она из материала с высокой электропроводностью и заизолирована от оборудования, фиксирующего уколы.

Дорожка размечается особым образом:
  • Центральная линия.
  • Линии исходной позиции (на удалении 2 м. от центральной).
  • Боковые границы.
  • Задние границы.

Еще имеются предупредительные двухметровые отрезки по обеим сторонам, указывающие на то, что фехтовальщик приближается к задней границе.

Экипировка спортсменов
Установленная форма одежды:
  • Защитный костюм: куртка и брюки до колен на подтяжках. Материал изготовления — кевлар.
  • Удлиненные гетры белого цвета.
  • Обувь без каблуков.
  • Специальная маска, оснащенная сеткой и воротом.
  • Перчатки.
  • Защитные набочники, надеваемые под костюм.

Маска для боя на шпагах внутри и снаружи отделана специальным материалом, устойчивым к ударам. Участники боя надевают маски с электрическим воротником. Сетка и воротник маски саблистов обладают высокой электропроводностью.

Перчатки оснащены электропроводящими манжетами.

Сражающиеся на рапирах сверху куртки носят жилет, проводящий электричество. А дерущиеся на саблях должны надевать куртки с отражательной поверхностью.

Судейская коллегия
На состязаниях подразумевается наличие бригады судей, состоящей из:
  1. Главного судьи. Обязательное условие — наличие у него удостоверения национального или международного арбитра. Он вызывает спортсменов на дорожку, проверяет экипировку и оружие, следит за работой регистрирующих устройств, руководит другими судьями, объявляет штрафные санкции.
  2. Двух ассистентов. Они контролируют владение сражающимися невооруженной рукой, производимые уколы, заступы за границы дорожки и иные возможные ошибки. Ассистенты находятся на концах фехтовальной дорожки напротив друг друга. Если бои разделены на периоды, то ассистенты переходят на другую сторону после каждого из них.
Интересные факты
  • Известно, что в международных спортивных состязаниях ведущую роль играет английский язык. Фехтование — единственная дисциплина, где по традиции судейство ведется на французском.
  • Фехтование признается одним из самых интеллектуальных видов спорта, где помимо физической формы и воли к победе необходимы навыки стратегического мышления.
  • Фехтовальщики — обладатели самых натренированных ног. Их нижние конечности принимают на себя 70 % общей нагрузки.
  • Развитие кинематографа положило начало так называемому артистическому фехтованию. Оно далеко от спортивного боя, но более зрелищно, поскольку удары в нем наносятся намного чаще и сопровождаются громкими звуками. Именно так дерутся все киношные мушкетеры. Многим актерам до съемок фильма пришлось обучиться арт-фехтованию. В отличие от спортивного, этот вид сложно освоить всего за несколько месяцев.
  • Клинок фехтовального оружия признается самым быстрым после стрелковой пули.
  • В начале своей истории это был не вид спорта, а военное искусство. Поэтому оно было единственным видом физической активности, находившемся под королевским покровительством.
  • Фехтование — единственное спортивное направление, где отсутствует разделение по весовым категориям.
  • Немногим известно, что именно из фехтования взята большая часть движений в балете. Начало этой тенденции положил Французский двор 17 в. Считалось, что мужчине легче овладеть танцевальными па, схожими с теми движениями, которые он выполняет в поединке.
  • Белый цвет одежды фехтовальщиков обусловлен тем, что до изобретения электронных фиксирующих устройств на кончик оружия надевалась частица материи, пропитанной чернилами. И именно по отпечатку чернил на одежде регистрировался факт укола.
  • Сила давления, необходимая для повреждения кожи, — 750 гр. Эта цифра была специально установлена много лет назад, во времена дуэлей, проводимых «до первой крови».

Шпага – оружие чести

Эволюция рыцарского меча в итоге привела к его разделению на два направления развития, в первую половину попал палаш, длинное и тяжёлое колюще-рубящее оружие. Вторым направлением стали рапира и шпага, на момент своего появления боевая шпага даже приблизительно не напоминала своих изящных наследников из 18-19 веков. Основное отличие боевой шпаги от палаша было в весе и ширине клинка, кроме того палаш использовался в основном для рубящих ударов, в то время как шпага предназначалась для колющих.

Но в тоже время не нужно упускать и то, что и палаш и шпага могли и рубить и колоть. Это был длинный и узкий меч, причиной его появления стало наличие латных доспехов и появления в них сочленений и отверстий, куда узкий клинок входил просто превосходно. Кроме этого шпага в отличие от меча давала владельцу больше возможностей в бою, чем более тяжёлые виды холодного оружия. После своего появления шпага заняла место на поясе дворянского и офицерского сословия на четыре столетия почти беспрерывных войн.

Устройство шпаги

Шпага, как и другое клинковое оружие, состояло из двух основных частей: клинка и эфеса. Клинок – прямой и плоский с двухсторонней заточкой с долом или двумя, плавно сужающийся к острию. Длина клинка составляла около 1 метра, но впоследствии она уменьшилась до 700-800 мм.

Сам клинок кроме плоской в сечении формы мог быть квадратным, ромбическим или овальным, режущие кромки в этом случае оставались лишь у острия.

Рапира – это колющее оружие, обладающее длинным гранёным клинком с рёбрами.

Вес шпаги составлял около 1,2-1,6 кг. Иногда возникает вопрос, сколько весила шпага мушкетёра? Ответ на этот вопрос есть в музеях Франции. Шпага тех времён имела вес около 1,5 кг.

Эфес шпаги состоит из следующих частей:

  • рукоятка шпаги, обычно изготовлена из дерева и металла и имеет оплетку или рифление для комфортного охвата рукой;
  • перекрестие, защитное приспособление на переходе между клинком и эфесом, прямое или наклонное;
  • дужка, защитное устройство защищающее пальцы руки, в виде полосы металла от крестовины к навершию рукоятки;
  • навершие, металлическое яблоко завершающее рукоять, служащее для балансировки выполнялось в виде металлического шара или шляпки;
  • гарда, защита кисти руки, состояла из защитных колец с креплением, к перекрестию, так и щитков или развитой корзины выполненной в виде сплошной или узорчатой металлической полосы, целиком закрывающей кисть.

Эфес ранних образцов представлял собой обычную крестовину с дужкой, изредка дополненную защитным кольцом. На вершине ручки крепилось балансировочное яблоко.

Более поздние эфесы получили гарду-корзину поверх развитого перекрестия, а количество дужек увеличилось до 2-3, или сплошной полосы фигурной формы прикрывающей кисть руки.

Рукоять могла иметь округлое, круглое или прямоугольное сечение, она насаживалась на хвостовик клинка и жёстко фиксировалась. Материалом для её обтяжки служили кода или ткань. Часто рукоять шпаги оплеталась металлической проволокой в несколько рядов.

Гарды клинков во многом зависели от школы фехтования, так испанские мастера фехтования предпочитали полностью закрытые гарды, при этом в фехтовании они работали рукой от предплечья, французская школа предпочитала лёгкие гарды, так как больше была развита кистевая техника.

По современной классификации Оушкотта гарды делятся по степени закрытия кисти руки на дробные числа четверти. По типу гарды подразделяются виды шпаг, имеющих ярко выраженные свойства, характерные только для этого рода оружия:

  • «испанская» чаша, глубокая чаша перед перекрестием с парой колец внутри её, в бою шпага удерживается за них, либо за саму рукоять;
  • бильбо, более защищённая разновидность «испанской чаши», с дополнительной дужкой и более объёмной чашей;
  • папенхаймер, развитая гарда с чашкой и защитой кисти в виде сложного плетения дужек;
  • фламандская гарда, в виде перекрестия с кольцами или щитками, без дужки;
  • кавалерийская, развитие фламандской, но с с наличием одной или более дужек прикрывающих кисть руки.

В дальнейшем при переходе боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой произведение искусства. В то время как перекрестие практически полностью исчезло.

Боевые шпаги этого времени представляли собой упрощённые образцы с небольшим перекрестием, дужкой и двумя щитками справа и слева от клинка. На яблоке могли располагаться различного рода украшения или награды. Общая длина шпаги зависела от мастера, что её ковал и от школы фехтования владельца.

Особенности шпаги

При распространении шпаги её однозначно приняли как дворянское оружие. Этому способствовали как боевые, так и технические характеристики этой разновидности холодного оружия.

В отличие от недорогих палашей и сабель мягкий металл клинков, которых мог компенсироваться весом и силой удара, шпага это оружие техники и высококачественного металла.

Более тонкий клинок требовал упругой и твёрдой стали.

К тому же ориентированность на укол делали шпагу ещё более требовательным оружием к качеству производства. По этой причине шпага и стала отличительным признаком дворянства, менее обеспеченные финансовыми средствами классы предпочитали более дешёвые сабли и мечи.

Кроме того владение шпагой требовало и определённых навыков, которые могли быть только у воинов, которыми изначально дворяне и являлись.
После того как фехтование стало наукой постепенно начали развиваться и национальные школы владения этим оружием.

Во много они зависели от особенностей гарды и клинка. Итальянские шпаги, например, рассчитаны на колющие удары, и практически не используют рубящие и режущие, с протягом, удары клинка. Соответственно этому рукоятки и эфесы итальянского холодного оружия рассчитаны именно на укол, рубить ими не особо удобно.

Также интересна французская школа, также рассчитанная на укол, шпага французского типа имеет лёгкую гарду фламандского или кавалерийского типа и обычно гранёный клинок. Поэтому шпаги мушкетеров имеют сравнительно короткий клинок и открытую гарду.

Немецкая школа наоборот использует полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, а также и оглушающие, плашмя клинком. Именно в германских княжествах появилась тактика боя с кинжалом для второй руки – дагой.

Дистреза, испанская школа фехтования предполагала целую науку, включая философию боя на клинках. Но в тоже время в отличие от развивающихся французских и итальянских школ была более консервативна.

Несмотря на то, что в настоящее время фехтование все больше уходит в историю. Но все его методы перешли в спортивное фехтование, самое быстрый и динамичный вид спорта.

Также стоит отметить и военно-историческое фехтование, которое предполагает использование идентичных боевым образцам изделий. Тем более в детстве все болели похождениями Атоса, Портоса и Арамиса, после просмотра кинофильмов или прочтения книг Дюма.

Отсюда и плащи мушкетерские, сабли из дерева в детстве, и стальные и алюминиевые клинки во взрослом возрасте. Стоит отметить, что как средство самозащиты шпагу или другое холодное оружие использовать не стоит, это незаконно.

Но шпага как знак чести и доблести офицера и дворянина стала уже нарицательным предметом. «Продать свою шпагу» – это словосочетание пришло от немецких наёмников и означает – продать свои знания и опыт . Сломать шпагу, значит лишить чести. Так это устаревшее холодное оружие вошло и в нашу повседневную жизнь.

Утонченная шпага 6 букв

Другие вопросы к слову Рапира

  • Колющее холодное роужие с длинным гибким четырехгранным клинком, употр. в фехтовании
  • Холодное оружие
  • Колющее оружие
  • Колющее оружие с тонким, длинным и гибким клинком прямоуг. сечения
  • Колющее оружие фехтовальщика
  • Колющее спортивное оружие
  • Колющее холодное оружие с длинным гибким четырехугольным клинком
  • Колющее холодное оружие с длинным и гибким четырехгранным клинком, употребляемое в учебном и спортивном фехтовании, а прежде служившее также дуэльным оружием
  • Олимпийская «фехтовальщица
  • Олимпийское оружие
  • Раньше- грозное колющее оружие, ныне- спортинвентарь
  • Спортивное колющее оружие
  • Преимущественно колющее холодное оружие, разновидность шпаги, в изначальном значении длинная «гражданская» шпага, в отличие от «боевой» шпаги слишком лёгкая для нанесения рубящего удара, тем не менее в классическом варианте имеющая лезвия. В русском языке рапирой чаще всего называются мечи со штыкообразным клинком
  • Вид фехтовального оружия
  • Фехтовальное оружие
  • Оружие для фехтования
  • Любимое оружие Зорро
  • Спортивный «дырокол»
  • Оружие фехтовальщика
  • Оружие с эфесом
  • Орудие фехтовальщика
  • Оружие ярославского медведя
  • Клинок фехтовальщика
  • Бретта как холодное оружие
  • Орудие в фехтовании
  • Вердюн как холодное оружие
  • Оружие в фехтовании
  • Спортивное оружие
  • В руке фехтовальщика
  • Похожа на шпагу
  • Спортивн. аналог шпаги мушкетёра
  • Род шпаги с гибким четырёхгранными клинком
  • Колющее оружие с гибким клинком прямоугольного сечения
  • Колющее холодное оружие с длинным четырёхгранным клинком

23. Рапира, шпага, эсток и соборизм.

Давайте продолжим наше увлекательное путешествие в мир соборизма, и будем надеяться — вдруг произойдёт чудо! Вдруг вместо ставшей уже привычной некомпетентности граждан, которые изображают из себя наставников т.н. «русского воинского искусства Собор», мы увидим что-то дельное!
Сегодня речь пойдёт о разнице таких видов оружия, как рапиры, шпаги и эстоки, а также о легендах, которые циркулируют вот уже более двух десятков лет внутри секты Собор, про некие «боевые рапиры».
Читатели, конечно, помнят мой пост Про «фехтование»…, в котором я выразил свои искренние сердечные соболезнования Андрею Комарову, коего занятия соборизмом довели до того, что он заставил Костю и Женю «фехтовать» без защитного снаряжения. =(
Граждане, пристально изучающие мой уютный бложик, (такие есть), сразу обратили внимание на то, что в оригинальном ролике, размещённом на сайте Мастерской Андрея Комарова, это безобразие называют «Фехтование на рапирах». В то время как я, скопировав сие на свой канал, назвал это действо «Фехтование на эстоках».
И, конечно, тут же нашелся персонаж (с ником Gvayrin), который побежал в комментарии и стал высказывать своё очень ценное мнение, указывая на мою «ошибку».
Комментарии почитайте обязательно.
Gvayrin — это Рома Новоторцев, у него белый пояс по соборизму, занимается у нам знакомого типо наставника — грозы бутылок, стукачка и власовского прихвостня Валеева.
С Ромой я занимался год в одной группе у Андрея Комарова.
Нормальный перень, как и подавляющее большинство простых сектантов.
Поэтому и сидит на белом поясе, и никаких шансов не имеет на рост внутри секты.
Со своими тараканами, как и все мы, попавшие, каждый в своё время, по разным причинам в секту.
Поскольку Рома не занимается имитацией обучения воинскому искусству, то может писать мне что угодно, к нему претензий нет.
(Кроме того, что реплика вакидзаси, которую он мне продал как изготовленную с соблюдением всех технологий оригинала, развалилась у меня в руках, а «кожа ската», которой якобы была обтянута рукоять, после снятия обмотки оказалась состоящий из нескольких небольших кусочков, приляпанных к рукоятке на двусторонний скотч… Впрочем, к Собору это отношения не имеет).
А вот второй персонаж, зашедший в комментарии под ником TheDobrovolets, это как раз он — Валеев, стукач и власовский прихвостень. Как говорил Ермолаев про людей, которые нарушили пятый воинский закон: «Лучше бы ему было вообще не родиться на свет».
Впрочем, всё то же самое ещё в большей степени относится к самому Ермолаеву.
Однако, давайте вернемся к теме.
Как я уже говорил ранее, основатели соборизма немного разбираются в боксе, хорошо знают каратэ стиля сито-рю, но при этом фантастически безграмотны во всём, что касается именно воинского искусства. А воинское искусство это всегда работа оружием. Какие бы фантазии не появлялись в головах Учителей соборизма, но воин без оружия на войну не ходит.
Более того, воин вообще НИКУДА БЕЗ ОРУЖИЯ НЕ ХОДИТ.
Из века в век (с развитием доспеха) воин надевал на себя всё больше и больше железа, что в итоге превратило его вот в такую «консервную банку»:
,
вскрыть которую можно было только специально для этого предназначенным инструментом.
На фото представлен вариант т.н. Максимилиановского доспеха — вершина защитного снаряжения доогнестрельной эпохи.
От Готического доспеха его можно отличить по большому количеству ребер жесткости.
Классический готический доспех выглядит так:
Его отличительной особенностью является, как правило, только одно ребро жесткости (и острые углы деталей).
Обратите внимание на предметы в руках рыцарей: в обоих случаях они вооружены эстоком.
Очень характерное, легкоузнаваемое и распространенное оружие, специально предназначенное для протыкания доспеха.
Спутать его с чем-то другим невозможно.
В Германии эсток (фр. Estoc) называли Панцербрехер (нем. Panzerbrecher — «пробиватель доспеха»).
До нас дошло очень большое количество самых разных «пробивателей доспехов»,
и двуручные:
,
и одноручные:
,
и даже парадные.
Вот, например, двуручный меч и эсток императора Священной Римской империи Максимилиана I (22 марта 1459 г. — 12 января 1519 г.):
Фактически, эсток — это длинный тонкий лом, предназначенный для пробивания доспехов, но понятие «доспех» очень широкое. Шансов пробить полный латный доспех у эстока не много (пули-то не всегда брали!). Поэтому их использовали либо против людей, одетых во что попроще, либо как эрзац-копьё, добавляя к весу самого оружия вес боевого коня.
Желающие узнать про эстоки подробнее — добро пожаловать в интернет, там море информации по теме.
А я продолжу.
Как нетрудно догадаться, ходить в полном латном доспехе постоянно было не удобно.
Повседневный средневековый костюм выглядел примерно так:
Времена были беспокойные, поэтому ходить безоружным разумному человеку в средние века было неуютно.
Однако в мирное время оружие поля боя — избыточно. Ну, не носить же с собой постоянно эсток или полэкс, в самом деле!
Поэтому специально для мирной жизни появилось облегчённое оружие, которое, не мудрствуя лукаво, так и назвали: espadas roperas — буквально, «меч для одежды», то есть, носимый с гражданским платьем, а не с доспехом.
В итальянском языке espadаs roperas сократилось до слова spada, т.е. «шпага».
Во французском языке espadаs roperas сократилось до слова rapière, в немецком — до слова rapier, т.е. «рапира».
Иными словами, шпага и рапира исторически суть одно и то же, никаких отличий, кроме происхождения названия, между ними нет.
Различия между шпагой и рапирой на данный момент существуют только в спортивном фехтовании, где у рапиры четыре грани, а у шпаги — три.
Это наследие двух параллельных школ фехтования — французской и итальянской.
Спортивная рапира произошла от итальянского тренировочного оружия fioretto.
Итальянская fioretto.

Клинки спортивной рапиры.
Спортивная шпага произошла от французской трехгранной шпаги (кликабельно).

Боевая трёхгранная шпага.
Клинок боевой шпаги.

Клинки спортивной шпаги.
Важно!
Обратите внимание, что ни у спортивной шпаги, ни у спортивной рапиры в данном случае нет лезвия.
То есть, наличие лезвия не является классифицирующим признаком, позволяющим отличить шпагу от рапиры.
Вот, например, как выглядит рапира, изготовленная Петером Вирсбергом (Peter Wirsberg, Золинген, Германия, около 1600-1620 годов).
А вот рапира Императора Священной Римской империи Максимилиана II (31 июля 1527 г. — 12 октября 1576 г.).
Чем рапира (шпага) отличается от эстока?
При внешней конструктивной схожести перепутать эти два вида оружия невозможно.
Давайте поставим рапиру и эсток вместе и посмотрим на них:
Эсток длинный и тяжелый, фехтовать им неудобно.
Работа эстоком выглядит так — либо, взяв его двумя руками, ткнуть в ближнего своего, либо, уперев в пузо, наехать на ближнего лошадью.
А теперь давайте вернёмся к Косте и Жене и посмотрим, что за предметы у них в руках:
Качество записи плохое, темно, ничего не видно, что, правда, не помешало нашему зоркому соколу Роме Новоторцеву даже профиль сечения клинка разглядеть. =)
Но мы не будем тренировать зрение, а пойдём другим путём, и посмотрим на это чудо-юдо поближе.

Как видно, у них в руках нечто «в полтора метра длинной и в палец толщиной» и рукояткой на три хвата — почти классический эсток, только они на него чашку примастырили.
Кстати, обратите внимание: ребята продолжают «фехтовать» без защитного снаряжения.
И заодно обратите внимание на то, насколько неудобно работать такой длинной и бестолковой железякой.
Почему же собористы называют эсток рапирой?
Ответ прост, и я его ранее уже озвучил — нет и не было никогда никакого «русского воинского искусства Собор».
Люди, изображающие наставников, ничего не понимают в оружии и не знают даже базовых определений воинского искусства.
Попробуйте сами представить, что мог подумать впервые увидевший эсток человек существо с манией величия, которое напялило на себя чёрный пояс и назвалось Учителем, но не понимающее даже, чем позиция отличается от стойки?
Только одно — это рапира.
А почему такая большая?
Так, значит, это «боевая рапира», а остальные рапиры — не боевые.
Ну, не пойдёт же, в самом деле, ажнак цельный Учитель Академии русского воинского искусства Собор в библиотеку читать какие-то справочники по оружию. Ему же лучше знать, как оно было, он, может, в прошлой жизни третьим справа от Димитрия Московского в Куликовской битве стоял, а тут какие-то условности непонятные.
В первый раз про мифические «боевые рапиры» мне поведал Степанов (красный пояс).
С видом человека, общавшегося с Богом и познавшего истину, он принялся рассказывать о том, как историки врут. Что, оказывается, настоящие «боевые рапиры двуручные, полтора метра длинной, в палец толщиной и ими можно поставить защиту от меча».
Примерно то же самое примерно с таким же видом в разное время мне впоследствии рассказывали все остальные граждане, изображающие наставников.
В данном случае Рома Новоторцев (Gvayrin) просто бездумно транслирует то, что ему много лет лили в уши граждане типа Валеева.
Прекрасно Рому понимаю, сам был таким же маленьким и глупым, и тоже верил проходимцам.
Вся разница между мной и Ромой только в том, что я думал своей головой, а он, вместо того, чтобы самому разобраться в теме, сразу побежал жаловаться своему типо наставнику Валееву.
А Валеев, в отличии от Ромы Новоторцева, смотреть без разрешения в мою сторону права не имеет, не то что со мной общаться.
Я терпел и не пресекал это нарушение мирового порядка только ради того, чтобы этот гражданин натрепал побольше, дабы дурь видна была.
И моё терпение было вознаграждено:
Вот та самая 51-я страница книги Джералда Уиланда «Мечи, шпаги и сабли»:
Подпись под фотографией того предмета, который Рома Новоторцев и власовский прихвостень Велеев называют «длинной рапирой с клинком без рукояти», гласит:
«По диагонали:
Двуручная рапира.
Германия, начало XVI века. Легкое
оружие с клинком
длиной 104 см».
Найти по этому описанию в сети фото, использованное Джералдом Уиландом в своей книге, не составило большого труда, вот оно (при просмотре, возможно, потребуется регистрация):
Для не владеющих языком вероятного противника перевожу подпись под фотографией:
«Германский ЭСТОК, первая половина XVI века, с довольно необычной двуручной рукоятью.»
Итак, «длинная рапира» оказалась Эстоком.
А знаете, почему?
Задумайтесь на секунду над очень простым вопросом:

а зачем рапире без лезвия такая длинная ручка?Можно понять наличие длинной рукояти на рапире при наличии хоть какого-то лезвия, для усиления рубящих свойств.
Но в тех случаях, когда лезвия нет в принципе, для чего делать двуручный хват?
Чего вы двумя руками пробивать-то собираетесь?
Что должно быть надето на человеке, если для прокола одной руки не достаточно?
Или вы «мечом для одежды» собрались латный доспех крошить?
Но если оно так, то это уже не рапира.
* * *
Увы, но чуда, на которое мы все надеялись, опять не случилось.
Наставники Собора в очередной раз показали своё полное невежество.
Так всегда было и так всегда будет.
А на сегодня — всё, до новых встреч.