Ракета вихрь 1

Авиационный противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» предназначен для поражения бронированной техники, в том числе оснащенной реактивной броней, и малоскоростных воздушных целей, летящие со скоростью до 800 км/ч. Разработка комплекса начата в 1980 году в КБ приборостроения (НПО «Точность») под руководством главного конструктора А.Г.Шипунова. Принят на вооружение в 1992 году. К началу 2000 года комплекс использовался на противотанковом штурмовике Су-25Т (Су-25ТМ, Су-39, подвешивается до 16 ракет на двух пусковых установках АПУ-8) и боевом вертолете Ка-50 «Черная Акула» (подвешивается до 12 ракет на двух ПУ). В 1992 году на выставке в Фарнборо впервые была показана усовершенствованная модификация ракеты «Вихрь-М».

Имеется вариант корабельного комплекса «Вихрь-К», который включает 30-мм артиллерийскую установку АК-306 и четыре ПТУР «Вихрь» с дальностью стрельбы до 10 км. Комплексом «Вихрь» предполагается оснащать патрульные корабли и катера. На западе комплекс «Вихрь» получил обозначение AТ-12 (АТ-9). В состав комплекса ракетного оружия «Вихрь» входят:=

  • сверхзвуковая управляемая по лучу лазера ракета 9А4172
  • круглосуточная обзорно-прицельная система И-251 «Шквал»
  • авиационная пусковая установка АПУ-8 или АПУ-6

Комплекс позволяет вести стрельбу одиночными ракетами и залпом из двух ракет. Высокая сверхзвуковая скорость ракеты (до 610 м/c ) способствует снижению уязвимости вертолета во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей. Дистанцию 4 км ракета пролетает за 9 с. Для сравнения: наиболее мощная американская вертолетная противотанковая ракета AGM-114K «Hellfire» имеет дозвуковую скорость и покрывает это расстояние за 15 с.

Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» со складным крылом. Ее наведение осуществляется при помощи всесуточного автоматического прицельного комплекса. При приближении к району нахождения цели, координаты которой заранее заведены в БЦВМ вертолета, на расстоянии приблизительно 12 км автоматически включается режим телевизионного сканирования местности. Обнаружив изображение цели на телевизионном экране, летчик направляет вертолет в ее сторону, затем обрамляет цель сеткой прицела и нажимает кнопку автоматического слежения. Прицел переходит на автоматическое сопровождение цели, а по достижении разрешенной дальности производит пуск ракеты.

Тип старта — из транспортно-пускового контейнера вышибным зарядом.

Лазерно-лучевая система наведения в сочетании с автоматической системой сопровождения цели гарантирует высокую точность стрельбы, практически не зависящую от дальности. Мощность излучения лазерно-лучевой системы управления, на порядок меньшая пороговой мощности срабатывания зарубежных систем предупреждения о лазерном облучении, обеспечивает высокую скрытность применения. Вероятность уничтожения малоразмерной подвижной цели класса «танк» ракетой «Вихрь» — 80%.

Хранение, транспортировка и применение ракеты осуществляются с использованием транспортно-пускового контейнера , обеспечивающего безрегламентное складирование ПТУР в течение 10 лет.

Тандемная БЧ способна пробить броню (в том числе активную) самых современных зарубежных танков с любых ракурсов. Максимальная бронепробиваемость — 1000мм.»Вихрь» имеет контактный и неконтактный взрыватели

9К121М Вихрь-М

Противотанковый ракетный комплекс

9К121М «Вихрь-М» разработан КБ Приборостроения (НПО «Точность», г.Тула), главный конструктор — А.Г.Шипунов. Разработка комплекса 9К121 «Вихрь» начата в 1980 г. Испытания ракет начаты в 1982 г. Войсковые испытания комплекса велись начиная с 1989 г. Комплекс 9К121 «Вихрь» был принят на вооружение в 1992 г. Производство комплекса велось ПО «Ижмаш». Одновременно были начаты работы по модернизации ракетного комплекса. Усовершенствованная ракета комплекса «Вихрь-М» впервые публично показана на авиасалоне в Фарнборо в 1992 г.

Испытания ракет 9А4172К комплекса 9К1211М «Вихрь-М» планировалось завершить в 2015 г. с принятием комплекса на вооружение ВС России.

ПТРК 9К121М «Вихрь-М» на вертолете Ка-52 (http://maks.sukhoi.ru/)

Наименование комплекса по системе обозначений НАТО — AT-16 SCALLION.

ПТРК «Вихрь-М» в ВС России

Серийное производство ПТРК «Вихрь-М» ведется начиная с 2013 г. С 2015 г. ракеты комплекса поступают в армейскую авиацию ВС России для оснащения вертолетов Ка-52.

Конструкция ПТРК

Пусковая установка — авиационная пусковая установка АПУ-8 применяется на самолетах типа Су-25Т / Су-39 (ПУ на 8 ракет) и авиационная пусковая установка АПУ-6 несколько иного типа с 6 ракетами применяется на вертолетах. Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка», пуск осуществляется из транспортно-пускового контейнера.

ТТХ ПТРК 9К121М «Вихрь-М»

Калибр ракеты — 125 мм Длина ракеты — 2060 мм Длина ТПК — 2200 мм Масса ТПК с ракетой — 60 кг Масса ракеты — 40 кг Масса боевой части — 12 кг Дальность действия: — эффективная — 500-5000 м — максимальная — 8000-10000 м Скорость полета — сверхзвуковая Бронепробиваемость — 1000-1100 мм

Ракета 9А4172 «Вихрь»

Боевая часть

Тандемно-кумулятивная с радиовзрывателем.

АПУ-6 с ракетами 9М127 «Вихрь» под вертолетом Ка-50

Система управления и наведение

Система управления инерциальная с автопилотом с каналом радиокоррекции на маршевом участке траектории и с использованием лазерной ГСН на конечном этапе.

Модификации:

Комплекс 9К121 «Вихрь», ракета 9А4172 «Вихрь» — базовый вариант ПТРК, принят на вооружение в 1992 г.

Комплекс 9К121М «Вихрь-М», ракета 9А4172К «Вихрь-1» — модернизированный вариант комплекса, в 1992 г. на авиасалоне в Фарнборо впервые показан на публике. Поступление на вооружение начиная с 2014-2015 г.г.

Комплекс «Вихрь-К» (корабельный) — вариант размещения ПТУР «Вихрь» на артиллерийской установке АК-306 калибра 30-мм. На установке размещается четыре ПТУР «Вихрь» с дальностью стрельбы до 10 км. Комплексом «Вихрь-К» предполагается оснащать патрульные корабли и катера.

Для особо важных задач: в чем уникальность ракеты «Вихрь»

Противотанковые «Вихри» проверяются Сирией

Большой урон бандформированиям в Сирии наносят российские вертолеты, арсенал которых недавно пополнился серийным вариантом нового противотанкового ракетного комплекса (ПТРК).

Приводя статистику потерь противника в районе города Тадмор (Пальмира) на одном из мартовских брифингов, начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской сказал: «В ходе этой операции потери боевиков составили более тысячи человек убитыми и ранеными, уничтожено 19 танков, 37 боевых бронированных машин, 98 пикапов с установленным тяжелым вооружением, более 100 единиц автомобильной техники. Решающий вклад в разгром группировки ИГИЛ в районе Пальмиры внесла российская авиация и Силы специальных операций. Против бандформирований применялись не только самолеты, но и новейшие вертолеты Ка-52, которые продемонстрировали свою высокую эффективность в горно-пустынной местности».

Выступление главы ГОУГШ сопровождалось демонстрацией видеороликов, снятых на линии огневого соприкосновения. На них запечатлены моменты боевого применения противотанковых управляемых ракет по бронетехнике и укрепленным позициям террористов. Ряд специалистов высказали предположение, что удары по врагу наносились экипажами Ка-52 при помощи ракет «Вихрь». В пользу данной версии говорят цифры, наложенные на изображение поля боя, которые, предположительно, показывают дальность до цели – в пределах семи-восьми километров.

Арсенал Вооруженных Сил РФ включает несколько серийных типов противотанковых ракет, однако в основной массе они имеют максимальную дальность пуска пять-шесть километров. В частности, соответствующий показатель для основного варианта ракет 9М114 «Штурм» и 9М120 «Атака» разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) в рекламных материалах конструкторского бюро дается равным 6000 метров.

Правда, разработаны специальные модификации «Атаки» с увеличенной, до семи-восьми километров, дальностью стрельбы. Однако есть сомнения в способности штатной бортовой аппаратуры серийных вертолетов армейской авиации реализовать возросшие энергетические возможности ракеты на практике стрельбы по реальным целям в условиях сирийской пустыни.

Штатные системы

Арсенал управляемого оружия Ми-24ПМ, Ми-35М и Ми-28, размещенных в Сирии, включает ПТРК «Штурм-В», «Атака-В» и «Атака-ВН». Стартовая масса ракеты составляет 42–43 килограмма, транспортно-пусковой контейнер весит около 50 килограммов. Реализована схема наведения, при которой бортовая аппаратура ракеты отрабатывает сигналы на коррекцию траектории полета, поступающие с вертолета по радиолинии (так называемое радиокомандное наведение).

Система наведения – полуавтоматическая: оператор (наводчик) непрерывно отслеживает цель, удерживая ее в перекрестии прицела, тогда как слежение за ракетой (по трассеру) и выработка команд управления с передачей на ракету идут автоматически.

Серийные Ка-52 комплектуются многоцелевым комплексом управляемого ракетного вооружения комплекса «Штурм-ВУ». В его состав включены прицельная круглосуточная система с аппаратурой лазерной системы наведения и система обработки видеоизображения с телевизионным автоматом сопровождения цели СОВИ «Охотник».

Согласно информации на сайте разработчика, «Штурм-ВУ» предназначен для уничтожения складов, дотов, дзотов, легкобронированной техники, неподвижных и подвижных наземных целей типа «танк», малоскоростных воздушных целей типа «вертолет», живой силы, расположенной открыто и сосредоточенной в укрытиях. В качестве средства поражения используются управляемые ракеты 9М120-1 с тандемной кумулятивной боевой частью и ракеты 9М120-1Ф с фугасной боевой частью.

В практическом плане данная модификация «Штурма» отличается от основного варианта на вертолетах марки «Миль» реализацией алгоритмов поражения целей с телеориентированием ракет в лазерном луче. После пуска экипажу вертолета необходимо удерживать прицельную метку на цели вплоть до попадания в нее ракеты. При этом она наводится на цель, автоматически отслеживая направление лазерного луча при помощи расположенных в хвостовой части фотоэлементов. Комплекс работает в простых и ограниченно сложных метеоусловиях, правда, при стрельбе ночью практическая дальность сокращается до 3500–4000 метров.

Апробация новых систем

Однако «Штурм» – далеко не новая система: вертолет Ми-24 с подобным комплексом в первоначальном его варианте (полуавтоматическая система наведения с передачей команд по радиоканалу) поступил на вооружение в 1976 году. Он считается первым в мире массовым ПТУР со сверхзвуковой скоростью полета (средняя на маршруте – порядка 400, максимальная – 540 метров в секунду).

Между тем, выступая перед депутатами Государственной думы 22 февраля 2017 года, министр обороны РФ сказал, что за время, что российские войска ведут боевые действия в Сирии, они опробовали 162 образца новых и модернизированных вооружений, из которых лишь десять пришлось снять с производства и отправить на доработку. Хотя Сергей Кужугетович Шойгу не привел конкретных названий, есть весомые основания предполагать, что в число апробованных включены вертолет Ка-52 «Аллигатор» и входящие в его арсенал средств новейшие средства поражения.

Машины данного типа появились в Сирии прошлым летом, дополнив размещенные там ранее Ми-24П и Ми-35М. Они приняли участие в ряде операций, проводимых правительственными войсками и их союзниками в провинциях Хомс и Алеппо.

Вертолеты марки Ка неоднократно попадали в объективы фото и видеокамер, съемки с которых затем выкладывались в открытый доступ. Среди фотографий, появившихся в феврале, были и такие, на которых Ка-52 запечатлен с транспортно-пусковыми контейнерами, по форме напоминающими ТПК ракет 9А4172 комплекса «Вихрь» Конструкторского бюро приборостроения (г. Тула).

Тульские оружейники приступили к испытаниям своего изделия в далеком 1980 году и завершили их в начале 1990-х. Однако из-за распада Советского Союза и в связи с отсутствием у новой России достаточного числа носителей (Ка-50 и Су-25Т не пошли в серийное производство) «Вихрь» первоначального облика и последовавшие за ним улучшенные варианты изготавливались единичными образцами.

Лишь в 2013 году концерн «Калашников» получил заказ и приступил к серийному выпуску ракет для МО РФ. Поставки товарной продукции начались в конце позапрошлого года. Постановке на поток «Вихри» обязаны ГОЗ и «египетскому контракту» на вертолеты семейства Ка-52. Возможно, желание МО РФ проверить недавно полученные ракеты нового типа в реальной военной обстановке и показать их результативность иностранным коллегам из числа клиентов отечественного ОПК сделало возможным применение их в Сирии. Отметим, что задолго до сирийских событий вертолеты Ка-50 применили «Вихрь» (отмечено три пуска по реальным целям) в ходе контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.

Высокая скорость и большая дальность

Массовые параметры тульского изделия: стартовая масса – 42–45 килограммов, вес ТПК – до 60 килограммов – лишь ненамного превышают соответствующие показатели коломенского. Время полета к цели на удалении четыре километра находится в сопоставимых пределах (10–11 секунд). А вот на повышенных дальностях преимущество имеет «Вихрь», который разгоняется до более высоких (до 800 метров в секунду) скоростей и преодолевает восемь километров за 20–21 секунду. При этом предельная дальность стрельбы увеличивается с пяти-шести до восьми-десяти километров. Отметим, что дозвуковые ПТРК прошлых поколений, которые в массовом порядке применяются в Сирии и Ираке, пролетают расстояние четыре-пять километров за полминуты.

«Вихрь» разрабатывался как средство поражения современных танков и бронемашин с толщиной брони до 1000 миллиметров. Вероятность уничтожения движущегося танка типа Leopard 2 одной ракетой по целеуказанию от оптико-электронного комплекса вертолета оценивалась в 0,8–0,85. Особо следует отметить, что с помощью «Вихрей» вертолет может расстреливать танки противника, оставаясь вне зоны действия его зенитных средств. Серийные Ка-52 оснащаются ГОЭС-451 с 20-кратным увеличением по ТВ-каналу. Оптико-электронные системы позволяют его экипажу обнаруживать цели, подсвеченные передовыми авианаводчиками и атаковать их в автоматическом режиме. Это особенно важно на линии боевого соприкосновения для исключения возможности нанесения удара по своим войскам.

Сверхзвуковая скорость, высокая точность попадания и большая дальность стрельбы позволяют применять «Вихри» по воздушным целям. Это было продемонстрировано во время испытаний Су-25Т, когда прямым попаданием «Вихря» была сбита радиоуправляемая мишень на платформе бомбардировщика Ту-16.

На Западе нет прямого аналога нашему комплексу, а в качестве дальнего можно рассматривать Air Defense and Anti-Tank System, разработанный в середине 1980-х годов фирмами «Эрликон» и «Мартин Мариэтта». По сути, ADATS представляет самоходный зенитный комплекс, ракеты которого стартовым весом более 50 килограммов и дальностью стрельбы до восьми километров могут наводиться не только на воздушные, но и на наземные цели.

Помимо РЛС кругового обзора, комплекс оснащен стабилизированным электронно-оптическим модулем с инфракрасной и телевизионной камерами, лазерными дальномером и системой наведения ракет по лучу. После пуска ракета сначала управляется по радиоканалу, а затем – по лазерному лучу, причем комбинированное наведение обеспечивает как эффективное использование энергетики ракеты, так и прямое попадание в цель.

Исторически «Вихрь» представляет собой очередной шаг в развитии и совершенствовании технологий наведения ракеты по лазерному лучу. Кроме преимуществ, приведенных выше, необходимо отметить и одно важное обстоятельство. Управляемое оружие с головками самонаведения стоит очень дорого. Это одна из причин, почему ВКС России делают ставку в Сирии на комбинированное применение неуправляемых и высокоточных авиационных средств поражения, используя высокоточные боеприпасы только по наиболее важным объектам противника. Снижения стоимости массовых противотанковых и зенитных ракет можно достигнуть за счет отказа от оснащения их головками самонаведения (ГСН), заменив их фотоэлементами в хвостовой части снаряда.

Проще говоря, ГСН представляет специальное устройство, которое обнаруживает излучение, создаваемое или отражаемое целью, и наводит на нее ракету путем взаимодействия с бортовыми вычислителями и органами управления (аэродинамические рули, поворотные сопла и т. п.). Применяемые в современных комплексах радиолокационные, инфракрасные и оптические головки самонаведения довольно дорого стоят и при этом устанавливаются на одноразовый носитель и уничтожаются вместе с ним как при попадании в цель, так и при промахе. Так происходит в случае с американскими ПТРК Hellfire, Javelin и им подобными.

Между тем фотоэлементы, размещаемые в хвостовой части снаряда, который наводится телеуправлением по лазерному лучу, в серийном производстве недороги. Таким образом, открывается путь к созданию сравнительно дешевых средств поражения, при этом обладающих высокой точностью.

Вооруженные силы России получили ракеты «Вихрь-1» на 13 миллиардов рублей

Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» начал разрабатываться в 1980 году, как основное противотанковое средство перспективного боевого вертолета Ка-50 и самолета Су-25Т — модификации штурмовика Су-25 с расширенными возможностями по поражению бронетехники. Головным разработчиком комплекса стало тульское КБП.

Фото: bastion-karpenko.ru

При разработке ракет комплекса «Вихрь» определяющим было ограничение по диаметру, так как для наружной подвески вертолета предполагалось разместить до 12 ПТУР в ТПК, а на штурмовике до 16 ПТУР в ТПК. Поэтому для ракеты было принято рекордно высокое удлинение корпуса. Это способствовало снижению аэродинамического сопротивления и, соответственно, обеспечению требуемых характеристик по скорости и дальности.

Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» со складным дугообразным крылом и складным ПГО. В полете, ракета вращается вокруг своей продольной оси.

В передней части корпуса расположен отсек с лидирующим зарядом тандемной БЧ, воздушно-динамическим рулевым приводом закрытого типа с лобовым воздухозаборником и четырьмя аэродинамическими рулями, выдвигаемыми из ниш назад по ходу ракеты. Там же в головной части ракеты расположен неконтактный взрыватель необходимый для повышения эффективности применения по воздушным целям. Далее следует основная кумулятивно-осколочно-фугасная БЧ.

За БЧ расположены топливо маршевого двигателя и сам твердотопливный двигатель ракеты, имеющий два косонаправленных сопла. В конце хвостового отсека ракеты расположена аппаратура управления с приемником лазерного излучения.

При нахождении в ТПК к корпусу ракеты прилегают Х-образно расположенные 4 раскрываемые специальным механизмом консоли крыла, имеющие в плане пятиугольную форму, а при виде от носка ракеты загнутые по часовой стрелке.

Хранение, транспортировка и применение ракеты осуществляются с использованием транспортно-пускового контейнера, с гарантийным сроком складского хранения 10 лет.

Первый вариант комплекса «Вихрь» с управляемой ракетой 9А4172 был принят на вооружение в 1985 году. Высокая эффективность комплекса подтвердилась в ходе сравнительных испытаний вертолетов В-80 с комплексом «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Штурм-ВМ» с ПТУР «Атака», проводившихся с сентября 1986 г. по октябрь 1986 г. на Гороховецком полигоне, а позднее в ходе войсковых учений в Закарпатье, где штурмовик Су-25Т успешно действовал против условного противника, оснащенного самыми новейшими в то время, образцами зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск СССР.

Су-25Т / Фото: btvt.narod.ru

Ка-52 / Фото: btvt.narod.ru

Дальнейшим развитием комплекса «Вихрь» стал высокоточный авиационный КУВ армейской авиации «Вихрь-М» с УР «Вихрь-1» принятый на вооружение в 1990 году и предназначенный для поражения широкого спектра бронированных наземных, надводных и малоскоростных воздушных целей на дальностях до 10000 м включительно.

Он включает в себя: сверхзвуковые ракеты с высоким поражающим действием; многоканальные средства связи, целеуказания, автоматического прицеливания; различные системы управления огнем, объединенные информационно и технически в единый блок. Все это позволяет обеспечить полную автономность средств поражения после пуска.

Оснащение армейской авиации комплексами управляемого вооружения «Вихрь-М» обеспечивает эффективное использование вертолетов и штурмовиков в условиях современного боя, позволяет в короткие сроки решать самый широкий круг задач и продуктивно взаимодействовать с сухопутными подразделениями.

Фото: bastion-karpenko.ru

Отличительными особенностями КУВ «Вихрь-М» являются:

  • большая дальность стрельбы, в сочетании с малым полетным временем сверхзвуковой ракеты и высокой помехоустойчивостью системы управления, обеспечивает выживаемость воздушного носителя в дуэльном бою со средствами ПВО противника.
  • высокая сверхзвуковая скорость ракеты способствует снижению уязвимости носителя во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей.
  • высокая вероятность попадания в малоразмерную цель за счет применения автоматической системы слежения за целью и высокоточной лазерно-лучевой системы управления ракетой
  • полная помехоустойчивость системы управления в условиях оптических и радиопомех
  • поражение широкой номенклатуры наземных, надводных и воздушных целей

Всесуточный оптико-электронный прицельный комплекс «Шквал-М» входящий в КУВ «Вихрь-М», осуществляет автоматический поиск и опознавание цели с последующим захватом, сопровождением и выполнением атаки. Автоматическая аппара­тура прицельного комплекса «Шквал-М» разработанного Красногорским механическим заводом «Зенит» включает в себя телевизионный и тепловизионный каналы обнаружения и слеже­ния за целью, лазерный дальномер и канал наве­дения ПТУР, а также систему двухплоскостной стабилизации.

При приближении к району вероятного нахождения цели, на расстоянии 12 — 15 км пилот включает режим сканирования местности прицельным комплексом «Шквал-М». Если координаты района вероятного нахождения цели заранее заведены в БЦВМ авиационного носителя, то сканирование местности комплекс «Шквал-М» начинает автоматически.

После обнаружения цели, пилот в режиме максимального увеличения осуществляет ее опознание, совмещает метку на экране телевизионного индикатора с целью таким образом, что она занимала 3/4 ее площади, а затем нажатием кнопки автоматического слежения переводит аппаратуру в режим автосопровождения. Прицельный комплекс переходит на автоматическое сопровождение цели, а по достижении разрешенной дальности производит пуск ракеты. При пилотировании вертолета цель должна была оставаться в переделах углов слежения аппаратуры «Шквал-М»: до ±35° по азимуту и от +5° до -80° по углу места. Прицельный комплекс способен обеспечить автоматическое сопро­вождение цели даже после кратковременного исчезновения ее изображения — например, в тех случаях, когда между вертолетом и танком оказывается другой объект. В том случае, если все-таки имел место сбой автоматического слежения, летчик осуществлял повторный захват цели.

Пуск ракеты производится после захвата цели на автосопровождение. Комплекс обеспечивает возможность одновременного обстрела одной цели двумя ПТУР и обстрел до четырех целей в течение 30 секунд. Вероятность уничтожения малоразмерной подвижной цели класса «танк» ракетой «Вихрь-1» не менее 0,8.

Для расширения номенклатуры поражаемых целей комплексом «Вихрь-М» разработаны и приняты на вооружение управляемые ракеты с фугасной (термобарической) и осколочной БЧ.

Основные достоинства ракеты «Вихрь-1» и автоматической прицельной аппаратуры наиболее полно реализуются в составе обеспечивающего достаточный обзор вертолетного комплекса или вооружения штурмовика. Тем не менее, стремясь расширить область применения комплекса, КБП провело инициативную проработку самоходного комплекса с размещением на легкобронированных шасси типа БМП-3 и даже на джипах. С учетом возможности многоцелевого применения — по наземным и воздушным целям, летящим на скоростях до 800 км/час включительно, а также упрощающей эксплуатацию унификации с вертолетным комплексом можно достаточно оптимистично оценить перспективы наземных вариантов комплекса, особенно для поставок в страны с ландшафтом и климатическими условиями, способствующими достаточно частой реализации уникальных возможностей комплекса по максимальной дальности стрельбы.

«Вихрь-М» / Изображение: bastion-karpenko.ru

Дальнейшее развитие комплекса «Вихрь» связано в первую очередь с установкой на авиационные носители (Ка-52, Ми-28Н) оборудования обеспечивающее применение ПТУР во всех метеоусловиях днем и ночью, а также с разработанными в 90-х годах новыми ПТУР 9М227, 9М227О-1 с лазерно-лучевой ГСН, реализующих принцип «вижу-стреляю», 9М227М1, 9М227Ф, 9М227О-2 с ИК (тепловизионной) ГСН, реализующих принцип «выстрелил-забыл» и 9М227М2 с пассивной радиолокационной ГСН. Новые ракеты имеют увеличенную дальность пуска до 12 — 14 км и несколько большую скорость полета.

Основные ТТХ ПТРК «Вихрь-М» С УР «Вихрь-1»

Год принятия на вооружение 1990
Длина ТПК, мм 2870
Диаметр ТПК, мм 152
Масса ракеты в ТПК, кг 59
Длина ракеты, мм 2750
Диаметр корпуса ракеты, мм 130
Размах крыла ракеты, мм 380
Масса ракеты, кг 45
Масса БЧ, кг 12
Масса ВВ, кг около 6,0
Число ступеней 2
Двигатель РДТТ
Максимальная скорость, м/с 610
Время полета на максимальную дальность, с 28
Диапазон дальностей пуска, м 400 — 10000
Диапазон высот пуска, м

5 — 4000

Тип БЧ

тандемная, кумулятивная-осколочно-фугасная

Взрыватель комбинированный — контактный мгновенного действия;
неконтактный (радиус срабатывания до 5 метров)
Гарантированная бронепробиваемость гомогенной стальной брони при угле встречи 900 за НДЗ, мм 1000
Система управления лазерно-лучевая
Система сопровождения цели автоматическая
Носители Ка-50, Ка-52 Ми-28Н, Ми-8, Ми-17, Су-25, Су-25Т, Су-25ТМ, Су-25СМ.