Ракета п 1000 вулкан

Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000


Согласно постановлению Совета Министров Советского Союза от 17.05.1979 года, научно-производственное объединение машиностроения начинает разработку ПКРК, являющегося дальнейшим развитием комплекса П-500. Новый комплекс сохранил пусковое оборудование от предыдущего комплекса и получил большую дальность поражения благодаря использованию в ракете улучшенного стартового двигателя, добавления топлива в маршевой ступени, уменьшения бронезащиты корпуса и еще ряда улучшений.
Начало испытаний нового комплекса началось 3.12.1982 года в 10.55 по московскому времени на полигоне близ поселка Ненокса Архангельской области. Первый пуск ракеты прошел неудачно: стартовый агрегат после отработки не отделяется от ракеты, в результате чего, ракета начала разваливаться в полете и после 8-ми секунд после запуска падает. Следующий пуск, проведенный 9.04.1983 года, также оказывается неудачным, ракета падает на 9 секунде полета. По ходу проведения расследования неудачных пусков, установлено, что причина неполадок в ракете кроется в системе управления. Поэтому к третьему пуску, прошедшему в июне 1983 года, систему управления дорабатывают, и ракета успешно отработала по всей траектории полета.

Основные испытания ПКРК «Вулкан» начинаются 22.12.1983 года с борта ПЛАРК проекта 675 модернизированной до проекта 675МКВ. Модернизация заключалась в получении нового ПКРК П-1000. Всего данную модернизацию в свое время прошли четыре ПЛАРК проекта 675. Совместные испытания модернизированных ПЛАРК и новых установленных комплексов П-1000 начинаются в 1985 году. Был произведен залп двумя ракетами, которые успешно уничтожили установленную цель, и это несмотря на то, что произошел сбой в работе системы поддержки давления в отсеке приборного оборудования и ошибку при старте ракеты оператора. Следующий пуск в рамках программы совместных испытаний осуществлен 8.11.1985 года — был дан залп тремя ракетами, который, в общем, признан успешным – две ракеты успешно уничтожили установленную цель, у третьей ракеты произошел в полете отказ РЛС визира. В общем, было проведено 18 испытательных пусков ракет и 11 из них признаются успешными.
До конца 1985 года были закончены доработки системы управления и КПА, по окончанию которых подписывают Акт окончания совместных испытаний, в котором рекомендуется принять ПКРК «Вулкан» на вооружение ВМФ с учетом проведения в 1986 году контрольных испытаний. Для испытаний было выделено 8 ракет – залповый пуск 4-х ракет и одиночный пуск остальных в рамках различных испытательных программ:
— пуск 1-ой ракеты осуществили 24.05.1986 года, в рамках программы испытаний системы управления ракеты комплекса «Базальт». Пуск признан успешным;
— пуск 2-й ракеты осуществили 18.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;
— пуск 3-й ракеты осуществили 19.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;
— залповый пуск 4-х ракет состоялся 4.07.1986 года, залп признан успешным. Три из четырех ракет были оснащены телеметрией, так как наземное оборудование на полигоне не могло осуществить принятие данных сразу четырех ракет. Четвертая ракета, без телеметрии, по неизвестной причине сбилась с траектории полета и цель не поразила.


ПКРК «Вулкан» принимают на вооружение 18.12.1987 года. Производством ракет для комплекса занималось оренбургское объединение «Стрела» с 1985 года по 1992 год. Комплекс мог поставляться в трех вариантах – наземный (береговой) с ПУ типа СМ-49 (использовался при первых испытаниях 1982 года), надводный с ПУ типа СМ-248 (аналог комплекса «Базальт»), подводный (надводный старт) с ПУ, по типу ПКРК «Базальт».
Противокорабельная ракета 3М-70
В конструкции ПКР использовали сплавы титана, за счет чего уменьшили бронезащиту корпуса. В ракете комплекса использовалась система инерциального управления с возможностью внесения корректировки от радиолокационной головки самонаведения, разработанной в ЦНИИ «Гранит». Разработчик системы управления конструктор А.Чижов, бортовой РТА конструктор Б.Годлиник. Автопилот разработал конструктор А.Кучин, БЦВМ конструктор В.Никольцев. Селекция целей ракетой проводилась или в автоматическом режиме, или с помощью телеметрии, или с возможностью комбинирования режимов. Автопилот и БЦВМ (А21 и Б9) собраны на новейшей в то время элементной базе, и серьезно отличались от аналогичных решений комплекса «Базальт». Конструкторы сумели улучшить характеристики помехозащищенности радиолокационной головки самонаведения, создав улучшенный бортовой компьютер. Аппаратура системы автоматизированного управления и КПА были построены для комплекса «Вулкан» заново и сильно отличались от аналогичной аппаратуры комплекса «Базальт». СУ ПКР 3М-70 может работать как ракета комплекса «Базальт» при оснащении ее твердотопливным ускорителем от 4К-80 (П-500 Базальт).

При наведении ракеты был использован алгоритм выбора основной цели в группе кораблей. При старте ракета получала координаты цели и проходила основной участок траектории с отключенным радиолокационным визиром. На конечном участке траектории ракета снижалась к цели, и автоматически включался визир, с помощью которого проходило уточнение координат и захват цели. При этом бортовой аппаратурой проводился анализ размера целей, положение относительно заданных координат цели. Такой алгоритм обеспечивал ракете захват самой крупногабаритной цели в группе кораблей.
Для преодоления противоракетной и противовоздушной обороны противника, ракету обеспечили алгоритмами противозенитного маневрирования на малых высотах. При залповом пуске ракет, они при угрозе рассредотачивались по фронту и вновь собирались в группу на конечном участке траектории (перед тем как включался визир). Для радиоэлектронной борьбы в ракету установили станцию установки активных помех 4Б-89 «Шмель», она разработана отделом №25 института «Гранит», конструкторами Р.Ткачевым и Ю.Романовым. Приборный отсек полностью герметичен, для поддержки необходимого давления внутри отсека снабжен спецсистемой.
В конце 1987 года, согласно постановлению Совета Министров Советского Союза, начинаются работы по созданию ракет «Вулкан ЛК» с использованием лазерного высокоточного канала наведения. Это должно было привести к повышению точности попаданий ракет. Бортовую аппаратуру для новой ракеты разрабатывали под руководством главного конструктора В.Сенькова. Лазерный канал наведения создавали на ЦНИИ «Гранит», руководитель проекта С.Шаров. Лазерная система наведения могла распознавать надводные корабли по геометрическим параметрам, после чего выдавала коррекционные команды по траектории полета для поражения надводных кораблей в наиболее уязвимое место. Первые испытания новейшей системы проходили в городе-герое Севастополь, система отрабатывалась на проходящих надводных кораблях и с летающей лаборатории самолета Ил-18.


Испытательные пуски ракет с головкой самонаведения лазерного канала, в рамках создания ракет «Вулкан ЛК» должны были пройти ориентировочно в 1989 году. Бортовая аппаратура канала лазерного наведения находилась в канале воздухозаборника. Опытный образец ракеты успешно прошел наземные стендовые испытания. Пуски должны были состояться на том же полигоне близ поселка Ненокса. Планировалось осуществить от 5-ти до 9-ти пусков. Однако разработка новой ракеты и новой системы лазерного наведения была прекращена ориентировочно в 1988-89 годах. Известные данные новой системы наведения – луч имел приблизительный диаметр 10 метров, дальность обнаружения и распознавания составляла примерно 15 километров.

Ядерные испытания ракет
В ходе работ по созданию ракет для ПКРК «Вулкан» проводилась научно-исследовательская работа под названием «Радиация», в задачи которой входил анализ воздействия поражающих факторов ЯВ на ракеты, идущие к цели. Для данного анализа на Новой Земле провели в спецштольне подрыв ядерного заряда. Проведенный анализ выявил поражение большинства элементов бортовой аппаратуры нейтронным излучением на расстоянии 500 метров от эпицентра взрыва, при этом некоторые детали получили необратимые повреждения. В результате проведенного анализа, некоторые детали бортовой аппаратуры были заменены на более устойчивые к поражающим факторам ЯВ.
Основные характеристики:
— длина 11.7 метра;
— диаметр – 0.9 метра;
— крыло – 2.6 метра;
— вес с/без стартового двигателя – 9.3/5 тонны;
— дальность поражения до 700 километров;
— скорость полета мин/макс высота – 2/2.5 Маха;
— минимальная высота полета – 15 метров;
— время работы твердотопливного ускорителя – 12 секунд;
— маршевый двигатель – ТРД КР-17В;
— используемые боевые части: комбинированная БЧ (кумулятивная и фугасная), весом 500 килограмм, пробивает броню до 400 мм. Для уничтожения одного авианосца требуется три попадания ракет; ядерная БЧ, мощность 350 кт.
Известные носители:
— четыре ПЛАРК проекта 675МКВ. 8-мь ракет на одну ПЛАРК. Все подводные лодки к 1994 году сняты с вооружения;

Три РКР проекта 1164 «Анлант». 16 ракет в 8-ми спаренных ПУ на один ракетный крейсер;
— ГРКР «Варяг» (Червона Украина) встал в строй 16.11.1989 года с комплексом «Вулкан» на борту;

— ГРКР «Москва» в ходе модернизации получает ПКРК «Вулкан» вместо комплекса «Базальт»;
— РК «Украина» (Адмирал Лобов) имеет на борту ПУ комплекса «Вулкан». На данный момент он находится «входит в состав» ВМС Украины. За время существования государства Украины он так и не был достроен. Экипаж крейсера три раза формировался и распускался. Находится на пирсе николаевского судостроительного завода. Обходится Украине в 1 миллион долларов «простоя» ежегодно. В последнее время активизировались разговоры о возможной продаже Российской Федерации.
Источники информации:

П-1000 Вулкан

Противокорабельная крылатая ракета

П-1000 «Вулкан» / 3М70 разработана НПО машиностроения (г.Реутов) по Постановлению Совета Министров СССР от 17 мая 1979 г. Ракетный комплекс является дальнейшим развитием комплекса П-500 с сохранением пускового оборудования и заметным увеличением дальности действия за счет использования нового стартового двигателя, увеличения объемов топлива маршевой ступени, снижения массы бронирования и других улучшений.

Первый испытательный пуск ракеты П-1000 с наземного стенда СМ-49 в Неноксе выполнен 3 декабря 1982 г. Испытания с подводной лодки проекта 675МКВ начаты 22 декабря 1983 г. Проведение совместных испытаний комплекса П-1000 и ПЛА пр.675МКВ начаты в 1985 г. В результате летно-конструкторских и совместных испытаний произведено 18 пусков ракет из которых 11 пусков признаны успешными. В декабре 1985 г. подписан Акт об окончании совместных испытаний с рекомендацией принятия на вооружение комплекса П-1000 «Вулкан».

Комплекс «Вулкан» принят на вооружение 18 декабря 1987 г. Ракета П-1000 производилась с 1985 г. по 1992 г.

Ракеты П-1000 «Вулкан» были приняты на вооружение подводных лодок проекта 675МКВ («МКВулкан») и ракетных крейсеров проекта 1164.

Ракета 3М70 комплекса П-1000 «Вулкан»
(фото Дмитрий Стогний, http://militaryphotos.net/)

Западное наименование ракеты — SS-N-12 mod.2 SANDBOX.

Носители ракетного комплекса П-1000 «Вулкан» в ВМФ России

  • Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 675МКВ — переоборудование 5 ПЛАРК проекта (К-1, К-22, К-34, К-35 и К-10) по проекту 675МКВ велось СРЗ «Звездочка». Переоборудование ПЛАРК К-1 начато 15 декабря 1981 г. и завершено в 1983 г. Модернизация ПЛАРК К-10 не завершена, всего переоборудовано 4 ПЛАРК. На ПЛАРК пусковые установки комплекса П-500 заменены пусковыми комплекса «Вулкан» (8 шт на ПЛ). Пусковые установки с надводным стартом. Для целеуказания по данным ИСЗ использована система «Касатка». ПЛАРК выведены из состава ВМФ начиная с июля 1992 г. по июль 1994 г. (все 4 шт).
  • Ракетные крейсеры проекта 1164: ракетный крейсер «Варяг» (вступил в строй 16 октября 1989 г. под названием «Червона Украина») изначально вооружен комплексом П-1000. Так же вероятно к 2006 г. на этот ракетный комплекс перевооружен ракетный крейсер «Москва». Так же планировалась установка комплекса на недостроенный ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал Лобов», находится на ССЗ в Николаеве). На кораблях проекта 1164 устанавливается 16 неперезаряжаемых пусковых установок.

Конструкция ракеты

Конструкция ракеты продолжает линейку ракет разработки НПО машиностроения, которые берут своё начало с ракеты П-5 и является близкой к предыдущей модификации — ракете П-500 «Базальт».

Ракета оснащается двумя вариантами стартово-разгонной ступени — новой большой с увеличенной мощностью и продолжительностью работы или старой от ракеты комплекса П-500.

Двигатели:
— стартово-разгонная ступень — РДТТ с управляемыми соплами, более мощный, чем у ракет П-500;
— маршевый — короткоресурсный ТРД КР-17В, аналогичный двигателю ракеты комплекса П-500. Разработан ОКБ-300 ГКАТ.

ТТХ ракеты П-1000 «Вулкан»

Длина — 11.7 м Диаметр корпуса — 0.88 м Размах крыла – 2.6 м Масса стартовая — 9300 кг Масса без стартового двигателя — 5070 кг Дальность действия — 550-700 км (в зависимости от профиля полета, в некоторых источниках указывается дальность 1000 км) Скорость полета: — 2 М (на малой высоте) — 2.5 М (на большой высоте) Высота полета — 15-20 м (минимальная)

Модель ракеты 3М70 комплекса «Вулкан» с увеличенной СРС, авиасалон МАКС-2009 (http://bastion-karpenko.narod.ru/)

Боевое оснащение

Ракета может нести два типа боевых частей: — фугасно-кумулятивная — по расчетам для уничтожения авианосца требуется попадание 3-х ракет с такими БЧ; — ядерная мощностью 350 кт.

Пуск ракеты П-1000 «Вулкан» с ракетного крейсера «Варяг» проекта 1164
(http://milparade.ru/)

Система управления и наведение

Система управления инерциальная с коррекцией по данным радиолокационной головки самонаведения (ГСН). Разработчик — ЦНИИ «Гранит», главный конструктор системы управления А.В.Чижов. Селекция целей вероятно автоматическая. На ракете использованы выполненные на новой элементной базе автопилот А21 с БЦВМ Б9, что в купе с новым стартовым двигателем позволило увеличить дальность действия. Существенно улучшена помехозащищенность РЛС ГСН за счет улучшения бортовой БЦВМ.

Ракета П-1000 «Вулкан»
крылатая противокорабельная ракета

Разработка комплекса П-1000 «Вулкан» была начата в соответствии с правительственным постановлением от 17 мая 1979 г.
ПКР 3М-70 имела аналогичный П-500 турбореактивный двигатель, однако за счет использования более мощной стартово-разгонной ступени (СРС) с управляемыми соплами, а также более современных конструкционных материалов (в частности, титановых сплавов), а также ослабления броневой защиты имела увеличенную до 700 км дальность.
Начало испытаний нового комплекса началось 3.12.1982 года в 10.55 по московскому времени на полигоне близ поселка Ненокса Архангельской области. Первый пуск ракеты прошел неудачно: стартовый агрегат после отработки не отделяется от ракеты, в результате чего, ракета начала разваливаться в полете и после 8-ми секунд после запуска падает. Следующий пуск, проведенный 9.04.1983 года, также оказывается неудачным, ракета падает на 9 секунде полета. По ходу проведения расследования неудачных пусков, установлено, что причина неполадок в ракете кроется в системе управления. Поэтому к третьему пуску, прошедшему в июне 1983 года, систему управления дорабатывают, и ракета успешно отработала по всей траектории полета.
Основные испытания ПКРК «Вулкан» начинаются 22.12.1983 года с борта ПЛАРК проекта 675 модернизированной до проекта 675МКВ. Модернизация заключалась в получении нового ПКРК П-1000. Всего данную модернизацию в свое время прошли четыре ПЛАРК проекта 675. Совместные испытания модернизированных ПЛАРК и новых установленных комплексов П-1000 начинаются в 1985 году. Был произведен залп двумя ракетами, которые успешно уничтожили установленную цель, и это несмотря на то, что произошел сбой в работе системы поддержки давления в отсеке приборного оборудования и ошибку при старте ракеты оператора. Следующий пуск в рамках программы совместных испытаний осуществлен 8.11.1985 года — был дан залп тремя ракетами, который, в общем, признан успешным – две ракеты успешно уничтожили установленную цель, у третьей ракеты произошел в полете отказ РЛС визира. В общем, было проведено 18 испытательных пусков ракет и 11 из них признаются успешными.
До конца 1985 года были закончены доработки системы управления и КПА, по окончанию которых подписывают Акт окончания совместных испытаний, в котором рекомендуется принять ПКРК «Вулкан» на вооружение ВМФ с учетом проведения в 1986 году контрольных испытаний. Для испытаний было выделено 8 ракет – залповый пуск 4-х ракет и одиночный пуск остальных в рамках различных испытательных программ:

  • пуск 1-ой ракеты осуществили 24.05.1986 года, в рамках программы испытаний системы управления ракеты комплекса «Базальт». Пуск признан успешным;
  • пуск 2-й ракеты осуществили 18.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;
  • пуск 3-й ракеты осуществили 19.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;
  • залповый пуск 4-х ракет состоялся 4.07.1986 года, залп признан успешным. Три из четырех ракет были оснащены телеметрией, так как наземное оборудование на полигоне не могло осуществить принятие данных сразу четырех ракет. Четвертая ракета, без телеметрии, по неизвестной причине сбилась с траектории полета и цель не поразила.

ПКРК «Вулкан» (П-1000) принимают на вооружение 18.12.1987 года. Комплекс мог поставляться в трех вариантах – наземный (береговой) с ПУ типа СМ-49 (использовался при первых испытаниях 1982 года), надводный с ПУ типа СМ-248 (аналог комплекса «Базальт»), подводный (надводный старт) с ПУ, по типу ПКРК «Базальт».
Как в свое время и «Базальт», новый комплекс также установили на ПЛАРК практически без доработок носителя. Применение крылатых ракет комплекса «Вулкан» планировалось на АПЛ проекта 675МКВ. Начиная с конца 80-х модернизацию по проекту 675МКВ прошло пять кораблей проекта 675МК (К-1, К-22, К-34, К-35, К-10). Модернизация ПЛАРК К-10 не была закончена. Боекомплект ПЛАРК проекта 675МКВ составлял 8 КР, размещаемых в контейнерах. Для управления ракетной стрельбой корабль получал комплекс «Аргон-675КВ». Для целеуказания по данным от ИСЗ использовалась система «Касатка». Старт ракет был по-прежнему надводный из поднятых контейнеров.
В 1992-94 все 4 ПЛАРК проекта 675МКВ были списаны.
На крейсере «Варяг» («Червона Украина») пр.1164, вступившем в строй 16 октября 1989 г., вместо ПКР «Базальт» были установлены ракеты «Вулкан» (предполагалась аналогичная замена и для предыдущих кораблей проекта). Перезарядка комплексов «Базальт» и «Вулкан» производится только на базах кораблей, т.к. представляет из себя довольно трудоемкую операцию.
Серийным производством ракет 3М-70 для комплекса занималось оренбургское ПО «Стрела» с 1985 года по 1992 год.

  • Описание конструкции. ТТХ



Источники информации:

Согласно постановлению Совета Министров Советского Союза от 17.05.1979 года, научно-производственное объединение машиностроения начинает разработку ПКРК, являющегося дальнейшим развитием комплекса П-500. Новый комплекс сохранил пусковое оборудование от предыдущего комплекса и получил большую дальность поражения благодаря использованию в ракете улучшенного стартового двигателя, добавления топлива в маршевой ступени, уменьшения бронезащиты корпуса и еще ряда улучшений.

Начало испытаний нового комплекса началось 3.12.1982 года в 10.55 по московскому времени на полигоне близ поселка Ненокса Архангельской области. Первый пуск ракеты прошел неудачно: стартовый агрегат после отработки не отделяется от ракеты, в результате чего, ракета начала разваливаться в полете и после 8-ми секунд после запуска падает. Следующий пуск, проведенный 9.04.1983 года, также оказывается неудачным, ракета падает на 9 секунде полета. По ходу проведения расследования неудачных пусков, установлено, что причина неполадок в ракете кроется в системе управления. Поэтому к третьему пуску, прошедшему в июне 1983 года, систему управления дорабатывают, и ракета успешно отработала по всей траектории полета.

Основные испытания ПКРК «Вулкан» начинаются 22.12.1983 года с борта ПЛАРК проекта 675 модернизированной до проекта 675МКВ. Модернизация заключалась в получении нового ПКРК П-1000. Всего данную модернизацию в свое время прошли четыре ПЛАРК проекта 675. Совместные испытания модернизированных ПЛАРК и новых установленных комплексов П-1000 начинаются в 1985 году. Был произведен залп двумя ракетами, которые успешно уничтожили установленную цель, и это несмотря на то, что произошел сбой в работе системы поддержки давления в отсеке приборного оборудования и ошибку при старте ракеты оператора. Следующий пуск в рамках программы совместных испытаний осуществлен 8.11.1985 года — был дан залп тремя ракетами, который, в общем, признан успешным – две ракеты успешно уничтожили установленную цель, у третьей ракеты произошел в полете отказ РЛС визира. В общем, было проведено 18 испытательных пусков ракет и 11 из них признаются успешными.

До конца 1985 года были закончены доработки системы управления и КПА, по окончанию которых подписывают Акт окончания совместных испытаний, в котором рекомендуется принять ПКРК «Вулкан» на вооружение ВМФ с учетом проведения в 1986 году контрольных испытаний. Для испытаний было выделено 8 ракет – залповый пуск 4-х ракет и одиночный пуск остальных в рамках различных испытательных программ:

— пуск 1-ой ракеты осуществили 24.05.2012 года, в рамках программы испытаний системы управления ракеты комплекса «Базальт». Пуск признан успешным;

— пуск 2-й ракеты осуществили 18.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;

— пуск 3-й ракеты осуществили 19.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;

— залповый пуск 4-х ракет состоялся 4.07.1986 года, залп признан успешным. Три из четырех ракет были оснащены телеметрией, так как наземное оборудование на полигоне не могло осуществить принятие данных сразу четырех ракет. Четвертая ракета, без телеметрии, по неизвестной причине сбилась с траектории полета и цель не поразила.

ПКРК «Вулкан» принимают на вооружение 18.12.1987 года. Производством ракет для комплекса занималось оренбургское объединение «Стрела» с 1985 года по 1992 год. Комплекс мог поставляться в трех вариантах – наземный (береговой) с ПУ типа СМ-49 (использовался при первых испытаниях 1982 года), надводный с ПУ типа СМ-248 (аналог комплекса «Базальт»), подводный (надводный старт) с ПУ, по типу ПКРК «Базальт».

Противокорабельная ракета 3М-70

В конструкции ПКР использовали сплавы титана, за счет чего уменьшили бронезащиту корпуса. В ракете комплекса использовалась система инерциального управления с возможностью внесения корректировки от радиолокационной головки самонаведения, разработанной в ЦНИИ «Гранит». Разработчик системы управления конструктор А.Чижов, бортовой РТА конструктор Б.Годлиник. Автопилот разработал конструктор А.Кучин, БЦВМ конструктор В.Никольцев. Селекция целей ракетой проводилась или в автоматическом режиме, или с помощью телеметрии, или с возможностью комбинирования режимов. Автопилот и БЦВМ (А21 и Б9) собраны на новейшей в то время элементной базе, и серьезно отличались от аналогичных решений комплекса «Базальт». Конструкторы сумели улучшить характеристики помехозащищенности радиолокационной головки самонаведения, создав улучшенный бортовой компьютер. Аппаратура системы автоматизированного управления и КПА были построены для комплекса «Вулкан» заново и сильно отличались от аналогичной аппаратуры комплекса «Базальт». СУ ПКР 3М-70 может работать как ракета комплекса «Базальт» при оснащении ее твердотопливным ускорителем от 4К-80 (П-500 Базальт).

При наведении ракеты был использован алгоритм выбора основной цели в группе кораблей. При старте ракета получала координаты цели и проходила основной участок траектории с отключенным радиолокационным визиром. На конечном участке траектории ракета снижалась к цели, и автоматически включался визир, с помощью которого проходило уточнение координат и захват цели. При этом бортовой аппаратурой проводился анализ размера целей, положение относительно заданных координат цели. Такой алгоритм обеспечивал ракете захват самой крупногабаритной цели в группе кораблей.

Для преодоления противоракетной и противовоздушной обороны противника, ракету обеспечили алгоритмами противозенитного маневрирования на малых высотах. При залповом пуске ракет, они при угрозе рассредотачивались по фронту и вновь собирались в группу на конечном участке траектории (перед тем как включался визир). Для радиоэлектронной борьбы в ракету установили станцию установки активных помех 4Б-89 «Шмель», она разработана отделом №25 института «Гранит», конструкторами Р.Ткачевым и Ю.Романовым. Приборный отсек полностью герметичен, для поддержки необходимого давления внутри отсека снабжен спецсистемой.

В конце 1987 года, согласно постановлению Совета Министров Советского Союза, начинаются работы по созданию ракет «Вулкан ЛК» с использованием лазерного высокоточного канала наведения. Это должно было привести к повышению точности попаданий ракет. Бортовую аппаратуру для новой ракеты разрабатывали под руководством главного конструктора В.Сенькова. Лазерный канал наведения создавали на ЦНИИ «Гранит», руководитель проекта С.Шаров. Лазерная система наведения могла распознавать надводные корабли по геометрическим параметрам, после чего выдавала коррекционные команды по траектории полета для поражения надводных кораблей в наиболее уязвимое место. Первые испытания новейшей системы проходили в городе-герое Севастополь, система отрабатывалась на проходящих надводных кораблях и с летающей лаборатории самолета Ил-18.

Испытательные пуски ракет с головкой самонаведения лазерного канала, в рамках создания ракет «Вулкан ЛК» должны были пройти ориентировочно в 1989 году. Бортовая аппаратура канала лазерного наведения находилась в канале воздухозаборника. Опытный образец ракеты успешно прошел наземные стендовые испытания. Пуски должны были состояться на том же полигоне близ поселка Ненокса. Планировалось осуществить от 5-ти до 9-ти пусков. Однако разработка новой ракеты и новой системы лазерного наведения была прекращена ориентировочно в 1988-89 годах. Известные данные новой системы наведения – луч имел приблизительный диаметр 10 метров, дальность обнаружения и распознавания составляла примерно 15 километров.

Ядерные испытания ракет

В ходе работ по созданию ракет для ПКРК «Вулкан» проводилась научно-исследовательская работа под названием «Радиация», в задачи которой входил анализ воздействия поражающих факторов ЯВ на ракеты, идущие к цели. Для данного анализа на Новой Земле провели в спецштольне подрыв ядерного заряда. Проведенный анализ выявил поражение большинства элементов бортовой аппаратуры нейтронным излучением на расстоянии 500 метров от эпицентра взрыва, при этом некоторые детали получили необратимые повреждения. В результате проведенного анализа, некоторые детали бортовой аппаратуры были заменены на более устойчивые к поражающим факторам ЯВ.

Основные характеристики:

— длина 11.7 метра;

— диаметр – 0.9 метра;

— крыло – 2.6 метра;

— вес с/без стартового двигателя – 9.3/5 тонны;

— дальность поражения до 700 километров;

— скорость полета мин/макс высота – 2/2.5 Маха;

— минимальная высота полета – 15 метров;

— время работы твердотопливного ускорителя – 12 секунд;

— маршевый двигатель – ТРД КР-17В;

— используемые боевые части: комбинированная БЧ (кумулятивная и фугасная), весом 500 килограмм, пробивает броню до 400 мм. Для уничтожения одного авианосца требуется три попадания ракет; ядерная БЧ, мощность 350 кт.

Известные носители:

— четыре ПЛАРК проекта 675МКВ. 8-мь ракет на одну ПЛАРК. Все подводные лодки к 1994 году сняты с вооружения;

Три РКР проекта 1164 «Анлант». 16 ракет в 8-ми спаренных ПУ на один ракетный крейсер;

— ГРКР «Варяг» (Червона Украина) встал в строй 16.11.1989 года с комплексом «Вулкан» на борту;

— ГРКР «Москва» в ходе модернизации получает ПКРК «Вулкан» вместо комплекса «Базальт»;

— РК «Украина» (Адмирал Лобов) имеет на борту ПУ комплекса «Вулкан». На данный момент он находится «входит в состав» ВМС Украины. За время существования государства Украины он так и не был достроен. Экипаж крейсера три раза формировался и распускался. Находится на пирсе николаевского судостроительного завода. Обходится Украине в 1 миллион долларов «простоя» ежегодно. В последнее время активизировались разговоры о возможной продаже Российской Федерации.

Начало: «Советская ракета-носитель «Энергия» сверхтяжёлого класса — I»

Лунный плацдарм

После того как Валентин Глушко возглавил ЦКБЭМ (бывший ОКБ-1), сменив опального Василия Мишина, он в течение 20 месяцев работал над созданием лунной базы, основанной на модификации ракеты «Протон» конструкции Владимира Челомея, в которой использовались самовоспламеняющиеся двигатели Глушко.

Академик Валентин Глушко

Биографическая справка

Валентин Петрович Глушко (укр. Валентин Петрович Глушко; 20 августа (2 сентября) 1908, Одесса — 10 января 1989, Москва) — советский инженер и учёный в области ракетно-космической техники. Один из пионеров ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения. Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран», академик АН СССР (1958; член-корреспондент с 1953), лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Член ЦК КПСС (1976—1989).

К началу 1976 года, однако, руководство СССР решило остановить лунную программу и сосредоточиться на советском космическом корабле многоразового использования, так как американский челнок рассматривался как военная угроза со стороны США. Хотя в конечном итоге «Буран» будет сильно похож на конкурента, В. Глушко внес одно существенное изменение, которое позволило ему сохранить свою лунную программу.

Ракета носитель «Энергия» и МТКК «Буран». Советский челнок

В американском челноке «Спейс шаттл» два твердотопливных ракетных ускорителя две минуты разгоняли корабль до высоты 46 км. После их отделения корабль использовал двигатели, расположенные в его кормовой части. Другими словами, шаттл, по крайней мере, частично, обладал своей собственной ракетной установкой, а большой внешний топливный бак, к которому он крепился, ракетой не являлся. Он лишь предназначался для перевозки топлива для главных двигателей космического корабля многоразового использования.

В. Глушко же решил строить «Буран» вообще без каких-либо двигателей. Это был планер, предназначенный для возвращения на Землю, который выводился на орбиту двигателями, внешне напоминавшими топливный бак американского шаттла. На самом деле это была ракета-носитель «Энергия». Другими словами, главный конструктор Советского Союза спрятал в системе космического корабля многоразового использования разгонный модуль класса «Сатурн V», который потенциально мог стать основой для его любимой лунной базы.

«Буран» и «Шаттл»: такие разные близнецы

Третье поколение

Что из себя представляет ракета-носитель «Энергия»? Ее разработка началась, когда Глушко возглавил ЦКБМ (на самом деле название «Энергия» использовалось в наименовании недавно реорганизованного отдела НПО задолго до создания ракеты) и принес с собой новую конструкцию ракетного летательного аппарата (РЛА). В начале 1970 годов Советский Союз имел не менее трех ракет – модификации Н-1, Р-7, «Циклон» и «Протон». Все они конструктивно отличались друг от друга, поэтому стоимость их обслуживания была относительно высокая. Для третьего поколения советских космических летательных аппаратов требовалось создать легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые ракеты-носители, состоящие из одного общего набора компонентов, и РЛА В. Глушко подходил на эту роль.

Серия РЛА уступила «Зенитам» ОКБ Янгеля, но у этого бюро тяжелые ракеты-носители отсутствовали, что давало возможность продвижению «Энергии». Глушко взял свою конструкцию РЛА-135, которая состояла из большого основного разгонного модуля и отделяемых ускорителей, и снова предложил ее вместе с модульной версией «Зенита» в качестве ускорителей и основной новой ракетой, разработанной в его бюро. Предложение было принято — так родилась ракета-носитель «Энергия».

Королев был прав

Но В. Глушко должен был принять еще удар по своему самолюбию. На протяжении многих лет советская космическая программа тормозилась по той причине, что он не соглашался с Сергеем Королевым, который считал, что для большой ракеты жидкий кислород и водород являются лучшими видами топлива. Поэтому в Н-1 были двигатели, построенные гораздо менее опытным конструктором Николаем Кузнецовым, а Глушко сосредоточился на азотной кислоте и диметилгидразине.

Хотя это топливо и обладало такими преимуществами, как плотность и пригодность к хранению, но оно было менее энергоемким и более токсичным, что представляло большую проблему в случае аварии. Кроме того, советское руководство было заинтересовано в том, чтобы догнать Соединенные Штаты – у СССР не было больших двигателей на жидком кислороде и водороде, в то время как во второй и третьей ступенях «Сатурна V» они использовались, как и в главном двигателе «Спейс шаттл». Отчасти добровольно, отчасти из-за этого политического давления, но Глушко пришлось уступить в его споре с Королевым, которого уже восемь лет как не было в живых.

Тяжелые ракеты носители

10 лет разработок

В течение следующих десяти лет (это долго, но не слишком: на разработку «Сатурна V» ушло семь лет) НПО «Энергия» разработала массивную основную ступень. Боковые ускорители были относительно легче, меньше и использовали двигатели на жидком кислороде и керосине, в создании которых СССР имел большой опыт, так что вся ракета была готова к первому полету в октябре 1986 года.

Конструкция 15 июня 1988 года с космодрома Байконур успешно стартовала в космос самая мощная в мире ракета-носитель «Энергия». Она была разработана в одноименном подлипкинском КБ под руководством Генерального конструктора В. Глушко. Энергия могла выводить в космос полезную нагрузку весом в 100 тонн — 2 железнодорожных вагона! И, хотя по решению Правительства СССР, она предназначалась для вывода на орбиту нашего корабля многоразового использования Буран, эта ракета была универсальной и могла использоваться для полетов на Луну и к другим планетам.

Ракета выполнена по двухступенчатой пакетной схеме на базе центрального блока «Ц» второй ступени в котором установлены 4 кислородно-водородных маршевых двигателя РД-0120. Первую ступень составляют четыре боковых блока «А» с одним кислородно-керосиновым четырёхкамерным двигателем РД-170 в каждом. Блоки «А» унифицированы с первой ступенью ракеты-носителя среднего класса «Зенит». Двигатели обеих ступеней имеют замкнутый цикл с дожиганием отработанного турбинного газа в основной камере сгорания. Полезный груз ракеты-носителя (орбитальный корабль или транспортный контейнер) при помощи узлов силовой связи крепится асимметрично на боковой поверхности центрального блока Ц.

Сборка ракеты на космодроме, её транспортировка, установка на стартовый стол и запуск осуществляется с помощью переходного стартово-стыковочного блока «Я», который представляет собой силовую конструкцию обеспечивающую механические, пневмогидравлические и электрические связи с пусковым устройством. Применение блока Я позволило осуществлять стыковку ракеты со стартовым комплексом в сложных метеоусловиях при воздействии ветра, дождя, снега и пыли. В предстартовом положении блок является нижней плитой на которую ракета опирается поверхностями блоков А 1-й ступени, он же защищает ракету от воздействия потоков ракетных двигателей при старте. Блок Я после пуска ракеты остается на стартовом комплексе и может использоваться повторно.

Для реализации ресурса двигателей РД-170, рассчитанных на 10 полётов, предусматривалась система возвращения и многократного использования блоков A первой ступени. Система состояла из парашютов, ТТРД мягкой посадки и амортизирующих стоек, которые размещались в специальных контейнерах на поверхности блоков А, однако в ходе конструкторских работ выяснилось, что предложенная схема чрезмерно сложна, недостаточная надёжна и сопряжена с рядом нерешённых технических проблем. К началу лётных испытаний система возвращения не была реализована, хотя на лётных экземплярах ракеты имелись контейнеры для парашютов и посадочных стоек в которых находилась измерительная аппаратура. Центральный блок оснащён 4 кислородно-водородными двигателями РД-0120 и является несущей конструкцией. Используется боковое крепление груза и ускорителей.

Работа двигателей первой ступени начиналась со старта и, в случае двух выполненных полётов, завершалась до момента достижения первой космической скорости. Другими словами, на практике «Энергия» представляла собой не двух-, а трехступенчатую ракету, поскольку вторая ступень в момент завершения работы придавала полезному грузу только суборбитальную скорость (6 км/с), а доразгон осуществлялся либо дополнительным разгонным блоком (по сути, третьей ступенью ракеты), либо собственными двигателями полезного груза — как в случае с «Бураном»: его объединенная двигательная установка (ОДУ) помогала ему после разделения с носителем достичь первой космической скорости.

Стартовая масса «Энергии» — около 2400 тонн. Ракета (в варианте с 4 боковыми блоками) способна вывести на орбиту около 100 тонн полезного груза — в 5 раз больше, чем эксплуатируемый носитель «Протон». Также возможны, но не были испытаны, варианты компоновки с двумя («Энергия-М»), с шестью и с восемью («Вулкан») боковыми блоками, последний — с рекордной грузоподъёмностью до 200 тонн.

Проектировавшиеся варианты

В дополнение к базовому варианту ракеты проектировались 3 основных модификации, рассчитанные на вывод полезной нагрузки различной массы.

Энергия-М

«Энергия-М» (изделие 217ГК «Нейтрон») была наименьшей ракетой в семействе, с уменьшенной примерно в 3 раза грузоподъёмностью относительно РН «Энергия», то есть с грузоподъёмностью 30-35 тонн на НОО.

Число боковых блоков было уменьшено с 4 до 2, вместо 4 двигателей РД-0120 на центральном блоке был установлен только один. В 1989—1991 гг. проходила комплексные испытания, планировался запуск в 1994 году. Однако в 1993 году «Энергия-М» проиграла государственный конкурс (тендер) на создание новой тяжёлой ракеты-носителя; по итогам конкурса было отдано предпочтение ракете-носителю «Ангара» (первый запуск состоялся 9 июля 2014 года). Полноразмерный, со всеми составляющими компонентами макет ракеты хранился на Байконуре.

Энергия II (Ураган)

«Энергия II» (также называемая «Ураган») проектировалась как полностью многоразовая. В отличие от базовой модификации «Энергии», которая была частично многоразовой (как американский Спейс шаттл), конструкция «Урагана» позволяла возвращать все элементы системы «Энергия» — «Буран», аналогично концепции Space Shuttle.

«Энергия II» (также называемая «Ураган»)

Центральный блок «Урагана» должен был входить в атмосферу, планировать и садиться на обычный аэродром.

Вулкан (Геркулес)

Наиболее тяжёлая модификация: её стартовая масса составляла 4747 т. Используя 8 боковых блоков и центральный блок «Энергии-М» в качестве последней ступени, ракета «Вулкан» (кстати, это название совпадало с названием другой советской тяжёлой ракеты, разработка которой была отменена за несколько лет до этого) или «Геркулес» (что совпадает с проектным именем тяжёлой ракеты-носителя РН Н-1) должна была выводить до 175-200 тонн на низкую околоземную орбиту.

Модификация ракеты «Энергия» РН «Вулкан» («Геркулес»)

С помощью этой колоссальной ракеты планировалось осуществлять наиболее грандиозные проекты: заселение Луны, строительство космических городов, пилотируемый полет на Марс и т. д.

Оценка проекта Дмитрием Ильичем Козловым, советским и российским конструктором ракетно-космической техники.

Дмитрий Козлов дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро («ЦСКБ-Прогресс»), член-корреспондент Российской академии наук (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984 года)

Дмитрий Козлов

Слова Дмитря Козлова по поводу проекта «Энергия-Буран»:

«Через несколько месяцев после того, как В. П. Глушко был назначен на место главного конструктора, возглавляемому им НПО «Энергия» было поручено проектирование новой мощной ракеты-носителя, а заказ на её изготовление министерство передало Куйбышевскому заводу «Прогресс». Вскоре после этого у меня с Глушко произошёл долгий и очень тяжёлый разговор о путях дальнейшего развития советской ракетно-космической отрасли, о перспективах работы куйбышевского филиала № 3, а также о комплексе «Энергия-Буран». Я тогда ему предлагал вместо этого проекта продолжить работу по ракете Н1. Глушко же настаивал на создании «с нуля» нового мощного носителя, а Н1 называл вчерашним днём космонавтики, уже никому больше не нужным. К единому мнению мы с ним тогда так и не пришли. В итоге мы решили, что возглавляемому мной предприятию и НПО «Энергия» больше не по дороге, поскольку мы расходимся во взглядах на стратегическую линию развития отечественной космонавтики. Это наше решение нашло понимание на самом верху тогдашнего правительства страны, и уже вскоре филиал № 3 был выведен из подчинения НПО «Энергия» и преобразован в самостоятельное предприятие. С 30 июля 1974 г. оно именуется Центральным специализированным конструкторским бюро (ЦСКБ). Как известно, проект «Энергия-Буран» в 80-х годах всё же был реализован, причём это снова потребовало от страны больших финансовых затрат. Именно поэтому Министерство общего машиностроения СССР, в структуру которого входило и наше предприятие, было вынуждено неоднократно изымать из бюджетов завода «ЦСКБ-Прогресс» и ЦСКБ немалую часть ранее выделенных нам средств. Поэтому ряд проектов ЦСКБ из-за недофинансирования тогда не был выполнен в полном объёме, а некоторые из них вообще являются нереализованными. Ракета «Энергия» в первый раз взлетела с габаритно-весовым макетом на борту (объект «Полюс»), второй раз — с кораблём многоразового использования «Буран». Больше ни одного пуска «Энергии» произведено не было, и в первую очередь по достаточно прозаичной причине: в настоящее время в космическом пространстве просто нет объектов, для обслуживания которых понадобились бы полёты (кстати, очень дорогие) этой огромной ракеты грузоподъёмностью свыше 100 тонн.»

Интересные факты

Две чёрные «шашечки» на борту ракеты — точки лазерной телеметрии и коррекции. Предстартовая подготовка РН «Энергия» с ОК «Буран» была прекращена примерно за 50 сек до старта, прошла команда АПП («аварийное прекращение пуска») из-за нештатного отхода платы прицеливания (под чёрными шашечками). В журнале «Техника — молодёжи», посвящённом пуску, на обложке была нарисована «Энергия» в полёте с неотстыкованной платой прицеливания.

Поскольку конструкция ракеты не обладала достаточной прочностью для транспортировки пустых баков в горизонтальном положении, во всех случаях подобной транспортировки, в том числе и воздушной, баки находились под давлением. На самолёте-транспортировщике также была установлена система наддува.

В то же время прочностные характеристики ракеты, её система управления позволили вывести ОК «Буран» в штормовых условиях. На момент старта скорость приземного ветра была 20 м/сек, а на высоте 20 км не менее 50 м/сек.

По состоянию на 2012 год, РН «Энергия» является единственной советской и российской ракетно-космической системой, которая принципиально могла использовать в качестве топлива жидкий водород на всех этапах выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту.