Р 38 самолет

Компания Apple никогда не стремилась следовать общепринятым стандартам и не раз делала выбор в пользу собственных закрытых разработок. Одним из таких примеров является разъем Lightning, который стал заменой для общепринятого MicroUSB и используется уже больше 6 лет.

Что такое Lightning

Lightning – это разъем, разработанный компанией Apple и использующийся для подключения смартфонов, планшетов и портативных проигрывателей. Данный разъем используется для подключения устройства к компьютеру, зарядки батареи, подключения наушников и других аксессуаров.

Lightning был представлен 2012 году и заменил собой ранее использовавшийся 30 контактный разъем. В отличие от своего предшественника, Lightning отличается компактностью и простотой в использовании. В нем используется всего 8 контактов вместо 30 и его можно устанавливать любой стороной. Это позволяет подключить смартфон к кабелю в одно движение и практически не глядя на него.

Несмотря на свою компактность и простоту, у разъема Lightning есть ряд недостатков, которые часто создают проблемы для пользователей. Главным минусом Lightning является то, что это закрытый стандарт компании Apple. Только Apple владеет всеми правами на эту торговую парку и характеристики разъема. Из-за этого стоимость аксессуаров с данным разъемом всегда намного выше, чем стоимость аналогичных устройств с Micro USB.

На данный момент Lightning является основным разъемом компании Apple для подключения мобильных устройств. Сейчас данным разъемом комплектуются такие устройства как iPhone (начиная с iPhone 5), iPad (начиная с iPad 4-го поколения), iPad Mini (начиная с 2 версии), iPad Air, iPad Pro, iPod Nano (7-го поколения) и iPod Touch (начиная с 5-го поколения). Но, похоже, что в ближайшем будущем Apple планирует отказаться от Lightning и перейти на использование USB Type-C. На это указывает тот факт, что в последнем поколении iPad Pro вместо Lightning используется именно USB Type-C, также USB Type-C уже появлялся в ноутбуках Apple MacBook.

Lightning MFi – что это

При обсуждении Lightning кабелей и других аксессуаров Apple часто встречается такой термин как MFi. Данная аббревиатура расшифровывается как Made For iPhone/iPod/iPad и обозначает программу сертификации, которая была запущена компанией Apple еще в 2005 году. Чтобы получить сертификат MFi производитель аксессуаров должен выполнить ряд требований к надежности и качеству изделия. После получения данного сертификата производить может использовать логотип MFi на своей продукции.

Логотип MFi гарантирует пользователю, что данный аксессуар проверен, полностью безопасен и поддерживает все необходимые режимы работы. Например, в случае кабелей, MFi означает, что такой кабель можно использовать как для зарядки устройства, так и для его синхронизации с компьютером. Наличие сертификата проверяется при помощи специального чипа, который размещен внутри устройства. Если такого чипа нет, или он работает неправильно, то пользователь получит сообщение что аксессуар не поддерживается.

Поэтому, при выборе нового кабеля или аксессуара для мобильной техники Apple очень желательно выбирать модель с обозначением MFi. Конечно, это не дает 100 процентной гарантии, что покупка не разочарует, но по крайней мере вероятность этого будет минимальна.

Lightning и наушники

С выходом iPhone 7 компания Apple решила отказаться от использования отдельного 3.5 мм. аудио-разъема и переложила функцию подключения наушников на разъем Lightning. Данное решение подверглось серьезной критике со стороны пользователей. Основной причиной негодования пользователей был тот факт, что для работы их старых нушников с iPhone теперь нужен специальный переходник. Но несмотря на очевидные неудобства, которые вызывает такое решение, у подключения наушников через Lightning-разъем есть ряд преимуществ.

  • Более качественный звук. Наушники с разъемом Lightning потенциально могут обеспечить более качественное звучание, по сравнению с обычными наушниками, которые подключаются через стандартный 3.5 мм. аудио-разъем. Дело в том, что для работы наушников нужен аналоговый сигнал. В смартфонах с 3.5 мм разъемом этот аналоговый сигнал создается цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП), который расположен в смартфоне. В то время как Lightning могут получать от смартфона цифровой сигнал и самостоятельно превращать его в аналоговый, с помощью собственного, встроенного в наушники ЦАП. Это позволяет производителю наушников настроить звучание наиболее оптимальным способом.
  • Подавление шума и другие функции. Для реализации шумоподавления наушникам необходим источник питания. Ранее наушники с шумоподавлением обязательно комплектовались собственной батарей, что увеличивало их вес и стоимость. Но, при подключении через Lightning наушники могут получать питание от аккумулятора смартфона. Кроме шумоподавления, наличие питания от батареи смартфона позволяет производителям внедрять в наушники различные дополнительные функции. Например, производитель может установить несколько дополнительных датчиков и превратить наушники в фитнес-трекер.
  • Меньше подделок под EarPods. Любое устройство с разъемом Lightning (даже кабель) включает в себя специальный чип, который используется для проверки данного устройства на совместить. Наличие этого чипа значительно уменьшит вероятность наткнуться на подделку при покупке наушников EarPods.

Что касается мнения Apple, то их главный аргумент – это экономия места внутри корпуса. По словам представителей компании 3.5 мм. аудио-разъем отнимает слишком много пространства внутри корпуса, что не позволяет сделать устройство тоньше.

Вышло свежее продолжение обзора — Патриотичный обзор: выбор качественного кабеля Lightning для вашего любимого iPhone и iPad в российской рознице.

Цирк-шапито возвращается! В прошлый раз он приезжал к вам с кабелями micro-USB. Но пользователи и адепты истинной веры были расстроены, что в цирковых представления не участвовали кабели Lightning для устройств компании Apple. Только сегодня и впервые в рунете шестнадцать кабелей-артистов покажут вашим iPhone, iPad и iPod представление с конями. После представления кого-то захлестнёт гордость, а кто-то выбросить свой кабель в мусорное ведро от злости, но равнодушным никто не уйдёт.

Когда-нибудь вы столкнётесь с тем, что ваш оригинальный кабель Lightning от Apple при частом использовании надорвётся около разъёма Lightning. Ничего личного, только бизнес. А бизнес на аксессуарах может быть очень прибыльным. Что может быть проще, чем купить такой же оригинальный кабель Apple взамен? Вы заходите в магазин или сайт магазина и видите, что кабель от Apple стоит от 1200 рублей (в официально американском магазине 19$). Кого-то эта цена заставит задуматься, почему кусок провода стоит так дорого? При этом рядом лежат десятки кабелей Lightning от других производителей как именитых, так и безымянных, стоимость от 150 рублей до нескольких тысяч. Производителей, которые выпускают такие кабели под разными брендами, сотни, а может и тысячи. Любители китайского шоппинга обнаружат, что все крупные китайские площадки предлагают Lightning кабели от 50 центов за килограмм штуку. Вариантов сотни. А предложениям «100% New Original Genuine Real Authentic Apple Lightning» в упаковке со всеми наклейками от 3$ за штуку вообще нет конца. И что выбрать?
Зайдём издалека… Права на разъём Lightning принадлежат компании Apple. Сторонние производители легально не могут просто взять и выпустить кабель с таким разъёмом и продавать его в дальнейшем. Для этого нужно получить авторизацию MFi Manufacturing Licensees от Apple, выполнив ряд требований. Более того, производитель должен отчислять компании Apple 4$ за каждый разъём Lightning, т.е. кабель. Получается, что сертифицированный MFi (Made for iPod, Made for iPhone, Made for iPad) кабель не может стоить дешевле 4$.
В продаже есть как сертифицированные, так и несертифицированные кабели. Более того, рынок полон подделок под самые популярные бренды (например, Apple, Belkin и пр.).
С несертифицированными кабелями Lightning есть ещё один нюанс. В разъём Lightning встроен чип аутентификации, с помощью которого компания Apple пытается бороться с несертифицированными аксессуарами. Раньше можно было столкнуться с тем, что кабель переставал работать после обновления iOS, устройство сообщало о несертифицированном аксессуаре. Но китайские производители давно уже научились обходить эту «проблему», подобные сообщения стали редкостью. В обзоре мы обязательно это проверим.
В обзоре мы не сможем протестировать все существующие кабели, их сотни или тысячи. Но приблизительную картину рынка составить получится. Ещё попробуем сформулировать общий подход к покупке кабелей Lightning.
Наши подопытные…
Оригинальный кабель от Apple (MFi)

С этим кабелем знакомы все. Кабель тонкий, средняя жесткость. Длина 1 метр. Будем называть его «Apple».
Небольшая рекомендация по покупке этого кабеля. Это самый подделываемый Lightning кабель. Я не удивлюсь, если подделок продаётся больше, чем оригинальных кабелей. Продавцы на eBay с удовольствием продадут вам такой кабель за 3$ в фирменной упаковке, учитывая, что в официальном магазине Apple он стоит 19$. Покупать такой кабель нужно только в авторизованном магазине, чтобы снизить риск покупки подделки.
Оригинальный кабель от Apple после пары лет активного использования (MFi)

Без надорванного кабеля тест будет неполным. Такую картину видели многие потребители продукции Apple. Кабель абсолютно рабочий, но выглядит он не очень приятно. Тест покажет, меняются ли характеристики повреждённого кабеля. Будем называть его «Apple U».
Один из самых дешевых кабелей с Aliexpress

Этот кабель был куплен на Aliexpress за 0,67 $ (40 рублей). У него было пару десятков тысяч продаж и рейтинг выше 96%. К моменту публикации статьи лот был снят с сайта (но аналогичных лотов полно). Встречал аналогичный кабель у нас в оффлайн. Кабель плоский, очень тонкий, даже просвечивается. На пластиковом корпусе присутствуют заусенцы. Существуют разные расцветки. Длина 1 метр. Будем называть его «Red».
С похожим кабелем мы уже сталкивались в предыдущем обзоре, тогда это был micro-USB кабель CN4 — один из худших кабелей по результатам теста.
Кабель KALUOS (MFi)

Этот кабель продаётся буквально везде. Он присутствует на всех крупных торговых площадках, даже в популярных и авторитетных не китайских онлайн-магазинах. Он встречается у нас в онлайн и оффлайн магазинах. Стоит дёшево, я купил за 3$. Внешний вид и качество просто потрясающие. Толстый кабель средней жесткости, нейлоновая оплётка, алюминиевый корпус разъёмов — когда берешь его в руки, создаётся ощущение очень качественного и дорого продукта, которым хочется пользоваться. Существуют две расцветки: серебряная и золотая. И две длины. Я специально взял кабель с максимальной длинной — 1,5 метра. С сертификацией MFi возникли странности. Везде указано и стоят логотипы MFi, но в базе Apple этого бренда нет. Будем называть этот кабель «KALUOS».
Кабель Belkin (MFi)

Основная проблема этого кабеля — огромное количество подделок. Т.к. бренд невероятно популярный, этот кабель попал под удар армии подделок. Отличить оригинал от подделки очень сложно (даже упаковка полностью скопирована). У нас стоит от 500 рублей до нескольких тысяч. На разных торговых площадках от 2$. В авторитетных онлайн-магазинах от 10$. В официальном магазине 19$. Я купил на eBay за 4$. Всё пришло в фирменной упаковке. Продавец клятвенно божился, что кабель оригинальный от Belkin. Кабель толстый, средней жесткости. Длина 1,2 метра. Разъём Lightning как на MFi кабелях (у дешевых кабелей обычно разъём отличается). Если бы не заусенцы на корпусе разъёмов, у меня бы не нашлось ни одного повода (не зная цены), чтобы признать этот кабель подделкой. Учитывая цену, никаких сомнений, что это поддельный кабель. Моя рекомендация — если покупать этот кабель, то только в фирменных и авторитетных магазинах. В противном случае вы можете купить этот кабель за 1500 рублей, а на деле он окажется кабелем за 2$, отличить самостоятельно вы не сможете.
Что есть, то есть. Будем называть этот кабель «Belkin».
Кабель Lemfo (MFi)

Кабель сертифицированный MFi, есть в базе Apple. И не просто сертифицирован, а является полной копией оригинального кабеля от Apple (компания представляет шаблон). Отличить от оригинального кабеля Apple можно только по логотипу lemfo и отсутствию надписи «Designed by Apple…» на самом кабелей. Та же толщина, та же жесткость, те же разъёмы без отличий. Длина 1 метр. Я покупал его на JD по цене 10$. Кабель продаётся во многих других магазинах, например, в Amazon он стоит 8$. Будем называть его «Lemfo».
Кабель от YourCharger

С кабелями от этого производителя (продавца на eBay) мы уже встречались в предыдущем обзоре. Длинный кабель (2 метра) micro-USB был одним из лучших в тесте. Теперь пришла очередь кабеля Lightning. Длина 2 метра. Кабель толстый и очень гибкий. Купить его можно только на eBay за 8$. Там же доступен белый цвет и разные длины, вплоть до 5 метров. Этот кабель предназначен только для зарядки (все провода внутри только для питания), синхронизировать данные с ним нельзя. Будем называть его «YourCharger».
Кабель SNOWKIDS (MFi)
Сертифицированный кабель, присутствует в базе Apple. Кабель толстый, средней жесткости. Разъёмы массивные. Длина 1,3 метра. В руках создаёт ощущение качественного продукта. Я покупал его на JD за 10$. В Китае локально его можно купить за 6$. В комплекте есть «липучка» для укладки кабеля. Будем называть его «Snowkids».
Кабель Nillkin
Этот кабель мне рекомендовали многие ранее. Бренд популярный. Тысячи продаж на многих площадках и рейтинг покупателей под 100%. Я покупал на площадке Aliexpress за 4,5$ у авторизованного продавца. Видел этот кабель у нас оффлайн во многих местах. Качественная упаковка с секретным кодом для проверки оригинальности (как у Xiaomi). Кабель плоский, толстый и гибкий. Есть небольшие заусенцы на разъёмах, но в руках создаёт ощущение очень качественного продукта. Длина кабеля 1,2 метра. На кабеле есть ремешок для укладки кабеля. Доступны разные расцветки. Кабель не имеет сертификации MFi, нигде об этом не написано и базе бренд отсутствует. Будем называть его «Nillkin».
Тройной кабель
Этот кабель уже был в предыдущем обзоре, где показал потрясающие результаты (для «хвостика» micro-USB). Кабель безымянный, 23 см. Тройной — microUSB, Lightning, Apple 30-pin. Тканевая оплётка. Толщина средняя, гибкий. Покупал его несколько лет назад дешевле доллара на eBay. Будем называть его «Тройной».
Кабель ESK (MFi)
Сертифицированный кабель MFi, присутствует в базе Apple. Но на самом кабеле никаких лейблов и логотипов нет. Полная копией оригинального кабеля от Applе (сделан по шаблону). Отличить невозможно, только по отсутствию надписи «Designed by Apple…» на самом кабеле. Длина 1 метр. Я его покупал на JD за 10$. Будем называть его «ESK».
Кабель Biaze (MFi)
Этот кабель я покупал на Aliexpress за 6$. Он был без имени, просто «сертифицированный MFi кабель», присутствовали фотографии «подтверждения». Рейтинг покупателей 100%. После получения на кабеле обнаружился логотип Biaze. В базе Apple я этого бренда не нашёл. С первого взгляда может показаться, что это 100% копия оригинального кабеля Apple (выполнен по шаблону), но при сравнении оказалось, что кабель Biazе тоньше. Длина кабеля 1 метр. Будем называть его «Biazе».
Просто дешевый кабель №1
Этот кабель я купил за 0,62$ на Aliexpress. Главная задача была найти самый дешевый кабель, который похож на кабель Apple. Самый популярный кабель Lightning на Aliexpress — более сорока тысяч продаж, рейтинг покупателей выше 95%. Не кабель, а мечта :). Он похож на кабель Apple, но различия видны сразу. Разъёмы в деталях отличаются, сам кабель тоньше. Длина кабеля 1 метр. Будем называть его «Fake 1».
Просто дешевый кабель №2
Этот кабель я купил в Москве в каком-то магазинчике за 200 рублей. Просто искал самый дешевый кабель оффлайн: «Дайте мне самый дешевый кабель, iPhone заряжать». Он похож на кабель Apple, но различия видны сразу. Разъёмы в деталях отличаются, сам кабель тоньше. Длина кабеля 1 метр. Будем называть его «Fake 2».
Длинный дешевый кабель
Этот кабель я купил очень давно за 1$ на eBay. Длина кабеля 2 метра (покупал только ради длины). Этот кабель и YourCharger самые длинные в обзоре. Кабель похож на кабель от Apple, но различия видны сразу. Разъёмы в деталях отличаются, сам кабель тоньше. Будем называть его «Fake 3».
Кабель micro-USB LG и переходник Lightning
Кабель от LG — один самых лучших micro-USB кабелей из предыдущего обзора и маленький переходник с micro-USB на Lightning. Существует много разных переходников (в том числе и сертифицированных). В данном обзоре будем использовать самый дешевый несертифицированный переходник за 0,5$. Будем называть кабель «LG».

Тест выходной мощности

В тесте будем использовать зарядное устройство Tronsmart TS-UC5PC. Это качественное многопортовое зарядное устройство недавно участвовало в битве зарядных устройств.
С помощью нагрузочного модуля (мощность рассеивания 10 Вт) будем проверять выходную мощность у кабелей. К зарядному устройству подключим кабель. К концу кабеля подключим переходник Lightning — micro-USB. Переходник подключим к тестеру, который имеет micro-USB разъём. Этот тестер не лучший, но позволяет использовать минимальное количество переходников. К самому тестеру подключим нагрузочный модуль.
Переходник Lightning — micro-USB увеличит сопротивление, но для нас это не важно, т.к. все кабели тестируются при одинаковых условиях.
Результаты теста покажут, какие кабели имеют меньшее общее сопротивление (сами провода, разъёмы, пайка).
Подключим нагрузочный модуль к зарядному устройству напрямую.
5,05 В, 1,89 А, т.е. 9,54 Вт.
Теперь подключим поочередно кабели и сделаем замеры.
Apple: 4,52 В, 1,69 А, 7,64 Вт.
Apple U: 4,41 В, 1,65 А, 7,26 Вт.
RED: 3,6 В, 1,34 А, 4,82 Вт.
Belkin: 4,18 В, 1,57 А, 6,56 Вт.
YourCharger: 4,29 В, 1,6 А, 6,86 Вт.
Nillkin: 4,40 В, 1,64 А, 7,22 Вт.
Lemfo: 4,54 В, 1,69 А, 7,67 Вт.
KALUOS: 3,95 В, 1,47 А, 5,8 Вт.
Biaze: 4,21 В, 1,57 А, 6,60 Вт.
Snowkids: 4.61 В, 1,72 А, 7,93 Вт.
Fake 3: 3,2 В, 1,19 А, 3,81 Вт.
Тройной: 4,51 В, 1,68 А, 7,58 Вт.
ESK: 4,20 В, 1,56 А, 6,55 Вт.
Fake 1: 3,69 В, 1,37 А, 5,06 Вт.
Fake 2: 4,09 В, 1,52 А, 6,22 Вт.
LG: 4,38 В, 1,63 А, 7,14 Вт.
Отсортируем по выходной мощности и сведём в единую диаграмму. Больше — лучше.
Snowkids безоговорочный лидер, он имеет минимальное сопротивление из тестируемых.

Замеры силы тока при зарядке iPad

Будем использовать iPad mini (третьего поколения) и замерять силу тока на выходе из зарядного устройства. iPad почти разряжен. В идеальной ситуации он должен потреблять ток силой 2 А.
Только 4 кабеля из 16 обеспечивают силу тока 2,01 А. Все остальные не позволяют потреблять iPad ток предельной силы. Что это значит? Если грубо говорить, то, например, с кабелем RED ваш iPad будет заряжаться в 2,25 раз дольше, чем с кабелями: Apple, Lemfo, Snowkids.

Замеры силы тока при зарядке батарейного блока

Будем использовать разряженный батарейный блок Yoobao и переходник Lightning — micro-USB.
Чем больше сила тока, тем лучше.
Полностью повторяется картина с замерами выходной мощности.

Тест совместимости

Я планировал составлять таблицы, но надобности не возникло. За все время тестирования ни с одним из кабелей не возникло проблем. Какой бы стороной разъёма я их не подключал к зарядному устройству, ни iPhone 6, ни iPad не сообщали о том, что подключен несертифицированный аксессуар. На устройствах была установлена iOS 9.2. То же самое было с компьютером. iPhone и iPad прекрасно определялись в iTunes и позволяли синхронизировать данные. Исключение только кабель YourCharger, с ним компьютер не видел устройства, т.к. кабель предназначен только для зарядки.

Выводы

Из нашего теста только 4 кабеля из 16 обеспечивают силу тока предельную для iPad mini. Наши герои: Apple (MFi), Snowkids (MFi), Lemfo (MFi), тройной кабель.
Гарантирует ли наличие логотипа MFi, что вы получите кабель максимального качества, который обеспечит зарядку устройства с предельной силой тока? Не гарантирует, но шансы приобрести качественный кабель повышаются.
Гарантируют ли отсутствие сертификации MFi возникновение проблем с зарядкой или передачей данных? Абсолютно все кабели из обзора без проблем заряжали iPad и iPhone с iOS 9.2 без каких-либо сообщений о несертифицированных аксессуарах. Абсолютно все кабели из обзора обеспечивали подключение к персональному компьютеру для передачи данных без предупреждений.
Если вам нужен кабель и вы готовы легко расстаться с 1500 рублей, то спокойно покупайте оригинальный кабель Apple в любом авторизованном магазине. Вы получите отличное качество (на пару лет, пока он опять не надорвётся) без компромиссов.
Если вы хотите купить кабель подешевле, то общие рекомендации к покупке следующие (если вы чётко не знаете, какой кабель купить):
— на упаковке должен присутствовать логотип MFi (Made for iPod, Made for iPhone, Made for iPad)
— убедитесь, что бренд есть в базе Apple
— кабель должен стоить дороже 5$ (с учетом отчислений и качественных компонентов)
Кабель Snowkids является абсолютным лидером в обзоре. Он превзошёл по измеренным характеристикам все кабели в обзоре, в том числе и оригинальный кабель от Apple. С этим кабелем вы сможете заряжать любое устройство от Apple с предельной выходной мощностью, а с переходником легко сможете заряжать любые устройства без существенных потерь. Качество материалов кабеля отличное. Длина составляет 1 метр 30 сантиметров, что длиннее большинства кабелей Lightning. Есть «липучка» для укладки кабеля. Купить его можно на площадке JD за 10,5$ с экспресс доставкой до двери в Россию. Я не любитель JD (если кто ещё помнит, как я воевал с ними по поводу утечки личных данных пользователей), но сейчас с купоном jd558, этот кабель можно купить всего за 2,5$. Вы будете жалеть, если не воспользуетесь этой возможностью.
Если вы хотите немного сэкономить, то можете купить кабель Nillkin. Он не имеет сертификата MFi. Вы совсем немного потеряете в выходной мощности, но получите качественный продукт. Кабель сделан из качественных материалов, он плоский и не запутывается. Можно выбрать понравившийся цвет. Есть ремешок для укладки кабеля. Стоит этот кабель от 4$, у нас от 300 рублей. Продаётся просто везде (легко найдёте на Aliexpress или eBay, предложений сотни).
Если вам нужны универсальность, приемлемое качество при самой низкой цене, то возьмите качественный кабель micro-USB кабель LG из предыдущего обзора, он стоит от 2$, и самый просто несертифицированный переходник Lightning дешевле 1$ (я встречал лоты по 3 штуки за 1$). Есть жалобы, что такие переходники хрупкие и часто ломаются, имейте это в виду.
Если вам нужен длинный кабель, то ситуация плачевная. Более-менее в тесте справился лишь кабель YourCharger, но просадка существенная. Учитывая его стоимость, его можно рекомендовать.
Конечно, стоит упомянуть «копеечный» тройной кабель в тряпичной оплётке. Этот кабель удивил во второй раз. Я им не пользуюсь, но показатели у него превосходный (из-за малой длины). Через него тестовый iPad заряжался с предельной силой тока, как и с качественными MFi кабелями.
Надо упомянуть ещё кабель KALUOS. Он отлично описывается пословицей: «Не всё то золото, что блестит». Если бы мне предложили выбирать по внешнему виду и тактильным ощущениям, то я бы непременно выбрал его. А на деле кабель оказался полным хламом.
Опубликован следующий обзор — Патриотичный обзор: выбор качественного кабеля Lightning для вашего любимого iPhone и iPad в российской рознице.

Другие мои обзоры можно почитать по .

Lockheed P-38 Lightning – легендарная «Молния» на службе американских ВВС

В 1930-х годах в мире витало ощущение новой большой войны. Ведущие государства укрепляли вооруженные силы, старались приготовиться и предусмотреть все возможные неожиданности. Важным отличием от такой же подготовки перед 1914 годом стало большее насыщение армии техникой, прежде всего танками и авиацией. Так получилось, что американская армия делала упор на военно-воздушные силы. Специфика возможных театров боевых действий требовала особенных качеств новых летательных аппаратов.

Среди разрабатываемых истребителей особо выделялся Lockheed P-38 Lightning, многоцелевой самолет, имевший огромный потенциал и выделявшийся как необычным видом, так и особыми качествами.

История самолета

Фирма, разработавшая один из самых эффективных самолетов Второй Мировой войны, как минимум два раза стояла на грани исчезновения. Основанная в 1916 году инженером, взявшим фамилию Локхед, в 1921 году она уже объявила о банкротстве. Восстановленная в 1926, фирма чуть было не ушла в небытие с началом Великой Депрессии. Лишь поглощение более крупным производителем спасло Локхеда и компаньонов от полного краха.

В 1935 году фирма, как и все крупные производители авиации в США, получили письмо из министерства обороны. В нем содержалось техническое задание на новый истребитель для ВВС. В те годы американские самолеты устарели морально, нужна была новая машина, способная на равных бороться с новейшими, на тот момент, истребителями других стран.

Требования были достаточно суровы, нужна была машина, способная не только бороться с истребителями как самолет сопровождения, но и перехватывать авиацию противника, вести дальнюю разведку, штурмовать позиции врага и решать множество других задач в небе.

Согласно внутренней документации, прототип получил имя «модель-22».

Для инженеров ВВС США машина называлась Х-608. Первоначально конструкторами были подготовлены чертежи шести вариантов нового истребителя, каждая из которых имела свои особенности, плюсы и минусы. Однако приглянулась федералам шестая модель, построенная по принципу двух балок и фюзеляжа по центру.

Это нестандартное решение помогло обогнать таких серьезных конкурентов, как «Белл» и «Дуглас». В декабре 1938 года на аэродроме Марч-Филд начались испытания нового самолета. По техническим причинам первый вылет пришелся только на январь 1939 года. Сразу на взлете обнаружилась неисправность в конструкции закрылков. Для устранения пилоту пришлось значительно увеличить угол атаки.

После получасового полета летчик принял решение посадить самолет, а так как закрылки были неисправны ,пришлось сажать прототип почти вертикально. Это привело к зацепу хвостовой части о взлетно-посадочную полосу. К счастью, это были единственные серьезные технические проблемы, и после 5 часов налета проект получил общую оценку маневренности. Было принято решение испытать машину на дальность.

Для этого пилот вылетел из базы в Марч-Филде, штат Калифорния, и направился на восток. Дозаправившись в штате Техас, через 7 часов и 2 минуты прототип был в окрестностях Нью-Йорка. Правда, посадка завершилась аварией. Неуверенный в закрылках пилот снова решил сажать самолет вертикально. В результате машина оказалась опрокинутой, а сам летчик получил несколько ушибов.

Впрочем, посадка никак не повлияла на решение пустить прототип в серию. С 1939 года началось его производство, однако почти сразу выяснилось, что машина дорога и сложна. Только к 1940-му году первые несколько единиц попадают в армию.

Новинкой заинтересовались партнеры США из Европы, где разгоралась мировая война.

Заказ на изготовление новых аппаратов разместила Великобритания и Франция. Последняя, однако, не успела получить истребители по причине капитуляции правительства в 1940-м году.

ВВС США так же делали заказы, но малыми партиями. Каждая партия отличалась вооружением, конструкторы и федералы никак не могли выбрать идеальную ,по их мнению, пушку на самолет. Орудия 37-мм имели малый боекомплект, 20-мм пушки, как казалось инженера, не обладали достаточной мощностью.

Возникали проблемы и с конструкцией планера. Так, при приемке первой партии из 80 машин, выяснилось, что хвостовое оперение слишком сильно вибрирует в полете, а при пикировании с большой высоты теряется управляемость истребителя. Трудности с хвостом решили быстро, хватило установки грузов в корпус. Над проблемой управляемости пришлось биться не один год.

Лишь в 1944 году, под конец войны, удалось найти приемлемое решение за счет аэродинамической трубы особой конструкции. До этого пилоты имели инструкции, ограничивающие возможности самолета в целях безопасности.

1941 год для Lockheed P-38 принес несколько серьезных событий.

В августе в Британию попала первая партия новых истребителей, однако оценки английских летчиков оказались очень сдержанными. Привыкшие с Спитфайрам и Харрикейнам летчики негативно отзывались о непривычных мотогандолах, бликующих при посадке. Не нравилась и плохая, по мнению королевских летчиков, маневренность самолета.

После испытаний было принято решение отказаться от заказа и поставок Р-38. Интересно, что при этом англичане пытались оказать влияние на имя истребителя. Их традиция предписывала давать американской технике свое обозначение, часто в пику заокеанским партнерам. Здесь янки оказались непреклонны, и самолет получил обозначение Lightning, то есть молния.

Конструкция «Молнии»

Истребитель проектировался по схеме моноплана. Хвост двух балочный, с горизонтальным оперением килевого типа. Корпус изготовлен из металла, листы скреплены клепкой впотай. Впервые был реализован гидроусилитель в системе управления, а так же турбокомпрессор. Последняя деталь позволила самолету не терять мощность даже на больших высотах, используя энергию выхлопных газов.

Крылья однолонжеронные, удлиненные и проработанные для повышения летных качеств.

На них устанавливались щелевые закрылки оригинальной, сложной, но чрезвычайно удачной конструкции. За мотогандолами, установленными на крыльях, ставили интерцепторы, приборы для уменьшения подъемной силы при необходимости. Крылья были приспособлены для несения дополнительных баков, а так же установки бомб и ракет.

Основные баки ставились в центроплане, они представляли собой герметичные отсеки крыла. Центральная гондола, закрепленная на центроплане, вмещала пилота. В зависимости от модели, в носовую часть крепилось вооружение, либо фотооборудование. На самолетах-разведчиках устанавливалось навигационная система по последнему слову техники. Такое расположение вооружения положительно влияло на огневую мощь, так как не нужно было синхронизировать винт под пулемет и пушку.

Двигатели ставились в мотогандолах по бокам от центральной гондолы пилота. Силовая остановка различается от модели, в основном это V-образные агрегаты фирмы «Алиссон», мощностью от 960 до 1475 лошадиных сил. Два мотора давали достаточную силу для развития максимальной скорости в 628 км/ч. Дальность перелета составляла порядка 800 километров, в зависимости от модели.

Потолок 11887 метров был одним из лучших показателей среди машин этого класса.

В течение всего периода войны американская промышленность выпускала этот самолет. Практически каждая крупная партия имела свои особенности, в основном они касались вооружения и дополнительного оборудования, связанного с назначением самолета. Всего можно выделить несколько основных модификаций, промаркированных с помощью букв английского алфавита:

  • ХР-38А, не пошедшая в серию экспериментальная машина с гермокабиной;
  • шифр «В» означал, что самолет создается для ВВС Британии, однако англичане, как уже было сказано, от машин отказались;
  • «С» был пропущен;
  • Р-38D, с доработанной системой подачи кислорода, дополнительной бронезащитой летчика и увеличенными топливными баками;
  • Р-38Е, усиленный новой пушкой взамен ненадежного орудия предыдущих модификаций;
  • Р-38F, Р-38G, Р-38Н отличались усиленными двигателями, а так же спроектированными моделями фоторазведчиков, а так же торпедоносцев и самолетов сопровождения с дополнительными баками под топливо;
  • P-38L, окончательный вариант серийного истребителя.

Каждая партия и модификация насчитывала от сотни до нескольких тысяч машин. Всего за годы войны с заводов ушло 10 037 самолетов всех разновидностей.

Боевое применение

Новый истребитель Р-38 успел как раз к началу боевых действий на Тихом океане. Японские войска, обеспечившие себе инициативу, напав на американский флот в Перл-Харборе, почти без сопротивления захватывали острова в Юго-восточной части Азии. Здесь, на огромных площадях, пригодились особенности конструкции и дальность полетов новых истребителей.

Превосходство Лайтингов над японскими «Зеро» позволили американским пилотам завоевать небо Тихого океана. Невосполнимую утрату японские войска получили от нескольких звеньев Р-38 в 1943 году. Летевший по делам службы адмирал Ямамото попал в воздушный бой, и его самолет был сбит.

Ямамото был самым талантливым стратегом Страны Восходящего Солнца, именно он создал и воплотил в жизнь атаку на Перл-Харбор. С его гибелью японцы, по сути, лишились шансов на победу в войне.

Немцы называли американский самолет «дьяволом с двумя хвостами».

Его характеристики и возможности частенько приводили в ужас как немецких пилотов ,так и сухопутных солдат. А вот с советскими воинами у Р-38 отношения не складывались. Правительство США уклонилось от просьб поставить истребитель по ленд-лизу.

У простых же воинов этот самолет ассоциировался с ненавистной «рамой», фокером FW-189. Поэтому когда одиночные самолеты союзников, по разным причинам оказывавшиеся над советскими войсками, особого радушия не чувствовали.

Американские ВВС, имевшие несколько удачных образцов самолетов, высоко ценили именно Р-38. Стоит только сказать, что самые эффективные ассы Америки, первый Ричард Айра Бонг и второй по результативности пилот Томас Макгуайр, летали именно на «Молнии».

С другой стороны, современный по всем параметрам самолет был сложен в снабжении запасными деталями. История не терпит сослагательного наклонения, но если бы базы американских ВВС были поближе к театру военных действии, потенциал Р-38 реализовался бы намного больше.

След в авиастроении и интересные факты

Какими бы замечательными характеристиками не обладал самолет, его время неуклонно движется к концу. Р-38 не стал исключением. Окончание войны сняло проблему поставки новых самолетов. Созданных машин вполне хватало для обучения пилотов. Нестандартность и сложность рассматриваемых образцов привела к снятию их с вооружения.

Еще одна причина была в зарождающейся эре реактивной авиации. Машинам на винтах уже не было места в воздушных боях. Ориентированность же Р-38 на ведение боевых действий и специфичность не позволили активно использовать его в гражданской авиации.

В памяти Lockheed P-38 Lightning остается как один из лучших образцов авиации Второй Мировой войны.

Необычный вид и летные характеристики наравне с лучшими истребителями войны сделали славу этому самолету. В странах бывшего СССР он, правда, по понятным причинам не так сильно известен. Неожиданную, печальную знаменитость самолет получил благодаря литературе.

Пилотом Р-38 был Антуан де Сент-Экзюпери, знаменитый французский писатель. В 1944 году автор «Маленького принца» вылетел в патруль и пропал над Средиземным морем. Лишь много лет спустя стали известны обстоятельства гибели пилота он был атакован немецким «Мессершмидтом».

Сегодня любой желающий может самостоятельно поуправлять легендарным самолетом, правда в компьютерных играх. Авиасимуляторы не обходятся без этой машины. Единственное, что может испортить впечатление, стандартная практика изменения реальных характеристик машины в ущерб играбельности. Есть они и в стратегиях по Второй Мировой войне.

P-38 «Lightning»

Многоцелевой истребитель

Lockheed

Тяжелый истребитель Р-38А имел очень необычную трехфюзеляжную конструкцию. В боковых фюзеляжах размещались задние стойки шасси и два турбокомпрессора. Кабина пилота располагалась в центральной гондоле, там же находилась носовая пулеметно-пушечная батарея и стойка переднего колеса. Следует заметить, что это был первый в мире истребитель с носовым колесом. Прототип ХР-38 совершил свой первый полет 27 января 1939 года. Двумя неделями позже самолет пролетел через весь континент с двумя посадками для дозаправки,но был разбит при посадке в Митчелл-Фидд.

После многочисленных доработок в августе 1941 года модификация «Лайтнинг» P-38D была принята на вооружение и пошла в небольшую серию (36 машин).

Силовая установка. Два двигателя Allison имели выступающий вниз воздухозабортник для масляного и промежуточного радиатора. Для решения проблем реакции воздушного винта винты двигателей вращались в разные стороны, отсюда обозначение модификаций — левого/правого двигателя. P-38H с двигателями V-1710-89/91 уже имел автоматические жалюзи маслорадиатора — (система АРТМ), позволяющие автоматически регулировать температуру масла.

Хвостовые балки. В хвостовых балках размещались системы двигателя. Нагнетатель в полуутопленном виде размещался вровень с передней кромкой крыла. В выступающих позади крыла воздухозаборниках размещались радиаторы охлаждения двигателя.

Стрелковое вооружение В носу самолета размещалось все стрелковое вооружение — это позволяло исключить из конструкции синхронизаторы для стрельбы через винт. Пушка располагалась в центре, ниже пулеметов. Четыре пулемета калибра 12,7мм располагались один позади другого, т.о. решалась проблема размещения коробки боеприпасов, подачи патронов и выброса гильз. Магазин вмещал 150 снарядов и располагался вверху носовой части.

Всего же за время производства было изготовлено 10037 самолетов этого типа, начиная с «Модели 22». Эти машины успешно сражались на всех фронтах, где действовали американские войска.

P-38 в СССР. Над территорией Советского Союза Р-38 впервые увидели в ходе «челночных» операций американских бомбардировщиков с баз на Украине. Собственно говоря, «челночные» рейды и начались 24 мая 1944 года посадкой двух F-5 (это невооруженная модификация «Лайтнинга»-фоторазведчика) на аэродроме в Полтаве. Впоследствии на различных базах в СССР гостили и разведчики, и истребители Р-38; поодиночно, группами и большими соединениями. Так, в ходе операции «Фрэнтик» III в июле 1944 года в нашу страну перелетели 72 Р-38 из 15-й воздушной армии США. В их обслуживании принимал участие и наш наземный состав. Один F-5 разбили немецкие бомбы при налете ночных бомбардировщиков люфтваффе на Полтаву. После эвакуации базы он был там брошен.

Кое-что о «Лайтнинге» смогли рассказать те пилоты из 1-го перегоночного авиаполка, которые в период службы на Аляске смогли поглядеть на эту машину и даже полетать на ней.

Но для того, чтобы изучить самолет по-настоящему, надо было его заполучить. Однако обращения к американской стороне по этому поводу не имели успеха. Так, еще 19 июля 1943 года генерал Беляев запросил несколько экземпляров Р-38. Вопрос решался довольно долго, но осенью поступил отказ. Более Советский Союз не делал даже попыток получить «Лайтнинги» по ленд-лизу. Ни одного Р-38 в СССР официально поставлено не было.

Все машины этого типа, оказавшиеся в нашей стране, подобрали после вынужденных посадок в Восточной Европе. Надо сказать, что и там эти истребители являлись редкостью. Из 162 самолетов союзников, обнаруженных на занятой советской армией территориях к середине мая 1945 года, числился всего один «Лайтнинг». На самом-то деле их, конечно, было больше, но ненамного, да и состояние машин заставляло желать много лучшего.

Например, один Р-38 в январе 1945 года совершил вынужденную посадку у местечка Надькереш под Будапештом. Этот самолет с надписью «Прайд оф Джейн» сопровождал бомбардировщики, был подбит и с убранным шасси плюхнулся на покрытое талым снегом поле, согнул винты, смял капоты моторов. Пилот не пострадал и был эвакуирован командой специалистов советской 5-й воздушной армии, увозя с собой саблю венгерского генерала, выменянную у наших пехотинцев на парашют. Были и другие подобные случаи.

Но привести в состояние пригодности для полетов, по-видимому, удалось только один «Лайтнинг». Этот самолет участвовал в «челночных» операциях, совершил вынужденную посадку и был брошен. Это был P-38L-1 ЛЬ 42-4384 с бортовой надписью «Блэки». Некоторое время он принадлежал 173-му полку истребителей дальнего действия, вооруженному американскими A-20G, переделанными в тяжелые истребители. Но на нем там совершали только учебные полеты. Полк базировался под Минском, а затем перелетел под Ченстохов в Польше.

Уже после войны этот «Лайтнинг» передали в НИИ ВВС. В начале 1947 года там провели испытания американского истребителя. Ведущим летчиком являлся В.П.Хомяков, но в облете машины участвовали также П.М.Стефановский и Ю.А.Антипов. «Лайтнинг» поднимался в воздух без подвесных баков. Оценивались в первую очередь возможности самолета как истребителя сопровождения в сравнении с отечественным Як-9ДД. Испытания в основном подтвердили заявлявшиеся фирмой «Локхид» характеристики. Не смогли только произвести замеры на максимальном кратковременном режиме работы моторов. Причина была вполне прозаическая — в НИИ не нашлось импортного 100-октанового бензина, наши заводы его не выпускали.

Характеристики
Экипаж 1 чел.
Размеры
Размах крыла, м 15.85
Длина самолета, м 11.53
Высота самолета, м 2.98
Силовая установка
2 × GL 12-ти цилиндровый V-образный V-1710-111/113 (Эллисон) 1450 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 6200
Максимальная взлетная 7800
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 666
Время набора высоты 6000м, мин 7
Практический потолок, м 13200
Вооружение
20-мм пушка и 4×12,7мм пулемета в носу,
бомб на внешней подвеске, кг
1450

Модификации самолета «Lightning»

  • XP-38 — единственный экспериментальный экземпляр, с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-11/13 мощностью 1150 л.с.
  • YP-38 — 13 перепроектированных предсерийных самолетов в основном похожих на экспериментальный экземпляр, с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-27/29 мощностью 1150 л.с.
  • P-38 — (позднее обозначение RP-38) — 30 серийных самолетов с вооружением из 4 пулеметов калибра 12,7 мм и одной пушки калибра 37 мм, дополнительной бронированной защитой и пуленепробиваемым стеклом.
  • XP-38A — единственный экспериментальный экземпляр, Р-38 с гермокабиной.
  • P-38E (позднее RP-38E) — серийный вариант с новой пушкой «Испано» калибра 20 мм, а не 37 мм; новое радиооборудование и изменения в гидросистеме, построено 210 машин.
  • P-38F — 527 машин с двигателем Аллисон V-1710-49/53 мощностью 1325 л.с. и подкрыльеывми бомбодержателями.
  • P-38G — 1082 самолета с двигателями Аллисон V-1710-51/55 и измененным радиооборудованием.
  • P-38H — 601 самолет с двигателями V-1710-89/91 мощностью 1425 л.с.; увеличена бомбовая нагрузка на внешних подвесках, установлены автоматические жалюзи маслорадиатора (система АРТМ).
  • P-38J (позднее F-38J) — 2970 самолетов, аналог P-38H, но со множеством изменений, плоским пуленепробиваемым лобовым стеклом, поздние партии с увеличенным запасом топлива ; для использования в роли легкого бомбардировщика некоторые были модифицированы, получив остекленную носовую часть центральной гондолы для размещения бомбардира и радар системы бомбометания.
  • P-38K — единственный опытный самолет с двигателями V-1710-75/77 мощностью 1425 л.с. с винтом с широкими лопастями и планером самолета P-38G.
  • P-38L (позднее F-38L) — 3923 самолета с двигателями V-1710-111/113 мощностью 1475 л.с. и посадочными фарами в левой консоли, направляющие для ракет под крылом, но в остальном похожий на самолет P-38J.
  • P-38L-5 — аналог P-38L, выпущенный фирмой Консолидэйтед-Валти; построено 113 машин.
  • P-38M — обозначение P-381, модифицированных для использования в качестве двухместных ночных истребителей, имел вторую приподнятую вверх кабину и радар.
  • TP-38L — два Р-38L, модифицированных в качестве двухместных учебно-тренировочных.
  • F-4 — модификация фоторазведчика P-38, без вооружения, оснащенного четырьмя фотокамерами К-17; построено 20 машин.
  • F-5A — вариант самолета-разведчика без вооружения с пятью фотокамерами, один похожий на P-38F, а остальные аналогичные самолету P-38G; построена 181 машина.
  • F-5B — фоторазведчик на базе самолета P-38J; построено 200 машин.
  • F-5C — фоторазведчик на базе Р-38Н, но с установкой усовершенствованных фотокамер.
  • XF-5D — единственный экземпляр экспериментального двухместного самолета-разведчика с лежащим оператором в носу.
  • F-5E — разведчик на базе 205 самолетов P-38J и 500 машин P-38L.
  • F-5F — разведчик на базе P-38L.
  • F-5G — сходен с F-5F, но с измененной установкой камеры.
  • XFO-1 — четыре F-5B, переданных ВМС США.

Что такое Lightning Network?

Что заставляет нас о нем говорить?

Блокчейн работает очень медленно и использование его в существующем виде является достаточно дорогим. Осуществление транзакции в сети биткоин занимает несколько часов (а в экстренных случаях эта цифра может многократно увеличиваться) и предполагает оплату комиссионного сбора. Это существенно затрудняет распространение технологии в мире.

Данную проблему не отрицает никто, поэтому любая новая идея рассматривается с должным вниманием. Одно из предлагаемых решений называется Lightning Network, и сегодня мы расскажем вам о нем подробнее.

Почему блокчейн работает медленно?

Как вы знаете, блокчейн — это реестр, который состоит из блоков. В каждом блоке находится некоторое количество транзакций. Для того, чтобы блок был включен в цепочку, необходимо совершить определённый объем вычислений. Сложность нахождения правильного решения регулируется алгоритмом таким образом, чтобы с учетом теории вероятности все мощности, работающие над задачей, находили решение за 10 минут. Учитывая размер блока (1 Мб), можно вычислить пропускную способность сети: около 7 транзакций в секунду.

Что такое transaction fee?

В сети биткоин обработкой и валидацией транзакций занимаются владельцы вычислительных мощностей — майнеры. Их задача проверить, действительно ли все входные и выходные данные являются подлинными, и включить транзакцию в блок. За найденный блок они получают награду в виде 12.5 BTC, а также комиссионные, оплачиваемые пользователями. Так как количество транзакций превышает пропускную способность сети, формируются очереди из неподтвержденных операций.

Сеть функционирует таким образом, что именно размер transaction fee является инструментом, позволяющим управлять скоростью проведения транзакции. Работают законы рынка: майнеры включают транзакции с наиболее высокими комиссионными в первую очередь.

Именно из-за этого блокчейн работает так медленно. И ситуация лишь усложняется по мере роста популярности технологии: общее число участников растет, в то время как размер блока строго ограничен. Эту проблему и призвана решить Lightning Network (LN).

Что такое Lightning Network?

Lightning Network — концепция существенного увеличения пропускной способности сети биткоина. Создатели LN преследуют цель довести максимальное количество операций в секунду до уровней Visa и Mastercard. Основная идея заключается в том, чтобы записывать в блокчейн не каждую транзакцию, а лишь минимально необходимый для учета набор.

Представьте, что вы со своим товарищем регулярно совершаете переводы друг другу. В таком случае можно создать off-chain цепочку транзакций и записывать все операции в нее. Это позволит разгрузить основную сеть биткоина.

Как это работает? Нами будет открыт специальный канал, информация о существовании которого будет записана в блокчейн. Далее мы можем совершать любое количество переводов внутри него, не затрагивая основную сеть биткоина. Она понадобится нам лишь в момент закрытия канала. Если масштабировать это решение до нужных размеров, количество обращений к блокчейну биткоина будет существенно ниже.

Как устроены каналы?

Наилучшей аналогией является закрытый сейф, куда 2 человека положили равное количество денег.

Операция внесения средств на счет регистрируется в блокчейне биткоина, тем самым фиксируя момент открытия канала. С этого момента и до полного закрытия канала внесенные в него средства могут передаваться исключительно внутри него.

Давайте представим, что теперь Цзан желает отправить 2 из 10 внесённых биткоинов Елене. По прошествии времени девушка отправляет 1 биткоин назад. Взаимодействуя внутри выделенного канала связи, пользователи передают друг другу не сами BTC, а право на их владение. Это означает, что при закрытии канала девушка получит 11 BTC, а парень — 9.

Однако свой истинный потенциал технология раскрывает при объединении каналов в сеть — Lightning Network.

Как работает Lightning Network?

LN предлагает заменить механизм передачи ценностей на работу с передачей прав на владение этими ценностями. Это огромный шаг вперед. Давайте рассмотрим конкретный пример.

Допустим, что есть 3 человека, вовлеченные в процесс передачи токенов, и 2 открытых канала: Цзан — Елена и Елена — Зеке. Обратите внимание, что прямое сообщение между мужчинами отсутствует. Представим теперь, что Цзан решил передать 2 биткоина своему товарищу Зеке. При использовании LN парень может попросить Елену использовать существующий канал, а затем возместить ей потраченные средства.

Таким образом, если сеть каналов является достаточно развитой, огромное количество транзакций может совершаться внутри нее, не затрагивая основной блокчейн и повышая его пропускную способность. Более того, это позволит избавиться от комиссионных взносов, которые становятся все более обременительными.

Использованный материал