Пушка вя 23

Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм. Часть I

К концу Второй мировой войны состав ствольного вооружения самолетов претерпел серьезные изменения. Эффективность пулеметного вооружения против современных самолетов постоянно падала, из-за чего основным вооружением истребителей со временем стали автоматические пушки. Однако бурное развитие авиации сказалось и на этом классе оружия. Вскоре после окончания Великой Отечественной и Второй мировой стало очевидно, что основной тенденцией дальнейшего развития пушек станет увеличение калибра. 20-мм автоматические пушки уже не в полной мере отвечали требованиям военных.

Вскоре после войны было принято решение сделать минимальным калибром авиационных пушек 23 мм. Одним из главных преимуществ 23-мм орудий перед 20-миллиметровыми были характеристики снаряда. При небольшом увеличении калибра и габаритов боеприпаса можно было почти вдвое повысить массу снаряда, что соответствующим образом должно было сказаться на его возможностях.
НС-23
Основным 23-мм авиационным оружием в годы Великой отечественной была пушка ВЯ-23. При достаточно высоких характеристиках она имела немалую отдачу. Для решения этой проблемы было решено разработать новую пушку под новый боеприпас. Снаряд 23х115 мм новой модели появился в 1943 году. Сотрудники ОКБ-16 взяли снаряд из существующего боеприпаса 23х152 мм и соединили его с гильзой, заимствованной у патрона 14,5х114 мм для противотанковых ружей. При сохранении основных боевых качеств новый снаряд получился компактнее и легче старого.

Первым орудием под новый боеприпас стала автоматическая пушка НС-23, созданная конструкторами ОКБ-16 под руководством А.Э. Нудельмана и А.С. Суранова. Разработка пушки НС-23 стартовала еще в 1943 году, однако большое распространение она получила в первые послевоенные годы. Целью проекта было создание новой автоматической пушки под снаряд 23х115 мм, по своим характеристикам не уступающей существующим системам аналогичного калибра.
Новая пушка с общей длиной 1985 мм и весом 37 кг имела ствол длиной 1450 мм. Автоматика орудия работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. После досылания снаряда ствол запирался поворачивающимся затвором поршневого типа. Имелся ускоритель наката. Для упрощения конструкции орудия была применена интересная система экстракции стреляной гильзы: при движении затвора она выталкивалась новым патроном. Отдельный экстрактор не использовался. Боепитание осуществлялось при помощи разъемной металлической ленты. Управление огнем осуществлялось при помощи электроспуска. Для установки на самолете пушка оснащалась двумя узлами крепления.
Новое орудие имело некоторые преимущества перед ВЯ-23, прежде всего в собственном весе и весе боекомплекта. Кроме того, на 60% уменьшилась отдача. Однако меньший вес метательного заряда нового снаряда сказался на характеристиках пушки. При скорострельности около 600 выстрелов в минуту орудие НС-23 обеспечивало начальную скорость снаряда на уровне 690 м/с. НС-23 уступала ВЯ-23 не только в начальной скорости снаряда, но и в секундном залпе: 1,85 кг против 2 кг. Ресурс орудия равнялся 4 тысячам выстрелов.

Для использования с пушкой НС-23 предлагались два типа снарядов. Осколочно-зажигательный имел общий вес 200 г, нес 15 г взрывчатого вещества и оснащался взрывателем А-23. Бронебойно-зажигательный снаряд при той же массе нес 5-7 г взрывчатого вещества и не имел взрывателя. С дистанции 200 м бронебойно-зажигательный снаряд мог пробить броневой лист толщиной 25 мм.
Весной и летом 1944 года состоялись испытания нового автоматического орудия на наземном стенде и на истребителе Як-9. Несмотря на имеющиеся недостатки, пушка НС-23 была рекомендована к принятию на вооружение. Соответствующее решение Государственного Комитета Обороны появилось в начале октября 44-го.
Производство пушек НС-23 началось на заводе №2 (ныне Завод им. Дегтярева, г. Ковров). До конца 1944 года в Коврове было собрано три сотни орудий. За 45-й оружейники изготовили свыше 600 новых пушек. Темп производства в 1946 году был меньше – лишь 530 пушек. Ситуация резко изменилась в 1947 году. Появление первых отечественных реактивных истребителей, нуждавшихся в автоматических пушках, привело к тому, что в 47-м завод №2 собрал около 6 тыс НС-23. До 1950 года в Коврове изготовили порядка 22,5 тыс орудий. В 1951-53 годах производство велось на тульском заводе №535, который за это время изготовил 6 тыс орудий.
Первым самолетом, получившим пушку НС-23, стал штурмовик Ил-10, созданный в 1944 году. Каждый такой штурмовик нес две пушки в модификации НС-23КМ («крыльевая-моторная» с некоторыми доработками, связанными с особенностями установки). В 1946 году пушкой НС-23С (с синхронизатором стрельбы через винт) вооружили истребители Ла-9 и Ла-11. Эти самолеты оснащались четырьмя и тремя пушками соответственно. Вариантом пушек НС-23КМ с удлиненными стволами вооружался реактивный истребитель Як-15 (нес две пушки). Кроме того, разными модификациями пушки НС-23 оснащались истребители МиГ-9, МиГ-15 и Як-17.
НР-23
В 1947 году военные потребовали модернизировать пушку НС-23, увеличив темп стрельбы и начальную скорость снаряда. Кроме того, с конца 1946 года конструкторы ОКБ-16 изучали способы улучшения пушки, в том числе создание двусторонней подачи ленты с боеприпасами. Работы над модернизированным орудием велись под руководством А.Э. Нудельмана и А.А. Рихтера, в результате чего новый проект получил обозначение НР-23.

НР-23 (на заднем плане) в сравнении с Н-37 (на переднем плане) в дрезденском музее Бундесвера
В конструкции новой автоматической пушки широко использовались наработки по проекту НС-23. Фактически НР-23 представляла собой НС-23 с несколькими измененными и доработанными узлами. Длина ствола осталась прежней – 1450 мм, однако общая длина пушки увеличилась до 2018 мм. Масса конструкции выросла до 39 кг. Принцип работы автоматики остался прежним, но для повышения темпа стрельбы в конструкцию были введены ускорители отката и наката. Для уменьшения отдачи использовали гидробуфер. Некоторые изменения претерпела система боепитания: новая пушка могла получать снаряды с обеих сторон. В связи с использованием двухсторонней подачи снарядов пришлось разработать новые звенья разъемной металлической ленты.
Все нововведения, примененные в конструкции автоматической пушки НР-23, сказались на ее характеристиках. Скорострельность орудия удалось довести до 800-950 выстрелов в минуту, однако начальная скорость снаряда осталась на уровне пушки НС-23 – порядка 690 м/с. Использование ускорителей отката и наката, позволивших увеличить темп стрельбы, сказалось на износе некоторых деталей. Живучесть пушки НР-23 оказалась на четверть меньше, чем у базовой НС-23 – 3 тыс выстрелов. В 1951 году по требованию военных ресурс увеличили вдвое и довели до 6 тыс выстрелов.
Разработка пушки НР-23 завершилась в 1948 году. После нескольких этапов испытаний в том же году началось ее серийное производство. К изготовлению новых авиационных пушек были привлечены завод №2 (г. Ковров) и завод №525 (г. Куйбышев). Официально НР-23 приняли на вооружение в 1950 году. До конца 1948 года было собрано всего 280 пушек новой модели. Уже в 49-м количество выпущенных орудий превысило 1200, а в 50-м перевалило через отметку в 5800 единиц. В 1951 году ковровский и куйбышевский заводы собрали более 12 тыс пушек, а в 52-м был установлен рекорд – 18572 пушки. После этого темпы производства начали заметно падать. Последние 6350 орудий НР-23 были изготовлены в 1955 году.

Две пушки НР-23 в кормовой турели Ил-28
Платформой для испытаний пушки НР-23 стал истребитель Ла-15. Серийные машины этой модели оснащались тремя пушками. В качестве курсового оружия пушки НР-23 использовались на истребителях нескольких типов: Як-23 (две пушки), МиГ-15бис (две), МиГ-17 (две), МиГ-19 (две или три, в зависимости от модификации). Четыре пушки НР-23 несли поздние модификации штурмовика Ил-10. Дальние бомбардировщики Ту-4 в ходе модернизации получали по десять пушек этого типа. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 оснащался четырьмя пушками (две курсовые и две в кормовой артиллерийской установке). Кроме него кормовую турель несли транспортный самолет Ан-12 и летающая лодка Бе-6. Последняя также оснащалась одним орудием на носовой установке и двумя на палубной.
В середине пятидесятых документация по автоматической пушке НР-23 была передана Китаю. Лицензионный вариант орудия под названием Type 23 устанавливался на различных истребителях, штурмовиках и бомбардировщиках китайского производства.
По некоторым данным, на ранних этапах разработки боевых орбитальных станций «Алмаз» именно пушка НР-23 рассматривалась в качестве их главного оружия. Позднее было предложено заменить ствольное вооружение ракетным.
АМ-23
В начале пятидесятых годов сотрудники тульского ЦКБ-14 (ныне КБ приборостроения) под руководством Н.М. Афанасьева создали крупнокалиберный пулемет А-12,7. Конструкция этого оружия была взята за основу для новой автоматической пушки калибра 23 мм. Работы над орудием АМ-23 стартовали в 1953 году. Проект возглавили Н.М. Афанасьев и Н.Ф. Макаров.

Техники выполняют обслуживание пушки АМ-23 в полевых условиях
Изначально предполагалось, что новая пушка будет использовать старый снаряд 23х152 мм. Этот боеприпас мог обеспечить достаточно высокие характеристики, а также был освоен в производстве. Тем не менее, вскоре появилось предложение разработать второй вариант пушки, предназначенный для использования снарядов 23х115 мм. Оба варианта автоматического орудия разрабатывались параллельно. В 1951 году ЦКБ-14 провело сравнительные испытания двух пушек и пришло к выводу о необходимости продолжения работ по второму варианту проекта, в котором использовался снаряд новой модели. Основным преимуществом боеприпаса 23х115 мм посчитали меньшие габариты и вес, более подходившие для использования на самолетах.

Оба варианта пушки АМ-23 были построены по одной схеме и использовали автоматику на основе отвода пороховых газов. Интересной особенностью пушки Афанасьева и Макарова стал газовый буфер. Для смягчения удара подвижных частей автоматики по достижении ими крайнего заднего положения был применен газовый буфер, имевший собственную газоотводную трубку. В нарезном стволе имелись два газоотводных отверстия: к поршню газы поступали через отверстие диаметром 6,5 мм, к буферу – через 4-мм. Применение буфера позволило снизить вес пушки, а также повысить ресурс отдельных ее деталей.

Осмотр пушек АМ-23 на нижней подвижной установке ДТ-7НС бомбардировщика Ту-16
Пушка получила клиновый затвор, движущийся в наклонном вертикальном гнезде ствольной коробки. Важным нововведением в конструкцию пушки оказался рычажный досылатель, который выталкивал снаряд из ленты и досылал его в ствол. Благодаря применению всех этих технических решений скорострельность новой пушки под боеприпас 23х115 мм достигала 1200-1250 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда 690 м/с. При этом пушка АМ-23 была достаточно компактной и легкой. Общая длина при использовании 1000-мм ствола не превышала 1470 мм. Вес пушки– 44 кг. Живучесть – 6000 выстрелов.
Для гашения импульса отдачи пушка оснащалась пружинными откатниками. Кроме того, орудие оснастили пневматической системой перезарядки, обеспечивавшей перемещение движущихся частей пушки в любом направлении. Боепитание пушки АМ-23 осуществлялось при помощи металлической разъемной ленты. Боеприпасы могли подаваться в одно из двух приемных окон орудия, на правой и левой сторонах ствольной коробки. Для изменения направления подачи снарядов требовалось вмешательство техника.

Кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 РЛС ПРС-1 «Аргон» / BOX TAIL и антеннами станции РЭБ «Саяны-М» на самолете Ту-142М3 борт №85 заводской №8601903 ВМФ СССР в музее на аэродроме Жуляны, г.Киев, Украина, 15.03.2010 г. (автор фото — Алексей Власов, http://russianplanes.net)
В номенклатуре боеприпасов для пушки АМ-23 присутствовали осколочно-фугасный снаряд, осколочно-фугасно-зажигательный с трассером, бронебойно-зажигательный с трассером и многоэлементный (осколочный с готовыми осколками). В начале шестидесятых годов для борьбы с радиолокационными станциями противника был создан снаряд ДОС-15, оснащенный дипольными отражателями.
В 1953 году пушка АМ-23 под снаряд 23х115 мм (такой вариант орудия обозначался индексом ТКБ-495) поступила на испытания. Одновременно с этим проводился конкурс, в котором помимо АМ-23 участвовали аналогичные разработки ОКБ-16 (изделие «220П») и ОКБ-15 (Ш-23). По результатам сравнения лучшим из представленных образцов была признана пушка тульских конструкторов. Весной 1954 года ее приняли на вооружение под названием АМ-23 (9А-036).
Серийное производство автоматических пушек АМ-23 началось в 1953 году, в течение которого было собрано 56 орудий этой модели. Принятие орудия на вооружение сказалось на темпах изготовления: в 1954-м было произведено более 1000 единиц. Серийное производство пушек АМ-23 продолжалось до конца семидесятых годов. Было изготовлено более 11 тыс пушек.
В ходе серийного производства ЦКБ-14, а затем КБ приборостроения разработало две модификации пушки. В варианте АМ-23Л1 пушка получила дульную насадку модели Л1 и ствол длиной 1450 мм, в результате чего ее полная длина достигла 1770 мм, а начальная скорость снаряда превысила 700 м/с. Модификация АЛ-23Л2 оснащалась дульной насадкой Л3.

Пушки АМ-23 в дистанционно-управляемой башне дальнего бомбардировщика 3МД
Пушкой АМ-23 всех модификаций оснащались самолеты разных типов и классов. Этим орудием вооружались бомбардировщики 3М, Ил-54, Ту-16 и Ту-95, транспортные самолеты Ан-8, Ан-12 и Ил-76 (ранних серий), а также пограничные катера проекта 125. Почти во всех случаях пушки АМ-23 устанавливались на спаренных турелях с дистанционным управлением. Исключение – ранние модификации бомбардировщика Ту-16, которые несли три спаренные турели и одну курсовую пушку в носовой части.
По материалам:

Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств.

  • Распоряжение
  • Приложение. Методические рекомендации нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте
    • I. Общие положения
    • II. Нормы расхода топлив для автомобилей
      • 7. Легковые автомобили
        • 7.1. Легковые автомобили отечественные и стран СНГ
          • 7.1.1. Легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • Богдан
            • ВАЗ
            • Волга
            • ГАЗ
            • ЗАЗ
            • ИЖ
            • СеАз
            • УАЗ
        • 7.2. Легковые автомобили зарубежные
          • 7.2.1. Легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года
            • Audi
            • BMW
            • Citroen
            • Chevrolet
            • Chery
            • Chrysler
            • Cadillac
            • Daewoo
            • Dodge
            • Infiniti
            • Fiat
            • Ford
            • GMC
            • Great Wall
            • Honda
            • Hyundai
            • Jeep
            • Jaguar
            • KIA
            • Lexus
            • Mazda
            • Mercedes-Benz
            • Lifan
            • Mitsubishi
            • Nissan
            • Opel
            • Peugeot
            • Porsche
            • Renault
            • Rover
            • Saab
            • Seat
            • Skoda
            • Ssang Yong
            • Subaru
            • Suzuki
            • TAGAZ
            • Toyota
            • Volkswagen
            • Volvo
            • Vortex
      • 8. Автобусы
        • 8.1. Автобусы отечественные и стран СНГ
          • 8.1.2. Автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
        • 8.2. Автобусы зарубежные
          • 8.2.2. Автобусы зарубежные выпуска с 2008 года
            • Citroen
            • Fiat
            • Ford
            • Hyundai
            • Iveco
            • MAN
            • Mercedes-Benz
            • Mitsubishi
            • Peugeot
            • Renault
            • Scania
            • SsangYong
            • Toyota
            • Volkswagen
            • Andare
            • Foton
            • Golden Dragon
            • Higer
            • Shenlong
            • Yutong
            • ЛУИДОР
      • 9. Грузовые бортовые автомобили
        • 9.1. Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ
          • 9.1.1. Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • ГАЗ
            • КамАЗ
            • МАЗ
            • УАЗ
            • УРАЛ
        • 9.2. Грузовые бортовые автомобили зарубежные
          • 9.2.1. Грузовые бортовые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года
            • Ford
            • Hyundai
            • Isuzu
            • Iveco
            • Mercedes
            • Renault
            • Scania
            • АБ
            • АТС
      • 10. Тягачи
        • 10.1. Тягачи отечественные и стран СНГ
          • 10.1.1. Тягачи отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • КамАЗ
            • МАЗ
            • УРАЛ
        • 10.2. Тягачи зарубежные
          • 10.2.1. Тягачи зарубежные выпуска с 2008 года
            • DAF
            • Ford
            • Hyundai
            • Iveco
            • MAN
            • Mercedes-Benz
            • Renault
            • Scania
            • Volvo
            • Freightimer
            • Kenworth
            • Tatra
      • 11. Самосвалы
        • 11.1. Самосвалы отечественные и стран СНГ
          • 11.1.1. Самосвалы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • ЗИЛ-СААЗ
            • МАЗ
            • УРАЛ
            • КамАЗ
            • ГАЗ-САЗ
        • 11.2. Самосвалы зарубежные
          • 11.2.1. Самосвалы зарубежные выпуска с 2008 года
            • DongFeng
            • Ford
            • Hyundai
            • Iveco
            • MAN
            • Mitsubishi
            • Scania
            • Tatra
      • 12. Фургоны
        • 12.1. Фургоны отечественные и стран СНГ
          • 12.1.1. Фургоны отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • БАГЕМ
            • ВИС
            • ГАЗ
            • КамАЗ
            • МАЗ
            • УАЗ
        • 12.2. Фургоны зарубежные
          • 12.2.1. Фургоны зарубежные выпуска с 2008 года
            • Citroen
            • Fiat
            • Ford
            • Hyundai
            • Isuzu
            • Iveco
            • MAN
            • Mercedes-Benz
            • Peugeot
            • Renault
            • Scania
            • Volkswagen
            • Volvo
            • Foton
      • 13. Медицинские автотранспортные средства
        • 13.1 Медицинские автотранспортные средства отечественные и стран СНГ
          • 13.1.1. Медицинские автотранспортные средства отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • ГАЗ
            • УАЗ
            • АСМП
        • 13.2. Медицинские автотранспортные средства зарубежные
      • 14. Автомобили-эвакуаторы
        • 14.1. Автомобили эвакуаторы на базе автомобилей отечественных и стран СНГ выпуска с 2008 года
          • АЭ
          • РК
        • 14.2. Автомобили эвакуаторы на базе автомобилей зарубежных выпуска с 2008 года
          • Hyundai
          • АЭ
      • 15. Нормы расхода топлив для специальных и специализированных автомобилей
        • 15.1. Автовышки телескопические
        • 15.2. Установки бурильные
        • 15.3. Установки дезинфекционные
        • 15.4. Кабелеукладчики
        • 15.5. Кинопередвижки
        • 15.6. Компрессоры
        • 15.7. Краны автомобильные
          • 15.7.1. Краны автомобильные отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • КС
            • УРАЛ
            • Акран
        • 15.8. Лаборатории на автомобилях
        • 15.9. Лебедки на шасси автомобилей
        • 15.10. Мастерские на автомобилях
        • 15.11. Погрузчики
        • 15.12. Автомобили пожарные
          • 15.12.1. Автомобили пожарные отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • АЦ
            • КамАЗ
            • ПАЗ
            • ПСА
          • 15.12.2. Автомобили пожарные зарубежные выпуска с 2008 года
            • Iveco
            • Liebherr
        • 15.13. Автомобили-битумовозы
        • 15.14. Автомобили-гудронаторы
        • 15.15. Автомобили-самопогрузчики
        • 15.16. Автомобили-топливозаправщики и маслозаправщики
          • 15.16.1. Автомобили-топливозаправщики и маслозаправщики отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
          • 15.16.2. Автомобили-топливозаправщики и маслозаправщики зарубежные выпуска с 2008 года
        • 15.17. Автомобили-цистерны
          • 15.17.1. Автомобили-цистерны выпуска с 2008 года
            • АТС
        • 15.18. Автомобили-цементовозы и автобетоносмесители
          • 15.18.1. Автомобили-цементовозы и автобетоносмесители зарубежные выпуска с 2008 года
            • Mercedes-Benz
            • Volvo
        • 15.19. Бронированные автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
          • ВАЗ
          • КамАЗ
          • УАЗ
          • ДИСА
          • ЛАУРА
          • Ратник
          • РИДА
          • 15.19.1. Бронированные автомобили зарубежные выпуска с 2008 года
            • Лаура
            • РИДА
            • ДИСА
            • ИМЯ
            • РИДА
            • Рыцарь
        • 15.20. Автомобили для перевозки подозреваемых, временно заключенных и обвиняемых отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
          • ГАЗ
          • КамАЗ
          • 15.20.1. Автомобили-штабные выпуска с 2008 года
            • АШ
    • Приложение N 1. III. Нормы расхода смазочных материалов
      • 16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более
        • 16.1. Легковые автомобили
          • Легковые автомобили бензиновые
          • Легковые автомобили дизельные
        • 16.2. Автобусы
          • Дизельные автобусы
        • 16.3. Бортовые грузовые автомобили
          • Грузовые бензиновые автомобили и автобусы, включая работу на сжиженном и сжатом газе
          • Дизельные грузовые автомобили и самосвалы
        • 16.4. Тягачи
        • 16.5. Самосвалы
        • 16.6. Фургоны
        • 16.7. Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок
        • 16.8. Специальные жидкости
          • Расход реагента Adblue
    • Приложение N 2. Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам Российской Федерации и их частям
      • Применение зимних надбавок к нормам расхода топлив
    • Приложение N 3. Классификация и система обозначения автомобильных транспортных средств
      • Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН
    • Приложение N 4. Нормы расхода топлив на обогрев салонов автобусов и кабин автомобилей независимыми отопителями
    • Приложение N 5. Примеры расчета нормативного расхода топлива
    • Приложение N 6. Рекомендации по сезонному применению автомобильных бензинов для регионов Российской Федерации. — Исключено
    • Приложение 7. Рекомендации по сезонному применению дизельных топлив для регионов Российской Федерации. — Исключено

Открыть полный текст документа

23-мм спаренная установка АН-23

Смотреть что такое «23-мм спаренная установка АН-23» в других словарях:

  • Спаренная установка — пулеметно пушечное автоматическое оружие, включающее два пулемета или автоматические пушки (два одноствольных либо один двуствольный автомат), смонтированные на едином основании и имеющие общие прицельные устройства и механизмы наводки. Создаются … Морской словарь

  • Спаренная установка — Советская спаренная 23 мм зенитная установка ЗУ 23 2 Спаренная установка разновидность пуле … Википедия

  • спаренная установка — dvišovis įrenginys statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Kulkosvaidžių ir patrankų automatinis ginklas, turintis du kulkosvaidžius arba automatines patrankas (2 vienvamzdžius arba 1 dvivamzdį automatą), sumontuotas ant vieno pagrindo su bendrais… … Artilerijos terminų žodynas

  • Спаренная установка — пу лемётно пушечное автоматическое оружие, включающее 2 пулемёта или автоматические пушки, смонтированные на едином основании и имеющие общие прицельные устройства и механизмы наводки. Применяются для ПВО войск и кораблей; могут использоваться по … Словарь военных терминов

  • 45-мм спаренная установка СМ-16 — Для проектируемых эсминцев в МАЦКБ была разработана 45 мм спаренная палубная стабилизированная установка СМ 16 с двумя автоматами СМ 7. Установка СМ 16 имела систему стабилизации оси цапф в плоскости горизонта с гиростабилизатором… … Военная энциклопедия

  • Спаренная универсальная установка 92-К — 1946 85 мм спаренная универсальная установка обр. 1946 г. 92 К предназначалась для эсминцев проектов 30К и 30бис, а также для мониторов проекта 1190. Проектирование началось в 1941 году на заводе № 8 в деревне Подлипки на базе артустановки… … Военная энциклопедия

  • Казематная артиллерийская установка ДОТ-4 образца 1939 года — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{АртиИнфоБокс}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. ДОТ 4 (индекс ГАУ 52 Т 243ТП) советская … Википедия

  • 25-мм спаренная палубная автоматическая установка 2М-3 — 1953 27 февраля 1945 года артиллерийский научно исследовательский опытный Ленинградский морской институт выдал промышленности тактико техническое задание на 25 мм спаренную палубную автоматическую установку 2М 3, предназначенную для вооружения… … Военная энциклопедия

  • 37-мм спаренная автоматическая палубная установка В-11 — 1946 7 февраля 1940 года АНИМИ выдал тактико техническое задание на проектирование 37 мм спаренной автоматической палубной установки на базе автомата 70 К. В том же году конструкторами завода № 4 был разработан технический проект установки… … Военная энциклопедия

  • АК-725, артиллерийская установка — АК 725 советская универсальная корабельная двухорудийная артиллерийская установка калибра 57 мм АК 725 установлен в корме индонезийского корвета проекта 133.1 «Виратно». Об … Википедия

1. Осколочоно-зажигательные

Начнем с известных мне типов вооружения, использующих боеприпас калибра 23-мм. Соответственно я беру только вооружение советского-российского производства.
1.Спаренная зенитная установка ЗУ-23
2.Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», АЗП-23 (авт. пушка)
3.НС-23 и НР-23 авиационные
4.Зенитные автоматы 2А14, 3У-1, ЗУ-40, ЗУ-575, ЗУ-14 (тот же 2А14),
5.МП-6, ТКБ-198, ТКБ-201(ВЯ)
6.У-23 (на базе ВЯ)
7.АМ-23 (авиационные автоматы)
8.ГШ-23, ГШ-6-23
9.Р-23 (Револьверного типа)
Понятно, что список неполный. С удовольствием добавил бы ваши сведения сюда. Особенно интересует информация по корабельным автоматам.
Поехали дальше…
Толчком к созданию 23-мм систем вооружения послужил недостаточно мощный патрон системы ШВАК (Шпитальный—Владимиров—авиационный—крупнокалиберный) калибра 20-мм, и в 1937 году Наркомат вооружения выдал задание на проектирование мощной 23-мм авиационной пушки. В 1939 году был создан унитарный выстрел, 200 гр. снаряд калибра 23-мм выигрывал у 91 гр. снаряда ШВАК по всем показателям…
Под новый патрон в ОКБ-14 были разработаны пушка ТКБ-198 конструкции Галкина-Салищева и пушка ТКБ-201 конструкции Волкова-Ярцева, в далнейшем известная нам как ВЯ. И в ОКБ-16 под руководством Таубина была создана пушка МП-6.
Наиболее удачной из всех разработок оказалась пушка ВЯ, пушка оказалось очень мощной например в авиации ее ставили только на штурмовики ИЛ-2. Также хочеться отметить, что под патрон ВЯ были спроектированы ЗУ-23 и ЗСУ-23-4 «Шилка» и ее модификации 23-мм.
А теперь боеприпасы.
Известные мне 23-мм боеприпасы:
1.осколочно-зажигательные
2.осколочно-зажигательно-трассирующие
3.осколочно-фугасно-зажигательные
4.осколочно-фугасно-зажигательно-трассирующие
5.бронебойно-зажигательно-трассирующие
6.бронебойно-зажигательные БЗ-А

2. Осколочно-зажигательно-трассирующие

3. Осколочно-фугасно-зажигательные

Хотелось бы сразу отметить, что боеприпасы с гильзами 115-ММ предназначены для НР-23, НС-23, ГШ-23, АМ-23. Тогда как боеприпасы с гильзами 152-мм, мощными, как раз от пушки ВЯ, предназначены для ЗСУ, ЗУ-23.

4. Осколочно-фугасно-зажигательно-трассирующие

5. Бронебойно-зажигательно-трассирующие

6. Бронебойно-зажигательные БЗ-А

Ну и на последок боеприпасы по системам вооружения:

23×115 23-мм НР/НС и ГШ пушка

Боеприпасы к НР/НС (если не ошибаюсь, польского производства)

Боеприпасы к ГШ + пирокартридж (опять же если не ошибаюсь)

23×152 23-мм ВЯ, ЗСУ и ЗУ-23 пушка

Как раз тот самый..от ВЯ

Боеприпасы к ЗСУ

На сегодня все.
От вас принимаются поправки, замечания, пиздюли критика…
Кажись с ОЗ накосячил.. с картинкой.
ЗЫ Теперь можно и говноленту почитать :-)))
зы2 Если интересует текстовая информация по истории создания и т.д. — могу дописать.
Поводом для создания 23 мм боеприпаса стал тот факт, что установленные в 1937 году на самолетах Ла-5 20-мм авиапушки ШВАК перестали справляться с новыми задачами по бронепробиваемости. Поэтому в конце 1930 годов одновременно в нескольких конструкторских бюро испытывались опытные авиапушки калибром 20 мм и 23 мм. Главное внимание уделяли 23 мм авиапушкам, более перспективным в сравнении с 20 мм системами ШВАК. Главные работы по 23 мм пушкам и боеприпасам вело ОКБ16 (пушка МП-6) и ЦКБ14, под руководством конструкторов Волкова и Ярцева. Пушка созданная в ЦКБ-14 названа по первым буквам фамилии создателей — ВЯ (Волков-Ярцев). И МП-6 и ВЯ разработаны в конце 30х годов, имели схожие харакетеристики но опытные стрельбы в НИИАВ ВВС выявили недостатки в конструкции пушки МП-6 и в 1940 году комиссия оставляет на доработку и принятие на вооружение систему ВЯ. В боекомплект пушки 23 мм пушки ВЯ приняты патроны с осколочно-фугасными, осколочно-фугасными трассирующими и бронебойно-зажигательными снарядами.
Гильза патрона 23х152В изготовлена из латуни и имела бутылочную форму с буртом выше проточки для фиксации в патроннике пушки (Патроны к пушке МП-6 не имели бурта).
Снаряд в гильзе фиксировался двойной накаткой в области дульца. Ранние выпуски патронов с бронебойно-зажигательным снарядом имели дюралиевый баллистический колпачек, в котором помещался зажигательный состав. Колпачек имел резьбу с помощью которой фиксировался в снаряде. В ходе модернизации патроны с бронебойно-зажигательными снарядами получили стальной штампованный из жести колпачек, который фиксировался путем кругового обжима в проточке корпуса снаряда. Зажигательная шашка располагалась между сердечником и корпусом снаряда.

23 мм патрон с бронебойно — зажигательным снарядом раннего выпуска

23 мм патрон с бронебойно — зажигательным снарядом более позднего выпуска

23 мм патрон с осколочно-фугасным снарядом, снаряженный взрывателем К-20

Патрон 23х152 мм с осколочно-фугасным трассирующим снарядом к авиационной пушке МП-6. Снаряды комплектовались взрывателем К-20, в донной части имелась втулка с трассирующим составом.

23 мм патрон с осколочно-зажигательным трассирующим снарядом, снаряженный взрывателем К-20

23 мм патрон с осколочно-зажигательным снарядом к зенитной установке ЗУ-23 и её модификаций

23 мм патрон с бронебойно-зажигательным трассирующим снарядом к зенитной установке ЗУ-23 и её модификаций