Пушка а 19

122-мм пушка образца 1931 года (А-19) — 122 mm gun M1931 (A-19)

122-мм пушка образца 1931 года (А-19)

M1931 отображается в Хямеенлинна Артиллерийский музей, Финляндия

Тип

полевая пушка

Место происхождения

СССР

история добычи

предназначенный

производитель

Баррикады

произведенный

Номер построен

о 450-500

Характеристики

масса

Combat: 7100 кг
(15,653 фунтов)
Путешествия: 7,800 кг
(17,196 фунтов)

длина

8,9 м (29 футов 2 дюйма)

Ствол длина

Диаметр: 5,48 м (20 футов) L / 45
Общая оценка: 5,65 м (18 футов 6 дюймов) L / 46.3

ширина

2,345 м (7 футов 8 дюймов)

Рост

1,99 м (6 футов 6 дюймов)

экипаж

калибр

121.92 мм (4,80 дюйма)

ягодица

прервала винт

отдача

гидропневматическая

каретка

раскол след

высота

-2 ° до 45 °

Траверса

56 °

Скорость стрельбы

3-4 выстрелов в минуту

Максимальная дальность стрельбы

20,4 км (12,67 мили)

122 мм корпус пистолета M1931 (A-19) ( русский : . 122-мм корпусная пушка обр 1931 г. (А-19) ) был советский полевой пистолет, разработанный в конце 1920 — х и начале 1930 — х годов. В 1939 году пистолет был заменен в производстве с помощью усовершенствованного варианта, M1931 / 37 . Кусок видел действие в Второй мировой войне с Красной Армией . Захваченные орудия были заняты вермахтом и финской армией .

История развития

С конца 1920 — х годов Красная Армия стремилась модернизировать свои Первой мировой войны артиллерийские части. В январе 1927 года Главное артиллерийское управление (ГРАУ) инициировало разработку новой 122 — мм пушки для корпуса артиллерии. Развитие было первоначально поручено GRAU конструкторского бюро (не во главе с Ф.Ф. Кредитором до его смерти в сентябре 1927 года), а с июня 1929 года — в конструкторском бюро Всесоюзного Ordnance Trust, при содействии со стороны дизайнеров Грау.

17 июня 1929 года прототип , наряду с технологической документацией, был заказан Мотовилихинские заводы . Он прошел испытания , начиная с октября 1931 года, с двумя стволами различной конструкции, и оснащен дульным тормозом . В мае 1932 года пистолет был направлен на улучшения в завод № 38 , и он получил обозначение этого завода A-19 . В 1933 году, еще три прототипа были заказаны из Баррикады завода в Сталинграде и были завершены в марте 1935 года Орудие снова достигли испытания в ноябре 1935 г. После успешного завершения испытаний, он был принят РККА на 13 марта 1936 года , как 122 — мм корпусной пушки M1931 (А-19) .

история добычи

M1931 был в производстве в 1935-1939 гг. Он был постепенно улучшалось до 1937 года, так поздно производства части отличаются от ранних серийных. В 1939 годе пистолет был заменен в производстве с помощью усовершенствованного варианта, M1931 / 37 , который в сочетании ствола в M1931 с кареткой 152 мм гаубицы-пушки M1937 (ML-20) . Точное количество деталей , изготовленных не известно; оценки являются 450-500 штук.

Производство M1931, шт.
Год 1935 1936 1937 1938 1939
Произведенный, шт. 30 91 78 150 256 (в том числе M1931 / 37)

Описание

В отличии от первой мировой войны, -era пистолетов M1931 был разделены след каретки, что позволяет значительно шире траверсе угла. Каретка была снабжена пластинчатой пружина подвески и десять спиц металлических колесами с литыми резиновыми шинами . Некоторые поздние производственные части имели ML-20 типа колеса с пневматическими шинами. Вагон также признаки пружинного типа equilibrator . Щит пистолет дал экипажу некоторую защиту от стрелкового оружия и осколков снарядов.

Ствол состоял из лайнера, куртки и завинчивающийся на казенную часть. Ранние производства бочки имели развернутую конструкцию, но в 1936 году они были заменены в производстве рыхлых вкладыша бочки. Затвор был прерванным винт типа, аналогичного по конструкции , что из 152 — мм гаубицы M1910 / 37 . В отличие от ранних прототипов, продукционные бочки не было дульного тормоза. Отдача система состояла из гидравлического буфера отдачи и гидропневматического рекуператора, расположенных внутри рамы под стволом.

Податливым был использован экспериментальных 152 мм ML-15.

Первоначально считалось отдельный транспорт (со стволом удалены из экипажа и перевозимого на специальном вагоне). Однако после испытаний было решено всегда буксировать пушки как единое целое. Несколько типов артиллерийских тракторов были использованы: S-2 Сталинец-2 , Коминтерн , а с 1943 года, YA-12 .

Организация и занятость

Оба варианта — M1931 и M1931 / 37 — имели такое же место в армейских организациях, часто используются вместе друг с другом и боевых донесений редко различия между ними; следовательно, данные в этом разделе для M1931 и M1931 / 37 вместе, если не указано иное.

Красная армия

А-19 была первоначально предназначена для корпусной артиллерии. Вместе с ML-20 он сформировал так называемый «корпус дуплекс». В 1940-41 было три типа корпусов артиллерийских полков :

Вскоре после вспышки Великой Отечественной войны корпуса артиллерия была ликвидирована ( в качестве стрелковых корпусов сами были ликвидированы) и только вновь введен в конце войны. Эти новые артиллерийские полки были выпущены 122 мм орудия наряду с другими частями, в основном 107 мм пушек и 152 — мм гаубиц, всего 16-20 штук на полку. С 1 июня 1944 года РККА корпус артиллерии обладали 387 A-19s (вместе с некоторыми 750 107 мм и 152 мм штук), включенное 1 мая 1945 года — 289 А-19s (опять же вместе с некоторым количеством 750 100 мм, 107 мм и 152 мм куски).

Пистолет был также использован артиллерии Резерва Главного Командования (РВГК). В середине 1941 пушечное полк РВГК имел 48 A-19; Осенью 1941 года эти полки были реорганизованы, новый, уменьшенный, полк имел 18 A-19s. С 1942 пушки бригады были введены, с 36 A-19s каждый. Такая бригада может быть частью артиллерийского разделения — огромное формированием, до четырех бригад А-19 или ML-20 (то есть до 144 штук).

Первое боевое применение A-19 был в Халхин — Голе . Он также видел бой в Зимней войне . С 1 марта 1940 года насчитывалось 130 A-19 орудий на переднем крае. Три части были потеряны.

К июню 1941 года РККА обладала, по разным источникам, 1257 (1236 в армии и 21 на флоте) или 1300 A-19s. Пистолет продолжал использоваться в течение Великой Отечественной войны.

А-19 в основном используется для косвенного огня против живой силы противника, укреплений и ключевых объектов в ближнем тылу. Он был также оборудован бронебойными снарядами для стрельбы прямой наводки против бронированных целей. Хотя это и не идеальный противотанковой пушки из — за его большого размера, медленного хода и относительно медленный темп стрельбы, в 1943 году A-19 был одним из немногих орудий , эффективных против новых немецких танков.

Другие операторы

В ранней стадии Великой Отечественной войны сотни А-19s попала в руки Вермахта . Были приняты Оба варианта — M1931 , как 12,2 см K.390 / 1 (г) и M1931 / 37 , как 12,2 см K.390 / 2 (R) . Немцы использовали в общей сложности 424 из этих орудий в поле и береговой артиллерии и изготовлены боеприпасы для них.

Финская армия захватила 25 штук в 1941 году , а также прижала их в эксплуатацию. Же обозначение 122 К / 31 был применен к обоим вариантам. Из — за нехватки в тяжелых тракторах, пушка использовалась в основном в береговой артиллерии. Четыре части были потеряны; остальные оставались на службе после войны. В течение 1980 — х годов некоторые части имели свои бочки заменены на 152 мм баррелей в ML-20; Полученные кусочки были назначены 152 H 37-31 . В конце 1980 — х годов все 152 Н 37-31 , а остальные 122 К / 31 получает новые 152 мм L / 32 бочки , изготовленные Vammas , чтобы стать 152 H 88-31 . Только в 2007 году была финская армия начать , чтобы удалить эти пушки от службы.

Варианты

M1931 в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве. Примечание колеса ML-20 типа.

Как уже упоминалось выше, в конце производства M1931s отличались от ранних серийных. Пушки, изготовленные начиная с 1936 года было свободное строительство лайнера баррель в отличие от ранее застроенных бочки; в 1937 году изменений в казенном строительстве было введены, и некоторые поздние производственные части получили колесо ML-20 типа с пневматическими шинами.

Кроме того, M1931 имел ряд экспериментальных вариантов.

В 1933 году развитие каретке улучшилось бездорожья была начата мобильность. Каретка в двух вариантах — на треках и на больших, тракторов типа колес — достигли испытания в 1937 году, и было установлено, что не достаточно прочны.

В 1933-36 пистолет участвовали в экспериментах с предварительно нарезными снарядами. Для этих экспериментов был получен специальный вариант ствола. Опыты были остановлены из-за присущие эти отсталые снаряды, а именно более сложного процесс загрузки и меньшей точности.

Другой вариант, с мешком нагрузки, обозначенный как Br-3, достигли испытания в 1937 году, но не был принят.

Перевозки M1931, практически неизмененной, был использован для 152 мм пушки M1910 / 34 .

Как уже упоминалось, в Финляндии вагонах A-19 были оснащены 152 мм стволов, в результате чего в двух моделях:

  • 152 Н 37-31 — с бочком советской ML-20,
  • 152 Н 88-31 — с 152 мм L / 32 баррелей производства Vammas.

Резюме

M1931 был один из первых советских артиллерийских орудий для функции разделения следа каретки. Эта конструкция каретки позволило гораздо лучше траверс углы по сравнению с ранее одного следа или коробчатых след вагонов. Хороший угол места и возможность использовать различные метательные заряды из пистолета гибкого непрямого огня оружия, и его баллистики были достаточно сильны , чтобы сделать его полезным в непосредственной роли огня против вражеской брони (хотя, как уже упоминались выше, он не был идеальным противотанковым пистолет из — за его размера, скорость перемещения и скорость стрельбы).

Перевозка M1931 имела ряд недостатков, хотя. Подъемный механизм был медленным и ненадежным; твердые усталые колеса препятствуют подвижности до некоторой степени; были технологические проблемы в производстве каретки. Эти недостатки в конечном счете, привели к принятию более каретки, создавая M1931 / 37.

Как калибры, подобные 122 мм не были характерны для западной полевой артиллерии эпохи Второй мировой войны, части непосредственно сопоставимо с M1931 были редки.

Немецкий 10,5 см Sk 18 был значительно легче (5,64 г) в то время как имеющие примерно том же диапазоне (19 км), но выпустили намного меньше 15 кг оболочки; С другой стороны, 15 см K 18 был тяжелым (боевой вес 12,46 т), ограниченное производство (101 штук) оружие, более сравнима с советской 152 мм Br-2 . В конце войны немцы работали на ряде полевых орудий 128 мм; одна из этих конструкций, 12,8 см К 81/2, был пистолет с боевой массой 8,2 т, на основе сильно модифицированной перевозки захваченного 152 мм ML-20. Тем не менее, мало известно о его характеристиках; во всяком случае, ни один из этих конструкций 128 мм не достигли массового производства.

Британская армия и армия США и использовали 4,5 дюйм (114 мм) часть с аналогичными характеристиками, и разработаны , чтобы использовать те же боеприпасы — BL 4.5 дюйма Medium полевая пушку и 4,5 дюйма Gun M1 соответственно. 5,65-тонные М1 произвели 24,9 кг оболочки с максимальной дальностью 19,3 км; Однако единственный тип боеприпасов , доступных для пистолета был HE-осколочной оболочки, и содержал лишь около двух килограммов взрывчатых веществ.

амуниция

Пистолет выстрелил отдельную загрузку, накладной заряд боеприпасы, с одним из четырех возможных метательных зарядов — полный, нет. 1, нет. 2 и нет. 3 (самый маленький). В дополнение к 122 — мм пушки оболочек, А-19 может стрелять 122 — мм гаубица оболочки; однако из — за меньшей прочности этих оболочек , они не могут быть использованы с полным зарядом; Использование стального железа гаубиц оболочек О-460A и О-462а было запрещено.

Доступные боеприпасы
Тип модель Снаряд вес, кг Его вес, кг Начальная скорость, м / с Диапазон, м
Бронебойные снаряды
АРНЕ BR-471 25,0 0,156 800 4000
АРНЕВС (с начала 1945 года) BR-471B 25,0 800 4000
Фугасные и осколочные снаряды
HE-фрагментация, пистолет OF-471H 25,0 3,8 800 19800
HE-фрагментация, пистолет OF-471 25,0 3,6 800 19800
HE-фрагментация, гаубицы ОФ-462 21,7 3,67 765 (зарядки нет. 1) 16600
HE-фрагментация, пистолет OF-47
HE-фрагментация, пистолет OF-472
Анти-бетонные оболочки
Анти-бетон, пистолет G-471 25,0 2,2 800 20400
Химические снаряды
Дробление / химическая, пистолет ОН-471 25,0 800 19800
Химическая, гаубицы Н-462 21,8 705 (зарядки нет. 2) 19800
Таблица Бронепробиваемость
АРНЕВС оболочки BR-471B
Расстояние, м Угол Встреча 60 °, мм Угол Встреча 90 °, мм
500 125 155
1000 120 145
1500 110 135
2000 100 125
3000 85 105
APhe оболочки BR-471
Расстояние, м Угол Встреча 60 °, мм Угол Встреча 90 °, мм
500 120 150
1000 105 130
1500 95 115
2000 80 100
3000 65 75
Различные методы измерения бронепробиваемости были использованы в различных странах / периоды. Поэтому прямое сравнение часто невозможно.

Выжившие штук

M1931 в Музее артиллерии и инженерных войск, Санкт-Петербург.

M1931 можно увидеть:

  • В Центральном музее Вооруженных Сил , Москва , Россия.
  • В Музее артиллерии и инженерных войск, Санкт — Петербург , Россия.
  • В артиллерийском музее в Хямеенлинне , Финляндия.

Рекомендации

Викискладе есть носители , связанные с A-19 122 — мм пушкой .

внешняя ссылка

  • Фотогалерея в svsm.org
  • Прогулка вокруг А-19

Одним из символов Красной Армии в годы Великой Отечественной войны стала 122-миллиметровая пушка А-19. Очень часто используются фото- и киноматериалы, на которых эти орудия, выстроившись в ряд, ведут огонь по врагу. Запоминающийся внешний вид пушки с длинным стволом и характерными передними цилиндрами системы подвеса ствола делают А-19 одним из самых эффектных типов вооружения всей Второй Мировой. Однако это орудие известно не только своим экстерьером. Значительный интерес представляют его история, конструкция и боевое применение.

122-мм корпусная дальнобойная пушка А-19 обр. 1931 г.
Прежде всего, стоит немного сказать о калибре. Калибр в 122 миллиметра, точнее 121,92 мм (4,8 дюйма) является чисто российским изобретением и до определенного времени не использовался нигде, кроме нашей артиллерии. Этот калибр появился более ста лет назад, когда артиллеристам Российской Империи понадобился новый класс гаубиц, имеющих лучшие характеристики по сравнению с имеющимися. По совокупности боевых показателей, мобильности и сложности производства были выбраны те самые 4,8 дюйма, которые сохранились в номенклатуре вооружений в течение последующих десятилетий.
История орудия А-19 восходит к середине двадцатых годов прошлого века. В это время в умах ответственных за артиллерию военачальников соседствовало две идеи. Во-первых, во время Гражданской войны свой хороший потенциал продемонстрировали 120-мм пушки Канэ французского производства. Во-вторых, требовалось новое орудие для корпусной артиллерии – имеющиеся 107-мм пушки образца 1910 года уже устарели, а модернизация могла не дать ожидаемого эффекта. Результатом анализов и размышлений стало задание Артиллерийского комитета на создание 122-миллиметрового орудия для корпусной артиллерии. В начале 1927 года разработка пушки была поручена Конструкторскому бюро Комитета. Главным конструктором был назначен Ф.Ф. Лендер, который вел проект до своей смерти в сентябре того же года. К середине 29-го года был подготовлен проект 122-мм корпусной пушки, после чего его доводку поручили конструкторскому бюро Орудийно-арсенального треста.
В соответствии с последними «веяниями» орудийного дела того времени, А-19 получила лафет с подрессоренным колесным ходом и двумя раздвижными станинами. Колеса лафета имели собственные пластинчатые рессоры. Их блокировка перед стрельбой производилась вручную. Колеса имели металлическую конструкцию и резиновые литые шины. Непосредственно над осью колесного хода устанавливался щиток для защиты расчета от пуль и осколков. Ствол орудия состоял из трех основных деталей: трубы, кожуха ствола и навинтной казенной части. Конструкция поршневого затвора пушки была позаимствована у 152-мм гаубицы образца 1910/30 года и скорректирована под новый калибр. Орудие крепилось на лафете через противооткатные устройства. При этом тормоз отката был гидравлическим, а накатник – гидропневматическим. Все агрегаты противооткатного устройства устанавливались в люльке пушки, под ее стволом. Подъемно-уравновешивающий механизм (выполнен на основе пружин) позволял производить вертикальное наведение в пределах от -2° до +45°. Винтовой поворотный механизм, в свою очередь, обеспечивал наведение в горизонтальной плоскости в пределах сектора шириной 56°.

Одновременно с передачей работ по орудию в ведение КБ Орудийно-арсенального треста Пермский завод №172 получил распоряжение построить опытный образец пушки. В октябре 1931 года на полигон было выведено сразу два новых орудия, отличавшихся нюансами конструкции ствола. Кроме того, на этом этапе разработки новая корпусная пушка имела дульный тормоз. Через несколько месяцев после начала испытаний документация по их проведению вместе с чертежами и расчетами пушки были переданы на завод №38, которому поручили окончательную доводку и подготовку к серийному производству. Именно на этом предприятии орудие получило индекс А-19. Еще через несколько месяцев, в середине 33-го, Сталинградский завод «Баррикады» получил заказ на опытную партию из трех пушек А-19. С ноября 35-го эта партия была испытана на Лужском полигоне, после чего пушку рекомендовали к принятию на вооружение. 13 марта 1936 года вышел официальный документ, согласно которому «122-мм корпусная пушка образца 1931 года» была принята на вооружение Красной Армии.
Начиная с 35-го года, пушки А-19 были в серийном производстве на «Баррикадах». Сборка орудий продолжалась до 1939 года, когда их стала вытеснять обновленная модификация А-19. Из-за этого и некоторых особенностей ведения производственной документации невозможно установить точное количество произведенных орудий. Наиболее вероятным количеством является 450-500 экземпляров.
Первые месяцы эксплуатации новых пушек в войсках в целом подтвердил выводы испытательной комиссии. В то же время, военные жаловались на некоторые недостатки. Если проблемы с самим орудием были в основном связаны с характером производства, то лафет имел несколько конструктивных изъянов. В первую очередь, претензии предъявлялись к конструкции колесного хода. Устаревшие колеса с металлическими спицами и ободом и резиновой шиной не обеспечивали пушке должную мобильность. Кроме того, расчету орудия при переводе из походного положения в боевое и обратно приходилось тратить время и силы на блокировку рессор – это должно было происходить автоматически. Лафет корпусной пушки не обошелся и без нареканий со стороны производственников. Заводчане «Баррикад» жаловались на сложность его изготовления. Требовалась серьезная доработка лафета. К счастью, в 1936 году начались испытания новой 152-мм гаубицы МЛ-20. Среди прочего, она имела новый лафет оригинальной конструкции, полностью удовлетворявший требованиям военных. Последние же инициировали начало работ по адаптации орудия А-19 к установке на лафет МЛ-20. У этого предложения был целый набор положительных последствий. В первую очередь, лафет гаубицы МЛ-20 значительно облегчал работу с орудием и обслуживание. Кроме того, создание т.н. дуплекса (два разных орудия с единым лафетом) могло значительно уменьшить стоимость изготовления обоих орудий за счет отсутствия необходимости в сборке различных агрегатов.

Модернизация орудия А-19 для установки на новом лафете была поручена инженерам Пермского завода №172, а главным конструктором назначили Ф.Ф. Петрова. Адаптация лафета и орудия друг к другу не заняла много времени – дольше пришлось ждать доводки МЛ-20 и ее лафета. В результате в сентябре 1938 года обновленная А-19 (прежний индекс, применявшийся конструкторами, остался без изменений) была отправлена на испытания. Все выявленные на испытаниях проблемы и дефекты были в скором времени исправлены и уже 29 апреля 39-го вышел новый документ. На этот раз руководство Красной Армии приняло на вооружение «122-мм корпусную пушку образца 1931/37 годов».
В отличие от оригинальной А-19, обновленная пушка производилась не только на заводе «Баррикады». В конце 39-го первые экземпляры пушки обр. 1931/37 гг. были собраны в Сталинграде. Именно эти орудия привели к путанице в статистике и невозможности точно установить количество произведенных А-19 образца 31-го года. «Баррикады» изготавливали пушку до 1941 года, после чего производство перевели в Пермь. Кроме того, в 41-м пушки А-19 стали делать и в Новочеркасске, на заводе №352. Производство А-19 в варианте 37-го года шло до 1946 года. За семь лет было изготовлено около двух с половиной тысяч пушек. Общее же количество А-19 обеих версий равняется 2926 единицам. В эту цифру не входят те варианты орудия, которые были предназначены для монтажа на самоходные артиллерийские установки.
Ввиду большого калибра пушка А-19 имела раздельно-гильзовое заряжание. При этом для обеспечения эффективного поражения целей в большом диапазоне дистанций гильзы выполнялись в четырех вариантах. В металлическом стакане длиной 785 миллиметров мог находиться полный заряд или три (№1, №2, №3) заряда меньшей мощности. Максимальный заряд пороха весил 6,82 килограмма. В номенклатуру вооружения А-19 входили 122-мм осколочно-фугасные, калиберные бронебойные, бетонобойные и химические снаряды. Всего насчитывалось 11 конкретных типов. Отдельно стоит отметить, что расчетам орудий А-19 запрещалось вести огонь гаубичными снарядами подходящего калибра, используя гильзу с полным зарядом. Кроме того, использование некоторых типов гаубичных боеприпасов было запрещено полностью. Дело в том, что из-за иных нагрузок на снаряд в стволе гаубицы, боеприпас может быть сделан менее прочным, чем требуется для использования в пушках. Поэтому основными боеприпасами, выдаваемыми расчетам, были осколочно-фугасные семейства ОФ-471. В ходе Великой Отечественной войны артиллеристам неоднократно приходилось стрелять осколочно-фугасными снарядами по танкам противника. Бронепробиваемость при этом была заметно меньше, чем при использовании специализированных бронебойных снарядов, но при отсутствии последних, в первые месяцы войны боеприпасы ОФ-471 или ОФ-471В были вполне пригодны для уничтожения большинства немецких танков. Бронебойный снаряд БР-471Б (калиберный тупоголовый) на расстоянии в километр при угле встречи в 90° пробивал 145 миллиметров брони. Остроголовый калиберный снаряд БР-471 при таких же условиях пробивал 130-мм плиту.
На основе орудия А-19 образца 31-го года была создана не только пушка обр. 37 г. В середине Великой Отечественной эта конструкция послужила основой для нового вооружения:
— А-19С. В конце 1943 года было начато производство самоходки ИСУ-152 с орудием МЛ-20. Тогда же появилась идея установить на аналогичное шасси и пушку А-19. В декабре того же года был собран опытный образец под названием «Объект 242». Для адаптации буксируемой пушки к использованию в САУ пришлось перенести все органы управления на одну сторону, установить перед каморой приемный лоток для повышения удобства работы заряжающего и оснастить пушку электроспуском. 12 марта 1944 года эта самоходка была принята на вооружение под названием ИСУ-122. Всего через два месяца после принятия на вооружение САУ пушка А-19С прошла модернизацию, целью которой было улучшение характеристик ствола. После этих работ стволы «старых» и «новых» орудий перестали быть взаимозаменяемыми. В официальных документах А-19С обозначалась как «122-мм самоходная пушка образца 1931/44 годов».
— Д-2 и М-5. Также в 1943 году была предпринята попытка создания специализированного противотанкового орудия с баллистикой А-19. По имеющимся сведениям, Д-2 представляла собой облегченную А-19 на лафете гаубицы М-30. М-5, в свою очередь, являлась значительной модернизацией А-19 на том же лафете. Пушки были испытаны в середине 43-го и начале 44-го соответственно. Оба цикла пробных стрельб не выявили каких-либо положительных сторон новых орудий. Более того, при испытаниях М-5 дважды сломался дульный тормоз. Ни одна из этих пушек не была принята на вооружение.
— Д-25. В 1943 году Ж.Я. Котин предложил разработать танковый вариант А-19 для установки на тяжелые бронемашины. Конструкторское бюро завода №9 за несколько месяцев справилось с этой работой. Ствольная группа облегченной А-19 (аналогична этому агрегату пушки) была установлена на люльку 85-мм танкового орудия Д-5. Кроме того, в конструкции Д-25 были введены решения, примененные на А-19С. Наконец, пушку оснастили дульным тормозом. В декабре того же года получившуюся «122-мм танковую пушку образца 1943 года (Д-25Т)» стали устанавливать на танках ИС-2. Пушки семейства Д-25 устанавливались на несколько советских тяжелых танков, в том числе и на Т-10.
Изначально орудия А-19 придавались корпусной артиллерии. По состоянию на 1940-41 года корпусные артиллерийские полки разделялись на три типа. В составе первого было два дивизиона гаубиц МЛ-20 и один дивизион А-19 (12 пушек) либо 107-мм пушек. Во втором числилось по два дивизиона МЛ-20 и А-19. Последних в таком случае насчитывалось 24 единицы на полк. В полках третьего типа все три дивизиона вооружались гаубицами МЛ-20. После упразднения корпусной артиллерии и последующего ее восстановления каждый полк оснащался 16-20 орудиями различных типов. Кроме того, 48 штук А-19 в начале войны было в составе артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.
Впервые А-19 поучаствовали в реальных боевых действиях во время событий на реке Халхин-Гол. Точный тип этих орудий неизвестен, равно как и точное количество. Потерь пушки не имели. А-19 в варианте 37-го года отправились на фронт во время войны с Финляндией. Из 127 пушек было потеряно три. Опыт применения пушек полностью подтвердил необходимость такого вооружения, хотя в ряде случаев 122-мм орудия представляли излишнюю силу.
Из 1300 пушек, имевшихся в войсках на момент начала Великой Отечественной войны за 41-й годы было потеряно около девяти сотен. При этом большая часть потерь пришлась на А-19 версии 31-го года. Оставшиеся же пушки с некоторыми потерями участвовали в боях до конца войны. Обстрелу из А-19 подвергались немецкие скопления техники и живой силы, колонны на марше, важные стационарные объекты и т.д. При необходимости, как это было во время Курской битвы, А-19 могли вести огонь прямой наводкой по танкам противника. Однако в таком случае хорошая бронепробиваемость компенсировалась большим размером орудия и малыми скоростями перемещения ствола.
Некоторое количество пушек А-19 попало в руки немцев и финнов. Вермахт получил в качестве трофеев не менее 420 орудий, которые использовались под названием 12,2 cm Kanone 390/1(r). 25 пушек досталось Финляндии, где их переименовали в 122 K/31. Оба противника Советского Союза активно использовали пушки, хотя финнам вскоре пришлось отправить их служить в береговую оборону. Дело в том, что эта страна стала испытывать нехватку тяжелых артиллерийских тягачей и 122 K/31 получилось «пристроить» только в береговую артиллерию. Примечательно, что на складах Финляндии до сих пор имеется некоторое количество трофейных А-19. Со времен войны они прошли несколько модернизаций, в ходе которых обновлялись лафеты и стволы.
В целом, проект А-19 можно признать удачным. «Детские болезни» в виде недостатков ранней конструкции лафета со временем были исправлены, а к танковой версии и варианту для самоходок они не могли перейти по определению. Отдельного внимания стоит примененная система заряжания. Четыре варианта порохового заряда в сочетании с максимальным углом возвышения в 45° фактически делают А-19 не просто пушкой, но пушкой-гаубицей. Что касается сравнения пушки с зарубежными аналогами, то это дело сложное и неблагодарное. Дело в том, что у других участников Второй Мировой войны просто не было орудий калибра 122 миллиметра. Так, в немецкой полевой артиллерии ближайшими по калибру к А-19 были 10,5 cm Kanone 18 и 15 cm Kanone 18. Похожим образом дело обстоит и с артиллерией других стран. В результате полноценное сравнение А-19 с зарубежными пушками невозможно: зарубежные орудия меньшего калибра значительно проигрывают советскому по дальности стрельбы и другим параметрам, а большего – имеют лучшую дальность, но тяжелее и менее мобильны. Тем не менее, результаты применения пушек А-19 на полях Великой Отечественной полностью подтверждают предвоенное мнение о нужности такого класса артиллерии.

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации — превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки — в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

пушка А-19

Историю о том, по какому поводу был установлен памятник, и как это происходило, «Звезда» подробно рассказывала. Тем не менее, «за кадром» остались и сама героиня, и все ее технические подробности, которые специалисты обозначили так: «А-19 — 122-мм советская корпусная пушка образца 1931/37 годов».
Вот об этом и поговорим подробнее…
Орудие находилось в серийном производстве с 1939 по 1946 год. Пушка А-19 активно и успешно использовалась во время Великой Отечественной войны и составляла вместе с гаубицей-пушкой МЛ-20 основную часть артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.
В 1936 году на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии поступила 122-мм пушка образца 1931 года (А-19). Ее техническое устройство не полностью удовлетворяло советских артиллерийских специалистов: у пушки был отмечен ряд недостатков, связанных, в первую очередь, с конструкцией лафета орудия.
В конце 1936 года на испытания поступила новая гаубица-пушка МЛ-20 калибра 152 мм, оснащенная лафетом более современной конструкции. Так и родилась логичная идея о наложении ствола 122-мм пушки А-19 на лафет МЛ-20.
Работы проводились в КБ Пермского завода № 172 под руководством Федора Федоровича Петрова. На полигонные испытания новое орудие вышло в сентябре — октябре 1938 года, успешно их прошло, и 29 апреля 1939 года пушку приняли на вооружение под наименованием «122-мм корпусная пушка образца 1931/37 годов». Индекс А-19 применялся как к старой, так и к новой модификации орудия.
122-мм пушка А-19 серийно производилась на сталинградском заводе «Баррикады» до 1941 года. С 1941 до 1946 года орудие производилось в Перми на заводе № 172. Также, в 1941 году, производство орудий этого типа было развернуто на новом заводе № 352 в Новочеркасске. Всего с 1935 по 1946 годы произведено 2926 подобных пушек. Эти данные не учитывают орудия, созданные для установки на САУ и танки.
К сожалению, до сих пор не удалось установить, откуда родом наше орудие. Краеведы! Вот достойная задача для вас.
Где применялась А-19? Орудия этого типа участвовали в советско-финской войне 1939-1940 годов. На 1 марта 1940 года на фронте находилось 127 пушек А-19 обеих модификаций. Орудия этого типа активно и успешно использовались до конца войны, а также участвовали в боях против японских войск в 1945 году.
Исторический факт, о котором должны помнить шекснинцы! Первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года сделала 122-мм пушка А-19 № 501!
Основными целями 122-мм пушек были скопления живой силы и техники, колонны на марше, артиллерийские батареи, полевые склады, штабы и узлы связи, хорошо укреплённые оборонительные позиции. В случае острой необходимости 122-мм пушки привлекались для борьбы с танками и САУ противника, особенно тяжёлыми. Первые подобные случаи были зафиксированы ещё в 1941 году. Так, в октябре 1941 года 122-мм пушки, установленные на прямую наводку, отражали атаки немецких танков вдоль Волоколамского шоссе в ходе битвы за Москву.
Наибольшую же известность приобрели случаи использования орудий этого типа для борьбы с хорошо бронированной немецкой бронетехникой в ходе Курской битвы. Баллистика орудий позволяла им успешно поражать все типы вражеской бронетехники. Как пример можно привести результаты обстрела трофейного танка «Пантера» на полигоне в Кубинке: А-19 пробила лобовую броню данного танка толщиной 80 мм на дистанции 2,5 км, причём было особо отмечено, что это ещё не предел. Для сравнения: новейшая на тот момент 100-мм полевая пушка БС-3 пробивала эту же бронеплиту максимум на 1,5 км. В то же время, использование корпусных орудий для стрельбы прямой наводкой по бронетехнике противника в данной роли являлось крайним случаем: как противотанковое орудие А-19 имела большие габариты, высокую стоимость, низкие скорости вертикальной и горизонтальной наводки. Во избежание потери дорогостоящих орудий, привлекать тяжёлую артиллерию РВГК к борьбе с танками противника разрешалось лишь в самых крайних случаях.
А теперь несколько цифр.
Калибр ствола: 121,92 мм, расчет орудия — 9 человек, масса орудия в походном положении почти 8 тонн, длина ствола примерно 5,6 метра. Дальность стрельбы, в зависимости от типа снаряда, составляла от 4 до 20 километров. То есть со своей позиции в центре поселка, наша пушка могла послать снаряд за Пачу. Орудие имело раздельно-гильзовое заряжание (порох отдельно, снаряд отдельно), к нему полагались четыре типа метательных зарядов, одним из которых оно могло пробивать бетонные укрепления, а другой мог доставлять химические заряды. В минуту пушка могла сделать 3-4 выстрела. Отдельно о колесах: они не имеют камер, то есть полностью резиновые, и их невозможно пробить. Орудие буксировалось тягачами С-2 «Сталинец», «Коминтерн», с 1943 года — тягачами Я-12.
В качестве памятников А-19 установлена в поселках Амдерма (Ненецком АО), Духовщина (Смоленской области), Колпны, (Орловской области), Масельская, (Карелия), Яковлево, (Белгородской области), Ямм, (Псковской области). В городах: Воркута, Гагарин, Оренбург, Пермь, Плавск, Соликамск.
До настоящего времени сохранилось довольно много 122-мм пушек в экспозициях различных военных музеев. В частности, эти орудия можно увидеть в Музее артиллерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге, Центральном музее Вооружённых Сил в Москве, в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе в Севастополе, в финском артиллерийском музее в г. Хямеэнлинна, в Музее польской армии в Варшаве, в американском военном музее (Абердинский полигон) и многих других. 122 мм пушку можно увидеть в Музее Вооруженных Сил Республики Казахстан (г. Астана).
Использовалась А-19 и за рубежом. Некоторое количество орудий этого типа было захвачено вермахтом в 1941—1942 годах.
Финская армия в 1941 году захватила 25 орудий А-19 обоих вариантов, которым финны присвоили индекс 122 K/31, не делая особых различий между модификациями. Пушка оценивалась финскими военными очень высоко, однако нехватка тяжёлых тягачей вынудила использовать орудия главным образом в береговой обороне. После войны трофейные пушки ещё долго состояли на вооружении финской армии.
Пушки А-19 использовались Войском Польским в 1944—1945 годах. На 1952 год польская армия имела 63 орудия этого типа. 78 пушек А-19 было поставлено Югославии во время войны и в первые послевоенные годы.
Не менее 36 пушек А-19 было поставлено Египту; пушки использовались в ходе арабо-израильских войн и в настоящее время находятся на вооружении. Также не менее 100 орудий использовались Сирией, в настоящее время орудия находятся на консервации.
Также, согласно изданию «The Military Balance», по состоянию на 2007 год А-19 все ещё находились на вооружении Алжира, Болгарии, Гвинеи, Йемена, КНДР, Кубы и Румынии.
Вот такие подробности (далеко не полные!) о нашей грозной красавице можно найти в различных источниках.
Сергей Маров.
по материалам сайтов Википедия и http://litnik.pp.ua/
Путешествие из Брянска в Шексну
Каждому жителю Шексны наш памятник-пушка помнился по-своему. Кто-то стоял возле него в почётном карауле в День Победы, кто-то ещё ребёнком карабкался на него, как на большую игрушку, а для дочерей Виктора Александровича Голубева, водителя КамАЗа ООО ШКДП, этот памятник стал особенно дорог, потому что привёз пушку их папа!
В далёком 1987 году В.П. Забегаев, председатель поселкового совета, «выбил» для посёлка гаубицу, чтобы поставить её как памятник 286 стрелковой дивизии, формировавшейся на шекснинской земле. Забирать орудие надо было в Брянске, для этой цели требовался КамАЗ, и завод ДВП оказал помощь, техникой. Но в те годы снарядить служебный транспорт куда-либо было непросто, требовалось получить разрешение в Министерстве. Поэтому пришлось искать фабрику в Брянске, которая нуждалась в древесине, грузить КамАЗ досками от предприятия «Музлесдрев», везти их в Брянск, и как бы «между делом» забирать оттуда пушку.
За рулём КАМаЗа с полуприцепом и был Виктор Александрович Голубев, водитель со стажем с завода ДВП. Как рассказывает он сам, ездили вдвоём; Вениамин Порфирьевич очень торопился и волновался, видимо, договориться о передаче посёлку пушки стоило ему большого труда, и он хотел скорее забрать свой трофей.
Поездка состоялась в феврале, видимо сначала планировали установить в посёлке пушку ко Дню защитников Отечества (Дню Советской армии). Выехали вечером, и без отдыха проследовали около тысячи километров до Брянска, с утра выгрузили доски на музыкальной фабрике и помчались по своим основным делам.
— Прибыли на склад вооружения при воинской части, — рассказывает Виктор Александрович, — внутрь нас не пустили. Пришлось немного подождать, пока военные вывели пушку из боевого состояния и погрузили в машину. Отдельно были погружены передние колёса. Помню, я ещё проверил, надёжно ли она закреплена в кузове, примотал пушку как следует проволокой. Вениамин Порфирьевич, как забрали груз, сразу успокоился, будто у него гора с плеч упала. Поехали домой.
Ехали очень интересно: сама пушка стояла в кузове, а ствол возвышался над кабиной, и в дороге водители, с которыми случалось пересекаться на стоянках, прозвали их «вологодскими охотниками». (Интересно, на какого зверя идут с таким калибром?).
Приехали на завод ДВП, выгрузили пушку краном, и Виктора Александровича тут же отправили в следующий рейс. Когда вернулся, пушки уже не было – её поставили на колёса и оттащили в ИК-12. И лишь к 9 мая установили на горке – том самом месте, где она находится и по сей день.
Так уж случилось, что В.А. Голубеву не раз приходилось везти значимые для посёлка вещи – также он транспортировал блоки для арболитовых общежитий и хоккейный корт из Твери. Но, пожалуй, пушка – самый интересный и запоминающийся груз в его трудовой биографии.
Ольга СОКОЛОВА.

Артиллерия. Крупный калибр. 122-мм корпусная пушка А-19

Начать статью хочется совсем несерьезно. Наконец-то дошли! Не до Берлина, как героиня нашего повествования, а до истории создания, конструкции и боевого использования одной из первых артиллерийских систем крупного калибра, созданной советскими конструкторами.
Итак, известнейший неизвестный герой Великой Отечественной, популярный участник кинодокументалистики, гроза противника 122-мм корпусная пушка А-19.
Парадокс, но, работая с материалами по этой пушке из различных источников, вдруг понимаешь странную штуку. Материалов множество. И в то же время, материалов мало. Даже в достаточно серьезных источниках. А ведь нет, наверное, фильмов победной кинохроники, где не было бы кадров с этим орудием. И по праву. По нашему мнению, орудие очень «фотогенично» и гармонично смотрится. А уж долбит…
Первое утверждение, которое мы сделаем. Корпусная пушка А-19 не имеет своих сухопутных корней в артиллерии РККА. В отличие от других систем, у этой пушки в предках значится морское орудие. Орудие, которым оснащались военные корабли, канонерские лодки, тяжелые бронепоезда, береговые батареи.
Это 120-мм орудие системы французского конструктора Канэ. Именно эти пушки выпускали Обуховский и Пермский заводы с 1892 года согласно подписанному Договору с французской фирмой Forges et Chantiers de la Mediterranes.
Второе утверждение касается калибра орудия. 48 линий калибра (121,92 мм) — это чисто русское изобретение. И ведет оно свое начало от первых российских гаубиц. Об этом мы писали ранее. Соответственно, со временем, такой калибр утвердился и для тяжелых пушек. Можно сказать, российская военно-историческая специфика.
И третье утверждение. Появление А-19 тесно связано именно с Гражданской войной в Советской России. Именно осмысление опыта этой войны привело конструкторов к пониманию необходимости создания высоко маневренного орудия, способного вести огонь в обеих плоскостях наводки и при этом не оставаться на позициях долго. Это утверждение, во многом, базируется на использовании систем Канэ на бронепоездах. Именно там использовалась установка орудий в тумбовом варианте.
Дело в том, что в большинстве других армий на тот период анализировался опыт Первой мировой войны. А там, в отличие от Гражданской, такие орудия использовались для контрбатарейной борьбы. Проще говоря, имели очень специфические задачи.
Но вернемся в бурные 20-е годы прошлого столетия. Уже в ходе Гражданской войны стало ясно, что 107-мм пушка обр. 1910 года «стареет». Была запланирована её модернизация. Однако, после долгих обсуждений этого вопроса, от модернизации отказались. Потенциал для улучшений этого корпусного орудия был исчерпан.
Поэтому в январе 1927 года Артиллерийский комитет постановил начать работы по новой 122-мм корпусной пушке. В КБ Артиллерийского комитета работы по созданию орудия возглавил Франц Францевич Лендер, который оставил свой след в мировой артиллерии и навсегда вошел в историю этого рода войск.
Пусть простят нас те, кого интересуют только технические вопросы артиллерийских систем, но тут просто необходимо сделать маленькое, но важное отступление. Дело в том, что по нашему мнению, в советско-российской историографии имя Ф. Ф. Лендера просто не заслужено забыто. Как это часто случается.
А ведь именно этот конструктор стал отцом советской зенитной артиллерии! Именно сформированные в 1915 году зенитные батареи из пушек Лендера-Тарновского считаются началом русского ПВО.
Итак, Франц Францевич Лендер родился 12(24) апреля 1881 года. В 1909 году с отличием окончил механическое отделение Петербургского технологического института. После окончания института назначен техническим руководителем Артиллерийской технической конторы Путиловского завода. В 1908 году спроектировал первый клиновый затвор для орудий, которые запатентован в России, США, Франции и Англии.
В 1914 году создал совместно с конструктором В. В. Тарновским первую в России мобильную зенитную 76-мм пушку.
С 1920 года руководил Артиллерийским конструкторским бюро. В 1927 году, уже будучи больным, практически лежа в постели, создал 76-мм полковую пушку обр. 1927 года. Умер 14 сентября 1927 года. Его дело продолжил сын, Владимир Францевич Лендер.
Кстати, в 2017 году 76-мм зенитную пушку Лендера, выпущенную в 1927 году, нашли на архипелаге Новая Земля во время учений. В районе магнитной обсерватории Маточкин Шар. По сообщению РИА Новости от 21 марта 2018 года, пушка после ремонта была допущена к испытательной стрельбе. Произвела пять выстрелов салютными зарядами и поставлена на оперативный учет в службу РАВ Северного флота по номенклатуре морского артиллерийского вооружения!
Но вернемся к нашей героине. После ухода Лендера, разработку продолжил коллектив Орудийно-арсенального треста под руководством С. П. Шукалова. А окончательную доработку произвел коллектив инженеров КБ завода №38.
Парадокс, но именно доработка конструкторов завода дала возможность оперативно испытывать различные конструктивные решения. Это относится и к ствольной группе, где различия наиболее видны (дульный тормоз, лейнированный или скрепленный тип ствола), так и к лафету.
Лафет для данного орудия во многом стал «камнем преткновения». Необходимо было совместить высокие характеристики по углам наводки и способность перемещения с достаточно высокой скоростью. Отсюда вытекала необходимость обязательного подрессоривания пушки.
В конечном итоге конструкторы остановились на лафете с раздвижными станинами. По мнению большинства исследователей, это было прогрессивное решение. Однако отсутствие автоматического выключения подрессоривания, не совсем его удовлетворительная работа при движении по бездорожью, а также совмещённый механизм уравновешивания ствола и вертикальной наводки, были главными недостатками лафета 122-мм корпусной пушки обр. 1931 г. К лафету была отдельная куча претензий, так как он «отличился» крайне медленным изменением угла возвышения, что в ряде боевых ситуаций было чревато для расчёта и орудия фатальными последствиями.

Официально корпусная 122-мм пушка обр. 1931 года была принята на вооружение 13 марта 1936 года. Через 9 лет после начала разработки. Однако работы по её усовершенствованию продолжались. Дело в том, что в процессе эксплуатации недостатки стали видны невооруженным глазом.
Позволим себе повторить наиболее важные моменты. Не очень удачная конструкция колесного хода ограничивала подвижность пушки. Отсутствие автоматического отключения подрессоривания снижало скорость перехода из походного в боевое положение и обратно. Подъемный механизм был ненадежен и не обладал необходимой скоростью подъема ствола. И, наконец, технологическая сложность производства лафета. Лафет действительно был сложным и трудоемким для того времени.
К концу 1936 года в РККА появилась 152-мм гаубица-пушка МЛ-20, тоже имевшая лафет современной конструкции. И, как это часто было в то время, возникла идея создать дуплекс. Наложить ствол А-19 на новый лафет! Это решало проблему удешевления производства и эксплуатации орудий в дальнейшем.
Работами по доводке А-19 возглавил Ф. Ф. Петров.
Проводились эти работы в КБ пермского завода №172. В сентябре 1938 года новое орудие было представлено для испытаний. Два месяца испытаний показали успешность такого конструкторского решения.
29 апреля 1939 года на вооружение РККА официально принята новая пушка — «122-мм корпусная пушка обр.1931/37 г.». Правда несколько странно, что индекс «А-19» в этом случае продолжали использовать. Орудия получились разные, а индекс сохранили старый.
Для более полного понимания этого факта приведем ТТХ обоих пушек:
обр.1931 г. / обр.1931-37 гг.
Длина в походном положении: 8900 мм / 8725 мм
Ширина в походном положении: 2345 мм
Высота в походном положении: 1990 мм / 2270 мм
Масса в боевом положении: 7100 кг / 7117 кг
Масса в походном положении: 7800 кг / 7907 кг
Ствол
Калибр: 121,92 мм
Длина ствола: 5650 мм (L/46,3)
Длина нарезной части: 5485 мм (L/36)
Высота линии огня: 1437 мм / 1618 мм
Огневые характеристики
Диапазон угла вертикальной наводки: от −2° до +45° / от −2° до +65°
Диапазон угла горизонтальной наводки: 56° (28° влево и вправо) / 58° (29° влево и вправо)
Максимальная дальность огня гранатой ОФ-471:19.800 м
Максимальная скорострельность:3–4 выстрела в минуту
Подвижность
Клиренс (дорожный просвет): 335 мм
Максимальная скорость буксировки по шоссе: 17 км/ч / 20 км/ч
Прочее
Расчёт: 9 человек (командир орудия, два наводчика, замковый, пять заряжающих и подносчиков)
Подводя итог всему процессу развития А-19, можно сказать, что поставленные цели были выполнены практически полностью своими собственными силами — Красная Армия получила дальнобойную, мощную и в меру мобильную артиллерийскую систему.
122-мм пушки обр. 1931/37 гг. до 1941 года изготавливались на сталинградском заводе «Баррикады», в 1941—1946 годах — на заводе № 172 в Перми, также в 1941 году заказ на изготовление орудий этого типа был дан новому заводу № 352 в Новочеркасске.
К сожалению, имеющаяся статистика не различает выпуска модификаций 122-мм корпусных пушек, ориентировочно количество пушек образца 1931/37 гг. можно оценить в 2 450 шт. Всего же за 1935-1946 годы было выпущено 2 926 шт. 122-мм пушек обеих модификаций, не считая орудий, предназначавшихся для установки на самоходные артиллерийские установки и танки.
В конце 1943 года было принято решение о создании варианта ИСУ с установкой в неё 122-мм пушки А-19. В декабре 1943 года опытный образец «Объект 242» новой САУ был построен и передан на испытания. 12 марта 1944 года САУ была официально принята на вооружение РККА под индексом ИСУ-122, с апреля того же года началось её серийное производство.
Для установки в САУ была разработана специальная модификация А-19 под индексом А-19С (индекс ГАУ — 52-ПС-471). Отличия самоходного варианта пушки от буксируемого заключались в переносе органов наведения орудия на одну сторону, оборудовании казённой части лотком-приёмником для удобства заряжания и введении электроспуска. Производство ИСУ-122 с А-19С продолжалось до 1945 года включительно, всего было выпущено 1735 машин.
Но есть у А-19 и «великие дети». Многие из читателей из видели, но никак не связывали с этой корпусной пушкой. Без рассказа об этих орудиях любая статья была бы не полной.
В августе 1943 года Ж. Я. Котин, конструктор перспективного тяжёлого танка «ИС», опираясь на опыт Курской битвы (продемонстрировавшей высокую эффективность 122-мм пушек против тяжёлых немецких танков), предложил вооружить новый танк пушкой А-19.
Предложение было принято, и КБ завода № 9 было приказано в срочном порядке разработать танковый вариант А-19. В ноябре 1943 года новое орудие было создано путём наложения ствольной группы пушки Д-2 на люльку 85-мм танковой пушки Д-5, изначально установленной в танк ИС-1. Его испытания закончились в целом успешно.
С декабря 1943 года орудие, получившее наименование 122-мм танковая пушка образца 1943 года (Д-25Т) («совмещённый» индекс от Д-2 и Д-5) начали устанавливать на танки ИС-2. Конструктивно Д-25Т отличалась от А-19 облегчённой конструкцией, наличием дульного тормоза, переносом органов управления на одну сторону, введением электроспуска и рядом других деталей.
Первые модификации Д-25Т имели, как и А-19, поршневой затвор. С начала 1944 года в серию пошла модификация Д-25Т с полуавтоматическим клиновым затвором. Баллистика и боеприпасы Д-25Т и А-19 были идентичны. Изначально объём выпуска Д-25Т был небольшим и рассматривалась возможность установки в ИС-2 непосредственно пушек А-19. Однако завод № 9 успешно увеличил производство Д-25Т и вопрос о монтаже А-19 в ИС-2 отпал.
Пушки Д-25Т устанавливались на серийные тяжёлые танки военного времени ИС-2 и ИС-3, а её последующие модификации — на опытные и серийные образцы послевоенных тяжёлых танков, например, тяжёлый танк Т-10 вооружался 122-мм пушкой Д-25ТА.
А сейчас мы поговорим о том, что редко встречается в технических описаниях и статьях об А-19.
О личном составе орудийных расчетов. А-19 сама по себе являлась сложной артиллерийской системой своего времени, для максимально полного раскрытия её возможностей требовались знающие своё дело артиллеристы. И если от подносчиков и заряжающих требовалась в основном недюжинная физическая сила и выносливость, то наводчик уже должен был владеть солидным объёмом знаний, не говоря уже о командирах батарей и подчинённых им офицерах.
Увы, но личный состав артиллерийских частей РККА не мог похвастаться образованием, как и СССР в целом. Большинство артиллеристов имели только начальное образование. В СССР того времени было принято учить до 7 классов. Тех, кто закончил 10-летку было крайне мало. А люди с высшим образованием порой ценились на вес золота.
Поэтому, на начальном этапе войны стрельба производилась на прямой или полупрямой наводке. Что, естественно, приводило к огромным потерям среди артиллеристов.
Однако, для корпусных пушек, в силу особенностей использования, была характерна высокая выживаемость расчетов. Практически в разы выше, чем в полковых и дивизионных звеньях. Это способствовало обучению номеров уже по ходу войны. Командиры и наводчики работали «по опыту». Вычислитель с логарифмической линейкой воспринимался как чудо.
Как это выглядело, рассказал отец одного из авторов, который служил командиром танкового взвода в Германии в то время, когда большинство сверхсрочников были фронтовиками. «Фронтовые» экипажи выполняли любое учебное упражнение с большим запасом от норматива. Но объяснить, как это делается, не могли. Стандартный ответ: «Если бы ты так действовал в бою, то гореть тебе уже через пару минут».
А вот получение знаний фронтовики объясняли большим количеством печатных материалов, которые распространялись тогда. Именно оттуда и черпали солдаты и сержанты варианты способов боевых действий в различных ситуациях. По некоторым источникам, таких листовок для артиллеристов было выпущено больше всех. Однако, учитывая тогдашнюю неразбериху и количество различных типографий, это утверждение можно поставить под сомнение.
Тем не менее, к 1944 году корпусная артиллерия вполне нормально могла выполнять задачи, которые можно (и нужно) было решать не только прямой наводкой. Лучший пример – в вопросе. А кто сделал первый выстрел по Берлину?
Закончить повествование о А-19 хочется некоторыми выкладками о боевом применении этих орудий. Именно некоторыми, потому что без смеха, есть страны, где эти пушки все еще на службе.
Впервые воевать А-19 начали ещё на реке Халхин-Гол. Точного количества орудий нам узнать не удалось. Но главное, потерь этих корпусных пушек там тоже не зафиксировано. А значит, испытание огнем они прошли успешно.
Поучаствовали 122-мм корпусные пушки и в советско-финской войне. На 1 марта 1940 года на советско-финском фронте находилось 127 орудий. Потери за войну составили 3 единицы. Причем, и в первом, и во втором случае, информации о модификации орудий нет.
К началу Великой отечественной войны в состав РККА входило 1300 (1257) орудий. Из них 21 в составе ВМФ. Однако, в западных округах было всего 583 пушки. Так что, «добирать» пришлось из восточных районов страны.
Наиболее серьезные потери корпусная артиллерия понесла в 1941 году. По различным источникам, за этот год было потеряно не менее 900 122-мм пушек. Оставшиеся орудия с успехом били фашистов, а затем японцев до самой Победы. Кстати, интересный факт и ответ к вопросу, заданному выше. Первый выстрел по Берлину сделала именно 122-мм корпусная пушка А-19 за номером 501 20 апреля 1945 года.

Ну и для тех, кто сомневается в «непрофильном использовании» вооружения. При обороне Москвы, на Волоколамском шоссе, 122-мм корпусные пушки успешно отражали танковые атаки немцев. На Курской дуге корпусные пушки использовались как противотанковые орудия против тяжелых танков. Рассматривать эти бои можно не как норму, а как последний шанс командования. После боя специалисты обследовали подбитые немецкие танки из числа тех, что немцы не успели эвакуировать. Увы, побед у А-19 не было…
Кстати, в своё время на полигоне в Кубинке провели испытания советских орудий против немецкого танка Пантера. А-19 пробила лобовую броню данного танка толщиной 80 мм с наклоном к нормали 55° на дистанции 2,5 км, причём было особо отмечено, что это ещё не предел. Для сравнения, новейшая на тот момент 100-мм полевая пушка БС-3 пробивала эту же бронеплиту максимум на 1,5 км.
В целом, для своего времени 122-мм пушка обр.1931/37 годов была вполне современным, конструктивно совершенным орудием, в котором очень удачно сочетались высокая огневая мощь, подвижность, технологичность производства и неприхотливость в эксплуатации. Модификация орудия образца 1931 года помогла избавиться от большинства недостатков этого изделия. А удачность конструкции подтвердили долгие годы эксплуатации.