Пулемет Максим зенитный

Зенитная пулемётная установка М4 образца 1931 года

Смотреть что такое «Зенитная пулемётная установка М4 образца 1931 года» в других словарях:

  • Пулемёт «Максим» образца 1910 года — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

  • 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К) — 37 мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года … Википедия

  • 25-мм автоматическая зенитная пушка образца 1940 года (72-К) — 25 мм автоматическая зенитная пушка образца 1940 года … Википедия

  • Счетверённая установка — Советская счетверённая 14,5 мм зенитная пулем … Википедия

  • Зенитный пулемёт — … Википедия

  • ЗПУ — ЗПУ: Зенитная Пулемётная Установка, например: Зенитная пулемётная установка М4 образца 1931 года счетверённая зенитная пулемётная установка, разработанная коллективом Н. Ф. Токарева в 1928 1931 годах на базе пулемёта «Максим» образца 1910 года.… … Википедия

  • Моторный броневой вагон — МБВ №2. Лени … Википедия

  • Т-26 — У этого термина существуют и другие значения, см. Т 26 (значения). Т 26 обр. 1931 года … Википедия

  • Музей военной техники «Боевая слава Урала» — Координаты: 56°57′53″ с. ш. 60°34′48″ в. д. / 56.964722° с. ш. 60.58° в. д … Википедия

  • Т-28 — У этого термина существуют и другие значения, см. Т 28 (значения) … Википедия

Авиационный пулемет ПВ-1. _____________________________________ Разработчик: А.В.Надашкевич Страна: СССР Начало разработки: 1923 г. Испытания: 1926 г. Принят на вооружение: 1926 г. Первые попытки использовать 7,62-мм станковый пулемет «Максим» на самолете относятся к периоду 1915-1916 годов. Однако широкого распространения в авиации он не получил. В первую очередь это было связано с большим весом пулемета. Работу по переделке пулемета «Максим» в авиационный начал летчик и авиаконструктор Московского авиационного завода А.В.Надашкевич в 1923 году. Первоначально она велась на заводе «Авиаработник», а с 1924 года — на Тульском оружейном заводе. Большую помощь конструктору в этой работе оказали инженеры П.П.Третьяков и И.А.Пастухов, принимавшие непосредственное участие в его модернизации еще в 1910 года, а также С.А.Ярцев. В конструкции Надашкевича была сохранена автоматика «Максима» (использовалась энергия отдачи при коротком ходе ствола). Авиационный пулемет отличался от станкового меньшим весом, достигнутым за счет обточки ствола, введением воздушного охлаждения и системой питания, предназначенной для стрельбы из металлической звеньевой ленты. Спусковой механизм был приспособлен для синхронной стрельбы. Для увеличения темпа стрельбы пулемета уменьшен диаметр втулки надульника и введена буферная пружина, сообщавшая дополнительную скорость подвижной системе при движении ее вперед и принимавшая на себя удар при ее отходе. Пружинный буфер был впервые применен в авиационном пулемете как у нас, так и за рубежом. В результате конструктивных изменений, введенных в пулемет, темп стрельбы повысился с 600 до 750 выстр./мин. Полигонные испытания пулемета Надашкевича ПВ-1 были начаты 19 мая 1926 года. Спустя полгода, 15 ноября 1926 года Артиллерийский комитет, рассмотрев результаты испытаний, принял представленный образец для снабжения Военно-Воздушных Сил РККА. Прежде чем принять новую систему на вооружение, Реввоенсовет СССР предложил провести ее параллельные испытания с авиационными пулеметами системы «Vickers» обр. 1924 года, которая также являлась переделкой пулемета «Максима» в авиационный. Совместные полигонные испытания обоих пулеметов были, проведены 16 марта 1927 года. В отчете комиссии сказано, что стрельбу из пулемета «Vickers» следует считать совершенно неудовлетворительной, в отношении же системы Максима-Надашкевича указано, что при надлежащей отладке синхронизатора пулемет на самолете действует удовлетворительно. В результате успешных испытаний пулемет ПВ-1 в 1928 году был принят на вооружение Военно-Воздушных Сил РККА приказом Реввоенсовета СССР. Первым самолетом, получившим пулемет на вооружение стал истребитель И-2. Вес пулемета ПВ-1 составил 14,5 кг. Темп стрельбы 750 выстр./мин. Начальная скорость пули образца 1908 года — 865 м/с, а пули образца 1930 года — 800 м/с. Питание пулемета ПВ-1 производилось металлической звеньевой лентой. Пулеметы ПВ-1 устанавливали на самолетах для стрельбы через винт с неподвижных установок, а вне плоскости вращения винта с неподвижных или ограниченно подвижных установок. Первые серийные пулеметы ПВ-1 имели стволы с укороченной дульной частью для снижения веса, но 24 августа 1930 года начальник Артиллерийского управления РККА Г.И.Бондарь обратился к начальнику вооружений РККА с предложением о стандартизации пулеметных стволов. Заместитель председателя Реввоенсовета СССР И.П.Уборевич утвердил переход на изготовление (начиная с 1931 года) пулеметов ПВ-1 со стволами пулемета «Максим». Разработка истребителя И-4 с двумя огневыми точками для удобства размещения на самолете потребовала создания пулемета с подачей ленты слева направо. Первая партия таких пулеметов в количестве десяти штук была изготовлена в 1929 году. В декабре 1929 года после испытаний пулеметы с левой подачей ленты были приняты на вооружение. С 1930 года началось их производство. На истребителе И-5 было установлено два синхронных пулемета ПВ-1 с общим боекомплектом 1200 патронов. На позднейшей модификации И-5 стояло уже четыре пулемета ПВ-1 с общим боекомплектом 4000 патронов. На разведчике Р-5 устанавливалось два пулемета ПВ-1: один синхронный и один на турель. Позже на турели ставилась спарка ПВ-1. На штурмовике Р-5Ш размещалось четыре крыльевых пулемета ПВ-1 (по два рядом на каждом крыле), закрытых обтекателями и один синхронный ПВ-1. Последним истребителем, оснащенным пулеметами ПВ-1, стал И-15, на котором стояло четыре ПВ-1 с общим боекомплектом 3000 патронов. Всего в 1927-1939 годах было выпущено почти 18 тысяч единиц ПВ-1. В 1940 году, в связи с переходом на более современные образцы (ШВАК, ШКАС) и снятием с вооружения моделей самолётов, на которые устанавливался ПВ-1, производство пулемёта было прекращено. Имевшиеся в частях ВВС РККА (в том числе, учебных) пулемёты ПВ-1 продолжали использоваться до выработки ресурса или до вывода из эксплуатации самолётов, на которых они были установлены. В период Великой Отечественной войны, кроме вооружения самолётов У-2, строенные ПВ-1 использовались в выпускавшихся в Тамбове зенитно-пулемётных установках конструкции Н.Токарева, в том числе для противовоздушной защиты советских бронепоездов. В 1942 году оружейный завод в Златоусте начал установку оставшихся на складах хранения ПВ-1 на колёсные станки образца 1910 года конструкции А.А.Соколова, направив в пехотные части Красной Армии 3009 станковых пулемётов. Для стрельбы из пулемёта ПВ-1 использовались специальные авиационные патроны. Авиационные патроны по своему устройству практически идентичны винтовочным патронам, но имеют ряд отличий: — технологический процесс производства авиационных патронов более строгий в требованиях к величине порохового заряда; — при приёме боеприпасов проводились испытания стрельбой по вращающемуся кругу. К стрельбе через винт самолёта допускались только патроны с малым сектором разброса пуль — не более 10°; — патроны ПВ-1 имели отличительное обозначение на упаковке (ящиках и коробках) в виде литер «ПВ-1». Патроны, допущенные для стрельбы через винт самолёта из пулемётов ПВ-1 и ШКАС, обозначались в углу боковой стороны ящика знаком в виде красного пропеллера. Патроны, допущенные для стрельбы через винт самолёта только из пулемёта ПВ-1, обозначались пропеллером чёрного цвета; — патроны ПВ-1 выпускались с латунными гильзами и снаряжались различными пулями и отличались от патронов, выпускающихся по линии ГАУ, усиленным кольцевым кернением капсюля и на некоторых вариантах патронов — двойным обжимом дульца гильзы. В 1940 году пулемёт ПВ-1 был снят с производства, а в 1942 году оставшиеся на хранении пулемёты были переделаны (установлены на станки) и направлены в пехотные части. Предположительно, выпуск авиационных патронов ПВ-1 продолжался до 1942 года. Пулеметы ПВ-1 выпускались с 1926-го по 1940 год. К 1 октября 1929 года в Военно-Воздушных Силах насчитывалось 2480 пулеметов ПВ-1. В 1932 году было изготовлено 3019 пулеметов, в 1933 году — 1284, в 1934 году — 3645, в 1935 году — 1915, в 1937 году — 1603, в 1938 году — 3867. Модификации: ПВ-1 (т) — турельный, базовая модификация, устанавливался на самолеты Р-5. ПВ-1 (кр) — крыльевой, устанавливался на самолеты Р-5Ш. ПВ-1 (с) — синхронный, устанавливался на самолеты И-5, Р-5. ПВ-1 (т) спарка — спаренный пулемет ПВ-1, устанавливался на самолеты Р-5 и установки ПВО. ПВ-1 (с) обр. 1929 г. — пулемет с левой подачей ленты для истребителя И-4. ТТХ авиационного пулемета ПВ-1: Калибр, мм: 7,62 Длина орудия, мм: 1067 Длина ствола, мм: 721 (ранние 673) Масса пулемета, кг: 14,5 Тип автоматики: короткий откат ствола Темп стрельбы, выст/мин: 800-865 Нач. скорость снаряда, м/сек: 750 Ёмкость магазина: лента на 200-600 патронов Тип патрона: 7,62 х 54R

7,62-мм зенитная установка М-4

7,62-мм счетверенная зенитная установка обр. 1931 г. Классификация

Зенитное орудие Тип

М4 обр. 1931г. Модификация

История производства

СССР Страна производства

Н. Ф. Токарев Разработчик

1928-1931 г. Разработано

Тульский оружейный завод, Ижевский машиностроительный завод Производитель

1931-1943 г. Годы производства

История эксплуатации

Состояло на вооружении РККА, РККФ, НКВД
Годы эксплуатации 1931-1945 г.
Было установлено на Лёгкие крейсера типа “Светлана”; Крейсера проекта 26; Эсминцы; Торпедные катера
Войны и конфликты Вторая мировая война, Война в Корее, Гражданская война в Китае

Характеристики орудия

7,62х54R мм. Калибр

1067 мм. Длина орудия

1,6-3,9 км. Максимальная дальность стрельбы

лента на 500-1000 патронов Принцип заряжания

1200-2000 выстр./мин. Скорострельность

Характеристики снарядов

более 45 разновидностей Типы снарядов

0,024 кг. Масса снаряда

780—870 м/с Начальная скорость снаряда

7,62-мм зенитная установка М-4 — советское стационарное зенитно-артиллерийское орудие разработанное в 30-х годах ХХ века, участвовавшее в военных конфликтах 40-60-х годов прошлого века, состоявшее на вооружении Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Флота, войск Народного Комиссариата Внутренних Дел(НКВД). До середины Великой Отечественной войны данная установка была широко распространена среди сухопутных войск и большей части кораблей довоенной постройки на всех флотах.

Предыстория разработки установки

«Максим» на зенитной треноге Кондакова обр. 1928г.

В годы Первой мировой и Гражданской войн для борьбы с авиацией противника Русской Императорской армией использовались зенитная установка системы И. И. Колесникова и зенитная тренога конструкции М.Н. Кондакова обр. 1928 г., спроектированные под пулемет системы «Максима» обр. 1910 г. Позже, в 1928 году на вооружение Красной армии была принята первая советская зенитная установка под этот пулемет, разработанная военным инженером 2-го ранга М. Н. Кондаковым.

Установка имела простую конструкцию в виде треноги и обеспечивала круговой обстрел и большие углы возвышения оружия. С помощью этих установок могли поражаться воздушные цели, летящие со скоростью 150 — 250 км/ч, однако в связи с быстрым, качественным и количественным развитием боевой авиации, уже в конце 1920-х годов потребовалось создать новую зенитную установку, обладающую большей скорострельностью, способную обеспечить массированный огонь. Единственным быстрым способом достижения этой цели(без разработки нового пулемета), в 1920-х гг. было увеличение числа пулеметов, размещенных на установке.

Проектирование

В июле 1928 г. Артиллерийский комитет Главного Артиллерийского Управления поручил проектно-конструкторскому бюро Тульского оружейного завода разработать несколько вариантов так называемых комплексных зенитных установок, объединяющих в себе 2, 3 и 4 пулемета системы «Максима».

К 1930 году конструкторы Н.Ф. Токарев(сын известного оружейника Ф. В. Токарева), А.И. Панов, С.А. Прилуцкий и Г.Г. Куренков выполнили задание. Лучшей по результатам испытаний, проведенных в том же 1930 году оказалась счетверенная установка предложенная Токаревым, которая уже в 1931 году была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «7,62-мм счетверенная зенитная установка обр. 1931 г.».

Конструкция установки

Зенитная Пулеметная Установка(ЗПУ) конструкции Н. Ф. Токарева состояла из тумбового основания, выполненного в виде металлической тумбы с телескопической вертикальной стойкой, уравновешивающими пружинами и реечно-зубчатым механизмом, вертлюга с патронными коробами (с лентами повышенной емкости в 500 патронов, вместо штатных 250), рамы с противовесами, наплечниками, спусковой тягой, зенитного прицела и общей системы принудительного охлаждения. Вертлюг вращался на подшипниках. Для крепления на платформе автомобиля, палубе корабля или ином основании предусмотрены три опоры (лапы) с отверстиями. Четыре пулемета «Максим» образца 1930 года крепились в ряд на трубчатой раме.

Наводка на цель блока пулеметов (массой до 80 кг.) осуществлялась наводчиком с помощью наплечных дуг. В вертикальной плоскости пулеметы можно наводить в диапазоне углов от — 10° до + 82°, в горизонтальной плоскости обеспечивается круговой обстрел в 360 градусов. В качестве прицельных приспособлений первоначально использовался зенитный кольцевой прицел обр. 1929 г. Для изменения его установок на раме был смонтирован вал с маховиком. Впоследствии установка комплектовалась усовершенствованными зенитными прицелами обр. 1936 и 1938 гг.

Для стрельбы по наземным целям наводчик использовал штатные прицельные приспособления второго слева пулемета, который считался основным. Расчет установки состоял из трех человек. Для перевода установки из походного положения в боевое, требовалось 30 секунд.

Последующие модификации

«Максим Авиационный», он же «ПВ-1»

Зафиксирован случай модернизации установок, проведенный Токаревым в условиях полигона, путем замены 3-х пулеметов (кроме второго слева, основного) на устаревшие в авиации, но более конструктивно совершенные, чем «Максим» пулеметы «ПВ-1» и «ШКАС», в следствие чего у установок частично повышались боевые характеристики, такие как скорострельность, скорость полета пули и так далее.

К сожалению такая модернизация была слишком сложной для серийного производства, поэтому Н.Ф. Токаревым была разработана упрощенная строенная установка из пулеметов «ПВ-1». В 1941 году было изготовлено 626 таких установок, они изготавливались и в 1942 году, использовались при обороне Сталинграда и Ленинграда.

Патрон 7,62х54R

Боеприпасы

Разные виды патрона

Пулеметы стреляли винтовочными патронами 7,62 х 54 R всех типов и разновидностей(а их насчитывается более 45), основными из них были:

Питание патронами осуществлялось из установленных на вертлюге коробок с холщовыми патронными лентами, емкость которых была увеличена до 500, а позже и до 1000 патронов. Чтобы ленты не скручивались, были предусмотрены подающие желоба специфической формы.

При начальной скорости пули 800-860 м/с и прицельной горизонтальной дальности в 1600 м, досягаемость по высоте была немного ниже и равнялась 1400 м.

Донце патрона

Темп стрельбы был исключительно высоким — 200 выстр/мин, боевая скорострельность могла меняться от 1200 до 2000 вы­стр/мин. Это обеспечивало высокую плотность огня и вероятность поражения воздушных целей за счет четырех, ведущих огонь одновременно пулеметов. Бывали случаи, когда опытный пулеметчик в зависимости от ситуации мог «вести» 2-3 воздушных цели и в то же время успевал поражать противников на земле.

История эксплуатации

«7,62-мм счетверенная зенитная установка обр. 1931 г.» состояла на вооружении частей и соединений ПВО, кавалерийских полков, монтировались на бронепоездах. Также, установки монтировали на грузовые автомобили «ГАЗ-ААА», телеги. В документах и на фотохронике времен войны можно часто увидеть военные лагеря, базы и дома, на крыши которых устанавливали данную зенитную систему.

Также данная установка входила в состав штатного легкого зенитного вооружения на кораблях Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов и речных флотилий. В частности, она монтировалась на торпедные катера, тральщики, транспортные, инженерно-обслуживающие суда(буксиры и т.д.), эсминцы и крейсера, построенные в дореволюционный и довоенный периоды. Впервые в боевых условиях установки были использованы против японских самолетов в боях у озера Хасан в 1938 г., а затем и на Халхин-Голе в 1939 г., а также во время Русско-Финской войны 1939 — 1940 гг.

Оценка проекта

Большое количество установок обр. 1931 г. было задействовано в сражениях начального периода Великой Отечественной Войны. Они были эффективным средством борьбы с низколетящими самолетами, живой силой и легкобронированными целями противника, однако с появлением в конце 1942-1943 годов скоростных, высотных самолетов с сильной броневой защитой значение установок существенно снизилось, их стали заменять 12,7-мм пулеметами «ДШК» на универсальных станках системы Колесникова, с которых можно вести стрельбу как по наземным, так и по воздушным целям, благо станок это позволял.

«М4» продолжила свой боевой путь, но уже в качестве орудия поддержки, предназначенного для поражения наземных целей. В такой роли установка прошла и вторую половину войны и равных ей пожалуй не было. За глаза солдаты называли ее «мясорубкой», «швейной машинкой» и прочими «терминами», которые ассоциировались с большой скорострельностью. По сути установка была в некоторой мере аналогом современных орудий системы «Гатлинга», а все из-за непомерной по тем временам скорострельности из-за уже упоминавшегося счетверенного блока стволов, который обеспечивал почти аналогичный современным многоствольным пулеметам огневой шквал по цели.

После войны большое количество советских «Максимов», а также установок и систем на их базе попали в Польшу, Китай, КНДР, а оттуда в дальнейшем и в другие страны. Во время гражданской войны в Китае, ЗПУ «М4» снова стала востребованной, т.к. авиационные парки Гоминьдана и Коммунистов изобиловали слабо бронированными самолетами, построенными в начале войны или еще в довоенный период. Также установка пригодилась и Северокорейским войскам, а все потому, что противостоящие им силы армий США и Южной Кореи массово начали использовать вертолеты, которые не изобиловали броней и были легкой мишенью.

Тактико-технические характеристики

Тип ЗПУ «М4» обр. 1931г.
Калибр, мм 7,62х54R
Длина тела пулемета, мм 1067
Длина ствола, мм 720
Масса блока стволов, кг 80
Масса в боевом положении, кг 460
Нарезы: 4 правосторонних
Длина хода нарезов, мм 240
Угол ВН, град -10 +82
Угол ГН, град 360
Скорость начальная пули, м/с 800-865
Скорострельность, выстр./мин 1200-2000
Прицельная дальность стрельбы, м 1600-2300
Наибольшая дальность стрельбы, м 3900
Боепитание холщовые ленты емкостью 500-1000 патронов
Масса снаряженной ленты на 500 / 1000 патронов, гр 14,58 / 29,16
Расчет, чел. 3 + 1-2 подносчика патронов

Список источников и литературы

  • Русский портал
  • Википедия
  • Огнестрельное оружие России
  • Авиабаза. Сообщество
  • Военное Обозрение

Галерея изображений

  • Установка «М4», вид сзади

  • Установка «М4», вид сбоку

  • Инструкция по эксплуатации: обзор установки

  • Инструкция по эксплуатации: обзор прицела обр. 1936г.

  • Инструкция по эксплуатации: вид заряженной установки сверху

  • Установка на борту крейсера «Красный Кавказ»

  • На борту неизвестного корабля

  • Так же, на борту неизвестного корабля

  • …судя по всему речной флот

  • Моряки. Дежурство на суше

  • Отражение ночного авиа налета

  • Строенная установка «ПВ-1»

  • Модернизированая установка с пулеметами «ПВ-1»

  • Схема патрона 7,62х54R

Пулемет Максима: от Чапаева до Второй мировой

Пулемет создан британцем Хайремом Стивенсом Максимом в 1883 году. Это оружие стало одним из самых популярных и массовых в мире. Без него не обходилось ни одно крупное вооруженное столкновение, а в некоторых горячих точках он применяется до сих пор.

Свое изобретение Максим представил в России лично. В 1888 году из него стрелял император Александр III. После испытания военное ведомство заказало 12 пулеметов. В 1901 году 7,62-мм пулемет Максима на колесном лафете был принят на вооружение полевых войск. Интересно, что его отнесли в подчинение артиллерии. Производство оружия в России началось в марте 1904 года на Тульском оружейном заводе.

В 1909 году пулемет был модернизирован, получил колесный станок А. А. Соколова и приобрел привычный нам вид. В массовой культуре оружие упоминалось множество раз. Самым известным появлением пулемета на экране стал фильм «Чапаев» 1934 года.

Интересные факты

К концу 1930-х годов пулемет устарел. Он хорошо подходил для поражения конницы и пехоты, но для наступающего танка был легкой мишенью. Высокий профиль затруднял маскировку, большой вес (более 60 кг) мешал быстро сменить позицию. Его нельзя было использовать без станка, а в ряде случаев найти четыре литра воды для системы охлаждения было большой проблемой.

Командование РККА отлично понимало, что нужно найти замену «Максиму» и еще в 1939 году на вооружение был принят пулемет ДС-39 (станковый пулемет Дегтярева).

Это решение было поспешным. Оружие оказалось сложным в производстве, еще во время Финской кампании начались постоянные нарекания, связанные с ненадежностью работы пулемета в условиях запыленности и низких температур, малой живучестью основных деталей, случаями разрыва патрона в ствольной коробке.

Эти и многие другие недостатки привели к тому, что ДС-39 за несколько дней до начала Великой Отечественной войны был снят с производства, а выпуск пулеметов Максима был срочно восстановлен и велся вплоть до конца войны.

Боевое применение

Пулемет широко применялся почти во всех крупных вооруженных конфликтах первой половине XX века. Для него было создано множество разных патронов, которые расширили его возможности. Он был создан для поражения открытых групповых целей и огневых средств противника на расстоянии до 1000 м, модификации использовались в авиации, на бронепоездах и бронеавтомобилях, на так называемых тачанках. В 1931 году принята на вооружение счетверенная зенитная пулеметная установка пулеметов Максима М4 образца 1930 года с кольцевым зенитным прицелом.

Характеристики (Пулемет Максима образца 1910 года)

Масса: 67,6 кг (со станком, щитом и водой); скорострельность: 600-900 выстрелов в минуту (в зависимости от возвратно-боевой пружины); прицельная дальность стрельбы – до 2000 м.

Обзор счетверённого зенитного-пулемета М4

Обзор пулемета Максима
Обзор пулемета Максим-Токарев
Детальные фото ЗПУ М4
Фото ЗПУ М4 на грузовиках
Фото захваченных финнами и немцами зениток ЗПУ М4

В середине 1920-ых годов по мере роста военной авиации в мире, так же стал вопрос по борьбе с ней. Так в РККА сначала в качестве зенитного оружия стали использовать пулемет Максим и его модификации на треногах различного типа, но один пулемет Максим имел малую плотность огня, чтобы быть достаточно эффективно сбивать самолеты. В 1928 году Главное Артиллерийское управление дало задание конструкторскому бюро Тульского оружейного завода создать ЗПУ из 2-3-4 пулеметов Максим образца 1910/30 годов. Так в 1928 году для нужд ПВО началась разработка зенитного пулемета. Работы по созданию нового зенитного пулемета завершились в 1931 году. Быстрым способом создания нового зенитного пулемета стало увеличение количества пулеметов на зенитной установке. Так появилась Зенитная Пулеметная Установка М4 или просто ЗПУ М4. На вооружение была принята, как «7,62-мм счетверенная зенитная установка обр. 1931 г.».. Разработкой счетверенной зенитной установки М4 занимался коллектив под руководством знаменитого советского оружейники Токарева Н.Ф. В коллективе по созданию М4 принимали участие А.И. Панов, С.А. Прилуцкий и Г.Г. Куренков. Токарев создал зенитную установку объединив четыре пулемета Максим образца 1910/30 года. Установка имела принудительную циркуляцию воды с помощи ручного насоса, который циркулировал воду через пулеметы в емкость с водой, которая располагалась снизу. Вместо коробов на 250 патронов зенитный пулемет М4 снабдили коробами на 500 патронов для каждого пулемета, позже увеличили до 1000 патронов. Противовесами и плечевыми упорами (иногда отсутствовали). Для прицеливания использовались кольцевые прицелы. Пулемет мог вести огонь по самолетам на высотах до 1400 метров и скорости полета до 500 км/час. Часто пулемет использовали для поддержки пехоты. Позже прицел 1929 года был заменен прицелами образца 1936 и 1938 года. Для крепления к полу автомобиля или корабля ЗПУ М4 имела три лапы под кронштейны. В зимнее время использовалась специальная компрессорная жидкость состоящая из 50% глицерина и воды и 0,1% едкого натрия. Такая жидкость не замерзала даже при минус 50 градусах мороза. Компрессионная жидкость сохраняла водяное охлаждение пулемета от разрыва и закупоривания водяного охлаждения пулемета.

Так же на вооружение РККА были принят ЗПУ из трех пулеметов Максим-Токарев, а также ЗПУ из спаренный пулеметов ПА-1.
Боевой расчет ЗПУ М4 состоял из трех человек: стрелок, наводчик, обслуга.

Один из знаменитых моментов использования зенитного пулемета М4 против живой силы врага был в Брестской крепости, когда 393 отдельный дивизион ПВО сдерживал атаки немцев, пока ЗПУ установки не были уничтожены авиабомбами 1800 кг бомбами сбрасываемых с JU-88.

Зенитный пулемет успешно использовался для охраны от вражеской авиации на всех бронепоездах, кораблях, на крышах высотных зданий и т.п. Во первые годы войны зенитный-пулемет удачно справлялся с обороной неба от «незваных гостей», но примерно через полтора года стало ясно, что ЗПУ М4 стала малоэффективной. Самолеты стали более быстрыми и защищёнными, так же их живучесть возросла, в связи с этим в феврале 1943 года зенитный пулемет вывели из состава ПВО, как устаревшие и малоэффективными, но на практике ЗПУ М4 продолжали использовать до самого конца Второй Мировой Войны. Трофейные ЗПУ М4 успешно использовали немецкие и финские армии. Так финны вместо водяного охлаждения делали воздушное охлаждение, делая отверстия в кожухах стволов. Скорей всего это связано, с тем что пулеметы использовали зимой, а просто вода в системе охлаждения от холода приводила к заклиниванию пулеметов, значительно уменьшало вес установки и упрощало эксплуатацию.

В 1930-ых годах на базе пулемета Максим помимо ЗПУ М4 на вооружение были приняты ЗПУ из трех пулеметов Максима-Токарева с воздушным охлаждением и ЗПУ из двух авиационных пулеметов ПА-1.

На смену счетверенному пулемету Максим пришли более мощные пулеметы и зенитные пушки, как ДШК и КПВТ. За время войны по некоторым данным было выпущено 12 000-14 000 ЗПУ М4. В дальнейшем пулеметы успели повоевать во Вьетнаме против вертолетов армии США и в Китае.

ТТХ счетверенного зенитного пулемета М4

Количество выстрелов 250/500/1000 в ленте
Диаметр ствола 7,62х54 мм, 4 нареза
Боевая скорострельность 1200-2000 выстрелов в минуту
Максимальная скорострельность 2400 выстрелов в минуту
Прицельная дальность 1600 метров по горизонту
1400 метров по высоте
Эффективная прицельная дальность 600 метров
Максимальна дальность стрельбы 3900 метров
Начальная скорость вылета 800-860 м/с
Скорость цели 500 км/час
Автоматика отдача ствола
Вес 460 кг+14,6 кг (ленты по 500 патронов) / 29 кг (ленты по 1000 патронов)
Размеры 1140