Прицел т 80

Системы управления огнём танка. Ч. 5. СУО танков Т-80У, М1, «Леопард 2» и семейства Т-72

После внедрения на танках М60А2, Т-64Б, «Леопард А4» первого поколения СУО, характеризующихся наличием лазерных дальномеров и баллистических вычислителей, на танках Т-80, М1 и «Леопард 2» внедряется следующее поколение СУО с применением более совершенных прицелов наводчика и панорамных прицелов командира с тепловизионными каналами и увязкой их в единый автоматизированный комплекс.


СУО танка Т-80У (Т80-УД)
Первая СУО «Обь» на советском Т-64Б с комплексом управляемого вооружения «Кобра» оставалась самой совершенной до внедрения СУО на танк «Леопард 2А2». Дальнейшее развитие СУО советских танков пошло по двум направлениям: для семейства танков Т-80 на базе СУО «Обь» совершенствовался прицельный комплекс наводчика и создавался прицельный комплекс командира, увязанный в единую систему с комплексом наводчика, а для семейства танков Т-72 создаются упрошенные варианты системы на базе прицела наводчика ТПД-2-49.
Этапным было создание СУО 1А42 «Иртыш» для танка Т-80У (1985). Основная задача ставилась в разработке более простого и технологичного прицела наводчика и нового прицельного комплекса командира, а также более простого комплекса управляемого вооружения. Головной по разработке СУО ЦКБ КМЗ (Красногорск) не выполнял свои функции и структура системы определялась в танковых КБ в Харькове и Ленинграде.
Разработчиком прицела наводчика было определено ЦКБ «Точприбор» (Новосибирск). Ему был присвоен шифр «Иртыш», преемственность прицелов «Обь» и «Иртыш» была видна в их названиях, река Иртыш является притоком Оби.
По своим характеристикам дневной прицел 1Г46 «Иртыш» принципиально не отличался от прицела «Обь». В прицеле был оптический канал с большей плавной кратностью увеличения x3,6…12,0, лазерный дальномер и вместо оптико-электронного канала определения координат управляемой ракеты «Кобра» был канал наведения ракеты по лучу лазера «Рефлекс».
Разработка в КБ приборостроения (Тула) комплекса управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» с наведением ракеты по лучу лазера позволило существенно упростить комплекс вооружения танка путем исключения радиокомандной станции наведения ракеты «Кобра» и упрощения конструкции прицела наводчика 1Г46. На танке была обеспечена эффективная стрельба с места и с ходу артиллерийскими снарядами, а также управляемой ракетой 9М119 с вероятностью поражения цели 0,8 на дальности до 5000 м.
У наводчика устанавливался ночной прицел «Буран-ПА» с зависимой стабилизацией поля зрения и дальностью видения ночью в пассивном режиме 1000 м и активном режиме 1500 м. При дальнейшей модернизации танка на модификации Т-80УМ (1992) ночной прицел «Буран-ПА» был заменен на тепловизионный прицел «Агава-2» с дальностью видения ночью в пассивном режиме до 2000 м и в активном режиме с подсветкой прожектором системы «Штора» до 2500 м.
В качестве прицела командира велась разработка панорамного прицела с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали и горизонту. Но разработчик прицела ЦКБ КМЗ настоял на упрощенном варианте дневно-ночного прицела командира и был разработан прицел командира ТКН-4С «Агат-С» со стабилизацией поля зрения только по вертикали с дальностью видения ночью в пассивном режиме 700 м и активном режиме 1000 м. С помощью прицела ТКН-4С на танке было реализовано дублированное управление огнем из пушки ос места командира.

Стабилизатор вооружения 2Э42 обеспечивал стабилизацию пушки по вертикали с помощью электрогидравлического привода и по горизонту с помощью электромашинного привода.
Вычислитель 1В528 обеспечивал автоматический учет метеобаллистических параметров, как и в ТБВ 1В517 на танке Т-64Б, и дополнительно автоматически учитывал параметры давления и температуры воздуха и скорости ветра от датчика состояния атмосферы. ТБВ автоматически рассчитывал углы прицеливания и упреждения и вводил их в приводы пушки, обеспечивая оптимальный режим работы наводчика при стрельбе.
В качестве вспомогательного вооружения на танке Т-80У использовалась зенитная установка «Утес» с танка Т-64Б закрытого типа с дистанционным управлением через прицел ПЗУ-7.
Внедрение на танке Т-80У прицельного комплекса 1А45 с СУО 1А42 «Иртыш», управляемым вооружением 9К119 «Рефлекс» и прицелом командира ТКН-4С «Агат-С» позволило реализовать на танке комплекс вооружения с высокой эффективностью огня при стрельбе артиллерийскими снарядами и управляемыми ракетами, а также существенно повысить возможности командира по поиску целей и ведению огня из пушки и зенитного пулемета.
В России с 2010 года началось освоение производства тепловизионных матриц,что позволило ликвидировать отставание в разработке тепловизионных прицелов. До этого на базе французских тепловизионных матриц был разработан тепловизионный прицел «Плиса» для модернизации танка Т-80У. В 2017 году был разработан отечественный тепловизионный прицел «Ирбис» с дальностью распознавания цели в любое время суток до 3200м, предназначенный для модернизации танков Т-80У и Т-90СМ.
СУО танка «Леопард 2»
СУО танка «Леопард 2» (1979) создавалась с учетом опыта внедрения СУО на танке «Леопард А4» и использования отдельных приборов этой системы.
Основным прицелом наводчика был комбинированный прицел EMES 15 с оптическим каналом и лазерным дальномером, в конструкции прицела была предусмотрена возможность введения тепловизионного канала, который был внедрен на модификации «Леопард 2А2» (1983). Поскольку к принятию танка на вооружение тепловизионный канал еще не был готов к серийному производству, на первых партиях танка устанавливались прицелы с системой PZB 200 усиления яркости изображения.
Прицел имел независимую стабилизацию поля зрения по вертикали и горизонту, оптический канал обеспечивал увеличение с кратностью x12 и лазерный дальномер измерял дальность с точностью 10 м в диапазоне 200…4000 м.
В качестве резервного прицела наводчика был установлен телескопический шарнирный прицел FERO Z18, связанный с пушкой, обеспечивающей аварийное ведение огня при выходе СУО из строя.
У командира устанавливался панорамный прицел с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали и горизонту с вращающейся на 360 градусов по горизонту головкой прицела, обеспечивающий ему круговой обзор независимо от наводчика, поиск целей, целеуказание наводчику и ведение огня из пушки вместо наводчика при совмещении оси панорамы с продольной осью прицела наводчика. В конструкции прицела командира также была предусмотрена возможность введения тепловизионного канала, который был внедрен на модификации танка «Леопард 2А2», при этом наводчик и командир получили возможность видеть ночью на дальности до 2000 м.

Стабилизатор вооружения был такой же, как на «Леопарде А4», с электрогидравлическими приводами пушки башни. Центральным элементом СУО был аналого-цифровой баллистический вычислитель, обеспечивающий автоматический учет метеобаллистических данных со стандартным набором датчиков, расчет углов прицеливания и упреждения и ввод их в приводы пушки и башни, при сохранении неподвижной прицельной марки наводчика.
При дальнейшей модернизации танка на модификации «Леопард 2А4» аналого-цифровой баллистический вычислитель был заменен на цифровой, а на модификации Леопард А5 вместо электрогидравлического привода башни был внедрен более пожаробезопасный электромашинный привод.
СУО танка М1
СУО танка М1 (1980) отличалось от СУО танка «Леопард 2» не в лучшую сторону, из соображений простоты конструкции и удешевления стоимости системы отказались от комбинированного прицела наводчика и панорамного прицела командира с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали и горизонту.
У наводчика устанавливался перископический монокулярный комбинированный прицел наводчика GPS со встроенным тепловизионным каналом и лазерным дальномером. Прицел имел независимую стабилизацию поля зрения только по вертикали и зависимую по горизонту от стабилизатора вооружения со всеми недостатками прицела наводчика танка М60.
В оптическом канале прицела было предусмотрено дискретное увеличение с кратностью x3 и x10, а в тепловизионном ряд дискретных увеличений, в том числе электронное с кратностью x50. Прицел обеспечивал измерение дальности в диапазоне 200…8000 м и дальность видения ночью до 2000м.
Для возможности стрельбы командиром из пушки вместо наводчика в прицеле наводчика имелся окулярный отвод для командира. В качестве дублирующего прицела наводчика устанавливался связанный с пушкой оптический телескопический шарнирный прицел с кратностью увеличения x8.
Командир во вращающейся башенке для обзорности и поиска целей имел только набор призменных приборов наблюдения. Для управления зенитным пулеметом у него был дневной перископический прицел М919 с кратностью увеличения x3 и полем зрения 21 град. Прицел устанавливался в командирской башенке и был связан с пулеметом параллелограммным механизмом. Башенка по горизонту вращалась с помощью электромашинного привода.
Стабилизатор вооружения обеспечивал стабилизацию пушки по вертикали и горизонту с помощью электрогидравлических приводов. При этом была обеспечена высокая перебросочная скорость 40 град./с башни по горизонту.
Объединял приборы и прицелы наводчика и командира в единую систему аналого-цифровой баллистический вычислитель, автоматически рассчитывающий и вводящий в прицел углы прицеливания и упреждения по данным лазерного дальномера, скорости движения танка и цели, скорости бокового ветра и крена оси цапф пушки. Параметры температуры и давления воздуха, температура заряда, износа канала ствола вводились вручную.
Несовершенство СУО танка М1 было явным по сравнению с СУО танка «Леопард 2». Командир практически не имел приборов для поиска целей, прицел М919 с малой кратностью увеличения и ограниченным углом поля зрения не позволял ему своевременно обнаруживать цели и давать целеуказание наводчику, а прицел наводчика с зависимым полем зрения по горизонту от стабилизатора вооружения не обеспечивал эффективного ведения огня из пушки. На модификации танка М1А2 (1992) СУО была существенно модернизирована.

Прицел наводчика получил независимую стабилизацию поля зрения по вертикали и горизонту, лазерный дальномер был заменен на более совершенный работающий на СО2, обеспечивающий измерение дальности при наличии метеорологических и дымовых помех. Аналого-цифровой баллистический вычислитель был заменен на цифровой и внедрены элементы ТИУС, объединившие элементы СУО цифровой шиной передачи данных.
У командира вместо прицела М919 был установлен панорамный тепловизионный прицел CITV с независимой стабилизацией полем зрения по вертикали и горизонту и вращающейся на 360 градусов головкой прицела. От внедрения панорамного прицела с оптическим каналом, как на танке Леопард 2, на танке М1А2 отказались.
СУО семейства танков Т-72
Для семейства танков Т-72 разрабатывались упрошенные варианты СУО на базе прицела наводчика ТПД-2-49 со стабилизацией поля зрения по вертикали и оптическим дальномером, аналогично танку Т-64А. На модификации танка Т-72А (1979) вместо ТПД-2-49 устанавливается его модификация ТПД-К1с лазерным дальномером, который по измеренной дальности и скорости танка рассчитывал угол прицеливания. Угол бокового упреждения вводился наводчиком вручную. Стабилизатор вооружения 2Э28М обеспечивал стабилизацию пушки по вертикали и горизонту с помощью электрогидравлических приводов, при модернизации привод башни был заменен на электромашинный.
В дальнейшем на этом танке вместо ТПД-К1 устанавливается его модификация прицел 1А40, который отличался наличием устройства выработки угла бокового упреждения, вводимого в прицел, наводчик на величину угла упреждения смещал прицельную марку.
На модификации танка Т-72Б (1985) вместо ночного прицела наводчика ТПН-3 устанавливается ночной прицел 1К13 с каналом управляемого вооружения 9К120 «Свирь» для стрельбы с места управляемой по лучу лазера ракетой 9М119. Прицел 1А40 сохраняется, в дополнение к нему устанавливается баллистический поправочник, с помощью которого в прицел вводятся поправки на температуру заряда и воздуха, атмосферное давление, угловую и радиальную скорость движения танка и цели.
На бюджетной модификации танка Т-72Б3 (2013) вместо прицела 1К13 устанавливается многоканальный прицел «Сосна-У» с каналами оптическим, тепловизионным, лазерного наведения ракеты, лазерным дальномером и автоматом сопровождения цели. Тепловизионный канал обеспечивает дальность видения ночью до 3000м и вывод поля зрения на мониторы наводчика и командира. Информация о стабилизации поля зрения противоречивая, по одним источникам она двухплоскостная, по другим одноплоскостная по вертикали.
Упрощенный баллистический поправочник рассчитывает углы прицеливания и упреждения по данным от лазерного дальномера, датчика крена, угловой и радиальной скорости движения танка и цели, температуре и давлении воздуха, скорости ветра, температуре заряда и изгиба ствола пушки. В варианте с зависимой стабилизацией поля зрения по горизонту ввести в привод башни угол упреждения невозможно, в тепловизионном канале это реализуется в электронном виде.
Прицел наводчика 1А40 сохранился как резервный прицел-дальномер. Прицельный комплекс командира построен на базе древнего дневно-ночного прицела ТКН-3МК с дальностью видения ночью до 500м, тем не менее с этим прицелом удалось реализовать дублированное ведения огня из пушки с места командира.
Полноценной СУО на семействе танков Т-72 так и не появилось и они по эффективности огня существенно отставали от танков Т-64Б и Т-80У. В связи с этим при принятии на вооружение очередной модификации Т-90 (1991), было принято решение установить на этот танк прицельный комплекс 1А45 с танка Т-80У (Т80-УД). При этом на танке Т-90 была обеспечена стрельба с места и сходу артиллерийскими снарядами и управляемыми ракетами «Рефлекс» или «Инвар», дублированное ведение огнем из пушки с места командира и дистанционное управление зенитной установкой «Утес».
На модификации танка Т-90СМ СУО было серьезно модернизировано. Вместо тепловизионного прицела «Агава-2» был установлен тепловизионный прицел «Эсса» с французской тепловизионной матрицей и зависимой стабилизацией поля зрения, обеспечивающий дальность видения ночью до 3000м. Внедрение тепловизионного прицела с высокой разрешающей способностью позволило по видеоизображению тепловизионного канала создать автомат сопровождения цели.
Претерпел серьезные изменения и прицельный комплекс командира. Вместо дневно-ночного прицела командира ПКН-4С со стабилизацией поля зрения только по вертикали и ночным ИК-каналом был установлен комбинированный электронно-оптический прицел ПК-5 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали и горизонту, с телевизионным и тепловизионным каналами и лазерным дальномером. Дневной канал прицела обеспечивал увеличение с кратностью х8, а ночной х5,2. Дальность видения ночью через тепловизионный канал увеличилась до 3000м. Введение в прицел лазерного дальномера позволило командиру повысить эффективность стрельбы из пушки при дублированном ведении огня вместо наводчика.
Следующим шагом по модернизации СУО танка Т-90СМ было внедрение с 2014 года СУО «Калина», основным элементом которой является панорамный прицел командира, объединивший в себе последние разработки многоканальных прицелов. Панорамный прицел ПК ПАН «Соколиный глаз» с двухплоскостной независимой стабилизацией поля зрения, телевизионным и тепловизионным каналами и лазерным дальномером обеспечивает командиру всесуточное и всепогодное наблюдение и поиск целей, а также эффективное ведение огня из пушки, спаренного и зенитного пулеметов.
В состав СУО входит цифровой баллистический вычислитель, набор метеобаллистических датчиков, система отображения видеосигналов с прицелов наводчика и командира, стабилизатор вооружения и элементы танковой информационно-управляющей системы.
Появилась информация, что в состав СУО «Калина» входят также многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» и прицел-дублер 1А40. Логики в этом никакой нет. На танке Т-90СМ в качестве основного прицела наводчика используется прицел 1Г46 «Иртыш», обеспечивающий стрельбу управляемыми ракетами «Рефлекс» или «Инвар». Такой же канал управления имеется в прицеле «СоснаУ». Прицел «Сосна У» устанавливается слева от прицела наводчика 1А40, что создает определенные неудобства при работе с ним. Прицел 1А40, который теперь стал прицелом-дублером, по своей конструкции избыточен для функций прицела-дублера и установлен в наиболее оптимальной зоне для работы наводчика.

Концепция СУО для модернизации семейства танков Т-72 явно не из лучших. По всей видимости, на месте прицела 1А40 целесообразно устанавливать многоканальный дневно-ночной прицел с каналом наведения управляемой ракеты и двухплоскостной независимой стабилизацией поля зрения, тем более такой принцип уже реализован в панораме командира «Соколиный глаз». В качестве прицела –дублера должен быть простой телескопический прицел, связанный с пушкой. Такая концепция СУО принята на танке Леопард 2А2 и это оправдано.
Для танков Т-90СМ и Т-80У более разумна комплектация СУО в составе панорамы командира «Соколиный глаз», а прицельный комплекс наводчика на основе комбинации модернизированных прицела «Иртыш» и тепловизора «Ирбис» или установки на место прицела «Иртыш» многоканального прицела с независимой двухплоскостной стабилизацией поля зрения типа «Сосна У» и простым телескопическим прицелом-дублером.
Для комплектации СУО российских танков, наконец разработаны достойные прицелы, не уступающие по основным характеристикам зарубежным образцам. Но концепция СУО для выпускаемых промышленностью танков и для модернизации многих тысяч танков, находящихся в эксплуатации и на базах хранения, до конца не отработана и требует принятия специальной программы оснащения российских танков современными СУО.

Танкомастер Special — T-90, страница 15

КОМПЛЕКС УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ

Танк Т-90 выгодно отличается от предшественников наличием совершенного, автоматизированного комплекса управления огнем для ведения прицельной стрельбы на больших дальностях артиллерийскими и управляемыми снарядами. На Т-90 установлен КУО 1А45Т «Иртыш», обеспечивающий наводчику ведение эффективного прицельного огня днем и ночью, с места и в движении из пушки и спаренного с ней пулемета, а совместно с танковой аппаратурой управляемого вооружения — стрельбу управляемыми ракетами. КУО также обеспечивает командиру днем и ночью, с места и в движении: целеуказание наводчику; поиск, обнаружение и опознавание целей; ведение прицельной стрельбы по наземным целям из пушки и спаренного с ней пулемета в режиме дублированного управления во всех условиях эксплуатации танка и стрельбу из ЗПУ по наземным целям.

Комплекс управления огнем 1А45Т танка Т-90 в себя включает:

— автоматизированную систему управления огнем 1А42;

— ночной прицельный комплекс Т01-К01 или Т01-П02Т;

— прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С;

— телевизионная система заднего обзора.

Автоматизированная система управления огнем 1А42 предназначена для ведения эффективного прицельного огня наводчиком всеми типами артиллерийских боеприпасов из танковой пушки и спаренного с ней пулемета днем и ночью, с места и с ходу с учетом дальности до цели, типа снаряда, относительного перемещения цели, скорости и крена танка, метеобаллистических факторов, а также и управляемым снарядом совместно с блоком автоматики комплекса управляемого вооружения. Командиру танка СУО обеспечивает:

— поиск, обнаружение и опознавание целей на поле боя;

— целеуказание наводчику;

— ведение прицельной стрельбы артиллерийскими боеприпасами из танковой пушки и спаренного пулемета в режиме дублированного управления днем и ночью с места и в движении.

Особенностью СУО 1А42 танка Т-90 является то, что в автоматическом режиме она отрабатывает углы прицеливания и бокового упреждения при стрельбе из спаренного пулемета, чего не было в СУО танков Т-64Б и Т-80Б и их модификаций.

В состав СУО 1А42 входят:

— информационно-вычислительный дневной прицельный комплекс (ИВДПК) 1А43;

— стабилизатор вооружения 2Э42-4 «Жасмин»;

— преобразователь тока ПТ-800 с регулятором частоты и напряжения РЧН 3/3.

Информационно-вычислительный дневной прицельный комплекс 1А43 объединяет в себя: прицел-дальномер прибор наведения (ПДПН) 1Г46, цифровой танковый баллистический вычислитель (ТБВ) 1В528-1, блок переключателей 1В216 и комплект автоматических датчиков условий стрельбы (крена оси цапф пушки, ветра, скорости танка и курсового угла относительно цели). ИВДПК позволяет автоматически учиты

вать поправки при стрельбе: на изменение дальности до цели, углы прицеливания и боковые упреждения, на боковую составляющую скорости ветра, на угол крена оси цапф пушки, на температуры заряда и воздуха, на барометрическое атмосферное давление, износ канала ствола и тип снаряда. Вся необходимая информация вводится в ТБВ автоматически от лазерного дальномера и датчиков, а также вручную с помощью потенциометров, расположенных на его передней панели.

ПДПН 1Г46 является основным прибором управления огнем из танка, с которым работает наводчик при стрельбе из пушки, спаренного с ней пулемета, а также при пуске и наведении управляемой ракеты. Он представляет собой перископический дневной прицел-дальномер наводчика с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях и плавно регулируемым от 2,7 до 12х увеличением. Конструктивно он объединяет оптический визир, импульсный лазерный дальномер, стабилизирующий блок и информационный блок системы наведения управляемой ракеты.

ПДПН 1Г46 обеспечивает наведение и независимую от пушки стабилизацию поля зрения и Емкостной оси информационного лазерного луча в двух датчик ветра плоскостях; измерение и индикацию дальности ДВЕ-БС

Танк Т-72

Техническое описание

Тех.описание-продолжение

Тех.описание-окончание

Т-72А

Т-72Б

Танк Т-90

Экспорт

Техническое описание танка Т-72

Компоновка танка Т-72 — классическая, с кормовым расположением силового отделения. Внешне Т-72 очень напоминает танк Т-64.

Кликните на изображение, чтобы посмотреть продольный и поперечный разрезы танка Т-72

Отделение управления танка расположено в носовой части корпуса по оси. Оно ограничено справа правым топливным баком и баком-стеллажом, слева — левым топливным баком, щитком контрольных приборов механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади — вращающимся транспортером автомата заряжания. В отделении управления находится сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления подачи топлива и привода стояночного тормоза, избиратель передач с элементами блокирующего устройства. В отделении управления, кроме того, находятся гирополукомпас, баллоны со сжатым воздухом и аппаратура воздушного запуска двигателя, часть боекомплекта спаренного пулемета, ящик для укладки в нерабочем положении прибора ТВНЕ-4ПА, бачок для питьевой воды, топливоподкачивающий насос БЦН-1, приборы системы защиты от ОМП и другие приборы и снаряжение.

1 — педаль остановочного тормоза; 2 — педаль сцепления; 3 — ручка стопора сиденья водителя; 4 — рукоятка привода ручной подачи топлива; 5 — гирополукомпас ГПК-59; 6 — топливораспределительный кран; 7 — защитная крышка АКБ; 8 — щит контрольных приборов механика-водителя; 9 -баллон для сжатого воздуха; 10 — выключатель батарей; 11, 19- сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса; 12 — ручка защелки педали остановочного тормоза; 13 — сигнальная лампа блокирующего устройства: 14 — аппарат ТПУА-3; 15- прибор наблюдения ТНПО-168; 16 — плафон освещения; 17- сигнальные лампы датчика критической температуры охлаждающей жидкости и вызов командира; 18 — заправочная горловина бачка системы ГПО; 20 — клапан системы запуска двигателя; 21 — манометр; 22 — рукоятка крышки люка водителя; 23 — бак-стеллаж; 24 — рычаг избирателя передач; 25 — кожух для ТНПО- 168В; 26 — рукоятка привода жалюзи; 77 — рычаг управления; 28 — педаль подачи топлива; 29 — кран системы ГПО; 30 — вентилятор.

В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТНПО-168 с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него — две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днище корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода. Размещенный в отделении управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя, а не полулежа, как на некоторых западных танках. Это обеспечено установкой его сиденья в специальном углублении в днище.

Боевое отделение танка расположено в средней части корпуса и башне, и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно. В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка, автомат заряжания и приборы управления огнем. Справа от пушки расположено рабочее место командира, слева — наводчика. Справа на пушке установлен пулемет ПКТ, а над ее люлькой на крыше башни на специальных кронштейнах — базовая труба прицела-дальномера ТПД 2-49. Перед сиденьем командира и справа по борту башни установлены: электромашинный стопор пушки; пополнительный бак вертикального наведения; радиостанция Р-123М; аппарат ТПУ А-1; аппарат А-4 для подключения наружной розетки десанта; пульт загрузки автомата заряжания; карданный привод командирской башенки. У переднего бака-стеллажа на правом борту размещен баллон системы ППО.

Боевое отделение

Нажмите на рисунок для увеличения

В крыше башни над сиденьем командира расположена командирская башенка с люком, который закрывается крышкой, имеющей пластинчатый торсион. В командирской башенке установлены два прибора наблюдения ТНП-160 и командирский прибор ТКН-3. На башенке установлен зенитный пулемет НСВ-12,7. В корме башни расположен люк для выброса поддонов, механизм подъема кассет, досылатель и элементы привода крышки люка выброса поддонов. Перед сиденьем наводчика в башне установлены: прицел-дальномер с пультом управления автоматом заряжания; ночной прицел; прибор наблюдения; подъемный механизм пушки. Слева в башне установлены: распределительный щиток; индикатор количества выстрелов; аппарат ТПУА-2; механизм поворота башни с азимутальным указателем; стопор башни; электроприборы и приборы освещения. Люк наводчика закрывается крышкой, в которой имеется лючок для установки воздухопитающей трубы ОПВТ.

В средней части корпуса установлен вращающийся транспортер автомата заряжания с редуктором и стопором. Под полом транспортера на днище боевого отделения установлено вращающееся контактное устройство ВКУ-330-1. У моторной перегородки размещен средний бак-стеллаж с боеукладкой. Между ним и правым бортом установлен подогреватель двигателя с калорифером. Над подогревателем размешена фильтровентиляционная установка (ФВУ). Кроме того, в боевом отделении расположен еще целый ряд приборов и механизмов, в том числе термодатчики и трубопроводы с распылителями системы ППО.

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. Компоновка силового отделения выполнена с поперечным размещением двигателя, смещенного к левому борту. Между двигателем и моторной перегородкой размещены: расширительный бачок системы охлаждения; центробежный масляный фильтр; поплавковый клапан расширительного бачка системы питания. Между правым бортом и двигателем установлен воздухоочиститель.

Вдоль правого борта установлена гитара, передающая крутящий момент от двигателя к коробкам передач. На отдельном постаменте фундамента двигателя закреплен стартер-генератор. Конический редуктор привода вентилятора установлен на кронштейне, закрепленном на днище танка. В специальных картерах, вваренных в кормовой части корпуса с левой и правой стороны, установлены планетарные коробки передач в сборе с бортовыми передачами. На кормовом листе корпуса расположен вентилятор системы охлаждения. В силовом отделении установлены пополнительный и основной маслобаки системы смазки двигателя, а также маслобак системы смазки и гидроуправления силовой передачи. Силовое отделение закрывается крышей, состоящей из крыши над двигателем и крыши над силовой передачей. По днищу корпуса проходят торсионные валы подвески, а по бортам танка — тяги приводов управления.

Корпус танка представляет собой жесткую коробку, сваренную из броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормы, днища, а также вентиляторной и моторной перегородок и крыши над силовым отделением. Носовая часть корпуса состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, а также с передним листом крыши, бортами и днищем. Верхний лобовой лист корпуса наклонен под углом 68° к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь — стеклотекстолит — сталь) толщиной 80+105+20 мм. Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень зашиты от наиболее распространенных в 1970-е годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. При существующем угле наклона по некоторым данным она эквивалентна стальной броневой плите толщиной 500-600 мм.

К верхнему наклонному листу приварены два буксирных крюка с пружинными защелками, два кронштейна ограждения фар, трубки для подвода электропроводов к фарам и габаритным фонарям, скобы для крепления и укладки буксирных тросов, кронштейны габаритных фонарей. На верхнем листе крепятся два наклонных щитка для защиты смотровых приборов механика-водителя от попадания на них грязи при движении танка. В месте соединения верхнего наклонного листа с передним листом крыши по оси танка сделан вырез, в который вварена шахта для установки прибора наблюдения механика-водителя. Сверху шахта закрыта козырьком, приваренным к корпусу. К нижнему броневому листу толщиной 85 мм, наклоненному под углом 60°, приварены бонки для установки оборудования самоокапывания и минного трала.

Борта корпуса — вертикальные броневые листы толщиной 80 мм в передней части и 70 мм в задней. В средней части бортов вварены подбашенные защитные планки для увеличения внутреннего объема корпуса и установки башни. К бортам и наклонным листам носовой части приварены кронштейны кривошипов направляющих колес. К каждому борту приварено по три кронштейна поддерживающих роликов и по два отбойника, предохраняющих полки от ударов гусениц, по одному отбойнику для очистки гусениц от грязи и посторонних предметов. К бортам приварены полки, несущие на себе наружные топливные баки и ящики с ЗИП. К полкам крепятся пылевые щитки, передние и задние грязевые щитки. В задней верхней части левого борта вварена зашита выпускного патрубка, под которой находится патрубок для направления выпускных газов.

Корма корпуса состоит из кормового броневого листа, листа кормы нижнего и картеров коробок передач. В верхней части кормового листа справа и слева приварены трубки для подвода электропроводов к габаритным фонарям, кронштейны габаритных фонарей, кронштейны лент крепления бревна самовытаскивания и кронштейны крепления бочек. В нижней части кормового листа приварены два буксирных крюка с пружинными защелками и бонки для крепления запасных траков. В буксирных крюках выполнены сквозные отверстия для осуществления жесткой сцепки при буксировке танка.

Крыша корпуса состоит из переднего и заднего броневых листов и вставок над подбашенными защитными планками, приваренных к корпусу, а также съемной части. Днище корпуса имеет корытообразную форму и состоит из трех штампованных деталей. Для увеличения жесткости и размещения торсионов в днище выполнены продольные и поперечные выштамповки. В днище корпуса, кроме того, вварены кронштейны балансиров. Перегородка, отделяющая силовое отделение от боевого, приварена к поперечной балке, бортам и днищу. Вентиляторная перегородка выполнена в виде спирального кожуха со съемными передними и боковыми листами, в котором размещается вентилятор системы охлаждения. Основное назначение вентиляторной перегородки — организация потока воздуха к выходным жалюзи в целях обеспечения заданного расхода воздуха через радиаторы системы охлаждения.

Для зашиты бортов танка от кумулятивных средств поражения предназначены бортовые экраны толщиной 3 мм, выполненные из алюминиевого сплава. Четыре правых и четыре левых бортовых экрана крепятся к надгусеничным полкам и передним откидным щиткам. Для сохранности при движении танка по лесистой и пересеченной местности бортовые экраны могут быть установлены в походное положение — поджаты к боковым пылевым щиткам. В боевом положении они разворачиваются вперед под углом 60°.

Башня танка представляет собой фасонную отливку из броневой стали, к верхней части которой приварена крыша, а также правая и левая головки для защиты базовой трубы прицел-дальномера. Башня имеет монолитную конструкцию с переменной толщиной стенок. Толщина лобовой брони в секторе ±30° (по другим данным ±35°) от продольной оси танка составляет 400-410 мм при наклоне 10-25°. Толщина бортов колеблется в пределах 395-440 мм при углах наклона 20-25°. В передней части башни расположена амбразура для установки пушки. В амбразуре имеются две расточки, в которые обоймами, надетыми на цапфы люльки, устанавливается пушка. К боковым поверхностям амбразуры приварены дуговые щеки, которые в сочетании с проточками в подвижной бронировке пушки образуют лабиринт, препятствующий проникновению внутрь башни свинцовых брызг (осколков) и снижающий воздействие взрывной волны. Для крепления наружного защитного чехла пушки по бокам амбразуры приварены желобки, а ниже амбразуры — желобок со сливным отверстием.

Справа от амбразуры пушки в башне имеется амбразура для спаренного пулемета. Слева от амбразуры пушки приварены кронштейн для осветителя ночного прицела и трубка для подвода электропровода к нему (только на танках ранних выпусков). В передней части и на корме башни приварены крюки для захвата башни тросами при ее монтаже и демонтаже. Правее амбразуры пулемета приварен кронштейн фары и трубка защиты электропровода. К правой половине крыши башни приварено основание командирской башенки. В левой половине крыши башни вварены основание люка наводчика, фланец для установки ночного прицела, корпус для установки прибора наблюдения наводчика, а также выполнено отверстие для установки задней подвески прицел-дальномера. В верхней части кормы башни расположены люк для выброса поддонов, отверстие, в которое вварен фланец крепления антенны, резьбовое отверстие для монтажа розетки связи с десантом, кронштейн крепления фары.

Кроме того, в кормовой части башни приварены четыре кронштейна для крепления ящика ОПВТ, два кронштейна для укладки трубы ОПВТ и скобы для крепления брезента. По бортам башни приварены поручни для десанта. Башня устанавливается на шариковой опоре, верхний погон которой соединен с донным листом башни, а нижний погон крепится к крыше корпуса. Вращение башни осуществляется с помощью гидравлического и ручного механизмов поворота (МПБ). Гидравлический МПБ располагается в левой передней части корпуса машины, ручной — в башне, слева от места наводчика.