Применение геоинформационных систем военного назначения

Геоинформационные системы военного назначения

ГИС ВН – функционально-ориентированная ГИС, предназначенная для решения задач военного назначения.
ГИС ВН предназначены для применения в автоматизированных системах управления войсками и оружием, поддержки принятия решения командованием, планирования боевых действий войск и видов боевого обеспечения.

Впервые научно-исследовательские и экспериментальные работы по преобразованию традиционных карт в цифровую форму были поставлены в Канаде США, СССР и в других странах. Значительный импульс в становлении и развитии теории и практики цифровой картографической геоинформатики явилось интенсивное подключение Министерств обороны ряда стран к решению проблемы преобразования в цифровую форму традиционных топографических карт.

Получаемая цифровая картографическая информация использовалась для картографического обеспечения беспилотных летательных аппаратов – стратегических крылатых ракет наземного, воздушного и морского базирования с обычными и ядерными зарядами. В середине прошлого века годов были широко развернуты работы по созданию цифровых карт для испытания крылатых ракет. В были проведены летно-конструкторские испытания первых крылатых ракет США с использованием корреляционно-экстремальных систем наведения на цели, удаленные на 2000-2500 км. Восемнадцать из двадцати четырех ракет достигли цели с заданной точностью. Система наведения на цель обеспечила их полную неуязвимость средствами обнаружения и уничтожения ПВО в связи с полетом ракет на небольших высотах (30-100 м) от земной поверхности. Таким образом, крылатые ракеты становились одним из видов самого грозного оружия внезапного нападения.

Первые поисковые НИР и экспериментальные разработки по созданию цифровых карт и моделей местности были поставлены в 29 НИИ ВТС в лаборатории «Автоматизации картосоставительских и фоторепродукционных процессов». В лаборатории были созданы экспериментальные образцы цифровых карт различных масштабов и назначений. ВТУ ГШ совместно с указанным отделом 29 НИИ ВТС были разработаны «Основные технические предложения по картографическому обеспечению крылатых ракет. Что же следует пронимать под понятием цифровой информации о местности? Прежде всего, отметим, что термин «цифровая информация о местности» – обобщающий и ГОСТом не предусмотренный. Его употребление подразумевает несколько видов цифровой картографической или фотограмметрической информации, используемой для решения задач, в частности, в военной области.

Состав информации, необходимой органам управления и штабам в процессе их деятельности, все больше напоминает слоеный пирог, с постоянно увеличивающимся количеством слоев – видов используемых данных. Кроме данных о местности растет поток используемой в процессе управления войсками оперативно-тактической, разведывательной, метео и геофизической информации, которую необходимо анализировать и учитывать при подготовке и проведении операций. Уже сегодня необходимые разновидности данных в требуемых объемах не могут быть приняты, обработаны и интегрированы с использованием существующих технических средств органами военного управления при принятии оперативных решений на проведение операций и применение оружия. Объемы этой информации огромны.

Для ее передачи и обработки требуются высокоскоростные каналы передачи данных, средства хранения данных в практически неограниченных объемах, компьютеры с производительностью от десятков миллионов до сотен миллиардов операций/сек, средства обработки и отображения графической информации, в том числе в трехмерном представлении. Эта информация добывается с использованием, в первую очередь, космических средств, но также обработкой оперативной информации и большого количества открытой информации, в том числе и в средствах массовой информации.

Очевидно, что противоречия, возникшие между возросшими потоками информации и имеющимися возможностями по их обработке и использованию, обуславливают необходимость разработки новых средств. И такие средства созданы и активно используются в военном деле.

Среди них особый интерес представляют, так называемые геоинформационные системы военного назначения (ГИС ВН), которые являются неотъемлемой частью современных автоматизированных систем управления войсками и оружием.

Основу всей, используемой в ГИС ВН информации, составляет цифровая информация о местности (ЦИМ). ЦИМ используется для координатной привязки различных видов информации, необходимой при планировании операций и применения различных видов оружия. К этой информации следует отнести разведывательные данные, получаемые средствами космической, воздушной, наземной и агентурной разведок, метеорологическую информацию, получаемую средствами геофизического обеспечения, специализированную информацию о фоно-целевой обстановке для высокоточного оружия, а также необходимые данные о своих войсках. При этом для решения различных задач управления войсками и оружием требуются различные виды ЦИМ.

В органах управления войсками ЦИМ используется для координатно-временной привязки различных видов информации, необходимой при планировании операций или применения различных видов оружия и включающих обработанные разведывательные данные, получаемые техническими средствами космической, воздушной, наземной и агентурной разведок, метеорологическую информацию, получаемую средствами геофизического обеспечения, специализированную информацию о фоно-целевой обстановке для высокоточного оружия, а также необходимые данные о своих войсках и тыле. При этом основные документы по организации управления войсками уже отрабатываются в штабах, оснащенных компонентами АСУ, на электронных картах различного масштаба, на соответствующих рабочих местах, оборудованных ГИС ВН.

Рассмотрим основные области задач, решаемые с помощью ГИС в военной области. По оценкам специалистов применение ГИС позволит повысить эффективность управления войсками и оружием с использованием электронных карт и другой пространственной информация о местности на 40 и более процентов.

ГИС ВН – функционально-ориентированная ГИС, предназначенная для решения задач военного назначения.

ГИС ВН предназначены для применения в автоматизированных системах управления войсками и оружием, поддержки принятия решения командованием, планирования боевых действий войск и видов боевого обеспечения.

Для чего предназначены геоинформационные системы военного назначения? ГИС ВН предоставляют пользователям средства для:

• сбора, накопления и визуализации цифровой информации о местности (ЦИМ), а также привязки и использования совместно с ЦИМ различной тематической пользовательской информации;

• создания и издания топографических и специальных карт;

• разработки и выполнения ГИС-приложений, решающих широкий круг задач от анализа и оценки местности до моделирования действий войск на различных уровнях: от подразделения до Вооруженных Сил в целом, использования их в автоматизированных системах управления войсками и оружием.

В первую очередь ГИС ВН позволяют резко сократить время, необходимое на оценку обстановки и на разработку планов действий войск за счет комплексной обработки и наглядного отображения на единой основе всех видов используемой информации:

— собственно картографической;

— оперативно-тактической;

— разведывательной;

— фоно-целевой;

— метео- геофизической и др.

ГИС ВН предоставляют возможность решения в автоматизированном режиме задач управления оружием с учетом рельефа местности, мест расположения стартовых позиций огневых средств и целей.

Кроме того ГИС ВН обеспечивает:

  • повышение эффективности работы должностных лиц за счет своевременного доведения до них необходимой информации о местности и происходящих на ней процессах посредством электронных и пользовательских карт (рабочих карт должностных лиц);
  • возможность пространственного манипулирования картографическими данными совместно с атрибутивными и выявления новых связей, используемых в процессе принятия решений;
  • предоставление эффективных средств обработки и анализа пространственно распределенной информации: оперативно-тактической; разведывательных данных; фоно-целевой информации; метео и геофизических данных; результатов мониторинга зоны ответственности.

Основным требованием к геоинформационным системам военного назначения является преобразование и представление больших объемов разнообразной координатно-временной информации в виде, удобном для использования, органам управления войсками и оружием в процессе изучения, анализа и оценки обстановки, планирования операций, подготовки целеуказаний и полетных заданий.

В ГИС ВН входят следующие функциональные подсистемы:

  • подсистемы управления ЭК (ГИС-ядро) с базой данных циф­ровой информации о местности (БД ЦИМ);
  • подсистемы ведения оперативной обстановки с базой дан­ных электронных условных знаков оперативной обстановки (БЭУЗ ОО);
  • подсистемы взаимодействия с базой данных оперативной информации (БД ОИ);
  • подсистемы взаимодействия с библиотеками военно- прикладных задач;
  • подсистемы управления доступом к средствам ГИС ВН.

Все функциональные подсистемы используют общее инфор­мационное, математическое, программное и техническое обеспечение.

ГИС ВН должна функционировать на аппаратной платформе ПЭВМ Intel-архитектуры и рабочих станций RISC-архитектуры; в операционной системе UNIX МСВС, а также WINDOWS NT- совместимой.

Архитектура ГИС: клиент-сервер.

ГИС ВН должна обеспечивать:

  • ввод цифровой информации о местности (ЦИМ):
  • векторных электронных карт в форматах SXF, DXF, VPF, SDTS, DX-90, MIF/MIC, F20S;
  • растровых электронных и фотокарт в форматах PCX, TIFF, JPEG;
  • фотоизображений в форматах PCX, TIFF, JPEG;
  • астрономо-геодезических данных в форматах СУБД Линтер ВС, dBase, Paradox, Oracle, SGL Server, Netware SGL;
  • преобразование указанной ЦИМ в необходимые (используемые в ВС РФ) проекции, системы координат и ее представление и хранение в виде логически единых массивов информации;
  • ввод тематической информации:
  • отображение ЦИМ, тематической информации и результатов информационно-расчетных задач в различных сочетаниях в выбранной системе координат, в том числе с возможностью масштабирования и скроллинга (перемещения) изображений, с возможностью выбора отдельных слоев, групп объектов;
  • ГИС ВН не должна накладывать ограничений на размеры объектов и районов работ, размеры входных файлов ЦИМ и тематической информации;
  • возможность использования необходимой информации в режиме реального времени при подготовке и в ходе операций в условиях военного времени;
  • ввод (прием) и отображение динамически изменяющейся тематической информации и результатов информационно-расчетных задач;
  • поиск объектов внутри задаваемой области (форма и размер области задается различными способами) по координатам, кодам и характеристикам с последующим их предъявлением и отображением на экране путем повышенной яркости отображения;
  • создание, удаление и редактирование пользовательских объектов;
  • обеспечивать увязку объектов геоинформации с тематическими базами данных с возможностью поиска одних через других и манипулирования ими;
  • обеспечивать логическую сшивку объектов, расположенных на различных листах;
  • создание и вывод на твердую копию тематических карт, карт разведданных, сводок и отчетных документов;
  • разработку и выполнение ГИС-приложений с помощью разработчика ГИС-приложений, являющегося расширением языков визуального программирования Microsoft Visual Basic, Visual C++, Borland C++, Delphi и встроенного алгоритмического разработчика ГИС-приложений, позволяющего создавать приложения без программирования по алгоритму или схеме операций.
  • контроль целостности геоинформации, хранящейся в ГИС ВН, разграничение доступа и безопасность всей информации, используемой в ГИС ВН;
  • поддержку базового информационного обеспечения (правил кодирования, цифрового описания и визуализации объектов электронных карт).
  • разграничение доступа к ЦИМ и защита информации от не­санкционированного доступа;
  • выполнение моделирования расчетных и информационных военно-прикладных задач.

Различные пользователи ГИС ВН должны иметь возможность относить любые объекты на электронной карте к различным классам одновременно и строить многоуровневые слои объектов (классификационные системы с различными основаниями) для каждого применения или конкретного исследования.

Наряду с представлением объектов оперативной обстановки, как распределенных в пространстве, в ГИС ВН должны “уживаться” взаимодополняющие представления, обеспечивающие схемотехнические (в виде принципиальных схем, например, сети связи), а также объектно-ориентированные имитационные модели объектов, существующих в зоне действия войск.

При этом все множества систем должны быть связаны между собой; например, выбор радиостанции при необходимости должен показывать ее на карте или в схеме связи (если последняя представлена в своем пространстве признаков).

ГИС ВН должна быть легко администрируемой, широко тиражируемой и, следовательно, недорогой, постольку она должна использоваться на рабочих местах многих десятков, если не сотен должностных лиц.

Каждое решение командира любого уровня связано с пространственным расположением. Потребность понимать местность была всегда актуальна для военных пользователей. Исторически, такие решения, как на стратегическом, так и на тактическом уровнях поддерживались бумажными картами. Поэтому одной из важнейших задач топогеодезического обеспечения является создание и доведение до войск топографических и специальных карт в аналоговом виде. Однако сейчас ситуация заметно меняется.

Цифровое поле боя или электронное поле боя – новый термин, появившийся в последнее время, охватывает цифровую информацию о местности непосредственно по полю боя и средства ее эксплуатации в виде собственно самой ГИС. Электронное поле боя – серьезный качественный скачок в части применения ГИС для операций. Однако нельзя говорить, что произойдет полная замена бумажных карт на ЦИМ. Речь идет лишь о их совместном использовании и дополнении. Бумажные карты будут востребованы в течение обозримого будущего, однако командиры, органы управления будут располагать дополнительными источниками пространственной поддержки принятия решений, ранее доступные только командующим и стратегическим направлениям.

ГИС дает возможность создавать информационные продукты, отображающие информацию, точно соответствующую потребностям пользователя. Кроме того, нельзя не учитывать тот факт, что ГИС системы дают новые возможности трехмерной визуализации картографической информации, недоступные для бумажных карт. Трехмерное представление местности из конкретной точки местонахождения наблюдателя или виртуальный облет местности с нанесенной боевой обстановкой, даст более полную картину командиру любого звена, чем просто бумажная карта с нарисованными на ней объектами.

Одно из главных требований к карте военного назначения – поддержка ситуационного отображения. Карта действует как пространственная структура, на которую накладывается оперативно-тактическая обстановка, которая показывает текущее размещение сил и связанных с картой. Бумажная карта не способна быстро отразить ситуацию. ГИС спасает положение путем передачи по каналам связи только лишь оверлейных слоев с текущей обстановкой. Причем это может быть не только список координат, описывающих статус местоположения объектов, но и элементы, имеющие сложную пространственную структуру и пространственные отношения (оси движения в виде пространственного графа, границы с топологией, маршруты, минные поля и т.д.).

Сама по себе цифровая карта будет выполнять свои многообразные функции только тогда, когда будет снабжена соответствующими инструментами. Любая карта включает в себя географическую информацию, структура которой обеспечивается картографической проекцией, масштабом, правильными названиями объектов и т.д. Цифровая карта без средств просмотра, анализа, печати, расстановки условных знаков, малопригодна для использования. ГИС дает возможность превратить ее в полноценный продукт, удобный для применения. ГИС также может использоваться для пересчета цифровой карты в другую проекцию и систему координат, например, в систему координат территории вероятного противника.

Современная концепция ведения сетецентрических войн обу­словливает очень жесткие требования к оперативности и живуче­сти управления войсками на базе сетевых технологий. Исходя из требований к управлению войсками к ГИС ВН предъявляются следующие требования.

— Оперативность решения задач. Временные характеристики функционирования ГИС ВН должны соответствовать заданным требованиям, устанавливаемым видами, родами войск и обеспечи­вающих подсистем. В условиях сетецентрических войн эти требо­вания близки к реальному масштабу времени при реализации се­тевого режима функционирования на средствах автоматизации управления войсками.

— Результативность ГИС ВН предполагает обработку больших объемов геопространственных данных с требуемой точно­стью и оперативностью.

— Точность предполагают, что отображаемые объекты ЦИМ должны сохранять свое местоположение, геометрическое подобие, линейные, площадные и объемные размеры в соответствии с мас­штабом карты и ее назначением. Точность выполнения расчетов при решении военно-прикладных задач должна соответствовать заданным требованиям, а также виду и масштабу используемой цифровой карты.

— Живучесть. Сетецентрический принцип ведения современных войн предъявляет высокие требования к живучести ГИС ВН. Тре­бование к живучести ГИС ВН обусловливает создание распреде­ленных ГИС ВН с распределенными объектно-ориентированными базами геопространственных данных и решением задач генерали­зации ЦИМ, а также применением единых обменных форматов ЦИМ и оперативной обстановки.

— Надежность программного обеспечения: отсутствие ошибок (корректность), устойчивость к ошибкам, перезапускаемость

«особенности применения геоинформационных систем военного назначения»

УДК 479.1

«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

Бабич В.С., Дударенок И.В., Дроздов И.В., Зизико В.Ю.

Военный факультет Белорусского государственного университета

Развитие современной армии, как и развитие современного общества в целом, базируется на внедрении и развитии информационных технологий. Важнейшей составной частью большинства технологий являются средства обработки цифровой информации о местности во взаимосвязи с многообразными данными о противнике и своих войсках. Одним из таких случаев является использование геоинформационных систем для управления войсками и оружием, поддержки принятия решения командованием, планирования боевых действий войск и видов боевого обеспечения.

Основным требованием к геоинформационным системам военного назначения является преобразование и представление больших объемов разнообразной координатно-временной информации в виде, удобном для использования, органам управления войсками и оружием в процессе изучения, анализа и оценки обстановки, планирования операций, подготовки целеуказаний и полетных заданий.

Каждое решение командира любого уровня связано с пространственным расположением. Потребность понимать местность была всегда актуальна для военных пользователей. Исторически, такие решения, как на стратегическом, так и на тактическом уровнях поддерживались бумажными картами. Поэтому одной из важнейших задач топогеодезического обеспечения является создание и доведение до войск топографических и специальных карт в аналоговом виде. Однако сейчас ситуация заметно меняется. ГИС помогают командиру любого уровня в полной мере получать необходимую информацию без проведения дополнительной рекогносцировки.

Геоинформационные системы военного назначения предоставляют пользователям средства для:

• сбора, накопления и визуализации цифровой информации о местности, а также привязки и использования совместно с ней различной тематической пользовательской информации;

• создания и издания топографических и специальных карт;

• разработки и выполнения ГИС-приложений, решающих широкий круг задач от анализа и оценки местности до моделирования действий войск на различных уровнях: от подразделения до Вооруженных Сил в целом, использования их в автоматизированных системах управления войсками и оружием.

Кроме того геоинформационные системы военного назначения обеспечивают:

• повышение эффективности работы должностных лиц за счёт своевременного доведения до них необходимой информации о местности и происходящих на ней процессах посредством электронных и пользовательских карт (рабочих карт должностных лиц;

• возможность пространственного манипулирования картографическими данными совместно с атрибутивными и выявления новых связей, используемых в процессе принятия решений;

• предоставление эффективных средств обработки и анализа пространственно распределённой информации: оперативно-тактической; разведывательных данных; фоно-целевой информации; метео и геофизических данных; результатов мониторинга зоны ответственности.

В заключении хочется отметить, что современная концепция ведения сетецентрических войн обуславливает очень жесткие требования к оперативности и живучести управления войсками на базе сетевых технологий. Геоинформационные системы позволяют вывести эти качества на новый уровень.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2000 стр. 34-39

Топогеодезическое и навигационное обеспечение войск: вопросы реформирования

Генерал-майор В.Г.ЕЛЮШКИН, доктор технических наук

Полковник Е.И.ДОЛГОВ, кандидат военных наук

Полковник В. С.ВДОВИН

ОПЫТ ведения боевых действий последних лет еще раз подтверждает, что эффективность применения современных систем вооружения в значительной мере зависит от состояния топогеодезического и навигационного обеспечения войск. Сегодня, когда реформирование Вооруженных Сил осуществляется в условиях ограниченного финансирования, необходимость в совершенствовании этих видов обеспечения ВС РФ, а также МВД, ФСБ, ФАПСИ, МЧС, ФПС и железнодорожных войск не только сохраняется, но и возрастает.

В настоящее время топогеодезическое обеспечение (ТГО) включает: создание, накопление, обновление запасов топографических карт, каталогов геодезических и гравиметрических пунктов, доведение их до войск; изготовление цифровых и электронных карт для автоматизированных систем управления войсками (силами) и оружием; подготовку геодезической основы для обеспечения пусков ракет, полетов авиации, стрельбы артиллерии и боевого применения радиотехнических комплексов различного предназначения; изготовление специальных карт, фотодокументов местности, боевых графических документов и других средств топогеодезической информации; выполнение геодезических, топографических и картографических работ в интересах военной инфраструктуры.

Важно подчеркнуть, что сегодня нужна не «какая-нибудь» информация, а весьма точная и порой очень специфичная, представленная в нетрадиционной графической или цифровой форме (электронные карты различного вида и масштаба, трехмерные и проблемно ориентированные модели местности, матрицы плановых изображений, цифровые ортофотопланы и др.).

Практика топогеодезического обеспечения в современных условиях определяется рядом принципиальных положений, которые устанавливают связь между развитием вооружения и содержанием топогеодезического обеспечения, включая необходимые на него затраты. Так, обязательным условием функционирования систем управления, разведки, навигации, наведения на цели, базирующихся на новейших информационных технологиях, является наличие геопространственной информации. Материальные и финансовые затраты на ее получение на 90% зависят от требуемой точности самой информации и размеров территории, на которой планируется применение войск, и только на 10% — от состава группировки. Это требует сохранения необходимых объемов затрат на ТГО независимо от состава и численности ВС РФ (сокращение затрат может быть осуществлено только через сокращение решаемых задач).

Еще одно важное принципиальное положение, которое следует учитывать при организации топогеодезического обеспечения, — это объективное расширение номенклатуры геопространственных данных с одновременным повышением требований к их точности, современности и стандартности по мере перехода от верхнего уровня планирования и ведения боевых действий к нижнему. Эта особенность проявляется в увеличении объема и изменении структуры геопространственной информации за счет данных, доводимых до самых низших звеньев управления войсками, где необходима более высокая детализация, точность и достоверность сведений о местности.

Реализация указанных положений в условиях ограничения материальных ресурсов требует как привлечения дополнительных источников геопространственной информации, имеющихся в других ведомствах и структурах, так и доведения ее до всех потребителей (в том числе до пользователей тактического звена управления) на основе единого подхода к использованию цифровых данных.

Практическое решение перечисленных задач в интересах обороны и безопасности, по нашему мнению, может быть осуществлено в рамках единой системы ТГО ВС РФ и федеральных ведомств ( МВД, ФСБ, МЧС, ФПС, железнодорожных войск и т.д.). Все это потребует организации работ по нескольким направлениям (рис. 1).

Одним из них является создание эффективной системы получения исходных геопространственных данных. При этом главной проблемой, которую предстоит решить, будет организация работы космических средств разведки местности, включающих геодезический и картографический компоненты. Первый реализуется с помощью геодезического комплекса, а второй — с помощью космических картографического и разведывательного комплексов. Эти компоненты являются информационной составляющей самой системы ТГО. К сожалению, сегодня наблюдается замедление темпов их разработки, кроме того, практически утрачена возможность по производству отдельных технологических узлов.

Важнейшим и пока нерешенным вопросом является создание эффективной системы организации и контроля за формированием и использованием ресурсов геопространственных данных. Сегодня формирование ресурсов картографической информации происходит в рыночных условиях. Это приводит к тому, что различные государственные и коммерческие организации создают образцы отдельных листов электронных карт (как правило, по топографическим картам Генерального штаба), которые не могут быть использованы совместно с электронными картами, изготавливаемыми Роскартографией и Топографической службой Вооруженных Сил.

По нашему мнению, настало время осуществлять топогеодезическое обеспечение ВС РФ и других войск в рамках Федерального плана. Геопространственные данные, как один из видов информации, используемой в федеральных системах управления, являются объектом информационного воздействия вероятного противника. Поэтому очень важно обеспечить информационную безопасность баз данных и систем управления различного назначения и уровня. Для этого целесообразно создать систему сертификации геопространственных данных и технологии их получения, которая позволит шире использовать негосударственные (коммерческие) организации и при определенных условиях минимизировать затраты на формирование ресурсов геопространственных данных.

Навигационное обеспечение — важнейший вид оперативного (боевого) обеспечения. Оно организуется и осуществляется в целях своевременного определения местоположения, направления, скорости перемещения мобильных объектов (войск) и включает: создание и поддержание искусственных навигационных полей с заданными характеристиками по точности, непрерывности и пространственному охвату; оснащение войск (сил) специальными комплексами получения и обработки навигационной информации; подготовку навигационной информации и доведение ее до войск (сил).

Основой существующего и будущего навигационного обеспечения ВС РФ, силовых ведомств и других федеральных органов власти является система ГЛОНАСС, которая используется в интересах отечественных и некоторых зарубежных гражданских потребителей. К настоящему времени сформировался определенный порядок поддержания, развития, управления и использования системы ГЛОНАСС, который, на наш взгляд, не в полной мере отвечает современным требованиям по навигационному обеспечению войск (сил).

Это объясняется тем, что координация работ по развитию и совершенствованию радионавигационных систем, созданию интегрированных радионавигационных полей и обеспечению гражданских и военных потребителей навигационной информацией возложена на различные ведомства и структуры. В результате возникли проблемы, которые не позволяют: создать единую систему навигационного обеспечения ВС РФ и федеральных ведомств; организовать функционирование и управление единым радионавигационным полем Российской Федерации, развивать и поддерживать его функциональные дополнения; обеспечить необходимый уровень национальной безопасности и защиты государственных интересов в области навигационного обеспечения.

Отсутствие единой системы навигационного обеспечения — главная причина того, что в нашей стране в явочном порядке происходит интенсивное внедрение американской спутниковой навигационной системы GPS, ее шкалы времени, соответствующей аппаратуры потребителя, а также использование американской системы координат WGS-84. Все это, по нашему мнению, в будущем создаст определенные угрозы национальной безопасности России:

Вооруженные Силы Российской Федерации могут резко и невосполнимо отстать от вооруженных сил блока НАТО по эффективности навигационного и координатно-временного обеспечения как в части целевого использования различных видов вооружения и военной техники (от межконтинентальных баллистических ракет до средств ведения всех видов боевых действий), так и в части создания высокоточного оружия нового поколения, базирующегося на использовании системы ГЛОНАСС. Без системы ГЛОНАСС такое оружие не может быть создано в принципе;

вынужденное переориентирование на традиционные (морально и технически устаревшие) средства навигационного и координатно-временного обеспечения в условиях экономического кризиса повысит аварийность эксплуатации воздушных и морских транспортных средств, а во многих случаях сделает ее невозможной;

спутниковая навигационная система GPS конструктивно предусматривает возможность селективного доступа к ней только тех потребителей, которые имеют на это право. Кроме того, в ней заложена возможность загрубления точностных характеристик навигационного сигнала, что может препятствовать использованию технологии GPS в военных целях, привести к авариям и катастрофам на транспортных средствах. Поэтому реализация отмеченного права для российских военных и гражданских пользователей системы GPS повлечет политическую и экономическую зависимость России от США. Переход в ближайшие годы воздушного и морского транспорта России на использование системы GPS сделает его мобилизационно непригодным;

Российская Федерация может утратить национальную единую шкалу синхронизированного времени. Это крайне отрицательно скажется на распределенных компьютерных информационно-вычислительных сетях и автоматизированных системах управления государственного значения;

Россия может утратить национальные системы координат (общеземную ПЗ-90 и референтную СК-42) и будет вынуждена перейти на использование американской системы координат WGS-84. Это повлечет за собой необходимость пересоставления всех каталогов координат, переиздания всех топографических карт, и, что самое неприятное, потребуется переход геодезического производства, землеустройства, изысканий, сейсмологии, геодинамики на так называемые GPS-технологии;

может произойти развал сложившейся за десятилетия кооперации космической и радиоэлектронной промышленности и науки, прекращение производства отечественной навигационной аппаратуры для гражданских целей, необратимая потеря рабочих мест высококвалифицированных специалистов в этих областях. Возможное отставание России от США в разработке, серийном производстве и оснащении потребителей навигационной аппаратурой повлечет за собой значительные экономические потери в виде упущенной выгоды от внедрения и использования спутниковой навигации, приведет к утрате существующих и будущих рынков сбыта радионавигационной аппаратуры и услуг в области спутниковой навигации, вытеснению России из мировых транспортных систем.

В результате наша страна может попасть в зависимость от США в области навигационного обеспечения войск и, более того, утратить доступ к мировому рынку высоких навигационных технологий.

По нашему мнению, главная причина возникновения перечисленных выше угроз национальной безопасности Российской Федерации заключается в отсутствии действующего на постоянной основе органа государственного управления, отвечающего за поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС в интересах военных и гражданских российских потребителей, иностранных пользователей. До настоящего времени не найдено комплексного решения проблемы координации деятельности различных ведомств по поддержанию и развитию системы. По-прежнему каждое ведомство решает только свои проблемы, а существующая структура управления системой ГЛОНАСС не охватывает все стадии ее жизненного цикла и поэтому малоэффективна.

Кроме того, не созданы механизмы государственного льготного нормативно-правового режима использования системы ГЛОНАСС по двойному назначению. Реализацию таких механизмов целесообразно осуществлять в рамках единой системы навигационного обеспечения, предназначенной для решения широкого круга задач (рис. 2).

Военная геодезия и навигация — «родственные» области практической деятельности в части решения задач по координатным определениям. В обоих случаях требуется определение своего местоположения в пространстве относительно выбранной системы координат. Поэтому вполне логичным представляется объединение управления топогеодезическим и навигационным обеспечением всех пользователей Министерства обороны и других федеральных органов РФ на базе Топографической службы ВС РФ. Для координации решения топогеодезических и навигационных задач в интересах ВС РФ, других силовых ведомств и федеральных органов власти имеются все необходимые условия: создана космическая геодезическая сеть с погрешностью взаимного положения пунктов порядка 20 см; определены с высокой точностью геодезические параметры Земли и на этой основе разработаны модели ее гравитационного поля; существует высокоразвитая инфраструктура производственных частей Службы и накоплен многолетний опыт топогеодезического обеспечения ВС РФ, в том числе входе военных действий федеральных сил на Северном Кавказе; имеются высокоэффективные спутниковые технологии геодезических и навигационных координатных определений.

Рис.2. Цели создания и задачи, решаемые единой системой навигационного обеспечения

Кроме того, возможность создания на базе Топографической службы ВС РФ новой структуры — Службы топогеодезического и навигационного обеспечения при Министерстве обороны Российской Федерации обусловлена следующими факторами:

во-первых, практически все топогеодезические и геоинформационные ресурсы России являются продукцией двойного назначения и составляют мобилизационный резерв страны. Топографические карты и каталоги координат геодезических пунктов, используемые в Вооруженных Силах и федеральных органах власти, в подавляющем большинстве созданы и изданы Топографической службой в интересах Генерального штаба ВС РФ;

во-вторых, ядро перспективного топогеодезического и навигационного обеспечения потребителей — система ГЛОНАСС разрабатывалась по заказу Министерства обороны и принята на вооружение Российской армии. Система предоставлена для использования в интересах отечественных и зарубежных гражданских потребителей, ей придан статус системы двойного назначения;

в-третьих, геодезической основой современного топогеодезического и навигационного обеспечения деятельности военных и гражданских потребителей является общеземная геоцентрическая система координат ПЗ-90. Она была создана Топографической службой ВС РФ и вошла в качестве опорной в новую референцную систему координат СК-95 (взамен СК-42), а в настоящее время внедряется в качестве государственной.

Деятельность службы топогеодезического и навигационного обеспечения должна быть направлена на подготовку и своевременное доведение до Вооруженных Сил и других федеральных структур топогеодезической и навигационной информации, необходимой для эффективного решения государственных задач в военной и гражданской областях, а также для обеспечения прав и обязанностей физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами геодезии и навигации.

На Службу топогеодезического и навигационного обеспечения, по нашему мнению, должны быть возложены следующие основные задачи: организация топогеодезического и навигационного обеспечения Вооруженных Сил, силовых ведомств и других федеральных органов власти; разработка и внедрение новых технических средств, методов и технологий такого обеспечения; участие в размещении государственного оборонного заказа на разработку, производство, поставку вооружения и военной техники топогеодезического и навигационного назначения, а также в планировании и использовании (эксплуатации) космических средств топогеодезического и навигационного назначения в интересах Российской Федерации; обеспечение и координация выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по топогеодезической и навигационной технике военного назначения, совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности — по космической топогеодезической и навигационной технике двойного назначения; координация деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по созданию и использованию единого радионавигационного поля ГЛОНАСС и его функциональных дополнений на всей территории страны; мобилизация геоинформационных и радионавигационных ресурсов Российской Федерации в особый период и в военное время; обеспечение приоритета производства отечественных средств геоинформатики и радионавигации в РФ в соответствии с государственной научно-технической политикой; организация военно-технического сотрудничества с иностранными государствами по вопросам геодезии и навигации, участие совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в реализации международных проектов и программ Российской Федерации в области геодезии и навигации.

Основная задача новой службы — выработка и проведение единой научно-технической политики в области разработки навигационной аппаратуры и наземных средств навигации военного назначения, а именно: обобщение требований видов ВС РФ и силовых ведомств к навигационной аппаратуре; формирование заказов на разработку навигационной аппаратуры военного назначения (с учетом требований силовых ведомств), сопровождение разработки, ее испытаний и сертификации; организация разработки стандартов на навигационную аппаратуру и наземные средства навигации; обеспечение унификации навигационной аппаратуры, создаваемой в интересах военных потребителей, силовых ведомств и федеральных органов РФ; организация разработки интегрированных систем навигации; поставка и модернизация навигационной аппаратуры военного назначения; обеспечение комплексных систем, оснащенных навигационной аппаратурой, цифровой информацией о местности и электронными картами; проведение мероприятий по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы и техническим средствам разведки иностранных государств. Наряду с этим потребуется создание комплексных средств навигации, включающих кроме навигационных приемников средства связи и отображения местоположения.

Исходя из задач топогеодезического и навигационного обеспечения, можно предположить, что новая служба (наряду с традиционными элементами структуры Топографической службы ВС РФ) должна иметь: центр сбора, анализа и обработки измерительной информации; 15-20 широкозонных дифференциальных подсистем, развернутых на пунктах космической геодезической сети; центр управления единой сетью спутниковых дифференциальных подсистем; комитет топогеодезического и навигационного обеспечения федеральных органов РФ; соответствующие подразделения в Генеральном штабе ВС РФ, штабах военных округов, армий и соединений.

Для полного правового обеспечения деятельности новой службы, на наш взгляд, потребуется принятие Закона Российской Федерации «О навигации», выпуск новых и корректировка действующих подзаконных нормативных актов, регулирующих деятельность органов исполнительной власти в области навигации и смежных областях (геодезия, картография, связь, транспорт, строительство и др.).

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что создание Службы топогеодезического и навигационного обеспечения будет отвечать интересам всех федеральных ведомств, испытывающих потребность в качественной и недорогой информации о местности. Успешное функционирование новой службы, основанной на традициях топографов Генерального штаба и в полной мере использующей современные наукоемкие космические технологии, позволит на высоком уровне решать задачи топогеодезического и навигационного обеспечения Вооруженных Сил и других силовых министерств и ведомств.

Военная мысль. 1998. № 3. С. 4.

Такая система в миниатюре была апробирована в ходе чеченского вооруженного конфликта (1994-1996), когда части и подразделения внутренних войск и других ведомств из состава Объединенной группировки федеральных сил обеспечивались картами со складов топографических карт Северо-Кавказского военного округа.

Александр Зализнюк: «Курсом к единому геоинформационному пространству»

Начальник Военно-топографического управления Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации – начальник Топографической службы Вооружённых Сил РФ генерал-майор Александр Зализнюк / Фото: Пресс-служба МО Рф

8 февраля Топографической службе Вооружённых Сил РФ исполняется 208 лет.

В преддверии профессионального праздника военных топографов собеседником «Красной звезды» стал начальник Военно-топографического управления Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации – начальник Топографической службы Вооружённых Сил РФ генерал-майор Александр Зализнюк.

– Александр Николаевич, каково основное предназначение Топографической службы Вооружённых Сил РФ?
– Топографическая служба Вооружённых Сил РФ отвечает за важнейший вид оперативного и боевого обеспечения современных военных действий – топогеодезическое и навигационное. Оно включает в себя заблаговременную подготовку территории континентальных районов в топогеодезическом и навигационном отношении в интересах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

Основные задачи Топографической службы Вооружённых Сил на нынешнем этапе можно разделить на четыре группы. Это, во-первых, выполнение мероприятий по топогеодезическому и навигационному обеспечению Во­оружённых Сил и в установленном порядке других войск, воинских формирований и органов.
Во-вторых, выполнение геодезических, топографических и картографических работ федерального и специального назначения.
В-третьих, топогеодезическое и навигационное обеспечение постоянной боевой и мобилизационной готовности войск и сил, их повседневной деятельности.
И наконец, в-четвёртых, создание необходимых запасов и организация обеспечения войск и сил средствами топогеодезической информации в цифровой и аналоговой формах, исходными астрономо-геодезическими и гравиметрическими данными, их учёт и контроль за использованием.
Для топогеодезического и навигационного обеспечения Вооружённых Сил РФ воинские части и подразделения Топографической службы создали в 2019 году более 8500 номенклатурных листов топографических карт, свыше 1000 издательских оригиналов; издали более 200 номенклатурных листов аналоговых топографических карт. А ещё были подготовлены в геодезическом отношении свыше 30 аэродромов и авиаполигонов, восстановлены 668 и заложены 85 пунктов государственной геодезической сети, изготовлены 37 макетов местности.
Ежегодно военнослужащие Топографической службы участвуют в решении задач по топогеодезическому и навигационному обеспечению безопасности мероприятий, проводимых под руководством первых лиц государства. Имеются в виду экономические форумы, спортивные мероприятия. Обеспечиваем мы по своей линии и все международные военные мероприятия.

«Решением министра обороны РФ создаются центры электронной картографии путём оснащения топогеодезических воинских частей перспективными программно-аппаратными комплексами»

– Где готовят военные кадры для Топографической службы?

– Кадры для нашей службы готовят в нескольких заведениях: в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск «Обще­войсковая академия Вооружённых Сил РФ» по программам высшего образования (магистратура), в Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского на факультете топогеодезического обеспечения и картографии по программам высшего образования (специалитет). В Военном учебном центре при Московском государственном университете геодезии и картографии для нас готовят офицеров запаса и сержантов запаса, а из отделения подготовки младших специалистов 47-го экспедиционного топогеодезического отряда, расположенного в городе Боровичи Новгородской области, мы получаем пополнение, предназначенное для дальнейшего прохождения военной службы на должностях солдат и сержантов топографических военно-учётных специальностей.
Нынешняя ёмкость высших учебных заведений Минобороны РФ позволяет обеспечить как надлежащую укомплектованность Топографической службы, так и мобилизационную потребность.
Могу с уверенностью утверждать, что новое поколение молодых офицеров-выпускников обладает высоким уровнем профессионализма. Оно способно выполнить все задачи по топогео­дезическому и навигационному обеспечению Вооружённых Сил.
Это подтверждает и боевой экзамен, который наши офицеры держали при выполнении задач топогеодезического и навигационного обеспечения группировки наших войск в Сирии. Не без гордости отмечу: более 30 офицеров-топографов удостоены государственных наград, свыше 50 офицеров – ведомственных.
– Как вы оцениваете нынешнее техническое оснащение Топографической службы?
– Вооружённые Силы сегодня должны получать картографическую информацию, актуальность которой исчисляется не годами, а днями и даже часами. В перспективе обозначена необходимость в получении картографической информации на любые территории планеты в режиме реального времени с высокой достоверностью отображения картографической информации.
Эта объективная потребность войск и штабов предполагает непрерывное развитие средств топогеодезического и геоинформационного обеспечения. Для этого решением министра обороны РФ создаются центры электронной картографии путём оснащения топогеодезических воинских частей перспективными программно-аппаратными комплексами.
К 1 января 2020 года эти мероприятия в основном завершены, топогеодезические воинские части оснащены современными комплексами. Их основу составляют Единая автоматизированная система обеспечения Вооружённых Сил РФ геопространственной информацией (ЕАСО ГПИ) и Программно-аппаратный комплекс создания и обновления цифровой информации о местности (ПАКСОЦИМ), что позволит нам выйти на качественно новый уровень в области создания и доведения до войск и сил геопространственной информации в цифровом виде.

«Топографическая служба отвечает за важнейший вид оперативного и боевого обеспечения современных военных действий – топогеодезическое и навигационное»

В 2019 году завершены государственные испытания перспективного подвижного многоцелевого топогеодезического комплекса, разработанного в ходе опытно-конструкторской работы «Волонтёр». Комплекс предназначен в первую очередь для решения всего спектра задач топогео­дезического обеспечения войск в полевых условиях, в том числе с использованием возможностей беспилотных летательных аппаратов. В том же 2019 году принят на снабжение комплекс легкового топогеодезического автомобиля повышенной проходимости на базе УАЗ «Патриот» для оперативного выполнения нашими подразделениями специальных работ на местности.

В целях совершенствования навигационного обеспечения в интересах обороны и безопасности Российской Федерации в рамках мероприятий проекта федеральной целевой программы, именуемой «Поддержание, развитие и использование Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС до 2030 года», спланирована разработка линейки перспективной помехозащищённой аппаратуры спутниковой навигации различного класса точности, средств функциональных дополнений.
В интересах применения перспективных средств вооружения, а также фундаментального обеспечения ГЛОНАСС до 2030 года намечены мероприятия по созданию космической геодезической системы третьего поколения. Ей будут присущи повышенные точностные характеристики и наземный специальный комплекс приёма и обработки измерительной информации градиентометрических и гравиметрических спутниковых систем.
– Какие научные разработки ведутся сейчас в интересах топогеодезического и навигационного обеспечения войск?
– Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые в интересах Мин­обороны России, предусматривают перспективное развитие и совершенствование электронной картографии.
Продолжаются исследования по обоснованию и выбору оптимальных методов автоматической либо автоматизированной генерализации объектов при составлении электронных топографических, специальных карт и планов городов, единой системы электронных карт военного назначения по объектно ориентированным базам пространственных данных.
Разрабатываются правила цифрового описания объектно ориентированных моделей, технологии создания объектно ориентированной базы пространственных данных, опытный образец аппаратно-программного комплекса создания единой системы электронных карт военного назначения.
Реализация этих разработок обеспечит создание геопространственных данных каждого типа и масштаба с характеристиками, по содержанию, оформлению, точности и качеству соответствующими руководящим и нормативно-техническим документам Топографической службы, а также требованиям Вооружённых Сил РФ к новым видам пространственных данных.
Модернизируется Единая автоматизированная система обеспечения Вооружённых Сил РФ геопространственной информацией (ЕАСО ПД-М) в части создания специального программного обеспечения, реализующего принципы единого геоинформационного пространства и единой базы геопространственной информации.
ЕАСО ПД-М позволит осуществлять сбор, учёт и хранение пространственных данных в единой базе, а также информационный обмен между органами военного управления всех уровней в интересах решения задач обеспечения безопасности и обороны Российской Федерации.
Модернизируется наземный специальный комплекс и создаётся аппаратно-программный комплекс уточнения геодезических параметров Земли с использованием космической геодезической системы.

«В настоящее время в Минобороны России под руководством Генерального штаба активно реализуются мероприятия по созданию единого геоинформационного пространства Вооружённых Сил РФ»

Реализация мероприятий, которые я перечислил, позволит в ближайшем будущем выйти на новый уровень обеспечения войск геопространственными данными и значительно повысить эффективность применения вооружения и военной техники, автоматизированной системы управления, высокоточного оружия и робототехнических комплексов.

– Участвуют ли военные топографы в международном военном сотрудничестве?
– Участвуют. Основным направлением здесь стало дальнейшее расширение сотрудничества с топографическими службами вооружённых сил государств – участников СНГ. Работа организована в формате Координационного комитета начальников топографических служб вооружённых сил государств – участников СНГ. Очередное заседание комитета состоялось в августе 2019 года в Киргизии, в городе Чолпон-Ата. Рассматривались вопросы взаимодействия по обмену геопространственной информацией, создания единого геоинформационного пространства вооружённых сил государств – участников СНГ.
Топографическая служба Вооружённых Сил РФ принимает непосредственное участие в операции в Сирийской Арабской Республике. Предметно решаются задачи по организации топогеодезического и навигационного обеспечения созданной там группировки войск и сил, организована работа по созданию электронных топографических карт на территорию Сирии. Карты создаём совместно с сирийскими специалистами на топографическом оборудовании, поставленном нами в рамках оказания военно-технической помощи. При этом сирийская сторона заинтересована в создаваемой геопространственной информации для использования её при восстановлении инфраструктуры страны.
Кроме того, в соответствии с решением о проведении конкурса специалистов топографических служб вооружённых сил государств – участников СНГ «Надёжный ориентир», подписанном министрами обороны государств – участников СНГ в июне 2019 года, Военно-топографическое управление Генерального штаба Вооружённых Сил РФ приступило к разработке и согласованию нормативной правовой и технической документации для организации этого международного конкурса на территории России в 2021 году.
– Несколько слов, Александр Николаевич, о перспективах…
– В современных условиях всё новое достигается благодаря более широкому внедрению средств автоматизации управления и связи, использованию перспективных информационных технологий приёма, передачи, обработки, хранения и отображения информации. Оно не мыслится без существенного повышения информационной поддержки процессов принятия решений федеральными органами исполнительной власти в различных условиях обстановки.
Возрастают требования к актуальности, достоверности информации и оперативности её получения. Поэтому на первый план выходит проблема эффективного использования всех имеющихся информационных ресурсов страны, в том числе геоинформационных.
Задача сводится к концентрации и интеграции в нужное время в нужном месте актуальной, полной и достоверной геопространственной информации, необходимой при выработке общих решений в интересах обороны и безопасности государства. В этой связи и становится актуальной задача формирования единого геоинформационного пространства.
Цели и задачи тут сводятся к наиболее полному удовлетворению в реальном масштабе времени информационных потребностей федеральных органов исполнительной власти и повышению эффективности их функционирования. Это достигается за счёт совершенствования геоинформационной поддержки процессов управления, обеспечения системы управления интегрированными во времени и пространстве – в космосе, воздухе, море и на суше – геоинформационными ресурсами.
В настоящее время в Мин­обороны России под руководством Генерального штаба активно реализуются мероприятия по созданию единого геоинформационного пространства Вооружённых Сил РФ. Оно должно стать основой для создания единого геоинформационного пространства в интересах обеспечения обороны и безопасности нашего Отечества.

Беседовал Виктор Худолеев.

МОСКВА, газета «Красная звезда»
12

Оригинал

Топогеодезические войска Российской Федерации

Смотреть что такое «Топогеодезические войска Российской Федерации» в других словарях:

  • Специальные войска — Не следует путать с Войсками специального назначения термином, для обозначения войск специальных операций противника. Не следует путать с Частями особого назначения термином, для обозначения частей выполнявших специальные (особые)… … Википедия

  • День ПВО: история и задачи рода войск — Согласно Указу Президента Российской Федерации № 549 от 31 мая 2006 года Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации ежегодно во второе воскресенье апреля отмечается День войск… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День войск ПВО — Согласно Указу президента Российской Федерации № 549 от 31 мая 2006 г. Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации ежегодно во второе воскресенье апреля отмечается День войск… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День Военно‑воздушных сил РФ — 12 августа отмечается День Военно‑воздушных cил России, учрежденный указом президента РФ от 29 августа 1997 года Об установлении Дня Военно‑воздушных сил . Дата празднования Дня ВВС была подтверждена Указом президента России от 31 мая 2006 года… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День Военно-воздушных сил (ВВС) России — Согласно указу, праздничные мероприятия, посвященные Дню Военно‑воздушных сил (ВВС), проводятся в День Воздушного Флота России (в третье воскресенье августа). Дата празднования Дня ВВС была подтверждена Указом президента России от 31 мая 2006… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС) — ВОЕННО ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС), вид вооруженных сил, основное ударное наступательно оборонительное и маневренное средство вооруженных сил; предназначены для ведения разведки группировок противника; обеспечения завоевания господства (сдерживания) в… … Энциклопедический словарь