Правление после Федора Ивановича

Последний перед Смутой. Незаметная жизнь царя Фёдора Иоанновича

«Постник и молчальник»

В конце XVI века Россия вступила в период острейшего кризиса власти. Династия Рюриковичей, чьи представители столетиями правили страной, угасала. Последним царём из этой династии стал Фёдор Иоаннович, взошедший на русский престол в марте 1584 года.

Фёдор Иоаннович родился 20 мая 1557 года в Москве. Он был третьим сыном Ивана Грозного и его первой жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.

Фёдор был одним из немногих детей Ивана Грозного, которые дожили до совершеннолетия. Старший брат Фёдора, царевич Дмитрий, трагический погиб в результате несчастного случая. По мистическому совпадению, его полный тёзка, младший сын Ивана Грозного, рождённый на тридцать лет позже, скорее всего, также стал жертвой несчастного случая, а не убийства.

Наследником престола стал считаться второй сын Грозного, царевич Иван Иванович. Современники отмечали, что на отца он был похож не только внешностью, но и жестоким характером. Известно, что наследник вместе с отцом участвовал в расправах над боярами и вполне мог продолжить его политику.

Фёдор, родившийся через три года после Ивана, отцом в качестве преемника не рассматривался. Как и большинство детей Ивана Грозного, Фёдор с юности был весьма болезненным, а его устремления были далеки от государственного управления.

Фёдор I Иоаннович. Фото: Public Domain

Сам Грозный то ли с сожалением, то ли с уважением написал как-то о сыне, который «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».

Фёдор много времени посвящал молитвам, в развлечениях участвовал разве что по воле отца, который, впрочем, не слишком обременял его этим.

В отличие от отца и старшего брата, Фёдора Иоанновича современники описывали как человека доброго, кроткого, стремившегося к миру и покою, заботившегося более прочего о спасении души.

Бытовая драма, изменившая историю России

В 1575 году Иван Грозный женил 18-летнего Фёдора на его сверстнице Ирине Годуновой, племяннице постельничего Дмитрия Годунова. Этот брак способствовал и возвышению её родного брата Бориса Годунова, опричника, приближённого к себе царём.

Ивана Грозного в тот момент тревожила проблема престолонаследия — у царевича Ивана за четыре года брака не родилось наследника. Царь настоял на разводе и организовал второй брак старшего сына. Заодно женил и Фёдора, надеясь, что хотя бы один из двух сыновей подарит ему внука.

Однако время шло, а ожидания не оправдывались. В итоге Грозный организовал третий брак царевича Ивана, и на сей раз его новая жена, Елена Шереметева, забеременела.

События, которые произошли дальше, коренным образом изменили историю России. По наиболее распространённой версии, в ноябре 1581 года Иван Грозный зашёл в комнату к беременной невестке и застал её в одном нижнем платье. Поскольку жена царевича была на большом сроке беременности и чувствовала себя неважно, ничего удивительного в этом не было, тем более, женщина не ждала визита царя.

Однако Иван Грозный, склонный к приступам внезапного гнева, пришёл в ярость, стал упрекать невестку в непристойности, после чего перешёл к побоям. На крики прибежал царевич Иван, попытавшийся унять отца. Однако Иван Грозный в ярости ударил сына посохом, попав в висок.

Итог этой бытовой драмы в монарших покоях оказался ужасным: у женщины случился выкидыш, а сам царевич спустя несколько дней скончался от полученных повреждений.

Когда Иван Грозный понял, что натворил, его охватил ужас, но сделанного было не вернуть.

«Слабоумен, милостив и не склонен к войне»

Так наследником престола стал Фёдор, совершенно не готовый к тому, чтобы занять трон, и не желавший этого.

Современники и вовсе ставили под сомнение дееспособность нового наследника, считая его слабоумным.

Так или иначе, но прекрасно знавший возможности Фёдора Иван Грозный ещё при своей жизни возложил на приближённых обязанности по помощи сыну в государственном управлении.

Среди приближённых царя возникла борьба за влияние на Фёдора, в которой более других преуспел шурин царевича Борис Годунов.

В 1584 году, после смерти Ивана Грозного, на престол взошёл царь Фёдор I Иоаннович, оставшийся в истории под именем «царь Фёдор Иоаннович».

Парсуна царя Фёдора. Фото: Commons.wikimedia.org

Наиболее достоверным из описаний нового царя считается оставленное английским дипломатом при русском дворе Джильсом Флетчером: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая от некоторой расслабленности в членах; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеётся. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Русский историк Сергей Соловьёв в «Истории России с древнейших времён» так описывает распорядок дня царя Фёдора Иоанновича: «Обыкновенно встаёт он около четырёх часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

Монарх царствующий, но не правящий

Этот образ жизни импонировал народу благочестием, но абсолютно не сочетался с реальным государственным управлением. Эти вопросы практически полностью перешли к боярскому правительству, во главе которого стоял Борис Годунов.

Правительство в целом со своими обязанностями справлялось: при номинальном правлении Фёдора Иоанновича и фактическом Бориса Годунова русскому царю присягнули донские казаки, была выиграна очередная русско-шведская война и возвращены города Ям, Ивангород и Копорье, учреждено русское патриаршество, построены стены и башни Белого города.

Правда, в 1591 году при правлении Фёдора Иоанновича произошло событие, крайне негативно сказавшееся на дальнейшем ходе русской истории, — в Угличе при невыясненных до конца обстоятельствах погиб последний сын Ивана Грозного, Дмитрий. Нужно, правда, при этом учесть, что на тот момент царевича Дмитрия как претендента на престол не рассматривали — он родился в седьмом браке Ивана Грозного, и церковь полагала эти отношения незаконными. Именно поэтому Дмитрий и оказался не в столице, а в Угличе.

А. Кившенко «Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь»

Угасшие надежды

В 1592 году забрезжила надежда — после 17 лет брака жена Фёдора Иоанновича забеременела. Роды прошли благополучно, но бояре были страшно разочарованы, поскольку родилась девочка.

Феодосия Фёдоровна так и осталась единственным ребёнком Фёдора Иоанновича. Девочка умерла в возрасте полутора лет.

Надежды на новую беременность царицы Ирины не оправдались. Всё хуже становилось и здоровье самого Фёдора Иоанновича.

17 января 1598 года 40-летний царь скончался. Он был похоронен в Архангельском соборе Московского кремля вместе со своим отцом и братом Иваном.

Благодаря своей набожности и благочестию, царь Фёдор Иоаннович был канонизирован Православной церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский».

На этом благочестивом, но практически незаметном с точки зрения государственного управления монархе завершилась династия Рюриковичей. Впереди Россию ждало Смутное время…

Рюриковичи: начало и конец династии. Читайте в колонке Петра Романова >>

Царь Фёдор Иоаннович делает правителем России Бориса Годунова. 1584 год. Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

Царь Федор Иоаннович. Когда на троне блаженный

Нередко люди полагают, будто высшая государственная власть и глубокая христианская вера несовместимы, что правитель просто не может поступать по Евангелию — ему неизбежно приходится быть циником, нарушать заповеди «ради государственных интересов». Примеров тому действительно немало. Но есть и противоположные примеры, о которых, к сожалению, мало кто знает. Историк Дмитрий Володихин рассказывает о царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного.

Синдром раздвоения

У некоторых исторических личностей, вошедших и в наши учебники, и в русскую классическую традицию, и в массовое сознание, как будто два лица. Поколение за поколением интеллектуалы пытаются доказать, что одно из этих лиц истинно, а другое — не более чем маска, и даже не маска, а случайная ужимка.

В России знают двух Иванов Грозных — мудрого государственного деятеля и кровавого маньяка; двух Петров Первых — реформатора и тирана; двух Николаев Первых — жандарма Европы и просвещенного охранителя; двух Георгиев Жуковых — самодура, бездумно расходующего солдатские жизни, и талантливого полководца… Да разве только эти фигуры двоятся? О нет, прозвучали только самые громкие примеры.

Попытки отыскать золотую середину, пройти между Сциллой одного мифа и Харибдой другого приводят лишь к тому, что вместо цельной личности вырастает бесконечное: «с одной стороны, нельзя не заметить, зато с другой — нельзя не признать». В таких случаях мудрая на первый взгляд умеренность приводит к пустоте, к расплывчатости. И споры разгораются с новой силой.

Наверное, самое разумное в таких случаях — выложить все основные аргументы, а потом честно и открыто высказаться в пользу одной из двух принципиально различных точек зрения: «Я считаю, что аргументы в пользу вот этой позиции перевешивают».

Государь Федор Иванович (1584–1598), или, по церковной традиции, Феодор Иоаннович, — именно такая «двоящаяся» персона в русской истории. Любопытно, что главная суть обоих образов этого государя лаконично сформулирована для образованной публики одним человеком — Алексеем Константиновичем Толстым.

В сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» он одним четверостишием вывел силуэт расхожего мнения о Федоре Ивановиче:

За ним царить стал Федор,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд.

Какой облик придают последнему государю-Рюриковичу эти строки? Дурачок, блаженненький, возможно, слабоумный…

Но тот же А. К. Толстой посвятил государю знаменитую, многократно ставившуюся пьесу «Царь Федор Иоаннович». И там царь предстает в совершенно ином свете. Это трагическая фигура, не лишенная обаяния, к тому залитая светом благодати. Не блаженненький — блаженный! Не дурачок, но по-настоящему добрый, бескорыстный, глубоко верующий человек.

Что он такое — видно из собственной реплики царя, произнесенной в споре с Годуновым:

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть нетрудно.
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен — я не обманусь.
Тут мудрости не нужно, шурин, тут
По совести приходится лишь делать.

По ходу пьесы князь Иван Петрович Шуйский, враг монарха, весьма низко оценивающий его человеческие качества, вынужден признать свою ошибку:

Нет, он святой!
Бог не велит подняться на него —
Бог не велит! Я вижу, простота
Твоя от Бога, Федор Иоанныч, —
Я не могу подняться на тебя!

«Двоение» Федора Ивановича продолжается до наших дней. Для Русской Православной Церкви — это прежде всего святой, человек высокой нравственности и большого благочестия. Еще в первой половине XVII века он попал в святцы как «московский чудотворец».

Но если речь об этом монархе заходит в светской публицистике, то в большинстве случаев звучат пренебрежительные отзывы. За примерами далеко ходить не надо. Так, в свежей книге Петра Романова «Преемники: от Ивана III до Дмитрия Медведева» (2008) обнаруживается именно такой пассаж: «Везло ли русским на преемников? Иногда да. Чаще не очень. Бывало, что России от преемника приходилось избавляться “хирургическим путем”. А бывало, страна десятилетиями терпела такое, о чем и вспоминать стыдно. Обычно подобное случалось, когда на вершине властной пирамиды начинали доминировать интересы свиты. Тогда вопросы ума, профессионализма и порядочности преемника, не говоря уже об интересах государства и народа, отходили на задний план… Так и появлялись во главе страны юродивые (Федор Иоаннович), бывшие прачки (Екатерина I), не самые образованные правители (Анна Иоанновна)…» и т. п. Преемник Ивана Грозного назван здесь «юродивым», но не в смысле юродства Христа ради, а как живой позор для страны.

Что ближе к истине?

Стоит выслушать обе стороны.

Свидетельства очевидцев

Корни высокомерного, уничижительного мнения относительно умственных способностей государя уходят в XVI столетие.

Английский торговый агент Джером Горсей писал о Федоре Ивановиче, что тот «прост умом». Французский наемник на русской службе Жак Маржерет писал несколько резче: «…власть унаследовал Федор, государь весьма простоватый, который часто забавлялся, звоня в колокола, или бóльшую часть времени проводил в церкви». Наиболее развернутая характеристика русского государя принадлежит перу Джильса Флетчера, английского дипломата. В частности, он пишет: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Эти три высказывания сделаны иностранцами, у которых не было оснований относиться к Федору Ивановичу с особенной приязнью или, напротив, с ненавистью. Из их слов видно общее мнение: русский монарх «прост» и не блещет интеллектом, но это добрый, спокойный и благочестивый человек.

К сожалению, вот уже несколько поколений отечественных историков и публицистов большей частью опираются в своих выводах не на эти свидетельства, а на другие, гораздо более радикальные. Их цитируют намного чаще —и с каким-то странным, «артистическим» пафосом. Так, без конца приводится фраза из шведского источника, согласно которой Федор Иванович — помешанный, а собственные подданные величают его русским словом durak. Кто, когда и за что обозвал так государя, остается за пределами этого высказывания, то есть оно бесконтекстно. Однако его очень любят люди с тягой к обличительным суждениям… Другая излюбленная фраза из того же ряда принадлежит польскому посланнику Сапеге, который счел, что у Федора Ивановича вовсе нет рассудка. Наверное, не имеет смысла лишний раз подчеркивать, что и польско-литовское государство, и шведская корона находились тогда в натянутых отношениях с Россией, а конфликт со шведами в конечном итоге был решен силой русского оружия. Ни у тех, ни у других не было ни малейших причин испытывать сколько-нибудь добрые чувства к вражескому правителю.

Впрочем, существуют и явно доброжелательные отзывы иностранцев, где акцент перенесен с «простоты ума» Федора Ивановича на его религиозность. Так, голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса со всей определенностью говорит о русском царе: «очень добр, набожен и весьма кроток». И далее: «он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно». О слабоумии — ни слова. Конрад Буссов (немецкий ландскнехт, написавший в соавторстве с лютеранским пастором Мартином Бэром «Хронику событий 1584–1613 годов») с крайней неприязнью относился к Православию в целом. Но все-таки он признавал Федора Ивановича человеком «весьма благочестивым» и «на их московский лад» богобоязненным, отмечая, что царь больше интересовался делами веры, чем делами правления.

Итак, если пользоваться одними иностранными источниками, то картина получается неровная, лишенная цельности. Допустим, никто не отрицает благочестия Федора Ивановича. Совершенно так же никто не говорит о его способности самостоятельно решать государственные вопросы. А вот уровень его умственного развития оценивается по-разному. Кто-то считает его помешанным, а кто-то не видит никакой интеллектуальной недостаточности или, в худшем случае, отмечает «простоту ума».

Русские источники рисуют царя Федора Ивановича в другом свете. Знаменитый публицист XVII века Иван Тимофеев, автор историко-философского трактата «Временник», писал о сыне Ивана Грозного с восхищением, в тонах превосходной степени. Самому Ивану Васильевичу не досталось и трети таких похвал — с ним Тимофеев обошелся без особого пиетета.

Для того чтобы понять, как далеко простирался восторг Ивана Тимофеева, стоит привести обширную цитату из его произведения: «Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах».

В государственной летописи сохранилось описание начальных дней царствования этого государя. Нигде не видно никаких признаков слабоумного поведения — напротив, когда проходил обряд венчания на царство, Федор Иванович дважды публично выступал с речами, утверждая свое желание повторить эту церемонию, впервые введенную при его отце. Конечно, сейчас трудно судить, сколь точно передано летописцем содержание монарших речей. Но сам факт их произнесения никаких сомнений не вызывает: англичанин Горсей, беспристрастный свидетель происходящего, тоже пишет о том, что царь прилюдно держал речь.

Можно ли представить себе слабоумного в роли оратора?

Итоги тихого жития

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника — «Пискарёвского летописца». От неподконтрольного правительству летописного повествования естественно ждать оценок, радикально расходящихся с теми, которые «спущены сверху». И действительно, «Пискарёвский летописец» заполнен разоблачительными высказываниями. Так, об опричнине там написано немало горьких слов. Ее введение ставится Ивану IV в укор. Да и сам этот государь предстает, мягко говоря, небезупречной фигурой: летописец не забыл перечислить шесть (!) его жен. А православному человеку больше трех раз вступать в брак не полагается…

Что же сообщает «Пискарёвский летописец» о Федоре Ивановиче? О нем сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии».

Вот такой был durak!

Карта Руссии, составленная Гесселем Герритсом по оригиналу царевича Федора Борисовича.

Похоже, слабоумным Федор Иванович представлялся только тем, кто привык к язвительной, глумливой премудрости и беспощадной жестокости его отца. Конечно, после «грозы», присущей царствованию Ивана Васильевича, его сын мог выглядеть в глазах служилой аристократии слабым правителем… Но при его «слабости», «простоте» и «благочестии» дела государства устроились лучше, чем при неистовом родителе.

Именно при Федоре Ивановиче на Руси было введено патриаршество.

За все годы его правления крымцы не сумели пробить брешь в русской обороне, а вот Иван Васильевич в 1571 году позволил им сжечь столицу.

На Урале и в Западной Сибири подданным русского царя удалось закрепиться лишь при Федоре Ивановиче. Атаман Ермак, начавший войну с Крымским ханством еще при Иване Васильевиче, как известно, был убит, а войско его разгромлено. Зато служилые люди с именами не столь знаменитыми несколько лет спустя сумели успешно продвинуться в том же направлении.

Наконец, Иван Грозный проиграл главную войну своей жизни — Ливонскую. Он не только утратил все завоеванное неимоверными усилиями, но и отдал врагу часть Новгородчины. При Федоре Ивановиче грянула новая война. Царь лично отправился в поход и участвовал в боевых действиях. Отпустили бы правителя с полками, если бы он был беспомощным идиотом? И кого могла бы вдохновить в войсках подобная фигура? Очевидно, что государь в глазах десятков тысяч военных людей не выглядел ни «юродивым», ни «помешанным». В результате ожесточенной борьбы Россия отбила тогда у шведов Ям, Копорье, Ивангород и Корелу. Москве удалось добиться частичного реванша за прежнее поражение в Ливонии.

***

Остается подвести итоги. Федор Иванович был человеком необыкновенно чистой, нравственной жизни, а в благочестии равнялся инокам из дальних обителей. Иностранцы, особенно те, кто имел причины к вражде с русским государством, порой отзывались о царе как о сумасшедшем или о сущем простаке. Но факты свидетельствуют об ином. Государь не был ни помешанным, ни слабоумным. «Простота» его, вернее всего, была простотой не умственно отсталого, а блаженного, «Божьего человека».

Память святого благоверного царя Феодора Иоанновича отмечается 7 (20) января.

Царь Федор Иоаннович: биография, годы правления, смерть

Первой женой Ивана Грозного была Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, происходившая из древнего боярского рода, выходцем из которого является и первый представитель Дома Романовых – царь Михаил Фёдорович. От неё появились на свет три сына. Старший из них, Дмитрий, умер во младенчестве, средний, Иван был убит в порыве гнева собственным отцом, а младшего – Фёдора — судьба уберегла, и по прошествии лет он унаследовал российский престол.

Третий сын грозного царя

Родился будущий царь Фёдор Иоаннович 31 мая 1557 года в урочище Собилка, находившемся в 6 км от Переславля-Залесского. Два памятника этому событию, возведённые по повелению самого Ивана Грозного, — крест-часовня на месте рождения сына и храм в честь святого великомученика Феодора Стратилата в Переславль-Залесском Феодоровском монастыре — сохранились до наших дней.

Мать царевич Фёдор знал только в раннем детстве. 7 августа 1560 года она скончалась при весьма странных обстоятельствах, наводящих на мысль об отравлении. Смерть любимой жены и связанные с этим переживания вызвали в царе глубокий психологический надлом в короткий срок, превратив его из доброго христианина в кровавого тирана, каким он и вошёл в отечественную историю.

Конец династии Рюриковичей

От рождения царевич Фёдор не являлся наследником престола, поскольку эта честь досталась его старшему брату Ивану, и лишь после его трагической смерти, последовавшей в 1581 году, он получил этот статус. Известно, что даже по своему складу он не подходил на роль самодержца. Тихий, глубоко набожный и, как свидетельствуют современники, слабоумный Фёдор, по словам отца, был создан для монашеской кельи, а не для трона. Об этом красноречиво свидетельствует прозвище Фёдора Иоанновича, под которым он вошёл в историю, – Феодор Блаженный.

В 1557 году Фёдор Иоаннович взял в жёны Ирину Фёдоровну Годунову, родную сестру ближайшего сподвижника и любимца Ивана Грозного – Бориса Годунова. Это брак устроил сам отец, желая породнить сына с наиболее верным ему боярским родом. До 35 лет у супругов не было детей, о которых они молили Бога, регулярно совершая паломничества в ближние и дальние монастыри. Лишь в 1592 году на свет появилась дочь, но прожить ей было суждено только 9 месяцев.

Так как их союз не принёс российскому престолу очередного наследника, то именно царь Фёдор Иоаннович стал последним представителем рода Рюриковичей. На нём оборвалась династия, правившая на Руси в течение 736 лет. Тем не менее брак с Ириной сыграл важную роль в дальнейшей истории страны – благодаря ему необыкновенно возвысился её брат Борис Годунов, восшедший впоследствии на российский престол.

Кем приходился царю Фёдору Иоанновичу Борис Годунов?

Поскольку при Иване Грозном наследником престола являлся его старший сын Иван, то младшего, Фёдора, никто не готовил к этой высокой миссии. С детства предоставленный самому себе, он проводил время в бесконечных молитвах и поездках по монастырям. Когда же Ивана не стало, то пришлось спешно навёрстывать упущенное.

Вот тут и оказался ко двору Борис Годунов, по родству приходившийся ему шурином, но, кроме этого, сумевший стать ближайшим доверенным лицом и наставником. Особенно же его роль возросла после кончины Ивана Грозного, открывшей сыну путь к власти.

С того момента, как в марте 1584 года внезапно скончался грозный царь, по Москве пошли слухи о его насильственной смерти. Начало им положил приказной дьяк – Иван Тимофеев, открыто обвинявший в убийстве двух бояр – Богдана Бельского и Бориса Годунова. Имел ли он на то реальные основания или нет, неизвестно, но тем не менее ряд исследователей полагает, что таким путём Годунов помог ускорить своему воспитаннику приход к власти.

Царские милости и пожертвования

Будучи человеком крайне религиозным, сразу после кончины отца Фёдор Иоаннович прежде всего позаботился об упокоении его души. С этой целью им было отправлено 1000 р. в Константинополь, а также щедрые дары в Александрию, Иерусалим и Антиохию, откуда вскоре прибыл в Москву патриарх Иоаким. Кстати, глава Русской церкви – митрополит Дионисий Московский (патриаршество в то время ещё не было учреждено в России) принял его весьма высокомерно, показывая, что своим богатством и положением при царе он превосходит его.

В день коронации, состоявшейся 10 июня 1584 года, новый государь всея Руси осыпал Годунова царскими милостями. Ему был пожалован чин конюшего, а также почётное звание ближайшего и великого боярина. В довершение всего государь назначил его наместником Астраханского и Казанского царств.

Борьба за место у трона

Ввиду того что с первых же дней царь Фёдор Иоаннович показал себя совершенно неспособным править страной, при его особе был создан регентский совет, состоявший из четырёх человек. В него вошли бояре Богдан Бельский (тот самый, возможный убийца Ивана Грозного), Никита Романович Юрьев, Иван Петрович Шуйский (будущий царь) и Иван Фёдорович Мстиславский.

У трона безвольного и слабоумного царя они составили весьма сильную группировку, и для получения в свои руки всей полноты власти Борису Годунову предстояла тяжёлая борьба, увенчавшаяся его победой. Умело манипулируя эгоистическими устремлениями каждого из членов регентского совета, он сумел добиться того, что в том же году Б. Бельского, обвинённого в измене, отправили в ссылку, Мстиславский был насильно пострижен в монахи, а Шуйский, наиболее сильный конкурент, попал в опалу. Полному же его триумфу способствовала внезапная смерть Никиты Юрьева.

После этого в течение всех 14 лет, в течение которых царь Фёдор I Иоаннович находился на троне, фактическое управление страной осуществлял Борис Годунов. Об этом, реальном положении вещей, прекрасно знали не только в России, но и за границей, поэтому иностранные дипломаты, вручив царю свои верительные грамоты, первым делом старались наладить отношения с его ближайшим боярином Годуновым.

Слава, пережившая царя

Справедливости ради следует отметить, что если царь Фёдор Иоаннович и оказался неспособен руководить страной, то у него вполне хватило ума не вмешиваться в правление более разумного и талантливого Бориса, прекрасно распоряжавшегося огромным государством. Благодаря этому в период Смутного времени все в один голос заявляли, что при нём (Фёдоре Иоанновиче – все лавры достались ему) государство процветало, а люди были счастливы и довольны своим правителем.

В результате этого после безвременной кончины царя Фёдора не только Москва, но и вся Россия желала видеть на троне продолжателя его дел. Сразу и без малейших колебаний власть была предложена Ирине – вдове почившего государя, а когда она отказалась, единственным кандидатом стал Борис Годунов. Именно купаясь в лучах славы своего предшественника он и сумел взойти на российский престол.

Когда же после его собственной кончины разгорелась борьба за власть, то каждый из претендентов пытался обосновать свои права на престол ссылками на прежнюю близость к Фёдору Иоанновичу. Кстати, и кандидатура первого царя из рода Романовых – Михаила Фёдоровича — была утверждена Земским собором именно из-за его родства с ним.

Мысль об учреждении патриаршества

Наиболее ярким историческим событием, ознаменовавшим годы правления Фёдора Иоанновича, стало установление на Руси патриаршества. Несмотря на то что после захвата Константинополя турецкой армией в 1453 году Русская церковь практически вышла из-под его контроля, она по своему статусу оставалась ниже остальных православных церквей, находившихся на территориях Османской империи. Это во многом снижало её международный авторитет.

В 1586 году на заседании Боярской думы царь Фёдор Иоаннович выступил с предложением обратиться к находившемуся тогда в России Антиохийскому патриарху Иоакиму с просьбой о содействии в деле учреждения на Руси собственной патриархии. Сложность заключалась в том, что для осуществления задуманного требовалось согласие предстоятелей остальных восточных православных церквей.

Первый патриарх на Руси

Благодаря его содействию собор Греческой церкви вынес по этому вопросу положительное решение, а затем, в 1588 году, в Москву для совершения священного обряда прибыл Константинопольский патриарх Иеремия. Поражённый блеском и роскошью царского дворца, он вначале вознамерился остаться в России навсегда и взять на себя управление сразу двумя патриархиями – Константинопольской и Московской, но поскольку россияне желали видеть во главе церкви своего соотечественника, ему пришлось отказаться от задуманного.

На Освящённом церковном соборе, состоявшемся 29 января 1589 года, из трёх претендентов на патриарший престол был избран митрополит Московский Иов, ставший первым Патриархом Московским и всея Руси. Его избранию всячески содействовал государь Фёдор I Иоаннович, питавший к нему глубочайшее почтение как к своему духовнику и советчику.

Ужесточение крепостного права

Внутренняя политика Фёдора Иоанновича отмечена дальнейшим закрепощением крестьян. Это выражалось в его указах, ограничивавших большинству из них переход от одного помещика к другому на основании закона о Юрьевом дне.

Дело в том, что, согласно ранее принятому уложению, 26 ноября каждого года (православный праздник Юрьев день) крестьяне, закончив полевые работы и расплатившись с барином, имели право уйти от него к другому хозяину. Однако в годы правления Фёдора Иоанновича были введены значительные ограничения категорий лиц, подпадавших под действие этого закона, а также установлен пятилетний срок розыска беглых крестьян.

Кроме того, проводимые им меры способствовали ещё большему закабалению крестьян, не сумевших в должный срок рассчитаться со своим барином. Согласно указу от 1586 года, все долговые (кабальные) записи стали оформляться официально и получили надлежащую юридическую силу.

Внешняя политика царя Фёдора

Во внешнеполитических вопросах деятельность царя Фёдора Иоанновича была направлена на установление прочных торговых и дипломатических отношений с целым рядом стран, среди которых особое место занимали Голландия и Франция. В результате весной 1585 года Москва и Париж обменялись послами.

Не менее успешно складывались отношения и с недавними врагами – Швецией и Речью Посполитой. Мирный договор, заключённый в 1587 году, позволил отвести войска от польско-литовской границы и с их помощью положить конец территориальным притязаниям шведского короля.

Возврат утерянных прежде земель и покорение Сибири

Значительным достижением дипломатов царя Фёдора Иоанновича стало заключение в мае 1595 года Тявзинского соглашения, в результате которого Россия вернула себе Ивангород, Корелы, Копорье и Ям. Как было сказано выше, несмотря на то, что вся инициатива находилась в руках Бориса Годунова, славу и благодарность потомков стяжал царь Фёдор Иоаннович.

Биография его будет неполной, если не упомянуть и ещё об одном важном событии – окончательном присоединении Сибири. Этот процесс, начавшийся ещё в прежние царствования, получил при нём своё завершение. На обширных территориях, раскинувшихся за Уральским хребтом, один за другим появлялись новые города – Тюмень, Нарым, Сургут, Берёзов и многие другие. В государеву казну ежегодно поступал обильный ясак – дань от коренных жителей этого богатого, но дикого края.

Смерть малолетнего царевича

История правления царя Фёдора Иоанновича была омрачена гибелью его младшего брата – наследника престола царевича Димитрия, отправленного вместе со своей матерью, шестой женой Ивана Грозного Марией Нагой в Углич. Обстоятельства смерти наводили на мысль о преднамеренном убийстве, в котором народная молва поспешила обвинить Бориса Годунова. Однако следственная комиссия, возглавляемая Василием Шуйским, не нашла тому никаких доказательств, в результате чего вопрос об истинной причине гибели наследника престола остаётся открытым и по сей день.

Конец жизни и царствования

Смерть Фёдора Иоанновича, последовавшая 17 января 1598 года, стала следствием тяжёлой болезни, из-за которой в последние месяцы жизни он не вставал с постели. Похоронили государя рядом с его отцом и старшим братом Иваном в правой части алтаря Архангельского собора Московского Кремля. Русской православной церковью он был канонизирован как святой благоверный Феодор I Иоаннович царь Московский, память которого отмечается дважды в год – 20 января и в первое воскресенье сентября, когда празднуется Собор московских святых.

И последнее. Многих интересует, какова была фамилия царя Фёдора Иоанновича. На этот вопрос ответа быть не может, поскольку фамилии как таковой ни у него, ни у его предков не было. Все представители прервавшегося на нём княжеско-царского рода могли бы ответить на этот вопрос словами из популярного фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Рюриковичи мы!»

Царь Федор Иванович

После смерти великого русского царя Ивана Грозного в 1584 году, русский престол достался его сыну. Царь Федор Иванович к делам государственным был холоден и управлением страной практически не занимался. Природа наградила его слабым здоровьем, поэтому большую часть времени новый царь проводил в кровати или в молитвах. Понимая, что царь Федор Иванович не сможет управлять страной, от его имени принимать решения взялся Борис Годунов, брат жены Федор, Ирины.

Начало царствования Федора обещало быть сложным, поскольку ему, равно и лицам от имени его правящим, предстояло сплотить российское общество, прежде всего, бояр и дворян, семейства большинства из которых находились во вражде из-за опричнины, введенной Иваном Грозным. Одним из способов достижения этой цели стало публикованные указа о «заповедных летах». Суть этого указа заключалась в запрете крестьян переходить в услужение к новому хозяину без согласия старого. Это был временная мера, но на Руси нет ничего более вечного, чем временное. Сей указ впоследствии так никто и не отменял.

Эпоха, в которой властвовал Царь Федор Иванович, отличалась большим ростом строительства церквей, храмов и монастырей. Многие дети дворян в это время были насильно направлены в Европу для обучения. Это был необходимый шаг, поскольку без развития науки в стране, Россия могла навсегда отстать от европейских государств.

В 1586 году случилось важное событие для внешней политики России. В этом году умер король Речи Посполитой Стефан. Воспользовавшись этим фактом, Борис Годунов, от имени русского царя, заключил с поляками мир до 1602 года. Это был важный шаг, позволивший нашей армии сфокусироваться на единственном противнике – шведах. В это время Шведское государство было крайне могущественным и открыто заявляло о своих притязаниях на земли в Прибалтике. В результате в 1590 году началась русско-шведская война. Продлилась она 3 года. По ее результатам Российское царство вернуло себе города Ям, Корела, Копорье и Ивангород, тем самым значительно упрочив свои позиции в данном регионе. Одновременно с этим большие силы был брошены на укрепление южных границ государства, что должно было обезопасить Россию от набегов Крымского Хана.

В 1587 году Александр, царь государства Кахетия, что на Кавказе, просил о присоединении своей страны в состав России. Просьба сия была удовлетворена. Расширение границ государства продолжалось. К 1598 году на территории Сибири было полностью разбито сопротивление местного Хана, и этот регион вошел в состав России.

Знаковым для истории России сей эпохи стал день 15 мая 1591 года. Из Углича, в котором жила Мария, жена Ивана Грозного, и ее сын Дмитрий, в этот день пришли известия о смерти Дмитрия. В Углич была отправлена специальная комиссия, деятельность которой, однако, сложно назвать продуктивным, поскольку в заключении ими вынесенном говорилось, что Дмитрий сам изранил себя ножом. Важность этого события заключается в том, что Царь Федор Иванович не имел детей, и Дмитрий, как младший сын Ивана Грозного, должен был унаследовать русское царство.

Царь Федор Иванович 6 января 1598 года умер, прервав своей смертью, целую династию Рюрика.

§ 1. Царствование Федора Иоанновича

1. ВСТУПЛЕНИЕ ФЕДОРА НА ПРЕСТОЛ

19 марта 1584 г. на престол вступил сын Ивана Грозного Федор. Его опекал совет бояр. В совет входили земские бояре – Иван Петрович Шуйский, Иван Федорович Мстиславский, Никита Романович Захарьин-Юрьев – и опричный выдвиженец Борис Годунов. Другой любимец Ивана Грозного – Богдан Яковлевич Бельский, боясь утратить положение при дворе, попытался составить заговор в пользу сводного брата царя Федора Дмитрия. Пообещав стрельцам «великое жалованье», он велел затворить все ворота и никого не пускать в Кремль.

Задавленный налогами и поборами московский посад давно бурлил, и гнев мог излиться по любому поводу. Узнав о действиях Вельского, «народ всколебался весь без числа со всяким оружием». Восставшие захватили стоявшие на Красной площади пушки. Пытавшимся успокоить их боярам они заявили: «Выдай нам Богдана Вельского! Он хочет извести царский корень и боярские роды!» Восстание подавили с трудом. Вельского отправили в ссылку – воеводой в Нижний Новгород. Царевича Дмитрия с матерью Марией Нагой и двумя ее братьями отослали в Углич – удел, выделенный Дмитрию еще Иваном Грозным.

31 мая 1584 г. Федор Иоаннович торжественно венчался на царство.

Вскоре Захарьин-Юрьев тяжело заболел и отошел от дел (он поручил своих сыновей Борису Годунову, который до 1594 г. им покровительствовал). Князь Мстиславский был обвинен в попытке убить Годунова и сослан в Белоозеро. Ивана Шуйского, стремившегося развести царя с его женой – сестрой Годунова, сослали в Кинешму, где он был задушен.

Хроника фактов

(1584-1598) Царствование Федора Иоанновича

Бояре. XVII в.

Царь Федор Иоаннович. Парсуна. XVI в.

Таким образом, опекунский совет перестал существовать. При царе Федоре остался один регент – Борис Годунов. Впоследствии он получит титул «правителя».

2. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Сразу же после венчания Федора на царство объявили амнистию всем, кто попал в опалу при Иване Грозном. Одновременно были смещены наиболее продажные судьи, чиновники, воеводы.

Меры по восстановлению торговли. В 1586-1587 гг. ряд откупных и таможенных грамот получил Новгород, что свидетельствовало о стремлении правительства помочь возрождению старых купеческих центров.

После потери Нарвы в Ливонскую войну стало затруднительно торговать с Западом. Решено было сделать центром морской торговли устье Северной Двины. Еще Иван IV утвердил план строительства здесь Архангельска. В 1584-1585 гг. город был построен. Указ 1585 г. ограничил права иноземных купцов, разрешив им покупать русские товары только в Архангельске у русских купцов-перекупщиков. Раньше иноземцы могли сами ездить по стране и покупать изделия у мелких торговцев и ремесленников по низким ценам. Теперь цены диктовали русские поставщики.

Закрепощение крестьян. Интересы помещиков и вотчинников защищали указы о «заповедных летах», в которые запрещался переход крестьян в Юрьев день. В 1581-1587 гг. было проведено описание земель, чтобы зафиксировать принадлежность крестьян и облегчить их сыск и возвращение в случае бегства. Но волнения и бегство крестьян не прекращались.

В 1597 г. правительство издало указ о пятилетнем сыске беглых крестьян. Время, в продолжение которого можно было искать и возвращать беглых, называли «урочными летами».

В том же 1597 г. было узаконено пожизненное кабальное холопство. Специальный указ запретил принимать от холопов деньги в уплату долга. Холопы должны были работать на господина до его смерти. Наймиты, добровольно поступившие на службу, через шесть месяцев тоже становились холопами. Все кабалы (долговые обязательства) должны были фиксироваться в государственных книгах.

(1597) Указ об «урочных летах»

Учреждение патриаршества. В 1589 г. после длительных переговоров с константинопольским патриархом в России было учреждено патриаршество. Русская православная церковь стала независимой от константинопольской. Это свидетельствовало о возросшем международном авторитете Руси.

(1589) Учреждение патриаршества

Градостроительство. В начале царствования Федора положение на границах было тревожным: восставали поволжские народы и сибирские племена, сохранялась опасность нападения Польши, Швеции, Крыма.

Правительство форсировало строительство городов-крепостей. В 1585 г. возникают Воронеж и Ливны, в 1586 г. – Тюмень в Сибири, в 80-90-е гг. XVI в. возводят на Волге Царицын, Саратов, Самару, строят Уфу, Курск, Елец, новые крепости в Смоленске, Астрахани и Казани. В Москве возводились стены Царь-города (Белого города).

Строили крепость не зря. Летом 1591 г. крымский хан Казы-Гирей подошел к Москве, но под огнем тяжелых пушек, установленных на крепостных стенах, был вынужден отступить.

После набега крымцев вдоль линии современного Садового кольца были построены и деревянные укрепления. Этот оборонительный рубеж называли Скородомом, так как возвели его очень быстро.

Военные успехи. Воспользовавшись разногласиями между Польшей и Швецией, Россия попыталась вернуть Нарву. В январе 1590 г. русское войско выступило в поход. 26 января после трехдневного обстрела сдался Ям. Его гарнизону было позволено вернуться на родину. В начале февраля осадили Нарву. Две недели велся артиллерийский обстрел города. 19 февраля начался решающий штурм. Взять крепость не удалось, однако шведы понесли большие потери и пошли на переговоры. 25 февраля 1590 г. подписали перемирие. Ям, Копорье и Ивангород были возвращены России.

Этот успех повлек за собой другой: поляки прислали в Москву послов и заключили с Россией перемирие на 12 лет.

Башня Белого города в XVII в. Художник А. М. Васнецов

Военные действия между Россией и Швецией вскоре возобновились. В 1595 г. в Тявзине заключили «вечный мир». Швеция отказалась от претензий на русские земли, захваченные во время Ливонской войны, и возвратила России крепость Корелу с округой. Это была последняя русская территория, удерживавшаяся шведами после Ливонской войны. Таким образом неудачи войны были компенсированы.

Патриарх Иов. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.

3. ВОЦАРЕНИЕ ГОДУНОВА

Последний царь из династии Рюриковичей – Федор Иоаннович умер 7 января 1598 г. Напрасно патриарх Иов молил его назвать имя наследника. Царь положился на волю Божью.

Претендентов на престол было несколько.

Годуновы утверждали, что Федор «учинил» после себя на царстве свою жену Ирину Годунову. Ее брат и фактический правитель страны Борис попытался удержать престол за сестрой (от ее имени даже издали несколько указов). Но подобное нарушение традиций вызвало волнения в Москве. Ирина вынуждена была постричься в монахини.

После гибели в Угличе царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, многие считали законным наследником двоюродного брата Федора Иоанновича – Федора Никитича Романова (мать царя Анастасия приходилась ему теткой).

О престоле мечтали любимец Ивана Грозного Богдан Бельский и глава Боярской думы Федор Иванович Мстиславский – родич королей Речи Посполитой, праправнук Ивана III.

Все претенденты на трон агитацией и подкупом вербовали себе сторонников среди москвичей. Годунов преуспел более других. На его стороне выступал патриарх Иов, а значит – Русская церковь. Его поддерживали дворяне, стрельцы и чернь, а также некоторые бояре (большинство бояр было против него). Земский собор, специально созванный в феврале 1598 г. для избрания нового царя, остановил свой выбор на Борисе Годунове.

Царевич Дмитрий. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.

20 февраля сторонники Годунова организовали «хождение народа» к Борису, уехавшему вслед за сестрой в Новодевичий монастырь. Но Годунов отказался венчаться на царство. 21 февраля политический спектакль достиг кульминации. Умолять Бориса стать царем пришло огромное число народу. Он вышел к толпе и, обернув вокруг шеи платок, показал, что скорее удушится, чем станет царем. В ответ духовенство пригрозило Борису закрыть церкви, бояре сказали: «А мы называться боярами не станем» (т. е. некому будет управлять государством), дворяне заявили, что не будут биться с неприятелем. По словам очевидца – дьяка Ивана Тимофеева, более всех старались «середние люди и все меньшие», которые «кричали нелепо, с воплем великим… не в чин», отчего лица их багровели, а утробы «расседались».

3 сентября 1598 г. в Успенском соборе Кремля состоялась коронация Бориса Годунова.

Вопросы и задания

1. Расскажите о царевиче Федоре Иоанновиче. Как случилось, что он оказался наследником московского престола? 2*. Почему русские и иноземцы по-разному оценивали Федора? 3. Как было организовано управление страной в царствование Федора? 4. Дайте характеристику внутренней политики Федора. 5. Какие цели преследовала российская внешняя политика в царствование Федора Иоанновича? 6*. Что принесло России царствование Федора Иоанновича?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >